Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
29.04.2017
USD
56.98
EUR
62.04
CNY
8.26
JPY
0.51
GBP
73.62
TRY
16.02
PLN
14.72
 

ПРИКАЗ ФСВТ РФ ОТ 04.10.1999 N 70 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                       от 4 октября 1999 г. N 70
                                   
           О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
     ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ
               ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       В     целях    совершенствования    организации    сертификации
   авиапредприятий   и  в  связи  с  вводом  в  действие   Федеральных
   авиационных  правил  обязательной сертификации,  инспектирования  и
   контроля   деятельности   эксплуатантов  в  Российской   Федерации,
   утвержденных   Приказом   ФАС   России   от   30.12.98    N    375,
   зарегистрированных   Министерством  юстиции  Российской   Федерации
   05.05.99  за N 1778 и опубликованных в бюллетене нормативных  актов
   федеральных  органов  исполнительной  власти  от  06.09.99  N   36,
   приказываю:
       1.   Утвердить  "Методические  рекомендации  по  разработке   и
   внедрению  системы  качества авиапредприятиями гражданской  авиации
   Российской Федерации" (Приложение).
       2.   Руководителям  эксплуатантов  представлять  в   Орган   по
   сертификации  эксплуатантов, региональные органы  по  сертификации,
   разработанные   Руководства  по  качеству  в  составе   необходимой
   документации  в  сроки  определенные  п.  п.  1.1  и  1.2   Приказа
   Федеральной службы воздушного транспорта России от 17.09.99 N 57.
       3.  Контроль  за  выполнением настоящего Приказа  возложить  на
   Руководителя Органа по сертификации эксплуатантов Е.Н. Лобачева.
   
                                                              Директор
                                                           В.И.АНДРЕЕВ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                                 к Приказу ФСВТ России
                                             от 4 октября 1999 г. N 70
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
     ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ
               ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
       Настоящие  Методические  рекомендации  разработаны   в   помощь
   авиапредприятиям (эксплуатантам) по вопросам разработки,  внедрения
   и   функционирования   системы  качества  в   рамках   авиационного
   предприятия   (далее   по   тексту  вместо  терминов   "авиационное
   предприятие"    и    "эксплуатант"   будет    применяться    термин
   "авиапредприятие").
       Переход авиапредприятия из условий плановой централизованной  к
   рыночной  экономике  требует разработки новых  методов  управления,
   отражающих   необходимость  реализации  потребностей   потребителей
   услуг  гражданской  авиации (ГА) в обеспечении  качества  воздушных
   перевозок,    авиационных   работ   и   услуг   на   всех    этапах
   производственного цикла обеспечения и производства полетов.
       К  таким  методам  в  настоящее время  относится  разработка  и
   применение    системы   качества   авиапредприятия,    определяющей
   системный  комплексный подход к организации работ по обеспечению  и
   управлению качеством в деятельности авиапредприятия.
       Под  понятием  "качество" во всем мире понимается  совокупность
   характеристик  деятельности,  процессов,  продукции,   организации,
   системы,  отдельного  лица  или любой комбинации  из  перечисленных
   объектов,  относящихся к их способности удовлетворить установленные
   и предполагаемые требования (ИСО 8402:1994 (E/F/R)).
       Под  требованиями к качеству в гражданской авиации  принимаются
   требования  по  удовлетворению  потребностей  как  внешних,  так  и
   внутренних   потребителей  гражданской   авиации   (в   том   числе
   пассажиров, грузоотправителей, заказчиков на авиационные  работы  и
   т.д.) и общества в целом.
       Потребности  общества  отражены в  законодательстве  Российской
   Федерации,    распоряжениях    исполнительных    органов    власти,
   требованиях  общественных  организаций о защите  окружающей  среды,
   здоровья,  безопасности, надежности техники, сохранения  энергии  и
   естественных ресурсов.
       Требования  к качеству выражаются в определении характера  этих
   потребностей или их переводе в набор количественно или  качественно
   установленных   параметров   или   характеристик    объектов    для
   определения  возможности  их  реализации  или  проверки.  Одним  из
   основных  критериев  обеспечения  качества  в  гражданской  авиации
   является обеспечение безопасности полетов.
       Наиболее     действенным    способом    обеспечения    качества
   общепризнанно   внедрение   "систем  качества,   как   совокупности
   организационной   структуры,   методик,   процессов   и   ресурсов,
   необходимых  для  осуществления общего руководства качеством"  (ИСО
   8402:1994   (E/F/R)).   В   Российской  Федерации   это   внедрение
   осуществляется  на основе документов Международной  организации  по
   стандартизации  (ISO-ИСО) - международных  стандартов  серии  9000.
   Ряд  международных  стандартов серии 9000  в  Российской  Федерации
   введены  (или  проходят процедуру введения) в качестве национальных
   стандартов  (ГОСТ  Р  ИСО). Перечень международных  стандартов  ИСО
   серии   9000   и  аутентичных  им  государственных  стандартов   РФ
   представлен в Приложениях 1 и 2.
       Основными критериями разработки и внедрения систем качества  на
   основе требований стандартов серии 9000 являются:
       -  документальное  оформление системы  качества  как  средства,
   обеспечивающего установление качества процессов, работ и  услуг  на
   всех этапах производственного цикла;
       - ориентация на удовлетворение требований потребителя;
       -  исключение  процессов,  работ и услуг  низкого  качества  до
   начала их производства и реализации;
       -  выявление,  анализ  и устранение причин  несоответствий  при
   организации  и  осуществлении системы внутренних проверок  (аудита)
   качества;
       -   обеспечение   систематического   комплексного   подхода   к
   организации и управлению качеством на основе реализации  функций  в
   области качества.
       Необходимость   разработки  таких  систем  определяется   рядом
   нормативных    актов    Правительства    РФ    и    ФСВТ    России,
   предусматривающих  обязательность наличия  одобренных  органами  по
   сертификации  систем качества при проведении очередной сертификации
   авиапредприятий ГА.
       Требование  к  системе качества авиапредприятия,  изложенные  в
   данных    Методических   рекомендациях,   являются    гармонизацией
   положений  международных стандартов ИСО  серии  9000  (ГОСТ  Р  ИСО
   серии  9000)  с  соответствующей интерпретацией  и  дополнительными
   требованиями,  учитывающими специфику деятельности  авиапредприятия
   гражданской авиации.
       Описанные  концепция, принципы построения  и  элементы  системы
   качества  применимы  ко  всем видам деятельности  крупных  и  малых
   авиапредприятий,  в них должны применяться одни и  те  же  принципы
   обеспечения  и  управления качеством. Разница  заключается  лишь  в
   масштабах их применения.
       В   основном,   конечным   получателем   воздушных   перевозок,
   процессов,  работ  и  услуг  для авиапредприятия  являются  внешние
   потребители.  Вместе  с тем следует учитывать  интересы  внутренних
   потребителей процессов и услуг в рамках одного авиапредприятия  при
   взаимодействии   различных   служб,  участвующих   в   организации,
   обеспечении  и  производстве  полетов  ВС,  где  потребитель  может
   находиться  на каждом последующем этапе производственного  цикла  в
   процессе    предоставления   услуг.   Поэтому   положения    данных
   Методических  рекомендаций  могут  применяться  как   в   отношении
   внешних, так и внутренних потребителей процессов, работ и  услуг  в
   целях всестороннего достижения требуемого качества.
       Степень  применения положений данных Методических  рекомендаций
   определяется  теми  направлениями, которые  соответствуют  целям  и
   задачам,  стоящим  перед  авиапредприятием,  и  зависит  от   таких
   факторов, влияющих на деятельность авиапредприятия, как: условия  и
   специфика  деятельности, наличие производственной  базы,  география
   полетов  и  виды  воздушных перевозок, авиационных работ  и  услуг,
   выполняемых  авиапредприятием,  объем  выполняемых  работ,  типы  и
   количество  воздушных судов, осуществляемые процессы в общем  цикле
   производственной деятельности и другие факторы.
       Необходимо   помнить,  что  система  качества   разрабатывается
   применительно  к  конкретному авиапредприятию и  поэтому  не  может
   быть  двух  одинаковых систем качества у различных авиапредприятий,
   не  учитывающих  особенности их производственной и эксплуатационной
   деятельности.
   
                         1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
   
       Настоящие  Методические рекомендации разработаны в соответствии
   с  требованиями  воздушного законодательства Российской  Федерации,
   стандартов Международной организации гражданской авиации  (ИКАО)  и
   Международной  организации  по  стандартизации  (ИСО),  а  также  с
   учетом     авиационных    требований    Объединенной    авиационной
   администрации Европейского Экономического Союза (ЕЭС), включая:
       -   Закон  РФ  "О  стандартизации"  от  10.06.93  N  5154-1  (с
   дополнениями, внесенными Федеральным законом РФ от 27.12.95 N  211-
   ФЗ);
       -  Закон  РФ  "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93  N
   5151-1  (с  изменениями  и  дополнениями,  внесенными  Федеральными
   законами РФ от 27.12.95 N 211-ФЗ и от 31.07.98 N 154-ФЗ);
       -  Закон РФ "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.97
   N 60-ФЗ;
       -   Постановление   Правительства  РФ   "О   некоторых   мерах,
   направленных  на  совершенствование  систем  обеспечения   качества
   продукции и услуг" от 02.02.98 N 113;
       -  Федеральные  авиационные правила обязательной  сертификации,
   инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в  Российской
   Федерации,  введенные в действие Приказом ФАС России от 30.12.98  N
   375.  Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 05.05.99,  рег.  N
   1778;
       -  Федеральные авиационные правила "Организации по техническому
   обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", введенные  в
   действие  Приказом ФАС России от 19.02.99 N 41. Зарегистрированы  в
   Министерстве юстиции РФ 13.08.99, рег. N 1871;
       -  Правила  ПР  ССВТ 01-95 "Система сертификации  на  воздушном
   транспорте    Российской   Федерации".    Положение    о    системе
   сертификации;
       -  Руководство ИСО/МЭК 2 1996 (E/F/R). Стандартизация и смежные
   виды деятельности - общий словарь;
       -  МС ИСО 8402 1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение
   качества - словарь;
       -  ИСО  9004-1  1994.  Общее руководство качеством  и  элементы
   системы качества - часть 1. Руководящие указания;
       -  ИСО  9004-2  1991.  Общее руководство качеством  и  элементы
   системы качества - часть 2. Руководящие указания по услугам;
       -  ИСО  10005  1996.  Общее руководство  качеством  и  элементы
   системы качества. Руководящие указания по программе качества;
       - ИСО 10013 1995. Руководящие указания по разработке руководств
   по качеству;
       -  ГОСТ  Р  ИСО  9002-96 "Системы качества. Модель  обеспечения
   качества при производстве, монтаже и обслуживании";
       -  ГОСТ  Р  ИСО  10011-1-93. Руководящие указания  по  проверке
   систем качества. Часть 1. Проверка;
       -  ГОСТ  Р  ИСО  10011-3-93. Руководящие указания  по  проверке
   систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок;
       - ОСТ 54-3-57-92 "Система стандартизации воздушного транспорта.
   Организация  и  проведение работ по управлению качеством.  Основные
   положения";
       -   Объединенные   авиационные  требования  ЕЭС.   Эксплуатация
   воздушных судов. Часть 1. (JAR-OPS 1).
   
                            2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
       В   тексте   данных   Методических  рекомендаций   используются
   следующие термины:
       Авиапредприятие   -   юридическое  лицо,  независимо   от   его
   организационно-правовой  формы  и  формы   собственности,   имеющее
   основными   целями  своей  деятельности  осуществление   за   плату
   воздушных  перевозок  пассажиров, багажа,  грузов,  почты  и  (или)
   выполнение авиационных работ.
       Авиационный  персонал - лица, имеющие специальную подготовку  и
   сертификат   (свидетельство),   осуществляющие   деятельность    по
   обеспечению  безопасности полетов воздушных судов  или  авиационной
   безопасности,  а  также  деятельность по  организации,  выполнению,
   обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов  воздушных
   судов,  авиационных  работ,  организации  использования  воздушного
   пространства, организации и обслуживания воздушного движения.
       Воздушное  законодательство Российской  Федерации  -  Воздушный
   кодекс  Российской  Федерации (ВК РФ),  федеральные  законы,  указы
   Президента   Российской   Федерации,  постановления   Правительства
   Российской  Федерации, федеральные правила использования воздушного
   пространства, федеральные авиационные правила, а также  принимаемые
   в  соответствии  с ними иные нормативные правовые  акты  Российской
   Федерации.
       Инспекция  качества  - акт наблюдения конкретного  события  или
   действия    с    целью    обеспечения    правильности    выполнения
   соответствующих  процедур  и  требований  в  период   осуществления
   такого мероприятия в рамках определенного задания.
       Качество  -  совокупность характеристик объекта, относящихся  к
   его   способности  удовлетворить  установленные  и   предполагаемые
   потребности.
       Надзор   за  качеством  -  непрерывное  наблюдение  и  проверка
   состояния  объекта, а также анализ протоколов с целью удостоверения
   того, что установленные требования выполняются.
       Несоответствие - невыполнение установленного требования.
       Обеспечение   качества  -  все  планируемые  и   систематически
   осуществляемые  виды  деятельности в  рамках  системы  качества,  а
   также  подтверждаемые (если это требуется) мероприятия, необходимые
   для  создания  достаточной уверенности  в  том,  что  объект  будет
   выполнять требования к качеству.
       Примечания:  1.  Существуют как внешние, так и внутренние  цели
   обеспечения качества: а) внутреннее обеспечение качества: в  рамках
   организации    обеспечение   качества   создает    уверенность    у
   руководства;  б)  внешнее обеспечение качества: в  контрактных  или
   других   ситуациях  обеспечение  качества  создает  уверенность   у
   потребителя или других лиц.
       2.  Некоторые  действия по управлению качеством  и  обеспечению
   качества взаимосвязаны.
       3. Если требования к качеству не отражают полностью потребности
   пользователя,  обеспечение качества может  не  создать  достаточной
   уверенности.
   
       Общее   руководство   качеством  (административное   управление
   качеством)   -   те  аспекты  общей  функции  управления,   которые
   определяют  Политику в области качества, цели и ответственность,  а
   также  осуществляют  их с помощью таких средств,  как  планирование
   качества,  управление качеством, обеспечение качества  и  улучшение
   качества, в рамках системы качества.
       Примечания:  1.  Обязанности  по общему  руководству  качеством
   лежит  на  всех уровнях управления, но управлять ими должно  высшее
   руководство.  В общее руководство качеством вовлекаются  все  члены
   организации.
       2.   При   общем  руководстве  качеством  акцент  делается   на
   экономические аспекты.
   
       Оценка  качества  - систематическая проверка, насколько  объект
   способен выполнять установленные требования.
       Политика  в  области  качества - основные  направления  и  цели
   организации в области качества, официально сформулированные  высшим
   руководством.
       Примечание:  Политика  в  области качества  является  элементом
   общей политики и утверждается высшим руководством авиапредприятия.
   
       Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры
   в  области  качества,  ресурсы  и последовательность  деятельности,
   относящейся    к    специфической   продукции   (включая    услуги,
   оборудование,  перерабатываемые материалы, программное  обеспечение
   и др.), проекту или контракту.
       Руководитель по качеству - должностное лицо в системе качества,
   отвечающее   установленным  требованиям  и  одобренное   специально
   уполномоченным   органом   в   области   гражданской   авиации    и
   ответственное  за  выполнение функций контроля качества,  выявление
   недостатков и последующее их устранение.
       Руководство  по  качеству  - документ,  излагающий  Политику  в
   области качества и описывающий систему качества организации.
       Система качества авиапредприятия - совокупность организационной
   структуры    авиапредприятия,    распределение    обязанностей    и
   ответственности,   процедур  (методов),   процессов   и   ресурсов,
   необходимых   для   осуществления  общего  руководства   качеством,
   обеспечивающих  проведение  определенной  политики   и   достижения
   поставленных целей в области качества.
       Служба  качества  -  документально оформленная  организационная
   структура  с  перечнем  распределенных  обязанностей  и  механизмов
   функционирования, а также ресурсов для внедрения и  поддержания  на
   должном уровне системы качества.
       Управление  качеством - методы и виды деятельности оперативного
   характера, используемые для выполнения требований к качеству.
       Примечание:  Управление  качеством  включает  методы   и   виды
   деятельности   оперативного   характера,   направленные   как    на
   управление    процессом,    так    и    на    устранение     причин
   неудовлетворительного    функционирования,    на    всех     этапах
   производственного  цикла  для  достижения  безопасности  полетов  и
   экономической эффективности.
   
       Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное
   судно  на  праве  собственности, на условиях  аренды  или  на  ином
   законном  основании,  использующие указанное  воздушное  судно  для
   полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
   
                    3. НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
   
       В  области качества авиапредприятие должно обеспечивать решение
   трех задач:
       1)  достигнуть и поддерживать качество процессов или  услуг  на
   уровне,  отвечающем государственным требованиям или  предполагаемым
   требованиям  потребителя, чтобы обеспечить органам государственного
   контроля  деятельности  ГА и потребителю  уверенность  в  том,  что
   намеченное   качество  достигается  в  любой  период   эксплуатации
   авиационной    техники   (воздушных   судов)   по   каждому    виду
   предоставляемых услуг;
       2)  руководство авиапредприятия должно быть уверено в том,  что
   намеченное  им  качество достигается и поддерживается  на  заданном
   уровне;
       3)   каждый   исполнитель  эксплуатационных   процедур   должен
   понимать,   что   значение  и  использование  им   в   практической
   деятельности  документации, разработанной для  конкретных  видов  и
   условий  деятельности  данного  авиапредприятия  достаточно,  чтобы
   правильно исполнять свои функциональные обязанности.
       Международные  стандарты  ИСО  серии  9000  устанавливают   две
   основные причины разработки и внедрения систем качества:
       Первая причина. Руководство авиапредприятия само хочет улучшить
   работу авиапредприятия (административное управление качеством).
       Вторая причина. Руководство авиапредприятия вынуждено в связи с
   требованиями  государства  или  деловых  партнеров  демонстрировать
   свое    соответствие    установленным   к   качеству    требованиям
   (обеспечение качества).
       Для   реализации  первой  причины  предназначен   международный
   стандарт ИСО 9004 (или требуемая его часть).
       Для    реализации   второй   причины   необходимо    обеспечить
   соответствие  одной из моделей, приведенных в ГОСТ  Р  ИСО  9001  -
   9003.
       Модели, приведенные в указанных стандартах, содержат минимально
   допустимые  требования  к системе качества, поэтому,  в  стандартах
   ГОСТ  Р  ИСО  серии  9000 обращается внимание на  то,  что  системы
   качества,  созданные  по первой причине, часто превосходят  системы
   на базе стандартных моделей.
       Однако  сертификация систем качества может производиться только
   по согласованной с Органом по сертификации модели.
       Для   авиапредприятий   гражданской   авиации   такой   моделью
   определена  модель из ГОСТ Р ИСО 9002-96 "Системы качества.  Модель
   для    обеспечения   качества   при   производстве,    монтаже    и
   обслуживании".   Так  как  продукцией  авиационных  авиапредприятий
   являются  услуги по воздушной перевозке пассажиров, багажа,  грузов
   и/или   выполнение   авиационных  работ,  при  разработке   системы
   качества  также  необходимо  применять  стандарт  ИСО  9004-2  1991
   "Общее   руководство   и  элементы  систем   качества.   Часть   2.
   Руководящие указания по услугам".
       Особенностью применения стандартов ИСО и ГОСТ Р ИСО серии  9000
   является   то,   что   они  разработаны  для   различных   отраслей
   национального  хозяйства,  одной из  которых  является  гражданская
   авиация, поэтому применение стандартизированной модели ГОСТ  Р  ИСО
   9002 требует адаптации пункта модели конкретному авиапредприятию.
       В  разделе  4  настоящих Методических рекомендаций  в  качестве
   пунктов  приведены наименования элементов модели в  соответствии  с
   ГОСТ  Р  ИСО 9002-96, затем в тексте предложено адаптированное  для
   гражданской авиации содержание элемента.
       Разработка  и  внедрение системы качества на  основе  указанных
   стандартов ГОСТ Р ИСО должны:
       1)  обеспечивать управление качеством на всех участках и этапах
   производственного цикла;
       2)   обеспечивать   участие   в   управлении   качеством   всех
   специалистов авиапредприятия;
       3)  устанавливать четкую юридическую ответственность  персонала
   на своем уровне: от руководителя до рядового исполнителя;
       4)  обеспечивать  неразрывность  деятельности  по  качеству   с
   деятельностью  по  снижению всех видов затрат и  непроизводительных
   потерь;
       5)  обеспечивать  обязательность установления несоответствий  и
   препятствовать их повторному возникновению;
       6)  обеспечивать  профилактические внутренние проверки  (аудит)
   качества  и  анализ отдельных видов деятельности для предупреждения
   возникающих несоответствий установленным требованиям;
       7)  устанавливать  порядок анализа и совершенствования  системы
   качества;
       8)   устанавливать   и  обеспечивать  порядок   документального
   оформления всех процедур системы;
       9)   обеспечивать  заинтересованное  участие  всего   персонала
   авиапредприятия  в  повышении  качества  деятельности   на   каждом
   рабочем месте.
       Система    качества   разрабатывается   с   учетом   конкретной
   деятельности  авиапредприятия и требований действующих  нормативных
   документов.
       Система  качества  считается  нормально  функционирующей,  если
   обеспечивается уверенность в том, что:
       -  система  известна исполнителям, правильно понимается  ими  и
   эффективна при использовании;
       - удовлетворяются требования действующих нормативных документов
   и  основные  потребности  потребителей в  качестве  предоставляемых
   услуг;
       -  проблемы в области качества предупреждаются, а не выявляются
   после их возникновения.
       Система качества авиапредприятия включает в себя систему общего
   руководства  качеством (для авиапредприятия в  целом)  и  отдельные
   подсистемы    обеспечения   качества   по   функциональным    видам
   деятельности   отдельных  служб  и  подразделений  авиапредприятия.
   Подсистемы    обеспечения   качества   по   функциональным    видам
   деятельности  ориентированы  на конкретные  процессы  и  внутренних
   потребителей.  Специфика  деятельности в подсистемах  отражается  в
   соответствующих Руководствах по качеству.
       Построение  системы качества должно основываться  на  следующих
   принципах:
       1)  система качества разрабатывается, документально оформляется
   и  поддерживается в рабочем состоянии как средство,  обеспечивающее
   соответствие продукции (услуги) установленным требованиям;
       2)     удовлетворение    потребителя    осуществляется    путем
   предупреждения несоответствия продукции (услуги);
       3)  действие  системы качества распространяется  на  все  этапы
   жизненного цикла продукции (услуги) и процессы;
       4) система качества функционирует характерным образом наряду со
   всеми   остальными  видами  деятельности,  влияющими  на   качество
   продукции или услуги, и взаимодействует с ними. В системе  качества
   реализуются специальные функции;
       5)  ответственность  за  определение и  проведение  Политики  в
   области  качества и за решения, касающиеся разработки, внедрения  и
   функционирования  системы  качества,  возлагаются  на   руководство
   предприятия;
       6)  все  элементы  и  компоненты системы качества  должны  быть
   предметом постоянной и регулярной внутренней проверки и оценки;
       7)  реализация целей системы качества обеспечивается комплексом
   технических,   административных,  организационных  и   человеческих
   факторов и ресурсов, влияющих на качество продукции (услуги);
       8)    система   качества   должна   быть   надлежащим   образом
   документирована;
       9)  система  качества может быть затребована как доказательство
   применения в организации определенных элементов системы качества;
       10)  руководство  предприятия должно  обеспечивать  независимое
   регулярное проведение анализа и оценку системы качества;
       11)   система   качества  должна  способствовать   непрерывному
   улучшению качества.
       Документальное  оформление системы качества должно  включать  в
   себя:
       1)  стандарты  и  требования федеральных органов исполнительной
   власти РФ, регламентирующие деятельность авиапредприятия;
       2)    стандарты   авиапредприятия   по   функциональным   видам
   деятельности;
       3) политику авиапредприятия в области качества;
       4) руководство по качеству;
       5) программу качества;
       6) потребные финансовые, материальные и людские ресурсы;
       7) обучение персонала;
       8) процедуры и методы обеспечения качества;
       9) организацию внутренней проверки качества;
       10) документацию системы качества.
       Соответствие  установленным  требованиям  в  системе   качества
   достигается:
       1) подготовкой Руководства по качеству и Программы качества;
       2) установлением требований и разработкой стандартов, процедур,
   обязанностей,  ответственности,  технологий,  ресурсов,  приемов  и
   методов контроля качества;
       3)   эффективным  применением  документированных   процедур   и
   инструкций системы качества;
       4)  осуществлением эксплуатационной деятельности,  технического
   обслуживания  ВС и функционированием всех механизмов  управления  в
   соответствии с существующими государственными требованиями;
       5)   разработкой  системы  гибкого  реагирования  на  изменение
   основных  условий деятельности авиапредприятия и совершенствованием
   инструкций,  системы внутренних проверок (аудита)  авиапредприятия,
   методов  тестирования, инспектирования, документирования выявленных
   несоответствий, реализацией корректирующих действий и мероприятий.
   
          4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА,
                   УСТАНОВЛЕННОЙ ГОСТ Р ИСО 9002-96
   
       4.1. Ответственность руководства
       Для выполнения этого пункта модели необходимо определить:
       - политику авиапредприятия в области качества;
       -  руководителя  по  качеству  и должностных  лиц,  входящих  в
   организационную   структуру   системы   качества,    осуществляющих
   организацию и проверку работ в области качества;
       -  ответственность,  взаимодействие и полномочия  руководящего,
   выполняющего и проверяющего работу персонала в области качества;
       - процедуры проведения анализа и оценки системы качества высшим
   руководством авиапредприятия.
       4.1.1.  Руководство  авиапредприятия, несущее  административную
   ответственность  за  обеспечение  качества,  должно  определить   и
   документально  оформить  политику,  задачи  и  свои  обязанности  в
   области качества.
       Политика   в   области  качества  должна  быть  согласована   с
   организационными    целями    авиапредприятия,     ожиданиями     и
   потребностями  потребителей воздушных перевозок, авиационных  работ
   и услуг.
       Политика  в  области качества должна являться  элементом  общей
   политики   авиапредприятия  и  носить  приоритетный   характер   по
   отношению  к  коммерческой, технической и социальной политике.  Она
   определяет основные направления, цели и задачи в области  качества,
   официально   сформулированные  руководством  авиапредприятия.   Она
   формируется  таким  образом,  чтобы охватить  деятельность  каждого
   работника   и  ориентировать  весь  коллектив  авиапредприятия   на
   достижение  поставленных целей. Документальное оформление  Политики
   в   области   качества   дает  возможность   контрольным   органам,
   работникам  авиапредприятия, а также его поставщикам и потребителям
   получить    четкое    представление   об   официальном    отношении
   руководителей авиапредприятия к качеству.
       В   отсутствии  четкой  и  документально  оформленной  политики
   деятельность   авиапредприятия  неопределенна  и  случайна   и   не
   вызывает  доверия к авиапредприятию по гарантированному обеспечению
   потребностей  и  прав  потребителей.  Обязательства  руководства  в
   области   качества   юридически  закрепляются  фактом   утверждения
   документально оформленной политики.
       Поэтому  формирование и документальное оформление  руководством
   авиапредприятия Политики в области качества является первичным  при
   создании системы качества в целом.
       Основными составляющими Политики в области качества являются:
       - цель и задачи авиапредприятия в области качества;
       -  основные направления деятельности авиапредприятия в  области
   качества;
       - основополагающий девиз авиапредприятия в области качества;
       - принципы действия в области качества.
       Рассмотренные основные составляющие Политики в области качества
   должны касаться:
       -   уровня   качества,  предоставляемых  воздушных   перевозок,
   авиационных работ и услуг;
       -   благоприятного  образа  авиапредприятия  и  его   репутации
   (престижа на рынке воздушных перевозок, авиационных работ и  услуг)
   в   области  обеспечения  качества  и  удовлетворения  потребностей
   заказчика и потребителей;
       - целей обеспечения высокого качества услуг;
       - подхода для достижения целей в области качества;
       -  роли персонала авиапредприятия, ответственного за реализацию
   Политики в области качества.
       Руководство  авиапредприятия должно следить, чтобы  Политика  в
   области    качества   была   юридически   оформленной,    понятной,
   осуществимой и поддерживалась в актуализированном состоянии.
       Реализация  Политики  в  области качества  требует  определения
   первоочередных задач по достижению целей в области качества.
       Первоочередные задачи должны включать:
       - последовательную удовлетворенность потребителя с точки зрения
   установленных государственных требований и этики;
       - непрерывное повышение качества процессов, работ и услуг;
       - учет требований общества и защиты окружающей среды;
       -  эффективность  в предоставлении процессов,  работ  и  услуг.
   Руководство   должно  перевести  первоочередные  задачи   в   набор
   конкретных мероприятий в области качества.
       Примерами этого будут:
       - четкое определение потребностей потребителя и соответствующих
   мер   в   области  качества  (обеспечение  гарантии  удовлетворения
   потребителей в воздушных перевозках, авиационных работах и  услугах
   за возможно меньшую цену);
       -  предупреждающие  действия  и управление  с  целью  избежания
   неудовлетворенности   потребителей  (гарантировать   удовлетворение
   потребителей в воздушных перевозках, авиационных работах и  услугах
   при  возможно низкой цене за счет предотвращения отклонений от норм
   качества,    снижения   непроизводительных   затрат    и    потерь,
   совершенствования    авиационного   производства    и    достижения
   стабильности качественных показателей);
       - оптимизация затрат, связанных с качеством, с целью достижения
   требуемого качества с минимальными потерями;
       -  достижение  комплексных обязательств по  качеству  в  рамках
   авиапредприятия;
       -  непрерывный  анализ  требований, предъявляемых  к  воздушным
   перевозкам, авиационным работам и услугам;
       - предупреждение неблагоприятных воздействий авиапредприятия на
   окружающую среду.
       Основные  направления  деятельности авиапредприятия  в  области
   качества   должны   определять   перспективу   развития   воздушных
   перевозок   и   других  видов  деятельности.  Стратегический   курс
   авиапредприятия  -  это  взвешивание  возможностей  и   определение
   ограничений  своей деятельности, чтобы избавиться от неэффективных,
   неперспективных  видов  воздушных перевозок,  авиационных  работ  и
   услуг,   снизить   непроизводительные   затраты   и   себестоимость
   авиаперевозок, работ и услуг. При разработке стратегического  курса
   в    области   качества   авиапредприятие   может   удовлетвориться
   применением  достигнутого  уровня  качества  в  виде  ориентира  на
   будущее,   обеспечивая  устойчивость  и  стабильность   достигнутых
   показателей.  В  общем случае основными направлениями  деятельности
   авиапредприятия   в   области  качества  могут   быть:   расширение
   достигнутых  ими завоеваний рынков авиаперевозок,  работ  и  услуг;
   достижение   уровня   авиационных  услуг,   который   удовлетворяет
   потребителей  больше, чем у других авиапредприятий;  ориентация  на
   удовлетворение   требований  потребителей  определенных   регионов,
   обеспечение  лидерства  на  рынке  авиаперевозок,  работ  и  услуг;
   развитие  видов  и  качества авиационных услуг, решение  социальных
   вопросов и др.
       Основополагающий девиз (декларация) авиапредприятия  в  области
   качества     отражает     официальное     отношение     руководства
   авиапредприятия к качеству. Как правило, девиз формируется в  такой
   форме,  чтобы  обеспечить высокий эффект его восприятия.  Ключевыми
   понятиями,  способствующими его лучшему восприятию  и  запоминанию,
   являются:  уровень  и  стабильность  качества,  потребность,  цены,
   результаты работы.
       Например,  девизы  ряда зарубежных крупных авиакомпаний  звучат
   так:
       - "От качества отдельной услуги к качеству всего производства";
       -   "Предоставлять   только   те   услуги,   которые   отвечают
   потребностям  наших  потребителей  в  такой  форме,  которая  будет
   гарантировать  удовлетворение запросов  потребителей  и  устойчивую
   прибыль при разумной цене";
       - "Требования потребителей к качеству - закон для авиакомпании,
   в достижении качества компромиссов не будет";
       -  "Мы  станем  лидерами на рынке наших услуг с  таким  уровнем
   качества,  который не был превзойден никем из наших конкурентов"  и
   т.д.
       Принципы  действия  в  области качества,  которые  должны  быть
   отражены в Руководстве по качеству, - это те специфические  правила
   поведения,   которым  необходимо  следовать  и  которые  официально
   провозглашают   руководители  авиапредприятия.   Посредством   этих
   моральных  принципов,  обязательных  в  равной  степени  для   всех
   сотрудников  авиапредприятия, осуществляется как  бы  развертывание
   (реализация) девиза авиапредприятия в области качества.
       Примером  таких принципов, используемых в некоторых  зарубежных
   фирмах, могут служить:
       - "не делать никаких уступок, которые могли бы снизить качество
   продукции";
       -  "честно  признавать  свои ошибки  в  работе  по  обеспечению
   качества и принимать меры по их исправлению";
       -  "обеспечивать  качество продукции на базе самых  современных
   технологий при низких затратах";
       -  "обеспечить поиск и снижение непроизводительных  расходов  и
   затрат";
       -  "обучить всех работников, включая руководителей всех рангов,
   основам управления качеством" и т.д.
       В  соответствии с этими принципами руководители, отвечающие  за
   качество:
       -  определяют  и документально фиксируют те виды  деятельности,
   которые прямо или косвенно влияют на качество;
       -  распределяют  обязанности и полномочия  в  области  качества
   между руководителями служб и подразделений и специалистами;
       -  устанавливают организационную структуру системы  качества  в
   рамках     комплексного     управления     деятельностью      всего
   авиапредприятия;
       - определяют необходимый уровень компетентности, квалификации и
   подготовки кадров в области качества;
       -  осуществляют  действенный контроль функционирования  системы
   качества;
       -  выделяют материальные, финансовые и энергетические ресурсы в
   необходимом   количестве  на  проведение  мероприятий   в   области
   качества.
       4.1.2.  В авиапредприятии должен быть назначен руководитель  по
   качеству,     прошедший    специальную    подготовку,    являющийся
   освобожденным  от  других  обязанностей  заместителем  руководителя
   авиапредприятия   (комплекса)   и   подчиняющийся   непосредственно
   руководителю  авиапредприятия. Его назначение должно быть  одобрено
   Органом по сертификации.
       От  имени авиапредприятия он несет ответственность за то, чтобы
   деятельность  по  обеспечению  качества  организации  производства,
   обеспечения   и  выполнения  полетов  соответствовала   действующим
   стандартам  и  директивам в области гражданской  авиации,  а  также
   удовлетворяла   потребностям  потребителей   воздушных   перевозок,
   авиационных работ и услуг.
       Руководитель  по качеству должен иметь определенные  полномочия
   для:
       -  обеспечения  разработки, внедрения и поддержания  в  рабочем
   состоянии   системы  качества  в  соответствии   с   установленными
   требованиями;
       -   предоставления   отчетов  руководству   авиапредприятия   о
   функционировании   системы  качества   с   целью   их   анализа   и
   использования как основы для дальнейшего совершенствования  системы
   качества.
       Главное   внимание   деятельности   по   обеспечению   качества
   руководитель по качеству должен уделять:
       -  принятию  всех  необходимых мер,  обеспечивающих  правильное
   понимание  и  неуклонное  выполнение  руководителями,  службами   и
   исполнителями авиапредприятия Политики в области качества;
       -  согласованности  в проведении работ по  качеству  с  другими
   видами деятельности.
       Руководитель  по  качеству должен построить  свою  деятельность
   таким    образом,   чтобы   держать   под   постоянным    контролем
   функционирование  системы общего руководства  качеством.  Организуя
   работу  авиапредприятия в области качества, он должен  использовать
   предоставленные  ему  полномочия  для  достижения  и   поддержания,
   объявленного    политикой    авиапредприятия    и    установленного
   требованиями   нормативных   документов,   уровня   качества    при
   оптимальных  затратах.  Для  успешного  выполнения  своих   функций
   руководитель  по качеству должен создать надлежащий порядок  сбора,
   анализа,   обобщения   и   распределения  информации   о   качестве
   процессов, работ и услуг в системе качества в целом.
       4.1.3.  Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала,
   который  руководит,  выполняет  и  проверяет  работу,  влияющую  на
   качество, должны быть четко определены и документально оформлены.
       Без  непосредственного  участия  руководителей  авиапредприятия
   всех  уровней  (в  том  числе  и высшего)  в  работах  по  качеству
   невозможно эффективное функционирование системы качества.
       Руководство   авиапредприятия,  исходя  их  реальных   условий,
   определяет  те  функции, которые должны выполнять должностные  лица
   при   проведении   работ   по   качеству,   и   предоставляет   ему
   соответствующие  полномочия.  Должны  быть  однозначно   определены
   общие  и  конкретные  обязанности  и  полномочия  по  каждому  виду
   деятельности, воздействующему на качество.
       Это    особенно   касается   персонала,   которому   необходимы
   организационные полномочия для:
       -   проведения   мероприятий,  направленных  на  предупреждение
   появления  несоответствий  установленным требованиям  к  процессам,
   работам и услугам;
       -  выявления  и  регистрации любых проблем в  области  качества
   процессов, работ и услуг;
       - инициирования выработки рекомендаций или обеспечения принятия
   решения по вопросам обеспечения качества;
       -  проверки выполнения решений и запланированных мероприятий  в
   области качества;
       -   организации  профессиональной  подготовки  специалистов  по
   вопросам обеспечения качества.
       Ответственность  персонала  за выполнение  работ,  влияющих  на
   качество,  должна лежать в основе системы стимулирования работников
   авиапредприятия за высокое качество.
       В целом ответственность в области качества определяется:
       а)  для  персонала  авиапредприятия, тем, что  каждый  участник
   производства   в   авиапредприятии  знает  цель,  видит   результат
   (постоянно самостоятельно проверяет результаты своей работы,  может
   самостоятельно  оценить  их уровень качества),  знает  место  своей
   деятельности в общем процессе производства и может оказать  на  нее
   влияние  и  несет  ответственность  за  выполняемую  операцию   или
   работу;
       б)  для  каждого  конкретного работника,  тем,  что  он  должен
   являться  профессионалом в своей работе и нести ответственность  за
   качество    своей    деятельности,   определенной   соответствующей
   технологией  (участием  в соответствующем  процессе),  а  также  за
   совершенствование  своих  собственных методов  работы  и  улучшение
   взаимодействия с другими специалистами (подразделениями);
       в)  для  каждого  руководителя, тем, что  он  обязан  проявлять
   стремление  к  улучшению  качества  деятельности  руководимого   им
   подразделения,  определять  цели для достижения  требуемого  уровня
   качества,  развивать сознательность персонала, принимать участие  в
   анализе  результатов контроля и разработке корректирующих  действий
   и   нести   ответственность   за   качество   и   совершенствование
   деятельности в порученной ему области;
       г)  для  руководителя по качеству, тем, как он разрабатывает  и
   представляет  на  утверждение  высшему руководству  авиапредприятия
   предложения    по   распределению   ответственности,   обязанностей
   (полномочий)  и  порядка  взаимодействия  персонала   по   вопросам
   обеспечения  качества и ответственность за собственную деятельность
   в  непрерывном  процессе совершенствования работы  авиапредприятия,
   включая   совершенствование   организационной   структуры   системы
   качества,  обоснование необходимости выделения требуемых  ресурсов,
   необходимых  для  эффективного функционирования  системы  качества,
   выборе  наиболее эффективных путей повышения качества  и  повышение
   устойчивости деятельности авиапредприятия.
       4.1.4.  Установленные  ответственность и  полномочия  персонала
   должны  согласовываться со средствами и методами, необходимыми  для
   достижения качества.
       4.1.5.  Для проведения анализа функционирования авиапредприятия
   и   его   системы   качества,  должен  быть   назначен   специально
   подготовленный  персонал  (специалисты  по  системе  качества)  для
   руководства,  выполнения  работы  и  проверок,  включая  внутренние
   проверки  (аудит)  качества. В результате анализа системы  качества
   должна  быть дана документированная оценка эффективности системы  и
   предложены   мероприятия  по  совершенствованию   или   поддержанию
   системы  качества в рабочем состоянии в соответствии с изменениями,
   новыми  концепциями  качества, рыночной стратегией,  социальными  и
   экономическими условиями.
       Данные подобных анализов фиксируются.
       Руководство     авиапредприятия,    несущее    административную
   ответственность за качество, должно анализировать систему  качества
   через  определенные промежутки времени, достаточные для того, чтобы
   обеспечить  ее постоянную пригодность и эффективность по реализации
   Политики   в   области   качества,  и  соответствие   установленным
   требованиям.
   
       4.2. Система качества
       Этот   элемент  требует  определить  организационную  структуру
   системы    качества,    как   часть   общей   системы    управления
   авиапредприятием.
       4.2.1. Для выполнения этого пункта модели необходимо:
       - определить требуемые элементы системы качества из стандартной
   модели;
       -  разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально
   оформленную систему качества;
       - установить процедуры системы качества;
       - сформировать организационную структуру системы качества.
       4.2.2.  Авиапредприятие  должно разработать  и  поддерживать  в
   рабочем  состоянии  систему качества, как средство,  обеспечивающее
   соответствие   его   эксплуатационной  деятельности   установленным
   требованиям   для   достижения  целей  и   задач   авиапредприятия,
   сформулированных  в его Политике в области качества,  а  также  тех
   требований   к   качеству   (в   первую   очередь   по    критериям

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное