Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.09.2002 N 696 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   внеоборотных  активов  по  строке  190  бухгалтерского  баланса  не
   отражена  стоимость производственного оборудования  в  размере  ХХХ
   тыс. рублей, а в составе оборотных активов по строке 220 "Налог  на
   добавленную  стоимость  по  приобретенным  ценностям"  не  отражена
   сумма  налога  на добавленную стоимость, приходящаяся на  указанное
   оборудование, в размере ХХХ тыс. рублей. Соответственно  по  строке
   621    "Поставщики   и   подрядчики"   не   отражена   кредиторская
   задолженность перед поставщиком в размере ХХХ тыс. рублей.
       По   нашему   мнению,  за  исключением  влияния  на  финансовую
   (бухгалтерскую) отчетность обстоятельств, изложенных  в  предыдущей
   части,  финансовая  (бухгалтерская)  отчетность  организации  "YYY"
   отражает  достоверно  во  всех существенных  отношениях  финансовое
   положение  на  31  декабря  20(XX) г. и  результаты  ее  финансово-
   хозяйственной  деятельности за период с  1  января  по  31  декабря
   20(ХХ)    г.    включительно   в   соответствии   с    требованиями
   законодательства   Российской   Федерации   в   части    подготовки
   финансовой  (бухгалтерской) отчетности  (и/или  указать  документы,
   определяющие   требования,  предъявляемые  к   порядку   подготовки
   финансовой (бухгалтерской) отчетности)".
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       46. Пример аудиторского заключения в части, содержащей мнение с
   оговоркой из-за разногласия относительно раскрытия информации:
       "Мы   провели   аудит  прилагаемой  финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности  организации "YYY" за период с 1 января  по  31  декабря
   20(ХХ)   г.  включительно.  Финансовая  (бухгалтерская)  отчетность
   организации "YYY" состоит из:
       бухгалтерского баланса;
       отчета о прибылях и убытках;
       приложения  к  бухгалтерскому балансу и  отчету  о  прибылях  и
   убытках;
       пояснительной записки.
       Ответственность  за подготовку и представление этой  финансовой
   (бухгалтерской)  отчетности несет исполнительный орган  организации
   "YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение  о
   достоверности во всех существенных отношениях данной  отчетности  и
   соответствии  порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
   Российской Федерации на основе проведенного аудита.
       Мы провели аудит в соответствии с:
       Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
       федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       внутренними  правилами  (стандартами) аудиторской  деятельности
   (указать аккредитованное профессиональное объединение);
       правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
       нормативными   актами  органа,  осуществляющего   регулирование
   деятельности аудируемого лица.
       Аудит  планировался и проводился таким образом, чтобы  получить
   разумную   уверенность   в  том,  что  финансовая   (бухгалтерская)
   отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился  на
   выборочной  основе и включал в себя изучение на основе тестирования
   доказательств,  подтверждающих  числовые  показатели  в  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности  и  раскрытие  в  ней   информации   о
   финансово-хозяйственной деятельности, оценку  соблюдения  принципов
   и   правил   бухгалтерского  учета,  применяемых   при   подготовке
   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности,   рассмотрение   основных
   оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица,  а
   также  оценку представления финансовой (бухгалтерской)  отчетности.
   Мы   полагаем,  что  проведенный  аудит  представляет   достаточные
   основания  для  выражения нашего мнения о достоверности  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности   и   соответствии   порядка   ведения
   бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       В  финансовой (бухгалтерской) отчетности организации  "YYY"  не
   раскрыта существенная информация:
       об  обеспечении  обязательств и платежей  в  размере  ХХХ  тыс.
   рублей;
       об арендованных основных средствах в размере ХХХ тыс. рублей.
       По  нашему  мнению, за исключением обстоятельств, изложенных  в
   предыдущей    части,    финансовая    (бухгалтерская)    отчетность
   организации   "YYY"   отражает  достоверно  во  всех   существенных
   отношениях  финансовое  положение  на  31  декабря  20(XX)   г.   и
   результаты  ее финансово-хозяйственной деятельности за период  с  1
   января  по  31  декабря  20(ХХ) г. включительно  в  соответствии  с
   требованиями   законодательства  Российской   Федерации   в   части
   подготовки  финансовой  (бухгалтерской) отчетности  (и/или  указать
   документы,   определяющие  требования,  предъявляемые   к   порядку
   подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности)".
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       47.   Пример   аудиторского  заключения  в  части,   содержащей
   отрицательное   мнение   из-за  разногласия  относительно   учетной
   политики  или адекватности представления финансовой (бухгалтерской)
   отчетности:
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       "Мы   провели   аудит  прилагаемой  финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности  организации "YYY" за период с 1 января  по  31  декабря
   20(ХХ)   г.  включительно.  Финансовая  (бухгалтерская)  отчетность
   организации "YYY" состоит из:
       бухгалтерского баланса;
       отчета о прибылях и убытках;
       приложения  к  бухгалтерскому балансу и  отчету  о  прибылях  и
   убытках;
       пояснительной записки.
       Ответственность  за подготовку и представление этой  финансовой
   (бухгалтерской)  отчетности несет исполнительный орган  организации
   "YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение  о
   достоверности во всех существенных отношениях данной  отчетности  и
   соответствии  порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
   Российской Федерации на основе проведенного аудита.
       Мы провели аудит в соответствии с:
       Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
       федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
       правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
       нормативными   актами  органа,  осуществляющего   регулирование
   деятельности аудируемого лица.
       Аудит  планировался и проводился таким образом, чтобы  получить
   разумную   уверенность   в  том,  что  финансовая   (бухгалтерская)
   отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился  на
   выборочной  основе и включал в себя изучение на основе тестирования
   доказательств,  подтверждающих  числовые  показатели  в  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности  и  раскрытие  в  ней   информации   о
   финансово-хозяйственной деятельности, оценку  соблюдения  принципов
   и   правил   бухгалтерского  учета,  применяемых   при   подготовке
   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности,   рассмотрение   основных
   оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица,  а
   также  оценку представления финансовой (бухгалтерской)  отчетности.
   Мы   полагаем,  что  проведенный  аудит  представляет   достаточные
   основания  для  выражения нашего мнения о достоверности  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности   и   соответствии   порядка   ведения
   бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
       (Описание разногласий).
       По  нашему  мнению, вследствие влияния указанных  обстоятельств
   финансовая    (бухгалтерская)    отчетность    организации    "YYY"
   недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20(XX)  г.
   и  результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1
   января  по  31 декабря 20(ХХ) г. включительно и, таким образом,  не
   может  быть  признана соответствующей требованиям  законодательства
   Российской  Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской)
   отчетности   (и/или  указать  документы,  определяющие  требования,
   предъявляемые   к  порядку  подготовки  финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности)".
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
   
   
   
                        ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 7.
                  ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
                                   
     (введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405)
   
                               Введение
   
       1.   Настоящее   федеральное  правило  (стандарт)   аудиторской
   деятельности,  разработанное  с  учетом  международных   стандартов
   аудита,  устанавливает  единые требования  к  внутреннему  контролю
   качества аудита.
       2.  Принципы  и конкретные процедуры осуществления  внутреннего
   контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках  всей
   деятельности  аудиторской  организации (индивидуального  аудитора),
   так  и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут
   быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.
       3.  В  настоящем  правиле (стандарте) аудиторской  деятельности
   используются понятия, которые означают следующее:
       "руководитель аудиторской проверки" - аудитор, несущий основную
   ответственность за проведение аудита;
       "работники"   -  руководящие  сотрудники  и  иные  специалисты,
   участвующие  в  аудиторской  деятельности  аудиторской  организации
   (индивидуального  аудитора),  а  также  в  оказании   сопутствующих
   аудиту услуг;
       "ассистенты  аудитора" - сотрудники, участвующие  в  проведении
   аудита и не являющиеся аудиторами.
   
               Требования по обеспечению качества аудита
   
       4.  Аудиторская  организация  (индивидуальный  аудитор)  должны
   определить  методы  и  конкретные  процедуры  внутреннего  контроля
   качества   работы,  призванные  обеспечить  проведение   аудита   и
   оказание  сопутствующих аудиту услуг в соответствии с  федеральными
   законами,    федеральными   правилами   (стандартами)   аудиторской
   деятельности,   внутренними  правилами  (стандартами)   аудиторской
   деятельности,    действующими   в   профессиональных    аудиторских
   объединениях,  членом  которых  является  аудиторская   организация
   (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
       5.  Принципы  внутреннего контроля качества  аудита,  характер,
   временные   рамки,   цели   и  конкретные  процедуры,   применяемые
   аудиторской  организацией (индивидуальным  аудитором),  зависят  от
   таких  факторов, как объем и характер деятельности, территориальное
   расположение, организационная структура аудируемого лица,  а  также
   от  факторов, связанных с соотношением затрат и выгод,  в  связи  с
   чем   методы  и  процедуры,  применяемые  аудиторской  организацией
   (индивидуальным  аудитором), и объем документации  будут  меняться.
   Некоторые  принципы  и  конкретные процедуры  внутреннего  контроля
   качества  аудита  представлены в приложении  к  настоящему  правилу
   (стандарту) аудиторской деятельности. Они являются обязательными  к
   исполнению   всеми   аудиторскими  организациями   (индивидуальными
   аудиторами).
       6.  Общие  требования к системе внутреннего  контроля  качества
   аудита,    которые    устанавливаются   аудиторской    организацией
   (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
       а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора)
   должны    придерживаться   принципов   независимости,    честности,
   объективности  и конфиденциальности, а также норм профессионального
   поведения;
       б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора)
   должны  владеть надлежащими навыками и придерживаться их,  а  также
   обладать   профессиональной   компетентностью,   необходимой    для
   выполнения обязанностей с должной тщательностью;
       в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную
   подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
       г)  необходимо в достаточной мере направлять работу работников,
   осуществлять  текущий  контроль на всех уровнях,  чтобы  обеспечить
   разумную  уверенность  в том, что выполненная работа  соответствует
   надлежащему уровню качества;
       д)   в   случае   необходимости  проводятся   консультации   со
   специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
       е)  необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными,
   так  и  с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении
   договора   или   продолжении  сотрудничества   надо   исходить   из
   соображений  независимости аудиторской организации (индивидуального
   аудитора),  ее способности предоставлять услуги надлежащим  образом
   и честности руководства аудируемого лица;
       ж)  необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью
   и   эффективностью  принципов  и  конкретных  процедур  внутреннего
   контроля качества аудита.
       7.   Принципы  и  конкретные  процедуры  внутреннего   контроля
   качества   аудита   необходимо  довести  до   сведения   работников
   аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора)  так,   чтобы
   обеспечить  разумную  уверенность  в  том,  что  такие  принципы  и
   процедуры понятны и применяются на практике.
   
                              Требования
              по обеспечению внутреннего качества работы
                      в ходе аудиторской проверки
   
       8.  Руководитель  аудиторской проверки должен  применять  такие
   процедуры    внутреннего   контроля   качества   аудита,    которые
   соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
       9.     Руководитель     аудиторской    проверки     анализирует
   профессиональную   компетентность  тех  аудиторов   и   ассистентов
   аудиторов, которые выполняют порученную им работу.
       10.  Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким
   образом,  чтобы обеспечить разумную уверенность в том,  что  работа
   будет   выполняться  с  должной  тщательностью   и   той   степенью
   профессиональной  компетентности,  которая  необходима   в   данных
   обстоятельствах.
       11.  Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа,
   должны   получать  от  руководителя  аудиторской  проверки   четкие
   указания  о  проведении  ими соответствующих аудиторских  процедур.
   При  этом работники могут быть информированы о таких аспектах,  как
   характер  деятельности  аудируемого лица  и  возможные  проблемы  в
   области  бухгалтерского учета и аудита, которые могут  повлиять  на
   характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
       12. Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план
   аудита   являются  важным  средством  для  доведения  до   сведения
   ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
       13.   Во  время  проведения  аудита  работники,  осуществляющие
   контрольные функции, должны:
       а)   осуществлять  контроль  за  ходом  аудита,  с  тем   чтобы
   определить:
       обладают   ли  ассистенты  аудитора  необходимыми  навыками   и
   компетентностью для выполнения порученных им заданий;
       понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
       выполняется  ли  работа  в  соответствии  с  общим   планом   и
   программой аудита;
       б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области
   бухгалтерского  учета  и  аудита,  возникающие  в  ходе  проведения
   аудита,  осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих
   изменений в общий план и программу аудита;
       в)   устранять   расхождения   в   профессиональных   суждениях
   работников.
       14.  Работа,  выполняемая каждым ассистентом  аудитора,  должна
   проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный  уровень
   компетентности, по следующим вопросам:
       а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
       б)   были   ли   выполненная  работа  и  полученные  результаты
   надлежащим образом документально оформлены;
       в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в
   аудиторских выводах;
       г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
       д)  соответствуют  ли сделанные выводы результатам  выполненной
   работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
       15. Необходимо своевременно проверять следующее:
       а) общий план и программу аудита;
       б)  оценку  неотъемлемого  риска и  риска  средств  внутреннего
   контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля  и
   поправки  (если  таковые  имеются),  внесенные  в  общий   план   и
   программу аудита в результате такой оценки;
       в)    документальное   отражение   аудиторских   доказательств,
   полученных  в результате процедур проверок по существу, и  выводов,
   сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
       г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки
   и аудиторское заключение.
       16.  Проверка работы по проведению аудита может включать  также
   (особенно  в  случае  масштабных комплексных аудиторских  проверок)
   требование  о  том,  чтобы  работники,  не  участвующие  в   данной
   аудиторской    проверке,   выполнили   дополнительные   контрольные
   процедуры до представления аудиторского заключения.
   
   
   
                                                            Приложение
                                             к правилу (стандарту) N 7
   
                          НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ
              И КОНКРЕТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
              КАЧЕСТВА АУДИТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АУДИТОРСКОЙ
                ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АУДИТОРОМ)
   
                    А. Профессиональные требования
   
                               Принципы
   
       Работник  аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора)
   должен    придерживаться   принципов   независимости,    честности,
   объективности  и конфиденциальности, а также норм профессионального
   поведения.
   
                         Конкретные процедуры
   
       1.  Назначить  отдельное лицо или группу лиц для  осуществления
   руководства проведением конкретных процедур и разрешения  вопросов,
   связанных   с   соблюдением  принципов  независимости,   честности,
   объективности и конфиденциальности, для чего:
       а)  определить  обстоятельства, при которых  было  бы  уместным
   документальное  оформление принятых решений в  отношении  вопросов,
   связанных   с   соблюдением  принципов  независимости,   честности,
   объективности и конфиденциальности;
       б)    требовать    проведения   необходимых    профессиональных
   консультаций.
       2.   Доводить   до  сведения  работников  цели   и   процедуры,
   применяемые   в   отношении  принципов  независимости,   честности,
   объективности  и конфиденциальности, а также норм профессионального
   поведения, для чего:
       а)   информировать  работников  об  общих  целях  и  конкретных
   процедурах,  применяемых  аудиторской организацией  (индивидуальным
   аудитором),  а  также  о  том, что они  должны  знать  эти  цели  и
   процедуры;
       б)  придавать особое значение независимости мышления в процессе
   обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
       в)  своевременно  информировать  работников  о  тех  аудируемых
   лицах,   по  отношению  к  которым  должны  выполняться  требования
   независимости, в том числе:
       составить   и   вести  список  аудируемых  лиц,  лиц,   которым
   оказываются   сопутствующие   аудиту   услуги,   и    других    лиц
   (аффилированных, ассоциированных и т.д.);
       предоставить  указанный  список работникам,  которым  он  будет
   необходим для определения ими своей независимости;
       установить  процедуры по уведомлению работников об  изменениях,
   внесенных в список.
       3.  Осуществлять  регулярное наблюдение  за  соблюдением  общих
   целей  и  конкретных процедур в отношении принципов  независимости,
   честности,   объективности  и  конфиденциальности,  а  также   норм
   профессионального   поведения,  определяемых   в   соответствии   с
   кодексом профессиональной этики аудиторов, для чего:
       а)  обеспечить  представление ежегодно  работниками  письменных
   заявлений, подтверждающих, что:
       работники   ознакомлены   с   общими   целями   и   конкретными
   процедурами,  применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным
   аудитором);
       запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись  в
   течение определенного периода;
       не   существует   запрещенных  отношений  и  не  осуществлялись
   операции,  не  соответствующие  принципам  аудиторской  организации
   (индивидуального аудитора);
       б)   возложить   ответственность   за   разрешение   каких-либо
   исключительных  ситуаций на лицо или группу лиц с  соответствующими
   полномочиями;
       в)  возложить ответственность за получение письменных заявлений
   и    проведение    анализа   на   предмет   полноты   документации,
   подтверждающей  соблюдение  принципа  независимости,  на  лицо  или
   группу лиц с соответствующими полномочиями;
       г)   периодически  анализировать  взаимоотношения   аудиторской
   организации  (индивидуального  аудитора)  с  аудируемыми  лицами  и
   лицами,  которым оказываются сопутствующие аудиту услуги,  с  целью
   выявления  тех  случаев,  которые наносят ущерб  независимости  или
   содержат признаки нанесения такого ущерба;
       д)  разработать процедуры, направленные на разрешение этических
   конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
       е)  проводить  процедуры, предусматривающие  периодическую  (не
   реже  одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников,
   осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
   
                  Б. Профессиональная компетентность
   
                               Принципы
   
       Персонал  аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора)
   должен  состоять из работников, знающих требования законодательства
   Российской  Федерации, а при необходимости и других  государств,  и
   придерживающихся    их,   а   также   обладающих   профессиональной
   компетентностью, необходимой для выполнения ими своих  обязанностей
   с  должной  тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями
   Федерального   закона  "Об  аудиторской  деятельности"   обеспечить
   наличие  в штате аудиторской организации определенного минимального
   количества    работников,   имеющих   квалификационные    аттестаты
   аудитора.
   
                         Конкретные процедуры
   
       1.    Реализовывать   программу,   разработанную    аудиторской
   организацией    (индивидуальным    аудитором)    для    привлечения
   квалифицированных  работников, путем  планирования  потребностей  в
   работниках,  определения  целей  найма  на  работу  и  установления
   квалификационных  характеристик  для  лиц,  занимающихся   подбором
   кадров, для чего:
       а)   определять   потребность  в   работниках   всех   уровней,
   устанавливать  количественные  показатели  для  найма   исходя   из
   состава   текущих   аудируемых  лиц  и  лиц,  которым   оказываются
   сопутствующие   аудиту  услуги,  ожидаемого  развития   аудиторской
   организации и увольнения работников;
       б)    разработать    программу   найма   работников,    которая
   предусматривает:
       установление направлений поиска потенциальных работников;
       методы установления контактов с потенциальными работниками;
       методы привлечения потенциальных работников и ознакомления их с
   деятельностью аудиторской организации (индивидуального аудитора);
       методы  оценки  и  отбора  потенциальных  работников  с   целью
   направления им предложений о найме на работу;
       в)   информировать   лиц,  занимающихся  вопросами   найма,   о
   потребностях в работниках и целях найма;
       г)  возложить на уполномоченных лиц ответственность за  решение
   кадровых вопросов;
       д) проводить анализ эффективности реализации программы найма на
   работу, в том числе:
       проводить периодически проверку выполнения программы найма  для
   определения   того,   соблюдаются   ли   цели   и   методы    найма
   квалифицированных работников;
       проверять  периодически результаты найма  с  целью  определения
   того, удовлетворяется ли потребность в работниках.
       2.   Установить   квалификационные  требования  и   разработать
   методические рекомендации для оценки потенциальных работников  всех
   уровней, для чего:
       а)  определить  качества,  которыми  должен  обладать  работник
   (интеллект,     порядочность,    честность    и    профессиональные
   способности);
       б)  определить профессиональные достижения и опыт,  необходимые
   как  для  начинающих,  так  и для опытных работников  (образование,
   служебный и профессиональный рост, опыт работы);
       в) разработать методические рекомендации по найму работников  в
   следующих ситуациях:
       прием  на  работу  лиц,  состоящих в родственных  отношениях  с
   работниками аудиторской организации (индивидуального аудитора)  или
   аудируемыми лицами;
       повторный  прием  на  работу лиц, ранее работавших  в  этой  же
   аудиторской организации (у индивидуального аудитора);
       прием на работу работников аудируемого лица;
       прием  на  работу  лиц,  у  которых  возникает  риск  нарушения
   принципа независимости в отношении аудируемых лиц;
       г)  собрать  биографические данные и документы,  подтверждающие
   квалификацию лиц, принимаемых на работу, в том числе:
       получить анкетные сведения;
       принять заявление о приеме на работу;
       провести собеседование;
       получить сведения об образовании;
       принять к сведению личные отзывы о заявителе;
       изучить рекомендательные письма от прежних работодателей;
       д)  определить квалификацию принятых работников,  в  том  числе
   нанятых  не  по  обычным  каналам найма (например,  поступление  на
   работу  в  качестве руководящего сотрудника среднего  звена  или  в
   результате  приобретения или слияния организаций), для того,  чтобы
   оценить,   отвечают  ли  они  требованиям  аудиторской  организации
   (индивидуального аудитора).
       3.  Ознакомить лиц, подавших заявление о приеме  на  работу,  и
   принятых   работников   с   целями  и   процедурами,   применяемыми
   аудиторской  организацией (индивидуальным  аудитором),  имеющими  к
   ним отношение, для чего:
       а)  использовать  брошюры  или другие  способы  распространения
   информации;
       б)  составить  справочник, в котором излагаются цели  и  методы
   работы, для распространения среди работников;
       в)   проводить   ознакомительные   мероприятия   для   принятых
   работников.
       4.   Подготовить  методические  рекомендации  и  требования  по
   непрерывному   профессиональному  образованию  и  довести   их   до
   сведения работников, для чего:
       а)   возложить   ответственность   за   профессиональный   рост
   работников   на   лицо  или  группу  лиц,  имеющих  соответствующие
   полномочия;
       б)   обеспечить   проверку   квалифицированными   специалистами
   разработанных  аудиторской организацией (индивидуальным  аудитором)
   методических рекомендаций (учебных программ);
       в) предоставить принятым работникам для ознакомления сведения о
   деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора),  в
   том числе:
       подготовить для принятых работников информационные материалы об
   их профессиональных обязанностях и правах;
       назначить работника, ответственного за проведение собраний,  на
   которых  разъяснялись  бы  профессиональные  обязанности   и   цели
   деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
       г)  определить  требования  по  непрерывному  профессиональному
   обучению работников, в том числе:
       рассмотреть  требования законодательства Российской  Федерации,
   федеральных   правил   (стандартов)  аудиторской   деятельности   и
   профессиональных    аудиторских   объединений   при    установлении
   требований аудиторской организации (индивидуального аудитора);
       поощрять  участие работников во внешних программах непрерывного
   профессионального   обучения,   включая   курсы    самостоятельного
   обучения;
       поощрять  участие  работников  в  деятельности  аккредитованных
   профессиональных  аудиторских  объединений,  рассмотреть  вопрос  о
   полной    или    частичной    оплате    аудиторской    организацией
   (индивидуальным  аудитором)  соответствующих  членских  взносов   и
   расходов;
       поощрять   привлечение   персонала  к  работе   в   аудиторских
   профессиональных  советах  и  комиссиях,  подготовке  публикаций  и
   участию в других профессиональных мероприятиях;
       д)  проводить  анализ  программ непрерывного  профессионального
   обучения    и   повышения   квалификации   работников    и    вести
   соответствующие записи, в том числе:
       периодически проверять документы по учету участия работников  в
   указанных программах, чтобы определить соответствие такого  участия
   требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора);
       периодически  проверять отчеты об оценке и другие документы  по
   учету  участия,  подготовленные в связи с программами  непрерывного
   профессионального обучения и повышения квалификации,  с  тем  чтобы
   определить,   насколько   эффективно   выполняются   программы    и
   способствуют  ли  они  осуществлению задач аудиторской  организации
   (индивидуального аудитора); при необходимости рассмотреть вопрос  о
   подготовке  новой программы, пересмотре или прекращении  реализации
   неэффективных программ.
       5.   Предоставлять  работникам  информацию   о   новшествах   и
   изменениях    профессиональных   регламентирующих   документов    и
   материалов,  в  которых  изложены  цели  и  процедуры,  применяемые
   аудиторской  организацией  (индивидуальным  аудитором),   а   также
   поощрять работников к самостоятельному повышению квалификации,  для
   чего:
       а)   обеспечивать   работников  профессиональной   литературой,
   информирующей    о    новшествах   в    области    профессиональных
   регламентирующих документов, в том числе:
       материалами общего характера, например нормативными  актами  по
   вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим направлениям;
       справочниками,  содержащими информацию о  целях  и  процедурах,
   применяемых  аудиторской  организацией (индивидуальным  аудитором),
   при  этом справочники следует периодически обновлять в соответствии
   с последними нововведениями и меняющимися условиями;
       б)  разработать или приобрести материалы для учебных  программ,
   реализуемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором),  а
   также произвести отбор преподавателей, в том числе:
       сформулировать  цели  учебных программ и  требования  к  уровню
   образования и (или) опыту работы для участия в этих программах;
       обеспечить    привлечение   преподавателей   с   квалификацией,
   соответствующей  как содержанию учебных программ,  так  и  методике
   преподавания;
       предоставить  участникам учебных программ  возможность  оценить
   содержание программ и преподавателей;
       предоставить  преподавателям  возможность  оценить   содержание
   учебных программ и уровень их участников;
       обновлять  по  мере  необходимости учебные программы  с  учетом
   последних  достижений,  меняющихся  условий  и  отчетов  об  оценке
   программ;
       обеспечить   создание  библиотеки  или  других   информационных
   средств,   содержащих  необходимые  нормативные   акты   и   другие
   материалы по профессиональным вопросам.
       6.   По   мере  необходимости  реализовать  учебные  программы,
   обеспечивающие       потребность      аудиторской       организации
   (индивидуального  аудитора) в работниках,  обладающих  специальными
   знаниями, для чего:
       а)   реализовывать   программы  по   развитию   и   поддержанию
   надлежащего  уровня  компетентности работников в специализированных
   отраслях  и  областях, в том числе в вопросах компьютеризированного
   аудита и методах статистической выборки;
       б)  поощрять участие работников во внешних программах обучения,
   встречах  и конференциях с целью приобретения экспертных  знаний  в
   сфере  профессиональной деятельности, а также  знаний  в  отдельных
   отраслях;
       в)  поощрять  членство  и участие в общественных  организациях,
   имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
       г)    обеспечить   работников   технической   литературой    по
   специализированным областям и отраслям.
       7.  Определить  квалификационные характеристики  для  различных
   уровней    ответственности    в    аудиторской    организации    (у
   индивидуального аудитора), для чего:
       а)    подготовить   методические   рекомендации   с   описанием
   обязанностей  работников  каждого  уровня,  ожидаемых   результатов
   деятельности  и  квалификационных  характеристик,  необходимых  для
   повышения в должности, включая:
       наименование должности и связанные с ней обязанности;
       опыт   работы  (который  может  быть  выражен  в  виде  стажа),
   необходимый для продвижения на следующий уровень;
       б)  определить критерии, которые будут приниматься во  внимание
   при  оценке  результатов индивидуальной работы и  профессионального
   уровня, в том числе:
       знания в профессиональной сфере;
       способность  осуществлять  анализ и  выносить  профессиональные
   субъективные суждения;
       навыки общения;
       способности лидерства и преподавательские способности;
       установление  взаимоотношений с аудируемыми  лицами  и  лицами,
   которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
       личное  отношение к работе и профессиональная манера  поведения
   (характер,   интеллект,   мотивация   и   наличие   стремления    к
   профессиональному росту);
       аудиторская квалификация, необходимая для повышения до  уровня,
   позволяющего выполнять контрольные функции;
       в)  использовать справочник и другие информационные средства  с
   целью  доведения  до  сведения работников информации  о  процедурах
   повышения в должности.
       8.  Оценивать  работу  работников и  доводить  до  их  сведения
   результаты оценки, для чего:
       а)  собирать  информацию  о работе работников  и  проводить  ее
   оценку, в том числе:
       определить   ответственных  за  проведение  оценки,   а   также
   требования   по   каждому  уровню  с  указанием  ответственных   за
   подготовку оценочных листов и срока их подготовки;
       информировать работников о задачах оценки их работы;
       применять для оценки работы оценочные листы, которые могут быть
   стандартизированы;
       проводить обсуждение оценки работы вместе с лицом, подвергнутым
   оценке;
       требовать,  чтобы  начальник  работника,  проводившего  оценку,
   проверил результаты оценки;
       проверить  оценочные  листы на предмет  того,  чтобы  работники
   оценивались не своими начальниками;
       проверять, чтобы оценка работы проводилась своевременно;
       вести  персональные  дела работников, содержащие  документацию,
   связанную с оценкой их работы;
       б)  периодически консультировать работников как в отношении  их
   успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в  том
   числе:
       периодически  проводить  совместно  с  работниками  оценку   их
   работы,   включая  оценку  их  успехов,  результатов  деятельности,
   будущих целей аудиторской организации (индивидуального аудитора)  и
   каждого работника, возможности служебного роста;
       периодически оценивать руководителей аудиторской организации на
   основе  оценки,  данной  вышестоящими  или  равными  по  служебному
   положению  работниками, и консультировать их на предмет  наличия  у
   них   квалификации,  необходимой  для  выполнения   соответствующих
   обязанностей;
       периодически пересматривать систему оценки работы  и  проводить
   последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
       процедуры  оценки работы и ведения документации  осуществляются
   своевременно;
       требования,   установленные   для   продвижения   по    службе,
   соблюдаются;
       решения,  принимаемые  в  отношении  работников,  соответствуют
   результатам оценки их работы;
       работа   более   высокого  качества  получает   соответствующее
   признание.
       9. Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении
   работников в должности, для чего:
       а)  возложить  на назначенных лиц ответственность  за  принятие
   решений  о  повышении  в должности или приостановке  повышения,  за
   проведение    собеседований   по   оценке    работы    с    лицами,
   рекомендованными   к  повышению  в  должности,  за   документальное
   оформление   результатов   собеседования   и   ведение   надлежащей
   документации;
       б)  проводить  при  принятии решений о  повышении  в  должности
   оценку  получаемых  данных,  уделяя  надлежащее  внимание  качеству
   выполняемой работы;
       в) периодически изучать опыт продвижения по службе работников с
   целью   удостовериться  в  том,  что  работникам,   соответствующим
   установленным  критериям, поручается выполнение более ответственной
   работы.
   
                         В. Поручение заданий
   
                               Принципы
   
       Аудиторская   работа  должна  поручаться  работникам,   имеющим
   уровень  профессиональной подготовки и опыт, необходимые  в  данных
   условиях, а также отвечающим критерию независимости.
   
                         Конкретные процедуры
   
       1.  Изложить  подход  аудиторской организации  (индивидуального
   аудитора)   к   поручению  заданий,  включая   планирование   общих
   потребностей аудиторской организации (индивидуального  аудитора)  и
   отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые  с  целью
   достижения  баланса  в  отношении  потребности  в  работниках   для
   проведения    аудита,    персональных   навыков,    индивидуального
   профессионального  роста, а также использования работников,  в  том
   числе:
       а)  определять потребность в кадрах как аудиторской организации
   в целом, так и ее отдельных подразделений;
       б)  своевременно определять потребность в работниках в связи  с
   отдельными аудиторскими проверками;
       в)   определять  затраты  времени  на  проведение   аудиторских
   проверок  для  установления потребности в работниках и  составления
   графика аудиторской работы;
       г)  учитывать следующие факторы для достижения баланса с  точки
   зрения    потребности   в   работниках   для   проведения   аудита,
   персональных  навыков, индивидуального профессионального  роста,  а
   также использования работников:
       объем и степень сложности аудита;
       наличие работников;
       необходимость в специальных знаниях;
       временные рамки планируемой работы;
       преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
       возможность обучения работников на рабочем месте.
       2.   Назначить  лицо  или  лиц,  ответственных  за   назначение
   работников для проведения аудиторских проверок, для чего:
       а) учитывать при назначении отдельных лиц:
       требования   к  работникам  и  сроку  выполнения   работы   при
   проведении конкретного аудита;
       оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой
   должности, образования и специальных экспертных знаний;
       планируемый  уровень контроля и участия работников, выполняющих
   контрольные функции;
       предполагаемое    время,    которым   располагают    работники,
   назначенные для проведения аудита;
       ситуации,  когда  возможно возникновение проблем,  связанных  с
   нарушением принципа независимости и конфликтом интересов,  например
   назначение   работника  для  проведения  аудита  лица,  являвшегося
   прежде    его    работодателем   или   являющегося    работодателем
   родственника  работника  аудиторской  организации  (индивидуального
   аудитора);
       б)  при  назначении работников следует уделять должное внимание
   преемственности  и ротации кадров в целях рационального  проведения
   аудита,   а   также   учитывать  возможность   привлечения   других
   работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
       3.   Обеспечить   утверждение  графика  проведения   аудита   и
   назначений работников для проведения аудита, для чего:
       а)    предоставить    руководству    аудиторской    организации
   (индивидуальному аудитору) в случае необходимости  для  проверки  и
   утверждения  список работников, назначенных для проведения  аудита,
   с указанием их квалификации;
       б)  принять  во  внимание  опыт  и профессиональную  подготовку
   работников исходя из сложности аудита и других требований  к  нему,
   а также определить необходимый уровень контроля.
   
                       Г. Контрольные полномочия
   
                               Принципы
   
       Необходимо  в  достаточной мере направлять работу, осуществлять
   текущий  контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную
   уверенность в том, что работа выполнена качественно.
   
                         Конкретные процедуры
   
       1. Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
       а)   назначить  лицо,  ответственное  за  планирование  аудита,
   привлечь  к  процессу  планирования  работников,  назначенных   для
   проведения аудита;
       б)  подготовить  справочную информацию об аудируемом  лице  или
   проанализировать  информацию, полученную  в  результате  предыдущих
   проверок,  а также внести соответствующие корректировки  в  процесс
   планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
       в)  определить  вопросы, которые необходимо  отразить  в  общем
   плане и программе аудита, в том числе:
       составление   предполагаемых  программ  работы   по   отдельным
   направлениям проверки;
       определение   потребности  в  работниках  и  в  их  специальных
   знаниях;
       предварительное определение срока, необходимого для  проведения
   аудита;
       анализ  текущих экономических условий, влияющих  на  аудируемое
   лицо  или  сферу  его  деятельности,  и  их  возможное  влияние  на
   проведение аудита;
       г)   провести   анализ   факторов,   оказывающих   влияние   на
   независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора)  и
   на работников, участвующих в проведении аудита.
       2.  Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества
   аудиторской  организации (индивидуального аудитора) при  выполнении
   аудиторской работы, для чего:
       а)  обеспечить  достаточный контроль на  всех  административных
   уровнях,  принимая  во  внимание  подготовку,  способности  и  опыт
   работников;
       б)   составить  методические  указания  в  отношении  формы   и
   содержания рабочих документов;
       в)  использовать стандартизированные формы, контрольные перечни
   и  вопросники  в  той  мере,  в  какой  это  будет  необходимо  для
   проведения аудита;
       г)   предусмотреть   методы  решения  вопросов,   связанных   с
   различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных  к
   проведению аудита.
       3.  Предоставлять  работникам возможность обучения  на  рабочем
   месте в процессе проведения аудита, для чего:
       а)   придавать  особое  значение  обучению  на  рабочем  месте,
   являющемуся  важной  частью  профессиональной  подготовки   каждого
   работника, в том числе:
       обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой  ими
   работы с аудитом в целом;
       привлекать  ассистентов  аудиторов  к  выполнению   как   можно
   большего   объема   работы,  связанной  с  аудитом,   при   условии
   обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
       б)  придавать  особое  значение навыкам  управления  кадрами  и
   включать данные вопросы в учебные программы;
       в)    стимулировать   работников   к   обучению   и   повышению
   квалификации;
       г) проводить анализ выполненных поручений для определения того,
   что работники:
       отвечают  требованиям  в отношении опыта работы,  установленным
   уполномоченным    федеральным   органом   исполнительной    власти,
   осуществляющим     государственное    регулирование     аудиторской
   деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями;
       приобретают  опыт  в  различных  областях  аудита  и  различных
   отраслях экономики;
       выполняют  работу, находясь в подчинении различных  руководящих

Счетчики
 
Реклама
Разное