Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. РД 31.74.08-94 (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ 19.12.1994)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       1.2.8.11.   Для  разворота  шаланд  при  отходе  от  земснаряда
   диаметр  акватории  должен  быть  не  менее 1,7...2,0 длины корпуса
   шаланды.
       1.2.8.12.  У  всех  лядовых  шаланд  (с  днищевыми  дверцами) в
   открытом положении дверцы выступают за пределы днища.
       Проходная  глубина  на акватории для разворота, трассе движения
   и на отвале для существующих типов шаланд приведена в табл. 7.
   
                                                             Таблица 7
   
                      ПРОХОДНАЯ ГЛУБИНА ДЛЯ ШАЛАНД
   
   -----------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
   ¦          Тип шаланд        ¦ШС-ДЛ¦ШС-ДЛ¦ШС-ДЛ¦ШС-ДЛ¦ШС-ДЛ¦ШС-ДЛ¦
   ¦                            ¦ 280 ¦ 300 ¦ 450 ¦ 500 ¦ 600 ¦1000 ¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Проходная глубина на трассе,¦3,20 ¦3,20 ¦3,80 ¦4,10 ¦4,00 ¦4,10 ¦
   ¦м                           ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Проходная глубина на отвале,¦3,20 ¦4,00 ¦4,00 ¦4,60 ¦5,00 ¦5,00 ¦
   ¦м                           ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   L----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------
   
       1.2.9.  Морские  завозные  краны (мотозавозни) используются для
   завозки  и  перекладки  рабочих якорей и тросов якорных землесосов,
   одночерпаковых   и   многочерпаковых   земснарядов.   Дополнительно
   мотозавозня      может      использоваться      для      буксировок
   служебно-вспомогательных  судов,  входящих  в  состав каравана, для
   отвода  от  борта  шаланд  и  оказания  ей помощи при разворотах на
   мелководье  и  узких прорезях, для буксировок земснаряда, плавучего
   грунтопровода   при  переходе  с  участка  на  участок  работ,  как
   грузоподъемное устройство, как промерное судно.
       При   наличии  дополнительного  оборудования  морские  завозные
   краны  (мотозавозни)  успешно могут использоваться для обслуживания
   средств  плавучей  навигационной обстановки, для установки и съемки
   плавучих знаков СНО.
       1.2.9.1.  Ширина  акватории  для  полного разворота мотозавозни
   должна быть не менее 1,5 длины ее корпуса.
       1.2.9.2.  Навигационный  запас глубины под килем должен быть не
   менее 0,1 м.
       1.2.9.3.  Гидрометеорологические  условия, при которых возможна
   работа мотозавозни:
       дальность видимости горизонта - 500 м;
       высота волнения - 1,25 м (4 балла);
       скорость ветра - 9,5 м/с (5 баллов);
       скорость течения - до 1 м/с;
       при  наличии  на  акватории  битого льда сплошностью не более 5
   баллов.
   
      1.3. Выбор класса и типоразмера земснарядов и их расстановка
                            на участке работ
   
       1.3.1.   Основанием   для   выбора  технического  средства  для
   выполнения дноуглубительных работ являются:
       техническое  задание  на  производство  дноуглубительных работ,
   выданное заказчиком;
       планы  промера  участка работ, трассы движения к местам отвала,
   отвала грунта;
       вид отвала (береговой, подводный);
       характеристика разрабатываемых грунтов;
       гидрометеорологический     режим     в     районе    проведения
   дноуглубительных работ;
       объект работ и его габариты;
       действующие запреты и ограничения по охране окружающей среды;
       правила    технической    эксплуатации    технических   средств
   дноуглубления;
       настоящая  Инструкция  по производству морских дноуглубительных
   работ.
       1.3.2.  В  техническом задании на производство дноуглубительных
   работ должны быть приведены следующие сведения:
       вид работы (ремонтные, развитие, новое строительство);
       объект  работы  (канал,  котлован,  траншея,  акватория,  намыв
   территории и т.д.);
       проектные  габариты  объекта  работ  (длина,  ширина,  глубина,
   отметка намыва и т.д.);
       требования по точности выполнения проектных габаритов;
       вид отвала и его местонахождение;
       требования и ограничения природоохранных организаций;
       плановый срок завершения дноуглубительных работ.
       На  работы  по развитию или новому строительству к техническому
   заданию должны прикладываться:
       рабочие чертежи, геологическая карта объекта работ;
       анализ грунтов на степень загрязнения вредными веществами;
       разрешение    на    производство   работ   от   природоохранных
   организаций;
       согласование  с  природоохранными  организациями  мест  отвалов
   грунта, их вместимость и требования по укладке грунта на отвале;
       периоды запретов выполнений дноуглубительных работ.
       При    ремонтном    дноуглублении    к   техническому   заданию
   прикладываются:
       согласованные  с  природоохранными  организациями  места отвала
   грунта;
       периоды запретов проведения дноуглубительных работ.
       1.3.3.  Выбор  технического средства дноуглубления начинается с
   определения  класса  земснаряда  (одночерпаковый,  многочерпаковый,
   самоотвозный  землесос,  якорный  рефулерный  землесос  и  т.д.) по
   объекту  работ (канал, траншея, котлован, акватория и т.д.), по его
   проектным  габаритам,  по  степени  защищенности  от  волнения,  по
   грунтам,  подлежащим разработке, по гидрометеорологическому режиму,
   по  действующим ограничениям и запретам, по объему работ и плановым
   срокам выполнения работ.
       При этом рекомендуется рассматривать несколько вариантов.
       1.3.4.  По  плану  промера  участка  работ,  трассы движения на
   отвал   и   отвала   определяется  допустимая  максимальная  осадка
   предполагаемого   к  использованию  технического  средства,  ширина
   акватории   для   разворотов,   средняя  толщина  срезаемого  слоя,
   неравномерность  разрабатываемого  слоя  по ширине и длине прорези.
   По   планам  объекта  и  навигационным  картам  определяются  места
   стоянок  судов  в  ожидании погрузки, выбирается трасса движения на
   отвале, определяется дальность транспортировки грунта на отвал.
       1.3.5.   По   грунтовой   карте   определяется   характеристика
   разрабатываемого  грунта, наличие и размеры включений, определяется
   рабочая ширина прорези по средней толщине разрабатываемого слоя.
       1.3.6.  По  данным  гидрометеорологических  условий  на участке
   определяются   возможные   простои  земкаравана;  уточняется  схема
   установки   на   участке;   определяется   необходимость  установки
   временного  уровенного  поста;  определяется  форма  и границы зоны
   мутности; определяется степень навигационной опасности участка.
       1.3.7.  По  действующим запретам и ограничениям природоохранных
   органов  выбирается режим работы технических средств дноуглубления,
   определяются  сроки  выполнения работ с учетом всех особенностей по
   условиям производства работ.
       1.3.8.  Класс  и типоразмер земснаряда принимается на основании
   выполненных  проработок  и  анализа  условий  производства  работ с
   учетом   наличия  данного  технического  средства  по  максимальной
   суточной выработке и минимальному сроку выполнения работы.
       Для  выбранной технологической схемы работы составляется проект
   производства работ.
       1.3.9.   При  строго  фиксированных  сроках  выполнения  работы
   необходимое количество земснарядов определяется по зависимости:
   
                                    V
                             N  = -----,                          (7)
                              з   Т  Q
                                   р  з
   
       где:
       V - объем работ на участке, куб. м;
       Т  - установленный срок выполнения работ, сут.;
        р
       Q  - средняя суточная выработка земснаряда, куб. м/сут.
        з
       1.3.10.    Проверяется   возможность   установки   необходимого
   количества   земснарядов   на   участке   и  последовательность  их
   установки по срокам.
       1.3.11.  Возможны  следующие  схемы  расстановки земснарядов на
   участке работ:
       1.  На  участке  одновременно  работают самоотвозный землесос и
   многочерпаковый   земснаряд.  Многочерпаковый  земснаряд  выполняет
   работы  в  прибрежной  части  объекта,  а самоотвозный землесос - в
   морской части.
       Между   участками   работ  земснарядов  должна  быть  оставлена
   акватория,  свободная от рабочих тросов многочерпакового земснаряда
   для   разворотов   самоотвозного  землесоса  при  смене  галсов.  В
   пределах  указанной акватории запрещена стоянка судов земкаравана в
   ожидании подхода к борту многочерпакового земснаряда.
       При  выполнении разворота самоотвозным землесосом в зоне работы
   многочерпакового    земснаряда   запрещается   движение   судов   к
   многочерпаковому  земснаряду  и  отход  от  борта  многочерпакового
   земснаряда.
       Грунтоотвозные   шаланды  и  другие  суда,  входящие  в  состав
   каравана  многочерпакового  земснаряда,  должны  делать  запрос  на
   право  движения  мимо  самоотвозного  землесоса.  Схема расстановки
   приведена на рис. 5.
       2.   На   участке   одновременно   работают   два  самоотвозных
   землесоса.  При  длине  участка  работ более 2 км каждому землесосу
   выделяют  свой  участок работ. В связи с сопряжением участков работ
   землесосы  заранее  уведомляют  друг  друга  о разворотах для смены
   галсов.  Прохождение  землесоса  мимо работающего второго землесоса
   производится  по правилам предупреждения столкновений судов на море
   МППСС.
       При  длине  участка  работ  менее 2,0 км грунтозабор на участке
   землесосы  выполняют  поочередно.  После  ухода  с  участка  одного
   землесоса    на   него   заходит   второй   землесос.   Допускается
   одновременная  работа  на  участке  двух  землесосов,  если  ширина
   прорези  более  120  м, разрабатываемый грунт находится на бровках,
   при  этом  движение  землесосов должно производиться навстречу друг
   другу  по  разным  бровкам.  Заход  второго  землесоса  на  участок
   рекомендуется  производить  при  нахождении первого землесоса более
   чем  на  середине  участка. Схема расстановки и работы приведена на
   рис. 6.
       3.  На  участке  одновременно  работают два многочерпаковых или
   авантово-папильонажных  рефулерных  землесоса.  При ширине прорези,
   превышающей  120  м, участок по ширине разбивается на два участка и
   земснаряды   устанавливаются   параллельно  друг  другу,  при  этом
   расстояние  между  земснарядами  должно  быть  не  менее  трех длин
   корпусов  шаланд,  для  обеспечения  разворота шаланд при отходе от
   борта   земснаряда   на  акватории,  свободной  от  рабочих  тросов
   земснарядов.
       Отход  шаланды  от впереди работающего земснаряда рекомендуется
   производить  при  нахождении  земснарядов  у противоположных бровок
   или  при  движении  нижеработающего  земснаряда  к  противоположной
   бровке.
       Отход шаланд согласовывается с нижеработающим земснарядом.
       При  параллельной  установке двух якорных рефулерных землесосов
   необходимо учитывать возможность прохода судов мимо земснарядов.
       При   наличии  отвала  грунта  с  двух  сторон  разрабатываемой
   прорези  рефулерные  плавучие  грунтопроводы завозятся за ближайшую
   по работе бровку.
       При   отвале   только   с  одной  стороны  для  пропуска  судов
   нижеработающий   землесос   оттягивается   за  ось  общей  прорези,
   освобождая  полностью  прорезь,  на  которой  выполняет работы, для
   прохода судов.
       При    параллельной    работе    земснарядов    рабочие   якоря
   вышеработающего     земснаряда    пересыпаны    авантовым    тросом
   нижеработающего  земснаряда,  поэтому  объем  тросов  на  барабанах
   папильонажных   лебедок   должен  обеспечивать  их  перекладку  без
   подтягивания   перекладываемых   якорей  к  борту  земснаряда.  Для
   предотвращения  обрыва  или  затягивания  буйков  этих  якорей  они
   должны  завозиться  за  пределы  судоходной части, иметь повышенную
   плавучесть и большую длину буевой.
       При  ширине  разрабатываемой  прорези  в  пределах  100...120 м
   возможна  организация  параллельной работы двух земснарядов, разбив
   прорезь   по   ширине   на  два  участка,  но  при  этом  выработка
   земснарядов снизится до 90...95%.
       При  ширине  прорези  менее  100  м  установка двух земснарядов
   возможна  при  их  движении  в  противоположные стороны, при этом в
   начальный  период  расстояние  между  земснарядами  должно  быть не
   менее  150...200  м  (3/4  длины  корпуса  шаланды) для обеспечения
   разворота  шаланд  при  подходе (отходе) к земснаряду на акватории,
   свободной  от  рабочих  тросов,  а при последовательной работе двух
   земснарядов  расстояние  между ними должно быть не менее 400 м, при
   этом  авантовый  якорь нижеработающего земснаряда должен завозиться
   без  буйка  для  предотвращения  намотки  на  винты буевой во время
   разворота шаланды. Схемы расстановки приведены на рис. 7, 8.
   
          1.4. Организация производства дноуглубительных работ
   
       1.4.1.  До  начала  производства  дноуглубительных работ должны
   быть выполнены следующие мероприятия:
       разработана   или   выбрана  технологическая  схема  проведения
   дноуглубительных работ;
       сформирован и укомплектован земкараван;
       выполнена  подготовка земкаравана к морскому переходу, выполнен
   морской  переход от места базирования или места последней работы до
   места  новой  работы  и  подготовка  судов  каравана к производству
   дноуглубительных работ;
       разработана  система  доставки  на  суда  земкаравана провизии,
   воды, топлива, запчастей и других материалов;
       организован  прием  с судов земкаравана мусора, подсланевых вод
   и фекалий;
       при  отсутствии  жилых  мест  на  судах  или запрете проживания
   экипажей  на  судах должно быть организовано размещение экипажей на
   берегу;
       организована  доставка  экипажей  судов  на берег и с берега на
   судно;
       определены  и  согласованы  места  отстоя  судов  земкаравана в
   период штормовой погоды;
       организована   система   связи   земкаравана   с  портнадзором,
   техническим участком, управлением и между судами;
       организована   постоянная   и   своевременная  доставка  сводок
   прогнозов погоды на земснаряд;
       разработаны    мероприятия    по    обеспечению   навигационной
   безопасности   судов   земкаравана   на   опасных  в  навигационном
   отношении участках работ;
       организована  система  наблюдения  за  колебанием уровня моря и
   передача сведений о состоянии уровня на земкараван;
       произведен  выбор опорных знаков или разбивка береговой опорной
   сети для определения положения земснаряда на прорези;
       разработана  система ограждения и расставлены средства плавучей
   обстановки по трассе движения судов на отвал и на отвалах;
       составлен    проект   производства   работ   и   согласован   с
   природоохранными организациями.
       1.4.2.   Технологическая   схема   дноуглубления   определяется
   условиями  на  участке  и требованиями природоохранных организаций.
   Наиболее  характерными  являются  следующие  технологические  схемы
   дноуглубления:
       1.4.2.1.   Разработка   прорези   на   акватории  с  глубинами,
   превышающими     максимальную     осадку     судов     земкаравана,
   многочерпаковым  земснарядом с транспортировкой грунта шаландами на
   подводный отвал.
       Данная  схема применяется при любой ширине прорези при удалении
   отвалов  грунта  от  беговой  черты  не  более  20  миль  от  места
   разработки,  при  глубинах на отвалах, больших или равных проходной
   глубине грунтоотвозной шаланды.
       Указанная   технологическая   схема   дноуглубления   оказывает
   минимальное вредное воздействие на окружающую среду.
       Прием  шаланд  под  погрузку  производится  под  два борта, при
   наличии  устройств по заглублению рабочих тросов смена шаланд может
   производиться без остановки земснаряда.
       Примечание.  При  удалении  отвала  грунта  от  береговой черты
   более  чем  на  20  миль  необходим  охранный буксир или уменьшение
   объема загружаемого в трюм грунта.
   
       1.4.2.2.  Разработка  прорези  на  акватории  с глубинами менее
   проходной  глубины  судов земкаравана многочерпаковым земснарядом с
   транспортировкой грунта на подводный отвал.
       Применение  этой  схемы  возможно  при  ширине  разрабатываемой
   прорези не менее 50 м.
       Использование  заглубителей  рабочих  тросов  не рекомендуется,
   так  как возможна их поломка при подходе к бровкам, а также имеется
   опасность  намотки рабочих тросов на винты подходящих или отходящих
   шаланд.
       При  ширине прорези менее 75 м прием шаланд производится только
   с одного борта.
       Для  смены  шаланд  земснаряд останавливается. Разворот шаланды
   производится с помощью катера или мотозавозни.
       1.4.2.3.  Разработка  прорези  в сухом береге или на мелководье
   (глубины   за   бровкой   менее   1,5  м  или  осадки  мотозавозни)
   многочерпаковым  земснарядом с транспортировкой грунта на подводный
   отвал грунтоотвозными шаландами.
       Применение схемы возможно при ширине прорези не менее 50 м.
       При  ширине прорези менее 75 м прием шаланд производится только
   под один борт.
       Разворот  шаланд производится с помощью катера или мотозавозни,
   или  шаланда  задним  ходом  буксируется  к месту разворота. Вторая
   шаланда  начинает  движение  к  земснаряду после ухода отошедшей от
   борта груженной шаланды.
       Для   предотвращения   завала   рамы   обрушивающимся   откосом
   производится  периодическое обрушивание нависающего козырька грунта
   черпаковым устройством.
       1.4.2.4.   Разработка  прорези  многочерпаковым  земснарядом  с
   укладкой  разработанного грунта на береговой или мелководный отвал.
   Возможны следующие схемы работы:
       разработка  грунта  многочерпаковым  земснарядом  с погрузкой в
   шаланды  с глухим днищем и разгрузкой шаланд гидроперегружателями с
   дальнейшей транспортировкой грунта на береговой отвал;
       разработка  грунта  многочерпаковым  земснарядом  с погрузкой в
   трюмы  обычных  шаланд  с разгрузкой шаланд в котлован с дальнейшим
   забором  грунта из котлована рефулерным землесосом и рефулированием
   на береговой или подводный отвал;
       разработка  грунта многочерпаковым земснарядом с рефулированием
   на подводный или береговой отвал по напорному грунтопроводу;
       разработка     грунта     многочерпаковым     земснарядом     с
   транспортировкой грунта по плавучему и береговому конвейеру.
       Применение  технологической  схемы с использованием комплексов:
   многочерпаковый  земснаряд  -  гидроперегружатель;  многочерпаковый
   земснаряд   -   рефулерный   землесос  -  возможно  при  разработке
   несвязных грунтов.
       Технологическая    схема    с   рефулированием   разработанного
   черпаками  грунта по напорному трубопроводу применяется при наличии
   на  земснаряде  рефулерного  устройства или при наличии специальной
   рефулерной    станции.    Разработка    связных    грунтов   должна
   производиться    тонкой    стружкой   для   предотвращения   забоев
   колосниковой решетки грунтового насоса.
       Дальность  рефулирования  определяется напорной характеристикой
   грунтовых насосов.
       Технологическая  схема  с  отводом  грунта по конвейерной линии
   применяется  на  защищенных  от  волнения  акваториях,  допускается
   разработка всех видов грунтов, кроме текучих илов.
       Для  размещения  и  свободного  перемещения  в  процессе работы
   конвейерной    линии    необходима   акватория,   площадь   которой
   определяется гибкостью конвейерной линии и ее протяженностью.
       1.4.2.5.  Выравнивание  поверхности  дна прорези, разработанной
   самоотвозными землесосами, многочерпаковым земснарядом.
       При  разработке  грунтов  с углом естественного откоса более 10
   градусов  (m  >  1:5) самоотвозными землесосами образуются глубокие
   траншеи и гребни, выступающие выше проектной отметки дна прорези.
       Убрать   гребни   самоотвозным   землесосом   невозможно  из-за
   сползания грунтоприемника по склону.
       Выравнивание   поверхности   дна   (срезку  гребней)  выполняет
   многочерпаковый земснаряд, работая на отвал.
       Многочерпаковый  земснаряд, перемещаясь поперек прорези, срезая
   гребни до заданной отметки, сбрасывает грунт по лотку за борт.
       Применение   схемы   связано   со   значительным   загрязнением
   окружающей  среды  за счет образования облака мутности от падающего
   грунта.
       1.4.2.6.  Разработка прорези большой протяженности самоотвозным
   землесосом   на   акватории  с  глубинами,  превышающими  проходную
   глубину  самоотвозного  землесоса,  с  транспортировкой  грунта  на
   подводный отвал.
       Ограничениями являются:
       запреты работы при рунном ходе рыбы и скатывании рыбной молоди;
       разработка   связных   грунтов  4-ой  группы  по  трудности  по
   классификации грунтов для морского дноуглубления;
       значительное  вторичное  загрязнение окружающей среды от облака
   мутности, образованного при сливе за борт осветленной смеси.
       Дальность   транспортировки  не  регламентируется,  глубины  на
   трассе  движения  и  отвале  должны быть больше или равны проходной
   глубине землесоса.
       1.4.2.7.     Разработка    прорези    большой    протяженностью
   самоотвозным  землесосом  на  акватории  с  забровочными  глубинами
   менее  проходной  глубины  землесоса  с  транспортировкой грунта на
   подводный отвал.
       Схема  применяется  при ширине разрабатываемой прорези не менее
   50 м.
       При  ширине  прорези  менее  (1,5...2,0) L , где  L  -   длина
                                                 к        к
   корпуса землесоса, с обоих концов прорези  должны  быть  акватории
   для разворотов землесоса с глубинами не  менее  проходной  глубины
   землесоса и шириной не менее 1,5 L .
                                     к
       Кроме     вышеуказанных    требований,    должны    учитываться
   ограничения, приведенные в п. 1.4.2.6.
       1.4.2.8.   Разработка   прорези   самоотвозным   землесосом   с
   рефулированием   грунта   на   береговой   или  мелководный  отвал.
   Дополнительно  к требованиям, приведенным в п.п. 1.4.2.6 и 1.4.2.7,
   необходимо выполнить следующие условия:
       в   месте   расположения  берегового  или  мелководного  отвала
   установить  причальное  устройство с размещенным на нем стыковочным
   устройством;
       от  причального  устройства  до  места  складирования проложить
   береговой или плавучий трубопровод;
       оградить    карту    намыва   (берегового   отвала)   первичным
   обвалованием;
       организовать   на   карте   намыва   прудок-отстойник  и  сброс
   осветленной воды с допустимой мутностью.
       В  месте  установки  причального устройства глубина у причала в
   акватории  для  разворотов  должна  быть не менее проходной глубины
   землесоса.
       Диаметр  акватории  для  разворотов  землесоса  у  причального
   устройства  должен  быть не  менее  1,5 L , где L  - длина корпуса
                                            к       к
   землесоса.
       1.4.2.9.  Разработка  прорези  длиной  менее  5  длин  корпусов
   самоотвозным   землесосом   производится   при  челночном  движении
   землесоса  (грунтозабор производится при движении землесоса вперед,
   после   прохождения   всей  длины  прорези  землесос  задним  ходом
   возвращается к началу прорези).
       Длина  каждого  из участков выработки и выхода из рабочей зоны
   должна  быть  не  менее 0,5 L . За пределами участка работы должна
                                к
   быть  акватория  для  разворота  землесоса  с  глубинами  не менее
   проходной глубины и шириной не менее 1,5 L .
                                             к
       1.4.2.10.   Разработка   прорези  самоотвозным  землесосом  или
   землесосом  с  подвесным  грунтопроводом  при  складировании грунта
   вдоль бровок разрабатываемой прорези.
       Схема  применяется  при  разработке  песков  и  при  наличии на
   землесосе   поворотной   трубы  длиной  не  менее  30...50  м.  Для
   увеличения  дальности  полета  струи на конце трубы устанавливается
   конический  насадок.  Ширина  разрабатываемой  полосы  вдоль бровки
   составляет:
   
                                     В
                                      з
                            В = l  - --.                          (8)
                                 п   2
   
       Общая  ширина  прорези  при  укладке грунта вдоль двух бровок,
   которую может разработать землесос, составляет:
   
                           Вр = 2l  - В ,                         (9)
                                  п    з
   
       где:
       l  - длина подвесного трубопровода, м;
        п
       В  - ширина землесоса, м.
        з
       1.4.2.11.  Разработка связных грунтов самоотвозным землесосом в
   комплексе с якорным землесосом с механическим разрыхлителем.
       Возможны следующие варианты:
       1-й   вариант.  Якорный  землесос  производит  рыхление  грунта
   механическим   разрыхлителем,  оставляя  его  на  прорези.  Толщина
   разрыхленного грунта составляет 0,4...0,6 м.
       Самоотвозный   землесос   производит   подборку   разрыхленного
   грунта, его погрузку в трюм и транспортировку на отвал.
       2-й  вариант.  Якорный землесос производит разработку прорези и
   рефулирование    грунта   вдоль   бровки,   самоотвозный   землесос
   производит  забор  грунта  с отвала и транспортирует его на морской
   подводный отвал.
       3-й  вариант.  Якорный землесос производит разработку прорези с
   рефулированием  грунта  в  трюм  самоотвозного  землесоса,  который
   транспортирует его на подводный или береговой отвал.
       При   использовании   1-го   варианта   технологической   схемы
   землесосы   на   прорези   работают  поочередно,  якорный  землесос
   производит  послойно  рыхление  грунта, самоотвозный землесос - его
   послойную уборку и транспортировку на отвал.
       При   использовании  второго  варианта  возможна  одновременная
   работа землесосов.
       Первым   на   участок  для  создания  резерва  выходит  якорный
   землесос.
       Для   ритмичной  работы  рекомендуется  подбирать  землесосы  с
   равной часовой производительностью.
       3-й  вариант схемы. Землесосы работают одновременно, но якорный
   землесос   разработку   ведет   только   в  период  загрузки  трюма
   самоотвозного землесоса.
       Первый  и  третий  варианты  схемы используются, когда запрещен
   отвал  грунта вдоль бровки и глубины на акватории за бровкой меньше
   проходных глубин землесоса.
       Второй  вариант схемы используется, если глубины на забровочном
   пространстве    обеспечивают    проходную   глубину   самоотвозного
   землесоса на отвалах якорного землесоса.
       Основное  требование  по  рыхлению - максимальный размер кусков
   разрыхленного  грунта  или  грунта,  укладываемого  в  отвал  вдоль
   бровки, не должен превышать 0,20 м.
       При  использовании  третьего варианта на самоотвозном землесосе
   устанавливается  устройство  для стыковки плавучего грунтопровода с
   грунтопроводом,   ведущим   в   погрузочный   лоток   самоотвозного
   землесоса.
       1.4.2.12.  Разработка  прорези  якорным рефулерным землесосом с
   транспортировкой   грунта   по  напорному  плавучему  и  береговому
   грунтопроводам на подводный или береговой отвал.
       В  зависимости от типа землесоса разработка ведется продольными
   траншеями  при  использовании  траншейного  землесоса  или  поперек
   прорези при использовании папильонажного землесоса.
       Схема  применяется на реках и защищенных от волнения акваториях
   по   условиям   эксплуатации   плавучего  грунтопровода,  дальность
   рефулирования,  в зависимости от напорной характеристики грунтового
   насоса,   может  достигать  2000  м.  При  использовании  бустерных
   станций   (дополнительных  грунтовых  насосов,  устанавливаемых  на
   берегу  в  линии  напорного  грунтопровода) дальность рефулирования
   можно довести до любой необходимой величины.
       При   использовании   бустерных   станций   необходимо,   чтобы
   остаточный  напор  в  напорном  трубопроводе  в  месте  подключения
   станции был не менее 2...2,5 м.
       Установка  бустерных  станций  возможна  как по длине напорного
   грунтопровода  через определенное расстояние, так и непосредственно
   у землесоса.
       В  первом случае напорный грунтопровод находится под давлением,
   развиваемым    грунтовым    насосом    бустерной    станции,    при
   последовательном  включении  бустерных  станций  непосредственно  у
   землесоса  напорный грунтопровод находится под суммарным давлением,
   развиваемым бустерными станциями.
       Ориентировочно  необходимый напор для транспортировки грунта по
   трубопроводу может быть определен по зависимости:
   
                                 l
                                  реф
                           Н   = ---- 30,                        (10)
                            см   500
   
       где:
       l    - дальность рефулирования грунта, м;
        реф
       500 - стандартная    дальность    рефулирования    большинства
   землесосов, м;
       30  -  потери  напора  в  грунтопроводе  при  регулировании на
   расстояние 500 м.
       Точное  значение  напора определяется по специальным расчетам с
   учетом   условий   рефулирования   и  характеристики  рефулируемого
   грунта.
       На    береговом    отвале    необходимо   выполнить   первичное
   обвалование,   создать  прудок-отстойник  и  сброс  осветленной  до
   заданной мутности воды.
       1.4.2.13.  Подрезка бровок якорным землесосом с выбросом грунта
   за  бровку  по  подвесному  грунтопроводу.  Схема  используется при
   разработке   песков   и  возможности  их  складирования  на  бровке
   прорези,   схема  позволяет  быстро  обеспечить  заданное  уширение
   канала или восстановить его навигационную ширину.
       Ширина уширения (разрабатываемой полосы) составляет 10...20 м.
       Выброс    грунта   на   бровку   производится   по   подвесному
   грунтопроводу,  установленному  на  землесосе  или  на  специальном
   понтоне,   закрепленном   в   корме  землесоса.  Разработка  полосы
   производится веерным способом папильонирования.
       Для  увеличения  дальности  выброса  струи  на конце подвесного
   грунтопровода устанавливается конический насадок.
       1.4.2.14.  Разработка  прорези  якорным  землесосом с погрузкой
   грунта   в   трюм  шаланд  и  дальнейшей  его  транспортировкой  на
   подводный или береговой отвал.
       Использование  этой  схемы  возможно  при  наличии на землесосе
   устройства   для   погрузки   шаланд   или   при  установке  такого
   устройства.
       Рекомендуется  применять  для  добычи  строительного  материала
   (песка,  гравия,  щебня),  в этом случае целесообразно использовать
   сгустительный аппарат.
       Недостатком  схемы  является большой объем сбрасываемой за борт
   осветленной смеси с большим содержанием грунта.
       Разгрузка   шаланд  на  береговой  отвал  (склад)  производится
   грейферным  краном  или  гидроперегружателем,  в последнем варианте
   необходимо  организовать  карту  намыва  с  механизацией  работ  по
   укладке грунта.
       1.4.2.15.  Разработка  траншеи  для  укладки  трубопровода  или
   кабеля  якорным  рефулерным  землесосом  при  действии  поперечного
   (бокового) течения.
       При   скорости   течения   до   0,5   м/с   разработка  траншеи
   производится  при  установке  землесоса  вдоль оси траншеи (поперек
   течения)  на  4...5  якорях,  схема  установки приведена на рис. 9.
   Плавучий  грунтопровод заводится вверх по течению и в средней части
   закрепляется на якоре.
       При   сложении  ложа  дна  водоема  несвязными  грунтами  могут
   использоваться   траншейные   землесосы,   если   грунты   связные,
   используются только землесосы с механическим разрыхлителем.
       При   скоростях   течений  более  0,5  м/с  разработка  траншеи
   выполняется   при   установке   земснаряда   против   течения.  Для
   уменьшения  кривизны  траншеи,  вызванной  качанием  земснаряда  на
   авантовом   якоре,   необходимо   увеличить  радиус  качания  путем
   подведения под авантовый трос 2...3-х понтонов (поковок).
       1.4.2.16.    Разработка   котлована   грейферным   самоотвозным
   земснарядом  с  погрузкой  грунта  в трюм и его транспортировкой на
   подводный или береговой отвал.
       Схема   используется   на   акваториях  с  глубинами  не  менее
   проходных.   Разрабатываемые   грунты  1...4  группы  по  трудности
   разработки.  Максимальная  ширина  разрабатываемой  прорези с одной
   стоянки земснаряда равна двум вылетам стрелы грейферного крана.
       При   ширине   котлована   более   возможной   ширины  прорези,
   разрабатываемой   земснарядом,   котлован  разбивается  на  прорези
   шириной, равной:
   
                              В   = 2R    - 5,                   (11)
                               пр     maх
   
       где:
       R    - максимальный вылет стрелы грейферного крана, м;
        max
       5 - величина перекрытия прорезей.
       Границы  котлована на местности закрепляются створами, створами
   также закрепляются оси прорезей.
       При  разгрузке  трюма  грейфером  на берег днище в трюме должно
   зашиваться.
       1.4.2.17.    Подчистка    прикордоновой    полосы    грейферным
   самоотвозным   земснарядом   производится   при  пришвартованном  к
   причалу    земснаряде.    Ширина   разрабатываемой   полосы   равна
   максимальному   вылету   стрелы   грейферного   крана.  В  процессе
   разработки  земснаряд  продвигается  вперед  путем перетяжек. Из-за
   возможной  большой  засоренности грунтов посторонними предметами на
   трюм  земснаряда  обязательно устанавливается колосниковая решетка.
   По  мере накопления предметов захламления на решетке она очищается.
   Предметы  захламления  по  согласованию  со  службами  порта  могут
   выгружаться  на  причал  или  сбрасываться на отвале в определенном
   месте.  При  этом  глубины на отвале в местах сбрасывания предметов
   захламления  должны обеспечивать безопасное движение земснаряда при
   накоплении предметов захламления.
       1.4.2.18.    Разработка   траншей   и   котлованов   штанговыми
   земснарядами  с  погрузкой  грунта в трюм шаланд и транспортировкой
   его на подводный отвал.
       Штанговые  земснаряды на участке работ устанавливаются на сваях
   и   перемещение   вдоль   прорези   в   процессе  разработки  также
   осуществляется   с   помощью  свайного  устройства.  Для  удержания
   земснаряда на оси прорези в период его передвижки завозятся якоря.
       Штанговый  земснаряд типа "прямая лопата" в процессе разработки
   перемещается  вперед  по  прорези,  штанговый  земснаряд  "обратная
   лопата" - назад.
       Ширина  разрабатываемой  прорези с одной стоянки земснаряда при
   нахождении шаланды у одного борта определяется по зависимости:
   
                            В    = 1,3R ,                        (12)
                             max       к
   
       где R  - радиус копания, зависящий  от   глубины   разработки,
            к
   длины и максимального вылета рукояти, м.
       При   ширине  котлована  больше  максимальной  ширины  прорези,
   разрабатываемой   земснарядом,   котлован   по  ширине  делится  на
   отдельные прорези с перекрытием не менее 5,0 м.
       В   мелководной  зоне,  где  глубины  менее  проходной  глубины
   шаланды,  ширина  прорези  должна  быть  не меньше суммарной ширины
   земснаряда и шаланды плюс 10 м.
       1.4.2.19.  Разработка  прорези штанговым земснарядом при работе
   в  отвал  используется  при  разработке  на  мелководье или в сухом
   береге.  Ширина  прорези по дну должна быть не менее ширины корпуса
   земснаряда.  Укладка  грунта  может  производиться  с  двух  сторон
   разрабатываемой прорези.
       Максимальный   объем   грунта,   который  может  вместить  один
   погонный  метр  берегового  отвала с одной стороны, определяется по
   зависимости:
   
                                          2
                            (R    - 0,5В )
                              max       з
                        V = ---------------,                     (13)
                                 m К
                                    р
   
       где:
       R    - максимальный вылет ковша, м;
        max
       В  - ширина земснаряда, м;
        з
       m -  коэффициент  естественного  откоса  грунта  на  береговом
   отвале;
       К  - коэффициент разрыхления грунта при разработке.
        р
       1.4.2.20.   Разработка   прорези   грейферным   земснарядом   с
   погрузкой  разработанного  грунта  в трюм шаланд и транспортировкой
   его  на  подводный  отвал  применяется  для создания котлованов под
   гидротехнические сооружения.
       В  зависимости  от  массы грейфера и грузоподъемности кранового
   устройства   разрабатываются   грунты  1...7  группы  по  трудности
   разработки.  Максимальная ширина прорези с одной стоянки земснаряда
   определяется зависимостью:
   
                        В    = R    + 0,5В ,                     (14)
                         max    max       з
   
       где:
       R    - максимальный вылет стрелы, м;
        max
       В  - ширина корпуса земснаряда, м.
        з
       Земснаряд  на  участке устанавливается на 3...4-х якорях или на
   сваях при наличии свайного устройства.
       В  этом  случае якоря завозятся для удержания земснаряда на оси
   прорези в период передвижки (подачи вперед).
       Глубина  на акватории работы грейферного земснаряда должна быть
   не менее проходной глубины шаланды.
       При   работе   на   мелководье   или   в  сухом  береге  ширина
   разрабатываемой   прорези   должна   быть  не  менее  суммы  ширины
   земснаряда, шаланды плюс 10 м.
       1.4.2.21.  При  разработке  прорези  грейферным  земснарядом на
   мелководье  или  в сухом береге на отвал ширина прорези должна быть
   не  менее  ширины  корпуса земснаряда. Объем грунта, укладываемый в
   береговой  отвал,  несколько  выше,  чем у штанговых земснарядов за
   счет раскачки грейфера.
       1.4.3.   Комплектование   земкаравана   производится   согласно
   принятой  технологической  схеме  выполнения  работ  и  условий  на
   объекте.
       1.4.3.1.  При  выборе  технологических  схем  с  использованием
   многочерпакового  земснаряда с транспортировкой грунта на подводный
   отвал  при  удалении отвала грунта от береговой черты менее 20 миль
   в состав каравана должны входить:
       шаланды грунтоотвозные;
       мотозавозня;
       пассажирский катер;
       промерная партия;
       водолазная станция.
       При  отсутствии  бункеровщиков и сборщиков мусора и подсланевых
   вод  в  порту,  где  производятся дноуглубительные работы, эти суда
   также  включаются в состав каравана в долях пропорционально времени
   их занятости под караваном.
       На  участках,  опасных  в  навигационном  отношении,  в  состав
   каравана вводится охранный буксир.
       При  удалении  отвала грунта от береговой черты более чем на 20
   миль    в    состав    каравана   дополнительно   вводится   буксир
   сопровождения,    если   не   получено   разрешения   регистра   на
   транспортировку  грунта  на  данное расстояние с уменьшенной нормой
   загрузки трюма.
       Шаланды,  имеющие  2-й район плавания, в сопровождающем буксире
   не нуждаются.
       При  запрете  проживания  экипажей  на  судах в состав каравана
   включается  брандвахта  при ее наличии, или затраты на оплату жилья
   экипажей на берегу (оплачиваются отдельно).
       1.4.3.2.  При использовании технологической схемы с применением
   многочерпакового  земснаряда  и гидроперегружателя (отвал грунта на
   берег или на мелководье) в состав каравана должны входить:
       шаланды с глухим днищем;
       мотозавозня;
       пассажирский катер;
       промерная партия;
       водолазная станция;
       гидроперегружатель;
       плавучий  (при  отвале  на  мелководье), береговой грунтопровод
   необходимой длины;
       мелкосидящая мотозавозня (отвал на мелководье);
       средства механизации работы на карте намыва (береговой отвал),
       а  также  все  служебно-вспомогательные  суда,  указанные  в п.
   1.4.3.1.
       При  использовании  для  разгрузки  шаланд  грейферных кранов в
   состав  каравана  включается грейферный кран и средства механизации
   по распределению выгруженного на берег грунта.
       1.4.3.3.   При   производстве   выравнивания   поверхности  дна
   прорези,  разработанной  самоотвозными землесосами, многочерпаковым
   земснарядом в состав каравана включаются:
       мотозавозня;
       пассажирский катер;
       промерная  партия  и служебно-вспомогательные суда, приведенные
   в п. 1.4.3.1.
       1.4.3.4.  При применении технологической схемы с использованием
   многочерпакового  земснаряда  и  рефулированием грунта на подводный
   или береговой отвал в состав каравана включаются:
       рефулерная  станция  при отсутствии установленных на земснаряде
   грунтовых насосов;
       мотозавозня;
       мелкосидящая мотозавозня;
       плавучий и береговой грунтопроводы;
       средства  механизации  работ  на  карте  намыва  при  береговом
   складировании грунта;
       площадка для транспортировки труб берегового грунтопровода;
       пассажирский катер;
       промерная  партия  и служебно-вспомогательные суда, приведенные
   в п. 1.4.3.1.
       Примечания:
       1.  При  разработке  прорези на мелководье (забровочные глубины
   менее  осадки  мотозавозни) в состав каравана вводится мелкосидящая
   завозня или несамоходная завозня и мелкосидящий буксирный катер.
       2.  При  разработке прорези в сухом береге с креплением рабочих
   тросов  на  "мертвяках" в состав каравана включается экскаватор для
   рытья "мертвяков".
   
       1.4.3.5.  При  конвейерном  отводе  грунта  от многочерпакового
   земснаряда на береговой отвал в состав каравана должны включаться:
       мотозавозня;
       плавучая конвейерная линия;
       береговая конвейерная линия;
       пассажирский катер;
       промерная партия;
       служебно-вспомогательные суда, приведенные в п. 1.4.3.1.
       1.4.3.6.   В   состав   каравана  самоотвозного  землесоса  при
   транспортировке грунта на подводный отвал включаются:
       пассажирский катер;
       промерная  партия  и служебно-вспомогательные суда, приведенные
   в п. 1.4.3.1.
       При  рефулировании  грунта  на  береговой отвал дополнительно в
   состав каравана включаются:
       причальное устройство;
       грунтопроводы плавучий (отвал на мелководье), береговой;
       средства механизации работ на карте намыва.
       При   организации  отвала  на  мелководье  и  рефулировании  по
   плавучему  грунтопроводу  необходимо  включить  в  состав  каравана
   мелкосидящую мотозавозню для работы с плавучим грунтопроводом.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное