Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
26.04.2017
USD
55.85
EUR
60.79
CNY
8.11
JPY
0.51
GBP
71.55
TRY
15.56
PLN
14.35
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (ОДОБРЕНЫ МИНТРАНСОМ РФ, ПРОТОКОЛ ОТ 26.06.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       3.1.8.    Проверка   распространения   транспортного   шума   и
   воздействия  его на окружающую среду и людей должна проводиться для
   участков   дорог,   проходящих  в  пределах  перспективной  границы
   населенных пунктов.
       3.1.9.   При   наличии   технологических  решений,  оказывающих
   существенное  воздействие  на  окружающую среду: закладка грунтовых
   резервов  и карьеров дорожно-строительных материалов на затопляемых
   поймах  рек (водоемов), разработка грунтов при возведении земляного
   полотна    и    мостов    буровзрывным    способом    или   методом
   гидромеханизации,  в пояснительной записке необходимо устанавливать
   требования  по  технологии  работ,  а также конкретные мероприятия,
   направленные на защиту природной среды.
       В  случаях  использования  для  нужд  строительства  речной или
   озерной  воды  должны  отражаться вопросы ее очистки до нормативных
   требований перед сбросом в реку или озеро.
       3.1.10.  К  материалам ОВОС в составе экономических обоснований
   развития  автомобильных  дорог следует прилагать следующие основные
   графические документы:
       -   схематический  ситуационный  план  автомобильной  дороги  с
   нанесением  границ  охранных  и  защитных  зон,  территорий  ценных
   природоохранных,   культурных,   национальных,   особо   охраняемых
   природных объектов;
       -  тематические  карты  и  схемы  территорий,  чувствительных к
   компонентам   воздействия   автомобильной   дороги   (при   наличии
   соответствующей информации);
       -   схематический  ситуационный  план  автомобильной  дороги  с
   нанесением  основных  намечаемых  проектных  мероприятий  по охране
   окружающей среды;
       -   типовые   и  примерные  схемы  расположения  и  конструкций
   природоохранных  сооружений,  планов  площадок отдыха и стоянок для
   автомобилей,  очистных  и других сооружений, влияющих на окружающую
   среду.
       3.1.11.   Для  обеспечения  всестороннего  и  наиболее  полного
   удовлетворения   интересов   населения   в   рамках   ОВОС  следует
   осуществлять  широкий  обзор  предложений  о  возможной  реализации
   намеченной    программы   развития   автомобильной   дороги   путем
   организации  выявления  мнения заинтересованных организаций и групп
   населения   в   соответствии   с   Земельным  кодексом,  проведения
   общественных   слушаний  или  обсуждений  предложений  в  средствах
   массовой   информации   в   соответствии  с  Положением  об  оценке
   воздействия   на   окружающую   среду   в   Российской   Федерации,
   утвержденным  Приказом Минприроды России от 18.07.94 N 222, а также
   получением  технических  условий  и  согласований  заинтересованных
   организаций.
       3.2.  Состав  материалов  раздела  "Охрана  окружающей среды" в
   инженерных   проектах  строительства,  реконструкции  автомобильных
   дорог
       3.2.1.  Целью  разработки  раздела "Охрана окружающей природной
   среды"  в  инженерном  проекте  на  строительство  и  реконструкцию
   автомобильных  дорог  и  сооружений  на них является проектирование
   инженерных   мероприятий  по  исключению  и  смягчению  воздействия
   объекта  на  окружающую  среду, определение размеров компенсаций за
   нанесенный  ущерб,  а  также подготовка документов и материалов для
   отвода   земель   на   основе   результатов   ОВОС   и  полученного
   предварительного     согласования     места    проложения    трассы
   автомобильной дороги и акта выбора трассы.
       3.2.2.   Принятие   конкретных   проектных  решений  в  составе
   инженерного  проекта  должно  осуществляться  на  основе  сравнения
   вариантов  с  учетом  их  воздействия  на окружающую среду методами
   процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделе 3.1.
       3.2.3.  Разработка  раздела "Охрана окружающей природной среды"
   инженерного  проекта проводится на мероприятия по развитию участков
   или  сооружений,  необходимость  и  протяжение которых обоснованы в
   ЭО.
       3.2.4.  Разработке  инженерного  проекта  должно предшествовать
   составление  актов выбора трассы. Сроки их составления определяются
   заказчиком на основе рекомендаций ЭО.
       Акты   выбора   трассы   оформляются   заказчиком   проекта   в
   соответствии  с  порядком, установленным Земельным кодексом России,
   и  принципиальным  решением  органа исполнительной власти субъектов
   Российской Федерации о принципиальном направлении трассы.
       При  обосновании  проложения  трассы автомобильной дороги могут
   проводиться    в    минимально    допустимом    объеме   инженерные
   обследования,    поиски   и   разведка   месторождений   грунта   и
   строительных материалов.
       3.2.5.  В  состав раздела "Охрана окружающей среды" инженерного
   проекта должны входить:
       -  краткая  пояснительная записка, обосновывающая для заказчика
   и   органов   экспертизы   проектные   решения  по  природоохранным
   инженерным мероприятиям, не конкретизированным в составе ЭО;
       -   материалы,   предназначенные   для  реализации  инженерного
   проекта,   включающие   в  себя  основные  чертежи,  группировочные
   ведомости,   ведомости  объемов  работ,  технические  спецификации,
   перечень  ГОСТ,  отраслевых  стандартов,  СНиП,  типовых  проектов,
   привязанных   к   условиям   данного  проекта  и  обязательных  для
   использования   при   сооружении   природоохранных   сооружений   и
   мероприятий;
   - материалы для оформления отвода земель.
       3.2.6.  Материалы  для  оформления  отвода земель, как правило,
   состоят из двух разделов:
       обоснование   отвода   земель,   включающее  в  себя  следующие
   документы:
       -  пояснительная  записка,  содержащая  ссылку  на  задание  на
   проектирование,  основные  нормативные  документы, взятые за основу
   при    проектировании,    наименование   административного   района
   расположения дороги;
       -  обоснование  ширины  полосы  отвода  с  учетом  расположения
   земляного   полотна,  коммуникаций,  элементов  обстановки  дороги,
   искусственных  сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос
   для  безопасного  съезда автомобилей, зон избыточного транспортного
   загрязнения;
       -  сведения  о  размере  временного  отвода и аренды земель для
   обеспечения   работы   строительных  механизмов,  хранения  отвалов
   растительного    грунта,    устройства   объездов,   переустройства
   коммуникаций,  строительных  площадок  и карьеров, резервов грунта,
   кавальеров;
       -  данные  по  определению зон различной степени экологического
   влияния на сельскохозяйственные угодья и людей;
       -   предложения   по  размерам  зон  ограничения  застройки  по
   условиям экологического влияния и безопасности движения;
       -  материалы  по  сносу  строений, их инвентаризации, оценочные
   акты и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения;
       -   данные   о   площадях   занимаемых   земельных   угодий   с
   распределением  по  их  видам,  землепользователям  и  виду  отвода
   (постоянный или временный);
       -  сведения о соответствии проектных решений акту выбора трассы
   и другим согласованиям;
       материалы   по   рекультивации   временно   занимаемых  земель,
   включающие в себя следующие документы:
       -  пояснительная  записка  по рекультивации временно занимаемых
   земель, содержащая:
       -  ссылки  на законодательные и нормативные документы, принятые
   за  основу  разработки  проекта  рекультивации  временно занимаемых
   земель,  нарушенных  при  строительстве  автомобильной  дороги и не
   используемых при реконструкции участков существующей дороги;
       -  требования  и  технические условия на рекультивацию временно
   занимаемых      земель,      выданные     землепользователями     и
   землеустроительными органами;
   - ссылки на соответствующие документы согласований;
       -  характеристику  временно занимаемых земель с указанием целей
   отвода  и  размеров  участков,  разделением земель по видам угодий,
   районам и землепользователям;
       -  характеристику  проектируемых  мероприятий  по рекультивации
   временно   занимаемых   земель  в  соответствии  с  требованиями  и
   техническими  условиями  с  разделением  по видам рекультивационных
   работ;
       -  данные  о  стоимости  рекультивационных  работ,  учтенные  в
   сводной смете на развитие проектируемой дороги;
       -  документация  по техническому этапу рекультивации, в которой
   отражаются  мероприятия  по снятию и сохранению плодородного слоя с
   площадей,  нарушаемых  в  процессе строительства, по предотвращению
   водной  и  ветровой  эрозии временных отвалов плодородного слоя, по
   выравниванию   и  планировке  нарушенных  земель  и  неиспользуемых
   участков  существующих  дорог  с  приданием необходимых уклонов, по
   обеспечению водоотвода;
       -   документация   по  биологическому  этапу  рекультивации,  в
   которой    в   зависимости   от   вида   рекультивации   отражаются
   мероприятия,  включающие  вид  рекультивации (сельскохозяйственная,
   водохозяйственная,  лесохозяйственная  и  т.д.),  продолжительность
   этапа,  календарный  график  обработки  почв,  внесения удобрений и
   семян с указанием видов и норм ухода за посевами и лесокультурами.
       3.3.  В  рабочей  документации на строительство и реконструкцию
   автомобильных   дорог  и  сооружений  на  них  на  основе  решений,
   утвержденных  в составе инженерного проекта, производится детальное
   проектирование  элементов  инженерных  природоохранных мероприятий,
   позволяющее осуществить их строительство.
       3.4.  Проектирование автомобильных дорог и мостовых переходов с
   учетом  природоохранных  требований  должно  быть  ориентировано на
   предупреждение     возможных    отрицательных    воздействий    при
   строительстве  и  функционировании  автомобильной дороги, мостового
   перехода, других сооружений.
       3.5.   Проектная   документация,   разработанная  для  развития
   автомобильных   дорог,   подлежит   государственной   экологической
   экспертизе  в  порядке,  установленном Положением о государственной
   экологической      экспертизе,      утвержденным     Постановлением
   Правительства   Российской   Федерации   от   22.09.93   N   942  и
   Руководством  по экологической экспертизе предпроектной и проектной
   документации (Минприроды РФ, 1993 г.).
   
           4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
          ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
   
   4.1. Общие положения
   
       4.1.1.   В   проектной   документации   следует   устанавливать
   расчетным  путем  распространение  в  стороны  от  дороги  наиболее
   вредных  видов  загрязнений, поступающих в существенном количестве:
   окиси  углерода,  углеводородов,  окислов азота, соединений свинца,
   пыли от загрязнения и износа покрытий, транспортного шума.
       На  основе  расчетов,  приведенных  с  учетом  фоновых  уровней
   загрязнений  данного  вида,  имевшихся  до  начала  работ,  следует
   определять  уровни  загрязнения на различных расстояниях от дороги,
   строить соответствующие графики.
   
       4.2.  Оценка уровня загрязнения почв автомобильным транспортом.
   Защитные мероприятия
   
       4.2.1.  При  работе  двигателей транспортных средств образуются
   "условно  твердые"  выбросы,  состоящие из аэрозольных и пылевидных
   частиц.  В  наиболее  значительном  количестве  образуются  выбросы
   соединений  свинца  и  углерода (сажи); при интенсивностях движения
   более  30000  -  40000  авт./сутки  существенное  воздействие могут
   оказывать выбросы кадмия и цинка.
       4.2.2.  Выбросы  соединений  свинца  происходят  одновременно с
   выбросами  отработавших  газов  при  работе  двигателей внутреннего
   сгорания  автомобилей на этилированном бензине. Соединения свинца в
   настоящее  время  употребляются в качестве антидетонирующей добавки
   в  этилированном  бензине  марки  А-76 в количестве 0,17 г/кг и для
   А-93 в количестве 0,37 г/кг.
       Считается,  что около 20% общего количества свинца разносится с
   газами  в  виде  аэрозолей,  80%  выпадает  в  виде  твердых частиц
   размером  до  25  мк  и  водорастворимых  соединений на поверхности
   прилегающих  к  дороге  земель,  накапливается  в  почве на глубине
   пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков.
       Опасность  накопления  соединений  свинца  в  почве обусловлена
   высокой  доступностью  его растениям и переходом по звеньям пищевой
   цепи в животных, птиц и человека.
       4.2.3.  Предельно  допустимая  концентрация  свинца  в почве по
   общесанитарному    показателю   с   учетом   фонового   загрязнения
   установлена 32 мг/кг.
       4.2.4.  Оценку  загрязнения придорожных земель выбросами свинца
   автомобилями  следует вести на основе определенного расчетным путем
   уровня загрязнения поверхностного слоя почвы.
       Уровень   загрязнения  свинцом  поверхностного  слоя  почвы  на
   различном    расстоянии   от   края   проезжей   части   автодороги
   определяется по формуле:
   
                                 Р
                                  п
                          Р  = ------,                        (4.2.1)
                           с   h х ро
   
       где:
       Р  - уровень загрязнения поверхностного  слоя  почвы  свинцом,
        с
   мг/кг;
       h - толщина почвенного слоя, метров, в котором  распределяются
   выбросы свинца. Принимается  на  пахотных  землях  равной  глубине
   вспашки 0,2 - 0,3 м, на остальных видах угодий  (в т.ч. целине)  -
   0,1 м.
       ро - плотность почвы, кг/куб. м;
       Р  - величина отложения свинца на поверхности земли, мг/кв. м,
        п
   определяется по формуле:
   
                Р  = 0,4 х К  х U  х Т  х Р  + F,             (4.2.2)
                 п          1    v    р    э
   
       где:
       К  - коэффициент, учитывающий  расстояние  от  края   проезжей
        1
   части, принимается по таблице 4.2.1;
       U  - коэффициент, зависящий  от  силы  и  направления  ветров,
        v
   принимается  равным  отношению  площади  розы  ветров  со  стороны
   дороги, противоположной рассматриваемой зоне, к общей ее площади;
       Т  - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках,  принимается
        р
   равным   7300   суток,   что      соответствует    двадцатилетнему
   перспективному сроку;
       F - фоновое загрязнение поверхности земли, мг/кв. м;
       Р  - мощность эмиссии   свинца   при   данной   среднесуточной
        э
   интенсивности   движения,   средней   за   расчетный   период,   в
   мг/м х сут.; определяется по формуле:
   
                               i
     Р  = К  х К  х m  х К  х SUM G  х Р  х N , мг/м х сут.,  (4.2.3)
      э    п    о    р    Т    1   i    i    i
   
       где:
       К  = 0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения;
        п
       m  - коэффициент, учитывающий  дорожные   и   автотранспортные
        р
   условия, принимается по графику рис. 4.2.1 (здесь и далее  рисунки
   не приводятся) в зависимости  от  средней  скорости  транспортного
   потока, определяемой  в  соответствии  с  ВСН 25-86  "Указания  по
   обеспечению   безопасности  движения  на  автомобильных  дорогах",
   Минавтодор РСФСР;
       К  = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в  системе
        о
   выпуска отработавших газов;
       К  = 0,8 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца
        Т
   в виде  твердых  частиц  в общем объеме выбросов  в соответствии с
   п. 4.2.2;
       G  - средний эксплуатационный расход топлива для данного  типа
        i
   (марки) автомобилей, л/км; для оценочных расчетов в  экономических
   обоснованиях развития автомобильных дорог допускается принимать по
   данным, приведенным в таблице 4.3.1;
       N  - среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного
        i
   типа (марки), средняя за срок службы дороги, авт./сут.;
       Р  -  содержание  добавки  свинца  в  топливе,  применяемом  в
        i
   автомобиле данного типа, г/кг (см. п. 4.2.2).
   
                                                         Таблица 4.2.1
   
              ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ К  ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЯ
                                    1
                             ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
   
   ------------------------------------------T----------------------¬
   ¦Расстояние от края проезжей части, метров¦     Величина К       ¦
   ¦                                         ¦               1      ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦10                                       ¦0,50                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦20                                       ¦0,10                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦30                                       ¦0,06                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦40                                       ¦0,04                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦50                                       ¦0,03                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦60                                       ¦0,02                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦80                                       ¦0,01                  ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦100                                      ¦0,005                 ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦150                                      ¦0,001                 ¦
   +-----------------------------------------+----------------------+
   ¦200                                      ¦0,0002                ¦
   L-----------------------------------------+-----------------------
   
       4.2.5.   В  случаях,  когда  на  рассматриваемой  автомобильной
   дороге  имеются участки с различными условиями движения, необходимо
   выделять  такие  участки  и  для  каждого  проводить  расчет уровня
   загрязнения  свинцом прилегающего к дороге поверхностного слоя почв
   (земель).
       Полученные  расчетные  значения  величины  загрязнения  свинцом
   прилегающих  земель  и  их изменение в зависимости от расстояния до
   края   проезжей  части  целесообразно  представлять  в  графической
   форме.
       4.2.6.   Полученные   результаты   расчета  уровня  загрязнения
   свинцом  поверхностного слоя почвы на границе полосы отвода следует
   сопоставлять  с  ПДК  свинца в почве по общесанитарному показателю,
   которая приведена в п. 4.2.3.
       4.2.7.  При  необходимости  уменьшения  ширины  распространения
   загрязнения  придорожной  полосы  свинцом  следует  предусматривать
   защитные   зеленые  насаждения,  экраны,  защитные  валы  (насыпи),
   прокладку  автомобильной  дороги  в  выемке.  Учет влияния защитных
   сооружений   на   распространение  загрязнения  придорожной  полосы
   свинцом  в оценках на стадии проектирования допускается производить
   в соответствии с п. п. 4.3.7 и 4.3.8, а также по таблице 4.3.5.
       4.2.8.   В   районах,  где  применение  этилированного  бензина
   запрещено  нормативными документами (г. г. Москва, Санкт-Петербург,
   некоторые  другие города и курортные зоны) на автомобильных дорогах
   и  мостовых  переходах, на которых отсутствует транзитное движение,
   расчет выбросов свинца допускается не производить.
       4.2.9.   Ущерб   от   загрязнения  придорожной  полосы  следует
   определять  в  соответствии  с Порядком определения размеров ущерба
   от   загрязнения   земель   химическими   веществами,  утвержденным
   Минприроды России и Роскомземом РФ.
       4.2.9.  Пример расчета загрязнения придорожной полосы выбросами
   свинца приведен в Приложении 3.
   
       4.3.  Методика  оценки  уровня загрязнения атмосферного воздуха
   автомобильным транспортом. Защитные мероприятия
   
       4.3.1.  В  состав отработавших газов двигателей автомобильного
   транспорта  входит  ряд компонентов, из которых существенный объем
   занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды - С Н ,
                                                                 n m
   окислы азота - NO , соединения свинца.
                    х
       Оценку    уровня   загрязнения   воздушной   среды   указанными
   отработавшими  газами  следует  производить  на  основе прогнозов в
   соответствии с расчетами.
       Методика  расчета  основана  на  поэтапном  определении эмиссии
   (выбросов)  отработавших  газов,  концентрации  загрязнения воздуха
   этими  газами  на  различном удалении от дороги и затем - сравнении
   полученных  данных  с  предельно  допустимыми  концентрациями (ПДК)
   данных веществ в воздушной среде.
       4.3.2.   При   расчете   выбросов  учитываются  различные  типы
   автотранспортных средств и конкретные дорожные условия.
       В   качестве   расчетной   принимается  интенсивность  движения
   различных  типов  автомобилей  в  смешанном потоке в соответствии с
   Руководством  по  определению  пропускной способности автомобильных
   дорог, Минавтодор, 1982 г., с учетом п. 1.5 СНиП 2.05.02-85.
       4.3.3.  Мощность  эмиссии  СО, С Н , NO  в отработавших  газах
                                       n m    х
   отдельно   для  каждого  газообразного  вещества  определяется  по
   формуле:
   
                -4          i                      i
   q = 2,06 х 10   х m х [(SUM G   х N   х К ) + (SUM G   х N   х К )], (4.3.1)
                            1   ik    ik    k      1   iд    iд    д
   
       где:
       q - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного
   потока на конкретном участке дороги, г/м с;
                -4
       2,06 х 10   -   коэффициент   перехода   к  принятым  единицам
   измерения;
       m  -  коэффициент,  учитывающий  дорожные  и  автотранспортные
   условия, принимается  по  графику  рис.  4.3.1  в  зависимости  от
   средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии
   с ВСН 25-86 "Указания  по  обеспечению  безопасности  движения  на
   автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР;
       G   - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа
        ik
   (марки)  карбюраторных  автомобилей, л/км; для оценочных  расчетов
   может  быть  принят  по  средним  эксплуатационным нормам с учетом
   условий движения, которые приведены в табл. 4.3.1;
       G   - то же, для дизельных автомобилей, л/км;
        iд
       N    -  расчетная перспективная интенсивность движения каждого
        ik
   выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;
       N   - то же, для дизельных автомобилей, авт./час;
        iд
       К  и  К   -  коэффициенты, принимаемые  для данного компонента
        к     д
   загрязнения   для   карбюраторных  и  дизельных  типов  двигателей
   соответственно по табл. 4.3.2.
   
                                                         Таблица 4.3.1
   
             СРЕДНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
                          НА 1 КМ ПУТИ В ЛИТРАХ
   
   ----------------------------------------T------------------------¬
   ¦            Тип автомобиля             ¦Средний эксплуатационный¦
   ¦                                       ¦  расход топлива, л/км  ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Легковые автомобили                    ¦0,11                    ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Малые грузовые автомобили карбюраторные¦0,16                    ¦
   ¦(до 5 тонн)                            ¦                        ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Грузовые автомобили карбюраторные      ¦0,33                    ¦
   ¦(6 тонн и более), например ЗИЛ-130 и   ¦                        ¦
   ¦др.                                    ¦                        ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Грузовые автомобили дизельные          ¦0,34                    ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Автобусы карбюраторные                 ¦0,37                    ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Автобусы дизельные                     ¦0,28                    ¦
   L---------------------------------------+-------------------------
   
                                                         Таблица 4.3.2
   
                     ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ К  И К
                                             к    д
   
   ----------------------------T------------------------------------¬
   ¦       Вид выбросов        ¦            Тип двигателя           ¦
   ¦                           +-----------------T------------------+
   ¦                           ¦  карбюраторный  ¦     дизельный    ¦
   +---------------------------+-----------------+------------------+
   ¦Окись углерода             ¦0,6              ¦0,14              ¦
   +---------------------------+-----------------+------------------+
   ¦Углеводороды               ¦0,12             ¦0,037             ¦
   +---------------------------+-----------------+------------------+
   ¦Окись азота                ¦0,06             ¦0,015             ¦
   L---------------------------+-----------------+-------------------
   
       4.3.4.  Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в
   виде аэрозолей определяется по формуле:
   
                -7                     i
   q = 2,06 х 10   х К  х m  х К  х [(SUM G   х N   х Р  )],  (4.3.2)
                      о    р    г      1   ik    ik    ik
   
       где:
       q - мощность эмиссии в воздушную среду  соединений  свинца  на
   конкретном участке дороги, г/м с;
                -7
       2,06 х 10   -   коэффициент   перехода   к  принятым  единицам
   измерения;
       m  -  коэффициент,  учитывающий  дорожные  и  автотранспортные
        р
   условия,  принимается  по  графику  рис. 4.2.1  в  зависимости  от
   средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии
   с  ВСН  25-86  "Указания  по  обеспечению безопасности движения на
   автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР;
       К   = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе
        о
   выпуска отработавших газов;
       К  = 0,2 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца
        г
   в  виде  аэрозолей  в  общем  объеме  выбросов  в  соответствии  с
   п. 4.2.2;
       G   -  средний  эксплуатационный  расход  топлива  для данного
        ik
   типа  (марки)  карбюраторных  автомобилей,  л/км;  для   оценочных
   расчетов  может  быть  принят по средним эксплуатационным нормам с
   учетом условий движения, которые приведены в табл. 4.3.1;
       N    -  расчетная перспективная интенсивность движения каждого
        ik
   выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;
       P   -  содержание  добавки  свинца  в  топливе,  применяемом в
        ik
   автомобиле данного типа, г/кг (см. п. 4.2.2).
       При   наличии   фактических   данных   об   эмиссии   токсичных
   составляющих   отработавших  газов  автомобилей  следует  принимать
   непосредственно  значения  этих  данных  без  пересчета  по расходу
   топлива.
       4.3.5.  При  расчете  рассеяния  выбросов  от  автотранспорта и
   определения  концентрации  токсичных  веществ на различном удалении
   от  дороги  используется модель Гауссового распределения примесей в
   атмосфере на небольших высотах.
       Концентрация  загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода,
   углеводородами,   окислами   азота,   соединениями   свинца   вдоль
   автомобильной дороги определяется по формуле:
   
                              2q
               С = -------------------------- + F,            (4.3.3)
                     ___
                   \/2пи х сигма х V х sin фи
   
       где:
       С - концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/куб. м;
       сигма - стандартное   отклонение  Гауссового   рассеивания   в
   вертикальном направлении, м; принимается по таблице 4.3.3;
       V -  скорость  ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего
   периода, м/с;
       фи -  угол,  составляемый  направлением ветра к трассе дороги.
   При угле  от  90 до 30 градусов скорость ветра следует умножать на
   синус угла, при угле менее 30 градусов - коэффициент 0,5;
       F - фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/куб. м.
   
                                                         Таблица 4.3.3
   
        ЗНАЧЕНИЯ СТАНДАРТНОГО ГАУССОВОГО ОТКЛОНЕНИЯ ПРИ УДАЛЕНИИ
                        ОТ КРОМКИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
   
   ---------------T-------------------------------------------------¬
   ¦  Приходящая  ¦Значения стандартного Гауссового отклонения сигма¦
   ¦  солнечная   ¦ при удалении от кромки проезжей части в метрах  ¦
   ¦   радиация   +----T----T----T-----T----T-----T-----T-----T-----+
   ¦              ¦ 10 ¦ 20 ¦ 40 ¦ 60  ¦ 80 ¦ 100 ¦ 150 ¦ 200 ¦ 250 ¦
   +--------------+----+----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Сильная       ¦2   ¦4   ¦6   ¦8    ¦10  ¦13   ¦19   ¦24   ¦30   ¦
   +--------------+----+----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Слабая        ¦1   ¦2   ¦4   ¦6    ¦8   ¦10   ¦14   ¦18   ¦22   ¦
   +--------------+----+----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+
   ¦    Примечание:  Сильная  солнечная радиация соответствует ясной¦
   ¦солнечной  погоде,   слабая  -  пасмурной  (в  т.ч.  дождливой).¦
   ¦Величина  должна  приниматься   в  расчетный  период  наибольшей¦
   ¦интенсивности  движения   (летний  период).   Уровень  солнечной¦
   ¦радиации  принимается  в  зависимости  от  того,   какая  погода¦
   ¦превалирует в расчетный месяц.                                  ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       4.3.6.  Результаты  расчета  по  формуле 4.3.3 сопоставляются с
   предельно    допустимыми   концентрациями   (ПДК),   установленными
   органами  Министерства  здравоохранения  с  учетом класса опасности
   для  токсичных  составляющих отработавших газов тепловых двигателей
   в воздухе населенных мест; они приведены в таблице 4.3.4.
   
                                                         Таблица 4.3.4
   
        ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТОКСИЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
         ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, МГ/КУБ. М
   
   ------------------T----------T-----------------------------------¬
   ¦   Вид вещества  ¦  Класс   ¦Среднесуточные предельно допустимые¦
   ¦                 ¦опасности ¦      концентрации, мг/куб. м      ¦
   +-----------------+----------+-----------------------------------+
   ¦Окись углерода   ¦4         ¦3,0                                ¦
   +-----------------+----------+-----------------------------------+
   ¦Углеводороды     ¦3         ¦1,5                                ¦
   +-----------------+----------+-----------------------------------+
   ¦Окислы азота     ¦2         ¦0,04                               ¦
   +-----------------+----------+-----------------------------------+
   ¦Соединения свинца¦1         ¦0,0003                             ¦
   L-----------------+----------+------------------------------------
   
       4.3.7.  По  полученным  результатам строится график загрязнения
   отработавшими  газами  придорожной зоны. Пример графика приведен на
   рис. 4.3.2.
       4.3.8.  При  необходимости  уменьшения  ширины  распространения
   загрязнения  следует  предусматривать  защитные зеленые насаждения,
   экраны,  защитные  валы,  прокладку  автомобильной дороги в выемке.
   Снижение  концентрации  загрязнений  за  защитными  сооружениями  в
   процентах к величине концентрации приведено в таблице 4.3.5.
   
                                                         Таблица 4.3.5
   
           СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ
                ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
   
   -------------------------------------------------T---------------¬
   ¦                   Мероприятие                  ¦   Снижение    ¦
   ¦                                                ¦концентрации, %¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦1. Один ряд деревьев с кустарником высотой до   ¦10             ¦
   ¦1,5 м на полосе газона 3 - 4 м                  ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦2. Два ряда деревьев без кустарника на газоне   ¦15             ¦
   ¦8 - 10 м                                        ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦3. Два ряда деревьев с кустарником на газоне    ¦30             ¦
   ¦10 - 12 м                                       ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦4. Три ряда деревьев с двумя рядами кустарника  ¦40             ¦
   ¦на полосе газона 15 - 20 м                      ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦5. Четыре ряда деревьев с кустарником высотой   ¦50             ¦
   ¦1,5 м на полосе газона 25 - 30 м                ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦6. Сплошные экраны, стены зданий высотой более  ¦70             ¦
   ¦5 м от уровня проезжей части                    ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦7. Земляные насыпи, откосы при проложении дороги¦50             ¦
   ¦в выемке при разности отметок от 2 до 3 м       ¦               ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦То же, 3 - 5 м                                  ¦60             ¦
   +------------------------------------------------+---------------+
   ¦То же, более 5 м                                ¦70             ¦
   L------------------------------------------------+----------------
   
       4.3.9.  Выбор  защитных  мероприятий  следует  осуществлять  на
   основе    технико-экономического   сравнения   следующих   основных
   вариантов:
       -   изменение  параметров  дороги,  направленное  на  повышение
   средней скорости транспортного потока;
       -  ограничение  движения  отдельных типов автомобилей полностью
   или в отдельные интервалы времени;
       -    усиление    контроля    за    движением    автомобилей   с
   неотрегулированными   двигателями  по  участку,  чувствительному  к
   загрязнению   воздушной   среды,   в  целях  минимизации  токсичных
   выбросов;
   - устройство защитных сооружений.
       Примеры  расчета загрязнения атмосферного воздуха автомобильным
   транспортом приведены в Приложении 4.
   
       4.4.  Методика оценки уровня воздействия поверхностного стока с
   автомобильных дорог на водную среду
   
       4.4.1.    Загрязнение   водотоков   (водоемов)   поверхностными
   сточными   водами   с   автомобильных  дорог  и  мостов  составляет
   незначительный  удельный  вес  от загрязнения водной среды отходами
   промышленного   и   химического   производств,   однако   этот  вид
   воздействия  в  проектной  документации  на  развитие автомобильных
   дорог  и  мостовых  переходов  следует  оценивать  в соответствии с
   таблицей 3.1.
       4.4.2.   Оседающие   на   покрытии  автомобильных  дорог  пыль,
   продукты  износа  покрытий,  шин  и  тормозных  колодок, выбросы от
   работы  двигателей  автомобилей, материалы, используемые для борьбы
   с  гололедом,  пылеподавления и т.д. приводят при смыве дождевыми и
   талыми  водами  к  насыщению  вод  поверхностного  стока различными
   загрязняющими  веществами,  в  числе  которых  взвешенные вещества,
   нефтепродукты  (бензин,  дизельное  топливо,  масла,  мазут и др.),
   которые затем могут попадать в водотоки.
       4.4.3.   При   решении   вопросов   о   необходимости   очистки
   поверхностных  сточных  вод  и  при  расчетах предельно допустимого
   сброса    загрязняющих   веществ   в   водный   объект   необходимо
   руководствоваться следующими нормативными документами:
       -    Правила    охраны    поверхностных    вод,    утвержденные
   Госкомприродой СССР 21 февраля 1991 года;
       -  Санитарные  правила  и  нормы  охраны  поверхностных  вод от
   загрязнения (СанПиН 4630-88).
       4.4.4.  Оценку  загрязнения  поверхностного  стока  (сброса)  с
   автомобильных  дорог  и выявление необходимости его очистки следует
   производить  расчетом предельно допустимого сброса веществ в водный
   объект.
       4.4.5.  Под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водный
   объект  понимается  масса  вещества  в  сточных  водах, максимально
   допустимая  к  отведению  с  установленным  режимом в данном пункте
   водного  объекта  в  единицу  времени  с целью обеспечения качества
   воды в контрольном пункте (п. 39 ГОСТ 17.1.1.01-77).
       4.4.6.   При   расчете   ПДС   должны   учитываться   следующие
   рекомендации "Правил охраны поверхностных вод":
       -  при  сбросе  сточных  (поверхностных)  вод  в  черте  города
   (населенного   пункта)   требования  к  составу  и  свойствам  воды
   водотока   или  водоема  должны  относиться  к  самим  сбрасываемым
   сточным (поверхностным) водам;
       -  при  сбросе  сточных  (поверхностных)  вод  вне черты города
   (населенного   пункта)  расчет  ПДС  должен  выполняться  с  учетом
   степени  возможного  их  смешения  и  разбавления  с  водой водного
   объекта  на  пути  от  места  выпуска  до расчетного (контрольного)
   створа        ближайших       пунктов       хозяйственно-питьевого,
   культурно-бытового  и  рыбохозяйственного  водопользования, а также
   качества  воды  водоемов  и  водотоков  выше  места  проектируемого
   сброса сточных (поверхностных) вод;
       -  расчет следует выполнять с учетом общих требований к составу
   и   свойствам   воды   водных   объектов   и  предельно  допустимых
   концентраций (ПДК) вредных веществ в воде водных объектов;
       -    расчетный    (контрольный)    створ    ближайших   пунктов
   водопользования  для  хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового
   водопользования     определяется     органами     и    учреждениями
   санитарно-эпидемиологической   службы,   а  для  рыбохозяйственного
   водопользования  -  органами  Роскомрыболовства, но не далее, чем в
   500 метров от места выпуска.
       4.4.7.    Для   определения   кратности   разбавления   сточных
   (поверхностных)  вод  в  водном  объекте при расчете ПДС необходимо
   руководствоваться следующими требованиями:
       -  расчеты  следует проводить, исходя из среднечасовых расходов
   воды  водного  объекта  и  из  среднечасовых  расходов фактического
   периода спуска сточных (поверхностных) вод;
       -   расход   фактического   спуска  поверхностных  сточных  вод
   определяется  как  расход  дождевых или талых вод с соответствующих
   площадей водосбора автомобильной дороги или моста;
       -   расчетный   расход   незарегулированных   водотоков  должен
   приниматься  как  минимальный среднемесячный расход воды в водотоке
   95%  обеспеченности по данным органов Росгидромета или определяться
   в соответствии с СНиП 2.01.14-83.
       4.4.8.  Расчеты  предельно допустимого сброса (ПДС) выполняются
   с     учетом     вышеприведенных     рекомендаций    в    следующей
   последовательности:
       1.  Определяется величина фактического сброса (ФС) загрязняющих
   веществ  с  поверхностными  сточными  водами  в  г/час  по  каждому
   ингредиенту (веществу) загрязнения по формуле:
   
                      ФС = 3600 х С  х Q ,                    (4.4.1)
                                   ф    с
   
       где:
       3600 - коэффициент перевода в другие единицы измерения;
       С  -   фактическая   концентрация   загрязняющих   веществ   в
        ф
   поверхностных  сточных  водах  (поверхностном  стоке)  по  каждому
   ингредиенту  загрязнений, мг/л. Для  целей  оценки  воздействия  в
   проектной документации допускается принимать по таблице 4.4.1;
       Q  - расчетный расход поверхностных сточных вод, л/с.
        с
   
                                                         Таблица 4.4.1
   
         КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПОВЕРХНОСТНОМ СТОКЕ С ПОКРЫТИЙ
                          АВТОДОРОГ I КАТЕГОРИИ
   
   -------------------------T---------------------------------------¬
   ¦      Наименование      ¦      Количество загрязнений, мг/л     ¦
   ¦                        +------------------T--------------------+
   ¦                        ¦ в дождевых водах ¦   в талых водах    ¦
   +------------------------+------------------+--------------------+
   ¦Взвешенные вещества     ¦1300              ¦2700                ¦
   +------------------------+------------------+--------------------+
   ¦Свинец                  ¦0,28              ¦0,3                 ¦
   +------------------------+------------------+--------------------+
   ¦Нефтепродукты           ¦24                ¦26                  ¦
   +------------------------+------------------+--------------------+
   ¦    Примечания:                                                 ¦
   ¦    1. Для  автодорог  других  категорий  принимаются  следующие¦
   ¦коэффициенты:   для  автодорог   II категории - 0,8,  III - 0,6,¦
   ¦IV - 0,4, V - 0,3.                                              ¦
   ¦    2. Для  взвешенных  веществ  на  дорогах  с переходным типом¦
   ¦покрытия  принимается  с  коэффициентом  1,1  при  интенсивности¦
   ¦движения  до  200 авт./сут.  и 1,2 - при интенсивности  движения¦
   ¦более 200 авт./сут.                                             ¦
   ¦    3. Приведенные  табличные  данные   допускается  уточнять  в¦
   ¦зависимости от местных условий и характера  поверхностного стока¦
   ¦по отдельным видам загрязнений.                                 ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Расчетный  расход  поверхностных  сточных  вод определяется как
   среднечасовой  расход  воды  фактического  периода  стока  дождевых
   (ливневых) вод или талых вод.
       Расчет   расхода  дождевых  вод  следует  производить  по  СНиП
   2.04.03-85  с  учетом  местных региональных климатических факторов.
   Для   расчетов   расхода   дождевых   вод   с  поверхности  участка
   автомобильной  дороги  или  моста, имеющей площадь 5 га и менее, он
   может определяться по упрощенной формуле:
   
                    Q  = q    х F х k (л/с),                  (4.4.2)
                     с    уд.
   
       где:
       q    - удельный расход дождевых вод, л/с, с 1 га, определяемый
        уд.
   в зависимости от площади стока   по   таблице   4.4.2.   Табличные
   значения q    даны в зависимости от значения параметра "n", данные
             уд.
   которого принимаются по карте (рис. 4.4.1);
       F - площадь  участка   автодороги   (моста)   в   га,   равная
   произведению длины участка на ширину части дороги,  с которых вода
   будет поступать в водоток, или расстоянию в свету  между  перилами
   для мостов;
       k - коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода  воды
   в зависимости от среднего продольного уклона  участка  дороги  или
   моста и принимаемый по табл. 4.4.3.
   
                                                         Таблица 4.4.2
   
                      УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ДОЖДЕВЫХ ВОД
   
   ------T----------------------------------------------------------¬
   ¦F, га¦    q    в л/с. В зависимости от значения параметра "n"   ¦
   ¦     ¦     уд.                                                  ¦
   ¦     +--------T---------T---------T---------T---------T---------+
   ¦     ¦n = 0,5 ¦n = 0,55 ¦n = 0,60 ¦n = 0,65 ¦n = 0,70 ¦n = 0,75 ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное