Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.09.2002 N 696 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 12
 
   сравнить  оценочные значения за предыдущие периоды  с  фактическими
   результатами за эти периоды.
   
                     Проверка последующих событий
   
       23.  Операции  и  события,  осуществленные  и  произошедшие  по
   окончании  отчетного  периода,  но  до  завершения  аудита,   могут
   предоставлять  аудиторские  доказательства  относительно  оценочных
   значений,   рассчитанных  руководством  аудируемого   лица.   Общая
   проверка  аудитором подобных операций и событий может  снизить  или
   устранить   необходимость   в   проверке   процедур,   используемых
   руководством  аудируемого  лица при  расчете  оценочного  значения,
   либо  необходимость  в  независимой оценке для  анализа  разумности
   оценочного значения.
   
                Оценка результатов аудиторских процедур
   
       24.   Аудитор  должен  дать  окончательную  оценку   разумности
   оценочных  значений, основываясь на знании деятельности аудируемого
   лица  и  на  том,  согласуются  ли оценки  с  другими  аудиторскими
   доказательствами, полученными в ходе аудита.
       25. Аудитор должен рассмотреть, принимаются ли аудируемым лицом
   во   внимание   какие-либо  последующие   операции   или   события,
   оказывающие  влияние  на  исходные данные  или  допущения,  которые
   используются при расчете оценочного значения.
       26.   Ввиду  неопределенности,  присущей  оценочному  значению,
   оценка  расхождений может быть более сложной, чем в других областях
   аудита.   При   расхождении   между  аудиторской   оценкой   суммы,
   подтвержденной   аудиторскими   доказательствами,    и    оценочным
   значением,  отраженным  в  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,
   аудитор    должен    определить,   существует   ли    необходимость
   корректировки  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности  в  связи  с
   наличием  такого расхождения. Если разница имеет разумный  характер
   (например,  ввиду  того,  что  сумма в  финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности  не  выходит за рамки допустимой ошибки),  аудитору  нет
   необходимости  требовать корректировки. Если аудитор  считает,  что
   существующая  разница  не  имеет  разумного  характера,  он  должен
   обратиться   к   руководству  аудируемого   лица   с   предложением
   пересмотреть  оценочное значение. В случае отказа  разницу  следует
   считать  искажением и рассматривать вместе с остальными искажениями
   при  оценке  того, существенны ли последствия таких  искажений  для
   финансовой (бухгалтерской) отчетности.
       27.   Аудитор  должен  также  рассмотреть  вопрос  о  том,   не
   использует  ли  руководство аудируемого лица в отношении  отдельных
   применяемых  для расчета величин ненадлежащий подход, когда  каждая
   из  них по отдельности находится в приемлемом диапазоне, но в то же
   время намеренно используется завышенное или заниженное значение  из
   такого   диапазона  с  тем,  чтобы  после  применения  к  расчетным
   процедурам   совокупности   исходных  величин   получить   заведомо
   искаженный  в  желаемую сторону результат. В таких  обстоятельствах
   аудитор должен оценить разумный характер оценочных значений  не  по
   отдельности, а в совокупности.
   
   
   
                       ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 22.
        СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА,
             РУКОВОДСТВУ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
                           ЕГО СОБСТВЕННИКА
                                   
     (введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228)
   
                               Введение
   
       1.   Настоящее   федеральное  правило  (стандарт)   аудиторской
   деятельности,  разработанное  с  учетом  международных   стандартов
   аудита,  устанавливает  единые  требования  в  отношении  сообщения
   информации,    полученной   по   результатам   аудита    финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности  (далее  -  информация),   руководству
   (руководящим   работникам)  аудируемого   лица   и   представителям
   собственника   этого   лица.   В  настоящем   федеральном   правиле
   (стандарте)  аудиторской деятельности не содержится рекомендаций  в
   отношении  информации, сообщаемой аудитором кому-либо за  пределами
   аудируемого лица, например, органам государственной власти.
       2.  Информация представляет собой сведения, ставшие  известными
   аудитору  в  ходе  аудита  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,
   которые,  по  мнению  аудитора, являются одновременно  важными  для
   руководства  и  представителей собственника  аудируемого  лица  при
   осуществлении  ими  контроля за подготовкой достоверной  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности   аудируемого   лица   и    раскрытием
   информации  в  ней. Информация включает только те вопросы,  которые
   привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не  обязан
   в  ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные  на
   поиск   информации,  имеющей  значение  для  управления  аудируемым
   лицом.
       3.   Аудитор   должен   сообщать   информацию   руководству   и
   представителям собственника аудируемого лица.
       4.  Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие  за
   повседневное  руководство аудируемым лицом, а  также  осуществление
   финансово-хозяйственных операций, ведение  бухгалтерского  учета  и
   подготовку   финансовой   (бухгалтерской)   отчетности   (например,
   генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).
       5.  Представителями собственника аудируемого лица являются лица
   или  коллегиальные  органы,  которые осуществляют  общий  надзор  и
   стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а  также
   в  соответствии  с учредительными документами могут  контролировать
   текущую  деятельность его руководства, в том  числе  назначать  или
   освобождать от должности представителей высшего руководства.
   
                   Надлежащие получатели информации
   
       6.  Аудитор должен установить надлежащих получателей информации
   из  числа  руководства  и  представителей собственника  аудируемого
   лица.
       7.   Организационная   структура  и   принципы   корпоративного
   управления  могут  быть различными для разных аудируемых  лиц.  Это
   усложняет  задачу по универсальному определению круга лиц,  которым
   аудитор  сообщает информацию, представляющую интерес для управления
   аудируемым    лицом.    Аудитор   основывается    на    собственном
   профессиональном суждении для определения тех лиц,  которым  должна
   сообщаться   информация,   принимая  во   внимание   управленческую
   структуру  аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания  и
   особенности   законодательства   Российской   Федерации.   Аудитору
   следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.
       Например,  в  аудируемых лицах, где имеется совет директоров  и
   комитет  по аудиту, надлежащими получателями информации могут  быть
   как оба эти органа, так и один из них.
       8.  Если  управленческая структура аудируемого  лица  четко  не
   определена  или  представители собственника  не  могут  быть  четко
   определены   в  соответствии  с  условиями  задания  или   согласно
   законодательству  Российской  Федерации,  то  аудитор  приходит   к
   соглашению  с  аудируемым  лицом  в  отношении  того,  кому  должна
   сообщаться информация.
       9.  Во  избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских
   услуг  (письме  о  проведении аудита) может  быть  разъяснено,  что
   аудитор   будет   сообщать  только  ту  информацию,  представляющую
   интерес   для  управления,  на  которую  он  обратит   внимание   в
   результате   аудита,   и   что  аудитор  не  обязан   разрабатывать
   процедуры,  специально  направленные на поиск  информации,  имеющей
   значение  для  управления  аудируемым лицом.  В  договоре  оказания
   аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также:
       а) указываться форма, в которой будет сообщаться информация;
       б) определяться надлежащие получатели информации;
       в)   определяться  конкретные  вопросы  аудита,  представляющие
   интерес  для  управления аудируемым лицом,  в  отношении  сообщения
   информации о которых была достигнута договоренность.
       10. Сообщение информации будет более эффективно при налаживании
   конструктивных   рабочих   взаимоотношений   между   аудитором    и
   руководством  или  представителями собственника  аудируемого  лица.
   Данные  взаимоотношения  должны  развиваться  с  учетом  соблюдения
   требований профессиональной этики, независимости и объективности.
   
           Информация, которую следует сообщать руководству
          аудируемого лица и представителям его собственника
   
       11.  Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения,
   представляющие интерес для управления аудируемым лицом,  надлежащим
   получателям   такой  информации.  Как  правило,  такая   информация
   отражает:
       а)  общий  подход аудитора к проведению аудита  и  его  объему,
   обеспокоенность   аудитора  по  поводу  любых  ограничений   объема
   аудита,   а   также   комментарии  по   поводу   уместности   любых
   дополнительных требований руководства аудируемого лица;
       б)  выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов
   и  методов  учетной политики, которые оказывают или  могут  оказать
   существенное  влияние  на  финансовую  (бухгалтерскую)   отчетность
   аудируемого лица;
       в)  возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую)  отчетность
   аудируемого  лица  каких-либо значимых рисков и  внешних  факторов,
   которые   должны   быть   раскрыты  в  финансовой   (бухгалтерской)
   отчетности (например, судебных разбирательств);
       г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности,  как   осуществленные,   так   и   не
   осуществленные аудируемым лицом;
       д)   существенные  неопределенности,  касающиеся  событий   или
   условий,  которые могут в значительной мере поставить под  сомнение
   способность  аудируемого  лица  продолжать  непрерывно  вести  свою
   деятельность;
       е)  разногласия  аудитора с руководством  аудируемого  лица  по
   вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут  являться
   значимыми  для  финансовой (бухгалтерской)  отчетности  аудируемого
   лица   или   аудиторского  заключения.  Сообщаемая  в  этой   связи
   информация  должна  включать пояснения  важности  этого  вопроса  и
   сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
       ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
       з)   другие   вопросы,  заслуживающие  внимания  представителей
   собственника   (например,   существенные   недочеты    в    области
   внутреннего  контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства
   аудируемого   лица,   а  также  случаи  недобросовестных   действий
   руководства);
       и)   вопросы,   освещение  которых  согласовано   аудитором   с
   аудируемым  лицом в договоре оказания аудиторских услуг  (письме  о
   проведении аудита).
       12.    Аудитор   также   должен   проинформировать   надлежащих
   получателей информации о том, что:
       а)  сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы,
   которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
       б)  аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на
   выявление  всех  вопросов, которые могут представлять  интерес  для
   управления аудируемым лицом.
   
                Сроки сообщения информации руководству
          аудируемого лица и представителям его собственника
   
       13.  Аудитор должен своевременно сообщать информацию. Это  дает
   возможность  представителям собственника и руководству  аудируемого
   лица оперативно принимать надлежащие меры.
       14.  В целях своевременного сообщения информации аудитор должен
   обсудить  с  представителями собственника и руководства аудируемого
   лица  порядок,  принципы  и  сроки сообщения  такой  информации.  В
   определенных  случаях  в  связи с необходимостью  решения  срочного
   вопроса  аудитор  может  сообщить  о  нем  раньше,  чем  это   было
   согласовано предварительно.
   
           Формы сообщения информации надлежащим получателям
   
       15. Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию  в
   устной  или  письменной форме. На решение аудитора о том,  сообщать
   ли информацию в устной или письменной форме, влияют:
       а)   размер,   структура,   организационно-правовая   форма   и
   техническое обеспечение аудируемого лица;
       б)  характер, важность и особенности информации, полученной  по
   результатам   аудита,   представляющей   интерес   для   управления
   аудируемым лицом;
       в)  существующие  договоренности между аудитором  и  аудируемым
   лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
       г)  принятые  аудитором формы взаимодействия с  представителями
   собственника и руководства аудируемого лица.
       16.  Если  информация,  представляющая интерес  для  управления
   аудируемым  лицом,  сообщается  в устной  форме,  аудитору  следует
   документально  отразить  в  рабочих  документах  эту  информацию  и
   реакцию на нее получателей информации. Такие документы могут  иметь
   форму   копий   протоколов  обсуждений,  проводимых   аудитором   с
   представителями  собственника  и руководства  аудируемого  лица.  В
   некоторых   случаях   в  зависимости  от  характера,   важности   и
   особенностей  информации целесообразно, чтобы  аудитор  получал  от
   представителей   собственника   и  руководства   аудируемого   лица
   письменные  подтверждения  в отношении любых  устных  сообщений  по
   вопросам  аудита, представляющим интерес для управления  аудируемым
   лицом.
       17.   Как   правило,   аудитор   предварительно   обсуждает   с
   руководством   аудируемого  лица  вопросы  аудита,   представляющие
   интерес  для  управления  аудируемым  лицом,  за  исключением   тех
   вопросов,   которые   ставят   под  сомнение   компетентность   или
   порядочность  самого  руководства.  Предварительные  обсуждения   с
   руководством аудируемого лица имеют важное значение для  прояснения
   фактов  и  вопросов,  а  также  для того,  чтобы  дать  возможность
   руководству    аудируемого    лица   предоставить    дополнительную
   информацию.   Если   руководство   аудируемого   лица   соглашается
   самостоятельно   (без   участия  аудитора)   сообщить   информацию,
   представляющую    интерес   для   управления   аудируемым    лицом,
   представителям  собственника, то аудитору  может  не  потребоваться
   повторное  сообщение  данной информации при  условии,  что  аудитор
   удовлетворен  эффективностью  и  надлежащим  характером   сообщения
   такой информации.
       18.   Если   аудитор  считает,  что  необходимо  модифицировать
   аудиторское  заключение в соответствии с требованиями  федерального
   правила  (стандарта) аудиторской деятельности N 6,  то  любая  иная
   письменная  информация,  направляемая  аудитором  руководству   или
   представителям    собственника   аудируемого   лица,    не    может
   рассматриваться  в  качестве  надлежащей  замены  модифицированного
   аудиторского заключения.
       19.   Аудитор  должен  проанализировать,  может  ли  какая-либо
   информация,  полученная  по результатам предыдущего  аудита,  иметь
   значение  для  достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности
   текущего   года.  Если  аудитор  приходит  к  выводу,   что   такая
   информация  представляет интерес для управления  аудируемым  лицом,
   он  может  принять  решение  повторно  сообщить  ее  представителям
   собственника аудируемого лица.
   
                          Конфиденциальность
   
       20.   Аудитор   обязан  выполнять  требования  законодательства
   Российской  Федерации и Кодекса этики аудиторов России в  отношении
   конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита.  В
   некоторых  случаях  потенциальные  конфликты  между  этическими   и
   правовыми  обязательствами аудитора в отношении  конфиденциальности
   и  требованиями  по предоставлению информации могут носить  сложный
   характер.   В   данном   случае  аудитору  целесообразно   получить
   юридическую консультацию.
   
            Нормативные правовые акты Российской Федерации
              в части предоставления аудитором информации
   
       21.  Нормативными правовыми актами Российской  Федерации  могут
   устанавливаться   обязательства  аудитора  в  отношении   сообщения
   информации,   представляющей  интерес  для  управления   аудируемым
   лицом.  Эти дополнительные обязательства о сообщении информации  не
   изменяются  в настоящем федеральном правиле (стандарте) аудиторской
   деятельности,  но  могут  влиять  на  содержание,  форму  и   сроки
   представления аудитором информации надлежащим получателям.
   
   
   
                       ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 23.
         ЗАЯВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ РУКОВОДСТВА АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
                                   
     (введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228)
                                   
                               Введение
   
       1.   Настоящее   федеральное  правило  (стандарт)   аудиторской
   деятельности,  разработанное  с  учетом  международных   стандартов
   аудита,  устанавливает единые требования в отношении  использования
   заявлений  и  разъяснений руководства аудируемого лица  в  качестве
   аудиторских  доказательств,  процедур  документального   оформления
   заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора  при
   отказе   руководства   аудируемого  лица  предоставить   надлежащие
   заявления и разъяснения.
       2.  До  завершения  аудита аудитор должен  получить  надлежащие
   заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.
   
        Признание руководством аудируемого лица ответственности
       за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица
   
       3.    Аудитор   должен   получить   доказательства    признания
   руководством  аудируемого  лица  ответственности  за  достоверность
   финансовой   (бухгалтерской)   отчетности   аудируемого   лица    и
   подписания    данной    финансовой    (бухгалтерской)    отчетности
   руководством  аудируемого  лица.  Аудитор  может  получить   данные
   доказательства,  проанализировав решения  соответствующего  органа,
   осуществляющего  общее руководство деятельностью аудируемого  лица,
   официальные   заявления,  представленные  руководством  аудируемого
   лица  в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями
   финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
   
           Использование заявлений и разъяснений руководства
         аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств
   
       4.  Аудитор  должен получить письменные заявления и разъяснения
   (письмо-представление)   от   руководства   аудируемого   лица   по
   вопросам,  являющимся существенными для финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности,   если   предполагается,   что   получить   достаточные
   надлежащие    аудиторские   доказательства    другим    путем    не
   представляется  возможным. Вероятность возникновения  неправильного
   понимания   аудитором   позиции   руководства   аудируемого    лица
   уменьшается,   если  устные  заявления  подтверждаются   письменно.
   Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-
   представление,    направляемое   руководством   аудируемого    лица
   аудитору,  или  в  письмо,  подготовленное  аудитором  и  требующее
   письменного  подтверждения руководством аудируемого лица,  приведен
   в   приложении   к  настоящему  федеральному  правилу   (стандарту)
   аудиторской деятельности.
       5.   Письменные   заявления  и  разъяснения,  запрашиваемые   у
   руководства  аудируемого лица, рекомендуется ограничить  вопросами,
   которые  по отдельности или в совокупности могут быть существенными
   для  финансовой  (бухгалтерской) отчетности. В отношении  отдельных
   вопросов  для аудитора может оказаться необходимым проинформировать
   руководство  аудируемого лица о причинах,  по  которым  он  считает
   данные вопросы существенными.
       6.   В  ходе  аудита  руководство  аудируемого  лица  по  своей
   инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет  аудитору
   большое   количество   заявлений  и  разъяснений.   Если   подобные
   заявления   и  разъяснения  касаются  вопросов,  существенных   для
   финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:
       а)  получить аудиторские доказательства, подтверждающие  данные
   заявления  и  разъяснения руководства аудируемого  лица,  используя
   внутренние  или  внешние по отношению к аудируемому лицу  источники
   информации;
       б)  оценить,  являются  ли заявления и разъяснения  руководства
   аудируемого  лица  разумными  и  соответствуют  ли  они   остальным
   аудиторским  доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям
   руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;
       в)  определить компетентность и степень информированности  лиц,
   предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.
       7.  Заявления и разъяснения руководства аудируемого  лица,  как
   правило,  не  могут  заменить  другие  аудиторские  доказательства,
   доступные  аудитору.  Например, заявления  руководства  аудируемого
   лица  относительно  стоимости актива не могут заменить  аудиторские
   доказательства   стоимости  актива,  которые  обычно   используются
   аудитором   для   этих  целей.  Если  аудитор  не  может   получить
   достаточные  надлежащие  аудиторские  доказательства  по   вопросу,
   существенному  для  финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  помимо
   таких   доказательств,  как  заявления  и  разъяснения  руководства
   аудируемого   лица,  и  можно  ожидать,  что  такие  доказательства
   существуют,   то   данную  ситуацию  надлежит   рассматривать   как
   ограничение объема аудита.
       8.  В  определенных случаях заявления и разъяснения руководства
   аудируемого   лица  могут  оказаться  единственными   существующими
   аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не  оформленных
   документально  планов и намерений руководства аудируемого  лица,  в
   частности,  намерения  сохранить некоторые  финансовые  вложения  в
   долгосрочной  перспективе  или  планов  реорганизации   аудируемого
   лица).
       9.  Если  заявления и разъяснения руководства аудируемого  лица
   противоречат  другим  аудиторским доказательствам,  аудитор  должен
   исследовать   причины   расхождений  и   в   случае   необходимости
   критически  оценить надежность заявлений и разъяснений  руководства
   аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.
   
           Документальное оформление заявлений и разъяснений
                     руководства аудируемого лица
   
       10.  Аудитор,  как  правило, включает в свои рабочие  документы
   доказательства,  подтверждающие  факт  получения  им  заявлений   и
   разъяснений  от  руководства аудируемого  лица,  в  форме  краткого
   изложения  бесед  с  руководством или  материалов,  предоставленных
   руководством аудируемого лица в письменной форме.
       11.  Заявления  и  разъяснения руководства аудируемого  лица  в
   письменной    форме    являются    более    надежным    аудиторским
   доказательством,  чем заявления и разъяснения в устной  форме.  Они
   могут быть оформлены в виде:
       а) письма-представления руководства аудируемого лица;
       б)  подготовленного  аудитором  письма,  в  котором  излагается
   понимание  аудитором  позиции  руководства  аудируемого   лица   по
   определенному    кругу   вопросов,   которое    затем    официально
   подтверждается этим руководством;
       в)   документов,   утверждающих  итоги  финансово-хозяйственной
   деятельности     аудируемого    лица,     экземпляра     финансовой
   (бухгалтерской)  отчетности, подписанного руководством  аудируемого
   лица.
       12.   Запрашивая   у  руководства  аудируемого   лица   письмо-
   представление,   аудитор  должен  потребовать,   чтобы   оно   было
   адресовано  аудитору,  а  также подписано, датировано  и  содержало
   необходимую информацию.
       13.  Письмо-представление, как правило, датируется руководством
   аудируемого  лица  той  же  датой, что  и  аудиторское  заключение.
   Однако  при  определенных  обстоятельствах  специальное  письмо   с
   заявлениями   и   разъяснениями   руководства   аудируемого    лица
   относительно  конкретных операций или событий может  быть  получено
   как  в  ходе  аудита,  так  и  после даты  аудиторского  заключения
   (например, на дату открытого размещения ценных бумаг).
       14.  Письмо-представление, как правило, должно  быть  подписано
   теми   руководителями  аудируемого  лица,  которые  несут  основную
   ответственность  за  деятельность  этого  лица,  в  частности,   за
   финансовую деятельность (например, генеральным директором,  главным
   бухгалтером   или  финансовым  директором  аудируемого   лица).   В
   определенных  обстоятельствах аудитору могут потребоваться  письма-
   представления  от  других  членов  руководства  аудируемого   лица.
   Например,  аудитор может посчитать необходимым получить официальное
   заявление   относительно  полноты  представления  протоколов   всех
   собраний  акционеров, заседаний совета директоров  и  иных  органов
   управления  аудируемого  лица  от  сотрудника,  ответственного   за
   ведение данных протоколов.
   
         Действия аудитора при отказе руководства аудируемого
               лица представить заявления и разъяснения
   
       15.  Если руководство аудируемого лица отказывается представить
   заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми,  это
   считается  ограничением  объема аудита. В  связи  с  таким  отказом
   аудитор  должен  выразить  мнение с  оговоркой  или  отказаться  от
   выражения   мнения.  В  подобных  случаях  аудитор   должен   также
   критически  оценить надежность и достоверность других  заявлений  и
   разъяснений  руководства аудируемого лица в ходе  аудита,  а  также
   проанализировать,  может  ли  отказ  в  представлении  заявлений  и
   разъяснений   оказать   какое-либо   дополнительное   влияние    на
   аудиторское заключение.
   
   
   
                                                            Приложение
                                            к правилу (стандарту) N 23
   
                     ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
   
       Несмотря на то, что запрос аудитора о представлении заявлений и
   разъяснений  руководства  по  различным  вопросам  может   побудить
   руководство  аудируемого лица обратить на них внимание  и  осветить
   эти  вопросы  более детально, аудитор должен знать об ограничениях,
   присущих  заявлениям и разъяснениям руководства с точки  зрения  их
   использования  в качестве аудиторских доказательств в  соответствии
   с   настоящим   федеральным   правилом   (стандартом)   аудиторской
   деятельности.
   
       (Бланк аудируемого лица)
   
       _____________________________
       (указывается адресат-аудитор)
   
       Настоящее письмо направляется в связи с проводимым Вами аудитом
   финансовой  (бухгалтерской) отчетности организации  "YYY"  с  целью
   выражения  мнения  о  том,  отражает ли финансовая  (бухгалтерская)
   отчетность  достоверно  во всех существенных отношениях  финансовое
   положение  организации "YYY" на 31 декабря 20(ХХ) г.  и  результаты
   ее  финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31
   декабря 20(XX) г.
       В соответствии с _____________________________________________
                         (указать документ, определяющий полномочия
                                        руководителей)
   мы  признаем  свою  ответственность  за  достоверность  финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности,   подготовленной  в  соответствии  с
   требованиями законодательства Российской Федерации.
       На  основании информации, которой мы располагаем,  и  понимания
   данных вопросов мы делаем следующие официальные заявления.
       (Следует   изложение   заявлений  и   разъяснений,   касающихся
   аудируемого  лица. Ниже приведен примерный вариант,  который  может
   быть изменен в соответствии с конкретными обстоятельствами.)
       1.  Со  стороны руководства организации "YYY" и ее  работников,
   отвечающих  за  функционирование  системы  бухгалтерского  учета  и
   внутреннего контроля, не было допущено нарушений, которые могли  бы
   оказать   существенное   влияние  на   финансовую   (бухгалтерскую)
   отчетность.
       2.  Мы  предоставили вам все бухгалтерские регистры и первичные
   документы,  а также все протоколы собраний акционеров  и  заседаний
   совета   директоров   (иные   материалы   соответствующих   органов
   управления  других организаций), проведенные 15 марта 20(ХХ)  г.  и
   30 сентября 20(ХХ) г. соответственно.
       3.  Мы  подтверждаем  полноту  информации,  предоставленной   в
   отношении аффилированных с организацией "YYY" лиц.
       4.    Финансовая   (бухгалтерская)   отчетность   не   содержит
   существенных искажений.
       5.  Организация  "YYY" выполнила все договорные  обязательства,
   которые   могли  бы  оказать  существенное  влияние  на  финансовую
   (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения. Кроме того,  нами
   не  были установлены какие-либо нарушения требований контролирующих
   органов,   которые  могли  бы  оказать  существенное   влияние   на
   финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения.
       6.  Следующая  информация  была  должным  образом  отражена   в
   бухгалтерском  учете и там, где это следует, адекватно  раскрыта  в
   финансовой (бухгалтерской) отчетности (перечислить).
       7.  Мы  не  имеем никаких планов или намерений,  которые  могут
   значительно   изменить  балансовую  стоимость   или   классификацию
   активов  и  обязательств,  отраженных в финансовой  (бухгалтерской)
   отчетности.
       8.  Мы  не имеем никаких планов прекращения производства какой-
   либо  продукции,  а  также не имеем других  планов  или  намерений,
   которые  могут привести к возникновению избыточного количества  или
   устареванию   материально-производственных  запасов,  отражение   в
   учете  стоимости материально-производственных запасов соответствует
   существующим требованиям.
       9.  Организация  "YYY" имеет право собственности  на  все  свои
   активы.  Не существует права изъятия активов организации  "YYY"  за
   долги,  кроме указанных в примечании A к финансовой (бухгалтерской)
   отчетности.
       10.  Мы  отразили  в  учете  или  раскрыли  в  примечаниях  все
   обязательства,  как фактические, так и условные. В примечании  Б  к
   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности  отражены  все   гарантии,
   предоставленные нами третьим лицам.
       11.   За  исключением  данных,  указанных  в  примечании  В   к
   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности,  не  существует   никаких
   событий,   произошедших  после  отчетной  даты,   которые   требуют
   корректировки   или   раскрытия   в   примечаниях   к    финансовой
   (бухгалтерской) отчетности.
       12.  Иск организации "ZZZ" был удовлетворен путем выплаты общей
   суммы  в  размере  ХХХ,  что  соответствующим  образом  отражено  в
   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности.  Не   существует   и   не
   предвидится  предъявления  к организации  "YYY"  каких-либо  других
   претензий, связанных с судебными разбирательствами.
   
       ____________________
             (дата)
   
       Генеральный директор                    ______________________
                                                 (ф.и.о., подпись)
   
       Главный бухгалтер                       ______________________
                                                 (ф.и.о., подпись)
   
   
   
                       ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 24.
                 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ
       (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ
               К УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ
                АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И АУДИТОРАМИ
                                   
     (введено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523)
                                   
                               Введение
   
       1.   Настоящее   федеральное  правило  (стандарт)   аудиторской
   деятельности,  разработанное  с  учетом  международных   стандартов
   аудита,   устанавливает  основные  принципы  правил   (стандартов),
   имеющих   отношение   к  услугам,  которые  могут   предоставляться
   аудиторскими организациями и аудиторами.
       2.   Для  целей  настоящего  федерального  правила  (стандарта)
   аудиторской деятельности следующие термины означают:
       "аудитор"  - лицо, проводящее не только аудит, но и оказывающее
   сопутствующие аудиту услуги;
       "хозяйствующий  субъект"  - лицо, которому  оказываются  данные
   услуги.
   
        Основные принципы финансовой (бухгалтерской) отчетности
   
       3.   Финансовая   (бухгалтерская)  отчетность,   как   правило,
   составляется   и   представляется  ежегодно  и   направляется   для
   удовлетворения    общих   информационных   нужд   широкого    круга
   пользователей.   Многие  пользователи  полагаются   на   финансовую
   (бухгалтерскую)  отчетность  как на основной  источник  информации,
   поскольку  они  не  наделены полномочиями  получать  дополнительную
   информацию,  отвечающую их информационным потребностям.  Финансовая
   (бухгалтерская)   отчетность   в   Российской   Федерации    должна
   составляться   в   соответствии   с  законодательством   Российской
   Федерации,    регулирующим   бухгалтерский   учет   и   составление
   финансовой (бухгалтерской) отчетности.
       Исходя  из специфических требований представителей собственника
   конкретного   хозяйствующего  субъекта  и  вероятных  пользователей
   финансовая  (бухгалтерская) отчетность может также  составляться  в
   соответствии  с  международными стандартами финансовой  отчетности,
   национальными   стандартами   или   правилами   ведения   учета   и
   составления отчетности других государств.
   
         Основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг
   
       4.  Аудит  и  сопутствующие  аудиту услуги  должны  быть  четко
   разграничены.  К  сопутствующим аудиту  услугам,  оказание  которых
   регулируется   федеральными  правилами  (стандартами)   аудиторской
   деятельности, относятся:
       а) обзорные проверки;
       б) согласованные процедуры;
       в) компиляция финансовой информации.
       5.  Проведение  аудита  и  обзорных проверок  должно  позволить
   аудитору   обеспечить  предполагаемым  пользователям   разумный   и
   ограниченный   уровни   уверенности  в   достоверности   финансовой
   информации.  Проведение  согласованных  процедур  и  компиляции  не
   предусматривает,   что  аудитор  должен  будет   обеспечить   такую
   уверенность.
       6.   Настоящее   федеральное  правило  (стандарт)   аудиторской
   деятельности  не  применяется к другим видам  сопутствующих  аудиту
   услуг,   предоставляемых  аудиторами,  а  именно:  к   услугам   по
   налоговому консультированию, автоматизации бухгалтерского  учета  и
   внедрению  информационных технологий, оценке  стоимости  имущества,
   оценке    предприятий   как   имущественных   комплексов,    оценке
   предпринимательских рисков, проведению маркетинговых  исследований,
   обучению   специалистов   в  областях,  связанных   с   аудиторской
   деятельностью,      проведению      научно-исследовательских      и
   экспериментальных   работ  в  области,  связанной   с   аудиторской
   деятельностью,   и  распространению  их  результатов,   постановке,
   восстановлению   и   ведению  бухгалтерского   учета,   составлению
   финансовой      (бухгалтерской)     отчетности,      бухгалтерскому
   консультированию,   анализу  финансово-хозяйственной   деятельности
   организаций  и  индивидуальных предпринимателей,  экономическому  и
   финансовому   консультированию,  управленческому  консультированию,
   правовому   консультированию,  представительству   в   судебных   и
   налоговых  органах по налоговым и таможенным спорам,  разработке  и
   анализу   инвестиционных  проектов,  а  также  составлению  бизнес-
   планов.  При  оказании  данных услуг аудиторам  надлежит  выполнять
   общие требования к их качеству.
   
             Уровни уверенности, обеспечиваемой аудитором
   
       7.   В   целях   настоящего  федерального  правила  (стандарта)
   аудиторской    деятельности   уверенность    рассматривается    как
   убежденность   аудитора   в   отношении   надежности    предпосылок
   составления  финансовой (бухгалтерской) отчетности,  представленной
   стороной,   составляющей   отчетность,   и   предназначенной    для
   использования   предполагаемыми  пользователями.  Для   обеспечения
   такой  уверенности  аудитор оценивает доказательства,  собранные  в
   результате  проведенных  процедур, и делает  выводы  об  отсутствии
   существенных  искажений  в  финансовой (бухгалтерской)  отчетности.
   Степень   достигнутой   убежденности  и,   следовательно,   уровень
   уверенности,  который  может  быть  предоставлен,  определяются  на
   основе результатов выполненных процедур.
       8.  При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но  не
   абсолютный  уровень  уверенности в том, что информация,  являющаяся
   предметом   аудита,   не   содержит   существенных   искажений.   В
   аудиторском  заключении это выражается в форме позитивной  разумной
   уверенности.
       9.   При  проведении  обзорной  проверки  аудитор  обеспечивает
   ограниченный уровень уверенности в том, что информация,  подлежащая
   обзорной   проверке,   не   содержит  существенных   искажений.   В
   заключении по результатам обзорной проверки это выражается в  форме
   негативной уверенности.
       10. При проведении согласованных процедур аудитор предоставляет
   только  отчет  об  отмеченных фактах без  обеспечения  уверенности.
   Вместо    этого   представителям   хозяйствующего   субъекта    или
   пользователям  отчета  предоставляется  возможность  самим  оценить
   проведенные  процедуры и факты, приведенные  в  отчете,  и  сделать
   собственные выводы по данным работы аудитора.
       11.    При    проведении   компиляции   финансовой   информации
   пользователи   компилированной  информации  получают   определенные
   преимущества  от  участия  в работе аудитора,  обладающего  должной
   квалификацией в области ведения учета и составления отчетности,  но
   в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.
   
                                 Аудит
   
       12.  Аудит  финансовой (бухгалтерской) отчетности предоставляет
   аудитору  возможность выразить мнение о том, составлена  ли  данная
   финансовая   (бухгалтерская)  отчетность   во   всех   существенных
   отношениях  в  соответствии  с  установленными  требованиями.   При
   выражении мнения аудитор использует фразу: "Отражает достоверно  во
   всех  существенных отношениях". Задания, обеспечивающие уверенность
   в  достоверности  финансовой  или иной информации,  составленной  в
   соответствии  с  надлежащими критериями, направлены  на  достижение
   тех же целей.
       13.  При  формировании  аудиторского  мнения  аудитор  собирает
   достаточные надлежащие аудиторские доказательства, необходимые  для
   формулирования выводов, на которых будет основано его мнение.
       14.   Аудиторское  мнение  повышает  достоверность   финансовой
   (бухгалтерской) отчетности посредством выражения разумного,  но  не
   абсолютного  уровня уверенности. При проведении  аудита  абсолютная
   уверенность    недостижима   из-за   необходимости    использования
   субъективного   суждения,   применения  выборочного   тестирования,
   существования  ограничений, присущих любым системам  бухгалтерского
   учета  и  внутреннего  контроля,  а  также  в  связи  с  тем,   что
   большинство  доступных  доказательств, подтверждающих  определенный
   вывод, не носит исчерпывающего характера.
   
                      Сопутствующие аудиту услуги
   
       15.   Целью   обзорной   проверки  финансовой   (бухгалтерской)
   отчетности  является предоставление аудитору возможности определить
   на  основе  процедур, которые предоставляют не все  доказательства,
   требующиеся  для  аудита, не привлекло ли  внимание  аудитора  что-
   либо,   что   заставило   бы  его  предположить,   что   финансовая
   (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех  существенных
   отношениях  в  соответствии  с  установленными  требованиями  к  ее
   составлению.  Обзорная проверка финансовой или  другой  информации,
   составленной  в  соответствии с надлежащими критериями,  проводится
   для тех же целей.
       16.  Обзорная  проверка включает в себя в  основном  запросы  и
   аналитические процедуры, направленные на общую проверку  надежности
   предпосылок  составления финансовой (бухгалтерской) отчетности,  за
   которые    отвечает    сторона,    составляющая    отчетность,    и
   предназначенные  для использования предполагаемыми  пользователями.
   Несмотря   на  то  что  проведение  обзорной  проверки  связано   с
   применением  аудиторских навыков, а также со сбором  доказательств,
   оценка   систем   бухгалтерского  учета  и  внутреннего   контроля,
   тестирование   бухгалтерских   записей   и   ответов   на   запросы
   посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых  в  ходе
   инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета  (то  есть  в
   ходе   процедур,   характерных  для  аудита),   как   правило,   не
   предусматриваются.
       17.  Аудитор охватывает все существенные аспекты при проведении
   процедур   обзорной   проверки,  при  этом  обнаружение   возможных
   существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности  менее
   вероятно  по сравнению с аудитом и уровень уверенности,  выраженный
   в  заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в
   аудиторском заключении.
       18.   В   случае  выполнения  согласованных  процедур  аудитора
   нанимают   для  проведения  процедур  аудиторского  характера,   по
   которым  было  достигнуто  согласие между аудитором,  хозяйствующим
   субъектом  и третьими сторонами (например, организацией, являющейся
   собственником    или    потенциальным   покупателем    проверяемого
   хозяйствующего  субъекта,  кредитной организацией,  рассматривающей
   надежность   потенциального  заемщика,  и  т.п.),   а   также   для
   подготовки  отчета об отмеченных фактах. Получатели  отчета  должны
   сформировать  собственные выводы по данным работы  аудитора.  Отчет
   предоставляется  только  сторонам,  договорившимся   о   выполнении
   данных  процедур,  поскольку  другие стороны,  не  осведомленные  о
   причинах   проведения  процедур,  могут  неверно   истолковать   их
   результаты.
       19.   В   случае   компиляции  финансовой  информации   аудитор
   нанимается  для  использования специальных знаний по бухгалтерскому
   учету  (в  противоположность  специальным  знаниям  и  навыкам   по
   аудиту)   с  целью  сбора,  классификации  и  обобщения  финансовой
   информации.  При  этом, как правило, подробные  данные  сводятся  в
   удобную  и  понятную  форму и не требуется  проверять  предпосылки,
   лежащие  в  основе  этой  информации.  Используемые  процедуры   не
   предназначены  и не предполагают, что бухгалтер будет  обеспечивать
   уверенность  в  отношении  финансовой  информации.  Тем  не   менее
   пользователи   компилированной  информации  получают   определенные
   преимущества   от   участия   в   работе   высококвалифицированного
   специалиста,   поскольку   услуги   предоставляются   с    должными
   профессиональной компетентностью и добросовестностью.
       Сравнительная  характеристика  аудита  и  сопутствующих  аудиту
   услуг  представлена в приложении к настоящему федеральному  правилу
   (стандарту) аудиторской деятельности.
   
               Ненадлежащее использование имени аудитора
   
       20.  Имя аудитора считается связанным с финансовой информацией,
   когда  он  прилагает к такой информации свой отчет  или  заключение
   или  когда  он  дает  согласие  на  использование  своего  имени  в
   профессиональном   контексте   в   связи   с   данной    финансовой
   информацией.  Если  аудитор  не  является  связанным  в  упомянутом
   смысле,  он  не несет ответственности перед третьими  лицами.  Если
   аудитору    становится   известно,   что   хозяйствующий    субъект
   ненадлежащим   образом   связывает  имя   аудитора   с   финансовой
   информацией,    аудитор   вправе   потребовать    от    руководства
   хозяйствующего  субъекта прекратить использование  имени  аудитора.
   Аудитор    может    также   предпринять   иные   шаги    (например,
   проинформировать   известных  ему  третьих   лиц   о   ненадлежащем
   использовании своего имени либо обратиться за помощью к юристам).
   
   
   
                                                            Приложение
                                            к правилу (стандарту) N 24
   
                  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТА
                     И СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ
   
   --------------T-----------T---------------------------------------
       Услуга    ¦   Аудит   ¦     Сопутствующие аудиту услуги
                 ¦           +------------T-------------T------------
                 ¦           ¦  обзорная  ¦согласованные¦компиляция
                 ¦           ¦  проверка  ¦  процедуры  ¦финансовой
                 ¦           ¦            ¦             ¦информации
   --------------+-----------+------------+-------------+------------
    Уровень       разумная,   ограни-      уверенность   уверенность
    уверенности,  но не       ченная       не обеспе-    не обеспе-
    обеспечивае-  абсолютная  уверенность  чивается      чивается
    мый аудитором уверенность
   
    Вид           позитивная  негативная   факты,        указание на
    предоставля-  уверенность уверенность  отмеченные в  компилиро-
    емого отчета  по пред-    по пред-     результате    ванную
    (заключения)  посылкам    посылкам     процедур      информацию

Счетчики
 
Реклама
Разное