Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
04.05.2017
USD
57.09
EUR
62.32
CNY
8.28
JPY
0.51
GBP
73.83
TRY
16.15
PLN
14.8
 

МИНПРИРОДЫ РФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" (1993-1996 ГГ.)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
        Нормативные количества хранимых веществ и материалов не должны
    превышать пороговых безопасных количеств. При соблюдении указанных
    критериев хранение опасных веществ не может считаться экологически
    безопасным   при    отсутствии    необходимой    квалификации    и
    ответственности обслуживающего персонала.
        Одним из экологических требований к хранению опасных веществ и
    материалов является проведение экологической экспертизы при выборе
    производственной  площадки  для   размещения   объекта   хранения.
    Разработан проект документа:  "Экологические требования к хранению
    опасных  веществ  и  материалов",  где   изложены   требования   к
    размещению и проектированию объектов, требования к строительству и
    вводу в эксплуатацию  объектов,  хранению,  требования  к  пунктам
    слива-налива.
        6.9.6. 6981,  6981(1).  Анализ причин аварий на месторождениях
    нефти  и  газа  и  общих  критериев оценки их последствий поставил
    вопрос о создании системы оценок экологических последствий аварий,
    ориентированной на методы обработки комплексных данных, получаемых
    в  сетях  локального  экологического  мониторинга  и  объединенных
    концептуально,    методологически   и   информационно,   а   также
    возможности прогнозирования последствий аварий  в  зависимости  от
    специфики  природных  условий  - гидросферы,  почвенного покрова и
    биосферы.
        Были рассмотрены   три   группы   критериев  оценки  опасности
    загрязнения окружающей среды в местах аварий по реакции  водных  и
    наземных организмов.  Первая включает такие независимые показатели
    как радиационный индекс сухости и  количество  пролившейся  нефти,
    вторая  -  скорость  разложения  органических  веществ,  рассеяние
    органических веществ,  токсичность нефти, третья - критерии оценки
    опасности загрязнения почв по реакции микроорганизмов.
        Поскольку наиболее    комплексным    научным     направлением,
    позволяющим   предсказывать   экологические   последствия  аварий,
    является  геохимия  ландшафта,   проведена   типизация   природных
    условий,  что  позволило выделить факторы,  определяющие специфику
    последствий аварий.  Сочетание этих факторов  определяет  скорость
    самоочищения    природно-технической   системы   от   органических
    токсикантов и минерализованных вод.
        Скорость самоочищения  системы  увеличивается  с севера на юг,
    так  как  с  севера  на  юг  возрастает   скорость   минерализации
    органических   загрязнений.  Уменьшается  возможность  загрязнения
    больших  территорий  при  распространении  загрязнений  с  водными
    потоками.
        На скорость самоочищения влияет  состав  нефти  и  ландшафтная
    система  в месте аварии - тяжелая,  сернистая и парафинистая нефть
    затрудняют самоочищение системы,  а авария  в  верхних  и  средних
    звеньях  каскада  подвергает опасности загрязнения всю ландшафтную
    систему.
        Нефть накапливается  на  трех  типах  геохимических  барьеров:
    сорбционных,  седиментационных  и   восстановительных,   то   есть
    аккумуляция   и   консервация   продуктов   нефтяного  загрязнения
    происходит  в  органогенных  и  иллювиальных  горизонтах  почв,  в
    болотах, в поймах рек и донных отложениях.
        Загрязнение нефтью приводит к нарушению  процессов  аэрации  и
    влагообмена   в  почвах,  снижается  доля  гумуса  в  органическом
    веществе           почв,           происходит            изменение
    окислительно-восстановительного    потенциала.   При   загрязнении
    минеральными водами может произойти изменение в  составе  обменных
    катионов почвенного поглощающего комплекса.
        6.9.7. 6981.  При  разработке  системы  оценки   экологических
    последствий    промышленных   аварий   на   нефтяных   и   газовых
    месторождениях шельфа сделан  обзор  концепций  построения  единых
    норм и правил обеспечения экологической безопасности, в частности,
    при нефтедобыче на морском континентальном шельфе.
        Существующие методы    оценки    экологической    безопасности
    нефтегазоразработок при промышленных авариях неудовлетворительны ,
    так  как  отсутствует  концептуальная и расчетная база для синтеза
    экологических,   экономических    и    технологических    аспектов
    рассматриваемой   междисциплинарной   проблемы.   Не  используются
    фундаментальные результаты по  оценке  устойчивости  биологических
    систем.
        Для решения   проблемы    предложено    использовать    методы
    экоскрининга.  В  качестве  синтетической  базы используют понятие
    риска гибели  биологической  системы,  а  также  расчетные  методы
    управления   риском,   минимизирующие   затраты   для   достижения
    допустимого риска.  Фундаментальность полученных оценок связана  с
    их    неулучшаемостью   на   имеющихся   данных.   Это   позволяет
    объективизировать   планирование   последовательности   полученных
    данных.   В   рамках   методик   экоскрининга   решается  проблема
    многокритериальности, а также комплексности пагубных воздействий.
        В качестве  показателя  экологической  безопасности технологии
    нефтегазодобычи     необходимо      использовать      устойчивость
    океанотехнологических систем.
        6.9.8. 6983, 6983(з). Отсутствие системы обнаружения, оценки и
    прогнозирования  экологических  последствий  промышленных аварий ,
    сопровождающихся  выбросами  токсических   веществ,   взрывами   и
    горением,  не  позволяет  принимать  решения  по адекватной защите
    населения,  так   как   отсутствует   возможность   своевременного
    получения  достоверных  данных  о  их развитии,  метеорологических
    условиях  распространения  загрязнителей.  Отсутствуют   методики,
    позволяющие оперативно определять и прогнозировать распространение
    выбросов  вредных  веществ  на  экологически   опасных   объектах,
    формирование следа этих веществ с учетом влияния природных условий
    и факторов.
        Разработан проект  структурной  схемы системы,  обеспечивающей
    проведение инструментальных измерений метеопараметров атмосферы  и
    информационное  обеспечение принятия решений в случае аварии и дан
    предварительный алгоритм ее работы.  Разработан  и  испытан  макет
    СВЧ-радиометрического  комплекса,  создан  ряд программных модулей
    для расчета распространения примеси в атмосфере.
        Приведена структура,   модульная   композиция   и  архитектура
    мезомасштабной модели переноса примеси с достаточно полным  учетом
    физико-метеорологических факторов при различных сценариях выброса.
    Разработаны   алгоритмы   и   разностные   схемы    для    расчета
    турбулентности  и  ветра  в приземном слое,  переноса примеси и ее
    концентрации.   Приведены   численные   расчеты   и    исследованы
    закономерности  эволюции  облака  примеси  для  различных значений
    геострофического ветра  для  аварий,  происходящих  при  различных
    высотных    профилях    температуры,    измеренных    с    помощью
    СВЧ-радиометрического комплекса.
        Приведен проект   методики   обнаружения   и   прогнозирования
    экологических последствий  промышленных  аварий,  сопровождающихся
    выбросами  токсических  веществ,  взрывами  и горением,  с помощью
    разрабатываемой системы.
        6.9.9. 6984,       6984(з),       6984(з)-95.       Отсутствие
    нормативно-методических документов осложняет осуществление  защиты
    окружающей  среды  в  случае  аварий  и  ликвидации  экологических
    последствий  аварий,  возникающих  при  обращении   с   токсичными
    отходами.   Введение   регламента  безопасности  при  обращении  с
    токсичными отходами в процессе создания,  переработки,  хранения и
    транспортирования опасных веществ и отходов требует информационной
    и методической поддержки.
        Анализ большого числа аварийных ситуаций на территории бывшего
    СССР  позволил  выявить  опасности,  возникающие  в   чрезвычайных
    ситуациях    при    обращении    токсичными   отходами,   провести
    классификацию аварий,  связанных с  выбросом  в  окружающую  среду
    химических веществ с учетом их опасности,  выделить мероприятия по
    ликвидации, локализации, профилактике аварийных ситуаций.
        Разработан проект  Рекомендаций по предотвращению и ликвидации
    экологических  последствий  аварий  на   объектах   с   токсичными
    веществами  и отходами и при обращении с ними,  в которых изложены
    общие  требования  экологической  безопасности  при  обращении   с
    отходами,   требования   экологической   безопасности  к  условиям
    транспортировки токсичных отходов (маркировке, упаковке).
        6.9.10. 6985,   6985(з).  Статистический  анализ  чрезвычайных
    ситуаций (ЧС) показал,  что до ля техногенных ЧС в общем их  числе
    составляет  примерно  две  трети.  Доля  же  техногенных  аварий с
    выбросом  различных  вредных  веществ   достаточно   стабильна   и
    составляет  15-17%  от числа последних.  В связи с этим необходима
    система предупреждения и оперативного контроля ЧС в составе единой
    государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ).
        Система должна совмещать функции элемента ЕГСЭМ и одновременно
    обеспечивать    взаимодействие   Минприроды   России   с   другими
    министерствами  и  ведомствами   при   угрозе   или   в   условиях
    чрезвычайных  ситуаций.  Структура  и цели ЕГСЭМ определяют ее как
    главного и основного  источника  входной  информации  для  системы
    предупреждения  и оперативного контроля чрезвычайных экологических
    ситуаций о состоянии окружающей природной среды.
        Общая структура системы предупреждения и оперативного контроля
    экологических ситуаций может быть описана схемой замкнутой системы
    управления.  Конечная  цель  природоохранной  деятельности - охран
    природы,  рационального использования и воспроизводства  природных
    ресурсов   на   практике   реализуется   посредством   поддержания
    определенных  количественных  значений  для  конкретных,   заранее
    сформулированных    показателей.    Данные   о   фактических   или
    прогнозируемых значениях показателей образуют цепи обратной связи.
        Цель управления  состоит  в этом случае в том,  чтобы значения
    показателей управляемой величины совпадали с заданными  значениями
    этих показателей.
        Основные функциональные  задачи   системы   предупреждения   и
    оперативного  контроля  (СПОК) чрезвычайных экологических ситуаций
    (ЧЭС) при соответствующем  наполнении  функционального  содержания
    могут быть реализованы как при ЧЭС единовременного события,  так и
    "плановой"   производственной    деятельности,    сопряженной    с
    загрязнением природной среды.
        Информационное обеспечение СПОК ЧЭС составляют экологические и
    технико-экономические  показатели,  характеризующие  как состояние
    объекта управления - экосистемы,  так и принимаемые управленческие
    решения.
        Комплекс технических средств СПОК ЧЭС  должен  функционировать
    на  базе  вычислительных средств систем,  составной частью которых
    она является.
        Учитывая межведомственный  характер  системы  СПОК  необходимо
    решение вопросов организационного и информационного взаимодействия
    и юридического оформления этого взаимодействия.
        6.9.11. 6986,    6986(з).    Информатизация    территориальных
    природоохранных   органов   сопровождается  разработкой  сервисных
    программ  автоматизированного  рабочего  места   (АРМ)   работника
    администрации   края,   области,   района,  города  по  управлению
    природопользованием,  предупреждению  и  ликвидации   чрезвычайных
    экологических ситуаций.
        АРМ представляет     собой     региональную      экологическую
    информационную   систему   (РЭИС)   управления,   расчитанную   на
    пользователей в экологических службах региональных  администраций,
    региональных   комитетах   по   экологии   и   природопользованию,
    экологических службах предприятий. Основной функцией РИАС является
    обеспечение регионального природоохранного аппарата и его служб на
    местах  оперативной  и   достоверной   экологически   значимой   и
    информацией,   позволяющей   принимать   управленческие   решения,
    направленные на  стабилизацию  и  улучшение  состояния  окружающей
    природной среды.
        Разработана первая очередь АРМ,  включая комплекс  программ  и
    методических  материалов  по  выявлению  знаний для АРМ работников
    администрации в области  экологии.  Разработан  сценарий  развития
    аварий на примере завода медицинских биопрепаратов.  Сделан анализ
    параметров  экологического  паспорта  региона.   Обоснован   набор
    информационных    услуг,   предлагаемых   потребителю,   источники
    информации, необходимые базы данных.
        Рассмотрена возможность    использования   различных   пакетов
    прикладных программ,  позволяющих решать поставленные задачи и  их
    реализацию с использованием языка
        Подробно изложено развитие первой очереди АРМ (РЭИС),  которое
    включает  разработку:  базы  данных  по чрезвычайным экологическим
    ситуациям на территории России,  потенциально опасным промышленным
    объектам,   кадастра   источников   загрязнения  воздушной  среды,
    расчетно-справочной  базы  данных   "расчет   суммарного   индекса
    токсичности отходов"
        6.9.12. 6987,  6987(з).  В  настоящее   время   принципиальное
    значение  имеет  постановка  работ  по  взаимосвязанному  изучению
    современных сейсмических и  геодинамических  процессов  с  оценкой
    путей  и  форм возникновения негативных экологических последствий,
    поскольку  необходимы   прогностические   признаки   экологических
    последствий  сейсмических  событий  и принципы организации системы
    мер по их предотвращению.
        Рассмотрено современное геодинамическое состояние недр в связи
    с проблемами экологической безопасности,  обширные  и  интенсивные
    подвижки земной поверхности (включая зоны разломов) тектогенного и
    техногенного     генезиса,      землетрясения      тектонического,
    индуцированного и техногенно-индуцированного типа.  Среди основных
    форм воздействия негативных геодинамических проявлений  существуют
    два  класса  воздействий:  непосредственные  (разрушение строений,
    поражение населения и др.) и опосредованные  (поражение  населения
    через воздействие на атомную станцию).
        В любом  из  рассматриваемых  модельных  вариантов  необходима
    обязательная последовательность процедур : эколого-геодинамический
    мониторинг,  анализ  и  прогнозирование  оценки  с  использованием
    человеко-машинной экспертной системы, принятие решений и выработка
    превентивных мер директивными органами.
        Рассмотрены вопросы  эколого-геодинамического риска территории
    Бурятии в связи с тем,  что на ее территории,  одной  из  наиболее
    активных   в   тектоническом   отношении   на  Земле,  сохранились
    нетронутые   естественные   ландшафты   при   наличии    развитого
    промышленного  производства  и земледелия и перспектив дальнейшего
    развития.
        Особенности ее   тектонического   устройства   проявляются   в
    разделении на две структурно - тектонические области:  мезозойской
    активации  (Забайкалье)  и кайнозойской (новейшей).В свою очередь,
    область   новейшей   активизации   делится    на    два    крупных
    структурнотектонических  элемента,  развивавшихся ( и продолжающих
    развиваться)   по   диаметрально   противоположным   направлениям:
    воздымающийся    Восточно-Саянский   эпиплатформенный   ороген   и
    Байкальская зона активного  тектогенеза.  Имеются  четыре  района,
    отличающихся   направленностью,  интенсивностью  и  контрастностью
    новейших  вертикальных  и  горизонтальных  тектонических  движений
    (различных    параметров),    которые   определяются   процессами,
    происходящими  в   земной   коре.   Глубинное   строение   Бурятии
    подчеркивает контрастность тектонического строения регионов.
        Современная геодинамическая  обстановка   Бурятии   отличается
    высокой  степенью активности и определяется комбинацией двух полей
    напряжения:     регионального,     близгоризонтального     сжатия,
    ориентированного  с  юго-запада  на  северо-восток ,  и локального
    близгоризонтального рифтогенного растяжения,  характерного  только
    для впадин Байкальской зоны.
        Выделяются три   региона   по   интенсивности   землетрясений,
    произошедших  в недавнем геологическом прошлом,  наиболее активный
    из которых - Байкальская рифтовая зона и ее фланги. Вся территория
    Бурятии   сейсмически   активна,   причем   ближе  к  осевой  зоне
    Байкальской рифтовой зоны это 10-балльная сейсмичность.
        Проведенные исследования  показали,  что на территории Бурятии
    имеется  негативный   природный   геодинамический   фон,   который
    взаимодействуя  с  экологическими  факторами формирует современную
    степень  эколого-геодинамического  (сейсмического)  риска.  Особое
    значение  оценка  такого риска приобретает в связи с расположением
    вредных промышленных производств в бассейне озера Байкал.
        6.9.13. 6989,  6989(з).  Использование физико-математических и
    имитационных  моделей  пере   носа,   миграции   и   трансформации
    поражающих   факторов,   а  также  моделей  развития  чрезвычайных
    ситуаций, является наиболее эффективным средством предотвращения и
    смягчения  экологических последствий промышленных аварий,  так как
    позволяет разрабатывать и проигрывать на  ЭВМ  различные  сценарии
    возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  более  точно  оконтурить и
    составить карты очага поражения,  прогнозировать его  развитие  во
    времени и пространстве и т. п.
        Создана библиотека моделей аварийных ситуаций с математическим
    описанием  процесса протекания аварии и ее возможных экологических
    последствий.  Модели могут лечь в основу  формирования  имиджей  -
    элементов  "экологического  конструктора".  Библиотека  может быть
    использована  для  любого  вида  моделирования,  ориентирована  на
    персональный   компьютер.  Разработка  выполнена  в  универсальной
    инструментальной среде STRATUM COMPUTER.
        Полученный продукт    представляет   собой   конструктор,   из
    элементов которого пользователь сам соберет и промоделирует  любую
    возможную   аварийную   или   поставарийную   ситуацию  (в  рамках
    корректности  математического  описания  процесса,   явления   или
    объекта).
        Развитие ситуации может быть  представлено  на  фоне  реальной
    карты   или   схемы  территории.  Пользователь  имеет  возможность
    получать информацию на  экране  дисплея  в  виде  цифр,  графиков,
    гистограмм, цветовых картин, накапливать, анализировать и выдавать
    информацию в виде твердых копий.
        Разработаны методические     рекомендации     по    разработке
    компьютерных сценариев развития событий при аварийных ситуациях  с
    экологически   неблагоприятными   последствиями.  в  среде"Стратум
    компьютер" (с приложением  библиотеки  имиджей  и  примерами  схем
    развития аварийных ситуаций).
        Даны общие краткие методические  указания  по  математическому
    моделированию и библиотека имиджей для компьютерного моделирования
    промышленных аварий с экологически неблагополучными последствиями.
    Компьютерная  система  позволяет  в  режиме тренажера моделировать
    вероятные ситуации.
        Рекомендации предназначены    для   уровня   эксперта-эколога,
    который  собирает  схему  и  наполняет  ее  исходными  данными.  В
    дальнейшем  созданные экспертом схемы могут использоваться как для
    прогноза развития событий при реальной аварии,  так и  в  качестве
    тренажера для отработки навыков действия персонала.
        6.9.17. 6993.  Разработке  системы  управления   экологической
    безопасностью   в   промышленном   регионе   предшествовал  анализ
    зарубежного и отечественного опыта в решении  проблем  безопасного
    развития.  Рассмотрены  основные  техногенные опасности,  масштабы
    современных  промышленных  аварий   и   вопросы   законодательного
    регулирования безопасности.
        Обсуждены региональные   аспекты   управления    экологической
    безопасностью,    основные   элементы   экономического   механизма
    управления  экологической  безопасностью  и   основные   положения
    концепции  анализа  и  управления  риском.  Рассмотрена  структура
    системы  информационного  и  методического  обеспечения   процесса
    принятия решений по управлению экологической безопасностью.
        Предложена динамическая      эколого-экономическая      модель
    производства, позволяющая оценивать и прогнозировать экономические
    показатели   функционирования   опасных    производств,    включая
    финансовые  результаты,  социально-экономический ущерб населению и
    другие  показатели,  которые  необходимо  учитывать   в   процессе
    принятия  решений  по  управлению  экологической  безопасностью  в
    промышленном   регионе.   Даны   рекомендации   по   использованию
    эколого-экономической  модели  в  системах  поддержки  решений  по
    экологической безопасности.
        6.9.18. 8235.  В  процессе проведения комплексных исследований
    проблем  социально-экономического  развития   города   Братска   в
    условиях  зоны  чрезвычайной экологической ситуации для разработки
    научных  основ  и  программы  формирования   эколого-экономической
    инфраструктуры    зоны    чрезвычайной    экологической   ситуации
    проанализировано  состояние  природной  среды  и  его  влияние  на
    здоровья   населения   города,   основные  направления  неотложных
    мероприятий.
        Изложена структура  проекта  целевой  программы  первого этапа
    жизненного цикла  зоны  ЧЭС  ,  методы  его  разработки,  алгоритм
    согласования и утверждени.
        Среди мероприятий  целевой  программы  первого  этапа  для  г.
    Братска   названы:   модернизация   и  техническое  перевооружение
    предприятий,  повышение мощности  и  эффективности  сооружений  по
    очистке  стоков  и отходов производства,  восстановление природных
    ресурсов, восстановление здоровья населения, обеспечение населения
    полноценным  питанием,  улучшение  социально-экономических условий
    жизни и деятельности населения.
        6.10. Методы  и средства ликвидации чрезвычайных экологических
    ситуаций   и   бедствий,   экологических    последствий    крупных
    промышленных             аварий            и            катастроф.
        На территории Российской Федерации в настоящее  время  имеются
    достаточно    большие    по   площади   загрязнения   техногенного
    происхождения  радионуклидами,  тяжелыми  металлами,  пестицидами.
    Мероприятия  по  ликвидации  загрязнений  должны  основываться  на
    методических и нормативных документах.
        6.10.1. 6994,    6994(з).    Проведение   дезактивационных   и
    рекультивационных работ на радиоактивно  загрязненных  территориях
    связано со сложным комплексом научно-технических и организационных
    мероприятий,  требующих  для  своего  осуществления   значительных
    материальных  затрат,  при  этом отсутствует единый идеологический
    подхода к стратегии и практике проведения восстановительных работ.
        Анализ причин    и    последствий    загрязнения    территорий
    радионуклидами,  факторов  радиационной  опасности,   существующих
    концепций    и    нормативов    проведения    дезактивационных   и
    рекультивационных  работ,  методов   и   конкретных   приемов   их
    проведения  позволил  предложить  конкретный  набор методических и
    нормативных   документов,    регламентирующих    мероприятия    по
    дезактивации территорий, оборудования, сооружений, техники.
        Разработан проект методических указаний по оценке радиационной
    обстановки    на   загрязненной   территории,   в   котором   дана
    классификация   загрязненных   территорий,   методы    определения
    параметров  радиационной обстановки,  критерии оценки радиационной
    обстановки.  Приведены технические характеристики основных средств
    контроля   радиоактивной   загрязненности  территорий,  параметров
    радиационной  обстановки  и  дозовых  нагрузок   на   персонал   и
    население.  Справочный  материал  содержит  основные  методические
    положения  непосредственных  измерений  радиоактивных  параметров,
    включая  дозовые нагрузки на персонал и население.  Приведен также
    перечень рекомендуемого аппаратурного оснащения  по  радиационному
    контролю и основные принятые и обсуждаемые радиационные нормативы.
        Разработаны Рекомендации   по   проведению   дезактивации    и
    рекультивации      территорий,     загрязненных     искусственными
    радионуклидами,    Методические    указания    по    радиационному
    обследованию природных ландшафтов и сельскохозяйственных угодий.
        Подходы к оценке эффективности дезактивации (ЭД)  загрязненных
    территорий  рассмотрены  с точки зрения технологических критериев,
    обусловленных  измерением   радиационных   параметров   во   время
    проведения     и     по     завершению     дезактивации,    и    в
    санитарно-гигиеническом  аспекте  ЭД.  Основные   положения   этой
    проблемы   изложены   в  проекте  Концепции  оценки  эффективности
    дезактивации и рекультивации загрязненных территорий.  Рассмотрены
    особенности  проведения  дезактивации  в  зависимости  от  условий
    радиационного загрязнения.
        Эти документы являются частью нормативной базы для выработки и
    принятия   решений   по   реализации   того   или    иного    типа
    дезактивационных работ.
        6995,6995(з). Определены особенности загрязнений сельхозугодий
    в результате разовых радиоактивных выбросов в атмосферу. Выявлено,
    что радионуклиды,  входящие в состав носителей любой  материальной
    основы,  за исключением изотопов, входящих в структуру оплавленных
    частиц, соприкасаясь с поверхностью почвенных частиц, сравнительно
    быстро переходят в состав почвенно поглощающего комплекса.
        Если после аварии не проводилась механическая обработка  почв,
    то  большая  часть  радионуклидов  находится  в  дернине (70-98%).
    Размеры миграции радионуклидов в слои почвы и в готовую  продукцию
    сельскохозяйственного   растениеводства  зависят  от  типа  почвы,
    особенностей     минерального      питания,      продолжительности
    вегетационного  периода,  распределения  корневых  систем в почве,
    различий в продуктивности,  уровня  плодородия  почвы  и  времени,
    прошедшего после аварийных выбросов.  Механическая обработка почвы
    при  внесении  оптимальных   доз   минеральных,   органических   и
    известковых   удобрений,   обеспечивающих   получение   стабильных
    урожаев,  позволяет  снизить  размеры  перехода  радионуклидов   в
    биогеоценозы от 1,5 до 10 раз.
        Разработаны правила проведения комплекса взаимоувязанных работ
    по  дезактивации  радиоактивно загрязненных почв.  В правилах даны
    основные положения организации работ по дезактивации  радиоактивно
    загрязненных  почв,  агротехнические приемы механической обработки
    почвы,  способствующие снижению перехода радионуклидов в продукцию
    растениеводства,   правила   проведения   работ   по  дезактивации
    естественных лугов и пастбищ, правила применения средств химизации
    для  снижения  поступления радионуклидов в растения.  В приложении
    приведены  технологические  схемы   коренного   и   поверхностного
    улучшения естественных кормовых угодий.
        6.10.4. 6999,  6999(з).   Анализ   законодательных   актов   и
    нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность всех
    функциональных      элементов       экономического       механизма
    природопользования  в  зонах чрезвычайных экологических ситуаций и
    бедствий (ЗЧЭС и Б) показал,  что в  законодательстве  отсутствуют
    четкое   определение   и   критерии  отнесения  регионов  к  зонам
    экологической чрезвычайной ситуации и экологического  бедствия,  а
    нормативно-правовой   базой   затронуты   лишь  отдельные  стороны
    ситуации, регионы, виды природных ресурсов и их загрязнения.
        Во многом   такое  положение  обусловлено  новизной  проблемы,
    недостатка  опыта  системного  подхода  к  ее  решению   в   новых
    экономических  условиях,  что  выражается в отсутствии для органов
    различного  ранга  и   ведомственной   принадлежности   управления
    деятельностью в ЗЧЭС и Б регламента понятийного аппарата,  а также
    пакета правовых документов,  определяющих роль и место  Минприроды
    России в этой сфере деятельности.
        Обоснованы основные       направления        совершенствования
    экономико-правового механизма и предложены поправки в существующие
    законы и  акты,  рассмотрена  возможность  расширения  и  развития
    нормативных основ.
        Предложен состав пакета документов , регламентирующих механизм
    природопользования     в     зонах     ЧЭС     и    Б.    Перечень
    нормативно-инструктивных документов, включая документы, по которым
    Минприроды  России  в силу своих функций может инициировать работу
    по  их  совершенствованию.  Разработан  проект  словаря  терминов,
    определены общие подходы к оценке учета особенностей в зонах ЧЭС и
    Б.
        6.10.6. 7001, 7001(з). При разработке информационно-справочной
    системы  для   поддержки   принятия   решений   по   экологической
    реабилитации     территорий     собраны,    систематизированы    и
    проанализированы действующие в стране нормативы содержания тяжелых
    металлов  и  пестицидов  в  почве,  сельскохозяйственном  сырье  и
    продуктах  питания.  Оценены  аналитические   методы   определения
    содержания   химических   загрязнителей   в   сельскохозяйственных
    объектах (почва,  продукция),  имеющиеся в литературе  сведения  о
    последствиях  действия  пестицидов  и тяжелых металлов на организм
    человека.
        Разработана информационно-справочная   система   по   проблеме
    химико-токсикологического     и     радиоактивного     загрязнения
    сельскохозяйственных  объектов.  Информационный  фонд компьютерной
    системы     включает:     нормативно-техническую     документацию,
    разработанную   и   введенную   в   действие  в  рамках  программы
    комплексной   стандартизации   в   области    природоохранительной
    деятельности;    действующие   нормативы   содержания   химических
    загрязнителей  и  радионуклидов  в  почве  и  продукции  сельского
    хозяйства;  основные  методы  определения  содержания токсикантов,
    стронция-90 и цезия-137 в сельскохозяйственных объектах ,  а также
    отдельные справочные сведения, необходимые для принятия решений по
    экологическому оздоровлению территорий.
        Информационно-справочная система  может  эксплуатироваться  на
    IBM   совместимых   компьютерах,   работающих   под    управлением
    операционной системы MS DOS (PC DOS) версии 3 и выше.
        Весь массив     информации      по      радиологическим      и
    химико-токсикологическим     проблемам    сгруппирован    в    две
    самостоятельные рубрики:  "Нормативно-техническая документация"  и
    "Справочные сведения", которые, в свою очередь, содержат разделы и
    подразделы.  Рубрика  1-  нормативно-техническая  документация   -
    включает  пять  разделов:  нормирование,  охрана  природы,  методы
    определения  тяжелых  металлов,  методы   определения   остаточных
    количеств пестицидов,  методы определения радионуклидов. Рубрика 2
    - справочные сведениярадионуклиды,тяжелые металлы.  Дано подробное
    описание программного средства системы.


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное