Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   военнослужащих на жизнь.  Высок уровень травматизма и  гибели  при
   исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения
   за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с
   участием   воинских   контингентов   в   вооруженных   конфликтах,
   ликвидациях   последствий   чрезвычайных   ситуаций    (катастроф,
   стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья
   задач.
       Трагедия, связанная  с гибелью экипажа атомной подводной лодки
   "Курск",  произошедшая 12 августа 2000 года, обязывает принять все
   необходимые  меры  по  предупреждению  подобных катастроф,  защите
   военнослужащих, помощи семьям погибших.
       Продолжаются потери      людей      в      ходе     проведения
   контртеррористической операции в Чеченской Республике.
       Большое количество граждан,  участвовавших в ее осуществлении,
   получили ранения и увечья.
       Заслуживает внимания    принятая   в   Нижегородской   области
   программа медико - социальной  реабилитации  участников  локальных
   военных  конфликтов.  Помощь  военнослужащим,  сотрудникам органов
   внутренних    дел,    пострадавшим    в     ходе     осуществления
   контртеррористической  операции,  и  членам  их  семей оказывают в
   Республике  Мордовия,   в   Курганской,   Самарской,   Саратовской
   областях,   городах  Москве  и  Санкт  -  Петербурге.  Однако  для
   комплексного решения этой проблемы  усилий  только  одних  органов
   государственной     власти    субъектов    Российской    Федерации
   недостаточно.
       Целесообразно разработать  и  принять  комплексную федеральную
   программу медицинской,  социальной и профессиональной реабилитации
   граждан,  пострадавших  в  ходе  проведения  контртеррористической
   операции   на   Северном    Кавказе.    Эта    программа    должна
   распространяться и на гражданское население зоны военных действий.
       После посещения 76-й гвардейской Черниговской  Краснознаменной
   воздушно  -  десантной  дивизии,  расквартированной  на Псковщине,
   Уполномоченный обратился к Заместителю Председателя  Правительства
   Российской  Федерации  В.И.  Матвиенко  с предложением рассмотреть
   вопрос  о  создании  федерального  реабилитационного   центра   на
   территории  Псковской  области  для участников боевых действий,  а
   также  для  граждан,  ставших  инвалидами  вследствие  техногенных
   катастроф.
       Меры правовой    и    социальной    защиты     военнослужащих,
   регламентированные   законодательством,   призваны  компенсировать
   ограничения,  связанные  с  их   профессиональной   деятельностью,
   выполнением обязанностей по обеспечению безопасности государства.
       В настоящее   время   наиболее   острыми   являются   проблемы
   материального  положения  военнослужащих  и уровня жизни их семей,
   обеспечения жилищных прав и порядка увольнения с  военной  службы,
   осуществления  прав на охрану здоровья,  жизни,  на честь и личное
   достоинство.
       Право военнослужащих  на  достойный  уровень жизни и получение
   соответствующего вознаграждения за службу нарушается повсеместно.
       Размер денежного содержания офицеров войскового звена, включая
   подполковника,  прослуживших  в   Вооруженных   Силах   Российской
   Федерации  более  15  лет,  не  в состоянии обеспечить прожиточный
   минимум  их  семьям.  Что  же  говорить  о   денежном   содержании
   прапорщиков,  мичманов,  иных  военнослужащих,  проходящих военную
   службу по контракту, об их семьях. Для того чтобы прокормить своих
   детей,  значительная  часть  военнослужащих,  проходящих службу по
   контракту,   в   ущерб   боевой   подготовке   вынуждена    искать
   дополнительную работу.
       В своих   обращениях    к    Уполномоченному    военнослужащие
   справедливо  ставят  вопрос  о  несоответствии уровня их денежного
   содержания  размеру  оплаты  труда   федеральных   государственных
   служащих.  Это,  в  частности,  выражается  в  том,  что оклады по
   воинским должностям военнослужащих оказались более чем  в  2  раза
   ниже  должностных окладов федеральных государственных служащих,  а
   оклады по воинским званиям - в 1,5 раза ниже ежемесячных  надбавок
   за   квалификационные  разряды  и  классные  чины  государственных
   служащих.
       Ограничения прав   и   свобод   военнослужащих,   связанные  с
   условиями и особенностями военной службы,  должны компенсироваться
   достойным  денежным  содержанием данной категории граждан.  Однако
   этого  не  происходит.  Наоборот,  решение  вопроса  о   повышении
   денежного  содержания  военнослужащих фактически приостановлено на
   неопределенное время,  так как Федеральный  закон  "О  минимальном
   размере  оплаты  труда"  от  19 июня 2000 г.  N 82 установил,  что
   оклады    денежного    содержания    военнослужащих     повышаются
   Правительством  Российской  Федерации  в порядке и сроки,  которые
   предусмотрены для федеральных государственных  служащих.  Этим  же
   законом  отменена норма,  в соответствии с которой оклад денежного
   содержания  военнослужащих  повышался  Правительством   Российской
   Федерации  пропорционально  увеличению минимального размера оплаты
   труда.
       В соответствии  со  статьей  2 Федерального закона "О воинской
   обязанности и военной службе" военная служба является особым видом
   федеральной   государственной  службы,  исполняемой  гражданами  в
   Вооруженных Силах Российской Федерации. Поэтому оклады по воинским
   должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих должны быть
   приведены в соответствие с должностными окладами и  надбавками  за
   квалификационные  разряды  федеральных  государственных  служащих.
   Положительное   решение   этой    проблемы    снимет    социальную
   напряженность  в  среде военнослужащих,  будет стимулировать выбор
   граждан, которые решают посвятить свою жизнь служению Отечеству.
       Уполномоченный обратился    к    Председателю    Правительства
   Российской  Федерации  М.М.  Касьянову  с   предложением   принять
   необходимые  меры  по  определению  сроков  и  порядка  приведения
   денежного содержания военнослужащих в соответствие с  должностными
   окладами  и  надбавками  за  квалификационные  разряды федеральных
   государственных  служащих.  Минобороны  России,  МВД  России,  ФСБ
   России,  ФПС России совместно с Минфином России и Минтрудом России
   поручено  разработать  и  внести  согласованные   предложения   по
   реформированию   в   2001   году   системы  денежного  довольствия
   военнослужащих для того,  чтобы их можно  было  учесть  в  проекте
   Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
       Не прекращаются задержки с  выплатами  ежемесячного  денежного
   довольствия   военнослужащим.   По   данным  Министерства  обороны
   Российской Федерации на 9 сентября  2000  года  долг  по  выплатам
   денежного   довольствия   и   заработной  платы  военнослужащим  и
   гражданскому персоналу Вооруженных Сил составил 4,5 млрд.  рублей.
   Долг по социальным и компенсационным выплатам - 4,9 млрд.  рублей,
   в том числе 3,8 млрд.  рублей - задолженность по выплате  денежной
   компенсации взамен продовольственного пайка.
       Деньги на санаторно - курортное  лечение  выдаются  во  многих
   воинских  частях  лишь  в  конце  года,  а не перед отпуском,  как
   положено.
       Неблагополучно обстоят     дела     с    выплатами    "боевых"
   военнослужащим,  принимавшим   участие   в   контртеррористической
   операции  на  Северном  Кавказе.  Ради получения положенных выплат
   военнослужащим  порой  приходится  прибегать  к   крайним   мерам,
   пикетировать  штабы  и объявлять голодовки (Известия,  26.09.2000,
   Коммерсантъ, 30.09.2000).
       Проверка поступивших    Уполномоченному    жалоб    установила
   нарушение   социально   -   экономических   прав   военнослужащих,
   проходящих  военную службу по контракту в районах Крайнего Севера,
   приравненных   к   ним   местностях   и   других   местностях    с
   неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.  Это
   выражается  в  том,   что   этой   категории   военнослужащих   не
   выплачиваются   процентные  надбавки  к  денежному  довольствию  в
   размерах   и   порядке,   которые   установлены   соответствующими
   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской Федерации.
       В настоящее  время  из  11  видов  различных выплат процентные
   надбавки начисляются только по трем из них:  к окладам по воинской
   должности  и  по  воинскому  званию,  за  выслугу лет в офицерских
   должностях.
       Федеральный закон  "О внесении изменений и дополнений в статьи
   11 и 13 Федерального  закона  "О  статусе  военнослужащих"  от  31
   декабря  1999  г.  N  229  предусматривает  начисление  процентных
   надбавок на все  виды  выплат.  В  связи  с  неисполнением  закона
   военнослужащие,  увольняемые  с военной службы после 1 января 2000
   года, исключались из списков воинских частей, поскольку с ними был
   произведен  якобы  полный  расчет.  На самом деле они недополучили
   значительные денежные суммы.
       По сведениям   военного   суда   Северного   флота   с   целью
   восстановления нарушенных прав в  суды  обратилось  около  9  тыс.
   военнослужащих, в частности только из Кольской флотилии примерно 3
   тыс.  В настоящее время судами рассмотрены и удовлетворены  жалобы
   1,5  тыс.  военнослужащих.  Приказы  об  их  исключении из списков
   частей отменены,  и они восстановлены на службе.  Это значит,  что
   гражданин,  уволившийся  с  военной  службы,  например,  в  январе
   2000-го и  не  имеющий  до  настоящего  времени  работы,  временно
   восстанавливается  в  списках личного состава воинской части и ему
   выплачиваются  все  причитающиеся  денежные  суммы,   которые   он
   недополучил,  а  также денежное довольствие с момента увольнения и
   до восстановления на военной службе.
       Уполномоченный направил   по  этому  поводу  Министру  обороны
   Российской Федерации заключение,  в котором отметил  необходимость
   исполнения  Минобороны  России  Федерального  закона  "О  внесении
   изменений и дополнений в статьи 11 и  13  Федерального  закона  "О
   статусе военнослужащих".
       Из-за отсутствия  финансирования   остаются   нереализованными
   такие льготы,  предусмотренные для военнослужащих,  как бесплатный
   проезд на транспорте,  50-процентная  оплата  жилья,  коммунальных
   услуг  и телефона.  В связи с этим многие семьи не могут выехать в
   отпуск,  лишены права на медицинское обслуживание, отчего в первую
   очередь страдают дети.
       Таким образом,  несмотря  на   принятые   государством   меры,
   военнослужащие  и  члены  их  семей  в социальном плане продолжают
   оставаться одной из наименее обеспеченных групп населения.
       Сложной остается  проблема обеспечения жильем военнослужащих и
   граждан,  уволенных с военной службы.  В стране растет  количество
   военнослужащих, не имеющих жилья.
       По состоянию на июнь 2000 года  только  по  Минобороны  России
   число  военнослужащих,  нуждающихся в получении жилья,  составляло
   91,5 тысячи.  Велико количество семей граждан, уволенных с военной
   службы,  нуждающихся  в  получении  жилья по новому избранному ими
   месту жительства.  Их  около  150  тысяч.  В  1999  году  получили
   квартиры  лишь  немногим более 15 тыс.  семей (Независимое военное
   обозрение, 30.03.2000).
       В настоящее   время   многие  семьи  военнослужащих  вынуждены
   снимать жилье за высокую плату или жить в казармах,  на  кораблях,
   не  имея  элементарных  бытовых условий.  В результате у людей нет
   условий  для  нормального   отдыха,   разрушается   их   здоровье,
   распадаются семьи.
       Федеральная целевая   программа   "Государственные    жилищные
   сертификаты"  проблему  не  решает.  За время ее действия квартиры
   получили примерно 15 тыс.  уволенных в  запас  военнослужащих,  то
   есть 10 процентов от числа нуждающихся.
       С жалобой на бюрократизм и невнимание к проблемам  подчиненных
   со   стороны   командования  части  к  Уполномоченному  обратилась
   военнослужащая С. (вх. N С-864). Мать двоих детей, она не один раз
   по  долгу  службы  оказывалась  в  зонах  вооруженных  конфликтов.
   Несмотря на это,  она с сентября 1995 года проживала на  служебной
   площади  в общежитии,  где не соблюдались санитарные и технические
   нормы.   После   проверки   жалобы   на   основании    ходатайства
   Уполномоченного   заявительнице   была   предоставлена   отдельная
   квартира.
       К сожалению,   такие   примеры   единичны.   В  целом  же  при
   существующих темпах строительства и приобретения жилья очередь  на
   его  получение  растянется  на десятилетия.  Задача удовлетворения
   потребностей семей военнослужащих в благоустроенном  жилье  грозит
   превратиться для государства в неразрешимую, вечную проблему.
       В 2000 году Уполномоченным подготовлен специальный  доклад  "О
   нарушениях  уставных  правил взаимоотношений между военнослужащими
   при  отсутствии  между  ними  отношений  подчиненности",   который
   направлен  Президенту  Российской  Федерации,  в Совет Федерации и
   Государственную Думу Федерального Собрания  Российской  Федерации,
   Главному военному прокурору Российской Федерации, Министру обороны
   Российской   Федерации,   Министру   внутренних   дел   Российской
   Федерации,  директору  Федеральной  пограничной  службы Российской
   Федерации,  в средства массовой  информации,  практически  во  все
   военные округа. В нем проанализирована практика исполнения законов
   в   воинских   коллективах,   а   также   освещена    деятельность
   Уполномоченного по защите прав военнослужащих.
       Не могут   быть   терпимы   случаи   гибели   и    травматизма
   военнослужащих    в    результате    неуставных   взаимоотношений,
   рукоприкладства,  жестокого обращения и  иных  нарушений  воинской
   дисциплины.  Особое  распространение неуставные отношения получили
   среди  военнослужащих,   проходящих   службу   по   призыву.   Эти
   правонарушения  грубо  попирают  воинский  порядок  и  дисциплину.
   Военная служба,  которая должна стать для молодого человека школой
   жизни,  превращается  в рассадник насилия,  жестокости и правового
   нигилизма.  Подобные  проявления,  как  правило,  служат  причиной
   значительного  числа  самоубийств,  убийств,  уклонений от военной
   службы, формируют отрицательный образ человека в погонах.
       Нарушения уставных      правил      взаимоотношений      между
   военнослужащими стоят на первом месте в ряду  негативных  явлений,
   имеющих   место   в   Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  и
   федеральных органах, где законом предусмотрена военная служба.
       На протяжении   ряда   лет  не  удается  добиться  стабильного
   снижения уровня  воинских  преступлений,  при  этом  преступления,
   связанные  с  нарушением  уставных  правил  взаимоотношений  между
   военнослужащими,  занимают одно из первых мест. За совершение этих
   преступлений  в  1996  году  было  осуждено 18 процентов от общего
   числа осужденных за воинские преступления,  в 1997 году  -  26,  в
   1998  году  -  43,  в  1999  году  -  более  41,  в 2000 году - 38
   процентов.
       В целях    предупреждения    и    искоренения   этих   явлений
   Уполномоченный предложил депутатам Государственной Думы Российской
   Федерации  ускорить  рассмотрение  и  принятие  Закона  "О военной
   полиции".  По мнению  Уполномоченного,  необходимо  также  принять
   Закон  "О  государственной  защите потерпевших и других участников
   уголовного  судопроизводства,  а  также  иных   лиц,   оказывающих
   содействие в выявлении,  предупреждении, пресечении, расследовании
   и раскрытии преступлений",  отразив в нем вопросы  государственной
   защиты   военнослужащих   как  свидетелей,  так  и  потерпевших  в
   результате нарушений уставных правил взаимоотношений.
       Вызывает серьезное  беспокойство  высокий  процент самоубийств
   среди военнослужащих.  Их причиной,  как правило, являются тяжелые
   условия   службы,   нерешенные   социально   -  бытовые  проблемы,
   издевательства  и  унижение  человеческого   достоинства.   Многие
   призывники морально и психологически не готовы к службе в армии.
       В нарушение  Федерального  закона  "О  воинской  обязанности и
   военной службе" на военную службу нередко призываются граждане, не
   годные  или  ограниченно годные по состоянию здоровья.  Военкоматы
   прибегают к помощи милиции,  чтобы  обеспечить  явку  призывников.
   Нередко с будущих призывников берется подписка о явке на призывной
   участок.
       До настоящего   времени   не   решен   вопрос   о   реализации
   конституционного  права   граждан   на   замену   военной   службы
   альтернативной  гражданской.  Неоправданно  долго  не  принимается
   Федеральный закон "О гражданской  службе,  альтернативной  военной
   службе".  Положения  статьи  59  Конституции  Российской Федерации
   могут применяться прямо судами общей юрисдикции  при  рассмотрении
   жалоб,   связанных  с  решениями  призывных  комиссий.  Между  тем
   призывные   комиссии   по-прежнему   отказывают   призывникам    в
   возможности выбора формы прохождения службы,  а суды не выработали
   единой позиции по этому вопросу.
       Европейский суд  по  правам  человека принял и зарегистрировал
   первую жалобу призывника из России (г.  Нижний Новгород), которому
   не была  предоставлена  возможность  альтернативной  службы  (дело
   N 59672/00 "Кудашев против России").
       В 2000 году Уполномоченным рассмотрено 469 жалоб,  связанных с
   нарушением прав военнослужащих и членов их семей,  прав  ветеранов
   войн,   боевых   действий,   военной   службы.   Жалобы  поступили
   практически из всех  федеральных  органов,  где  законодательством
   предусмотрена  военная  служба.  Наибольшее  количество  обращений
   пришло из  отдаленных  военных  округов,  флотов  Вооруженных  Сил
   Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел
   Российской Федерации,  Федеральной пограничной  службы  Российской
   Федерации.
       Закон Российской Федерации "Об обжаловании в  суд  действий  и
   решений,   нарушающих   права   и   свободы  граждан"  предоставил
   военнослужащим право  обжаловать  в  военных  судах  неправомерные
   действия органов военного управления и их должностных лиц.  Однако
   количество таких жалоб,  поступающих  Уполномоченному,  продолжает
   увеличиваться.
       В основном жалобы посвящены нарушениям прав  военнослужащих  и
   членов их семей в период прохождения военной службы. Имеются также
   жалобы  на  решения  судов  и  органов   прокуратуры,   превышение
   должностными   лицами   своих   полномочий,   нарушения  жилищного
   законодательства,  невыплату  денежного  довольствия,   незаконное
   увольнение  с  военной  службы,  нарушения  при призыве на военную
   службу.  С  просьбами  о  восстановлении  прав  на  признание   их
   участниками Великой Отечественной войны часто обращаются ветераны.
   Тревогу  вызывают  у  людей  негативные  процессы,   связанные   с
   реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации.
       При рассмотрении  жалоб  военнослужащих  и  членов  их  семей,
   принятых    Уполномоченным   к   исполнению   в   2000   году,   в
   государственные  органы,  органы  военного   управления,   Главную
   военную прокуратуру, в Военную коллегию Верховного Суда Российской
   Федерации  было  направлено  153  запроса  о  даче  объяснений   и
   предоставлении  необходимых сведений.  На основе полученных данных
   конкретным   должностным    лицам    направлено    52    обращения
   Уполномоченного  с  требованием  принять  меры  по  восстановлению
   нарушенных прав граждан.
       Проводятся проверки  по жалобам с выездом сотрудников аппарата
   Уполномоченного на  места,  например, в  Чеченскую  Республику,  в
   Воронежскую и другие области,  изучаются гражданские дела, решения
   по которым вступили в законную силу.
       По инициативе  Уполномоченного  было подготовлено заключение о
   несоблюдении администрацией Ростовской области и администрацией г.
   Ростова - на - Дону социально - экономических прав военнослужащих.
   Суть нарушений  состояла  в  том,  что  на  территории  Ростовской
   области военнослужащие и лица,  уволенные с военной службы - а это
   более 60 тыс.  человек - с ведома администраций Ростовской области
   и  г.  Ростова  -  на  -  Дону  решениями  руководителей жилищно -
   эксплуатационных органов и иных организаций,  действующих в  сфере
   предоставления коммунальных услуг,  были лишены льгот.  Льготы эти
   закреплены  статьями  15  и  24  Федерального  закона  "О  статусе
   военнослужащих"   и  предусматривают  50-процентную  оплату  жилых
   помещений,  коммунальных  услуг,  телефона  и  др.  На   основании
   заключения   Уполномоченного  Генеральная  прокуратура  Российской
   Федерации поручила прокурору Ростовской области провести  проверку
   соблюдения   социальных  прав  военнослужащих,  лиц,  уволенных  с
   военной службы,  и  членов  их  семей.  В  настоящее  время  права
   военнослужащих и лиц,  уволенных в запас, проживающих в Ростовской
   области, восстановлены.
       Направлялись обращения     Уполномоченного    о    возбуждении
   дисциплинарного  производства   в   отношении   должностных   лиц,
   решениями (действиями) которых были нарушены права военнослужащих.
       Так, например,  командиру  в/ч  20086  подполковнику   К.   за
   необоснованный отказ в рассмотрении и реализации поданного майором
   М.  рапорта об увольнении с военной службы (вх.  N М-76)  приказом
   командующего   войсками   Московского   военного  округа  объявлен
   выговор.
       Проверка обстоятельств   по   жалобе  майора  запаса  М.  (вх.
   N М-133) выявила нарушения органами военного управления в/ч  40035
   порядка   оформления   и   учета   военнослужащих   на   получение
   государственных  жилищных  сертификатов,  регистрации  документов,
   высылаемых   в   вышестоящие  организации  по  жилищным  вопросам.
   Командующий  морской  авиацией  Военно  -  Морского  Флота  указал
   командиру  в/ч 40035 на имевшиеся нарушения и потребовал впредь не
   допускать повторения подобных случаев.
       Главнокомандующему Военно  -  Морским  Флотом  В.И.  Куроедову
   направлено обращение Уполномоченного с ходатайством о  возбуждении
   дисциплинарного  производства  в  отношении  начальника  Военно  -
   морской академии имени адмирала флота Н.Г. Кузнецова адмирала В.П.
   Еремина  в  связи  с неисполнением им двух решений военного суда о
   предоставлении субсидий на приобретение  жилья  офицерам  академии
   (вх. N Кл-567).
       Обращения Уполномоченного  о  восстановлении  нарушенных  прав
   военнослужащих   направлялись  в  Главную  военную  прокуратуру  и
   Военную  коллегию   Верховного   Суда   Российской   Федерации   с
   ходатайством  о  проверке в порядке надзора вступившего в законную
   силу  решения   суда.   На   основании   доводов   Уполномоченного
   прокурорами   приносились   протесты,   в   которых   предлагалось
   соответствующим судебным инстанциям отменить свои решения.
       В декабре   2000   года  Уполномоченный  посетил  подмосковный
   гарнизон  "Кубинка",  где  ознакомился  с  деятельностью  воинских
   частей, встретился с личным составом, осмотрел казармы, солдатскую
   столовую,  детский сад,  жилые городки.  К юристам  -  сотрудникам
   аппарата  Уполномоченного  во  время  работы в гарнизоне "выездной
   приемной" обратилось более 120  человек.  По  их  жалобам  приняты
   конкретные решения.
       Особое внимание было  обращено  на  существующие  в  гарнизоне
   проблемы  социальной защиты военнослужащих,  граждан,  уволенных с
   военной службы,  и членов их семей,  о чем  были  проинформированы
   Президент Российской Федерации и губернатор Московской области.
       Проблемы обеспечения   и   соблюдения   прав   военнослужащих,
   граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей пока далеки
   от  решения.  Здесь   необходимы   совместные   усилия   общества,
   правозащитных организаций, всех ветвей государственной власти.

            4. Положение социально уязвимых групп населения

       В условиях ограниченных материальных ресурсов  государственным
   органам   следует  уделить  первостепенное  внимание  тем  группам
   населения,  которые  в   настоящее   время   испытывают   огромные
   трудности.
       Положение детей,  лиц, страдающих психическими расстройствами,
   лиц,  находящихся  под  стражей  и  лишенных  свободы,  беженцев и
   вынужденных переселенцев должно стать предметом особой  заботы  со
   стороны государства.

                             Женщины и дети

       Реализация прав и законных интересов женщин и детей во  многом
   зависит от состояния экономики и морально - нравственной атмосферы
   в обществе.
       Несмотря на   определенные   позитивные   изменения   в   ходе
   проводимых в стране реформ,  социально -  экономическое  положение
   женщин   ухудшилось.   В   настоящее   время   женщины  составляют
   большинство среди  граждан,  исключенных  из  производства,  -  из
   общего  числа  в  12  млн.  человек,  выведенных  из экономической
   деятельности за 1991  -  1999  годы,  8  млн.  составляют  женщины
   (Российский статистический ежегодник. М., 2000).
       Сегодня в России не редкость  такие  нарушения  основных  прав
   женщин,   как   право  на  труд,  социальное  обеспечение,  охрану
   материнства и детства, образование, здравоохранение и другие.
       Сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость.
       Распространение наркомании    и    алкоголизма,   инфекционных
   болезней,  таких,  как  СПИД,  гепатит  группы  "В",   туберкулез,
   педикулез, несут прямую угрозу здоровью и жизни женщин и детей.
       В настоящее время смертность в России  в  1,8  раза  превышает
   рождаемость.  24  процента  женщин  детородного возраста вообще не
   хотят иметь детей.  Из-за низкого качества  жизни,  дороговизны  и
   отсутствия  перспектив женщины продолжают прибегать к абортам,  по
   числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире.
       Законодательство в  области  поддержки  семьи должно содержать
   положения,  направленные на формирование  у  людей  желания  иметь
   семью и детей. В этих целях следует предусмотреть для вступивших в
   брак молодых людей налоговые льготы,  долгосрочные кредиты, особый
   порядок  выделения  жилья  с  рассрочкой  его  оплаты,  бесплатное
   предоставление  садовых  участков,   различные   виды   социальной
   поддержки  молодой семьи,  помощи при рождении первого,  второго и
   третьего ребенка.
       Социально важным  является  принятие  Федерального  закона  "О
   государственной поддержке многодетных семей".  Он  предусматривает
   льготы по оплате коммунальных услуг, на проезд и лечение детей, на
   случай  трудоустройства  многодетных   родителей;   предоставление
   льготных   кредитов   на  строительство  или  приобретение  жилья,
   создание и развитие крестьянских (фермерских)  хозяйств.  Уход  за
   детьми  и  их воспитание в многодетной семье предлагается признать
   общественно полезной деятельностью и включать в трудовой стаж  при
   назначении пенсии по старости.
       По-прежнему сложное  положение   сохраняется   с   ликвидацией
   задолженности по ежемесячным пособиям гражданам,  имеющим детей. И
   хотя текущие выплаты производятся  в  настоящее  время  регулярно,
   государству еще не удалось погасить задолженность за прежние годы.
   В связи  с  этим  растет  количество  судебных  исков.  Не  всегда
   исполняются   решения   судов.   Люди   вынуждены   обращаться   к
   Уполномоченному. Основная масса обращений поступает из Приморского
   края,  Амурской,  Курганской,  Ростовской,  Свердловской областей.
   Имеются  жалобы  на  необоснованную   замену   денежного   пособия
   компенсациями в виде промышленных или продовольственных товаров.
       Важно разработать и внедрить принцип  адресности  при  выплате
   пособий  семьям,  имеющим  детей,  учитывая  социальную значимость
   таких пособий для малообеспеченных семей.  Первоочередной  задачей
   является  предоставление  дополнительной помощи семьям с детьми со
   среднедушевым  доходом,  не   превышающим   размера   прожиточного
   минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
       В 2000   году   усилиями   Уполномоченного   удалось   оказать
   конкретную   помощь   в   восстановлении  нарушенных  прав  многим
   гражданам.
       После обращения  Уполномоченного  в  Департамент по социальной
   защите населения  Краснодарского  края  были  восстановлены  права
   заявителей   (вх.   N   Кл-1294),  приславших  жалобу  из  поселка
   Ахтырский, - им полностью выплатили детские пособия за 1997 - 1999
   годы.
       К Уполномоченному обратились жители  ряда  городов  Ростовской
   области (вх.  N К 240,  Ф-13 и другие),  а также гражданка П. (вх.
   N П-159) из Куйтунского района  Иркутской  области  с  жалобой  на
   неисполнение Приказа Министерства образования Российской Федерации
   N 199 от 19 августа 1999 года "Об утверждении положения о  порядке
   выплаты средств на питание,  приобретение одежды,  обуви,  мягкого
   инвентаря для детей,  находящихся под  опекой  (попечительством)".
   После  обращения  Уполномоченного  в  администрации  Ростовской  и
   Иркутской областей гражданам были  выплачены  положенные  денежные
   суммы, нарушенные права заявителей были восстановлены.
       По настоянию  Уполномоченного  Комитетом   социальной   защиты
   населения Московской области была рассмотрена жалоба заявительницы
   М.  из г.  Чехова Московской области (вх.  N М-513) и ей полностью
   были выплачены детские пособия за 1998-й,  1999-й и февраль - июнь
   2000 года.  Кроме того,  с учетом тяжелого материального положения
   семьи  М.  ей  была  оказана  единовременная материальная помощь в
   размере 500 рублей.
       В Российской Федерации имеются факты дискриминации  работающих
   женщин.   При   проверках  исполнения  трудового  законодательства
   выявляются многочисленные случаи  увольнения  с  работы  женщин  в
   связи  с беременностью либо отказов в принятии на работу по тем же
   основаниям,  в то  время  как  пункт  2  статьи  11  Международной
   конвенции  о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
   требует  от  государств  запрета  подобной  практики.  Статья  145
   Уголовного    кодекса    Российской    Федерации   предусматривает
   ответственность за необоснованный отказ в  приеме  на  работу  или
   необоснованное увольнение беременной женщины или женщины,  имеющей
   детей в возрасте до трех лет.  Однако таких уголовных дел в  судах
   практически  не  бывает.  Имеют  место  случаи использования труда
   женщин в период беременности на вредных участках производства, что
   нарушает статью 164 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
       Проблема насилия в отношении женщин,  в том числе и  в  семье,
   привлекает к себе широкое общественное внимание.  В последние годы
   она стала вырисовываться более отчетливо,  чему способствовало  ее
   обсуждение  на  различных  семинарах,  конференциях,  симпозиумах.
   Однако как социальное явление эта  проблема,  безусловно,  требует
   вмешательства  со  стороны  государства  -  число фактов насилия в
   отношении женщин продолжает расти.
       Насилие в   отношении   женщин   должно   рассматриваться  как
   нарушение их основных прав и свобод.  Необходим закон,  который  в
   развитие  Федерального закона "Об основах социального обслуживания
   населения  в  Российской  Федерации"  содержал  бы  комплекс  мер,
   расширяющих   права  и  обязанности  социальных  служб  в  области
   обеспечения   безопасности   в   семье.   Целесообразно   включить
   показатели,  характеризующие  насилие  в  отношении женщин,  в том
   числе семейное насилие,  в официальную статистику для изучения его
   характера, масштабов и последствий.
       Ухудшение положения женщин  оказывает  негативное  влияние  на
   весь ход демократических преобразований в стране.
       В России  создается  механизм  формирования  и   осуществления
   социальной  политики в области защиты и реализации прав и законных
   интересов детей.
       За последние  пять  лет принято более 100 нормативных правовых
   актов в этой сфере,  включая законы,  указы Президента  Российской
   Федерации  и  постановления  Правительства  Российской  Федерации.
   Существенно  расширилась   деятельность   структур,   занимающихся
   проблемами  семьи  и  детства  в органах государственной власти на
   федеральном уровне и в  субъектах  Российской  Федерации.  Приняты
   целевые программы федерального, регионального и местного значения.
   С 1995 года Министерство труда и социального  развития  Российской
   Федерации  ведет  мониторинг  российского  законодательства на его
   соответствие Конвенции  о  правах  ребенка,  принятой  Генеральной
   Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
       Однако число нарушений прав ребенка в нашей стране по-прежнему
   велико.   Характер    их    различен:    отсутствие    регистрации
   новорожденного,  недоступность  медико - санитарного обслуживания,
   преднамеренные  злоупотребления   в   отношении   детей   в   ходе
   вооруженных    конфликтов,   подневольный   труд   и   сексуальная
   эксплуатация и другие.
       Злободневными проблемами  являются  детская  безнадзорность  и
   беспризорность,    социальное   сиротство,   детская   наркомания,
   токсикомания, алкоголизм и проституция.
       Стремительная трансформация   общественного    устройства    и
   экономический  кризис  обусловили  рост  детской  безнадзорности и
   беспризорности,  что,  в свою очередь,  влечет за собой увеличение
   числа   правонарушений  со  стороны  лиц,  не  достигших  возраста
   уголовной  ответственности  (моложе  14  лет).  Около   440   тыс.
   подростков   состоит   на   учете   в  органах  по  предупреждению
   правонарушений,  совершаемых несовершеннолетними.  На  конец  2000
   года  более  27 тыс.  детей и подростков находились в следственных
   изоляторах и колониях.
       Безнадзорность является   первым   шагом   к   беспризорности,
   социальной дезадаптации ребенка.  Рост числа семей, находящихся за
   чертой бедности,  ведет к увеличению количества детей,  не имеющих
   возможности  получить  должное  образование,  полноценный   отдых,
   разумный  досуг.  По  данным  Министерства  образования Российской
   Федерации в 1999 году около 41 тыс. детей, которые должны учиться,
   не     посещали    образовательные    учреждения.    Усиливающаяся
   алкоголизация и наркотизация многих семей ведет к отчуждению детей
   от   родителей,  толкает  их  в  уличные  компании  с  асоциальной
   направленностью.
       В 1999 году 55 тыс.  детей были доставлены в центры  временной
   изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,  33 тыс.  из них
   вынудили  стать  бездомными  родители.   Органы   внутренних   дел
   подготовили  свыше  29  тыс.  ходатайств о лишении отцов и матерей
   родительских прав.
       Масштабы этой национальной трагедии еще не осознаны. По данным
   МВД   России   на   улицах   г.   Москвы  находится  до  100  тыс.
   беспризорников,  а в целом по стране их  число  достигает  4  млн.
   Растет     число    детей,    занимающихся    бродяжничеством    и
   попрошайничеством.
       Особую тревогу  вызывают  несовершеннолетние,  вовлеченные   в
   наркобизнес.  Это,  как  правило,  подростки в возрасте до 16 лет,
   прибывающие из Таджикистана,  Азербайджана, Узбекистана, которые в
   силу   возраста   не   подлежат   за   данные   деяния   уголовной
   ответственности.
       Вступивший в  силу  30  июня  1999  года Федеральный закон "Об
   основах  системы  профилактики  безнадзорности  и   правонарушений
   несовершеннолетних"         предусматривает         индивидуальную
   профилактическую работу  в  отношении  несовершеннолетних.  Однако
   положения   Закона   не  исполняются.  Так,  директор  Московского
   детского приюта  "Дорога  к  дому"  С.  Кульянов  свидетельствует:
   "... Суть закона сводится к  тому,  что  беспризорники  не  должны
   находиться вместе   с   малолетними   правонарушителями,  то  есть
   беспризорников из временных изоляторов надо переводить в приюты. А
   на деле  беспризорников  переводить  некуда,  поскольку  требуемое
   количество приютов в Москве так и не появилось.  В настоящее время
   работают только две ночлежки для малолетних бомжей,  а потребность
   -   как   минимум   400.   Милиционеры   боятся   связываться    с
   беспризорниками.    Поскольку    многие   из   них   не   являются
   правонарушителями,  то  помещать  их  во  временный  изолятор   не
   положено,  а приюты переполнены - приходится детям возвращаться на
   улицу." ("Известия", 25.08.2000).
       Согласно Постановлению  правительства Москвы от 4 июля 2000 г.
   N 522 "О мерах по реализации в Москве Федерального  закона  от  24
   июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности
   и правонарушений несовершеннолетних"  в  административных  округах
   столицы  создается сеть социальных приютов для беспризорных детей.
   Однако  в  этих  приютах  могут  содержаться  только  беспризорные
   москвичи, хотя они составляют около 10 процентов всех беспризорных
   детей, находящихся в Москве.
       Иногородних детей,  задержанных в Москве,  направляют по месту
   жительства,  то  есть фактически возвращают их родителям,  которых
   они покинули.
       В 2000  году Уполномоченный посетил Московский Центр временной
   изоляции   несовершеннолетних   правонарушителей   (ЦВИНП).    Это
   учреждение, располагая помещениями и кадрами, готово участвовать в
   работе  по  профилактике  безнадзорности  и  разместить  на  своей
   территории  центр  для  иногородних беспризорников,  но российское
   законодательство не позволяет это сделать.
       В результате   сложилась   ситуация,  когда  центры  временной
   изоляции для несовершеннолетних,  располагающие материальной базой
   и специально подготовленными кадрами, максимально не используются.
   Например, в конце 2000 года в Московском Центре временной изоляции
   несовершеннолетних    правонарушителей    содержалось   всего   64
   подростка,  большинство  же  мест   пустовало.   Закон   запрещает
   принимать в Центр тех,  кто не совершил правонарушений,  бездомные
   дети должны направляться в приюты, создаваемые службами социальной
   защиты.   Однако   они  не  созданы,  поскольку  законодательство,
   возложив  на  органы  социальной  защиты  работу  по  профилактике
   безнадзорности    и    беспризорности    несовершеннолетних,    не
   предусмотрело ее финансирования.
       Из приведенных    данных    на    Всероссийской    конференции
   "Беспризорные  дети  России:  защита  и забота" (ноябрь 2000 года,
   Москва) следует,  что во многих регионах России,  в  частности,  в
   республиках   Адыгея,   Северная  Осетия  -  Алания,  Кабардино  -
   Балкарской Республике,  в Агинском Бурятском, Корякском, Ненецком,
   Таймырском (Долгано - Ненецкий), Эвенкийском автономных округах не
   действует  ни  одного  специального  социального  учреждения   для
   несовершеннолетних.
       В 1999 - 2000  годах  Уполномоченный  обращался  к  Президенту
   Российской   Федерации,   Председателю   Правительства  Российской
   Федерации с предложениями принять неотложные меры по  защите  прав
   беспризорных  детей.  Принимая  во внимание чрезвычайную остроту и
   важность   проблемы   детского    неблагополучия,    Правительство
   Российской Федерации своим распоряжением от 10 мая 1999 г. N 736-р
   утвердило  План  мероприятий  федеральных  органов  исполнительной
   власти  по преодолению детской безнадзорности на 1999 - 2000 годы.
   Эти мероприятия предусматривают дальнейшее развитие инфраструктуры
   системы     профилактики     безнадзорности    и    правонарушений
   несовершеннолетних,  включая,  кроме существующих,  учреждения для
   детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества.
       Уполномоченный участвует   в   деятельности   Межведомственной
   комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве  Российской
   Федерации.
       15 сентября  2000  года  в   аппарате   Уполномоченного   была
   проведена консультативно - просветительская акция "детский телефон
   доверия",  приуроченная к 10-летию  вступления  в  России  в  силу
   Конвенции ООН о правах ребенка. Зарегистрировано 116 звонков из г.
   Москвы и Московской  области,  из  Красноярского,  Ставропольского
   краев,   из  Белгородской,  Вологодской,  Воронежской,  Калужской,
   Ленинградской,    Новгородской,     Нижегородской,     Ростовской,
   Свердловской, Ярославской областей.
       Вопросы участников акции совпали  с  проблемами,  поднимаемыми
   заявителями  в своих письменных обращениях к Уполномоченному:  это
   невыплата детских пособий (более 50 процентов  звонков),  неуплата
   алиментов,   нарушение  принципа  наилучших  интересов  детей  при
   решении  жилищных  вопросов,  насилие  над  детьми  (физическое  и
   психологическое),   уклонение   родителей   от   исполнения  своих
   обязанностей,      проблемы       наркомании,       несовершенство
   законодательства, конфликтные ситуации в школе.
       Предложенная форма взаимодействия Уполномоченного с населением
   через "детский телефон доверия" оправдала себя.  Граждане делились
   наболевшим:  рассказывали о сложностях  взаимоотношений  в  семье,
   просили  совета  о  том,  как  противостоять  обрушившимся  на них
   неприятностям,  сетовали на средства массовой информации,  которые
   выносят  на  страницы  газет  подробное описание издевательств над
   детьми, требовали запретить подобные публикации. По их мнению, эта
   информация должна быть доступна только сотрудникам соответствующих
   органов.  Акция  широко  освещалась  в  прессе.  Репортажи  о   ее
   проведении были показаны многими телеканалами.
       Государству необходимо  предпринять  срочные меры для спасения
   социально неблагополучных детей,  возврата их к нормальной  жизни.
   Об этом, в частности, шла речь во время встречи Уполномоченного со
   специальным докладчиком Комиссии ООН по правам  человека  госпожой
   О. Кальцетас - Сантос 3 октября 2000 года в г. Москве.
       Детская безнадзорность тесно связана с социальным  сиротством.
   В  настоящее  время  число  детей,  нуждающихся  в государственной
   поддержке,  составляет 115 тыс.,  количество детей - сирот  -  625
   тыс.  При  этом  дети,  осиротевшие  вследствие  смерти родителей,
   составляют  лишь  10  процентов.  Проблема  социального  сиротства
   вызывает  особую  обеспокоенность  -  ведь по разным причинам дети
   остаются  без  родительского  попечения  при  живых  родителях.  В
   последние   годы  в  4  раза  выросло  число  родителей,  лишенных
   родительских   прав,   что   говорит   об   увеличении   масштабов
   асоциального поведения родителей.  В этой связи необходимо усилить
   контроль со стороны правоохранительных  органов  и  активизировать
   деятельность социальных служб по защите прав детей по обустройству
   тех из них, кто лишен родительского попечения.
       Федеральный закон  "О  Дополнительных  гарантиях по социальной
   защите детей - сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей"
   содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей
   - сирот и детей,  оставшихся без попечения  родителей,  в  области
   здравоохранения,  образования, трудоустройства, права на жилье. Но
   его положения не всегда исполняются.  По данным МВД России  каждый
   четвертый несовершеннолетний, лишенный родительского попечения, не
   имеет  опекуна.  Растет  число   самовольных   уходов   детей   из
   государственных  учреждений.  Основными причинами побегов детей из
   учреждений интернатного типа являются жестокое обращение, унижение
   человеческого   достоинства   со  стороны  некоторых  педагогов  и
   работников.
       В статьях 20 Конвенции ООН о правах ребенка  и  123  Семейного
   кодекса  Российской  Федерации  предусматривается,  что устройство
   ребенка,  оставшегося без  попечения  родителей,  в  другую  семью
   является одной из приоритетных форм его воспитания.  В то же время
   в стране сокращается число детей,  устроенных в семью (под  опеку,
   попечительство,  усыновленных),  и увеличивается количество детей,
   которые воспитываются в детских домах и интернатах.
       Одной из  причин такого положения является снижение жизненного
   уровня  населения,  постоянные   невыплаты   социальных   пособий.
   Содержание   и   воспитание   детей,  в  том  числе  усыновленных,
   подопечных, для многих семей превращается в непосильное бремя.
       В субъектах  Российской  Федерации  низка  активность  органов
   опеки и попечительства. Их деятельность вопреки требованиям статьи
   123 Семейного кодекса Российской Федерации сведена  в  основном  к
   тому,  что дети подыскиваются только для тех граждан, которые сами
   обратились с такой просьбой.  Ненадлежащая работа органов опеки  и
   попечительства Чувашской Республики,  Брянской, Томской, Тульской,
   Тюменской,  Челябинской  областей   является   основной   причиной
   последующей   отмены  усыновлений,  что  негативно  отражается  на
   детской психике.
       Повсеместно не   выполняются   требования   статей   122,  126
   Семейного    кодекса    Российской    Федерации,     Постановление
   Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г.  N 919 "Об
   организации  централизованного   учета   детей,   оставшихся   без
   попечения  родителей",  определяющие  порядок  и сроки выявления и
   учета детей,  оставшихся без попечения родителей. Должностные лица
   учреждений,  в  которых  содержатся  такие дети,  сведения о них в
   органы  опеки  и  попечительства  направляют   несвоевременно.   В
   результате  тысячи  детей длительное время содержатся в больницах,
   приютах,  домах ребенка. Органы опеки и попечительства не передают
   сведения  о  взятых  на учет детях в установленные законом сроки в
   органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.  Такие
   факты  выявлены  в  Республике  Карелия,  Чувашской Республике,  в
   Приморском и Ставропольском краях,  в Архангельской, Астраханской,
   Волгоградской,   Московской,   Смоленской,   Тверской,   Тульской,
   Тюменской,  Челябинской,  Читинской, Ярославской и других областях
   (Права человека в регионах Российской Федерации.  М., 2000, Т. 1 -
   3).
       Не проводится   лечебная   коррекция   нуждающимся    в    ней
   воспитанникам  детских  сиротских  учреждений.  Согласно сведениям
   федерального  банка  данных  Министерства  образования  Российской
   Федерации,   такие  диагнозы,  как  "заячья  губа",  "косоглазие",
   "волчья  пасть",  поставлены  более   1,5   тыс.   детей.   Однако
   учреждениями  здравоохранения  соответствующее лечение таких детей
   не  проводится.  В  результате  ребенка  ожидает  инвалидность   и
   перспектива  провести  свою  жизнь  в  интернате.  По  утверждению
   специалистов - медиков дефекты эти устранимы.
       Согласно данным,   приведенным   в   Альтернативном    докладе
   российских   неправительственных   правозащитных   организаций   о
   реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка, 5
   тыс.  выпускников сиротских учреждений России в течение года после
   выхода из интернатных учреждений попадают на скамью подсудимых,  3
   тыс.  становятся бездомными и 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством
   (Альтернативный доклад российских НПО  в  Комитет  ООН  по  правам
   ребенка. М., 1998).
       Руководитель программы   "Право   ребенка"   Б.Л.    Альтшулер
   обратился  к  Уполномоченному  с просьбой помочь в решении проблем
   детей школы - интерната N 2 г. Грозного, вывезенных из зоны боевых
   действий  и  временно  размещенных в летнем пионерском лагере села
   Троицкое  в  Республике   Ингушетия.   Уполномоченным   направлены
   соответствующие запросы в Минтруд,  Минобразование и МЧС России. В
   ответе  из  МЧС  России  сообщалось,  что  воспитанникам  школы  -
   интерната  N  2  выделено необходимое вещевое имущество и продукты
   питания,  заявки директора школы  -  интерната  удовлетворяются  в
   первую   очередь.   Министру   по   делам  гражданской  обороны  и
   чрезвычайных ситуаций Республики Ингушетия рекомендовано совместно
   с Министерством общего и среднего образования Республики Ингушетия
   взять под  контроль  ситуацию  по  жизнеобеспечению  воспитанников
   школы  -  интерната  N 2 до решения вопроса о месте их постоянного
   проживания.  В  настоящее  время  дети  проходят  реабилитацию   в
   санатории  "Эльбрус".  Обучение воспитанников организовано на базе
   школы N 8 г.  Нальчика. Отделение Международного Красного Креста в
   Кабардино  -  Балкарской Республике периодически оказывает школе -
   интернату гуманитарную помощь.
       Важнейшая проблема  -  поиск  новых  форм  государственного  и
   негосударственного  устройства  детей.  Целесообразен  постепенный
   переход от интернатного устройства детей - сирот к устройству их в
   семейные детские дома.  Пока на территории России их менее 400.  В
   Москве зарегистрировано восемь.
       Заслуживает внимания опыт социально - реабилитационного центра
   для  несовершеннолетних,  включающего  приют  в г.  Кемерово,  где
   оказывается помощь детям в возрасте  от  3  до  18  лет  социально
   дезадаптированным,  попавшим в экстремальную ситуацию. Департамент
   социальной защиты населения  Кемеровской  области  на  базе  этого
   центра  в  течение нескольких лет проводит успешный эксперимент по
   созданию семейных воспитательных групп.  Семьям, готовым взять под
   опеку  ребенка  из приюта,  присваивается статус воспитателей - им
   выплачивают денежную сумму (380 рублей в месяц),  а их подопечному
   выделяются  средства  на  питание  (600  рублей),  предоставляется
   медицинское  обслуживание.  Воспитанники  обеспечиваются  учебными
   принадлежностями,  обувью,  одеждой,  средствами  личной  гигиены,
   обучаются в обычных школах С ними занимаются работники  социальной
   службы и психологи.
       Одним из  удачных  примеров  реализации  принципа   наилучшего
   обеспечения  прав детей - сирот и детей,  оставшихся без попечения
   родителей,  является организация детской деревни - SOS,  в которой
   дети живут в отдельных домах небольшими группами.
       Первая такая деревня была построена в Австрии в 1949  году.  В
   наше  время  подобные  воспитательные  учреждения  имеются  в  132
   странах   мира.   Первоначальная   стадия   проекта   спонсируется
   специальным  международным фондом,  а через два года деревня - SOS
   передается  на  содержание  местного  бюджета,  поддержку  которой

Счетчики
 
Реклама
Разное