Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
17.02.2018
USD
56.36
EUR
70.65
CNY
8.88
JPY
0.53
GBP
79.62
TRY
14.99
PLN
16.99
 

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 26.04.1993 N ЦРБ-162)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

УТРАТИЛИ СИЛУ - ПРИКАЗ МПС РФ ОТ 01.02.2001 N 1Ц

                                                            Утверждаю
                                              Министр путей сообщения
                                                 Российской Федерации
                                                           Г.М.ФАДЕЕВ
                                          26 апреля 1993 г. N ЦРБ-162

                                ПРАВИЛА
                ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        (в ред. Приказов МПС РФ
                от 24.04.1995 N 7 Ц, от 06.03.1996 N 6Ц,
                от 15.04.1997 N 7-Ц, от 03.03.1998 N 5Ц,
                          от 29.03.1999 N 17Ц)

                                ВВЕДЕНИЕ

       1. Правила  технической эксплуатации железных дорог Российской
   Федерации  устанавливают  основные  положения  и  порядок   работы
   железных дорог и работников железнодорожного транспорта,  основные
   размеры,  нормы  содержания  важнейших  сооружений,  устройств   и
   подвижного  состава  и  требования,  предъявляемые к ним,  систему
   организации движения поездов и принципы сигнализации.
       2. Правила   технической  эксплуатации  обязательны  для  всех
   подразделений и работников железнодорожного транспорта.
       Выполнение Правил    технической   эксплуатации   обеспечивает
   слаженность всех звеньев  железнодорожного  транспорта,  четкую  и
   бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.
       Настоящие Правила  могут   быть   изменены   только   приказом
   (указанием) Министра путей сообщения.
       3. По  вопросам  технической   эксплуатации   железных   дорог
   Министерство путей сообщения издает инструкции и указания сетевого
   значения,  а управления и отделения дорог - инструкции и указания,
   определяющие  работу  линейных  предприятий  и  отделений железных
   дорог.
       Все инструкции   и   указания,   относящиеся   к   технической
   эксплуатации,  проектированию  и  строительству  железных   дорог,
   сооружений, устройств и подвижного состава, должны соответствовать
   требованиям настоящих Правил.

                 Глава 1. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ
                      ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

       1.1. Основными   обязанностями   работников   железнодорожного
   транспорта  являются  удовлетворение  потребностей  в   перевозках
   пассажиров  и  грузов  при  безусловном  обеспечении  безопасности
   движения   и   сохранности   перевозимых    грузов,    эффективное
   использование  технических  средств,  соблюдение требований охраны
   окружающей природной среды.
       1.2. Каждый работник,  связанный с движением поездов, несет по
   кругу своих  обязанностей  ответственность  за  выполнение  Правил
   технической эксплуатации и безопасность движения.
       Ответственность за соблюдение Правил технической  эксплуатации
   работниками железнодорожного     транспорта     возлагается     на
   руководителей соответствующих подразделений.
       Нарушение Правил    технической    эксплуатации    работниками
   железнодорожного транспорта  влечет  за  собой  ответственность  в
   соответствии с действующим законодательством.
       1.3. Каждый  работник   железнодорожного   транспорта   обязан
   подавать  сигнал  остановки  поезду  или  маневрирующему составу и
   принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и
   здоровью   людей   или   безопасности  движения.  При  обнаружении
   неисправности   сооружений   или   устройств,   создающей   угрозу
   безопасности  движения или загрязнения окружающей природной среды,
   работник должен немедленно принимать меры  к  ограждению  опасного
   места и устранению неисправности.
       1.4. Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать
   безопасность   пассажиров,   создавать  им  необходимые  удобства,
   культурно обслуживать на вокзалах,  в поездах,  быть  вежливыми  и
   предупредительными  в  обращении  со  всеми лицами,  пользующимися
   услугами железнодорожного транспорта,  и одновременно требовать от
   них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил.
       1.5. Работники железнодорожного транспорта должны содержать  в
   порядке рабочее место и вверенные технические средства.
       Работники, для  которых  установлены  форма  одежды  и   знаки
   различия,  должны  быть  в  соответствии с Положением о дисциплине
   работников железнодорожного транспорта Российской Федерации  одеты
   по форме.
       Каждый работник железнодорожного транспорта  должен  соблюдать
   правила   и   инструкции   по   технике   безопасности,   пожарной
   безопасности  и  производственной  санитарии,  установленные   для
   выполняемой им работы. Ответственность за выполнение этих правил и
   инструкций   возлагается   на   исполнителей    и    руководителей
   соответствующих подразделений.
       1.6. Запрещается допускать на локомотивы,  в кабины управления
   моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным составом
   (мотовозами, дрезинами,        специальными         автомотрисами,
   железнодорожно -  строительными  машинами)  и  другими  подвижными
   единицами,  к сигналам,  стрелкам,  аппаратам, механизмам и другим
   устройствам,   связанным   с  обеспечением  безопасности  движения
   поездов,  а также  в  помещения,  откуда  производится  управление
   сигналами и такими устройствами,  лиц,  не имеющих права доступа к
   ним.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Управлять локомотивами,  моторвагонными поездами,  специальным
   самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными
   автомотрисами,  железнодорожно - строительными машинами) и другими
   подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами и другими
   устройствами,  связанными  с  обеспечением  безопасности  движения
   поездов,   а   также   переводить   стрелки   имеют  право  только
   уполномоченные на это работники во время исполнения ими  служебных
   обязанностей.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Работники железнодорожного    транспорта,     проходящие     в
   установленном  порядке  стажировку  в  качестве вторых лиц,  могут
   допускаться к управлению  локомотивами,  моторвагонными  поездами,
   специальным самоходным подвижным составом (мотовозами,  дрезинами,
   специальными   автомотрисами,   железнодорожно   -   строительными
   машинами)  и другими подвижными единицами,  сигналами,  стрелками,
   аппаратами,  механизмами  и  другими  устройствами,  связанными  с
   обеспечением безопасности движения поездов, только под наблюдением
   и   под   личную   ответственность   работников,   непосредственно
   обслуживающих эти устройства.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       1.7. Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на работу,
   связанную с  движением  поездов,  должны  пройти  профессиональное
   обучение,  а  локомотивные бригады,  кроме того,  профессиональный
   отбор,  выдержать   испытания   и   в   последующем   периодически
   проверяться в знании:
       Правил технической  эксплуатации  железных  дорог   Российской
   Федерации (ПТЭ);
       Инструкции по  сигнализации  на  железных  дорогах  Российской
   Федерации (ИСИ);
       Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных
   дорогах Российской Федерации (ИДП);
       должностных инструкций и  других  документов,  устанавливающих
   обязанности работников;
       правил и инструкций по технике безопасности и производственной
   санитарии;
       Положения о дисциплине работников железнодорожного  транспорта
   Российской Федерации.
       Все остальные  работники  должны   знать   общие   обязанности
   работников железнодорожного транспорта, предусмотренные настоящими
   Правилами,  правила по  технике  безопасности  и  производственной
   санитарии,    должностные    инструкции    и   другие   документы,
   устанавливающие обязанности работников.
       Работники железнодорожного  транспорта,  на  которых в порядке
   уплотнения  рабочего  дня  или  совмещения  профессий  возлагается
   выполнение  дополнительных  обязанностей,  связанных  с  движением
   поездов,  должны допускаться к этой работе только после  испытания
   их в знании соответствующих правил и инструкций.
       Перечень должностей и профессий, для занятия которых работники
   подлежат  испытаниям,  предусмотренным  в настоящем пункте,  объем
   знаний  для  каждой  должности  (профессии),  порядок   проведения
   испытаний  при  приеме на работу и периодических - устанавливаются
   МПС.
       Требования к  профессиональному отбору,  а также к организации
   труда и отдыха машинистов,  назначаемых для обслуживания  поездных
   локомотивов  и моторвагонных поездов в одно лицо,  устанавливаются
   МПС.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       1.8. Лица,   поступающие   на   железнодорожный  транспорт  на
   должности,  связанные   с   движением   поездов,   должны   пройти
   медицинское  освидетельствование  для  определения  годности  их к
   выполнению  соответствующей  работы.  В  дальнейшем  периодическое
   медицинское    освидетельствование    этих    работников    должно
   производиться в соответствии с порядком, установленным МПС.
       Лица моложе  18  лет  не  допускаются  к   занятию   следующих
   должностей  и  профессий,  непосредственно  связанных  с движением
   поездов:  машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, мотовозов
   и специальных автомотрис, грузоподъемных кранов на железнодорожном
   ходу и их помощников,  кочегаров паровозов,  водителей дрезин и их
   помощников, диспетчеров, дежурных по станциям, дежурных по постам,
   паркам и горкам,  операторов сортировочных горок,  операторов  при
   дежурных    по    станциям,    кондукторов   поездов,   работников
   составительских бригад, регулировщиков скоростей движения вагонов,
   сигналистов,  операторов поста централизации, дежурных стрелочного
   поста,  дорожных, мостовых и тоннельных мастеров, бригадиров пути,
   обходчиков,  монтеров  пути (второго разряда и выше),  дежурных по
   переездам,  электромехаников  и  электромонтеров  по  обслуживанию
   устройств  СЦБ  и  сортировочных горок,  осмотрщиков - ремонтников
   вагонов, осмотрщиков вагонов, начальников (механиков - бригадиров)
   пассажирских поездов,  проводников вагонов,  мастеров и рабочих на
   безотцепочном ремонте  вагонов,  операторов  пунктов  технического
   обслуживания   вагонов,   поездных  электромехаников,  мастеров  и
   электромехаников     дистанций     электроснабжения,     механиков
   рефрижераторных  поездов  и  секций,  наладчиков  дефектоскопных и
   путеизмерительных    вагонов,    машинистов    железнодорожно    -
   строительных  машин  и  их  помощников,  операторов дефектоскопных
   тележек, операторов по путевым измерениям и их помощников.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       1.9. Работники железнодорожного  транспорта  должны  сохранять
   вверенное имущество железных дорог и перевозимые грузы.
       1.10. Не  допускается  исполнение   обязанностей   работниками
   железнодорожного     транспорта,    находящимися    в    состоянии
   алкогольного,  токсического или  наркотического  опьянения.  Лица,
   обнаруженные в таком состоянии,  немедленно отстраняются от работы
   и привлекаются к ответственности.

                        СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

                   Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГАБАРИТ

       2.1. Сооружения и устройства железных дорог должны содержаться
   в исправном состоянии.
       Предупреждение появления    неисправностей    и    обеспечение
   длительных  сроков  службы  сооружений  и  устройств  должны  быть
   главным в работе лиц, ответственных за их содержание.
       Ответственность за  состояние  сооружений  и  устройств  несут
   работники,  непосредственно  их  обслуживающие,   и   руководители
   предприятий,   в   ведении  которых  находятся  эти  сооружения  и
   устройства.
       Указанные работники     в    соответствии    с    должностными
   обязанностями  каждый  на  своем  участке  должны  знать   правила
   эксплуатации  и  состояние сооружений и устройств,  систематически
   проверять  их  и   обеспечивать   высокое   качество   содержания,
   технического обслуживания и ремонта.
       2.2. Сооружения,  устройства,  механизмы и оборудование должны
   соответствовать  утвержденной проектной документации и техническим
   условиям.  На  основные  сооружения,   устройства,   механизмы   и
   оборудование   должны   быть   технические   паспорта,  содержащие
   важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
       Сооружения и  устройства железных дорог должны соответствовать
   требованиям,  обеспечивающим   пропуск   поездов   с   наибольшими
   установленными    скоростями:    пассажирских    -    140    км/ч,
   рефрижераторных - 120 км/ч,  грузовых -  90  км/ч.  По  конкретным
   участкам  железных  дорог в соответствии с перечнем,  утверждаемым
   МПС, устанавливаются дифференцированные скорости.
       Дополнительные требования   к  сооружениям  и  устройствам  на
   участках,  где пассажирские поезда обращаются со  скоростью  более
   140 км/ч, устанавливаются соответствующей инструкцией МПС.
       Внесение изменений  в  конструкции  сооружений   и   устройств
   допускается  только  с  разрешения должностных лиц,  имеющих право
   утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.
       Классификация, сроки периодических ремонтов и нормы содержания
   основных сооружений и устройств устанавливаются МПС.
       Указания и  типовые  технологические  процессы по техническому
   обслуживанию,  ремонту  и  содержанию   сооружений   и   устройств
   утверждаются соответствующими управлениями МПС.
       2.3. Вновь построенные и реконструированные линии, сооружения,
   устройства  и здания должны быть приняты в постоянную эксплуатацию
   приемочными  комиссиями  в  соответствии  с  Правилами  приемки  в
   эксплуатацию  законченных строительством объектов железнодорожного
   транспорта и метрополитенов.
       Вновь построенные и реконструированные сооружения и устройства
   вводятся  в  действие   только   после   утверждения   технической
   документации,  устанавливающей  порядок их работы,  обеспечивающий
   охрану   труда   и    безопасность    движения    (техническо    -
   распорядительные  акты,  инструкции  по работе),  и после проверки
   знания  указанной  документации  работниками,  обслуживающими  эти
   сооружения и устройства.
       2.4. Сооружения и  устройства  общей  сети  железных  дорог  и
   подъездных  путей от станции примыкания до территории промышленных
   и  транспортных  предприятий  должны   удовлетворять   требованиям
   габарита  приближения  строений С,  установленного Государственным
   стандартом.
       Сооружения и  устройства,  находящиеся  на  территории и между
   территориями заводов,  фабрик,  мастерских, депо, речных и морских
   портов,  шахт,  грузовых районов, баз, складов, карьеров, лесных и
   торфяных  разработок,  электростанций  и  других  промышленных   и
   транспортных  предприятий  (в том числе системы Министерства путей
   сообщения Российской Федерации),  должны удовлетворять требованиям
   габарита  приближения строений Сп,  установленного Государственным
   стандартом.
       Габариты С   и   Сп  должны  соблюдаться  при  проектировании,
   строительстве, реконструкции  железных  дорог,  подъездных  путей,
   сооружений и устройств на них,  при электрификации и строительстве
   вторых  путей,  а  также  у  всех  эксплуатируемых  сооружений   и
   устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
       Особенности применения   габаритов   С   и   Сп   при    новом
   строительстве   и   реконструкции  железных  дорог,  сооружений  и
   устройств,  требования к существующим сооружениям  и  устройствам,
   построенным по старым нормам и не отвечающих требованиям габаритов
   С и Сп,  порядок  проверки  габаритов  сооружений  и  устройств  и
   устранения  негабаритных  мест  предусматриваются  Инструкцией  по
   применению габаритов приближения строений.
       При планировании   переустройства  существующих  сооружений  и
   устройств,  не отвечающих требованиям габаритов С и Сп,  в  первую
   очередь  должны  учитываться  объекты,  не  обеспечивающее пропуск
   перспективного подвижного состава габаритов  Тпр  и  Тц,  а  также
   грузов, погруженных по зональному габариту.
       Запрещается нарушать  габариты  сооружений  и  устройств   при
   проведении любых ремонтных, строительных и других работ.
       2.5. Расстояние между  осями  путей  на  перегонах  двухпутных
   линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм.
       На трехпутных и четырехпутных линиях  расстояние  между  осями
   второго  и  третьего путей на прямых участках должно быть не менее
   5000 мм.
       Расстояние между  осями  смежных  путей  на станциях на прямых
   участках должно быть не менее 4800 мм,  на второстепенных путях  и
   путях  грузовых  районов  -  не  менее  4500 мм.  При расположении
   главных  путей  на  станциях  крайними  с  разрешения   начальника
   железной   дороги  допускается  расстояние  между  ними  4100  мм.
   Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной
   перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
       Горизонтальные расстояния  на  кривых  участках  между   осями
   смежных  путей  и между осью пути и габаритом приближения строений
   на перегонах и станциях устанавливаются Инструкцией по  применению
   габаритов приближения строений.
       2.6. Погруженный на открытом подвижном составе груз (с  учетом
   упаковки  и крепления) должен размещаться в пределах установленных
   МПС габаритов погрузки.
       Грузы, которые  не  могут быть размещены на открытом подвижном
   составе в пределах габаритов погрузки,  перевозятся в соответствии
   с порядком, установленным МПС.
       Для проверки  правильности  размещения   грузов   в   пределах
   указанного  габарита  в  местах  массовой  погрузки (на подъездных
   путях,  в  морских  и  речных  портах,  на  станциях   перегрузки)
   устанавливаются габаритные ворота.
       Выгруженные или подготовленные к  погрузке  около  пути  грузы
   должны  быть  уложены и закреплены так,  чтобы габарит приближения
   строений не нарушался.
       Грузы (кроме  балласта,  выгружаемого  для  путевых работ) при
   высоте до 1200 мм должны  находиться  от  наружной  грани  головки
   крайнего  рельса  не ближе 2,0 м,  а при большой высоте - не ближе
   2,5 м.

          Глава 3. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

       3.1. Все  элементы  железнодорожного  пути  (земляное полотно,
   верхнее  строение  и  искусственные  сооружения)   по   прочности,
   устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плановое
   движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
       3.2. Размещение   и   техническое  оснащение  дистанций  пути,
   путевых машинных станций и других предприятий  путевого  хозяйства
   должны  обеспечивать  выполнение необходимых работ по содержанию и
   ремонту  железнодорожного  пути,  сооружений   и   устройств   для
   выполнения  заданных  размеров  движения  поездов с установленными
   скоростями.
       3.3. Требования к конструкциям сооружений и устройств, порядок
   их  содержания  и  эксплуатации,  не  перечисленные  в   настоящих
   Правилах, устанавливаются МПС.

                          План и профиль пути

       3.4. Железнодорожный   путь   в   отношении  радиусов  кривых,
   сопряжения   прямых   и   кривых,    крутизны    уклонов    должен
   соответствовать утвержденному плану и профилю линии.
       3.5. Станции,  разъезды и обгонные пункты, как правило, должны
   располагаться  на  горизонтальной  площадке;  в  отдельных случаях
   допускается расположение их на уклонах,  не превышающих 0,0015;  в
   трудных условиях допускается увеличение уклонов,  но, как правило,
   не более чем до 0,0025.
       В особо  трудных  условиях  на  разъездах  и  обгонных пунктах
   продольного или полупродольного типа,  а с  разрешения  МПС  и  на
   промежуточных станциях, на которых не предусматривается маневров и
   отцепки локомотива или  вагонов  от  состава,  допускаются  уклоны
   более 0,0025 в пределах станционной площадки.  Допускаются также в
   особо трудных условиях с разрешения МПС уклоны  более  0,0025  при
   удлинении приемо - отправочных путей на существующих станциях, при
   условии принятия мер против самопроизвольного  ухода  вагонов  или
   составов (без локомотивов).
       Для предотвращения   самопроизвольного   ухода   вагонов   или
   составов  (без  локомотива)  на  станциях,  разъездах  и  обгонных
   пунктах вновь   построенные   и   реконструированные   приемо    -
   отправочные пути, на которых предусматривается отцепка локомотивов
   от вагонов и производство маневровых операций,  должны иметь,  как
   правило,   продольный   профиль   с   противоуклонами   в  сторону
   ограничивающих  стрелок  и  соответствовать  нормативам   на   его
   проектирование.
       В необходимых  случаях  для  предупреждения  самопроизвольного
   выхода  вагонов на другие пути должно предусматриваться устройство
   предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков
   или стрелок.
       Во всех случаях расположения  станций,  разъездов  и  обгонных
   пунктов на уклонах должны быть обеспечены условия трогания с места
   поездов установленной весовой нормы.
       3.6. Станции,  разьезды  и обгонные пункты,  а также отдельные
   парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых  участках.  В
   трудных  условиях  допускается размещение их на кривых радиусом не
   менее 1500 м.  В особо  трудных  условиях  допускается  уменьшение
   радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях - до 500 м.
       3.7. План  и  профиль  главных  и  станционных путей,  а также
   подъездных   путей,   принадлежащих   железной   дороге,    должны
   подвергаться периодической инструментальной проверке.
       Организация работ по инструментальной проверке плана и профиля
   путей, изготовлению  соответствующей  технической документации,  а
   также составлению  масштабных  и  схематических   планов   станций
   возлагается на  службы  пути  железных  дорог  с  привлечением для
   выполнения этих   работ   проектных   институтов,    проектно    -
   изыскательских и проектно - сметных групп.
       Дистанции пути должны иметь:
       чертежи и  описания  всех  имеющихся на дистанции сооружений и
   устройств путевого хозяйства,  а также соответствующие стандарты и
   нормы;
       масштабные и  схематические планы станций,  продольные профили
   всех главных и станционных путей,  сортировочных  горок,  а  также
   подъездных путей, где обращаются локомотивы дороги.
       Продольные профили сортировочных горок, подгорочных и вытяжных
   путей на сортировочных, участковых и грузовых станциях проверяются
   не   реже   одного  раза  в  три  года,  на  остальном  протяжении
   станционных путей профиль проверяется не реже  одного  раза  в  10
   лет.  Продольный  профиль главных путей на перегонах проверяется в
   период  проведения  капитального  и  среднего  ремонта  путей.  По
   результатам проверок устанавливаются конкретные сроки производства
   работ по  выправке  профилей.  Участки,  на  которых  производится
   реконструкция  пути и другие работы,  вызывающие изменения плана и
   профиля,  проверяются исполнителями работ  после  их  окончания  с
   представлением  в  дистанцию  пути,  а  на  станциях  и начальнику
   станции соответствующей документации.
       При возведении   на   территории   станции   новых   объектов,
   расширении    или   переносе   существующих   любая   организация,
   выполняющая  такие  работы,  должна   незамедлительно   передавать
   начальнику  дистанции  пути  и  начальнику  станции исполнительную
   документацию,  определяющую  привязку  объекта   к   существующему
   развитию станции.

                Земляное полотно, верхнее строение пути
                       и искусственные сооружения

       3.8. Ширина  земляного полотна поверху на прямых участках пути
   должна соответствовать верхнему  строению  пути.  На  существующих
   линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не
   менее:  на однопутных линиях - 5,5 м,  двухпутных -  9,6  м,  а  в
   скальных  и  дренирующих грунтах не менее:  на однопутных линиях -
   5,0 м,  двухпутных - 9,1 м.  Минимальная ширина обочины  земляного
   полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.
       На кривых участках радиусом  менее  2000  м  земляное  полотно
   уширяется по установленным нормам.
       Для вновь строящихся  железнодорожных  линий  и  вторых  путей
   ширина    земляного   полотна   поверху   должна   соответствовать
   требованиям Строительных норм и правил.
       Бровка земляного  полотна  в местах разлива вод должна быть не
   менее чем на 0,5 м  выше  максимальной  высоты  наката  волны  при
   сильных ветрах.
       3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями
   головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м
   и более - 1520 мм.  Ширина колеи на  более  крутых  кривых  должна
   быть:
       при радиусе от 349 до 300 м         - 1530 мм;
       в т.ч. на железобетонных шпалах     - 1520 мм;
       при радиусе 299 м и менее           - 1535 мм.
       На участках железнодорожных  линий  и  путях,  где комплексная
   замена рельсошпальной  решетки  не  производилась,  допускается на
   прямых и кривых участках пути радиусом  более  650  м  номинальный
   размер ширины  колеи - 1524 мм.  При этом  на более  крутых кривых
   ширина колеи принимается:
       при радиусе от 650 до 450 м         - 1530 мм;
       при радиусе от 449 до 350 м         - 1535 мм;
       при радиусе от 349 м и менее        - 1540 мм.
       Величины отклонений от номинальных размеров ширины  колеи,  не
   требующие  устранений,  на прямых и кривых участках пути не должны
   превышать по сужению - 4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где
   установлены скорости движения 50 км/ч и менее, - по сужению -4 мм,
   а по уширению +10 мм.
       Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения,
   устанавливается МПС России.
       Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.
       Порядок эксплуатации  бесстыкового  пути   на   железобетонных
   шпалах, уложенного до 1996 г., устанавливается МПС России.
   (п. 3.9 в ред. Приказа МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц)
       3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках
   должен  быть  в одном уровне.  Разрешается на прямых участках пути
   содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с
   нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС.
       Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости
   от  радиуса  кривой  и  скоростей  движения по ней устанавливается
   приказом начальника железной дороги в соответствии  с  инструкцией
   МПС.
       Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм.
   В   необходимых   случаях   на   кривых   участках  главного  пути
   максимальное возвышение наружной рельсовой нити может  допускаться
   с разрешения МПС и более 150 мм.
       Величины допускаемых   отклонений   в   уровне    расположения
   рельсовых  нитей от установленных норм на прямых и кривых участках
   пути устанавливаются МПС.
       3.11. Перечень  особо  крупных  и  ответственных искусственных
   сооружений и порядок надзора за ними,  а также порядок надзора  за
   деформирующимися       или       находящимися       в      сложных
   инженерно - геологических  условиях  участками  земляного  полотна
   устанавливаются начальником железной дороги.
       Мосты и тоннели по перечню, утвержденному начальником железной
   дороги,   ограждаются   контрольно   -  габаритными  устройствами,
   оборудуются  оповестительной   сигнализацией   и   заградительными
   светофорами.
       Искусственные сооружения должны быть снабжены противопожарными
   средствами по  установленным  МПС  нормам  и в необходимых случаях
   иметь приспособления для осмотра.
       Все мосты  классифицируются  по  грузоподъемности на основании
   действующих расчетных норм и соответствующих инструкций МПС.
       3.12. Для  контроля за состоянием пути и сооружений на дорогах
   должны применяться путеизмерительные вагоны и  тележки,  вагоны  -
   дефектоскопы, дефектоскопные      тележки,      лаборатории     по
   дефектоскопии, мостовые,  тоннельные,  путевые  обследовательские,
   габаритно   -   обследовательские,   испытательные,   ремонтно   -
   обследовательско - водолазные станции.
       Периодичность проверки   главных   путей    путеизмерительными
   вагонами устанавливается начальником железной дороги,  но не менее
   двух раз в месяц по маршруту следования  пассажирских  поездов  со
   скоростями более 60 км/ч.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц)

                      Рельсы и стрелочные переводы

       3.13. Рельсы и стрелочные переводы на  главных  и  станционных
   путях  по  мощности  и  состоянию  должны соответствовать условиям
   эксплуатации грузонапряженности,  осевым  нагрузкам  и   скоростям
   движения поездов).
       Нормы износа рельсов и  стрелочных  переводов  устанавливаются
   инструкцией МПС.
       3.14. Стрелочные переводы должны  иметь  крестовины  следующих
   марок:
       на главных и приемо -  отправочных  пассажирских  путях  -  не
   круче  1/11,  а  перекрестные  переводы  и  одиночные,  являющиеся
   продолжением перекрестных, - не круче 1/9; стрелочные переводы, по
   которым  пассажирские  поезда  проходят  только  по  прямому  пути
   перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение
   пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки
   1/9,  если  замена  таких  переводов  на   марку   1/11   вызывает
   переустройство  стрелочных горловин,  осуществить которое в данное
   время не представляется возможным;
       на приемо  -  отправочных  путях грузового движения - не круче
   1/9, а симметричные - не круче 1/6;
       на прочих  путях  -  не  круче 1/8,  а симметричные - не круче
   1/4,5.
       Перед остряками  всех  противошерстных стрелочных переводов на
   главных путях должны быть уложены отбойные брусья.
       Укладка вновь  стрелочных  переводов  в главные пути на кривых
   участках не допускается.  В исключительных случаях  такая  укладка
   может производиться только с разрешения МПС.
       Применение вновь перекрестных стрелочных  переводов  и  глухих
   пересечений  допускается  только  с разрешения Главного управления
   пути МПС.
       Централизованные стрелки  в  зависимости  от  климатических  и
   других условий оборудуются устройствами  механизированной  очистки
   или снеготаяния.
       3.15. Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие
   пересечения,  у  которых  допущена  хотя  бы  одна  из   следующих
   неисправностей:
       разъединение стрелочных  остряков  и   подвижных   сердечников
   крестовин с тягами;
       отставание остряка от рамного  рельса,  подвижного  сердечника
   крестовины  от  усовика  на  4 мм и более,  измеряемое у остряка и
   сердечника тупой  крестовины  против  первой  тяги,  у  сердечника
   острой  крестовины  -  в  острие сердечника при запертом положении
   стрелки;
       выкрашивание остряка  или  подвижного сердечника,  при котором
   создается  опасность  набегания  гребня,   и   во   всех   случаях
   выкрашивание длиной:
       На главных путях .............................. 200 мм и более
       На приемо - отправочных путях ................. 300 мм   -"-
       На прочих станционных путях ................... 400 мм   -"-
       понижение остряка   против   рамного   рельса   и   подвижного
   сердечника против усовика на 2 мм и более,  измеряемое в  сечении,
   где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм
   и более;
       расстояние между   рабочей   гранью  сердечника  крестовины  и
   рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
       расстояние между   рабочими   гранями  головки  контррельса  и
   усовика более 1435 мм;
       излом остряка или рамного рельса;
       излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
       разрыв контррельсового  болта  в  одноболтовом  или  обоих   в
   двухболтовом вкладыше.
       Вертикальный износ  рамных  рельсов,  остряков,   усовиков   и
   сердечников  крестовин  и  порядок  эксплуатации их при превышении
   норм износа устанавливаются инструкцией МПС.
       3.16. Рельсы  на  главных  путях  должны проверяться вагоном -
   дефектоскопом по графику, утвержденному начальником службы пути.
       Рельсы и стрелочные переводы на главных и приемо - отправочных
   путях    проверяются   дефектоскопными   тележками   по   графику,
   утвержденному начальником дистанции пути. Порядок пропуска поездов
   по  рельсам  и  элементам  стрелочных  переводов,  имеющим опасные
   дефекты (остродефектные), до их замены устанавливается МПС.
       3.17. Укладка   и   снятие   стрелочных   переводов  и  глухих
   пересечений на станциях производятся  по  распоряжению  начальника
   железной дороги.
       Вновь уложенные  и переустроенные стрелочные переводы и глухие
   пересечения  на  станциях  и  стрелочные  переводы  на   перегонах
   принимаются  в  эксплуатацию  комиссией,  назначаемой  начальником
   отделения железной дороги,  а при отсутствии  в  составе  железной
   дороги  отделений  железной  дороги  -  главным инженером железной
   дороги и,  как правило,  включаются  в  зависимость.  Временно  не
   включенные  в  зависимость  стрелочные переводы могут быть приняты
   комиссией,  но при этом начальником отделения железной  дороги,  а
   при отсутствии   в  составе  железной  дороги  отделений  железной
   дороги - главным инженером железной дороги устанавливается порядок
   осмотра, закрепления остряков и проверки этих стрелок.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       3.18. Контрольными стрелочными замками должны быть оборудованы
   нецентрализованные стрелки:
       расположенные на  путях,  по  которым  производится  прием   и
   отправление поездов, а также охранные;
       ведущие на пути,  выделенные для стоянки вагонов с  разрядными
   грузами;
       ведущие на пути, предназначенные для стоянки восстановительных
   и пожарных поездов;
       ведущие в предохранительные и улавливающие тупики;
       ведущие на   пути,   выделенные   для   отстоя    вагонов    -
   дефектоскопов, путеизмерительных вагонов, путевых машин.
       Стрелки и  подвижные сердечники крестовин (кроме расположенных
   на горочных и сортировочных путях), в том числе централизованные и
   имеющие     контрольные    замки,    должны    быть    оборудованы
   приспособлениями для возможности запирания их  навесными  замками.
   Эти  приспособления должны обеспечивать плотное прилегание остряка
   к рамному рельсу, подвижного сердечника крестовины к усовику.
       3.19. Нецентрализованные   стрелки   должны  быть  оборудованы
   стрелочными  указателями  -  освещаемыми  или  неосвещаемыми,  что
   указывается в техническо - распорядительном акте станции.
       Стрелки, включенные в электрическую централизацию,  и  стрелки
   подгорочных   горловин   сортировочных   парков   указателями   не
   оборудуются.
       3.20. Ремонт  и  текущее  содержание  стрелочных  переводов  и
   глухих пересечений,  установка,  ремонт  и  содержание  стрелочных
   указателей,     сбрасывающих    остряков,    башмакосбрасывателей,
   поворотных брусьев, шарнирно - коленчатых замыкателей производятся
   дистанцией  пути.  Ремонт  и  техническое  обслуживание  имеющихся
   средств  СЦБ   на   этих   устройствах   производятся   дистанцией
   сигнализации и связи.

           Пересечения, переезды и примыкания железных дорог

       3.21. Пересечения      железнодорожных      путей      другими
   железнодорожными  путями,  трамвайными,  троллейбусными   линиями,
   автомобильными дорогами и городскими улицами должны осуществляться
   в  соответствии  с  требованиями  Строительных  норм  и  правил  и
   соответствующей инструкции МПС.
       Открытие на действующих переездах трамвайного и троллейбусного
   движения   не   допускается.  Открытие  на  действующих  переездах
   автобусного движения  допускается  в  каждом  отдельном  случае  с
   разрешения начальника железной дороги.
       Места пересечений   железнодорожных    путей    автомобильными
   дорогами  в  одном  уровне  устанавливаются  начальником  железной
   дороги,  а проезда под искусственными сооружениями  -  начальником
   отделения  железной  дороги,  а  при отсутствии в составе железной
   дороги  отделений  железной  дороги  -   заместителем   начальника
   железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       3.22. Проезд транспортных средств и самоходных машин,  а также
   прогон  скота  через железнодорожные пути в неустановленных местах
   запрещаются. Наблюдение за выполнением этих требований возлагается
   на  работников  дистанций пути,  а на станциях,  кроме того,  и на
   работников станций.
       3.23. Переезды   в   зависимости   от  интенсивности  движения
   железнодорожного и автомобильного  транспорта  делятся  на  четыре
   категории.   Установление  категорийности,  порядок  содержания  и
   обслуживания переездов  определяются  соответствующей  инструкцией
   МПС.
       Все переезды  I  и  II категорий,  а также III и IV категорий,
   расположенные  на  участках,  оборудованных  продольными   линиями
   электроснабжения,  или  имеющие вблизи другие постоянные источники
   электроснабжения,  должны  иметь  электрическое  освещение,  а   в
   необходимых  случаях  оборудоваться  прожекторными установками для
   осмотра проходящих поездов.
       Бесперебойное электроснабжение  и наружное освещение переездов
   обеспечиваются дистанциями электроснабжения.
       3.24. Переезды     подразделяются     на     регулируемые    и
   нерегулируемые.
       К регулируемым относятся переезды,  оборудованные устройствами
   переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств
   о   подходе   к   переезду   поезда,  или  обслуживаемые  дежурным
   работником.
       Переезды, не     оборудованные     устройствами     переездной
   сигнализации и не обслуживаемые дежурным работником,  относятся  к
   нерегулируемым.
       Переезды, обслуживаемые  дежурным  работником,  должны   иметь
   радиосвязь  с  машинистами  поездных  локомотивов  и  специального
   самоходного  подвижного  состава,  прямую   телефонную   связь   с
   ближайшей  станцией  или  постом,  а  на  участках,  оборудованных
   диспетчерской централизацией, - с поездным диспетчером.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Исправное содержание   и   работа   переездной   сигнализации,
   автоматических   шлагбаумов,   телефонной   связи   и   радиосвязи
   обеспечиваются дистанциями сигнализации и связи.
       3.25. Переезды  должны  иметь  типовой  настил   и   подъезды,
   огражденные  столбиками  или  перилами.  На  подходах  к переездам
   должны быть предупредительные знаки:  со стороны подхода поездов -
   сигнальный  знак "С" о подаче свистка,  а со стороны автомобильной
   дороги знаки,  предусмотренные в инструкции МПС в  соответствии  с
   Правилами  дорожного движения.  Перед переездом,  не обслуживаемым
   дежурным работником,  с неудовлетворительной видимостью со стороны
   подхода  поездов  должен устанавливаться дополнительный сигнальный
   знак "С".  Порядок установки сигнальных  знаков  "С"  определяется
   МПС.
       3.26. Движение по  переезду  крупногабаритных  и  тяжеловесных
   транспортных  средств  с грузом или без груза,  тихоходных машин и
   автопоездов  допускается  в  каждом  отдельном   случае   лишь   с
   разрешения   начальника   дистанции   пути   и   производится  под
   наблюдением  дорожного  мастера   или   бригадира   пути,   а   на
   электрифицированных  участках  при высоте перевозимого груза более
   4,5 м - и в присутствии представителя дистанции электроснабжения.
       3.27. Дежурный  по  переезду  должен  обеспечивать  безопасное
   движение поездов и транспортных средств на переезде,  своевременно
   открывать и закрывать шлагбаум и подавать  установленные  сигналы,
   наблюдать  за состоянием проходящих поездов.  В случае обнаружения
   неисправности, угрожающей безопасности движения, он обязан принять
   меры к остановке поезда,  а если отсутствует сигнал,  обозначающий
   хвост поезда,  - доложить об  этом  дежурному  по  станции,  а  на
   участках,  оборудованных диспетчерской централизацией, - поездному
   диспетчеру.
       3.28. Пересечения железных  дорог  линиями  электропередачи  и
   связи,   нефтегазопродуктопроводами,   водопроводами   и   другими
   наземными и подземными устройствами могут  быть  допущены  лишь  с
   разрешения  начальника  железной  дороги.  На  таких  пересечениях
   должны быть предусмотрены специальные предохранительные устройства
   или    осуществлены    меры,    обеспечивающие    безопасность   и
   бесперебойность движения поездов.  Проекты таких устройств  должны
   быть согласованы начальником железной дороги.
       3.29. Примыкание вновь строящихся линий и подъездных  путей  к
   главным  путям  на  перегонах может быть допущено в исключительных
   случаях с разрешения Министра путей сообщения.
       Временная укладка и снятие стрелочных переводов на перегонах в
   связи со  строительством  вторых  путей,  производством  работ  по
   реконструкции  и  капитальному  ремонту  сооружений  и  устройств,
   строительством новых  раздельных  пунктов и т.п.  осуществляются в
   каждом отдельном случае с разрешения начальника железной дороги.
       3.30. Пересечения линий в одном  уровне,  а  также  примыкания
   линий,  подъездных  и  соединительных  путей  к  главным  путям на
   перегонах и станциях должны  иметь  предохранительные  тупики  или
   охранные стрелки.
       Примыкания подъездных     и     соединительных     путей     к
   приемо - отправочным и прочим станционным путям для предотвращения
   самопроизвольного выхода подвижного состава на станцию или перегон
   должны   иметь   предохранительные   тупики,   охранные   стрелки,
   сбрасывающие башмаки или стрелки.
       Полезная длина  предохранительных тупиков должна быть не менее
   50 м.
       На перегонах,  имеющих  затяжные спуски,  а также на станциях,
   ограничивающих  такие   перегоны,   при   необходимости   строятся
   улавливающие тупики по проектам, утвержденным МПС.
       Разводные мосты  должны  быть   ограждены   с   обеих   сторон
   предохранительными   тупиками  либо  сбрасывающими  башмаками  или
   стрелками.
       3.31. Стрелочные    переводы,    укладываемые   на   перегонах
   двухпутных линий,  должны быть пошерстными для поездов,  следующих
   по правильному пути.
       В исключительных  случаях  при  трудных  подходах  примыкающих
   путей  с  разрешения  начальника железной дороги может допускаться
   укладка противошерстных стрелочных переводов.
       3.32. Устройство сплетений главных и приемоотправочных путей с
   образованием трех- или  четырехниточного  пути  может  допускаться
   лишь с разрешения МПС.
       Сплетения на   прочих   станционных   путях   устраиваются   с
   разрешения начальника железной дороги.

                       Путевые и сигнальные знаки

       3.33. У  главных  путей  устанавливаются  сигнальные и путевые
   знаки.  У стрелочных переводов и в других местах соединения  путей
   устанавливаются   предельные   столбики.   Для   указания   границ
   железнодорожной полосы  отвода,  а  также   для   обозначения   на
   поверхности    земли    скрытых   сооружений   земляного   полотна
   устанавливаются особые знаки.
       Сигнальные знаки   устанавливаются   с   правой   стороны   по
   направлению движения,  а путевые  -  с  правой  стороны  по  счету
   километров на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути.
       В выемках  (кроме  скальных)  и  на  выходах  из них (на длине
   100 м) путевые знаки должны устанавливаться на расстоянии не менее
   5700 мм  от  оси  крайнего  пути.  На электрифицированных участках
   сигнальные  и  путевые  знаки  могут  устанавливаться  на   опорах
   контактной   сети,   кроме   тех   опор,  на  которых  установлены
   светофорные  головки,  комплектные  трансформаторные   подстанции,
   разъединители и разрядники контактной сети.
       Предельные столбики  устанавливаются  посередине  междупутья в
   том месте,  где расстояние между осями сходящихся путей составляет
   4100 мм.  На  существующих  станционных  путях,  по   которым   не
   обращается   подвижной   состав,   построенный   по   габариту  Т,
   разрешается сохранить расстояние 3810 мм. На перегрузочных путях с
   суженным  междупутьем  предельные  столбики  устанавливаются в том
   месте, где ширина междупутья достигает 3600 мм.
       На кривых участках пути эти расстояния должны быть увеличены в
   соответствии с нормами,  установленными Инструкцией по  применению
   габаритов приближения строений.
       Сигнальные, путевые и особые знаки должны  быть  утвержденного
   МПС типа.

             Глава 4. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ЛОКОМОТИВНОГО
            И ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВ, ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
             СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ВОДОСНАБЖЕНИЯ
               И КАНАЛИЗАЦИИ. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
              (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

       4.1. Размещение и  техническое  оснащение  локомотивных  депо,
   пунктов   технического   обслуживания   локомотивов,   мастерских,
   экипировочных  устройств   и   других   сооружений   и   устройств
   локомотивного  хозяйства должны обеспечивать установленные размеры
   движения   поездов,   эффективное    использование    локомотивов,
   качественный   ремонт  и  техническое  обслуживание,  рациональное
   использование материальных ресурсов и безопасные условия труда.
       Размещение и  техническое  оснащение  депо  для   специального
   подвижного состава, пунктов технического обслуживания, мастерских,
   экипировочных устройств и других  сооружений  и  устройств  должны
   обеспечивать   качественный   ремонт  и  техническое  обслуживание
   специального  подвижного   состава,   рациональное   использование
   материальных   ресурсов,  безопасные  условия  труда,  эффективное
   использование специального подвижного состава.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное