Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 26.04.1993 N ЦРБ-162)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   по  выполнению  операций,   связанных   с   отправлением   поезда,
   устанавливается  Инструкцией  по  движению  поездов  и  маневровой
   работе.
       16.16. Запрещается   отправление   поезда   на   перегон   без
   разрешения дежурного по станции.
       Разрешением на  занятие перегона для машиниста отправляющегося
   поезда является разрешающее показание выходного светофора,  а  при
   его  неисправности  или  при  отправлении  поезда с путей,  где не
   имеется выходных светофоров, - письменное разрешение установленной
   формы,  приказ дежурного по станции, переданный по радиосвязи, или
   жезл.
       Машинисту пассажирского   и   почтово   -   багажного   поезда
   запрещается отправляться со станции ранее времени,  установленного
   расписанием,  а также проследовать безостановочно станцию,  где по
   расписанию  предусмотрена  остановка   для   посадки   и   высадки
   пассажиров.
       На раздельных  пунктах,  где   остановка   пассажирского   или
   почтово -    багажного   поезда   предусмотрена   для   выполнения
   технологических операций (скрещение, обгон) и не предназначена для
   посадки,  высадки пассажиров и погрузки,  выгрузки багажа и почты,
   она по указанию поездного диспетчера,  передаваемому  машинисту  и
   дежурному по станции, может быть сокращена или отменена.
       В служебных  расписаниях  движения  поездов  такие   остановки
   отмечаются особым знаком, а в афишах и расписаниях, издаваемых для
   пассажиров, эти остановки не показываются.
       16.17. Запрещается   дежурному  по  станции,  а  на  участках,
   оборудованных диспетчерской централизацией,  поездному  диспетчеру
   открывать  выходной  светофор  или  давать  другое  разрешение  на
   занятие перегона, не убедившись в том, что маршрут для отправления
   поезда  готов,  стрелки  заперты,  маневры  на  стрелках  маршрута
   отправления прекращены,  техническое обслуживание  и  коммерческий
   осмотр  состава  закончены.  При отправлении поездов со станций их
   формирования, станций, где к составу поезда производилась прицепка
   и   отцепка   вагонов,   или  станций,  где  предусмотрена  замена
   сигнальных дисков,  обозначающих хвост поезда, дежурный по станции
   перед   открытием   выходного   светофора  или  выдачей  машинисту
   локомотива, специального самоходного подвижного состава разрешения
   на  занятие  перегона  должен  также убедиться в наличии поездного
   сигнала на последнем вагоне.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Выходной светофор должен открываться дежурным по станции лично
   или  по его указанию оператором поста централизации.  На участках,
   оборудованных  диспетчерской  централизацией,  выходной   светофор
   открывается поездным диспетчером.
       При нарушении графика движения  поездов  дежурный  по  станции
   перед   открытием   выходного   светофора  поезду,  следующему  за
   пассажирским, почтово   -   багажным,   людским   или   грузо    -
   пассажирским,  уведомляет  машиниста  о следовании за пассажирским
   поездом.
       Выходной светофор   должен   закрываться  автоматически  после
   прохода его первой колесной парой  отправляющегося  поезда,  а  на
   станциях,  не имеющих электрических рельсовых цепей, - дежурным по
   станции,  оператором поста централизации или дежурным  стрелочного
   поста после прохода светофора всем составом отправившегося поезда.
       16.18. При   отправлении   поезда  со  станционных  путей  при
   запрещающем показании выходного светофора,  а также  с  путей,  не
   имеющих   выходных   светофоров,  запрещается  машинисту  ведущего
   локомотива,  специального  самоходного  подвижного   состава   при
   наличии  разрешения на занятие перегона приводить в движение поезд
   без указания дежурного по станции,  переданного по радиосвязи, или
   сигнала  отправления,  поданного  дежурным  по станции либо по его
   указанию дежурным по посту, парку, оператором поста централизации,
   дежурным  стрелочного  поста,  сигналистом или главным кондуктором
   (составителем  поездов).  Порядок   подачи   сигнала   отправления
   устанавливается  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии в составе железной дороги отделений железной  дороги  -
   заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. Приказов МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц, от 29.03.1999 N 17Ц)
       Перед приведением   поезда   в   движение   машинист  ведущего
   локомотива и специального самоходного  подвижного  состава  и  его
   помощник должны проверить, не подаются ли с поезда или работниками
   станции сигналы остановки.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Проводники вагонов    пассажирского    поезда    при   наличии
   препятствия к безопасному  следованию  должны  немедленно  принять
   меры к его остановке.
       В случае остановки на  перегоне  пассажирского  поезда  (кроме
   моторвагонного)  из-за  применения  стоп  -  крана  или вследствие
   самопроизвольного   торможения   проводники    должны    осмотреть
   обслуживаемые  ими  вагоны  и  при необходимости немедленно подать
   сигнал   остановки   в   сторону   локомотива.    При    остановке
   моторвагонного   поезда  на  перегоне  помощник  машиниста  обязан
   выяснить причину и доложить машинисту.  В  остальных  поездах  при
   такой   остановке   помощник  машиниста  должен  осмотреть  поезд,
   выяснить,  в полном ли он составе по номеру последнего  вагона,  и
   проверить наличие поездного сигнала на этом вагоне.
       Движение пассажирского  поезда  возобновляется  после   снятия
   сигналов   остановки   всеми  проводниками  вагонов,  а  остальных
   поездов - по докладу помощника машиниста.
       Порядок приведения  поезда  в  движение  на  перегоне в других
   случаях  остановки,  не  предусмотренной  графиком  движения  (для
   посадки   или   высадки  людей,  погрузки  или  выгрузки  грузов),
   устанавливается  Инструкцией  по  движению  поездов  и  маневровой
   работе.
       При обслуживании  локомотивов   пассажирских   поездов   одним
   машинистом  перед  приведением  поезда  в  движение на станции или
   перегоне машинист должен  по  радиосвязи  получить  от  начальника
   (механика - бригадира) пассажирского поезда сообщение о готовности
   поезда к отправлению.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       16.19. Разрешение  на  занятие перегона там,  где нет выходных
   сигналов,  а также в случаях отправления  поезда  при  запрещающем
   показании   выходного   сигнала   вручается   машинисту   ведущего
   локомотива,  специального самоходного подвижного состава  дежурным
   по  станции  лично  или  через  одного  из работников локомотивной
   бригады  этого  поезда,  дежурного  по  посту,  парку,  оператора,
   дежурного  стрелочного  поста,  сигналиста или главного кондуктора
   (составителя поездов).
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Машинист обязан    убедиться    в   правильности   полученного
   разрешения на занятие перегона.
       Порядок вручения  машинистам локомотивов разрешений на занятие
   перегона,  обеспечивающий  безопасность  движения,  указывается  в
   техническо - распорядительном акте станции.
       16.20. Одновременное отправление и прием  на  станцию  поезда,
   следующего  в  том  же  направлении,  запрещается,  если  подход к
   станции со стороны  принимаемого  поезда  расположен  на  затяжном
   спуске  и  при  этом  маршрут принимаемого поезда не изолирован от
   маршрута отправляемого  (предохранительным  тупиком  или  взаимным
   расположением приемо - отправочных путей).
       16.21. Дежурный по станции провожает каждый  отправляемый  или
   следующий   безостановочно   по   станции   поезд,  следя  за  его
   состоянием, наличием и правильным показанием поездных сигналов.
       Об отправлении  поезда  в  полном  составе дежурный по станции
   убеждается по докладу сигналиста,  дежурного стрелочного поста или
   лично.
       На станциях,  где пути отправления поездов удалены или где  по
   местным условиям дежурный по станции не может провожать поезда, их
   должны провожать сигналисты или дежурные стрелочного поста.
       На участках  с диспетчерской централизацией,  где нет дежурных
   по станции,  и на станциях, имеющих электрическую изоляцию путей и
   стрелок,  где  дежурный  по  станции  по местным условиям не может
   провожать поезда и нет других  работников  (сигналистов,  дежурных
   стрелочного   поста),   отправление   поездов   контролируется  по
   показаниям приборов управления.
       Перечень станций,  где  дежурные по станции могут не провожать
   поезда,  и   условия   обеспечения   безопасности   движения   при
   отправлении поездов устанавливаются начальником отделения железной
   дороги, а  при  отсутствии  в  составе  железной  дороги отделений
   железной дороги - первым заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Работник, провожающий   поезд,  обязан  убедиться,  что  поезд
   проследовал в полном порядке.
       В случае   обнаружения   в  поезде  неисправности,  угрожающей
   безопасности  движения,  а  также  при  проследовании  поезда  без
   установленных  поездных  сигналов,  работник,  провожающий  поезд,
   обязан принять меры к его остановке.
       16.22. Ответственность  за  правильность  формирования  поезда
   несут работники станции.
       Работники станции  перед  отправлением  поезда должны в точном
   соответствии   с   технологическим   процессом   работы   станции,
   техническо  -  распорядительным актом,  графиком движения и планом
   формирования поездов проверить правильность  формирования  поезда,
   правильность  и  прочность  крепления грузов на открытом подвижном
   составе, убедиться,  что сохранность грузов полностью  обеспечена,
   поезд  имеет  установленные сигналы и снабжен необходимым поездным
   инвентарем.
       Техническое обслуживание    поездных    сигнальных   приборов,
   обозначающих  хвост  грузовых  и  грузо  -  пассажирских  поездов,
   навешивание   сигнальных  приборов  на  эти  поезда  и  снятие  их
   возлагаются  на  работников  пунктов   технического   обслуживания
   вагонов.
       Порядок проверки  поезда  и  ответственность   соответствующих
   работников    станции    в    зависимости   от   местных   условий
   устанавливаются начальником железной дороги.
       16.23. На  все  грузовые  и  грузо  -  пассажирские  поезда на
   станциях формирования перед отправлением поезда машинисту ведущего
   локомотива  выдаются  натурный  лист  установленной  МПС  формы  и
   перевозочные документы в запечатанном виде. Запрещается отправлять
   поезда,   в   составе  которых  имеются  вагоны  без  перевозочных
   документов.
       На поезда,  в  которых  имеется главный кондуктор (составитель
   поездов),  натурный лист и перевозочные документы выдаются ему.  В
   этом   случае   главный  кондуктор  (составитель  поездов)  обязан
   ознакомить машиниста по натурному листу с  составом  отправляемого
   поезда.
       При прицепках и отцепках вагонов в пути следования в  натурный
   лист  поезда  работниками станции должны вноситься соответствующие
   изменения.
       На все пассажирские (кроме моторвагонных) и почтово - багажные
   поезда натурный  лист  поезда  вручается  начальнику  (механику  -
   бригадиру) пассажирского поезда.
       16.24. Время  фактического   отправления   или   проследования
   каждого  поезда,  его номер,  а при необходимости и другие данные,
   характеризующие состав поезда, дежурный по станции обязан отметить
   в  журнале  движения  поездов  и  немедленно сообщить дежурному по
   соседней  станции,  на  которую  отправлен  поезд,   и   поездному
   диспетчеру.  Кроме  того,  дежурный  по  станции должен обеспечить
   передачу необходимых данных о поезде в автоматизированную  систему
   управления.

           Средства сигнализации и связи при движении поездов

       16.25. Основными  средствами сигнализации и связи при движении
   поездов  являются  автоматическая  и  полуавтоматическая   путевые
   блокировки.
       При организации  двустороннего  движения   на   двухпутных   и
   многопутных   перегонах,  оборудованных  автоблокировкой  в  одном
   направлении,  движение поездов в противоположном  направлении  (по
   неправильному  пути) может осуществляться по сигналам локомотивных
   светофоров.
       На отдельных  участках  может  применяться как самостоятельное
   средство  сигнализации   и   связи   автоматическая   локомотивная
   сигнализация.
       На малодеятельных  участках  и  подъездных  путях  в  качестве
   средств   связи   при   движении   поездов  допускается  применять
   электрожезловую систему и телефон.
       В исключительных   условиях   по   указанию   МПС  допускается
   отправлять поезда с разграничением времени.
       На каждом  пути  межстанционного  перегона  одновременно может
   действовать одно средство сигнализации и связи.
       Порядок организации   движения   поездов   при  автоматической
   локомотивной   сигнализации,   применяемой   как   самостоятельное
   средство   сигнализации   и  связи,  при  следовании  по  сигналам
   локомотивных светофоров,  при электрожезловой системе и телефонных
   средствах   связи,   а   также   порядок   отправления  поездов  с
   разграничением временем устанавливаются  Инструкцией  по  движению
   поездов и маневровой работе.
       16.26. На отдельных малодеятельных участках и подъездных путях
   движение поездов допускается:
       по приказам поездного диспетчера, передаваемым непосредственно
   машинисту ведущего локомотива по поездной радиосвязи;
       при посредстве одного жезла;
       при посредстве одного локомотива.
       Перечень участков  и  подъездных  путей  и порядок организации
   движения  поездов  при  этих   средствах   связи   устанавливаются
   начальником железной дороги.
       16.27. При автоматической блокировке:
       а) разрешением  на  занятие  поездом  блок  -  участка  служит
   разрешающее показание выходного или проходного светофора;
       б) как исключение,  на проходных светофорах (кроме находящихся
   перед  входными светофорами),  расположенных на затяжных подъемах,
   допускается в каждом  отдельном  случае  с  разрешения  начальника
   железной  дороги установка условно - разрешающего сигнала - щита с
   отражательным знаком в виде буквы Т.
       Наличие этого сигнала служит разрешением грузовому  поезду  на
   проследование красного огня светофора без остановки.
       При этом машинист должен вести поезд так,  чтобы  проследовать
   светофор  с  красным  огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой
   бдительностью  и  готовностью  немедленно  остановить  его,   если
   встретится препятствие для дальнейшего движения;
       в) после остановки поезда перед проходным светофором с красным
   огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист
   видит или знает, что впереди лежащий блок - участок занят поездом,
   ему запрещается  продолжать  движение  до  тех  пор,  пока  блок -
   участок не освободится.  Если машинист не знает  о  нахождении  на
   впереди  лежащем блок - участке поезда,  он должен после остановки
   отпустить автотормоза  и,  если  за  это  время  на  светофоре  не
   появится разрешающего огня, вести поезд до следующего светофора со
   скоростью не более 20 км/ч с особой  бдительностью  и  готовностью
   немедленно   остановиться,   если   встретится   препятствие   для
   дальнейшего движения.
       В случае  когда  следующий проходной светофор будет в таком же
   положении,  движение поезда после остановки продолжается в том  же
   порядке.
       В случае когда после  проследования  в  установленном  порядке
   проходного  светофора  с  запрещающим  показанием  на локомотивном
   светофоре   появится   разрешающее   показание,   машинист   может
   следовать, руководствуясь показаниями локомотивного светофора,  но
   со скоростью не более 40 км/ч до следующего светофора.
       При наличии   разрешающего   огня  на  локомотивном  светофоре
   проходные светофоры  с  погасшим  огнем  разрешается  проследовать
   безостановочно, руководствуясь показанием локомотивного светофора.
       16.28. При полуавтоматической блокировке:
       разрешением на  занятие  поездом  перегона  служит разрешающее
   показание выходного или проходного светофора;
       на однопутных   участках   для  открытия  выходного  светофора
   необходимо предварительно получить по блок - аппарату от дежурного
   по соседней станции,  на которую отправляется поезд, блокировочный
   сигнал согласия или переключить блок - систему на  соответствующее
   направление движения.
       16.29. При    автоматической    локомотивной     сигнализации,
   применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи:
       разрешением на  занятие  первого   блок   -   участка   служит
   разрешающее показание выходного светофора;
       разрешением на  занятие  следующего  блок  -  участка   служит
   разрешающее показание локомотивного светофора.
       При перерыве  действия  всех  средств  сигнализации  и   связи
   движение   поездов   производится   на   однопутных  участках  при
   посредстве   письменных   извещений,   а   на   двухпутных   -   с
   разграничением   временем,  положенным  на  проследование  поездом
   перегона между станциями.
       Порядок организации  движения  поездов  при  перерыве действия
   всех средств сигнализации и связи устанавливается  Инструкцией  по
   движению поездов и маневровой работе.

                        Порядок движения поездов

       16.30. Максимальные  допускаемые  на   сети   железных   дорог
   скорости движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от
   конструкции пути и типов подвижного состава устанавливаются МПС.
       Скорости движения    поездов    по    перегонам   и   станциям
   устанавливаются начальником железной дороги и предусматриваются  в
   графике  движения  поездов.  При этом скорость движения на боковые
   пути по стрелочным переводам с  крестовиной  марки  1/11  и  круче
   должна  быть  не более 40 км/ч,  по стрелочным переводам марки 1/9
   пассажирских поездов - не более 25 км/ч,  по переводам из  рельсов
   типа  Р65  с  крестовиной  марки  1/11  -  не  более  50 км/ч,  по
   симметричным стрелочным переводам с крестовиной марки  1/11  -  не
   более 70 км/ч, по переводам с крестовиной марки 1/18 - не более 80
   км/ч.
       Скорость проследования светофора с одним  желтым  (немигающим)
   огнем  не  должна  превышать  60  км/ч для пассажирских и грузовых
   поездов.
       Светофор с  одним желтым (немигающим) огнем,  расположенный на
   участке,  оборудованном  автоблокировкой,  на   расстоянии   менее
   требуемого тормозного пути от следующего светофора,  а на участке,
   не  оборудованном  автоблокировкой,  расположенный  от   основного
   сигнала  на  расстоянии менее тормозного пути при полном служебном
   торможении,  разрешается  проследовать  со  скоростью,  не   более
   установленной начальником железной дороги.
       Скорость движения  поезда вагонами вперед допускается не более
   25 км/ч;  для хозяйственных  поездов  при  наличии  радиосвязи  на
   локомотиве   и   специальном   самоходном   подвижном   составе  в
   зависимости от  конструкции  специального  самоходного  подвижного
   состава,  восстановительных и пожарных поездов - не более 40 км/ч.
   Скорость следования снегоочистителей устанавливается МПС.
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       При приеме на тупиковые  станционные  пути  скорость  движения
   поезда в начале пути приема должна быть не более 25 км/ч.
       Скорость движения  моторвагонного   поезда   при   приеме   на
   свободный  участок пути,  когда следующий участок этого пути занят
   другим моторвагонным поездом, допускается не более 20 км/ч.
       Скорость движения  по  месту,  требующему уменьшения скорости,
   должна соответствовать  указанной  в  предупреждении  или  приказе
   начальника  железной  дороги,  а при отсутствии этих указаний - не
   более 25 км/ч.
       16.31. В  случаях  когда  при  следовании  поездов  необходимо
   обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и  предупредить
   их   о   производстве   работ,   на   поезда  выдаются  письменные
   предупреждения.
       Предупреждения выдаются:
       при неисправности пути,  устройств контактной сети, переездной
   сигнализации,  искусственных и  других  сооружений,  а  также  при
   производстве ремонтных и строительных работ,  требующих уменьшения
   скорости или остановки в пути;
       при вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи,
   а  также  при  включении  новых,   перемещении   или   упразднении
   существующих светофоров  и  при  их неисправности,  когда светофор
   невозможно привести в закрытое положение;
       при неисправности     путевых     устройств     автоматической
   локомотивной сигнализации;
       при отправлении  поезда  с  грузами,  выходящими  за   пределы
   габарита  погрузки,  когда  при следовании этого поезда необходимо
   снижать скорость или соблюдать особые условия;
       при работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера,
   путеукладчика,  подъемного  крана,  щебнеочистительной  и   других
   машин;
       при постановке в поезд подвижного состава,  который  не  может
   следовать со скоростью, установленной для данного участка;
       при работе съемных подвижных единиц,  а также при перевозке на
   путевых вагончиках тяжелых грузов;
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       во всех других случаях,  когда требуется  уменьшение  скорости
   или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить
   локомотивные бригады об особых условиях следования поезда.
       Выдача предупреждений  на поезда производится в соответствии с
   порядком, установленным  Инструкцией   по   движению   поездов   и
   маневровой работе.
       16.32. На   двухпутных  перегонах  каждый  главный  путь,  как
   правило,  служит  для  движения  поездов  в   одном   определенном
   направлении.
       На многопутных линиях порядок  движения  по  каждому  главному
   пути в пределах двух и более железных дорог устанавливается МПС, а
   в пределах одной железной дороги - начальником железной дороги.
       Порядок организации  движения  поездов  на  участках трех- или
   четырехниточного  пути  (при  сплетении   путей)   устанавливается
   начальником железной дороги.
       16.33. Для регулирования движения поездов по приказу поездного
   диспетчера  может применяться отправление поездов по неправильному
   пути.
       Отправление пассажирских   поездов   по   неправильному   пути
   допускается лишь как  исключение  в  каждом  отдельном  случае  по
   приказу дежурного по отделению железной дороги, а при отсутствии в
   составе железной дороги отделений железной  дороги  -  заместителя
   начальника железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Меры обеспечения  безопасности движения при следовании поездов
   по неправильному  пути  устанавливаются  Инструкцией  по  движению
   поездов и маневровой работе.
       16.34. При необходимости может применяться соединение  поездов
   и  следование их соединенными с действующими локомотивами в голове
   каждого из этих поездов.
       Организация движения таких поездов устанавливается начальником
   железной дороги в соответствии с инструкцией МПС.
       16.35. Следование поездов вагонами вперед допускается:
       при движении на подъездные пути и обратно;
       при движении   хозяйственных,   восстановительных  и  пожарных
   поездов.
       В голове  такого поезда ставится вагон с переходной площадкой,
   обращенной в  сторону  направления  движения,  на  которой  должен
   находиться работник,  обязанный следить за свободностью пути и при
   угрозе безопасности движения или  жизни  людей  принимать  меры  к
   остановке поезда.

           Порядок вождения поездов машинистами локомотивов,
            моторвагонных поездов и специального самоходного
                           подвижного состава
              (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

       16.36. Машинист обязан:
       хорошо знать конструкцию локомотива  (моторвагонного  поезда),
   специального     самоходного     подвижного    состава,    профиль
   обслуживаемого участка,  расположение на нем постоянных  сигналов,
   сигнальных  указателей и знаков и их назначение,  иметь расписание
   движения поездов;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       при приемке  локомотива (моторвагонного поезда),  специального
   самоходного  подвижного  состава  убедиться  в  его   исправности,
   обратив   особое   внимание   на  действие  тормозов,  песочниц  и
   радиосвязи,  а  по  записи  в   журнале   технического   состояния
   локомотива   убедиться   в   исправном   действии   автоматической
   локомотивной   сигнализации   и   автостопа;   проверить   наличие
   сигнальных принадлежностей, противопожарных средств;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       обеспечить безопасное  следование  поезда с точным соблюдением
   графика движения.
       16.37. После  прицепки  локомотива   к   составу   поезда,   а
   специального   самоходного   подвижного   состава   -   к  составу
   хозяйственного поезда машинист обязан:
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       убедиться в  правильности  сцепления локомотива,  специального
   самоходного  подвижного  состава  с  первым  вагоном   состава   и
   соединения  воздушных рукавов,  а также в открытии концевых кранов
   между ними;
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       зарядить тормозную магистраль  сжатым  воздухом,  убедиться  в
   том,  что падение давления не превышает установленных МПС норм,  и
   опробовать автотормоза;
       получить справку  об  обеспечении  поезда  тормозами,  сверить
   указанный в ней  номер  хвостового  вагона  с  натурным  листом  и
   убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным
   нормам;
       ознакомиться по натурному листу с составом грузового и грузо -
   пассажирского поезда - наличием вагонов,  занятых людьми,  грузами
   отдельных категорий,  названных в  Правилах  перевозок  грузов  по
   железным  дорогам  и Правилах перевозок опасных грузов по железным
   дорогам, а также открытого подвижного состава.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Если локомотив оснащен радиостанцией с индивидуальным вызовом,
   установить  присвоенный  номер   поезда   на   пульте   управления
   радиостанцией.
       После прицепки локомотива к  составу  пассажирского  поезда  с
   электроотоплением  вагонов  машинист обязан опустить токоприемники
   для  подключения  электромехаником  высоковольтных   междувагонных
   электрических соединителей.
       На участках,   оборудованных    автоматической    локомотивной
   сигнализацией,   машинист   ведущего   локомотива,  моторвагонного
   поезда,  специального самоходного подвижного состава обязан  перед
   отправлением  со  станции включить эти устройства,  а на участках,
   оборудованных радиосвязью,  убедиться, что радиостанция включена и
   путем  вызова  проверить  радиосвязь  с  начальником  (механиком -
   бригадиром) пассажирского поезда и соответственно с  руководителем
   работ в хозяйственном поезде.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       16.38. При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:
       следить за    свободностью    пути,   сигналами,   сигнальными
   указателями и знаками,  выполнять их требования и  повторять  друг
   другу  все  сигналы,  подаваемые светофорами,  сигналы остановки и
   уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда;
       следить за    состоянием    и    целостью    поезда,    а   на
   электрифицированных  участках,  кроме  того,   и   за   состоянием
   контактной сети;
       наблюдать за     показаниями     приборов,      контролирующих
   бесперебойность  и  безопасность  работы локомотива и специального
   самоходного подвижного состава;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       обеспечивать рациональное  использование  мощности  локомотива
   при экономном расходовании электроэнергии и топлива;
       при входе на станцию и проходе по станционным  путям  подавать
   установленные   сигналы,   следить  по  стрелочным  указателям  за
   правильностью  маршрута,  за  свободностью   пути   и   сигналами,
   подаваемыми  работниками  станций,  а также за движением поездов и
   маневровыми передвижениями на смежных путях,  немедленно  принимая
   меры к остановке при угрозе безопасности движения.
       После остановки поезда  на  станции,  если  в  нем  обнаружены
   какие-либо  неисправности,  машинист обязан немедленно доложить об
   этом  дежурному  по  станции,   а   на   участках,   оборудованных
   диспетчерской централизацией, - поездному диспетчеру.
       При необходимости   остановки   на   станции  машинист  обязан
   остановить  поезд,  не  проезжая  выходного  светофора  (при   его
   отсутствии - предельного столбика) пути приема. При этом локомотив
   грузового поезда должен быть остановлен у выходного  сигнала  (при
   его  отсутствии  -  у  предельного  столбика).  Не доезжая до них,
   машинист  может  остановить  поезд  только,  если  убедится  через
   дежурного  по  станции  по  поездной  радиосвязи,  что весь состав
   установлен в границах полезной длины пути приема.
       В случаях   обнаружения   в   пути   следования  неисправности
   светофоров автоблокировки,  повреждения пути,  контактной  сети  и
   других сооружений и устройств,  неисправности в поездах, следующих
   по смежным путям,  машинист обязан сообщить об этом  дежурному  по
   ближайшей  станции или поездному диспетчеру.  При наличии поездной
   радиосвязи  сообщение  об  этих  неисправностях  машинист   должен
   передать  по  радио  дежурному  по ближайшей станции или поездному
   диспетчеру,  а при необходимости и машинисту поезда, следующего по
   смежному пути.
       16.39. При ведении поезда машинист должен:
       иметь тормозные  устройства  всегда   готовыми   к   действию,
   проверять  их  в пути следования,  не допускать падения давления в
   главном резервуаре и в магистрали ниже норм, установленных МПС;
       при запрещающих  показаниях  постоянных  сигналов,  показаниях
   сигналов уменьшения скорости и других сигналов, требующих снижения
   скорости,  применяя служебное торможение,  останавливать поезд, не
   проезжая  сигнала  остановки,   а   сигнал   уменьшения   скорости
   проследовать  со  скоростью,  не  более  установленной для данного
   сигнала;
       проследовать сигнальный знак,  ограждающий нейтральную вставку
   (во избежание остановки на ней локомотива),  со скоростью не менее
   20 км/ч;
       при внезапной   подаче   сигнала   остановки   или   внезапном
   возникновении    препятствия    немедленно    применить   средства
   экстренного торможения для остановки поезда;
       при сильных  туманах,  ливнях  и  метелях вести поезд с особой
   бдительностью и в необходимых  случаях  снижать  скорость  с  тем,
   чтобы была обеспечена безопасность движения.
       16.40. В пути следования машинисту запрещается:
       превышать скорости,    установленные   настоящими   Правилами,
   приказом   начальника   железной   дороги,   а   также   выданными
   предупреждениями и указаниями сигналов;
       отвлекаться от управления локомотивом,  моторвагонным поездом,
   специальным самоходным  подвижным  составом,  его  обслуживания  и
   наблюдения за сигналами и состоянием пути;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       отключать исправно  действующие  устройства  безопасности  или
   вмешиваться в их работу;
       отправляться на перегон при отказе на локомотиве,  специальном
   самоходном     подвижном     составе     тягового    оборудования,
   обеспечивающего ведение поезда и невозможности устранения  причины
   отказа.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц;  в ред.  Приказа
   МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       16.41. Движением   поезда    управляет    машинист    ведущего
   локомотива.   Машинисты   других,  в  том  числе  подталкивающего,
   локомотивов  обязаны  подчиняться  всем   указаниям   и   сигналам
   машиниста ведущего локомотива и повторять их.
       Порядок работы  подталкивающих   локомотивов   устанавливается
   инструкциями, утвержденными начальником железной дороги.
       16.42. Запрещается проезд в рабочей кабине локомотива лиц,  не
   входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов
   (составительской  бригады),  а  также  должностных  лиц,   имеющих
   разрешение,  выдаваемое  в соответствии с порядком,  установленным
   МПС, но не более двух человек одновременно.

               Порядок действий при вынужденной остановке
                           поезда на перегоне

       16.43. При вынужденной остановке поезда на  перегоне  машинист
   обязан:
       остановить поезд по возможности на площадке и  прямом  участке
   пути, если не требуется экстренной остановки;
       привести в   действие  автотормоза  поезда  и  вспомогательный
   тормоз локомотива  на  специальном  самоходном  подвижном  составе
   автотормоза,  а  при наличии приборов управления и вспомогательный
   тормоз;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       немедленно объявить  по  радиосвязи  об  остановке  машинистам
   локомотивов и моторвагонных  поездов,  следующих  по  перегону,  и
   дежурным  по  станциям,  ограничивающим  перегон,  которые  должны
   немедленно доложить об этом поездному диспетчеру, а также сообщить
   начальнику  (механику  -  бригадиру)   пассажирского   поезда   по
   радиосвязи, а машинист специального самоходного подвижного состава
   руководителю работ в хозяйственном поезде;
   (в ред. Приказов МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц, от 29.03.1999 N 17Ц)
       если остановка не связана с задержкой  поезда  у  светофора  с
   запрещающим   показанием,   выяснить   ее  причины  и  возможность
   дальнейшего следования;
       если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и
   более   минут  и  нет  возможности  удержать  поезд  на  месте  на
   автотормозах,  привести  в  действие  ручной  тормоз   локомотива,
   специального  самоходного  подвижного  состава и подать сигнал для
   приведения  в  действие  имеющихся  в  составе   ручных   тормозов
   (проводниками  пассажирских вагонов,  кондукторами,  руководителем
   работ в хозяйственном поезде).  В поездах,  где  таких  работников
   нет,   помощник   машиниста  должен  уложить  под  колеса  вагонов
   имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки,  а при  недостатке  их,
   кроме   того,   привести  в  действие  ручные  тормоза  вагонов  в
   количестве и в соответствии с порядком,  установленным начальником
   железной дороги;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       дополнительно сообщить по  поездной  радиосвязи  дежурному  по
   станции   или   поездному   диспетчеру   о  причинах  остановки  и
   необходимых  мерах  по  ликвидации   возникших   препятствий   для
   движения.   При   неисправности   поездной   радиосвязи  сообщение
   дежурному  по  станции  или  поездному   диспетчеру   передать   с
   ближайшего  пункта,  имеющего  телефонную  связь  (через помощника
   машиниста,   кондуктора,    проводника    пассажирского    вагона,
   руководителя работ в хозяйственном поезде);
       совместно со всеми работниками,  обслуживающими поезд, принять
   меры  к  устранению  возникшего  препятствия  для  движения,  а  в
   необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути.
       При обслуживании  локомотивов   пассажирских   поездов   одним
   машинистом  выполнение операций по закреплению и ограждению поезда
   производится начальником (механиком  -  бригадиром)  пассажирского
   поезда и проводниками вагонов по указанию машиниста, передаваемому
   по радиосвязи.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       16.44. Ограждение   поезда,   остановившегося   на   перегоне,
   производится:
       пассажирского -  при   затребовании   восстановительного   или
   пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива - немедленно
   после вызова;
       если поезд  был  отправлен  при перерыве действия всех средств
   сигнализации и связи, - немедленно после остановки поезда.
       Во всех   случаях   немедленно  должно  быть  ограждено  место
   препятствия для движения поездов на смежном пути  двухпутного  или
   многопутного  перегона  и  в  первую очередь со стороны ожидаемого
   поезда.
       Порядок ограждения устанавливается Инструкцией по сигнализации
   на железных дорогах,  а порядок действия работников -  Инструкцией
   по движению поездов и маневровой работе.
       16.45. На   участках,   оборудованных   автоблокировкой,   при
   остановке  на  перегоне  пассажирского поезда проводник последнего
   пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов,
   внимательно  наблюдать  за  перегоном  и  в случае появления вслед
   идущего поезда принять меры к его остановке.
       16.46. Если  поезд  остановился  на  подъеме  и  в  хвосте нет
   подталкивающего  локомотива,  машинист  при  необходимости   может
   осадить поезд на более легкий профиль того же перегона.
       В этом случае впереди осаживаемого  поезда  должен  находиться
   работник локомотивной бригады,  главный кондуктор или руководитель
   работ в хозяйственном поезде.  Скорость осаживания  поезда  должна
   быть не более 5 км/ч.
       Осаживание не допускается:
       пассажирских поездов во всех случаях;
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц)
       на перегонах, оборудованных автоблокировкой или автоматической
   локомотивной сигнализацией;
       во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях,
   когда сигналы трудно различимы;
       если остановившийся поезд был отправлен при перерыве  действия
   всех средств сигнализации и связи.
       При остановке на подъеме поезда,  вес которого превышает норму
   по  условиям  трогания  с  места  на  данном  подъеме и осаживание
   которого не допускается,  машинист должен  немедленно  затребовать
   вспомогательный локомотив.
       Перечень таких мест и весовых  норм  устанавливается  приказом
   начальника железной дороги.
       16.47. Поезд  может  быть  возвращен  с  перегона  обратно  на
   станцию отправления  только  по  распоряжению  дежурного  по  этой
   станции  в  соответствии с порядком,  установленным Инструкцией по
   движению поездов и маневровой работе.
       16.48. Если поезд  не  может  самостоятельно  следовать  после
   остановки,  он  выводится с перегона вспомогательным локомотивом в
   соответствии с порядком,  установленным  Инструкцией  по  движению
   поездов  и маневровой работе.  В этой Инструкции устанавливается и
   порядок действия локомотивных бригад при разрыве поезда.
       На участках,    оборудованных   автоблокировкой   и   поездной
   радиосвязью,  для  оказания  помощи  остановившемуся  на  перегоне
   поезду  может  быть использован локомотив следом идущего грузового
   поезда  и  в  исключительных   случаях   разрешается   производить
   подталкивание следом идущим поездом нормального веса и длины.
       При вынужденной остановке на перегоне моторвагонного поезда  и
   невозможности    его    дальнейшего    самостоятельного   движения
   разрешается прицеплять к нему следом  идущий  моторвагонный  поезд
   для вывода сдвоенным составом на станцию.
       16.49. Если затребован восстановительный или пожарный поезд, а
   также вспомогательный локомотив,  то остановившийся поезд не может
   начать движение,  пока не прибудет  затребованная  помощь  или  не
   будет дано соответствующее разрешение на движение.
       Порядок затребования,  назначения и движения восстановительных
   или пожарных   поездов  и  вспомогательных  локомотивов,  а  также
   порядок соединения на перегоне двух  моторвагонных  поездов  и  их
   дальнейшего  следования  устанавливаются  Инструкцией  по движению
   поездов и маневровой работе.

                   Движение съемных подвижных единиц

       16.50. Движение  съемных  подвижных  единиц  производится  без
   выдачи  поездных  документов  на  право   занятия   перегона.   На
   перегонах,  имеющих  тоннели  или  большие мосты,  а также сложные
   условия  плана  и  профиля,  порядок   движения   съемных   единиц
   устанавливается  начальником  железной  дороги.  Движение  съемных
   единиц  не  должно  вызывать  нарушения  следования   поездов   по
   расписанию.
       Все съемные подвижные единицы должны иметь оси с электрической
   изоляцией.
       Порядок движения   съемных  подвижных  единиц  устанавливается
   Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

                                ТЕРМИНЫ,
            ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                  ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Автоматическая локомотивная  сигнализация  как самостоятельное
   средство  сигнализации  и  связи  (АЛСО).  Система,  при   которой
   движение   поездов   на   перегоне   осуществляется   по  сигналам
   локомотивных   светофоров,   а   раздельными   пунктами   являются
   обозначенные границы блок - участков.
       Блок -    участок.    Часть   межстанционного   перегона   при
   автоблокировке или при автоматической  локомотивной  сигнализации,
   применяемой  как  самостоятельное  средство  сигнализации и связи,
   ограниченная проходными светофорами (границами блок  -  участков)
   или проходным светофором (границей блок - участка) и станцией.
       Боковой путь. Путь, при следовании на который подвижной состав
   отклоняется по стрелочному переводу.
       Бригада специального    подвижного     состава.     Работники,
   назначаемые  для управления и обслуживания специального подвижного
   состава.
       Для управления   специальным   самоходным  подвижным  составом
   назначается бригада - машинист и помощник машиниста или водитель и
   помощник   водителя  дрезины  (в  соответствии  с  инструкцией  по
   эксплуатации соответствующей машины).
   (термин введен Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Ведение поезда с особой бдительностью.  Постоянное, повышенное
   внимание локомотивной бригады к условиям следования поезда.
       Вагоны грузовые. Вагоны, предназначенные для перевозки грузов.
   К ним относятся крытые вагоны,  полувагоны,  платформы,  цистерны,
   специализированные вагоны для перевозки грузов:  вагоны бункерного
   типа,  термосы,  рефрижераторные вагоны,  включая АРВ,  зерновозы,
   транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового
   типа.
       Вагоны пассажирские.  Вагоны,  предназначенные  для  перевозки
   пассажиров.  К этим вагонам относятся  также  почтовые,  багажные,
   вагоны  -  рестораны,  служебно  - технические (служебные,  клубы,
   санитарные,  испытательные и измерительные,  лаборатории и  другие
   специальные вагоны пассажирского типа).
       Воздушный промежуток  (изолирующее   сопряжение).   Сопряжение
   смежных   участков   контактной  сети  с  электрической  изоляцией
   (токораздел).  Изолирующее сопряжение  выполняется  так,  что  при
   проходе   токоприемника   электроподвижного   состава  сопрягаемые
   участки электрически соединяются.
       Вспомогательный пост.  Пост  на перегоне,  не имеющий путевого
   развития  и  предназначенный  только   для   обслуживания   пункта
   примыкания  подъездного  пути  (для  поездов,  следующих  по всему
   перегону, раздельным пунктом не является).
       Габарит погрузки.  Предельное поперечное (перпендикулярное оси
   пути) очертание,  в котором,  не выходя наружу, должен размещаться
   груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе
   при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
       Габарит подвижного      состава.     Предельное     поперечное
   (перпендикулярное  оси  пути)  очертание,  в  котором,  не  выходя
   наружу,  должен помещаться как груженый,  так и порожний подвижной
   состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
       Габарит приближения     строений.     Предельное    поперечное
   (перпендикулярное оси пути) очертание,  внутрь которого не  должны
   заходить никакие части сооружений и устройств.
       Исключение могут составлять лишь  устройства,  предназначенные
   для  непосредственного  взаимодействия  их  с  подвижным  составом
   (вагонные замедлители в рабочем состоянии,  контактные  провода  с
   деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды
   и др.).
       Главные пути. Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся
   непосредственным  продолжением путей прилегающих перегонов и,  как
   правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.
       Дежурный по  станции.  Сменный  помощник  начальника  станции,
   единолично  распоряжающийся  приемом,  отправлением  и   пропуском
   поездов,  а  также  другими  передвижениями  подвижного состава по
   главным и  приемо  -  отправочным  путям  станции   (а   где   нет
   маневрового диспетчера - и по остальным путям).
       Железнодорожно -   строительные   машины.   Один   из    видов
   специального   подвижного  состава,  имеющий  один  или  несколько
   рабочих органов,  выполняющих работы по строительству,  всем видам
   ремонтов,  содержанию  и  техническому  обслуживанию  сооружений и
   устройств железных дорог.
   (термин введен Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Индекс грузового поезда.  Специальный  код,  состоящий  из  10
   цифр,   присваиваемый   всем   грузовым   поездам  на  станции  их
   формирования.  Первые четыре цифры - единая сетевая разметка (ЕСР)
   станции  формирования  поезда,  следующие  две  - порядковый номер
   состава, сформированного на этой станции, а последние четыре - ЕСР
   станции назначения поезда.
       Интенсивное движение поездов.  Размеры движения пассажирских и
   грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более
   50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.
       Контактная сеть.   Совокупность   проводов,   конструкций    и
   оборудования,  обеспечивающих  передачу  электрической  энергии от
   тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
       Локомотивы. Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Локомотивная бригада.  Работники, назначаемые для обслуживания
   локомотивов, а также моторвагонных поездов.
       Малодеятельные участки.   Участки   с    размерами    движения
   пассажирских  и  грузовых  поездов (в сумме) по графику не более 8
   пар в сутки.
       Маневровый состав.  Группа вагонов, сцепленных между собой и с
   локомотивом, производящим маневры.
       Межпостовой перегон.  Перегон,  ограниченный  путевыми постами
   или путевым постом и станцией.
       Межстанционный перегон.   Перегон,   ограниченный   станциями,
   разъездами и обгонными пунктами.
       Моторвагонный подвижной  состав.  Моторные и прицепные вагоны,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное