Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
       До настоящего времени  не  принята  концепция  государственной
   миграционной  политики Российской Федерации.  Проект концепции был
   разработан при участии ведущих ученых еще в начале 1999 года,  а в
   сентябре  того же года ее положения были одобрены на парламентских
   слушаниях.  Однако до сих пор соответствующий проект не внесен для
   официального рассмотрения.
       Закончился период  действия Федеральной миграционной программы
   на 1998 - 2000  годы.  В  связи  с  тем,  что  новая  миграционная
   программа  до  сих пор не разработана,  действие прежней программы
   продлено на 2001  год.  Таким  образом,  бюджетное  финансирование
   направлено   на   мероприятия,   не   в  полной  мере  учитывающие
   современные подходы к изменившейся  миграционной  ситуации.  Кроме
   того,  в  бюджетной классификации Российской Федерации отсутствует
   раздел "Миграционная политика".
       Беспрепятственная реализация права  на  свободу  передвижения,
   выбор   места   пребывания   и   жительства   является   одним  из
   основополагающих принципов демократического общества.
       В 2000  году  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания
   Российской   Федерации   был    направлен    специальный    доклад
   Уполномоченного  "О конституционном праве на свободу передвижения,
   свободный  выбор  места  пребывания  и  жительства  в   Российской
   Федерации",  в  котором проанализированы наиболее распространенные
   способы ограничения конституционного права  граждан  на  свободный
   выбор  места  пребывания  и  жительства,  содержится  информация о
   деятельности Уполномоченного  по  восстановлению  нарушенных  прав
   граждан,  а  также  высказаны  предложения  по совершенствованию в
   связи с этим законодательства  и  правоприменительной  практики  в
   области миграции.
       Государственное управление  миграционными  процессами   должно
   осуществляться   не  административными  запретами,  поскольку  они
   неминуемо  ведут  к  нарушению   конституционных   прав   граждан.
   Ситуацию, помимо прочего, усугубляют бюрократические препятствия и
   равнодушие должностных лиц.  Уполномоченный  дважды  был  вынужден
   обращаться  к  главе  администрации  Можайского  района Московской
   области,  чтобы  выяснить   причину,   по   которой   вынужденному
   переселенцу Б.  (вх. N Б-685) отказывают в праве на регистрацию по
   месту  жительства.  Однако  лишь  после   письма   Уполномоченного
   губернатору  Московской  области Б.В.  Громову семью гражданина Б.
   зарегистрировали по месту жительства постоянно.
       В регионах,   нуждающихся   в  притоке  населения,  необходимо
   создавать условия,  привлекательные для субъектов  миграции.  Туда
   должны  направляться  материальные  ресурсы  и  финансовые потоки,
   разрабатываться инвестиционные программы  для  успешной  адаптации
   переселенцев.   Беженцам   и   вынужденным   переселенцам   должна
   оказываться адресная помощь. Для обсуждения миграционных проблем и
   выработки  рекомендаций  по  их  решению  Уполномоченный предложил
   провести парламентские слушания на тему "Миграция в России:  право
   на  свободу  передвижения,  выбор  места пребывания и жительства".
   Инициатива  Уполномоченного  получила  поддержку  среди  депутатов
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В
   частности,  основные  проблемы,  сформулированные  в   специальном
   докладе  Уполномоченного,  были  обсуждены  и  нашли  отражение  в
   итоговых документах круглого стола "Проблемы миграционной политики
   в  современной  России".  Круглый стол был проведен 4 декабря 2000
   года Комитетом  по  делам  Содружества  Независимых  Государств  и
   связям  с  соотечественниками  и Комитетом Государственной Думы по
   делам  национальностей  совместно   с   Министерством   по   делам
   федерации, национальной и миграционной политики.
       Эффективная работа  по  основным  направлениям государственной
   миграционной  политики  возможна  только  при  широкой  кооперации
   деятельности  всех  организаций,  занимающихся проблемами миграции
   населения,  более активном привлечении к этой работе  региональных
   представительств  Верховного  Комиссара  ООН  по  делам беженцев и
   Международной организации по миграции.
       Однако решение  вопросов   восстановления   прав   вынужденных
   переселенцев   существенно   осложняется   недостаточным   уровнем
   юридической проработанности проблемы.  Слабая правовая база мешает
   идентификации   лиц,   покинувших  места  постоянного  проживания,
   определению   их   нового   места   пребывания    и    жительства.
   Затруднительной  оказывается  не  только  практическая  работа  по
   оказанию  помощи  гражданам  со  стороны  органов  государственной
   власти,  но  и организация и проведение даже такой процедуры,  как
   регистрация и учет прибывающих.  В качестве примера можно привести
   отсутствие   точного   учета   населения   Чеченской   Республики,
   пострадавшего в ходе контртеррористической операции.
       Огромные трудности  испытывают граждане,  оказавшиеся жертвами
   обеих  военных  кампаний  в  Чечне.   Многие   из   них   лишились
   родственников, жилья, имущества, денежных сбережений и документов.
       За период   проведения   контртеррористической   операции   на
   Северном  Кавказе  в  1999 - 2000 годах зарегистрировано свыше 235
   тыс.  человек,  покинувших места своего постоянного проживания.  В
   приграничных  с  Чечней  субъектах  Российской Федерации размещено
   более 136 тыс. человек.
       Значительная часть  пострадавших  - более 40 тыс.  человек - в
   течение  двух  лет  находится  в  семи  палаточных   городках   на
   территории  Чеченской  Республики  и Республики Ингушетия.  За это
   время  более  половины  из  1266  брезентовых  палаток  пришли   в
   негодность  и  не  могли  защитить людей от ветра,  дождя и снега.
   Замена палаток была произведена только в декабре 2000 года. Однако
   никто  из  федеральных  чиновников не был привлечен к персональной
   ответственности  за  неудовлетворительную  подготовку   палаточных
   лагерей к осенне - зимнему периоду.
       Основными факторами,  препятствующими возвращению пострадавших
   в места постоянного проживания,  являются опасение за свою жизнь и
   жизнь близких,  а также  отсутствие  нормативных  правовых  актов,
   определяющих  режим  их  правового  положения  и  порядок оказания
   помощи государством.
       В своих   обращениях   в  Правительство  Российской  Федерации
   Уполномоченный указал на отсутствие  нормативных  правовых  актов,
   регулирующих  меры  государственной поддержки лиц,  пострадавших в
   ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе в  1999  -
   2000 годах.
       Правительство Российской Федерации поручило ряду министерств и
   ведомств  рассмотреть  вопросы,  связанные  с  разработкой проекта
   федерального закона об оказании помощи лицам,  пострадавшим в ходе
   разрешения  локальных  кризисных  ситуаций на территории отдельных
   субъектов  Российской  Федерации,  его  подготовкой  и   внесением
   проекта  в Правительство России.  Актуальность этого законопроекта
   обусловлена тем,  что в случае его принятия можно будет не  только
   идентифицировать граждан, нуждающихся в государственной поддержке,
   установить единую систему  расходования  материальных  ресурсов  и
   денежных  средств,  направляемых  для  восстановления  экономики и
   социальной  сферы  Чеченской   Республики,   но   и   упорядочить,
   объединить  усилия  федеральных  органов  государственной власти и
   органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации  в
   решении этой проблемы.
       Министерством по делам федерации,  национальной и миграционной
   политики Российской Федерации готовятся законопроекты  о  внесении
   изменений    в   Закон   Российской   Федерации   "О   вынужденных
   переселенцах"  и  Федеральный  закон   "О   беженцах".   Признавая
   необходимость совершенствования законодательной базы, тем не менее
   приходится сомневаться в своевременности работы над  поправками  к
   этим Законам.  Новые редакции законов о вынужденных переселенцах и
   беженцах,  принятые в 1995 и  1997  годах,  предполагают  принятие
   целой   серии  нормативных  правовых  актов,  конкретизирующих  их
   содержание.  В   частности,   Федеральный   закон   "О   беженцах"
   предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента вступления
   в силу новой редакции Закона уже прошло три года,  а до настоящего
   времени  Правительством  Российской  Федерации  принято  только  6
   нормативных  правовых  актов,  другие  нормативные  правовые  акты
   Правительства  Российской  Федерации не приведены в соответствие с
   Федеральным законом "О беженцах".  Несколько лучше положение дел с
   Законом   Российской  Федерации  "О  вынужденных  переселенцах"  -
   большинство нормативных правовых актов принято. Однако по-прежнему
   не  находит  нормативного  отражения  принцип охраны законом права
   частной  собственности,  закрепленный  в   части   1   статьи   35
   Конституции  Российской  Федерации.  В  соответствии  с  пунктом 4
   статьи 7 Закона "О вынужденных переселенцах" Правительство  России
   должно   определить   условия   и  порядок  возвращения  имущества
   вынужденным переселенцам или  выплату  компенсации  в  случае  его
   утраты.
       В условиях,  когда имеются  значительные  правовые  пробелы  в
   целом спектре правоотношений в области восстановления и соблюдения
   прав вынужденных мигрантов (например,  в урегулировании ситуации в
   Северо    -    Кавказском    регионе),    доработке   подвергаются
   законодательные  акты,  которые  в  полном  объеме  ни   разу   не
   применялись.
       Одним из основных направлений деятельности  Уполномоченного  в
   2000   году,  как  и  в  предыдущий  период,  являлось  содействие
   вынужденным  переселенцам  из  Чеченской  Республики  в  получении
   компенсации за утраченное в 1994 - 1996 годах жилье и имущество. С
   момента вступления в силу Постановления  Правительства  Российской
   Федерации   от  30  апреля  1997  г.  N  510  "О  порядке  выплаты
   компенсаций  за  утраченное  жилье  и/или   имущество   гражданам,
   пострадавшим   в   результате   разрешения   кризиса  в  Чеченской
   Республике и покинувшим ее  безвозвратно"  по  декабрь  2000  года
   компенсацию  получили 16224 семьи на общую сумму 1 млрд.  494 млн.
   рублей.  Средний размер выплат на семью из 3 человек составил  120
   тыс. рублей.
       В очереди за выплатами компенсации находится 13,5 тыс.  семей.
   Для ее выплаты требуется свыше 1,5 млрд. рублей, из них на выплаты
   в  2001  году  запланировано 427,6 млн.  рублей.  Этих денег может
   хватить только 3564 семьям. Такого рода задержки в реализации прав
   на  получение компенсации,  инфляция и рост стоимости цен на жилье
   вынуждают пострадавших граждан вновь обращаться к Уполномоченному.
       После вмешательства Уполномоченного гражданка П. (вх. N П-103)
   получила уведомление от миграционной службы Ставропольского края о
   перечислении  денег  на  ее  счет,  а   руководство   ФМС   России
   рекомендовало  миграционной  службе  Ставропольского  края принять
   документы гражданки М.  (вх.  N М-68) на выплату ей компенсации за
   утраченное  в Чечне жилье и в установленном порядке передать их на
   рассмотрение   во    Временную    комиссию    при    правительстве
   Ставропольского края.
       Своевременная выплата  компенсаций  является  не  единственной
   проблемой в сфере  восстановления  прав  граждан,  пострадавших  в
   результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.  Ограничение
   сроков регистрации пострадавших граждан в территориальных  органах
   ФМС  России  с  12  декабря  1994  года по 23 ноября 1996 года для
   приобретения   права    на    получение    компенсации    нарушает
   конституционные  нормы,  гарантирующие  всем  гражданам Российской
   Федерации защиту их прав со стороны государства.
       В письмах  к  Уполномоченному  приводятся  случаи,  когда срок
   между датой постановки  на  учет  в  территориальных  органах  ФМС
   России  и  начальной  датой  регистрации  - 12 декабря 1994 года -
   составляет не более недели. Тем не менее граждане, не попавшие под
   действие  Постановления,  получают  право только на долговременную
   беспроцентную возвратную ссуду на строительство  или  приобретение
   жилья,  размер  которой  составляет  в  среднем 40 тыс.  рублей на
   семью,  что в три раза меньше,  чем размер компенсации. Очередь на
   получение ссуды в настоящее время насчитывает 33 тыс. семей.
       Усматривая в  действиях  федеральных  органов   исполнительной
   власти нарушение принципа равенства перед законом,  установленного
   частью   1   статьи   19   Конституции    Российской    Федерации,
   Уполномоченный  направил в Правительство Российской Федерации свои
   замечания  и  предложения  по  восстановлению  и  соблюдению  прав
   граждан,  пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской
   Республике  в  1994  -  1996   годах.   Правительство   Российской
   (Федерации  поддержало предложение Уполномоченного о необходимости
   внесения  изменений  в  Постановление   Правительства   Российской
   Федерации  N  510  либо  о  разработке  нового  нормативного акта,
   определяющего меры социальной поддержки  пострадавших  граждан,  и
   обязало  заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
   внести соответствующие предложения.
       В 2000  году  не  уменьшилось  количество  жалоб от беженцев и
   вынужденных переселенцев.  Значительное число  жалоб  и  обращений
   поступает  Уполномоченному  из  Краснодарского  и  Ставропольского
   краев,  Республики   Ингушетия,   Московской   и   Калининградской
   областей,  городов  Москвы  и Санкт - Петербурга,  других регионов
   России.
       Вынужденные переселенцы   не   всегда   могут  воспользоваться
   правами,  гарантированными  им  Законом  Российской  Федерации  "О
   вынужденных переселенцах".
       Зачастую граждане, возвратившиеся в родные места, обращаются к
   Уполномоченному,  жалуясь на формально - бюрократическое отношение
   к их нуждам со стороны некоторых должностных лиц.
       Так, Департамент  социальной  защиты  населения  администрации
   Тульской  области  не нашел возможности оказать необходимую помощь
   вынужденному переселенцу  -  гражданке  К.  (N  К-407)  в  решении
   вопроса   о   назначении   пенсии   с   учетом  заработной  платы,
   начислявшейся ей  на  предприятиях  Республики  Узбекистан.  После
   вмешательства   Уполномоченного   дополнительные   документы   для
   начисления пенсии  были  получены  из  Узбекистана.  Гражданке  К.
   исчислена   пенсия,   исходя   из  среднего  заработка,  с  учетом
   имеющегося   стажа,   и   дополнительно   к   пенсии   установлена
   компенсационная выплата.
       К Уполномоченному обратилась беженец - гражданка К.  (N 965) с
   жалобой  на длительный срок подготовки и рассмотрения документов о
   предоставлении  ей  гражданства  Российской  Федерации.  Запрос  о
   разъяснении  ситуации  был  направлен  в  ГУВД  Самарской области,
   которое в своем письме в  аппарат  Уполномоченного  сообщило,  что
   ходатайство  заявительницы  о приобретении российского гражданства
   удовлетворено.
       В соответствии  со  статьей  15  Федерального конституционного
   закона  "Об  Уполномоченном  по  правам  человека   в   Российской
   Федерации"  Уполномоченный  рассматривает  жалобы  находящихся  на
   территории Российской Федерации  иностранных  граждан  и  лиц  без
   гражданства.  Анализ  ситуации  с  соблюдением  прав  иммигрантов,
   ищущих убежище в России,  указывает на ряд нарушений в  выполнении
   Российской Федерацией своих международных обязательств.
       В 2000  году  в  территориальные  органы  миграционной  службы
   обратились  с ходатайством о признании беженцами 2650 человек,  из
   которых приобрели статус беженца  только  314,  в  том  числе  214
   иммигрантов  из  государств  дальнего  зарубежья.  В то же время в
   очереди для подачи ходатайства о  предоставлении  статуса  беженца
   стоит  свыше 15 тыс.  иностранных граждан.  Проблема заключается в
   том,  что  их  пребывание  на  территории   Российской   Федерации
   легализуется  не  с  момента  обращения в государственные органы и
   подачи ходатайства о признании беженцем,  а со времени регистрации
   ходатайства.  В  связи  с  этим  подавляющее  большинство  из  них
   оказывается  в  положении  нелегальных  иммигрантов,  лишается  не
   только  права  на  свободу  передвижения,  но и права на убежище и
   может быть депортировано из России в страны, где их жизни угрожает
   опасность.    Возможности   обжалования   (административного   или
   судебного) решений территориальных органов Министерства  по  делам
   федерации,   национальной   и   миграционной  политики  Российской
   Федерации об отказе в регистрации ходатайства  или  предоставлении
   статуса беженца существенно ограничены.
       В настоящее время на  рассмотрении  в  министерстве  находится
   около  800  жалоб  на отказ в предоставлении статуса беженца.  При
   этом апелляционная  комиссия,  в  компетенции  которой  находилось
   рассмотрение    жалоб    на   решения   территориальных   органов,
   ликвидирована в связи с упразднением ФМС России в мае  2000  года.
   Соответствующая   апелляционная  комиссия  Министерства  по  делам
   федерации,  национальной  и   миграционной   политики   Российской
   Федерации до настоящего времени не сформирована.
       Несколько сот  дел  по  жалобам  иностранных  граждан,  ищущих
   убежище   на   территории   Российской   Федерации,  находится  на
   рассмотрении  в  судах  различных   инстанций.   Однако   судебное
   обжалование   практически   недоступно   подавляющему  большинству
   иммигрантов из-за отсутствия средств для привлечения  адвокатов  и
   переводчиков.  Дополнительные  проблемы создает то обстоятельство,
   что все дела по искам  сконцентрированы  в  двух  межмуниципальных
   судах  г.  Москвы  -  Пресненском  и  Москворецком,  так как из-за
   отсутствия регистрации истцы лишены  права  обратиться  в  суд  по
   месту своего жительства. Вследствие этого образовалась очередь (10
   месяцев и более) по рассмотрению этой категории  дел  в  судах  г.
   Москвы.
       Не может считаться нормальным положение,  когда  иммигранты  в
   течение  нескольких лет не могут реализовать свои права на убежище
   в Российской  Федерации  как  в  государстве,  присоединившемся  к
   Конвенции ООН о статусе беженцев.
       Миграционный поток  из  Африканского  и   Юго   -   Азиатского
   регионов,  других  слаборазвитых  стран  превратился  в  проблему,
   которая требует серьезного анализа  и  принятия  эффективных  мер.
   Необходимо  решение  вопроса  о  неконтролируемой миграции граждан
   Китайской Народной Республики в районы Восточной Сибири и Дальнего
   Востока.  В аналитической записке Комитета Государственной Думы по
   делам федерации и региональной политике "О  положении  в  Амурской
   области,  связанном  с  пребыванием  на ее территории граждан КНР"
   сказано,  что в некоторых  населенных  пунктах  Дальнего  Востока,
   приграничных  с  Китаем,  количество  китайских  граждан превышает
   численность коренных жителей. Согласно прогнозу Госкомстата России
   к 2010 году коренное население Дальневосточного региона сократится
   почти на 1  млн.  человек.  Значительная  разница  демографических
   потенциалов   России  и  КНР  создает  серьезные  предпосылки  для
   неконтролируемой миграции на Дальний Восток.
       Правительство Российской Федерации не в полной мере использует
   свои полномочия по обеспечению проведения  единой  государственной
   миграционной  политики  в  соответствии со статьей 16 Федерального
   конституционного закона "О  Правительстве  Российской  Федерации".
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 17 октября
   2000  г.  N  795  "О  координационных  и  совещательных   органах,
   образованных   Правительством   Российской  Федерации"  упразднена
   Правительственная комиссия по миграционной политике.  Ликвидирован
   координирующий   орган,   призванный   обеспечивать  согласованные
   действия органов государственной власти всех уровней по реализации
   единой   государственной   политики.   Тревогу   вызывает   и   то
   обстоятельство,  что при 8 млн. соотечественников, уже находящихся
   на  территории  России  и  не получающих соответствующей помощи от
   государства,   потенциал   вынужденной   миграции   в   Российскую
   Федерацию, по экспертным оценкам, может составить 10 млн. человек.
       В письме  Министру  по   делам   федерации,   национальной   и
   миграционной    политики   Российской   Федерации   А.В.   Блохину
   Уполномоченный  выразил   озабоченность   затянувшимся   процессом
   формирования   системы   обеспечения   прав   и  свобод  беженцев,
   вынужденных переселенцев  и  лиц,  ищущих  убежище  на  территории
   Российской  Федерации.  Особо подчеркивалась важность того,  чтобы
   организационные   изменения   не   привели   к   разрушению    уже
   апробированных    и    действующих   механизмов   государственного
   регулирования миграционными процессами.
       Зачастую по  объективным  причинам  мигранты  не  могут пройти
   установленную законом  административную  или  судебную  процедуру,
   прежде чем обратиться за помощью к Уполномоченному. Поэтому работу
   с этой категорией лиц предполагается вести по  двум  направлениям:
   рассмотрение  конкретных  обращений граждан и проведение анализа и
   выработка предложений, направленных на восстановление и соблюдение
   прав субъектов вынужденной миграции.
       По результатам анализа информации о нарушении  прав  и  свобод
   беженцев  и  вынужденных  переселенцев Уполномоченным неоднократно
   направлялись  в  Государственную  Думу,  Правительство  Российской
   Федерации,     федеральные     органы     исполнительной    власти
   соответствующие документы,  содержащие  замечания  и  предложения,
   призванные  улучшить  ситуацию  с обеспечением прав этой категории
   граждан,   способствовать    совершенствованию    административных
   процедур.
       Сотрудники аппарата   Уполномоченного   участвуют   в   работе
   Правительственной   комиссии   по  миграционной  политике,  Совета
   соотечественников    при    Государственной    Думе    и    Совета
   переселенческих  объединений при Председателе Государственной Думы
   Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  рабочей  группы  в
   рамках  проекта  "Миграция  и  развитие  гражданского  общества  в
   России" Фонда Карнеги за Международный мир.
       После распада СССР за пределами России оказалось около 25 млн.
   соотечественников. В настоящее время их положение осложняют многие
   факторы.  В  большинстве вновь образованных государств наблюдается
   мощный всплеск националистических настроений.  Это сказывается  на
   законодательном    процессе,   социальной   политике   и   нередко
   сопровождается  дискриминацией  и  ущемлением   прав   некоренного
   населения.  В  этих условиях несколько миллионов соотечественников
   были вынуждены  оставить  места  проживания,  имущество  и  искать
   убежище в России.
       Назрела необходимость  оказания  помощи  со   стороны   России
   соотечественникам, проживающим в странах СНГ и Балтии. Современное
   международное право дает России широкие возможности  для  оказания
   такой помощи, в первую очередь на государственном уровне.
       Следует сделать  все  возможное,  чтобы   изменить   ситуацию,
   сложившуюся вокруг наших соотечественников,  проживающих в странах
   ближнего зарубежья. В силу обстоятельств они оказались оторванными
   от  своего  народа,  а  подчас  от  родных  и  близких,  их  права
   нарушаются, человеческое достоинство ущемляется.
       В первой   половине   90-х  годов  была  разработана  и  стала
   проводиться  в  жизнь  стратегия,  впоследствии   закрепленная   в
   Федеральном   законе   "О   государственной   политике  Российской
   Федерации в отношении соотечественников за рубежом",  вступившем в
   силу 1 июня 1999 года.
       В этом Законе определены цели и принципы политики  Российского
   государства в отношении соотечественников за рубежом, регулируются
   вопросы государственной поддержки  и  помощи  соотечественникам  в
   реализации  и  обеспечении прав и свобод человека и гражданина,  в
   том числе права осуществлять  свободный  выбор  места  жительства,
   права на возвращение в Россию.
       Оказание помощи     соотечественникам     требует     создания
   разнообразных государственных механизмов.  Достаточно эффективными
   оказались двусторонние соглашения  Российской  Федерации  с  рядом
   государств - участников Содружества Независимых Государств и стран
   Балтии  о  регулировании  процесса  переселения  и   защите   прав
   переселенцев.
       Соотечественники благодаря    этим    соглашениям    расширили
   возможности  реализации  своего  права  на выбор места жительства.
   Появился шанс  решать  вопрос  о  целесообразности  переселения  в
   Россию,  а  в  случае  принятия  решения о переезде - пользоваться
   правом  свободно  распоряжаться   своим   жильем   и   имуществом.
   Соглашения  препятствуют  введению  односторонних  ограничений  на
   переезд, служат основанием для освобождения переселенца от пошлин,
   налогов и связанных с этим сборов при пересечении границы.
       Помимо механизма   двусторонних    соглашений    для    защиты
   соотечественников  следует  также использовать положения Конвенции
   СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая  1995  года  и
   Европейской  конвенции  о защите прав человека и основных свобод и
   вытекающих из нее обязательств для государств - участников.
       В целях  обеспечения  прав  соотечественников,  проживающих за
   рубежом, необходимо:
       - выработать    протекционистскую    политику    в   отношении
   организаций   соотечественников   за    рубежом    для    развития
   экономических и культурных связей с Россией;
       - повысить   роль   российских    общественных    организаций,
   осуществляющих контакты с соотечественниками;
       - обеспечить поддержку,  в  том  числе  из  бюджета,  наиболее
   крупных  и популярных изданий соотечественников в странах Балтии и
   СНГ.
       Права соотечественников,  беженцев  и вынужденных переселенцев
   должны быть защищены.

               5. Право на благоприятную окружающую среду

       Окружающая природная  среда  является  условием  и   средством
   жизнедеятельности человека.
       Право на благоприятную окружающую среду означает  соответствие
   окружающей  среды  нуждам  нормального  развития человека,  наций,
   народов,  государств.  Последствия  нарушения   этого   права   на
   отдельной территории могут распространиться на другие страны,  что
   делает насущной координацию внутри- и внешнеполитических усилий по
   охране окружающей среды.
       Право человека  на  экологическую  безопасность  закреплено  в
   статье   42  Конституции  Российской  Федерации,  которая  гласит:
   "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
   информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
   здоровью    или    имуществу    экологическим    правонарушением".
   Законодательство  Российской Федерации провозглашает экологическую
   безопасность одним из компонентов национальной безопасности. Кроме
   того,  Россия взяла на себя международные обязательства, связанные
   с проведением политики, обеспечивающей экологическую безопасность.
       В настоящее   время  экологическая  обстановка  на  территории
   Российской Федерации близка  к  катастрофической.  Более  половины
   субъектов   Российской   Федерации  сталкиваются  с  серьезнейшими
   проблемами  загрязнения  атмосферного  воздуха,  обезвреживания  и
   утилизации промышленных отходов,  радиационной безопасности.  В 30
   процентах российских регионов уровень загрязнения поверхностных  и
   подземных вод значительно превышает допустимый.  Не менее важной и
   актуальной является задача сохранения плодородия почв. В ряде мест
   под  вопросом  сохранение  некоторых  видов  животных  и растений.
   Негативному воздействию загрязненной окружающей среды подвергается
   население страны.
       Причиной сложившейся ситуации является укоренившаяся  практика
   принятия   и   внедрения   в   жизнь   экономических  решений  без
   предварительных глубоких научных проработок,  без учета  возможных
   последствий  неисполнения  законов,  закрепляющих права граждан на
   безопасную окружающую среду. Результатом этого является увеличение
   смертности,   вспышки   опасных   болезней,   ухудшение   здоровья
   населения.  Права  населения  на  экологическую   безопасность   в
   Российской Федерации не соблюдаются.
       Основными нарушителями     экологического     законодательства
   являются, как правило, органы исполнительной власти (федеральные и
   региональные).  Природоохранные   органы,   органы   санитарно   -
   эпидемиологического  надзора  также  нередко  оказываются  в числе
   нарушителей.  Прокуратура  Российской  Федерации  пока  не   стала
   надежным гарантом защиты экологических прав и интересов населения,
   хотя   в   системе   органов   прокуратуры   созданы   специальные
   природоохранные подразделения.
       Наиболее серьезной экологической  проблемой  была  и  остается
   проблема  загрязнения  атмосферного  воздуха.  В  1999  году  в 87
   промышленных  центрах   России   загрязнение   воздуха   превысило
   допустимые  нормы  в  10  и  более раз.  В 2000 году зафиксировано
   некоторое снижение этого показателя,  отнюдь не за  счет  принятых
   мер,  а  лишь  по  причине остановки ряда производств,  являвшихся
   источником вредных выбросов. В настоящее время в расчете на одного
   жителя  России  в  год  выделяется  от  сжигания топлива 3,5 тонны
   углекислого   газа,   выбрасывается   в   атмосферу   0,48   тонны
   загрязняющих    газопылевых    отходов.    На   территориях,   где
   сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, на 1
   кв.  километр  приходится более 15 тонн твердых и 50 тонн жидких и
   газообразных выбросов в год.  Для сравнения:  в  странах  Западной
   Европы  благополучными в экологическом отношении считаются районы,
   где на каждый квадратный километр приходится в  среднем  не  более
   одной тонны твердых выбросов в год.
       К настоящему  моменту  на  территории  России  практически  не
   осталось  ни   одного   региона,   где   бы   атмосферный   воздух
   соответствовал    экологическим   нормам.   Загрязняют   атмосферу
   промышленные предприятия, жилищно - коммунальные хозяйства, авиа и
   автотранспорт,  предприятия энергетики,  выбрасывающие в атмосферу
   оксиды азота,  углерода,  формальдегиды, диоксины, свинец и другие
   элементы.
       Уполномоченный направил   в  правительство  Москвы  письмо,  в
   котором обращает внимание на ненадлежащее обеспечение безопасности
   жизни и здоровья юных москвичей.  Загрязнение атмосферы г.  Москвы
   диоксинами  является  причиной  увеличения   заболеваний   органов
   дыхания у детей.
       Данные, приводимые  в  докладах   региональных   правозащитных
   организаций,  уполномоченных  и  комиссий  по  правам  человека  в
   субъектах   Российской   Федерации   за   1999-й   и   2000   год,
   свидетельствуют   о   том,   что  серьезные  проблемы  в  связи  с
   загрязнением  атмосферы  испытывают   Амурская,   Калининградская,
   Новгородская, Пермская, Рязанская, Тульская, Саратовская области.
       Существенный, а подчас непоправимый ущерб  наносит  окружающей
   природной среде загрязнение водных, лесных и почвенных ресурсов.
       В большинстве областей страны  сложилась  опасная  ситуация  с
   питьевой водой. Ее недостаток и плохое качество - одна из основных
   проблем Кировской, Курганской, Саратовской и Ульяновской областей,
   городов  Нижнего Новгорода,  Сыктывкара (Права человека в регионах
   Российской Федерации. М., 2000, Т. 1).
       Неблагоприятное положение  с развитием питьевого водоснабжения
   создает угрозу национальной  безопасности.  Федеральный  закон  "О
   питьевой воде и питьевом водоснабжении",  принятый Государственной
   Думой Федерального Собрания Российской Федерации  1  декабря  1999
   года,  был  отклонен Советом Федерации.  Следует ускорить принятие
   этого Закона, чтобы решить ряд правовых вопросов в данной области.
       Леса, которыми  покрыта  значительная часть территории России,
   являются  важнейшим  для  жизнедеятельности   человека   природным
   ресурсом. Бесконтрольная вырубка, пожары, недостаточное количество
   молодых посадок,  которые должны были бы  восполнить  истребленные
   лесные  массивы,  -  все это приводит к резкому сокращению площади
   лесов.
       Опасный характер   приобретает   загрязнение   почвы  отходами
   промышленного производства и потребления,  в  том  числе  тяжелыми
   металлами - ртутью, свинцом. В результате разработки месторождений
   происходит засоление почв, и как следствие - разрушение почвенного
   покрова. Примеров халатного отношения к собственной среде обитания
   бесчисленное  множество.  Их  в  достаточном  количестве  приводят
   средства    массовой   информации,   правозащитные   экологические
   организации.
       Городские свалки   в  России  давно  представляют  собой  зоны
   экологического бедствия.  Разрастаясь до невероятных размеров, они
   становятся скопищем отравляющих веществ. Далеко не во всех городах
   и населенных пунктах существуют мусороперерабатывающие  заводы.  В
   основном мусор либо складывают,  либо сжигают,  загрязняя при этом
   атмосферу.
       Последствия ядерных  испытаний,  запусков космических кораблей
   являются крайне неблагоприятными для окружающей  природной  среды.
   Ядерные   испытания  на  Новой  Земле,  Семипалатинском  полигоне,
   деятельность космодрома "Плесецк" привели к  тому,  что  почва  на
   этих территориях в радиусе нескольких десятков километров заражена
   высокотоксичным  веществом  гептил,  являющимся  жидким   ракетным
   топливом.  А вещество нитрозодиметиламин - результат естественного
   разложения гептила,  в 10  раз  токсичнее  его  самого.  В  районе
   космодрома  "Плесецк" содержание этого вещества в почве в 1050 раз
   выше  допустимых  норм  (Права  человека  в  регионах   Российской
   Федерации. М., 2000, Т. 1).
       Не менее  губительными  для   окружающей   среды   оказываются
   горнодобывающие   предприятия,  атомные  электростанции  и  другие
   объекты.  Одна   только   чернобыльская   катастрофа   привела   к
   загрязнению   радионуклидами   одиннадцати   областей   Российской
   Федерации, в которых проживает 17 млн. человек.
       В последние годы особую остроту приобрела проблема захоронения
   промышленных отходов.  Ситуация  усугубилась  тем,  что  токсичные
   отходы   стали  "импортироваться"  в  Россию  из  развитых  стран.
   Существует реальная опасность превращения нашей страны  в  мировую
   свалку ядерных отходов. По сообщениям средств массовой информации,
   ряд западных государств намереваются ввезти в Россию  отработанное
   ядерное топливо,  на территорию страны его может быть переправлено
   более 2 тыс.  тонн, а также 550 куб. метров высокоактивных ядерных
   отходов ("Советская Россия", 02.11.2000).
       С 20 по 24 октября  2000  года  в  избирательные  комиссии  62
   субъектов Российской Федерации было сдано более 2,5 млн.  подписей
   россиян,  высказавшихся за проведение  референдума  по  вопросу  о
   запрещении  ввоза и захоронения на территории России радиоактивных
   отходов из-за  границы.  Инициаторами  проведения  общероссийского
   референдума   выступили  российские  региональные  природоохранные
   организации.
       Вместе с тем 21 декабря 2000 года в первом чтении были приняты
   три  законопроекта,  легализующих  ввоз  в  Россию   отработанного
   ядерного топлива:  "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР
   "Об охране окружающей природной среды",  "О внесении  изменений  и
   дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии",
   "О специальных экологических программах  реабилитации  радиационно
   загрязненных регионов Российской Федерации,  финансируемых за счет
   поступлений  от  внешнеторговых  операций  с  облученным   ядерным
   топливом".
       Эксперты считают,  что Россия в настоящее время не  только  не
   готова принимать зарубежные радиоактивные отходы, но и не способна
   должным образом утилизировать свои,  и предупреждают, что принятие
   зарубежных  радиоактивных  материалов будет иметь самые негативные
   последствия для населения и окружающей природной среды.
       Перед тем   как   принимать   окончательное  решение,  следует
   провести всестороннюю независимую экспертизу данных законопроектов
   с    привлечением   представителей   экологических   правозащитных
   организаций, ученых и специалистов.
       В Российской  Федерации приняты и действуют федеральные законы
   о социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации,
   целевые  программы преодоления негативных последствий радиационных
   аварий и катастроф.
       Долг государства  - гарантировать ликвидаторам чернобыльской и
   других радиационных аварий и катастроф,  а  также  всем  гражданам
   России, пострадавшим от них, реальное осуществление их прав.
       В России в недостаточной степени ведется  работа  по  изучению
   влияния  на  человека  таких  явлений,  как шум,  электромагнитное
   излучение.  По  результатам   проведенных   научных   исследований
   известно,  что  заболеваемость  населения,  проживающего  в шумных
   кварталах,  вблизи транспортных магистралей,  в  связи  с  высоким
   уровнем  воздействия  шума  и  вибрации  в  5  -  6  раз превышает
   заболеваемость людей,  живущих в  тихих  местах  или  местах,  где
   интенсивность шума не превышает допустимых норм.
       Число жалоб и обращений граждан,  связанных с  обеспечением  и
   защитой их экологических прав,  в настоящее время составляет менее
   1 процента от всех обращений 2000 года. Уполномоченный, сотрудники
   аппарата   стараются   оказать  гражданам  помощь  и  защитить  их
   конституционные права.
       Так, гражданин    А.    (вх.    N    А-449)    проинформировал
   Уполномоченного о том,  что в селе Таловка  Змеиногорского  района
   Алтайского   края   на   поверхности   находится   20   тыс.  тонн
   полиметаллической  руды.  Такая  ситуация  представляет   реальную
   угрозу для жизни и здоровья проживающих в селе людей. В результате
   проверки информации,  проведенной прокуратурой Алтайского края  по
   ходатайству  Уполномоченного,  было  установлено,  что загрязнение
   тяжелыми металлами почв района села Таловка является  естественным
   и вызвано специфическими природными условиями.  Однако загрязнение
   техногенного  характера  усугубило  неблагоприятную  экологическую
   ситуацию.  На  основании  статьи 37 Закона Российской Федерации "О
   недрах"  прокуратурой  Алтайского  края  внесено  представление  в
   Комитет  природных  ресурсов  по Алтайскому краю о принятии мер по
   защите населения.
       Во многих  субъектах  Российской Федерации приняты и действуют
   экологические программы,  ведется соответствующая законотворческая
   работа.
       Так, в Астраханской области  в  целях  борьбы  с  загрязнением
   атмосферного воздуха была проведена операция "Чистый воздух-99".
       В Республике Марий Эл принят и действует Закон "Об  экологии",
   создано  Министерство  экологии  и  природопользования,  в городах
   работают  комитеты  экологии  и  природопользования.  Жилищное   и
   промышленное  строительство  ведется  под  контролем экологических
   служб, промышленные проекты проходят экологическую экспертизу.
       В 1999  году  принят Закон Ульяновской области "Об обращении с
   отходами производства и потребления в Ульяновской области".  В нем
   определена  компетенция  органов  государственной  власти области,
   органов  местного  самоуправления  в  этой  сфере.  Принципиальным
   является  положение Закона,  требующее запрета ввоза на территорию
   области отходов с целью их захоронения.
       В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской
   Федерации   созданы   и    функционируют    специальные    органы,
   осуществляющие  полномочия  в  сфере  охраны  окружающей природной
   среды.  Деятельность их нуждается в координации,  а сами они  -  в
   соответствующей методической, кадровой и организационной поддержке
   со стороны федерального центра.
       Государство обязано  бороться с загрязнением окружающей среды,
   создавать  экологически  сбалансированные  зоны  для   проживания,
   природные   заповедники   и  парки,  способствовать  рациональному
   использованию природных ресурсов.  Вместе с тем нельзя не обратить
   внимания на нарушение принципа разделения полномочий по управлению
   использованием природных ресурсов и  охраной  окружающей  среды  в
   связи   с   упразднением   Государственного   комитета  Российской
   Федерации по охране  окружающей  среды  и  передачей  его  функций
   Министерству   природных   ресурсов  Российской  Федерации.  Такое
   совмещение функций  неминуемо  установит  приоритет  использования
   природных  ресурсов  над  охраной окружающей природной среды.  Это
   повлечет за собой дальнейшее ухудшение  экологической  ситуации  в
   стране,   затормозит   переход   России  к  устойчивому  развитию,
   обеспечивающему экологическую безопасность,  создаст  существенные
   трудности   в   реализации   конституционного   права  граждан  на
   благоприятную окружающую среду.
       В 2000   году   Уполномоченный  сделал  заявление,  в  котором
   предложил руководителям федеральных органов исполнительной  власти
   принять  меры  по  улучшению экологической обстановки.  Они должны
   предусматривать, в частности:
       - вхождение   России   в   международную  систему  обеспечения
   экологической  безопасности,  совершенствование   природоохранного
   законодательства и механизмов его реализации;
       - разработку   нормативно    -    методического    обеспечения
   природоохранной  деятельности,  лицензирование видов деятельности,
   влияющих на экологическую ситуацию в стране;
       - принятие   мер,   направленных   на   выплату   компенсаций,
   возмещение нанесенного  в  результате  хозяйственной  деятельности
   ущерба  населению,  приведшего  к  нарушению  экологии,  а также в
   результате природных катастроф.
       Обеспечение права   на   здоровую  окружающую  среду  возможно
   преимущественно  путем  применения  превентивных  мер.  Возмещение
   ущерба,  нанесенного  окружающей  среде,  практически  невозможно.
   Поэтому помимо  права  на  информацию  о  проектах  и  программах,
   способных  нанести ущерб окружающей среде,  у общества должно быть
   реальное право на  участие  в  принятии  соответствующих  решений.
   Чрезвычайно   важно   создать   действующий   механизм  реализации
   положений    экологического    законодательства    и    требований
   контролирующих органов.

                 6. Свобода слова и право на информацию

       Свобода слова  и  право  на  информацию  являются неотъемлемой
   составляющей демократического общества.  Она позволяет выявлять  и
   учитывать   многообразие   мнений   и  убеждений  людей,  является
   непременным  условием   формирования   гражданского   общества   и
   правового государства.
       Государство, которое   не    может    обеспечить    гласность,
   гарантировать   своим   гражданам   беспрепятственный   доступ   к
   информации,  затрагивающей их права и свободы либо  представляющей
   общественный    интерес,    не    может    именоваться   правовым,
   демократическим,  социальным.  Право  на  информацию   и   свобода
   информационного  обмена,  с  одной  стороны,  принадлежат  к числу
   основных прав и свобод граждан, а с другой - выступают как один из
   главных   механизмов   реализации   права  граждан  на  участие  в
   управлении  общественными   делами,   принципа   народовластия   и
   публичности власти.
       Наряду с законодательным и организационным обеспечением  права
   каждого  россиянина  на беспрепятственный доступ к необходимой для
   него информации не менее важно укрепить правовые  и  экономические
   позиции   СМИ   как   главного  информационного  посредника  между
   гражданами и властью.  В настоящее время в России зарегистрировано
   8  тыс.  электронных  и  почти  35 тыс.  печатных средств массовой
   информации.
       Для того  чтобы  российские  СМИ  XXI  века стали экономически
   независимыми,   ответственными   перед   обществом,    обладающими
   способностью к самоорганизации,  необходимо также внести изменения
   в  их  взаимоотношения  с  властью,   в   правовое   регулирование
   телерадиовещания и журналистской деятельности.
       Важно добиться того,  чтобы власти всех уровней  относились  к
   СМИ  как к социальному партнеру.  Необходимо сохранить и развивать
   систему их государственной экономической поддержки.
       В 2000    году    законодательство   о   СМИ   не   претерпело
   сколько-нибудь значительных  изменений.  Вместе  с  тем  произошла
   определенная трансформация информационно - правового поля. Принята
   Доктрина информационной безопасности в  Российской  Федерации.  На
   основе   этого   документа   предполагается  создание  нормативной
   правовой базы,  в  рамках  которой  не  исключено  корректирование
   Закона  Российской  Федерации  "О  средствах массовой информации".
   Уполномоченный выражает надежду на то,  что доктрина,  которая  по
   замыслу  авторов  призвана  укрепить  информационное  пространство
   страны,  сделать российскую прессу конкурентоспособной на  мировом
   информационном  рынке,  не  будет  стимулировать  борьбу  власти с
   собственными средствами массовой информации.  Крайне важно,  чтобы
   СМИ  оставались  свободными  при  всем их многообразии и различиях
   форм собственности.
       В 1998  -  2000 годах отсутствовали жалобы журналистов в адрес
   Уполномоченного относительно нарушения  их  прав,  хотя,  судя  по
   сообщениям прессы,  таковые имеются во многих регионах.  Это можно
   объяснить  отчасти  тем,  что  в  целом  по  России,   по   данным
   неправительственных   правозащитных  организаций,  немногим  более
   одного процента всех журналистов  обращаются  по  этому  поводу  с
   исками в суд, предпочитая решать свои проблемы самостоятельно.
       При Союзе журналистов Читинской области в 2000 году был создан
   первый в России Центр правовой защиты средств массовой информации,
   который отстаивает права  журналистов  и  граждан  на  информацию.
   Одной из задач Центра является широкое освещение в прессе судебных
   процессов с участием СМИ (Время MN, 01.08.2000).
       Российской правозащитной      некоммерческой     организацией,
   работающей в сфере совершенствования  правового  пространства  для
   средств  массовой  информации,  Фондом защиты гласности проводится
   мониторинг сообщений о конфликтах в информационной сфере  (в  1999
   году их зарегистрировано 1380).  Согласно ему журналисты выступают
   в  качестве  нарушителей  в  1,5  раза  чаще,   чем   в   качестве
   пострадавших.
       Наибольшее количество исков,  предъявленных  к  СМИ  о  защите
   чести и достоинства,  деловой репутации, исходит от представителей
   органов   исполнительной   власти   и   избирательных    комиссий.
   Напряженными   остаются   отношения   журналистов   с  работниками
   правоохранительных   и   судебных   органов.   Достаточно    часто
   конфликтуют    со   СМИ   субъекты   экономической   деятельности,
   представители общественных объединений, физические лица.
       По информации   Союза  журналистов  России  за  1999  год,  по
   количеству зарегистрированных информационных  конфликтов  лидируют
   Свердловская,  Волгоградская,  Воронежская  области,  а  также  г.
   Москва.  Меньше всего  конфликтов  зарегистрировано  в  Республике
   Хакасия,  в  Кемеровской,  Новгородской  и  Ульяновской  областях.
   Однако    данное    обстоятельство    настораживает    независимых
   правозащитников,  которые  усматривают  в  этом минимальном объеме
   поступающей или не поступающей вообще из того  или  иного  региона
   информации   наименее   благоприятную  там  для  средств  массовой
   информации политическую и законодательную атмосферу.
       Вместе с  тем  анализ  конфликтов  свидетельствует о том,  что
   нередко претензии,  предъявляемые к средствам массовой информации,
   -  не  что  иное,  как способ давления на независимую и критически
   настроенную прессу. Усиливается контроль над СМИ, прежде всего над
   региональными  и местными,  со стороны властей,  в том числе и под
   предлогом оказания им финансовой помощи.  В некоторых же  регионах
   представители    администрации    приостанавливали    деятельность
   неугодных им СМИ, препятствовали их функционированию.
       Результаты исследований,   проведенных   Союзом    журналистов
   России,   Фондом   защиты   гласности   и   другими   независимыми
   структурами,  работающими в  сфере  свободы  массовой  информации,
   стали  основой  для построения цветных информационных карт России.
   Итоговая "Карта  свободы  массовой  информации"  стала  сенсацией.
   Оказалось, что сегодня в России реально нет ни одного региона, где
   существовал бы комфортный законодательный  и  политический  климат
   для  реализации  всех  стадий  создания информационных материалов:
   условий   доступа   к   информации,   условий    производства    и
   распространения  информации.  Например,  в  г.  Москве  достаточно
   высокая свобода производства и распространения информации,  однако
   низок  показатель  свободы  доступа  к  информации.  В Ярославской
   области,  напротив, благоприятные условия для доступа к информации
   и   крайне   низкий  показатель  свободы  распространения  средств
   массовой информации  (Общественная  экспертиза.  Анатомия  свободы
   слова. М., 2000).
       По оценке   зарубежных  экспертов,  в  России  нет  ни  одного
   по-настоящему независимого издания,  а 80 процентов  СМИ  напрямую
   контролируются   федеральными   и  региональными  государственными
   органами.  Власти сохраняют  жесткий  контроль  над  СМИ,  включая
   предварительный  просмотр  публикуемых  материалов  и неформальную
   цензуру.  Так,  согласно  Докладу  о  состоянии   прав   человека,
   подготовленному  Московской  Хельсинкской группой,  в Новгородской
   области  92   процента   печатных   изданий   учреждены   органами
   исполнительной  власти  разного  уровня.  В  законах и нормативных
   правовых  актах,  принятых  в  Республике  Башкортостан,  эксперты
   обнаружили 38 нарушений федерального законодательства.
       Неудовлетворительно складывается    ситуация     в     Якутии,
   Магаданской  области  и  Республике  Алтай.  По  информации  Союза

Счетчики
 
Реклама
Разное