Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   Магаданской  области  и  Республике  Алтай.  По  информации  Союза
   журналистов России,  наибольший вред средствам массовой информации
   в  настоящее  время  наносят  незаконные  отказы  в предоставлении
   журналистам информации.
       В отчете международной правозащитной организации "Хьюман Райтс
   Вотч"   говорится:   журналисты   в   российских   регионах  часто
   подвергаются преследованиям со стороны властей.
       Имеются данные об угрозах в адрес журналистов,  их избиениях и
   убийствах.  С 1991 года - с момента принятия Закона о СМИ в России
   - при различных обстоятельствах,  исполняя  свой  служебный  долг,
   погибли 117 журналистов.
       Информация об угрозах,  нападениях на журналистов приводится в
   докладах    правозащитных    организаций    Брянской,   Кировской,
   Свердловской,  Новосибирской,  Саратовской,   Томской,   Тюменской
   областей, Республики Коми.
       12 апреля  2000 года в Москве был убит главный редактор газеты
   "Московский предприниматель" Олег Полукеев;  26 июня застрелен  на
   пороге   собственного   дома   президент   независимой  смоленской
   радиостанции "Весна" Сергей Новиков;  19 июля в своей квартире был
   убит корреспондент газеты "Ревденский рабочий" Николай Колесов;  в
   Москве убит корреспондент "Новой газеты" Игорь  Домников;  погибла
   корреспондент самарской газеты "Навигатор" Людмила Замана;  13 мая
   в  Чечне  подорвался  на  мине  автомобиль,  в  котором  находился
   фотокорреспондент  тюменской газеты "Наше время" Александр Ефремов
   -  журналист   скончался;   в   авиакатастрофе   погиб   президент
   издательского  холдинга  "Совершенно  секретно" Артем Боровик.  До
   настоящего   времени    не    понесли    ответственности    убийцы
   корреспондента  газеты  "Московский  комсомолец" Дмитрия Холодова.
   Общество   было   потрясено   расправой   чеченских   боевиков   с
   фотокорреспондентом ИТАР-ТАСС Владимиром Яциной.
       Ограничение доступа  к  информации  можно  назвать  массовым и
   типичным  нарушением  прав  журналистов.  Неоправданный  отказ   в
   аккредитации,  право  на  которую  закреплено  в  статье 48 Закона
   Российской  Федерации  "О  средствах  массовой   информации",   ее
   лишение,  сокращение сроков аккредитации, невозможность обжаловать
   эти решения - наиболее  распространенные  формы  ограничения  прав
   журналистов на доступ к информации.
       Согласно мониторингу нарушений прав журналистов,  проведенному
   Фондом   защиты  гласности,  администрация  и  городская  Дума  г.
   Нововоронежа  Воронежской   области   издали   документ,   который
   обязывает   милицейские   блокпосты,   других  работников  милиции
   немедленно сообщать властям о появлении иногородних представителей
   средств   массовой   информации   и   препровождать  их  в  здание
   администрации.  Пресс - секретарь губернатора Курской  области  не
   рекомендовал   работникам   предприятий,  учреждений,  организаций
   предоставлять журналистам информацию.  Впоследствии был  определен
   список прессы и журналистов, которым запрещалось давать какую-либо
   информацию.  Правительство Республики  Мордовия  отправило  письмо
   главному  редактору  местной газеты "Время",  в котором содержался
   список фамилий, упоминание которых в прессе нежелательно.
       30 августа  в  Ханкале  (Чеченская   Республика)   за   съемку
   загоревшихся   вагонов   с   топливом   был   лишен   аккредитации
   корреспондент ОРТ Вадим Челиков ("Известия", 31.08.2000).
       Вторжения в редакции и посягательства на журналистов  являются
   грубыми  и массовыми нарушениями прав работников прессы и занимают
   второе место по степени распространенности после такого нарушения,
   как ограничение доступа к информации. На третьем месте - нарушения
   профессиональной самостоятельности и вмешательство в  деятельность
   редакций.
       В 1993  году  единственная  в  Элисте   типография   "Джангар"
   отказалась   печатать  газету  "Советская  Калмыкия  сегодня".  Ее
   пришлось издавать в г.  Волжском Волгоградской  области,  затем  в
   Ставрополе.  С  1995  года  запрещено  принимать подписку на нее в
   местных отделениях связи и распространять на территории  Калмыкии.
   В  1998  году  была  убита  главный  редактор газеты Лариса Юдина.
   Несмотря  на  неоднократные  просьбы  Союза  журналистов   России,
   руководство типографии "Джангар" по-прежнему отказывается печатать
   газету,  а руководство республиканской почтовой связи отказывает в
   подписке  на  нее  гражданам,  проживающим  на территории Калмыкии
   ("Известия", 26.04.2000).
       В Псковской   области  газету  "Панорама"  перестала  печатать
   местная типография.  Издатели надеются организовать  ее  выпуск  в
   Великом Новгороде ("Время MN", 22.06.2000).
       Нарушением прав журналистов,  а  также  граждан  на  получение
   информации  можно  считать также воспрепятствование производству и
   распространению продукции средств массовой информации.
       Не могут  быть терпимы случаи исчезновения,  похищения тиражей
   газет,  содержащих  неугодные  чиновникам  материалы,   цензурного
   вмешательства, незаконных увольнений главных редакторов.
       Так, 5 мая 2000 года в г.  Ростове - на - Дону уничтожен тираж
   местной газеты "Перекресток Кентавра".  В Республике  Башкортостан
   была  прекращена  трансляция информационных программ ОРТ и РТР.  В
   Республике Марий Эл уничтожался тираж газеты "Совершенно секретно"
   по  приказу  бывшего  президента  В.А.  Кислицына.  В  Саратовской
   области местное издательство "Слово"  отказалось  печатать  "Новую
   газету",  там  же милиция арестовала тираж газеты "Коммунист - век
   XX -  XXI".  В  г.  Уфе  (Республика  Башкортостан)  и  г.  Артеме
   Приморского  края  типографии  отказались  печатать тиражи местных
   газет по воле администрации.  В г.  Волжском Волгоградской области
   было запрещено издание газеты "Наш город", в г. Санкт - Петербурге
   милиция арестовала тираж газеты "Моя столица" и дважды задерживала
   ее распространителей (материалы Фонда защиты гласности).
       Беспрецедентным в   истории  газеты  "Известия"  фактом  стала
   замена части текста в саратовском тираже газеты.  14  апреля  2000
   года  должностные  лица  во  главе  с  министром печати области И.
   Никифоровым  внесли  правку  в  ту  часть  оригинального   текста,
   которая,  по  их мнению,  дискредитировала губернатора Саратовской
   области ("Известия", 26.04.2000).
       В Косихинском районе  Алтайского  края  администрация  закрыла
   местные  газеты,  чтобы  сменить  главных  редакторов.  В ответ на
   критику местной администрации  (г.  Соликамск,  Пермская  область)
   редакция   газеты   "Соликамские   вести"   была  преобразована  в
   муниципальное унитарное предприятие.  Вслед за реорганизацией  тут
   же сменили главного редактора.
       За критику  мэра  г.  Бердска  (Новосибирская   область)   при
   непосредственном   участии  местной  администрации  был  уволен  с
   нарушением закона главный  редактор  газеты  "Бердские  вести"  А.
   Михальцев  (Права  человека  в регионах Российской Федерации.  М.,
   2000, Т. 4).
       Уволенный с   должности   главного   редактора   еженедельника
   "Книжное  обозрение"  С.  Яценко  отстаивал свои права в суде.  По
   оценке президента Русского ПЕН-центра А. Битова, увольнение Яценко
   -  не  что  иное,  как  попытка  превращения в собственное издание
   Министерства    Российской    Федерации    по    делам     печати,
   телерадиовещания и средств массовых коммуникаций одной из немногих
   культурологических газет.
       По данным исследования "Измерение  свободы  слова  в  России",
   проведенного  Союзом  журналистов страны совместно с Фондом защиты
   гласности,  Национальным институтом  социально  -  психологических
   исследований,   Центром   права   средств  массовой  информации  и
   автономной  некоммерческой  организацией  "Интерньюс"   в   рамках
   глобального   проекта  "Общественная  экспертиза",  в  Республиках
   Адыгея,  Башкортостан,  Кабардино  -   Балкарской   и   Удмуртской
   Республиках   действует  законодательство  о  СМИ,  противоречащее
   федеральному.
       По информации   газеты   "Известия",   журналисты  независимых
   средств   массовой   информации   Пензенской   области   подписали
   опубликованный   в   ряде  местных  газет  меморандум,  в  котором
   выражается категорический  протест  в  связи  с  попыткой  местных
   властей  лишить  частные  издания  льгот,  предусмотренных для них
   Федеральным законом "О государственной поддержке средств  массовой
   информации  и  книгоиздания  Российской  Федерации".  Эта  попытка
   отразилась в  проекте  областного  Закона  "О  средствах  массовой
   информации  и предприятиях полиграфии",  в котором частные издания
   приравниваются к эротическим и рекламным.
       В аппарате  Уполномоченного  проводится  мониторинг  нарушений
   прав журналистов  и  средств  массовой  информации.  В  2000  году
   Уполномоченный  выступал  в  защиту корреспондента "Радио Свобода"
   Андрея  Бабицкого,  обозревателя  газеты  "Московский  комсомолец"
   Александра  Хинштейна,  других  журналистов  и  изданий  в связи с
   вмешательствам в их профессиональную деятельность властей.
       Высока ответственность журналистов и СМИ  за  распространяемую
   информацию.  В  связи  с  этим необходимы механизмы гражданского и
   корпоративного контроля.  Важно,  чтобы  наряду  с  нормами  права
   действовал  бы  кодекс  журналистской  этики,  выработанный самими
   представителями средств массовой информации.
       Пресса призвана выявлять просчеты и недостатки власти,  делать
   их достоянием общественности,  предлагать пути выхода  из  сложной
   ситуации.  Здесь цели и задачи работников прессы и Уполномоченного
   по правам человека в Российской Федерации совпадают.
       Представляется целесообразным  размещение в средствах массовой
   информации страничек,  посвященных читательским письмам.  Возможно
   возрождение  рубрики  "Письмо позвало в дорогу".  Большую работу с
   письмами  проводят  "Российская  газета"  и   газета   "Известия".
   Журналисты  нередко выезжают в города и населенные пункты страны и
   лично   знакомятся   с   ситуацией.   Такая   деятельность   имеет
   практические результаты. Значительная часть усилий государственной
   и независимой прессы могла бы быть  сосредоточена  на  отстаивании
   прав и законных интересов человека.
       В 2000 году в средства  массовой  информации  было  направлено
   более  150  сообщений  о  предпринимаемых  Уполномоченным мерах по
   защите прав человека.  Этой теме были посвящены несколько  номеров
   специального информационного бюллетеня "Права человека в России" и
   первый номер "Вестника прав человека".
       Уполномоченный дал   11   пресс   -   конференций,  в  которых
   участвовало 390 журналистов, представляющих около ста российских и
   зарубежных СМИ.
       Материалы о  деятельности  Уполномоченного  публиковались   во
   многих  центральных  газетах,  в  том числе в "Российской газете",
   "Парламентской газете",  "Новых Известиях", "Известиях", "Правде",
   Труде",   газете   "Сегодня",  "Независимой  газете",  "Московском
   комсомольце" и других.  Были публикации в региональной  прессе,  в
   частности  в  изданиях  "Янтарный  край",  "Псковская  правда",  в
   средствах массовой информации Саратовской области.
       Уполномоченный выступал в прямом эфире на радио "Маяк", "Радио
   России",   на   радиостанциях   "Эхо  Москвы",  "Говорит  Москва",
   "Открытом   радио",   "Радио    Свобода",    "Би-би-си",    "Радио
   Подмосковья",   радиостанциях  "Голос  России",  "Голос  Америки",
   "Радио-1" - всего было 54 выхода в радиоэфир.
       Деятельность Уполномоченного нашла позитивное освещение в  331
   сообщении информационных агентств - ИТАР-ТАСС,  РИА,  Интерфакс, в
   142  газетных  и  16  журнальных  статьях,  в  45   теле-   и   54
   радиорепортажах. Имелись и негативные публикации.
       Для более полного доступа к информации Уполномоченный включает
   журналистов  в  свои  рабочие группы во время проведения различных
   мероприятий.  Это дает  возможность  представителям  СМИ  посещать
   вместе   с   Уполномоченным   больницы,  детские  дома,  дома  для
   престарелых,  воинские  части,  места  принудительного  содержания
   граждан.
       Необходимо дальнейшее   совершенствование  законодательства  о
   СМИ.  Представляется целесообразным принять  федеральный  закон  о
   праве на информацию. Данный закон должен установить порядок поиска
   и получения информации,  устранить  необоснованные  ограничения  в
   этой   сфере,  предусмотреть  ответственность  должностных  лиц  и
   организаций, нарушающих это право.
       Необходимо подготовить    законопроекты    о    недопустимости
   монополизации СМИ  частыми  лицами  и  финансово  -  промышленными
   группами. Важно разработать федеральный закон о неприкосновенности
   частной жизни граждан,  который обеспечивал  бы  охрану  личной  и
   семейной  тайны,  регулировал  бы  сбор,  хранение и использование
   информации, затрагивающей сферу частной жизни.
       Уполномоченный намерен  и  впредь использовать все имеющиеся у
   него  полномочия  и  возможности  для  обеспечения  прав   средств
   массовой информации.

                  7. Судебная система и права человека

       В правовом  государстве  важен   независимый,   свободный   от
   политической  и  идеологической предубежденности суд,  выступающий
   гарантом законности и справедливости.
       С начала  90-х  годов  в  России осуществляется реформирование
   судов и совершенствование их деятельности.  Началом этого процесса
   явилась   Концепция   судебной   реформы   в   РСФСР,   одобренная
   Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года.
       Достижениями судебной реформы за прошедшие годы стали:
       - укрепление   независимости   судей    в    соответствии    с
   законодательством о статусе судей;
       - учреждение Конституционного Суда Российской Федерации;
       - преобразование  административных  органов  - государственных
   арбитражей - в арбитражные суды;
       - создание  на  федеральном  уровне  законодательной  базы для
   введения мировых судей и  начало  формирования  института  мировых
   судей в ряде российских регионов;
       - применение судами  при  рассмотрении  дел  норм  Конституции
   Российской  Федерации,  а  также  международно  - правовых актов в
   области прав человека;
       - установление судебного контроля за правомерностью заключения
   под стражу и продления прокурорами срока содержания под стражей, а
   также  за  применением  других  процессуальных мер (обыска жилища,
   прослушивания телефонных переговоров и других);
       - введение  и развитие процедуры исключения из разбирательства
   недопустимых в качестве доказательств материалов;
       - введение  в 9 субъектах Российской Федерации суда с участием
   присяжных    заседателей,    работающего    в    соответствии    с
   конституционными принципами состязательности и равноправия сторон,
   презумпции невиновности.
       В настоящее  время  суды  общей  юрисдикции выполняют огромный
   объем работы в неблагоприятных условиях.  Из года в год возрастает
   количество  дел,  жалоб  и  материалов,  поступающих для судебного
   рассмотрения.  Этот объем работы выполняет относительно  небольшое
   число  судей.  Служебная  нагрузка  многих федеральных судей общей
   юрисдикции более  чем  в  2  раза  превышает  нормы,  определенные
   совместным  Постановлением  от 27 июня 1996 года Минтруда России и
   Минюста России.
       Более 700  зданий судов непригодны для отправления правосудия,
   около 170 из них находятся в аварийном  состоянии  и  не  отвечают
   элементарным требованиям безопасного пребывания в них людей.
       Судьи и персонал судов в настоящее время  получают  заработную
   плату  вовремя и в полном объеме.  Вместе с тем не хватает средств
   на первоочередные нужды:  оплату почтовых и коммунальных расходов,
   выплату  компенсаций  свидетелям  и  гонораров экспертам и др.  Не
   получая достаточного финансирования из федерального бюджета, суды,
   вопреки  требованиям  статьи 124 Конституции Российской Федерации,
   прибегают  к  привлечению  внебюджетных  средств,  получая  их  от
   местной исполнительной власти. Например, такие субсидии составляют
   в городе Санкт - Петербурге не менее 20 процентов.
       Как отмечается   в  пояснительной  записке  к  подготовленному
   Верховным  Судом   Российской   Федерации   проекту   Федерального
   конституционного  закона  "О  федеральных административных судах в
   Российской Федерации",  "...ставится  под  сомнение  объективность
   принимаемых судами решений по делам об обжаловании действий высших
   должностных лиц субъектов Российской  Федерации,  представительных
   органов  власти  по  тем  мотивам,  что  в  связи  с недостаточным
   финансированием  суды   вынуждены   получать   от   этих   органов
   определенную материальную поддержку...".
       Обобщение итогов    рассмотрения    обращений    граждан     к
   Уполномоченному   по   правам   человека  в  Российской  Федерации
   свидетельствует о том,  что при  рассмотрении  в  судах  трудовых,
   жилищных дел,  вопросов, связанных с неприкосновенностью личности,
   социальным обеспечением и  предоставлением  установленных  законом
   льгот,   не   в   полной   мере   гарантируется   судебная  защита
   конституционных прав и свобод.
       По данным   Главного  управления  организационно  -  правового
   обеспечения  деятельности   судов   Судебного   департамента   при
   Верховном Суде Российской Федерации, в районных судах с нарушением
   процессуальных сроков разрешается каждое четвертое уголовное дело;
   241,2   тыс.   оконченных  дел,  или  пятая  часть,  находились  в
   производстве судов свыше 3 месяцев,  из них 74,2 тыс.  -  свыше  6
   месяцев; из остатка не рассмотренных по состоянию на 1 января 2000
   года (исключая  приостановленные)  81,1  тыс.,  или  более  трети,
   находились в производстве судов свыше 3 месяцев,  из них 47,3 тыс.
   -  свыше  6  месяцев.  В  верховных  судах  республик,  краевых  и
   областных   судах,  судах  городов  федерального  значения,  судах
   автономной   области   и   автономных   округов    с    нарушением
   процессуальных  сроков  разрешается  по  первой  инстанции  каждое
   четвертое уголовное дело.  Возросло число  дел  с  протестами,  по
   которым  нарушены сроки их рассмотрения,  - с 933 до 1040,  или на
   11,5  процента.  Вместе  с  тем  количество  нарушений  сроков  по
   оконченным  по  первой инстанции гражданским делам в областных и к
   ним приравненных судах сократилось с  586  до  490,  или  на  16,4
   процента.   Одновременно   в  этих  судах  возросло  число  дел  с
   протестами, по которым нарушены сроки их рассмотрения, - с 1016 до
   1607.
       Увеличивается количество лиц,  числящихся за судами. По данным
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации,  в  следственных
   изоляторах на 1 января 2001 года только 30 процентов  содержащихся
   под  стражей  лиц числятся за органами следствия и дознания,  57,3
   процента - за судами. В отдельных регионах число последних доходит
   до 74 процентов.
       Нарушение судами процессуальных сроков носит  распространенный
   характер.  На начало 2001 года ожидали судебного производства от 1
   до 3 месяцев 23,2 тыс.  человек,  более 7 месяцев - 3,3 тыс.  лиц,
   содержащихся под стражей.
       В следственных изоляторах содержатся лица, расследование дел в
   отношении   которых   давно   закончено.   Причем  многие  из  них
   привлекаются к ответственности за преступления небольшой  тяжести.
   Ведомственный контроль за сроками рассмотрения дел судами первой и
   второй инстанции ослаблен.  Такая ситуация противоречит статье  14
   Международного пакта о гражданских и политических правах,  а также
   статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека  и  основных
   свобод,    согласно   которым   каждому   гарантируется   судебное
   разбирательство дела в разумные сроки.
       Нарушение сроков  рассмотрения  дел в судах негативным образом
   отражается на соблюдении прав и законных интересов граждан.
       В Курортном  районе  Санкт  -  Петербурга  Приказом начальника
   районного отдела управления образованием от 22 августа 1997 г. был
   незаконно  уволен  со  ссылкой  на  п.  2 ст.  254 КЗоТ Российской
   Федерации директор школы N 445,  гражданин Б.,  работавший в  этой
   должности  с  1989  года  и  удостоенный  за  это  время множества
   поощрений,  признанный  в  1997  году  лучшим   директором   школы
   Российской  Федерации.  Восстановленный  в  октябре  1997  года  в
   должности решением  Зеленоградского  районного  суда  г.  Санкт  -
   Петербурга, Б. был на следующий день повторно уволен приказом того
   же должностного лица,  на этот раз по п. 1 ст. 254 КЗоТ Российской
   Федерации.  С тех пор состоялось еще два судебных решения в пользу
   Б., вынесенные Сестрорецким районным судом (последнее постановлено
   23  апреля 1998 г.),  но трудовые права директора школы фактически
   не были восстановлены. Гражданин Б. трагически погиб в ноябре 2000
   года, так и не дождавшись судебной защиты своих интересов.
       В 2000 году в  результате  действий  Уполномоченного  получили
   положительное  разрешение обращения граждан (вх.  N Н-243,  В-259,
   Н-21,  Ш-263,  М-57 и другие),  длительное время содержащихся  под
   стражей и просивших помочь ускорить рассмотрение дел в суде первой
   инстанции.
       Немало жалоб поступает  Уполномоченному  на  нарушение  судами
   сроков    рассмотрения    трудовых    споров.    По   действующему
   законодательству  дела  по  требованиям,  вытекающим  из  трудовых
   правоотношений,  должны  рассматриваться  судом  первой инстанции,
   если стороны находятся в одном городе или районе,  не позднее  чем
   через  10  дней,  а  в остальных случаях - не позднее чем через 20
   дней со дня окончания подготовки дел к судебному разбирательству.
       Более трех лет,  с 1996  года,  Чукотским  районным  судом  не
   рассматривалось  дело  по  иску  гражданина  Б.  (вх.  N  Б-701) о
   восстановлении на работе.  Спор был разрешен в феврале  2000  года
   после  обращения  Уполномоченного  к  Председателю Суда Чукотского
   автономного округа.
       В течение  двух  лет  филиалом  Воркутинского  городского суда
   поселка  Воргашо,  Республика  Коми,   не   рассматривалось   дело
   гражданина  Г.  (вх.  N  Г-249)  по  его иску к шахтостроительному
   управлению N 3 и шахтостроительному управлению N 13  о  возмещении
   вреда  здоровью.  На  неоднократные обращения в различные судебные
   инстанции о рассмотрении дела истец получал один  ответ:  дело  не
   рассматривается из-за большой загруженности суда.  После обращения
   Уполномоченного  в  Верховный  суд  Республики  Коми,  дело   было
   назначено к слушанию.
       При рассмотрении   исков   граждан,   связанных  с  незаконным
   увольнением с работы,  суды не всегда полно и объективно исследуют
   фактические   обстоятельства   дела,   что  впоследствии  является
   основанием для отмены в порядке надзора судебных решений.
       Рассмотрев жалобу   гражданки  Ш.  (вх.  N  Ш-3)  на  судебное
   решение,  где ей было отказано в иске к 1973-му отделению  морской
   инженерной  службы  о  восстановлении  на  работе,  Уполномоченный
   направил  Председателю  Верховного   Суда   Российской   Федерации
   обращение  с  ходатайством  о  проверке  в порядке надзора решения
   суда.  По результатам изучения дела принесен протест  в  президиум
   Мурманского   областного  суда  об  отмене  состоявшихся  судебных
   постановлений.
       С 1996 года судом не рассматривался  иск  гражданина  С.  (вх.
   N С-242)  о  восстановлении  на  работе.  Причина  -  архивом ГУВД
   Краснодарского  края,  несмотря  на   запросы   судьи,   не   были
   представлены  материалы,  касающиеся  увольнения  истца со службы.
   Дело в том,  что С.,  находясь в отпуске,  5 марта  1996  года  на
   принадлежащей ему автомашине попал в аварию.  Прокуратура, проведя
   проверку, установила, что С. в дорожно - транспортном происшествии
   не  виноват.  29  марта  1996  года было вынесено постановление об
   отказе в возбуждении в отношении  С.  уголовного  дела.  Однако  6
   марта  1996  года,  то  есть  на  следующий день после аварии,  из
   органов внутренних дел он без выяснения фактических  обстоятельств
   дела был уволен. В ответ на обращение Уполномоченного о содействии
   в истребовании документов, необходимых для разрешения судом спора,
   заместитель  начальника  Главного  управления  кадров  и  кадровой
   политики  МВД  России  сообщил,  что  Приказом   начальника   ГУВД
   Краснодарского  края  от  17  апреля 2000 года С.  восстановлен на
   службе в органах внутренних дел.
       В результате вмешательства Уполномоченного также были отменены
   судебные постановления по трудовым делам  в  отношении  приславших
   свои жалобы гражданина Т.  (вх.  N Т-14), г. Абинск Краснодарского
   края,  М.  (вх.  N  М-383),  г.  Малгобек,  Республика  Ингушетия,
   гражданина З. (вх. N З-45), Саратовская область, и других.
       При разрешении   судами  жилищных  споров,  в  частности  дел,
   касающихся  выселения,   признания   граждан   утратившими   право
   пользования жильем,  а также при рассмотрении иных жилищных споров
   люди часто просто лишаются крова.  Судами  не  всегда  соблюдается
   один  из  основных принципов жилищного законодательства,  когда во
   всех случаях,  за исключением прямо указанных в законе, в судебном
   решении   о   выселении   граждан   должно   быть  указано  другое
   предназначенное для них жилье,  находящееся в  том  же  населенном
   пункте.
       Так, решением  Железнодорожного районного суда г.  Красноярска
   от 22 декабря 1998 года гражданка О. (вх. N О-110) была выселена с
   малолетним  ребенком  из  общежития  предприятия,  на  котором она
   отработала более 12 лет без предоставления ей какого-либо  другого
   жилья.   Гражданка  О.  была  уволена  с  предприятия  в  связи  с
   сокращением штата работников,  являлась  матерью  -  одиночкой,  и
   согласно  части  2  статьи  110  и  статье 108 ЖК РСФСР могла быть
   выселена  только  с  предоставлением  другого  жилого   помещения,
   отвечающего   требованиям   статьи  97  ЖК  РСФСР.  Уполномоченный
   обратился с  ходатайством  в  Генеральную  прокуратуру  Российской
   Федерации,   где   данное   гражданское  дело  в  настоящее  время
   проверяется в порядке надзора.
       В 1998  году  в  Бутырский  межмуниципальный (районный) суд г.
   Москвы  обратился  инвалид  II  группы  гражданин   К.,   который,
   оказавшись  в  больнице  после полученной травмы,  узнал,  что его
   комната в г.  Москве обменена на дом в деревне под  г.  Тулой.  Ни
   одного  судебного  заседания  по  его  делу на протяжении 2 лет не
   было.  В   конце   концов   судья   Бутырского   межмуниципального
   (районного)  суда Москвы вынесла определение об оставлении иска К.
   без рассмотрения,  сославшись  на  неявку  сторон,  хотя  истец  о
   времени  и  месте  рассмотрения дела не был извещен.  В результате
   вмешательства  Уполномоченного  дело  было  принято  к   судебному
   рассмотрению.
       Не уменьшается   число   жалоб   и   обращений,   связанных  с
   неисполнением  судебных  решений,  особенно  в  части   возмещения
   гражданам  причиненного  ущерба,  розыска  и  реализации имущества
   должника,  на  которое  может  быть  обращено  взыскание.  Имеются
   примеры,  когда  судебные  приставы  -  исполнители  не  принимают
   своевременно мер для принудительного исполнения судебного решения,
   не  запрашивают  информацию  о наличии у должника денежных средств
   либо иного имущества, которое может быть реализовано для погашения
   задолженности.   Однако   нередко  неисполнение  судебных  решений
   вызвано   объективными   причинами:   это   признание    банкротом
   предприятия   -   должника,   открытие  конкурсного  производства,
   ликвидация предприятия - должника или отсутствие у него имущества,
   на которое может быть обращено взыскание.
       Положение дел с  обеспечением  прав  человека  в  деятельности
   судебной   системы   диктует  необходимость  продолжения  судебной
   реформы в стране.
       4 июля  2000 года состоялось расширенное заседание Экспертного
   совета  при  Уполномоченном  по  правам  человека   в   Российской
   Федерации,   посвященное  вопросам  совершенствования  российского
   правосудия.
       Свои позиции высказали Уполномоченный Российской Федерации при
   Европейском   суде  по  правам  человека  П.А.  Лаптев,  президент
   Международной  Хельсинкской  Федерации,  председатель   Московской
   Хельсинкской группы Л.М.  Алексеева,  экс - председатель Совета по
   судебно - правовой реформе при  Президенте  Российской  Федерации,
   генерал - лейтенант С.Е.  Вицин, председатель Московской городской
   коллегии адвокатов Г.М. Резник, ученые, журналисты.
       Участники заседания  констатировали,  что  судебная  реформа в
   стране замедлилась.  Законодательные и организационные мероприятия
   последних  лет  не  обеспечили  достижения  многих  целей судебной
   реформы,  в  частности  преодоления  обвинительного   уклона   при
   рассмотрении  уголовных  дел  и нарушение сроков рассмотрения дел,
   быстрого  и  эффективного  восстановления  нарушенных  прав  жертв
   преступлений   и  злоупотребления  властью;  реального  исполнения
   решений судов о материальной  компенсации  причиненного  гражданам
   вреда;  ограждения  судов  от  вмешательства федеральных и местных
   органов власти в их деятельность.
       Для успешного    продолжения   судебной   реформы   необходимо
   дальнейшее  совершенствование  законодательства.  Так,  в  проекте
   нового  УПК  Российской  Федерации следует развивать прогрессивные
   положения Модельного Уголовно - процессуального кодекса, принятого
   Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 17 февраля
   1996 года. В нем необходимо закрепить:
       - гарантии состязательности процесса и равноправия сторон;
       - право  представителей  общественности на участие в уголовном
   деле в качестве защитников и представителей как важнейшую гарантию
   права  обвиняемого и других лиц на выбор защитника (представителя)
   по своему усмотрению;
       - условия  оказания  бесплатной  квалифицированной юридической
   помощи  потерпевшим  от   преступлений,   компенсации   им   части
   причиненного ущерба за счет государства;
       - юридическое    значение   примирительного   договора   между
   обвиняемым и потерпевшим (вплоть до  прекращения  уголовного  дела
   либо  отказа  от  осуждения  к  наказанию в виде реального лишения
   свободы)  и  последствия  несоблюдения  обязательств   по   такому
   договору;
       - обязанность судей, дающих санкцию на заключение и дальнейшее
   содержание  подозреваемых  (обвиняемых)  под  стражей,   проверять
   обоснованность   подозрения   (обвинения)   по   существу,   путем
   непосредственного исследования доказательств в судебном заседании;
       - преграды   фальсификации   протоколов   судебных  заседаний,
   возможно,  в  виде  дословной  записи  судоговорения   с   помощью
   технических    средств,   используемых   независимыми   от   судей
   операторами - протоколистами;
       - обязательное   ведение   протоколов  заседаний  суда  второй
   инстанции;
       - эффективные правила реабилитации лиц, незаконно или ошибочно
   подвергнутых уголовному преследованию и правоограничениям в рамках
   уголовного судопроизводства;
       - четкие   критерии    решения    вопроса    о    допустимости
   доказательств, основанные на судебной практике первых лет действия
   законодательства о суде присяжных.
       Следует ускорить принятие Федерального закона "О  судах  общей
   юрисдикции  в Российской Федерации",  Гражданского процессуального
   кодекса    Российской    Федерации,    разработку    и    принятие
   Административно  -  процессуального  кодекса Российской Федерации,
   новой редакции  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
   Федерации.  Это  позволит  создать  четкие юридические механизмы и
   процедуры защиты прав  человека,  отвечающие  современным  мировым
   стандартам.
       Необходимо решить   вопрос   о   надлежащем  финансировании  и
   материальном обеспечении судов,  одновременно качественно  улучшая
   состав судейского корпуса.
       Из года в год увеличивается число жалоб,  заявлений, обращений
   в  квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
   Если в 1995 году их было 4000, то в 1996 - 7500, в 1997 - 10800, в
   1998  - 14400,  в 1999 - 17545.  Поводами к подаче жалоб являются:
   нарушение  сроков  рассмотрения  дел  -  7467   жалоб;   нарушение
   процессуального   законодательства   -  5068;  грубость  судей  по
   отношению к участникам процесса - 1312.
       По данным  председателя Высшей квалификационной коллегии судей
   Российской Федерации,  в 1999  году  квалификационными  коллегиями
   судей  судов  общей  юрисдикции  прекращены полномочия 85 судей за
   совершение поступков,  позорящих честь  и  достоинство  судьи  или
   умаляющих авторитет судебной власти.
       Генеральный прокурор   Российской   Федерации   в   1999  году
   обратился в квалификационные коллегии судей с 23  представлениями,
   в  том  числе  просил  согласиться  с возбуждением уголовных дел в
   отношении 14 судей,  с привлечением к уголовной ответственности  7
   судей   и   с  заключением  под  стражу  2  судей.  В  16  случаях
   квалификационные   коллегии    с    представлениями    согласились
   (Российская юстиция. 2000, N 5, С. 3 - 4).
       Назрел вопрос    о    целесообразности    изменения    состава
   квалификационных коллегий судей.  В их  состав  возможно  введение
   представителей    юридической   общественности,   правозащитников,
   деятелей культуры.
       Необходимо примять   меры   по  повышению  уровня  культуры  и
   профессиональной подготовки судей и судебного персонала,  судебных
   приставов.  Следует отказаться от назначения председателей судов и
   их заместителей без ограничения времени их полномочий.
       Без надлежащего   кадрового,   финансового   и  материально  -
   технического  обеспечения  работы  судов   невозможно   полное   и
   независимое осуществление правосудия,  как того требует статья 124
   Конституции Российской Федерации.  Можно только приветствовать тот
   факт,  что  в отличие от прошлых лет в федеральном бюджете на 2001
   год вопросам финансирования судебной  системы  уделено  повышенное
   внимание.
       Наряду с повышением  требовательности  к  судьям,  выполняющим
   свой   профессиональный   долг,  следует  первостепенное  внимание
   уделить разрешению проблем,  связанных со  страхованием,  выплатой
   денежного  содержания судьям,  семьям погибших (умерших) судей,  в
   том числе пребывающим в отставке.
       Для обеспечения  доступа  граждан  к  правосудию  необходимо в
   соответствии с федеральным  законом  учредить  во  всех  субъектах
   Федерации  первичные,  наиболее  приближенные  к  населению звенья
   судебной  системы  -  мировых  судей,  которые  будут  обслуживать
   небольшие судебные участки с населением несколько тысяч человек. В
   настоящее  время  в  более  чем  половине   субъектов   Российской
   Федерации  созданы  необходимые  условия  для  введения  института
   мировых судей. Свыше 1000 мировых судей уже назначены и приступили
   к осуществлению правосудия.  Вместе с тем процесс введения мировой
   юстиции в большинстве субъектов Российской Федерации  сдерживается
   отсутствием  надлежащего  кадрового,  финансового  и материально -
   технического обеспечения.
       Усилением судебной  защиты  прав граждан должно стать введение
   судопроизводства  с  участием  присяжных   заседателей   на   всей
   территории  России.  Последовательное учреждение суда присяжных во
   всех субъектах Федерации  вместе  с  введением  института  мировых
   судей и повышением качества правосудия в целом позволит преодолеть
   имеющееся недоверие населения к судам,  станет еще одним шагом  на
   пути формирования правового государства.
       В дальнейшем     совершенствовании     нуждается     процедура
   рассмотрения   дел,   вытекающих  из  административно  -  правовых
   отношений.  В этой связи для деятельности судов  общей  юрисдикции
   имеет   большое  значение  внесенный  Верховным  Судом  Российской
   Федерации   в    Государственную    Думу    проект    Федерального
   конституционного  закона  "О  федеральных административных судах в
   Российской  Федерации",  принятие  которого  будет  способствовать
   эффективному   разрешению   указанной  категории  дел  в  условиях
   независимого осуществления правосудия.
       Обеспечению реализации  принципов  публичности  и  гласности в
   сфере правосудия способствовало бы и более  тесное  взаимодействие
   судов со средствами массовой информации.
       Важным инструментом повышения  качества  правосудия  могло  бы
   служить  создание  кафедр  прав  человека  и включение в программу
   высших юридических учебных заведений,  осуществляющих подготовку и
   переподготовку   кадров   судебных,  прокурорских  и  следственных
   работников, специализации "Права человека".
       V Всероссийский  съезд  судей,  прошедший в ноябре 2000 года в
   Москве,  рассмотрел широкий комплекс проблем.  Воплощение в  жизнь
   его  решений  будет  способствовать  дальнейшему совершенствованию
   деятельности судебной системы страны.

                II. Просвещение, образование и развитие
                 сотрудничества в области прав человека

       Правовому просвещению, развитию образования и сотрудничества в
   области прав человека придается  большое  значение.  Необходимость
   распространения  знаний  о правах человека провозглашается многими
   международными документами. Так, Генеральная Ассамблея Организации
   Объединенных  Наций  объявила,  начиная  с  1  января  1995  года,
   Десятилетие образования в области прав человека.
       2000 год был назван ООН Международным годом культуры мира.
       Комитет министров  Совета   Европы,   приняв   в   1999   году
   "Декларацию  и  программу  воспитания  граждан  в духе демократии,
   основанной на осознании ими  своих  прав  и  обязанностей",  также
   призвал  уделять больше внимания преподаванию и обучению в области
   прав  человека  с   учетом   национальной   системы   образования,
   культурного многообразия и норм международного права.
       Деятельность Уполномоченного по правам человека  в  Российской
   Федерации по правовому просвещению в области прав человека, форм и
   методов  их  защиты   предусматривает   проведение   разнообразных
   мероприятий  образовательного,  организационного и информационного
   характера.
       Большая роль   отводится   образовательным   учреждениям  всех
   уровней. Система образования России включает в себя более 156 тыс.
   образовательных учреждений,  в которых воспитываются,  обучаются и
   работают около 40 млн.  россиян. Принятая в 2000 году Национальная
   доктрина образования определяет государственную политику в области
   образования,  стратегию и основные  направления  его  развития  на
   период до 2025 года.
       Однако в государственных  образовательных  стандартах  высшего
   профессионального    образования   не   закреплено   положение   о
   необходимости изучения прав человека, прав ребенка, национальных и
   международных  документов  по  правам  человека  и  механизмов  их
   защиты.  В стандартах не учтено изменение международно - правового
   статуса России в связи со вступлением нашей страны в Совет Европы,
   создание государственного правозащитного института Уполномоченного
   по правам человека на федеральном и региональном уровнях.
       Необходимо формирование   системы    непрерывного    правового
   образования и просвещения, обучение всех слоев общества, повышение
   профессиональной квалификации участников процесса  защиты  прав  и
   свобод  граждан.  Решением  этой  проблемы  может стать принятие и
   реализация Федеральной целевой программы правового  просвещения  и
   образования  в  области прав и свобод человека,  форм и методов их
   защиты. Уполномоченный обратился к Президенту Российской Федерации
   с предложением рассмотреть данный вопрос. Эта проблема обсуждалась
   во время встречи Президента с Уполномоченным 29 июня 2000 года.
       Первоочередными задачами программы могут быть:
       - создание национального информационного и учебного центра  по
   правам человека,  на базе которого будут проводиться исследования,
   осуществляться  подготовка,  сбор,   перевод   и   распространение
   материалов по правам человека;
       - разработка единых государственных стандартов  образования  в
   области прав человека;
       - введение в государственные образовательные стандарты учебных
   дисциплин  по  правам  человека,  в  первую  очередь  по программе
   подготовки юристов,  политологов,  государственных и муниципальных
   служащих,  сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарных
   учреждений, военнослужащих;
       - подготовка передач,  ведение специальных рубрик, посвященных
   правам человека,  в центральных и региональных средствах  массовой
   информации;
       - установление  обязательного  минимума   социальной   рекламы
   просветительско  -  правового  содержания  в электронных средствах
   массовой информации;
       - финансовое  обеспечение  печатных изданий,  а также создание
   аудио-   и   видеопродукции   информационно   -   справочного    и
   просветительско - правового характера для населения;
       - издание и бесплатное распространение основных  международных
   и российских правовых актов в области прав и свобод человека;
       - включение  в  ежегодные  планы  научно  -  исследовательских
   учреждений   правоохранительных  органов  тематики  обеспечения  и
   защиты прав и свобод человека;
       - проведение министерствами и ведомствами анализа действующего
   законодательства  и  внесение  предложений  по  его  изменению   и
   дополнению  в  целях  усиления  ответственности должностных лиц за
   нарушение прав и свобод человека и гражданина;
       - регулярное  информирование населения через средства массовой
   информации о состоянии прокурорского надзора в области защиты прав
   человека;
       - организация и проведение научно -  практических  конференций
   по  проблемам  просвещения  и воспитания в области прав человека с
   участием государственных и общественных структур;
       - активизация  усилий по учреждению должностей Уполномоченного
   по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Содружестве
   Независимых Государств,  формированию института специализированных
   уполномоченных;
       - учреждение  государственных  премий  за достижения в области
   прав человека и правозащитной деятельности.
       Реализация долгосрочных  и оперативных задач,  направленных на
   создание разнообразных  форм  правового  просвещения  и  обучения,
   будет способствовать формированию демократического правосознания и
   правовой культуры российского общества.
       В День  знаний  -  1  сентября  -  стало  традицией проведение
   аппаратом Уполномоченного учебно - просветительской акции в  вузах
   и  школах  Москвы,  направленной  на  формирование знаний о правах
   человека у детей и молодежи.
       В 2000  году  при  ее  проведении особое внимание было уделено
   высшим учебным заведениям, выпускники которых в своей работе будут
   непосредственно решать вопросы защиты прав и свобод граждан. К ним
   относятся  образовательные  учреждения  МВД   России:   Московский
   институт   по  борьбе  с  организованной  преступностью,  Академия
   управления,   Юридический   институт,   Академия   государственной
   противопожарной  службы,  Московская  специальная  школа милиции и
   Колледж милиции.  Сотрудники  аппарата  Уполномоченного  выступили
   также  перед  студентами  и преподавателями Военной академии имени
   Фрунзе,  Военного университета Минобороны России,  Дипломатической
   академии  МИД  Российской Федерации,  Московского государственного
   университета имени М.В.  Ломоносова,  Московского государственного
   социального     университета,     Российского     государственного
   гуманитарного университета.
       По согласованию    с    Московским    комитетом    образования
   просветительская  акция  прошла  и в 23 общеобразовательных школах
   города. Было распространено около 1,5 тыс. экземпляров Европейской
   конвенции  о  защите прав человека и основных свобод,  Конвенции о
   правах ребенка, методических рекомендаций, разъясняющих принципы и
   положения  ряда  международных  документов  по правам человека,  а
   также издания по правозащитной тематике,  материалы о деятельности
   Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
       По инициативе   Уполномоченного  аналогичная  просветительская
   акция прошла в учебных заведениях,  на предприятиях и организациях
   ряда субъектов Российской Федерации.
       С руководителями   некоторых   вузов   и    школ    достигнута
   договоренность  об  оказании  консультативной  помощи в разработке
   программ курсов по правам человека  и  правам  ребенка,  формам  и
   методам их защиты.
       Помимо проведения  лекций  в   школах   и   вузах,   с   целью
   ознакомления     с     деятельностью    нового    государственного
   правозащитного   института   для   студентов   и    преподавателей
   юридических   вузов  непосредственно  в  аппарате  Уполномоченного
   проводятся  встречи  и  семинары  в   рамках   учебной   практики,
   преддипломной стажировки и иных форм обучения.
       В 2000  году  в  аппарате  Уполномоченного  проходили  учебную
   практику и стажировку студенты  и  аспиранты  факультета  истории,
   политологии  и  права  Российского  государственного гуманитарного
   университета,  международно  -  правового  факультета  Московского
   государственного  института  международных  отношений  МИД России,
   юридического факультета Московского  государственного  социального
   университета,   юридического   факультета  Московского  городского
   педагогического  университета,  факультета  социальной  работы   и
   информационных систем Института молодежи,  юридического факультета
   Международной  академии   маркетинга   и   менеджмента,   Колледжа
   городской инфраструктуры экономики и права.
       В 2000 году Уполномоченным совместно с Санкт  -  Петербургским
   юридическим    институтом   Генеральной   прокуратуры   Российской
   Федерации,  а также рядом общественных объединений и международных
   организаций  был  проведен Всероссийский конкурс на лучшую научную
   работу среди студентов юридических  вузов  (факультетов)  на  тему
   "Международные  стандарты  в  области прав человека и национальное
   законодательство". 39 будущих юристов из 26 российских вузов стали
   финалистами   конкурса   и   приняли   участие   во  Всероссийской
   студенческой конференции в Санкт - Петербурге  (10  -  12  октября
   2000  года),  где  они  представляли  свои научные работы.  Десять
   конкурсантов были отмечены дипломами.  Диплома I степени удостоена
   студентка   юридического  факультета  Марийского  государственного
   университета Н.П. Коршунова.
       В целях развития студенческого движения в защиту прав человека
   и  его  координации  дипломанты  конкурса  приняли решение создать
   общественную организацию "Молодые юристы - за  права  человека"  и
   начать   работу   в   молодежной  секции  Экспертного  совета  при
   Уполномоченном.
       Учитывая большой   интерес   студентов   юридических  вузов  к
   международному  и   национальному   законодательству   по   правам
   человека,    на    заседании    "круглого   стола"   руководителей
   государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии (10 - 13
   октября,  г.  Санкт  -  Петербург)  принято  решение  о проведении
   ежегодного   конкурса   среди    студентов    юридических    вузов
   (факультетов) стран СНГ на лучшую работу о правах человека.
       В 2000  году  при  содействии  Уполномоченного  в   Московском
   институте  повышения  квалификации  работников образования создана
   кафедра международного  образования  и  культуры  мира.  Аппаратом
   Уполномоченного  ведется  работа по созданию кафедры прав человека
   на   факультете   истории,   политологии   и   права   Российского
   государственного гуманитарного университета.  Деятельность кафедры
   будет развиваться в трех направлениях: научно - исследовательском,
   учебно  - методическом,  экспертно - аналитическом.  Такой центр в
   виде университетской кафедры позволит органично соединить  научный
   потенциал ученых, педагогов и специалистов - практиков.
       Для специалистов,   работников   государственных   учреждений,
   правоохранительных  органов,  образовательных учреждений,  а также
   для  широкого  круга  читателей,  интересующихся  проблемами  прав
   человека  в  России,  был  подготовлен  и издан сборник документов
   "Становление  и  развитие  института  Уполномоченного  по   правам
   человека в Российской Федерации и ее субъектах".
       Цель сборника  -  ознакомить читателя с наиболее полным сводом
   нормативных правовых актов и документов по становлению нового  для
   России государственного правозащитного института. В сборнике также
   опубликованы ежегодные доклады о деятельности  Уполномоченного  по
   правам  человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам
   человека в субъектах Российской Федерации, их специальные доклады,
   посвященные  наиболее  актуальным  проблемам прав и свобод граждан
   России.
       Для распространения   и  обмена  информацией  в  области  прав
   человека,  для проведения широкой дискуссии, а также обмена опытом
   с  зарубежными  коллегами  в  2000  году аппаратом Уполномоченного
   начат выпуск информационно - аналитического журнала "Вестник  прав
   человека".  Издание  освещает  основные  направления  деятельности
   Уполномоченного,  а  также   имеет   рубрики   "Наша   юридическая
   справочная",  "Права человека: теория, история, практика", "Россия

Счетчики
 
Реклама
Разное