Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСТ Р 52614.2-2006 (УТВ. ПРИКАЗОМ РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ 15.12.2006 N 309-СТ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   ¦    - статус деятельности по стратегическому партнерству;       ¦
        - финансовые результаты деятельности, связанной с качеством;
   ¦    - другие факторы, которые могут воздействовать на организа- ¦
    цию, такие как финансовые, социальные или экологические условия
   ¦и соответствующие изменения законов и регламентов.              ¦
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       5.6.3. Выходные данные анализа в образовательном учреждении
       Выходные   данные   анализа  системы  менеджмента  качества  со
   стороны  высшего  руководства  образовательного  учреждения  должны
   включать в себя:
       -      установление     показателей     улучшения     процессов
   образовательного    учреждения,    например    процесса   повышения
   квалификации преподавателей;
       -   пересмотр  или  проведение  корректировки  плана  обучения,
   содержания   курсов   при   внесении   изменений   в   учебник  или
   интерактивную обучающую программу.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    5.6.3. Выходные данные анализа                              ¦
   ¦    Выходные данные анализа со стороны руководства должны вклю- ¦
   ¦чать все решения и действия, относящиеся к:                     ¦
   ¦    a) повышению результативности системы менеджмента качества и¦
   ¦ее процессов;                                                   ¦
   ¦    b) улучшению продукции согласно требованиям потребителей;   ¦
   ¦    c) потребности в ресурсах.                                  ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        5.6.3. Выходные данные анализа
   ¦    При распространении анализа со стороны руководства на вопро-¦
    сы, выходящие за пределы верификации системы менеджмента качест-
   ¦ва, результаты такого анализа могут использоваться высшим руко- ¦
    водством в качестве входных данных для процессов улучшения. Выс-
   ¦шее руководство может применять этот процесс анализа как мощное ¦
    средство при определении возможностей улучшения деятельности ор-
   ¦ганизации. График проведения анализов способствует своевременно-¦
    му обеспечению данными для стратегического планирования в орга-
   ¦низации. Отобранные выходные данные следует доводить до сведения¦
    работников организации, демонстрируя им, как процесс анализа со
   ¦стороны руководства ведет к постановке новых целей, которые при-¦
    несут выгоду организации.
   ¦    Дополнительные выходные данные для повышения эффективности  ¦
    включают, например:
   ¦    - цели, касающиеся характеристик продукции и показателей    ¦
    процессов;
   ¦    - цели улучшения деятельности организации;                  ¦
        - оценку пригодности организационной структуры и ресурсов;
   ¦    - стратегию и инициативы по маркетингу, продукции и удовлет-¦
    воренности потребителей и других заинтересованных сторон;
   ¦    - сокращение потерь и планы снижения идентифицированных рис-¦
    ков;
   ¦    - информацию по стратегическому планированию будущих потреб-¦
    ностей организации.
   ¦    Необходимо иметь достаточно записей для обеспечения просле- ¦
    живаемости и облегчения оценки самого процесса анализа со сторо-
   ¦ны руководства, чтобы убедиться в его постоянной эффективности и¦
    в добавлении ценности организации.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
                         6. Менеджмент ресурсов
   
       6.1. Обеспечение ресурсами в образовательном учреждении
       Образовательное  учреждение должно идентифицировать потребности
   в  ресурсах,  необходимых  для функционирования процессов обучения.
   Образовательное  учреждение  должно обеспечить доступность ресурсов
   для  результативного  функционирования системы менеджмента качества
   и  повышения  удовлетворенности  потребителя  путем  выполнения  их
   требований. Образовательное учреждение должно:
       a)  установить  входные  данные  для определения потребностей в
   ресурсах;
       b)  планировать  ресурсы  на  кратко-,  средне-  и долгосрочный
   периоды;
       c)   осуществлять  контроль  исполнения  заданий  по  оценке  и
   верификации;
       d)  обеспечить  ресурсы  для результативного обмена информацией
   между      профессорско-преподавательским      составом,     штатом
   административных сотрудников, служащими и потребителями.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6. Менеджмент ресурсов                                      ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6.1. Обеспечение ресурсами                                  ¦
   ¦    Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требу-¦
   ¦емые для:                                                       ¦
   ¦    a) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы      ¦
   ¦менеджмента качества, а также постоянного повышения ее          ¦
   ¦результативности;                                               ¦
   ¦    b) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения¦
   ¦их требований.                                                  ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
   ¦улучшению деятельности                                          ¦
   
   ¦    6. Менеджмент ресурсов                                      ¦
   
   ¦    6.1. Общие рекомендации                                     ¦
        6.1.1. Введение
   ¦    Высшее руководство должно определить и обеспечивать наличие ¦
    ресурсов, необходимых для осуществления стратегии и достижения
   ¦целей организации. Они включают ресурсы для функционирования и  ¦
    улучшения системы менеджмента качества, а также удовлетворения
   ¦потребителей и других заинтересованных сторон. К ресурсам можно ¦
    отнести работников, инфраструктуру, производственную среду, ин-
   ¦формацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресур-¦
    сы.
   ¦    6.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание      ¦
        Для улучшения деятельности организации необходимо рассмот-
   ¦реть все вопросы, касающиеся ресурсов, например:                ¦
        - результативное, эффективное и своевременное предоставление
   ¦ресурсов с учетом возможностей и ограничений;                   ¦
        - материальные ресурсы, такие как усовершенствованные произ-
   ¦водственные и вспомогательные средства;                         ¦
        - нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная
   ¦собственность;                                                  ¦
        - ресурсы и механизмы, содействующие инновационным постоян- ¦
   ¦ным улучшениям;
        - организационные структуры, включая службы, удовлетворяющие¦
   ¦потребности менеджмента, проекта и матричного подхода;
        - менеджмент информации и технологии;                       ¦
   ¦    - повышение компетенции посредством целенаправленной подго-
    товки, образования и обучения;                                  ¦
   ¦    - развитие навыков и профилей лидерства для будущих менедже-
    ров организации;                                                ¦
   ¦    - использование природных ресурсов и их воздействие на окру-
    жающую среду;                                                   ¦
   ¦    - планирование потребностей в ресурсах на будущее.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       6.2. Человеческие ресурсы в образовательном учреждении
       6.2.1. Общие положения
       Образовательное    учреждение    должно   планировать   систему
   управления   персоналом   для   поддержания  процессов  обучения  и
   повышения компетентности основного и вспомогательного персонала.
       Уровень      компетентности     образовательного     учреждения
   поддерживают, например, с помощью:
       -  совершенствования учебных планов в соответствии с научными и
   технологическими изменениями;
       -    оценки    достижений    обучающихся   и   результативности
   образовательного  учреждения, основанной на выполнении поставленных
   образовательных целей;
       -     повышения     компетентности     персонала     (например,
   профессорско-преподавательского     состава),    необходимой    для
   выполнения их функциональных обязанностей.
       Потребители    должны   быть   уверены,   что   образовательное
   учреждение     имеет    квалифицированный    преподавательский    и
   учебно-вспомогательный     персонал,     способный    удовлетворять
   требования  обучающихся  к  процессу  обучения.  Квалификация может
   быть  определена  на  основе  наличия академических степеней, опыта
   работы,    свидетельств    и    удостоверений    о   подготовке   и
   переподготовке,  стажировок  на  производстве,  которые должны быть
   частью записей о качестве.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6.2. Человеческие ресурсы                                   ¦
   ¦    6.2.1. Общие положения                                      ¦
   ¦    Персонал, выполняющий работу, влияющий на качество продук-  ¦
   ¦ции, должен быть компетентным на основе соответствующего образо-¦
   ¦вания, подготовки, навыков и опыта.                             ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
   ¦улучшению деятельности                                          ¦
   
   ¦    6.2. Работники                                              ¦
        6.2.1. Вовлечение работников
   ¦    Руководству следует улучшить результативность и эффектив-   ¦
    ность организации, в том числе систему менеджмента качества,
   ¦через вовлечение работников и их поддержку.                     ¦
        В качестве помощи в достижении целей улучшения своей дея-
   ¦тельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие ¦
    своих работников посредством:
   ¦    - планирования обеспечения постоянной подготовки и карьеры; ¦
        - определения ответственности и полномочий персонала;
   ¦    - разработки индивидуальных и групповых целей, менеджмента  ¦
    выполнения процесса и оценивания результатов;
   ¦    - содействия вовлечению работников при постановке целей и   ¦
    принятии решений;
   ¦    - признания и вознаграждения;                               ¦
        - содействия открытому, двустороннему обмену информацией;
   ¦    - постоянного анализа потребностей своих работников;        ¦
        - создания условий, поощряющих нововведения;
   ¦    - обеспечения эффективной групповой работы;                 ¦
        - информирования о предложениях и мнениях;
   ¦    - использования измерений степени удовлетворенности работни-¦
    ков;
   ¦    - выяснения причин прихода работников в организацию и их    ¦
    увольнения.
   L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
   
       6.2.2.   Компетентность,   осведомленность   и   подготовка   в
   образовательном учреждении
       Высшее  руководство  должно  обеспечить  основной  обучающий  и
   вспомогательный  персонал  информацией  относительно  того,  как их
   компетентность,   осведомленность   и   подготовка   связаны  с  их
   ответственностью,  полномочиями, академическими и административными
   действиями.
       Образовательное учреждение должно:
       -    вести    систематическую   деятельность   по   определению
   потребности  в  компетентности персонала путем сравнения требований
   учебных планов с текущей компетентностью персонала;
       -  определять потребность в обучении персонала или любой другой
   деятельности,   направленной   на   устранение   любого  недостатка
   компетентности;
       -    обеспечивать    работу    преподавателей    при    наличии
   актуализированных критериев оценки;
       -  вести  учет  академической и административной компетентности
   штата сотрудников (см. 4.2.4 ИСО 9001:2000).
       Записи  должны  отражать  периодический  анализ  потребностей в
   обучении и его результаты.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка         ¦
   ¦    Организация должна:                                         ¦
   ¦    a) определять необходимую компетентность персонала, выполня-¦
   ¦ющего работу, которая влияет на качество продукции;             ¦
   ¦    b) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия¦
   ¦с целью удовлетворения этих потребностей;                       ¦
   ¦    c) оценивать результативность предпринятых мер;             ¦
   ¦    d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуаль-¦
   ¦ности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в ¦
   ¦области качества;                                               ¦
   ¦    e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи  ¦
   ¦об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).            ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка
   ¦    6.2.2.1. Компетентность                                     ¦
        Руководству следует убедиться в наличии компетентности, тре-
   ¦бующейся для результативной и эффективной работы организации.   ¦
    Это достигается на основе анализа фактических и ожидаемых пот-
   ¦ребностей в компетентности в сравнении с уже имеющейся компетен-¦
    тностью работников организации.
   ¦    В основе соображений по поводу потребностей в компетентности¦
    лежат:
   ¦    - будущие требования, связанные со стратегическими и опера- ¦
    тивными планами и целями;
   ¦    - ожидаемый менеджмент и потребность последовательного при- ¦
    менения рабочей силы;
   ¦    - изменения в процессах организации, средствах и оборудова- ¦
    нии;
   ¦    - оценивание компетентности отдельных работников для выпол- ¦
    нения определенных видов деятельности;
   ¦    - законодательные и другие обязательные требования и стан-  ¦
    дарты, влияющие на организацию и ее заинтересованные стороны.
   ¦    6.2.2.2. Осведомленность и подготовка                       ¦
        При планировании потребностей в обучении и подготовке работ-
   ¦ников необходимо учитывать изменения, вызванные характером про- ¦
    цессов, культурой организации и степенью подготовленности работ-
   ¦ников.                                                          ¦
        Вооружение работников знаниями, приобретение ими навыков и
   ¦опыта преследуют цель повышения их компетентности.              ¦
        В ходе обучения и подготовки подчеркивается важность выпол-
   ¦нения требований, потребностей и ожиданий потребителей и других ¦
    заинтересованных сторон. Подготовка также включает осознание
   ¦последствий невыполнения требований для организации и ее работ- ¦
    ников.
   ¦    Для оказания поддержки достижению целей организации и разви-¦
    тию ее работников при планировании обучения и подготовки работ-
   ¦ников учитывают:                                                ¦
        - опыт работников;
   ¦    - подразумеваемые и очевидные знания;                       ¦
        - навыки лидерства и менеджмента;
   ¦    - средства планирования и улучшения;                        ¦
        - групповую работу;
   ¦    - решение проблем;                                          ¦
        - навыки общения;
   ¦    - культуру и социальное поведение;                          ¦
        - знание рынков, потребностей и ожиданий потребителей и
   ¦других заинтересованных сторон;                                 ¦
        - творчество и новаторство.
   ¦    Для содействия вовлечению работников обучение и подготовка  ¦
    также включают:
   ¦    - прогноз будущего организации;                             ¦
        - политику и цели организации;
   ¦    - организационные изменения и развитие;                     ¦
        - инициирование и внедрение процессов улучшения;
   ¦    - выгоды от творческой работы и нововведений;               ¦
        - влияние организации на общество;
   ¦    - вводный курс для новых работников;                        ¦
        - периодические программы повышения квалификации для уже
   ¦подготовленных работников.                                      ¦
        В планы подготовки следует включать:
   ¦    - цели;                                                     ¦
        - программы и методы;
   ¦    - необходимые ресурсы;                                      ¦
        - определение необходимой внутренней поддержки;
   ¦    - оценивание повышения компетентности работников;           ¦
        - измерение результативности и влияния на организацию.
   ¦    Проводимые обучение и подготовку работников необходимо оце- ¦
    ивать с точки зрения ожиданий и воздействия на результативность
   ¦и эффективность организации как средств улучшения планов подго- ¦
    овки кадров на будущее.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       6.3. Инфраструктура образовательного учреждения
       Образовательное      учреждение     должно     идентифицировать
   инфраструктуру   и   оборудование,   необходимые   для   достижения
   установленных требований.
       Организация  должна определить ответственность и полномочия для
   установления  цен  и выполнения заявок, закупок, приемки, хранения,
   охраны, установки, использования и технического обслуживания.
       Образовательное  учреждение  должно  определить  программы  для
   планирования,     обеспечения     и     поддержания     необходимой
   инфраструктуры,   а  также  программу  анализа  риска  в  отношении
   безопасности и гигиены.
       Инфраструктура включает в себя при необходимости:
       a)   здания,   рабочее  пространство:  аудитории,  лаборатории,
   мастерские, библиотеки, зеленые зоны отдыха;
       b) связанные услуги, такие как:
       - водоснабжение;
       - электроснабжение с соответствующим оборудованием;
       -   обеспечение   газом  и  топливом,  включая  соответствующие
   инструменты для обслуживания;
       - медицинское обслуживание;
       c)  оборудование для процесса обучения, включая принадлежности,
   товарно-материальные ценности и расходные материалы;
       d)  службы  обеспечения,  такие как транспорт, книжный магазин,
   кафетерий, столовые и детские ясли.
       Если   при  обучении  используются  материалы  и  оборудование,
   которые   не   охвачены  процессами  системы  менеджмента  качества
   образовательного  учреждения,  то для подобных ресурсов должны быть
   описаны  причины  и цели их использования, определены стандарты для
   оценки и необходимые управляющие действия.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6.3. Инфраструктура                                         ¦
   ¦    Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в¦
   ¦рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения    ¦
   ¦соответствия требованиям к продукции.                           ¦
   ¦    Инфраструктура может включать:                              ¦
   ¦    a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства  ¦
   ¦труда;                                                          ¦
   ¦    b) оборудование для процессов (как технические, так и прог- ¦
   ¦раммные средства);                                              ¦
   ¦    c) службы обеспечения (например, транспорт или связь).      ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
    улучшению деятельности                                          ¦
   ¦
        6.3. Инфраструктура                                         ¦
   ¦    Руководству следует определить инфраструктуру, необходимую
    для процессов жизненного цикла продукции, учитывая в то же время¦
   ¦потребности и ожидания заинтересованных сторон. Инфраструктура
    включает в себя такие ресурсы, как производственное помещение,  ¦
   ¦рабочее пространство, средства труда и оборудование, вспомога-
    тельные службы, информационные и коммуникационные технологии, а ¦
   ¦также транспортные средства.
        Процесс определения инфраструктуры, необходимой для достиже-¦
   ¦ния результативного и эффетивного жизненного цикла продукции,
    включает:                                                       ¦
   ¦    a) обеспечение инфраструктуры, определенной с точки зрения
    целей, функциональности, эксплуатационных характеристик, готов- ¦
   ¦ности, затрат, безопасности, секретности и возобновления;
        b) разработку и внедрение методов технического обслуживания ¦
   ¦и ремонта, чтобы убедиться, что инфраструктура продолжает отве-
    чать потребностям организации; эти методы должны учитывать вид и¦
   ¦частоту технического обслуживания и ремонта, а также верификацию
    функционирования каждого элемента инфраструктуры в зависимости  ¦
   ¦от его важности и сферы использования;
        c) оценку инфраструктуры исходя из потребностей и ожиданий  ¦
   ¦заинтересованных сторон;
        d) рассмотрение вопросов окружающей среды, связанных с инф- ¦
   ¦раструктурой, таких как сохранение природы, загрязнение, отходы
    и рециклинг.                                                    ¦
   ¦    На инфраструктуру могут воздействовать природные явления,
    которыми невозможно управлять. В плане инфраструктуры следует   ¦
   ¦учитывать определение и уменьшение соответствующих рисков и от-
    ражать стратегию защиты интересов заинтересованных сторон.      ¦
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
       6.4. Производственная среда в образовательном учреждении
       В  учебный  план  необходимо  включать  требования  к  условиям
   обучения,   в   том   числе  к  аудиториям,  служебным  помещениям,
   лабораториям,    общежитиям    и    местам    общего   пользования,
   обеспечивающие  безопасность  для  здоровья  и физические разгрузки
   <*>.   Службы   обеспечения  должны  способствовать,  а  не  мешать
   процессу  обучения. Образовательное учреждение должно анализировать
   состояние   окружающей   среды   процесса   обучения  и  территории
   образовательного учреждения.
   --------------------------------
       <*>   УСТАНОВЛЕННЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ  К  УСЛОВИЯМ  ОБУЧЕНИЯ  ДОЛЖНЫ
   ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    6.4. Производственная среда                                 ¦
   ¦    Организация должна создавать производственную среду, необхо-¦
   ¦димую для достижения соответствия требованиям к продукции, и    ¦
   ¦управлять ею.                                                   ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
   ¦    ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по¦
    улучшению деятельности
   ¦                                                                ¦
        6.4. Производственная среда
   ¦    Руководство должно обеспечивать позитивное влияние производ-¦
    ственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу персона-
   ¦ла с целью улучшения деятельности организации.                  ¦
        При создании подходящей производственной среды - комбинации
   ¦человеческого и физического факторов - следует уделять внимание:¦
         - методам творческой работы и возможностям более полного
   ¦вовлечения с целью реализации потенциала работников организации;¦
        - правилам техники безопасности и методическим указаниям, в
   ¦том числе по применению средств защиты;                         ¦
        - эргономике;
   ¦    - размещению рабочих мест;                                  ¦
        - социальному взаимодействию;
   ¦    - средствам обслуживания персонала в организации;           ¦
        - температуре, влажности, освещению, воздушной вытяжке;
   ¦    - санитарным условиям, чистоте, шуму, вибрации и загрязне-  ¦
    нию.
   ¦    6.5. Информация                                             ¦
        Руководству необходимо обращаться с данными как с фундамен-
   ¦тальным источником для преобразования в информацию и постоянного¦
    развития базы знаний организации, которая важна при принятии ре-
   ¦шений, основанных на фактах, и может стимулировать нововведения.¦
        Для менеджмента информации организации следует:
   ¦    - определить свои потребности в информации;                 ¦
        - определить и получить доступ к внутренним и внешним источ-
   ¦никам информации;                                               ¦
        - преобразовать информацию в знания, используемые в органи-
   ¦зации;                                                          ¦
        - использовать данные, информацию и знания для постановки и
   ¦реализации целей и стратегии;                                   ¦
        - обеспечивать соответствующую безопасность и конфиденциаль-
   ¦ность;                                                          ¦
        - проводить оценку выгод, получаемых за счет использования
   ¦информации, с целью улучшения менеджмента информации и знаний.  ¦
        6.6. Поставщики и партнеры
   ¦    Руководству следует установить взаимодействие с поставщиками¦
    и партнерами для поддержки и облегчения обмена информацией с
   ¦целью взаимного улучшения результативности и эффективности про- ¦
    цессов, создающих ценность.
   ¦    У организации имеются различные возможности увеличить цен-  ¦
    ность посредством работы со своими поставщиками и партнерами,
   ¦например:                                                       ¦
        - оптимизация количества поставщиков и партнеров;
   ¦    - установление двусторонней связи на соответствующих уровнях¦
    обеих организаций для содействия быстрому решению проблем и уст-
   ¦ранения дорогостоящих отсрочек или споров;                      ¦
        - сотрудничество с поставщиками при валидации возможностей
   ¦их процессов;                                                   ¦
        - мониторинг способности поставщиков поставлять соответст-
   ¦вующую продукцию с целью устранения излишних верификаций;       ¦
        - стимулирование поставщиков к выполнению программы постоян-
   ¦ного улучшения деятельности и к принятию участия в других сов-  ¦
    местных инициативах по улучшению;
   ¦    - вовлечение поставщиков в деятельность организации по про- ¦
    ектированию и разработке с целью обмена знаниями, результативно-
   ¦го и эффективного улучшения процессов жизненного цикла и постав-¦
    ки соответствующей продукции;
   ¦    - вовлечение партнеров в определение потребностей в закупках¦
    и совместную разработку стратегии;
   ¦    - оценивание, признание и вознаграждение усилий и достижений¦
    поставщиков и партнеров.
   ¦    6.7. Природные ресурсы                                      ¦
        Следует учитывать наличие природных ресурсов, которые могут
   ¦влиять на деятельность организации. Несмотря на то, что такие   ¦
    ресурсы часто находятся вне непосредственного управления со сто-
   ¦роны организации, они могут иметь существенное позитивное или   ¦
    негативное влияние на ее результаты. Организация должна иметь
   ¦планы действий на случай непредвиденных обстоятельств по обеспе-¦
    чению ресурсами или их возобновлению с целью предотвращения или
   ¦минимизации негативного воздействия на деятельность организации.¦
        6.8. Финансовые ресурсы
   ¦    Менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению   ¦
    потребностей в финансовых ресурсах и их источников. Контроль за
   ¦финансовыми ресурсами включает сравнение фактического применения¦
    с плановым и принятие необходимых действий.
   ¦    Менеджмент финансовых ресурсов включает планирование, обес- ¦
    печение наличия и контроль, необходимые для внедрения и поддер-
   ¦жания результативной и эффективной системы менеджмента качества ¦
    и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает
   ¦разработку прогрессивных финансовых методов для поддержки и по- ¦
    ощрение улучшения деятельности организации.
   ¦    Повышение результативности и эффективности системы менедж-  ¦
    мента качества может положительно сказываться на финансовых
   ¦результатах организации, например:                              ¦
        a) внутренне, посредством сокращения отказов процессов и
   ¦продукции или расточительного расходования материалов и времени;¦
        b) внешне, посредством сокращения отказов продукции, сниже-
   ¦ния затрат на компенсацию по поручительствам и гарантиям, а так-¦
    же снижения цены потери потребителей и рынков.
   ¦    Информация по таким вопросам может также обеспечивать средс-¦
    тво установления нерезультативной или неэффективной деятельности
   ¦и инициировать подходящие действия по улучшению.                ¦
        Финансовую отчетность по деятельности, связанной с функцио-
   ¦нированием системы менеджмента качества и соответствием продук- ¦
    ции, следует использовать при анализе со стороны руководства.
   L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
   
           7. Процессы жизненного цикла образовательных услуг
   
       7.1.  Планирование процессов жизненного цикла в образовательном
   учреждении
       Образовательное  учреждение должно планировать проектирование и
   разработку   процесса   обучения,   предоставление  образовательной
   услуги,     оценку     полученных     результатов,     деятельность
   вспомогательных    служб,   распределение   ресурсов,   определение
   критериев  оценки  и  внедрение  процедур постоянного улучшения для
   достижения ожидаемых результатов.
       Образовательное   учреждение   должно  планировать  необходимые
   ресурсы для всех процессов.
       В  образовательном  учреждении  могут быть определены следующие
   процессы предоставлении образовательных услуг:
       a) процесс повышения квалификации преподавателей;
       b) проектирование и разработка (составление) учебных планов;
       c) определение проектов и направлений исследования;
       d) процесс обучения или другая деятельность;
       e) прием на работу персонала;
       f) приобретение материалов и других ресурсов;
       g) прием абитуриентов (обучающихся);
       h)  управление  изменениями  при  составлении  и  корректировке
   учебных  планов,  календарных  планов  курсов, расписаний занятий и
   вступительных экзаменов;
       i)    получение   аккредитации   образовательного   учреждения,
   присвоение   профессиональной   квалификации  (например,  получение
   диплома     об     образовании),     организация     постдипломного
   дополнительного образования (например, аспирантура);
       j)  предоставление услуг библиотеки, аудио-, видеооборудования,
   компьютерной техники и других услуг;
       k) обеспечение безопасности, услуги по охране и защите граждан;
       l)  распределение  аудиторного  фонда, лабораторий, мастерских,
   классных комнат, актовых залов;
       m) техническое обслуживание оборудования.
       Управление   основными  процессами  обучения  включает  в  себя
   оценку   потребностей   в   обучении,  разработку  учебного  плана,
   организацию   и   проведение  процесса  обучения,  а  также  оценку
   результатов  обучения.  Вспомогательные  процессы,  описанные в ИСО
   9001,   должны   также   быть   управляемыми.  Для  образовательных
   учреждений,  внедряющих  ИСО  9001,  могут  быть установлены методы
   контроля,   разработанные   преподавателями   или   экзаменационной
   комиссией.  Методы  контроля должны стать частью анализа со стороны
   руководства,   а   также  должны  подтверждать,  что  требования  к
   процессу  обучения  выполнены  и  данные  методы являются составной
   частью  процесса  улучшения качества. Изменения, внесенные в методы
   контроля  основных  процессов,  должны  быть  документированы, и, в
   соответствии  с внесенными изменениями, должны быть актуализированы
   соответствующие инструкции.
       Проверку  результативности  методов  контроля следует проводить
   на  основе наблюдений. Нерезультативные методы контроля должны быть
   изменены.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦    ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования     ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    7. Процессы жизненного цикла продукции                      ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦    7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции      ¦
   ¦    Организация должна планировать и разрабатывать процессы, не-¦
   ¦обходимые для обеспечения жизненного цикла продукции.           ¦
   ¦    Планирование процессов жизненного цикла продукции должно    ¦
   ¦быть согласовано с требованиями к другим процессам системы ме-  ¦
   ¦неджмента качества (4.1).                                       ¦
   ¦    При планировании процессов жизненного цикла продукции орга- ¦
   ¦низация должна установить, если это целесообразно:              ¦
   ¦    a) цели в области качества и требования к продукции;        ¦
   ¦    b) потребность в разработке процессов, документов, а также в¦
   ¦обеспечении ресурсами для конкретной продукции;                 ¦
   ¦    c) необходимую деятельность по верификации и валидации, мо- ¦
   ¦ниторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а    ¦
   ¦также критерии приемки продукции;                               ¦
   ¦    d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того,  ¦
   ¦что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продук- ¦
   ¦ция соответствуют требованиям (4.2.4).                          ¦
   ¦    Результат этого планирования должен быть в форме, соответст-¦
   ¦вующей практике организации.                                    ¦
   ¦    Примечания                                                  ¦
   ¦    1. Документ, определяющий процессы системы менеджмента ка-  ¦
   ¦чества (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, ¦
   ¦которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или ¦
   ¦контракту, может рассматриваться как план качества.             ¦
   ¦    2. При разработке процессов жизненного цикла продукции орга-¦
   ¦низация может также применять требования 7.3.                   ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
        ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по
   ¦улучшению деятельности                                          ¦
   
   ¦    7. Процессы жизненного цикла продукции                      ¦
   
   ¦    7.1. Общие рекомендации                                     ¦
        7.1.1. Введение
   ¦    Высшее руководство должно обеспечивать результативное и эф- ¦
    фективное функционирование процессов жизненного цикла продукции,
   ¦вспомогательных процессов, а также связанную с ними сеть процес-¦
    сов, с тем чтобы организация могла удовлетворять свои заинтере-
   ¦сованные стороны. В то время как процессы жизненного цикла при- ¦
    водят к созданию продукции, добавляющей ценность организации,
   ¦вспомогательные процессы также необходимы организации, так как  ¦
    они добавляют ценность косвенно.
   ¦    Любой процесс является последовательностью связанных между  ¦
    собой видов деятельности или деятельностью, которая имеет вход и
   ¦выход. Руководству следует определить необходимые выходы процес-¦
    сов и идентифицировать необходимые входы и виды деятельности для
   ¦результативного и эффективного достижения выходов процессов.    ¦
        Взаимодействие процессов может быть сложным, приводящим к
   ¦созданию сетей процессов. Для обеспечения результативной и эф-  ¦
    фективной деятельности организации руководству необходимо приз-
   ¦нать, что выход одного процесса может стать входом для другого  ¦
    или нескольких других процессов.
   ¦    7.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание      ¦
        Понимание того, что процесс может быть представлен как пос-
   ¦ледовательность видов деятельности, помогает руководству при    ¦
    определении входов для процесса. После определения входов могут
   ¦быть определены необходимые виды деятельности, действия и требу-¦
    ющиеся ресурсы для процесса с целью достижения желаемых выходов.
   ¦    Результаты верификации и валидации процессов и выходов сле- ¦
    дует также рассматривать как входы для процесса с целью достиже-
   ¦ния постоянного улучшения деятельности и популяризации ее совер-¦
    шенства на всех уровнях организации.
   ¦    Постоянное улучшение процессов в организации повысит резуль-¦
    тативность и эффективность системы менеджмента качества и улуч-
   ¦шит деятельность организации. В Приложении В описывается "Про-  ¦
    цесс постоянного улучшения", который можно использовать для ока-
   ¦зания помощи при определении действий, необходимых для постоян- ¦
    ного повышения результативности и эффективности процессов.
   ¦    Процессы следует задокументировать в той степени, которая   ¦
    требуется для поддержки результативной и эффективной работы.
   ¦    Документация, связанная с процессами, способствует:         ¦
        - определению и доведению до сведения персонала важных
   ¦характеристик процессов;                                        ¦
        - подготовке по вопросам функционирования процессов;
   ¦    - обмену знаниями и опытом в командах и рабочих группах;    ¦
        - проведению измерений и аудита процессов;
   ¦    - анализу, пересмотру и улучшению процессов.                ¦
        Необходимо оценивать роль работников в процессах, с тем
   ¦чтобы:                                                          ¦
        - обеспечивать охрану труда персонала;
   ¦    - обеспечивать наличие требуемых навыков;                   ¦
        - поддерживать координацию процессов;
   ¦    - обеспечивать входные данные для анализа процессов, получа-¦
    емые от работников;
   ¦    - содействовать внедрению нововведений, предлагаемых работ- ¦
    никами.
   ¦    При стимулировании постоянного улучшения деятельности орга- ¦
    низации акцент следует делать на повышении результативности и
   ¦эффективности процессов как средстве достижения благоприятных   ¦
    результатов. Возросшие выгоды, повышенная удовлетворенность пот-
   ¦ребителей, лучшее использование ресурсов и сокращение непроизво-¦
    дительных расходов - это примеры измеряемых результатов, которые
   ¦были достигнуты при большей результативности и эффективности    ¦
    процессов.
   ¦    7.1.3. Менеджмент процессов                                 ¦
        7.1.3.1. Общие положения
   ¦    Руководство определяет процессы, необходимые для жизненного ¦
    цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей
   ¦и других заинтересованных сторон. Для обеспечения жизненного    ¦
    цикла продукции следует уделять внимание соответствующим вспомо-
   ¦гательным процессам, а также желаемым выходам, этапам процессов,¦
    деятельности, потокам, мерам управления, потребностям в подго-
   ¦товке кадров, оборудованию, методам, информации, материалам и   ¦
    другим ресурсам.
   ¦    Необходимо составить оперативный план по менеджменту процес-¦
    сов, включающий:
   ¦    - требования к входу и выходу (например, спецификации и     ¦
    ресурсы);
   ¦    - виды деятельности внутри процессов;                       ¦
        - верификацию и валидацию процессов и продукции;
   ¦    - анализ процесса, в том числе его надежности;              ¦
        - определение, оценку и уменьшение рисков;
   ¦    - корректирующие и предупреждающие действия;                ¦
        - возможности и действия по улучшению процессов;
   ¦    - управление изменениями, относящимися к процессам и        ¦
    продукции.
   ¦    Примерами вспомогательных процессов являются:               ¦
        - менеджмент информации;
   ¦    - подготовка работников;                                    ¦
        - финансовая деятельность;
   ¦    - поддержание инфраструктуры и обслуживание;                ¦
        - применение промышленного оборудования, которое обеспечива-
   ¦ет безопасность/защиту;                                         ¦
        - маркетинг.
   ¦    7.1.3.2. Входы, выходы и анализ процесса                    ¦
        Согласно процессному подходу необходимо определить и заре-
   ¦гистрировать входы для процесса с целью обеспечения основы фор- ¦
    мулирования требований, которые будут применяться при верифика-
   ¦ции и валидации выходов. По отношению к организации входы могут ¦
    быть внутренними или внешними.
   ¦    Решение проблемы, касающейся двусмысленных или противоречи- ¦
    вых требований к входу, может потребовать проведения консульта-
   ¦ций с внутренними и внешними сторонами, имеющими отношение к    ¦
    этой проблеме. Входные данные, полученные на основе деятельнос-
   ¦ти, полная оценка которой еще не завершена, следует подвергнуть ¦
    оцениванию посредством последующего анализа, верификации и вали-
   ¦дации. Организации рекомендуется идентифицировать важные или    ¦
    критические характеристики продукции и процессов с целью разра-
   ¦ботки результативного и эффективного плана управления и монито- ¦
    ринга деятельности в ходе процессов.
   ¦    При рассмотрении вопросов, относящихся к входу, необходимо  ¦
    принимать во внимание следующее:
   ¦    - компетентность работников;                                ¦
        - документация;
   ¦    - возможности и мониторинг оборудования;                    ¦
        - охрана труда, безопасность и производственная среда.
   ¦    Выходы процесса, верифицированные относительно требований к ¦
    его входу, включая критерии приемки, должны учитывать потребнос-
   ¦ти и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. В  ¦
    целях верификации выходы следует задокументировать и оценить от-
   ¦носительно требований к входу и критериям приемки. Такая оценка ¦
    определяет необходимые корректирующие, предупреждающие действия
   ¦или потенциальные возможности повышения результативности и эф-  ¦
    фективности процесса. Верификацию продукции можно осуществлять в
   ¦ходе процесса для определения его изменчивости.                 ¦
        Руководство организации проводит периодический анализ харак-
   ¦теристик процесса, чтобы убедиться, что процесс соответствует   ¦
    действующему плану. Примеры тем для такого анализа:
   ¦    - безотказность и повторяемость процесса;                   ¦
        - идентификация и предупреждение потенциального несоответст-
   ¦вия;                                                            ¦
        - адекватность входов и выходов проектирования и разработки;
   ¦    - согласованность входов и выходов с запланированными       ¦
    целями;
   ¦    - возможности улучшения;                                    ¦
        - неразрешенные вопросы.
   ¦    7.1.3.3. Валидация и изменения продукции и процессов        ¦
        Руководству необходимо обеспечивать, чтобы валидация продук-
   ¦ции демонстрировала ее способность удовлетворять потребности и  ¦
    ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. Валида-
   ¦ция охватывает моделирование, имитирование и испытания, а также ¦
    анализ с вовлечением потребителей и других заинтересованных сто-
   ¦рон.                                                            ¦
        Вопросы, которые следует принимать во внимание, включают в
   ¦себя:                                                           ¦
        - политику и цели в области качества;
   ¦    - возможности или квалификацию оборудования;                ¦
        - условия эксплуатации продукции;
   ¦    - использование или применение продукции;                   ¦
        - утилизацию продукции;;
   ¦    - жизненный цикл продукции;                                 ¦
        - воздействие продукции на окружающую среду;
   ¦    - воздействие применения природных ресурсов, в том числе    ¦
    материалов и энергии.
   ¦    Процесс валидации следует проводить через соответствующие   ¦
    интервалы, чтобы обеспечивать своевременную реакцию на измене-
   ¦ния, воздействующие на процесс.                                 ¦
        Особое внимание уделяется валидации процессов:
   ¦    - для особо ценной продукции и продукции с критическими     ¦
    требованиями к безопасности;
   ¦    - там, где недостатки в продукции могут стать очевидными    ¦
    только при использовании;
   ¦    - там, где валидация не может быть повторена;               ¦
        - там, где верификация продукции невозможна.
   ¦    Организации необходимо внедрить процесс результативного и   ¦
    эффективного управления изменениями, чтобы убедиться, что изме-
   ¦нения продукции или процессов выгодны организации и удовлетворя-¦
    ют потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. Изменения
   ¦следует определять, регистрировать, оценивать, анализировать и  ¦
    подвергать управлению, чтобы понять степень их влияния на другие
   ¦процессы, а также потребности и ожидания потребителей и других  ¦
    заинтересованных сторон.
   ¦    Любые изменения в процессе, влияющие на характеристики про- ¦
    дукции, необходимо регистрировать и доводить до сведения персо-
   ¦нала, чтобы поддерживать соответствие продукции и предоставлять ¦
    информацию по корректирующим действиям или улучшению деятельнос-

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное