Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 14 МАРТА 1995 Г. N 60 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
          В  течение  последнего  года  наблюдения мальчик переболел 1
     раз ОРЗ без осложнений - в апреле 1989 г.
          С 12.86 г. находится на "Д" учете с диагнозом:
          Левосторонняя  пиелоэктазия.  Пиелонефрит  вне  обострения с
     04.  1988  г.  Диагноз выставлен в ДКБ N 3, где ребенок находится
     на  стационарном  лечении  с  21.11  по  9.12.86  г. на основании
     урографии-левосторонняя    пиелоэктазия    за   счет   обструкции
     мочеточника,   лабораторных  данных  (в  общем  анализе  мочи  от
     23.11.86 г. отмечалась лейкоцитурия до 20-30 в поле зрения).
          По заключению уролога оперативного лечения не требуется.
          В  течение  прошедшего  года  прошел курс восстановительного
     лечения  в  домашних  условиях: диетотерапия, фитотерапия, 5-НОК,
     занимался  в  кабинете  ЛФК.  С  03.06 по 15.07.89 г. прошел курс
     восстановительного  лечения  в условиях детского нефрологического
     санатория N 33.
          На    фоне   проводимой   реабилитации   состояние   ребенка
     улучшилось.
          Обострений   заболевания   не  отмечалось.  Анализы  мочи  в
     течение года в норме.
          Жалоб со стороны матери и ребенка нет.
          Или:
          С    12.86   г.   находится   на   "Д"   учете   по   поводу
     гастродуоденита. Вне обострения - с 04.88 г.
          Диагноз  поставлен  в  ДКБ  N  3,  где  ребенок находился на
     стационарном  обследовании  и  лечении  с 21.11. по 9.12.86 г. На
     основании   гастроскопии  от  23.11.86  г.  -  слизистая  желудка
     отечная,  гипертрофированная.  В  пилорическом  отделе отмечается
     язвочка величиной 1х2 мм.
          За  прошедший  год  прошел курс восстановительного лечения в
     санатории "Юность" в Пятигорске.
          На  фоне  лечения  состояние  ребенка улучшилось, обострение
     заболевания не отмечалось. Жалоб со стороны матери и ребенка нет.
          27.08.89  г.  консультирован  в  городском  гастроцентре. На
     гастроскопии  от  27.08.89  г.  отмечается  зарубцевавшаяся  язва
     желудка и 12-перстной кишки.
          Прошел    диспансеризацию    с    участием   всех   основных
     специалистов  в  апреле-мае 1990 г. Взят на учет офтальмологом по
     поводу    гиперметропии   слабой   степени.   Проведена   очковая
     коррекция. Постоянно носит очки.
          Полость  рта  санирована  25.05.1990  г.  Общее  самочуствие
     ребенка удовлетворительное.
          Краткий
     статус:_____________________________________________________
          За  прошедший  год  мальчик  окреп,  болел редко, обострений
     заболевания не отмечалось. Вырос на 6 см, прибавил в весе 3000,0.
     
          Заключение:
          1. Оценка здоровья:
          физическое  развитие нормальное, нервно-психическое развитие
     соответствует возрасту.
          Диагноз:
          левосторонняя  пиелоэктазия,  пиелонефрит  вне  обострения с
     апреля 1988 г.
          Или:
          гастродуоденит,   язвенная  болезнь  желудка  и  12-перстной
     кишки   вне   обострения  с  апреля  1988  г.  гиперметропический
     астигматизм слабой степени.
          Группа здоровья III.
          2. Рекомендации:
     
     Врач-педиатр
     Дата
     
                                                               Образец
     
              ЛЕЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
           ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПЕРЕДАЧЕ ЕГО ВО ВЗРОСЛУЮ СЕТЬ
     
          Мальчик   (девочка)  находится  под  наблюдением  учреждения
     с____г.  За истекший период болел(а) редко (или: ежегодно более 4
     и более раз ОРЗ).
          На диспансерном учете не состоит (группа здоровья 1).
          Или:  находится  на диспансерном учете с_____г. у педиатра с
     диагнозом:
     ______________________________________________________________  у
     специалистов                      с                     диагнозом
     ______________________________________________
          Назначение  врача выполняются (или: выполняются нерегулярно,
     не выполняются).
          На  фоне  лечения  состояние  ребенка  улучшилось.  Со  слов
     матери   и  ребенка  жалоб  в  настоящее  время  нет.  Обострений
     заболеваний не отмечалось с_______г.
          Последний   раз   прошел  диспансеризацию  с  участием  всех
     основных  специалистов в_____г. - патологии не выявлено (или: при
     диспансеризации  выявлено кардиоревматологом ФИСС, подтвержденное
     на  ЭКГ+ФКГ  от_____:  окулистом  -  миопия  слабой степени (очки
     есть;  очковая коррекция не проведена); ортопедом выявлен сколиоз
     1    степени,    плоскостопие   2   степени   (рентгенологическое
     обследование не проведено).
          Прошел курс лечебной корригирующей гимнастики в_____г. т.д.
          Рекомендовано по согласованию с врачом:
          1)    Рентгенография    позвоночника,   стоп,   после   чего
     консультация ортопеда.
          2)     Консультация     кардиоревматолога,    невропатолога,
     офтальмолога. отоларинголога и т.д.
          3)  После  проведения  консультаций  специалистов  явиться в
     кабинет доврачебного приема и на осмотр к участковому педиатру.
          Участковая                                       медицинская
     сестра_______________________________________
          Дата____________
     
       1    2    3    4    5     6     7      8     9    10     11      12
     L----+----+----+----+----+-----+------+-----+-----+-----+-------+--------
                                   5 1 0 2 8 8 6 2
          Код формы   по   ОКУД   L-+-+-+-+-+-+-+--
          Министерство здравоохранения СССР
     
                                          Код учреждения по ОКПО L-+-+-+-+-+--
                            Медицинская документация, форма N 131/у-86
                          Утверждена Минздравом СССР 30.06.86 г. N 770
     
                     Карта учета диспансеризации N L-+-+-+-+--
             (медицинская карта амбулаторного больного N L-+-+-+-+--)
          1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________
          2. Пол _____________________________________________________________
          3. Дата рождения (число, м-ц, год) _________________тел. служ. _____
          4. Адрес район _______________ город (село)____________ ул._________
             дом N ______________ корпус ________________ кв._________________
          5. Место работы (учебы) _________________________ цех ______________
          6. Профессия, должность ____________________________________________
          7. Прикреплен в данном учреждении
          7.1. для  ежегодной  диспансеризации  ( номер / название  врачебного
               участка) ______________________________________________________
          7.2 для периодического  мед. осмотра по профвредности, др. основание
          ___________________________________________ раз в году _____________
          8. Прикреплен в другом учреждении (название, ведомство) ____________
     _________________________________________________________________________
     Год проведе-  L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     ния мед.
     осмотра по
     плану (вписать)
     Месяц прове-  _________ _________ _________ _________ _________ _________
     дения мед.               Осмотр проведен (число, месяц)
     осмотра
                   L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     Терапевтом    L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     Педиатром     L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     _____________ L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     _____________ L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     _____________ L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     _____________ L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     _____________ L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+-- L-+-+-+--
     
                          Детская городская поликлиника N
                                      Справка
          Дана _______________________________________________________________
          Возраст________________ Адрес_______________________________________
          в том, что он(она) прошел(а) диспансеризацию________________________
                                                              дата
          Вес ______ Рост______ Зрение______ Слух ш/р ______ АД ______________
          Диагноз: физическое развитие _______________________________________
                   диагноз ___________________________________________________
                   группа здоровья ___________________________________________
                   физкультурная группа ______________________________________                   профилактические прививки _________________________________
     
     
                                                          Приложение 2
     
                         УЧАСТКОВЫЙ ВРАЧ-ПЕДИАТР:
                   ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
         ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ
     
          Определение    соответствия   нервно-психического   развития
     возрасту   ребенка   проводится   по  4  показателям,  отражающим
     особенности   социальных   контактов   и   развитие  определенных
     психических  функций.  Показатели  являются итогом взаимодействия
     биологических и длительно действующих социальных факторов.
          Мышление  и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка
     и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
          Моторное   развитие   -   характеризует   развитие  движений
     ребенка:  общих  (т.е.  всего  тела)  и ручных. Косвенно моторное
     развитие  отражает  состояние  центральной нервной системы: дети,
     имеющие  отклонения  в  поведении,  нередко  имеют  отклонения  в
     моторном развитии.
          Внимание  и  память  -  характеризуют  способность ребенка к
     сосредоточению  внимания,  устойчивость  внимания,  способность к
     запоминанию   и  воспроизведению  информации  (кратковременная  и
     долговременная память).
          Социальные  контакты  -  характеризуют способность ребенка к
     общению,   умению   согласовать  свои  желания  и  потребности  с
     желаниями  к потребностями других детей; способность к совместной
     деятельности с другими детьми.
          Большинство    показателей    нервно-психического   развития
     определяется  по  "Анкете  для  выявления  особенностей поведения
     детей  4-6  лет",  кроме  определения  развития мышления к речи и
     общей  моторики. При необходимости развитие ручной моторики также
     может быть проверено медицинской сестрой или врачом.
          При   наличия   отклонений   в  разделе  "Нервно-психическое
     развитие"  напротив  соответствующего показателя делается запись:
     "с отклонением".
     
          Медицинской  сестрой и врачом определяются только отклонения
     в   НПР,  а  их  квалификация  (задержка  или  нарушение)  дается
     специалистом психоневрологом.
          Для  оценки  показателя  "Мышление"  медицинская  сестра КЗР
     имеет:  набор  сюжетных  картинок  (2-3)  из  книжек для старшего
     дошкольного  возраста,  для  определения умения ребенка составить
     рассказ по картинке;
          -  набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды,
     мебели;   одежды   или   др.   (5-6)   для   определения   умения
     классифицировать предметы.
          Примеры  сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу
     сидят волки.
          Мальчик  провалился  в  прорубь  и  зовет  на помощь, другой
     протягивает ему палку.
          Примерные  схемы рассказов: Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за
     хворостом,  с  другими  детьми на прогулку) и отстал, заблудился.
     На  него  напали  волки и он залез на дерево. Окончание рассказа:
     волки  убежали и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые
     и  прогнали  волков,  мальчик  сам  справился  с волками (неважно
     каким  способом).  Сюжет  2.  Мальчик пошел через речку (он очень
     спешил,  шел  в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед
     провалился  под  ним  и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его
     друг,  который  уже  протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его
     (или придут взрослые и вытащат мальчика).
          Особое   внимание   следует   обратить   на  детей,  которые
     предпочитают   рассказы  с  неблагоприятным  окончанием  (мальчик
     погибает),  т.к.  это  является существенным признаком негативных
     тенденций    в   развитии   личности   ребенка   или   о   крайне
     неблагополучных  условиях  его воспитания. Наиболее благоприятный
     ответ  -  когда  в  рассказе  ребенка  герой сам находит выход из
     бедственного положения или при минимальном участии других лиц.
          Для   проверки   умения  группировать  предметы  по  классам
     ребенку  предлагается  набор  карточек,  относящихся  к какому-то
     одному  классу и туда, вкладывается одна карточка другого класса.
     Например,   к  5  карточкам  с  изображением  мебели  добавляется
     карточка  с  изображением  посуды  и  т.д.  Инструкция: посмотри,
     какая карточка лишняя?
          Сначала   ребенку   предлагают   наиболее  сложный  вариант:
     мебель-посуда   или   звери-птицы   или  одежда-посуда.  Если  он
     справился  с  заданием,  на этом тестирование заканчивается. Если
     нет   -  предлагается  более  легкий  вариант:  мебель-звери  или
     посуда-птицы  и  т.д.  В случае, если ребенок справился со вторым
     заданием, считается, что функция развивается без отклонений.
          Отклонения  в  моторном  развитии  фиксируются независимо от
     того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.
          Для   определения  состояния  внимания  и  памяти,  а  также
     социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.
          Рекомендации  по  коррекции  выявленных  отклонений даются в
     соответствии  с  приложением.  В  связи  с  тем,  что  показатели
     являются   итогом   взаимодействия   биологических   и  длительно
     действующих  социальных  факторов,  характер рекомендаций зависит
     от фактора, определяющего то или иное отклонение.
          Медицинская  сестра  осуществляет  контроль за выполнением в
     семье  медико-педагогических  рекомендаций по коррекции поведения
     и нервно-психического развития ребенка.
          Наряду  с  рекомендациями  по  коррекции нервно-психического
     развития  приложение включает рекомендации по коррекции поведения
     ребенка.
          Особенности  поведения  определяются  по  первым  4  пунктам
     "Анкеты  для  выявления  особенностей  поведения  детей 4-6 лет".
     Считается  что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном,
     эмоциональном   или   психомоторном   статусе   или  формировании
     личности,  если  отмечен  хотя бы один признак по каждому из этих
     пунктов.
     
             ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
     
     ___________________________________________________________________------
     Возраст                     4 года
     Показатели --------------------------------------------------------------
                              Соответствует норме         С отклонениями
     ___________________________________________________________________------
     I. Мышление и речь.     Умеет группировать пред- Группирует предметы   по
        Специальные за-      меты по классам: мебель, несущественному призна-
        дания                посуда,  одежда,  живот- ку например, по цвету.
                             ные, птицы и т.п.
     
     II. Моторика            Общая: умеет   подпрыги- Не умеет подпрыгивать на
         Пунк 5 "Анкеты"     вать   одновременно   на месте  и  продвигая впе-
         и специальные       двух  ногах:  на месте и ред: отталкивается одной
         задания             продвигаясь вперед       ногой  или не отрывается
                             Ручная: всегда или иног- от пола.                             да  застегивает пуговицы Никогда не   застегивает
                             самостоятельно.   Всегда пуговицы и не завязывает
                             или иногда самостоятель- шнурки самостоятельно.
                             но завязывает шнурки.
     
     III. Внимание и         Внимателен, собран. Сти- Рассеян,   невнимателен,
          память.            хи, соответствующие воз- часто   "отключается"  с
          Пункт 7 "Анкеты"   расту,  запоминает быст- трудом и непрочно  запо-
                             ро, прочно или медленно, минает стихи.
                             после  многих   повторе-
                             ний, но в целом успешно.
     
     IV. Социальные          Умеет играть  с  другими Часто ссорится с детьми,
         контакты            детьми не ссорясь и соб- обижается, дерется Избе-
         Пункт 6 "Анкеты"    людая правила игры.      гает других детей, любит
                                                      играть в одиночестве. Не
                                                      имеет  друзей  в детском
                                                      саду, во дворе.
     
     V. Психическое          Без отклонений           Наличие отклонений сома-
        здоровье.                                     то-вегетативного эмоцио-
        Пункты 1,2,3,4                                нального, психомоторного
        "Анкеты"                                      характера.
     
     ___________________________________________________________________------
     Возраст                     5 лет
     Показатели --------------------------------------------------------------
                              Соответствует норме         С отклонениями
     ___________________________________________________________________------
     I. Мышление и речь.   Умеет составить по  кар-  Составляя рассказ,    не
        Специальные за-    тинке рассказ в несколь-  может  ответить  на воп-
        дания              ко предложений. Правиль-  рос,  как герой попал  в
                           но  отвечает  на вопрос,  данную ситуацию.  Не по-
                           как герой попал в данную  нимает смысла  картинки,
                           ситуацию.                 перечисляя  действия ге-
                                                     роя вместо пересказа сю-
                                                     жета.
     
     II. Моторика          Умеет прыгать  на  месте  Не умеет  прыгать на од-
         Пунк 5 "Анкеты"   на одной ноге и  продви-  ной ноге.  Никогда  пол-
         и специальные     гаясь вперед.  Одевается  ностью не одевается и не
         задания           и раздевается  полностью  раздевается    самостоя-
                           самостоятельно    всегда  тельно  или  делает  зто
                           или почти всегда.         очень редко.
     
     III. Внимание и       Внимателен, собран. Сти-  Рассеян,   невнимателен,
          память.          хи, соответствующие воз-  часто отвлекается, "отк-
          Пункт 7 "Анкеты" расту,  запоминает быст-  лючается".  С  трудом  и
                           ро, прочно или медленно,  непрочно      запоминает
                           после многих повторений,  стихи.
                           но в целом успешно.
     
     IV. Социальные        Умеет играть  с  другими  Часто ссорится с детьми,
         контакты          детьми, не ссорясь, соб-  обижается,  дерется. Из-
         Пункт 6 "Анкеты"  людая правила игры.       бегает других детей, лю-
                                                     бит  играть в одиночест-
                                                     ве.  Не имеет  друзей  в
                                                     детском саду, во дворе.
     
     V. Психическое        Без отклонений.           Наличие отклонений сома-        здоровье.                                    то-вегетативного, эмоци-
        Пункты 1,2,3,4                               онального, психомоторно-
        "Анкеты"                                     го характера.
     
     
     ___________________________________________________________________------
     Возраст                     6 лет
     Показатели --------------------------------------------------------------
                              Соответствует норме         С отклонениями
     ___________________________________________________________________------
     I. Мышление и речь.   Умеет составить по  кар-  При рассказе  сюжета  не
        Специальные за-    тинке рассказ с развити-  может ответить  на  воп-
        дания              ем сюжета, отразив в нем  рос,  как  герой попал в
                           события прошлого, насто-  данную ситуацию, чем все
                           ящего и будущего. Допус-  завершиться.
                           тимы наводящие вопросы.
     
     II. Моторика          Общая: Умеет  прыгать  в  Не умеет прыгать в длину
         Пунк 5 "Анкеты"   длину с места с  резуль-  с места  или  показывает
         и специальные     татом  не  менее  70 см.  результат  менее  70 см.
         задания           Ручная:  Умеет аккуратно  Неаккуратно  закрашивает
                           закрасить круг диаметром  круг  (часто и грубо пе-
                           2 см не более чем за  70  ресекает  линию,   много
                           сек.                      больших   пробелов)  или
                                                     тратит на это 70 сек.
     
     III. Внимание и       Внимателен,     собран.   Рассеян,   невнимателен,
          память.          Стихи,   соответствующие  часто   "отключается". С
          Пункт 7 "Анкеты" возрасту,     запоминает  трудом и непрочно  запо-
                           быстро,  прочно или мед-  минает стихи.
                           ленно, после многих пов-
                           торений,  но в целом ус-
                           пешно.
     
     IV. Социальные        Умеет играть  с  другими  Часто ссорится с детьми,
         контакты          детьми,  не  ссорясь   и  обижается,  дерется, из-
         Пункт 6 "Анкеты"  соблюдая правила игры.    бегает других детей, лю-
                                                     бит играть в  одиночест-
                                                     ве.  Не  имеет  друзей в
                                                     детском саду, во дворе.
     
     V. Психическое        Без отклонений.           Наличие отклонений сома-
        здоровье.                                    то-вегетативного, эмоци-
        Пункты 1,2,3,4                               онального, психомоторно-
        "Анкеты"                                     го характера.
     
     
                                  АНКЕТА
              ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
                 ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ:
     
          1. Вегетативный статус:
          Сон  -  не  спит  в  дневное  время; спит беспокойно, чутко;
     медленно  засыпает, с трудом просыпается, разговаривает, ходит во
     сне, скрипит зубами.
          Аппетит  -  имеет  много  нелюбимых блюд, продуктов питания,
     снижен  аппетит,  отказывается  есть  в дошкольном учреждении, не
     умеет хорошо жевать, давится пищей.
          Боли  -  в  сердце,  в животе - не связанные с определенными
     заболеваниями.
          Повышенная  потливость  - общая или рук, ног; постоянная или
     в минуты волнения.
          2. Эмоциональный статус:
          Постоянно    пониженное    настроение,    частые   колебания
     настроения,  плаксивость,  раздражительность.  Резкое покраснение
     или побледнение, пятна на лице в острые эмоциональные моменты.
          Страхи  - боится темноты, животных, неизвестности, сказочных
     героев,  начинать  новое  дело, медицинских осмотров, неправильно
     выполнить поручение взрослого и т.п.
          Раздражителен.
          3. Психомоторная стабильность:
          Энурез   (дневной,   ночной),   постоянно   или  в  связи  с
     определенной ситуацией. Энкопрез.
          Двигательная  расторможенность  (прыгает  на месте без цели,
     особенно  если волнуется, не может долго усидеть на месте, делает
     много лишних движений). Шумный, возбужденный.
          Медлительный,   заторможенный,   долго   одевается,  убирает
     игрушки, ест.
          Теребит  одежду:  теребит,  выдергивает  волосы,  облизывает
     губы,  грызет  ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет
     нервные тики, мигает, онанирует.
          4. Особенности личности:
          Жесток   в   обращении   с  другими  детьми  или  животными.
     Неэмоциональный.  Некритичный  к  своим  поступкам.  Не  понимает
     дистанции в общении со взрослыми. Груб.
          5. Моторика:
          Самостоятельно    застегивает   пуговицы:   никогда,   редко
     (иногда), всегда.
          Самостоятельно  завязывает  шнурки;  никогда, редко, иногда,
     всегда.
          Полностью  одевается  и раздевается самостоятельно: никогда,
     редко, иногда, всегда.
          6. Социальные контакты:
          Играет с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
          Часто ссорится, обижается, дерется.
          Избегает  других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет
     друзей в детском саду, во дворе.
          7. Внимание и память:
          Быстро и прочно запоминает стихи, соответствующие возрасту.
          Собран, внимателен.
          Запоминание   стихов,   соответствующих   возрасту,  требуют
     труда, частых повторений, но в целом проходит успешно.
          Медленно    и    непросто   с   трудом   запоминает   стихи,
     соответствующие возрасту.
     
      ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-15 ЛЕТ
     
          I. Эмоционально-вегетативная сфера:
          При опросе-беседе отмечать:
          Настроение:  преобладает  хорошее,  ровное,  устойчивое  или
     отмечаются    колебания   настроения,   повышенная   плаксивость,
     раздражительность,  тревожность,  постоянное  снижение настроения
     (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).
          Наличие  страхов  (темнота,  одиночества, чудовищ, животных,
     скелетов,   бабы-Яги,   болезни,   смерти,  высоты,  огня,  воды,
     открытого пространства и т.д., ночных страхов).
     
                      Сомато-вегетативные проявления:
               Сон и аппетит без отклонений или:
          Нарушения  сна:  затрудненное  засыпание,  беспокойный  сон,
     ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.
          Нарушения  аппетита:  пониженный, повышенный, избирательный,
     извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.
          Нарушение  навыков  опрятности:  энурез  (ночной,  дневной),
     энкопрез.
     
                     Вегето-диэнцефальные проявления:
     
          Наличие   головных   болей:   возникают   при   соматических
     заболеваниях,  физических  нагрузках  или утомлении; бывают часто
     или  редко,  утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая,
     острая,    приступообразная,    чувство    тяжести    в   голове,
     неопределенные ощущения.
          Утомляемость:  бывает часто или редко, связана с физическими
     нагрузками или психическими, снижение работоспособности.
          Плохая   переносимость  жары,  транспорта,  громких  звуков,
     яркого   света,   некоторых   запахов.   Наличие  головокружений,
     обмороков, тошноты.
     
          II. Психомоторная сфера и поведение:
          Поведение:  ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются
     повышенная      возбудимость,     агрессивность,     двигательная
     растороможенность,    заторможенность,    моторная    неловкость,
     замкнутость,  склонность  ко  лжи, жестокость, недоброжелательное
     отношение к близким людям, негативизм.
          Наличие  навязчивых  движений  (тиков) и действий: моргание,
     нахмуривание  лба,  гримасничание, подергивание плечами, шмыгание
     носом,    приглаживание    волос,    навязчивый   счет,   ритуалы
     (преимущественно у школьников).
          Наличие    патологических    привычек:    кусание    когтей,
     выдергивание  волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у
     дошкольников).
          Речь:   нормальная   или   наличие   расстройств,  заикание,
     косноязычие, дизартрия, мутизм и др.
     
          III. Интеллектуальное развитие:
          Отмечается  успешность  усвоения  школьных программ, наличие
     трудностей  обучения вследствие плохой сообразительности, памяти,
     недостаточного  внимания,  нарушения  выработки  школьных навыков
     (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).
          Память, внимание, мышление - приводим тесты.
          Заключение:   отмечать   наличие-отсутствие   отклонений  по
     каждому  из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя
     бы  в  одной  из психических сфер необходима консультация детских
     специалистов:   детского   педиатра,   психоневролога,  логопеда,
     психолога.
          Вопросы-тесты      для     определения     общего     уровня
     интеллектуального  развития  ребенка 7-8 лет. (обязательные тесты
     для всех детей)
          I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:
          1) Что нужно сделать, чтобы вода закипела?
          (лучший  ответ  -  поставить на огонь, на плиту, зажечь газ,
     включить плиту и т.п.).
          2) Назови мне четыре времени года.
          (ответ  -  зима, весна, осень - в любом порядке; подсказка -
     какое время года сейчас? что у нас сейчас?).
          II.   Вопросы,   направленные   на  изучение  способности  к
     самостоятельному принятию решения, сообразительности:
          1)  Что  ты  будешь  делать, если потеряешь игрушку, которую
     тебе дали на время поиграть, например, твой друг?
          (лучший  ответ  -  отдам  свою,  достану  такую  же и отдам,
     попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.)
          2)  Что  ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом,
     а хлеба в магазине нет?
          (лучший  ответ  -  пойду  в  другой  магазин,  спрошу  когда
     привезут  и  приду  попозже,  куплю  что-нибудь  взамен - булку и
     т.п.).
          III.  Вопросы,  направленные на изучение способности ребенка
     к обобщению, нахождению общих признаков предметов:
          1)  Чем  похожи  кошка  и  мышка,  а  что между ними общего?
     (лучший  ответ  - животные, млекопитающие, живые существа, звери.
     Допустимо  перечисление  отдельных общих признаков: хвост, усы, 4
     лапы  и  т.п.  Подсказка:  Кто  это,  как  их можно назвать одним
     словом?).
          2) Чем похожи пианино и скрипка?
          (лучший ответ - музыкальные инструменты).
          Ребенок  должен  правильно  ответить хотя бы на три вопроса,
     по одному из каждой группы
          Дети,  не  способные  правильно  ответить на данные вопросы,
     нуждаются   в   дополнительном  обследовании  психоневролога  или
     психолога.  Они  вряд  ли  готовы  к  школьному обучению по общей
     программе.
     
                        Обследование детей 9-10 лет
          Оценка сформированности абстрактно-логических операций,
                           логических суждений:
     
          I.  Ребенку  предлагается  найти  общее  в двух сравниваемых
     предметах.  Инструкция: "Я назову тебе два предмета, а ты подумай
     и  скажи,  что  между  ними  общего?  Как  их можно назвать одним
     словом?
          Пары для сравнения:
          1.  Слива  -  персик  (Правильные  ответы: фрукты, фруктовые
     деревья, плоды).
          2. Кошка - мышка (Животные, млекопитающие, живые существа).
          3. Пианино - скрипка (Музыкальные инструменты).
          II.  Ребенку  предлагается  ряд  вопросов,  к каждому из них
     имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.
          1.  Какое  слово  будет  противоположным по значению к слову
     "Собирать"?
          (Правильные ответы: раздавать или накапливать или беречь).
          2.  Дан  цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая цифра в этом
     ряду?
          2 или 1 или 9.
          3.  В  одном  доме  живут три мальчика: Вова, Петя и Сережа.
     Вова моложе Пети, а Сережа моложе Вовы. Кто самый старший?
          Вова или Петя или Сережа.
          Для   детей   данного   возраста   выполнение  этих  заданий
     обязательно.
          Правильные   ответы   свидетельствуют   о   сформированности
     абстрактно-логических    суждений.    Если   ребенок   испытывает
     трудности,  то  можно  говорить о превалировании форм мышления, о
     задержке развития.
          В   дополнение   детям  данного  возраста  можно  предложить
     задания, связанные со счетными операциями и решением задач.
          Задачи:
          1. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?
          2. Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?
          3.  У  четырех  мальчиков  было 73 копейки. Они их разделили
     между собой поровну. Сколько стало у каждого?
          Предлагаемые  задания ребенок данного возраста должен решать
     без  ошибок.  Если  он  испытывает трудности, необходимо выяснить
     какого  они  рода. Невозможность составить план решения и выбрать
     необходимую  математическую операцию говорит о несформированности
     умственного   плана   действий,   что  свидетельствует  в  пользу
     задержки психического развития.
     
          Оценка интеллектуального развития детей 12-13 лет;
          Общая  осведомленность  дает представление о запасе знаний и
     способности их сохранения в долговременной памяти.
          Ответить на вопросы:
          1. Для чего нужен желудок?
          2. Почему масло плавает на воде?
          3. Кто написал роман в стихах "Евгения Онегин"?
          (Правильные  ответы:  он  переваривает  пищу, перерабатывает
     пищу;  плотность  воды  больше (плотность масла меньше) или масло
     легче; Пушкин).
          Общая   понятливость   характеризует   социальную   зрелость
     подростка.
          Ответить на вопросы:
          1.  Почему  при  кораблекрушении  в  первую  очередь спасают
     женщин и детей?
          2. Почему выгодно хранить деньги в сберкассе?
          3. Чем выгодны пункты проката?
          (правильные,   ответы:  женщины-слабее,  дети  дольше  будут
     жить;  безопаснее, выгоднее; не все вещи можно купить, вещь нужна
     на краткое время, могут пользоваться разные люди).
          Уровень логических абстракций:
          Установить общность двух различных понятий:
          1. Кошка и мышка.
          2. Вино и пиво.
          3. Пианино и скрипка.
          (правильные  ответы:  животные,  млекопитающие, четыре ноги,
     алкогольные  напитки,  их  пьют; (музыкальные инструменты, на них
     играют).
          При   оценке   учитывается   сумел   ли   испытуемый   найти
     адекватный,   общий  для  обоих  понятий,  существенный  признак.
     Каждый  правильный,  достаточно полный ответ оценивается единицей
     (1).
          Уровень   интеллектуального   развития   может  быть  сочтен
     соответствующим    нормальному,   в   случае   хотя   бы   одного
     положительного  ответа  в  каждом из трех предлагаемых субтестов.
     Качественный  анализ  ответов  может выявить формальные нарушения
     мышления  (резонерство,  нелепости,  неологизмы  и  др.), а также
     отдельные      характерологические     черты     (импульсивность,
     эгоцентризм, рационализм).
     
          Оценка интеллектуального развития детей 13-15 лет:
          Общая  осведомленность  дает представление о запасе знаний и
     способности их сохранения в долговременной памяти.
          Ответить на вопросы:
          1. Что такое SOS?
          2. Каков примерно рост взрослого человека?
          3. Где расположена Италия?
          (правильные  ответы:  сигнал бедствия, сигнал о помощи когда
     корабль   тонет;  150-180  см;  на  юге  Европы,  на  Аппенинском
     полуострове).
          Общая   понятливость   характеризует   социальную   зрелость
     подростка.
          Ответить на вопросы:
          1.  Почему  для  поступления  в  институт необходимо сдавать
     экзамены?
          2.  Почему  для производства детских игрушек чаще используют
     пластмассу, чем дерево?
          3. Почему мы выбираем депутатов в Государственную Думу?
          (Правильные  ответы:  отобрать,  выявить знающих, способных;
     пластмасса   легче,  гигиеничнее,  дешевле,  экономия  древесины;
     выбор достойных, лучших, проявление демократии).
          Уровень логических абстракций:
          Установить общность различных понятий:
          1. Бумага - уголь.
          2. Килограмм - метр.
          3. Ножницы - медная сковородка.
          (Правильные  ответы:  органического  происхождения, содержит
     углерод;   меры,   измерительные   величины;  предметы  домашнего
     обихода, сделаны из металла).
          При   оценке   учитывается   сумел   ли   испытуемый   найти
     адекватный, общий для обоих понятий, существенный признак.
          Каждый   правильный,  достаточно  полный  ответ  оценивается
     единицей  (1).  Уровень  интеллектуального  развития  может  быть
     сочтен  соответствующим  нормальному,  в  случае  хотя  бы одного
     положительного ответа в каждом из 3-х предлагаемых субтестов.
     
     ___________________________________________________________________------
          *
          а)  обязательных  углубленных  медицинских  обследований  на
     возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7.
          б)   3   обязательных   этапа  в  профилактическом  осмотре:
     доврачебный: педиатрический, специализированный
          в)  организация осмотров на основе программы скрининг-тестов
     (тестирование выполняется на доврачебном этапе).
          *  Приложение  I  к  приказу Минздрава Российской Федерации,
     Министерства образования Российской Федерации 30.06.92 N 186/272
          **  Возможны  различные  модели организации профилактических
     осмотров:
          Модель  А  -  в  условиях  медицинского кабинета дошкольного
     учреждения, школы;
          Модель Б - в условиях детской поликлиники;
          Модель  В  (смешанный  вариант) доврачебный и педиатрический
     этапы  осмотра  (или  только доврачебный) в условиях медицинского
     кабинета  дошкольного  учреждения, школы, специализированный (или
     педиатрических и специализированный) - в условиях поликлиники.
          Выбор    модели    организации   профилактических   осмотров
     определяется  конкретными  условиями  на  местах: обеспеченностью
     медицинскими     кадрами,     в    т.ч.    врачами-специалистами,
     оснащенностью  медицинских  кабинетов образовательных учреждений,
     отдаленностью  детских садов и школ от поликлиники, транспортом и
     т.д.
          Принципы   организации  профилактических  осмотров  детей  в
     условиях  детской городской поликлиники при интегрированной форме
     медицинского  обеспечения  ("единый  педиатр"  даны  в Приложении
     (см. Приложение I).
          ***    Учитывается   характер   патологии   наиболее   часто
     диагностируемой у дошкольников и школьников.
          *) Объем исследований зависит от возраста детей (см.табл.)
          *)   Детям   с  изменениями  стопы,  с  ожирением  различных
     степеней, со сколиозом - данное исследование проводится ежегодно
          **)  Детям  "группы  риска"  данное  исследование проводится
     ежегодно, также как и детям с миопией
          ***)    Декредитированные    возрастные    группы   согласно
     Приложению N 1 к приказу N 186/272 от 30.06.92 и МО РФ
          *    Дополнительные    лабораторные    и    инструментальные
     исследования по показаниям.
          *   см.   Методическое   пособие  "Организация  медицинского
     контроля  за  развитием  и здоровьем дошкольников и школьников на
     основе  массовых  скрининг-тестов  и  их  оздоровление в условиях
     детского   сада,   школы"  (под  редакцией  академика  РАМН  Г.Н.
     Сердюковской). М.,1993. Утверждено Минздравом РФ в 1992 г.
          * в ЛОР-стационаре
          *   см.   Методическое   пособие  "Организация  медицинского
     контроля  за  развитием и здоровьем школьников на основе массовых
     скрининг-тестов  и  их  оздоровление  в  условиях  детского сада,
     школы", М., 1993 г.
          *  Возможно  наличие  единичных  морфологических  врожденных
     дефектов  развития  (аномалия  ногтей,  маловыраженная деформация
     ушных  раковин,  родимое  пятно  и др.), которые не отражаются на
     функциональном состоянии и жизнедеятельности организма.
          **    При   профилактических   осмотрах   резистентность   и
     реактивность  определяются  по особенностям онтогенеза, кратности
     острых   заболеваний,  перенесенных  ребенком  за  предшествующий
     осмотру период, по клиническим признакам реактивности.
          В  процессе  наблюдения  за  ребенком группа здоровья у него
     может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
          *  Методические рекомендации по комплексной оценке состояния
     здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах
          *  Детальная  информация  содержится  в  Перечне медицинских
     противопоказаний   к   приему   абитуриентов   в  высшие  учебные
     заведения   (методические   указания),   М.,  Медицина,  1977;  в
     Перечнях     медицинских     противопоказаний    к    работе    и
     производственному  обучению  подростков.  Сборники  NN  1-9,  М.,
     Высшая школа, 1988.
          * Приказ МЗ и МО РФ N 186/272 от 30.06.92.
          ** Расчет в ценах на сентябрь 1993 г.
          ***  При  организации  осмотров  с  привлечением  участковых
     педиатров себестоимость обследований возрастает (до 2971 руб.)
          * расчет в ценах на сентябрь 1993 г.
          *  Разработаны  и  реализуются  в  детской  поликлинике N 21
     г.Москвы (главный врач - Штульберг М.Х.).
          **  Принципы  организации  работы  данного кабинета подробно
     изложены   в   Методическом   пособии  "Организация  медицинского
     контроля  за  развитием  и здоровьем дошкольников и школьников на
     основе  массовых  скрининг-тестов  и  их  оздоровление в условиях
     детского   сада,   школы"  (под  редакцией  академика  РАМН  Г.Н.
     Сердюковской), М., 1993 г.
          *** Здесь и далее КДВП - кабинет доврачебного приема
          *   Инструктивно-методические   материалы   по   контролю  и
     слежению  за развитием и здоровьем детей, ведению формализованной
     истории   развития   ребенка   /ф.   N   .......   -   приложения
     ......................................
     
     



Счетчики
 
Реклама
Разное