Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   передается  на  содержание  местного  бюджета,  поддержку  которой
   оказывают органы образования.
       В России   в   настоящее   время   действуют   три    подобных
   воспитательных учреждения - в поселке Томилино Московской области,
   в поселке Лаврово Орловской области и в г.  Пушкине  Ленинградской
   области.  К  настоящему  времени  утвержден  четвертый проект в г.
   Мурманске.
       Детская деревня - SOS в Томилино приняла первого ребенка в мае
   1996 года. Сейчас в Томилино одиннадцать семейных домов, где живут
   75  детей  в  возрасте от 2 до 17 лет,  родные и названые братья и
   сестры.  В каждой семье проживает от 5 до 8  человек.  Подавляющее
   большинство воспитанников - социальные сироты. В деревне находится
   административное здание,  гараж - мастерская,  дом для  персонала.
   Дети посещают детский сад и школу поселка Томилино.  Многие из них
   занимаются  в  спортивных  и  художественных   кружках,   посещают
   музыкальную школу.  В деревне организованы хор,  изостудия, кружок
   "умелые  руки",  компьютерный  класс.   Педагогический   коллектив
   состоит из 11 матерей - воспитательниц и 6 помощниц.
       Создаются и    другие   негосударственные   и   нетрадиционные
   воспитательно - образовательные учреждения  (епархиальные  детские
   дома в Костромской области,  христианский сиротский дом в г. Санкт
   - Петербурге и другие).
       Подобный опыт   требует  внимательного  изучения,  дальнейшего
   развития и распространения.
       Сложной остается    проблема    получения    жилья     бывшими
   воспитанниками детских домов.
       Так, в адрес Уполномоченного поступили обращения из Тамбовской
   области от руководителей детских  учреждений  и  их  воспитанников
   (вх.  N Кл-1150,  15Н-96). В своем обращении к главе администрации
   Тамбовской области А.И.  Рябову по поводу нарушения жилищных  прав
   бывших  воспитанников  детских  домов  и интернатов Уполномоченный
   указал,  что Федеральный  закон  "О  дополнительных  гарантиях  по
   социальной защите детей - сирот и детей,  оставшихся без попечения
   родителей"    предусматривает    предоставление    жилья    бывшим
   воспитанникам сиротских учреждений.
       Администрация Тамбовской   области   сообщила,   что    вопрос
   обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
   родителей,  является одной из наиболее острых социальных проблем в
   регионе.   В   июне   1999   года   было  принято  соответствующее
   постановление, направленное на соблюдение жилищных и имущественных
   прав  данной категории детей,  но из-за дефицита бюджетных средств
   работа в данном направлении  велась  малоэффективно.  В  настоящее
   время   в   очереди   на   выделение   жилья  зарегистрированы  78
   воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без
   попечения  родителей.  В течение последних двух лет им выделено 16
   жилых  помещений  для  постоянного  проживания.  Для   экстренного
   предоставления  временного  жилья  используются возможности Центра
   социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица.
       Учитывая сложившуюся   ситуацию   и  необходимость  скорейшего
   разрешения проблемы,  в апреле 2000 года принят  Закон  Тамбовской
   области  "О  социальных  гарантиях  для  детей  -  сирот  и детей,
   оставшихся  без  попечения  родителей",  который  предусматривает,
   начиная  с 2001 года,  выделение средств на приобретение жилья для
   детей - сирот или предоставление им безвозвратной ссуды.
       Необходимо принять  неотложные меры,  направленные на спасение
   беспризорных детей,  в частности,  было бы целесообразным создание
   межведомственной  комиссии,  в которую следует включить работников
   аппарата  Уполномоченного,  представителей  МВД,  МЧС,  Минздрава,
   Минобразования,   Минюста,  Минтруда,  Минобороны  России,  других
   заинтересованных ведомств.  Задачами этой  комиссии  должна  стать
   работа   по   выявлению  беспризорников,  оказанию  им  экстренной
   государственной  помощи  и  деятельность,   направленная   на   их
   социальное обеспечение.
       Для снижения  роста  социального  сиротства   нужно   усиление
   государственной поддержки семьи.  В целях предотвращения насилия в
   семье необходимы широкая пропаганда идей  гуманизма,  формирование
   культуры  прав  человека  в  обществе,  возвращение к традиционным
   семейным ценностям.
       В последние годы на первый план  выходит  проблема  наркомании
   как   глобальной  угрозы  здоровью  населения  страны.  По  данным
   Министерства   образования   Российской    Федерации    происходит
   неуклонное  "омоложение"  российской  наркомании.  Средний возраст
   начала приобщения к токсико -  наркотическим  веществам  снизился:
   среди  мальчиков  -  до  14,2 лет,  а среди девочек - до 14,6.  За
   последние  10  лет  число  смертей  от   употребления   наркотиков
   увеличилось в 12 раз,  а среди детей - в 42 раза. Наркомания среди
   беспризорников стала обычным явлением.  Каждый второй беспризорник
   употребляет наркотики регулярно.  Органами внутренних дел ежегодно
   выявляется   около    тысячи    несовершеннолетних,    совершивших
   преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения.
       Уполномоченный обращается   к   государственным   деятелям   и
   общественности страны с призывом  объединить  усилия  в  борьбе  с
   наркоманией под девизом "В XXI веке - без наркотиков".
       Рост наркомании  приводит  к  увеличению   числа   заболеваний
   СПИДом.  За  период с 1987 года в России от СПИДа умер 71 ребенок,
   около 300 детей являются носителями вируса.
       Тревогу вызывает  и  общее  состояние  здоровья детей.  Растет
   число детей,  находящихся на диспансерном наблюдении и  страдающих
   такими заболеваниями,  как сахарный диабет,  анемия,  бронхиальная
   астма,  врожденные  пороки  сердца,  а  также  болезнями   системы
   кровообращения, мочевыводящих путей.
       Количество здоровых  детей  среди  школьников  младших классов
   составляет не более 10 - 12  процентов,  средних  -  8  процентов,
   старших - всего 5 процентов. Половина школьников имеют хронические
   заболевания,  которые грозят им  инвалидностью.  Каждый  четвертый
   российский  ребенок страдает тем или иным психическим заболеванием
   (Доклад  о  развитии   человеческого   потенциала   в   Российской
   Федерации. 1999 год. ПРООН, 1999).
       Неотложных мер   требуют   проблемы   детей  -  инвалидов.  За
   последние пять лет их число увеличилось более чем в 2 раза.
       Федеральная целевая  программа  "Дети - инвалиды",  входящая в
   президентскую  программу  "Дети   России",   предусматривает   ряд
   мероприятий,  направленных  на  профилактику инвалидности у детей,
   совершенствование  лечения  и  социальной  реабилитации  детей   -
   инвалидов. Однако финансируется она неудовлетворительно.
       Повсеместно прекращают  работу   протезно   -   ортопедические
   предприятия.  Все менее доступным для детей - инвалидов становится
   качественная медицинская помощь и санаторно -  курортное  лечение.
   По сообщениям прессы,  в ряде мест России сокращается коечный фонд
   реабилитационных центров для детей - инвалидов.  Во  Владимире  на
   треть   сокращен   коечный  фонд  отделения  медико  -  социальной
   реабилитации республиканского детского ортопедо - неврологического
   центра ("Парламентская газета", 20.07.2000).
       По данным   Генеральной   прокуратуры   Российской   Федерации
   проверки,  проведенные в 20 субъектах Федерации, выявили нарушения
   законодательства  о социальной защите детей - инвалидов.  Наиболее
   серьезные из них касаются вопросов обеспечения детей  -  инвалидов
   жизненно    важными    лекарствами   и   техническими   средствами
   реабилитации.  Практически не проводится  социальная  реабилитация
   детей - инвалидов, отсутствует система профессиональной ориентации
   таких детей.  Не созданы условия для обучения и воспитания детей -
   инвалидов   и  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в
   образовательных   учреждениях.   Необходимы   адресные   программы
   реабилитации,    предусматривающие   создание   специализированных
   учреждений,  предоставление специальной помощи детям с  различными
   нарушениями  развития,  поведением  пограничного  уровня,  а также
   генетическими отклонениями (синдромом Дауна, аутизмом и другими).
       Для улучшения положения детей - инвалидов следует:
       - принять  специальный закон об охране прав детей - инвалидов,
   что позволит создать правовые  предпосылки  для  жизни  ребенка  -
   инвалида  в  семье,  а  не в детском учреждении,  не в стенах дома
   инвалидов;
       - ускорить  рассмотрение  проекта  Федерального   закона   "Об
   образовании    лиц    с   ограниченными   возможностями   здоровья
   (специальном образовании)",  который  бы  способствовал  улучшению
   функционирования системы специального образования;
       - Правительству   Российской   Федерации  ускорить  разработку
   нормативных правовых актов, устанавливающих порядок единой системы
   учета  инвалидов  в  Российской  Федерации,  в  том  числе детей -
   инвалидов,   а   также   принять   нормативные   правовые    акты,
   регламентирующие деятельность реабилитационных центров для детей и
   подростков с ограниченными возможностями здоровья и условия  труда
   работников данных центров;
       - обеспечить в полном объеме  финансирование  реабилитационных
   центров  для  детей  и  подростков  с  ограниченными возможностями
   здоровья и домов - интернатов.
       Важная работа  по  защите  прав  и  законных интересов ребенка
   проводится  уполномоченными  по  правам   человека   в   субъектах
   Российской Федерации.
       В деятельности   Уполномоченного   по   правам   человека    в
   Свердловской   области  В.В.  Машкова  особое  внимание  уделяется
   профилактике  безнадзорности   и   правонарушений.   Совместно   с
   Министерством     общего    и    профессионального    образования,
   Министерством социальной защиты  Свердловской  области  открыты  3
   кадетских школы - интерната для несовершеннолетних, 22 социально -
   реабилитационных центра,  более 20 приютов.  Создаются  социальные
   службы помощи молодежи,  "телефоны доверия",  оказывается помощь в
   трудоустройстве молодежи через систему молодежных бирж.
       Работа по  изучению  состояния  дел  в  сфере  соблюдения прав
   воспитанников детских домов и специализированных школ - интернатов
   в  2000  году  проведена Уполномоченным Республики Башкортостан по
   правам человека Ч.Б. Газизовым. По этой проблематике подготовлен и
   направлен   в   государственные   органы  Республики  Башкортостан
   специальный  доклад  с  рекомендациями  по  устранению  выявленных
   нарушений прав детей и подростков.
       Заслуживает внимания   участие   Уполномоченного   по   правам
   человека  в  Саратовской  области  А.С.  Ландо  в просветительской
   работе среди  молодежи,  организации  занятий  в  школах,  лицеях,
   библиотеках  по  разъяснению  положений  Всеобщей  декларации прав
   человека,  Европейской конвенции о защите прав человека и основных
   свобод, Конвенции ООН о правах ребенка.
       Свои предложения  по  решению  проблем  детской беспризорности
   высказал в открытом письме Президенту  Российской  Федерации  В.В.
   Путину губернатор Кемеровской области А.М.  Тулеев. По его мнению,
   необходимы издание указа главы государства о срочных действиях  по
   ликвидации  беспризорности,  принятие  постановления Правительства
   Российской Федерации о спасении беспризорных  детей  и  защите  их
   прав   и   Федерального   закона   "Об  общественном  контроле  за
   обеспечением прав несовершеннолетних" (Трибуна, 08.08.2000).
       Для реального осуществления прав и законных интересов  ребенка
   необходимо  совершенствовать  механизмы,  обеспечивающие защиту их
   прав.
       Уполномоченный поддерживает предложение об учреждении в стране
   должности Уполномоченного по правам ребенка.
       В настоящее   время  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации
   (Алтайский   край,   Нижегородская,   Калужская,    Волгоградская,
   Новгородская  области,  города  Санкт - Петербург,  Екатеринбург и
   другие)   соответствующими   распоряжениями   глав   администраций
   субъектов  Российской федерации назначены Уполномоченные по правам
   ребенка. Действуют они достаточно успешно.
       Например, в Волгоградской  области  Уполномоченный  по  правам
   ребенка Т.Н. Алексеева большое внимание уделяет "детскому телефону
   доверия".  В  области   существует   специальный   детский   канал
   телевидения.
       Представитель губернатора Калужской области по правам  ребенка
   И.С.  Струкова оказывает правовую помощь выпускникам детских домов
   и   сиротских   учреждений   области.    В    Калужской    области
   разрабатывается   закон  "О  гарантиях  и  защите  прав  ребенка",
   согласно которому сироты смогут получать государственную поддержку
   до достижения ими 23 лет.
       В Екатеринбурге  при  рассмотрении  в  судах гражданских дел в
   отношении   несовершеннолетних,    проживающих    на    территории
   Екатеринбурга, участвует Уполномоченный по защите прав детей.
       Уполномоченный по  правам  ребенка  в  Новгородской   области,
   действуя   на   общественных  началах,  большое  внимание  уделяет
   социальным проблемам.
       В рамках Экспертного совета при Уполномоченном работает секция
   по  правовой  и  социальной  защите   семьи,   в   которую   вошли
   представители правозащитных организаций,  деятели науки, культуры,
   эксперты Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации.   В   секции   идет   активное   обсуждение   механизма
   функционирования  института  уполномоченных  по  правам   ребенка,
   обобщение и распространение положительного опыта.
       Охрана прав  и  законных  интересов  ребенка   требует   также
   принятия законов о защите здоровья несовершеннолетних, об основных
   принципах   организации    деятельности    комиссий    по    делам
   несовершеннолетних,  о  государственной  защите  нравственности  и
   здоровья  граждан  и  об  усилении  контроля  за  распространением
   продукции сексуального характера.
       При разработке законопроектов по  защите  прав  детей  следует
   предусматривать  конкретные  меры ответственности должностных лиц,
   не выполняющих требования закона.
       Для снижения    преступности   несовершеннолетних   необходимо
   внедрение  в  жизнь  системы  ювенальных  судов  (судов  по  делам
   несовершеннолетних).   Ювенальная   юстиция   призвана   выполнять
   защитную  функцию  в  отношении  несовершеннолетних,  апробировать
   новые  подходы  в  борьбе  с  преступностью.  Отличительной чертой
   ювенальной юстиции является изучение личности несовершеннолетнего,
   поиск оптимальной меры воздействия за содеянное.  Целесообразность
   создания судов по  делам  несовершеннолетних  подтверждена  опытом
   других стран.

                   Граждане, страдающие психическими
                             расстройствами

       За последнее десятилетие  в  российской  психиатрии  произошли
   большие   изменения.   В   период  демократических  преобразований
   предметом общественного обсуждения стали вопросы  о  необходимости
   трансформации  этой области медицины,  прекращении злоупотреблений
   психиатрией в политических целях, ее гуманизации.
       В 1992   году   был   принят  Закон  Российской  Федерации  "О
   психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее  оказании",
   который   установил   систему   государственной,   общественной  и
   представительской   защиты   прав    личности    при    проведении
   психиатрического освидетельствования,  внебольничного наблюдения и
   стационарного лечения.
       Закон сыграл  большую  роль в судьбе отечественной психиатрии.
   Несмотря на социально - экономический кризис,  повлекший за  собой
   сокращение финансирования здравоохранения, система психиатрических
   учреждений продолжает развиваться,  ведутся  научные  изыскания  в
   этой области.
       С отменой  обязательного  диспансерного  учета изменился образ
   психиатрических служб:  они стали более гуманными и открытыми, что
   привело  к  росту  количества  обращений за медицинской помощью по
   поводу  психического   заболевания.   Увеличение   числа   впервые
   обратившихся  за  психиатрической помощью - оно выросло в 3 раза -
   врачи объясняют также объективными причинами, а именно: ухудшением
   психического здоровья россиян, спровоцированным снижением качества
   жизни и рядом факторов индивидуального характера.
       На прошедшем   в   октябре   2000  года  Всероссийском  съезде
   психиатров  приведены  следующие  данные:  число  лиц,  страдающих
   психическими  заболеваниями,  приближается  к  4  млн.  Количество
   людей,  страдающих наркоманией,  достигло 209 тыс., алкоголизмом -
   2,2    млн.   Значительно   возросло   число   людей,   страдающих
   посттравматическими   стрессовыми    расстройствами,    вызванными
   локальными   военными   конфликтами,   в  частности,  в  Чеченской
   Республике,  межнациональными столкновениями,  миграцией и другими
   факторами.
       Медицина пытается справиться с этой ситуацией,  формируя новые
   подходы  к  лечению.  Психиатры считают целесообразным - в случае,
   если болезнь протекает не в острой форме,  - не  госпитализировать
   больных.  Значительное распространение получает оказание лечебно -
   консультативной  помощи  в   диспансерах   по   принципу   обычной
   поликлиники:  заболел  - пришел на прием к врачу.  Естественно,  в
   тяжелых случаях сохраняется потребность в стационарном лечении.
       В специальном   докладе  Уполномоченного  "О  соблюдении  прав
   граждан,  страдающих психическими расстройствами"  указывалось  на
   нарушения  прав  и  свобод этой категории граждан и были высказаны
   рекомендации  относительно  возможных  и  необходимых  мер  по  их
   восстановлению.
       В условиях социально - экономического кризиса  не  выполняются
   федеральные программы по психиатрии, из текущих финансовых средств
   едва удается выплачивать зарплату сотрудникам.
       Для эффективного     функционирования     системы     оказания
   психиатрической помощи  необходимо  дополнительно  3500  врачей  -
   психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 400
   юрисконсультов,  обеспечивающих  юридическую   помощь   психически
   больным  людям,  9500 социальных работников со средним специальным
   образованием.
       В настоящее время отсутствуют нормальные условия для лечения и
   содержания больных.  Практически  все  психиатрические  учреждения
   находятся  в  бедственном  положении.  Располагаются  они обычно в
   старых зданиях  зачастую  бывших  монастырей  и  тюрем,  в  других
   неприспособленных  помещениях,  нерегулярно  снабжаются  теплом  и
   электроэнергией.
       Во многих учреждениях имеются серьезные проблемы с соблюдением
   санитарно - гигиенических условий, обеспечением больных продуктами
   питания.   Плохое   питание   больных,   страдающих   психическими
   расстройствами, провоцирует у них обострение болезней.
       Критическая ситуация    сложилась   с   лекарствами:   перечни
   медикаментов,  разрешенных   к   бесплатной   выдаче,   никем   не
   соблюдаются.  Вместе  с  тем  коммерческие  цены  на эти лекарства
   регулярно повышаются и большинство  больных  приобрести  их  не  в
   состоянии.  И  хотя  рынок  пополняется действенными психотропными
   препаратами,   использование   которых    расширяет    возможности
   психиатрической помощи вне стен лечебных учреждений,  использовать
   их могут лишь единицы.
       В докладах  региональных  правозащитных организаций приводятся
   сведения о том,  что в стационаре в поселке Троицкое  -  Антропово
   Московской области,  а также стационарах Архангельской, Кировской,
   Курганской,  Свердловской областей,  Краснодарского,  Приморского,
   Ставропольского   краев,  Республики  Карелия  больные  фактически
   голодают и не получают необходимой медицинской помощи  по  причине
   отсутствия  медикаментов.  (Права  человека  в регионах Российской
   Федерации. М., 2000, Т. 1).
       В Российской   Федерации  действует  устаревшая  классификация
   психических болезней, в основу которой положен биологический, а не
   социальный и психологический факторы.
       Закон Российской  Федерации  "О   психиатрической   помощи   и
   гарантиях  прав граждан при ее оказании" закрепляет общепринятый в
   мировой практике принцип добровольности обращения к психиатру. Все
   немногие  исключения  из  него  строго  оговорены,  и  их перечень
   является исчерпывающим.  Необходимо отметить,  что отступления  от
   этого  принципа  преследуют,  с  одной  стороны,  интересы  самого
   больного в случае,  когда отказ от  лечения  наносит  существенный
   вред  его  здоровью,  обусловливает его беспомощность,  а с другой
   стороны,  интересы окружающих, общества в ситуации, когда больной,
   оставленный    без    медицинской    помощи,   создает   для   них
   непосредственную опасность.
       Закон запрещает  использование  медицинских  средств  с  целью
   наказания  лица,  страдающего  психическим  расстройством,  или  в
   интересах   других   лиц.  Важными  являются  статьи,  посвященные
   регламентации участия  судебных  органов  в  рассмотрении  случаев
   недобровольного   оказания   психиатрической   помощи.   Судья,  в
   частности,  решает  вопрос  о  даче  санкции  на   психиатрическое
   освидетельствование  лица  без  его  согласия или без согласия его
   законного представителя,  выносит постановление  о  недобровольной
   госпитализации,  а  также  о  ее  продлении.  Действия медицинских
   работников,  иных  специалистов,  ущемляющие  права   и   законные
   интересы  граждан  при  оказании им психиатрической помощи,  могут
   быть обжалованы непосредственно в суд, а также прокурору.
       Вместе с   тем   имеют   место  случаи,  когда  госпитализация
   осуществляется  без  обязательной  в   такой   ситуации   судебной
   процедуры,  а  подпись  о  якобы  добровольном  согласии  ставится
   пациентом,  находящимся  явно  в  болезненном  состоянии.  В   тех
   случаях,   когда  оформление  недобровольной  госпитализации  было
   проведено   правильно,    сама    процедура    часто    отличается
   необоснованным применением силы.
       Уполномоченным по правам человека в Свердловской области  В.В.
   Машковым  в  1999  году в ходе проверки соблюдения прав человека в
   психиатрических учреждениях Свердловской области установлено,  что
   требования    статьи    32    Закона   Российской   Федерации   "О
   психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в
   части  получения от суда санкции для продолжения лечения больных в
   недобровольном порядке не  всегда  оформляются  судами  в  течение
   требуемых 5 дней. Выявлены случаи, когда такие разрешения давались
   либо в период лечения, либо при выписке больного из стационара.
       В 2000   году   в   результате   проверки   соблюдения  закона
   учреждениями  Республики  Коми,  оказывающими  психиатрическую   и
   психоневрологическую    помощь,   прокуратурой   Республики   Коми
   установлено,  что в  Печорский  психоневрологический  диспансер  в
   нарушение  закона  были  госпитализированы трое несовершеннолетних
   без их добровольного согласия.  Подобные факты выявлены и в Усть -
   Куломском  районе  республики.  В  свою  очередь в республиканской
   психоневрологической больнице,  Ухтинском диспансере  согласие  на
   обследование   несовершеннолетних   граждан  получали  у  лиц,  не
   являющихся их законными представителями.
       В аппарате  Уполномоченного  также  имеются  жалобы от лиц,  к
   которым были необоснованно применены меры медицинского  характера,
   а  также  от их родственников и адвокатов.  По всем этим случаям в
   соответствующие учреждения и в Генеральную прокуратуру  Российской
   Федерации  Уполномоченным  были  направлены обращения для проверки
   фактов и принятия необходимых мер.
       Практика принудительной     госпитализации,    насильственного
   применения психиатрического или психологического  лечения  вопреки
   воле и желанию пациента является нетерпимой, противоречащей нормам
   международного  права  и  российского  законодательства.  И   если
   профессиональная   деятельность   психиатрических   учреждений   в
   настоящее время достаточно  эффективно  контролируется,  то  права
   пациентов,   особенно   в   части  недобровольной  госпитализации,
   нуждаются в регулярном прокурорском надзоре и контроле со  стороны
   общественности.
       Отмечая недостатки   существующей   процедуры   принудительной
   госпитализации   граждан   в  психиатрические  учреждения,  нельзя
   допускать   развития   ситуации,   когда   граждане,    страдающие
   психическими   расстройствами,   будут   представлять   социальную
   опасность для  окружающих,  угрозу  правам  и  законным  интересам
   других граждан. В этой связи нуждается в корректировке действующий
   механизм  диспансеризации   больных,   представляющих   социальную
   опасность.
       Реабилитация граждан,  страдающих психическими расстройствами,
   -  задача,  к решению которой в современных экономических условиях
   должны привлекаться  и  негосударственные  институты.  Таков  опыт
   многих  стран,  где  медико - социальные учреждения,  добровольные
   объединения потребителей психиатрической помощи расцениваются  как
   ресурс  социальной  поддержки больных.  В настоящее время в России
   также  действует   ряд   известных   некоммерческих   общественных
   организаций,  таких,  как "Вера и свет",  Ассоциация родственников
   психически больных "Острова надежды",  фонд "Психическое  здоровье
   молодежи",  Благотворительный  фонд  "Душа  человека",  Московский
   клубный дом и другие.
       Исследования отдела организации психиатрических служб Научного
   центра психического здоровья Российской академии медицинских  наук
   свидетельствуют, что общественные организации оказывают позитивное
   влияние на ситуацию и бесспорно улучшают жизнь как больного, так и
   членов его семьи. Эта деятельность приобретает особую значимость в
   условиях  социальной  нестабильности  государства,  экономического
   кризиса,  резкого  снижения  финансирования психиатрических служб.
   Специалисты  -  медики  сходятся   во   мнении   о   необходимости
   сотрудничества  с общественными объединениями при решении проблемы
   ущемления прав людей,  страдающих психическими заболеваниями, и их
   социальной поддержки.
       Трудоустройство граждан,        страдающих        психическими
   расстройствами,  в  настоящее  время  практически невозможно.  Они
   почти вытеснены из сферы производства.  Прежде для  трудоспособных
   психически   больных   людей   создавали   специальные   цеха   на
   предприятиях.  Подобная реабилитация была эффективной,  а  изделия
   отправлялись даже на экспорт. Сейчас многие предприятия прекратили
   сотрудничество с учреждениями, оказывающими психиатрическую помощь
   гражданам.    В    существующих    при   учреждениях   лечебно   -
   производственных мастерских резко  сократился  ассортимент  работ.
   Для социальной адаптации нужны реабилитационные центры,  но даже в
   столице их недостаточно.  Информация общественных  организаций,  в
   частности,   Общества  родственников  душевнобольных  "Поддержка",
   указывает на невозможность найти  работу  даже  для  тех  больных,
   которые  социально адаптированы.  Специальная биржа труда в Москве
   для инвалидов "Оазис - труд" таких больных не регистрирует. Будучи
   отстраненными  от  трудовой  жизни,  люди  лишаются  приобретенных
   навыков, усугубляются их заболевания.
       Нарушаются права      граждан,     страдающих     психическими
   расстройствами,  в ходе  осуществления  правосудия.  Обращение  за
   помощью  адвоката,  самостоятельное  ведение  дел  в суде и другие
   формы защиты  своих  прав  большинству  психически  больных  людей
   недоступны.
       Защитой и  дополнительными  правами  должны  пользоваться  все
   сотрудники психиатрических учреждений,  непосредственно работающие
   в особо трудных и опасных условиях. Работа персонала, участвующего
   в  оказании  психиатрической  помощи,  признается деятельностью "в
   особых   условиях   труда"   с   предоставлением   соответствующих
   привилегий  и введением обязательного государственного страхования
   на случай причинения вреда их здоровью или смерти  при  исполнении
   служебных    обязанностей.    Однако   специалисты   немедицинских
   профессий,   находящиеся   в   составе   психиатрической    службы
   (социальные работники,  воспитатели,  педагоги,  юристы), не имеют
   четких гарантий своих прав,  хотя  общение  с  пациентами  нередко
   требует от них настоящего мужества.
       Ныне действующая система  охраны  душевного  здоровья  граждан
   Российской   Федерации   нуждается   в   дальнейшем   развитии   и
   совершенствовании с учетом практических рекомендаций ООН  и  опыта
   международных   и  национальных  государственных,  общественных  и
   гуманитарных  организаций,  работающих  в  области   защиты   прав
   человека.
       Для этого необходимо:
       - применение новой эффективной лечебной технологии;
       - осуществление высококвалифицированной  и  высоконравственной
   практики,   заключающейся   в   доверительных  отношениях  врачей,
   пациентов, их родственников;
       - создание    в   стационарах   атмосферы,   характеризующейся
   терпимостью,   безопасностью,   уважением   к   правам   человека,
   способствующей исцелению больных;
       - постепенное превращение психиатрических  учреждений  в  зоны
   безопасности, где люди получают помощь без опасения быть лишенными
   свободы;
       - применение надлежащего медицинского диагностирования,  отказ
   от использования для лечения наркотиков;
       - преодоление  негативных  для  больных социальных последствий
   пребывания в стационарах и прочее.
       В целях  усиления  внимания  к психическому здоровью населения
   страны Правительству Российской Федерации  необходимо  рассмотреть
   вопрос о принятии мер по профилактике заболеваемости, инвалидности
   и преступности среди лиц,  страдающих психическими расстройствами,
   а  также  продлить  до  2002  года  выполнение Федеральной целевой
   программы "Неотложные меры  по  совершенствованию  психиатрической
   помощи (1995 - 1997 годы), обеспечив ее финансирование.

                     Лица, содержащиеся под стражей
                           и лишенные свободы

       В соответствии  с  международными   соглашениями,   участницей
   которых является Россия, гражданину, оказавшемуся в местах лишения
   свободы,  должны быть предоставлены достойные  условия  содержания
   под стражей.  Не допускается пребывание лиц,  лишенных свободы,  в
   условиях переполненных  людьми  помещений,  недостаточных  запасов
   продуктов   питания,   неподобающего   медицинского  обслуживания,
   отсутствия  возможностей  для  физических  упражнений  и   отдыха,
   плохого    санитарно   -   гигиенического   состояния   помещений,
   недостаточной защиты от неблагоприятных погодных условий.
       Однако итоги  рассмотрения  жалоб  и обращений подозреваемых и
   обвиняемых, содержащихся под стражей, осужденных к лишению свободы
   и  их  родственников,  поступивших  Уполномоченному  в  2000 году,
   результаты  проверок  следственных  изоляторов  и   исправительных
   колоний  в  Республиках  Карелия,  Коми,  в  Чукотском  автономном
   округе,  в Красноярском и Ставропольском  краях,  в  Астраханской,
   Московской,  Псковской,  Ивановской,  Вологодской, Калининградской
   областях,  в городах  Москве  и  Санкт  -  Петербурге,  материалы,
   представленные   Генеральной  прокуратурой  Российской  Федерации,
   Министерством   юстиции   Российской   Федерации,    общественными
   объединениями,  средствами  массовой информации,  свидетельствуют,
   что положение лиц,  содержащихся под стражей и лишенных свободы, в
   России   по-прежнему   характеризуется   унизительным  бесправием,
   отсутствием  реальных  гарантий  прав   человека   и   гражданина.
   Практически   каждый  из  международных  стандартов  нарушается  в
   условиях российской уголовно - исполнительной системы.
       В 2000  году  на  одну  треть  по  сравнению  с  прошлым годом
   возросло число  обращений,  поступивших  Уполномоченному  из  мест
   лишения свободы.  В следственных изоляторах (сизо и исправительных
   учреждениях  продолжает  сохраняться  ситуация,  характеризующаяся
   социально   -  психологической  напряженностью,  снижением  уровня
   продовольственного и медико - санитарного обеспечения, нарушениями
   прав человека.
       В России свыше 1100 тыс.  человек  содержится  в  следственных
   изоляторах  и  исправительных учреждениях,  а существующая система
   этих  учреждений  рассчитана  на  содержание   только   700   тыс.
   Исправительные  колонии  общего  режима  и  особенно  следственные
   изоляторы переполнены.
       В ряде    регионов   (Ленинградская,   Ивановская,   Тверская,
   Тульская,      Волгоградская,      Нижегородская,       Самарская,
   Калининградская,  Кемеровская,  Новосибирская  области,  Чувашская
   Республика,  Республика Мордовия,  Ханты -  Мансийский  автономный
   округ и другие) наполнение сизо превышает установленный норматив в
   полтора - три раза.  Вместо положенных 4 кв.  метров  на  человека
   приходится  только  полтора,  а  в  ряде учреждений и того меньше.
   Около  100  тыс.  подозреваемых  и   обвиняемых   в   следственных
   изоляторах  не  имеют  индивидуального спального места.  Так,  при
   посещении  Уполномоченным  26  марта   2000   года   следственного
   изолятора N 2 г.  Москвы выяснилось, что из 5706 лиц, находившихся
   там, каждый третий вообще не имел спального места.
       Более 60  процентов  следственных   изоляторов   находятся   в
   аварийном состоянии.  Например, здание следственного изолятора N 1
   г.  Тюмени построено в  1786  году.  В  последние  десять  лет  ни
   капитальный,  ни текущий ремонт в помещениях не производился из-за
   отсутствия  финансирования.  Между  тем  перенаполнение   в   этом
   учреждении  превышает  установленную  норму  в  4  раза.  Изолятор
   временного содержания г.  Анадырь, в котором из-за отсутствия сизо
   на   территории   Чукотского   автономного   округа  содержатся  и
   подследственные,  и  осужденные  (в  среднем  50  -  60  человек),
   следующие  транзитом,  еще  в  1997  году  признан  непригодным  к
   эксплуатации.  Пребывание там людей представляет  реальную  угрозу
   для их жизни и здоровья, но изолятор продолжает функционировать.
       По-прежнему многие осужденные жалуются на плохое питание. Так,
   в учреждениях Управления исполнения наказаний  Минюста  России  по
   Ивановской  области обеспечение основными видами продуктов питания
   в первом полугодии 2000 года составило  71  процент  от  нормы,  в
   частности, жирами - 43 процента, сахаром - 23 процента, мясом - 46
   процентов от нормы.  Согласно нормативам осужденного  должны  были
   кормить  на  16 рублей 40 копеек.  Реальная же стоимость суточного
   пайка составляла 5 руб.  05 коп.  По информации прокурора Амурской
   области,  проводившего  проверку  по  обращению  Уполномоченного в
   связи с коллективной жалобой осужденных,  отбывающих  наказание  в
   лечебном исправительном учреждении  14/1,  г.  Свободный  Амурской
   области (вх.  N А-413, А-414, Б-663 и другие), подтвердились факты
   систематического   занижения   норм   продуктового    довольствия,
   положенного осужденным,  его ненадлежащего качества. Это объясняет
   то обстоятельство,  что в учреждениях  уголовно  -  исполнительной
   системы  более 39 тыс.  человек имеют дефицит массы тела,  более 2
   тыс. страдают дистрофией, причем более половины из них поступают в
   таком состоянии из следственных изоляторов.
       Не обеспечиваются права осужденных на вещевое довольствие:  из
   бюджета были  выделены  средства  на  одежду  только  для  каждого
   седьмого осужденного.
       Медико - санитарная работа  в  исправительных  учреждениях  не
   способствует сохранению и восстановлению здоровья осужденных, а ее
   финансирование осуществляется по остаточному принципу. Большинство
   следственных  изоляторов и исправительных колоний не имеют средств
   на приобретение медикаментов, перевязочного материала.
       Среди обращений к  Уполномоченному  часто  встречаются  жалобы
   лиц,  содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы,  на
   нарушение  их  конституционного  права  на  получение  медицинской
   помощи.  Например,  осужденные З.  и С. из учреждения ОЖ-118/1, г.
   Семилуки Воронежской области (вх.  N З-163,  С-724),  пишут, что в
   санчасть   попасть  практически  невозможно:  то  нет  врачей,  то
   лекарств.  Из-за  нарушения  правил  гигиены  осужденные  страдают
   кожными  и  грибковыми  заболеваниями.  Посуда  должным образом не
   обрабатывается, что способствует росту инфекционных заболеваний.
       В следственных   изоляторах   и   исправительных   учреждениях
   распространены  инфекционные  и  паразитарные заболевания.  Особую
   опасность представляет принявший характер эпидемии  туберкулез.  В
   учреждениях  уголовно  - исполнительной системы содержатся 96 тыс.
   больных  активной  формой  туберкулеза.  Из-за  нехватки  мест   в
   лечебных   учреждениях   более   15  тыс.  осужденных,  страдающих
   туберкулезом,  содержатся без надлежащего лечения в  изолированных
   помещениях  исправительных учреждений,  а 2 тыс.  - среди здоровых
   осужденных.   Не   обеспечивается   должная    изоляция    больных
   туберкулезом  в  следственных  изоляторах и при этапировании,  что
   является  грубым  нарушением  санитарно  -  гигиенических  норм  и
   способствует распространению заболевания.  Нарушаются требования о
   полном рентгено - флюорографическом обследовании.
       В коллективном   обращении   к   Уполномоченному   осужденные,
   находящиеся на лечении от туберкулеза в ЛИУ-55/5, Тверская область
   (вх.   N  М-598,  С-725,  Л-315,  К-1260,  Д-304,  С-726,  И-144),
   жалуются,  что санитарные и жилищные условия в лечебном учреждении
   не  соблюдаются.  "Мы,  больные  1-го  и 2-го стационарного учета,
   живем здесь всем скопом,  вместе со  здоровыми.  В  палатах  нечем
   дышать   от   концентрации   народа.  Со  своего  спального  места
   одновременно с соседом не встать".  В жалобе также  сообщается  об
   отсутствии  лекарств  для  лечения больных,  ненадлежащем питании,
   порочной  практике  помещения  больных  туберкулезом  в   штрафные
   изоляторы  по  надуманным  основаниям без учета состояния здоровья
   человека.  Участились  случаи  отказа  администрации  в   оказании
   медицинской  помощи  осужденным.  Так,  только после вмешательства
   Уполномоченного  были  направлены  на  обследование  и  лечение  в
   специализированное  учреждение больные туберкулезом осужденный Ф.,
   учреждение АБ-239/1 Свердловской области (вх.  N Ф-34), осужденный
   З., учреждение УО-68/6 Республики Адыгея (вх. N З-8) и другие.
       До сих пор в исправительных учреждениях не созданы условия для
   содержания  и лечения ВИЧ-инфицированных,  число которых на начало
   этого года достигло 5 тыс. человек.
       Серьезной общественной проблемой является положение  женщин  -
   матерей,  содержащихся  под  стражей  в качестве меры пресечения и
   осужденных  к  лишению   свободы.   Обеспокоенность   вызывают   и
   несовершеннолетние,  лишенные свободы. По статистике, 25 процентов
   лиц,  совершивших преступление при особо опасном  рецидиве,  и  17
   процентов  осужденных  к  пожизненному  лишению  свободы  - бывшие
   воспитанники колоний для  несовершеннолетних.  Условия  содержания
   подростков  в  воспитательных  колониях  мало чем отличаются от их
   бедственного положения в других исправительных учреждениях. Многие
   колонии  непригодны  для  размещения в них несовершеннолетних,  не
   имеют  централизованного  горячего  водоснабжения  и  канализации.
   Администрации  этих учреждений становится все сложнее обеспечивать
   осужденных питанием,  одеждой,  предметами  первой  необходимости,
   медикаментами,  учебниками  и школьными принадлежностями,  а также
   готовить их  к  возвращению  в  самостоятельную  жизнь.  Более  25
   процентов  несовершеннолетних,  находящихся  в колониях,  не имеют
   работы.  Это ухудшает дисциплину и осложняет социальную  адаптацию
   подростков.  После выхода из колонии, почувствовав свою ненужность
   и столкнувшись с равнодушием общества,  немалая  часть  подростков
   вновь оказывается в криминальной среде.
       Реформирование уголовно   -   исполнительной  системы  требует
   использования испытанных методов и поиска новых  форм  воздействия
   на  несовершеннолетних,  содержащихся под стражей.  Особое место в
   воспитательном  процессе  традиционно  занимает   образование.   В
   настоящее  время  в следственных изоляторах России находится более
   15 тыс.  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет,  многие из
   которых  не  получили  не  только  обязательного  основного общего
   образования,  но  и  начального  образования.  Значительная  часть
   несовершеннолетних,   находящихся   под   следствием,   не   может
   реализовать свое право на  образование  из-за  того,  что  учебные
   центры в структуре следственных изоляторов не предусмотрены. Такое
   положение не  соответствует  принципам  государственной  политики,
   закрепленным в Федеральном законе "Об образовании". В связи с этим
   Уполномоченный обратился к Министру юстиции Российской Федерации с
   предложением  принять  необходимые  меры  по  организации учебного
   процесса  для  несовершеннолетних,  находящихся   в   следственных
   изоляторах,   в  рамках  основного  общего  образования.  Принятые
   Минюстом России решения по этому вопросу явно  недостаточны  и  не
   решают проблему.
       Бесчеловечные, граничащие  с  пытками  условия  содержания   в
   значительной степени обусловлены экономическими причинами.  Однако
   права лиц, содержащихся под стражей и лишенных свободы, нарушаются
   также   и   действиями  администрации  следственных  изоляторов  и
   исправительных колоний. В условиях, реально сложившихся в уголовно
   -  исполнительной  системе,  государство  не  обеспечивает  охрану
   достоинства  личности,  защиту  гражданина  от  пыток,  жестокого,
   унижающего   достоинство   обращения.   Уполномоченному  поступают
   многочисленные жалобы арестованных и осужденных на  необоснованное
   применение   к   ним   физической   силы   и  специальных  средств
   сотрудниками  подразделений  спецназа  уголовно  -  исполнительной
   системы.  Созданные для обеспечения безопасности объектов уголовно
   - исполнительной системы,  эти отряды  зачастую  используются  для
   устрашения осужденных.
       Уполномоченный располагает   свидетельствами    об    избиении
   арестованных  и  осужденных  в следственных и штрафных изоляторах.
   Людей бьют во время прогулки,  в камерах при  проведении  обысков,
   сопровождающихся,  по  словам осужденных,  незаконным уничтожением
   личного имущества и продуктов питания.  Так,  7 августа 2000  года
   гражданин К.,  содержащийся в учреждении ИЗ-63/3 г. Нижнего Тагила
   (вх.  N К-1250),  за обращение с жалобой к прокурору  на  действия
   администрации сизо был дважды избит сотрудниками учреждения, после
   чего в знак протеста лезвием бритвы вскрыл себе вену. По обращению
   Уполномоченного  прокуратурой  г.  Серпухова была проверена жалоба
   обвиняемого С.  (вх. N С-634) об избиении его сотрудниками ОМОНа в
   учреждении ИЗ-49/3 г.  Серпухова, по результатам которой 14 ноября
   2000 года возбуждено уголовное дело.
       В 2000   году   Уполномоченному   поступила    информация    о
   необоснованном  применении  к  осужденным  специальных  средств  и
   физической силы из учреждений: УШ-349/3 г. Краснотурьинска и ИК-53
   г. Верхотурье Свердловской области (вх. N Щ-148, Д-234), ЛИУ-47 г.
   Артема  Приморского  края  (вх.  N  П-593),  УП-288  г.  Енисейска
   Красноярского края (вх.  N З-1966), ИУ-2272/4 г. Братска Иркутской
   области (вх.  N С-706),  ОН-55/7 г.  Ржева Тверской  области  (вх.
   N А-402),  ОЖ-116/1  Воронежской  области  (вх.  N Т-287,  К-1226,
   К-1228, С-724, З-163) и других.
       Множество фактов, свидетельствующих о нарушениях прав человека
   в  местах  лишения свободы,  послужили основанием для специального
   доклада Уполномоченного "О нарушениях  прав  граждан  сотрудниками
   Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  и уголовно -
   исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".
       В докладе   отмечается,  что  перед  органами  государственной
   власти Российской Федерации стоят задачи реформирования  структуры
   и   деятельности   правоохранительных  органов,  совершенствования
   правовой базы,  призванной обеспечить соблюдение прав  человека  в
   сфере  уголовного  правосудия  и исполнения наказания.  Необходимо
   повышение уровня культуры и профессиональной подготовки работников
   уголовно - исполнительной системы.  В этих органах должны работать
   люди,  для которых неприемлема сама мысль о возможности применения
   насилия к находящемуся под стражей человеку.
       Вопросы, поставленные  в  специальном   докладе,   взяты   под
   контроль    Администрацией    Президента   Российской   Федерации,
   рассмотрены на всероссийских совещаниях МВД России и  прокурорских
   работников,  коллегии  Министерства  юстиции Российской Федерации.
   Руководством правоохранительных  органов  намечены  дополнительные
   меры по предотвращению нарушений прав человека в этой сфере.
       Однако предпринимаемых  мер  пока  недостаточно.   В   течение
   последних  лет  уголовно  -  исполнительная система Минюста России
   обеспечивается средствами из федерального  бюджета  на  уровне  60
   процентов  от минимальных потребностей.  На реализацию федеральных
   программ строительства и реконструкции следственных  изоляторов  и
   тюрем  на  период  до  2000  года  и содействия трудовой занятости
   осужденных в 1996 -  1999  годах  денежные  ресурсы  выделялись  в
   размере  5  процентов  от  запланированных.  В  октябре  2000 года
   Уполномоченный обратился к председателю  Комитета  Государственной
   Думы  по  бюджету и налогам об увеличении в федеральном бюджете на
   2001 год финансирования уголовно - исполнительной системы  Минюста
   России.  По  мнению  Уполномоченного,  это  финансирование  должно
   осуществляться в должном объеме,  необходимом для содержания лиц в
   местах  лишения  свободы  в условиях,  соответствующих европейским
   стандартам.
       Частично эта  проблема  решена:  в  бюджете  на  2001  год  на
   содержание уголовно - исполнительной  системы  выделено  24  млрд.
   рублей,   что  составляет  примерно  90  процентов  от  минимально
   необходимого.  Необходим контроль с тем,  чтобы  эти  ассигнования
   были выделены в полном объеме.
       Основной выход  из  сложившейся  ситуации  видится  в  срочном
   решении   вопроса  о  сокращении  численности  осужденных  и  лиц,
   содержащихся  под  стражей.  В  связи   с   этим   при   поддержке
   Уполномоченного   в  Государственной  Думе  Федерального  Собрания
   Российской   Федерации   рассматривается   законопроект,   который
   позволит   существенно   изменить   положение   лиц,   совершивших
   преступления небольшой и средней тяжести.  Это должно выразиться в
   сокращении практики применения в качестве меры пресечения ареста и
   содержания под стражей;  уменьшении сроков содержания под  стражей
   лиц,  числящихся  за  органами расследования и судами;  расширении
   оснований для применения различных видов  досрочного  освобождения
   от отбывания наказаний; введении некоторых уточнений и изменений в
   уголовно - исполнительное  законодательство  в  части  гуманизации
   условий  отбывания  наказаний  и  устранении  пробелов  в правовом
   регулировании.  Помимо этого,  должны  быть  сняты  ограничения  в
   отношении  получения  посылок,  передач  и  бандеролей женщинами и
   несовершеннолетними,   уменьшены   ограничения   в   использовании
   осужденными  имеющихся  на  лицевых  счетах денег для приобретения
   продуктов питания  и  предметов  первой  необходимости,  исключено
   дополнительное  условие - перевод на облегченные условия отбывания
   наказания,  предусмотренный в  части  10  статьи  175  Уголовно  -
   исполнительного  кодекса  Российской Федерации для представления к
   условно - досрочному освобождению.  В статье 178  УИК  РФ  возраст
   ребенка,  который  учитывается  при досрочном освобождении матери,
   должен быть изменен с восьми до четырнадцати лет.  Ряд норм  этого
   законопроекта  позволит сократить массовые перевозки осужденных по
   стране  и  обеспечить  выполнение  положения  статьи  73  УИК  РФ,
   согласно которой осужденные к лишению свободы отбывают наказание в
   исправительных  учреждениях   в   пределах   территории   субъекта
   Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
       Большие усилия  в  2000  году  были  направлены  на   введение
   института   гражданского   контроля   за   соблюдением  прав  лиц,
   находящихся  под  стражей  и  осужденных.  Следует   вернуться   к
   рассмотрению  проекта федерального закона об общественном контроле
   за  обеспечением  прав  лиц,  находящихся   в   местах   изоляции,
   разграничив  формы  контроля  за  исправительными  учреждениями  и
   следственными  изоляторами,  с  учетом   специфики   последних   и
   необходимости соблюдения тайны следствия.
       Эти меры,  отвечающие интересам общества,  приблизят Россию  к
   выполнению  рекомендаций  Совета  Европы  по  обращению  с лицами,
   содержащимися под стражей и лишенными свободы.

                   Беженцы и вынужденные переселенцы.
                   Лица, ищущие убежище на территории
                         Российской Федерации.
                            Соотечественники

       В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека  в
   Российской  Федерации  в  1999  году  отмечалось,  что в России до
   настоящего  времени  отсутствует  взвешенная  и   сбалансированная
   миграционная  политика.  Анализируя  ситуацию  с  соблюдением прав
   человека   в   области   миграции   за   2000   год,    приходится
   констатировать,  что  позитивных изменений в решении столь важного
   блока  вопросов  не  произошло.  На  рубеже  третьего  тысячелетия
   Российская Федерация не имеет не только концептуально обоснованной
   государственной миграционной  политики,  но  лишилась  специальных
   координационных  и  исполнительных органов государственной власти,
   занимающихся этой проблемой.
       До настоящего времени  не  принята  концепция  государственной

Счетчики
 
Реклама
Разное