Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
26.04.2017
USD
55.85
EUR
60.79
CNY
8.11
JPY
0.51
GBP
71.55
TRY
15.56
PLN
14.35
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (ОДОБРЕНЫ МИНТРАНСОМ РФ, ПРОТОКОЛ ОТ 26.06.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   эстакад  или  виадуков  для  дорог  I  -  II категорий, обеспечивая
   устойчивость их опор;
       -  отдавать при проектировании предпочтение устройству насыпи в
   подошве  оползневого  массива,  что оказывает положительное влияние
   на устойчивость и стабилизацию оползня;
       -  не  допускать  устройства  выемок  в нижней и средней частях
   оползневого  уклона.  При необходимости устройства выемок в верхней
   части   оползневого  склона  следует  уделять  повышенное  внимание
   обеспечению устойчивости откосов и низовой части склона.
       6.7.   Для   обеспечения   устойчивости   земляного  полотна  и
   оползневого  склона  следует  применять  комплекс противооползневых
   мероприятий,  который  состоит из конструктивных, технологических и
   эксплуатационных решений.
   Конструктивные решения включают в себя:
       -  назначение  рациональной  конфигурации  склонов  или откосов
   высоких насыпей и глубоких выемок;
       -   выбор   конструкций,   обеспечивающих   общую  устойчивость
   (удерживающих,    водоотводящих,   а   также   снижающих   напорные
   градиенты);
       -  назначение  конструкций, обеспечивающих местную устойчивость
   (укрепление  поверхности откосов, устройство защитных и изолирующих
   слоев, несущих конструкций, системы водоотводных канав и лотков).
   Технологические решения включают в себя:
       -   выбор   средств   механизации   и  рациональной  технологии
   подготовительных, основных, укрепительных и отделочных работ;
   - устройство временного на период строительства водоотвода;
   - уплотнение откосных частей насыпи;
   - устройство защитных, изолирующих и несущих конструкций.
       Эксплуатационные  мероприятия  назначают  с  целью  обеспечения
   эффективной  работы  противооползневых конструкций путем проведения
   их  текущего,  капитального  или  аварийного ремонта, а в некоторых
   случаях  - частичного переустройства конструкций, обладающих низкой
   эффективностью работы или подвергающихся разрушению.
       6.8.   Строительство   автомобильных  дорог  на  закарстованных
   территориях  нередко  приводит к нарушению естественного природного
   равновесия  и  к  активизации карстовых процессов. Непосредственной
   причиной  этого  может  быть вырубка леса, снятие плодородного слоя
   почвы,   устройство   выемок,   разработка   карьеров  и  резервов,
   нарушение  естественной  системы поверхностного и подземного стока,
   изменение   условий   газообмена  и  др.  К  активизации  карстовых
   процессов   приводит   концентрация   поверхностного   стока  вдоль
   земляного  полотна  и  у  водопропускных  сооружений,  что вызывает
   повышение скорости фильтрации воды.
       6.9.  При  проектировании автомобильных дорог на закарстованных
   территориях  необходимо  оценить  как  устойчивость  самой дорожной
   конструкции,  так  и  стабильность  карстовых  полостей, являющихся
   одним из наиболее опасных геологических проявлений.
       Применяемые  методы оценки устойчивости дорожной конструкции на
   различных  этапах  проектно-изыскательских работ зависят от полноты
   исходной инженерно-геологической информации, целей и задач оценки.
       6.10.  На  основе  оценки  устойчивости дорожной конструкции на
   закарстованной   территории   следует   определять   требования   к
   проектированию  земляного  полотна  и противокарстовых мероприятий,
   обеспечивающих  устойчивость  дорожной конструкции. Эти мероприятия
   назначаются,  как правило, индивидуально в зависимости от сочетания
   природных  факторов, однако следует соблюдать ряд требований общего
   характера:
       для  исключения возможности активизации карстовых процессов при
   трассировании   следует   избегать   устройства   выемок,   боковых
   притрассовых резервов грунта;
       при  проектировании  насыпей  высота их, как правило, не должна
   превышать  6  метров  в  связи  с  повышением вероятности нарушения
   геодинамических  процессов  под  воздействием  нагрузки от дорожной
   конструкции;
       при  проектировании  земляного  полотна следует предусматривать
   засыпку  карстовых  воронок  в пределах зоны влияния дороги, ширина
   которой  определяется  шириной подошвы насыпи, увеличенной с каждой
   стороны  на  величину среднего диаметра карстовых воронок на данном
   участке.  Перед  засыпкой  необходимо  произвести осушение воронок,
   заполненных  водой, очистить дно и склоны воронок от растительности
   и  растительного  грунта.  Материалом  для  засыпки  должны служить
   недренирующие   грунты  (суглинки,  глины).  Достигаемая  плотность
   грунта  засыпки должна быть не менее плотности грунта естественного
   залегания;
       карстовые   полости,  обнаруженные  в  зоне  влияния  дороги  и
   находящиеся    в   неустойчивом   или   потенциально   неустойчивом
   состоянии,   должны   быть  ликвидированы  путем  обрушения  кровли
   полости   с  помощью  взрыва,  удара  и  т.п.  или  тампонированием
   цементирующими  растворами.  Ликвидация  карстовых  полостей должна
   производиться до начала производства земляных работ;
       следует    избегать    концентрации    поверхностного    стока,
   приводящего  к  активизации  карстовых процессов; в проекте следует
   предусматривать следующие мероприятия:
       -  вертикальную  планировку  прилегающей  к дороге территории в
   пределах полосы отвода, исключающую застаивание поверхностных вод;
       -   укрепление   системы   поверхностного   водоотвода  (лотки,
   быстротоки,  кюветы  и  др.)  с  целью  предотвращения инфильтрации
   поверхностных вод;
       -  гидроизоляцию  и  укрепление  гидроаккумулирующих площадок у
   входного и выходного отверстий водопропускных сооружений;
       -   подбор   отверстия  водопропускных  сооружений  из  расчета
   обеспечения безнапорного режима их работы;
       при  производстве  земляных  работ  и  устройстве искусственных
   сооружений  в  районах  активного  развития карстовых процессов при
   наличии   карстовых  полостей  на  глубине  до  20  метров  следует
   избегать   применения   методов   и   средств,   создающих  высокие
   динамические  нагрузки (взрывные, горнопроходческие, вибрационные и
   др.),  которые  могут  привести  к нарушению естественного развития
   геодинамических   процессов,   вызвать   активизацию   суффозионных
   процессов,  гравитационное  сдвижение  и обрушение кровли карстовых
   полостей.
   
         7. ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА СТОКА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД
   
       7.1.    При   проектировании   водопропускных   сооружений   на
   автомобильных  дорогах  их  расположение,  отверстия,  подводящие и
   отводящие   русла   должны  исключать  заболачивание  территории  с
   верховой     стороны     насыпей,    продолжительное    подтопление
   сельхозугодий  и  леса,  наносящие  им вред, подтопление строений и
   сооружений  за  счет  подпора,  а  также размывы, вызывающие эрозию
   почв ниже водопропускных сооружений.
       7.2.  Время,  в  течение  которого  земельные  угодья  и посевы
   находятся  под  водой, является критерием нарушения бытового режима
   водотоков дорожными водопропускными сооружениями.
       Данные   о  продолжительности  затопления  земель  до  и  после
   строительства  дороги  определяются  расчетом  гидрографов пропуска
   расчетного  паводка  в  бытовых  условиях и его трансформации после
   постройки  автодороги с последующим построением водомерного графика
   Н = f(t). Расчет производят в следующем порядке:
       Определяют  время  подъема воды перед сооружением до расчетного
   уровня по формуле:
   
                               1
                     t = --------------- х t ,                  (7.1)
                         лямбда* х альфа    n
   
       где:
               Q
                с
       альфа = --- -  коэффициент аккумуляции воды перед сооружением;
               Q
                р%
       Q   и  Q    -  соответственно расход в сооружении и приток при
        с      р%
   расчетном   паводке   при   вероятности  превышения,  определяемой
   категорией дороги и типом сооружения;
       лямбда* - коэффициент формы бытового гидрографа, определяемого
   по таблице 7.1 в   зависимости   от  коэффициента несимметричности
   гидрографа К ,  определяемого  по  гидрографам   рек-аналогов   по
               S
   формуле:
   
                          К  = h  / h  ,                        (7.2)
                           S    н    р%
   
       где:
       h  - слой стока за период подъема паводка;
        н
       h   -  суммарный   слой   стока.  При отсутствии информации на
        р%
   предпроектной стадии допускается принимать К  = 0,30.
                                               S
   
                                                           Таблица 7.1
   
                 КОЭФФИЦИЕНТЫ ФОРМЫ БЫТОВОГО ГИДРОГРАФА
   
   --------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
   ¦К      ¦0,20¦0,23¦0,26¦0,30¦0,33¦0,35¦0,36¦0,37¦0,38¦0,39¦0,40¦0,41¦0,42¦0,43¦
   ¦ S     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
   +-------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦лямбда*¦0,3 ¦0,4 ¦0,5 ¦0,65¦0,8 ¦0,9 ¦1,0 ¦1,1 ¦1,2 ¦1,4 ¦1,6 ¦1,8 ¦2,0 ¦2,3 ¦
   L-------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
   
       t  - продолжительность  подъема  уровня  в  бытовых  условиях,
        n
   суток.
       Продолжительность подъема паводка определяется по формуле:
   
                  t  = 0,116 лямбда* х h   / q  ,               (7.3)
                   n                    р%    р%
   
       где q   -     расчетный     модуль     максимального     стока
            р%
   (куб. м/кв. км).
       Для водосборов площадью менее 200 кв. км при продолжительности
   дождевого паводка одни сутки и менее:
   
                                          h
                                           р%
                    t  = бета х лямбда* х ---,                  (7.4)
                     n                    q
                                           р%
   
       где бета -  коэффициент,  принимаемый  при  расчете  дождевого
   паводка в часах равным 0,28 и в минутах - 16,7.
       Ординаты расчетного гидрографа  определяют  в  зависимости  от
   условий по формулам:
       в бытовых условиях:
   
                              Q  = Y х Q  ,                     (7.5)
                               i        Р%
   
       после постройки водопропускного сооружения:
   
                              Q   = Y х Q .                     (7.6)
                               iс        С
   
       Абсциссы  расчетного  гидрографа   определяются  по формулам в
   зависимости от условий:
       в бытовых условиях:
   
                           t  = Х х t ,                         (7.7)
                            i        n
   
       после постройки водопропускного сооружения:
   
                           t   = Х х t  ,                       (7.8)
                            iс        nс
   
       где  Х  и  Y  -  относительные ординаты расчетного гидрографа,
   определяемые по приложению 31 к СНиП 2.01.14-83.
       По  построенному  расчетному гидрографу работы водопропускного
   сооружения Q  = f(t) строится водомерный график Н = f(t), ординаты
               С
   которого определяют по таблице водопропускной способности труб или
   малых  мостов  Q = f(Н).  Каждому  расходу,  снятому  с расчетного
   гидрографа,  соответствует  определенный  уровень воды, которому в
   свою   очередь   соответствует   определенная   площадь   и  время
   затопления.
       7.3.  Заболачивание  территорий  приводит  к  гибели  древесной
   растительности,    изъятию    земель    из    сельскохозяйственного
   использования  и другим негативным последствиям. Для предотвращения
   заболачивания   с   верховой  стороны  дорожного  полотна  из  всех
   замкнутых  пониженных  мест  вода  должна  отводиться водоотводными
   канавами  к  водопропускным  сооружениям и водотокам или при помощи
   водопропускных труб перепускаться в низовую сторону.
       Для  предотвращения  заиливания  водоотводных  канав их следует
   прокладывать  с  уклоном  не  менее  5  промилле,  в исключительных
   случаях  -  не  менее  3  промилле.  При  невозможности обеспечения
   указанных  уклонов  для  предотвращения застаивания воды используют
   водопонижающие или дренажные сооружения.
       7.4.  В  проектах  автомобильных  дорог  и  мостовых переходов,
   располагающихся  в зонах распространения легкоразмываемых грунтов и
   почв   легкого   механического  состава,  а  также  при  наличии  в
   непосредственной  близости  от дороги развивающихся оврагов следует
   предусматривать  мероприятия  по  предотвращению  водной  эрозии  и
   борьбе  с  ней.  Выбор  конкретных  мероприятий зависит от крутизны
   склона, противоэрозионной стойкости почв, скорости и расхода воды.
       Для  предотвращения  размывов канавы должны быть укреплены. Тип
   крепления  подбирается в соответствии с расчетом по допускаемым для
   них   скоростям   течений;  при  необходимости  следует  устраивать
   быстротоки, многоступенчатые перепады, водобойные колодцы и т.п.
       7.5.  Водопропускные  трубы  и  малые  мосты обычно значительно
   концентрируют  водный  поток,  что  может  приводить  к размывам на
   выходе  из  этих  сооружений,  образованию  оврагов,  приводящих  к
   изъятию значительных площадей из землепользования.
       Укрепления  следует  принимать,  исходя  из  скорости  воды при
   сходе  с плоского укрепления, на 30% больше, чем скорости на выходе
   из  сооружений,  определенные  по соответствующим типовым проектам.
   Если  скорость  воды при сходе с укрепления превышает неразмывающую
   для  грунтов лога, необходимо использовать гасители энергии потока:
   водобойные стенки, колодцы и т.д.
       7.6.  Если  в непосредственной близости от трассы проектируемой
   автомобильной   дороги  имеются  овраги,  необходимо  предусмотреть
   мероприятия  по  предотвращению  их  развития или по их ликвидации.
   Для  организованного  сброса  воды  через вершины оврагов применяют
   быстротоки,   многоступенчатые   перепады,   водобойные  колодцы  и
   консольные  сбросы.  Выбор  типа  вершинного  сооружения зависит от
   глубины   оврага,  расположения  его  относительно  трассы  дороги,
   притока поверхностных вод и др.
       Для  предотвращения  развития  оврага  можно также использовать
   запруды,  донные  перепады  и  пороги,  низководные  плотины. Такие
   сооружения  частично  задерживают  поверхностный сток, в результате
   чего  происходит  постепенное  уполаживание  дна оврага за счет его
   заиливания.
       Закрепление  оврагов  может  производиться  посадкой  вдоль них
   кустарников и деревьев, посевом трав.
       При  устройстве  быстротоков  в  их  конце  следует  устраивать
   укрепление,  а  при его недостаточности - гаситель энергии потока в
   виде водобойного колодца.
       При   устройстве   многоступенчатых  перепадов  или  консольных
   сбросов  выпуск  воды следует осуществлять на каменную наброску или
   в водобойный колодец.
       Методы  расчета и конструкции водоотводных сооружений приведены
   в соответствующих типовых проектах.
       В  некоторых  случаях  при  пропуске  поверхностного  стока  по
   оврагу  целесообразно водопропускную трубу укладывать на его откосе
   с  устройством  на  входе и на выходе водобойных колодцев. При этом
   необходимо    учитывать,   что   такая   конструкция   способствует
   заиливанию  аккумулирующей  емкости  с  верховой стороны. Она может
   быть также использована для создания водохозяйственных прудов.
       7.7.  В  целях предупреждения эрозии очищенных при строительных
   работах  от  дернового  покрова  грунтовых  поверхностей  и  выноса
   смытых  частиц  в  водоемы до начала возведения насыпей, разработки
   выемок  и притрассовых резервов в проекте организации строительства
   должен   быть  предусмотрен  строительный  водоотвод.  Строительный
   водоотвод  может  состоять  из  системы нагорных канав, ограждающих
   валов  на  склонах,  водосборных  и  отводных  канав  в  пониженных
   местах,  выборочной  вертикальной планировки в местах затрудненного
   стока.   В   систему   строительного  водоотвода  могут  включаться
   сооружения постоянного водоотвода.
   
             8. ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
                   НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ
   
       8.1.  В связи со стеснением пойменных потоков подходами к мосту
   в  паводковый  период  меняется  бытовой  режим  реки. Перед мостом
   уровни  воды  повышаются за счет подпора. Из-за слива воды с пойм в
   подмостовое   отверстие   может   увеличиваться  скорость  течения,
   происходить  общий  размыв  под  мостом  и  на участке выше моста и
   отложение наносов на участке ниже по течению.
       8.2.  Повышение  уровней воды в верхнем бьефе моста при проходе
   паводков  может вызвать подтопление населенных пунктов, предприятий
   и ценных сельскохозяйственных угодий.
       Отметки  свободной  поверхности  воды  следует  определять  на
   основе  значений  характерных  подпоров:  ДЕЛЬТА Z  -  начального,
                                                     0
   ДЕЛЬТА  Z  -  полного  и  ДЕЛЬТА  Z  - подмостового.      Величины
                                      м
   характерных подпоров определяют расчетом методом  последовательных
   приближений по "Методическим  рекомендациям  по  расчету  мостовых
   переходов" (Гипродорнии, 1987 г.).
       Максимальное   значение   подпора  (полный  подпор)  ДЕЛЬТА  Z
   находится на расстоянии l  от моста и определяется по формуле:
                            Z
   
                                   1,67
                       бета / СИГМА     - 1
                  l  = -------------------- х l  ,              (8.1)
                   Z         бета - 1          СЖ
   
       где:
       бета  -  степень   стеснения   потока   подходами,   в  первом
   приближении принимается бета = Q / Q  ;
                                       РБ
       Q и Q   - соответственно  полный  и   бытовой русловой расходы
            РБ
   воды;
       СИГМА - относительный подпор,
   
                               h  + ДЕЛЬТА Z
                                б           0
                       СИГМА = --------------,
                                     h
                                      б
   
       h  - глубина воды в бытовых условиях;
        б
       l   -  протяжение  зоны  сжатия перед мостом или расстояние до
        СЖ
   начального подпора ДЕЛЬТА Z ,  равное  длине  большего  подхода  к
                              0
   мосту.
       Подпор  распространяется выше по течению от начального подпора
   на значительное расстояние, постепенно уменьшаясь до нуля в створе
   с  бытовыми условиями реки. Величина подпора на расстоянии l  выше
                                                               i
   по течению от начального подпора:
   
                                                  3,33
                                             СИГМА     - 1
                                                  СР
          ДЕЛЬТА Z  = ДЕЛЬТА Z  - J  х l  х (-------------),    (8.2)
                  i           0    б    i           3,33
                                               СИГМА
                                                    СР
   
       где:
       J  - бытовой уклон реки;
        б
       СИГМА   - средний  относительный   подпор  на  рассматриваемом
            СР
   участке.
       Вдоль  верховой стороны подходов подпор от моста возрастает от
   подмостового  подпора  ДЕЛЬТА Z    до   максимального   подпора  у
                                  м
   насыпи ДЕЛЬТА Z , находящегося на расстоянии l  от моста:
                  Н                              Z
   
                 ДЕЛЬТА Z  = ДЕЛЬТА Z  + J  х l .               (8.3)
                         Н           м    б    Z
   
       Далее  до  границы  разлива  устанавливается постоянный уровень
   воды.
       8.3.  При  прогнозировании  границ  подтопления  следует  также
   учитывать  возможное  увеличение уровней воды за счет образования в
   районе  мостового перехода естественных заторов и зажоров льда. Для
   того  чтобы  заторы  льда в створе мостового перехода не возникали,
   минимально  допустимые  размеры  пролетов  моста  для  беззаторного
   пропуска   ледохода  следует  определять  по  существующим  методам
   расчета.
       8.4.   При   подтоплении  сельскохозяйственных  угодий  следует
   учитывать  продолжительность  прохождения паводков на данной реке и
   продолжительность  стояния  уровней (среднее многолетнее число дней
   в   году,  когда  наблюдался  уровень  не  выше  данного),  которые
   определяют  по  материалам  органов Росгидромета (при необходимости
   эти  данные  переносят  с  водопоста  на  створ перехода), а при их
   отсутствии   используют   данные   опроса  старожилов.  Подтопление
   сельхозугодий  не должно нарушать производство сельскохозяйственных
   работ.   Для   предотвращения   подтопления   населенных   пунктов,
   предприятий  и  ценных  сельскохозяйственных  угодий они могут быть
   обвалованы  дамбой.  Отметка  верха  дамбы  принимается  на  уровне
   расчетного  уровня  с  учетом  подпора, набега волны и гарантийного
   запаса 0,5 м.
       Снижение  подпорного уровня может быть также достигнуто за счет
   устройства  пойменного  моста  или  увеличения  отверстия основного
   моста.
       8.5.  Из-за  образования  общего размыва в подмостовом русле и
   выше  моста  в  пределах зоны  сжатия потока (l  ) могут оказаться
                                                  СЖ
   нарушенными   зимовальные   ямы   и   нерестилища   рыбы,  подмыты
   трубопроводы, другие сооружения в русле реки.
       Приближенно смыв грунта в русле выше моста (ДЕЛЬТА h  )     на
                                                           рi
   расстоянии l  при  известном расчетном размыве в русле под  мостом
               В
   (ДЕЛЬТА h  ) может быть определен по формуле:
            рм
   
                                                    1,5
            ДЕЛЬТА h   = ДЕЛЬТА h   х (1 - l  / l  )   .        (8.4)
                    рi           рм         В    СЖ
   
       Дополнительно  следует  учитывать  возможное  понижение  дна за
   счет  природных  русловых  деформаций,  а также влияние на русловой
   процесс   антропогенных  факторов  (разработка  русловых  карьеров,
   обвалование  русел  рек,  понижение базиса эрозии при мелиоративных
   работах и др.).
       Если  в русле возможен подмыв сооружений, необходимо произвести
   их  укрепление  или  перенос  из  зоны  размыва. Уменьшить величину
   общего  размыва  можно  увеличением  отверстия  руслового моста или
   созданием  пойменного  моста.  Выбор проектного решения делается на
   основе технико-экономического сравнения вариантов.
       8.6.  Увеличение  скоростей  течения  в  паводковый  период  по
   сравнению  с бытовым в подмостовом русле и в зоне отложения наносов
   может  вызвать  затруднение  для  прохода  судов  и рыбы со стороны
   нижнего  бьефа.  Отверстия  искусственных сооружений определяются в
   соответствии   с  техническими  условиями,  выдаваемыми  в  составе
   исходных  данных  для  проектирования  органами Роскомрыболовства и
   органами,  ведающими  судоходством,  в  зависимости  от видов рыб и
   класса судов.
       При  пересечении  трассой  мостового перехода пойменных проток,
   служащих  для  прохода  на  нерест  ценных  пород  рыб,  необходимо
   предусматривать  пойменные  отверстия, гидравлический режим которых
   обеспечивает нормальное продвижение рыб к нерестилищам.
       8.7.  При строительстве мостовых переходов размеры строительных
   площадок  должны быть минимально необходимыми. Стройплощадки должны
   располагаться  на  отметках,  исключающих  их затопление в паводок.
   Запрещается   сброс   загрязненных   вод,  свалка  мусора,  стоянка
   автомобилей   и   строительство  временных  сооружений  в  пределах
   водоохранных  зон  на берегах рек. На строительных площадках должны
   быть  предусмотрены  емкости  для  сбора нечистот и мусора. Степень
   очистки  сточных вод в отстойниках должна обеспечивать качество вод
   в  водоприемнике,  установленное  "Правилами  охраны  поверхностных
   вод".
       Строительство  мостов  через  рыбохозяйственные  водоемы должно
   производиться  с  соблюдением "Положения об охране рыбных запасов и
   о регулировании рыболовства в водоемах СССР".
       Отвод,  обвалование  или пересыпка русел во время строительства
   мостов   на  водотоках,  используемых  в  рыбохозяйственных  целях,
   допускаются только по согласованию с органами Роскомрыболовства.
       При  отсыпке  временных  островков в местах возведения русловых
   опор   следует   использовать  чистый  песок  с  малым  содержанием
   пылеватых   частиц,   добиваясь   наименьшего  взмучивания  водного
   потока.    При    возможности    вместо   островков   рекомендуется
   использовать подмости и эстакады на свайном основании.
       При  производстве  зимних работ запрещается оставлять на льду и
   затапливаемых берегах строительный мусор.
       При  сооружении  земляного  полотна  методами  гидромеханизации
   створ   работы  земснаряда  и  глубину  извлечения  грунта  следует
   согласовывать   с   водохозяйственными  органами,  а  на  водотоках
   рыбохозяйственного  значения  - с органами Роскомрыболовства. Место
   забора  грунта  земснарядом  следует  обустраивать  так,  чтобы  не
   допускать  попадания  рыбы к заборному устройству. Отработанная при
   гидронамыве   вода   должна   собираться   в  специальные  очистные
   сооружения   или   отводиться   в   отстойники   для   последующего
   использования земснарядом по схеме оборотного водоснабжения.
       При  применении  полимерных  составов на основе эпоксидных смол
   для  инъекций  каналов  напрягаемой  арматуры  и  склеивания блоков
   должны   быть   приняты  меры,  исключающие  попадание  полимерного
   состава в реку.
       Взрывные  работы  в  акваториях  рыбохозяйственных водоемов и в
   прибрежных  зонах  допускаются  в крайних случаях, когда выполнение
   работ   иными   методами   невозможно.  При  этом  решения  следует
   принимать  на основе расчета радиуса опасной гидроударной волны для
   рыб  или  зоны  действия  сейсмических  волн при взрывах на берегу.
   Необходимо  также  предусматривать  мероприятия  по экранированию в
   целях снижения воздействия взрывной волны и защиты ихтиофауны.
       8.8.  В  проекте  организации строительства мостов через водные
   объекты,  имеющие  важное  рыбохозяйственное  значение,  необходимо
   учитывать следующие рекомендации:
       -   в   период   массового   нереста   и  выклева  личинок  рыб
   строительные  работы  в  пределах  акватории,  в  том  числе работа
   земснаряда,  должны  быть прекращены, строительство фундаментов под
   опоры целесообразно производить в зимний период;
       -  в  целях  уменьшения  стеснения  реки и снижения взмучивания
   потока  при  устройстве  островков  и  котлованов под опоры следует
   использовать шпунтовые ограждения;
       -  по  возможности следует избегать устройства временных опор и
   подмостей в русле реки.
       8.9.   В   соответствии   с  Положением  о  водоохранных  зонах
   (полосах)  рек, озер и водохранилищ, утвержденным Советом Министров
   РСФСР   от   17.03.89   N   91,   минимальная   ширина   этих   зон
   устанавливается:
       для  рек  - от среднемноголетнего уреза воды в летний период по
   длине реки от истока:
   до 10 км - 15 метров;
   от 11 до 50 км - 100 метров;
   от 51 до 100 км - 200 метров;
   от 101 до 200 км - 300 метров;
   от 201 до 500 км - 400 метров;
   свыше 500 км - 500 метров,
       а  для  озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период
   и  для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне
   при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.
       В  водоохранных  зонах  рек запрещается загрязнение поверхности
   земли,  в  том  числе  свалка мусора, отходов производства, а также
   стоянка,   мойка   и   ремонт  автомобилей  и  дорожно-строительной
   техники, заливка топлива.
       В  водоохранной  зоне  запрещается  добыча местных строительных
   материалов,   замыв  пойменных  озер  и  стариц  без  разрешения  и
   согласования природоохранных органов.
       8.10.   В   проектной   документации   следует  предусматривать
   ликвидационные работы после строительства мостового перехода:
       -  удаление  из  русла  реки  островков,  отсыпанных  во  время
   сооружения опор;
       -  очистка  русла  реки и поймы от загромождающих их предметов,
   извлечение и вывозка свай, подмостей и временных опор;
       -  разборка  временных  сооружений  на  строительной  площадке,
   планировка  и  рекультивация  земель,  включая карьеры и подъездные
   дороги.
   
                  9. ОЦЕНКА И УЧЕТ ЛАНДШАФТНЫХ УСЛОВИЙ
   
       9.1.  При  выборе  вариантов трассы и конструктивных решений по
   проектируемой  дороге  следует  учитывать необходимость органичного
   эстетического  сочетания сооружения с окружающим ландшафтом. Дорога
   не  должна  снижать эстетического качества ландшафта при восприятии
   ее  со  стороны. В то же время, ландшафт при обзоре с дороги должен
   отвечать   требованиям   позитивного   психологического  восприятия
   водителями   и   пассажирами   транспортных  средств,  пользующихся
   дорогой.   Для   достижения   этой  цели  в  составе  экологических
   изысканий  следует  определять  границы природных или антропогенных
   ландшафтов,   находящихся   в   зоне   влияния   дороги   для  всех
   рассматриваемых  вариантов  трассы, давать эстетическую оценку этих
   ландшафтов.
       Эстетическая  оценка дается по визуальному восприятию ландшафта
   с выделением трех уровней:
   - живописный,
   - рядовой,
   - требующий улучшения.
   К живописным ландшафтам относят:
       -  "выразительный рельеф", выделяющиеся возвышенности, покрытые
   лесом или имеющие природные обнажения коренных пород;
   - прибрежные зоны водоемов и водотоков;
       -   родники,  другие  выходы  подземных  вод  и  окружающая  их
   территория;
       -  места  произрастания  ценных  или  мало  распространенных  в
   данном  регионе  деревьев,  а  также  все искусственно улучшенные и
   обустроенные  ландшафты  (старинные парки, усадьбы, сады и т.п.), в
   том числе содержащие живописные архитектурные объекты.
       Территории,  отнесенные  к категории живописного ландшафта, как
   правило, не должны пересекаться автомобильными дорогами.
       К  рядовым  ландшафтам  относят  природные  формы,  обычные для
   данной   местности,   в   том  числе  с  элементами  урбанизации  и
   сельскохозяйственного  землеустройства.  В этих условиях повышается
   эстетическое  значение  озеленения  придорожной полосы и сооружений
   дорожного   комплекса.  При  этом  следует  пользоваться  правилами
   ландшафтного проектирования дорог, изложенными в СНиП 2.05.02-85.
       К  категории  "ландшафт,  требующий  улучшения",  как  правило,
   относят  переформированные  ландшафты  с  сельскохозяйственным  или
   промышленным  освоением  земель.  При  проложении трассы в условиях
   таких    ландшафтов    следует    рассматривать    возможность    и
   целесообразность  их  улучшения лесопосадками, устройством водоемов
   и т.п.
       9.2.  В  проектах  автомобильных  дорог следует предусматривать
   специальные    мероприятия    и    сооружения    для    организации
   архитектурно-пространственной  структуры  ландшафта  на прилегающей
   территории  (как  правило,  в  пределах  зоны  видимости с дороги).
   Основными приемами такой организации являются:
       -   выявление   панорамных  видов  с  привлечением  внимания  к
   живописным формам;
   - создание визуальных доминант, создающих композиционные оси;
       -  устранение  из  поля  зрения  диссонансных  форм, нарушающих
   единство восприятия пейзажа.
       Для   использования   этих   приемов  необходимо  рассматривать
   панорамы  обзора  со всех характерных точек нахождения при движении
   зрителя  на  дороге,  а  также за ее пределами. Живописный ландшафт
   обычно  не  требует  специальных  приемов  организации,  главное  -
   исключить   нарушение  его  восприятия  техническими  сооружениями.
   Автомобильная  дорога  и  сооружения  дорожного комплекса не должны
   попадать  в  панораму  обзора  на  первый и второй план, а если это
   сделать  невозможно,  они должны быть скрыты зелеными посадками или
   рельефом.  На  задних  планах  дорога  должна  плавно вписываться в
   рельеф  без  акцентирования  ее  диссонанса с природными формами. В
   некоторых   случаях   для   улучшения  обзора  панорамы  необходима
   расчистка растительности на переднем плане.
       Рядовой  ландшафт,  как правило, не требует зрительной изоляции
   дороги.  В  некоторых  случаях, например на плоской равнине плавная
   кривая  трассы  может украсить однообразный пейзаж; поэтому в таких
   условиях  -  в  лесу,  в  равнинной  степи  и т.д. следует избегать
   длинных   прямых   участков.   Сооружения  обслуживания  участников
   движения  и  элементы обустройства дороги (автопавильоны, древесные
   посадки,   указатели  и  т.д.)  должны  способствовать  организации
   панорамы  на  переднем  плане,  а  на  заднем - служить доминантами
   зрительного  восприятия.  В  рядовом ландшафте недопустимы сплошные
   защитные  насаждения  - эстетическим требованиям отвечают групповые
   посадки.
       Ландшафт,  требующий улучшения, как правило, имеет разного рода
   техногенные  элементы,  изменившие  природные  образования.  В этих
   условиях   наибольшую   важность  приобретает  эстетика  инженерных
   сооружений   самого   комплекса   дороги,   которые  могут  служить
   доминантой, отвлекающей внимание.
       Защитные     посадки    целесообразно    выполнять    сплошными
   многорядными,  избегая  однако  впечатления  сплошной  стены  путем
   периодического  изменения расстояния от проезжей части, смены пород
   деревьев и т.п.
       9.3.  Элементы  дороги должны отвечать эстетическим требованиям
   во  всех  элементах. Основной принцип выполнения этих требований за
   исключением   участков,   проходящих   по   населенным   пунктам  и
   промышленным   зонам,  -  максимальное  сближение  с  естественными
   формами ландшафта.
       Земляное   полотно   следует   устраивать   без  резких  граней
   сопряжения плоскостей с криволинейными формами откосов.
       Протяженным  откосам  следует  придавать переменную крутизну не
   более  расчетной  по  условию  безопасности  движения. Как правило,
   кроме  случаев,  когда  это  необходимо  по  условиям  безопасности
   движения,  не следует применять яркую окраску дорожных сооружений и
   обустройств.
       В  сооружениях разного назначения следует отдавать предпочтение
   природным  материалам  или  их  имитации. Для дорожных сооружений в
   урбанизированном  или  промышленном  ландшафте  эстетический эффект
   может дать, наоборот, подчеркнутая индустриальность форм.
   
               10. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
                НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
   
   10.1. Оценка воздействия на социально-бытовые условия
   
       10.1.1.  Оценка  мероприятий по развитию автомобильной дороги в
   социально-экономическом  плане  включает  в  себя  оценку наличия и
   количества   населенных   пунктов,   их   местоположения,   системы
   расселения  и  численности  населения,  трудовых  ресурсов, степени
   занятости,  возможности  использования  при  строительстве  дороги,
   санитарно-эпидемиологическое   состояние,   социальная  организация
   территории,  существующая  транспортная  сеть,  уровень воздействия
   при  аварийных  ситуациях,  наличие  на  проектируемой  дороге  зон
   экологического   риска   (наиболее   опасных   природных  участков,
   комплексов).
       10.1.2.  На  основе анализа воздействий дороги в соответствии с
   таблицей  3.1  прогнозируются  возможные  изменения  в существующем
   хозяйственном  использовании  территории,  в  существующей  системе
   землепользования,  в  инфраструктуре,  в социально-бытовых условиях
   населения.
       10.1.3.  При  оценке воздействия автодороги на социальную среду
   следует       учитывать,      что      возможный      положительный
   социально-экономический  эффект  от улучшения транспортных связей и
   развития   инфраструктуры  проявляется  в  масштабе  всего  региона
   (района,   области,   края,   в   зависимости   от  удельного  веса
   транзитного   движения),   тогда   как  негативные  последствия  от
   воздействия   автодороги   на   социальную   среду  непосредственно
   затрагивают  лишь интересы людей, проживающих в зоне экологического
   влияния    дороги.   При   этом   следует   учитывать   (оценивать)
   транспортную    доступность    мест    трудовой    деятельности   и
   социально-бытового  обеспечения.  Транспортная  доступность  должна
   характеризоваться   всесезонностью   проезда  к  основным  объектам
   жизнеобеспечения.
       10.1.4.  На  основе  оценки и анализа воздействия автодороги на
   социально-бытовые   условия  принимаются  решения  о  необходимости
   назначения  мероприятий, сохраняющих существующие социально-бытовые
   условия  населения  или  несущественное  отклонение от них, а также
   сохранение  существующей  хозяйственной деятельности без сокращения
   продуктивности.
       10.1.5.   При   наличии   недопустимого   уровня  транспортного
   воздействия   на   участках   проложения   автодорог   в   пределах
   перспективных   границ   населенных  пунктов,  с  целью  исключения
   ухудшения  условий  проживания  населения  в  процессе эксплуатации
   этих  дорог  следует  предусматривать  защитные зеленые насаждения,
   земляные  валы,  защитные  экраны или изменение проложения трассы с
   обходом населенных пунктов.
       10.1.6.  При расчленении автодорогой рекреационных территорий и
   территорий  хозяйственного  пользования  необходимо предусматривать
   проектные  решения  или  мероприятия,  направленные  на обеспечение
   связей  территорий.  В  частности, следует рассматривать проложение
   автодороги  на отдельных участках на эстакадах, переходы и переезды
   через  автодорогу  с  устройством  путепроводов; при наличии в зоне
   влияния  автодорог ферм и пастбищ для скота, а также путей миграций
   животных следует предусматривать устройство скотопрогонов.
       10.1.9.  Для  предотвращения бытового загрязнения прилегающих к
   дороге   территорий   необходимо   при   проектировании  автобусных
   остановок,   площадок   отдыха   предусматривать   сбор,   вывоз  и
   обеззараживание бытовых отходов.
   
       10.2.  Оценка  воздействия  на  памятники  истории,  культуры и
   археологии. Мероприятия по их сохранению и защите
   
       10.2.1.  Памятники  истории  и  культуры  являются общенародным
   достоянием  и  находятся  под  охраной  государства, что закреплено
   законодательством.
       10.2.2.   В   соответствии   с   Законом  РСФСР  "Об  охране  и
   использовании   памятников   истории   и   культуры",  утвержденным
   Верховным   Советом  РСФСР  15.12.78,  мероприятия  по  обеспечению
   сохранности   памятников   истории   и  культуры  при  производстве
   строительных,  дорожных и других работ осуществляются предприятиями
   и    организациями,    ведущими    эти   работы,   с   привлечением
   специализированных   научных   организаций.  Указанные  мероприятия
   включают  как  работы по выявлению памятников, их исследованию, так
   и  рекомендации  по  защите  и сохранению выявленных памятников или
   передачу  вещественных  находок  в  музеи  и другие государственные
   хранилища.  Эти  же  организации  -  владельцы  автомобильных дорог
   обязаны финансировать указанные мероприятия.
       10.2.3.  С  целью  выявления  памятников  истории,  культуры  и
   археологии  в  районе  предполагаемого  строительства автомобильной
   дороги  или  мостового  перехода заказчик проектной документации до
   выдачи  задания на проектирование должен получить в местных органах
   государственного  управления  или  уполномоченной  ими  организации
   документацию  по  выявлению  указанных памятников и рекомендации по
   их защите и обеспечению сохранности.
       10.2.4.  При необходимости заказчик проекта должен организовать
   с  привлечением специализированной научной организации обследование
   с   целью   выявления   в   районе   предполагаемого  строительства
   памятников  истории, культуры и археологии и выработки рекомендаций
   по обеспечению их сохранности.
       10.2.5.  Материалы,  указанные  в  п. 10.2.4, заказчик передает
   проектной   организации   одновременно  с  заданием  на  разработку
   предпроектной (проектной) документации в составе исходных данных.
       10.2.6.  Проектная  организация  должна предусмотреть в составе
   экономического    обоснования    развития    автомобильной   дороги
   разработку  рекомендаций по срокам очередности и порядку дальнейших
   работ  по  обеспечению сохранности памятников, а при проектировании
   - разработку соответствующих конкретных мероприятий.
       10.2.7.  При  отступлении  от исходных данных запроектированные
   мероприятия  по  сохранению и защите памятников истории, культуры и
   археологии    подлежат    согласованию    с    местными    органами
   государственного управления.
       10.2.8.   При  наличии  в  районе  строительства  автомобильной
   дороги  или  мостового  перехода  зоны охраны памятников проложение
   трассы  указанных  объектов  в  пределах  охранной зоны допускается
   только при разрешении органов государственного управления.
       10.2.9.  В  случаях,  когда  по  условиям  согласования  или по
   рекомендациям  специализированных  организаций не допускается вынос
   выявленных  памятников за пределы зон проведения строительных работ
   или  предварительное  изъятие  культурных и материальных ценностей,
   как  правило,  необходимо  при  трассировании автомобильных дорог и
   мостовых  переходов  предусматривать  обход  участков  расположения
   выявленных памятников.
       10.2.10.   В   случаях,  когда  по  местным  условиям  возможны
   варианты   как  обхода  трассой  автодороги  участков  расположения
   археологических  или  других  памятников,  так  и создание защитных
   мероприятий  (сооружений)  с целью сохранения указанных памятников,
   выбор   рекомендуемого   варианта   должен  приниматься  на  основе
   технико-экономического сравнения вариантов.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
   
                                 СПИСОК
         ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ,
           РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЛЯ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ
               ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
                      АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВ
   
   1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", 03.03.92.
   2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
       3.  Основы  водного  законодательства СССР и союзных республик,
   1970 г.
   4. Водный кодекс РСФСР.
   5. Земельный кодекс Российской Федерации.
       6.   Основы   лесного  законодательства  Российской  Федерации,
   17.04.93.
   7. Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", 26.06.91.
       8.    Закон    РФ   "О   предприятиях   и   предпринимательской
   деятельности", 25.12.90.
       9.  Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и
   культуры", 15.12.78.
   10. Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха", 25.06.80.
   11. Закон РФ "О животном мире", 22.03.95.
       12.   Закон  РФ  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
   населения".
   13. Закон РФ "О плате за землю", 11.10.91, и дополнения к нему.
   14. Закон РФ "О недрах", 04.05.92, и изменения к нему.
       15.  Закон  РФ  "Об  особо  охраняемых  природных территориях",
   15.02.95.
       16.   Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от
   09.07.92  N  478 "О временных минимальных ставках платежей за право
   пользования недрами".
       17.   Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное