Стр. 3
внеоборотных активов по строке 190 бухгалтерского баланса не
отражена стоимость производственного оборудования в размере ХХХ
тыс. рублей, а в составе оборотных активов по строке 220 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям" не отражена
сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на указанное
оборудование, в размере ХХХ тыс. рублей. Соответственно по строке
621 "Поставщики и подрядчики" не отражена кредиторская
задолженность перед поставщиком в размере ХХХ тыс. рублей.
По нашему мнению, за исключением влияния на финансовую
(бухгалтерскую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей
части, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY"
отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое
положение на 31 декабря 20(XX) г. и результаты ее финансово-
хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря
20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации в части подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы,
определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности)".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
46. Пример аудиторского заключения в части, содержащей мнение с
оговоркой из-за разногласия относительно раскрытия информации:
"Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря
20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность
организации "YYY" состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках;
пояснительной записки.
Ответственность за подготовку и представление этой финансовой
(бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации
"YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о
достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит в соответствии с:
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности
(указать аккредитованное профессиональное объединение);
правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
нормативными актами органа, осуществляющего регулирование
деятельности аудируемого лица.
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить
разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на
выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования
доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой
(бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о
финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов
и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке
финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных
оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а
также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные
основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
В финансовой (бухгалтерской) отчетности организации "YYY" не
раскрыта существенная информация:
об обеспечении обязательств и платежей в размере ХХХ тыс.
рублей;
об арендованных основных средствах в размере ХХХ тыс. рублей.
По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в
предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность
организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных
отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г. и
результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1
января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации в части
подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать
документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку
подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности)".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
47. Пример аудиторского заключения в части, содержащей
отрицательное мнение из-за разногласия относительно учетной
политики или адекватности представления финансовой (бухгалтерской)
отчетности:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
"Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря
20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность
организации "YYY" состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках;
пояснительной записки.
Ответственность за подготовку и представление этой финансовой
(бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации
"YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о
достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и
соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит в соответствии с:
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
нормативными актами органа, осуществляющего регулирование
деятельности аудируемого лица.
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить
разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на
выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования
доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой
(бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о
финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов
и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке
финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных
оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а
также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные
основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
(Описание разногласий).
По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств
финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY"
недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г.
и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1
января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно и, таким образом, не
может быть признана соответствующей требованиям законодательства
Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности (и/или указать документы, определяющие требования,
предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности)".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 7.
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
(введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405)
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов
аудита, устанавливает единые требования к внутреннему контролю
качества аудита.
2. Принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего
контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора),
так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут
быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.
3. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности
используются понятия, которые означают следующее:
"руководитель аудиторской проверки" - аудитор, несущий основную
ответственность за проведение аудита;
"работники" - руководящие сотрудники и иные специалисты,
участвующие в аудиторской деятельности аудиторской организации
(индивидуального аудитора), а также в оказании сопутствующих
аудиту услуг;
"ассистенты аудитора" - сотрудники, участвующие в проведении
аудита и не являющиеся аудиторами.
Требования по обеспечению качества аудита
4. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны
определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля
качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и
оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными
законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской
деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской
деятельности, действующими в профессиональных аудиторских
объединениях, членом которых является аудиторская организация
(индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
5. Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер,
временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые
аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от
таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное
расположение, организационная структура аудируемого лица, а также
от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с
чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.
Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля
качества аудита представлены в приложении к настоящему правилу
(стандарту) аудиторской деятельности. Они являются обязательными к
исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными
аудиторами).
6. Общие требования к системе внутреннего контроля качества
аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора)
должны придерживаться принципов независимости, честности,
объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального
поведения;
б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора)
должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также
обладать профессиональной компетентностью, необходимой для
выполнения обязанностей с должной тщательностью;
в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную
подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников,
осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить
разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует
надлежащему уровню качества;
д) в случае необходимости проводятся консультации со
специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными,
так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении
договора или продолжении сотрудничества надо исходить из
соображений независимости аудиторской организации (индивидуального
аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом
и честности руководства аудируемого лица;
ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью
и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего
контроля качества аудита.
7. Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля
качества аудита необходимо довести до сведения работников
аудиторской организации (индивидуального аудитора) так, чтобы
обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и
процедуры понятны и применяются на практике.
Требования
по обеспечению внутреннего качества работы
в ходе аудиторской проверки
8. Руководитель аудиторской проверки должен применять такие
процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые
соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
9. Руководитель аудиторской проверки анализирует
профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов
аудиторов, которые выполняют порученную им работу.
10. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким
образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа
будет выполняться с должной тщательностью и той степенью
профессиональной компетентности, которая необходима в данных
обстоятельствах.
11. Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа,
должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие
указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур.
При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как
характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в
области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на
характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
12. Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план
аудита являются важным средством для доведения до сведения
ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
13. Во время проведения аудита работники, осуществляющие
контрольные функции, должны:
а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы
определить:
обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и
компетентностью для выполнения порученных им заданий;
понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
выполняется ли работа в соответствии с общим планом и
программой аудита;
б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области
бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения
аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих
изменений в общий план и программу аудита;
в) устранять расхождения в профессиональных суждениях
работников.
14. Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна
проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень
компетентности, по следующим вопросам:
а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
б) были ли выполненная работа и полученные результаты
надлежащим образом документально оформлены;
в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в
аудиторских выводах;
г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
д) соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной
работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
15. Необходимо своевременно проверять следующее:
а) общий план и программу аудита;
б) оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего
контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и
поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и
программу аудита в результате такой оценки;
в) документальное отражение аудиторских доказательств,
полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов,
сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки
и аудиторское заключение.
16. Проверка работы по проведению аудита может включать также
(особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок)
требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной
аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные
процедуры до представления аудиторского заключения.
Приложение
к правилу (стандарту) N 7
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ
И КОНКРЕТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА АУДИТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АУДИТОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АУДИТОРОМ)
А. Профессиональные требования
Принципы
Работник аудиторской организации (индивидуального аудитора)
должен придерживаться принципов независимости, честности,
объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального
поведения.
Конкретные процедуры
1. Назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления
руководства проведением конкретных процедур и разрешения вопросов,
связанных с соблюдением принципов независимости, честности,
объективности и конфиденциальности, для чего:
а) определить обстоятельства, при которых было бы уместным
документальное оформление принятых решений в отношении вопросов,
связанных с соблюдением принципов независимости, честности,
объективности и конфиденциальности;
б) требовать проведения необходимых профессиональных
консультаций.
2. Доводить до сведения работников цели и процедуры,
применяемые в отношении принципов независимости, честности,
объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального
поведения, для чего:
а) информировать работников об общих целях и конкретных
процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным
аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и
процедуры;
б) придавать особое значение независимости мышления в процессе
обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
в) своевременно информировать работников о тех аудируемых
лицах, по отношению к которым должны выполняться требования
независимости, в том числе:
составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым
оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц
(аффилированных, ассоциированных и т.д.);
предоставить указанный список работникам, которым он будет
необходим для определения ими своей независимости;
установить процедуры по уведомлению работников об изменениях,
внесенных в список.
3. Осуществлять регулярное наблюдение за соблюдением общих
целей и конкретных процедур в отношении принципов независимости,
честности, объективности и конфиденциальности, а также норм
профессионального поведения, определяемых в соответствии с
кодексом профессиональной этики аудиторов, для чего:
а) обеспечить представление ежегодно работниками письменных
заявлений, подтверждающих, что:
работники ознакомлены с общими целями и конкретными
процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным
аудитором);
запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в
течение определенного периода;
не существует запрещенных отношений и не осуществлялись
операции, не соответствующие принципам аудиторской организации
(индивидуального аудитора);
б) возложить ответственность за разрешение каких-либо
исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими
полномочиями;
в) возложить ответственность за получение письменных заявлений
и проведение анализа на предмет полноты документации,
подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или
группу лиц с соответствующими полномочиями;
г) периодически анализировать взаимоотношения аудиторской
организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и
лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью
выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или
содержат признаки нанесения такого ущерба;
д) разработать процедуры, направленные на разрешение этических
конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
е) проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не
реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников,
осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
Б. Профессиональная компетентность
Принципы
Персонал аудиторской организации (индивидуального аудитора)
должен состоять из работников, знающих требования законодательства
Российской Федерации, а при необходимости и других государств, и
придерживающихся их, а также обладающих профессиональной
компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей
с должной тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями
Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обеспечить
наличие в штате аудиторской организации определенного минимального
количества работников, имеющих квалификационные аттестаты
аудитора.
Конкретные процедуры
1. Реализовывать программу, разработанную аудиторской
организацией (индивидуальным аудитором) для привлечения
квалифицированных работников, путем планирования потребностей в
работниках, определения целей найма на работу и установления
квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором
кадров, для чего:
а) определять потребность в работниках всех уровней,
устанавливать количественные показатели для найма исходя из
состава текущих аудируемых лиц и лиц, которым оказываются
сопутствующие аудиту услуги, ожидаемого развития аудиторской
организации и увольнения работников;
б) разработать программу найма работников, которая
предусматривает:
установление направлений поиска потенциальных работников;
методы установления контактов с потенциальными работниками;
методы привлечения потенциальных работников и ознакомления их с
деятельностью аудиторской организации (индивидуального аудитора);
методы оценки и отбора потенциальных работников с целью
направления им предложений о найме на работу;
в) информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о
потребностях в работниках и целях найма;
г) возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение
кадровых вопросов;
д) проводить анализ эффективности реализации программы найма на
работу, в том числе:
проводить периодически проверку выполнения программы найма для
определения того, соблюдаются ли цели и методы найма
квалифицированных работников;
проверять периодически результаты найма с целью определения
того, удовлетворяется ли потребность в работниках.
2. Установить квалификационные требования и разработать
методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех
уровней, для чего:
а) определить качества, которыми должен обладать работник
(интеллект, порядочность, честность и профессиональные
способности);
б) определить профессиональные достижения и опыт, необходимые
как для начинающих, так и для опытных работников (образование,
служебный и профессиональный рост, опыт работы);
в) разработать методические рекомендации по найму работников в
следующих ситуациях:
прием на работу лиц, состоящих в родственных отношениях с
работниками аудиторской организации (индивидуального аудитора) или
аудируемыми лицами;
повторный прием на работу лиц, ранее работавших в этой же
аудиторской организации (у индивидуального аудитора);
прием на работу работников аудируемого лица;
прием на работу лиц, у которых возникает риск нарушения
принципа независимости в отношении аудируемых лиц;
г) собрать биографические данные и документы, подтверждающие
квалификацию лиц, принимаемых на работу, в том числе:
получить анкетные сведения;
принять заявление о приеме на работу;
провести собеседование;
получить сведения об образовании;
принять к сведению личные отзывы о заявителе;
изучить рекомендательные письма от прежних работодателей;
д) определить квалификацию принятых работников, в том числе
нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на
работу в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в
результате приобретения или слияния организаций), для того, чтобы
оценить, отвечают ли они требованиям аудиторской организации
(индивидуального аудитора).
3. Ознакомить лиц, подавших заявление о приеме на работу, и
принятых работников с целями и процедурами, применяемыми
аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), имеющими к
ним отношение, для чего:
а) использовать брошюры или другие способы распространения
информации;
б) составить справочник, в котором излагаются цели и методы
работы, для распространения среди работников;
в) проводить ознакомительные мероприятия для принятых
работников.
4. Подготовить методические рекомендации и требования по
непрерывному профессиональному образованию и довести их до
сведения работников, для чего:
а) возложить ответственность за профессиональный рост
работников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие
полномочия;
б) обеспечить проверку квалифицированными специалистами
разработанных аудиторской организацией (индивидуальным аудитором)
методических рекомендаций (учебных программ);
в) предоставить принятым работникам для ознакомления сведения о
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), в
том числе:
подготовить для принятых работников информационные материалы об
их профессиональных обязанностях и правах;
назначить работника, ответственного за проведение собраний, на
которых разъяснялись бы профессиональные обязанности и цели
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
г) определить требования по непрерывному профессиональному
обучению работников, в том числе:
рассмотреть требования законодательства Российской Федерации,
федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и
профессиональных аудиторских объединений при установлении
требований аудиторской организации (индивидуального аудитора);
поощрять участие работников во внешних программах непрерывного
профессионального обучения, включая курсы самостоятельного
обучения;
поощрять участие работников в деятельности аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений, рассмотреть вопрос о
полной или частичной оплате аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором) соответствующих членских взносов и
расходов;
поощрять привлечение персонала к работе в аудиторских
профессиональных советах и комиссиях, подготовке публикаций и
участию в других профессиональных мероприятиях;
д) проводить анализ программ непрерывного профессионального
обучения и повышения квалификации работников и вести
соответствующие записи, в том числе:
периодически проверять документы по учету участия работников в
указанных программах, чтобы определить соответствие такого участия
требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора);
периодически проверять отчеты об оценке и другие документы по
учету участия, подготовленные в связи с программами непрерывного
профессионального обучения и повышения квалификации, с тем чтобы
определить, насколько эффективно выполняются программы и
способствуют ли они осуществлению задач аудиторской организации
(индивидуального аудитора); при необходимости рассмотреть вопрос о
подготовке новой программы, пересмотре или прекращении реализации
неэффективных программ.
5. Предоставлять работникам информацию о новшествах и
изменениях профессиональных регламентирующих документов и
материалов, в которых изложены цели и процедуры, применяемые
аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также
поощрять работников к самостоятельному повышению квалификации, для
чего:
а) обеспечивать работников профессиональной литературой,
информирующей о новшествах в области профессиональных
регламентирующих документов, в том числе:
материалами общего характера, например нормативными актами по
вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим направлениям;
справочниками, содержащими информацию о целях и процедурах,
применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором),
при этом справочники следует периодически обновлять в соответствии
с последними нововведениями и меняющимися условиями;
б) разработать или приобрести материалы для учебных программ,
реализуемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а
также произвести отбор преподавателей, в том числе:
сформулировать цели учебных программ и требования к уровню
образования и (или) опыту работы для участия в этих программах;
обеспечить привлечение преподавателей с квалификацией,
соответствующей как содержанию учебных программ, так и методике
преподавания;
предоставить участникам учебных программ возможность оценить
содержание программ и преподавателей;
предоставить преподавателям возможность оценить содержание
учебных программ и уровень их участников;
обновлять по мере необходимости учебные программы с учетом
последних достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке
программ;
обеспечить создание библиотеки или других информационных
средств, содержащих необходимые нормативные акты и другие
материалы по профессиональным вопросам.
6. По мере необходимости реализовать учебные программы,
обеспечивающие потребность аудиторской организации
(индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными
знаниями, для чего:
а) реализовывать программы по развитию и поддержанию
надлежащего уровня компетентности работников в специализированных
отраслях и областях, в том числе в вопросах компьютеризированного
аудита и методах статистической выборки;
б) поощрять участие работников во внешних программах обучения,
встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в
сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных
отраслях;
в) поощрять членство и участие в общественных организациях,
имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
г) обеспечить работников технической литературой по
специализированным областям и отраслям.
7. Определить квалификационные характеристики для различных
уровней ответственности в аудиторской организации (у
индивидуального аудитора), для чего:
а) подготовить методические рекомендации с описанием
обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов
деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для
повышения в должности, включая:
наименование должности и связанные с ней обязанности;
опыт работы (который может быть выражен в виде стажа),
необходимый для продвижения на следующий уровень;
б) определить критерии, которые будут приниматься во внимание
при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального
уровня, в том числе:
знания в профессиональной сфере;
способность осуществлять анализ и выносить профессиональные
субъективные суждения;
навыки общения;
способности лидерства и преподавательские способности;
установление взаимоотношений с аудируемыми лицами и лицами,
которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
личное отношение к работе и профессиональная манера поведения
(характер, интеллект, мотивация и наличие стремления к
профессиональному росту);
аудиторская квалификация, необходимая для повышения до уровня,
позволяющего выполнять контрольные функции;
в) использовать справочник и другие информационные средства с
целью доведения до сведения работников информации о процедурах
повышения в должности.
8. Оценивать работу работников и доводить до их сведения
результаты оценки, для чего:
а) собирать информацию о работе работников и проводить ее
оценку, в том числе:
определить ответственных за проведение оценки, а также
требования по каждому уровню с указанием ответственных за
подготовку оценочных листов и срока их подготовки;
информировать работников о задачах оценки их работы;
применять для оценки работы оценочные листы, которые могут быть
стандартизированы;
проводить обсуждение оценки работы вместе с лицом, подвергнутым
оценке;
требовать, чтобы начальник работника, проводившего оценку,
проверил результаты оценки;
проверить оценочные листы на предмет того, чтобы работники
оценивались не своими начальниками;
проверять, чтобы оценка работы проводилась своевременно;
вести персональные дела работников, содержащие документацию,
связанную с оценкой их работы;
б) периодически консультировать работников как в отношении их
успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в том
числе:
периодически проводить совместно с работниками оценку их
работы, включая оценку их успехов, результатов деятельности,
будущих целей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и
каждого работника, возможности служебного роста;
периодически оценивать руководителей аудиторской организации на
основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному
положению работниками, и консультировать их на предмет наличия у
них квалификации, необходимой для выполнения соответствующих
обязанностей;
периодически пересматривать систему оценки работы и проводить
последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
процедуры оценки работы и ведения документации осуществляются
своевременно;
требования, установленные для продвижения по службе,
соблюдаются;
решения, принимаемые в отношении работников, соответствуют
результатам оценки их работы;
работа более высокого качества получает соответствующее
признание.
9. Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении
работников в должности, для чего:
а) возложить на назначенных лиц ответственность за принятие
решений о повышении в должности или приостановке повышения, за
проведение собеседований по оценке работы с лицами,
рекомендованными к повышению в должности, за документальное
оформление результатов собеседования и ведение надлежащей
документации;
б) проводить при принятии решений о повышении в должности
оценку получаемых данных, уделяя надлежащее внимание качеству
выполняемой работы;
в) периодически изучать опыт продвижения по службе работников с
целью удостовериться в том, что работникам, соответствующим
установленным критериям, поручается выполнение более ответственной
работы.
В. Поручение заданий
Принципы
Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим
уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных
условиях, а также отвечающим критерию независимости.
Конкретные процедуры
1. Изложить подход аудиторской организации (индивидуального
аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих
потребностей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и
отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью
достижения баланса в отношении потребности в работниках для
проведения аудита, персональных навыков, индивидуального
профессионального роста, а также использования работников, в том
числе:
а) определять потребность в кадрах как аудиторской организации
в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребность в работниках в связи с
отдельными аудиторскими проверками;
в) определять затраты времени на проведение аудиторских
проверок для установления потребности в работниках и составления
графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки
зрения потребности в работниках для проведения аудита,
персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а
также использования работников:
объем и степень сложности аудита;
наличие работников;
необходимость в специальных знаниях;
временные рамки планируемой работы;
преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
возможность обучения работников на рабочем месте.
2. Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение
работников для проведения аудиторских проверок, для чего:
а) учитывать при назначении отдельных лиц:
требования к работникам и сроку выполнения работы при
проведении конкретного аудита;
оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой
должности, образования и специальных экспертных знаний;
планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих
контрольные функции;
предполагаемое время, которым располагают работники,
назначенные для проведения аудита;
ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с
нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например
назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося
прежде его работодателем или являющегося работодателем
родственника работника аудиторской организации (индивидуального
аудитора);
б) при назначении работников следует уделять должное внимание
преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения
аудита, а также учитывать возможность привлечения других
работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
3. Обеспечить утверждение графика проведения аудита и
назначений работников для проведения аудита, для чего:
а) предоставить руководству аудиторской организации
(индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и
утверждения список работников, назначенных для проведения аудита,
с указанием их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку
работников исходя из сложности аудита и других требований к нему,
а также определить необходимый уровень контроля.
Г. Контрольные полномочия
Принципы
Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять
текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную
уверенность в том, что работа выполнена качественно.
Конкретные процедуры
1. Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита,
привлечь к процессу планирования работников, назначенных для
проведения аудита;
б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или
проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих
проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс
планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем
плане и программе аудита, в том числе:
составление предполагаемых программ работы по отдельным
направлениям проверки;
определение потребности в работниках и в их специальных
знаниях;
предварительное определение срока, необходимого для проведения
аудита;
анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое
лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на
проведение аудита;
г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на
независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и
на работников, участвующих в проведении аудита.
2. Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества
аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении
аудиторской работы, для чего:
а) обеспечить достаточный контроль на всех административных
уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт
работников;
б) составить методические указания в отношении формы и
содержания рабочих документов;
в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни
и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для
проведения аудита;
г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с
различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к
проведению аудита.
3. Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем
месте в процессе проведения аудита, для чего:
а) придавать особое значение обучению на рабочем месте,
являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого
работника, в том числе:
обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими
работы с аудитом в целом;
привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно
большего объема работы, связанной с аудитом, при условии
обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и
включать данные вопросы в учебные программы;
в) стимулировать работников к обучению и повышению
квалификации;
г) проводить анализ выполненных поручений для определения того,
что работники:
отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование аудиторской
деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями;
приобретают опыт в различных областях аудита и различных
отраслях экономики;
выполняют работу, находясь в подчинении различных руководящих
|