Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МПР РФ ОТ 08.06.2005 N 160 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   комплексного изучения геологического строения недр и решения  задач
   воспроизводства  минеральных ресурсов, обеспечивающей  формирование
   информационной  основы,  разработку  прогнозных  моделей   развития
   минерально-сырьевого  блока,  подготовку  для  руководства   страны
   предложений   по  мерам  воздействия  на  ход  развития   социально
   значимых процессов в недропользовании;
       -  научное  обеспечение экономического и  правового  механизмов
   управления недропользованием;
       -   научно-технологическое  обеспечение  развития  и  повышения
   эффективности использования минерально-сырьевой базы;
       -  создание  фундаментального научного задела на  среднесрочную
   перспективу по проблемам минерально-сырьевой безопасности страны  и
   рационального использования имеющейся минерально-сырьевой базы.
       Приоритетные   направления  научного   и   научно-методического
   обеспечения программных мероприятий:
       1.    Разработка   типовых   прогнозно-геологических    моделей
   месторождений полезных ископаемых и рациональных комплексов для  их
   выявления в различных регионах страны.
       2.  Прогноз нефтегазоносных областей, рудных полей,  районов  и
   рудоносных   зон   с  ожидаемыми  особо  крупными   месторождениями
   полезных ископаемых.
       3.  Разработка  научного обоснования обстановок,  благоприятных
   для   выявления   на  территории  России  месторождений   новых   и
   нетрадиционных типов месторождений.
       4.   Переоценка  ресурсов  и  запасов  месторождений   полезных
   ископаемых нераспределенного фонда с учетом новой классификации.
       5.   Разработка  технологий  применения  комплекса  современных
   экспрессных  полевых  и лабораторных методов изучения  минерального
   вещества при поисках и оценке месторождений полезных ископаемых.
       6. Создание информационных технологий изучения, воспроизводства
   и  мониторинга  минеральных  ресурсов и  мониторинга  геологической
   среды.
       7.  Создание  научно-аналитической базы нормативного  правового
   обеспечения,   изучения   и   воспроизводства   минерально-сырьевых
   ресурсов.
       8.  Актуализация  системы мониторинга минерально-сырьевой  базы
   России  и  мира  для  оценки  конкурентоспособности  отечественного
   фонда  недропользования и обоснования приоритетных направлений  его
   воспроизводства.
       9.  Оценка  ликвидности ресурсов и запасов полезных ископаемых,
   отечественной    системы    лицензионного    недропользования    на
   современных нормативно-законодательных основах.
       10.  Совершенствование  систем  долгосрочного  многовариантного
   прогноза  потребления, добычи и воспроизводства запасов и  ресурсов
   ведущих  полезных  ископаемых для уточнения  стратегии  минерально-
   сырьевой политики.
       Основные      мероприятия     по     кадровому      обеспечению
   геологоразведочных  работ предусмотрены "Концепцией  геологического
   образования  в  России", утвержденной в августе 1999 г.  совместным
   решением  коллегий Министерства образования Российской Федерации  и
   Министерства   природных   ресурсов   Российской   Федерации.   Эта
   "Концепция..." входит в стратегию развития человеческого  капитала;
   значительная  часть  положений этой концепции охватывает  и  задачи
   кадрового обеспечения Программы.
       К  числу  наиболее  существенных мер по  кадровому  обеспечению
   геологоразведочных работ относятся:
       -   организация  учебно-научно-производственных  полигонов   на
   объектах   геологоразведочных  работ  для  проведения  студенческих
   практик и стажировки аспирантов и преподавателей;
       - совместное исполнение НИР вузами и НИИ Роснедра при участии в
   работе студентов и аспирантов;
       -   подготовка   кадров  высшей  квалификации   через   целевую
   аспирантуру и докторантуру;
       -  развитие  целевой  подготовки кадров по новым  и  дефицитным
   специальностям  (менеджмент и право в геологии и  недропользовании,
   информационные      технологии,     комплексные      геологические,
   геофизические  и геохимические методы прогноза и поисков  важнейших
   видов полезных ископаемых);
       -   разработка   предложений   по   совершенствованию   научно-
   методического    обеспечения   подготовки    кадров    в    области
   геологического  изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
   базы.
       Указанные меры позволят добиться решения одной из главных задач
   геологического   образования  в  стране  и  кадрового   обеспечения
   сохранения  информационной  преемственности  между  поколениями   в
   целях  возрождения и развития передовых отечественных геологических
   школ.
   
                  VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
   
       В   соответствии   с   базовыми   положениями   государственной
   минерально-сырьевой  политики  ресурсное  обеспечение   программных
   мероприятий  осуществляется за счет средств  федерального  бюджета,
   принимающего  на  себя  риски  ранних стадий  ГРР,  и  внебюджетных
   средств,  которые  направляются на получение  прироста  запасов  на
   объектах, выявленных с использованием федеральных средств.
       В  соответствии с "Основами государственной политики в  области
   использования  минерального сырья и недропользования"  и  практикой
   последних  лет  в Программе принято, что основной объем  затрат  на
   воспроизводство  запасов при разведке месторождений  приходится  на
   внебюджетные   источники  -  средства  недропользователей.   Ранние
   стадии  ГРР в силу непредсказуемости результатов и высоких  уровней
   геологических  и  финансовых  рисков обладают  существенно  меньшей
   инвестиционной   привлекательностью,   чем   разведочные    стадии,
   выявляющие  экономически  значимые  ценности  недр,  доступные  для
   использования с получением прибыли.
       Повышение инвестиционной привлекательности ранних стадий ГРР  с
   ростом  вклада  внебюджетных источников может снизить  нагрузку  на
   федеральный  бюджет и ускорить реализацию программных  мероприятий.
   Для  этого  необходимо  продолжение  либерализации  правового  поля
   отечественного    недропользования   с   введением    прогрессивных
   организационных   форм   взаимодействия   федерального   центра   и
   недропользователей по всем видам работ по выявлению и вовлечению  в
   освоение  ценностей  отечественных  недр.  Особое  значение   имеет
   признание  за  недропользователями, открывшими месторождение,  прав
   на все виды его последующего освоения.
       "Долгосрочным  прогнозом..."  намечено  формирование   политики
   конкурентоспособности и эффективности, которая в частности,  должна
   интегрировать     использование    точечных    мер    регулирования
   налогообложения  в сфере добычи минерального сырья  и  формирование
   новой   прогрессивной  институциональной   среды   в   природо-   и
   недропользовании.
       Либерализация условий недропользования требует реформы  системы
   платежей  за пользование недрами, взимаемых до возникновения  факта
   собственно   недропользования  -  получения   товарной   продукции.
   Основные  результаты  ранних  стадий ГРР  заключаются  в  получении
   комплекта       информационных      материалов,      обосновывающих
   перспективность (неперспективность) соответствующих участков  недр,
   их    потенциальную    и   реальную   ценность,    целесообразность
   (нецелесообразность)  остановки дальнейших  работ.  Эти  материалы,
   передаваемые  недропользователями государству в  счет  платежей  за
   пользование   участком   недр,  создают  необходимую   основу   для
   стоимостных  оценок  и  экономических  условий  последующих   видов
   освоения таких участков.
       Действующим   законодательством  предусмотрено   признание   за
   недропользователями, открывшими месторождение, прав  на  дальнейшее
   его  геологическое  изучение  и промышленное  использование.  Кроме
   стимулирования  вложений  в ГРР, эта норма обеспечивает  соблюдение
   технологической  непрерывности геологоразведочного цикла  (прогноз,
   поиски,   оценка,   разведка,   эксплуатация)   и   соответствующее
   повышение  эффективности и результативности  работ  при  сокращении
   сроков их проведения.
       Органами  федеральной  власти начата работа  по  дифференциации
   ставки  налога  на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в  зависимости
   от   комплекса   факторов  (геополитических,   горно-геологических,
   социально-экономических  и др.), наиболее  интенсивно  влияющих  на
   эффективность    (рентабельность,    прибыльность)     деятельности
   предприятий  по  добыче минерального сырья. Создание  и  реализация
   системы  дифференцированного НДПИ будет способствовать  привлечению
   средств  на  ГРР,  в  первую  очередь, в удаленных  и  экономически
   неосвоенных  районах,  т.е.  в  тех  регионах  России,   где   ныне
   сосредоточена   значительная  часть  ГРР,   выполняемых   за   счет
   федерального бюджета.
       Увеличению  объемов геологоразведочных работ, финансируемых  за
   счет  средств  недропользователей будет способствовать формирование
   и  утверждение  перечней объектов лицензирования на  2  -  3  года,
   учитывающих  потребности экономики страны и  приоритеты  социально-
   экономического развития регионов.
       Изложенными  мерами создаются предпосылки для  увеличения  доли
   внебюджетных   источников  в  реализации  программных  мероприятий,
   однако  они  не исчерпывают все возможные направления либерализации
   правового    и   экономического   режима   отечественной    системы
   недропользования.
       В   экспериментальном  порядке  возможна  реализация  отдельных
   геологоразведочных проектов при солидарном финансировании работ  из
   федерального бюджета и средств недропользователей, что  допускается
   при введении договорных условий пользования недрами.
       За последние годы средства внебюджетных источников направлялись
   преимущественно  на разведку месторождений нефти  и  золота;  вклад
   внебюджетных  источников в прирост запасов других, менее  ликвидных
   полезных ископаемых, намного меньше.
       С  учетом  тенденций, сложившихся к 2005  г.,  на  весь  период
   действия   программы  по  38  полезным  ископаемым,  включенным   в
   программу,   это   соотношение  варьируется  в  широких   пределах,
   составляя  в среднем около 1:10. При реализации отмеченных  мер  по
   либерализации   отечественной  системы  недропользования   возможно
   достижение величины 1:12 и более.
       Предусмотренные  в  программе  объемы  финансирования  за  счет
   средств     недропользователей    основываются    на    материалах,
   представленных   ведущими   компаниями.   Увеличение   внебюджетных
   инвестиций  на  геологоразведочные  работы,  в  частности,  по  ОАО
   "Лукойл"  до 19,5 млрд. рублей к 2020 г. позволит компании получить
   прирост  запасов углеводородов на новых площадях в  количестве  2,3
   млрд. тонн условного топлива, в том числе нефти - 1280 млн. тонн.
       В результате планируемых ОАО "ТВЭЛ" геологоразведочных работ на
   новых  месторождениях урана ожидается получение прироста запасов  в
   количестве  302  тыс.  тонн,  что позволит  к  2020  г.  обеспечить
   мощности  действующих предприятий и строительство новых,  суммарной
   производительностью  около 10 тыс. тонн  урана  в  год,  и  покрыть
   значительную  часть дефицита, обусловленного снижением  поступления
   урана из складских запасов.
       Расчет потребности в ресурсах для  реализации  задач Программы
   основывается   на   ретроспективном  анализе  динамики  инвестиций
   федерального  бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных
   источников  за 1995  -  2002  гг. с привязкой к ценам 2005 г., и с
   использованием       соответствующих      коэффициентов-дефляторов
   Минэкономразвития.  Расчет  инвестиций  выполнен  на базе принятых
   коэффициентов   для   укрупненной   оценки  выявленных  прогнозных
   ресурсов кат. Р  и Р  в пересчете на условную категорию С , исходя
                  1    2                                    2
   из соотношения: Р  = 0,5Р ; С  = 0,5Р ; С  = 0,25Р   (таблица 15).
                    1       2   2       1   2        2
   
                                                            Таблица 15
   
            ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОГНОЗНЫХ РЕСУРСОВ
             КАТ. Р  И Р  И РАЗВЕДАННЫХ ЗАПАСОВ КАТ. АВС С
                   1    2                               1 2
   
   ----------------------T-----------T------------------------------¬
   ¦ Полезное ископаемое ¦  Единица  ¦       Стоимость единицы      ¦
   ¦                     ¦ измерения +------------------------------+
   ¦                     ¦           ¦Прогнозных ре-  ¦   Запасов   ¦
   ¦                     ¦           ¦сурсов в перес- ¦             ¦
   ¦                     ¦           ¦чете на условную¦             ¦
   ¦                     ¦           ¦кат. С          ¦             ¦
   ¦                     ¦           ¦      2         ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦          1          ¦     2     ¦       3        ¦      4      ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Энергетическое сырье ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Нефть и газ          ¦руб./т у.т.¦0,66            ¦20,26        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Уран                 ¦руб./т     ¦8239,5          ¦3112,0       ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Уголь                ¦-"-        ¦0,21            ¦0,21         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Черные металлы       ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦железные руды        ¦-"-        ¦0,08            ¦0,12         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦марганцевые руды     ¦-"-        ¦1,23            ¦-            ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦титановые руды       ¦-"-        ¦2,53            ¦6,10         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦хромовые руды        ¦-"-        ¦9,53            ¦5,35         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Цветные металлы      ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦никель               ¦-"-        ¦1024,0          ¦1917,3       ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦медь                 ¦-"-        ¦356,26          ¦128,6        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦свинец               ¦-"-        ¦227,0           ¦50,0         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦олово                ¦-"-        ¦1090,5          ¦3260,9       ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦бокситы              ¦-"-        ¦1,78            ¦6,47         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Легирующие металлы   ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦молибден             ¦-"-        ¦608,7           ¦500,0        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦вольфрам             ¦-"-        ¦759,1           ¦-            ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Алмазы и благородные ¦           ¦                ¦             ¦
   ¦металлы              ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦алмазы               ¦руб./карат ¦24,95           ¦9,43         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦золото               ¦руб./г     ¦17,97           ¦17,12        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦МПГ                  ¦руб./г     ¦4,55            ¦10,1         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦Неметаллические      ¦           ¦                ¦             ¦
   ¦полезные ископаемые  ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦апатиты              ¦-"-        ¦6,32            ¦0,58         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦фосфориты            ¦-"-        ¦1,77            ¦0,81         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦калийные соли        ¦-"-        ¦0,4             ¦0,38         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦плавиковый шпат      ¦-"-        ¦3,90            ¦-            ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦магнезит             ¦-"-        ¦-               ¦0,81         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦графит               ¦-"-        ¦1,84            ¦4,0          ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦высокоглиноземное    ¦-"-        ¦1,0             ¦8,04         ¦
   ¦сырье                ¦           ¦                ¦             ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦бентонит             ¦-"-        ¦2,23            ¦1,32         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦барит                ¦-"-        ¦8,06            ¦11,33        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦натриевые соли       ¦-"-        ¦0,21            ¦-            ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦самородная сера      ¦-"-        ¦1,9             ¦-            ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦борные руды          ¦-"-        ¦20,0            ¦636,4        ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦каолин               ¦-"-        ¦0,35            ¦0,28         ¦
   +---------------------+-----------+----------------+-------------+
   ¦кварцевое сырье      ¦-"-        ¦1376            ¦-            ¦
   L---------------------+-----------+----------------+--------------
   
       Общие  затраты на реализацию программных мероприятий составляют
   (таблица  16)  -  2437655 млн. руб., в т.ч. 2005 г.  -  73562  млн.
   руб.;  из  них федеральный бюджет по виду расходов 326  (предметная
   статья  226)  -  260857  млн. руб. (2005  г.  -  7511  млн.  руб.),
   внебюджетные источники (ВБИ) 2176798 млн. руб., в т.ч.  2005  г.  -
   66051  млн. руб. Кроме того, предусматриваются расходы на НИОКР  по
   виду  расходов  196  на 2005-2020 гг. 9764 млн. руб.  Распределение
   затрат  по  группам и видам полезных ископаемых и  по  направлениям
   работ  представлено  также  в таблицах программных  мероприятий  по
   полезным ископаемым.
   
                                                            Таблица 16
   
                         РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
         "ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР
           И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ
            НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
                          МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ"
   
                                          (млн. руб., в ценах 2005 г.)
   -----------------------T------------------------------------------------------------T--------T--------¬
   ¦   Группы полезных    ¦  Затраты на ГРР по воспроизводству запасов и МСБ, включая  ¦ НИОКР. ¦ Итого: ¦
   ¦ ископаемых и их виды ¦ федеральный бюджет <*> (вид расходов 326, предметная статья¦  Вид   ¦ Статьи ¦
   ¦                      ¦                       226)                                 ¦расходов¦326, 196¦
   ¦                      +----------------------------T-------------------------------+--------+--------+
   ¦                      ¦         Затраты            ¦Распределение всех затрат 2005 ¦федера- ¦внебюд- ¦
   ¦                      ¦                            ¦  - 2020 гг. по мероприятиям   ¦льного  ¦жетные  ¦
   ¦                      +-------T--------------------+-------------T---------T-------+бюджета ¦источ-  ¦
   ¦                      ¦ всего ¦    В том числе     ¦Опережающие  ¦Поисковые¦Оценка ¦(Статья ¦ники    ¦
   ¦                      +-------+-----T------T-------+прогнозно-ми-¦и поиско-¦и раз- ¦196)    ¦        ¦
   ¦                      ¦2005 - ¦2005 ¦2006 -¦2011 - ¦нерагеничес- ¦во-оцено-¦ведка  ¦        ¦        ¦
   ¦                      ¦2020   ¦г.   ¦2010  ¦2020   ¦кие и целевые¦чные ра- ¦       ¦        ¦        ¦
   ¦                      ¦гг.    ¦     ¦гг.   ¦гг.    ¦рекогносциро-¦боты     ¦       ¦        ¦        ¦
   ¦                      ¦       ¦     ¦      ¦       ¦вочные поис- ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   ¦                      ¦       ¦     ¦      ¦       ¦ковые работы ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦          1           ¦   2   ¦  3  ¦  4   ¦   5   ¦      6      ¦    7    ¦   8   ¦   9    ¦   10   ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Углеводородное сырье, ¦2054773¦62306¦349792¦1642675¦63293        ¦1037948  ¦953532 ¦6650    ¦2061423 ¦
   ¦всего, включая работы ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   ¦на шельфе с 2006 г.   ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦190070 ¦4155 ¦43240 ¦142675 ¦63293        ¦126777   ¦0      ¦6650    ¦196720  ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦1864703¦58151¦306552¦1500000¦0            ¦911171   ¦953532 ¦0       ¦1864703 ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Уран, всего           ¦15195  ¦580  ¦3960  ¦10655  ¦80           ¦9520     ¦5595   ¦214     ¦15409   ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦10700  ¦490  ¦3100  ¦7110   ¦80           ¦9520     ¦1100   ¦214     ¦10914   ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦4495   ¦90   ¦860   ¦3545   ¦0            ¦0        ¦4495   ¦0       ¦4495    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Твердое топливо       ¦7848   ¦264  ¦1580  ¦6004   ¦80           ¦2720     ¦5048   ¦280     ¦8128    ¦
   ¦(угли), всего         ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦2800   ¦96   ¦700   ¦2004   ¦80           ¦2720     ¦0      ¦280     ¦3080    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦5048   ¦168  ¦880   ¦4000   ¦0            ¦0        ¦5048   ¦0       ¦5048    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Черные металлы, всего ¦5885   ¦268  ¦1653  ¦3964   ¦1293         ¦1577     ¦3015   ¦150     ¦6035    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦3000   ¦190  ¦1000  ¦1810   ¦1293         ¦1122     ¦585    ¦150     ¦3150    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦2885   ¦78   ¦653   ¦2154   ¦0            ¦455      ¦2430   ¦0       ¦2885    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Цветные металлы, всего¦29710  ¦1210 ¦8750  ¦19750  ¦1330         ¦7400     ¦20980  ¦360     ¦30070   ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦6000   ¦250  ¦1800  ¦3950   ¦1330         ¦4400     ¦270    ¦360     ¦6360    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦23710  ¦960  ¦6950  ¦15800  ¦0            ¦3000     ¦20710  ¦0       ¦23710   ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Легирующие металлы,   ¦1970   ¦50   ¦720   ¦1200   ¦200          ¦970      ¦800    ¦200     ¦2170    ¦
   ¦всего                 ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦1000   ¦30   ¦370   ¦600    ¦200          ¦600      ¦200    ¦200     ¦1200    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦970    ¦20   ¦350   ¦600    ¦0            ¦370      ¦600    ¦0       ¦970     ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Алмазы и благородные  ¦305179 ¦7990 ¦47189 ¦250000 ¦3030         ¦144395   ¦157754 ¦1560    ¦306739  ¦
   ¦металлы, всего        ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦38930  ¦1866 ¦12064 ¦25000  ¦2600         ¦33293    ¦3037   ¦1560    ¦40490   ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦266249 ¦6124 ¦35125 ¦225000 ¦430          ¦111102   ¦154717 ¦0       ¦266249  ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Неметаллические полез-¦7880   ¦231  ¦1706  ¦5943   ¦710          ¦3540     ¦3630   ¦240     ¦8120    ¦
   ¦ные ископаемые, всего ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦3000   ¦177  ¦880   ¦1943   ¦710          ¦1940     ¦350    ¦240     ¦3240    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦4880   ¦54   ¦826   ¦4000   ¦0            ¦1600     ¦3280   ¦0       ¦4880    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Подземные воды        ¦9215   ¦663  ¦2957  ¦5595   ¦367          ¦6139     ¦2709   ¦110     ¦9325    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦5357   ¦257  ¦2100  ¦3000   ¦348          ¦4766     ¦243    ¦110     ¦5467    ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦3858   ¦406  ¦857   ¦2595   ¦19           ¦1373     ¦2466   ¦0       ¦3858    ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦Всего по программе    ¦2437655¦73562¦418307¦1945786¦70383        ¦1214209  ¦1153063¦9764    ¦2447419 ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦в т.ч. федеральный    ¦260857 ¦7511 ¦65254 ¦188092 ¦69934        ¦185138   ¦5785   ¦9764    ¦270621  ¦
   ¦бюджет                ¦       ¦     ¦      ¦       ¦             ¦         ¦       ¦        ¦        ¦
   +----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+--------+
   ¦внебюджетные источники¦2176798¦66051¦353053¦1757694¦449          ¦1029071  ¦1147278¦0       ¦2176798 ¦
   L----------------------+-------+-----+------+-------+-------------+---------+-------+--------+---------
   
   --------------------------------
       <*>   Расходы  федерального  бюджета  устанавливаются  ежегодно
   Федеральным  законом  "О  федеральном бюджете"  на  соответствующий
   год.
       <**>   Включены   затраты  по  геолого-экономическому   анализу
   эффективности  воспроизводства и использования  минерально-сырьевой
   базы.
   
                  VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
       Мероприятия  Программы реализуются через ведомственные  целевые
   программы  (целевые  программы ведомства) на среднесрочный  период.
   Эти    программы    представляют   собой   комплекс    мероприятий,
   направленный   на   решение  конкретных  задач  по  воспроизводству
   минерально-сырьевых  ресурсов,  описываемых  измеряемыми   целевыми
   индикаторами на планируемый год и на среднесрочную перспективу,  на
   срок до 3 лет.
       Целевая    программа    ведомства   является    самостоятельным
   документом, отдельные ее положения и параметры включаются в  доклад
   о    результатах   и   основных   направлениях   деятельности    по
   воспроизводству  и  использованию минерально-сырьевых  ресурсов.  В
   целевой  программе  предусматривается  распределение  полномочий  и
   ответственности между структурными подразделениями, отвечающими  за
   ее реализацию.
       Организация  реализации Программы, целевых  программ  ведомства
   возлагается на государственных заказчиков - Министерство  природных
   ресурсов Российской Федерации, а также на Федеральное агентство  по
   недропользованию.
       Отбор проектов, выполняемых в рамках программных мероприятий за
   счет  средств  федерального бюджета, производится  государственными
   заказчиками.    Проекты   проходят   апробацию    с    определением
   исполнителей  на конкурсной основе, а их реализация  осуществляется
   на основе государственных контрактов.
       Привлечение      внебюджетных     источников     финансирования
   осуществляется  на  основе актуализированной законодательной  базы,
   включая  Федеральные  законы "О недрах", "О соглашениях  о  разделе
   продукции"  и  другие федеральные законы, а также  постановлений  и
   распоряжений  Правительства  Российской  Федерации  и   нормативных
   документов  МПР  России, касающихся геологического  изучения  недр,
   воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы.
       Отчеты  о  состоянии  реализации  Программы,  целевых  программ
   ведомства,  включая  описание  мер по  повышению  эффективности  их
   реализации,    составляются    государственными    заказчиками    и
   представляются  МПР  России  в Минэкономразвития  России  и  Минфин
   России  в  составе первой части докладов о результатах  и  основных
   направлениях деятельности Министерства в срок не позднее  1  апреля
   текущего года.
   
      VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы
   возлагаются:
       -  на  Департамент государственной политики и  регулирования  в
   области    природопользования   Министерства   природных   ресурсов
   Российской  Федерации в части организации, реализации и координации
   Программы;
       -   на   Федеральное  агентство  по  недропользованию  в  части
   организации работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы и  ее
   рациональному  использованию,  проведения  геологического  изучения
   недр  на  территории  Российской  Федерации  и  ее  континентальном
   шельфе;
       - на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в
   части   государственного   контроля  за  геологическим   изучением,
   рациональным использованием и охраной недр.
   
           IX. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
          И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
       Геологоразведочные  работы относятся  к  видам  деятельности  с
   отложенным  во  времени  экономическим  эффектом.  Окончательная  и
   объективная  оценка  экономической  эффективности  в  виде  чистого
   дисконтированного    дохода    достигается    лишь    на     стадии
   предварительного   ТЭО   разработки   выявленных   и    разведанных
   месторождений,  а  иногда  и на стадии металлургического  и  других
   переделов минерального сырья.
       Ожидаемые результаты, помимо очевидного экономического  эффекта
   в  виде  поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет,
   окажут  огромное  опосредованное влияние на социально-экономическую
   ситуацию  прежде всего в депрессивных регионах, старых горнорудных,
   нефтегазодобывающих  районах  со сложными  природно-климатическими,
   демографическими   и  экологическими  условиями.  Мультипликативный
   эффект    от   результатов   геологоразведочных   работ    скажется
   положительно  на работе всех базовых отраслей российской  экономики
   и,  как  следствие,  будет способствовать  созданию  новых  рабочих
   мест,  улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения
   и  социальных  групп  к  новым экономическим отношениям,  повышению
   качества жизни.
       Мероприятия,  предусмотренные  Программой,  реализуются   через
   годовые  программы  и  планы  геологоразведочных  работ,  а   также
   программы  лицензирования  объектов недропользования,  охватывающие
   территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
       Общая   результативность  реализации  программных   мероприятий
   определяется следующим:
       -   расширением  поискового  задела  и  выявлением   прогнозных
   ресурсов  для получения приростов запасов с достижением  модели  их
   воспроизводства;
       - расширенным воспроизводством минерально-сырьевой базы за счет
   перевода  в  запасы  прогнозных ресурсов по мере  их  выявления,  а
   также   обнаружения   новых  прогнозных   ресурсов   для   будущего
   воспроизводства погашенных запасов.
       Главный   результат   реализации  программных   мероприятий   -
   наращивание  обеспеченности  добычи  запасами,  в  целях  повышения
   роста производства минерального сырья.
       В  разделе  III  Программы  в  таблице  5  приведены ожидаемые
   значения состояния запасов и прогнозных ресурсов категорий Р  и P
                                                               2    1
   (от уровня 2003 г.) на 2010  и  2020  гг.;  даны  также показатели
   воспроизводства  запасов  и  МСБ в целом по периодам 2005 - 2010 и
   2011  -  2020  гг.,  что  отвечает  количественным характеристикам
   результатов реализации программных мероприятий.
       В соответствии с исходными установками  в  Программе  принято,
   что в общей  системе  воспроизводства  МСБ  средства  федерального
   бюджета  расходуются  на  обеспечение  прироста  запасов  "новыми"
   прогнозными ресурсами категорий Р  и Р .  Эти  категории  обладают
                                    2    1
   различной достоверностью и не могут суммироваться. Соответственно,
   в отечественной практике   принято   использование   коэффициентов
   приведения  прогнозных  ресурсов  к условной категории запасов С .
                                                                   2
   Эти  коэффициенты  для  укрупненных  оценок отвечают 0,5 (значение
   вероятности    перевода);    соответственно,    принимается,   что
   Р  = 0,5Р ;  С  = 0,5Р ;  С  = 0,25Р .  Полученные  таким  образом
    1       2    2       1    2        2
   значения  условной  категории  С  могут  быть  приняты  в качестве
                                   2
   количественных показателей ожидаемых результатов (таблица 17).
       Затраты  на реализацию мероприятий Программы по всем источникам
   финансирования  -  федеральный  бюджет  и  внебюджетные   источники
   составляют  первые  проценты от расчетной  стоимости  ожидаемой  до
   2020  г.  накопленной добычи полезных ископаемых.  Это  значительно
   ниже  ставок  возмещения, формировавших ранее фонд  воспроизводства
   минерально-сырьевой базы, поскольку в предшествующие годы  за  счет
   федеральных  средств по подавляющему большинству  твердых  полезных
   ископаемых,  включенных  в  программы, были  выполнены  необходимые
   опережающие работы.
   
                                                            Таблица 17
   
              КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
                РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2005 - 2010 ГГ.
   
   ----------------T------------T-----------------------------------------------------------------------------------¬
   ¦Группы полезных¦  Ед. изм.  ¦Отношения ценности выявленных прогнозных ресурсов кат. Р  и Р  в пересчете на усл. ¦
   ¦ископаемых и их¦            ¦                                                        1    2                     ¦
   ¦     виды      ¦            ¦кат. С  ценности прироста запасов кат. АВС С , в числителе - выявленные прогнозные ¦
   ¦               ¦            ¦      2                                   1 2                                      ¦
   ¦               ¦            ¦                  ресурсы, в знаменателе - прирост запасов                         ¦
   ¦               ¦            +-----------T-----------------------------------------------------------------------+
   ¦               ¦            ¦2005 - 2010¦                         в том числе по годам                          ¦
   ¦               ¦            ¦    гг.    +-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------+
   ¦               ¦            ¦           ¦   2005    ¦   2006    ¦   2007    ¦    2008   ¦   2009    ¦    2010   ¦
   +---------------+------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
   ¦Энергетическое сырье                                                                                            ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Нефть + газ    ¦млрд. т у.т.¦ 45  ¦     ¦7,0  ¦     ¦7,15 ¦     ¦7,44 ¦     ¦7,62 ¦     ¦7,81 ¦     ¦7,98 ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦2,50 ¦---  ¦3,50 ¦---- ¦2,98 ¦---- ¦2,86 ¦---- ¦2,54 ¦---- ¦2,17 ¦---- ¦1,81 ¦
   ¦               ¦млрд. т у.т.¦18,0 ¦     ¦ 2   ¦     ¦2,4  ¦     ¦2,6  ¦     ¦ 3   ¦     ¦3,6  ¦     ¦4,4  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Уран           ¦тыс. т      ¦380,0¦     ¦60,0 ¦     ¦63,2 ¦     ¦63,4 ¦     ¦63,9 ¦     ¦64,4 ¦     ¦65,1 ¦     ¦
   ¦               +------------+-----¦1,26 ¦---- ¦1,33 ¦---- ¦1,32 ¦---- ¦1,27 ¦---- ¦1,23 ¦---- ¦1,22 ¦---- ¦1,21 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦302,0¦     ¦45,0 ¦     ¦48,0 ¦     ¦50,0 ¦     ¦52,0 ¦     ¦53,0 ¦     ¦54,0 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Угли           ¦млн. т      ¦2700 ¦     ¦440  ¦     ¦445  ¦     ¦450  ¦     ¦450  ¦     ¦455  ¦     ¦460  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,41 ¦---  ¦0,44 ¦---- ¦0,44 ¦---- ¦0,39 ¦---- ¦0,39 ¦---- ¦0,40 ¦---- ¦0,40 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦6582 ¦     ¦990  ¦     ¦1020 ¦     ¦1140 ¦     ¦1140 ¦     ¦1144 ¦     ¦1148 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Черные металлы                                                                                                  ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Руды железа    ¦млн. т      ¦324  ¦     ¦ 50  ¦     ¦ 51  ¦     ¦ 52  ¦     ¦ 55  ¦     ¦ 56  ¦     ¦ 60  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,24 ¦-----¦0,45 ¦-----¦0,30 ¦-----¦0,27 ¦-----¦0,24 ¦-----¦0,19 ¦-----¦0,17 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦1328 ¦     ¦110,6¦     ¦170,3¦     ¦190,3¦     ¦225,3¦     ¦287,9¦     ¦343,6¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Руды хрома     ¦млн. т      ¦60,0 ¦     ¦5,0  ¦     ¦6,0  ¦     ¦8,0  ¦     ¦10,0 ¦     ¦13,0 ¦     ¦18,0 ¦     ¦
   ¦               +------------+-----¦0,59 ¦---  ¦5,00 ¦---  ¦1,20 ¦---  ¦1,23 ¦---- ¦0,83 ¦---- ¦0,52 ¦---- ¦0,35 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦101,5¦     ¦ 1   ¦     ¦ 5   ¦     ¦6,5  ¦     ¦ 12  ¦     ¦ 25  ¦     ¦ 52  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Цветные металлы                                                                                                 ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Никель         ¦тыс. т      ¦2200 ¦     ¦320  ¦     ¦345  ¦     ¦360  ¦     ¦375  ¦     ¦390  ¦     ¦410  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,42 ¦---  ¦0,52 ¦---  ¦0,49 ¦---  ¦0,42 ¦---  ¦0,41 ¦---- ¦0,39 ¦---- ¦0,34 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦5295 ¦     ¦620  ¦     ¦700  ¦     ¦850  ¦     ¦925  ¦     ¦1000 ¦     ¦1200 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Медь           ¦тыс. т      ¦2800 ¦     ¦435  ¦     ¦450  ¦     ¦460  ¦     ¦475  ¦     ¦485  ¦     ¦495  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,85 ¦---  ¦0,87 ¦---  ¦0,85 ¦---  ¦0,87 ¦---  ¦0,90 ¦---  ¦0,87 ¦---  ¦0,76 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦3300 ¦     ¦500  ¦     ¦530  ¦     ¦530  ¦     ¦530  ¦     ¦560  ¦     ¦650  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Свинец         ¦тыс. т      ¦3250 ¦     ¦500  ¦     ¦520  ¦     ¦530  ¦     ¦545  ¦     ¦570  ¦     ¦585  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦2,83 ¦---  ¦2,78 ¦---  ¦2,89 ¦---  ¦2,94 ¦---  ¦2,87 ¦---  ¦2,78 ¦---  ¦2,72 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦1150 ¦     ¦180  ¦     ¦180  ¦     ¦180  ¦     ¦190  ¦     ¦205  ¦     ¦215  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Цинк           ¦тыс. т      ¦3250 ¦     ¦500  ¦     ¦520  ¦     ¦530  ¦     ¦545  ¦     ¦570  ¦     ¦581  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦1,01 ¦---  ¦1,25 ¦---  ¦1,30 ¦---  ¦1,33 ¦---  ¦1,21 ¦---  ¦1,00 ¦---- ¦0,59 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦3220 ¦     ¦400  ¦     ¦400  ¦     ¦400  ¦     ¦450  ¦     ¦570  ¦     ¦1000 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Олово          ¦тыс. т      ¦120  ¦     ¦15   ¦     ¦16   ¦     ¦20,4 ¦     ¦21,5 ¦     ¦22,6 ¦     ¦24,5 ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦0,86 ¦--   ¦0,75 ¦--   ¦0,70 ¦---- ¦0,89 ¦---- ¦0,90 ¦---- ¦0,90 ¦---- ¦0,98 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦140  ¦     ¦20   ¦     ¦23   ¦     ¦ 23  ¦     ¦ 24  ¦     ¦ 25  ¦     ¦ 25  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Бокситы        ¦млн. т      ¦40   ¦     ¦4    ¦     ¦5    ¦     ¦6    ¦     ¦7    ¦     ¦8    ¦     ¦10   ¦     ¦
   ¦               +------------+--   ¦1,14 ¦-    ¦1,33 ¦-    ¦1,25 ¦-    ¦1,20 ¦-    ¦1,17 ¦-    ¦1,14 ¦--   ¦1,00 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦35   ¦     ¦3    ¦     ¦4    ¦     ¦5    ¦     ¦6    ¦     ¦7    ¦     ¦10   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Легирующие металлы                                                                                              ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Молибден       ¦тыс. т      ¦140  ¦     ¦18   ¦     ¦19   ¦     ¦19   ¦     ¦19   ¦     ¦19   ¦     ¦46   ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦1,87 ¦--   ¦1,50 ¦--   ¦1,58 ¦--   ¦1,58 ¦--   ¦1,58 ¦--   ¦1,46 ¦--   ¦3,29 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦75   ¦     ¦12   ¦     ¦12   ¦     ¦12   ¦     ¦12   ¦     ¦13   ¦     ¦14   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Вольфрам       ¦тыс. т      ¦52   ¦     ¦7    ¦     ¦8    ¦     ¦8    ¦     ¦8    ¦     ¦8    ¦     ¦13   ¦     ¦
   ¦               +------------+--   ¦2,08 ¦-    ¦3,50 ¦-    ¦2,67 ¦-    ¦2,00 ¦-    ¦1,60 ¦-    ¦1,60 ¦--   ¦2,17 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦25   ¦     ¦2    ¦     ¦3    ¦     ¦4    ¦     ¦5    ¦     ¦5    ¦     ¦6    ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Цирконий       ¦тыс. т      ¦1450 ¦     ¦220  ¦     ¦225  ¦     ¦230  ¦     ¦240  ¦     ¦255  ¦     ¦280  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦2,64 ¦---  ¦2,50 ¦---  ¦2,50 ¦---  ¦2,50 ¦---  ¦2,55 ¦---  ¦2,68 ¦---- ¦2,92 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦550  ¦     ¦88   ¦     ¦90   ¦     ¦92   ¦     ¦94   ¦     ¦95   ¦     ¦96,0 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Алмазы и благородные металлы                                                                                    ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Алмазы         ¦млн. кар.   ¦1200 ¦     ¦180  ¦     ¦185  ¦     ¦190  ¦     ¦205  ¦     ¦215  ¦     ¦225  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦1,17 ¦---  ¦1,13 ¦---  ¦1,13 ¦---  ¦1,13 ¦---  ¦1,19 ¦---  ¦1,21 ¦---  ¦1,24 ¦
   ¦               ¦млн. кар.   ¦1023 ¦     ¦160  ¦     ¦164  ¦     ¦168  ¦     ¦172  ¦     ¦178  ¦     ¦181  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Золото коренное¦т           ¦1420 ¦     ¦160  ¦     ¦200  ¦     ¦210  ¦     ¦260  ¦     ¦280  ¦     ¦310  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,88 ¦---  ¦0,62 ¦---  ¦0,75 ¦---  ¦0,78 ¦---  ¦0,94 ¦---  ¦1,00 ¦---  ¦1,18 ¦
   ¦               ¦т           ¦1615 ¦     ¦260  ¦     ¦265  ¦     ¦270  ¦     ¦276  ¦     ¦281  ¦     ¦263  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Золото россып- ¦т           ¦184  ¦     ¦ 25  ¦     ¦ 28  ¦     ¦ 28  ¦     ¦ 32  ¦     ¦ 34  ¦     ¦ 36  ¦     ¦
   ¦ное            +------------+---  ¦0,26 ¦---  ¦0,20 ¦-----¦0,23 ¦-----¦0,23 ¦-----¦0,27 ¦-----¦0,29 ¦-----¦0,32 ¦
   ¦               ¦т           ¦710  ¦     ¦123  ¦     ¦121,4¦     ¦119,8¦     ¦118,3¦     ¦116,7¦     ¦110,8¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Платиноиды     ¦т           ¦455  ¦     ¦50   ¦     ¦55   ¦     ¦60   ¦     ¦75   ¦     ¦100  ¦     ¦115  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,44 ¦---  ¦0,30 ¦---  ¦0,33 ¦---  ¦0,35 ¦---  ¦0,43 ¦---  ¦0,57 ¦---  ¦0,65 ¦
   ¦               ¦т           ¦1035 ¦     ¦167  ¦     ¦169  ¦     ¦171  ¦     ¦174  ¦     ¦176  ¦     ¦178  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Неметаллы                                                                                                       ¦
   +---------------T------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦Кварцевое сырье¦тыс. т      ¦1215 ¦     ¦160  ¦     ¦170  ¦     ¦190  ¦     ¦205  ¦     ¦230  ¦     ¦260  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦2,48 ¦---  ¦2,46 ¦---  ¦2,27 ¦---  ¦2,38 ¦---  ¦2,41 ¦---  ¦2,56 ¦---  ¦2,74 ¦
   ¦               ¦тыс. т      ¦490  ¦     ¦65   ¦     ¦75   ¦     ¦80   ¦     ¦85   ¦     ¦90   ¦     ¦95   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Каолин         ¦млн. т      ¦175  ¦     ¦8    ¦     ¦13   ¦     ¦20   ¦     ¦29   ¦     ¦43   ¦     ¦62   ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦1,25 ¦-    ¦1,60 ¦--   ¦1,63 ¦--   ¦1,18 ¦--   ¦1,16 ¦--   ¦1,23 ¦--   ¦1,24 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦140  ¦     ¦5    ¦     ¦8    ¦     ¦17   ¦     ¦25   ¦     ¦35   ¦     ¦50   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Апатиты        ¦млн. т      ¦181  ¦     ¦28   ¦     ¦29,5 ¦     ¦30   ¦     ¦30,5 ¦     ¦31   ¦     ¦32   ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦2,26 ¦--   ¦2,33 ¦---- ¦2,36 ¦--   ¦2,31 ¦---- ¦2,26 ¦--   ¦2,21 ¦--   ¦2,13 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦80   ¦     ¦12   ¦     ¦12,5 ¦     ¦13   ¦     ¦13,5 ¦     ¦14   ¦     ¦15   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Фосфориты      ¦млн. т      ¦75   ¦     ¦10   ¦     ¦10,5 ¦     ¦11   ¦     ¦12,5 ¦     ¦14,5 ¦     ¦16,5 ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦0,69 ¦--   ¦0,67 ¦---- ¦0,66 ¦--   ¦0,65 ¦---- ¦0,66 ¦---- ¦0,73 ¦---- ¦0,75 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦109  ¦     ¦15   ¦     ¦ 16  ¦     ¦17   ¦     ¦ 19  ¦     ¦ 20  ¦     ¦ 22  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Бентонит       ¦млн. т      ¦ 34  ¦     ¦4    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦ 6   ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,99 ¦-    ¦1,00 ¦-    ¦1,00 ¦-    ¦1,00 ¦-    ¦1,00 ¦-    ¦1,00 ¦---  ¦0,92 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦34,5 ¦     ¦4    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦6    ¦     ¦6,5  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Барит          ¦млн. т      ¦ 20  ¦     ¦2,4  ¦     ¦2,7  ¦     ¦3    ¦     ¦3,5  ¦     ¦3,9  ¦     ¦4,5  ¦     ¦
   ¦               +------------+---- ¦0,78 ¦---  ¦0,96 ¦---  ¦0,77 ¦-    ¦0,75 ¦---  ¦0,78 ¦---  ¦0,78 ¦---  ¦0,75 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦25,5 ¦     ¦2,5  ¦     ¦3,5  ¦     ¦4    ¦     ¦4,5  ¦     ¦ 5   ¦     ¦ 6   ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Плавиковый шпат¦млн. т      ¦18   ¦     ¦2,7  ¦     ¦2,8  ¦     ¦2,9  ¦     ¦ 3   ¦     ¦3,2  ¦     ¦3,4  ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦7,20 ¦---  ¦9,00 ¦---  ¦9,33 ¦---  ¦7,25 ¦---  ¦7,50 ¦---  ¦6,40 ¦---  ¦5,67 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦2,5  ¦     ¦0,3  ¦     ¦0,3  ¦     ¦0,4  ¦     ¦0,4  ¦     ¦0,5  ¦     ¦0,6  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Графит         ¦млн. т      ¦3,4  ¦     ¦0,4  ¦     ¦0,45 ¦     ¦0,52 ¦     ¦0,59 ¦     ¦0,67 ¦     ¦0,77 ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦0,97 ¦---- ¦0,87 ¦---- ¦0,94 ¦---- ¦1,00 ¦---- ¦1,04 ¦---- ¦1,03 ¦---- ¦1,00 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦3,5  ¦     ¦0,46 ¦     ¦0,48 ¦     ¦0,52 ¦     ¦0,57 ¦     ¦0,65 ¦     ¦0,77 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Борные руды    ¦млн. т      ¦1,3  ¦     ¦0,18 ¦     ¦0,19 ¦     ¦0,21 ¦     ¦0,22 ¦     ¦0,24 ¦     ¦0,26 ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦2,17 ¦---- ¦2,25 ¦---- ¦2,11 ¦---- ¦2,10 ¦---- ¦2,00 ¦---- ¦2,00 ¦---- ¦2,00 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦0,6  ¦     ¦0,08 ¦     ¦0,09 ¦     ¦0,1  ¦     ¦0,11 ¦     ¦0,12 ¦     ¦0,13 ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Калийные соли  ¦млн. т      ¦900  ¦     ¦140  ¦     ¦144  ¦     ¦147  ¦     ¦152  ¦     ¦156  ¦     ¦161  ¦     ¦
   ¦               +------------+---  ¦1,50 ¦---  ¦2,00 ¦---  ¦1,69 ¦---  ¦1,55 ¦---  ¦1,45 ¦---  ¦1,36 ¦---  ¦1,24 ¦
   ¦               ¦млн. т      ¦600  ¦     ¦70   ¦     ¦85   ¦     ¦95   ¦     ¦105  ¦     ¦115  ¦     ¦130  ¦     ¦
   +---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Высокоглинозе- ¦млн. т      ¦15   ¦     ¦1,9  ¦     ¦2,1  ¦     ¦2,3  ¦     ¦2,6  ¦     ¦2,9  ¦     ¦3,2  ¦     ¦
   ¦мистое сырье   +------------+---  ¦13,64¦---- ¦12,67¦---- ¦13,13¦---- ¦13,53¦---- ¦14,44¦---- ¦15,26¦---  ¦16,00¦
   ¦               ¦млн. т      ¦1,1  ¦     ¦0,15 ¦     ¦0,16 ¦     ¦0,17 ¦     ¦0,18 ¦     ¦0,19 ¦     ¦0,2  ¦     ¦
   L---------------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
   
       Примечание:  в  расчет ожидаемых прогнозных ресурсов кат. Р  и
                                                                  1
   Р  на 2005 г. частично включены прогнозные ресурсы, выявленные  на
    2
   01.01.2003.
   
       Социально-экономические   эффекты   от   реализации   Программы
   определяются  из  роста  вклада  горнодобывающей  промышленности  в
   отечественный   валовой   внутренний   продукт,   увеличения   базы
   налогообложения, сохранения и повышения уровня занятости  населения
   в традиционных и новых горнодобывающих регионах страны.
       Реализация  мероприятий,  предусмотренных  Программой,  создает
   необходимые  предпосылки  для дальнейшего  развития  инфраструктуры
   России,  укрепления национального присутствия в отдаленных регионах
   и защиты отечественных геополитических интересов.
       В целом, выполнение работ по Программе направлено на сохранение
   за   Россией   на  перспективу  лидирующих  позиций  в   глобальном
   минерально-сырьевом  обеспечении запасами  топливно-энергетического
   сырья и важнейшими твердыми полезными ископаемыми.
       В   геологоразведочной  отрасли  реализация  планируемых  работ
   позволит   увеличить  поисково-разведочный  задел,  что   обеспечит
   необходимый  уровень прироста ресурсного потенциала  (таблица  18),
   достижение  оптимального  соотношения  между  приростом  запасов  и
   добычей   полезных   ископаемых  и,  в  конечном   счете,   повысит
   обеспеченность   экономики  страны  основными  видами   минерально-
   сырьевых ресурсов.
   
                                                            Таблица 18
   
            ПРИРОСТ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В 2005 - 2020 ГГ.
   
   -------------------------------T---------------------------------¬
   ¦     Полезные ископаемые      ¦     Прогнозируемый прирост      ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦углеводородное сырье, всего   ¦18 - 20 млрд. т у.т.             ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦в т.ч. балансовые запасы нефти¦4 млрд. т ценностью 18 трлн. руб.¦
   ¦и газа                        ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦угля и урана                  ¦4,4 трлн. руб.                   ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦стратегических видов твердых  ¦не менее 4 трлн. руб.            ¦
   ¦полезных ископаемых           ¦                                 ¦
   L------------------------------+----------------------------------
   
       По  углеводородному сырью указанный показатель будет  достигнут
   уже к 2010 г.
       Экономическая эффективность геологоразведочных работ  в  России
   достаточно  велика. Коэффициент эффективности (КЭ),  рассчитываемый
   как  отношение приращиваемой ценности недр (с учетом  цен  мирового
   рынка   на   минеральное   сырье)  к  произведенным   затратам   на
   геологоразведочные  работы,  варьирует  в  широких  пределах  -  от
   десятков   до  сотен  единиц  в  зависимости  от  группы   полезных
   ископаемых  и  источников финансирования, составляя  в  среднем  70
   руб.    на    1    руб.    затрат.   Экономическая    эффективность
   геологоразведочных работ на нефть и газ в России в 2005 - 2020  гг.
   составит  около  100  руб./т условного топлива,  работ  на  твердые
   полезные ископаемые и подземные воды - в среднем 50 - 60 руб. на  1
   рубль затрат.
       Развитие   геологоразведочных  работ,   внедрение   современных
   технологий позволяет в планируемой перспективе не только  закрепить
   наметившийся уровень экономической эффективности, но и  существенно
   повысить   его.  Внедрение  в  сферу  геологического   изучения   и
   воспроизводства   МСБ  передовых  технических   и   технологических
   разработок позволит получить экономический эффект в размере  130  -
   140  млрд.  руб. Прямые поступления в бюджетную систему  страны  от
   уплаты  налогов  и  платежей  за  пользование  ресурсами  недр   за
   планируемый  период составят свыше 5 трлн. руб., в том числе  налог
   на  добычу полезных ископаемых - около 400 млрд. руб. Сумма разовых
   платежей  при  проведении аукционов составит около 40  млрд.  руб.,
   плата   за   геологическую  информацию  -  более   3   млрд.   руб.
   Экономический    эффект,    учитывающий   внедрение    рациональных
   технологий  недропользования, достигнет к  2020  г.  120-150  млрд.
   руб. против 90 млрд. руб. в 2005 - 2010 гг.
       Социально-экономическая эффективность геологоразведочных  работ
   определяется,   прежде  всего,  сохранением  и  повышением   уровня
   занятости   трудоспособного   населения.   Интенсификация    темпов
   воспроизводства    и   использования   минерально-сырьевой    базы,
   улучшение  территориального размещения добывающих  предприятий,  их
   обеспечение  запасами полезных ископаемых позволит  создать  250  -
   300  тыс.  новых рабочих мест, включая сопутствующее гражданское  и
   промышленное строительство.
       Ключевое  значение  имеют стабилизация и  улучшение  социально-
   экономического   положения   в   кризисных   субъектах   Российской
   Федерации   (Северный   Кавказ),  районах  особых   геополитических
   интересов  (Курильские о-ва, Чукотка, Чукотский  автономный  округ,
   Магаданская  обл.  и др.), в депрессивных районах Крайнего  Севера,
   включая  территории проживания малочисленных народностей  Сибири  и
   Дальнего  Востока, поскольку такие районы, как правило, не обладают
   более эффективной, чем добывающая, промышленностью.
       Именно  добывающие  предприятия в удаленных  необжитых  районах
   создают  условия  для развития инфраструктуры, повышения  занятости
   местного и мигрирующего населения в основном производстве  и  сфере
   услуг,  увеличивают  поступление средств в  бюджеты  всех  уровней,
   укрепляют     национальную    безопасность    через     присутствие
   государственных  и  негосударственных  структур   и   населения   в
   удаленных    пограничных   районах,   чем    способствуют    защите

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное