Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (ОДОБРЕНЫ МИНТРАНСОМ РФ, ПРОТОКОЛ ОТ 26.06.1995)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                              Одобрены
                                              Министерством транспорта
                                                 Российской Федерации,
                                         протокол от 26 июня 1995 года
   
                                                           Согласованы
                                                  Министерством охраны
                                                      окружающей среды
                                                  и природных ресурсов
                                                  Российской Федерации
                                            19 июня 1995 г. N 03-19/АА
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                 ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
                          И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
   
                               ПРЕДИСЛОВИЕ
   
       Рекомендации  по  учету  требований  по охране окружающей среды
   при   проектировании   автомобильных  дорог  и  мостовых  переходов
   разработаны   ОАО   Гипродорнии  с  участием  ГП  Союздорнии  и  ГП
   Росдорнии    по   заданию   Федерального   дорожного   департамента
   Министерства транспорта Российской Федерации.
       Одобрены   Федеральным   дорожным   департаментом  Министерства
   транспорта Российской Федерации (протокол от 26 июня 1995 года).
       Согласованы  Министерством  охраны окружающей среды и природных
   ресурсов Российской Федерации 19 июня 1995 г. N 03-19/АА.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.  Настоящие  Рекомендации  разработаны во исполнение Закона
   Российской  Федерации  "Об  охране  окружающей  природной  среды" с
   учетом  п.  3.2 Положения об оценке воздействия на окружающую среду
   в  Российской  Федерации,  утвержденного Приказом Минприроды России
   от 18 июля 1994 г. N 222.
       1.2.  Целью  настоящих  Рекомендаций  является  установление  с
   учетом  особенностей  автомобильных  дорог  основных  требований  к
   оценке   воздействия   объектов  на  окружающую  среду,  составу  и
   содержанию  раздела  "Охрана окружающей среды" на различных стадиях
   проектирования,    а   также   регламентация   основных   положений
   методологии   разработки  природоохранных  технических  решений  на
   основе оценки воздействия на окружающую среду.
       1.3.  Настоящие  Рекомендации  распространяются  на  разработку
   предпроектной   и   проектной   документации   для   строительства,
   реконструкции  и  ремонта  автомобильных  дорог  общего пользования
   <1>,  финансируемых из Федерального дорожного фонда (за исключением
   дотаций территориям).
   --------------------------------
       <1>  "Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог
   и   сооружений   на   них"   в   дальнейшем   именуется   "развитие
   автомобильных дорог".
   
       По  решению  заказчика  они  могут  применяться  для  проектной
   документации,  развитие  по  которой  будет  осуществляться за счет
   территориальных   дорожных   фондов,   собственных,   заемных   или
   привлеченных  средств инвесторов. При этом документация должна быть
   разработана   в   объеме,  достаточном  для  обоснования  проектных
   решений по обеспечению экологической безопасности объекта.
       1.4.  Рекомендации  предназначены для заказчиков, разработчиков
   предпроектной  и  проектной  документации и могут быть использованы
   органами,     осуществляющими     государственную     экологическую
   экспертизу,   и   органами   управления,   принимающими  решение  о
   реализации проектов.
       1.5.  Учет требований охраны окружающей среды в проектах зданий
   и       сооружений       дорожно-эксплуатационных      организаций,
   производственных  предприятий,  комплексов  обслуживания участников
   дорожного   движения   следует   осуществлять   в   соответствии  с
   документами соответствующего профиля.
       1.6.  При проектировании автомобильных дорог в сложных (особых)
   природных    условиях    (вечная    мерзлота,   горная   местность,
   подтопляемые   территории   и   др.)  в  дополнение  к  требованиям
   настоящих  Рекомендаций  следует  учитывать  требования специальных
   нормативных  документов  в  соответствии с природными особенностями
   территории.
       В  индивидуальном  порядке могут выполняться также включенные в
   задание  на  проектирование  дополнительные  требования  и  условия
   заказчика,     органов    государственного    управления,    других
   заинтересованных органов.
       1.7.    Учет    требований    охраны   окружающей   среды   при
   проектировании    автомобильных   дорог   и   сооружений   на   них
   осуществляется  в  зависимости  от  стадии  проектных  работ  путем
   подготовки   документации   для   принятия   решений  о  выполнении
   мероприятий  по  развитию  объектов,  обоснования  видов  и  сроков
   работ,  а  также  проектирования  мер  по исключению, смягчению или
   компенсации воздействий.
       1.8.   Проработку  вопросов  охраны  окружающей  среды  следует
   производить  на  всех стадиях составления предпроектной и проектной
   документации  на  развитие автомобильных дорог и сооружений на них,
   последовательно   углубляя   рассмотрение,  не  допуская  изменения
   решений, утвержденных в документации предыдущей стадии.
       1.9.  В  соответствии  с  Порядком  разработки,  согласования и
   утверждения    проектной    документации    для   дорожных   работ,
   финансируемых   из  Федерального  дорожного  фонда,  проектирование
   объектов   развития   автомобильных   дорог  и  сооружений  на  них
   осуществляется по следующим стадиям:
   - экономическое обоснование (ЭО);
   - инженерный проект (ИП);
       -   рабочая   документация   (РД),  выполняемая,  как  правило,
   подрядной строительной организацией.
       1.10.   При   разработке  экономического  обоснования  развития
   автомобильной  дороги  производится оценка влияния объекта, а также
   предлагаемых  решений  на  обеспечение безопасных условий движения,
   санитарно-эпидемиологического        благополучия        населения,
   удовлетворение  социальных и экономических потребностей, соблюдение
   экологических  ограничений, установленных соответствующими органами
   в  районе размещения автомобильной дороги методами процедуры оценки
   воздействия на окружающую среду (ОВОС).
       При     подготовке    экономического    обоснования    развития
   автомобильной   дороги   в  соответствии  с  Положением  об  оценке
   воздействия   на   окружающую   среду   в   Российской   Федерации,
   утвержденным   Приказом   Минприроды  России  от  18.07.94  N  222,
   проведение  процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
   является обязательным.
       При   разработке   инженерного   проекта   на  строительство  и
   реконструкцию  автомобильных дорог, участков и сооружений на них на
   основе  результатов ОВОС, полученного предварительного согласования
   места  проложения  трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы
   производится  проектирование инженерных мероприятий по исключению и
   смягчению  воздействия  объекта  на  окружающую среду, определяются
   размеры компенсаций за нанесенный ущерб.
       В   рабочей   документации  на  строительство  и  реконструкцию
   автомобильных   дорог  и  сооружений  на  них  на  основе  решений,
   утвержденных  в составе инженерного проекта, производится детальное
   проектирование  элементов  инженерных  природоохранных мероприятий,
   позволяющее осуществить их строительство.
       1.11.  Рекомендуемый  порядок  оценки воздействия автомобильных
   дорог   на   окружающую   среду   при   разработке   экономического
   обоснования  на  развитие  автомобильных  дорог и сооружений на них
   приведен в разделе 3.1 настоящих Рекомендаций.
       Рекомендуемый  состав  и  порядок  разработки  раздела  "Охрана
   окружающей  среды"  в  проектной  документации  на  строительство и
   реконструкцию  автомобильных  дорог  и сооружений на них приведен в
   разделе 3.2 настоящих Рекомендаций.
       1.12.    Проектные   организации   при   разработке   проектной
   документации должны обеспечить:
       -  строгое  соблюдение  нормативных  требований  по обеспечению
   экологической безопасности сооружений;
       -   учет   решений,  принятых  в  схемах  и  проектах  районной
   планировки,  проектах  планировки  и  застройки  городов  и  других
   населенных пунктов;
       -  рациональное  проложение  автомобильной  дороги, оказывающее
   положительное  влияние  на  социальное  и  экономическое  развитие,
   экологическую  обстановку на прилегающих территориях и сочетающееся
   с окружающим ландшафтом;
       -  рациональное  использование  земель  и  природных  ресурсов,
   экономичное расходование материальных и энергетических ресурсов;
   - максимальную экономическую эффективность принятых решений.
       1.13.  Решения, принимаемые при проектировании на всех стадиях,
   должны  выбираться  на  основе  сравнения  вариантов. При сравнении
   вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:
       -  оптимальным  является  вариант, имеющий наивысшие показатели
   экономической   эффективности   капитальных   вложений   с   учетом
   экологической безопасности и социальных интересов населения;
       -   при  сравнении  вариантов  с  различными  эксплуатационными
   показателями,  сроком  службы  или очередностью развития параметров
   следует  учитывать  затраты  на содержание, ремонты и реконструкцию
   дороги,    транспортные   расходы,   расходы   на   природоохранные
   мероприятия,  компенсацию  экологического  ущерба  и т.д. в течение
   всего периода сравнения с учетом дисконтирования затрат;
       -    рассмотрение    варианта   отказа   от   строительства   и
   реконструкции  автомобильной  дороги  и  последствий такого решения
   при   проведении   оценки   воздействия   автомобильной  дороги  на
   окружающую среду является обязательным;
       -  при  сравнении вариантов проложения трассы следует учитывать
   перераспределение  движения  по  участкам сети автомобильных дорог,
   уменьшение  экологической  нагрузки  на  те  места,  где  снижается
   интенсивность  движения и улучшаются дорожные условия; эти факторы,
   в   первую  очередь,  надлежит  рассматривать  при  планировании  и
   проектировании   обходов   населенных   пунктов,   мероприятий   по
   улучшению  плана  и продольного профиля дорог, развития, связанного
   с  улучшением транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных
   дорог.
       При  необходимости  учета  факторов, не поддающихся стоимостной
   оценке, следует использовать методы многофакторного анализа.
       1.14.  Предпроектная  и  проектная документация, представляемая
   на  экспертизу  и  утверждение, должна разрабатываться без излишней
   детализации   в  минимальном  объеме  и  составе,  достаточном  для
   обоснования  принятых  проектных  решений  и параметров, подлежащих
   утверждению.    В    пояснительной   записке   должны   максимально
   использоваться  карты,  схемы,  таблицы  и  графики, а описательная
   часть должна быть четкой и краткой.
       1.15.  Оценка  воздействия  автомобильных  дорог  на окружающую
   среду,  разработка  разделов  проектов  "Охрана  окружающей  среды"
   должны    осуществляться    проектными    организациями,   имеющими
   оформленную    в    установленном   порядке   лицензию   на   право
   осуществления такой деятельности.
       1.16.    Расчеты,    данные    по   конструированию   элементов
   природоохранных  мероприятий,  изыскательские  материалы  в  состав
   передаваемой   заказчику   документации   не   включаются,   должны
   храниться  в  проектно-изыскательской  организации и представляются
   органам,  осуществляющим  государственную экологическую экспертизу,
   по их требованию.
   
             2. СБОР ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
       2.1.  Проведение  оценки  воздействия  автомобильной  дороги на
   окружающую  среду,  а  также  разработка раздела "Охрана окружающей
   среды"   в   проектной   документации   осуществляются   на  основе
   информации   о  состоянии  окружающей  среды  в  районе  возможного
   воздействия рассматриваемого объекта.
       2.2.  Сбор  информации  о  состоянии  окружающей  среды  должен
   включать в себя использование следующих основных источников:
       -   фондовые   материалы  территориальных  органов  контроля  и
   надзора  за  состоянием  природной  среды, материалы статистической
   отчетности,    данные   режимной   сети   наблюдений   и   контроля
   (мониторинга);
       -  ранее  выполненные  и  имеющиеся  в распоряжении заказчика и
   проектной  организации  картографические, проектные, изыскательские
   материалы;
       -   данные   биологических,   географо-геологических  и  других
   исследований  и  наблюдений  природной  среды,  проводимых научными
   организациями;
       -    ранее   выполненные   исследовательские,   статистические,
   диагностические  и другие материалы о состоянии автомобильных дорог
   в зоне влияния рассматриваемого объекта;
   - литературные источники;
       -  опросы или анкетирование для получения информации от местных
   жителей   и   организаций,   технические   условия  и  согласования
   заинтересованных органов;
   - инженерные изыскания;
       -  экономические  изыскания,  сбор  данных о размерах и составе
   транспортного    потока,   перспективах   экономического   развития
   региона.
       2.3.   Перед   началом   детального   проектирования  в  случае
   отсутствия    указанных    выше    материалов    по   рекомендациям
   экономического   обоснования  или  в  соответствии  с  техническими
   условиями   территориальных   комитетов  по  охране  природы  могут
   проводиться   дополнительные   исследования   состояния   отдельных
   компонентов  окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в
   результате развития объекта.
       2.4.  До  начала  разработки  проектной  документации  заказчик
   обязан  передать проектной организации имеющиеся в его распоряжении
   материалы     ранее    выполненных    проектных,    изыскательских,
   исследовательских  работ, а также предоставить необходимые исходные
   данные.   Ориентировочный   состав   исходных   данных  приведен  в
   Приложении   2  и  может  уточняться  при  заключении  договора  на
   проектные  работы.  В  отдельных  случаях  заказчик  проекта  может
   поручить   по   договору   сбор   исходной   информации   проектной
   организации.
       2.5.  Исходные  данные,  технические  условия  и  требования по
   развитию  и  эксплуатации  объекта,  полученные  в  органах  охраны
   окружающей     среды,    государственного    надзора    и    других
   заинтересованных    организациях,   действуют   в   течение   всего
   планируемого периода проектирования и развития.
       2.6.  Организация и финансирование сбора информации о состоянии
   окружающей   среды   осуществляются   заказчиком   в  установленном
   порядке.
       2.7.  При отсутствии в распоряжении заказчика достаточно полных
   исходных  данных  о  состоянии  природной  среды  следует проводить
   специальные изыскательские работы.
       Необходимые      топографические,      инженерно-геологические,
   гидрометеорологические   изыскания  выполняются  в  соответствии  с
   главой  СНиП  "Инженерные  изыскания"  в  объеме,  необходимом  для
   обоснования принятых решений.
       При  необходимости  проведения исследований состояния отдельных
   компонентов  окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в
   результате  развития рассматриваемого объекта, как правило, следует
   привлекать   специализированные   организации.   Состав   и  методы
   исследований   состояния  отдельных  компонентов  окружающей  среды
   определяются  соответствующими  нормативными документами. Примерный
   перечень нормативных документов приведен в Приложении 1.
       2.8.  В  соответствии  с  Положением  об  оценке воздействия на
   окружающую  среду  в  Российской  Федерации,  утвержденным Приказом
   Минприроды  России от 18 июля 1994 г. N 222, информация о состоянии
   окружающей  среды  подготавливается  с  помощью  методов  и средств
   измерений,  удовлетворяющих требованиям законодательства Российской
   Федерации   и   нормативных   документов  по  обеспечению  единства
   измерений.
       2.9.   Собираемая  информация  должна  охватывать  все  объекты
   воздействия  и  аспекты, необходимые для оценки воздействия объекта
   на  окружающую среду и разработки раздела "Охрана окружающей среды"
   проектной документации в соответствии с разделом 3.
   2.10. Информация о состоянии окружающей среды должна:
       -   быть   достоверной,   относиться  непосредственно  к  месту
   проведения мероприятий по развитию автомобильной дороги;
   - соответствовать единому времени обследования;
       -   по   возможности   проверяться   по   различным  источникам
   информации;
   - подтверждаться официальными документами и согласованиями;
       -  соответствовать  нормативным и законодательным документам по
   охране природы.
       2.11.  Материалы  по  сбору  исходных  данных,  исследований  и
   изысканий   должны  оформляться  в  виде  пояснительной  записки  с
   приложением  ведомостей,  графиков, таблиц, карт и планов, справок,
   технических  условий  и  согласований, оформленных в соответствии с
   требованиями ГОСТ Р и отраслевых нормативных документов.
       2.12.  К  материалам  по  сбору исходных данных, исследований и
   изысканий  следует  при  необходимости  прилагать карты территорий,
   чувствительных к рассматриваемым видам воздействия объекта.
   
            3. СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ
         ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
   
       3.1.  Состав  материалов  по  оценке  воздействия на окружающую
   среду в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог
       3.1.1.  При  разработке  экономического  обоснования решения по
   предлагаемому  общему направлению трассы и мероприятиям по развитию
   автомобильной   дороги   принимаются   с   учетом   оценки   уровня
   обеспечения          экологической          безопасности          и
   санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
       Указанная  оценка производится путем проведения процедур оценки
   воздействия на окружающую среду (ОВОС).
       3.1.2.  Результаты  выполнения  процедуры оценки воздействия на
   окружающую   среду,  как  правило,  оформляются  в  самостоятельный
   раздел ЭО, который включает следующую информацию:
       определение    типов    и   характера   вероятных   воздействий
   автомобильной дороги на окружающую среду:
       -  строительные  воздействия,  т.е.  воздействия,  связанные  с
   ведением работ; носят, как правило, временный характер;
       -     эксплуатационные     воздействия,    т.е.    воздействия,
   проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта:
       -   воздействия,  связанные  с  функционированием  объекта  как
   инженерного сооружения;
       -    воздействия    автомобильного    транспорта   (передвижных
   источников воздействия);
       определение  видов  предполагаемых  воздействий  на  окружающую
   среду  в  зависимости  от  характера  предлагаемых  мероприятий  по
   развитию    объекта;    перечень    основных    видов   воздействия
   автомобильных  дорог  и  мостовых  переходов  на  окружающую  среду
   приведен в таблице 3.1;
       анализ  антропогенной  нагрузки  на  территорию предполагаемого
   размещения объекта:
       -   наличие   промышленных   предприятий,  состояние  сельского
   хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.;
       -  местоположение  существующих основных источников воздействия
   на  природную  среду  в  зоне влияния автомобильной дороги, состав,
   концентрация  загрязняющих  веществ,  их  распределение и тенденция
   изменения во времени и пространстве;
       -  закономерности  и  масштабы происходящих в регионе изменений
   окружающей среды;
       -   общее   влияние  хозяйственной  деятельности  на  состояние
   воздушной   среды,   почв,  вод,  инженерно-геологических  условий,
   животного и растительного мира, проживание людей;
       -     анализ     воздействия    рассматриваемой    существующей
   автомобильной  дороги  на  условия  жизни  населения  в  населенных
   пунктах,   загазованность   территорий,  уровни  шума,  аварийность
   движения и т.д.;
       -   общая   оценка   характера  и  интенсивности  антропогенной
   нагрузки;
   анализ социального развития территории, включая:
       -  население  района  тяготения автомобильной дороги, наличие и
   размер  населенных  пунктов,  в  том числе в зоне непосредственного
   влияния объекта;
       -  состояние социальной среды, традиционное природопользование,
   состояние социально-бытовых условий;
   - данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;
       -   наличие  таких  мест  или  объектов,  которые  действующими
   законодательными  актами  признаны  ценными  для  культуры, науки и
   культурных традиций и религиозных обычаев населения;
       -   наличие   и   положение   зон,  чувствительных  к  шумовому
   воздействию;
       краткий  анализ  природных  условий  на  территории прохождения
   трассы автомобильной дороги, в том числе:
       -  климатическая  характеристика,  повторяемость того или иного
   класса  погод,  оценка  солнечной радиации, температуры и влажности
   воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков;
       -   оценка   микроклимата   с  учетом  особенностей  топографии
   местности;
       -   данные   о   грунтово-геологических   и  гидрогеологических
   особенностях,  существующих  нарушениях  инженерно-геологических, в
   том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории;
       -    анализ    геохимических    условий   территории,   наличие
   деградированных  сельскохозяйственных  угодий и загрязненных земель
   в  зоне  влияния автомобильной дороги, возможность использования их
   при осуществлении мероприятий по развитию объекта;
       -    оценка    состояния    растительности,    наличие   видов,
   чувствительных  к  воздействию  мероприятий  по  развитию объекта и
   функционированию   автомобильной  дороги  после  их  осуществления,
   состояния   лесов  в  зоне  влияния  объекта,  состояния  безлесных
   территорий;
   - оценка состояния водных объектов;
       -    оценка    состояния    атмосферного   воздуха   в   районе
   рассматриваемой автомобильной дороги;
       -  оценка  видового  состава  и состояния животного мира (в том
   числе  ихтиофауны  и  других  гидробионотов)  в  районе  проложения
   автомобильной   дороги   или  мостового  перехода,  обращая  особое
   внимание  на  редко  встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные,
   находящиеся  под  охраной  государства,  занесенные в Красную книгу
   виды;  границы  популяций и мест обитания, размножения, гнездования
   выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции;
   - анализ особенностей ландшафта;
       прогноз  изменения  состояния  окружающей среды и условий жизни
   населения  в процессе функционирования рассматриваемой существующей
   и   других   автомобильных   дорог  в  районе  тяготения  в  случае
   отсутствия  мероприятий  по  развитию автомобильной дороги (вариант
   отказа от развития);
       прогноз  изменения  состояния  окружающей среды и условий жизни
   населения в результате развития автомобильной дороги:
       -    зоны    превышения   предельно   допустимых   концентраций
   загрязняющих веществ от выбросов транспорта;
   - зоны превышения предельного уровня шума;
   - зоны превышения предельного уровня запыленности;
       -   изменение   воздействия   на   условия  жизни  населения  в
   населенных   пунктах,   загазованность   территорий,  уровни  шума,
   аварийность  движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной
   дороги;
       -  прогнозная  оценка долговременных последствий от воздействия
   на окружающую среду намечаемого развития;
       рекомендации   по  установлению  требований  и  нормативов  для
   проектирования   основных   элементов  и  сооружений  автомобильной
   дороги,  исключающих  или снижающих воздействие на окружающую среду
   и   условия   жизни   населения   (оптимальная  скорость  движения,
   водоотвод,   тип   покрытия,   необходимость   сооружения   обходов
   населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры и т.д.);
       рекомендации  для  дальнейшего  проектирования  природоохранных
   инженерных   мероприятий,   обеспечивающих  соблюдение  действующих
   нормативов  природопользования  и  требований  по защите окружающей
   среды  и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные
   экраны,  очистные  сооружения  в  водоохранных  зонах,  организация
   научных  исследований,  связанных с защитой памятников археологии и
   культуры и т.д.);
       примерный   перечень   мероприятий  по  приведению  придорожной
   полосы  в  состояние,  обеспечивающее оптимальные условия движения,
   экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды;
       предложения   по  компенсации  ущерба,  причиняемого  в  период
   строительства   и  эксплуатации  объекта,  населению  и  окружающей
   среде,   включая   отчуждение   земельных   участков,   по  решению
   социальных  вопросов,  в  том  числе  связанных  с охраной здоровья
   населения, созданием благоприятных условий для его проживания;
       предложения   по  компенсации  ущерба,  причиняемого  в  период
   строительства   и   эксплуатации   объекта,   рыбным   запасам  при
   пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи их;
       предложения    по    разработке   программы   производственного
   мониторинга   реализации   планируемых   мероприятий   по  развитию
   автомобильной   дороги   и   плана  послепроектного  экологического
   анализа.
       3.1.3.   Перечень   рекомендуемых   мероприятий  по  приведению
   придорожной  полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия
   движения,  экологическое благополучие населения и защиту окружающей
   среды, должен включать в себя:
       -  определение необходимости специальных почвенных обследований
   для  выявления деградированных земель, их консервацию или включение
   в   полосу   отвода   автомобильной   дороги,  рекомендации  по  их
   использованию  (устройство лесополос, полос для аварийной остановки
   автомобилей и т.п.);
       -   организацию   пересечения  автомобильной  дороги  людьми  и
   животными,   при  необходимости  ограничение  доступа  к  дороге  с
   прилегающих   территорий,  вынос  из  полосы  отвода  сооружений  и
   препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;
       -  установление защитных зон, в том числе ограничения застройки
   для     обеспечения    экологического    благополучия    населения,
   безопасности  движения,  нормальной  эксплуатации  дороги  с учетом
   возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;
       -  рекомендации  по  рекультивации временно занимаемых земель и
   неиспользуемых участков существующей дороги.
       3.1.4.  Предложения  по  разработке программы производственного
   мониторинга   реализации   планируемых   мероприятий   по  развитию
   автомобильной   дороги   и   плана  послепроектного  экологического
   анализа должны предусматривать:
       -   контроль   заказчика,   привлекаемых   им  для  надзора  за
   строительством   организаций   и   фирм,  а  при  необходимости,  и
   независимых   экспертов   за   полнотой  и  точностью  включения  в
   проектную   документацию   положений,  утвержденных  на  предыдущих
   стадиях   проектирования,   по   мерам   исключения   и   смягчения
   воздействий,   компенсаций,   за   проектированием  природоохранных
   мероприятий и сооружений;
       -   обеспечение   выбора  подрядной  строительной  организации,
   способной   обеспечить   наиболее  экологически  чистые  технологии
   работ,    а    также    строительство    предусмотренных   проектом
   природоохранных мероприятий;
       -  включение  в  проект  мероприятий  по разъяснению работникам
   подрядной  строительной  организации  природоохранных  требований и
   проектных решений, а также, при необходимости, их обучение;
       -   надзор   за   правильностью  возмещения  ущерба  и  выплаты
   компенсаций, предусмотренных проектом;
   - надзор за выполнением природоохранных мероприятий;
       -   надзор   за   строительством   природоохранных  и  защитных
   сооружений;
       -  мониторинг соблюдения подрядной строительной организацией во
   время     строительных     работ     требований    природоохранного
   законодательства,  нормативных  документов,  технических  условий и
   требований проекта;
       -  наблюдение  за  своевременностью  и правильностью выполнения
   рекультивационных работ;
       -  анализ  во  время  ведения  строительных работ эффективности
   предусмотренных  в  проекте  мероприятий, их корректировка в случае
   необходимости;
       -    наблюдение   в   послестроительный   период   за   работой
   водоотводных       сооружений,       снегозащитных      насаждений,
   противоэрозионных и иных природоохранных сооружений.
       Мониторинг  должен  охватывать  деятельность не только в полосе
   отвода  автомобильной  дороги,  но и в других местах, затрагиваемых
   работами,  например,  в  карьерах  дорожно-строительных материалов,
   резервах  грунта,  подъездах,  строительных площадках, притрассовых
   заводах  по приготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей
   и т.д.
       Предложения    по    разработке   программы   производственного
   мониторинга  должны  составляться  в  увязке с требованиями системы
   государственного экологического мониторинга.
       3.1.5.  Определение  общего  направления  трассы  автомобильной
   дороги   при   разработке  ЭО  должно  включать  в  себя  выявление
   участков,  на  которых  при  осуществлении  мероприятий по развитию
   возможно   сохранение   существующего   направления,   и  участков,
   подлежащих реконструкции или новому строительству.
       Выбор    принципиального   направления   автомобильной   дороги
   производится  с  соблюдением природоохранного, земельного, водного,
   лесного   законодательства,   иных  законодательных  и  нормативных
   актов,  связанных  с  охраной  окружающей  среды, с учетом проектов
   районной  планировки  городов, поселков, региональных схем развития
   соответствующих    инженерных    коммуникаций,    железных   дорог,
   энергосистем,   а  также,  при  необходимости,  на  основе  анализа
   материалов  изысканий,  специально  выполняемых для этих целей. При
   этом  проводится  всестороннее  изучение  условий  строительства на
   всех возможных и рекомендуемых трассах.
       При   отсутствии   намечаемых   к   строительству   объектов  в
   утвержденных  генеральных  планах  и  проектах районной планировки,
   заказчик  в  соответствии  с  Земельным  кодексом  представляет  на
   рассмотрение  органам  исполнительной  власти  субъектов Российской
   Федерации    варианты   принципиального   направления   трассы.   В
   представляемых  материалах  приводится сравнение вариантов с учетом
   изменения  зон  тяготения,  влияния  на  транспортное обслуживание,
   социальное  и  экономическое  развитие  и  экологическую обстановку
   регионов,  перспектив  использования  территорий,  изъятия  земель,
   размеров   и   экономической  эффективности  инвестиций,  сроков  и
   продолжительности строительства.
       Орган    исполнительной    власти    субъектов   РФ   принимает
   принципиальное  решение  о целесообразности предлагаемого варианта.
   Решение    является    основанием   для   последующего   выбора   в
   установленном  порядке земельного участка и оформления комитетом по
   земельным   ресурсам   и  землеустройству  акта  о  предварительном
   согласовании  места  размещения предлагаемой автомобильной дороги и
   в необходимых случаях ее охранной зоны.
       3.1.6.    Генеральный    проектировщик    на   основе   анализа
   чувствительности  показателей развития автомобильной дороги к риску
   застройки  коридоров  проложения  трассы  в  выводах ЭО рекомендует
   заказчику  оптимальные сроки составления актов выбора трасс, отвода
   и  резервирования земель по рекомендуемому принципиальному варианту
   дороги.  Анализ  чувствительности  и  рисков  производится с учетом
   возможных    дополнительных    затрат,   связанных   с   застройкой
   рекомендуемых  коридоров,  стоимости  работ  по  составлению  актов
   выбора,   отвода  и  выкупа  или  резервирования  земель  с  учетом
   дисконтирования затрат.
       3.1.7.  В  связи  с тем, что автомобильные дороги в зависимости
   от     функционального    назначения,    характера    обслуживаемых
   транспортных   связей,   размеров  и  состава  движения,  природных
   условий  расположения,  чувствительности  территории к воздействиям
   многочисленных  иных  факторов  могут оказывать различное по видам,
   характеру  и  интенсивности  воздействие  на  окружающую  среду, на
   начальной   стадии   проведения   ОВОС  следует  определять  состав
   предполагаемых  видов  и  объектов воздействия, подлежащих анализу,
   исключая  из  рассмотрения  те, влияние которых на окружающую среду
   несущественно. При этом следует устанавливать:
       -   пространственные  границы  изучения  отдельных  факторов  и
   воздействий;
   - границы изучения и анализа во времени;
   - методы и параметры изучения отдельных видов воздействий;
       -   необходимость  и  сроки  получения  технических  условий  и
   согласований;
       -   необходимость   и   сроки   привлечения  специализированных
   организаций    для   исследования   и   анализа   отдельных   видов
   воздействий.
       Перечень  основных  видов  воздействий  автомобильных  дорог на
   окружающую  среду, подлежащих анализу при проведении ОВОС, сведен в
   таблицу 3.1.
   
                                                           Таблица 3.1
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                ОСНОВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
                И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,
               ПОДЛЕЖАЩИХ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОВОС
   
   ---------------------------T----------------------------T------------------------------¬
   ¦Предполагаемые воздействия¦Возможные меры по исключению¦  Условия, при которых учет   ¦
   ¦                          ¦ или смягчению воздействия  ¦данного воздействия обязателен¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Нарушение путей сообщения ¦Устройство подъездов, пере- ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦местных жителей, увеличе- ¦сечений и примыканий        ¦ных дорог I и II категорий    ¦
   ¦ние времени на дорогу к   ¦                            ¦                              ¦
   ¦местам работы и отдыха,   ¦                            ¦                              ¦
   ¦расчленение сельскохозяй- ¦                            ¦                              ¦
   ¦ственных угодий           ¦                            ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Ухудшение условий движения¦Устройство тракторных путей,¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦для сельскохозяйственной  ¦велосипедных дорожек, пере- ¦ных дорог I, II и III катего- ¦
   ¦техники, гужевого транс-  ¦ездов и путепроводов для    ¦рий при наличии требований и  ¦
   ¦порта, велосипедистов,    ¦сельскохозяйственной техни- ¦технических условий собствен- ¦
   ¦прогона скота             ¦ки, скотопрогонов, огражде- ¦ников земель                  ¦
   ¦                          ¦ние полосы отвода дороги    ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Снос строений, переселение¦Обход населенных пунктов с  ¦При проложении трассы автомо- ¦
   ¦людей, связанное с отводом¦исключением сноса строений и¦бильной дороги через или вбли-¦
   ¦земель для развития       ¦переселения людей, устройст-¦зи населенных пунктов         ¦
   ¦автомобильной дороги      ¦во защитных экранов и защит-¦                              ¦
   ¦                          ¦ных сооружений, предоставле-¦                              ¦
   ¦                          ¦ние жилья и участков земель ¦                              ¦
   ¦                          ¦взамен изымаемых, выплата   ¦                              ¦
   ¦                          ¦компенсаций                 ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Расчленение ландшафта     ¦Применение методов ландшафт-¦При проектировании новых до-  ¦
   ¦                          ¦ного проектирования, исклю- ¦рог, реконструкции неблаго-   ¦
   ¦                          ¦чение по возможности глубо- ¦приятных участков             ¦
   ¦                          ¦ких выемок и высоких насы-  ¦                              ¦
   ¦                          ¦пей, устройство декоративно-¦                              ¦
   ¦                          ¦го озеленения, проложение   ¦                              ¦
   ¦                          ¦трассы дороги вне зоны види-¦                              ¦
   ¦                          ¦мости больших групп людей   ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Оползни, осыпи, сплывы,   ¦Исключение подрезок склонов ¦При проложении трассы в небла-¦
   ¦другие виды подвижек зем- ¦при неблагоприятных геологи-¦гоприятных геологических усло-¦
   ¦ляных масс вследствие их  ¦ческих условиях, обеспечение¦виях, установленных изыскания-¦
   ¦подрезки в процессе строи-¦водоотвода, другие инженер- ¦ми и обследованиями           ¦
   ¦тельных работ             ¦ные сооружения              ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Эрозия земель вследствие  ¦Укрепление русел и выходов  ¦                              ¦
   ¦концентрации водных пото- ¦из водоотводных сооружений, ¦                              ¦
   ¦ков искусственными соору- ¦увеличение количества сбро- ¦                              ¦
   ¦жениями, кюветами и кана- ¦сов воды из систем водоотво-¦                              ¦
   ¦вами                      ¦да для уменьшения расхода   ¦                              ¦
   ¦                          ¦воды                        ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Изменение условий поверх- ¦Проектирование соответству- ¦Особенно важно при пересечении¦
   ¦ностного стока            ¦ющих систем водоотвода      ¦болот, пойм рек, косогоров    ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Изменение условий протека-¦Отказ от устройства выемок  ¦При близком залегании грунто- ¦
   ¦ния грунтовых вод, осуше- ¦при близком залегании грун- ¦вых вод и при проектировании  ¦
   ¦ние и переувлажнение почв ¦товых вод, проектирование   ¦глубоких выемок               ¦
   ¦                          ¦насыпей из условия недопуще-¦                              ¦
   ¦                          ¦ния прерывания водоносных   ¦                              ¦
   ¦                          ¦слоев                       ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Нарушение гидрологического¦Устройство регуляционных    ¦При наличии в проекте мостов  ¦
   ¦режима рек, изменение бе- ¦сооружений, укрепление бере-¦                              ¦
   ¦реговой линии, сечения во-¦гов, проектирование мостов с¦                              ¦
   ¦дотоков, активизация рус- ¦оптимальным стеснением русла¦                              ¦
   ¦ловых процессов при строи-¦                            ¦                              ¦
   ¦тельстве мостов           ¦                            ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Изменение гидрологического¦Проектирование трассы в об- ¦При наличии требований и тех- ¦
   ¦режима болот, приводящее к¦ход болот, устройство мос-  ¦нических условий местных орга-¦
   ¦негативному влиянию на    ¦тов, труб                   ¦нов государственной власти и  ¦
   ¦экосистемы                ¦                            ¦природоохранных органов       ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Нарушение условий произ-  ¦Исключение подтопления и    ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦растания растений         ¦осушения территорий, эрозии ¦ных дорог I и II категорий, на¦
   ¦                          ¦почв, деградации почв от    ¦участках пересечения болот и  ¦
   ¦                          ¦транспортных загрязнений,   ¦территорий с необеспеченным   ¦
   ¦                          ¦рекультивация нарушенных при¦поверхностным стоком, а также ¦
   ¦                          ¦строительстве земель, уст-  ¦дорог с перспективной интен-  ¦
   ¦                          ¦ройство организованных пло- ¦сивностью движения более 2000 ¦
   ¦                          ¦щадок отдыха и стоянок для  ¦авт./сутки вблизи ценных      ¦
   ¦                          ¦автомобилей, обход особо ох-¦сельскохозяйственных угодий   ¦
   ¦                          ¦раняемых территорий и ценных¦                              ¦
   ¦                          ¦насаждений                  ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Нарушение условий обитания¦Обход особо охраняемых тер- ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦диких животных            ¦риторий и мест обитания, пи-¦ных дорог I и II категорий, а ¦
   ¦                          ¦тания и  размножения охраня-¦также дорог с перспективной   ¦
   ¦                          ¦емых видов животных, обуст- ¦интенсивностью движения более ¦
   ¦                          ¦ройство пересечений автодо- ¦2000 авт./сутки вблизи мест   ¦
   ¦                          ¦рогой путей миграции живот- ¦обитания, питания и размноже- ¦
   ¦                          ¦ных, установка дорожных зна-¦ния охраняемых видов животных,¦
   ¦                          ¦ков, предупреждающих о веро-¦при пересечении автодорогой   ¦
   ¦                          ¦ятности столкновения с жи-  ¦путей миграции животных       ¦
   ¦                          ¦вотным, устройство скотопро-¦                              ¦
   ¦                          ¦гонов и путепроводов        ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Нарушение условий обитания¦Обходы мест нагула, нерести-¦В соответствии с техническими ¦
   ¦рыб при строительстве мос-¦лищ. Проведение работ с уче-¦условиями органов рыбоохраны  ¦
   ¦тов                       ¦том периода массового нерес-¦                              ¦
   ¦                          ¦та и выклева рыб, применение¦                              ¦
   ¦                          ¦шпунтовых ограждений, удале-¦                              ¦
   ¦                          ¦ние из русла строительных   ¦                              ¦
   ¦                          ¦остатков                    ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Создание условий для раз- ¦Планировка территорий, ис-  ¦                              ¦
   ¦множения комаров, клещей  ¦ключение мест застоя воды,  ¦                              ¦
   ¦                          ¦своевременная уборка и захо-¦                              ¦
   ¦                          ¦ронение порубочных остатков ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Создание повышенной ава-  ¦Устройство ограждений, раз- ¦                              ¦
   ¦рийности на автомобильной ¦метки, установка дорожных   ¦                              ¦
   ¦дороге и пересечениях с   ¦знаков, устройство тротуа-  ¦                              ¦
   ¦другими дорогами          ¦ров, пешеходных дорожек и   ¦                              ¦
   ¦                          ¦переходов, освещения в насе-¦                              ¦
   ¦                          ¦ленных пунктах              ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение воздушной сре-¦Проектирование дороги с па- ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦ды, шумовое воздействие   ¦раметрами, обеспечивающими  ¦ных дорог I и II категорий, а ¦
   ¦при движении потока транс-¦оптимальный режим движения  ¦также дорог с перспективной   ¦
   ¦порта                     ¦автомобилей, устройство за- ¦интенсивностью движения более ¦
   ¦                          ¦щитных зеленых насаждений и ¦2000 авт./сутки вблизи насе-  ¦
   ¦                          ¦экранов, строительство обхо-¦ленных пунктов и объектов,    ¦
   ¦                          ¦дов населенных пунктов      ¦чувствительных к данному виду ¦
   ¦                          ¦                            ¦воздействия (санатории, дома  ¦
   ¦                          ¦                            ¦отдыха, больницы, школы и     ¦
   ¦                          ¦                            ¦т.д.)                         ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение почв соедине- ¦Проектирование дороги с па- ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦ниями свинца              ¦раметрами, обеспечивающими  ¦ных дорог I и II категорий, а ¦
   ¦                          ¦оптимальный режим движения  ¦также дорог с перспективной   ¦
   ¦                          ¦автомобилей, устройство за- ¦интенсивностью движения более ¦
   ¦                          ¦щитных зеленых насаждений и ¦2000 авт./сутки вблизи насе-  ¦
   ¦                          ¦экранов                     ¦ленных пунктов и ценных сель- ¦
   ¦                          ¦                            ¦скохозяйственных угодий       ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Вибрация зданий и сооруже-¦Специальные инженерные меро-¦При наличии специальных требо-¦
   ¦ний от движущегося транс- ¦приятия по защите зданий и  ¦ваний в случаях, когда здания ¦
   ¦порта                     ¦сооружений от действия виб- ¦и сооружения расположены ближе¦
   ¦                          ¦рации                       ¦30 метров от кромки проезжей  ¦
   ¦                          ¦                            ¦части дороги, а в основании   ¦
   ¦                          ¦                            ¦залегают связные грунты плас- ¦
   ¦                          ¦                            ¦тичной и текучепластичной кон-¦
   ¦                          ¦                            ¦систенции                     ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Разрушение памятников ис- ¦Проложение трассы дороги в  ¦Мероприятия по защите памятни-¦
   ¦тории и культуры, включая ¦обход памятников истории и  ¦ков истории и культуры, архео-¦
   ¦археологические памятники ¦культуры, археологических   ¦логических памятников преду-  ¦
   ¦                          ¦памятников, специальные ин- ¦сматриваются при наличии у за-¦
   ¦                          ¦женерные решения по защите  ¦казчика рекомендаций по обес- ¦
   ¦                          ¦памятников, раскопки и      ¦печению сохранности выявленных¦
   ¦                          ¦изъятие археологических цен-¦памятников, составленных спе- ¦
   ¦                          ¦ностей до начала строитель- ¦циализированными научными ор- ¦
   ¦                          ¦ных работ                   ¦ганизациями                   ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Запыление территории      ¦Проектирование непылящих до-¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦                          ¦рожных одежд, устройство за-¦ных дорог с пылящими типами   ¦
   ¦                          ¦щитных зеленых насаждений,  ¦покрытий вблизи населенных    ¦
   ¦                          ¦мероприятия по обеспыливанию¦пунктов и ценных сельскохозяй-¦
   ¦                          ¦покрытий                    ¦ственных угодий               ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение придорожной   ¦Устройство организованных   ¦При проектировании автомобиль-¦
   ¦полосы бытовым мусором    ¦площадок отдыха и стоянок   ¦ных дорог I и II категорий    ¦
   ¦                          ¦для автомобилей             ¦протяжением более 15 км, III  ¦
   ¦                          ¦                            ¦категории протяжением более 25¦
   ¦                          ¦                            ¦км                            ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Усиление наносов и заили- ¦Планировка, уплотнение и ук-¦При проложении трассы дороги в¦
   ¦вания русел водотоков про-¦репление грунта на строи-   ¦поймах рек и строительстве    ¦
   ¦дуктами размывов мест     ¦тельных площадках, примене- ¦мостов                        ¦
   ¦строительства, неукреплен-¦ние шпунтовых ограждений при¦                              ¦
   ¦ного земляного полотна, а ¦строительстве опор мостов,  ¦                              ¦
   ¦также при строительстве   ¦проведение рекультивационных¦                              ¦
   ¦опор мостов, загрязнение  ¦работ, своевременная уборка ¦                              ¦
   ¦русел бытовым и строитель-¦мусора и строительных остат-¦                              ¦
   ¦ным мусором               ¦ков                         ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение водных объек- ¦Очистка вод поверхностного  ¦                              ¦
   ¦тов поверхностным стоком с¦стока, отвод загрязненных   ¦                              ¦
   ¦автомобильных дорог и мос-¦вод за пределы пойм водото- ¦                              ¦
   ¦тов                       ¦ков, рассредоточение сбросов¦                              ¦
   ¦                          ¦по протяжению дороги        ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение грунтов и вод ¦Планировка территории, уст- ¦При наличии в проекте при-    ¦
   ¦маслами, топливом автомо- ¦ройство канав и водоотводных¦объектных строительных площа- ¦
   ¦билей и дорожно-строитель-¦систем для сбора и очистки  ¦док, притрассовых предприятий,¦
   ¦ных машин на строительных ¦вод, ограждение территории, ¦карьеров и т.д.               ¦
   ¦площадках и предприятиях  ¦организация заправки техники¦                              ¦
   ¦                          ¦в специально установленных  ¦                              ¦
   ¦                          ¦местах или на автозаправоч- ¦                              ¦
   ¦                          ¦ных станциях общего пользо- ¦                              ¦
   ¦                          ¦вания                       ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение территорий    ¦Обустройство временных баз  ¦При наличии в проектах времен-¦
   ¦вблизи временных баз стро-¦строительных организаций    ¦ных баз строительных организа-¦
   ¦ительных организаций мусо-¦местами для сбора и уничто- ¦ций                           ¦
   ¦ром, бытовыми отходами    ¦жения отходов и мусора,     ¦                              ¦
   ¦                          ¦строительство туалетов, ог- ¦                              ¦
   ¦                          ¦раждение территории, рекуль-¦                              ¦
   ¦                          ¦тивация земель после оконча-¦                              ¦
   ¦                          ¦ния работ                   ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение воздушной сре-¦Обустройство заводов обору- ¦При наличии в проектах при-   ¦
   ¦ды на асфальтобетонных и  ¦дованием для очистки выбро- ¦трассовых предприятий         ¦
   ¦цементобетонных заводах,  ¦сов                         ¦                              ¦
   ¦других притрассовых пред- ¦                            ¦                              ¦
   ¦приятиях                  ¦                            ¦                              ¦
   +--------------------------+----------------------------+------------------------------+
   ¦Загрязнение окружающей    ¦Принятие наиболее современ- ¦Для мест сосредоточенных зем- ¦
   ¦среды при работе строи-   ¦ной экологически чистой     ¦ляных работ, а также при при- ¦
   ¦тельных машин и механизмов¦строительной техники и тех- ¦менении машин и механизмов,   ¦
   ¦                          ¦нологии                     ¦выделяющих большое количество ¦
   ¦                          ¦                            ¦загрязнителей, вблизи террито-¦
   ¦                          ¦                            ¦рий, чувствительных к загряз- ¦
   ¦                          ¦                            ¦нению                         ¦
   L--------------------------+----------------------------+-------------------------------
   
       3.1.8.    Проверка   распространения   транспортного   шума   и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное