Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МПР РФ ОТ 08.06.2005 N 160 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

         МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                        от 8 июня 2005 г. N 160
                                   
         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
       ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
        РОССИИ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
                          МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
   
       В  целях  реализации Основ государственной политики  в  области
   использования  минерального сырья и недропользования,  утвержденных
   распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля  2003
   г.  N  494-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
   N  17,  ст. 1637), и протокольного решения Правительства Российской
   Федерации  от  11  ноября  2004 г. N  43  по  рассмотрению  проекта
   долгосрочной    государственной   программы   изучения    недр    и
   воспроизводства минерально-сырьевой базы России на  основе  баланса
   потребления и воспроизводства минерального сырья приказываю:
       1. Утвердить прилагаемую долгосрочную государственную программу
   изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России  на
   основе  баланса  потребления и воспроизводства  минерального  сырья
   (далее именуется Программа).
       2.  Департаменту  экономики и финансов (Донской),  Департаменту
   государственной    политики    и    регулирования     в     области
   природопользования    (Федоров),    Федеральному    агентству    по
   недропользованию (Ледовских):
       ежегодно   при  формировании  бюджетных  заявок   исходить   из
   необходимости   выделения   средств   федерального    бюджета    на
   воспроизводство   минерально-сырьевой   базы   в   соответствии   с
   показателями, предусмотренными Программой;
       обеспечить   реализацию  программных   мероприятий   в   рамках
   ведомственных целевых программ на среднесрочный период.
       3.  Контроль  за  выполнением настоящего Приказа  возложить  на
   заместителя Министра А.А. Темкина.
   
                                                               Министр
                                                           Ю.П.ТРУТНЕВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                                   Приказом МПР России
                                               от 8 июня 2005 г. N 160
   
                ДОЛГОСРОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
       ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
        РОССИИ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
                          МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
   
                                ПАСПОРТ
            ДОЛГОСРОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ
        НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ
            НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
                          МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
   
       Наименование    Программы   -   "Долгосрочная   государственная
   программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой  базы
   России    на   основе   баланса   потребления   и   воспроизводства
   минерального сырья" (далее - Программа).
       Дата  принятия  решения  о разработке Программы  -  21.04.2003.
   Распоряжение  Правительства Российской Федерации  N  494-р  "Основы
   государственной  политики  в  области  использования   минерального
   сырья и недропользования".
       Государственный  Заказчик  Программы -  Министерство  природных
   ресурсов    Российской   Федерации,   Федеральное   агентство    по
   недропользованию.
       Разработчики    Программы   -   ФГУП    "Центральный    научно-
   исследовательский    геологоразведочный    институт    цветных    и
   благородных  металлов"  -  "ЦНИГРИ",  ФГУП  "Всероссийский  научно-
   исследовательский    нефтяной   институт"    -    "ВНИГНИ",    ФГУП
   "Всероссийский   научно-исследовательский   институт   минерального
   сырья"   -   "ВИМС",   ФГУП  "Центральный  научно-исследовательский
   институт  геологии нерудных полезных ископаемых" - "ЦНИИгеолнеруд",
   ФГУП   "Всероссийский  научно-исследовательский  геологоразведочный
   институт    угольных    месторождений"   -   "ВНИГРИуголь",    ФГУП
   "Всероссийский  научно-исследовательский институт  гидрогеологии  и
   инженерной геологии" - "ВСЕГИНГЕО".
       Цель  Программы  -  обеспечение  сбалансированного  развития  и
   использования    минерально-сырьевой   базы   для    удовлетворения
   потребностей  (включая экспортные) экономики страны  в  минерально-
   сырьевых  ресурсах,  а  также геополитических интересов  Российской
   Федерации на длительную перспективу.
       Основные задачи Программы:
       -  удовлетворение  перспективных потребностей базовых  отраслей
   экономики     (топливно-энергетического     комплекса,      атомной
   промышленности,   черной   и   цветной   металлургии,    химической
   промышленности) в минеральном сырье и водообеспечении;
       -  обеспечение  платежного баланса страны за  счет  развития  и
   использования  минерально-сырьевой базы,  в  том  числе  экспортных
   видов минерального сырья;
       -   воспроизводство  минерально-сырьевых  ресурсов  в  объемах,
   обеспечивающих компенсацию их потребления добывающими отраслями,  в
   соответствии   с   прогнозами   развития   топливно-энергетического
   комплекса   Российской   Федерации,  определенными   Энергетической
   стратегией  России  на  период до 2020 года, федеральными  целевыми
   программами  и на основе анализа и оценки перспектив их внутреннего
   потребления, экспорта и импорта;
       -  организация  рационального  и комплексного  использования  и
   воспроизводства  минерально-сырьевых ресурсов в интересах  нынешних
   и будущих поколений граждан Российской Федерации.
       Сроки реализации Программы - 2005 - 2010 годы и до 2020 года.
       Исполнители  мероприятий Программы - научные и производственные
   организации,  отбираемые  на конкурсной  основе  в  соответствии  с
   Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на  поставку
   товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных
   нужд".
       Объем  и  источники  финансирования  Программы  -  общий  объем
   финансирования  по Программе составляет 2437655 млн.  руб.,  в  том
   числе   за   счет   средств,   предусматриваемых   государственному
   заказчику  на  текущие  расходы по основной деятельности  -  260857
   млн.  руб., на оплату услуг научно-исследовательских организаций  -
   9764  млн. руб. Средства внебюджетных источников составляют 2176798
   млн. руб.
       Ожидаемые   конечные   результаты   реализации   Программы    -
   воспроизводство     минерально-сырьевой    базы,     обеспечивающее
   компенсацию  погашения  запасов  их  приростом  в  соответствии   с
   потребностями  развития  добывающих мощностей  и  базовых  отраслей
   экономики    -    топливно-энергетического    комплекса,    атомной
   промышленности,   черной   и   цветной   металлургии,    химической
   промышленности  до 2020 года; выявление ресурсов  подземных  вод  и
   новых   минерально-сырьевых  баз,  в  том  числе  и  для   создания
   минерально-сырьевого  фонда  будущих поколений  граждан  Российской
   Федерации.
       Контроль за реализацией Программы - Департамент государственной
   политики  и регулирования в области природопользования Министерства
   природных  ресурсов  Российской Федерации,  Федеральная  служба  по
   надзору  в  сфере  природопользования,  Федеральное  агентство   по
   недропользованию.
   
          I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
   
       Проект   Программы  разработан  в  соответствии   с   "Основами
   государственной  политики  в  области  использования   минерального
   сырья     и    недропользования",    утвержденными    распоряжением
   Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р.
       Будущее  мировое  минерально-сырьевое обеспечение  находится  в
   зависимости  от интенсивности процессов глобализации,  которые  уже
   привели  к  возникновению международного рынка  минерально-сырьевых
   баз  с  отчетливо выраженными тенденциями к их объединению в  форме
   монополизации  запасов  наиболее  ликвидных  полезных   ископаемых.
   Процессы     глобализации    и    стремление     человечества     к
   сбалансированному   развитию  диктуют  необходимость   создания   и
   реализации национальных долгосрочных минерально-сырьевых  программ,
   определяющих   положение   стран  в   будущем   мировом   ресурсном
   обеспечении.
       Данная   Программа  входит  в  систему  национальных  стратегий
   развития  и  по  своей сути представляет один из наиболее  значимых
   стратегических  проектов.  Проект программы  направлен  на  решение
   следующих приоритетов социально-экономического развития страны:
       -  обеспечение высоких темпов устойчивого экономического  роста
   страны;
       - создание потенциала для будущего развития;
       - повышение уровня национальной безопасности.
       Указанные приоритеты изложены в посланиях Президента Российской
   Федерации  В.В.  Путина Федеральному Собранию Российской  Федерации
   (3  апреля 2001 года, 18 апреля 2002 года, 16 мая 2003 года, 26 мая
   2004  года  и 25 апреля 2005 года), в проекте программы  социально-
   экономического  развития  Российской  Федерации  на   среднесрочную
   перспективу (2005 - 2008 годы).
       Россия  обладает  крупными  минерально-сырьевыми  ресурсами   и
   мощным  минерально-сырьевым  комплексом  (МСК),  являющимся   базой
   развития  экономики, инструментом проведения внутренней  и  внешней
   политики,  основным источником валютных поступлений в страну.  Роль
   России  на  мировых минерально-сырьевых рынках во многом определяет
   ее геополитическое влияние.
       Начавшийся    экономический   подъем   Российской    Федерации,
   реализация  заданий, определенных в посланиях Президента Российской
   Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации, как  следует
   из  выступления В.В. Путина на саммите глав государств в Астане (15
   сентября  2004  г.), влекут за собой значительный  рост  спроса  на
   минерально-сырьевые   ресурсы  внутри  страны.   Современный   этап
   развития  России,  когда большая часть добытых  минерально-сырьевых
   ресурсов  экспортируется (почти 60% нефти, 35% газа, 90% меди,  97%
   никеля,  99%  алюминия из общего объема добытых и  произведенных  в
   стране), сменится ростом их внутреннего потребления.
       Российская Федерация занимает лидирующее положение  в  мире  по
   ресурсам,    запасам   и   добыче   многих   полезных   ископаемых,
   потребляемых в ключевых секторах промышленности и экономики.  После
   спада  отечественного производства минерального сырья,  начавшегося
   с   1990   г.,   к   2000   г.  российские  нефтегазодобывающие   и
   горнодобывающие  предприятия  стали  приближаться   к   докризисным
   уровням.   В  2003  г.  вклад  отечественного  минерально-сырьевого
   комплекса  в  доходную  часть федерального  бюджета  составил  56%.
   Поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)  в  2003
   г.  превысили 330 млрд. руб., а в 2004 г. достигли 510  млрд.  руб.
   За   счет   минерально-сырьевого  сектора  формируется  более   70%
   валютных поступлений от экспорта.
       Дальнейшее  поступательное  развитие  России  с  удвоением  ВВП
   невозможно  без укрепления отечественной минерально-сырьевой  базы,
   в   первую  очередь  без  достижения  воспроизводства  запасов   на
   уровнях,  компенсирующих  их добычу, темпы  которой  возрастают  из
   года в год в соответствии с общемировыми тенденциями.
       В  отличие  от  многих  ведущих стран мира, минерально-сырьевое
   обеспечение   требуется  России  не  только   для   поддержания   и
   реконструкции  имеющейся инфраструктуры, но и  для  создания  новых
   инфраструктурных    систем,    обладающих    весьма    значительной
   материалоемкостью.
       Россия,  являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером
   минерального  сырья, в то же время по внутреннему потреблению  ряда
   их  видов  (как  по валовому, так и на душу населения)  отстает  от
   государств  и  регионов,  вступивших в  стадию  постиндустриального
   развития.
       Максимумы   отечественного  производства   минерального   сырья
   пришлись на 1985 - 1990 гг. Спад добычи, начавшийся с 1990  -  1991
   гг.,  по большинству ведущих полезных ископаемых сменился ростом  в
   1996  -  1998  гг. При этом уровни добычи 1990 г. к концу  ХХ  века
   практически по всем полезным ископаемым не были достигнуты.
       Очевидно,  что  максимумы  отечественного  минерально-сырьевого
   производства   близки   к   имеющимся   технологическим   мощностям
   добывающих  предприятий  и  могут  рассматриваться  как  показатели
   добычного  потенциала, доступного для реализации  без  существенных
   капиталовложений  (по  крайней мере, в течение  ближайших  5  -  10
   лет).  Соответственно,  оценка возможностей  будущего  производства
   может исходить из сроков достижения уровня созданного потенциала  и
   экстраполяции  соответствующих  темпов  роста  добычи  минерального
   сырья  на дальнейшую перспективу, что, естественно, потребует роста
   капвложений для замещения выбывающих производственных мощностей.
       Выбор  сценариев  развития отечественного  минерально-сырьевого
   комплекса,  темпов роста добычи каждого из 38 полезных  ископаемых,
   включенных  в  данную  программу,  а  также  объемов  погашения  их
   запасов  до  2020  г.  и соответствующих темпов компенсации  добычи
   воспроизводством     запасов    основывается     на     индикаторах
   "Энергетической стратегии России" (2002 г.) и Минпромэнерго  России
   (2004   г.)   по  нефти,  газу  и  углю  до  2020  г.;  разработках
   Минпромнауки  России  до  2010  г. (2002  г.)  и  ФЦП  "Экология  и
   природные  ресурсы  России (2002 - 2010)"  (2001  г.)  по  основным
   твердым  полезным ископаемым; проекте долгосрочного прогноза  роста
   российской   экономики   (2004   г.)  по   топливно-энергетическому
   комплексу и отраслям, производящим сырье и материалы.
       Стратегии   будущего  использования  национальной   минерально-
   сырьевой   базы  до  недавнего  времени  определялись  показателями
   отечественной    "Энергетической    стратегии"    и    разработками
   Минпромэнерго   России  по  нефти,  газу  и  углю   до   2020   г.;
   разработками  бывшего  Минпромнауки  России  до  2010  г.   и   ФЦП
   "Экология  и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)"  до  2010
   г.
       В  инициативном порядке ЦНИГРИ и другими институтами МПР России
   на  основе  данных  Геологической службы США, Минэнерго  США,  ряда
   глобальных  программ,  а  также  анализа  долговременных  тенденций
   использования  и  развития  отечественной минерально-сырьевой  базы
   были  разработаны  многовариантные сценарии  роста  добычи  твердых
   полезных   ископаемых   до  2025  г.,  что  было   использовано   в
   среднесрочных (до 2010 г.) программах геологоразведочных работ.
       Показатели  ретроспективного  анализа  и  различных   вариантов
   прогноза   воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  отражены   в
   таблицах 1 и 2.
       Разработка  Правительством Российской  Федерации  долгосрочного
   прогноза  роста российской экономики, опубликованного в конце  2004
   г.,  позволила  определить  положение данной  Программы  в  системе
   отечественных   стратегий,  скорректировать  значения   индикаторов
   программных     мероприятий    в    соответствии    с     прогнозом
   макроэкономических показателей по трем основным сценариям  будущего
   развития России.
       Работы  по  Программе входят в традиционный  сектор  экономики;
   значительная часть программных мероприятий охватывается  стратегией
   развития  нефтегазового комплекса, а мероприятия  в  сфере  твердых
   полезных   ископаемых,  не  имеющие  в  правительственном  прогнозе
   стратегического   оформления,   связаны   с   развитием   отраслей,
   производящих  и  потребляющих сырье и  материалы.  В  свою  очередь
   реализация  программных  мероприятий учитывает  стратегии  развития
   транспорта,      агропромышленного     комплекса,     инновационной
   деятельности,    человеческого   капитала,    жилищно-коммунального
   комплекса,   как   в   плане  их  сырьевого  обеспечения,   так   и
   использования их результатов.
   
                                                             Таблица 1
   
          ПРОГНОЗЫ ТЕМПОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ
                БАЗЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЫРЬЯ (%)
   
   ---------------------------------T---------T---------T-----------¬
   ¦   Источники, сроки, варианты   ¦  Нефть  ¦   Газ   ¦   Уголь   ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Россия                          ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Энергетическая стратегия        ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦России, 2000 г.                 ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2002 - 2010 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 1                     ¦2,18     ¦0,84     ¦2,82       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 2                     ¦4,88     ¦1,82     ¦5,04       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2011 - 2020 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 1                     ¦0,11     ¦0,71     ¦2,10       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 2                     ¦0,61     ¦1,06     ¦3,28       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Минпромэнерго России, 2004 г.   ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2004 - 2010 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 1                     ¦-0,4     ¦0,05     ¦1,8        ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 2                     ¦1,25     ¦0,83     ¦3,02       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2004 - 2015 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 1                     ¦-0,14    ¦0,4      ¦0,46       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 2                     ¦0,95     ¦1,03     ¦0,98       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2004 - 2020 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 1                     ¦0,09     ¦0,46     ¦2,12       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант 2                     ¦0,86     ¦0,98     ¦3,36       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Проекты стратегических программ ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦ГРР (до 2010 г.), 2003 г.       ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2005 - 2010 гг.                ¦2,29     ¦1,43     ¦2,86       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Долгосрочный прогноз роста      ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦российской экономики (проект),  ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦2004 г.                         ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ 2005 - 2015 гг.                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант I                     ¦0,35     ¦0,57     ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант II                    ¦0,66     ¦1,30     ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  вариант III                   ¦1,01     ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Справочно                       ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦Зарубежные страны (без России,  ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦СНГ, КНР)                       ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ факт 1950 - 1995 гг.           ¦3,76     ¦4,73     ¦1,56       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ прогноз 1995 - 2025 гг.        ¦2,00     ¦3,20     ¦2,32       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ расчет 1950 - 2025 гг.         ¦3,05     ¦4,15     ¦1,52       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦Министерство энергетики США,    ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦2002 - 2003 гг.                 ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ Зарубежные страны,             ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦2001 - 2025 гг.:                ¦         ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  Развитые страны               ¦1,3      ¦2,4      ¦0,6        ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  Развивающиеся страны          ¦3,3      ¦5,4      ¦3,3        ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦  Восточная Европа и бывший СССР¦3,2      ¦2,3      ¦-1,3       ¦
   +--------------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ Потребление (зарубежные страны)¦2,2      ¦3,2      ¦1,8        ¦
   ¦1999 - 2020 гг.                 ¦         ¦         ¦           ¦
   L--------------------------------+---------+---------+------------
   
                                                             Таблица 2
   
       ПРОГНОЗЫ ТЕМПОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
                    ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (%)
   
   ------------T----------------------T-----------------------------¬
   ¦ Полезное  ¦  Зарубежные страны   ¦           Россия            ¦
   ¦ископаемое ¦  (без России, СНГ,   +---------T---------T---------+
   ¦           ¦        КНР)          ¦Федераль-¦Минпром- ¦   МПР   ¦
   ¦           ¦                      ¦ные      ¦науки    ¦ России  ¦
   ¦           ¦                      ¦целевые  ¦России   ¦(2004 г.)¦
   ¦           ¦                      ¦программы¦(2002 г.)¦         ¦
   ¦           ¦                      ¦(2001 г.)¦         ¦         ¦
   ¦           +-------T-------T------+---------+---------+---------+
   ¦           ¦факт   ¦2002 - ¦2005 -¦2005 -   ¦прогноз  ¦расчет   ¦
   ¦           ¦1950 - ¦2010   ¦2010  ¦2010 гг. ¦1995 -   ¦1950 -   ¦
   ¦           ¦1995   ¦гг.    ¦гг.   ¦         ¦2025 гг. ¦2025 гг. ¦
   ¦           ¦гг.    ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Черные     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦металлы    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Руды железа¦2,68   ¦2,18   ¦2148  ¦1,37     ¦1,36     ¦2,1      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Руды       ¦2,94   ¦0,2    ¦1,83  ¦17,14    ¦17,14    ¦19,3     ¦
   ¦марганца   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Руды титана¦       ¦       ¦      ¦2,49     ¦313,33   ¦73,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Руды хрома ¦3,87   ¦2,05   ¦3,14  ¦7,0      ¦7,0      ¦75,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Цветные    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦металлы    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Никель     ¦3,90   ¦2,26   ¦3,24  ¦0,67     ¦0,61     ¦1,71     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Медь       ¦3,05   ¦2,02   ¦2,64  ¦0,96     ¦3,65     ¦1,54     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Свинец     ¦0,6    ¦1,35   ¦0,9   ¦2,13     ¦17,5     ¦33,35    ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Цинк       ¦2,38   ¦1,64   ¦2,08  ¦1,38     ¦1,79     ¦8,6      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Олово      ¦-0,50  ¦-0,10  ¦-0,33 ¦1,05     ¦4,19     ¦5,1      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Алюминий   ¦6,19   ¦2,05   ¦4,51  ¦0,56     ¦10,0     ¦1,75     ¦
   ¦(бокситы)  ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Молибден   ¦4,37   ¦2,23   ¦3,51  ¦1,94     ¦1,62     ¦11,5     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Вольфрам   ¦       ¦       ¦      ¦1,49     ¦8,00     ¦15,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Тантал     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦8,9      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Ниобий     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦26,9     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Ванадий    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦1,4      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Цирконий   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦3,9      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Алмазы и   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦благородные¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦металлы    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Алмазы     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦2,8      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Золото     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦0,42     ¦
   ¦коренное   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Золото     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦-1,54    ¦
   ¦россыпное  ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Платиноиды ¦5,86   ¦2,42   ¦4,47  ¦         ¦         ¦2,5      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Неметалли- ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦ческие     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦полезные   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦ископаемые ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Барит      ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦24,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Натриевые  ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦2,15     ¦
   ¦соли       ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Борные руды¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦2,9      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Каолин     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦2,0      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Калийные   ¦4,2    ¦2,05   ¦3,34  ¦         ¦         ¦5,8      ¦
   ¦соли       ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Апатиты    ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦9,6      ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Фосфориты  ¦3,74   ¦2,26   ¦3,14  ¦         ¦         ¦30,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Плавиковый ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦4,1      ¦
   ¦шпат       ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Магнезит   ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦14,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Брусит     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦10,0     ¦
   +-----------+-------+-------+------+---------+---------+---------+
   ¦Графит     ¦       ¦       ¦      ¦         ¦         ¦29,3     ¦
   L-----------+-------+-------+------+---------+---------+----------
   
       В  "Долгосрочном прогнозе роста российской экономики" (до  2015
   г.) проанализированы три варианта развития:
       -  базовый,  по  своей  сути  инерционный,  -  не  предполагает
   реализации масштабных национальных проектов или стратегий;
       -   инновационно   и  экспортно-ориентированный   -   допускает
   реализацию ряда стратегических проектов в сырьевой, транспортной  и
   инновационной сферах, что обеспечит не только наращивание  экспорта
   сырья и топлива, но и увеличение их внутреннего потребления;
       -  инвестиционно-ориентированный - предусматривает модернизацию
   традиционных  индустриальных и развитие новых -  постиндустриальных
   секторов    при   снижении   зависимости   экономики   страны    от
   нефтегазового и сырьевого экспорта.
       Значения  индикаторов  Программы,  в  первую  очередь,   темпов
   погашения   запасов   твердых   полезных   ископаемых   (собственно
   горнодобывающая  промышленность),  решающим  образом   зависят   от
   темпов     роста    внутреннего    энергопотребления,     поскольку
   металлургические  производства  обладают  высокой   энергоемкостью.
   Рост  последнего  при  снижении  энергоемкости  отечественного  ВВП
   предусматривается как вторым, так и третьим сценариями. По  каждому
   из  них  "Долгосрочным прогнозом..." предусмотрена близкая динамика
   роста  до  2015 г. (уровни 2015 к 2004 г. по ТЭК 1,24  и  1,21;  по
   производству сырья 1,61 и 1,64).
       В  целом  Программа по основным индикаторам близка  ко  второму
   сценарию,  который  должен  обеспечить рост  энергопотребления  для
   достижения  уровней добычи твердых полезных ископаемых,  отвечающих
   имеющемуся    производственному   и   технологическому   потенциалу
   основных горнодобывающих предприятий России, с последующим  ростом.
   Это  необходимо, как отмечалось, для повышения уровней  внутреннего
   потребления  как  в валовом выражении, так и в приведении  на  душу
   населения и на единицу ВВП.
       Темпы роста добычи основных энергоносителей (нефти, газа, угля,
   урана)   до   2020   г.,  принятые  в  Программе,   при   пересчете
   соответствующих  масс  на  суммарное  условное  топливо,  близки  к
   индикаторам  второго  сценария. Уровни  увеличения  производства  к
   2020  г.  твердых  полезных  ископаемых,  добывающихся  в  наиболее
   значительных  массах, варьируют от 1,27 до 1,60. Более значительный
   рост    предусмотрен   для   полезных   ископаемых,   отечественное
   потребление  которых  в  значительной мере обеспечивается  за  счет
   импорта  при  дефицитности  отечественной минерально-сырьевой  базы
   либо   при   неудовлетворительном  уровне  освоения  уже  имеющихся
   запасов (таблица 3).
       По принятым в проекте Программы индикаторам добыча нефти к 2020
   г.  приближается  к уровням 1980 - 1990 гг., но  не  достигает  их;
   добыча  газа,  вышедшая в 2004 г. на уровень  1990  г.,  продолжает
   наращиваться;   прогнозируемые   темпы   угледобычи    обеспечивают
   компенсацию  происшедшего спада за 1990 -  2000  гг.  (на  35%),  с
   выходом  на ранее достигнутые уровни к 2010 г. и дальнейшим  ростом
   к 2020 г. примерно на 30%.
       К  2010  -  2012 гг. намечается достижение докризисных  уровней
   добычи  (погашения запасов) черных, легирующих и цветных  металлов,
   алмазов  и  платиноидов,  калийных солей;  по  бокситам,  апатитам,
   фосфоритам  эти  уровни  могут быть достигнуты  не  ранее  2020  г.
   Добыча  золота  из коренных месторождений уже в 2001  г.  превысила
   максимум  1990  г. и в дальнейшем наращивается умеренными  темпами,
   компенсируя   устойчивое  падение  получения   этого   металла   из
   россыпных месторождений.
       Уровни погашения запасов основных полезных ископаемых в недрах,
   обеспечивающие текущее потребление минерального сырья до  2020  г.,
   близки    к    показателям    динамики   отраслей    промышленности
   Правительственного проекта долгосрочной программы роста  российской
   экономики  до  2015  г.  (таблица 3):  по  топливно-энергетическому
   комплексу от 1,10 до 1,24 раза, по отраслям, производящим  сырье  и
   материалы   от   1,45   до  1,64  раза.  Представляется   очевидным
   достижение соответствующих уровней потребления подземных вод.
   
                                                             Таблица 3
   
                 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
            ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫХ
               ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ РФ НА СРОК ДО 2020 Г.
   
   -----------------T----------------T--------------T---------------¬
   ¦    Полезные    ¦Прогнозируемые  ¦Уровни добычи ¦Доля остаточных¦
   ¦   ископаемые   ¦среднегодовые   ¦от 2003 г. по ¦запасов от ис- ¦
   ¦                ¦темпы роста до- ¦опт. варианту ¦ходных 2003 г. ¦
   ¦                ¦бычи по оптима- ¦    роста     ¦               ¦
   ¦                ¦льному варианту,¦              ¦               ¦
   ¦                ¦%               ¦              ¦               ¦
   ¦                +-------T--------+------T-------+-------T-------+
   ¦                ¦2005 - ¦2011 -  ¦к 2010¦   к   ¦  на   ¦  на   ¦
   ¦                ¦2010   ¦2020 гг.¦  г.  ¦2020 г.¦2010 г.¦2020 г.¦
   ¦                ¦гг.    ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦       1        ¦   2   ¦    3   ¦  4   ¦   5   ¦  6    ¦   7   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Углеводородное  ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦сырье           ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Нефть           ¦1,1    ¦1,1     ¦1,16  ¦1,23   ¦0,85   ¦0,82   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Газ             ¦1,1    ¦1,1     ¦1,1   ¦1,25   ¦0,99   ¦0,99   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Уран            ¦7,5    ¦15,7    ¦1,45  ¦2,58   ¦0,86   ¦0,44   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Твердое топливо ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Угли            ¦3,57   ¦2,94    ¦1,20  ¦1,56   ¦0,99   ¦0,97   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Черные металлы  ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Руды железа     ¦2,1    ¦2,1     ¦1,25  ¦1,5    ¦0,96   ¦0,96   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Руды марганца   ¦19,3   ¦19,0    ¦3,8   ¦5,6    ¦0,90   ¦0,80   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Руды титана     ¦73,0   ¦33,0    ¦3,8   ¦16     ¦0,99   ¦1,60   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Руды хрома      ¦75,0   ¦75,0    ¦5,3   ¦20,0   ¦0,66   ¦0,35   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Цветные металлы ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Никель          ¦1,71   ¦1,72    ¦1,18  ¦1,41   ¦0,88   ¦0,75   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Медь            ¦1,54   ¦1,48    ¦1,18  ¦1,37   ¦0,91   ¦0,75   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Свинец          ¦33,35  ¦33,35   ¦3,53  ¦9,01   ¦0,97   ¦0,80   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Цинк            ¦8,6    ¦8,6     ¦1,72  ¦3,06   ¦0,95   ¦0,79   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Олово           ¦5,1    ¦5,1     ¦1,33  ¦2,01   ¦0,94   ¦0,83   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Алюминий        ¦1,75   ¦1,9     ¦1,18  ¦1,27   ¦0,91   ¦0,81   ¦
   ¦(бокситы)       ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Легирующие      ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦металлы         ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Молибден        ¦11,5   ¦11,5    ¦2,1   ¦3,9    ¦0,99   ¦0,94   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Вольфрам        ¦15,0   ¦15,0    ¦1,56  ¦3,8    ¦0,96   ¦0,83   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Тантал          ¦8,9    ¦7,5     ¦1,4   ¦2,6    ¦0,99   ¦0,98   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Ниобий          ¦26,9   ¦4,9     ¦4,45  ¦7,5    ¦0,99   ¦0,98   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Цирконий        ¦3,9    ¦3,9     ¦1,2   ¦2,1    ¦0,95   ¦0,70   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Ванадий         ¦1,4    ¦1,4     ¦1,13  ¦1,4    ¦0,90   ¦0,80   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Алмазы и        ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦благородные     ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦металлы         ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Алмазы          ¦2,8    ¦2,1     ¦1,29  ¦1,59   ¦0,75   ¦0,42   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Золото коренное ¦0,42   ¦1,96    ¦1,04  ¦1,27   ¦0,83   ¦0,61   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Золото россыпное¦-1,54  ¦-1,30   ¦0,87  ¦0,75   ¦0,55   ¦0,12   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Платиноиды      ¦2,5    ¦3,6     ¦1,25  ¦1,44   ¦0,90   ¦0,76   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Неметаллические ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦полезные        ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ископаемые      ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Горнохимическое ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦и горнотехниче- ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ское сырье      ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Барит           ¦24,0   ¦24,0    ¦2,2   ¦5,8    ¦0,8    ¦0,4    ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Натриевые соли  ¦2,15   ¦2,15    ¦1,3   ¦1,5    ¦0,998  ¦0,997  ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Борные руды     ¦2,9    ¦2,9     ¦1,2   ¦1,6    ¦0,96   ¦0,87   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Каолин          ¦2,0    ¦2,0     ¦1,21  ¦1,4    ¦0,975  ¦0,92   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Агрохимическое  ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦сырье           ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Калийные соли   ¦5,8    ¦5,8     ¦1,9   ¦3,1    ¦0,97   ¦0,91   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Апатиты         ¦9,6    ¦9,6     ¦1,6   ¦2,3    ¦0,93   ¦0,86   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Фосфориты       ¦30,0   ¦30,0    ¦3,6   ¦7,1    ¦0,98   ¦0,95   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Нерудное        ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦металлургическое¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦сырье           ¦       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Плавиковый шпат ¦4,1    ¦4,1     ¦1,6   ¦2,04   ¦0,82   ¦0,51   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Магнезит        ¦14,0   ¦0       ¦2,0   ¦2,0    ¦0,99   ¦0,98   ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Брусит          ¦10,0   ¦10,0    ¦1,7   ¦2,7    ¦0,9    ¦0,8    ¦
   +----------------+-------+--------+------+-------+-------+-------+
   ¦Графит          ¦29,3   ¦29,3    ¦6,6   ¦8,3    ¦0,98   ¦0,81   ¦
   L----------------+-------+--------+------+-------+-------+--------
   
       Справочно:   динамика  отраслей  промышленности  (среднегодовые
   темпы    прироста)    2015/2004   по    вариантам:    инерционному,
   инвестиционно     и    экспортно-ориентированному,    инновационно-
   ориентированному составляют по ТЭК соответственно  1,10  -  1,24  -
   1,21, по сырьевым отраслям 1,45 - 1,61 - 1,64.
       Оценка    исходного   состояния   МСБ   России   основана    на
   ретроспективных     показателях    динамики     использования     и
   воспроизводства  запасов  полезных  ископаемых,  текущей   динамики
   состояния  запасов и ресурсов, достигнутых уровнях  производства  и
   потребления, включая экспортно-импортные составляющие, а  также  на
   анализе  сложившихся тенденций распределения и использования  фонда
   недр на лицензионной основе.
       Реформирование отечественной системы недропользования привело к
   разделению  фонда  недр  страны  на  несколько  частей,  обладающих
   различной ликвидностью в части вовлечения в хозяйственный оборот  и
   капитализации.    Несомненный    резерв    составляют    балансовые
   распределенные, но неэксплуатируемые запасы, вовлечение  которых  в
   освоение   требует  соответствующих  организационных  мер.   Весьма
   велика  доля нераспределенного фонда (как запасов, так и прогнозных
   ресурсов),   что   обусловлено  как  недостаточной   инвестиционной
   привлекательностью  ранее выявленных запасов, так  и  общей  низкой
   ликвидностью  отдельных полезных ископаемых.  Необходимо  отметить,
   что  снижение объемов региональных геолого-геофизических и геолого-
   съемочных  работ  в  предыдущие периоды привело к  систематическому
   недоизучению как старых горнорудных и нефтегазоносных районов,  так
   и   новых   перспективных  площадей,  что  привело   к   сокращению
   поискового задела в нераспределенном фонде недр.
       В  целом,  будущее  минерально-сырьевое  обеспечение  экономики
   страны находится под влиянием следующих негативных факторов:
       -   отсутствует  отвечающая  современным  требованиям  геолого-
   картографическая  основа  по  ряду перспективных  регионов  России,
   сдерживающая   проведение   опережающих  прогнозно-минерагенических
   исследований;
       -  отсутствует освоенная МСБ некоторых отраслей промышленности,
   потребности  которых покрываются за счет импорта как сырья,  так  и
   изделий  (руды  марганца,  титана, хрома, олова,  тантала,  ниобия,
   циркония,  а также бентонитов, барита, высокоглиноземистого  сырья,
   кристаллического графита);
       - многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых
   находятся  на  стадии падающей добычи (все крупнейшие месторождения
   нефти   и  газа  Волго-Уральского  и  Западно-Сибирского  регионов,
   россыпные месторождения золота);
       -  добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не
   компенсируется  приростом  запасов ни  на  эксплуатируемых,  ни  на
   новых объектах;
       -  приближаются  сроки исчерпания эксплуатируемых  рентабельных
   запасов   некоторых   ликвидных  полезных   ископаемых   -   золота
   россыпного (2011 г.), золота коренного (2015 г.), нефти (2015  г.),
   олова и платины (2018 г.);
       -  по  интенсивно  добываемым полезным  ископаемым  существенно
   сократился  "поисковый задел", произошла убыль активных  прогнозных
   ресурсов,  практически  отсутствует  резерв  объектов,  на  которых
   возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие  годы
   -  нефть,  золото,  платина,  никель, медь,  бор,  плавиковый  шпат
   (флюорит);
       -   некоторые  полезные  ископаемые  при  значительных  запасах
   добываются  в  ограниченных  масштабах,  а  внутреннее  потребление
   обеспечивается за счет импорта - свинец, тантал, ниобий,  вольфрам,
   барит, бентонит;
       - фонд недропользования, унаследованный от СССР и лишь частично
   пополненный   за  последние  десятилетия,  в  своей   ликвидной   и
   инвестиционно  привлекательной части практически полностью  передан
   добывающим компаниям;
       -  добыча ряда полезных ископаемых, в том числе стратегических,
   в  значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию
   в недропользовании;
       -  ведущие  нефтегазовые и горнодобывающие компании, обладающие
   высокой  обеспеченностью  текущей добычи  запасами,  переданными  в
   лицензионное  пользование, воздерживаются от финансирования  ранних
   стадий   ГРР   (прогноз,  поиски)  в  связи   с   высоким   уровнем
   геологических   и   экономических   рисков;   действующая   система
   лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых  условий
   для    повышения   инвестиционной   привлекательности    собственно
   геологоразведочных работ;
       -   в  нераспределенном  фонде  недр  велика  доля  запасов   и
   месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно;
       -   полные   циклы  геологоразведочных  работ  (от  обнаружения
   перспективных  площадей  до  открытия  месторождений  с   приростом
   запасов)  имеют  продолжительность от 5 до 15 лет  при  непрерывном
   ведении работ и устойчивом финансировании, что не обеспечивалось  в
   последние годы и привело к закреплению негативных факторов;
       -  по  отдельным полезным ископаемым геологоразведочные  работы
   проводились  в  весьма  ограниченных объемах  либо  не  проводились
   вовсе - соли, фосфаты, особо чистый кварц, бентонит и др.;
       - ранее выявленные ресурсы подземных вод используются далеко не
   в  полной мере; многие разведанные месторождения оказались в  сфере
   техногенного воздействия с ухудшением потребительских свойств вод.
       Эти  негативные  факторы возникли и усилились не  только  из-за
   недостаточного  и  неустойчивого  финансирования  ГРР,   но   из-за
   отсутствия   программно-целевой  системы  управления  геологическим
   изучением, использованием и развитием отечественной МСБ.
       Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов  создает
   угрозы  национальной  минерально-сырьевой  безопасности,  в  первую
   очередь  для  будущего  минерально-сырьевого обеспечения  экономики
   страны  полезными  ископаемыми, а также для  стабилизации  и  роста
   валютных  поступлений  от сырьевого экспорта.  Ослабление  действия
   негативных  факторов и снижение уровня угроз могут быть  обеспечены
   при  управлении  МСБ на программно-целевых основах,  обеспечивающих
   поддержание  баланса в системе: геологическое изучение -  состояние
   -  использование  -  развитие (воспроизводство) минерально-сырьевых
   ресурсов, что отвечает стратегическим целям долгосрочного  развития
   российской экономики.
   
        II. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
       Основание  для  разработки Программы - "Основы  государственной
   политики   в   области   использования   минерального    сырья    и
   недропользования",    утвержденные   распоряжением    Правительства
   Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р.
       Цели  Программы  -  обеспечение  сбалансированного  развития  и
   использования    минерально-сырьевой   базы   для    удовлетворения
   потребностей  (включая экспортные) экономики страны  в  минерально-
   сырьевых  ресурсах,  а также закрепление геополитических  интересов
   Российской Федерации на длительную перспективу.
       Основные задачи Программы:
       -  удовлетворение  перспективных потребностей базовых  отраслей
   экономики     (топливно-энергетического     комплекса,      атомной
   промышленности,   черной   и   цветной   металлургии,    химической
   промышленности) в минеральном сырье и подземных водах;
       -  обеспечение  платежного баланса страны за  счет  развития  и
   использования  минерально-сырьевой базы,  в  том  числе  экспортных
   видов минерального сырья;
       -   воспроизводство  минерально-сырьевых  ресурсов  в  объемах,
   обеспечивающих компенсацию их потребления добывающими  отраслями  в
   соответствии с долгосрочными прогнозами развития экономики  страны,
   ее  топливно-энергетического комплекса и производства  минерального
   сырья,  а  также  и  на  основе  анализа  и  оценки  перспектив  их
   внутреннего потребления, экспорта и импорта;
       -  организация  рационального  и комплексного  использования  и
   воспроизводства  минерально-сырьевых ресурсов в интересах  нынешних

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное