Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
04.05.2017
USD
57.09
EUR
62.32
CNY
8.28
JPY
0.51
GBP
73.83
TRY
16.15
PLN
14.8
 

МИНПРИРОДЫ РФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" (1993-1996 ГГ.)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
    рассчитывается   с  учетом  потенциала  устойчивости  атмосферы  к
    трансграничному  загрязнению  в  конкретном  регионе.  Учитывается
    также  плотность проживающего на данной территории населения.  Для
    выявления наиболее  опасных  источников  загрязнения  атмосферного
    воздуха   на   рассматриваемой   территории   используется   шкала
    превышения отдельными загрязнителями установленных норм выбросов.
        6.6. 6877,   6877(з).  С  целью  эколого-экономической  оценки
    трансграничных переносов р.  Ангары диагностировано состояния реки
    на   границе   Иркутской   области   и   Красноярского   края   по
    гидрохимическим   показателям   на   основе   данных   многолетних
    наблюдений ОГСН, подвергнутым статистической обработке, а также по
    результатам исследований,  выполненных  различными  ведомствами  и
    институтами  и  по  натурным  данным  экспедиционных исследований,
    проведенных Красноярским научным центром.
        Подавляющий объем  загрязненных  сточных  вод - порядка 99%  -
    образуется и сбрасывается на территории Иркутской области,  однако
    значительная  часть  загрязнений  переносится  транзитом по реке в
    пределы Красноярского края.  Загрязнение Нижней Ангары  становится
    лимитирующим   фактором   стабильного   экологически   безопасного
    экономического  развития   Нижнего   Приангарья,   в   особенности
    строительства Богучанской ГЭС.
        В связи с  этим  становится  актуальной  разработка  механизма
    экономического   взаимодействия  Красноярского  края  и  Иркутской
    области в отношении компенсации ущерба,  наносимого  загрязненными
    сточными водами Иркутской области Нижнему Приангарью.
        Основой экономических  расчетов  является  оценка   превышений
    концентраций  загрязняющих  веществ в р.Ангаре на границе регионов
    над их ПДК и концентрациями естественного гидрохимического фона. В
    списке   приоритетных   показателей   качества   вод,   достоверно
    превышающих нормативы,  входят фенолы,  нефтепродукты,  цветность,
    БПК-5,  ХПК,  цинк.  По ряду веществ данные отсутствуют, а по ряду
    требуют   уточнения.   Без   оценки   существующих    концентраций
    хлорорганических   и   металлоорганических  токсикантов  выводы  о
    качестве воды в Ангаре будут неполными.  Частично  суммарный  учет
    этих  веществ  берет  на  себя показатель интегральной токсичности
    (ИТ), но этого недостаточно.
        Проработка методологических  подходов  к эколого-экономической
    оценке трансграничных переносов показала,  что существующие методы
    диагностики  состояния качества воды и гидроэкосистемы позволяют с
    достаточной точностью определить массоперенос загрязняющих веществ
    через   пограничный   створ,  а  утвержденные  нормативно-правовые
    руководства по платности природопользования -  обосновать  размеры
    компенсационных выплат.
        Водноэкологическая ситуация на Нижней Ангаре может  измениться
    к  лучшему  только  при  условии  осуществления крупного комплекса
    водоохранных мероприятий в бассейне Ангары на территории Иркутской
    области.     Следует     проработать    механизм    экономического
    взаимодействия Красноярского края и Иркутской области в  отношении
    компенсации   ущерба,  наносимого  загрязненными  сточными  водами
    Иркутской области Нижней Ангаре.
        6.7. Системы  мер  по  оздоровлению экологической обстановки в
    регионах.
        Различная устойчивость  и  уязвимость  экосистем на территории
    России  требуют  установления  жестких  региональных   регламентов
    антропогенной активности с учетом специфики природных условий.
        6.7.1. 6878,  6878(1).  Действующие   к   настоящему   времени
    нормативно-правовые   документы,   регламентирующие  экологические
    требования   к   хозяйственной   деятельности   в   зоне   Севера,
    характеризуются  различием  подходов и разной степенью детализации
    соответствующих  установок  и   требований,   что   не   позволяет
    рассматривать  их  как  систему  нормативно-правового  обеспечения
    экологически ориентированного и рационального природопользования в
    северных регионах России.  Федеральные акты вошли в противоречие с
    принятым  недавно  Законом  о  местном  самоуправлении,   согласно
    которому  распоряжение  природными  ресурсами  передается  местным
    органам власти.
        Разработка и совершенствование экологических требований должны
    предусматривать   максимальную   взаимосвязь    экономических    и
    экологических целей,  их экономическую и техническую достижимость,
    разумную предосторожность и минимизацию воздействия на  окружающую
    среду,  обязательность  учета  региональных особенностей Арктики и
    Севера,  решение экологических проблем "шаг за шагом",  на  основе
    выделения  приоритетных  предприятий  и зон,  гласности и широкого
    участия населения в подготовке решений по охране окружающей среды.
        Комплекс экологических требований к хозяйственной деятельности
    в районах Арктики и Севера предусматривает: разработку специальных
    отраслевых    экологических    регламентов    для   тех   отраслей
    производства,  которые развиваются преимущественно  в  Арктическом
    регионе;    лицензирование   всех   существующих   и   планируемых
    производств    с     выдачей     разрешения     на     комплексное
    природопользование;  разработку программ экономических, социальных
    и природоохранных мер,  направленных на  повышение  экономической,
    социальной   и   экологической   эффективности  производств  и  на
    сбалансированное   достижение   этих    целей.    Такая    система
    экологических  требований  к  хозяйственной  деятельности позволит
    постепенно   перейти   к   разработке   и   реализации   Стратегии
    экологически  безопасного (устойчивого) развития районов Арктики и
    Севера.
        6.7.2. 6879,  6879(з).  Арктика  и  Субарктика характеризуются
    специфическими природно-климатическими  условиями,  что  позволяет
    рассматривать их как единый регион - Север России.
        Экологический подход к выделению территории Севера  основан  в
    данной  работе  на комплексном показателе природно - климатических
    условий,   отражающем   характерные   особенности   региона    как
    естественной    биоклиматической    границы   между   разреженными
    древостоями северной тайги и сомкнутыми лесами  умеренного  пояса.
    Севернее этой границы невозможно выращивание зерновых культур, что
    определяет и особенности экономического статуса территории Севера.
        Биосферный статус  региона,  зависимость  национальных укладов
    жизни коренных народностей Севера от экологического  состояния  их
    исторических   территорий  и  современные  масштабы  антропогенных
    трансформаций    природной    среды    обусловили    необходимость
    регулирования  структуры  производства  и  потребления  как единой
    системы в рамках стратегии стабильного развития Севера РФ.
        В Стратегии   стабильного   развития  должны  найти  отражение
    основные направления оптимизации  природопользования:  создание  и
    сохранение   резерва   ненарушенных   территорий  для  поддержания
    экологического  равновесия  в  регионе  и  сбережения   природного
    генофонда и биологического разнообразия,  обеспечения традиционных
    форм   жизни    коренных    народов;    экологизация    экономики;
    законодательное   оформление   экологичских   требований  ко  всем
    природопользователям;  ограничение  промышленной  деятельности  до
    масштабов,  обеспечивающих добычу и комплексную переработку только
    тех природных  ресурсов,  потребность  в  которых  не  может  быть
    удовлетворена за счет других территорий;  использование социальных
    механизмов  решения  экологических  проблем;  закрепление  прав  и
    обязанностей  исполнительных  органов  в  соответствующих законах,
    регламентирующих   использование   ресурсов   и    природоохранную
    деятельность;     международное     сотрудничество    в    области
    фундаментальных и  прикладных  исследований  по  экологии  Севера,
    создания   информационной  геоэкологической  системы,  организации
    системы   заповедных   территорий,   использования    экологически
    безопасных технологий в промышленности.
        6880 Высокоширотное положение  арктического  пояса  определяет
    крайнюю  экстремальность  природных условий,  исключительно низкую
    биопродуктивность,  бедность  видового  состава   и   упрощенность
    структуры наземных экосистем,  значительную флуктуацию численности
    птиц  и   млекопитающих.   Эти   условия   ,   а   также   крайняя
    заторможенность  биологических  процессов  обусловливают  глубокие
    нарушения  и  низкие  восстановительные  способности   при   любых
    неблагоприятных воздействиях.
        На высокоширотных   территориях    Крайнего    Севера    можно
    дифференцировать   три   крупных  региона  с  различными  уровнями
    антропогенной  трансформации  ландшафтов:  европейский   Север   с
    преобладанием   сплошных   ареалов   значительного  хозяйственного
    освоения,  север Западной Сибири с очагово-линейной  конфигурацией
    освоенных  земель  в  условиях  пионерного промышленного освоения,
    остальные  территории  Крайнего  Севера  с  фоновым  преобладанием
    малоосвоенных  и  неосвоенных земель и дисперсным распространением
    очагов хозяйственного освоения.
        Основными источниками   антропогенного   воздействия   в  этом
    регионе можно  назвать:  горнорудные  предприятия  -  железорудные
    комбинаты   Кольского  Севера,  разработку  месторождений  угля  в
    Воркутинском бассейне  и  Чукотском  автономном  округе,  комбинат
    "Ковдорслюда   "   и   др.;   металлургические  и  медно-никелевые
    предприятия  -  Норильский  ГМК,  комбинат   "Печнганикель",   ГМК
    "Североникель",  Кандалакшский алюминиевый завод;  нефтегазодобычу
    на  севере  Западной  Сибири,  в  республике  Коми  и  на   шельфе
    арктических  морей,  переработку и транспортировку углеводородного
    сырья.  Сюда же относятся урбанизация и потенциальная радиационная
    загрязненность.
        Ограничение промышленной деятельности в каждом районе  Арктики
    и   Севера   имеет   свои  особенности.  На  Кольском  полуострове
    стабилизация экологической ситуации может  быть  достигнута  путем
    изменения   ориентации  социально-экономического  развития  Севера
    России  и  формирования  современных  ценностных  и   нравственных
    установок, согласующихся с принципами "Стратегии защиты окружающей
    среды Арктики".
        На Ямале   необходима   организация   разноуровневой   системы
    страховых  фондов  охраны  окружающей  среды  для   финансирования
    предупреждения  и  ликвидации  экологических  последствий  крупных
    аварий,  катастроф  и  стихийных  бедствий.  Возможно  привлечение
    иностранного капитала. Уместно применение льготного кредитования и
    субсидирование  предприятий,  эффективно  осуществляющих   задания
    экологических  программ  и  занятых в реализации планов Минприроды
    Россиии в этом регионе Арктики.
        Для Гыданского  полуострова необходим эколого-политологический
    прогноз как средство  предупреждения  катастрофы  на  полуострове,
    природная среда которого может быть спасена.
        Таймырский полуостров требует создания  математической  модели
    взаимодействия реки и моря, эколого-политологического прогноза для
    развития и освоения фоновых территорий.
        Для сохранения   уникальны   природных   комплексов   устьевых
    областей рек необходимо ограничение хозяйственной деятельности  на
    водосборах  крупных  хозяйственных рек,  а также рек,  формирующих
    сток в  Арктическом  регионе.  Оптимизация  природопользования  на
    таких   сложных   природных   комплексах  в  современных  условиях
    маловероятна.
        Необходимо выделение  заповедных  территорий и акваторий,  как
    центров   постепенного   восстановления   нарушенных   прилегающих
    ландшафтов,  создание  зон  этнического  покоя  -  земель с особым
    режимом природопользования.  Необходима  также  дифференциация  по
    эколого-географическим   зонам   экологических  норм  и  платности
    природопользования.
        Система мер  должна  предусматривать развитие таких блоков как
    информационный,        нормативно-правовой,        управленческий,
    эколого-прогностический, социально-экономический.
        6.7.5. 6883,  6883(з). Для разработки комплекса мероприятий по
    защите  водных  объектов  от  загрязнений  поверхностным  стоком в
    бассейне  реки  Белой  проведен  анализ   современного   положения
    хозяйственной  деятельности  на  этой территории,  выявивший,  что
    значительную долю  загрязнений  вод  (60-80%)  несут  промышленные
    предприятия  городов  Уфа,  Стерлитамак,  Салават  и  др,  имеющие
    достаточно надежные технологии и очистные сооружения.
        Наиболее опасным  для  экологии  региона является промышленный
    район г.Уфы,  расположенный в бассейне р.Шугуровки, притока Белой.
    После  впадения  Шугуровки  содержание  загрязнителей,  таких  как
    нефтепродукты, фенолы, металлы, взвешенные вещества, превышают ПДК
    в 10-100 раз.  Значительную проблему для этого района представляет
    загрязнение вод диоксинами,  содержание которых в водах колеблется
    от 146 до 600 пг/г.
        Разработаны предпроектные предложения и  исходные  данные  для
    ТЭО  первоочередных мероприятий по защите рек Белая и Шугуровка от
    загрязнения,  которые включают проектно-строительные мероприятия ,
    обеспечивающие  инженерную  защиту  реки  от  загрязнения талыми и
    дождевыми, а также частично дренируемыми в русло грунтовыми водам,
    поступающими с участка водосбора,  занятого предприятиями северной
    промышленной   зоны.   Предусмотрена   защита    подземных    вод,
    совершенствование   производственной,  в  частности,  водоохранной
    деятельности предприятий.  Дан  прогноз  характеристик  водного  и
    гидрохимического   режима   рек  в  связи  с  резкими  изменениями
    экологических воздействий на водный объект.
        Предложена научно-техническая  программа  для решения проблемы
    загрязнения    поверхностных    вод    диоксинами.     Разработана
    принципиальная    технологическая    схема   и   рекомендации   по
    строительству сооружений  и  установок  для  извлечения  токсичных
    веществ из сточных вод.
        6.7.6. 6884,  6884(1),  6884(з).   Интенсивная   хозяйственная
    деятельность  в  бассейнах  Черного  и  Азовского  морей привела к
    существенным  изменениям  всего  комплекса  природных  условий,  в
    первую  очередь,  к  неблагоприятным  нарушениям гидрофизического,
    гидрохимического и гидробиологического режимов морей. Одновременно
    растет  ущерб,  причиняемый  народному хозяйству.  Реально оценить
    происходящие  изменения  не   позволяет   отсутствие   необходимой
    информации,   в   первую   очередь,   о  пространственно-временной
    изменчивости характеристик абиотических и  биотических  процессов,
    особенно антропогенного загрязнения.
        Для экологически безопасного природопользования на  акваториях
    Азовского   и  Черного  морей  необходимо  разработать  конкретную
    систему мер.  Предложено для  обоснования  и  выбора  системы  мер
    применить   критерии   экологической  опасности  (безопасности)  и
    выявлять степень и характер экологической опасности  по  нарушению
    существующих  норм.  В  основу определения критериев экологической
    опасности   заложено   соотношение    четырех    факторов:    вида
    экологической          опасности         (социально-экологической,
    ресурсно-экологической,    биосферно-экологической);     характера
    экологической ситуации;  масштаба и динамики развития экологически
    опасных  воздействий;   факторы   риска   дальнейшего   обострения
    ситуации.
        Схема системы     мер     по     экологически      безопасному
    природопользованию  на  акваториях  морей  с учетом названных трех
    приоритетных  видов  экологической  опасности  включает:  изучение
    источника  опасности,  последствий возможного события;  разработку
    рекомендаций;  финансовые  и  экономические   меры   и   различные
    мероприятия.
        Предложена и  апробирована  для  систематизации  и  наглядного
    представления    разнородных    и   трудно   сопоставимых   данных
    экологических  наблюдений  методика  экологического   картирования
    морских акваторий.
        Ситуация экологической катастрофы или бедствия  в  прибрежной,
    береговой  и  акваториальной  части  бассейна  Черного и Азовского
    морей пока  не  констатируется.  Ряд  участков  акватории  моря  и
    районов  побережья  по  некоторым  оценкам,  приближаются  или уже
    находятся в кризисном состоянии. Особую тревогу вызывает аномально
    высокий  уровень  загрязнения  вод у побережья Краснодарского края
    аммиаком и фосфором.
        В границах   прибрежно-устьевой   зоны   Черноморско-Азовского
    бассейна к  кризисным  относятся:  устье  Дона  (с  г.  Азовом)  и
    Таганрогский     залив;     Новороссийско-Темрюкский    ареал    и
    Туапсинско-Сочинская  линейная   прибрежная   зона.   Предложенная
    система мер может осуществляться пока на локальных уровнях.
        6.7.9. 6888.   Северо-Восточная   часть   России    отличается
    биогеографической  уникальностью  пресноводной  ихтиофауны  речных
    бассейнов и регионов района.  Это  обстоятельство  диктует  особую
    стратегию   сохранения  биоразнообразия  фауны  рыб  и  разработку
    системы  мер  рационального   природопользования,   обеспечивающих
    сочетание  эффективности  хозяйственной  деятельности с приемлемым
    уровнем защиты окружающей среды и здоровья населения.
        Состояние природной  среды  на  побережье  и  акваториях морей
    северо-востока России (включая Магаданскую  область)  определяется
    интенсивной   разведкой   углеводородного   сырья   и  драгоценных
    металлов, возрастающими потребностями в энергоносителях.
        Дефицит продуктов    питания    и    обозначившиеся    границы
    продуктивности агроценозов  требуют  резкого  увеличения  промысла
    биологических   ресурсов  моря,  что  возможно  путем  оптимизации
    промысла природных популяций рыб  в  границах  стабильных  уловов,
    более     интенсивное     использование    ресурсов    водорослей,
    беспозвоночных,  а также гидробионтов низших трофических  уровней,
    развития работ в области морской биотехнологии, марикультуры.
        Поскольку более 90%  рыбы и морепродуктов добывается на шельфе
    и   прибрежных   мелководьях,  а  хозяйственное  освоение  региона
    интенсифицируется,  возрастает транспортная  нагрузка  на  регионы
    (более    90%    грузов   доставляется   в   Магаданскую   область
    морем),появилась проблема сохранения береговой полосы.
        В связи  с  хозяйственным  освоением  северо-востока появилась
    проблема оперативной оценки  состояния  природной  среды,  условий
    функционирования   шельфовых   и  прибрежных  экосистем,  познания
    протекающих в  них  процессов,  а  также  степени  устойчивости  к
    антропогенным  воздействиям.  При  определении  путей  организации
    экологического мониторинга  в  северной  части  Охотского  моря  и
    структуры    соответствующих    служб   следует   учитывать,   что
    распределение  продукционного  потенциала  охотоморских  экосистем
    крайне  неравномерно,  выделяются  ряд  локальных зон экстремально
    высокой биологической  продуктивности,  играющих  большую  роль  в
    воспроизводстве    популяций   гидробионтов   и   функционировании
    экосистем.
        Сложности создания  сети  экологического мониторинга связаны с
    дефицитом   специалистов,   их    ведомственной    разобщенностью,
    отсутствием  координационного центра.  Необходима продуманная сеть
    экологических станций,  на которых будет контролироваться качество
    воздуха,  химический  состав  воды,  ход фенологических процессов,
    состояние различных групп животных и растений.
        6.7.10. 6889,  6891. Рассмотрены основные подходы к разработке
    практического руководства по методике формирования  и  организации
    исполнения   региональных   программ   оздоровления  экологической
    обстановки.
        Региональные программы   должны   формироваться  на  принципах
    целенаправленности,  системности,   целостности,   обеспеченности.
    Одним  из  недостатков и препятствием реализации программ является
    отсутствие финансовой  модели  их  реализации.  Они,  к  тому  же,
    недостаточно  увязаны  с  экологическими и социальными условиями в
    регионах,  не учитывают политическую ситуацию,  военные  действия,
    интересы суверенных государств. При разработке программ необходима
    тщательная   формулировка   ожидаемых   результатов,    так    как
    расплывчатость  целей  и  задач  резко  снижают  эффективность  ее
    реализации.
        На основе  действующего  пакета нормативно-правовых документов
    разработано практическое  руководство  по  реализации  программных
    подходов,  связанных  с  необходимостью оздоровления экологической
    обстановки.  Оно включает в себя документы, обеспечивающие порядок
    разработки программы, ее финансирования и обеспечения реализации.
        Руководство представлено в форме  природоохранных  нормативных
    документов,  включающих: Порядок разработки и реализации программы
    оздоровления   экологической   обстановки;   Порядок   обеспечения
    реализации   и   контроля   эффективности  программы  оздоровления
    экологической безопасности;  нормативно-техническую документацию и
    инструментарий программы оздоровления экологической обстановки.
        6.7.11. 6892,  6892(з).  Обострение экологической  ситуации  в
    регионе  бассейна  Каспийского  моря является резкое изменение его
    уровенного   режима,   оказывающего    негативное    влияние    на
    сельскохозяйственные  и промышленные объекты,  города и населенные
    пункты.
        В условиях  образования  и  становления в бассейне Каспийского
    моря   ряда   независимых   государств   возникает   необходимость
    международной  кооперации  и  координации научно-исследовательских
    работ,  организации и осуществления  практических  мероприятий  по
    снижению и ликвидации экологической опасности в регионе.  Одной из
    основ регионального сотрудничества государств бассейна Каспийского
    моря:   Азербайджана,   Исламской   республики  Иран,  Казахстана,
    российской Федерации и  Туркменистана  может  стать  Международная
    программа экологических исследований.
        С целью  научного   обоснования   экологической   безопасности
    прибрежных  территорий  и  акватории  Каспийского  моря в условиях
    резкого изменения уровенного режима предусмотрен выбор оптимальных
    направлений  научно-исследовательских  работ для адекватной оценки
    природных и социально-экономических явлений, от реализации которых
    будет  зависеть  улучшение  состояния  окружающей  среды  регионов
    Каспийского моря.
        Принципом формирования   программы   является   приоритетность
    решения   общерегиональных   проблем,   взаимовыгодность   участия
    прикаспийских  государств в выполнении программы на основе баланса
    их интересов, ситемность решения экологических проблем Каспийского
    региона.
        Основными результатами  реализации  программы  должны   стать:
    оценка  современного экологического состояния Каспийского региона,
    разработка  стратегии   устойчивого   (экологически   безопасного)
    развития    Каспийского    региона,   разработка   научных   основ
    долгосрочной   экологической   политики   государств   Каспийского
    региона, разработка системы экологического мониторинга.
        Структура программы   предусматривает    изучение    следующих
    проблем: гидрологических - моря и его бассейна, геоморфологических
    - побережья моря, экологических и медико-экологических, создания и
    функционирования    Единого   Межгосударственного   Экологического
    мониторинга  Каспийского  моря,  создание  концепции  и  программы
    практических   мероприятий   по   рациональному   использованию  ,
    воспроизводству и сохранению природных ресурсов бассейна
        6.7.12. 6893,         6893(з).        Разработан        проект
    федерально-региональной экологической  программы  по  оздоровлению
    воздушной  среды  городов  России  с  целью  формирования  системы
    организационно-технических   мероприятий   ,    необходимых    для
    эффективного достижения хорошего качества воздуха, реформы методов
    контроля и системы мониторинга окружающей среды.
        Проект программы   содержит  следующие  основные  разделы:  1.
    Законодательство и  регламентирующие  положения.2.Критерии  оценки
    экологического         состояния        территории.3.Экологическое
    нормирование.4.Моделирование  переноса  загрязняющих   веществ   в
    микро-и   макросистемах.5.Методология   и  методы  государственной
    экспертизы и оценки  воздействия  на  окружающую  среду  (ОВОС).6.
    Информационное    обеспечение    атмосфероохранной   деятельности.
    7.Управление развитием промышленных технологий,  методов и средств
    пылегазоочистки.8.    Рациональное    использование   сырьевых   и
    энергетических ресурсов.9.  Система экологического мониторинга.10.
    Система        контроля        соблюдения       атмосфероохранного
    законодательства.11.  экономические  стимулы  и   административные
    меры.
        Организационно-технические мероприятия по сокращению  выбросов
    в  городах  России  с  высоким и очень высоким уровнем загрязнения
    атмосферы.13.   Научные   исследования.   В   программе    указаны
    необходимые работы,  рекомендованы организации-исполнители,  сроки
    проведения  работ  (до  1999  года).  Предложена  также  программа
    основных   работ   по   оздоровлению  природной  среды  России  от
    загрязнения транспортными средствами на 1995-2000 годы.
        6.7.13. 6894,  6894(з)т.1,  6894(з)т.2.  В  рамках  разработки
    проекта    федерально-региональной     экологической     программы
    восстановления  малых  рек Россиии установлена роль основных видов
    хозяйственной деятельности в изменениях водных ресурсов и  водного
    режима малых рек.  Подготовлен архив данных по месячному стоку 196
    малых  рек  ЕТР,  имеющих  продолжительные   ряды   наблюдений   и
    подготовлен каталог их современного состояния.  На большинстве рек
    изменение стока в  сторону  увеличения  связано  с  климатическими
    факторами,  такими  как  повышение  температур  холодного сезона и
    увеличение осадков,  особенно летне-весенних.  Выделены  районы  с
    наибольшим  антропогенным  воздействием  на  все  руслоформирующие
    факторы руслового процесса малых рек.
        6.7.14. 6895,    6895(з).    Решение   вопросов   комплексного
    использования вод Россиии и обеспечения экологической безопасности
    рек,  озер, морей является неотъемлемой частью ее экономического и
    социального  развития  и  в  то  же  время  неразрывно  связано  с
    проблемами  рационального  природопользования  и охраны окружающей
    среды.
        Для решения  существующих  проблем  в  области использования и
    охраны  вод  и  еще   в   большей   степени   для   предотвращения
    неблагоприятных   ситуаций,   способствующих   их   возникновению,
    необходимы    комплексные    исследования    в    рамках    единой
    государственной научно-технической программы.  Главной целью такой
    программы является оздоровление рек и внутренних  водоемов  России
    до состояния санитарной и экологической безопасности.
        Предложены основные  направления  работ  в  рамках  программы:
    -оценка  современного  состояния  режима и качества природных вод,
    прогноз их изменений под  влиянием  хозяйственной  деятельности  и
    колебаний климата;
        -оценка экологического  состояния  рек,  озер,   водохранилищ,
    устьевых  участков  рек,  прибрежно-шельфовых  зон,  внутренних  и
    окраинных морей,  разработка рекомендаций  по  их  оздоровлению  и
    рациональному использованию с учетом природоохранных требований;
        -оценка влияния изменений режима водных объектов на окружающую
    среду   ,   санитарные   условия   жизни   и  здоровье  населения,
    функционирование   водных   и    наземных    экосистем,обоснование
    допустимой  антропогенной  нагрузки на водные объекты,  разработка
    рекомендаций по предотвращению вредного воздействия вод;
        -разработка рекомендаций  по предотвращению загрязнения водных
    объектов,  совершенствование  технологий,  конструкций  и  методов
    очистки природных с точных вод;
        -разработка методов оптимального управления водными ресурсами,
    обеспечивающих научно-обоснованное с эколого-экономических позиций
    использование природных вод;
        -разработка правовых,  нормативных и экономических принципов и
    механизмов управления водопользованием  в  новых  экономических  и
    административно-правовых   условиях,   совершенствование   водного
    законодательства;
        -разработка принципов    и    создание   комплексной   системы
    мониторинга водных объектов и контроля качества вод.
        Дано содержание  основных разделов программы:  1.  Современное
    состояние водных ресурсов крупных речных бассейнов России, прогноз
    изменения  их  режима  и  качества  вод под влиянием хозяйственной
    деятельности....2.  Оценка   изменений   режима,   качества   вод,
    экологического   состояния   озер   и   водохранилищ;   разработка
    мероприятий по их оздоровлению  и  рациональному  использованию  с
    учетом  природоохранных требований...3.Изменение режима,  качества
    вод,  экологического состояния устьевых участков  рек,  прибрежных
    зон,   внутренних   и  окраинных  морей;разработка  научных  основ
    прибрежно-морского  водопользования,  защиты   морской   среды   и
    берегов.4. Комплексное изучение малых рек, разработка рекомендаций
    по их использованию и охране от загрязнения и истощения.5.  Оценка
    влияния     изменений    гидрологического,    гидрогеологического,
    гидрофизического и гидрохимического  режимов  водных  объектов  на
    окружающую  среду,  санитарные условия жизни и здоровье населения,
    функционирование  водных  и  наземных  экосистем...6.  Современная
    структура   водопользования  и  тенденций  его  развития.  Прогноз
    водопотребления в основных водоемких отраслях народного  хозяйства
    с   учетом  новых  экономических  принципов  перехода  в  рыночную
    систему, экологичских и медико-биологических требований...7.
        Разработка методов  оптимального управления водохозяйственными
    системами  и  охраны  вод,  обеспечивающих  научно-обоснованное  с
    эколого-экономических  позиций  использование  природных  вод...8.
    Совершенствование  технологий  и  конструкций   водоподготовки   и
    очистки природных и сточных вод, создание новых методов, повторное
    использование  очищенных  сточных  вод...9.  Разработка  правовых,
    нормативных  и экономических принципов управления водопользованием
    в    новых    экономических    и    административных     условиях,
    совершенствование водного законодательства....10. Разработка общих
    требований к схемам комплексного  использования  и  охраны  водных
    ресурсов в современных условиях...11. Создание комплексной системы
    мониторинга водных объектов.
        Доминирующая до сих пор концепция комплексного использования и
    охраны  водных   ресурсов   была   ориентирована   на   отраслевое
    использование водных ресурсов и их охрану по остаточному принципу,
    без  учета   экологических   требований.   Рассмотрено   изменение
    экологического  состояния  водных  систем,  озер  и  водохранилищ,
    устьевых участков  рек,  прибрежных  зон  внутренних  и  окраинных
    морей.
        6896, 6896(з).  Дана оценка состояния основных водных  систем,
    озер    и    водохранилищ,   рассмотрено   современное   состояние
    экологического мониторинга в Россиии.
        6897, 6897(з).     Проанализированы    возможность    снижения
    загрязнения подземных  вод  в  местах  складирования  промышленных
    отходов,  условия загрязнения подземных вод на участке водозабора,
    влияние  техногенных  воздействий  водоотбора  на  гидрохимические
    условия водоносных систем,  влияние техногенных факторов и влияние
    отбора подземных вод на изменение  фильтрационных  свойств  пород,
    мониторинг водоносных систем.
        6898, 6898(з).   Предложены   основные   положения   концепции
    программы обеспечения экологической безопасности рек Россиии: цели
    и  критерии,  регионально-бассейновый   характер   рассматриваемых
    проблем,  методика  и  последовательность осуществления программы,
    характеристика необходимых мероприятий (нейтрализация  загрязнений
    промышленными  и  коммунальными  сбросами,  ликвидация загрязнений
    поверхностным стоком, воссоздание очищающих процессов в акваториях
    водных объектов).
        Рассмотрены проблемы малых  рек,  сделан  анализ  современного
    состояния совместного использования поверхностных и подземных вод,
    состояния   технологий,   сооружений   и    конструкций    очистки
    коммунально-бытовых сточных вод и проблемы утилизации осадков.
        6899, 6899(з).  Предложена концепция  разработки  подпрограммы
    "Моря   России"   как   составной   части  основной  программы  по
    обеспечению экологической безопасности поверхностных  вод  страны.
    Целью   подпрограммы   является  создание  и  поддержание  условий
    экологической безопасности в морях России путем скоординированного
    осуществления      комплекса     мероприятий     организационного,
    нормативно-правового,  экономического,  научного  и  практического
    характера,   призванных   ослабить   воздействие   существующих  и
    предотвратить появление новых факторов,  угрожающих  экологической
    безопасности морских акваторий.
        Основной задачей подпрограммы является  определение  важнейших
    направлений  и  механизмов  осуществления  практических  действий,
    которые могут быть положены в основу отбора и последующей плановой
    реализации  конкретных  мероприятий федерального,  регионального и
    локального уровней.  В основу действий по реализации  подпрограммы
    положен   международно   признанный   принцип   профилактического,
    упреждающего подхода, а не "принцип реагирования".
        При разработке    подпрограммы    рассмотрена    экологическая
    обстановка в морях Россиии,  основные направления деятельности  по
    обеспечению экологической безопасности морских акваторий,  способы
    достижения целей по основным направлениям деятельности, управление
    реализацией  подпрограммы,  источники  и  механизмы финансирования
    мероприятий,  реализующих  целеустановки  подпрограммы,   контроль
    эффективности реализуемых мероприятий.
        6.7.15. 6990,   6990(з).   В   рамках    разработки    проекта
    федерально-региональной  программы по предотвращению загрязнения и
    деградации почвенного покрова России  сделан  аналитический  обзор
    современного    состояния    и    использования   почв,   динамика
    деградационных процессов и обусловливающих их факторов.
        Нарушение в  результате  хозяйственной деятельности физической
    целостности почвенного покрова,  загрязнение химическим веществами
    и   физическая   деградация   почв,   истощение   их   плодородия,
    необоснованное отчуждение ценных земель для несельскохозяйственных
    нужд   создали   предпосылки   возникновения  угрозы  национальной
    безопасности России.
        Для предотвращения загрязнения и деградации почвенного покрова
    необходимо,  в   первую   очередь,   последовательное   выполнение
    почвоохранных  мероприятий на основе уже имеющихся законодательных
    актов.     Во-вторых      необходимо      ускоренное      создание
    нормативно-правовой    базы,    направленной   на   предотвращение
    деградации почв России.  Основой ее должен стать Закон  об  охране
    почв.
        Предложен проект Закона,  в котором изложены: общие положения,
    меры  охраны  почв,  государственный  учет  вредных воздействий на
    почвы,  наблюдение и контроль в области  охраны  почв,  разрешение
    споров  по  вопросам  охраны  почв,  ответственность  за нарушение
    законодательства об охране почв, международные договоры.
        6.7.16. 6901.  Сохранение  биологического разнообразия следует
    рассматривать как необходимое условие,  обеспечивающее возможность
    существования  человеческого  общества в долгосрочной перспективе.
    Центральной методологической проблемой в  данном  случае  является
    нахождение гармоничного сочетания охраны животного и растительного
    мира,  составляющих  биоту  Земли,  с   устойчивым,   рациональным
    использованием биологических ресурсов.
        Разработан проект    федеральной    региональной     программы
    сохранения,   восстановления  и  воспроизводства  растительного  и
    животного мира, учитывающий характеристики социально-экономических
    условий в России в переходный период,  определивших распад единого
    экологического   пространства,    экономические    преобразования,
    суверинизацию         регионов,        возникшее        ослабление
    контрольно-инспекционных структур и связанное  с  этим  обострение
    проблемы    сохранения    ,   восстановления   и   воспроизводства
    растительного и животного мира.
        Сформулированы основные принципы и цели программы, рассмотрены
    проблемы и тенденции изменения состояния животного и растительного
    мира,   определен   комплекс   неотложных   мер   по   сохранению,
    восстановлению  и  воспроизводству  животного  мира   и   основные
    механизмы их реализации (экстренные, необходимые и превентивные).
        Проект программы  может  рассматриваться  только  в   качестве
    матрицы,  заполнение которой соответствующим материалом даст ответ
    на вопрос о целях, заложенных в формулировку названия.
        6.7.19. 6904.  При  разработке  методики  составления  местных
    экологических программ и принципов  их  межрайонного  согласования
    учитывали,   что   местные  экологические  программы  должны  быть
    ориентированы на содействие процессу возникновения  и  устойчивому
    эколого-социально-экономическому  развитию  Мест.  Они должны быть
    тесно увязаны в рамках единой  экополитики  страны,  но  полностью
    соответствовать своеобразию каждого места.
        Был выполнен   анализ    местных    экологических    программ,
    разрабатываемых  и  реализуемых  в  России  в  настоящее время,  в
    частности, в административных районах Ярославской области, который
    включал определение роли этих программ в экополитике России.
        В основу  методики  составлениия  местных   программ   положен
    деятельный,  системный,  ориентированный  на конкретного человека,
    подход к разработке экологических программ для локального  уровня.
    Такой  подход  позволяет  эффективно реализовывать государственную
    экополитику  на  каждой  конкретной  территории  в   разнообразных
    эколого-социально-экономических   условиях   регионов.   Программы
    предложено   разрабатывать   на   основе   рыночных   инструментов
    экополитики.  В  качестве  информационно-правовой основы локальных
    экологических  программ  предусмотрено  использование  комплексных
    территориальных   кадастров   природных   ресурсов   и   объектов.
    Предполагается интерактивный  подход  к  разработке  экологических
    программ,  который  подразумевает  организацию сотрудничества всех
    заинтересованных сторон в ходе их разработки и реализации.
        6.7.21. 6906,  6906(1), 6906(з). Предложен проект региональной
    программы по экологическому оздоровлению Кузбасса.  Предварительно
    сделан  анализ  отечественного  и  зарубежного опыта и рассмотрены
    новые подходы к разработке и реализации экологических  программ  в
    горнопромышленных   регионах  России.  Дана  эколого-экономическая
    оценка  техногенного  воздействия  на  природную  среду,  здоровье
    населения и социальную обстановку Кемеровской области.
        Программа экологического  оздоровления  области  должна   быть
    рассчитана  на два уровня реализации - федеральный и региональный,
    сопряжена с другими федеральными  программами,  включая  программу
    развития   металлургического   комплекса.  Она  является  синтезом
    экологических программ предприятий региона и региональных программ
    по  отдельным  экологическим  направлениям.  Заказчиком  выступает
    администрация Кемеровской области  совместно  с  заинтересованными
    министерствами  и  ведомствами  России.  Программ  предусматривает
    решение вопросов непосредственно силами области и финансируется за
    счет регионального Экологического фонда.
        Региональная программа  включает:  создание   единой   системы
    гидро-метеорологических   наблюдений,   обеспечивающих  постоянный
    контроль за состоянием водной и воздушной  сред;  обеспечение  ПДК
    вредных  веществ  в  сбрасываемых  в  р.Томь  промышленных  водах;
    очистку  реки  -  основного   источника   водоснабжения   региона;
    переработкe,   утилизацию  и  захоронение  отходов;  сохранение  и
    расширение лесных  зон  и  природных  заповедников;  разработку  и
    осуществление экологического и медицинского мониторинга и создание
    на этой базе системы обеспечения здоровья населения.
        Экологические программы  предприятий  и отдельных направлений,
    определяющих региональную  программу  экологического  оздоровления
    Кузбасса    содержат    сведения    о   предприятии,   необходимых
    мероприятиях,   ожидаемых   результатах.   Выделены   мероприятия,
    предлагаемые для включения в федеральные целевые программы.
        Инвестиционная политика   при   реализации   программ   должна
    базироваться   на   принципе  государственной  поддержки  за  счет
    кредитования  на   возвратной   и   платной   основе.   Сохранение
    безвозвратного  бюджета  должно  осуществляться  для экологических
    объектов,  имеющих  коммерческий  характер  и   не   располагающих
    собственными источникам финансирования.
        6.7.22. 6907,       6907(1).       Разработана       концепция
    регионально-федеральной   программы   "Экологическая  безопасность
    Урала" в соответствии с решением совещания представителей  органов
    власти  и  управления,  государственных  природоохранных  органов,
    производственных,  научных  и  коммерческих  структур   Уральского
    региона, а также Минприроды России.
        Необходимость разработки   регионально-федеральной   программы
    вызвана  кризисной  экологической  ситуацией  в Уральском регионе,
    общностью  экологических  проблем  республик  и  областей   Урала,
    целесообразностью   координации   действий  и  объединения  усилий
    республик  и  областей  в  решении  приоритетных  общерегиональных
    экологических   проблем,   затрудненностью,   а   в  ряде  случаев
    невозможностью решения экологических проблем  собственными  силами
    республик и областей без поддержки, в том числе финансирования, со
    стороны Федерации.
        Подготовлен пакет документов, необходимых для ее формирования,
    который        включает        проект         положения         об
    административно-координационного      Совете     по     управлению
    формированием  и  выполнением   программы,   а   также   комплекты
    материалов   по  формированию  блока  НТР  и  блока  экологической
    реконструкции  предприятий.  Созданы   программные   средства   по
    информационному обеспечению формирования программы.
        Определены цели и задачи программы,  принципы ее формирования,
    структура  (два  блока  научно-технических  работ  по  обеспечению
    экологически  безопасного  развития  Уральского  региона  и   блок
    экологической реконструкции предприятий), управление формированием
    и выполнением программы,  финансирование. Разработаны методические
    материалы для оформления подачи заявок в программу.
        Вторая редакция проекта программы формировалась в  укрупненном
    блочном   варианте   в   соответствии  с  утвержденной  концепцией
    программы.  Выделены семь  направлений  (блоков)  с  подразделами:
    оценка  и  прогноз  развития экологической ситуации;  разработка и
    реализация системы мер по экологически безопасному  и  устойчивому
    развитию  Уральского  региона;  правовые  и  экономические аспекты
    регламентации природоохранной деятельности;  система регионального
    мониторинга;     экологически     безопасные    ресурсосберегающие
    технологии;  природоохранные технологии и оборудование; воспитание
    и      образование.      Предусмотрено      научно-информационное,
    организационное  и  нормативно-правовое   обеспечение   программы.
    Составлен  план  мероприятий по реализации направлений и разделов.
    Дано технико-экономическое обоснование работ на 1996-1998 гг.
        Созданы механизмы    управления    разработкой   программы   и
    предложены механизмы управления реализацией программы.  Образованы
    и           функционируют           научно-технический           и
    административно-координационный  советы   программы.   Разработаны
    пояснительная записка, технико-экономическое обоснование.
        6907(з)-95. При создании третьего варианта федеральной целевой
    программы  "Экологическая  безопасность  Урала"  подготовлен пакет
    документов ,  представленных затем  в  Правительство  РФ.  В  него
    входили:  программа,  план  мероприятий  по реализации направлений
    программы, план первоочередных мероприятий, пояснительная записка,
    ТЭО,  выписка  из  решения АКС РФП ЭБУ,  письмо Минприроды России.
    Инициатива территорий Уральского региона по  разработке  программы
    получила поддержку на федеральном уровне.
        6.7.23. 6908(з).   Оптимальные    решения    в    профилактике
    экологических  проблем  и  предотвращении  негативных  последствий
    хозяйственной  деятельности  для  природы  невозможны  без   учета
    географической   специфики   и   территориальности   в  размещении
    производств, особенно экологически опасных (ЭОП).
        Проведены исследования по обоснованию приоритетных направлений
    экологической регламентации хозяйственной  деятельности  в  разных
    природно-климатических    зонах.    В    качестве    основы    для
    дифференцированного  подхода  к  накоплению   информации   принято
    биогеографическое     деление,     и     климатические    критерии
    дифференциации.
        Рассмотрены эколого-опасные     производства     и     выбраны
    приоритетные для разработки экологических  регламентов  размещения
    отдельных  промышленных объектов.  С целью недопущения "перегрузки
    ландшафта" сделана оценка интенсивности действия 17 видов  ЭОП  на
    отдельные   компоненты   ландшафта.  В  баллах  оценены  очаговые,
    очагово-фронтальные,  фронтальные   воздействия.   Оценены   также
    масштабы    и    типы   воздействия   (механические,   химические,
    физические).  Рассмотрено влияние на  зональные  и  интразональные
    ландшафты.
        Приведена таблица относительной оценки интенсивности  действия
    эколого-географических   регламентов  размещения  ЭОП  в  пределах
    биогеографических регионов.
        Подготовлена основа    для   ГИС   "Экологические   регламенты
    размещения  эколого-опасных  производств  на  основе  программного
    продукта  ГеоГраф.  Для  этого  проведена  подготовка  серии карт,
    отражающих  характер  регламентации  размещения   ЭОП.   Карты   в
    отцифрованном  виде  вошли в структуру ГИС и послужили основой для
    оценки актуального состояния в размещении ЭОП.
        Наложение "слоев"  карт  в  процессе их анализа дало материалы
    для  районирования  РФ   по   интенсивности   действия   факторов,
    ограничивающих  размещение ЭОП - природных (климат,  сейсмичность,
    рельеф и пр.),  хозяйственных (наличие  аналогичных  ЭОП,  наличие
    других     ЭОП,    транспортная    освоенность,    недостаточность
    обеспеченности энергией и пр.) и экологичских (степень загрязнения
    среды  - атмосферы,  водных источников,  почв,  разрушение биоты и
    пр.).    Выделены    приоритеты    экологической     регламентации
    хозяйственной   деятельности  в  различных  природно-климатических
    зонах РФ.
        6.7.24. 6909, 6909(2). Необходимость совместного использования
    поверхностных  и  подземных  вод  определяется   двумя   основными
    моментами:  ухудшающейся экологической обстановкой в ряде регионов
    России , связанной с интенсивным использованием природных ресурсов
    и   повышающимися   требованиями   к   надежности  водообеспечения
    населения, промышленности и других водопользователей.
        Совместное использование   предполагает   формированный  отбор
    подземных вод в  маловодные  годы,  когда  ресурсов  поверхностных
    источников  водоснабжения  недостаточно  для  покрытия  заявленной
    потребности,  и единую систему водоподачи,  когда запасы подземных
    вод  используются  не  как  постоянный источник воды,  а в качстве
    резерва.
        На примере    Московского   региона   показана   необходимость
    разработки   и    внедрения    методов    управления    совместным
    использованием  поверхностного  стока  и  подземных вод.  Варианты
    совместного использования поверхностных и подземных вод  различны,
    как   правило,   взаимодополняют   друг  друга,  хотя  могут  быть
    использованы    и    как    самостоятельные.    Основная    задача
    гидрогеологического    обоснования    совместного    использования
    поверхностных и подземных вод заключается в  сборе  и  обосновании
    параметров восполнения эксплуатируемых водоносных горизонтов как в
    пространстве, так и во времени.
        Разработана методика  оценки  взаимного  влияния на показатели
    качества питьевой воды при совместном использовании  поверхностных
    и    подземных    вод.   Для   реализации   методики   разработана
    математическая  модель   управления   совместным   использованием,
    которая  включает,  наряду с элементами водохозяйственной системы,
    месторождения  подземных  вод.   Элементы   модели   соответствуют
    элементам  или  фрагментам  водохозяйственной  системы  и обладают
    эквивалентными  им   характеристиками.   Каждый   элемент   модели
    представляет   собой   объект,   состояния  которого  определяется
    функцией двух переменных -  количества  и  качества  в  нем  воды.
    Разработан алгоритм реализации предлагаемой модели.
        6.7.25. 6910,  6910.  Разработан  проект  Федеральной  целевой
    программы работ по утилизации в Российской Федерации запрещенных и
    непригодных к  применению  пестицидов.  Целью  Программы  является
    полное  обезвреживание  всех имеющихся запрещенных и непригодных к
    применению пестицидов не позднее 1998 года.
        Проведена оценка номенклатуры и объемов накопления запрещенных
    и непригодных  к  применению  пестицидов  по  областям  Российской
    Федерации.  Определены  основные  классы  пестицидов  как объектов
    утилизации и обезвреживания по объектам  образования,  агрегатному
    состоянию,   химическому  составу  действующего  вещества,  ценным
    компонентам, входящим в состав пестицида. Предложена классификация
    неорганических  пестицидов  как объектов утилизации и органических
    как объектов обезвреживания.
        Разработана концепция    решения    проблемы    утилизации   и
    обезвреживания  пестицидов  при  минимальных  затратах  на  основе
    максимального     использования    действующих    производств    и
    природоохранных объектов.
        В технико-экономическом   обосновании   даны  критерии  оценки
    территорий для выбора мест размещения мощностей по  обезвреживанию
    пестицидов,  критерии  оценки промцентров,в которых предполагается

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное