Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
26.04.2017
USD
55.85
EUR
60.79
CNY
8.11
JPY
0.51
GBP
71.55
TRY
15.56
PLN
14.35
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (ОДОБРЕНЫ МИНТРАНСОМ РФ, ПРОТОКОЛ ОТ 26.06.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   - устройство древесно-кустарниковой полосы;
   - применение шумозащитных барьеров, валов;
   - прокладка трассы дороги в выемке;
   - перенос трассы дороги.
       4.6.8.  При  применении шумозащитных мероприятий уровень шума в
   расчетной точке определяется по формуле:
   
               L = L    - ДЕЛЬТА L  - ДЕЛЬТА L ,              (4.6.4)
                    экв           в           z
   
       где:
       L     -  эквивалентный  уровень  шума, определяемый по формуле
        экв
   4.6.3;
       ДЕЛЬТА L  -  величина снижения уровня шума  различными  типами
               в
   зеленых насаждений, принимается по таблице 4.6.9;
       ДЕЛЬТА L  -  величина снижения уровня шума  в  зависимости  от
               z
   высоты и положения экрана, определяется по формуле (4.6.4а):
   
          ДЕЛЬТА L  = ДЕЛЬТА L            + ДЕЛЬТА д,        (4.6.4а)
                  z           А экр.альфа
   
       где:
       ДЕЛЬТА L            определяется в следующем порядке:
               А экр.альфа
       а) определяется ДЕЛЬТА L           в зависимости   от   высоты
                               А экр.бета
   экрана по формуле:
   
   ДЕЛЬТА L           = 18,2 + 7,8 х lg(а + в - с + 0,02),    (4.6.5)
           А экр.бета
   
       где в соответствии с рисунком 4.6.1:
   
            2          2           2   2    2                2
           а  = (k + m)  + (Н - h ) ; b  = h  + [L - (k + m)] ;
                                 1          2
   
                       2    2                  2
                      с  = L  + [(Н - h ) + h ] ;
                                       1     2
   
                  L (Н - h ) - (k + m) (Н - h  + h )
                          1                  1    2
           h    = ----------------------------------.         (4.6.6)
            экр            __________________
                          /2                2
                        \/L  + (Н - h  + h )
                                     1    2
   
                                                         Таблица 4.6.9
   
                ВЕЛИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА РАЗЛИЧНЫМИ
                  ТИПАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ - ДЕЛЬТА L
                                                      в
   
   -----------------------T--------T--------------------------------¬
   ¦    Состав посадок    ¦ Ширина ¦Снижение уровня шума за полосой,¦
   ¦                      ¦посадок,¦  дБА. Интенсивность движения,  ¦
   ¦                      ¦   м    ¦             авт./ч             ¦
   ¦                      ¦        +--------T-------T-------T-------+
   ¦                      ¦        ¦ до 60  ¦  200  ¦  600  ¦>= 1200¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦1. Три ряда лиственных¦10      ¦6       ¦7      ¦8      ¦8      ¦
   ¦пород (клен остролист-¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ный, вяз, липа мелко- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦листная, тополь баль- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦замический) с кустар- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ником в виде живой из-¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦городи или подлеска   ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦(клен татарский, спи- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦рея калинолистная, жи-¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦молость татарская)    ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦2. Четыре ряда лист-  ¦15      ¦7       ¦8      ¦9      ¦9      ¦
   ¦венных пород (липа    ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦мелколистная, клен    ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦остролистный, тополь  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦бальзамический) с кус-¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦тарником в виде       ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦двухъярусной изгороди ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦(акация желтая, спи-  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦рея, гордовина, жимо- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦лость татарская)      ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦3. Четыре ряда хвой-  ¦15      ¦13      ¦15     ¦17     ¦18     ¦
   ¦ных пород (ель, лист- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦венница) шахматной по-¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦садки с двухъярусным  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦кустарником (терн бе- ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦лый, клен татарский,  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦акация желтая, жимо-  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦лость)                ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦4. Пять рядов листвен-¦20      ¦8       ¦9      ¦10     ¦11     ¦
   ¦ных пород (аналогично ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦п. 2)                 ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦5. Пять рядов хвойных ¦20      ¦14      ¦16     ¦18     ¦19     ¦
   ¦пород (аналогично     ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦п. 3)                 ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------+--------+--------+-------+-------+-------+
   ¦6. Шесть рядов лист-  ¦25      ¦9       ¦10     ¦11     ¦12     ¦
   ¦венных пород (анало-  ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦гично п. 2)           ¦        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
   L----------------------+--------+--------+-------+-------+--------
   
       Отсюда  следует,  что  расчетная  точка  должна быть удалена от
   края выемки на расстояние не менее ее глубины, т.е.:
   
                            L >= (k + m + Н).
   
       Высота  источника шума над поверхностью покрытия для легкового
   движения  h   принимается равной  0,4  м,   для грузового - 1,0 м.
              1
   Величину ДЕЛЬТА L           можно  определить  также  по   таблице
                    А экр.бета
   4.6.10.
   
                                                        Таблица 4.6.10
   
                           ВЕЛИЧИНЫ ДЕЛЬТА L
                                            А экр.бета
   
   --------------------------------T----T----T----T----T----T---T---¬
   ¦Разность путей прохождения     ¦0,02¦0,06¦0,14¦0,28¦0,48¦1,4¦2,4¦
   ¦звука а + в - с, м             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦   ¦
   +-------------------------------+----+----+----+----+----+---+---+
   ¦Снижение уровня звука          ¦8   ¦10  ¦12  ¦14  ¦16  ¦20 ¦22 ¦
   ¦ДЕЛЬТА L          , дБА        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦   ¦
   ¦        А экр.бета             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦   ¦
   L-------------------------------+----+----+----+----+----+---+----
   
       б) определяется величина снижения уровня шума в зависимости от
   положения    экрана    в     плане    (см.    рис.    4.6.2)     -
   ДЕЛЬТА L              и ДЕЛЬТА L              по таблице 4.6.11.
           А экр.альфа1            А экр.альфа2
   
                                                        Таблица 4.6.11
   
                        СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА, ДБА
   
   ---------------------T-------------------------------------------¬
   ¦      Величина      ¦     Угол альфа1 или альфа2 в градусах     ¦
   ¦ДЕЛЬТА L            +----T------T------T-----T-----T------T-----+
   ¦        А экр.альфа ¦ 45 ¦  50  ¦  55  ¦ 60  ¦ 70  ¦  80  ¦ 85  ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦6                   ¦1,2 ¦1,7   ¦2,3   ¦3,0  ¦4,5  ¦5,7   ¦6,0  ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦8                   ¦1,7 ¦2,3   ¦3,0   ¦4,0  ¦5,6  ¦7,4   ¦8,0  ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦10                  ¦2,2 ¦2,9   ¦3,8   ¦4,8  ¦6,8  ¦9,0   ¦10,0 ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦12                  ¦2,4 ¦3,1   ¦4,0   ¦5,1  ¦7,5  ¦10,2  ¦11,7 ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦14                  ¦2,6 ¦3,4   ¦4,3   ¦5,4  ¦8,1  ¦11,5  ¦13,3 ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦16                  ¦2,8 ¦3,6   ¦4,5   ¦5,7  ¦8,6  ¦12,4  ¦15,0 ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦20                  ¦3,2 ¦3,9   ¦4,9   ¦6,1  ¦9,4  ¦13,7  ¦18,7 ¦
   +--------------------+----+------+------+-----+-----+------+-----+
   ¦24                  ¦3,5 ¦4,3   ¦5,8   ¦6,5  ¦10,2 ¦15,4  ¦22,6 ¦
   L--------------------+----+------+------+-----+-----+------+------
   
       в) определяется ДЕЛЬТА L               как    наименьшая    из
                               А экр.альфа
   ДЕЛЬТА L             и ДЕЛЬТА L            .
           А экр.альфа1           А экр.альфа2
       ДЕЛЬТА д  -   поправка,   зависящая   от   величины   разности
   ДЕЛЬТА L             - ДЕЛЬТА L                 определяется    по
           А экр.альфа1           А экр.альфа2
   таблице 4.6.12.
   
                                                        Таблица 4.6.12
   
                       ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВКИ, ДЕЛЬТА д
   
   --------------------------------------------T-T---T---T---T---T---T---¬
   ¦ДЕЛЬТА L             - ДЕЛЬТА L            ¦0¦2  ¦4  ¦8  ¦12 ¦16 ¦20 ¦
   ¦        А экр.альфа1           А экр.альфа2¦ ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
   +-------------------------------------------+-+---+---+---+---+---+---+
   ¦Поправка ДЕЛЬТА д                          ¦0¦0,8¦1,5¦2,4¦2,8¦2,9¦3,0¦
   L-------------------------------------------+-+---+---+---+---+---+----
   
       4.6.9.   При   проектировании   шумозащитных   посадок  следует
   стремиться  получить  в сечении общего контура форму треугольника с
   более  пологой  стороной  к  источнику  шума.  В  этих целях ряды в
   широких  полосах  располагают  в  следующем  порядке:  1  -  низкий
   кустарник;  2  -  высокий  кустарник;  3 - дополнительные древесные
   породы  (подлесок); 4 - 7 - ряды основных пород; 8 - дополнительные
   породы;  9  -  высокий кустарник (номер ряда считается от источника
   шума).
       Расстояния  между растениями следует принимать в соответствии с
   таблицей 4.6.13.
   
                                                        Таблица 4.6.13
   
           РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ В ШУМОЗАЩИТНЫХ ПОСАДКАХ
   
   ---------------------------------------T---------T---------------¬
   ¦             Тип растений             ¦В ряду, м¦Между рядами, м¦
   +--------------------------------------+---------+---------------+
   ¦Основная порода                       ¦3,0      ¦3,0            ¦
   +--------------------------------------+---------+---------------+
   ¦Дополнительная порода                 ¦2,0      ¦2,0            ¦
   +--------------------------------------+---------+---------------+
   ¦Высокий кустарник                     ¦1,0 - 1,5¦1,5            ¦
   +--------------------------------------+---------+---------------+
   ¦Низкий кустарник                      ¦0,5      ¦1,5            ¦
   L--------------------------------------+---------+----------------
   
       При   проектировании   шумозащитных   полос  на  снегозаносимых
   участках   дороги   следует   учитывать   необходимость  соблюдения
   минимального  расстояния  между  бровкой  земляного полотна и краем
   посадок в соответствии с п. 9.17 СНиП 2.05.02-85.
       4.6.10.  При  конструировании  шумозащитных  ограждений следует
   учитывать    эстетические    требования,   безопасность   движения,
   прочность,  устойчивость,  технологические  условия строительства и
   эксплуатации.    На   рис.   4.6.3   показаны   некоторые   примеры
   конструктивных решений шумозащитных экранов, валов, выемок.
       4.6.11.  Пример  оценки  уровня шумового воздействия приведен в
   Приложении 6.
   
       4.7.    Оценка   уровня   вибрационного   и   электромагнитного
   воздействия транспорта. Специальные методы защиты
   
       4.7.1.  Движение  автомобиля по дороге сопровождается процессом
   вибрации,   который  воздействует  через  механическую  систему  на
   человека,  пользующегося  автомобилем, и через дорожную конструкцию
   на здания и сооружения, находящиеся в зоне воздействия.
       На    основе    медицинской   оценки   негативных   последствий
   воздействия   вибрации  разработаны  специальные  санитарные  нормы
   виброускорений  или  виброскорости, на которых основаны стандартные
   технические требования к механическим системам автомобиля.
       4.7.2.   Интенсивность   вибрации,   передающейся   зданиям   и
   сооружениям  в  придорожной  зоне,  зависит  от  количества тяжелых
   грузовых  автомобилей,  их  скорости,  ровности дорожного покрытия,
   конструкции дорожной одежды, типа подстилающего грунта.
       Интенсивность   вибрации  характеризуется  ускорением.  Частота
   вибрации от транспортных нагрузок составляет 10 - 40 Гц.
       4.7.3.  В высокопористых водонасыщенных грунтах интенсивность и
   дальность  распространения  вибрации  в  2  -  4  раза  выше, чем в
   песчаных  или  плотных скальных (обломочных) грунтах. При наличии в
   дорожной  одежде  слоев из зернистых несвязных материалов ускорение
   вибрации снижается в 1,5 - 2 раза.
       Специальные  расчеты  на  вибрацию  и защитные сооружения могут
   потребоваться   при   нахождении   сейсмочувствительных   зданий  и
   сооружений  или  особых видов производства в зоне действия вибрации
   (как  правило,  до  30  м от кромки проезжей части). В этих случаях
   расчеты  выполняются  в  соответствии с методами учета сейсмических
   воздействий.
       4.7.4.  В  случаях  превышения величины вибрационного ускорения
   (частоты,  амплитуды  колебаний)  уровня,  допустимого  для данного
   объекта, проектом должны быть предусмотрены виброзащитные экраны.
       Виброзащитные  экраны  представляют собой траншеи шириной 0,5 -
   1,0  м,  глубиной 3 - 5 м (но не менее глубины заложения фундамента
   сооружения),  заполненные зернистым (щебень, гравий) материалом или
   материалом  с  существенно отличающейся от грунта плотностью (шлак,
   аглопорит  и  т.п.).  Защитные  экраны  устраивают, по возможности,
   ближе к проезжей части дороги.
       При  правильном  назначении  параметров  защитных  экранов  они
   могут уменьшить ускорение вибрации в 5 - 10 раз.
       4.7.5.  Вследствие  потерь  энергии энергетическими системами и
   приборами  автотранспортного  средства  возникает  электромагнитное
   излучение.
       Электромагнитное  излучение  имеет  существенное  значение  при
   высокой  интенсивности  движения  и  наличии  непрерывных потоков в
   несколько   рядов.   Установлено   вредное  влияние  сильных  полей
   высокочастотных     излучений    на    организм    человека.    Для
   электромагнитных  излучений  высокой  частоты  установлен предельно
   допустимый уровень мощности - 1 мкВт/кв. см.
       Электромагнитное  излучение  автотранспорта является источником
   радиопомех.
       Действующие  стандарты  ограничивают электромагнитное излучение
   автомобилей    по    всем    параметрам.    Они   учитываются   при
   конструировании  энергетических  систем  автомобиля, при применении
   помехоподавляющих устройств.
       4.7.6.     Наиболее     действенными     способами     снижения
   электромагнитного    излучения    транспортного   потока   является
   обеспечение  непрерывного  без пересечений в одном уровне движения,
   что  позволяет  снизить  интенсивность  излучения  на  15  - 30%, и
   увеличение    скорости    движения,   которое   позволяет   снизить
   интенсивность излучения до 20%.
       При  движении  по  изношенным  покрытиям,  имеющим разрушения и
   неровности,    интенсивность   электромагнитных   излучений   может
   возрастать в несколько раз.
       4.7.7.   В  обычных  условиях  для  дорог  I  -  III  категорий
   интенсивность  электромагнитного излучения автотранспортного потока
   не  достигает  установленных пределов за границами полосы отвода. В
   случаях   размещения  на  ее  территории  рабочих  мест  людей  или
   оборудования,    чувствительного    к   радиопомехам,   в   проекте
   строительства  должна  быть  учтена  стоимость специальных защитных
   устройств (экраны, кожухи и т.п.).
   
              5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
   
       5.1.   При   проектировании   автомобильных  дорог  и  мостовых
   переходов  следует учитывать возможные их негативные воздействия на
   растения  и  животных.  Если  эти  воздействия  вызывают гибель или
   переселение   даже   отдельных   биологических   видов,   наступают
   изменения   природной   системы   в  данной  местности,  ухудшающие
   состояние окружающей среды.
       Воздействия  на  растительный и животный мир могут быть прямыми
   (механические       повреждения,       уничтожение,      отравление
   производственными   отходами,   отработавшими  газами  транспортных
   средств   или   строительных   машин,  влияние  шума  и  т.п.)  или
   косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания.
       Обоснованием  проектных  решений  должны служить выполненные по
   данным     экологических     обследований     оценки     возможного
   количественного   или  качественного  ущерба  лесам,  охотничьим  и
   редким  животным и птицам, промысловым и ценным видам рыбы, а также
   сельскохозяйственному производству.
       Заказчиком,   по   требованию  соответствующих  природоохранных
   органов  или  других  заинтересованных  ведомств, могут быть выданы
   дополнительные  задания  на  проектирование  мероприятий  по охране
   растений,   ценных  видов  животных,  заповедных  или  иных  угодий
   особого    природоохранного    режима    или    специальных   видов
   сельскохозяйственного  производства.  Мероприятия по дополнительным
   заданиям  разрабатываются  индивидуально,  как правило, при участии
   специализированных научных или проектных учреждений.
       5.2.  Проложение  трассы  автомобильной  дороги  или  мостового
   перехода,  размещение  сооружений дорожного комплекса на залесенных
   территориях    следует   осуществлять   с   учетом   группы   леса,
   установленной Основами лесного законодательства.
       Не  допускается  прокладка  автомобильных  дорог  с  транзитным
   движением     по     территории    заповедников    и    заказников,
   санитарно-защитным  (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным
   зонам,   охраняемым  урочищам  и  зонам,  отнесенным  к  памятникам
   природы и культуры.
       Назначать   места   перехода  через  водотоки  и  проектировать
   подходы  к  мостам  необходимо  с  учетом  максимального сохранения
   водоохранных зон и лесных полос по берегам.
       5.3.   В  местах  возможного  повышения  уровня  грунтовых  вод
   необходимо  устраивать  водоотвод  или  дренирование,  а  в  местах
   понижения   -   предупреждать   изменение   направления  и  расхода
   подпочвенного  стока водопропускными и дренажными устройствами. При
   проектировании  насыпей  и  выемок  в  залесенных местах не следует
   допускать  изменения  уровня  грунтовых  вод  более,  чем на 0,5 м.
   Методы  расчетного  прогнозирования  изменения уровня грунтовых вод
   приведены в пунктах 6.2 и 6.3.
       5.4.  При  расчистке  полосы  для дорожных работ не допускается
   складирование  лесоматериалов,  порубочных  отходов,  выкорчеванных
   пней   в  пределах  отведенных  земель  и  на  территории  леса  за
   границами  отвода.  Проектом  подготовительных  работ  должны  быть
   предусмотрены   специальные   места  для  временного  складирования
   отходов   с   указанием   способов   и  путей  их  вывоза  к  месту
   захоронения,  переработки  или  сбыта. Вывоз древесины и отходов от
   расчистки   должен   выполняться  в  течение  сезона  порубочных  и
   корчевальных работ (предпочтительно в зимнее время).
       5.5.  При проложении автомобильной дороги через лес загрязнение
   придорожной  территории  отработавшими  газами  за пределами полосы
   отвода (по окиси углерода) не должно превышать:
   разовая концентрация - 3 мг/куб. м;
   среднесуточная - 1 мг/куб. м.
       Расчетную  концентрацию загрязнения атмосферного воздуха окисью
   углерода  следует  определять  по  методике,  приведенной в главе 4
   настоящих Рекомендаций.
       5.6.   При   проложении   трассы  через  хвойные  леса  следует
   учитывать   повышение   опасности   возгорания   сухих   материалов
   вследствие   выброса  с  отработавшими  газами  раскаленных  частиц
   твердых  материалов, а также небрежного обращения с огнем водителей
   и пассажиров.
       Правилами     противопожарной     безопасности    предусмотрено
   устройство  минерализированных  полос  по  границам полосы отвода и
   вокруг  деревянных  мостов,  расположенных в хвойных лесах на сухих
   почвах (см. таблицу 5.1).
   
                                                           Таблица 5.1
   
                ШИРИНА МИНЕРАЛИЗОВАННЫХ ПОЛОС ПО ГРАНИЦАМ
                    ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
   
   -------------------------------------------T---------------------¬
   ¦      Характер растительного покрова      ¦Ширина полосы, метров¦
   +------------------------------------------+---------------------+
   ¦Лишайник, мох зеленый                     ¦1,0 - 1,5            ¦
   +------------------------------------------+---------------------+
   ¦Ягодники, вереск                          ¦1,5 - 2,5            ¦
   +------------------------------------------+---------------------+
   ¦Травяной покров                           ¦2,5 - 4,0            ¦
   L------------------------------------------+----------------------
   
       Указанные  полосы,  а также специальные противопожарные разрывы
   между   деревянными   сооружениями   и   границей   хвойного   леса
   назначаются по требованию органов лесного хозяйства.
       5.7.  В проекте дороги, особенно вблизи крупных городов, должны
   быть  предусмотрены меры, предотвращающие дигрессию леса вследствие
   рекреационного использования.
       Возможность  несанкционированного съезда автомобилей за пределы
   проезжей  части  и  обочин  или  с  выделенных  стоянок должна быть
   полностью исключена.
       5.8.  Места,  предлагаемые  для  рекреационного  использования,
   включая  площадки отдыха, стоянки для остановки автомобилей и т.п.,
   должны  быть  отделены от территорий иного назначения естественными
   (водотоки,   болота,   труднопроходимые   заросли   и   т.п.)   или
   искусственными (проволочные изгороди, валы, канавы) преградами.
       При  расчете  потребной площади для рекреации следует учитывать
   экологически   допустимую   нагрузку  на  естественный  ландшафт  в
   соответствии с таблицей 5.2.
   
                                                           Таблица 5.2
   
        ЭКОЛОГИЧЕСКИ ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ НА ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЛАНДШАФТ
   
   ---------------T-------------------------------------------------¬
   ¦Тип местности ¦    Экологически допустимая нагрузка, чел./га    ¦
   +--------------+-------------------------------------------------+
   ¦Лес хвойный   ¦3,0                                              ¦
   +--------------+-------------------------------------------------+
   ¦Лес лиственный¦4,5 - 8                                          ¦
   +--------------+-------------------------------------------------+
   ¦Лесной луг    ¦24                                               ¦
   +--------------+-------------------------------------------------+
   ¦Лесопарк      ¦15 - 25                                          ¦
   +--------------+-------------------------------------------------+
   ¦Пляжи         ¦до 1000                                          ¦
   L--------------+--------------------------------------------------
   
       На   специально   оборудованных  придорожных  площадках  отдыха
   рекреационная  нагрузка  определяется  конкретным расчетом с учетом
   возможностей технического содержания.
       5.9.   Основным  методом  защиты  животных  при  проектировании
   автомобильных  дорог  является  максимальное  сохранение природного
   ландшафта    и   исключение,   по   возможности,   непосредственных
   воздействий на среду их обитания.
       Места   сосредоточения  в  пути  движения  животных,  указанные
   местными  органами  охраны  природы  (для  промысловых  животных  -
   местными   управлениями   охотничьего   хозяйства),   должны   быть
   зафиксированы на ситуационных схемах.
       5.10.  Трассы  автомобильных дорог на территории охранных лесов
   всех   категорий,  а  также  на  иных  территориях  -  по  указанию
   природоохранных  органов  следует  прокладывать  за  пределами зоны
   влияния  на  места  отстоя,  укрытия,  размножения крупных и других
   охраняемых животных.
       5.11.  Для  предотвращения  уничтожения  животных  при движении
   транспорта,   что   может  привести  также  к  дорожно-транспортным
   происшествиям,  на  пересечениях путей миграции животных с дорогами
   с  интенсивностью движения более 2000 авт./сутки следует устраивать
   ограждения  по границе полосы отвода высотой 2 - 2,5 м не менее чем
   на  0,5  км  в  каждую  сторону  от  установившегося  пути движения
   животных.  На  упомянутых путях миграции на автомобильных дорогах I
   -  III  категорий (см. рекомендации таблицы 3.1) следует устраивать
   скотопрогоны,    как   правило   совмещая   их   с   искусственными
   сооружениями в пониженных местах.
       На  всех  дорогах  в  местах  вероятного  их пересечения дикими
   животными   следует  также  устанавливать  катафоты,  отражающие  в
   темное время свет приближающейся машины и отпугивающие животных.
       Для  укрытия  животных  в  придорожной зоне за пределами полосы
   отвода  следует  предусматривать  устройство  убежищ  путем посадки
   плотного  кустарника видов, используемых для живых изгородей, ели и
   др.
       Необходимо   учитывать,   что   посадки   плодовых  деревьев  и
   кустарников привлекают диких животных к дороге.
       5.12.  В  случаях,  когда  трасса  дороги  или мостовой переход
   пересекают  водные  объекты,  имеющие рыбопромысловое значение, или
   такие  объекты  попадают  в  зону влияния дороги, в проекте следует
   предусматривать специальные меры защиты водной фауны.
       5.13.    Проложение    трассы   автомобильной   дороги   вблизи
   рыбопромысловых  водных  объектов  следует согласовывать с органами
   Роскомрыболовства.
       Если  в  заключении  органов  Роскомрыболовства и в акте выбора
   трассы  установлена  возможность  ущерба  рыбным  запасам, заказчик
   обязан  поручить  специализированной  рыбохозяйственной научной или
   проектной   организации   определить   размер   ущерба   и   выдать
   рекомендации по компенсационным мероприятиям.
       Если   в  качестве  компенсационных  мероприятий  рекомендуется
   строительство   самостоятельного   рыбоводного   объекта,  заказчик
   дорожного  сооружения  должен  принять на себя функции заказчика по
   его  строительству,  проектирование выполняется специализированными
   учреждениями.
       Строительство     компенсационных    объектов    осуществляется
   одновременно с основным сооружением за счет его заказчика.
       Размеры  ущерба,  наносимого  рыбному хозяйству, определяются в
   соответствии   с  Временной  методикой  оценки  ущерба,  наносимого
   рыбным   запасам   в   результате  строительства,  реконструкции  и
   расширения  предприятий,  сооружений и других объектов и проведения
   различных  видов работ на рыбохозяйственных водоемах (Госкомприроды
   СССР и Минрыбхоз СССР, 1989 г.).
       5.14.  Для  обеспечения  сохранности  рыбы и других форм водной
   флоры   и   фауны   на   всех   водных   объектах   не  допускается
   производственное  загрязнение  водоемов и водотоков, проектирование
   без  согласования  с  природоохранными органами каких-либо земляных
   работ,  изменяющих  очертание  берегов,  устройство  или разрушение
   валов,  каналов,  назначение  в  пределах защитных зон взрывных или
   гидротехнических работ.
       5.15.  Следует  избегать  размещения мостовых переходов и трасс
   автомобильных  дорог  в  местах нерестилищ, зимовальных ям и местах
   нагула  рыбной  молоди.  При пересечении пойменных проток, служащих
   для  прохода  рыбы  на нерест, необходимо предусматривать пойменные
   отверстия,   гидравлический   режим   которых  должен  обеспечивать
   нормальное продвижение рыбы к нерестилищам.
       Отверстия  мостов через водотоки должны обеспечивать наименьшее
   изменение  бытовых  условий  протекания  потока, а скорости в русле
   под мостом быть приемлемыми для прохода рыбы.
       5.16.  Система  водоотводных  устройств  на мостах и подходах к
   ним  должна  обеспечивать  наиболее  эффективное  смешение стоков с
   водой  водоема,  а  при недопустимости сброса - сбор в водоочистные
   сооружения.  Для  очистки  сточных вод могут применяться простейшие
   типовые   сооружения:   пруды-отстойники,   рассеивающие   выпуски,
   очистные закрытые сооружения.
       5.17.  При  проложении трассы или размещении мостового перехода
   вблизи  рыбохозяйственных объектов материалы инженерных изысканий и
   экологических    исследований    должны    содержать    информацию,
   требующуюся  для  разработки  мероприятий, направленных на охрану и
   воспроизводство  рыбных  запасов,  а  в  необходимых  случаях - для
   составления рыбохозяйственного раздела проекта.
       Глава  о  мероприятиях по охране рыбных запасов должна включать
   в себя:
       -  описание  факторов  воздействия  проектируемого  объекта  на
   условия  обитания  и воспроизводства рыб и их кормовых организмов в
   водоеме с учетом их состояния на период проектирования;
   - границы акватории, попадающей в зону влияния каждого фактора;
       -  характер и степень воздействия каждого фактора (негативные и
   позитивные) на рыбные запасы;
       -  состав  и  объем  рыбоохранных  мероприятий, предупреждающих
   ущерб    рыбным   запасам,   а   также   и   восстановительных,   и
   компенсационных мер при невозможности их полного сохранения.
       Кроме  пояснительной  записки  по  указанным  вопросам в состав
   данной  части  раздела  проекта  должны  быть включены ситуационный
   план  района  строительства  с  указанием  на нем мест разработки и
   складирования   грунта,   сброса  сточных  вод,  а  при  выполнении
   гидротехнических  работ  - карт намыва, мест забора и сброса воды и
   другие необходимые графические материалы.
       5.18.   Специальные   требования   по   предупреждению   ущерба
   сельскохозяйственному  производству должны быть приведены в задании
   на   проектирование   с   учетом   специфики  сельскохозяйственного
   производства.
   
       6. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГЕОЛОГИЧЕСКУЮ И ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ
   
       6.1.   Автомобильные   дороги,   непосредственно   вторгаясь  в
   геологическую   среду   на   значительном   протяжении,   оказывают
   существенное   воздействие   на  развитие  естественных  экзогенных
   геологических  процессов,  без  учета  которого возможны глубокие и
   трудноисправимые  негативные  последствия  для  экосистемы.  В ряде
   случаев  они  могут быть причиной возникновения, интенсификации или
   затухания   экзогенных   процессов  путем  прямого  или  вторичного
   воздействия ряда факторов на геологическую среду.
       6.2.  При  проектировании  земляного  полотна  в условиях 2 и 3
   типов  местности по характеру увлажнения, а также на слабых грунтах
   (по  определениям  СНиП  2.05.02-85)  следует  учитывать  изменение
   напряженного  состояния  грунтовой  толщи в естественном основании,
   которое   приводит   к   дополнительному   уплотнению   и  снижению
   водопроницаемости  грунта. Последствием этих воздействий может быть
   изменение  системы движения грунтовых вод в приповерхностных слоях,
   что   особенно  характерно  при  прохождении  трассы  по  пойменным
   террасам.
       Повышение  уровня  грунтовых  вод  и переувлажнение прилегающей
   территории  с  верховой  стороны  приводит  к ее заболачиванию, а с
   низовой - к осушению.
       Вторичные    последствия   изменения   уровня   грунтовых   вод
   проявляются в изменении биоценоза (состава растительности, фауны).
       При   неблагоприятном  сочетании  грунтовых  условий  названные
   воздействия могут вызвать поперечные деформации земляного полотна.
       6.3.  Влияние  насыпи на изменение уровня грунтовых вод следует
   прогнозировать  в соответствии со схемами, приведенными на рис. 6.1
   и   6.2.   Для   оценки  влияния  автомобильной  дороги  необходимо
   определять  параметры  зоны подпора с верховой стороны насыпи, зоны
   депрессии под насыпью и зоны осушения с низовой стороны насыпи.
       Зона   подпора   с   верховой  стороны  насыпи  характеризуется
   следующим уравнением кривой подпора:
   
                                           h  - h
                        1                   2    0
                    i = - (h  - h  + h  l  -------).            (6.1)
                        l   2    1    0  n h  - h
                                            1    0
   
       Расстояние  влияния  насыпи  на повышение уровня грунтовых вод
   (ширина зоны подтопления):
   
                      [h  - h  + h  l  (h  - h )]
                        2    0    0  n   2    0
                 L  = ---------------------------,              (6.2)
                  1                J
                                    ср
   
       где J   - среднее значение уклона кривой депрессии.
            ср
       Для  определения  зоны  депрессии под насыпью служит уравнение
   кривой депрессии:
   
                                                2    2
               ДЕЛЬТА k х k                    h  - h
                           ф   2    2           1    2
           l = ------------- (h  - h ) или i = -------,         (6.3)
                    2q         1    2          2h  х l
                                                 0
   
       где:
       q = k  х i х h  х ДЕЛЬТА k - удельный расход грунтовых вод;
            ф        0
       k   -  коэффициент  фильтрации, определяемый в зависимости  от
        ф
   вида грунта, приведен в таблице 6.3.
   
                                                           Таблица 6.3
   
                    ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ФИЛЬТРАЦИИ
   
   ------------------------------T----------------------------------¬
   ¦         Тип грунта          ¦    Коэффициент фильтрации К ,    ¦
   ¦                             ¦                            ф     ¦
   ¦                             ¦              м/сутки             ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Глина                        ¦0,02 - 0,01                       ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Суглинок                     ¦0,1 - 0,01                        ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Супесь, лесс, песок пылеватый¦1,0 - 0,1                         ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Песок мелкий и средний       ¦10,0 - 1,0                        ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Песок крупный                ¦100,0 - 10,0                      ¦
   +-----------------------------+----------------------------------+
   ¦Галька, гравий               ¦1000,0 - 100,0                    ¦
   L-----------------------------+-----------------------------------
   
       ДЕЛЬТА  k - коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от насыпи
   на  изменение  коэффициента  фильтрации  в  зависимости  от  высоты
   насыпи (для глинистых грунтов, см. табл. 6.4).
   
                                                           Таблица 6.4
   
                 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВЛИЯНИЯ НАГРУЗКИ
                     ДЛЯ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ, ДЕЛЬТА k
   
   --------------------------------------------------------T--------¬
   ¦                Высота насыпи Н, метров                ¦ДЕЛЬТА k¦
   +-------------------------------------------------------+--------+
   ¦2                                                      ¦0,77    ¦
   +-------------------------------------------------------+--------+
   ¦4                                                      ¦0,63    ¦
   +-------------------------------------------------------+--------+
   ¦6                                                      ¦0,53    ¦
   +-------------------------------------------------------+--------+
   ¦8                                                      ¦0,48    ¦
   +-------------------------------------------------------+--------+
   ¦10                                                     ¦0,43    ¦
   L-------------------------------------------------------+---------
   
       Зона  осушения с низовой стороны насыпи описывается уравнениями
   кривой депрессии 6.4 и 6.5:
   
                             2   2q
                            h  = -- х l                         (6.4)
                                 k
                                  ф
   
                                    2
                                   h
                          и i = -------,                        (6.5)
                                2h  х l
                                  0
   
       где q = k  х i х h  - удельный расход грунтовых вод.
                ф        0
       Расстояние  влияния насыпи на изменение уровня грунтовых вод с
   низовой стороны (ширина зоны осушения):
   
                                ДЕЛЬТА h
                           L  = --------,                       (6.6)
                            З      J
                                    ср
   
       где   J     -   среднее   значение  уклона  кривой  депрессии,
              ср
   определяемое в зависимости от вида грунта по таблице 6.5.
   
                                                           Таблица 6.5
   
                СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УКЛОНА КРИВОЙ ДЕПРЕССИИ
   
   --------------------------------------T--------------------------¬
   ¦             Тип грунта              ¦            J             ¦
   ¦                                     ¦             ср           ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Глина тяжелая                        ¦0,15 - 0,20               ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Глинистые грунты                     ¦0,10 - 0,15               ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Суглинки                             ¦0,05 - 0,10               ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Супеси                               ¦0,02 - 0,05               ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Песчаные грунты                      ¦0,006 - 0,02              ¦
   +-------------------------------------+--------------------------+
   ¦Песок крупный, галька, гравий        ¦0,003 - 0,006             ¦
   L-------------------------------------+---------------------------
   
       При  пересечении  дорогой  естественного  стока особое внимание
   следует   уделять  планировке  прилегающей  территории  с  верховой
   стороны,  обеспечивающей минимальный допустимый уклон для стока вод
   в  зависимости  от  вида поверхности, а также их отводу и выпуску с
   низовой   стороны   по   системе   водоотводных   и  водопропускных
   сооружений,   исключающих   застаивание   поверхностных   вод.  При
   невозможности  обеспечения  указанных  условий насыпь или ее нижнюю
   часть следует устраивать из дренирующего грунта.
       6.4.   Большое   влияние  на  гидрологический  режим  местности
   оказывают  выемки.  При  пересечении водоносного горизонта дорожная
   выемка  оказывает  мощное  осушающее  воздействие.  При  этом может
   прекратиться  полностью  или  частично поступление грунтовой воды в
   водоносный  слой,  расположенный с низовой (по направлению движения
   грунтовой  воды)  стороны выемки. В зависимости от вида и состояния
   грунта  зона  действия  выемки  распространяется на десятки и сотни
   метров  в  каждую  сторону  (рис.  6.2).  На прилегающей территории
   резко    меняются   условия   произрастания   растений,   создаются
   благоприятные условия для эрозии почвы.
       Расстояние  от  бровки  выемки, на котором происходит изменение
   уровня грунтовых вод, определяется по формуле 6.7:
   
                          l = L - m (Н + t),                    (6.7)
   
       где:
           S - h
                0
       L = ------  -  расстояние,  на  котором  происходит  изменение
             J
              ср
   кривой депрессии грунтовых вод;
       S  -  расстояние  от  дна кювета или дрены до уровня грунтовых
   вод;
       h  - глубина воды в кювете или дрене;
        0
       m - заложение откоса выемки;
       t  -  расстояние  от  проектной  отметки  по бровке дороги  до
   уровня воды в кювете или дрене;
       Н - глубина выемки.
       Расстояние от поверхности земли до уровня грунтовых вод в зоне
   влияния выемки можно определить по формуле 6.8:
   
                                        ______
                                       /2q х Х
                    дельта = Н + t - \/-------,                 (6.8)
                                          К
                                           ф
   
       где:
               2    2
              Н  - h
                    0
       q = К  ------- - расход грунтовых вод на 1 метр  длины  кювета
            ф   2L
   или дрены с одной стороны;
       К  - коэффициент фильтрации.
        ф
       Характер  и  степень  влияния изменения уровня грунтовых вод на
   окружающую    природную    среду   оценивается   с   учетом   типов
   растительности, характера почв, других конкретных факторов.
       Для   предотвращения   негативного  воздействия  выемки  трассу
   дороги  следует  располагать таким образом, чтобы количество выемок
   и  их  глубина  были  минимальными.  Предпочтение  следует отдавать
   проложению трассы по водоразделу.
       6.5.   Наиболее   опасным  проявлением  процесса  естественного
   сглаживания  резких  форм  рельефа,  возникающим  при строительстве
   автомобильных   дорог,   являются   оползни.   Оползни  на  дорогах
   происходят   в   "мокрых"   выемках   при   устройстве  насыпей  на
   неустойчивых  склонах,  при подрезке аллювиального чехла на склонах
   из коренных пород и т.д.
       Проектирование   автомобильных  дорог  на  оползневых  участках
   следует   осуществлять  в  соответствии  с  комплексом  требований,
   который включает в себя:
   - обеспечение устойчивости откосов и склонов;
   - сохранение и защиту геологической среды;
   - согласование с ландшафтом;
   - эстетические требования.
       Расположение     земляного     полотна,     конструктивные    и
   технологические  решения  зависят,  главным  образом,  от  оценки и
   прогноза  устойчивости  склонов  и  откосов,  выполняемых расчетным
   путем   по  прочности  и  несущей  способности  (первое  предельное
   состояние) или по деформациям (второе предельное состояние).
       6.6.  При  проектировании  земляного  полотна  в оползнеопасных
   районах   с  целью  предотвращения  возникновения  или  активизации
   оползневых процессов рекомендуется:
       -  не  располагать  высокие  насыпи  в верхней и средней частях
   оползневого   склона,   т.к.   это   связано  со  значительной  его
   пригрузкой  и  снижением  устойчивости.  При невозможности переноса
   трассы  дороги  на  другое место следует предусматривать устройство
   эстакад  или  виадуков  для  дорог  I  -  II категорий, обеспечивая

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное