Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
26.04.2017
USD
55.85
EUR
60.79
CNY
8.11
JPY
0.51
GBP
71.55
TRY
15.56
PLN
14.35
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (ОДОБРЕНЫ МИНТРАНСОМ РФ, ПРОТОКОЛ ОТ 26.06.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   ¦     ¦n = 0,5 ¦n = 0,55 ¦n = 0,60 ¦n = 0,65 ¦n = 0,70 ¦n = 0,75 ¦
   ¦     +--------+---------+---------+---------+---------+---------+
   ¦     ¦  при времени поверхностной концентрации t     в минутах  ¦
   ¦     ¦                                          кон.            ¦
   ¦     +---T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
   ¦     ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5  ¦ 10 ¦ 5  ¦ 10 ¦ 5  ¦10  ¦ 5  ¦ 10 ¦ 5  ¦ 10 ¦
   +-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦до 20¦4,1¦3,5 ¦4,1 ¦3,4 ¦4,0 ¦3,3 ¦4,0 ¦3,25¦3,95¦3,15¦3,9 ¦3,1 ¦
   +-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦50   ¦3,4¦3,0 ¦3,3 ¦2,9 ¦3,2 ¦2,8 ¦3,15¦2,7 ¦3,05¦2,6 ¦3,0 ¦2,5 ¦
   +-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦100  ¦3,0¦2,7 ¦2,9 ¦2,6 ¦2,8 ¦2,45¦2,7 ¦2,3 ¦2,6 ¦2,2 ¦2,5 ¦2,1 ¦
   +-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦300  ¦2,5¦2,3 ¦2,35¦2,15¦2,2 ¦2,0 ¦2,15¦1,9 ¦2,0 ¦1,8 ¦1,9 ¦1,7 ¦
   +-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦1000 ¦2,0¦1,85¦1,85¦1,75¦1,75¦1,6 ¦1,6 ¦1,5 ¦1,45¦1,35¦1,35¦1,25¦
   L-----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
   
   Расчет расхода талых вод рекомендуется определять по формуле:
   
               Т
              Q  = [5,5 / (10 + t)] х F х h  х К ,            (4.4.3)
               с                           с    с
   
       где:
       t - время  притекания  талых  вод до расчетного участка, часов
   (при отсутствии данных допускается принимать 1 час);
       F  -  площадь  водосбора  талых  вод  с участка автодороги или
   моста, га;
       h    -   слой  стока  за  10  дневных  часов   в  миллиметрах,
        с
   определяемый  в  зависимости  от  территориального района по схеме
   районирования (рис. 4.4.2). Для выделенных четырех территориальных
   районов величины h  равны: для 1 района - 25, для 2 - 20,  3 - 15,
                     с
   4 - 7 мм;
       К  -  коэффициент,  учитывающий  окучивание снега, принимаемый
        с
   равным 0,8.
   
                                                         Таблица 4.4.3
   
          КОЭФФИЦИЕНТ ИЗМЕНЕНИЯ УДЕЛЬНОГО РАСХОДА В ЗАВИСИМОСТИ
         ОТ СРЕДНЕГО ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ
                       (УЧАСТКА ДОРОГИ) ИЛИ МОСТА
   
   --------T--------------------------------------------------------¬
   ¦Средний¦Значение коэффициента "k" в зависимости от параметра "n"¦
   ¦ уклон +-------T--------T---------T---------T---------T---------+
   ¦  i    ¦n = 0,5¦n = 0,55¦n = 0,60 ¦n = 0,65 ¦n = 0,70 ¦n = 0,75 ¦
   ¦   ср. ¦       ¦        ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,001  ¦0,64   ¦0,61    ¦0,58     ¦0,56     ¦0,53     ¦0,51     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,003  ¦0,84   ¦0,83    ¦0,81     ¦0,80     ¦0,78     ¦0,77     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,005  ¦0,96   ¦0,95    ¦0,95     ¦0,94     ¦0,94     ¦0,93     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,006  ¦1,0    ¦1,0     ¦1,0      ¦1,0      ¦1,0      ¦1,0      ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,008  ¦1,04   ¦1,04    ¦1,04     ¦1,05     ¦1,05     ¦1,05     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,010  ¦1,14   ¦1,15    ¦1,16     ¦1,18     ¦1,19     ¦1,21     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,015  ¦1,26   ¦1,29    ¦1,32     ¦1,35     ¦1,38     ¦1,41     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,020  ¦1,35   ¦1,39    ¦1,43     ¦1,48     ¦1,52     ¦1,57     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,025  ¦1,43   ¦1,48    ¦1,54     ¦1,59     ¦1,65     ¦1,71     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,030  ¦1,49   ¦1,56    ¦1,62     ¦1,69     ¦1,75     ¦1,83     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,035  ¦1,55   ¦1,62    ¦1,7      ¦1,77     ¦1,85     ¦1,94     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,040  ¦1,61   ¦1,68    ¦1,77     ¦1,85     ¦1,94     ¦2,04     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,045  ¦1,66   ¦1,74    ¦1,83     ¦1,92     ¦2,02     ¦2,13     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,050  ¦1,7    ¦1,79    ¦1,89     ¦1,99     ¦2,1      ¦2,22     ¦
   +-------+-------+--------+---------+---------+---------+---------+
   ¦0,060  ¦1,79   ¦1,89    ¦2,0      ¦2,12     ¦2,26     ¦2,40     ¦
   L-------+-------+--------+---------+---------+---------+----------
   
       При  расчете  величины  фактического  сброса  (ФС)  учитывается
   только  наибольший  из определенных расчетных расходов дождевых или
   талых вод.
       2.  Определяется  величина  предельно  допустимого сброса (ПДС)
   загрязняющих  веществ в г/час по каждому ингредиенту загрязнения по
   формуле:
   
                    ПДС = 3600 х С    х Q ,                   (4.4.4)
                                  прд    с
   
       где:
       3600 - коэффициент перевода в другие единицы измерения;
       С    -   предельно   допустимое   содержание    (концентрация)
        прд
   загрязняющего вещества в поверхностном стоке с учетом смешения его
   с водами водотока, мг/л;
       Q  - расчетный расход поверхностных сточных вод, л/с;
        с
       С   определяется по формуле Фролова - Родзиллера:
        прд
   
                    гамма х Q
                             в
             С    = ---------- (С    - С ) + С   ,            (4.4.5)
              прд       Q        пдк    в     пдк
                         с
   
       где:
       гамма  -  коэффициент  смешения  сточных (поверхностных) вод с
   водой водотока для заданного створа;
       Q   -  среднемесячный (минимальный) расход воды в водотоке 95%
        в
   обеспеченности, куб. м/сек.;
       Q   - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.;
        с
       С    - предельно допустимая концентрация данного загрязняющего
        пдк
   вещества  в  водотоке (водоеме), мг/л, принимается  по нормативным
   данным; для отдельных веществ приведена в табл. 4.4.4.
       С   -  концентрация  данного  загрязняющего вещества в бытовых
        в
   условиях в водотоке,   мг/л,   принимается   по   данным   органов
   Росгидромета и Санэпиднадзора.
   
                                                         Таблица 4.4.4
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
         ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
           В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
   
   ------------T----------------------------------------------------¬
   ¦Наименова- ¦   Предельно допустимые концентрации (ПДК), мг/л    ¦
   ¦ние веществ¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦Взвешенные ¦Концентрация взвешенных веществ в водотоке в бытовых¦
   ¦вещества   ¦(природных) условиях в мг/куб. дм + 0,25 мг/куб. дм ¦
   ¦           ¦для водотоков высшей и 1 категории водопользования и¦
   ¦           ¦плюс 0,75 мг/куб. дм для 2 категории водопользования¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦Нефтепро-  ¦0,05                                                ¦
   ¦дукты      ¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦Свинец     ¦0,1                                                 ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦    Примечания:                                                 ¦
   ¦    1. ПДК  для   указанных  веществ   принят  по  перечню  ПДК,¦
   ¦помещенному  в  "Правилах охраны поверхностных вод",  ПДК должны¦
   ¦уточняться при изменении их значений в нормативных документах.  ¦
   ¦    2. Для  водотоков  (водоемов),  содержащих  в  межень  более¦
   ¦30  мг/куб. дм   природных   взвешенных   веществ,   допускается¦
   ¦увеличение содержания их в воде  в пределах 5%.  При этом взвеси¦
   ¦со скоростью  выпадения  более  0,4 мм/с  для водотоков  и более¦
   ¦0,2 мм/с для водоемов к спуску запрещаются.                     ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Коэффициент  смешения сточных вод с водой водотока определяется
   по формуле Родзиллера:
   
                             1 - бета
                     гамма = -------------,                   (4.4.6)
                                 Q
                                  в
                             1 + -- х бета
                                 Q
                                  с
   
       Q  и Q  - то же, что в формуле (4.4.5).
        в    с
       Величина бета определяется по формуле:
   
                            3 _                 3 _
                     -альфа \/L           альфа \/L
             бета = е           = 1 / 2,72         ,          (4.4.7)
   
       где:
       L  -  расстояние от места выпуска поверхностных сточных вод до
   расчетного  (контрольного)  створа  по течению реки, принимается с
   учетом п. 4.4.6;
       альфа -  коэффициент,   учитывающий   влияние   гидравлических
   факторов  смешения,  определяется  по  формуле:
   
                                          _
                                       3 /Е
                    альфа = кси х фи х \/--,                  (4.4.8)
                                         Q
                                          c
   
       где:
       кси - коэффициент, зависящий от  места  выпуска  поверхностных
   сточных  вод  в  водоток,  принимаемый  равным  1,0 для берегового
   выпуска и 1,5 - при выпуске в фарватер реки;
       фи -  коэффициент  извилистости  русла  реки, равный отношению
   расстояния  от  места  выпуска сточных вод до расчетного створа по
   фарватеру к расстоянию между этими пунктами по прямой;
       Q  - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.;
        с
       Е - коэффициент  турбулентной  диффузии, который для равнинных
   рек определяется по формуле Потапова:
   
                        E = V   х h   / 200,                  (4.4.9)
                             ср    ср
   
       где:
       V   - средняя скорость потока в русле, м/с;
        ср
       h   - средняя глубина в русле реки при заданном уровне, м.
        ср
       4.4.9.  Если  величина  фактического  сброса  (ФС)  по  формуле
   (4.4.1)  не  превышает  ПДС  по формуле (4.4.4), может быть допущен
   сброс  поверхностных  сточных  вод  непосредственно  в  водоток без
   очистки.  В  этом  случае  при проектировании автомобильных дорог и
   мостовых   переходов   применяются   обычные   схемы  водоотвода  в
   соответствии  с  действующими  нормами на проектирование и типовыми
   решениями.
       В  случаях, когда ФС превышает ПДС, сброс поверхностных сточных
   вод  без  очистки  в  водоток  (водоем) не допускается. При очистке
   следует    обеспечивать   на   выходе   из   очистного   сооружения
   концентрацию  загрязняющих  веществ, не превышающую определенное по
   формуле  (4.4.5) значение предельно допустимой концентрации веществ
   в поверхностном стоке с учетом смешения с водой водотока.
       4.4.10.  Если  проведенные  расчеты  ПДС показали необходимость
   очистки  поверхностных  сточных  вод  перед  их  сбросом в водоток,
   следует   применять  схемы  поверхностного  водоотвода  с  покрытия
   автомобильных    дорог    и   мостов,   обеспечивающие   сбор   вод
   поверхностного стока и направляющие их на очистные сооружения.
       4.4.11.  В  случаях  необходимости очистки поверхностного стока
   на   мостовых  переходах  не  допускается  сброс  воды  с  покрытия
   непосредственно  в  водоток  через  водоотводные  трубки, в стороны
   через  тротуары  или  через систему водоотводных лотков на конусах.
   Весь  объем  поверхностного  стока  должен  быть отведен в очистные
   сооружения.  Конструкции  очистных  сооружений  рекомендуется,  как
   правило, принимать по действующим типовым проектам.
       Допускается   применение  индивидуальных  конструкций  очистных
   сооружений.  Для  условий  очистки  вод  поверхностного стока могут
   быть рекомендованы камерные и тонкослойные отстойники.
       4.4.12.   Сброс   дождевых   или   талых   вод   с  поверхности
   автомобильных  дорог  за  пределами  водоохранных  зон и населенных
   пунктов  производится  кюветами,  лотками, по откосам на рельеф без
   дополнительной   очистки   со  скоростями  меньше  размывающих  для
   грунтов в месте выпуска воды.
       4.4.13.  В проектах автомобильных дорог и мостовых переходов не
   следует  предусматривать  устройства  мойки  автомобилей в пределах
   водоохранной зоны водотоков (водоемов).
       4.4.14.  Пример расчета уровня загрязнения поверхностного стока
   на автомобильной дороге приведен в Приложении 5.
   
       4.5.   Оценка   уровня   загрязнения   атмосферного  воздуха  и
   придорожных  территорий  пылью,  продуктами  загрязнения  и  износа
   покрытий. Защитные мероприятия
   
       4.5.1.  При  проектировании автомобильных дорог с переходными и
   низшими   типами   дорожных   одежд,  а  также  при  проектировании
   стадийного  строительства  дорог с капитальными дорожными одеждами,
   когда  на  первой  стадии строительства предусматриваются гравийные
   (щебеночные)   и   другие  покрытия  из  неукрепленных  материалов,
   следует   оценивать   влияние   пыли,   образующейся  при  движении
   автомобильного транспорта.
       Пылеобразование   на   автомобильных   дорогах   происходит   в
   результате   износа   покрытия,  внесения  колесами  автомобиля  на
   проезжую  часть  грязи  и  пыли,  а  также  износа автопокрышек. На
   интенсивность  пылеобразования  влияют физико-механические свойства
   материала  и  состояние покрытия, скорость движения автотранспорта,
   вес,   габариты   и   тип   движущихся   по   дороге   автомобилей,
   погодно-климатические условия в районе проложения трассы.
   4.5.2. Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие.
       К    непылящим    покрытиям   относятся:   асфальтобетонные   и
   цементобетонные.     К    пылящим    -    щебеночные,    гравийные,
   грунтово-улучшенные,  а  также  покрытия из отходов камнедробления,
   шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами.
       По   степени   пылеобразующей   способности   пылящие  покрытия
   подразделяются  на  три  категории:  слабопылящие,  среднепылящие и
   сильнопылящие (см. табл. 4.5.1).
   
                                                         Таблица 4.5.1
   
                 КАТЕГОРИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЮ
   
   ----------------------T----------------------T-------------------¬
   ¦Категория способности¦Ориентировочное пыле- ¦Очередность борьбы ¦
   ¦  к пылеобразованию  ¦выделение в мг/куб. м ¦      с пылью      ¦
   +---------------------+----------------------+-------------------+
   ¦Сильнопылящие        ¦более 60              ¦первая             ¦
   +---------------------+----------------------+-------------------+
   ¦Среднепылящие        ¦10 - 60               ¦вторая             ¦
   +---------------------+----------------------+-------------------+
   ¦Слабопылящие         ¦менее 10              ¦третья             ¦
   +---------------------+----------------------+-------------------+
   ¦    Примечание: Состояние  покрытия  по  пылимости  определяют в¦
   ¦июне - августе  в сухое время  в период  с 15 по 17 часов дня за¦
   ¦движущимся  со скоростью  30 - 40 км/час  грузовым  автомобилем,¦
   ¦средней грузоподъемности (5 - 7 тонн).                          ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       4.5.3.  Основным  критерием качества воздуха при пылевыделении
   покрытий    на    автомобильных   дорогах   является   коэффициент
   запыленности К  , определяемый по формуле:
                 пл
   
                        К   = С  / С   ,                      (4.5.1)
                         пл    ф    пдк
   
       где:
       С    - предельно  допустимая   концентрация  пыли,  мг/куб. м,
        пдк
   определяется по таблице 4.5.2;
       С  - фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/куб. м.
        ф
       Фактическую  среднесуточную  концентрацию пыли С  принимают по
                                                       ф
   замерам,  произведенным  на аналогичных покрытиях в  проектируемом
   районе  по  стандартной  методике,  изложенной  в  "Руководстве по
   контролю  загрязнения атмосферы", Госкомгидромета, Минздрава СССР.
   Результаты   определения   концентрации  пыли  в  воздухе  следует
   приводить  к  нормальным  условиям:  температура  воздуха  +20 -С,
   атмосферное   давление   760   мм  рт. ст.     Для   расчетов  при
   проектировании можно использовать данные табл. 4.5.3.
   
                                                         Таблица 4.5.2
   
             ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЫЛИ
   
   -----------------T---------------------------------------T-------¬
   ¦    Объект      ¦   Материал покрытия (горная порода)   ¦ С     ¦
   ¦                ¦                                       ¦  пдк  ¦
   +----------------+---------------------------------------+-------+
   ¦Населенный пункт¦не нормируется                         ¦0,15   ¦
   +----------------+---------------------------------------+-------+
   ¦Рабочая зона    ¦гранит, сионит, базальт, габбро,       ¦2,0    ¦
   ¦                ¦трахит, гнейс и др.                    ¦       ¦
   ¦                ¦известняк, мергель, доломит            ¦6,0    ¦
   +----------------+---------------------------------------+-------+
   ¦    Примечание: В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76 к рабочей зоне¦
   ¦отнесено  пространство  вне населенных  пунктов  до 2 метров над¦
   ¦поверхностью земли.                                             ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Мероприятия  по  снижению запыленности воздуха осуществляют  в
                           нп                          рз
   населенных пунктах при К   > 1, в рабочей зоне при К   >= 1,2.
                           пл                          пл
   
                                                         Таблица 4.5.3
   
         ЗНАЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ
         С  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
          ф
   
   ---------------------------------------------------T-------------¬
   ¦               Наименование покрытия              ¦С , мг/куб. м¦
   ¦                                                  ¦ ф           ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Щебеночные, гравийные и другие виды материалов,   ¦1 - 3        ¦
   ¦обработанные вяжущими                             ¦             ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Щебеночные из прочных пород, построенные по методу¦10 - 20      ¦
   ¦заклинки                                          ¦             ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Гравийные                                         ¦20 - 40      ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Щебеночные (известняк), построенные по методу     ¦40 - 60      ¦
   ¦плотных смесей                                    ¦             ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Грунтово-улучшенные                               ¦60 - 100     ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Грунтовые                                         ¦более 100    ¦
   L--------------------------------------------------+--------------
   
       Оценку  степени  запыленности воздуха и назначение мероприятий
   по ее снижению производят в следующей последовательности:
       - проектируемый участок дороги разбивают на зоны в зависимости
   от  объекта  запыленности  и  назначают  С    по таблице 4.5.2;
                                             пдк
       - измеряют С  по стандартной методике или принимают по таблице
                   ф
   4.5.3;
       - определяют К   по формуле  4.5.1   и   оценивают   состояние
                     пл
   покрытия   по   пылимости,    сравнивая  полученные  показатели  с
                  нп       рз
   нормативными (К   < 1, К   <= 1,2);
                  пл       пл
       -   по   таблице   4.5.4    определяют   коэффициент  снижения
   запыленности   воздуха      окружающей  среды  в  зависимости   от
   удаленности объекта от источника пыли К ;
                                          о
       - определяют коэффициент запыленности воздуха окружающей среды
    ос
   К   на намеченном расстоянии от дороги по формуле:
    пл
   
                          ос
                         К   = К   х К ;                      (4.5.2)
                          пл    пл    о
   
                                  ос
       - по полученному значению К   принимают решение о  возможности
                                  пл
   проложения трассы   автодороги   на   намеченном   расстоянии   от
   существующего объекта или проведении специальных мероприятий.
   
                                                         Таблица 4.5.4
   
          ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА
         ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДАЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА
                         ОТ ИСТОЧНИКА ПЫЛИ К
                                            о
   
   --------T--------------------------------------------------------¬
   ¦  С    ¦   Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги   ¦
   ¦   ф   ¦                       в метрах                         ¦
   ¦       +-----T------T------T--------T--------T---------T--------+
   ¦       ¦  0  ¦  20  ¦  40  ¦   60   ¦   80   ¦   100   ¦  200   ¦
   +-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
   ¦< 10   ¦1    ¦0,4   ¦0,1   ¦0       ¦0       ¦0        ¦0       ¦
   +-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
   ¦10 - 60¦1    ¦0,35  ¦0,15  ¦0,05    ¦0,01    ¦0        ¦0       ¦
   +-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
   ¦> 60   ¦1    ¦0,30  ¦0,2   ¦0,2     ¦0,05    ¦0,01     ¦0       ¦
   +-------+-----+------+------+--------+--------+---------+--------+
   ¦    Примечание: Указанные  коэффициенты  принимают  для  летнего¦
   ¦периода  года  при  господствующем  направлении  ветра под углом¦
   ¦45- - 135- относительно оси дороги.                             ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       4.5.4.  При  невозможности  проложения  трассы  на  необходимом
   расстоянии   от   объекта   следует   предусматривать   специальные
   мероприятия по снижению запыленности воздуха окружающей среды.
       4.5.5.  Все  мероприятия  по  снижению  запыленности  местности
   делят на предупредительные (профилактические) и защитные.
       К  предупредительным  (профилактическим)  мероприятиям  относят
   устройство   покрытий   из   материалов,   обработанных   вяжущими,
   поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами.
       К  защитным  мероприятиям относят устройство зеленых насаждений
   (деревья,  кустарники,  травы);  в  качестве  временных мероприятий
   могут  использоваться  заборы  и  щиты  из недефицитных и недорогих
   материалов и отходов промышленности.
       При  проложении трассы дороги через населенные пункты и угодья,
   используемые  для  выращивания ценных сельскохозяйственных культур,
   следует  предусматривать  покрытия дорожных одежд и типы укрепления
   обочин из непылящих материалов.
       Устройство  покрытий,  поверхностных  обработок  и слоев износа
   производят      методами,     изложенными     в     соответствующей
   нормативно-технической  литературе.  При  этом применение различных
   химических   веществ  и  отходов  промышленности,  для  которых  не
   установлены   ПДК,   должно  быть  согласовано  с  природоохранными
   органами в установленном порядке.
       Защитная   эффективность   зеленых  насаждений  в  значительной
   степени  зависит  от  плотности посадок и вида растений. Для защиты
   от  пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким
   штамбом  и  густой  кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м.
   Такая  конструкция  пылезащитной  полосы при расположении от дороги
   на  расстоянии  15  -  20 м задерживает до 80 - 90% пыли. В связи с
   тем,  что  травяная  растительность  хорошо  задерживает  пыль,  ее
   следует  сохранять  в полосе отвода как перед полосой защиты, так и
   между  ее  рядов.  Зеленые  насаждения  следует  предусматривать из
   видов  растений  местной  флоры,  наиболее устойчивых к воздействию
   пыли.  При  этом  можно  рекомендовать такие виды как: хвойные (ель
   канадская,  туя  складчатая,  сосна  горная,  канадская  и  др.)  и
   лиственные   деревья   (клен  остролистный,  ясень  американский  и
   пенсильванский,   бук,   береза   киргизская  и  бородавчатая,  вяз
   мелколистный  и  шершавый, дуб красный, крупноплодный и черешчатый,
   тополь  бальзамический  и  белый  и  др.),  кустарники  (боярышник,
   жимолость,  калина,  сирень,  джузгун, роза собачья и морщинистая и
   др.).
   
       4.6.  Оценка  уровня  шумового  воздействия транспорта. Способы
   защиты от шума
   
       4.6.1.   Оценка   уровня  шумового  воздействия  транспорта  на
   окружающую  среду  производится  при  наличии в зоне влияния дороги
   мест,   чувствительных   к   шумовому   воздействию   селитебных  и
   промышленных  территорий  населенных  пунктов,  санитарно-курортных
   зон,   территорий  сельскохозяйственного  назначения  (при  наличии
   специальных   требований),  заповедников,  заказников,  а  также  в
   других    случаях,    специально    обусловленных    заданием    на
   проектирование.
       4.6.2.   Возникающий  при  движении  транспортных  средств  шум
   ухудшает   качество   среды   обитания   человека   и  животных  на
   прилегающих  к дороге территориях. Шум действует на нервную систему
   человека,   снижает  трудоспособность,  уменьшает  сопротивляемость
   сердечно-сосудистым заболеваниям.
   4.6.3. Уровень звукового давления определяется по формуле:
   
                       L  = 10 lg(Р / Р ),                    (4.6.1)
                        р              о
   
       где:
       L  - уровень звукового давления в дБ;
        р
       Р - интенсивность действующего звука (шума), Вт/кв. м;
       Р  - интенсивность звука,  соответствующая  порогу  слышимости
        о
                                                   -12
   при частоте звука 1000 Гц; принимается равной 10    Вт/кв. м.
       Из  формулы (4.6.1) видно, что увеличение интенсивности звука в
   10 раз дает рост уровня звука на 10 дБ.
       Оценку  производственного  шума  в соответствии с СНиП II-12-77
   проводят  по  величине  эквивалентного уровня измерением в дБА, что
   позволяет учесть неоднородность интенсивности шума во времени.
       4.6.4.   Величина  эквивалентного  уровня  транспортного  шума,
   образующегося  на  эксплуатируемой  дороге,  зависит  от  следующих
   факторов:
   Транспортные факторы:
   - количество транспортных средств (интенсивность движения);
   - состав движения;
   - эксплуатационное состояние транспортных средств;
   - объем и характер груза;
   - применение звуковых сигналов.
   Дорожные факторы:
   - плотность транспортного потока;
   - продольный профиль (подъемы, спуски);
   - наличие и тип пересечений и примыканий;
   - вид покрытия, шероховатость;
   - ровность покрытия;
   - поперечный профиль, наличие насыпей и выемок;
   - число полос движения;
   - наличие разделительной полосы;
   - наличие остановочных пунктов для транспорта.
   Природно-климатические факторы:
   - атмосферное давление;
   - влажность воздуха;
   - температура воздуха;
       -   скорость  и  направление  ветра,  турбулентность  воздушных
   потоков;
   - осадки.
       4.6.5.   Прогнозирование  эквивалентного  уровня  транспортного
   шума   на  расстоянии  7,5  м  от  оси  ближайшей  полосы  движения
   допускается проводить по приближенной формуле:
   
                     L    = 50 + 8,8 lg N + F,                (4.6.2)
                      трп
   
       где:
       L    - уровень шума на расстоянии 7,5 м  от оси ближней полосы
        трп
   движения, дБА;
       N - расчетная часовая интенсивность  движения,  авт./час.  Для
   проектируемых  дорог  принимается  на  20-й  год  после  окончания
   разработки   проекта.  Принимается  в  соответствии  с   п.  4.2.2
   настоящих Рекомендаций.
       F  -  фоновый  уровень  шума,  принимается  по  данным местных
   органов санитарно-эпидемиологического надзора.
       4.6.6.   Эквивалентный   уровень  шума  в  придорожной  полосе
   определяется по формуле:
   
     L    = L    + ДЕЛЬТА L  + ДЕЛЬТА L  + ДЕЛЬТА L  + ДЕЛЬТА L  +
      экв    трп           v           i           d           k
   
               + ДЕЛЬТА L    + ДЕЛЬТА L  х К  + F,            (4.6.3)
                         диз           L    р
   
       где:
       ДЕЛЬТА L  - поправка  на скорость   движения L    + ДЕЛЬТА L ,
               v                                     трп           v
   определяется по таблице 4.6.1;
       ДЕЛЬТА L  -  поправка  на  продольный  уклон,  принимается  по
               i
   таблице 4.6.2;
       ДЕЛЬТА L  - поправка на вид покрытия, принимается  по  таблице
               d
   4.6.3;
       ДЕЛЬТА L  -  поправка   на  состав  движения,  принимается  по
               k
   таблице 4.6.4;
       ДЕЛЬТА L    - поправка на  количество  дизельных  автомобилей,
               диз
   принимается по таблице 4.6.5;
       ДЕЛЬТА L  - величина снижения уровня  шума  в  зависимости  от
               L
   расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется  по
   таблице 4.6.6.
       К   - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и
        р
   точкой измерения, принимается по таблице 4.6.7.
   
                                                         Таблица 4.6.1
   
                     ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ L    + ДЕЛЬТА L
                                        трп           v
   
   --------------T--------------------------------------------------¬
   ¦Интенсивность¦Значения L    + ДЕЛЬТА L  в зависимости от скорос-¦
   ¦ движения N, ¦          трп           v                         ¦
   ¦   авт./час  ¦ти движения, дБА                                  ¦
   ¦             +---------T---------T---------T---------T----------+
   ¦             ¦   30    ¦   40    ¦   50    ¦   60    ¦    70    ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦50           ¦63,5     ¦65,0     ¦66,5     ¦68,0     ¦69,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦100          ¦66,5     ¦68,0     ¦69,5     ¦71,0     ¦72,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦230          ¦69,5     ¦71,0     ¦72,5     ¦74,0     ¦75,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦500          ¦72,5     ¦74,0     ¦75,5     ¦77,0     ¦78,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦880          ¦75,5     ¦76,0     ¦77,5     ¦79,0     ¦80,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦1650         ¦76,5     ¦78,0     ¦79,5     ¦81,0     ¦82,5      ¦
   +-------------+---------+---------+---------+---------+----------+
   ¦3000         ¦78,5     ¦80,0     ¦81,5     ¦83,0     ¦84,5      ¦
   L-------------+---------+---------+---------+---------+-----------
   
                                                         Таблица 4.6.2
   
            ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ПРОДОЛЬНЫЙ УКЛОН - ДЕЛЬТА L
                                                            i
   
   --------------------------------T--------------------------------¬
   ¦  Величина продольного уклона  ¦Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА¦
   ¦   проезжей части, промилле    ¦                          i     ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦до 20                          ¦0                               ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦40                             ¦+1                              ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦60                             ¦+2                              ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦80                             ¦+3                              ¦
   +-------------------------------+--------------------------------+
   ¦100                            ¦+4                              ¦
   L-------------------------------+---------------------------------
   
                                                         Таблица 4.6.3
   
              ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ВИД ПОКРЫТИЯ - ДЕЛЬТА L
                                                          d
   
   ------------------------------T----------------------------------¬
   ¦        Вид покрытия         ¦Величина поправки - ДЕЛЬТА L , дБА¦
   ¦                             ¦                            d     ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Литой и песчаный асфальтобе- ¦0                                 ¦
   ¦тон                          ¦                                  ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Мелкозернистый асфальтобетон ¦-1,5                              ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Черный щебень                ¦+1,0                              ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Цементобетон                 ¦+2,0                              ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Мостовая                     ¦+6,0                              ¦
   L-----------------------------+-----------------------------------
   
                                                         Таблица 4.6.4
   
             ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВОК НА СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L
                                                            k
   
   --------------------------T------T-------T-------T-------T-------¬
   ¦Относительное количество ¦5 - 20¦20 - 35¦35 - 50¦50 - 60¦65 - 85¦
   ¦грузовых автомобилей и   ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦автобусов (недизельных), ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦%                        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Величина поправки        ¦-2    ¦-1     ¦0      ¦+1     ¦+2     ¦
   ¦ДЕЛЬТА L , дБА           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦        k                ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   L-------------------------+------+-------+-------+-------+--------
   
                                                         Таблица 4.6.5
   
               ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА КОЛИЧЕСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ
                         АВТОМОБИЛЕЙ - ДЕЛЬТА L
                                               диз
   
   ------------------------------------------T------T-------T-------¬
   ¦Относительное число грузовых автомобилей ¦5 - 10¦10 - 20¦20 - 35¦
   ¦и автобусов с дизельными двигателями, %  ¦      ¦       ¦       ¦
   +-----------------------------------------+------+-------+-------+
   ¦Величина поправки ДЕЛЬТА L   , дБА       ¦+1    ¦+2     ¦+3     ¦
   ¦                          диз            ¦      ¦       ¦       ¦
   L-----------------------------------------+------+-------+--------
   
                                                         Таблица 4.6.6
   
                     ЗНАЧЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА
             В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЙНЕЙ ПОЛОСЫ
                          ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L
                                             L
   
   -----------T-----------------------------------------------------¬
   ¦Расстояние¦         Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА            ¦
   ¦   L, м   ¦                                   L                 ¦
   +----------+-----------------------------------------------------+
   ¦          ¦               Число полос движения                  ¦
   ¦          +----T-----------------------T------------------------+
   ¦          ¦ 2  ¦          4            ¦           6            ¦
   +----------+----+-----------------------+------------------------+
   ¦          ¦    ¦      ширина разделительной полосы, метров      ¦
   ¦          ¦    +-----------T-----------T-----------T------------+
   ¦          ¦    ¦    5      ¦    12     ¦    5      ¦    12      ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦25        ¦4,6 ¦3,6        ¦3,4        ¦3,2        ¦3,0         ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦50        ¦7,5 ¦6,1        ¦5,7        ¦5,5        ¦5,2         ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦75        ¦9,2 ¦7,7        ¦7,2        ¦7,1        ¦6,7         ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦100       ¦10,4¦8,8        ¦8,4        ¦8,1        ¦7,7         ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦150       ¦12,2¦10,5       ¦10,0       ¦9,7        ¦9,3         ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦250       ¦14,4¦12,2       ¦11,6       ¦11,4       ¦11,0        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦300       ¦15,2¦13,4       ¦12,8       ¦12,6       ¦12,1        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦400       ¦16,4¦14,6       ¦14,0       ¦13,8       ¦13,3        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦500       ¦17,4¦15,6       ¦15,0       ¦14,7       ¦14,3        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦625       ¦18,3¦16,5       ¦15,9       ¦15,7       ¦15,2        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦750       ¦19,1¦17,3       ¦16,7       ¦16,5       ¦16,0        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦875       ¦19,8¦18,0       ¦17,4       ¦17,1       ¦16,4        ¦
   +----------+----+-----------+-----------+-----------+------------+
   ¦1000      ¦20,4¦18,5       ¦18,2       ¦17,7       ¦17,2        ¦
   L----------+----+-----------+-----------+-----------+-------------
   
                                                         Таблица 4.6.7
   
               КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ТИП ПОВЕРХНОСТИ
                   МЕЖДУ ДОРОГОЙ И ТОЧКОЙ ЗАМЕРА К
                                                  р
   
   ---------------------------------------------------T-------------¬
   ¦                  Тип поверхности                 ¦     К       ¦
   ¦                                                  ¦      р      ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Вспаханная                                        ¦1,0          ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Асфальтобетон, цементобетон, лед                  ¦0,9          ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Зеленый газон                                     ¦1,1          ¦
   +--------------------------------------------------+-------------+
   ¦Снег рыхлый                                       ¦1,25         ¦
   L--------------------------------------------------+--------------
   
       4.6.7. Полученные величины эквивалентного уровня шума L     не
                                                              экв
   должны   превышать   для  конкретных  условий  предельных величин,
   установленных санитарными нормами, приведенными в таблице 4.6.8.
   
                                                         Таблица 4.6.8
   
                    ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
   
   ---------------------------T-------------------------------------¬
   ¦    Характер территории   ¦Предельно допустимые уровни шума, дБА¦
   ¦                          +--------------------T----------------+
   ¦                          ¦  с 23 до 7 часов   ¦с 7 до 23 часов ¦
   ¦                          ¦       (ночь)       ¦      (день)    ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Селитебные зоны населенных¦45                  ¦60              ¦
   ¦мест                      ¦                    ¦                ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Промышленные территории   ¦55                  ¦65              ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Зоны массового отдыха и   ¦35                  ¦50              ¦
   ¦туризма                   ¦                    ¦                ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Санаторно-курортные зоны  ¦30                  ¦40              ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Территории сельскохозяйст-¦45                  ¦50              ¦
   ¦венного назначения        ¦                    ¦                ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦Территории заповедников и ¦до 30               ¦до 35           ¦
   ¦заказников                ¦                    ¦                ¦
   +--------------------------+--------------------+----------------+
   ¦    Примечание:  Заказчиком    проекта    при    соответствующем¦
   ¦обосновании   могут  быть  установлены   более  низкие  величины¦
   ¦допускаемого шума.                                              ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Если   установленные  предельные  значения  превышены,  следует
   применять  мероприятия  и  сооружения защиты от шума. Рекомендуются
   следующие мероприятия:
   - устройство древесно-кустарниковой полосы;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное