Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ ФСВТ РФ ОТ 04.10.1999 N 70 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
       -  информирование о требованиях, относящихся к конкретным видам
   деятельности    всех   задействованных   служб   и    подразделений
   авиапредприятия;
       - анализ результатов любых проведенных проверок;
       -   решение  вопросов,  возникающих  при  взаимодействии  служб
   (подразделений) и их руководителей;
       - управление корректирующими действиями.
       При разработке Программы качества необходимо учитывать:
       - Политику в области качества и требования стандартов повышения
   безопасности полетов;
       -  конкретное  распределение прав и обязанностей  на  различных
   этапах производственного цикла;
       - организационную структуру;
       -   применение   специальных  процедур,   методов   и   рабочих
   инструкций;
       - соответствующие планы независимого контроля, направленного на
   обеспечение  постоянного  соответствия  требованиям  и   нормативам
   осуществления воздушных перевозок и авиационных работ;
       - другие мероприятия, обеспечивающие регистрацию несоответствий
   и   отклонений   от  Политики  в  области  качества  и   стандартов
   осуществления воздушных перевозок и авиационных работ.
       Программа   качества,  направленная  на  постоянное   повышение
   качества   предоставляемых  авиапредприятием  услуг,  а  также   на
   достижение   результативности  и  эффективности   производственного
   цикла,    призвана    обеспечивать   постоянное   совершенствование
   деятельности   авиапредприятия  в  области   качества.   При   этом
   постоянное   совершенствование   означает   постоянные   изменения,
   которые   рассматриваются   в  авиапредприятии,   как   непрерывный
   процесс.
       В этот процесс включаются:
       - выявление возможных недостатков в характеристиках процессов и
   услуг, которые связаны с требованиями рынка;
       -    определение    любых   отклонений   (несоответствий)    от
   установленного  уровня  качества процессов  и  услуг,  происходящих
   вследствие    неэффективности   или    недостаточности    контроля,
   предусмотренного в системе качества;
       -   установление   возможности  снижения  затрат   в   процессе
   эксплуатационного  обслуживания  (внутренних  услуг)  и   повышения
   качества предоставляемых (внешних) услуг потребителям.
       Деятельность  по  постоянному повышению  качества  процессов  и
   услуг   заключается   в   реализации  как  краткосрочных,   так   и
   долгосрочных задач, запланированных в Программе качества.
       Такое планирование обеспечивает:
       1)   выбор   ключевых  процессов,  направленных  на   повышение
   качества.  Эти процессы должны четко определять факторы успеха  для
   повышения качества;
       2)  определение границ процессов, т.е. определение начальных  и
   конечных моментов запланированных процессов;
       3)  процесс  ведения документации. В процессе совершенствования
   ведения  документации должны принимать участие  все  специалисты  и
   руководители авиапредприятия;
       4)    разработку    новых    процессов   и    совершенствование
   организационной структуры и функций управления;
       5)  ответственность и заинтересованность участников процесса на
   всех уровнях за реализацию Программы качества.
       В  Программе  качества при общем руководстве качеством  следует
   придавать  особое  значение предупреждающим действиям,  позволяющим
   избежать  появление  проблем (на этапе  обеспечения  качества),  не
   исключая  при этом способности реагировать и исправлять  недостатки
   по мере их появления (на этапе управления и повышения качества).
   
             7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
                   СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ
   
       Разработка  системы качества авиапредприятия  осуществляется  в
   два этапа:
       1)  подготовка авиапредприятия к разработке и внедрению системы
   качества;
       2)  непосредственно разработка системы качества и применение ее
   в авиапредприятии.
   
       7.1.   Подготовка  авиапредприятия  к  разработке  и  внедрению
   системы качества
       На  первом этапе авиапредприятию необходимо выполнить следующие
   работы:
       -  создать  руководящие и рабочие органы  по  проведению  всего
   комплекса   работ,   связанных  с  подготовкой  авиапредприятия   к
   применению  стандарта  ГОСТ Р ИСО 9002-96, назначить  ответственных
   лиц;
       -  разработать  приказ по авиапредприятию о разработке  системы
   качества;
       -  разработать  стратегию  и общий план  работы  по  подготовке
   авиапредприятия к применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9002-96;
       -    провести    изучение   руководителями   и    специалистами
   авиапредприятия  стандартов ГОСТ Р ИСО 9002-96, ИСО  9004-1:1994  и
   ИСО 9004-2:1991;
       -   осуществить  анализ  и  предварительную  оценку  готовности
   авиапредприятия к использованию стандарта ГОСТ Р ИСО 9002-96;
       -   на   основе   анализа   функций  по  качеству   осуществить
   реорганизацию    структуры    авиапредприятий    и    распределение
   обязанностей,  прав и ответственности по функциям системы  качества
   между подразделениями и должностными лицами авиапредприятия;
       -  организовать  маркетинговые исследования  в  части  изучения
   конъюнктуры рынка авиаперевозок и работ и требований к их  качеству
   (разработать бизнес-план);
       -  разработать, утвердить и документально оформить и довести до
   каждого специалиста авиапредприятия Политику в области качества.
       Формирование Политики авиапредприятия в области качества  может
   осуществляться по схеме, представленной на рис. 7.
   
       ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА В АВИАПРЕДПРИЯТИИ
   
       -------------------------------------------------------------¬
       ¦ Принятие решения в формировании Политики, ее корректировке ¦
       ¦     и определении стратегических целей авиапредприятия     ¦
       +------------------------------------------------------------+
       ¦                Руководитель авиапредприятия                ¦
       L-----------------------------T-------------------------------
                                     \/
       -------------------------------------------------------------¬
       ¦    Формирование структуры и проекта Политики в области     ¦
       ¦ качества. Направление проекта руководителям функциональных ¦
       ¦                и структурных подразделений                 ¦
       +------------------------------------------------------------+
       ¦                  Служба (группа) качества                  ¦
       L-----------------------------T-------------------------------
                                     \/
       -------------------------------------------------------------¬
       ¦   Разработка предложений по содержанию или корректировке   ¦
       ¦                 Политики в области качества                ¦
       +------------------------------------------------------------+
       ¦             Руководители и ведущие специалисты             ¦
       ¦           производственных подразделений и служб           ¦
       L-----------------------------T-------------------------------
                                     \/
       -------------------------------------------------------------¬
       ¦ Формирование рабочего проекта Политики в области качества  ¦
       ¦               по разработанным предложениям                ¦
   --->+------------------------------------------------------------+
   ¦   ¦           Руководитель службы (группы) качества            ¦
   ¦   L-----------------------------T-------------------------------
   ¦                                 \/
   ¦   -------------------------------------------------------------¬
   ¦   ¦        Обсуждение проекта Политики и его доработка         ¦
   ¦   +------------------------------------------------------------+
   ¦   ¦       Совещание руководителей и ведущих специалистов       ¦
   ¦   L-----------------------------T-------------------------------
   ¦                                 \/
   ¦нет         -------------------------------------------¬
   L------------+ Рассмотрение Политики в области качества ¦
                ¦      руководителем авиапредприятия       ¦
                L--------------------T----------------------
                                     ¦да
                                     \/
       -------------------------------------------------------------¬
       ¦   Утверждение Политики в области качества руководителем    ¦
       ¦                      авиапредприятия                       ¦
       L-------------------------------------------------------------
   
                                 Рис. 7
   
       7.2.  Разработка и применение системы качества  в  деятельности
   авиапредприятия
       7.2.1. На втором этапе организации работ по качеству необходимо
   выполнить следующие работы:
       -  в  случае  внедрения  не  всех элементов  системы  качества,
   предусмотренных  ГОСТ  Р  ИСО 9002-96 (при необходимости),  выбрать
   элементы внедряемой модели;
       -  проанализировать соответствие имеющихся документов выбранной
   модели  для определения возможности их применения или необходимости
   переработки;
       -  разработать  и  утвердить основополагающий документ  системы
   качества     авиапредприятия    -    Руководство    по    качеству,
   устанавливающий  основные положения по созданию и  функционированию
   системы общего руководства качеством;
       -  по каждому направлению функциональной деятельности (в случае
   необходимости)  разработать соответствующие разделы в  руководствах
   (РПП,  РТО  и  др.),  включающие описание деятельности  службы  или
   подразделения по обеспечению качества;
       - разработать и утвердить Программу качества авиапредприятия;
       -  разработать  всю необходимую документацию  системы  качества
   авиапредприятия, его служб и подразделений;
       -  разработать порядок и методику внутренней проверки  (аудита)
   системы качества;
       -   внедрить  переработанную  и  разработанную  документацию  в
   практическую деятельность авиапредприятия;
       -   организовать  систематические  учет  и  оценку  затрат   на
   обеспечение качества по всем элементам петли качества;
       -    разработать   долгосрочную   программу   использования   в
   авиапредприятии  статистических  методов  обеспечения  качества   с
   использованием  средств  объективного  контроля  и  системы  оценки
   специалистами по системе качества;
       -  представить  документацию системы качества  на  одобрение  в
   орган по сертификации.
       7.2.2.  В  последующем  в авиапредприятии  может  быть  создано
   специальное  подразделение,  например,  служба  (группа)  качества,
   которая выполняет организационно-контрольные функции, такие как:
       -  разработка  проекта  плана работ  по  созданию  и  внедрению
   системы качества в авиапредприятии;
       -    разработка   предложений   по   назначению   ответственных
   исполнителей по базовым элементам системы качества;
       - выполнение расчетов и обоснование объемов, сроков, количества
   и   состава  исполнителей  работ  по  внутренней  проверке  системы
   качества;
       -     разработка    проектов    организационно-распорядительных
   документов по проведению работ в области качества;
       -  обеспечение  координации  и ответственности  при  выполнении
   внутренних   проверок   качества   службами   (подразделениями)   и
   исполнителями;
       - проведение внутренних проверок качества;
       -  выполнение анализа результатов внутренних проверок  качества
   служб и подразделений авиапредприятия;
       -  разработка плана корректирующих мероприятий, по  результатам
   анализа результатов внутренних проверок качества;
       - контроль выполнения плана корректирующих мероприятий;
       -  подготовка  материалов  по различным  аспектам  деятельности
   служб  и  подразделений авиапредприятия, связанной  с  обеспечением
   качества для рассмотрения их руководством авиапредприятия;
       -  организация рабочих совещаний по проведению работ в  области
   качества;
       - разработка проектов основных документов по системе качества;
       -  методическое консультирование и обучение работников вопросам
   обеспечения качества;
       - оперативное рассмотрение взаимных претензий участников работ;
       - оценка затрат на проведение работ в области качества;
       -  составление  отчетов о ходе выполнения работ по  обеспечению
   качества;
       -    подготовка    предложений   по   повышению    квалификации
   руководителей и специалистов авиапредприятия в области качества;
       - информирование коллектива авиапредприятия о результатах работ
   по подготовке авиапредприятия к сертификации и лицензированию;
       -   подготовку   предложений   по   стимулированию   конкретных
   исполнителей работ в области качества.
       В  качестве  основных  исполнителей работ  в  области  качества
   назначаются  руководители  функциональных  подразделений  и   служб
   авиапредприятия.
   
                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       После   того,   как   Вы  ознакомились  с  содержанием   данных
   "Методических  рекомендаций", хочется  обратить  Ваше  внимание  на
   следующие   положения,  которые  помогут,  на  наш  взгляд,   более
   правильно понять проблему разработки и внедрения системы качества.
       1.   "Методические   рекомендации"   не   содержат   тщательное
   регламентирование  всех процессов, влияющих на качество,  т.к.  при
   современном   многообразии   видов   и   организационных   структур
   авиапредприятий,  это  заняло  бы несколько  томов  и  походило  бы
   больше  на  конкретный  макет формуляра авиапредприятия,  а  не  на
   документ,   позволяющий   реализовать   творческую   инициативу   и
   ответственность каждого участника производственного цикла в  рамках
   общих  установленных требований к организации работ по  обеспечению
   качества.  Система качества по требованию ГОСТ Р ИСО серии  9000  в
   соответствии  с  выбранной моделью создается  индивидуально  каждым
   авиапредприятием с учетом специфики его деятельности и  условий,  в
   которых   оно  осуществляет  свою  деятельность,  которые   реально
   описать во всех деталях просто невозможно, да и не следует.
       2.   Данные   "Методические   рекомендации"   преследуют   цель
   адаптировать   положения  ГОСТ  Р  ИСО   серии   9000   для   наших
   авиапредприятий,  работающих  в  условиях  зарождающейся   рыночной
   экономики  при  децентрализации управления авиапредприятиями  ГА  и
   детально    не    рассматривают   не   узаконенные   отечественными
   отраслевыми  стандартами показатели качества  и  методы  их  сбора,
   анализа  и  контроля. В этом направлении (не считая методик  оценки
   уровня   безопасности  полетов)  еще  предстоит   разработать   ряд
   самостоятельных  документов, включая  и  применение  в  гражданской
   авиации  статистических методов контроля, и оценки уровня  качества
   авиационных    процессов,   работ   и   услуг   на   всех    этапах
   производственного   цикла,   от   маркетинговых   исследований   до
   организации внутренних проверок (аудита).
       3.  ГОСТ  Р  ИСО  серии  9000  дают возможность  руководству  и
   специалистам авиапредприятия обеспечить единый подход,  разработку,
   внедрение  и  применение системы качества, рассматривая обеспечение
   качества как одну из функций общего руководства авиапредприятием  в
   комплексе   со   всеми  задачами  организации  и   функционирования
   авиационного  производства.  Изложение  сущности  этих  функций  по
   обеспечению  качества  и  выявление  задач,  решаемых   в   области
   качества,   в   системной  взаимосвязи  для  различных  структурных
   подразделений авиапредприятия, на наш взгляд, является  важным  при
   разработке    единых    методических    подходов,    особенно    на
   первоначальном этапе создания и развития систем качества.
       4.  В  "Методических  рекомендациях" четко различаются  функции
   инспекции  по  безопасности полетов и ОТК АТБ,  от  функций  службы
   качества  и руководителей служб и подразделений в области качества.
   Но   даже  в  рыночной  экономике,  всеми  авиакомпаниями  развитых
   государств  принимаются  МС ИСО и JAR-OPS  для  обеспечения  единой
   методологии  по обеспечению качества и защите прав потребителей  от
   недоброкачественных продукции, процессов, работ и  услуг.  Контроль
   качества,  как  важнейший  элемент  системы  качества,  имеет  свои
   особенности.  Управление качеством (как и любая система  управления
   производством)  включает  три основных элемента,  имеющих  обратную
   связь:   установление   требований,   контроль   и   корректирующие
   действия.  Система предупреждения низкого качества, в том  числе  и
   по   критериям   безопасности  полетов,   достигается   комплексной
   системной   регламентацией  процессов,  связанных  с   обеспечением
   качества,   установлением  ответственности  персонала   в   области
   качества,  а  также  организацией (наряду с  существующими  формами
   производственного контроля) внутренних проверок (аудита)  качества.
   Различие   между  внутренними  проверками  (аудитом)  и  инспекцией
   (контролем),   скажем,   за   безопасностью   полетов    и    т.д.,
   рассматривается  в  JAR-OPS, что и учтено  в  данных  "Методических
   рекомендациях".
       Система   качества   не  подменяет  требования,   связанные   с
   обеспечением  безопасности полетов или,  например,  с  поддержанием
   летной  годности  ВС,  а действует наряду с ними  и  не  должна  их
   дублировать, а изложенные в "Методических рекомендациях" функции  и
   задачи,  не  произвольно придуманы авторами,  а  гармонизированы  с
   действующими   документами  (ГОСТ,  ОСТ)  и  накопленным   авторами
   опытом.
       5.    Каждое    авиапредприятие    накапливает,    анализирует,
   систематизирует и использует как свой собственный опыт, так и  опыт
   других (включая зарубежных) авиакомпаний и вправе само решать,  что
   для  них полезно и надо обязательно использовать (в соответствии  с
   требованиями  СТП, должностных инструкций и т.д.),  а  что  они  не
   будут  применять  в связи с нецелесообразностью при  их  конкретной
   специфике   и   условиях.   А  навязывать   какие-либо   конкретные
   мероприятия   по  решению  задач  в  области  качества   для   всех
   авиапредприятий, по нашему мнению, вряд ли возможно.
       6.    Осуществить    реальное   внедрение   системы    качества
   авиапредприятием на этапе ее первичного создания дело  не  простое,
   даже  при наличии ГОСТ Р ИСО серии 9000 и методических рекомендаций
   и  требует  специальной  подготовки  работников  авиапредприятий  в
   области  качества.  Это  показывает  и  накопленный  нами  опыт  по
   подготовке  специалистов авиапредприятий и государственных  органов
   управления   в  данной  области,  где  существенную   роль   играет
   психологический  фактор невосприятия новых  подходов  в  управлении
   авиапредприятием  без гарантированного обеспечения государственными
   ресурсами,   авиационной  техникой,  государственного  планирования
   объемов воздушных перевозок и т.д.
       Авторы  не  исключают  наличия недостатков  в  первой  редакции
   данного  документа, который потребует, как это следует из опыта  по
   разработке  любого документа, дальнейшей редакции  и  изменений.  И
   поэтому   мы   надеемся  на  Ваши  отзывы  на   содержание   данных
   "Методических рекомендаций", а также будем Вам благодарны, если  Вы
   поделитесь  с  нами  своим опытом разработки  и  внедрения  системы
   качества в своем авиапредприятии.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
   
                МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000
   
       1)  ИСО  8402  1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение
   качества. Словарь.
       2)  ИСО 9000-1 1994. Общее руководство качеством и стандарты по
   обеспечению  качества - часть 1. Руководящие указания по  выбору  и
   применению.
       3) ИСО 9000-2 1997. Стандарты по общему руководству качеством и
   по  обеспечению качества - часть 2. Общие руководящие  указания  по
   применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.
       4)  ИСО 9000-3 1993. Общее руководство качеством и стандарты по
   обеспечению качества - часть 3. Руководящие указания по  применению
   стандарта   ИСО  9001  при  разработке,  поставке  и   обслуживании
   программного обеспечения.
       5)  ИСО  9000-4  1996  (МЭК 300-1). Руководство  по  управлению
   программой надежности.
       6) ИСО 9001 1994. Системы качества. Модель обеспечения качества
   при    проектировании,   разработке,   производстве,   монтаже    и
   обслуживании.
       7) ИСО 9002 1994. Системы качества. Модель обеспечения качества
   при производстве, монтаже и обслуживании.
       8) ИСО 9003 1994. Системы качества. Модель обеспечения качества
   при окончательном контроле и испытаниях.
       9)  ИСО  9004-1  1994. Общее руководство качеством  и  элементы
   системы качества - часть 1. Руководящие указания.
       10)  ИСО  9004-2 1991. Общее руководство качеством  и  элементы
   системы качества - часть 2. Руководящие указания по услугам.
       11)  ИСО  9004-3 1993. Общее руководство качеством  и  элементы
   системы    качества   -   часть   3.   Руководящие   указания    по
   перерабатываемым материалам.
       12)  ИСО  9004-4 1993. Общее руководство качеством  и  элементы
   системы  качества  -  часть 4. Руководящие  указания  по  улучшению
   качества.
       13)  ИСО  10005  1996. Общее руководство качеством  и  элементы
   системы качества. Руководящие указания по программе качества.
       14)  ИСО  10006 1997. Общее руководство качеством.  Руководящие
   указания по качеству при управлении проектированием.
       15)   ИСО   10007  1996.  Руководящие  указания  по  управлению
   конфигурацией.
       16)  ИСО 10011-1 1990. Руководящие указания по проверке  систем
   качества - часть 1. Проверка.
       17)  ИСО 10011-2 1991. Руководящие указания по проверке  систем
   качества  -  часть  2.  Квалификационные  критерии  для  экспертов-
   аудиторов.
       18)  ИСО 10011-3 1991. Руководящие указания по проверке  систем
   качества - часть 3. Руководство программой проверок.
       19)   ИСО  10012-1  1992.  Требования,  гарантирующие  качество
   измерительного  оборудования  -  часть  1.  Система   подтверждения
   метрологической пригодности измерительного оборудования.
       20)   ИСО   10013  1995.  Руководящие  указания  по  разработке
   руководств по качеству.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
   
            ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
          РАЗРАБОТАННЫЕ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000,
               И СОДЕРЖАЩИЕ ИХ ПОЛНЫЙ АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ
   
       1)  ГОСТ  Р  ИСО 9001-96 "Система качества. Модель  обеспечения
   качества  при проектировании, разработке, производстве,  монтаже  и
   обслуживании".
       2)  ГОСТ  Р  ИСО 9002-96 "Система качества. Модель  обеспечения
   качества при производстве, монтаже и обслуживании".
       3)  ГОСТ  Р  ИСО 9003-96 "Система качества. Модель  обеспечения
   качества при окончательном контроле и испытаниях".
       4)  ГОСТ  Р  ИСО  10011-1-93 Руководящие указания  по  проверке
   систем качества. Часть 1. Проверка.
       5)  ГОСТ  Р  ИСО  10011-2-93 Руководящие указания  по  проверке
   систем  качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-
   аудиторов.
       6)  ГОСТ  Р  ИСО  10011-3-93 Руководящие указания  по  проверке
   систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.
   
   


Счетчики
 
Реклама
Разное