Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 26.04.1993 N ЦРБ-162)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       Перечень участков,   оборудуемых   этой  связью,  утверждается
   начальником железной дороги.
       6.46. Запрещается   пользоваться   поездной   диспетчерской  и
   стрелочной связью для переговоров  по  вопросам,  не  связанным  с
   движением поездов.
       Запрещается включение   в   сеть   стрелочной   связи   других
   телефонов,  кроме исполнительных постов централизации,  стрелочных
   постов и дежурного по станции.
       В поездную  диспетчерскую  связь  допускается включение только
   телефонов   дежурных   по   станциям,   маневровых    диспетчеров,
   операторов,  дежурных  по  локомотивным  депо,  подменным пунктам,
   энергодиспетчеров и локомотивных диспетчеров,  дежурных  инженеров
   дистанций  сигнализации  и  связи.  На  участках  с  диспетчерской
   централизацией  в  поездную  диспетчерскую  связь  допускается   с
   разрешения начальника отделения железной дороги,  а при отсутствии
   в составе железной дороги отделений  железной  дороги  -  главного
   инженера   железной   дороги   включение   телефонов  дежурных  по
   переездам.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       На станциях,  где  нет  в  штате  дежурных  работников  службы
   перевозок  или  имеются  в   штате,   но   не   предусмотрено   их
   круглосуточное   дежурство,   разрешается   включение  в  поездную
   диспетчерскую   связь   телефонов,   установленных   в   квартирах
   начальников станций, электромехаников и электромонтеров СЦБ.
       Включение телефонов,  установленных  в  квартирах,  производит
   поездной   диспетчер   специальным  прибором  и  только  на  время
   переговоров.
       Допускается временно включать в провода поездной диспетчерской
   связи на  перегонах  переносные  телефоны  водителей  дрезин  (при
   вынужденной  остановке),  начальников восстановительных и пожарных
   поездов,  электромехаников СЦБ и руководителей  восстановительных,
   путевых работ и работ по устройствам электроснабжения.
       В поездную межстанционную связь допускается  включение  только
   телефонов  дежурных по станциям,  а на участках с автоблокировкой,
   кроме того, телефонов перегонной связи и дежурных по переездам.

                 Информационно - вычислительная система
                      железнодорожного транспорта

       6.47. Информационно    -    вычислительная    система   должна
   обеспечивать возможность:
       ввода, передачи, обработки и хранения данных;
       выдачи результатов  расчетов  потребителям   в   установленные
   сроки;
       решения задач планирования,  оперативного  управления,  учета,
   статистики во всех подотраслях железнодорожного транспорта.
       Технические и   программные    средства    должны    постоянно
   содержаться  в работоспособном и активном состоянии,  обеспечивать
   требуемую надежность и достоверность.
       Подключение терминального    и    другого    оборудования    к
   информационно - вычислительной системе железнодорожного транспорта
   должно осуществляться в соответствии с документами,  утвержденными
   Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС.

                           Линии СЦБ и связи

       6.48. Расстояние от нижней точки проводов воздушных линий  СЦБ
   и  связи  до  земли при максимальной стреле провеса должно быть не
   менее 2,5 м на перегонах,  3,0  м  -  на  станциях,  5,5  м  -  на
   пересечениях  с автомобильными дорогами (на существующих линиях до
   их переустройства разрешается сохранить расстояние 4,5 м).
       При пересечениях  железнодорожных  путей  расстояние от нижней
   точки проводов воздушных линий СЦБ и связи до уровня верха головки
   рельса должно быть не менее 7,5 м. Пересечения электрифицированных
   железных дорог воздушными линиями  СЦБ  и  связи  не  допускаются.
   Такие пересечения выполняются подземными кабельными вставками.
       6.49. При повреждении линий  СЦБ  и  связи  восстановление  их
   должно производиться в следующей очередности:
       провода поездной диспетчерской связи;
       провода путевой    блокировки,    энергодиспетчерской   связи,
   электрожезловой  системы,  поездной  межстанционной  и  стрелочной
   связи;
       провода телеуправления устройствами электроснабжения;
       провода магистральной связи;
       остальные провода СЦБ и связи.
       6.50. Сооружения и устройства СЦБ и связи должны быть защищены
   от   мешающего   и   опасного   влияния   тягового   тока,   линий
   электропередачи и грозовых разрядов.

             Техническое обслуживание устройств СЦБ и связи

       6.51. Аппараты   СЦБ,   при   помощи   которых  осуществляются
   различного  рода  зависимости,  а  также   аппараты   поездной   и
   станционной  радиосвязи  должны  быть  закрыты  и  запломбированы;
   вскрытие их допускается производить только  уполномоченным  на  то
   работником    службы   сигнализации   и   связи   с   обязательной
   предварительной записью  в  журнале  осмотра  этих  устройств.  За
   целость  пломб на аппаратах СЦБ и радиосвязи несут ответственность
   дежурные работники,  пользующиеся этими  аппаратами  (дежурные  по
   станциям,  операторы  поста  централизации,  дежурные  стрелочного
   поста, машинисты локомотивов и др.).
       6.52. Дистанции  сигнализации  и  связи должны иметь чертежи и
   описания имеющихся на дистанции устройств СЦБ  и  связи  и  других
   обслуживаемых ими устройств,  соответствующие стандарты и нормы. В
   эти документы должны своевременно вноситься все изменения.
       Типовые решения  по  устройствам  СЦБ утверждаются начальником
   Управления  сигнализации,  связи  и  вычислительной  техники  МПС.
   Использование  нетиповых  технических решений в устройствах СЦБ не
   допускается.
       6.53. Временные  изменения  зависимостей  устройств  СЦБ могут
   допускаться только  с  разрешения  начальника  отделения  железной
   дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги отделений
   железной дороги - главного инженера железной дороги не  более  чем
   на  пять  суток,  а  на  больший  срок  -  с разрешения начальника
   железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       6.54. Плановые работы по переоборудованию,  переносу, ремонту,
   испытанию и замене устройств и  приборов  СЦБ  и  другие  плановые
   работы,   вызывающие   нарушение  установленных  зависимостей  или
   временное  прекращение  их  действия,   должны   производиться   в
   соответствии  с  графиками,  утвержденными  начальником  отделения
   железной дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной  дороги
   отделений  железной  дороги  -  главным  инженером железной дороги
   предусматривающими  минимальные  сроки  их  выполнения.  В   любых
   случаях  запрещается  производить  на  станциях  такие  работы без
   согласия дежурного по станции и без предварительной записи об этом
   руководителем работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов,
   устройств  СЦБ,  связи  и   контактной   сети.   На   участках   с
   диспетчерской    централизацией    аналогичные    работы    должны
   производиться только с согласия поездного диспетчера.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       При расположении   устройств  на  значительном  расстоянии  от
   помещения дежурного по станции запись о  вводе  этих  устройств  в
   действие, а также запись о временном выключении этих устройств для
   производства непредвиденных  работ  по  устранению  неисправностей
   может  заменяться регистрируемой в том же журнале телефонограммой,
   передаваемой дежурному по станции с  последующей  личной  подписью
   руководителя работ в журнале.
       Замена и отключение отдельных устройств и приборов СЦБ,  когда
   установленные  зависимости  не  нарушаются,  могут производиться с
   согласия  дежурного  по  станции  (на  участках  с   диспетчерской
   централизацией  -  поездного  диспетчера)  без  записи  в  Журнале
   осмотра.  Перечень работ по замене и отключению таких устройств  и
   приборов устанавливается МПС.
       Испытания действующих устройств СЦБ  во  всех  случаях  должны
   производиться с согласия и под наблюдением дежурного по станции, а
   на участках с диспетчерской централизацией - с согласия  поездного
   диспетчера.
       6.55. Освещение  сигнальных   приборов   должно   обеспечивать
   отчетливую видимость показаний сигналов.
       Обеспечение своевременного    и    бесперебойного    освещения
   возлагается:
       светофоров и маршрутных указателей - на начальников  дистанций
   сигнализации и связи;
       стрелочных указателей,  указателей  путевого   заграждения   и
   гидравлических колонок на станциях - на начальников станций;
       сигнальных приборов   на   путях   локомотивного,   вагонного,
   путевого  и  других  хозяйств  -  на  начальников  соответствующих
   подразделений.
       Электроснабжение устройств  освещения  сигнальных  приборов на
   станционных путях обеспечивается дистанциями электроснабжения.
       6.56. Работники   дистанции   сигнализации   и  связи  обязаны
   обеспечивать постоянную нормальную видимость сигналов светофоров и
   маршрутных указателей.
       Видимость показаний  светофоров  должна  проверяться  с   пути
   электромехаником после каждой замены светофорных ламп.
       Видимость сигналов по главным путям перегонов и станций должна
   проверяться  с  локомотива старшим электромехаником не реже одного
   раза в месяц и начальником дистанции сигнализации  и  связи  -  не
   реже одного раза в квартал.
       Начальники дистанции сигнализации и связи и локомотивного депо
   или  их заместители не реже одного раза в квартал должны проверять
   с локомотива работу  автоматической  локомотивной  сигнализации  и
   радиосвязи.
       Действие автоматической локомотивной сигнализации  и  поездной
   радиосвязи периодически   проверяется  вагоном  -  лабораторией  с
   документированной    регистрацией    результатов    по    графику,
   утверждаемому   начальниками   служб   сигнализации   и   связи  и
   локомотивного хозяйства.
       Результаты проверки    рассматриваются    совместно   службами
   сигнализации и связи и локомотивного хозяйства.
       6.57. Устройства   пути,  СЦБ,  электроснабжения  и  подвижной
   состав,  в том  числе  специальный  самоходный  подвижной  состав,
   должны   обеспечивать  постоянную  надежную  работу  электрических
   рельсовых цепей.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Порядок технического обслуживания и нормы содержания устройств
   пути,  СЦБ,  электроснабжения и подвижного состава,  в  том  числе
   специального   самоходного   подвижного   состава,  обеспечивающие
   бесперебойную    работу     электрических     рельсовых     цепей,
   устанавливаются МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       6.58. Работники, пользующиеся устройствами СЦБ и связи, должны
   быть  обучены  порядку  пользования  ими,  и знания их должны быть
   проверены.
       Начальник дистанции сигнализации и связи обеспечивает обучение
   работников других служб, пользующихся устройствами СЦБ и связи.
       Ответственным за обучение и периодическую проверку знаний этих
   устройств является каждый начальник в отношении своих подчиненных.

           Глава 7. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
                             ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

       7.1. Устройства электроснабжения должны обеспечивать  надежное
   электроснабжение:
       электроподвижного состава     для     движения    поездов    с
   установленными весовыми нормами,  скоростями и  интервалами  между
   ними при требуемых размерах движения;
       устройств СЦБ, связи и вычислительной техники как потребителей
   электрической энергии I категории.  С разрешения МПС до завершения
   переустройства допускается электроснабжение этих устройств  по  II
   категории;
       всех остальных  потребителей  железнодорожного  транспорта   в
   соответствии с установленной МПС категорией.
       При наличии аккумуляторного резерва источника электроснабжения
   автоматической и полуавтоматической блокировки он  должен  быть  в
   постоянной   готовности   и   обеспечивать   бесперебойную  работу
   устройств СЦБ и переездной сигнализации в течение не менее 8 ч при
   условии, что питание не отключалось в предыдущие 36 ч.
       Время перехода    с    основной    системы    электроснабжения
   автоматической  и  полуавтоматической  блокировки на резервную или
   наоборот не должно превышать 1,3 с.
       Для обеспечения надежного электроснабжения должны  проводиться
   периодический    контроль   состояния   сооружений   и   устройств
   электроснабжения,   измерение    их    параметров    вагонами    -
   лабораториями,  приборами  диагностики  и  осуществляться плановые
   ремонтные работы.
       7.2. Уровень  напряжения  на  токоприемнике  электроподвижного
   состава должен быть не менее 21 кВ при переменном токе, 2,7 кВ при
   постоянном токе и не более 29 кВ при переменном токе и  4  кВ  при
   постоянном токе.
       На отдельных участках с  разрешения  МПС  допускается  уровень
   напряжения  не  менее  19  кВ  при  переменном  токе  и 2,4 кВ при
   постоянном токе.
       Номинальное напряжение  переменного  тока  на  устройствах СЦБ
   должно быть 115,  230 или 380 В.  Отклонения от указанных  величин
   номинального  напряжения допускаются в сторону уменьшения не более
   10%, а в сторону увеличения - не более 5%.
       7.3. Устройства электроснабжения должны  защищаться  от  токов
   короткого    замыкания,    перенапряжений   и   перегрузок   сверх
   установленных норм.
       Металлические подземные  сооружения  (трубопроводы,  кабели  и
   т.п.),  а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы,
   опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки и т.п., находящиеся
   в  районе  линий,  электрифицированных на постоянном токе,  должны
   быть защищены от электрической коррозии.
       Тяговые подстанции  линий,  электрифицированных  на постоянном
   токе,  а также электроподвижной  состав  должны  иметь  защиту  от
   проникновения  в  контактную  сеть  токов,  нарушающих  нормальное
   действие устройств СЦБ и связи.
       7.4. Высота  подвески  контактного  провода  над уровнем верха
   головки рельса должна быть на перегонах и станциях  не  ниже  5750
   мм, а на переездах не ниже 6000 мм.
       В исключительных случаях на существующих линиях это расстояние
   в  пределах  искусственных  сооружений,  расположенных  на   путях
   станций,   на  которых  не  предусматривается  стоянка  подвижного
   состава,  а  также  на  перегонах  с  разрешения  МПС  может  быть
   уменьшено до 5675 мм при электрификации линии на переменном токе и
   до 5550 мм - на постоянном токе.
       Высота подвески  контактного  провода  не   должна   превышать
   6800 мм.
       7.5. В  пределах  искусственных   сооружений   расстояние   от
   токонесущих  элементов  токоприемника  и  частей  контактной сети,
   находящихся под напряжением,  до заземленных частей  сооружений  и
   подвижного  состава  должно  быть  не  менее  200  мм  на  линиях,
   электрифицированных на постоянном токе,  и не менее 350  мм  -  на
   переменном токе.
       В особых случаях на существующих искусственных  сооружениях  с
   разрешения МПС может допускаться уменьшение указанных расстояний.
       7.6. Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края  опор
   контактной  сети  на  перегонах  и  станциях  должно быть не менее
   3100 мм.
       Опоры в выемках должны устанавливаться вне пределов кюветов.
       В особо  сильно  снегозаносимых  выемках (кроме скальных) и на
   выходах из них (на длине 100 м) расстояние от оси крайнего пути до
   внутреннего края   опор  контактной  сети  должно  быть  не  менее
   5700 мм.  Перечень таких мест  определяется  начальником  железной
   дороги.
       На существующих линиях до их реконструкции,  а также  в  особо
   трудных  условиях  на вновь электрифицируемых линиях расстояние от
   оси пути до внутреннего края опор допускается не менее:  2450 мм -
   на станциях и 2750 мм - на перегонах.
       Все указанные размеры установлены для прямых участков пути. На
   кривых участках эти расстояния должны увеличиваться в соответствии
   с габаритным уширением, установленным для опор контактной сети.
       Взаимное расположение опор контактной сети,  воздушных линий и
   светофоров,  а также сигнальных знаков должно обеспечивать хорошую
   видимость сигналов и знаков.
       7.7. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры),
   на  которых  крепятся  элементы контактной сети,  детали крепления
   контактной  сети  на  железобетонных  опорах,   железобетонных   и
   неметаллических   искусственных   сооружениях,  а  также  отдельно
   стоящие  металлические   конструкции   (гидроколонки,   светофоры,
   элементы мостов и путепроводов и др.), расположенные на расстоянии
   менее 5 м от частей контактной сети,  находящихся под напряжением,
   должны  быть  заземлены  или  оборудованы  устройствами  защитного
   отключения при попадании  на  сооружения  и  конструкции  высокого
   напряжения.
       Заземлению подлежат также все  расположенные  в  зоне  влияния
   контактной  сети  переменного  тока  металлические сооружения,  на
   которых могут возникать опасные напряжения.
       На путепроводах   и   пешеходных   мостах,  расположенных  над
   электрифицированными    путями,    должны     быть     установлены
   предохранительные  щиты  и  сплошной настил в местах прохода людей
   для   ограждения   частей   контактной   сети,   находящихся   под
   напряжением.
       7.8. Контактная  сеть,  линии  автоблокировки  и   продольного
   электроснабжения  напряжением  свыше  1000 В должны разделяться на
   отдельные  участки  (секции)  при  помощи  воздушных   промежутков
   (изолирующих сопряжений),   нейтральных   вставок,   секционных  и
   врезных изоляторов, разъединителей.
       Опоры контактной  сети  или  щиты,  установленные  на границах
   воздушных промежутков,  должны иметь отличительную окраску.  Между
   этими  опорами  или щитами запрещается остановка электроподвижного
   состава с поднятым токоприемником.
       7.9. Схема питания и секционирования  контактной  сети,  линий
   автоблокировки   и   продольного   электроснабжения   должна  быть
   утверждена  начальником  железной  дороги.  Выкопировки  из  схемы
   включаются в техническо - распорядительный акт станции.
       7.10. Переключение разъединителей контактной сети  электродепо
   и  экипировочных  устройств,  а  также  путей,  где  осматривается
   крышевое  оборудование  электроподвижного  состава,   производится
   работниками    локомотивного    депо.    Переключение    остальных
   разъединителей производится только по приказу энергодиспетчера.
       Приводы разъединителей   с   ручным  управлением  должны  быть
   заперты на замки.
       Порядок переключения разъединителей контактной сети,  а  также
   выключателей  и  разъединителей линии автоблокировки и продольного
   электроснабжения,   хранения   ключей   от    запертых    приводов
   разъединителей,  обеспечивающий бесперебойность электроснабжения и
   безопасность  производства  работ,   устанавливается   начальником
   отделения  железной  дороги,  а  при отсутствии в составе железной
   дороги  отделений  железной  дороги  -   заместителем   начальника
   железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Переключение разъединителей  и  выключателей  производится  по
   приказу   энергодиспетчера  работниками  других  служб,  прошедших
   обучение.
       7.11. Расстояние  от  нижней  точки  проводов  воздушных линий
   электропередачи напряжением  свыше 1000 В до поверхности земли при
   максимальной стреле провеса должно быть не менее:
       На перегонах ........................................... 6,0 м
       В том числе в труднодоступных местах ................... 5,0 м
       На пересечениях с автомобильными дорогами,
       станциях и в населенных пунктах ........................ 7,0 м
       При пересечениях  железнодорожных  путей  расстояние от нижней
   точки проводов воздушных линий электропередачи  напряжением  свыше
   1000 В  до уровня верха головки рельса неэлектрифицированных путей
   должно быть не менее 7,5  м.  На  электрифицированных  линиях  это
   расстояние  до  проводов  контактной сети должно устанавливаться в
   зависимости от уровня напряжения пересекаемых линий в соответствии
   с  Правилами устройства электроустановок и по техническим условиям
   железной дороги.

           Глава 8. ОСМОТР СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ И ИХ РЕМОНТ

                     Осмотр сооружений и устройств

       8.1. Осмотр  сооружений,  устройств  и  служебно - технических
   зданий    производится     работниками,     непосредственно     их
   обслуживающими,  а также начальниками станций, депо, дистанций или
   участков, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства,
   в    соответствии    с   порядком   и   в   сроки,   установленные
   соответствующими положениями и инструкциями.
       Стрелочные переводы  на  главных и приемо - отправочных путях,
   кроме того,  не  реже  одного  раза  в  месяц  должен  осматривать
   начальник станции совместно с дорожным мастером и электромехаником
   СЦБ.
       Результаты осмотра  и мероприятия,  необходимые для устранения
   обнаруженных неисправностей,  заносятся в  специальный  журнал,  в
   котором   отмечаются   также  сроки  устранения  неисправностей  и
   выполнения намеченных мероприятий.
       8.2. Начальники  железных  дорог,  служб,  отделений  железных
   дорог и руководители линейных  предприятий  должны  систематически
   проверять  в  подведомственных подразделениях состояние хозяйства,
   соблюдение  трудовой  дисциплины  и  принимать  необходимые  меры,
   гарантирующие  содержание  всех сооружений и устройств в исправном
   состоянии,  выполнение технологии работы, обеспечение безопасности
   движения и техники безопасности.
       Порядок проведения   таких   проверок   с  осмотром  при  этом
   сооружений,  устройств,  служебно  -  технических  зданий   и   их
   периодичность   устанавливаются   начальником   железной   дороги.
   Непосредственно  начальником   железной   дороги   осмотр   должен
   проводиться  не  реже  одного раза в год,  а начальником отделения
   железной дороги -  двух  раз  в  год,  при  отсутствии  в  составе
   железной  дороги  отделений  железной дороги - первым заместителем
   начальника,  главным  инженером  железной   дороги   по   графику,
   утвержденному начальником железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)

                     Ремонт сооружений и устройств

       8.3. Ремонт  сооружений  и  устройств должен производиться при
   обеспечении безопасности  движения  и  техники  безопасности,  как
   правило, без нарушения графика движения поездов.
       Для производства больших по объему  ремонтных  и  строительных
   работ  в  графике движения поездов должны предусматриваться окна и
   учитываться ограничения скорости, вызываемые этими работами.
       Для выполнения    работ    по    текущему   содержанию   пути,
   искусственных сооружений,  контактной сети и устройств СЦБ  должны
   предоставляться   предусматриваемые  в  графике  движения  поездов
   технологические окна  продолжительностью  1   -   2   ч,   а   при
   производстве  этих  работ  комплексами машин,  специализированными
   бригадами и механизированными колоннами - продолжительностью  3  -
   4 ч, в соответствии с порядком, установленным начальником железной
   дороги.
       Работы по ремонту пути, контактной сети, устройств СЦБ и связи
   и других сооружений и устройств,  выполняемые в период времени, не
   предусмотренный в графике движения поездов,  должны производиться,
   как правило, без закрытия перегона.
       Если выполнение  этих  работ вызывает необходимость перерыва в
   движении,  точный  срок  их  начала  и  окончания  устанавливается
   начальником отделения железной дороги,  а при отсутствии в составе
   железной дороги отделений  железной  дороги  -  главным  инженером
   железной  дороги совместно с руководителем работ и согласовывается
   с начальником службы перевозок.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       На время  производства работ,  вызывающих перерыв движения,  а
   также для производства которых в  графике  движения  предусмотрены
   окна,   руководитель  работ  обязан  установить  постоянную  связь
   (телефонную или по радио) с поездным диспетчером.
       На участках,    где    окна   в   графике   движения   поездов
   предусматриваются в темное время суток,  руководитель работ обязан
   обеспечить освещение места производства работ.
       8.4. Для  технического  обслуживания   и   ремонта   устройств
   механизации  и  автоматизации сортировочных горок,  путей и других
   сооружений  и   устройств   на   горках   должны   предоставляться
   технологические окна продолжительностью 0,7 - 1,5 ч в соответствии
   с порядком, предусмотренным начальником железной дороги.
       8.5. Всякое   препятствие   для   движения  (место,  требующее
   остановки) на перегоне  и  станции,  а  также  место  производства
   работ,  опасное  для движения,  требующее остановки или уменьшения
   скорости,  должно  быть  ограждено  сигналами   с   обеих   сторон
   независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет.
       Запрещается:
       приступать к  работам  до ограждения сигналами препятствия или
   места производства работ, опасного для движения;
       снимать сигналы,    ограждающие    препятствие    или    место
   производства работ,  до устранения препятствия,  полного окончания
   работ,  проверки  состояния  пути,  контактной  сети  и соблюдения
   габарита.
       Порядок ограждения   препятствий  и  мест  производства  работ
   устанавливается Инструкцией по сигнализации на железных дорогах.
       8.6. Для  установки и охраны переносных сигналов,  ограждающих
   место производства работ  на  пути,  руководитель  работ  выделяет
   сигналистов  из числа работников бригады,  сдавших соответствующие
   испытания.  Сигналисты должны иметь головные  уборы,  отличные  от
   общепринятых для других работников железнодорожного транспорта.
       При производстве работ на пути развернутым фронтом, а также на
   кривых участках малого радиуса, в выемках и других местах с плохой
   видимостью сигналов и на участках с интенсивным движением  поездов
   руководитель  работ  обязан  установить  связь  (телефонную или по
   радио) с работниками,  находящимися у сигналов,  ограждающих место
   работ.  Сигналисты  и  руководители  работ  должны  иметь  носимые
   радиостанции.  Порядок обеспечения связью мест производства  работ
   устанавливается начальником железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       8.7. На  станционных  путях  запрещается  производить  работы,
   требующие  ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости,
   без согласия дежурного по станции  и  без  предварительной  записи
   руководителем работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов,
   устройств СЦБ, связи и контактной сети. На участках, оборудованных
   диспетчерской  централизацией,  такие  работы должны выполняться в
   указанном порядке,  но только с согласия поездного диспетчера. При
   производстве таких работ на контактной сети со снятием напряжения,
   но без нарушения целости пути и искусственных сооружений,  а также
   при    выполнении   работ   по   устранению   внезапно   возникших
   неисправностей запись о начале и окончании работ может  заменяться
   регистрируемой  в  этом  же журнале телефонограммой,  передаваемой
   руководителем  работ  дежурному  по   станции   (на   участках   с
   диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру).
       Ввод устройств в  действие  по  окончании  работ  производится
   дежурным  по  станции  на  основании  записи  руководителя работ в
   Журнале осмотра путей,  стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи
   и   контактной   сети   или   регистрируемой   в  том  же  журнале
   телефонограммы,  переданной дежурному  по  станции  с  последующей
   личной подписью руководителя работ.
       8.8. Закрытие перегона для производства  работ  на  однопутном
   участке,  а  на  двухпутном  или  многопутном  участке  одного или
   нескольких путей производится с  разрешения  начальника  отделения
   железной  дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги
   отделений железной дороги - главного инженера железной дороги и по
   согласованию с начальником службы перевозок,  если оно не вызывает
   изменения установленных размеров движения  с  соседними  железными
   дорогами.  Если  такое  закрытие  вызывает изменение установленных
   размеров движения поездов на соседние железные дороги,  оно  может
   быть  разрешено  начальником  железной  дороги  по  согласованию с
   Главным управлением перевозок МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Закрытие перегона или путей, вызывающее необходимость пропуска
   поездов в обход по другим участкам данной железной дороги  или  по
   другим железным дорогам, допускается лишь в исключительных случаях
   с разрешения МПС.
       8.9. О предстоящем закрытии перегона на однопутном участке,  а
   на двухпутном и многопутном одного или нескольких путей  начальник
   отделения  железной  дороги,  а  при отсутствии в составе железной
   дороги отделений железной дороги - главный инженер железной дороги
   не  позже  чем  за  сутки уведомляет соответствующих руководителей
   работ.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Закрытие и  открытие  перегона или путей производятся приказом
   поездного диспетчера перед началом и по окончании работ.
       Запрещается приступать  к  работам  до получения руководителем
   работ  приказа   поездного   диспетчера   (в   форме   письменного
   уведомления,   телефонограммы   или   телеграммы)  о  состоявшемся
   закрытии перегона или путей и до ограждения сигналами места работ.
       8.10. Открытие  перегона  или  путей производится только после
   письменного уведомления,  телефонограммы или телеграммы начальника
   дистанции  пути  или  уполномоченного им работника по должности не
   ниже дорожного мастера об окончании путевых  работ  или  работ  на
   искусственных    сооружениях    и   отсутствии   препятствий   для
   бесперебойного и безопасного движения поездов независимо от  того,
   какая организация выполняла эти работы.
       Восстановление действия существующих устройств СЦБ и связи или
   электроснабжения    производится    по    получении    уведомления
   соответственно  от  старшего  электромеханика  СЦБ  и  связи   или
   энергодиспетчера.

            ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
              (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

                       Глава 9. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

       9.1. Подвижной  состав,  в  том  числе  специальный самоходный
   подвижной  состав,  должен  своевременно   проходить   планово   -
   предупредительные   виды   ремонта,   техническое  обслуживание  и
   содержаться в эксплуатации в исправном  состоянии,  обеспечивающем
   его   бесперебойную   работу,   безопасность  движения  и  технику
   безопасности.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Предупреждение появления    неисправностей    и    обеспечение
   установленных сроков службы подвижного состава должно быть главным
   в работе лиц,  ответственных за  его  техническое  обслуживание  и
   ремонт.  Пассажирские  вагоны  на  тележках  ЦМВ могут следовать в
   поездах со скоростью не более 120 км/ч.
       Дополнительные требования   к   подвижному   составу,  который
   обращается в пассажирских поездах со  скоростью  более  140  км/ч,
   устанавливаются соответствующей инструкцией МПС.
       9.2. Типы  и   основные   характеристики   вновь   строящегося
   подвижного состава утверждаются в порядке, установленном МПС.
       Техническое задание  на  вновь  строящийся  подвижной   состав
   утверждается поставщиком по согласованию с МПС,  а чертежи узлов и
   деталей и технические условия - по согласованию с соответствующими
   главными управлениями МПС.
       9.3. Все  элементы  вагонов  по  прочности,   устойчивости   и
   техническому  состоянию  должны  обеспечивать безопасное и плавное
   движение поездов с наибольшими скоростями, установленными МПС.
       Вновь строящиеся   вагоны  должны  обеспечивать  безопасное  и
   плавное движение   с   наибольшими   конструкционными   скоростями
   перспективных   локомотивов,   предназначенных   для  обслуживания
   соответствующих категорий поездов.
       Вагоны, не   имеющие   переходных   площадок,   должны   иметь
   специальные подножки и поручни.
       9.4. Вносить изменения в конструкции основных узлов  принятого
   в  эксплуатацию  подвижного  состава,  в  том  числе  специального
   самоходного подвижного состава,  допускается только  с  разрешения
   соответствующих главных управлений МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       9.5. Подвижной   состав   должен   удовлетворять   требованиям
   габарита   подвижного   состава,   установленного  Государственным
   стандартом.
       9.6. Вновь  построенный,  а также прошедший капитальный ремонт
   подвижной состав,  в том числе  специальный  самоходный  подвижной
   состав, до сдачи его в эксплуатацию на железную дорогу должен быть
   испытан и принят от завода - поставщика в  порядке,  установленном
   МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       9.7. Каждая  единица   подвижного   состава,   в   том   числе
   специального   самоходного   подвижного   состава,   должна  иметь
   следующие отличительные четкие знаки и надписи:  технический  знак
   Российских   железных   дорог,  инициалы  железной  дороги  (кроме
   вагонов),  номер (для пассажирских  вагонов  содержит  код  дороги
   приписки), табличку завода - изготовителя с указанием даты и места
   постройки,  дату и место производства установленных видов ремонта,
   вес  тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного
   состава).  Кроме того,  должны быть нанесены следующие надписи: на
   локомотивах,   моторвагонном   подвижном   составе  и  специальном
   самоходном подвижном составе -  конструкционная  скорость,  серия,
   наименование  депо  или  другого предприятия приписки,  таблички и
   надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и
   котла;  на пассажирских вагонах, моторвагонном подвижном составе и
   специальном   самоходном    подвижном    составе,    на    котором
   предусматривается доставка работников к месту производства работ и
   обратно,  - число мест; на грузовых вагонах - грузоподъемность. На
   тендерах паровозов должны быть обозначены серия,  номер и инициалы
   железной дороги приписки.
   (в ред. Приказов МПС РФ от 24.04.1995 N 7 Ц, от 29.03.1999 N 17Ц)
       Другие знаки и надписи  на  подвижном  составе  и  специальном
   подвижном составе наносятся в порядке, установленном МПС.
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       9.8. На каждый  локомотив,  вагон,  единицу  моторвагонного  и
   специального подвижного состава должен вестись технический паспорт
   (формуляр),  содержащий важнейшие технические  и  эксплуатационные
   характеристики.
   (п. 9.8 в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       9.9. Локомотивы и  моторвагонный  подвижной  состав,  а  также
   специальный  самоходный подвижной состав,  должны быть оборудованы
   радиостанциями,   скоростемерами   с    регистрацией    показаний,
   установленных  МПС,  автоматической локомотивной сигнализацией,  а
   также  оборудоваться  и  другими   устройствами   безопасности   в
   соответствии с перечнем и порядком, установленными МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Пассажирские локомотивы должны быть  оборудованы  устройствами
   управления  электропневматическим  торможением,  а  локомотивы для
   грузовых  поездов  должны   оборудоваться   устройством   контроля
   тормозной магистрали.
       Поездные локомотивы и моторвагонные  поезда  при  обслуживании
   одним    машинистом    должны   быть   дополнительно   оборудованы
   утвержденными   МПС   следующими   средствами    и    устройствами
   безопасности:
       системой автоматического  управления  торможением  поезда  или
   микропроцессорным    дешифратором    с    встроенными    функциями
   безопасности;
       зеркалами заднего вида;
       системой пожаротушения - тепловозы;
       блокировкой тормоза - пассажирские локомотивы;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       моторвагонные поезда,   кроме  того,  системой  автоведения  с
   обеспечением контроля скорости движения и речевой  информации  при
   подъездах  к  проходным светофорам,  переездам и станциям,  связью
   "пассажир - машинист",  сигнализацией  контроля  закрытия  дверей,
   автоматической пожарной сигнализацией.
       Маневровые локомотивы  должны  быть  оборудованы  устройствами
   дистанционной   отцепки  их  от  вагонов,  а  обслуживаемые  одним
   машинистом,  кроме  того,  вторым  пультом  управления,  зеркалами
   заднего   вида   и  устройствами,  обеспечивающими  автоматическую
   остановку на случай  внезапной  потери  машинистом  способности  к
   ведению локомотива.
   (п. 9.9 в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       9.10. Технические требования к специальному подвижному составу
   и съемным подвижным единицам,  а  также  порядок  их  технического
   обслуживания, ремонта и эксплуатации устанавливаются МПС.
       9.11. Принадлежащие    другим   ведомствам,   предприятиям   и
   организациям локомотивы и вагоны,  выходящие на  пути  общей  сети
   железных   дорог,  должны  соответствовать  требованиям  настоящих
   Правил. Порядок обращения такого подвижного состава на путях общей
   сети   железных   дорог  устанавливается  МПС,  а  порядок  выхода
   локомотивов на станцию примыкания - начальником отделения железной
   дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги отделений
   железной дороги - заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)

                        Глава 10. КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ

       10.1. Каждая  колесная  пара должна удовлетворять требованиям,
   установленным Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту
   и  формированию  колесных  пар подвижного состава,  и иметь на оси
   четко поставленные знаки о времени и месте формирования и  полного
   освидетельствования колесной пары, а также клейма о приемке ее при
   формировании.
       Знаки и  клейма  ставятся в местах,  предусмотренных правилами
   маркировки.
       Колесные пары  в  установленном  порядке  должны  подвергаться
   осмотру  под   подвижным   составом,   обыкновенному   и   полному
   освидетельствованиям,   а   при   подкатке  -  регистрироваться  в
   соответствующих журналах или паспортах.
       10.2. Расстояние   между   внутренними   гранями    колес    у
   ненагруженной  колесной пары должно быть 1440 мм.  У локомотивов и
   вагонов,  а также  специального  самоходного  подвижного  состава,
   обращающихся  в  поездах  со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч,
   отклонения допускаются в сторону увеличения не  более  3  мм  и  в
   сторону  уменьшения  не  более  1  мм,  при  скоростях до 120 км/ч
   отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не  более
   3 мм.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       10.3. Запрещается  выпускать  в  эксплуатацию  и  допускать  к
   следованию   в   поездах  подвижной  состав,  включая  специальный
   подвижной состав,  с трещиной в любой части оси колесной пары  или
   трещиной   в   ободе,   диске   и   ступице  колеса,  при  наличии
   остроконечного  наката  на  гребне  колесной  пары,  а  также  при
   следующих   износах   и   повреждениях  колесных  пар,  нарушающих
   нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       а) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:
       прокат по   кругу   катания   у   локомотивов,  моторвагонного
   подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм;
       толщина гребня  более  33 мм или менее 28 мм у локомотивов при
   измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте  гребня
   30  мм,  а  у  подвижного  состава  с  высотой  гребня 28 мм - при
   измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
       б) при скоростях движения до 120 км/ч:
       прокат по   кругу   катания   у   локомотивов,   а   также   у
   моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах
   дальнего  сообщения - более 7 мм,  у моторвагонного и специального
   самоходного подвижного состава и пассажирских  вагонов  в  поездах
   местного  и  пригородного  сообщений  -  более  8  мм,  у  вагонов
   рефрижераторного парка и грузовых вагонов - более 9 мм;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       толщина гребня  более  33 мм или менее 25 мм у локомотивов при
   измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте  гребня
   30 мм,  а у подвижного состава  с  высотой  гребня  28  мм  -  при
   измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
       в) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм,  измеряемый
   специальным шаблоном;
       г) ползун  (выбоина)  на  поверхности  катания  у локомотивов,
   моторвагонного  и  специального  подвижного  состава,  а  также  у
   тендеров  паровозов  и вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками
   более 1 мм, а у тендеров и вагонов с подшипниками скольжения более
   2 мм.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       При обнаружении в пути следования у  вагона,  кроме  моторного
   вагона  моторвагонного подвижного состава или тендера с роликовыми
   буксовыми подшипниками,  ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но
   не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки
   от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой -
   не  свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания,
   имеющего средства для замены колесных пар.
       При величине   ползуна   у  вагонов,  кроме  моторного  вагона
   моторвагонного подвижного состава,  от 2 до 6 мм,  у локомотива  и
   моторного   вагона  моторвагонного  подвижного  состава,  а  также
   специального  самоходного  подвижного  состава  от  1  до   2   мм
   допускается следование  поезда  до  ближайшей станции со скоростью
   15 км/ч,  а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и
   свыше  2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч,  где колесная пара должна
   быть заменена.  При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера,  свыше
   4 мм  у  локомотива  и  моторного вагона моторвагонного подвижного
   состава разрешается следование со скоростью 10  км/ч  при  условии
   вывешивания  или  исключения  возможности  вращения колесной пары.
   Локомотив при этом  должен  быть  отцеплен  от  поезда,  тормозные
   цилиндры  и  тяговый  электродвигатель  (группа электродвигателей)
   поврежденной колесной пары отключены.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       При включении грузовых вагонов  в  пассажирские  поезда  нормы
   содержания колесных пар должны удовлетворять нормам, установленным
   для пассажирских поездов.

                    Глава 11. ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
                        И АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

       11.1. Подвижной  состав,  в  том  числе  специальный подвижной
   состав,  должен  быть  оборудован  автоматическими  тормозами,   а
   пассажирские      вагоны     и     локомотивы,     кроме     того,
   электропневматическими тормозами.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Автоматические тормоза   подвижного   состава,   в  том  числе
   специального самоходного подвижного состава, должны содержаться по
   установленным  МПС  нормам и обладать управляемостью и надежностью
   действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность
   торможения,  а также остановку поезда при разъединении или разрыве
   воздухопроводной магистрали и при открытии  стоп  -  крана  (крана
   экстренного торможения).
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Автоматические и  электропневматические   тормоза   подвижного
   состава,  в том числе специального самоходного подвижного состава,
   должны обеспечивать  тормозное  нажатие,  гарантирующее  остановку
   поезда при экстренном торможении на расстоянии не более тормозного
   пути, определенного по расчетным данным, утвержденным МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       11.2. Автоматические  тормоза  должны обеспечивать возможность
   применения различных режимов торможения в зависимости от  загрузки
   вагонов, длины состава и профиля пути.
       Стоп - краны в пассажирских вагонах и моторвагонном  подвижном
   составе устанавливаются в тамбурах, внутри вагонов и пломбируются.
       В специальном самоходном подвижном составе  при  необходимости
   устанавливать  стоп  - краны или другие устройства для экстренного
   торможения.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       11.3. Локомотивы,   пассажирские   вагоны,   моторвагонный   и
   специальный  самоходный  подвижной  состав   оборудуются   ручными
   тормозами.  Часть  грузовых  вагонов  по  нормам  МПС должна иметь
   переходную площадку со стоп - краном и ручным тормозом.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Допускается эксплуатация   почтовых   и   багажных    вагонов,
   построенных до 1 января 1970 г., без ручных тормозов.
       Ручные тормоза  подвижного  состава,  в том числе специального
   самоходного   подвижного   состава,    должны    содержаться    по
   установленным  нормам  и  обеспечивать установленное МПС расчетное
   тормозное нажатие.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       11.4. Все части рычажной тормозной передачи,  разъединение или
   излом которых может вызвать выход из габарита или падение на путь,
   должны иметь предохранительные устройства.
       11.5. Подвижной состав,  в  том  числе  специальный  подвижной
   состав, должен быть оборудован автосцепкой.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна
   быть:
       У локомотивов, пассажирских
       и грузовых порожних вагонов не более ................. 1080 мм
       У специального подвижного состава
       в порожнем состоянии не более ........................ 1080 мм
       в груженом - не менее ................................. 980 мм
   (введено Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       У локомотивов и пассажирских
       вагонов с людьми не менее ............................. 980 мм
       У грузовых вагонов (груженых) не менее ................ 950 мм
       Для подвижного  состава,  выпускаемого из ремонта,  высота оси
   автосцепки над уровнем верха головок рельсов устанавливается МПС и
   должна  обеспечивать соблюдение указанных норм в эксплуатации (при
   наибольших износах и нагрузках).
       Разница по   высоте   между   продольными   осями   автосцепок

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное