Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА. РД 31.81.10-91 (УТВ. МИНМОРФЛОТОМ СССР 17.09.1991)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   ¦                   ¦электрогидравлическим), заменяющие ручной   ¦
   ¦                   ¦труд                                        ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦29. Страховочный   ¦Стальной канат, предназначенный для         ¦
   ¦леер               ¦крепления за него страховочных концов       ¦
   ¦                   ¦предохранительных поясов в местах, где      ¦
   ¦                   ¦требуется страховка работающих от падения   ¦
   ¦                   ¦с высоко расположенных мест (натягивается   ¦
   ¦                   ¦между носовой и кормовой частями надстройки ¦
   ¦                   ¦с мачтами или специальными стойками, а также¦
   ¦                   ¦в других местах)                            ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦30. Судовой        ¦Самоходное судно с ограниченным             ¦
   ¦буксировщик        ¦районом плавания, предназначенное           ¦
   ¦                   ¦для транспортировки лихтеров от причала     ¦
   ¦                   ¦к лихтеровозу и обратно, а также для        ¦
   ¦                   ¦обеспечения их ввода (вывода) на грузовое   ¦
   ¦                   ¦устройство лихтеровоза                      ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦31. Штормовой леер ¦Стальной канат, натягиваемый в проходах на  ¦
   ¦                   ¦верхних палубах и надстройках, для          ¦
   ¦                   ¦обеспечения безопасности передвижения людей ¦
   ¦                   ¦во время шторма                             ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦32. Переносное     ¦Переносное заземление является мерой защиты ¦
   ¦заземление         ¦работающих от случайного появления          ¦
   ¦                   ¦напряжения питания или наведенного тока     ¦
   ¦                   ¦(потенциала). Оно применяется при           ¦
   ¦                   ¦производстве работ на распределительных     ¦
   ¦                   ¦щитах, в шкафах и пусковых станциях при     ¦
   ¦                   ¦полном снятии напряжения, на кабельных      ¦
   ¦                   ¦магистралях и в случае, когда место         ¦
   ¦                   ¦производства работ связано с разветвленной  ¦
   ¦                   ¦цепью.                                      ¦
   ¦                   ¦Необходимость наложения переносного         ¦
   ¦                   ¦заземления в каждом конкретном случае       ¦
   ¦                   ¦определяется электромехаником судна.        ¦
   ¦                   ¦Заземления должны быть наложены на          ¦
   ¦                   ¦токоведущие части всех фаз отключенной для  ¦
   ¦                   ¦производства работ части электроустановки со¦
   ¦                   ¦всех сторон, откуда может быть подано       ¦
   ¦                   ¦напряжение (в том числе и вследствие        ¦
   ¦                   ¦обратной трансформации). Эти заземления     ¦
   ¦                   ¦могут накладываться при помощи специальных  ¦
   ¦                   ¦приспособлений (перемычек, штанг и т.п.) и  ¦
   ¦                   ¦должны быть отделены от токоведущих частей  ¦
   ¦                   ¦или оборудования, на котором непосредственно¦
   ¦                   ¦производится работа, автоматами,            ¦
   ¦                   ¦разъединителями, выключателями,             ¦
   ¦                   ¦рубильниками, снятыми предохранителями,     ¦
   ¦                   ¦демонтированными участками и т.п. При этом  ¦
   ¦                   ¦на рукоятках указанной коммутационной       ¦
   ¦                   ¦аппаратуры и клеммах предохранителей должны ¦
   ¦                   ¦быть вывешены предписывающие знаки:         ¦
   ¦                   ¦"ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном числу      ¦
   ¦                   ¦наложенных заземлений.                      ¦
   ¦                   ¦Наложение заземления производится только    ¦
   ¦                   ¦электротехническим персоналом после проверки¦
   ¦                   ¦отсутствия напряжения.                      ¦
   ¦                   ¦Переносное заземление должно быть           ¦
   ¦                   ¦предварительно присоединено к корпусу судна,¦
   ¦                   ¦а затем (после проверки отсутствия          ¦
   ¦                   ¦напряжения на частях, подлежащих заземлению)¦
   ¦                   ¦накладывается на токоведущие части и надежно¦
   ¦                   ¦крепится к ним с помощью струбцин, зажимов и¦
   ¦                   ¦других приспособлений.                      ¦
   ¦                   ¦Снимать заземление следует в обратном       ¦
   ¦                   ¦порядке, т.е. сначала снять его с           ¦
   ¦                   ¦токоведущих частей, а затем отсоединить от  ¦
   ¦                   ¦корпуса.                                    ¦
   ¦                   ¦Запрещается пользоваться для заземления     ¦
   ¦                   ¦каким-либо проводником, не предназначенным  ¦
   ¦                   ¦для этой цели, а также производить          ¦
   ¦                   ¦присоединение заземлений путем их скрутки.  ¦
   ¦                   ¦Наложение заземлений не требуется при работе¦
   ¦                   ¦на оборудовании:                            ¦
   ¦                   ¦- если от него отсоединены все шины, провода¦
   ¦                   ¦к кабелям, по которым может быть подано     ¦
   ¦                   ¦напряжение;                                 ¦
   ¦                   ¦- если на него не может быть подано         ¦
   ¦                   ¦напряжение путем обратной трансформации или ¦
   ¦                   ¦от постороннего источника;                  ¦
   ¦                   ¦- при условии, что на этом оборудовании не  ¦
   ¦                   ¦наводится напряжение.                       ¦
   ¦                   ¦Концы отсоединенного кабеля при этом должны ¦
   ¦                   ¦быть замкнуты накоротко и заземлены.        ¦
   ¦                   ¦При работе с частичным снятием напряжения   ¦
   ¦                   ¦должны быть выполнены мероприятия,          ¦
   ¦                   ¦препятствующие касанию работающих лиц к     ¦
   ¦                   ¦токоведущим частям, находящимся под         ¦
   ¦                   ¦напряжением.                                ¦
   ¦                   ¦К числу таких мероприятий относятся:        ¦
   ¦                   ¦- безопасное расположение работающих лиц по ¦
   ¦                   ¦отношению к находящимся под напряжением     ¦
   ¦                   ¦токоведущим частям;                         ¦
   ¦                   ¦- применение основных и дополнительных      ¦
   ¦                   ¦изолирующих защитных средств                ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦33. Работа при     ¦Работа, которая производится в              ¦
   ¦полном снятии      ¦электроустановке, механизме либо на         ¦
   ¦напряжения         ¦определенном участке, где со всех           ¦
   ¦                   ¦токоведущих частей (в том числе с линейных  ¦
   ¦                   ¦и кабельных вводов) снято напряжение,       ¦
   ¦                   ¦исключена подача его от других участков,    ¦
   ¦                   ¦находящихся под напряжением, и где нет      ¦
   ¦                   ¦доступа к соседней электроустановке, секции ¦
   ¦                   ¦щита и т.п., находящимся под напряжением.   ¦
   ¦                   ¦На месте производства работ с полным снятием¦
   ¦                   ¦напряжения должны быть отключены:           ¦
   ¦                   ¦- токоведущие части, на которых производится¦
   ¦                   ¦работа;                                     ¦
   ¦                   ¦- токоведущие части, доступные прикосновению¦
   ¦                   ¦при выполнении работ (эти части допускается ¦
   ¦                   ¦не обесточивать, если они будут ограждены   ¦
   ¦                   ¦изолирующими накладками из изоляционных     ¦
   ¦                   ¦материалов, обеспечивающих безопасность).   ¦
   ¦                   ¦Отключение должно производиться таким       ¦
   ¦                   ¦образом, чтобы выделенное для выполнения    ¦
   ¦                   ¦работы электрооборудование либо отдельный   ¦
   ¦                   ¦участок были со всех сторон надежно отделены¦
   ¦                   ¦от токоведущих частей, находящихся под      ¦
   ¦                   ¦напряжением, с помощью коммутационной       ¦
   ¦                   ¦аппаратуры (выключатели, автоматы,          ¦
   ¦                   ¦контакторы, разъединители, рубильники и др.)¦
   ¦                   ¦и снятием предохранителей                   ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦34. Работа с       ¦Работа, которая производится на отключенном ¦
   ¦частичным снятием  ¦участке, но соседние участки находятся под  ¦
   ¦напряжения         ¦напряжением, или на участке, где напряжение ¦
   ¦                   ¦полностью снято, но есть незакрытый вход в  ¦
   ¦                   ¦соседнюю электроустановку или секцию,       ¦
   ¦                   ¦находящуюся под напряжением. В этих случаях ¦
   ¦                   ¦необходимо принять технические и            ¦
   ¦                   ¦организационные меры, предотвращающие       ¦
   ¦                   ¦возможность соприкосновения работающих      ¦
   ¦                   ¦людей, а также используемой ремонтной       ¦
   ¦                   ¦оснастки и инструмента с участками,         ¦
   ¦                   ¦находящимися под напряжением, работа, при   ¦
   ¦                   ¦которой необходимо принятие технических или ¦
   ¦                   ¦организационных мер (непрерывный надзор и   ¦
   ¦                   ¦др.), предотвращающих возможность           ¦
   ¦                   ¦приближения работающих людей и используемых ¦
   ¦                   ¦ими оснастки и инструмента к токоведущим    ¦
   ¦                   ¦частям, и работа на токоведущих частях,     ¦
   ¦                   ¦проводимая с помощью изолирующих защитных   ¦
   ¦                   ¦средств и приспособлений                    ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦35. Внешний        ¦Внешний осмотр производится с целью проверки¦
   ¦осмотр судового    ¦наличия предусмотренных ограждений и        ¦
   ¦электрооборудования¦кожухов, наличия и исправности контрольных и¦
   ¦                   ¦сигнальных ламп на пультах и щитках,        ¦
   ¦                   ¦отсутствия открытых крышек, лючков, дверец, ¦
   ¦                   ¦токоведущих частей и т.п.                   ¦
   ¦                   ¦При внешнем осмотре запрещается снимать     ¦
   ¦                   ¦предупредительные плакаты, проникать за     ¦
   ¦                   ¦ограждения и кожухи, касаться токоведущих   ¦
   ¦                   ¦частей и производить их обтирку или чистку и¦
   ¦                   ¦устранять обнаруженные дефекты              ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦36. Полный осмотр  ¦Полный осмотр с открытием дверец            ¦
   ¦судового           ¦распределительных щитков, станций, пультов, ¦
   ¦электрооборудования¦пусковой и коммутационной аппаратуры, шкафов¦
   ¦                   ¦и вскрытием прочего электрооборудования     ¦
   ¦                   ¦разрешается лицу электротехнического        ¦
   ¦                   ¦персонала.                                  ¦
   ¦                   ¦При таком осмотре следует соблюдать         ¦
   ¦                   ¦осторожность, не касаться токоведущих       ¦
   ¦                   ¦частей, открытой аппаратуры и выполнять     ¦
   ¦                   ¦работы, только производимые в порядке       ¦
   ¦                   ¦текущей эксплуатации                        ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦37. Шкимушгар      ¦Однопрядный канат, который состоит из двух- ¦
   ¦                   ¦трех каболок (витые растительные волокна);  ¦
   ¦                   ¦используется для перевязки канатов          ¦
   ¦                   ¦значительного диаметра ("толстых" канатов)  ¦
   ¦                   ¦                                            ¦
   ¦38. Штерт          ¦Тонкий, короткий канат, на котором          ¦
   ¦                   ¦подвешиваются инструменты, приспособления   ¦
   ¦                   ¦и т.д.                                      ¦
   L-------------------+---------------------------------------------
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
                                                        (обязательное)
   
       РАБОТЫ НА СУДАХ ПОРТОВОГО И СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
   
                           1. Общие положения
   
       1.1.  Подключение  судов  к береговым колонкам электропитания и
   отключение  от них должны выполняться работниками порта или судовым
   персоналом, имеющим соответствующий допуск по электробезопасности.
       1.2.   На   буксировщиках,   нефтемусоросборщиках  и  сборщиках
   льяльных   вод  в  качестве  переносного  электрического  освещения
   должны  использоваться  аккумуляторные  фонари  во взрывозащищенном
   исполнении.   Применение  переносного  электрического  освещения  с
   питанием от электросети на этих судах запрещается.
   
                         2. Буксировочные работы
   
       2.1.  Прием  буксирного  каната  с  обслуживаемых  судов должен
   производиться  во  всех случаях, когда обслуживаемое судно не имеет
   хода.
       2.2.   Прием   буксирного   каната   портовыми   буксирами  или
   буксирами-кантовщиками   допускается   на   ходу  в  случае,  когда
   обслуживаемое  судно имеет минимальный ход, находится на стесненной
   акватории  порта  или  в узкостях (канале) и подвергается сносу или
   дрейфу.
       2.3.  Прием  швартовного  или  буксирного каната, подаваемого с
   обслуживаемого  судна на буксир, буксир-кантовщик или на швартовный
   катер,  следует  осуществлять с помощью проводника или облегченного
   шеста с крюком.
       Подавать  швартовный конец с катера на причал или на швартовную
   бочку следует с помощью проводника.
       2.4.   Суда   портового   и   служебно-вспомогательного   флота
   (портовые  буксиры,  буксиры-кантовщики,  швартовные катера и т.д.)
   обязаны   немедленно   прекратить   работу   и   отойти   от  борта
   обслуживаемого  судна  на безопасное расстояние в том случае, когда
   обслуживаемое  судно  дает  ход,  не  предупредив  об этом капитана
   (вахтенного  сменного  помощника  капитана) буксира или швартовного
   катера.
       2.5.   При   приеме   швартовных  канатов  в  районе  кормового
   (носового)   подзора   капитану   (вахтенному   сменному  помощнику
   капитана)    швартовного    катера    следует    проявлять   особую
   осторожность,  не допуская попадания катера под винт, якорь или под
   швартовные канаты обслуживаемого судна.
       2.6.  Запрещается  нахождение людей на корме швартовного катера
   во время заводки швартовного каната.
       2.7.  Перед  подачей  швартовного каната на бочку на нее должен
   быть  высажен  матрос. Все действия по приему швартовного катера со
   швартовного   катера   должны   выполняться  матросами  по  команде
   капитана   (вахтенного  сменного  помощника  капитана)  швартовного
   катера.
   
               3. Бункеровка судов топливом, маслом, сбор
                          с судов льяльных вод
   
       3.1.  Рабочие  шланги  бункеровщика  и  сборщиков  льяльных вод
   должны  подаваться  на  обслуживаемые  суда  и  приниматься  с  них
   заглушенными и с помощью грузоподъемных устройств.
       3.2.   Перед   началом   работы   рабочие  шланги  должны  быть
   застрахованы  от  падения  растительными канатами, закрепленными на
   обслуживаемом судне за прочные конструкции.
       3.3.   На   бункеровщиках,  сборщиках  льяльных  вод  отверстия
   грузовых   трубопроводов   должны   быть   постоянно   закрыты.  Их
   разрешается открывать на время грузовых операций.
       3.4.   В  тех  случаях,  когда  подсоединение  рабочих  шлангов
   бункеровщиков  или  сборщиков льяльных вод к приемным трубопроводам
   обслуживаемых  судов  производится  членами  экипажей бункеровщиков
   или  сборщиков  льяльных  вод,  переход людей на обслуживаемые суда
   для  выполнения  указанных работ должен производиться по забортному
   трапу обслуживаемых судов.
       Когда   установка   забортного  трапа  невозможна,  разрешается
   пользоваться штормтрапами.
   
                  4. Работы по очистке акваторий портов
   
       4.1. Перед очисткой шибера от мусора необходимо:
       на    палубе   нефтемусоросборщика,   у   носовой   оконечности
   установить временное ограждение высотой не менее 1,1 м;
       членам    экипажа,    выполняющим    работы,   надеть   рабочие
   спасательные  (страховочные)  жилеты  и  предохранительные пояса со
   страховочными   концами,   закрепленными   за  прочные  конструкции
   нефтемусоросборщика.
       4.2.   Работы   по  очистке  шибера  должны  производиться  под
   наблюдением   капитана  (вахтенного  сменного  помощника  капитана)
   нефтемусоросборщика.
       4.3.  Запрещается  во  время  работы мусороуборочного конвейера
   находиться   в   носовой   оконечности  ванны  на  линии  натяжения
   конвейерной цепи.
       4.4.   Для   выгрузки   из   ванны  нефтемусоросборщика  лотка,
   наполненного    мусором,   должны   использоваться   грузоподъемные
   устройства (береговые, плавучие краны, автокраны и т.п.).
       4.5.    Капитан    (вахтенный    сменный   помощник   капитана)
   нефтемусоросборщика   должен  следить  за  тем,  чтобы  наполненный
   мусором  лоток  выбирался из ванны плавно, без рывков, во избежание
   удара о конструкции судна.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 3
                                                        (обязательное)
   
                      РАБОТЫ С ПАРУСНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
   
       1. К работам с парусным вооружением относятся:
       хождение  и  работа  на  рангоуте  (мачтах,  реях,  марсовых  и
   салинговых  площадках, бушприте и т.п.) и стоячем такелаже на любой
   высоте над палубой или настилом;
       работы   с  бегучим  такелажем  по  управлению  и  обслуживанию
   парусов;
       работы с парусами.
       2.   Работы   с   парусным   вооружением  относятся  к  работам
   повышенной  опасности  и  требуют от исполнителей навыков, умения и
   повышенного внимания.
       3.   К   работам   с  парусным  вооружением  допускаются  лица,
   прошедшие  теоретическое  обучение  и  практическую  подготовку  по
   безопасным  приемам,  методам  выполнения  работ  и сдавшие экзамен
   комиссии,    состоящей   из   командиров   парусного   судна,   под
   председательством старшего помощника капитана.
       Результаты  экзамена оформляются протоколом за подписями членов
   комиссии  и  лиц,  сдавших экзамен. Допуск к самостоятельной работе
   объявляется приказом капитана.
       4.  Практическое обучение безопасным приемам и методам работы с
   парусным  вооружением должно проводиться непосредственно на рабочих
   местах руководителями работ.
       5. Руководителями работ являются:
       во   время   работ  всем  экипажем  (при  парусных  авралах)  -
   командиры мачт согласно расписанию;
       при работе силами вахты - вахтенный помощник капитана;
       при  выполнении  определенной  конкретной  работы  -  вахтенный
   боцман или назначенное лицо командного состава.
       6.  Не  реже  одного  раза  в  3  месяца  каждый  член экипажа,
   допущенный  к работе с парусным вооружением, должен пройти проверку
   знаний  с  соответствующим оформлением этого в журнале инструктажей
   по технике безопасности.
       7.   Член   экипажа,  показавший  неудовлетворительные  знания,
   должен  быть  отстранен  от  работы с парусным вооружением и пройти
   повторное обучение и экзамен.
       8.  Каждый  член экипажа, чувствующий недомогание, мешающее, по
   его  мнению,  безопасной  работе  с  парусным  вооружением,  должен
   предупредить  об  этом своего непосредственного командира или лицо,
   отдавшее распоряжение.
       9.  Во  время  работ  с парусным вооружением должны выполняться
   команды непосредственного руководителя работ.
   
                           Работа на рангоуте
   
       10.  Члены  экипажа  для  работы  с парусным вооружением должны
   быть  одеты  по сезону, в зашнурованной, плотно прилегающей по ноге
   обуви  с  нескользящей  подошвой.  В карманах одежды не должно быть
   никаких  предметов.  Ногти  должны быть острижены так, чтобы они не
   выступали за подушки пальцев.
       11.  На  всех  работающих  должны быть надеты предохранительные
   пояса с лямками, которые плотно облегают тело.
       12.  Выход  на  ванты  и  любые  работы  с парусным вооружением
   производятся только с разрешения руководителя работ.
       13.  При  хождении  по  вантам всегда должно быть обеспечено не
   менее  двух  точек  опоры. При этом одновременно переносятся правая
   рука  и  левая  нога,  затем  наоборот. Руками следует держаться за
   ванты, а ноги ставить на выбленки серединой ступни.
       14.  При  следовании  под  парусами при наличии свежего ветра и
   постоянного   крена,   при  котором  подветренные  ванты  принимают
   вертикальное    положение   или   отрицательный   уклон,   хождение
   разрешается  только  по  наветренным  вантам;  при  бортовой  качке
   передвигаться  по  вантам  следует  только  в моменты положительных
   углов наклона вант, останавливаться - при отрицательных.
       15.  Переход  с вант на марсы и салинги должен производиться по
   установленным  для  каждого  конкретного  судна путям. При этом, по
   возможности,   следует   избегать   определения   этих   путей   по
   путеновантам.
       16.  При  переходе  на реи необходимо сначала закрепить карабин
   страховочного   каната  предохранительного  пояса  за  страховочный
   леер,   а   затем  переходить  на  перты.  Перемещение  вдоль  реев
   разрешается только по пертам.
       Брасы  и топенанты должны быть обтянуты и закреплены, подвижные
   реи посажены на топенанты.
       17.  При  выполнении  работ  с  парусами  карабин страховочного
   каната  предохранительного  пояса  должен быть надежно пристегнут к
   неподвижным  деталям рангоута, стоячему такелажу так, чтобы не было
   возможности   его   проскальзывания  и  обеспечивалась  минимальная
   слабина    каната,    позволяющая    беспрепятственное   выполнение
   необходимых действий работающего.
       18. Запрещается при передвижениях по рангоуту и такелажу:
       (01) движение встречных потоков;
       (02)  скопление  людей  на  вантах,  на площадках в количестве,
   превышающем необходимое число людей;
       (03)  передвижение по снастям стоячего такелажа, специально для
   этого не предназначенным;
       (04) подъем и спуск по вантам с какими-либо предметами в руках.
       19.  Инструмент  должен быть в сумке или закреплен на штерте за
   пояс  и  располагаться  так,  чтобы  не мешать движению по вантам и
   рангоуту.  Остальной  инструмент и приспособления должны подаваться
   на рабочем гордене.
       20.  В  случае  необходимости  по разрешению старшего помощника
   капитана  допускается  передвижение  по снастям стоячего такелажа с
   использованием беседки.
       21.   При   работах,  связанных  с  выходом  за  фальшборт  (на
   бушприте,   галс-боканцах  и  т.д.),  все  работающие  должны  быть
   застрахованы   карабинами  страховочных  канатов  предохранительных
   поясов,  а  вблизи  на  палубе  до их возвращения должен находиться
   обеспечивающий.
       22.  Все  снасти  бегучего  такелажа  должны  быть  обтянуты  и
   закреплены  на  штатных местах, а их ходовые концы сложены в бухты.
   При  этом бухты должны быть собраны так, чтобы при потравливании на
   них снасти выходили без калышек и не происходило подсечки шлангов.
       Предотвращение  образования  калышек  или  раскручивание каната
   прямого  спуска следует производить укладкой его в бухты по часовой
   стрелке, а каната обратного спуска - против часовой стрелки.
       23. При работе с бегучим такелажем следует:
       (01)  отдавать  команду  о каких-либо действиях со снастями при
   достаточном  количестве  людей,  направленных  на  выполнение  этой
   операции;
       (02) крепить на одном нагеле, утке не более одной снасти;
       (03) крепить снасть в месте, для нее предназначенном;
       (04)  использовать  для  стопора растительные или синтетические
   канаты;
       (05) снасти разобрать и закрепить после окончания работы.
   
                            Работа с парусами
   
       24.  Потравливание  снастей  бегучего такелажа, находящихся под
   большим  натяжением  или  испытывающих  динамические  рывки, должно
   производиться  через  нагель  или  утку с оставлением на них одного
   шлага  или  более. При этом должно быть не менее двух человек, один
   из  которых  обеспечивает беспрепятственный выход ходового конца из
   бухты.  Руки  работающих  не  должны находиться ближе 1 м от нагеля
   или утки, через которые производится протравливание снасти.
       25.   При   любых  действиях  со  снастями,  испытывающими  или
   могущими  испытывать в результате выполняемых действий динамические
   рывки,  запрещается  располагать  руки  впереди  (ближе к парусу) и
   ближе  1  м  от  палубных  багеток  или отводных блоков. Работающие
   должны располагаться по одну сторону от ходового конца.
       26.    При   работе   с   парусами   действия   группы   людей,
   обеспечивающих  выполнение  данной операции с одним парусом, должны
   быть    согласованы   и   выполняться   одновременно   по   команде
   руководителя.
       27.  При  постановке,  уборке или других действиях с каким-либо
   парусом  запрещается  находиться  с его подветренной стороны, а при
   условии   мягких   нижней   и  задней  шкаторий  работающие  должны
   находиться на безопасном расстоянии от шкотового угла паруса.
       При   постановке   и  уборке  косых  парусов  нельзя  допускать
   излишнюю слабину шкотов.
       Необходимо  соблюдать  особую  осторожность при работе с косыми
   парусами в момент их полоскания при повороте.
       28.  При  ремонтных  или  профилактических  работах  с парусным
   вооружением   запрещается   нахождение  людей  непосредственно  под
   работающими  наверху.  На палубе вблизи запрещенного для нахождения
   людей    района   должен   постоянно   находиться   обеспечивающий,
   одновременно осуществляющий связь и наблюдение за работающими.
       29.  По  окончании  работ  необходимо  убедиться,  что  никаких
   предметов на рабочих местах не оставлено.
       30. Запрещается:
       (01) работать в перчатках или рукавицах;
       (02) находиться на палубе под работающими на мачте;
       (03)  удерживаться,  опираться,  закреплять  карабин  за снасти
   бегучего такелажа;
       (04)  отдавать  крепление снастей бегучего такелажа какого-либо
   паруса, пока около него находятся люди;
       (05)  наматывать  снасти  на  руку или вокруг туловища и стоять
   внутри шлагов.
       Примечание  к п. 3. В соответствии с Постановлением Госкомтруда
   СССР  и  ВЦСПС  от  21  июня  1985  г. N 198/П-6 выпускники средних
   профессионально-технических  училищ  и  средних специальных учебных
   заведений,   закончившие   профессиональную  подготовку  со  сроком
   обучения  не менее 3 лет по профессиям плавсостава всех видов флота
   и  не  достигшие 16-летнего возраста, могут допускаться к работе по
   этим  профессиям  под руководством опытных матросов 1-го класса при
   условии  строгого  соблюдения  на  этих  работах  правил  и норм по
   охране труда.
       Профессиональная   подготовка   молодежи   на  производстве  по
   профессиям  плавсостава  всех  видов  флота допускается при условии
   достижения 18-летнего возраста к моменту окончания обучения.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 4
                                                        (обязательное)
   
                            РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
   
                           1. Общие положения
   
       1.1.  Перед  допуском  людей  к  ремонтным работам оборудование
   должно  быть  отключено  от  источников электроэнергии, пара, воды,
   сжатого воздуха и др.
       Проведение   огневых  работ  следует  выполнять  с  соблюдением
   требований   РД  31.52.18-87  "Правила  пожарной  безопасности  при
   проведении огневых работ на судах Минморфлота".
       1.2.  Ширина  прохода  при  производстве ремонтных работ должна
   быть  не  менее  0,7 - 0,8 м (меньшие проходы могут быть допущены в
   тех   случаях,   когда   их   нельзя  увеличить  из-за  стационарно
   установленного оборудования).
       1.3.  Входные  люки  в  судовые  помещения,  в  которых ведутся
   ремонтные  работы при снятых трапах, должны быть ограждены, проходы
   к ним закрыты и хорошо освещены.
       1.4.  Обтирочные материалы (тряпки, ветошь), использованные при
   ремонтных  работах,  во  время  стоянки  на заводе, в доке, в порту
   должны   храниться   в   металлических  ящиках  и  удаляться  после
   окончания работ.
       1.5.  Соединять шланги пневматического инструмента можно только
   до  включения  подачи  воздуха.  Предварительно  шланг  должен быть
   тщательно  осмотрен  и  продут  (при  продувке  необходимо следить,
   чтобы шланг был направлен в сторону, где нет людей).
       1.6.  Шланг  должен  быть  защищен  от  случайного повреждения,
   наезда  на него транспорта: не допускается пересечение его тросами,
   электрическими кабелями, шлангами газосварки.
       1.7.  При  работе  пневматическим молотком нажимать на пусковой
   курок  можно  лишь  после  того,  как  инструмент  будет  прижат  к
   обрабатываемому  предмету.  Необходимо следить, чтобы в направлении
   возможного вылета рабочего инструмента (ближе 3 м) не было людей.
       1.8.   Работать   пневматическим   инструментом   необходимо  в
   защитных   очках   и   рукавицах,  а  при  повышенном  уровне  шума
   использовать средства индивидуальной защиты.
   
                 2. Работа на станках судовой мастерской
   
       2.1.   Станки   и  другое  оборудование  должны  быть  оснащены
   экранами  (ограждениями),  надежно  защищающими людей от отлетающей
   стружки, осколков и брызг охлаждающе-смазывающей жидкости.
       2.2.  Работающим  на  станках,  которые по своей конструкции не
   могут    быть   обеспечены   защитными   устройствами   (экранами),
   администрация обязана выдавать защитные очки.
       2.3.  Станки,  при обработке на которых образуются пыль, мелкая
   стружка  (при  резании  чугуна,  графита, пластмасс и др.), вредные
   для   здоровья   аэрозоли,   газы,   должны   иметь  местный  отсос
   загрязненного воздуха из зоны обработки.
       2.4.  Во время работы необходимо систематически очищать рабочие
   места  от стружек, опилок, масляных тряпок, концов и прочих отходов
   производства,  собирая их в предназначенные для этого металлические
   ящики.   Удалять   стружку  со  станков  и  обрабатываемых  деталей
   допускается специальными щетками и крючками.
       2.5.   При   работе  центровыми  сверлами  удалять  стружку  из
   просверливаемого  отверстия  разрешается  после  остановки станка и
   отвода сверла в сторону.
       2.6.  Работающий  на станке обязан останавливать его при всяком
   кратковременном  перерыве  в  работе,  при  чистке,  смазке станка,
   смене  рабочего  инструмента,  установке  или снятии обрабатываемой
   детали, перерыве в подаче электроэнергии.
       Устанавливать  детали на столах, планшайбах, патронах станков и
   снимать  их  допускается  после  полной  остановки  станка. Промеры
   обрабатываемой  детали  и другие работы на станке во время движения
   инструмента и обрабатываемого предмета запрещаются.
       2.7.   При   обработке   вязких   материалов  (сталей)  следует
   применять  резцы  со  специальной  заточкой  или  приспособлениями,
   обеспечивающими дробление стружки в процессе резания.
       При    обработке   хрупких   материалов   и   при   образовании
   мелкодробленой      стальной     стружки     должны     применяться
   стружкоотводчики.
       2.8.  Для охлаждения сверла или фрезы периодическим смачиванием
   следует применять кисточки с длинными ручками.
       2.9.  Перед  постановкой  на станок абразивные круги необходимо
   проверить  на  отсутствие в них трещин; с этой целью круги свободно
   надевают  на  стержень  и  простукивают  легкими ударами деревянных
   молотков по торцевой поверхности.
       2.10. При работе на станках запрещается:
       (01) ускорять остановку станка торможением руками;
       (02) применять для смазки сверл и фрез ветошь, концы и тряпки;
       (03) работать в рукавицах;
       (04)  поддерживать  детали  руками  во  время  их сверления или
   обработки.
   
                     3. Очистные и окрасочные работы
   
       3.1.   При   окрасочных  работах  не  допускается  применять  в
   качестве     растворителей    и    составов    для    обезжиривания
   высокотоксичные   растворители:   метиловый  спирт,  хлорсодержащие
   углеводороды  (хлороформ,  дихлорэтан, четыреххлористый углеводород
   и т.п.), этилированный бензин, бензол.
       3.2.  При подготовке к выполнению очистных и окрасочных работ в
   помещениях  руководитель  работы обязан определить возможные пути и
   мероприятия  для  эвакуации  людей в случае возникновения аварийной
   ситуации.
       3.3.   В   зависимости  от  степени  опасности  при  выполнении
   очистных  и  окрасочных  работ судовые помещения разделяются на две
   категории.
       Помещения 1-й категории:
       (01) грузовые танки наливных судов;
       (02) междудонные, межбортовые пространства;
       (03) коффердамы, цистерны;
       (04) помещения форпика и ахтерпика, румпельные отделения;
       (05)  другие  помещения,  вход  в  которые осуществляется через
   люки (горловины) с сечением до 1 кв. м.
       Помещения 2-й категории:
       (01) жилые каюты, салоны, кают-компании;
       (02) ходовые рубки, радиорубки;
       (03) машинные помещения;
       (04) грузовые трюмы;
       (05)  мастерские  и  другие  помещения,  имеющие иллюминаторы и
   вход в помещения через двери.
       3.4.  Перечень  помещений  1-й и 2-й категорий определяется для
   каждого   типа  судов  службой  судового  хозяйства  пароходства  и
   согласовывается   с  профсоюзным  комитетом  плавсостава,  органами
   санитарного  и  пожарного  надзора,  утверждается главным инженером
   пароходства и передается на судно.
       Запрещается  проведение  очистных  и окрасочных работ в судовых
   помещениях без наличия на борту судна указанного перечня.
       3.5.  Непосредственно  перед выполнением работ в помещениях 1-й
   категории  руководитель  работ обязан провести инструктаж по режиму
   труда  и  отдыха,  безопасным приемам работы, действиям работающего
   при возникновении аварийной ситуации.
       3.6.  В  судовых  помещениях  1-й  категории при наличии двух и
   более  входов  один  из  них  (люк  или  лаз)  на период проведения
   очистных  и  окрасочных  работ  должен  быть  полностью свободен от
   шлангов,  кабелей и других коммуникаций и использоваться только для
   прохода людей.
       3.7.    При    работах    по    очистке    и   окраске   ручным
   электрифицированным  инструментом  должны соблюдаться требования по
   обеспечению  безопасности  работающих  от  поражения  электрическим
   током.
       3.8.  Все  поступающие  на судно лакокрасочные материалы (ЛКМ),
   смолы,   клеи,   изоляционные   и  другие  материалы  должны  иметь
   сертификаты  или  паспорта  (при  каждой  партии)  в соответствии с
   техническими  условиями на поставку или ГОСТом. Указанные материалы
   принимаются  на  судно,  если на каждой таре (бочке, бидоне и т.п.)
   имеются   наклейки,   надписи,  этикетки  или  бирки  с  их  точным
   наименованием, маркой и номером партии.
       3.9.  Лакокрасочные  материалы  хранятся  в  малярной,  где  не
   допускается  хранение других материалов, не относящихся к категории
   ЛКМ.
       3.10.  За  содержание  малярной, выдачу и хранение ЛКМ отвечает
   боцман  судна.  Не  допускается в ней наличие пролитых и неубранных
   материалов.
       3.11.  На  двери в малярную (или на видном месте у входа в нее)
   должен быть нанесен знак: "Пользоваться открытым огнем запрещено".
       3.12.     Лакокрасочные     материалы     хранятся    в    таре
   завода-поставщика  либо в специально предназначенной для этих целей
   судовой таре.
       У  рабочих  мест  допускается  хранение  ЛКМ только в готовом к
   употреблению виде и в плотно закрытой таре.
       Не   допускается   при   приготовлении   ЛКМ  добавлять  в  них
   компоненты,  не соответствующие установленной рецептуре состава, не
   имеющие сертификата или паспорта или с неизвестным составом.
       3.13.  По  окончании  работ  остатки материалов (клеев, красок,
   лаков,  растворителей  и  т.п.)  должны  возвращаться  в малярную и
   сливаться в закрытую тару.
       3.14.  Раскупоривать  банки с сухими красками нужно без ударов,
   при  помощи специальных рычажных ключей. При раскупоривании банок с
   сухими  красками,  содержащими  свинец или другие вредные вещества,
   следует работать в противопылевых респираторах.
       3.15.   Подготовка  поверхностей  для  окраски  (обезжиривание)
   должна производиться щеткой на длинной ручке.
       3.16.  Не  допускается  применение  грунтовок, в состав которых
   входят  свинцовые пигменты, для грунтования изделий из алюминия или
   его сплавов и оцинкованных изделий.
       3.17.  В  процессе  нанесения  ЛКМ  на окрашиваемую поверхность
   следует  перемещаться  в сторону притока свежего воздуха так, чтобы
   аэрозоль  ЛКМ  и  пары растворителей относились потоками воздуха от
   работающих.
       3.18.  Очистные  и  окрасочные  работы в помещениях допускается
   выполнять  только при наличии механической вытяжной вентиляции, а в
   необходимых   случаях  следует  работать  в  шланговых  дыхательных
   аппаратах.  Объем  удаляемого  воздуха должен быть не менее 60 куб.
   м/ч на одного работающего.
       3.19.   Окраску  кузбасслаком  следует  производить  кистью  на
   длинной  ручке.  Не разрешается работать с кузбасслаком при наличии
   солнечного освещения на рабочих местах.
       3.20.   Все  виды  подготовительных  работ  (обивка  от  старой
   краски,   окалины,   ржавчины,   обезжиривание   и  др.),  а  также
   окрасочные работы проводятся при остановленных механизмах.
       3.21.  При  работе с химическими красками в закрытых помещениях
   должна  быть обеспечена приточно-вытяжная вентиляция не менее чем с
   15-кратным обменом воздуха.
       3.22.  Не  допускается  при  окрасочных  работах  оставлять без
   наблюдения иллюминаторы, открытые для проветривания помещений.
       3.23.  При  появлении признаков недомогания (головокружение или
   тошнота)  работающий  обязан  немедленно  прекратить работу, подать
   тревожный  сигнал  и выйти из окрашиваемого помещения. Вместе с ним
   должны  выйти все другие работающие в этом помещении; возобновление
   работы  допускается  только  после  выявления  и устранения причин,
   вызвавших недомогание.
       3.24.   Если   при   проведении   окрасочных   работ  произошло
   отравление,  необходимо вывести или вынести пострадавшего на чистый
   воздух   и   немедленно   вызвать   врача,   после  прибытия  врача
   действовать по его указанию.
       3.25.  Работы  с  эпоксидными  смолами,  включая  приготовление
   клеев,  шпатлевок,  лакокрасочных  и  других  материалов  на основе
   эпоксидной   смолы,   а  также  нанесение  их  на  изделие,  должны
   производиться  в  изолированных  вентилируемых помещениях. В случае
   непостоянного  применения  эпоксидных  смол в небольших количествах
   (до  2 кг) допускается проведение указанных работ в неизолированных
   помещениях,  имеющих  общеобменную  вентиляцию  и  местный отсос на
   рабочем    месте   помещения.   Допускается   также   приготовление
   эпоксидных смол производить на открытой палубе.
       3.26.  Излишки и подтеки неотвердевшей эпоксидной смолы следует
   снимать  бумагой,  а  затем  ветошью. Не допускается применение для
   этой цели бензола, толуола и других токсичных растворителей.
       3.27.   Кисти,  шпатели,  мастерки  и  другие  инструменты  для
   нанесения  эпоксидных  составов  следует применять такие, у которых
   экраны   для   защиты   рук  изготовлены  из  картона  или  другого
   изолирующего материала.
       3.28.  Работы  с  эпоксидными  смолами  должны  проводиться  на
   столах или поддонах, покрытых прочной бумагой.
       3.29.  При удалении растворителя из аппаратов пневмораспыления,
   а  также  при  прокачке краской и отработке режима нанесения ЛМК не
   допускается  распыление  растворителя  или краски в воздух судового
   помещения;  их  удаление  необходимо  производить  в соответствии с
   инструкцией по эксплуатации данного вида оборудования.
       3.30.     Краскораспылители,    шланги,    красконагнетательные
   устройства,  кисти и пр. после окончания работ необходимо промывать
   в растворителе и хранить в вентилируемой кладовой.
       3.31.  Для  работающих  с  ЛКМ, синтетическими смолами, клеями,
   шпатлевками  обязательно  мытье  рук  перед приемом пищи, курением,
   посещением туалета и в конце рабочего дня.
       3.32.  Лакокрасочные  материалы,  эпоксидные  и  другие  смолы,
   шпатлевки,   мастики,   клеи,   попавшие   на  кожу  рук,  подлежат
   немедленному удалению:
       эпоксидные   составы   -   мягкими   бумажными   салфетками   с
   последующим смыванием теплой водой с мылом жесткими щетками;
       высохшие   латексно-цементные   составы  -  ветошью,  смоченной
   машинным маслом, с последующим мытьем рук с мылом;
       ЛКМ - мягкой чистой ветошью с последующим мытьем рук с мылом.
       Не разрешается мытье рук органическими растворителями.
   
                        4. Постановка судов в док
   
       4.1. Перед постановкой судна в док экипаж должен:
       (01)    произвести   подготовительные   работы   (зачистить   и
   дегазировать   грузовые,   топливные   танки,   масляные   емкости,
   подлежащие  ремонту;  закрепить  грузовые устройства, трапы, якоря;
   задраить иллюминаторы, другие отверстия судна и т.п.);
       (02)  устранить  крен  и (или) дифферент до величин, допустимых
   для используемого грузоподъемного средства;
       (03) ознакомиться с особенностями предстоящего докования;
       (04)   знать  правила  поведения  при  стоянке  в  доке,  места
   расположения  противопожарных средств и санитарно-бытовых помещений
   на доке и на прилегающей территории судоремонтного предприятия.
       4.2.    На    борту    судна   разрешается   присутствие   лиц,
   непосредственно участвующих в операциях по вводу или выводу судна.
       4.3.  При  совместном  (групповом)  доковании  расстояние между
   бортом  судна и галереей дока, а также между бортами докуемых судов
   должно быть не менее 1,2 м.
       4.4. Перед началом работ на судне в доке:
       (01)   двигатели   и  механизмы  должны  быть  остановлены,  за
   исключением  тех,  которые  необходимы  для  обслуживания отдельных
   помещений судна;
       (02) гребной винт и руль застопорены;
       (03) локатор, радиотелефон и другие виды радиосвязи отключены;
       (04)  система  пожаротушения  присоединена к водяной магистрали
   дока;
       (05)    временные    трубопроводы,    шланги,    электрокабели,
   проложенные  с  дока  (берега)  на судно, закреплены на специальных
   приспособлениях.
       4.5.  При  стоянке  судна  в  доке  выкатка  якорных  цепей для
   осмотра   и   ремонта   должна   производиться  с  соблюдением  мер
   предосторожности,  исключающих  повреждение  стапель-палубы  дока и
   травмирование  людей. При выкатке якорей и якорных цепей необходимо
   выставить  вахтенных  для  предупреждения проходящих по палубе дока
   людей.
       4.6.   Мусор  и  другие  отходы  с  судна  должны  убираться  в
   специально   отведенные   для  них  места.  Судовой  экипаж  должен
   обеспечивать   очистку   судна   от  снега,  льда,  уборку  судовых
   проходов.
       4.7.  Перед  спуском  судна  с  судоподъемного средства на воду
   необходимо   тщательно   проверить  герметичность  перекрытия  всех
   донно-забортных   и   бортовых   (расположенных   ниже  ватерлинии)
   отверстий.  Особое  внимание следует уделить выявлению незаваренных
   отверстий  в  корпусе  судна,  плотному  закрытию  крышек  горловин
   топливных и балластных междудонных танков.
       Электрические   кабели,   питающие   сеть  судна,  должны  быть
   отключены и убраны.
       4.8.  При  погружении,  когда  до всплытия судна остается 500 -
   800   мм   осадки,   для  проверки  водонепроницаемости  дейдвудов,
   кингстонов,  спускных  пробок  и  прочих элементов судна погружение
   (заполнение  дока  водой)  следует прекратить и тщательно проверить
   отсутствие  пропусков  воды  внутрь  корпуса.  При  отсутствии течи
   погружение   продолжить,   не   ослабляя   внимания   за  возможным
   проникновением воды внутрь корпуса.
       4.9.   Экипажу   судна,  стоящего  на  судоподъемном  средстве,
   запрещается:
       (01)  подключать  к  электропитанию,  паропроводу,  водопроводу
   дополнительных    потребителей   или   производить   самостоятельно
   переключения без ведома администрации судоподъемного средства;
       (02) выбивать и перебивать клинья кильблоков, клетки и упоры;
       (03) отдавать концы, крепящие упоры;
       (04)  разводить очаги огня и пользоваться паяльными лампами без
   ведома   администрации  судоподъемных  средств  и  пожарной  охраны
   предприятия;
       (05) работать на подвесках над стапель-палубой дока;
       (06)  перемещать  грузы  и  балласт  на судне, принимать грузы,
   неравномерно  расходовать  из  бортовых  отсеков  судна топливо или
   заполнять их без ведома администрации судоподъемного средства;
       (07)  работать под грузом или под лесами, не имеющими сплошного
   настила;
       (08)  сбрасывать  на  палубу судоподъемного средства снег, лед,
   доски и другие предметы, а также выливать жидкости;
       (09)   закрывать   или  открывать  доковые  клапаны,  клинкеты,
   кингстоны  и приводить в действие или перемещать какие-либо доковые
   механизмы, приборы, проводку;
       (10)  при  передвижении  по  топ-палубе  находиться в габаритах
   движения крана.
   
            5. Водолазные спуски и работы водолазные судовые
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное