Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ ФСВТ РФ ОТ 04.10.1999 N 70 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   по выявленным результатам.
       10)  Аналитические  доклады по результатам внутренних  проверок
   качества.
       11)   Журнал  регистрации  выполнения  корректирующих  действий
   (мероприятий).   Заключительным  документом  проведенного   анализа
   после   внутренней  проверки  качества  является  скорректированный
   рабочий   план   мероприятий,   включающий   задание   по   каждому
   функциональному   направлению  деятельности   отдельных   служб   и
   подразделений авиапредприятия в системе качества.
       Обязательным условием эффективной деятельности службы  (группы)
   качества  является наличие в ней надлежащих методических документов
   с тем, чтобы:
       -  обеспечить  методическое единство в подходах,  трактовках  и
   оценках специалистов по системе качества;
       -  обеспечить работу специалистов службы (группы) качества  при
   проведении   опросов,   протоколировании  результатов   наблюдений,
   оформлении актов и др.;
       - сократить потери времени при аудите и организационных работах
   по  регистрации,  учету  и анализу за счет  стандартизации  методов
   аудита и применения ЭВМ.
       Необходимую  методическую помощь специалистам  службы  (группы)
   качества   при   работе   может   оказать   заранее   разработанный
   контрольный вопросник. Контрольный вопросник может быть  разработан
   на  основе  стандартизованных каталогов вопросов ИСО  и  Всемирного
   фонда  авиационной  безопасности, используемых для  предварительной
   оценки  деятельности авиапредприятия при сертификации.  Заполненный
   и  подписанный  специалистом службы (группы)  качества  контрольный
   вопросник   (анкета,   специальный   бланк)   рассматривается   как
   официальный  протокол внутренней проверки качества,  пригодный  для
   обработки  на  ЭВМ.  Вместе с тем, следует  исключить  формализации
   подхода  к  аудиту  качества, помня, что  это,  в  первую  очередь,
   аналитическая деятельность.
       Программа   дополнительной   проверки   (перечень   проверяемых
   вопросов)    может   быть   ограничена   или   изменена   указанием
   руководителя авиапредприятия (комплекса) по сравнению с  программой
   планового контроля в соответствии с ее задачами.
       Учетная  документация по контролю и внутреннему аудиту  системы
   качества хранится в авиапредприятии пять лет.
   
       4.17. Внутренние проверки качества
       Для  контроля качества процессов, работ или услуг и определения
   действенности   применяемых  корректирующих  воздействий,   система
   качества авиапредприятия должна периодически проверяться.
       Целями внутренних проверок (аудита) качества являются:
       1)  выявление, объективная оценка и предотвращение  действий  и
   поступков,  являющихся потенциально опасными  и  могущими  привести
   как   к   незначительным  ошибкам,  так  и  к  авариям,  на  основе
   независимого  и  систематического анализа, позволяющего  определить
   соответствие  деятельности  и  ее результатов  в  области  качества
   запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения  и
   соответствия поставленным целям;
       2)  удостоверение  в том, что система качества  авиапредприятия
   (система  общего  руководства качеством) и/или система  обеспечения
   качеством  функциональной деятельности (или отдельные ее  элементы)
   удовлетворяют   установленным  требованиям  (Политике   в   области
   качества), стабильно функционируют и эффективны.
       В  число  главных  объектов анализа, через внутренние  проверки
   качества, включаются:
       -   организационно-управленческие  условия  в  авиапредприятии,
   гарантирующие  обеспечение качества в соответствии с установленными
   требованиями;
       - состояние элементов системы качества;
       - организация деятельности в системе качества.
       Объектами   внутренней  проверки  (аудита)   системы   качества
   является  также деятельность подразделений (служб) авиапредприятия,
   участвующих  в  реализации  документированных  мероприятий  системы
   качества.
       Каждая конкретная проверка (аудит) может осуществляться  как  в
   нескольких  подразделениях  (службах),  участвующих  в  работах  по
   одному  из  элементов системы качества, так и в одном подразделении
   авиапредприятия,  выполняющего работы  по  всем  элементам  системы
   качества.
       В  общем случае порядок проведения внутренней проверки (аудита)
   предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:
       - определение масштаба внутренней проверки;
       - планирование аудиторской проверки;
       - подготовку к проведению аудиторской проверки;
       - сбор информации и ее протоколирование;
       - анализ и обобщение результатов внутренней проверки;
       - составление и сохранение документов и протоколов наблюдений.
       Организация   аудита  должна  начинаться  с  его  планирования.
   Годовой план составляется руководителем службы (группы) качества  и
   утверждается    руководителем   по   качеству.   В    этом    плане
   предусматривается    проведение   текущего    внутреннего    аудита
   подразделений   (служб)   авиапредприятия,   а   также   проведение
   аудиторских  проверок, необходимых для подтверждения корректирующих
   действий,   разработанных  и  реализованных  по  итогам  предыдущих
   проверок.
       На  основе  утвержденного  годового  плана  специалисты  службы
   (группы)  качества и руководители, включенных в план подразделений,
   планируют проведение конкретных проверок.
       Подготовка  к проведению внутреннего аудита должна  включать  в
   себя, как минимум, следующие процедуры и операции:
       -  разъяснение  целей,  задач и методов проведения  аудиторской
   проверки;
       -  согласование  общих  и индивидуальных  календарных  графиков
   аудита;
       -   установление   форм  официальных  средств   общения   между
   специалистами  по  системе  качества  (аудиторами)  и  сотрудниками
   проверяемого подразделения;
       - оформление позитивного отношения к аудиту.
       Процедуры   внутреннего  аудита  охватывают  проверки   системы
   качества,  проверки качества производственных процессов и  проверки
   качества реализуемых услуг заказчику и населению.
       Проверки системы качества могут проводиться периодически (но не
   реже  одного  раза  в  год)  на основании  установленного  порядка,
   определяющего  предмет проверки, методы проверки и критерии  оценки
   состояния объектов проверки по следующим направлениям:
       -  эффективность  организационной  структуры  системы  качества
   авиапредприятия в управлении качеством;
       - реализация планов и целей авиапредприятия;
       - процедуры системы качества;
       - поддержание и развитие производственной базы;
       - безопасность полетов;
       -   подготовка   доказательной  документации  для  сертификации
   авиапредприятия и ее соответствие фактическому состоянию дел;
       - система инспектирования;
       - эксплуатационные процедуры;
       - организация договорных работ с поставщиками и специалистами;
       - качество функционирования систем воздушных судов;
       -  состояние  навигационного и связного оборудования  воздушных
   судов и его использование;
       - масса, центровка и загрузка воздушных судов;
       - приборы и оборудование, обеспечение авиационной безопасности;
       - средства измерений (их проверка и аттестация);
       - руководства, формуляры и отчетная документация;
       - ограничения полетного и рабочего времени и времени отдыха;
       - контроль регулярности полетов;
       -  техническое  обслуживание воздушных судов и  мероприятия  по
   поддержанию летной годности воздушных судов;
       - затраты на качество;
       -  устранение  несоответствий, включая  исполнение  решений  по
   рекламациям;
       - подготовка членов летного и кабинного экипажей;
       - перевозка опасных грузов по воздуху;
       - подготовка авиационного персонала;
       - сохранность материального имущества
       - и по другим направлениям.
       Методы проведения внутренних проверок качества включают:
       -   беседы   или  обсуждение  с  сотрудниками  эксплуатационных
   процедур авиапредприятия;
       -  просмотр,  изучение и анализ нормативных  и  технологических
   документов авиапредприятия;
       - непосредственное наблюдение за эксплуатационной деятельностью
   авиапредприятия;
       -  анализ  архивных документов и предыдущих записей результатов
   наблюдений.
       Для    проведения   внутренних   проверок   системы    качества
   авиапредприятие  должно  иметь  специалистов  по  системе  качества
   (аудиторов),  которые должны располагать соответствующими  знаниями
   и  опытом в области организации, обеспечения и выполнения полетов и
   (или) технического обслуживания воздушных судов.
       В  зависимости  от  задач внутреннего аудита системы  качества,
   авиапредприятие    может   использовать   собственных    внештатных
   аудиторов   или   пользоваться  услугами   внешних   (приглашенных)
   аудиторов.
       Для    обеспечения    независимости   деятельности    аудиторов
   специалисты  службы  (группы)  качества  не  принимают  какого-либо
   повседневного    участия    в   деятельности    по    осуществлению
   эксплуатационных   процедур   и  (или)  технического   обслуживания
   воздушных  судов,  которые  подлежат внутреннему  аудиту.  Во  всех
   случаях   при  проведении  проверок  руководитель  службы  (группы)
   качества  обеспечивает и несет ответственность за то,  чтобы  лица,
   непосредственно  отвечающие за подлежащую аудиту  деятельность,  не
   включались в состав аудиторской группы.
       Специалисты  службы (группы) качества несут ответственность  за
   определение  и  фиксирование  любых  выявленных  несоответствий   и
   объективных   свидетельств,  составляющих  обоснование   выявленных
   результатов.
       Проверка    (аудит)   качества   осуществляется   в   следующей
   последовательности:
       -   ознакомление  с  документацией  подразделения  по   системе
   качества;
       - подтверждение ее соответствия установленным требованиям;
       -  подтверждение знания, понимания и использования документации
   персоналом подразделения;
       -    подтверждение    соблюдения    персоналом    подразделений
   авиапредприятия положений действующей документации;
       - регистрация всех наблюдений.
       Служба   (группа)  качества  взаимодействует  со   структурными
   подразделениями  авиапредприятия. В процессе взаимодействия  служба
   (группа) качества осуществляет:
       -  контроль  функционирования системы качества в подразделениях
   авиапредприятия;
       - контроль качества проведенных проверок;
       - формирование решений по выявленным результатам;
       -  контроль  реализации  решений  по  устранению  установленных
   несоответствий в рамках разработанных планов и графиков.
   
       4.18. Подготовка кадров
       Для   выполнения  этого  пункта  модели  необходимо  определить
   требования   к   персоналу,  порядок  определения  потребностей   в
   подготовке  кадров, планирования и проведения такой  подготовки  (в
   том числе и по вопросам обеспечения качества работ).
       Особое  внимание необходимо обратить на знание  персоналом  (до
   начала  работ)  преимуществ  качественного  выполнения  возложенных
   обязанностей и мер стимулирования такой работы.
       Стандарты   ГОСТ  Р  ИСО  серии  9000  обращают   внимание   на
   необходимость    преимущественно    экономических    (материальных)
   стимулов труда.
       4.18.1. Персонал системы качества авиапредприятия включает:
       - руководящий состав, обеспечивающий деятельность по качеству в
   рамках    общего    управления   качеством    деятельности    всего
   авиапредприятия;
       -   руководящий  состав  функциональных  подразделений  (служб)
   авиапредприятия,   обеспечивающий   непосредственное    руководство
   конкретными работами по обеспечению качества;
       - специалистов, выполняющих конкретные работы в технологическом
   цикле авиационного производства;
       -  специальный персонал, осуществляющий контроль и  оперативное
   управление    качеством   непосредственно   на    рабочих    местах
   (инспекторов авиапредприятия);
       -  специалистов в вопросах управления качеством, осуществляющих
   координацию  и  внутренние проверки всей деятельности  по  качеству
   авиапредприятия в целом (специалисты службы (группы) качества).
       Для   повышения  уровня  качества  и  обеспечения   стабильного
   качества  производственных  процессов к  решению  конкретных  задач
   системы  качества  могут привлекаться подразделения  и  специалисты
   обеспечивающих  служб  авиапредприятия,  а  также   организации   и
   специалисты, не входящие в авиапредприятие.
       Основным  общим требованием ко всему персоналу, участвующему  в
   системе  качества  авиапредприятия  и  обеспечивающему  ее  должное
   функционирование,   является  постоянное  повышение   квалификации,
   расширение  уровня знаний по обеспечению качества процессов,  работ
   и  услуг,  осуществляемых авиапредприятием и  углубление  знаний  о
   системе  обеспечения  качества,  ее  роли  и  месте  в  комплексном
   управлении   производственной   и  эксплуатационной   деятельностью
   авиапредприятия.  Критерии подбора персонала зависят  от  характера
   выполняемой работы. Политика авиапредприятия в отношении  персонала
   заключается в:
       -  осуществлении подбора сотрудников по принципу их возможности
   удовлетворять  требованиям,  точно определенным  для  данного  вида
   работы;
       -   обеспечении  условий  работы,  содействующих  качественному
   выполнению своих функций и хорошим, корректным деловым отношениям;
       -  реализации  возможности  каждого  работника  авиапредприятия
   посредством последовательных, созидательных методов работы и  более
   широкого вовлечения в работу по обеспечению качества;
       -  обеспечении  понимания предстоящих задач  и  целей,  которые
   ставятся  перед авиапредприятием (или службой), с учетом  характера
   их влияния на качество;
       -   достижении  осознанности  всем  персоналом  авиапредприятия
   причастности   и   влияния   на  качество  услуг,   предоставляемым
   потребителям;
       -   поощрении  усилий  персонала,  направленных  на   повышение
   качества, посредством должного их признания и вознаграждения;
       -   периодической   оценке   факторов,   побуждающих   персонал
   авиапредприятия обеспечивать качество процессов, работ и услуг;
       - применении планового продвижения персонала по службе;
       -   обеспечении  систематического  повышения  профессионального
   мастерства специалистов.
       В  работе с персоналом следует предусмотреть различные формы  и
   методы  морального  и  материального стимулирования  коллективов  и
   отдельных  работников  на  всех уровнях за достижение  необходимого
   качества.
       В  то  время как персонал службы (группы) качества с  конкретно
   предписанными  обязанностями во главе с руководителем  по  качеству
   может  способствовать  достижению качества  (при  создании  системы
   качества,  ее  функционировании и проверке, проведении  постоянного
   оценивания   и   анализа   для   ее   совершенствования),   следует
   подчеркнуть,  что  он не является тем персоналом,  который  создает
   качество.  Эти  лица являются только частью системы  качества.  При
   этом  ответственность  за  качество децентрализована,  т.е.  каждый
   работник   несет  ответственность  за  качество  своей  собственной
   работы, зная ее влияние на конечный результат и делая упор в  своей
   деятельности на предотвращение потенциальных проблем.
       4.18.2.  Авиапредприятие должно разрабатывать и поддерживать  в
   рабочем  состоянии процедуры определения потребностей в  подготовке
   и  обеспечении  подготовки  всего персонала,  выполняющего  работы,
   влияющие на качество.
       Соответствующие данные о подготовке персонала должны  постоянно
   регистрироваться.   Подготовка   технического   персонала    должна
   способствовать  получению дополнительных знаний в области  качества
   на основе специально разработанных и утвержденных учебных планов  и
   программ.
       В   системе   качества  должны  быть  предусмотрены   следующие
   документы:
       1) Положение о профессиональной подготовке в области качества.
       2)   Журнал  учета  заявок  подразделений  авиапредприятия   на
   повышение квалификации.
       3)   План  по  повышению  квалификации  с  отметками   по   его
   соблюдению.
       4)   График  подготовки  специалистов  в  области  качества   в
   аккредитованных образовательных учреждениях.
       5)  Учебные планы, программы и расписание обучения персонала  в
   области качества, организованного в авиапредприятии.
       6) Журналы контроля посещаемости занятий.
       7)  Журналы  учета  документов  (удостоверений,  сертификатов),
   подтверждающих    прохождение    персоналом    курсов     повышения
   квалификации в области качества.
       8) План аттестации сотрудников в области качества.
       9)    Протоколы,    документирующие    проведение    аттестации
   (собеседований)  и  выдачу  аттестатов (документов  об  аттестации)
   персоналу авиапредприятия.
   
       4.19. Техническое обслуживание
       В   соответствии   с  требованиями  ФАП-145   "Организации   по
   техническому   обслуживанию   и   ремонту   авиационной    техники"
   организация по ТОиР АТ должна разработать и поддерживать в  рабочем
   состоянии систему качества.
       Система   качества   по  ТОиР  АТ  должна   разрабатываться   в
   соответствии  с  требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО  серии  9000  и
   нормативными   документами   специально   уполномоченного    органа
   исполнительной власти в данной области деятельности.
   
       4.20. Статистические методы
       Для  анализа  работы  авиапредприятия за  определенный  период,
   определения  тенденций  его  развития и разработки  отчетности,  на
   авиапредприятии  должен  быть  организован  сбор  информации  с  ее
   последующей статистической обработкой.
       Выбор  статистических  методов обработки информации  в  области
   качества   должен  производиться  в  соответствии  с   требованиями
   исполнительной    власти    Российской    Федерации,     специально
   уполномоченного  органа  в  области гражданской  авиации  и  ИСО/ТО
   13425:1995  "Руководящие указания по выбору статистических  методов
   при стандартизации и разработке технических требований".
   
             5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДСТВУ ПО КАЧЕСТВУ
                        (ПО МС ИСО 10013:1995)
   
       5.1. Назначение Руководства по качеству
       Основным  (базовым)  документом  общего  руководства  качеством
   должно  являться  Руководство по качеству авиапредприятия,  которое
   может   оформляться  отдельным  томом  или  являться   неотъемлемой
   составной  частью Руководства по производству полетов,  Руководства
   по  деятельности в области ТОиР и других руководств (для  небольших
   авиапредприятий и организаций).
       Назначением Руководства по качеству является изложение Политики
   в  области  качества,  а также общее описание  системы  обеспечения
   качества,    управления    качеством    и    улучшения     качества
   предоставляемых  авиационных  услуг.  Оно  может   охватывать   всю
   деятельность  авиапредприятия (когда речь  идет  о  системе  общего
   руководства  качеством) или только ее части. Когда  Руководство  по
   качеству  отражает требования обеспечения качества, оно  называется
   Руководством по обеспечению качества.
       Согласно  стандартам  ИСО  серии 9000 Руководство  по  качеству
   является  основополагающим документом системы качества  и  содержит
   материал  по поддержанию ее в рабочем состоянии. Следует  отметить,
   что  Руководство по качеству новый для отечественной  практики  вид
   документа  по  качеству и опыт его создания и применения  в  стране
   еще  невелик, однако, в работе эксперта-аудитора (как внешнего, так
   и внутреннего) роль этого документа исключительно велика.
       Руководство   по   качеству   является   как   бы   собственной
   "конституцией"    авиапредприятия   как    независимого    субъекта
   хозяйственной  деятельности  в области  обеспечения  качества  всех
   производственных процессов, работ и услуг.
       Именно  этот  документ  позволяет  эксперту-аудитору  (и  всему
   персоналу     авиапредприятия)     ознакомиться     с     Политикой
   авиапредприятия в области качества, с состоянием базовых  элементов
   системы,    с   ответственностью   и   полномочиями   руководителей
   авиапредприятия   (или  его  служб  и  подразделений)   в   области
   качества,  с  процедурами  качества и с документацией,  необходимой
   для выполнения требований отдельных элементов системы качества.
       Основные  требования  к  Руководству  по  качеству  изложены  в
   стандарте   ИСО  10013:1995  "Руководящие  указания  по  разработке
   Руководства  по  качеству", согласно которому общее Руководство  по
   качеству   должно  рассматриваться  как  документ  авиапредприятия,
   содержащий   Политику  в  области  качества,  описание   процессов,
   правил,  процедур  и  методов по обеспечению  стабильного  качества
   процессов, работ и услуг на всех этапах жизненного цикла  продукции
   (предоставляемых услуг) авиапредприятия (его петли качества).
       В  соответствии с ИСО 10013:1995 Руководства по качеству  могут
   разрабатываться  и  использоваться  авиапредприятиями  в  следующих
   целях (но не ограничены ими):
       а) изложение политики, процедур и требований авиапредприятия  в
   области качества;
       б)   установление  ответственности  и  полномочий  руководящего
   персонала в области качества;
       в)   описание  организации  и  внедрения  эффективной   системы
   качества;
       г)   формирование   методов   более   совершенного   управления
   установившейся практикой и процедурами по обеспечению качества;
       д) обеспечение документированной основы для проведения проверок
   системы качества;
       е)    рационализация    деятельности   подразделений    (служб)
   авиапредприятия в области качества;
       ж)  обеспечение непрерывности функционирования системы качества
   и реализация ее требований при изменении условий эксплуатации;
       з)  подготовка  персонала,  занятого разработкой  требований  к
   системе качества и методов оценки ее соответствия;
       и) представление системы качества для внешних целей, таких, как
   демонстрация соответствия требованиям стандартов ГОСТ Р  ИСО  9001,
   9002 и 9003;
       к)  демонстрация  соответствия системы качества  требованиям  к
   качеству в конкретных ситуациях и другие.
       Наряду с этим Руководство по качеству дает возможность:
       -   проверяющим   полномочным  органам:  получить   необходимое
   подтверждение,  что  действующая система  качества  авиапредприятия
   эффективна    и   позволяет   своевременно   получить   необходимую
   информацию    о    деятельности   авиапредприятия    и    принимать
   соответствующие управляющие решения и корректирующие действия;
       -  потребителям  и заказчикам воздушных перевозок,  авиационных
   работ   и  услуг:  получить  доступную  необходимую  информацию   о
   деятельности   авиапредприятия,  позволяющую  сделать  обоснованный
   выбор  или  принять  нужные  решения об использовании  предлагаемых
   авиапредприятием услуг;
       -  руководству  авиапредприятия: сформулировать  и  реализовать
   Политику  для планирования и управления деятельностью, влияющей  на
   качество производственных процессов и предоставляемых услуг;
       -  персоналу авиапредприятия: получить необходимую информацию о
   роли  и  месте каждого работника авиапредприятия в системе качества
   при выполнении им установленных функций.
       Руководство  по качеству авиапредприятия применяется  ко  всему
   спектру   видов   деятельности,  связанной   с   качеством   внутри
   авиапредприятия   на  всех  этапах  производственного   цикла:   от
   маркетинга  до оценки качества результатов деятельности  каждой  из
   служб  авиапредприятия. В случае, если авиапредприятие не выполняет
   самостоятельно    какие-либо   процедуры   и   является    основным
   подрядчиком  при  работе с контрагентами, должна быть  подготовлена
   соответствующая   документация   по   обеспечению   качества    при
   взаимодействии авиапредприятия и субподрядчиков.
       Руководство  по  качеству  может  содержать  или  ссылаться  на
   документированные  процедуры системы качества, предназначенные  для
   общего   планирования  и  управления  деятельностью,  влияющей   на
   качество  внутри  авиапредприятия. Руководство по  качеству  должно
   охватывать  все применяемые элементы системы качества,  необходимые
   для  конкретного авиапредприятия. При этом каждая документированная
   процедура  может  рассматриваться  либо  как  завершенный   элемент
   системы    качества,    либо   как   звено   в   последовательности
   взаимодействий,   связанных   с  несколькими   элементами   системы
   качества.
       Количество  документированных  процедур  в  Руководстве,  объем
   каждой  из  них, характер их оформления и порядок доведения  их  до
   персонала  должны  быть определены руководством авиапредприятия.  В
   этом  случае Руководство по качеству является одновременно и  общим
   руководством по обеспечению качества и информационным источником  и
   предназначено,    прежде    всего,   для    использования    внутри
   авиапредприятия  при  условии, что весь персонал  должен  соблюдать
   требования Руководства по качеству.
   
       5.2. Структура и форма Руководства по качеству
       Структура   и   форма  Руководства  по  качеству   может   быть
   произвольной,  но  оно  должно включать  точную,  полную  и  четкую
   Политику  в  области качества, цели и руководящие документированные
   процедуры на основе:
       а)   прямого   изложения  документированных  процедур   системы
   качества;
       б)  выборки  или  повторения процедур из  документации  системы
   качества;
       в) самостоятельного документа;
       г) нескольких документов или уровней документации.
       Одним   из  методов,  обеспечивающих  адекватную  адресацию   и
   расположение  рассматриваемого вопроса, является привязка  разделов
   Руководства  по качеству к элементам качества в основном  стандарте
   на  систему  качества.  В  равной степени  приемлемыми  являются  и
   другие  подходы,  например,  структурирование  руководства  с  тем,
   чтобы оно отражало характер авиапредприятия.
       В   крупных  авиапредприятиях  может  разрабатываться  иерархия
   документов типа "Руководство по качеству" в формах:
       - Общего "Руководства по качеству";
       -  Руководства  по  обеспечению качества  для  различных  видов
   производства (по видам деятельности авиапредприятия);
       -  Руководства  по  обеспечению качества  для  различных  служб
   авиапредприятия.
       В  случае если в авиапредприятии разрабатываются Руководства по
   обеспечению качества по видам деятельности или для различных  служб
   авиапредприятия,    общее   Руководство   по   качеству    является
   документом,   связующим  в  единое  целое  всю   систему   качества
   авиапредприятия. При этом необходимо обеспечить, чтобы  руководства
   не вступали в противоречие.
       Для  летной  службы авиапредприятия Руководство по  обеспечению
   качества   летной  деятельности,  разрабатывается  в   виде   главы
   "Руководства по производству полетов".
       Когда в авиапредприятии разрабатывается только "Руководство  по
   качеству",  то оно применяется как для целей управления  качеством,
   так и для обеспечения качества.
       В  малых авиапредприятиях, с общей численностью персонала 50  и
   менее человек, "Руководство по качеству" включается в виде главы  в
   "Руководство  по  производству полетов" и отдельным  документом  не
   издается.
       Любое  руководство по качеству должно идентифицировать  функции
   администрации,   содержать   документированное   описание   системы
   качества и процедур или ссылки на них.
       Общий  перечень  вопросов,  которые  должны  быть  отражены   в
   Руководствах по качеству, включает:
       а)   изложение   Политики  в  области  качества,   процедур   и
   требований;
       б)  формулирование  функций и задач, решаемых  при  обеспечении
   качества;
       в) используемую терминологию;
       г) характеристику авиапредприятия, сведения о его руководстве и
   юридическом адресе;
       д) принципы организации системы качества;
       е)  распределение  ответственности  и  полномочий  руководящего
   состава в области качества;
       ж) описание элементов системы качества и действий по управлению
   процессами,  обеспечивающими соблюдение  установленных  к  качеству
   требований;
       з) описание структуры системы качества;
       и) персонал системы качества;
       к)  организацию внутренних проверок качества, средства проверки
   и персонал;
       л)   процедуры  внутренних  проверок  качества,  отчетность   и
   корректирующие действия и мероприятия;
       м) документацию системы качества;
       н) систему регистрации и учета документов системы качества;
       о) систему подготовки персонала в области качества;
       п)   приложения   с  вспомогательной  информацией,   если   это
   целесообразно.
   
       5.3. Подготовка Руководства по качеству
       Руководство  по качеству формирует основу для практических  мер
   по  обеспечению  качества (подготовка Программы качества  и  планов
   обеспечения  качества),  в  том числе по  обеспечению  безопасности
   полетов,  которые  объединяют  в себе  все  действия  и  системные,
   комплексные       мероприятия,      обеспечивающие      эффективное
   функционирование системы качества. Оно определяет  краткосрочные  и
   долгосрочные  задачи по качеству, а также механизм  их  реализации,
   что   соответствует  требованиям  Федеральных  авиационных   правил
   России  и  других нормативных документов, регулирующих деятельность
   авиапредприятия в современных условиях.
       5.3.1. Содержание руководства
       Руководство по качеству должно, как пример, содержать:
       а) название, назначение и область применения;
       б) оглавление;
       в) раздел "Термины и определения", если это необходимо;
       г)  вводную часть, включающую сведения об организации  и  самом
   Руководстве по качеству;
       д) политику и цели организации в области качества;
       е)   описание  организационной  структуры,  ответственности   и
   полномочий;
       ж)  описание  элементов  системы качества  и  любые  ссылки  на
   документированные  процедуры системы качества, включая  контроль  и
   проверки (аудит) качества;
       з) путеводитель к руководству по качеству, если необходимо;
       и) приложения с дополнительной информацией, если необходимо.
       Примечание:   Порядок  построения  содержания  руководства   по
   качеству   может   изменяться   в  соответствии   с   потребностями
   пользователя.
   
       5.3.2. Название, назначение и область применения
       Название и сфера действия Руководства по качеству должны  четко
   определять  организацию,  в  которой  применяется  руководство   по
   качеству.   Этот  раздел  Руководства  по  качеству  должен   также
   определять  применение элементов системы качества. Чтобы обеспечить
   четкость   и   избежать   путаницу,  также   может   быть   уместно
   использование   указаний,  например,  на  что  не  распространяется
   Руководство  по  качеству,  и  в каких  ситуациях  его  не  следует
   использовать.  Часть  или  вся  эта  информация  может  быть  также
   помещена на титульном листе.
       5.3.3. Оглавление
       В  оглавлении Руководства по качеству следует привести названия
   разделов  и  указать,  как их можно найти.  Система  нумерации  или
   кодирования  разделов,  подразделов, страниц,  рисунков,  примеров,
   диаграмм, таблиц и т.д., должна быть четкой и логичной.
       5.3.4. Вводная часть
       Вводная  часть  Руководства по качеству должна содержать  общую
   информацию об авиапредприятии и о самом Руководстве по качеству.
       Минимальной  информацией  об авиапредприятии  должны  быть  его
   наименование,  местоположение, адрес и способ связи  с  ним.  Можно
   также   включать   дополнительную  информацию  об  авиапредприятии,
   например,   характер   предпринимательской  деятельности,   краткое
   описание происхождения, предысторию и т.д.
       Информация о самом Руководстве по качеству должна включать:
       а)  идентификацию  текущего издания или  срока  действия,  дату
   выпуска  или  срок  действия  и  идентификацию  измененных  пунктов
   содержания;
       б)  краткое  описание  того,  как  пересматривается  и  ведется
   руководство  по  качеству;  кто  и  как  часто  пересматривает  его
   содержание,  кто  уполномочен изменять Руководство  по  качеству  и
   утверждать  его. Эту информацию можно также привести  при  описании
   соответствующего  элемента  системы; можно  также  включить  способ
   описания  предыстории  любого  изменения  в  процедуре,  если   это
   уместно;
       в)  краткое  описание документированных процедур,  используемых
   для    идентификации   статуса   и   управления    распространением
   Руководства  по качеству; указание о том, содержит ли  оно  или  не
   содержит  конфиденциальную информацию и используется ли только  для
   внутренних  целей авиапредприятия или оно может быть доступным  для
   использования вне авиапредприятия;
       г)  свидетельство  об  утверждении  лицами,  ответственными  за
   одобрение содержания Руководства по качеству.
       5.3.5. Термины и определения
       Раздел  "Термины  и  определения" должен содержать  определение
   терминов   и   понятий,   используемых   исключительно   в   данном
   Руководстве по качеству. Для ряда терминов целесообразно  применять
   ссылки   на   существующие   понятия  в   действующих   нормативных
   документах.
       5.3.6. Политика и цели авиапредприятия в области качества
       Политика    в   области   качества   и   цели   авиапредприятия
   разрабатываются руководством авиапредприятия и оформляются  в  виде
   раздела   Руководства  по  качеству.  Именно   здесь   представлены
   обязательства  субъекта  хозяйственной  деятельности  и  описаны  в
   общих  чертах  его цели, функции и задачи в области качества.  Этот
   раздел    является    официальным    оформлением    ответственности
   авиапредприятия     за     соблюдение     требований     Воздушного
   законодательства и интересов потребителей по обеспечению  качества.
   В  этом разделе Руководства должно также быть описано, как Политика
   в  области качества становится известной и понятной всем работникам
   авиапредприятия и как она осуществляется и поддерживается  на  всех
   уровнях.  Конкретные заявления о Политике в области качества  могут
   также  располагаться под соответствующим элементом системы качества
   с   учетом  многофункциональной  деятельности  различных  служб   и
   подразделений авиапредприятия.
       5.3.7. Организационная структура, ответственность и полномочия
       Описание    организационной   структуры    системы    качества,
   распределения  ответственности  и полномочий  руководящего  состава
   должны   содержать   подробности   в   отношении   ответственности,
   полномочий    и    взаимодействия   всех   служб    (подразделений)
   авиапредприятия   и   ответственных  лиц  в  соответствии   с   его
   организационной    структурой,    которые    осуществляют     общее
   руководство, исполнение и проверку работы, влияющей на качество.
       5.3.8. Элементы системы качества
       Остальная  часть Руководства по качеству должна  описывать  все
   применяемые  в  данном авиапредприятии элементы  системы  качества,
   учитывая  конкретную специфику его деятельности.  Описание  следует
   подразделять на логические разделы, дающие представление  о  хорошо
   скоординированной  системе  качества.  Этого  можно  достичь  путем
   включения  документированных процедур системы качества  или  ссылок
   на    них.    Особое   внимание   уделяется   процедурам   контроля
   (инспектирования)   тех   операций   производственного    процесса,
   неудовлетворительное  осуществление  которых   оказывает   наиболее
   значительное    влияние   на   безопасность    полетов,    культуру
   обслуживания, стабильность качественных показателей.
       Отдельный раздел Руководства должен быть посвящен организации и
   процедурам внутренних проверок (аудита) качества. Сюда входят:
       - процедуры внутренних проверок качества;
       - процедуры ведения отчетности;
       -   процедуры   контроля  исполнения  планов   мероприятий   по
   устранению недостатков;
       - система учета проверок и их результатов.
       5.3.9. Персонал системы качества и управление документацией
       Отдельно   в   Руководстве  рассматриваются  персонал   системы
   качества,  система профессиональной подготовки персонала в  области
   качества,  а также структура и управление документацией  в  системе
   качества,  включающая  правила  ведения  и  обращения  документации
   системы.
       5.3.10. Использование экземпляров Руководства по качеству
       Контрольный  экземпляр общего Руководства  по  качеству  должен
   храниться  в службе (группе) качества. Учтенные копии нумеруются  и
   выделяются  только  тем должностным лицам авиапредприятия,  органам
   контроля  и представителям заказчика, которые являются официальными
   пользователями  служебной информации. Каждый пользователь  (включая
   органы  по  сертификации) общего Руководства по  качеству  получает
   вносимые  в  него  изменения  и  дополнения,  извещения  о  которых
   осуществляет  служба  (группа)  качества  авиапредприятия  и  несет
   ответственность за своевременность их внесения и достоверность.
   
          6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ КАЧЕСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ
   
       6.1. Основные положения
       Программа   качества   авиапредприятия   рассматривается    как
   документ,  определяющий конкретные меры по каждой  функции  системы
   качества,  а  также  устанавливающий ресурсы  и  последовательность
   действий,   относящихся   к   конкретной   деятельности   служб   и
   подразделений авиапредприятия в области качества.
       Программа  качества  должна разрабатываться  в  соответствии  с
   рекомендациями   стандарта   ИСО  10005:1996   "Общее   руководство
   качеством  и  элементы  системы качества. Руководящие  указания  по
   программе качества".
       Программу  качества  можно использовать в  авиапредприятии  для
   обеспечения  соответствующего планирования и реализации  конкретных
   требований   нормативных   документов  специально   уполномоченного
   органа  в  области  гражданской  авиации  к  качеству  деятельности
   функциональных  служб  и  подразделений авиапредприятия.  Ее  можно
   использовать   для  демонстрации  конкретного  применения   системы
   качества  к  определенным  видам воздушных  перевозок,  авиационных
   работ или услуг.
       Программа   качества   должна  быть   совместимой   с   другими
   разработанными в авиапредприятии программами (планами).
       Программа   качества   предоставляет   механизм   привязки    к
   действующим  производственным процессам дополнительных  мероприятий
   по   обеспечению  качества  по  функциям  системы   качества.   Эта
   программа  не  требует  разработки  полного  набора  процедур   или
   инструкций  сверх  уже существующих, хотя некоторые  дополнительные
   процедуры  могут  быть необходимыми для решения конкретных  текущих
   задач.
       Программа качества может использоваться для контроля  и  оценки
   соблюдения  требований к качеству, а в случае малых авиапредприятий
   -  включена  в  Руководство по качеству в виде одного  из  разделов
   (или  приложений). Она должна показывать прямо или путем ссылок  на
   соответствующие  документированные процедуры или  другие  документы
   (РПП,   СТП   и  т.д.),  как  требуемые  виды  деятельности   будут
   выполняться  в  части соблюдения требований к обеспечению  качества
   функциональными службами или подразделениями авиапредприятия.
       При   подготовке  Программы  качества  следует   определить   и
   документально    оформить   деятельность   в    области    качества
   применительно к функциональным службам и подразделениям для  каждой
   функции  системы качества. Многое из необходимой общей документации
   может   содержаться  в  Руководстве  по  качеству  или  специальных
   программах  (планах) мероприятий по той или иной  целевой  функции,
   например, по предупреждению авиационных происшествий.
       Форма   и   уровень   детализации  Программы  качества   должны
   соответствовать    любому   согласованному    требованию    органов
   государственного  контроля и сложности предстоящей  деятельности  в
   авиапредприятии.
       В  соответствии с концепцией комплексного управления  качеством
   долгосрочное   планирование  осуществляется  на  базе   программно-
   целевого  подхода  к  процессам обеспечения  качества.  Достоинство
   программно-целевого подхода заключается в том, что  на  его  основе
   можно  координировать  деятельность  всех  функциональных  служб  и
   подразделений  авиапредприятия  по реализации  Политики  в  области
   качества  с  учетом  начальных ресурсов для  наиболее  эффективного
   решения  поставленных  стратегических  и  тактических  задач.   При
   правильном   применении   данный  подход   обеспечивает   гибкость,
   динамичность и адаптивность системы качества, создает условия,  при
   которых   повышается  ответственность  за  выполнение  определенных
   руководством задач и контроль их исполнения.
       Применение   программно-целевого  подхода  предполагает   через
   Программу качества:
       - установить наличие проблемы и определить цели;
       - сформировать целереализующую систему мероприятий и конкретных
   работ   в   области  качества  по  определенным  функциям   системы
   качества;
       - создать механизм реализации Программы качества.
       Поэтому  Программу  качества следует  рассматривать  как  метод
   планирования  или  совокупность мероприятий, конкретизированных  по
   срокам  и  исполнителям, направленных на осуществление поставленных
   целей    и   обеспечение   необходимыми,   заранее   определенными,
   финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
       Структура  программы  должна  отражать  подход  к  ней  как   к
   плановому   документу   первого   уровня   всего   авиапредприятия,
   содержащему  взаимосвязанные  по срокам,  ресурсам  и  исполнителям
   задания  по повышению качества стратегического характера,  а  также
   комплекс мероприятий, обеспечивающих их реализацию.
       Содержание  конкретных  работ,  выполняемых  на  каждом  этапе,
   порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных  лиц
   авиапредприятия, функции и права руководителя разработки  Программы
   качества    и    отдельных    программ   (планов)    должны    быть
   регламентированы специальным документом авиапредприятия,  например,
   Приказом по авиапредприятию.
       Формирование  мероприятий,  включаемых  в  Программу  качества,
   должно  начинаться с определения тех мероприятий, которые  возможно
   предусмотреть в начальный период разработки. В связи с тем, что  на
   первоначальном  этапе  разработки  Программы  не  всегда   возможно
   предусмотреть  все  необходимые  мероприятия,  следует   определить
   также порядок периодической их корректировки и дополнения.
       При  этом  поиск  путей  повышения  эффективности  планирования
   качества ведется в двух направлениях:
       - разграничение стратегических и оперативных функций управления
   качеством и их раздельное финансирование и исполнение;
       -  применение  многовариантности планирования, т.е.  разработка
   целевого  ряда  ситуационных планов с  целью  быстрой  адаптации  к
   имеющимся внутренним и внешним условиям.
       Учитывая  долгосрочный характер мероприятий, которые включаются
   в  Программу  качества,  особенно  в  условиях  самофинансирования,
   повышается  риск  принятия неверных решений, что может  привести  к
   значительным  финансовым  и  другим  потерям.  Поэтому   на   этапе
   разработки  Программы необходимо использовать  специальные  методы,
   позволяющие  оценивать возможный риск. Такими методами могут  быть,
   например, метод сетевого планирования, метод формирования  программ
   по  отдельным  стадиям  "петли качества",  экономико-математические
   методы планирования и т.д.
       Программа качества должна быть проанализирована на соответствие
   заданным  целям  руководством служб и подразделений авиапредприятия
   и     официально     утверждена    руководителем    авиапредприятия
   (ответственным руководителем по качеству).
   
       6.2. Требования к содержанию Программы качества
       Общее  планирование работ по обеспечению качества  производится
   при разработке годовой комплексной Программы качества.
       В Программе качества определяется календарный перечень работ по
   обеспечению   качества.   В  связи  с  многоплановостью   Программы
   качества,  целесообразна ее разработка в виде пакета  таблиц  (план
   графиков).
       Многие  необходимые документы, включенные в Программу качества,
   могут   быть   представлены  в  виде  части  документации   системы
   качества.  В  этом  случае в Программе качества должна  содержаться
   ссылка  на  данный  конкретный документ. Если какого-либо  элемента
   такой  документации пока не существует, но в нем есть  потребность,
   его  разработка может быть включена в Программу качества в качестве
   ее элемента или приложения к ней.
       Как  минимум,  Программа  качества должна  содержать  следующие
   разделы:
       - цели и задачи авиапредприятия на очередной период;
       -  перечень  и  сроки мероприятий, в том числе сроки  и  объемы
   внутренних проверок;
       -  конкретное распределение обязанностей и полномочий персонала
   авиапредприятия по выполнению запланированных мероприятий;
       - план дооснащения или модернизации оборудования;
       -  план  подготовки (повышения квалификации) персонала  (в  том
   числе и персонала службы качества);
       - методику оценки достижения целей Программы;
       - порядок корректировки Программы при выявлении несоответствий;
       -  план финансирования работ по обеспечению качества. Программа
   качества  должна  определять в авиапредприятии  лиц,  ответственных
   за:
       -  обеспечение  планирования внедрения, управления  и  контроля
   деятельности,  необходимой в соответствии  с  действующей  системой
   качества;
       -  информирование о требованиях, относящихся к конкретным видам

Новости
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное