Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   столкновений,  связанных  с  нарушениями социально - экономических
   прав граждан, какие были, например, в 1998 году.
       Вместе с  тем имело место длительное противостояние работников
   Выборгского целлюлозно - бумажного комбината (ВЦБК)  и  его  новых
   собственников. Неясность правовых аспектов передачи собственности,
   сокрытие информации  от  трудового  коллектива,  невнимание  новых
   собственников  к настроениям людей на комбинате и безответственное
   поведение некоторых лидеров  местных  профсоюзов  вылились  осенью
   1999  года  в  ожесточенные столкновения работников ВЦБК с бойцами
   ОМОНа и судебными приставами.  Пострадавшие были  с  обеих  сторон
   (Труд, 12.11.1999).
       Столкновения, хотя и менее острые,  происходили и в 2000 году,
   в  частности  на  металлургическом  комбинате  в  г.  Новокузнецке
   Кемеровской области,  угольных предприятиях Красноярского края, на
   московском  ликеро  -  водочном  заводе  "Кристалл".  Возможная  в
   ближайшем  будущем  смена  хозяев  приватизированных   предприятий
   усиливает опасность дальнейшего нарастания подобных конфликтов.
       Позитивным является  факт  сокращения  числа  безработных.   С
   начала  1999  года  безработица  уменьшилась почти в полтора раза.
   Вместе с тем по-прежнему 7 млн.  граждан  не  удается  реализовать
   свое  право на труд.  Поступающие страховые взносы не обеспечивают
   потребности в текущих выплатах пособий по безработице.
       Подавляющее большинство   безработных  не  зарегистрировано  в
   службах занятости. По официальным данным, пособия получают лишь 15
   процентов   безработных.  Причина  -  недостаточная  эффективность
   работы служб занятости и  сложность  бюрократических  процедур  по
   оформлению  пособий.  Нельзя  не отметить и социальную пассивность
   значительной части безработных,  а также  малые  размеры  пособий.
   Преодолеть нынешние масштабы безработицы в России вряд ли возможно
   в ближайшее время. Однако сдерживание ее в определенных пределах -
   хотя  бы  на  уровне  5  процентов,  как  это было предусмотрено в
   Генеральном соглашении между Правительством Российской  Федерации,
   профсоюзами   и   предпринимателями   на   1998   -  1999  годы  -
   представляется вполне реальным.
       Жалобы и   обращения   граждан,  поступающие  Уполномоченному,
   свидетельствуют о том,  что нарушения социальных и,  в  частности,
   трудовых  прав и законных интересов граждан по-прежнему продолжают
   оставаться  достаточно  распространенными  и  вызывают  социальную
   напряженность в обществе.
       По данным Всероссийского Центра изучения общественного  мнения
   (ВЦИОМ),  в  1999  -  2000  годах  около  40 процентов работающего
   населения сталкивалось со случаями ущемления своих экономических и
   трудовых  прав.  В  1996  -  1998  годах  эта  цифра составляла 55
   процентов.
       В 2000  году  количество обращений граждан по поводу нарушений
   их прав в сфере труда и занятости составили примерно 10  процентов
   от  общего  количества  жалоб,  поступивших  Уполномоченному,  что
   несколько меньше по сравнению с 1999 годом.
       Обобщение итогов их рассмотрения показывает,  что 35 процентов
   этих обращений касаются вопросов незаконного увольнения с  работы,
   21,7 процента связаны с несвоевременной выплатой заработной платы,
   в 10,2  процента  жалоб  затрагиваются  вопросы  возмещения  вреда
   здоровью,   причиненного   на   производстве,  43  процента  жалоб
   относятся  к  таким   нарушениям,   как   незаконное   отправление
   работников  в  отпуск  без  сохранения заработной платы,  задержка
   окончательного расчета при  увольнениях,  несвоевременная  выплата
   отпускных.
       Несмотря на  то,  что  судами  Российской  Федерации  ежегодно
   разрешается большое количество дел, касающихся трудовых отношений,
   жалобы на судебные решения составляют примерно 6 процентов.
       Есть все  основания  утверждать,  что  в  ряде регионов страны
   по-прежнему имеют место нарушения прав трудящихся на своевременное
   получение в полном объеме вознаграждения за труд.  При этом, как и
   в  предыдущие  годы,  наибольшее  количество  жалоб  на  невыплату
   заработной   платы   поступает   от  работников  бюджетной  сферы:
   народного образования,  здравоохранения и жилищно -  коммунального
   хозяйства.
       В 2000  году  с  коллективными  жалобами  на  длительное   (от
   нескольких  месяцев  до  двух  и более лет) неполучение заработной
   платы  к  Уполномоченному  обратились   работники   муниципального
   унитарного  предприятия  "Коммунальник"  г.  Зеи  (вх.  N  1562) и
   муниципального    производственного    объединения    жилищно    -
   коммунального хозяйства   г.  Райчихинска  Амурской  области  (вх.
   N 215),  учителя Турочакской средней школы Республики  Алтай  (вх.
   N 178),  учителя  Усть  -  Шоношской  средней  школы N 1 Вельского
   района  Архангельской  области  (вх.  N  30),  учителя  Спицынской
   средней школы   Котельничского   района   Кировской  области  (вх.
   N 1561),  педагоги детской школы искусств  г.  Сычевки  Смоленской
   области  (вх.  N 220),  работники отдельной роты охраны учреждения
   ЮФ-326/5  Управления  исполнения  наказаний   (УИН)   Министерства
   юстиции Российской Федерации по Камчатской области (вх.  N 1698) и
   другие.
       По каждой из жалоб Уполномоченным  были  направлены  обращения
   руководителям  органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации.    В    поступивших    ответах    Уполномоченный    был
   проинформирован  о  принимаемых  или принятых мерах по исправлению
   сложившейся ситуации.  Так,  в ответе главы администрации Амурской
   области  сообщалось  о том,  что комитетам жилищно - коммунального
   хозяйства администрации Амурской области в  апреле  2000  года  из
   полученного  трансферта  г.  Райчихинску  было  выделено  850 тыс.
   рублей на погашение задолженности по заработной  плате  работникам
   жилищно - коммунального хозяйства.
       Наибольшее количество  коллективных  жалоб  на   многомесячные
   задержки   выплат   заработной  платы  и  погашения  задолженности
   поступает от граждан,  проживающих в Чукотском автономном  округе.
   Для  того  чтобы  разобраться  на  месте  с  кризисной  ситуацией,
   Уполномоченный и сотрудники его  рабочего  аппарата  С  23  по  27
   апреля  2000  года  находились  на  Чукотке.  Состоялись  беседы с
   руководителями  органов  государственной  власти  этого   субъекта
   Российской Федерации,  встречи с жителями.  Уполномоченный посетил
   окружную  больницу,   ряд   учреждений   системы   образования   и
   воспитания,  в  том  числе  школу  -  интернат  для детей - сирот,
   детский дом в г.  Анадыре.  Обсуждение проблем округа и  путей  их
   решения прошло в редакции местной газеты "Крайний Север".
       В настоящее время в Чукотском автономном  округе  едва  ли  не
   самые  высокие  цены.  Уровень  жизни  населения  значительно ниже
   среднего  по  стране.   Граждане   с   денежными   доходами   ниже
   прожиточного минимума составляют 40 процентов от общей численности
   населения автономного округа.  Задолженность по  заработной  плате
   имеется   практически  во  всех  отраслях  народного  хозяйства  и
   обусловлена  отсутствием  необходимых   средств   в   окружном   и
   муниципальных бюджетах.  Недостаточное финансирование не позволяет
   погасить задолженность по пособиям на детей,  которая на 1  января
   2000 года составила более 38 млн. рублей.
       Одной из  причин  резкого   снижения   доходов   окружного   и
   муниципальных    бюджетов    стала   ликвидация   ряда   горно   -
   обогатительных комбинатов округа (в поселке  Комсомольский,  в  г.
   Певеке).  Помимо  этого  на  муниципальный  баланс были переведены
   ведомственные поселки Быстрый,  Валькумей, Комсомольский и другие,
   коммунальное хозяйство которых практически пришло в негодность,  а
   достаточное финансовое и  материально  -  техническое  обеспечение
   отсутствует.  Местная  администрация предпринимает соответствующие
   меры,  но поскольку  регион  является  дотационным,  без  реальной
   помощи   федеральной  власти  многие  неотложные  экономические  и
   финансовые проблемы Чукотки в ближайшее время решить не удастся.
       О ситуации   в   Чукотском  автономном  округе  Уполномоченный
   проинформировал Заместителя Председателя Правительства  Российской
   Федерации В.И.  Матвиенко. Несмотря на предпринятые Правительством
   усилия,   кардинально   изменить   ситуацию   по    предоставлению
   соответствующих гарантий,  выплатам заработной платы и необходимых
   компенсаций жителям  северных  территорий  не  удается.  Повторное
   обращение  Уполномоченного  по  данной  проблеме  было  адресовано
   Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову.
       Невыплаты в     течение    длительного    времени    денежного
   вознаграждения за труд,  особенно в  регионах  с  высоким  уровнем
   безработицы,   вынуждают   работников   порой  трудиться  лишь  за
   ограниченный набор продуктов.  Фактически это может быть  признано
   принудительным  трудом,  что  противоречит  положениям Европейской
   Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
       Нередко систематическая  невыплата заработной платы заставляет
   трудящихся использовать различные меры самозащиты.  Такие действия
   работников  не  всегда находят понимание со стороны работодателя и
   приводят к конфликтам.
       Так, работники ОАО "Камышинский хлопчатобумажный комбинат" Г.,
   К. и другие (вх. N Г-118) перестали выходить на работу, так как им
   систематически  не  выплачивалась  заработная  плата,  о  чем была
   поставлена в известность администрация комбината. В результате они
   были  уволены  по  пункту  4  статьи  33  КЗоТ  РФ  (за прогул без
   уважительных причин).  В иске о восстановлении на работе  решением
   суда  первой  инстанции им было отказано.  Уполномоченный пришел к
   выводу,  что  требование  администрации  к   работнику   выполнять
   трудовые   обязанности   без   соответствующей   оплаты   является
   существенным нарушением прав человека,  гарантированных  гражданам
   статьей  37  Конституции Российской Федерации.  Систематические же
   невыплаты  заработной  платы  могут  рассматриваться  в   качестве
   уважительной причины для невыхода на работу.
       Позиция Уполномоченного была изложена в обращении в  Верховный
   Суд Российской Федерации,  который с ней не согласился. Однако при
   повторном  обращении  Заместителем  Председателя  Верховного  Суда
   Российской  Федерации  судебные  решения  по  указанным делам были
   опротестованы.   При   последующем    разрешении    спора    истцы
   восстановлены на работе.
       В результате состоявшихся в 2000 году поездок  Уполномоченного
   и  сотрудников  его  аппарата,  а также работы выездных приемных в
   Республике  Коми,  в   Воронежской,   Костромской,   Оренбургской,
   Самарской  областях,  где  невыплата  заработной  платы учителям и
   врачам стала хроническим явлением,  ряд проблем удалось решить,  и
   задолженность полностью или частично погашена.
       Посещения субъектов Российской Федерации,  анализ  поступающей
   из   регионов  информации  позволяют  сделать  вывод  о  том,  что
   нарушения  трудовых  прав  и   законных   интересов   граждан   не
   рассматриваются   большинством   должностных   лиц  как  серьезные
   упущения в их работе и воспринимаются как следствие существующей в
   стране  тяжелой  социально  -  экономической  ситуации.  При  этом
   доминируют иждивенческие настроения, надежды на помощь федеральных
   структур.
       Проблемы реализации     прав,     касающихся      достаточного
   вознаграждения    за    труд,   обеспечения   пенсий   и   доходов
   нетрудоспособных  граждан,  по-прежнему  стоят  достаточно  остро.
   Основная масса населения продолжает ощущать негативные последствия
   финансового кризиса августа 1998 года.
       Подавляющая часть  трудящихся не удовлетворена размерами своей
   заработной платы.  Доходы основной массы  населения  -  заработная
   плата,   пенсии   и   пособия   -  не  в  состоянии  гарантировать
   пенсионерам, большинству работников и членам их семей материальный
   достаток.
       И хотя в 1999 - 2000 годах размеры заработной платы  и  пенсий
   несколько  увеличились,  покупательная  способность  населения  не
   возросла.  В общественном  сознании  итог  многолетних  негативных
   явлений  в  области  оплаты труда и выплаты пенсий перевешивает те
   небольшие позитивные изменения,  которые  начались  с  весны  2000
   года.
       Индивидуальные и коллективные жалобы граждан о  нарушениях  их
   социальных  прав  составляют  6,2  процента от общего числа жалоб,
   принятых Уполномоченным к рассмотрению в 2000 году.  В основном  в
   них   ставятся   вопросы,  связанные  с  непредоставлением  льгот,
   установленных для ветеранов войны и труда,  инвалидов,  участников
   ликвидаций  последствий радиационных катастроф и лиц,  проживающих
   на зараженных в  результате  этих  аварий  или  ядерных  испытаний
   территориях;  неправильным  исчислением  пенсий,  в  том  числе  с
   применением  индивидуального  коэффициента  пенсионера   (ИКП)   и
   районных  коэффициентов;  неисполнением вступивших в законную силу
   судебных решений;  несовершенством законодательства, регулирующего
   вопросы   социальной  защиты  ветеранов  и  инвалидов;  задержками
   выплаты пенсий и пособий на  детей;  отказами  органов  социальной
   защиты  населения  в  назначении  и  выплате пенсии гражданам,  не
   имеющим по различным причинам регистрации по месту жительства  или
   пребывания.
       В последнее время органами государственной  власти  Российской
   Федерации    предпринимаются   меры   по   улучшению   пенсионного
   обеспечения    граждан,    вводятся     дополнительные     льготы,
   устанавливаются  разовые  и  постоянные дополнительные выплаты для
   отдельных категорий ветеранов.  В субъектах  Российской  Федерации
   ведется   поиск   источников  дополнительного  финансирования  для
   улучшения организации работы с ветеранами и пенсионерами.
       Уровень жизни многих из них является крайне низким.  Методика,
   по которой устанавливается прожиточный минимум, минимальный размер
   пенсий,  такова,  что  эти  показатели  не  соответствуют реальным
   потребностям. Темпы роста пенсионных выплат значительно отстают от
   роста  цен на товары и услуги.  Отношение средней пенсии к средней
   заработной плате составляет примерно 30 процентов,  в то время как
   за рубежом это значение считается допустимым,  если оно равно 50 -
   60 процентам и выше.
       В 1999  -  2000  годах Уполномоченный неоднократно обращался к
   руководителям органов государственной власти Российской  Федерации
   с  предложением  принять  дополнительные меры по социальной защите
   ветеранов и пожилых людей.  Выплачиваемые государством  пенсии  не
   компенсируют   расходы   на  питание  и  приобретение  необходимых
   лекарственных  средств.  Установленные  законодательством   льготы
   зачастую не реализуются по причине недостаточного финансирования.
       Не решен вопрос об увеличении пенсий ветеранам из  числа  лиц,
   работавших   в   годы  Великой  Отечественной  войны  на  объектах
   противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений,
   прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
       Не урегулированы  проблемы  возмещения   вреда,   причиненного
   здоровью  граждан в результате чернобыльской и других радиационных
   катастроф,   ликвидации   их   последствий.    Из-за    отсутствия
   финансирования  в  ряде  случаев  не исполняются судебные решения,
   касающиеся  реализации  Федеральных  законов  "О  ветеранах",   "О
   социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и других.
       Получение государственной помощи при переселении в центральные
   регионы   страны   остается   острейшей   проблемой  для  граждан,
   проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
   местностях.
       Многие положения Федеральных  законов  "О  жилищных  субсидиях
   гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
   ним  местностей"  и  "Об  основах  государственного  регулирования
   социально  -  экономического развития Севера Российской Федерации"
   остаются декларативными.  Из года в  год  преодолеваются  огромные
   трудности  при  завозе товаров народного потребления,  топлива.  В
   ряде случаев люди могут добиться установленных законом гарантий  и
   компенсаций  по  возмещению  дополнительных затрат на проживание в
   суровых  природно  -  климатических  условиях  только  в  судебном
   порядке.
       В 2000 году Уполномоченному поступили многочисленные обращения
   от  граждан  из  Чукотского  автономного  округа,  Республики Саха
   (Якутия) об оказании помощи в получении жилищных субсидий.
       Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации
   от  2  февраля 1998 г.  N 128 "О мерах социальной защиты населения
   ликвидируемых поселков  золотодобытчиков  в  Чукотском  автономном
   округе"  поселок  Ленинградский  Шмидтовского района ликвидирован,
   часть населения выехала в другие регионы.  Однако другая его часть
   в  связи  с  отсутствием жилья в центральных районах страны с 1998
   года по настоящее время продолжает жить  в  поселке,  которого  по
   сути уже нет,  в надежде воспользоваться правом получения жилищной
   субсидии.
       Аналогичная ситуация   и   в   Республике   Саха  (Якутия).  В
   частности,  в ликвидированном поселке Аллах - Юнь  закрыты  школа,
   больница,  детский сад,  отключены электроэнергия, теплоснабжение,
   однако пенсионеры, которым некуда деться, а также одинокие женщины
   с  детьми,  не  имеющие  возможности  выехать,  продолжают  жить в
   невыносимых условиях (вх.  N К-1061).  Ситуация  усугубляется  тем
   обстоятельством,  что  абсолютное  большинство  северян  не  имеет
   средств для переезда.  Уполномоченным были направлены обращения  в
   Правительство   Российской   Федерации,   губернатору   Чукотского
   автономного округа, Президенту Республики Саха (Якутия).
       В частности,  Правительство  России  поручило  Министерству по
   делам федерации,  национальной и миграционной политики  Российской
   Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации,
   Министерством  экономического  развития  и   торговли   Российской
   Федерации,  Министерством  труда и социального развития Российской
   Федерации  рассмотреть  обращение  Уполномоченного   о   нарушении
   социально  -  экономических  прав  жителей  Чукотского автономного
   округа.  Для нормализации социальной обстановки за январь - август
   2000  года  округу  из  Федерального  фонда  финансовой  поддержки
   субъектов Российской Федерации были перечислены средства  в  сумме
   823,6 млн. рублей. Наряду с этим оказана дополнительная финансовая
   помощь в виде предоставления беспроцентной ссуды в сумме 210  млн.
   рублей.
       Однако такая помощь не может быть эффективной.  Из года в  год
   сохраняется положение, когда темпы роста расходов опережают доходы
   консолидированного бюджета округа,  неуклонно растут  недоимки  по
   платежам,  аккумулируемым  на  территории  Чукотского  автономного
   округа.
       Для решения   проблем,   возникающих  в  связи  с  ликвидацией
   населенных  пунктов,  необходимо  ускорить  принятие  Федерального
   закона  "О порядке ликвидации населенных пунктов,  расположенных в
   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных   к   ним   местностях,
   вследствие  прекращения  деятельности находящихся на их территории
   предприятий,   воинских   частей   и   учреждений    уголовно    -
   исполнительной системы",  проект которого внесен в Государственную
   Думу членами Совета Федерации.
       Ежегодно Правительством    Российской   Федерации   выделяются
   денежные средства на жилищные субсидии.  Однако в северные регионы
   они   поступают   несвоевременно   и   не  в  полном  объеме,  что
   препятствует выезду граждан.  Правительству  Российской  Федерации
   необходимо  пересмотреть порядок и условия предоставления жилищных
   субсидий гражданам,  выезжающим из ликвидируемых поселков, усилить
   контроль за их целевым использованием.
       Существующая в стране система социальных выплат и льгот крайне
   неэффективна.  Денежные  средства,  как правило,  используются для
   поддержки тех групп населения,  доходы которых  выше  прожиточного
   минимума.  Так,  льготами  по  оплате  жилья  и коммунальных услуг
   пользуются  более  половины  населения  России,  многие   граждане
   получают льготы по профессиональному признаку.
       Изменения, предлагаемые  Правительством  Российской  Федерации
   для  внесения  в 17 законодательных актов и затрагивающие интересы
   более 37 млн.  человек,  должны отменить ряд  ранее  установленных
   льгот.  Вместе  с  тем  планируется отмена многих льгот,  которыми
   пользуются ветераны труда,  инвалиды (за исключением  инвалидов  I
   группы),   жертвы   политических   репрессий,  лица,  подвергшиеся
   воздействию радиации в результате  аварии  на  Чернобыльской  АЭС.
   Изыскание  дополнительных  денежных средств за счет ущемления прав
   социально незащищенных и уязвимых групп населения недопустимо. Это
   особо   подчеркнуто   Уполномоченным   в   обращении  к  депутатам
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. К
   сожалению,  некоторые решения, ухудшающие положение этих категорий
   граждан, все же приняты Государственной Думой.
       В результате несоответствия выделяемых из федерального бюджета
   средств на социальную защиту "чернобыльцев" реальным  потребностям
   из-за невыполнения государством обязательств перед этой категорией
   граждан в ряде регионов прошли акции протеста.
       Весной 2000 года в нескольких городах Белгородской области,  а
   также в г.  Александрове  Владимирской  области  прошли  голодовки
   "чернобыльцев".  Отчаяние людей было столь велико,  что они готовы
   были совершить акт самосожжения.  Акция была  вызвана  уменьшением
   сумм,   выделяемых   на   возмещение  вреда  их  здоровью,  ростом
   задолженности - деньги не выплачивались годами, включая выплаты по
   вступившим  в  законную  силу  судебным  решениям.  Не уменьшается
   очередь на получение жилья.  В конце октября 2000 года в Москве  у
   памятника Г.К.  Жукову на Манежной площади прошла демонстрация 108
   инвалидов - чернобыльцев из Тулы,  протестовавших против  внесения
   поправок   в  Закон  Российской  Федерации  "О  социальной  защите
   граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на Чернобыльской АЭС", изменяющих порядок исчисления их пенсий.
       21 ноября 2000 года Уполномоченный  принял  участие  в  работе
   Пленума   Верховного   Суда   Российской  Федерации,  посвященного
   практике  рассмотрения  судами  дел,  связанных  с  реализацией  и
   защитой  прав  инвалидов.  Уполномоченный  выступил  в защиту прав
   "чернобыльцев" по вопросам о  возмещении  вреда,  причиненного  их
   здоровью,  а  также  о  применении на основании пункта 2 статьи 29
   Закона  Российской  Федерации  "О   социальной   защите   граждан,
   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС"  права  на  возмещение  вреда  здоровью  бывших
   военнослужащих,  получающих  пенсию  за  выслугу лет.  Предложения
   Уполномоченного нашли отражение в постановлении Пленума Верховного
   Суда Российской Федерации.
       Расходы на реализацию прав и льгот,  предоставленных ветеранам
   и  инвалидам  за  счет  средств  федерального  бюджета  и бюджетов
   субъектов  Российской  Федерации,  из  года  в  год  необоснованно
   занижаются.
       Например, финансовые средства,  направляемые  из  федерального
   бюджета в субъекты Российской Федерации целевым назначением либо в
   рамках  финансовой  помощи  из   Федерального   фонда   финансовой
   поддержки  субъектов Российской Федерации на обеспечение инвалидов
   Великой   Отечественной   войны    специальным    автотранспортом,
   выделяются   в   недостаточном   объеме  (менее  10  процентов  от
   потребности).  Несмотря на рост ассигнований на эти цели,  за счет
   выделенных  средств  автомобили  могут  быть  предоставлены 7 тыс.
   инвалидов,  в то время  как  очередь  насчитывает  около  90  тыс.
   человек, из которых 76 тыс. - инвалиды войны.
       Неблагоприятная ситуация  сложилась  в  субъектах   Российской
   Федерации  с  исполнением Федеральных законов "О социальной защите
   инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
       Одна из   самых   сложных   проблем  -  обеспечение  ветеранов
   лекарственными средствами.  Удовлетворение потребности ветеранов в
   лекарственных  средствах  по льготным рецептам составляет всего 60
   процентов.
       Федеральный закон  "О социальной защите инвалидов в Российской
   Федерации"  не  содержит  нормы,  предусматривающей  разграничение
   источников   финансирования  льгот  для  инвалидов,  в  силу  чего
   отсутствует  возможность  контроля   за   его   исполнением.   Для
   исполнения   Закона   с   учетом  всех  источников  финансирования
   необходимо  0,5  млрд.  рублей  в  год.   Реально   финансирование
   осуществляется  не  более чем на 25 - 30 процентов.  Установленные
   Законом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, на проезд, по
   установке  телефона,  лекарственному обеспечению во многих случаях
   предоставляются только после обращения граждан в суды.
       В 2000  году  по инициативе Уполномоченного были восстановлены
   права:
       - более   1   млн.   пенсионеров  -  северян,  пенсии  которых
   исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
   На  основании  информации о нарушениях законодательства Российской
   Федерации о социальной защите ветеранов,  инвалидов, пенсионеров и
   других граждан,  направленной Уполномоченным Президенту Российской
   Федерации,  Указом Президента Российской Федерации от  17  октября
   2000 г.  N 1762 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера
   к  среднемесячной  заработной  плате  в  стране,  применяемом  при
   определении   индивидуального  коэффициента  пенсионера  для  лиц,
   проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
   местностях"  с 1 ноября 2000 года пенсионерам - северянам на 100 -
   200 рублей увеличены ежемесячные размеры пенсий;
       - более  100  тыс.  участников  Великой  Отечественной  войны,
   ставших инвалидами вследствие  общего  заболевания.  Они  получили
   право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной
   войны Федеральным законом  "О  ветеранах".  Министерство  труда  и
   социального  развития  Российской Федерации на основании обращения
   Уполномоченного 13 ноября 2000 года направило разъяснения  органам
   социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении
   этих  льгот  на  всех  участников  войны,   ставших   впоследствии
   инвалидами.
       На основании обращений,  заключений,  ходатайств, направленных
   Уполномоченным    соответствующим    должностным    лицам,    были
   удовлетворены законные требования,  в частности:  гражданина П. из
   Воронежской   области  (вх.  N  П-528)  -  как  инвалиду  ему  был
   предоставлен специальный автотранспорт;  гражданкам А.,  Иркутская
   область  (вх.  N  А-294),  и Е.,  Ростовская область (вх.  N Е-8),
   которые   получили   установленные    Федеральным    законом    "О
   дополнительных  гарантиях  по  социальной  защите  детей - сирот и
   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей"  детские   пособия;
   гражданина Р.  из Волгоградской области (вх. N Р-28) - ему оказана
   помощь в реализации права  на  бесплатное  получение  лекарств,  а
   выдача  лекарств взята на контроль Уполномоченным;  гражданина Ж.,
   Саратовская область (вх.  N  Ж-46),  в  получении  компенсации  по
   возмещению расходов в связи с переездом из района Крайнего Севера.
       В Государственную   Думу   Федерального   Собрания  Российской
   Федерации  направлены  обращения  Уполномоченного   о   реализации
   Федеральных законов "О ветеранах",  "О социальной защите инвалидов
   в Российской Федерации", а также о предоставлении льгот гражданам,
   пострадавшим  от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний
   на Семипалатинском полигоне.
       В целях защиты и восстановления прав граждан  -  собственников
   денежных   средств,   размещенных   в  многочисленных  кредитно  -
   финансовых  организациях  на  территории  России,   Уполномоченным
   направлено  обращение  Президенту  Российской Федерации с просьбой
   инициировать вопрос о разработке и  принятии  федеральной  целевой
   программы  по  восстановлению  и  защите  сбережений  граждан.  По
   результатам   рассмотрения   данного    обращения    Правительству
   Российской Федерации, в частности Министерству финансов Российской
   Федерации, были даны соответствующие поручения.
       Право на  жилище  является  конституционным  правом.  Для  его
   реализации   необходим   механизм,   обеспечивающий    возможность
   получения   жилья   как   платежеспособными,   так  и  малоимущими
   гражданами и категориями населения, имеющими льготы.
       Граждане с  высоким  и  средним  уровнем  доходов жилье должны
   приобретать преимущественно за счет  личных  средств  по  рыночной
   стоимости,  в  том  числе  при  активном  использовании ипотечного
   кредитования.
       Что касается малоимущих граждан и категорий населения, имеющих
   льготы, то жилье должно предоставляться им по договору социального
   найма  бесплатно  или  по  доступной  цене,  в  первую  очередь  в
   государственном и муниципальном жилищном фонде.
       Жалобы граждан   на   нарушения  их  прав  в  сфере  жилищного
   законодательства составили в 2000 году около 8 процентов  от  всех
   обращений, поступивших Уполномоченному.
       Как и в предыдущие  годы,  примерно  половина  жалоб  касается
   нарушений прав граждан в сфере распределения муниципального жилья.
   Люди жалуются на длительные сроки пребывания в очередях, нарушение
   порядка  очередности на получение муниципального жилья.  Известно,
   что объемы его строительства за последние годы резко сокращены.
       Назрела необходимость  изменения  роли  и содержания института
   социального найма государственного и муниципального жилья.  В этой
   связи     целесообразно    внести    изменения    в    действующее
   законодательство. Критерием определения права граждан на получение
   жилья  по  договору  социального  найма в домах государственного и
   муниципального фонда  должен  стать  уровень  дохода  нанимателей.
   Кроме того,  договоры социального найма в перспективе должны стать
   срочными,  поскольку введение учета  материального  положения  при
   предоставлении  государственного  и муниципального жилья неизбежно
   придет в противоречие с бессрочным характером договора социального
   найма.
       По мнению  Уполномоченного,  требует  корректировки  и   Закон
   Российской  Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской
   Федерации".  В  нынешней  редакции  этот  Закон  дает   право   на
   приватизацию занимаемых по договору найма и аренды жилых помещений
   в домах  государственного  и  муниципального  жилищного  фонда  не
   только гражданам Российской Федерации, но и иностранным гражданам,
   а также лицам без гражданства.  Эти  лица  реально  участвовали  и
   продолжают  участвовать  в процессе приватизации жилья.  Ситуация,
   когда  государственная  и  муниципальная  недвижимость   бесплатно
   передается в собственность иностранцам, требует изменения.
       В этом же Законе содержится  правовая  норма,  устанавливающая
   запрет  на  приватизацию  отдельных  жилых  помещений  в квартирах
   коммунального заселения.  Однако  Постановлением  Конституционного
   Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 г.  N 25-П она признана
   не соответствующей Конституции  Российской  Федерации.  Начавшийся
   после принятия Постановления активный процесс приватизации жилья в
   коммунальных   квартирах   выявил   ряд   особенностей,    которые
   законодателем  не были учтены.  В частности,  законодательством не
   определено, какие права при приватизации комнат приобретают жильцы
   на места общего пользования в коммунальной квартире. Помимо этого,
   на практике довольно часто возникают неопределенности по отдельным
   вопросам пользования и распоряжения приватизированными помещениями
   в  квартирах  коммунального   заселения.   В   законе   необходимо
   предусмотреть   и   возможность  расприватизации  (деприватизации)
   занимаемых гражданами  жилых  помещений.  Особенно  актуальна  эта
   проблема   для   слабозащищенных   слоев   населения   -  одиноких
   пенсионеров,  инвалидов,  несовершеннолетних граждан.  Эти лица не
   всегда  могут  нести  расходы по содержанию своего жилища.  Помимо
   прочего,  за их приватизированным  жильем  иногда  разворачивается
   настоящая охота со стороны криминальных элементов.
       В связи  с  этим  необходимо  внести  дополнения  в  Закон  "О
   приватизации  жилищного  фонда  в  Российской  Федерации" с учетом
   особенностей   приватизации   жилых    помещений    в    квартирах
   коммунального   заселения,   а   также   процесса  расприватизации
   (деприватизации) жилья.
       Нарушения жилищных  прав  граждан  наблюдаются  и  в  процессе
   перехода  к  муниципалитетам  ведомственного  жилищного  фонда,  в
   особенности  общежитий.  При этом за передачей права собственности
   не  всегда  следует   реальная   финансовая   и   административная
   ответственность  за  содержание принятого на баланс муниципалитета
   жилищного фонда.
       В последние  годы  все  чаще говорится о том,  что такие формы
   удовлетворения жилищных потребностей граждан,  как  предоставление
   им   общежития   или  служебного  жилья,  должны  прекратить  свое
   существование.  Однако эти  способы  решения  проблемы  жилья  для
   отдельных   категорий   граждан   вполне   оправданно   продолжают
   применяться на практике.  В  настоящее  время  общежития  довольно
   активно    используются   для   размещения   временных,   сезонных
   работников,  а  также  учащихся   образовательных   учреждений   и
   некоторых других категорий граждан.
       Сегодня на балансе многих муниципальных образований  находятся
   общежития,  являющиеся для многих единственным жильем. Причем люди
   прожили в этих помещениях уже не один десяток лет.  Очевидно,  что
   постоянно   жить   в   условиях  общежития,  в  отношении  которых
   законодательством установлены специальные правила, невозможно. При
   этом  нередко  попытки  жильцов  добиться от муниципальных властей
   перевода  общежития  в  муниципальный  жилищный   фонд   встречают
   сопротивление   со   стороны   местных  чиновников.  На  ремонт  и
   поддержание  в  нормальном  состоянии  общежитий  местные   власти
   стараются  средств  не  тратить,  а  первые  этажи зданий зачастую
   сдаются  ими  в  аренду  коммерческим   организациям   и   частным
   предпринимателям.
       Например, в г.  Челябинске на балансе города имеется около  40
   муниципальных общежитий, ранее принадлежащих приватизированным или
   обанкротившимся    предприятиям.    Длительное    время     жильцы
   предпринимают  попытки  заставить  городские  власти перевести эти
   общежития в муниципальный жилищный фонд.  Однако последние активно
   этому    сопротивляются.    В   таких   условиях,   защищая   свое
   конституционное право  на  жилище,  люди  вынуждены  обращаться  с
   исками в суды об изменении статуса занимаемых ими домов.
       Существенной проблемой       для       жильцов        является
   неудовлетворительное    содержание   и   нецелевое   использование
   общежитий.  В  обращениях  к  Уполномоченному  говорится:  в  ряде
   общежитий  в  течение  длительного  времени  не проводится текущий
   ремонт жилых помещений и  мест  общего  пользования,  не  работает
   санитарно - техническое и иное оборудование.
       Так, из коллективной жалобы,  присланной сотрудниками  органов
   внутренних  дел (вх.  N Кл-324),  проживающими в общежитии ГУВД г.
   Москвы по адресу ул.  Викторенко,  д.  10,  видно, что часть жилых
   помещений  общежития,  статус  которого в установленном порядке не
   был изменен,  использовалась не по назначению (в  качестве  склада
   для хранения вооружения и спецсредств,  учебных классов, служебных
   кабинетов и  так  далее).  Остальные  же  помещения  находились  в
   состоянии практически непригодном для проживания. Однако их ремонт
   не  производился.  С  жильцов  взималась   завышенная   плата   за
   проживание,  в  которую  была  включена  стоимость  несуществующих
   услуг.  Заявители неоднократно обращались  с  жалобами  по  данным
   вопросам  в ГУВД г.  Москвы,  однако конкретные меры по устранению
   нарушений   стали   приниматься   только    после    вмешательства
   Уполномоченного.
       С коллективной жалобой  к  Уполномоченному  обратились  жильцы
   общежития  столичного предприятия "Моспромстрой" (вх.  N ПР-Кл-1),
   расположенного по адресу ул.  Жигулевская,  д.  4, корп. 2. В этом
   доме  проживают  с  семьями  люди,  проработавшие  на предприятиях
   комплекса архитектуры,  строительства,  развития  и  реконструкции
   города  10  и  более  лет  и  не имеющие другого жилья.  Заявители
   сообщили,  что в общежитии не соблюдаются правила  противопожарной
   безопасности,     санитарные     и     технические     нормы,    в
   неудовлетворительном состоянии находятся места общего пользования.
   Несмотря  на  многочисленные  указания  контролирующих органов,  в
   общежитии не были произведены ни реконструкция,  ни  ремонт  жилых
   помещений  и  этажей.  Помимо этого,  помещения на первом и втором
   этажах в нарушение закона продолжают сдаваться в аренду под  офисы
   различным коммерческим организациям. Общежитие фактически является
   семейным,  но  считается  мужским.  В  этой  связи  жены  и   дети
   работников  не могут зарегистрироваться по месту жительства,  хотя
   для них уже в течение многих лет это жилье является  единственным.
   Граждане  неоднократно  и  безуспешно  обращались  к администрации
   предприятия  "Моспромстрой",   в   различные   государственные   и
   муниципальные  органы.  Только  после  обращения Уполномоченного в
   правительство  Москвы  стали  приниматься   конкретные   меры   по
   исправлению ситуации.
       В 1999 - 2000 годах отчетливо обозначилась еще одна проблема в
   сфере соблюдения социально - экономических прав граждан. Речь идет
   о ставших уже регулярными отключениях электричества, газа и воды в
   российских  городах  и населенных пунктах,  где проживают миллионы
   людей.  В  цивилизованном  обществе  бесперебойное  коммунально  -
   бытовое обслуживание является неотъемлемой составляющей нормальных
   жилищных условий,  а потому такие отключения есть не что иное, как
   нарушение права на жилище и достойный уровень жизни.
       Между тем подобные инциденты в последние  годы  случаются  все
   чаще и еще более осложняют жизнь российских граждан.  И происходит
   это  не  только  в  отдаленных  и  специфических  районах  страны,
   например в Приморском крае. Исследование, проведенное ВЦИОМ в трех
   разных регионах - в Кемеровской,  Ростовской и Тульской  областях,
   выявило,  что  осенью  1999  года  и зимой 1999/2000 года от одной
   шестой до двух пятых частей населения,  живущего в многоквартирных
   домах,  страдало  от  перебоев  в подаче воды,  света,  тепла.  16
   процентов жильцов многоквартирных зданий вынуждены  были  пережить
   отключение  центрального отопления в зимние месяцы - самое сложное
   время года.
       В 2000  году  Уполномоченному  поступили многочисленные жалобы
   граждан на так называемые "веерные"  отключения  электроэнергии  в
   жилых домах, детских, лечебных и образовательных учреждениях.
       В ряде  случаев  отключение  электроэнергии  в   больницах   и
   родильных домах привело к тяжелым последствиям. Прекращение работы
   медицинских аппаратов поставило под угрозу жизнь пациентов,  в том
   числе новорожденных детей.
       Уполномоченный считает,  что меры,  предпринимаемые  РАО  "ЕЭС
   России"  с целью восстановления его прав в хозяйственной сфере,  в
   значительной степени ущемляют конституционные права граждан России
   и  в  итоге  могут  привести к нарушению одного из основных прав -
   права на жизнь.
       В связи   с   чрезвычайной   важностью   затронутой   проблемы
   Уполномоченный призвал Правительство Российской Федерации  и  глав
   субъектов   Российской   Федерации  принять  меры  по  преодолению
   энергетического  кризиса,  ставящего  под  угрозу  конституционные
   права  граждан.  Уполномоченный  дважды  обращался  к Председателю
   правления РАО "ЕЭС России" А.Б.  Чубайсу с требованием рассмотреть
   вопрос  о  приведении  мер,  предпринимаемых  РАО "ЕЭС России" для
   взыскания   задолженности   по   оплате   за   электроэнергию,   в
   соответствие  с  Конституцией  Российской  Федерации и федеральным
   законодательством.
       Председатель правления РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайс согласился
   с его позицией и подтвердил,  что неправомерные прекращения подачи
   энергии  нарушают  конституционные  права  российских граждан.  Он
   заверил,  что РАО "ЕЭС России" запретило своим дочерним  АО-энерго
   производить "веерные" отключения энергии.  Однако такие отключения
   продолжаются.
       По обращениям    Уполномоченного    Генеральной   прокуратурой
   Российской Федерации в 2000  году  проведены  проверки  законности
   отключения  электроэнергии  в жилых домах и учреждениях социальной
   сферы   ряда   субъектов   Российской    Федерации    и    приняты
   соответствующие меры.
       Органами прокуратуры     Приморского     края     (прокурорами
   Первореченского  и  Советского  районов г.  Владивостока,  городов
   Артема,  Уссурийска,  Партизанска,  Кавалеровского  и   Хасанского
   районов)  по  результатам  проверок возбуждено 11 уголовных дел по
   статье  215.1  УК   РФ   (прекращение   или   ограничение   подачи
   электрической   энергии   либо  отключение  от  других  источников
   жизнеобеспечения)  и  статье  293  УК  РФ  (халатность).  В  целях
   проведения  полного  и  квалифицированного  расследования  созданы
   специальные  оперативные  группы,  дела  приняты  к   производству
   непосредственно прокурорами либо их заместителями.
       За ходом    расследования    уголовных     дел     прокурорами
   соответствующих   субъектов  Российской  Федерации  и  Генеральной
   прокуратурой Российской Федерации установлен контроль.
       Для исправления  ситуации  в  этой  области нужны материальные
   ресурсы.  Однако   не   менее   важны   организационные   меры   и
   ответственность должностных лиц.
       Для обеспечения приемлемого уровня социальной защиты населения
   необходимы преобразования во всех сферах деятельности государства.
       Реальный рост уровня жизни населения невозможен без  серьезных
   усилий     в    деле    достижения    экономического    прогресса,
   реструктуризации  предприятий,  которые  в  свою  очередь   должны
   сопровождаться  продуманной  социальной  политикой,  основанной на
   принципах социального партнерства.
       Проведенный в  2000  году  Правительством Российской Федерации
   конкурс "Российская организация высокой социальной  эффективности"
   показал,   что   в  стране  есть  предприятия,  которые  достигают
   серьезных экономических результатов  и  одновременно  обеспечивают
   социальную стабильность на предприятиях и на территориях,  где они
   расположены.  Примером такой работы может служить опыт предприятий
   -   победителей:   ОАО   "Богословский   алюминиевый   завод"  (г.
   Краснотурьинск, Свердловская область); РАО "Норильский никель" (г.
   Норильск,   Красноярский   край);   ОАО   ТНК-Нижневартовск"   (г.
   Нижневартовск, Тюменская область) и других.
       Так, РАО "Норильский никель" за последние  4  года  обеспечило
   рост  продукции  по  меди  на  79  процентов,  по  никелю  - на 93
   процента,  по кобальту - на 161 процент.  Более  чем  в  два  раза
   выросла  производительность  труда.  Суммы  налоговых отчислений в
   бюджеты всех уровней возросли по сравнению с 1996 годом в 22 раза,
   по сравнению с 1999 годом - в 2,7 раза.
       На предприятии   проводится   последовательная   политика   по
   повышению  мотивации труда,  идет интенсивный процесс переобучения
   работников,   принимаются   меры,   направленные   на    повышение
   производственной    дисциплины    и   снижение   производственного
   травматизма.
       Были применены    социальные    технологии,    которые    дали
   значительный результат. Например, для пенсионеров была разработана
   и  реализована  программа  "6 пенсий",  согласно которой работнику
   компании,  получающему  пенсию  по  возрасту,   увольняющемуся   с
   предприятия  и  выезжающему  за  пределы Норильского промышленного
   района и Таймырского (Долгано - Ненецкого) автономного  округа,  в
   течение   двух   лет   выплачивается   ежемесячная   фиксированная
   материальная помощь,  равная шестикратному размеру государственной
   пенсии.   5900   пенсионеров   в   течение   последних   двух  лет
   воспользовались этой  программой  и  выехали  на  "материк".  2000
   работниц, имеющие детей в возрасте до 7 лет, участвуют в программе
   "Материнское право", воспитывают детей дома и получают компенсации
   от предприятия.
       Государство и общество заинтересованы в развитии  предприятий,
   предоставляющих дополнительные гарантии своим сотрудникам, и такой
   опыт необходимо изучать и  поддерживать.  Именно  на  формирование
   такого   комплекса  мер  должна  быть  ориентирована  деятельность
   Правительства Российской  Федерации  по  обеспечению  социально  -
   экономических прав граждан.
       Повышение эффективности  проводимой  государством   социальной
   политики,  реальное  обеспечение  конституционных  прав  граждан в
   сфере  труда,  занятости,  социального  обеспечения,  образования,
   охраны  здоровья,  предоставления  жилья,  улучшения материального
   положения и условий  жизни  людей  должны  являться  приоритетными
   задачами общества, государства, предприятий и организаций.
       На повестке дня - ратификация Европейской  Социальной  Хартии,
   что   обозначит   новую   ступень  в  развитии  социальной  защиты
   населения,  обеспечении соответствия российского  законодательства
   международным стандартам в области прав человека.
       Актуальность защиты трудовых прав граждан  приобретает  особое
   значение   в   связи   с   рассмотрением   Государственной   Думой
   Федерального  Собрания  Российской  Федерации  проектов  Трудового
   кодекса Российской Федерации.
       Трудовой кодекс является важнейшим нормативным правовым актом.
   Он  должен  закрепить  и  конкретизировать систему трудовых прав и
   свобод,  установить  государственные  гарантии  их  соблюдения   и
   защиты.  Его  принятие  будет  способствовать созданию специальных
   правовых механизмов,  обеспечивающих соблюдение законодательства о
   труде,   что   необходимо   в   связи   с   массовыми  нарушениями
   работодателями трудовых прав работников.  Перечень трудовых  прав,
   предусмотренных  Конституцией  Российской  Федерации,  должен быть
   дополнен положениями международных конвенций  и  хартий,  нормы  и
   принципы  которых являются составной частью отечественной правовой
   системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
       В заключении   на   проекты   Трудового   кодекса   Российской
   Федерации,  направленном Уполномоченным в соответствующие комитеты
   Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской Федерации,
   отмечено,  что многие положения проектов не отражают  имеющиеся  в
   обществе   проблемы   правового   и   социального   характера,  не
   основываются на  нормах,  вытекающих  из  международных  договоров
   Российской Федерации.
       В проектах Трудового  кодекса  закреплен  принцип  обеспечения
   вознаграждения  за труд не ниже установленного федеральным законом
   минимального  размера  оплаты  труда.  Такой  подход  противоречит
   положениям   Всеобщей   декларации  прав  человека  и  Европейской
   Социальной Хартии,  в соответствии с  которыми  каждый  работающий
   имеет  право  на справедливое и удовлетворительное вознаграждение,
   обеспечивающее достойное человека существование для него самого  и
   его семьи.
       При разработке нового Трудового кодекса защиту  трудовых  прав
   работников  следует  сочетать  с интересами работодателя,  который
   должен быть достаточно свободен в подборе и расстановке кадров.
       В последние   годы   упала   роль   профсоюзов   как  законных
   представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из
   этого,  нужно  изменить отношение государства к ним,  предоставить
   право более  активного  участия  в  законодательной  деятельности,
   наделить   техническую  и  правовую  инспекции  профсоюзов  правом
   принимать решения  о  привлечении  к  юридической  ответственности
   должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства.
       Необходимо разработать    федеральные    целевые    программы,
   предусматривающие   конкретные   меры   для  улучшения  социальной
   защищенности отдельных слоев населения,  обеспечить реализацию уже
   принятых федеральных программ, таких, как "Дети России", "Молодежь
   России", "Старшее поколение", Федеральная миграционная программа и
   другие.
       В целях защиты прав и свобод трудящихся заключено соглашение о
   сотрудничестве  Уполномоченного  по  правам  человека в Российской
   Федерации и Федерации независимых профсоюзов России.

                 3. Права человека в Вооруженных Силах
                     и других российских войсковых
                        формированиях и органах

       В течение  последних  пяти  лет   было   принято   свыше   300
   нормативных    правовых    актов,    направленных   на   повышение
   эффективности  социальной  защиты  военнослужащих,  а  также  лиц,
   уволенных с военной службы.
       Вместе с тем  многие  положения  военного  законодательства  в
   настоящее  время  не  могут  быть реализованы из-за несоответствия
   потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации,  других  войск,
   воинских формирований и органов, где законом предусмотрена военная
   служба, экономическим возможностям государства.
       Поступающие Уполномоченному       жалобы       военнослужащих,
   коллективные обращения  из  отдаленных  гарнизонов  жен  офицеров,
   аналитические   материалы  Главной  военной  прокуратуры,  Военной
   коллегии Верховного Суда Российской  Федерации  свидетельствуют  о
   том,  что  в  ходе  проводимой  военной  реформы  пока  не удалось
   добиться соблюдения предусмотренных действующим  законодательством
   прав,  социальных  гарантий и льгот для военнослужащих и членов их
   семей.
       Одной из  самых  сложных  является  проблема обеспечения права
   военнослужащих на жизнь.  Высок уровень травматизма и  гибели  при

Счетчики
 
Реклама
Разное