Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 26.04.1993 N ЦРБ-162)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       Разница по   высоте   между   продольными   осями   автосцепок
   допускается не более:
       В грузовом поезде ..................................... 100 мм
       Между локомотивом и первым груженым
       вагоном грузового поезда .............................. 110 мм
       В пассажирском поезде, следующем
       со скоростью до 120 км/ч ............................... 70 мм
       То же со скоростью 121 - 140 км/ч ...................... 50 мм
       Между локомотивом и первым вагоном
       пассажирского поезда .................................. 100 мм
       Между локомотивом и подвижными единицами
       специального подвижного состава ....................... 100 мм
   (введено Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Автосцепка пассажирских   вагонов  должна  иметь  ограничители
   вертикальных  перемещений.  Автосцепка   специального   подвижного
   состава, работающего по технологии совместно в сцепе, должна иметь
   ограничитель вертикальных перемещений.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       11.6. Ответственным   за   техническое  состояние  автосцепных
   устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда является
   осмотрщик  вагонов,  выполнявший  техническое обслуживание состава
   поезда перед отправлением.
       При прицепке вагонов к поезду на станциях, где нет осмотрщиков
   вагонов, а также при маневровой работе ответственным за правильное
   сцепление вагонов является руководитель маневров.
       За правильное    сцепление    локомотива    или   специального
   самоходного   подвижного   состава,   используемого   в   качестве
   локомотива,  соответственно  с  первым  вагоном  поезда или другим
   специальным подвижным  составом  ответственным  является  машинист
   локомотива   или   специального  самоходного  подвижного  состава,
   используемого в качестве локомотива.
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Отцепка поездного   локомотива   от   пассажирского   состава,
   оборудованного электрическим отоплением,  производится  работником
   локомотивной    бригады   только   после   разъединения   поездным
   электромехаником   высоковольтных   междувагонных    электрических
   соединителей.    Разъединение    электрических   цепей   отопления
   производится при опущенном токоприемнике.
       При обслуживании  локомотивов  одним   машинистом   выполнение
   операций  по прицепке поездного локомотива к составу и отцепке его
   от  состава  грузового  и  пассажирского  поезда  возлагается   на
   осмотрщика вагонов.  Отцепка поездного локомотива от пассажирского
   состава,  оборудованного  электрическим  отоплением,  производится
   осмотрщиком    вагонов    только   после   разъединения   поездным
   электромехаником   высоковольтных   междувагонных    электрических
   соединителей.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)

              Глава 12. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
              ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
                     САМОХОДНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
              (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

       12.1. Запрещается  выпускать  в  эксплуатацию  и  допускать  к
   следованию в поездах подвижной состав,  в  том  числе  специальный
   самоходный  подвижной  состав,  имеющий неисправности,  угрожающие
   безопасности движения,  а также ставить в поезда грузовые  вагоны,
   состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Не допускается  выдача   под   поезда,   обслуживаемые   одним
   машинистом,   локомотивов  и  моторвагонного  подвижного  состава,
   выработавшего установленный срок службы.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны,  имеющие
   неисправности    электропневматического    тормоза,     отопления,
   электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие
   нормальные условия  перевозки  пассажиров,  а  также  пассажирские
   вагоны  с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника
   (механика - бригадира) пассажирского поезда с машинистом.
   (в ред. Приказов МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц, от 29.03.1999 N 17Ц)
       Вагоны, включаемые в пассажирские поезда с  электроотоплением,
   должны   быть   оборудованы  системой  автоматического  управления
   электроотоплением.
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Требования к  техническому  состоянию  подвижного  состава,  а
   также    порядок   его   технического   обслуживания   и   ремонта
   устанавливаются МПС.
       12.2. Систему  технического  обслуживания и ремонта подвижного
   состава, нормы межремонтных пробегов и порядок постановки в ремонт
   устанавливает МПС.
       Технические указания и  типовые  технологические  процессы  по
   техническому    обслуживанию    и   ремонту   подвижного   состава
   утверждаются соответствующими главными управлениями МПС.
       12.3. Ответственность  за  качество  выполненного технического
   обслуживания и ремонта и безопасность движения подвижного  состава
   и специального подвижного состава несут работники, непосредственно
   осуществляющие  техническое  обслуживание  и  ремонт,  мастера   и
   руководители  соответствующих  заводов,  депо,  в  т.ч.  депо  для
   специального  подвижного  состава,   путевых   машинных   станций,
   дистанций, мастерских и пунктов технического обслуживания.
   (п. 12.3 в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

             Техническое обслуживание и ремонт локомотивов,
               моторвагонного и специального самоходного
                           подвижного состава
              (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)

       12.4. Техническое  состояние  локомотивов,  моторвагонного   и
   специального  самоходного подвижного состава должно систематически
   проверяться при техническом обслуживании  локомотивными  бригадами
   или   бригадами   специального   самоходного  подвижного  состава,
   комплексными   и   специализированными   бригадами   на    пунктах
   технического  обслуживания  и  в  основных депо,  путевых машинных
   станциях и депо для специального  подвижного  состава,  оснащенных
   современными  диагностическими  средствами,  а  также периодически
   контролироваться руководством  депо,  отделения  железной  дороги,
   службы  локомотивного  хозяйства  или службы,  которой принадлежит
   специальный самоходный подвижной состав, и ревизорским аппаратом.
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       При техническом обслуживании проверяется:
       состояние и   износ   оборудования,   узлов  и  деталей  и  их
   соответствие установленным размерам;
       исправность действия    устройств   безопасности,   тормозного
   оборудования и автосцепного устройства, контрольных, измерительных
   и сигнальных приборов, электрических цепей.
       Запрещается выпускать локомотивы,  моторвагонный и специальный
   самоходный подвижной состав в эксплуатацию, у которых имеется хотя
   бы одна из следующих неисправностей:
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       неисправность прибора для подачи звукового сигнала;
       неисправность пневматического, электропневматического, ручного
   тормозов или компрессора;
       неисправность или   отключение   хотя   бы   одного   тягового
   электродвигателя, неисправность привода передвижения;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       неисправность вентилятора   холодильника   дизеля,    тягового
   электродвигателя или выпрямительной установки;
       неисправность автостопа,      автоматической      локомотивной
   сигнализации или устройства проверки бдительности машиниста;
       неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;
       неисправность устройств поездной и маневровой радиосвязи, а на
   моторвагонном подвижном составе - неисправность связи "пассажир  -
   машинист";
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       неисправность автосцепных устройств;
       неисправность системы подачи песка;
       неисправность прожектора,    буферного    фонаря    освещения,
   контрольного или измерительного прибора;
       трещина в  хомуте,  рессорной  подвеске  или  коренном   листе
   рессоры, излом рессорного листа;
       трещина в корпусе буксы;
       неисправность буксового или моторно - осевого подшипника;
       отсутствие или  неисправность  предусмотренного   конструкцией
   предохранительного устройства от падения деталей на путь;
       трещина или  излом  хотя  бы  одного  зуба  тяговой   зубчатой
   передачи;
       неисправность кожуха зубчатой передачи,  вызывающая  вытекание
   смазки;
       неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры;
       неисправность токоприемника;
       неисправность средств пожаротушения;
       неисправность устройств  защиты  от токов короткого замыкания,
   перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;
       появление стука, постороннего шума в дизеле;
       неисправность питательного     прибора,     предохранительного
   клапана,   водоуказательного   прибора,  течь  контрольной  пробки
   огневой коробки котла паровоза;
       отсутствие защитных кожухов электрооборудования.
       12.5. Локомотивы  и  моторвагонный  подвижной состав,  а также
   специальный  самоходный  подвижной   состав   при   круглогодичной
   эксплуатации,  два раза в год (весной и осенью) должны комиссионно
   осматриваться в соответствии с порядком, установленным МПС.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       12.6. Локомотивные,  а  также установленные на моторвагонном и
   специальном самоходном подвижном составе устройства безопасности и
   поездной   радиосвязи   должны   периодически   осматриваться   на
   контрольном  пункте  с  проверкой  действия  и  регулировкой  этих
   устройств.
       Такие контрольные пункты должны быть в основных депо,  в  депо
   для  специального  подвижного  состава,  а  при  необходимости - в
   пунктах  технического  обслуживания  и   оборота   локомотивов   и
   специального самоходного подвижного состава.
   (п. 12.6 в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       12.7. Установленные на локомотивах и  моторвагонном  подвижном
   составе,  а  также  на  специальном  самоходном подвижном составе,
   манометры и предохранительные клапаны должны быть  запломбированы,
   а   контрольные  пробки  на  котлах  паровозов  иметь  клейма.  На
   электровозах  и  тепловозах  должны  быть   запломбированы   также
   аппараты   и   приборы,  регистрирующие  расход  электроэнергии  и
   топлива.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Устройства электрической   защиты,   средства   пожаротушения,
   пожарная сигнализация и автоматика на электровозах,  тепловозах  и
   моторвагонном   подвижном  составе,  манометры,  предохранительные
   клапаны,  воздушные  резервуары  на  локомотивах  и  моторвагонном
   подвижном   составе   и   паровые  котлы  на   локомотивах  должны
   подвергаться  испытанию  и  освидетельствованию  в   установленные
   сроки.
       12.8. Состав локомотивных бригад и  порядок  обслуживания  ими
   локомотивов  и  моторвагонных  поездов,  в  том  числе  конкретный
   порядок  при  обслуживании   одним   машинистом,   устанавливаются
   начальником  железной  дороги  в зависимости от типа локомотивов и
   моторвагонных поездов, а также от местных условий на основе систем
   обслуживания,   утвержденных   МПС.  Состав  бригады  специального
   самоходного подвижного состава устанавливается  в  зависимости  от
   его  типа  и  назначения  при  условии  выделения  работников  для
   управления данным  специальным  самоходным  подвижным  составом  и
   обслуживания в транспортном режиме.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       При электрической  и  тепловозной  тяге   одной   локомотивной
   бригадой  могут  обслуживаться несколько локомотивов или постоянно
   соединенных секций, управляемых из одной кабины.
       Допускается поэтапное   введение  обслуживания  локомотивов  и
   моторвагонных поездов  одним  машинистом  по  мере  обеспечения  и
   оборудования   их   устройствами  безопасности  в  соответствии  с
   пунктом 9.9  и  другими  требованиями,  установленными  настоящими
   Правилами.
       Разрешается обслуживание одним машинистом локомотивов, занятых
   на вывозной,  передаточной,  диспетчерской, хозяйственной и других
   видах работ,   при  маневровой  работе,  в  грузовом  движении  на
   малодеятельных участках, не имеющих затяжных спусков и подъемов, а
   также поездных локомотивов в пассажирском движении на локомотивной
   тяге, за исключением электропоездов и дизель - поездов.
   (п. 12.8 в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       12.9. Запрещается  оставлять  на  деповских  путях   и   путях
   предприятий   в  рабочем  состоянии  локомотивы,  моторвагонный  и
   специальный самоходный подвижной состав без наблюдения  работника,
   знающего  правила  их обслуживания и умеющего их остановить,  а на
   остальных станционных путях - без машиниста или его помощника.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       12.10. На  каждом  паровозе,  работающем  на  твердом топливе,
   должны  быть  исправные  искроуловительные  или   искрогасительные
   приборы.

               Техническое обслуживание и ремонт вагонов

       12.11. Техническое обслуживание и ремонт вагонов  производятся
   в пунктах технического обслуживания, в вагонных депо и на заводах.
       При техническом обслуживании проверяется:
       состояние и   износ   узлов   и   деталей  и  их  соответствие
   установленным размерам;
       исправность действия  тормозного  оборудования  и автосцепного
   устройства;
       состояние и исправность ходовых частей (тележек);
       суммарный минимальный зазор между скользунами с  обеих  сторон
   тележки  у  всех  типов  четырехосных  вагонов,  включая  хоппер -
   дозаторы типа ЦНИИ-ДВЗ,  должен быть не более 20  мм  и  не  менее
   4 мм,  кроме  хопперов  для  перевозки угля,  горячего агломерата,
   апатитов и хоппер - дозаторов ЦНИИ-2,  ЦНИИ-3,  думпкаров ВС-50, у
   которых  зазор  должен  быть  не более 12 мм и не менее 6 мм,  а у
   думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не более 20 мм и не менее 12 мм;
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц)
       зазоры между  скользунами  соединительной и шкворневой балок с
   обеих сторон одного конца восьмиосной цистерны в сумме должны быть
   от 4 до 15 мм;
   (абзац введен Приказом МПС РФ от 06.03.1996 N 6Ц)
       исправность кузовов   и    котлов    цистерн,    гарантирующая
   сохранность перевозимых грузов;
       исправность переходных  площадок,   специальных   подножек   и
   поручней;
       наличие и исправность устройств,  предохраняющих от падения на
   путь деталей и оборудования подвижного состава.
       Запрещается подача  под  погрузку  грузов  и   посадку   людей
   неисправных   вагонов   и   без  предъявления  их  к  техническому
   обслуживанию.  О признании  их  годными  должна  быть  произведена
   запись в специальном журнале.
       Порожние вагоны,  подаваемые под погрузку на станции,  где нет
   пунктов   технического  обслуживания,  а  также  груженые  вагоны,
   которые намечено использовать  на  таких  станциях  под  сдвоенные
   операции,  должны  быть  осмотрены,  а  в  необходимых  случаях  и
   отремонтированы на  ближайшем  пункте  технического  обслуживания,
   расположенном перед станцией погрузки.
       Порядок предъявления вагонов  к  техническому  обслуживанию  и
   уведомления  об  их  годности устанавливается начальником железной
   дороги.
       12.12. На  станциях  формирования  и  расформирования,  в пути
   следования  -  на  станциях,  предусмотренных  графиком   движения
   поездов,   каждый   вагон   поезда   должен   пройти   техническое
   обслуживание,  а при выявлении неисправности - отремонтирован.  На
   этих станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.
       На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый
   вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен
   для следования до ближайшей станции,  имеющей  пункт  технического
   обслуживания.
       Порядок предъявления поездов  к  техническому  обслуживанию  и
   уведомления  об  их готовности,  а также порядок осмотра и ремонта
   вагонов перед постановкой в поезд на  станциях,  где  нет  пунктов
   технического  обслуживания,  устанавливаются  начальником железной
   дороги.
       12.13. Работники   пунктов  технического  обслуживания  должны
   своевременно  и  в  соответствии  с  технологическим  процессом  и
   графиком  движения  поездов производить техническое обслуживание и
   ремонт вагонов.
       Ответственность за   безопасность   движения  и  проследование
   вагонов без отцепки от поезда  в  пределах  гарантийного  участка,
   установленного   начальником   железной  дороги,  несут  работники
   указанных пунктов.

                      ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

                   Глава 13. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

       13.1. Основой организации  движения  поездов  является  график
   движения,  который  объединяет  деятельность  всех подразделений и
   выражает  план  эксплуатационной  работы  железных  дорог.  График
   движения    поездов    -    непреложный   закон   для   работников
   железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из
   важнейших  качественных показателей работы железных дорог.  График
   движения поездов утверждается Министром путей  сообщения  или  его
   первым заместителем.
       Соблюдение графика  движения  поездов  и  предупреждение   его
   нарушений  должно  быть  главным для всех работников,  связанных с
   организацией движения поездов.
       Движение поездов    по   графику   обеспечивается   правильной
   организацией  и  выполнением  технологического   процесса   работы
   станций,    депо,   тяговых   подстанций,   пунктов   технического
   обслуживания и других подразделений железных  дорог,  связанных  с
   движением поездов.
       Нарушение графика   движения   поездов   не   допускается.   В
   исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или
   явлений стихийного бедствия происходит нарушение графика  движения
   поездов,  работники  всех служб обязаны принимать оперативные меры
   для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов  и
   обеспечивать их безопасное проследование.
       13.2. График движения поездов должен обеспечивать:
       удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
       безопасность движения поездов;
       наиболее эффективное   использование  пропускной  и  провозной
   способности участков и перерабатывающей способности станций;
       рациональное использование подвижного состава;
       соблюдение установленной продолжительности непрерывной  работы
   локомотивных бригад;
       возможность производства  работ  по  текущему   содержанию   и
   ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
       13.3. Назначение и отмена поездов производятся:
       а) пассажирских дальнего,  местного и пригородного  сообщений,
   почтово  -  багажных и грузо - пассажирских,  следующих в пределах
   двух и более железных дорог - заместителем министра,  а в пределах
   одной железной дороги - начальником железной дороги.
       Начальник отделения  железной  дороги,  а  при  отсутствии   в
   составе  железной  дороги  отделений железной дороги - заместитель
   начальника   железной   дороги   вправе   назначать   и   отменять
   дополнительные   пригородные   поезда,   обращающиеся  в  пределах
   отделения   дороги.   Отмена   пригородных   поездов   постоянного
   обращения,   курсирующих   в   пределах   отделения   или  дороги,
   производится с разрешения начальника железной дороги;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       б) воинских,  людских, ускоренных грузовых и грузовых поездов,
   следующих  в  пределах  двух  и  более  дорог,  - в соответствии с
   порядком,  установленным МПС, а в пределах одной железной дороги -
   начальником железной дороги;
       в) восстановительных  и  пожарных  поездов,  снегоочистителей,
   локомотивов  без  вагонов,  специального  самоходного   подвижного
   состава,   хозяйственных  и  других  поездов,  не  предусмотренных
   графиком движения, - поездным диспетчером.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Назначение каждого  поезда,   не   предусмотренного   графиком
   движения,  объявляется  поездным  диспетчером  с указанием порядка
   следования поезда.
       13.4. Каждому   поезду   присваивается   номер,  установленный
   графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные
   номера, а поездам обратного направления - нечетные.
       Кроме номера,  каждому  грузовому  поезду   на   станции   его
   формирования   присваивается  индекс,  который  не  изменяется  до
   станции расформирования.
       Поездам, не    предусмотренным   графиком   движения,   номера
   присваиваются при их назначении.
       13.5. Поезда делятся на:
       А. Внеочередные       -      восстановительные,      пожарные,
   снегоочистители,  локомотивы без вагонов,  специальный  самоходный
   подвижной   состав,  назначаемые  для  восстановления  нормального
   движения и для тушения пожара.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       Б. Очередные - в порядке приоритетности:
       1) пассажирские скоростные;
       2) пассажирские скорые;
       3) пассажирские всех остальных наименований;
       4) почтово - багажные, воинские, грузо - пассажирские, людские
   и ускоренные грузовые поезда;
       5) грузовые   (сквозные,   участковые,   сборные,    вывозные,
   передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
       В. Поезда,  назначаемые  по  особым  требованиям,  очередность
   которых устанавливается при назначении.
       13.6. Движение поездов производится  по  московскому  поясному
   времени в 24-часовом исчислении.
       Показание времени на часах должно быть одинаковым на всей сети
   железных дорог.
       В служебных   помещениях,   в   парках   путей   станций,   на
   пассажирских  платформах и в помещениях для пассажиров должны быть
   установлены часы.  Установка,  ремонт  и  содержание  настенных  и
   наружных  электрических  часов,  находящихся  в местах работы лиц,
   связанных  с  движением  поездов   и   обслуживанием   пассажиров,
   возлагаются на работников службы сигнализации и связи.

                      Глава 14. РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ

       14.1. Движение   поездов   производится  с  разграничением  их
   раздельными пунктами.
       Раздельными пунктами   являются  станции,  разъезды,  обгонные
   пункты и путевые  посты,  проходные  светофоры  автоблокировки,  а
   также границы  блок  -  участков  при  автоматической локомотивной
   сигнализации,    применяемой    как    самостоятельное    средство
   сигнализации и связи.
       14.2. Границами станции являются:
       на однопутных участках - входные светофоры;
       на двухпутных участках по каждому в отдельности главному  пути
   с  одной стороны - входной светофор,  а с другой - сигнальный знак
   "Граница станции",  установленный на расстоянии не менее 50  м  за
   последним выходным стрелочным переводом.
       На двухпутных     участках,     оборудованных     двусторонней
   автоблокировкой,  а  также,  где установлены входные светофоры для
   приема поездов по неправильному пути,  границей станции по каждому
   в отдельности главному пути являются входные светофоры.
       14.3. Каждый  раздельный   пункт,   вспомогательный   пост   и
   пассажирский  остановочный  пункт  должен  иметь  наименование или
   номер.  Наименование должно быть помещено на  пассажирском  здании
   (здании  поста)  с фасада,  с обеих сторон подхода поездов,  а при
   необходимости также на концах пассажирских платформ.
       На пассажирских   остановочных   пунктах,   расположенных   на
   участках с интенсивным движением пригородных поездов, наименование
   пункта,  кроме того,  должно указываться в нескольких местах вдоль
   пассажирской платформы.
       14.4. Железнодорожные  пути  делятся  на главные на перегонах,
   станционные (в том  числе  главные  на  станциях)  и  специального
   назначения.
       Все пути в пределах  станционной  территории,  за  исключением
   переданных  в  ведение  других  служб  и организаций,  находятся в
   распоряжении начальника станции.
       14.5. На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный
   пост централизации  и  стрелочный  пост,  а  на  перегонах  каждый
   главный путь должен иметь номер.
       Запрещается устанавливать одинаковые номера путям,  стрелочным
   переводам и постам в пределах одной станции.  На станциях, имеющих
   отдельные парки,  не допускается устанавливать  одинаковые  номера
   путям в пределах одного парка.
       Порядок нумерации путей и стрелочных переводов устанавливается
   МПС.

            Глава 15. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ

                            Общие требования

       15.1. Порядок  использования   технических   средств   станции
   устанавливается   техническо  -  распорядительным  актом,  которым
   регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление
   и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной
   маневровой работы и соблюдение техники безопасности.
       Порядок, установленный  техническо  -  распорядительным актом,
   является обязательным для работников всех служб.
       15.2. Техническо  -  распорядительный акт станции составляется
   начальником  станции  на  основании  инструкции  МПС  и  в  полном
   соответствии с настоящими Правилами, Инструкцией по сигнализации и
   Инструкцией по движению поездов и маневровой  работе  на  железных
   дорогах.
       Техническо -    распорядительный   акт   станции   проверяется
   ревизором движения и утверждается:
       для станций  сортировочных и пассажирских,  а также грузовых и
   участковых в соответствии с перечнем,  устанавливаемым начальником
   железной дороги, - начальником службы перевозок железной дороги и,
   кроме того,  для указанных станций согласовывается  руководителями
   локомотивных  и  вагонных  депо,  дистанций  пути,  сигнализации и
   связи, электроснабжения;
       для остальных станций - начальником отдела перевозок отделения
   железной  дороги,  а  при  отсутствии  отделений железной дороги -
   заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       К техническо     -    распорядительному    акту    прилагаются
   схематический план станции и  в  зависимости  от  местных  условий
   необходимые инструкции.
       Выписки из  техническо  -  распорядительного   акта,   а   для
   дежурного по станции копии, заверенные начальником станции, должны
   находиться  в  помещениях  дежурного   по   станции,   маневрового
   диспетчера,   дежурных   по   паркам   и   сортировочным   горкам,
   исполнительных постов централизации,  стрелочных постов, дежурного
   по  локомотивному  депо  и  осмотрщиков  вагонов.  Выписки  должны
   содержать данные, необходимые для соответствующих работников.
       Форма техническо  - распорядительного акта и инструкция по его
   составлению разрабатываются и утверждаются МПС.

                   Эксплуатация стрелочных переводов

       15.3. Стрелки, расположенные на главных и приемо - отправочных
   путях, а также охранные должны находиться в нормальном положении.
       Нормальным положением для стрелок является:
       входных на  главных   путях   станций   однопутных   линий   -
   направление с каждого конца станции на разные пути;
       входных на  главных   путях   станций   двухпутных   линий   -
   направление по соответствующим главным путям;
       всех остальных  на  главных  путях  перегонов  и  станций,  за
   исключением стрелок,  ведущих в предохранительные  и  улавливающие
   тупики, - направление по соответствующим главным путям;
       ведущих в   предохранительные   и   улавливающие   тупики    -
   направление в эти тупики.
       На станциях  малодеятельных  линий,  где   обслуживание   двух
   стрелочных постов осуществляется одним дежурным стрелочного поста,
   а также где не предусмотрены в штате работники  службы  перевозок,
   нормальное  положение  входных стрелок на главных путях однопутных
   линий устанавливается начальником отделения железной дороги, а при
   отсутствии  в  составе железной дороги отделений железной дороги -
   главным инженером железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Нормальное положение  стрелок  указывается   знаком   плюс   в
   таблицах   взаимозависимости   положения   стрелок   и  сигнальных
   показаний    светофоров    в    маршрутах.    Для    станций     с
   нецентрализованными стрелками нормальное их положение, кроме того,
   указывается  в  техническо  -  распорядительном  акте  станции   и
   выписках  из  него.  В  необходимых  случаях  начальником  станции
   устанавливается нормальное положение  нецентрализованных  стрелок,
   не  включенных в зависимость с сигналами и маршрутами,  ведущих на
   станционные  пути,  выделенные  для  стоянки  восстановительных  и
   пожарных поездов, вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми
   материалами) и т.п.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 03.03.1998 N 5Ц)
       Установленное нормальное  положение  обозначается  на станинах
   стрелок и на кожухах приводов стрелок электрической централизации.
       Стрелки в другое положение могут переводиться при:
       приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов;
       маневровой работе;
       занятии путей подвижным составом;
       необходимости ограждения мест препятствий и производства работ
   на станционных путях;
       очистке, проверке и ремонте стрелок.
       На станциях с электрической централизацией установка стрелок в
   нормальное   положение   необязательна,  за  исключением  стрелок,
   ведущих в  предохранительные,  улавливающие  тупики,  сбрасывающих
   стрелок,  которые  должны  устанавливаться  в нормальное положение
   устройствами автоматического  возврата,  а  при  их  отсутствии  -
   дежурным по станции.
       15.4. Стрелочный перевод, уложенный на перегоне, приписывается
   к   одной   из   соседних  станций  или  же  у  места  ответвления
   устраивается пост.
       Порядок технического   обслуживания,  освещения,  охраны  этих
   стрелочных переводов,  а также порядок хранения ключей от  стрелок
   устанавливается  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии в составе железной дороги отделений железной  дороги  -
   главным инженером железной дороги".
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       15.5. Каждый пост  управления  стрелками  и  сигналами  должен
   находиться   в   ведении   только  одного  работника,  являющегося
   ответственным за перевод управляемых им стрелок и  сигналов  и  за
   безопасность движения:  станционный пост централизации - в ведении
   дежурного   по   станции,   исполнительный   -   оператора   поста
   централизации, стрелочный пост - дежурного стрелочного поста, пост
   централизации механизированной и автоматизированной  сортировочной
   горки - дежурного по горке или оператора.
       Разрешается на станциях обслуживание  двух  стрелочных  постов
   одним  дежурным стрелочного поста,  а отдельных стрелок и постов -
   непосредственно  дежурным  по  станции.  Перечень  таких   станций
   устанавливается  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии в составе железной дороги отделений железной  дороги  -
   главным инженером железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       На станциях,  расположенных  на   участках   с   диспетчерской
   централизацией,  ответственным  за  перевод  стрелок  и управление
   сигналами является поездной диспетчер.
       15.6. Для  контроля  за  работой дежурных стрелочного поста на
   станциях в зависимости от путевого развития,  характера  и  объема
   маневровой  работы назначаются старшие дежурные стрелочного поста.
   На  станциях,   перечень   которых   устанавливается   начальником
   отделения  железной  дороги,  а  при отсутствии в составе железной
   дороги  отделений  железной  дороги  -   заместителем   начальника
   железной   дороги   старшие   дежурные   стрелочного  поста  могут
   назначаться   непосредственно   для   обслуживания    поста    или
   одновременно  для  обслуживания поста и контроля за работой других
   дежурных стрелочных постов,  расположенных в стрелочном районе. На
   центральные  посты диспетчерской централизации и станционные посты
   централизации на станциях, кроме поездных диспетчеров или дежурных
   по станции, могут назначаться операторы поста централизации.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       15.7. Перед  приемом  и  отправлением поезда должны запираться
   стрелки,  непосредственно входящие в маршрут приема и отправления,
   а также охранные.
       Перевод централизованных стрелок  при  приготовлении  маршрута
   для  приема и отправления поездов производится дежурным по станции
   или по его указанию  оператором  поста  централизации.  Перевод  и
   запирание  нецентрализованных  стрелок  при приготовлении маршрута
   для  приема  или   отправления   поездов   производятся   дежурным
   стрелочного поста, старшим дежурным стрелочного поста или дежурным
   по станции при обслуживании им стрелок.
       15.8. Ключи от  запертых  в  маршрутах  приема  и  отправления
   поездов  нецентрализованных  стрелок,  не  оборудованных  ключевой
   зависимостью,  должны храниться  у  дежурного  по  станции  или  у
   старшего   дежурного   стрелочного  поста,  а  оборудованных  -  в
   исполнительном аппарате на стрелочном посту или в распорядительном
   аппарате дежурного по станции.
       Ключи от   запертых   стрелок,   не   оборудованных   ключевой
   зависимостью,  на перегонах, а также на приемо - отправочных путях
   промежуточных  станций  при  занятии  этих  путей  составами  (без
   локомотивов)  или отдельными вагонами должны храниться у дежурного
   по  станции.  Порядок   хранения   ключей   от   других   наиболее
   ответственных  стрелок  (ведущих  на пути,  выделенные для стоянки
   вагонов с опасными грузами  класса  1  (взрывчатыми  материалами),
   восстановительных   и  пожарных  поездов,  стрелок  съездов  между
   главными путями,  улавливающих тупиков и  т.п.)  и  перечень  этих
   стрелок  устанавливаются  в  техническо  -  распорядительном  акте
   станции.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 03.03.1998 N 5Ц)
       15.9. Перевод    стрелок    при    маневровых    передвижениях
   производится  сигналистами  или  дежурными  стрелочного  поста  по
   распоряжению лица, руководящего маневрами.
       При маневровых   передвижениях  на  станциях  с  электрической
   централизацией перевод стрелок осуществляется дежурным по  станции
   или  оператором  поста централизации.  В случае передачи стрелок с
   центрального на  местное  управление,  а  также  при  производстве
   маневров   на   нецентрализованных   стрелках,   не  обслуживаемых
   дежурными   стрелочного   поста,   допускается   перевод   стрелок
   работниками составительских или локомотивных бригад, кондукторами,
   дежурными по паркам,  дежурными по станциям,  начальником станции,
   приемосдатчиками   груза   и  багажа,  работниками  локомотивного,
   вагонного депо и другими.  Перечень станций  с  указанием  номеров
   таких стрелок,  а также работников, которым разрешается их перевод
   при   производстве   маневров,   и   порядок   перевода    стрелок
   устанавливаются  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии в составе железной дороги отделений железной  дороги  -
   заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Перед переводом   централизованной  стрелки  обслуживающий  ее
   работник  должен  в   соответствии   с   порядком,   установленным
   Инструкцией  по движению поездов и маневровой работе,  убедиться в
   том, что стрелочный перевод не занят подвижным составом.
       15.10. При  необходимости  выполнения  работ  по  ремонту   на
   стрелочном  переводе  сигналист  или  дежурный  стрелочного  поста
   (старший   дежурный   стрелочного   поста)   может   допустить   к
   производству  ремонта  работников  дистанции  пути  или  дистанции
   сигнализации и связи только по разрешению дежурного по станции.
       По окончании  ремонта  сигналист,  дежурный  стрелочного поста
   (старший дежурный стрелочного поста) обязаны убедиться в том,  что
   состояние стрелочного перевода обеспечивает безопасное движение, и
   доложить об этом дежурному по станции.
       15.11. Стрелочные переводы на станционных путях,  в том  числе
   стрелочные переводы примыкания путей,  переданных в ведение других
   служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.
       Стрелочные переводы   на  путях  других  служб  и  организаций
   находятся в распоряжении начальников соответствующих подразделений
   железных дорог и организаций.
       Начальники станций  и  соответствующих  подразделений  обязаны
   обеспечивать  содержание  стрелочных  переводов,  находящихся в их
   распоряжении,  в  чистоте  и   исправности,   а   также   чистоту,
   исправность действия и хорошее освещение стрелочных указателей.
       15.12. Контроль технического  состояния,  чистка,  смазывание,
   закрепление и замена отдельных болтов осуществляются:
       нецентрализованных стрелочных переводов  -  обслуживающими  их
   дежурными стрелочного поста;
       централизованных стрелочных переводов - работниками  дистанции
   пути.
       Порядок контроля технического состояния,  чистки,  смазывания,
   закрепления и замены отдельных болтов  централизованных,  а  также
   нецентрализованных стрелочных переводов,  не находящихся в ведении
   дежурных стрелочного поста,  устанавливается начальником отделения
   железной  дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги
   отделений железной дороги - главным инженером железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)

                         Производство маневров

       15.13. Маневры на станционных путях  должны  производиться  по
   указанию   только   одного   работника  -  дежурного  по  станции,
   маневрового  диспетчера,  дежурного  по  сортировочной  горке  или
   парку, а     на     участках,     оборудованных      диспетчерской
   централизацией, - поездного диспетчера. Распределение обязанностей
   по   распоряжению   маневрами   указывается   в    техническо    -
   распорядительном акте станции.
       15.14. Основным средством  передачи  указаний  при  маневровой
   работе   должна   быть  радиосвязь,  а  в  необходимых  случаях  -
   устройства двусторонней парковой связи.
       Подача сигналов  при  маневровой  работе  разрешается  ручными
   сигнальными приборами.
       15.15. Запрещается    машинисту    локомотива,    специального
   самоходного подвижного состава, производящему маневры, приводить в
   движение локомотив или специальный самоходный подвижной состав без
   получения  указания  руководителя  маневров лично,  по радиосвязи,
   устройствам двусторонней парковой связи или  сигнала,  подаваемого
   ручными   сигнальными   приборами.   Кроме  указания  или  сигнала
   руководителя маневров,  перед выездом на стрелки  централизованных
   маневровых   маршрутов   машинист   должен   убедиться  в  наличии
   разрешающего    показание    маневрового    светофора,    а     на
   нецентрализованные  стрелки  -  получить  от дежурного стрелочного
   поста сигнал или  сообщение  (лично,  по  радиосвязи,  устройствам
   двусторонней  парковой  связи) о готовности стрелок для маневровых
   передвижений.  При отсутствии маневровых светофоров перед  выездом
   на   централизованные  стрелки  машинистом  должно  быть  получено
   сообщение о готовности  стрелок  для  маневровых  передвижений  от
   дежурного   по   станции   (лично,   по   радиосвязи,  устройствам
   двусторонней парковой  связи  или  переданное  через  руководителя
   маневров).
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       На станциях  с электрической централизацией стрелок и сигналов
   в случаях передачи стрелок с центрального  на  местное  управление
   выезд на стрелки разрешается по указанию или сигналу работника, на
   которого возложен перевод этих стрелок.
       Основные положения  по  использованию  устройств  радиосвязи и
   двусторонней    парковой    связи    при     маневровой     работе
   предусматриваются  Инструкцией  по  движению  поездов и маневровой
   работе.
       15.16. Маневры производятся со скоростью не более:
       60 км/ч  -  при  следовании  по  свободным   путям   одиночных
   локомотивов  и  локомотивов  с  вагонами,  прицепленными  сзади  с
   включенными и опробованными автотормозами;
       40 км/ч - при движении локомотива  с  вагонами,  прицепленными
   сзади,  а также при следовании одиночного специального самоходного
   подвижного состава, по свободным путям;
   (в ред. Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 17Ц)
       25 км/ч  - при движении вагонами вперед по свободным путям,  а
   также восстановительных и пожарных поездов;
       15 км/ч - при движении с вагонами,  занятыми людьми, а также с
   негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности 4-й,  5-й  и
   6-й степеней;
       5 км/ч  - при маневрах толчками,  при подходе отцепа вагонов к
   другому отцепу в подгорочном парке;
       3 км/ч  -  при  подходе  локомотива (с вагонами или без них) к
   вагонам.
       Скорость передвижения  подвижного  состава по вагонным весам в
   зависимости    от    конструкции    весов    устанавливается     в
   техническо - распорядительном акте станции.
       Скорость роспуска   вагонов   на   сортировочных   горках  при
   различных  сигналах  горочных   светофоров,   а   также   условия,
   обеспечивающие  безопасность  движения  и  сохранность  подвижного
   состава, устанавливаются начальником железной дороги в зависимости
   от технического оснащения горок и местных условий.
       Маневры толчками и роспуск с  сортировочных  горок  вагонов  с
   грузами отдельных категорий, названных в Правилах перевозок грузов
   по  железным  дорогам  и  Правилах  перевозок  опасных  грузов  по
   железным    дорогам,    согласно    Правил    перевозок    грузов,
   рефрижераторных вагонов и секций  должны  производиться  с  особой
   осторожностью в соответствии с порядком, установленным Инструкцией
   по движению поездов и маневровой работе.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 03.03.1998 N 5Ц)
       15.17. Маневры на главных путях или с пересечением их, а также
   с выходом за выходные стрелки могут допускаться  в  каждом  случае
   только   с   разрешения   дежурного   по   станции   при  закрытых
   соответствующих входных светофорах,  ограждающих вход  на  пути  и
   стрелки, на которых производятся маневры.
       Запрещаются маневры с выходом состава за  границу  станции  на
   перегон  на  однопутных  и  по  неправильному  пути  на двухпутных
   участках без согласия поездного диспетчера и дежурного по соседней
   станции  и  без установленного разрешения,  выдаваемого машинисту.
   Маневры с выходом состава за границу станции по  правильному  пути
   на двухпутных участках допускаются с согласия поездного диспетчера
   по устному разрешению дежурного по станции.
       На станциях,  где  на  мачте  входного светофора в сторону оси
   станции   имеется   специальный   маневровый    светофор,    выход
   маневрирующего  состава  за  границу  станции  производится по его
   сигналу.
       15.18. Маневры на станционных путях, расположенных на уклонах,
   где создается  опасность  ухода  подвижного  состава  на  перегон,
   производятся   с   постановкой  локомотива  со  стороны  спуска  с
   включением и опробованием автотормозов вагонов.  При невозможности
   постановки  локомотива  со  стороны  спуска маневры на таких путях
   должны  производиться  путем  осаживания,  а  автотормоза  вагонов
   должны быть включены и опробованы.  Порядок производства маневров,
   обеспечивающий безопасность движения на  станциях,  имеющих  такие
   пути, устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой
   работе и указывается в техническо - распорядительном акте станции.
       15.19. На станциях, имеющих горочные устройства для сортировки
   вагонов,   маневры   должны   производиться   в   соответствии   с
   инструкциями, утвержденными начальником отделения железной дороги,
   а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги отделений железной
   дороги - главным инженером железной дороги.
   (в ред. Приказа МПС РФ от 15.04.1997 N 7-Ц)
       Запрещается производить маневры толчками и распускать с горки:
       вагоны, занятые   людьми,   кроме   вагонов   с   проводниками
   (командами), сопровождающими грузы;
       вагоны с  грузами  отдельных  категорий,  названных в Правилах
   перевозок грузов по железным дорогам и Правилах перевозок  опасных
   грузов по железным дорогам;
   (абзац в ред. Приказа МПС РФ от 03.03.1998 N 5Ц)
       платформы и полувагоны,  загруженные грузами боковой и  нижней
   негабаритности   4-й,  5-й,  6-й  степеней  и  грузами  с  верхней
   негабаритностью 3-й степени, груженые транспортеры;
       локомотивы в недействующем состоянии,  моторвагонный подвижной
   состав,  составы  рефрижераторных  поездов,  пассажирские  вагоны,
   краны на железнодорожном ходу;
       вагоны и специальный подвижной  состав,  имеющие  трафарет  "С
   горки не спускать".
       Указанный подвижной   состав   может   быть   пропущен   через
   сортировочную горку только с маневровым локомотивом.
       15.20. Запрещается пропускать через сортировочные горки:
       груженые и  порожние  транспортеры,  имеющие  12 и более осей,
   груженые транспортеры сцепного типа грузоподъемностью  120  т  при
   наличии  в  сцепе  одной или двух промежуточных платформ,  а также
   подвижной состав, имеющий трафарет "Через горку не пропускать".
       15.21. Подвижной    состав   на   станционных   путях   должен
   устанавливаться в границах, обозначенных предельными столбиками.
       Стоящие на  станционных  путях без локомотива составы поездов,
   вагоны  и  специальный  подвижной  состав  должны   быть   надежно
   закреплены  от  ухода тормозными башмаками,  ручными тормозами или
   другими установленными МПС средствами закрепления.
       Порядок закрепления   вагонов   и   составов   устанавливается
   Инструкцией по движению поездов и маневровой работе и  указывается
   в техническо - распорядительном  акте  станции  с  учетом  местных
   условий.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное