Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. РД 31.74.08-94 (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ 19.12.1994)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                                 Заместитель директора
                                                 Департамента морского
                                                            транспорта
                                                            Б.С.ГРИШИН
                                                  19 декабря 1994 года
   
                                                           Согласовано
                                                      Начальник отдела
                                           инвестиционной политики ДМТ
                                                          А.Н.СОЛОВЬЕВ
                                                  16 декабря 1994 года
   
                                              Срок введения в действие
                                       установлен с 1 января 1995 года
   
                         ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
             ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
   
                             РД 31.74.08-94
   
       Разработана   Ростовским  Центральным  проектно-конструкторским
   бюро "Стапель":
       Директор бюро А.В. Святенко
       Руководитель разработки К.П. Кобец
       Ответственный исполнитель К.П. Кобец.
       Согласована:
       Северо-Каспийское морское пароходство
       Начальник  Управления  морских  путей  и дноуглубительных работ
   Н.Д. Абакшин
       Северное морское пароходство
       Начальник службы портового хозяйства и морских путей В.П. Шошин
       Балтийское морское пароходство
       Председатель АО "С.-Петербург. Морской путь" Н.С. Стаканов.
       Взамен РД 31.74.08-85.
   
       Настоящий  Руководящий документ (РД) устанавливает требования к
   организации и технологии дноуглубительных работ.
       РД   является   обязательным   для  предприятий  и  организаций
   морского  транспорта,  организующих  и выполняющих дноуглубительные
   работы,   разрабатывающих   проекты  производства  дноуглубительных
   работ,  экипажей  судов  дноуглубительного  флота  и  администрации
   соответствующих  служб,  осуществляющих  планирование и организацию
   дноуглубительных работ.
       РД   может  быть  использован  в  родственных  организациях  на
   предприятиях других ведомств.
   
              1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА
   
               1.1. Классификация дноуглубительного флота
   
       1.1.1.  Все  технические  средства дноуглубления распределяются
   по классам:
       1. Самоотвозные трюмные рефулерные землесосы.
       2. Якорные рефулерные землесосы.
       3.  Землесосы  самоходные с подвесным рефулерным грунтопроводом
   (транзитные землесосы).
       4. Грейферные земснаряды.
       5. Одночерпаковые земснаряды.
       6. Многочерпаковые земснаряды.
       7. Скреперные самоотвозные земснаряды.
       8. Грунтоотвозные шаланды.
       9. Морские завозные краны (мотозавозни).
       Все    вышеперечисленные    суда   составляют   основное   ядро
   дноуглубительного     флота.     Обслуживание     основного    ядра
   осуществляется   служебно-вспомогательными   судами  (буксировщики,
   бункеровщики,  сборщики  мусора,  пассажирские  катера, плавкраны и
   т.д.).
       1.1.2.  В  каждом  классе  производится  распределение судов по
   типам.
       1.1.2.1.  Тип самоотвозных землесосов определяется вместимостью
   трюма. Принимаются следующие типоразмеры самоотвозных землесосов:
   
   -----------------------------------T-----------------------------¬
   ¦           Типоразмер             ¦  Вместимость трюма, кв. м   ¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦1000                              ¦600...1500                   ¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦2500                              ¦1600...2500                  ¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦3500                              ¦2600...3500                  ¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦4500                              ¦3600...4500                  ¦
   +----------------------------------+-----------------------------+
   ¦свыше 5000                        ¦4600 и более                 ¦
   L----------------------------------+------------------------------
   
       1.1.2.2.  Тип  якорных  рефулерных  землесосов  определяется по
   контрактовой производительности.
       В каждом типе производится разделение на подтипы по признакам:
       по способу перемещения на прорези:
       папильонажные    -   при   разработке   землесос   осуществляет
   поперечное  перемещение по прорези с постепенным перемещением вдоль
   прорези;
       траншейные  -  землесос  перемещается  вдоль  прорези, покрывая
   площадь прорези продольными траншеями;
       по   устройствам,   обеспечивающим   перемещение   землесоса  в
   процессе грунторазработки:
       авантово-папильонажные  - поперечное перемещение осуществляется
   папильонажными лебедками, продольное - авантовой лебедкой;
       свайно-папильонажные  -  поперечное  перемещение осуществляется
   папильонажными лебедками, продольное - свайным устройством;
       по способу разработки грунта:
       с  механическим  разрыхлением  -  отделение грунта от массива и
   его рыхление производится фрезерным или роторным разрыхлителем;
       с  гидравлическим  разрыхлением - отделение грунта от массива и
   его рыхление производится водяными струями;
       без   рыхления  -  отделение  грунта  от  массива  производится
   потоком воды, поступающим в грунтоприемник;
       по способу транспортировки грунта на отвал:
       рефулерные     -    транспортировка    разработанного    грунта
   осуществляется по напорному трубопроводу в виде смеси с водой;
       шаландо-рефулерные     -     транспортировка    грунта    может
   осуществляться  как по напорному трубопроводу, так и путем погрузки
   его в трюм грунтоотвозных шаланд по специальному устройству;
       пульпометы  -  грунт  в  виде смеси с водой выбрасывается через
   специальный насадок.
       1.1.2.3.    Тип    транзитных    землесосов   определяется   по
   контрактовой производительности.
       1.1.2.4.  Тип  грейферных самоотвозных земснарядов определяется
   по контрактовой производительности грейферного устройства.
       1.1.2.5.   Тип   одночерпаковых   земснарядов  определяется  по
   устройству разработки грунта:
       грейферные - разработка грунта производится грейфером;
       штанговые  -  разработка  грунта  производится с помощью ковша,
   закрепленного на штанге.
       Внутри  каждый тип одночерпаковых земснарядов подразделяется на
   подтипы по признакам:
       по контрактовой производительности;
       по вместимости грейфера, ковша;
       по способу резания грунта;
       прямая лопата;
       обратная лопата.
       1.1.2.6.   Тип   многочерпаковых  земснарядов  определяется  по
   контрактовой  производительности,  внутри каждый тип подразделяется
   на подтипы по устройству черпаковой цепи:
       майонные  -  черпаки  в  цепи соединены друг с другом с помощью
   промежуточных звеньев-майонов;
       безмайонные  -  черпаки в цепи соединены непосредственно друг с
   другом;
       по способу погрузки грунта в шаланды:
       лотковые  -  погрузка грунта производится по лоткам (подвижному
   и неподвижному);
       транспортерные - погрузка грунта производится по транспортеру;
       по способу транспортировки грунта на отвал:
       шаландовые     -    транспортировка    разработанного    грунта
   производится в трюмах грунтоотвозных шаланд;
       шаландо-рефулерные  -  транспортировка осуществляется шаландами
   или по напорному рефулерному трубопроводу.
       1.1.2.7.  Тип  скреперных самоотвозных земснарядов определяется
   по вместимости трюма.
       1.1.2.8.  Тип  грузоотвозных шаланд определяется по вместимости
   трюма,  внутри  каждый  тип  подразделяется  на  подтипы по способу
   разгрузки трюма:
       люковые  -  разгрузка  трюма производится через днищевые дверцы
   (ляды);
       с   раскрывающимся  корпусом  -  разгрузка  производится  путем
   раскрытия корпуса шаланды.
       1.1.2.9.  Тип  морских завозных кранов определяется по мощности
   силовой установки.
   
       1.2. Назначение и условия эксплуатации технических средств
                              дноуглубления
   
       1.2.1.  Самоотвозные  землесосы  используются  для  выполнения
   дноуглубительных  работ  на открытых акваториях при скорости ветра
   до  10  м/с  (5  баллов)  и высоте волны, указанной в табл. 1, для
   разработки  несвязных грунтов плотностью в состоянии естественного
   залегания ро  = 1,30...2 х 10 т/куб. м   при   наличии   включений
               е
   размером 5...25 см в  количестве,  не  превышающем  4%  от  общего
   объема разрабатываемого грунта.
   
                                                             Таблица 1
   
         МИНИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
                         САМООТВОЗНОГО ЗЕМЛЕСОСА
   
   ------------T----------T---------T-------T---------T--------T--------T---------------¬
   ¦Вместимость¦Максималь-¦Минималь-¦Мини-  ¦Минималь-¦Мини-   ¦Мини-   ¦ Максимальная  ¦
   ¦   трюма   ¦ная высота¦ная глу- ¦мальная¦ная длина¦мальная ¦мальная ¦   скорость    ¦
   ¦землесоса, ¦<...>, м  ¦бина раз-¦глубина¦разраба- ¦ширина  ¦даль-   ¦ течения, м/с  ¦
   ¦  куб. м   +-----T----+работки, ¦на     ¦тываемой ¦аквато- ¦ность   +-------T-------+
   ¦           ¦<...>¦борт¦куб. м   ¦участ- ¦прорези, ¦рии для ¦видимос-¦ вдоль ¦верти- ¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦ке,    ¦м        ¦разворо-¦ти, миль¦прорези¦кально ¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦трассе ¦         ¦та на   ¦        ¦       ¦к оси  ¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦движе- ¦         ¦180-, м ¦        ¦       ¦прорези¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦ния, на¦         ¦        ¦        ¦       ¦       ¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦отвале,¦         ¦        ¦        ¦       ¦       ¦
   ¦           ¦     ¦    ¦         ¦м      ¦         ¦        ¦        ¦       ¦       ¦
   +-----------+-----+----+---------+-------+---------+--------+--------+-------+-------+
   ¦Менее 1000 ¦1,75 ¦1,25¦4,5      ¦4,5    ¦500      ¦100     ¦0,5     ¦1      ¦0,1    ¦
   +-----------+-----+----+---------+-------+---------+--------+--------+-------+-------+
   ¦1000...2500¦2,00 ¦1,50¦5...6,0  ¦5,0    ¦700      ¦140     ¦1,0     ¦1      ¦0,15   ¦
   +-----------+-----+----+---------+-------+---------+--------+--------+-------+-------+
   ¦2600...4500¦2,5  ¦1,75¦6,5...7,5¦7,0    ¦1000     ¦180     ¦1,0     ¦1      ¦0,15   ¦
   +-----------+-----+----+---------+-------+---------+--------+--------+-------+-------+
   ¦Более 4500 ¦3,5  ¦2,0 ¦8 и более¦более 8¦1000     ¦200     ¦1,5     ¦1      ¦0,15   ¦
   L-----------+-----+----+---------+-------+---------+--------+--------+-------+--------
   
       При  наличии  включений в большом количестве производительность
   землесоса по грунтозабору резко снижается.
       При    специальном    обосновании   допускается   использование
   самоотвозных  землесосов  для подбора дробленого каменистого грунта
   при максимальном размере камней не более 25 кв. см.
       1.2.1.1.  Минимальные  габариты акватории, при которых возможно
   использование землесосов приведены в табл. 1.
       1.2.1.2.  Работа самоотвозных землесосов возможна при следующих
   гидрометеорологических условиях:
       при видимости не менее 1,0 мили (~= 2,0 км);
       при скорости течения вдоль прорези не более 1 м/с;
       и нормально оси прорези не более 0,15 м/с.
       Работа  самоотвозного  землесоса  не допускается при наличии на
   акватории битого льда.
       1.2.1.3.  При  разгрузке  трюма  путем  рефулирования грунта по
   напорному   трубопроводу  на  береговой  отвал  (склад)  необходима
   установка  причального сооружения, обеспечивающего надежную стоянку
   землесоса   и   не   допускающего   значительных   продольных   его
   перемещений относительно стыковочного устройства.
       1.2.1.4.  Акватория  в  месте  установки причального сооружения
   должна  позволять  нормальную  швартовку  землесоса  к  причальному
   сооружению  самостоятельно или с помощью буксиров и полный разворот
   (на 180-) после разгрузки трюма и отхода на участок.
       Минимальный  диаметр  акватории  для  разворота должен быть не
   менее (1,7...2) L , где L  - длина корпуса землесоса, м.
                    к       к
       1.2.2.    Якорные   рефулерные   землесосы   используются   для
   разработки   прорезей   на  защищенных  от  волнения  акваториях  с
   рефулированием  грунта  по  напорному трубопроводу на подводный или
   береговой отвал.
       1.2.2.1.   Землесосы   с   механическим   разрыхлителем   могут
   разрабатывать   как   слабые,   так   и   плотные  грунты,  включая
   полутвердые   глины   (1...6  группа  по  трудности  разработки  по
   классификации   грунтов,   принятой   для  морского  дноуглубления,
   приведенной  в  Приложении  1).  Для  разработки тяжелых и скальных
   грунтов   существуют   специальные  землесосы  с  мощным  фрезерным
   разрыхлителем.
       1.2.2.2.  Землесосы с гидравлическим разрыхлителем используются
   для  разработки  несвязных  грунтов  с  1  по 4 группы по трудности
   разработки (илы, пески, супеси и суглинки текучепластичные).
       1.2.2.3.  Землесосы  без разрыхлителя разрабатывают илы, супеси
   и  суглинки текучие и текучепластичные и рыхлые пески (1...3 группа
   по трудности разработки).
       1.2.2.4.   Рефулирование   грунта   производится  по  плавучему
   грунтопроводу  при  подводном  отвале  и  по плавучему и береговому
   грунтопроводам при рефулировании на береговой отвал.
       Плавучий  грунтопровод  состоит  из  отдельных  звеньев  длиной
   10...12  м,  соединенных  гибкими  соединениями (шаровые соединения
   или резиновые рукава).
       Для  обеспечения свободного перемещения земснаряда по прорези в
   процессе  разработки  грунта  плавучий грунтопровод должен обладать
   достаточной гибкостью.
       1.2.2.5.  Для папильонажных и траншейных землесосов необходимое
   количество  звеньев  плавучего  грунтопровода  при подводном отвале
   должно быть не менее величины, определяемой по зависимости:
   
                               D + В
                                    р
                          П  = ------ + 10,                       (1)
                           с     l
                                  с
   
       где:
       D - удаленность грунта от бровки разрабатываемой прорези, м;
       В  - рабочая ширина прорези, м;
        р
       l  - длина звена плавучего трубопровода, м.
        с
       При  рефулировании на береговой отвал количество звеньев должно
   быть увеличено - 4...5 ед.
       1.2.2.6.  Для  свайно-папильонажных  землесосов  из-за жесткого
   закрепления   кормы   землесоса  гибкость  плавучего  грунтопровода
   должна быть увеличена на 3...4 звена.
       1.2.2.7.   Удаленность   подводного  отвала  грунта  от  бровки
   разрабатываемой    прорези    зависит   от   глубины   на   отвале,
   гранулометрического  состава  разрабатываемого  грунта,  скорости и
   направления течения, объема отрефулированного грунта.
       Для   предотвращения   попадания   отрефулированного  грунта  в
   разработанную    прорезь    удаление    оси    отвала   от   бровки
   разрабатываемой  прорези должно быть не менее величины, приведенной
   в табл. 2.
   
                                                             Таблица 2
   
            МИНИМАЛЬНАЯ УДАЛЕННОСТЬ ПОДВОДНОГО ОТВАЛА ГРУНТА
                  ОТ БРОВКИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОРЕЗИ, М
   
   -------T---------------------------------------------------------¬
   ¦Объем ¦           Средний диаметр частиц грунта, мм             ¦
   ¦намы- +-----T-------T-------T-------T-------T------T------T-----+
   ¦ва,   ¦менее¦0,05...¦0,11...¦0,26...¦0,51...¦1,1...¦2,1...¦более¦
   ¦куб. м¦0,05 ¦0,1    ¦0,25   ¦0,50   ¦1,0    ¦2,0   ¦10,0  ¦10,0 ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦5000  ¦120  ¦110    ¦100    ¦96     ¦90     ¦80    ¦75    ¦65   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦7500  ¦140  ¦125    ¦110    ¦105    ¦100    ¦90    ¦80    ¦70   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦10000 ¦150  ¦130    ¦125    ¦120    ¦110    ¦100   ¦85    ¦75   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦12500 ¦160  ¦150    ¦135    ¦130    ¦120    ¦110   ¦95    ¦80   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦15000 ¦170  ¦160    ¦145    ¦140    ¦130    ¦115   ¦100   ¦85   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦17500 ¦180  ¦170    ¦150    ¦140    ¦130    ¦120   ¦105   ¦90   ¦
   +------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦20000 ¦190  ¦180    ¦160    ¦150    ¦140    ¦125   ¦110   ¦96   ¦
   L------+-----+-------+-------+-------+-------+------+------+------
   
       1.2.2.8.  Минимальная  ширина  акватории,  на которой возможно
   разместить  плавучий  грунтопровод при рефулировании  на подводный
   отвал,  должна быть не менее 90 м, а при работе на береговой отвал
   с  береговым грунтопроводом - не менее 200 м (l ), где l  -  длина
                                                  с        с
   секции (звена) плавучего грунтопровода.
       1.2.2.9.  При  наличии  постоянных течений рефулерные землесосы
   устанавливаются  против  течения. Использование землесосов возможно
   при скоростях течения до 1 м/с и высоте волны до 0,5 м (2 балла).
       1.2.2.10.  Для  снижения  нагрузок  от  течения  и  волнения на
   плавучий   трубопровод   и   земснаряд,   плавучий  трубопровод,  в
   зависимости  от длины, закрепляется в одной или двух точках якорями
   или  сваями, при этом длина плавучего трубопровода между землесосом
   и   ближайшей   к   ней   точкой  закрепления  должна  обеспечивать
   необходимую   гибкость  для  нормальной  работы  землесоса  (8...10
   звеньев).
       1.2.2.11.  Перемещение  землесоса  на  прорези осуществляется с
   помощью  папильонажных  тросов,  скрепленных  на завезенных якорях.
   Для  обеспечения  необходимой  держащей  силы  якоря  дальность его
   завозки  от  бровок разрабатываемой прорези должна быть не менее 50
   м.
       Схема  установки  рефулерных  якорных  землесосов  приведена на
   рис. 1, 2 (здесь и далее рисунки не приводятся).
       1.2.3.    Землесос    самоходный    с    подвесным   рефулерным
   трубопроводом   типа   "Ямал"  используется  для  разработки  узких
   прорезей   на   открытых   акваториях   (баровая   часть  рек)  при
   складировании  разработанного грунта непосредственно на забровочном
   пространстве.
       Обычно  длина  подвесного грунтопровода составляет 50 м и может
   поворачиваться  на  90-  в сторону любого борта. Наличие насадка на
   конце  подвесного  грунтопровода  и  значительная  его  высота  над
   уровнем  воды позволяют выбрасывать смесь (пульпу) на расстояние до
   70...75 м от диаметральной плоскости землесоса.
       1.2.4.  Грейферные  самоотвозные  земснаряды  используются  для
   разработки  траншей,  котлованов,  подчистки  прикордоновых полос у
   гидротехнических сооружений.
       1.2.4.1.  Работа  грейферного самоотвозного земснаряда возможна
   при следующих гидрометеорологических условиях:
       скорость течения до 1 м/с;
       при  наличии  на  акватории  битого льда сплошностью не более 5
   баллов по 10-балльной шкале;
       при видимости горизонта не менее 0,5 мили;
       при волнении не более 2 баллов (0,5 м);
       при скорости ветра более 3 баллов (5,5 м/с).
       Разработанный  грейфером  грунт погружается в трюм земснаряда и
   отвозится на отвал.
       1.2.4.2.  Установка  земснаряда  на  участке работ производится
   самостоятельно  на  трех, четырех якорях. Схема установки приведена
   на рис. 3.
       1.2.4.3.   Минимальная  глубина  на  акватории  разработки,  по
   трассе  движения  и  на  отвале  должна  быть не менее максимальной
   осадки  судна плюс 0,5 м. Для грейферных земснарядов типа "Аракс" -
   не менее 4,0 м.
       1.2.4.4. Разгрузка трюма осуществляется через днищевые дверцы.
       1.2.4.5.  Дополнительно самоотвозный грейферный земснаряд может
   использоваться   для   добычи   строительного   материала,  отсыпки
   банкетов,  как  грузоподъемное  средство  для  подъема  предметов с
   глубин до 20 м.
       1.2.4.6.  При  разгрузке  трюма  грейфером  необходимо на днище
   трюма   устанавливать   настил   для   предотвращения   повреждения
   поперечных балок грейфером.
       1.2.4.7.   Диаметр   акватории   для   разворота   грейферного
   самоотвозного земснаряда должен  быть  не  менее 1,5 L , где  L  -
                                                         з        з
   длина земснаряда.
       Грейферные   самоотвозные  земснаряды  могут  быть  оборудованы
   двумя или тремя грейферными кранами.
       1.2.5.   Одночерпаковые   земснаряды,   как  грейферные  так  и
   штанговые,  используются  для  разработки  траншей и котлованов под
   гидротехнические сооружения.
       1.2.5.1.  Разработка  грунта производится грейфером или ковшом,
   разработанный  грунт  грузится  в  шаланды,  которыми  отвозится на
   подводный отвал.
       1.2.5.2.   Работа   одночерпаковых   земснарядов  возможна  при
   следующих гидрометеорологических условиях:
       при скорости течения до 1 м/с;
       при волнении не более 2 баллов (0,5 м);
       при скорости ветра не более 5,5 м/с (3 балла);
       при видимости горизонта не менее 0,5 мили;
       при  наличии  на  акватории  битого льда сплошностью не более 5
   баллов.
       1.2.5.3.  Одночерпаковые  земснаряды могут разрабатывать грунты
   1...7 группы по трудности разработки.
       Однако   разработка   плотных   тяжелых   грунтов   грейферными
   земснарядами  малоэффективна,  так  как для разработки этих грунтов
   требуется  большая  масса грейфера, что приводит к резкому снижению
   массы полезного груза.
       1.2.5.4.  Грейферные  одночерпаковые земснаряды устанавливаются
   на участке на трех, четырех якорях или сваях.
       Штанговые земснаряды устанавливаются на участке на трех сваях.
       Якоря  завозятся  для  центровки земснаряда в период передвижки
   земснаряда на прорези.
       Схема установки приведена на рис. 3.
       1.2.6.  Многочерпаковые  земснаряды используются для разработки
   прорезей   на   открытых  и  защищенных  акваториях  при  следующих
   гидрометеорологических условиях:
       дальность видимости горизонта не менее 0,5 мили;
       скорость течения до 1 м/с;
       высота волны не более 0,75 м;
       при  наличии  на  акватории  битого льда сплошностью не более 5
   баллов.
       Многочерпаковые  земснаряды  разрабатывают  все группы грунтов,
   согласно  принятой  классификации,  включая скальные предварительно
   раздробленные до кусков размером 20...25 см.
       1.2.6.1.     Земснаряды     типа     "Кубань-2"    контрактовой
   производительностью  400 куб. м/ч рассчитаны для разработки грунтов
   1...4  группы  по  трудности  разработки,  у  них легкая черпаковая
   цепь,  поэтому  использование этого типа земснарядов для разработки
   грунтов  6  и 7 группы нецелесообразно, производительность их резко
   снижается,    наблюдается   большой   износ   деталей   черпакового
   устройства,  большая  неравномерность  нагрузки  на привод верхнего
   черпакового барабана.
       1.2.6.2.     Земснаряды     типа     "Скадовск"    контрактовой
   производительностью  750  куб.  м/ч  предназначены  для  разработки
   тяжелых  грунтов  (5...6 группа). Тяжелая черпаковая цепь и большое
   водоизмещение  земснаряда  обеспечивают  плавную разработку тяжелых
   грунтов.
       1.2.6.3.  Земснаряды  типа  "Ильичевск"  японской  постройки  с
   безмайонной  черпаковой  цепью  свободно  разрабатывают  все группы
   грунтов,   но   их   применение  для  разработки  грунтов,  имеющих
   включения   в   виде   валунов,  нецелесообразно  из-за  возможного
   заклинивания  валунов  между  черпаками,  что  приводит  к  поломке
   шинельных листов черпаков.
       1.2.6.4.  Земснаряды  типа "Бурцев" постройки завода "Ленинская
   Кузница"  контрактовой  производительностью 400 куб. м/ч на грунтах
   5  группы по трудности разработки имеют тяжелую черпаковую цепь, но
   разработка  тяжелых  грунтов  сопровождается большими рывками из-за
   недостаточного водоизмещения.
       1.2.6.5.    Разработку   прорези   многочерпаковые   земснаряды
   производят,  перемещаясь поперек на рабочих тросах, закрепленных на
   завезенных  якорях.  Продольное  перемещение  земснаряда на прорези
   осуществляется   также   по   авантовому  тросу,  закрепленному  на
   завезенном якоре.
       Для    обеспечения    необходимой    держащей    силы   рабочие
   (папильонажные)  якоря завозятся на расстояние 100...150 м от линии
   бровки разрабатываемой прорези.
       Схема установки на участке приведена на рис. 4.
       1.2.6.6.  Устройства  по заглублению папильонажных тросов могут
   быть  использованы при глубинах за бровками разрабатываемой прорези
   более величины заглубления троса не менее чем на 0,5 м.
       1.2.6.7.   При   разработке  прорези  на  мелководье  дальность
   закладки  папильонажных  якорей  может быть сокращена до 20...50 м,
   но при этом возрастает частота перекладки якорей.
       1.2.6.8.   Шаг   перекладки   папильонажных  якорей  в  среднем
   составляет 0,5...0,6 дальности закладки якоря от линии бровки.
       1.2.6.9.   Шаг  перекладки  авантового  якоря  определяется  по
   зависимости:
   
                       S  = D  - (2В  + 200),                     (2)
                        а    а      р
   
       где:
       D  - дальность завозки авантового якоря по условиям на участке
        а
   или исходя из длины авантового троса (в среднем 1000 м);
       В  - рабочая ширина разрабатываемой прорези, м;
        р
       200 - запас троса, необходимый для обеспечения  держащей  силы
   якоря, м.
       1.2.6.10.   Разработанный   многочерпаковым  земснарядом  грунт
   грузится в трюм шаланды, которая транспортирует его на отвал.
       1.2.6.11.   Нормальная  работа  земснаряда  обеспечивается  при
   длине  радиуса  качания  земснаряда  на  авантовом  якоре  не менее
   2...2,5  ширины разрабатываемой прорези. В связи с этим минимальная
   дальность завозки авантового якоря должна быть не менее:
   
                      D     = 2В  + (200...250),                  (3)
                       аmin     р
   
       где:
       D     - минимальная дальность завозки авантового якоря, м;
        аmin
       200...250   -   запас   на   суточную  проходку  земснаряда  и
   обеспечение необходимой держащей силы авантового якоря.
       1.2.6.12.   Минимальная   глубина   разработки  многочерпаковых
   земснарядов  составляет  4,0  м, максимальная глубина колеблется от
   10  до  24  м.  Данные  по условиям работы земснарядов разного типа
   приведены в табл. 3.
   
                                                             Таблица 3
   
         УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ РАБОТА МНОГОЧЕРПАКОВЫХ
                               ЗЕМСНАРЯДОВ
   
   ------------T----------T------------T--------T-----------T----------T------------T-----¬
   ¦    Тип    ¦Количество¦  Глубина   ¦Тип чер-¦Группа раз-¦Толщина   ¦Минимальная ¦Про- ¦
   ¦земснаряда ¦точек под-¦разработки, ¦паковой ¦рабатывае- ¦разрабаты-¦ширина про- ¦ход- ¦
   ¦           ¦веса рамы ¦     м      ¦цепи    ¦мого грунта¦ваемого   ¦рези, м     ¦ная  ¦
   ¦           ¦          +-----T------+        ¦           ¦слоя, м   ¦            ¦глу- ¦
   ¦           ¦          ¦мини-¦макси-¦        ¦           +----T-----+------T-----+бина,¦
   ¦           ¦          ¦маль-¦маль- ¦        ¦           ¦Мин.¦Макс.¦боль- ¦мел- ¦м    ¦
   ¦           ¦          ¦ная  ¦ная   ¦        ¦           ¦    ¦     ¦шие   ¦ко-  ¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦забро-¦водье¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦вочные¦     ¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦глуби-¦     ¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦ны    ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-400   ¦2         ¦4    ¦14    ¦Майонная¦1...6      ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦3,5  ¦
   ¦типа       ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦"Кубань-2" ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-400   ¦1         ¦4    ¦16    ¦Безмай- ¦1...7 без  ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦4,0  ¦
   ¦типа "Инж. ¦          ¦     ¦      ¦онная   ¦включений  ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦Агашин"    ¦          ¦     ¦      ¦        ¦размером   ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦более 40 см¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-400   ¦1         ¦4    ¦10    ¦Майонная¦1...7      ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦2,6  ¦
   ¦типа       ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦"Бурцев"   ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-750   ¦1         ¦5    ¦18    ¦Безмай- ¦1...7 без  ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦4,0  ¦
   ¦типа       ¦          ¦     ¦      ¦онная   ¦включений  ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦"Ильичевск"¦          ¦     ¦      ¦        ¦размером   ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦           ¦          ¦     ¦      ¦        ¦более 60 см¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-750   ¦3 и встав-¦5    ¦24    ¦Майонная¦1...7      ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦4,5  ¦
   ¦типа "Г.   ¦ка        ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦Наливайко" ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   +-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+-----+
   ¦МС-Ш-750   ¦3 и встав-¦5    ¦24    ¦Майонная¦1...7      ¦0,3 ¦2,0  ¦15    ¦60   ¦4,5  ¦
   ¦типа       ¦ка        ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   ¦"Скадовск" ¦          ¦     ¦      ¦        ¦           ¦    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦
   L-----------+----------+-----+------+--------+-----------+----+-----+------+-----+------
   
       Диапазоны глубин разработки приведены в табл. 4.
   
                                                             Таблица 4
   
            ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИНЫ РАЗРАБОТКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ТОЧЕК
               ПОДВЕСА РАМЫ НА МНОГОЧЕРПАКОВЫХ ЗЕМСНАРЯДАХ
   
   ------------T------------------------------T--------------------------¬
   ¦    Тип    ¦ Диапазон глубины разработки  ¦        Примечание        ¦
   ¦земснаряда ¦    при нахождении рамы на    ¦                          ¦
   ¦           ¦       точке подвеса, м       ¦                          ¦
   ¦           +------T-------T-------T-------+                          ¦
   ¦           ¦ 1-я  ¦ 2-я   ¦  3-я  ¦ 3-я и ¦                          ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦вставка¦                          ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+--------------------------+
   ¦МС-Ш-400   ¦4...12¦11...14¦-      ¦-      ¦                          ¦
   ¦типа       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   ¦"Кубань-2" ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+                          ¦
   ¦МС-Ш-400   ¦4...16¦-      ¦-      ¦-      ¦                          ¦
   ¦типа "Инж. ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   ¦Агашин"    ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+                          ¦
   ¦МС-Ш-400   ¦4...10¦-      ¦-      ¦-      ¦                          ¦
   ¦типа       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   ¦"Бурцев"   ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+                          ¦
   ¦МС-Ш-750   ¦5...18¦-      ¦-      ¦-      ¦                          ¦
   ¦типа       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   ¦"Ильичевск"¦      ¦       ¦       ¦       ¦                          ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+--------------------------+
   ¦МС-Ш-750   ¦5...14¦13...16¦15...18¦17...24¦Работа земснаряда не до-  ¦
   ¦типа "Г.   ¦      ¦       ¦       ¦       ¦пускается, если заданная  ¦
   ¦Наливайко" ¦      ¦       ¦       ¦       ¦глубина разработки не по- ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦падает в диапазон измене- ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦ния глубины при нахождении¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦рамы в данной точке подве-¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦са                        ¦
   +-----------+------+-------+-------+-------+--------------------------+
   ¦МС-Ш-750   ¦5...14¦13...16¦15...18¦17...24¦Необходимо произвести     ¦
   ¦типа       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦подъем рамы на точку под- ¦
   ¦"Скадовск" ¦      ¦       ¦       ¦       ¦веса (или демонтаж встав- ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦ки), при которой заданная ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦глубина разработки попа-  ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦дает в диапазон изменения ¦
   ¦           ¦      ¦       ¦       ¦       ¦глубины разработки        ¦
   L-----------+------+-------+-------+-------+---------------------------
   
       1.2.6.13.    Минимальная    ширина   прорези,   которую   может
   разработать   земснаряд   при   забровочных  глубинах,  превышающих
   максимальную  осадку  земснаряда  или шаланды, составляет в среднем
   15  м,  ширина прорези в этом случае обуславливается необходимостью
   разворота земснаряда при подходе к бровкам.
       При  забровочных  глубинах менее максимальной осадки земснаряда
   или шаланды минимальная ширина прорези в среднем составляет 60 м.
       1.2.6.14.  При разработке прорези в сухом береге поверхность до
   отметки   +0,5  м  над  уровнем  воды  разрабатывается  сухопутными
   землеройными машинами.
       1.2.6.15.  Погрузка  грунта  может осуществляться с двух бортов
   поочередно,  однако,  прием  шаланд  с  двух  бортов возможен, если
   забровочные  глубины  более  максимальной осадки шаланды или ширина
   прорези более 75 м на мелководье.
       Во  всех  остальных  случаях прием шаланд осуществляется только
   под один борт.
       При  работе  у  стенок гидротехнических сооружений прием шаланд
   осуществляется только под один борт.
       1.2.6.16.   Минимальная   толщина   разрабатываемого  слоя  для
   многочерпаковых земснарядов составляет 0,3 м.
       Максимальная  толщина  разрабатываемого  слоя  связных  плотных
   грунтов не должна превышать 2,0 м.
       При  разработке  прорези  на  мелководье  или  в  сухом  береге
   допускается  увеличение  толщины разрабатываемого слоя, но при этом
   периодически производится срезание нависающего козырька грунта.
       1.2.6.17.  Разработка больших слоев несвязных грунтов сопряжена
   со  сползанием откоса, которое происходит после проходки земснаряда
   и   приводит   к  образованию  вала  грунта,  что  требует  оттяжки
   земснаряда  назад для подбора вала, а, следовательно, снижается его
   производительность.
       1.2.6.18.   Многочерпаковые  земснаряды  обеспечивают  точность
   выработки  по  глубине  до  0,30  м  и  по  ширине  при обеспечении
   необходимой чувствительности бровочных створов до 3,0 м.
       1.2.6.19.   При  наличии  в  разрабатываемом  грунте  включений
   размером более 40 см точность выработки снижается.
       При  размере  включений  до 60 см точность выработки по глубине
   составляет  0,5  м,  при  размере включений до 100 см - 0,7 м и при
   размере  включения  более  100 см точность выработки составляет 0,8
   м.
       Допустимые   условия   применения  многочерпаковых  земснарядов
   приведены в табл. 3.
       Изменения  глубины  разработки при изменении точки подвеса рамы
   приведены в табл. 4.
       1.2.7.  Скреперные  самоотвозные  земснаряды  используются  для
   разработки    несвязных    и   связных   грунтов   текучепластичной
   консистенции  на  открытых  и  защищенных  акваториях при следующих
   гидрометеорологических условиях:
       дальность видимости горизонта не менее 0,5 мили;
       высота волны не более 0,5 м (2 балла);
       скорость ветра не более 6,0 м (4 балла);
       скорость продольного течения до 1 м/с.
       1.2.7.1.  Разработка  грунта  выполняется специальным скребком,
   которым  сгребается  грунт  в  опущенный на дно трюм. По заполнению
   трюма   грунтом   трюм   поднимается  и  транспортируется  к  месту
   разгрузки.
       1.2.7.2.   Разгрузка  может  осуществляться  как  на  подводный
   отвал,   так  и  на  берег,  в  последнем  случае  грунт  из  трюма
   выталкивается скребком.
       1.2.7.3.   Скреперный   самоотвозный   земснаряд   может   быть
   использован  для  отсыпки постели под гидротехнические сооружения и
   их выравнивания.
       1.2.7.4.  Скреперный  самоотвозный  земснаряд может производить
   разработку на мелководье и в сухом береге.
       1.2.7.5.  Проходная  глубина  на  акватории разворота по трассе
   движения и в месте отвала грунта определяется по зависимости:
   
                             Н   = Т    + 0,5,                    (4)
                              пр    мах
   
       где:
       Т    - максимальная осадка земснаряда в грузу, м;
        мах
       0,5 - навигационный запас.
       1.2.7.6.  Ширина  акватории  для  разворотов  земснаряда должна
   быть не менее полторы - две длины корпуса земснаряда.
       1.2.8.   Грунтоотвозные   шаланды  -  средство  транспортировки
   разработанного   одночерпаковыми  и  многочерпаковыми  земснарядами
   грунта на отвал.
       В   настоящее   время   эксплуатируемые   шаланды   имеют   1-й
   ограниченный  район  плавания без груза и ограничения до 20 миль от
   берега с грузом в трюме.
       Разработаны  проекты  шаланд,  имеющие  1-й  ограниченный район
   плавания без груза и 2-й район плавания с грузом в трюме.
       1.2.8.1.  Работа  грунтоотвозных  шаланд возможна при следующих
   гидрометеорологических условиях:
       видимость горизонта не менее 0,5 мили;
       скорость ветра до 10 м/с (5 баллов);
       высота волны до 1,25 м (4 балла);
       скорость течения до 1 м/с;
       при наличии битого льда сплошностью не более 5 баллов.
       1.2.8.2.  При  удалении  отвала грунта от береговой черты более
   20  миль  необходимо  уменьшить  объем  грунта  в  трюме  до 70% от
   нормативной  загрузки,  определяемой  грузоподъемностью  шаланды  и
   плотностью загруженного в трюм грунта.
       1.2.8.3.  В  нормативах объем погруженного в трюм грунта дается
   в   состоянии   естественного   залегания   так  же,  как  и  нормы
   производительности земснаряда.
       Норма загрузки трюма шаланды рассчитывается по зависимости:
   
                               G - W   ро
                          н         тр   в
                         W   = -----------,                       (5)
                          тр    ро  - ро
                                  е     в
   
       где:
       G - грузоподъемность шаланды, т;
       W   - максимальная вместимость трюма до уровня сливных окон, в
        тр
   среднем 90% от геометрической вместимости трюма, куб. м;
       ро  - плотность воды, т/куб. м;
         в
       ро  - плотность грунта в  состоянии  естественного  залегания,
         е
   т/куб. м.
       Полученная  величина  дает  несколько  заниженное  значение  по
   объему   загруженного   в  трюм  грунта  при  полном  использовании
   грузоподъемности   шаланды,   так  как  объем  воды,  особенно  при
   погрузке  тяжелых  грунтов, значительно меньше, чем принимается при
   расчетах.
       1.2.8.4.   По  данным  натурных  исследований  возможный  объем
   погруженного в трюм грунта может быть определен по зависимости:
   
                             н
                            W   = W   К  ,                        (6)
                             тр    тр  тр
   
       где:
       W   - максимальная геометрическая вместимость трюма, куб. м;
        тр
       К   -  коэффициент использования  вместимости  трюма, величина
        тр
   которого приведена в табл. 5.
   
                                                             Таблица 5
   
               КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВМЕСТИМОСТИ ТРЮМА
   
   --------------------------------------------T--T--T--T--T--T--T--¬
   ¦Группа грунта по трудности разработки      ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦
   +-------------------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+
   ¦Коэффициент использования вместимости трюма¦90¦85¦80¦75¦70¦67¦65¦
   L-------------------------------------------+--+--+--+--+--+--+---
   
       1.2.8.5.  При определении объема погруженного грунта в трюме по
   замерам необходимо учитывать степень его разрыхления.
       Ориентировочно  величины  разрыхления  грунта  в  трюме шаланды
   приведены в табл. 6.
   
                                                             Таблица 6
   
       КОЭФФИЦИЕНТ РАЗРЫХЛЕНИЯ ГРУНТА, ПОГРУЖЕННОГО В ТРЮМ ШАЛАНДЫ
   
   --------T----------T----------T-----------T-----------T-----------T-----------T---------¬
   ¦ Грунт ¦   Илы    ¦  Песок   ¦ Суглинок, ¦  Гравий,  ¦   Глины   ¦Известняк, ¦Скальный ¦
   ¦       ¦          ¦          ¦  супесь   ¦  щебень   ¦           ¦  мергень  ¦  грунт  ¦
   +-------+----------+----------+-----------+-----------+-----------+-----------+---------+
   ¦Коэффи-¦1,05...1,1¦1,00...1,1¦1,15...1,20¦1,15...1,20¦1,25...1,30¦1,30...1,35¦1,4...1,5¦
   ¦циент  ¦          ¦          ¦           ¦           ¦           ¦           ¦         ¦
   ¦разрых-¦          ¦          ¦           ¦           ¦           ¦           ¦         ¦
   ¦ления  ¦          ¦          ¦           ¦           ¦           ¦           ¦         ¦
   L-------+----------+----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------
   
       1.2.8.6.  Разгрузка  грунта  из  трюма  шаланды  осуществляется
   через днищевые дверцы (ляды).
       1.2.8.7.  По  процессу  разгрузки трюма грунты разделены на три
   категории,    которые    служат   для   определения   трудности   и
   продолжительности разгрузки трюма.
       К  первой  категории  по  трудности  разгрузки отнесены грунты,
   практически не обладающие прилипаемостью.
       Разгрузка  трюма  начинается с момента начала открытия днищевых
   дверец и заканчивается при полном их открытии.
       Ко   второй   категории  относятся  грунты,  обладающие  слабой
   прилипаемостью   и   сцеплением  (пески,  супеси,  суглинки,  глины
   слабоприлипаемые).
       Разгрузка   трюма   начинается  не  сразу  с  момента  открытия
   днищевых  дверец,  но  с  момента начала обрушивания грунт из трюма
   выходит быстро.
       К   третьей  категории  относятся  грунты,  обладающие  высокой
   степенью  прилипаемости.  В период погрузки и транспортировки куски
   грунта  слипаются  и  расклиниваются.  После раскрытия дверец грунт
   продолжает  оставаться  в  устойчивом  состоянии, часто наблюдается
   явление  зависания  дверец,  когда  цепи  удерживаются грунтом. Для
   начала  разгрузки  используются гидромониторы для размыва и реверсы
   двигателей для создания вибрации корпуса шаланды.
       1.2.8.8.  Транспортировку  грунтов  третьей  категории  следует
   производить   шаландами   с   вертикальными   стенками  трюма  и  с
   поперечной  подвеской  дверец,  цепи  которых  вынесены  за пределы
   трюма.
       Предпочтение  также  необходимо  отдавать  шаландам,  у которых
   отношение площади днищевых дверец к площади трюма больше.
       1.2.8.9.  Улучшение разгрузки тяжелых грунтов возможно достичь,
   если  перед  погрузкой  в  трюм  глины  загрузить  трюм  на 1/4 его
   вместимости илом или песком.
       1.2.8.10.  Наиболее  эффективным  средством  являются шаланды с
   раскрывающимся  корпусом.  В  процессе  раскрытия  трюма происходит
   разрушение  связей между слипшимися кусками грунта и грунт сползает
   в расширяемую щель по всей длине трюма.
       1.2.8.11.   Для  разворота  шаланд  при  отходе  от  земснаряда

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное