Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 14 МАРТА 1995 Г. N 60 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                        ПРИКАЗ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ
                         от 14 марта 1995 г. N 60

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
        ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ
                      МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

          В  целях  совершенствования  охраны  и  укрепления  здоровья
     детей,    улучшения    качества    и   эффективности   проведения
     профилактических   осмотров   детей   дошкольного   и   школьного
     возрастов приказываю:
          1.  Утвердить  "Инструкцию  по  проведению  профилактических
     осмотров  детей  дошкольного  и  школьного  возрастов  на  основе
     медико-экономических нормативов" (далее - инструкция).
          2.    Руководителям   территориальных   органов   управления
     здравоохранением:
          2.1.   Разработать   и   утвердить  территориальные  целевые
     программы  профилактической  помощи детям дошкольного и школьного
     возрастов.
          2.2.   Внедрить   "Инструкцию"   в  деятельность  учреждений
     здравоохранения,  размножить в необходимом количестве, обеспечить
     все лечебно-профилактические учреждения.
          2.3.    При    лицензировании   учреждений   здравоохранения
     определить  объем медико-экономических нормативов, выполняемый на
     каждом  уровне  оказания медицинской помощи (детская поликлиника,
     ЦРБ,  ФАП  и  др.).  Обеспечить профилактические осмотры в полном
     объеме  каждому  ребенку  за  счет выездных и др. организационных
     форм работы.
          3.   Управлению  охраны  здоровья  матери  и  ребенка  (Д.И.
     Зелинская),  Управлению  медицинской статистики (Э.И. Погорелова)
     разработать  автоматизированные  рабочие  места  для  медицинских
     работников  по оказанию профилактической помощи детям дошкольного
     и школьного возрастов (1995-96 г.г.)
          4.   Управлению  охраны  здоровья  матери  и  ребенка  (Д.И.
     Зелинская)  провести  методические  семинары-совещания для врачей
     территорий РФ по работе с "Инструкцией" (1995 г., IV кв.).
          5.  Информацию  о  ходе  выполнения  приказа  представить  в
     Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96 г.
          Контроль  за  выполнением  приказа  возложить  на начальника
     Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую.

     Заместитель Министра                            А.Д. Царегородцев


                                ИНСТРУКЦИЯ
         ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
      И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ
       (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 14 МАРТА 1995 Г. N 60)

                                 Введение

          Объективный   мониторинг   здоровья   детей   дошкольного  и
     школьного    возраста    с   разработкой   адекватных   программ,
     обеспечивающих  его  охрану  и  укрепление,  является  не  только
     актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.
          Основным  источником  сведений о состоянии здоровья детского
     населения  служат  результаты обязательных медицинских осмотров в
     дошкольном  возрасте,  перед  поступлением  в  школу,  а  также в
     период  школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую
     зависит  от  качества  организации и содержания таких осмотров на
     всей  территории  страны.  В этой связи, а также учитывая переход
     отечественного  здравоохранения  на  принципы страховой медицины,
     разработаны  нормативы  профилактических  осмотров дошкольников и
     школьников.  Представленные  ниже  медико-экономические нормативы
     базируются  на новом Положении о профилактических осмотрах детей,
     посещающих  образовательные  учреждения,  утвержденном совместным
     приказом   Министерства   здравоохранения   РФ   и   Министерства
     образования   РФ  от  30.06.92  N  186/272  "О  совершенствовании
     системы   медицинского   обеспечения   детей   в  образовательных
     учреждениях"  (приложение  N  1  к  приказу).  Данным  положением
     стандартизованы  сроки, структура, этапность, медико-социальные и
     психолого-педагогические    задачи    обязательных    медицинских
     осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*

                                 ПОЛОЖЕНИЕ
                    О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ,
                   ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

     -------T----------T-------------------------------------T----------------
     Перело-¦ Доврач-  ¦    Врачебно-педагогический этап     ¦ Специализиро-
     мные   ¦ ебный    +-------------------T-----------------+ ванный этап
     возра- ¦ этап     ¦        педиатр    ¦ педагог,        +----------------
     стные  ¦ (скрин-  ¦                   ¦ психолог        ¦
     перио- ¦ инг   и  +-------------------+-----------------+
     ды     ¦ лабора-  ¦                   ¦                 ¦
            ¦ торное   ¦                   ¦                 ¦
            ¦ обслед-  ¦                   ¦                 ¦
            ¦ ование)  ¦                   ¦                 ¦
     -------+----------+-------------------+-----------------+----------------
       1    ¦   2      ¦       3           ¦       4         ¦       5
     -------+----------+-------------------+-----------------+----------------
     Перед    Средний   Осмотр с  анализом   Рекомендации по   Невропатолог,
     посту-   медраб-   данных    скрнинг-   режиму  адапта-   окулист,  ото-
     плени-   отник     теста и лаборатор-   ции в  дошколь-   ларинголог,
     ем   в   лечеб-    ного обследования.   ном  учреждении   хирург-ортопед
     дошко-   но-про-   Распределение   по                     стоматолог,
     льное    филакт-   группам здоровья                       логопед (с 3-х
     учреж-   ическо-                                          лет), по пока-
     дение    го учр-                                          заниям психиа-
              еждения                                          тр   и  другие
                                                               специалисты


     За год   Средний   Осмотр с  анализом   Определение       Невропатолог,
     до       медраб-   данных   скрининг-   функциональной    окулист,  ото-
     посту-   отник     теста и лаборатор-   готовности    к   ларинголог,
     пления   дошко-    ного обследования    обучению      в   хирург-ортопед
     в шко-   льного                         школе             стоматолог,
     лу       учреж-                                           по  показаниям
              дения                                            логопед,  пси-
                                                               хиатр

     Перед    Средний   Осмотр с  анализом   Определение       Невропатолог,
     посту-   медраб-   данных   скрининг-   функциональной    окулист,  ото-
     плени-   отник     теста и лаборатор-   готовности    к   ларинголог,
     ем   в   дошко-    ного обследования.   обучению      в   хирург-ортопед
     школу    льного    Распределение   на   школе             стоматолог,
              учреж-    медицинские  груп-                     по  показаниям
              дения     пы   для   занятий                     психиатр,  ло-
                        физической   куль-                     гопед
                        турой

     Конец    Средний   Рекомендации   для   Оценка адапта-         -"-
     перво-   медраб-   оздоровления    в    ции к обучению
     го го-   отник     летние каникулы      в школе, реко-
     да       школы                          мендации    на
     обуче-                                  каникулы
     ния

     Пере-     -"-      Оценка       нерв-   Оценка адапта-         -"-
     ход  к             но-психического  и   ции                и гинеколог
     пред-              физического   раз-
     метно-             вития,   определе-
     му                 ние  биологическо-
     обуче-             го  возраста   ре-
     нию                бенка    и   соот-
                        ветствие  паспорт-
                        ному

                        Профессиональная ориентация

     Пубер-             Врачебно-про-        Педагог,               -"-
     татный             фессиональная        психолог
     период             консультация, пе-    Врачебно-про-
     (14-15             редача   сведений    фессиональная
     лет)               на юношей  допри-    консультация
                        зывного  возраста
                        в военкоматы

     Перед    Средний   Врачебно-про-        Педагог,          Невропатолог,
     окон-    медраб-   фессиональная        психолог          окулист,  ото-
     чанием   отник     консультация, пе-    Врачебно-про-     ларинголог,
     обра-    школы     редача   сведений    фессиональная     хирург-ортопед
     зова-              на юношей  допри-    консультация      стоматолог,
     тель-              зывного  возраста                      по  показаниям
     ного               в военкоматы                           психиатр,  ло-
     учреж-                                                    гопед и гинек-
     дения                                                     олог
     10-11-
     -ый
     класс
     (16-17
     лет)

          Примечание:
          -  в  остальные  возрастные периоды проводится скринирование
     всех  детей  средними  медицинскими работниками, включая тестовую
     оценку  физической  подготовки  и  развития. Врачебные осмотры, в
     т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;
          -  скринирование  проводится  в соответствии с методическими
     указаниями    "Использование    скрининг-тестов    при   массовых
     медицинских   обследованиях   детей   дошкольного   и   школьного
     возрастов";
          -  детям  с  выявленными  отклонениями  в состоянии здоровья
     назначаются  оздоровительные  мероприятия,  которые  проводятся в
     территориальных   лечебно-профилактических   учреждениях,  а  при
     наличии условий - в образовательном учреждении;
          -   дети   с   хроническими   заболеваниями,   состоящие  на
     диспансерном  учете,  наблюдаются  в  соответствии с действующими
     методическими рекомендациями.
          Нормативы  содержат  протоколы  действий  (перечни элементов
     обследования  и реестры диагностических процедур, необходимых при
     обследовании   детей   с   разным   уровнем   здоровья  в  рамках
     профилактического   осмотра   на  доврачебном,  педиатрическом  и
     специализированном   его   этапах.   Затраты   времени   среднего
     медицинского    работника,   педиатра,   врачей-специалистов   на
     обследование  ребенка  в  соответствии  с  нормативом  определены
     хронометражем  в специальном эксперименте по оценке реализуемости
     нормативов    в    условиях    образовательного    учреждения   и
     территориальной детской поликлиники**.
          Расчет  себестоимости  профилактических  осмотров,  с учетом
     возраста  детей  и  программы  обследования,  также базируется на
     экспериментальных данных (глава VI).
          Для   обеспечения   качественного   выполнения   осмотров  в
     соответствии   с   нормативами,   в  настоящий  документ  в  виде
     "дополнительной   информации"   введены   справочные   материалы,
     позволяющие  врачу  правильно  определить  объем  диагностических
     процедур,   необходимых   и   достаточных  при  обследовании  как
     здоровых,  так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы
     II, III, IV, V).***
     
     I. Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17
                                    лет
                  (Скрининг и лабораторное обследование)
     
       Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе
     
     ___________________________________________________________________------
       N                Вид деятельности *)       Затраты времени на
      п/п                                         обследование 1 ребенка
     ___________________________________________________________________------
       1. Суммирование результатов
          анкетного теста                                  1 мин.
     
       2. Определение роста и массы тела                   1 мин.
     
       3. Оценка физического развития с
          помощью таблицы                                  20 сек.
     
       4. Измерение АД с корректировкой
          цифр с помощью специальной
          таблицы (у школьников)                           50 сек.
     
       5. Плантография (получение отпечатка
          стоп, оценка плантограммы)                       1 мин.
     
       6. Определение остроты зрения                       30 сек.
     
       7. Исследование тестом Малиновского                 30 сек.
     
       8. Исследование бинокулярного зрения                10 сек.
     
       9. Исследование слуха с помощью
          шепотной речи                                    30 сек.
           10. Определение сахара и белка в моче                1 мин.
     
      11. Оформление документации тестового
          обследования                                     2 мин.
     
      12. Вспомогательная работа (контроль за
          сбором мочи, беседа с ребенком в
          процессе обследования и др.)                  1 мин. 20 сек.
     ___________________________________________________________________------
                                                            10 мин.
     
                         Дополнительная информация
     
          Подробное  описание каждого теста базовой скрининг-программы
     и   принципов  организации  осмотров  на  основе  скрининг-тестов
     содержится   в  методическом  пособии  "Организация  медицинского
     контроля  за  развитием  и здоровьем дошкольников и школьников на
     основе  массовых  скрининг-тестов  и  их  оздоровление в условиях
     детского   сада,   школы"  (под  редакцией  академика  РАМН  Г.Н.
     Сердюковской),   М.,   1993.   Пособие  утверждено  Министерством
     здравоохранения РФ в 1992 г.
     
        Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового
         обследования для детей дошкольного и школьного возрастов
     
     ------T------------------------------------------------------------------
           ¦                        Исследования
           +----T----T------T------------T-----------------T-----T-----T------
      Воз- ¦Ан- ¦фи- ¦арте- ¦опорно-двиг.¦  органа зрения: ¦орга-¦опре-¦опре-
      раст ¦кет-¦зи- ¦риаль-¦аппарата    ¦                 ¦на   ¦деле-¦деле-
      в    ¦ный ¦чес-¦ного  +-----T------+-----T-----T-----+слу- ¦ние  ¦ние
      годах¦тест¦кого¦дав-  ¦опре-¦опре- ¦опре-¦опре-¦опре-¦ха:  ¦бел- ¦глю-
           ¦    ¦раз-¦ления ¦деле-¦деле- ¦деле-¦деле-¦деле-¦шо-  ¦ка в ¦козы
           ¦    ¦ви- ¦      ¦ние  ¦ние   ¦ние  ¦ние  ¦ние  ¦пот- ¦моче ¦в мо-
           ¦    ¦тия ¦      ¦осан-¦сто-  ¦остр.¦пред-¦бино-¦ная  ¦     ¦че
           ¦    ¦    ¦      ¦ки   ¦пы*)  ¦зре- ¦мио- ¦кул. ¦речь ¦     ¦
           ¦    ¦    ¦      ¦     ¦      ¦ния  ¦пии  ¦зре- ¦     ¦     ¦
           ¦    ¦    ¦      ¦     ¦      ¦     ¦     ¦ния  ¦     ¦     ¦
     ------+----+----+------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+------
      3***)  +    +           +      +     +                 +      +     +
                             или
      4           +           +                        +
     
      5***)  +    +           +      +     +          или           +     +
     
      6           +           +                  +
                             или                или
      7***)  +    +     +     +      +     +     +           +      +     +
                                                            или
      8           +     +                                    +
     
      9           +     +            +                 +            +     +
     
     10***)  +    +     +     +            +
     
     11           +     +            +                              +     +
     
     12           +     +
     
     13           +     +            +     +                        +     +     
     14***)  +    +     +     +
     
     15           +     +            +                              +     +
     
     16           +     +                  +
     
     17***)  +    +     +            +     +                        +     +
     ___________________________________________________________________------
     
               Лабораторные и иструментальные исследования,
                обязательные при профилактических осмотрах
                         дошкольников и школьников
     
     ___________________________________________________________________------
                                          Вид исследования*
     Возраст              ----------------------------------------------------
     
                          клинический      общий       анализ      флюрогра-
                          анализ           анализ      кала на     фия органов
                          крови            мочи        яйца        грудной
                                                       глистов     клетки
     ___________________________________________________________________------
     3 г.
     (перед  поступлением
     в  дошкол.  учрежде-    +               +            +
     ние)
     ___________________________________________________________________------
     5 или 6 лет
     (за  год  до  посту-    +               +            +
     ния в школу)
     ___________________________________________________________________------
     6 или 7 лет
     (перед поступлением     +               +            +
     в школу)
     ___________________________________________________________________------
     10 лет
     (5-й класс
     - переход на предме-    +               +            +            +
     тное обучение)
     ___________________________________________________________________------
     14-15 лет
     (пубертатный период)    +               +            +            +
     ___________________________________________________________________------
     16-17 лет
     (11 класс  - оконча-    +               +            +            +
     ние школы)
     ___________________________________________________________________------
     
          II. Педиатрический этап профилактического осмотра детей
                             от 3-х до 17 лет
     
                              Осмотр педиатра
     
     ___________________________________________________________________------
     NN       Вид деятельности   Затрата       Необходимые     Дополнительные
     п/п                         времени       обследования    обследования
                                 на обсле-                     по  показаниям
                                 дование
                                 I ребенка
     ___________________________________________________________________------
      1. Сбор анамнеза            1 мин.     Клинический       Копрологический
     ----------------------------------------анализ   крови,   анализ    кала,
      2. Осмотр кожных покровов   30 сек.    общий    анализ   анализ кала  на
         и волосистой части го-              мочи.    Анализ   дисбактериоз.
         ловы                                кала   на  яйца   Анализ слизи из
     ----------------------------------------глистов (аскар-   зева и носа.
      3. Осмотр   видимых  сли-   30 сек.    идоз, энтероби-   Анализ мочи  по
         зистых оболочек:                    оз,    простей-   Нечипоренко,
         конъюктивы глаз, поло-              шие).             Аддис-Каковско-
         сти рта, зева                       Антропометрия,    му, по  Зимниц-
     ----------------------------------------измерения   АД,   кому. и др.
      4. Осмотр   и   пальпация   30 сек.    частоты пульса,
         области     щитовидной              дыхания.
         железы
     ----------------------------------------
      5. Пальпация    перифери-   30 сек.
         ческих    лимфо-узлов:
         подчелюстных, паховых,
         подмышечных
     ----------------------------------------
      6. Исследование   органов   2 мин.
         кровообращения
         (осмотр,    перкуссия,
         аускультация сердца)
     ----------------------------------------
      7. Исследование   органов   2 мин.
         дыхания (перкуссия   и
         аускультация  легких)
     ----------------------------------------
      8. Исследование   органов   2 мин.
         пищеварения (пальпация
         органов брюшной    по-
         лости, области правого
         подреберья,    печени,
         эпигастральной     об-
         ласти, селезенки, пра-
         вой и левой повздошной
         областей,  надлобковой
         области)
     ----------------------------------------
      9. Осмотр половых органов   30 сек.
         - внешний осмотр
     ----------------------------------------
     10. Осмотр грудных желез у   30 сек.
         девочек
     ----------------------------------------
     11. Оформление   первичной   5 мин.
         медицинской документа-
         ции по данным осмотра
     ----------------------------------------
                                 15 мин.
     
          Осмотр  ротовой  полости и зева следует проводить при помощи
     шпателя  и  с  произнесением  ребенком  гласной  "А".  Обращается
     внимание  на  состояние  зубов,  прикус,  высоту стояния твердого
     неба, величину и вид небных миндалин.
          Различают 3 степени гипертрофии миндалин:
          I степень    - миндалины заполняют латеральную треть пространства
                         между небными дужками и маленьким язычком
          II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства
          III степень - миндалины соприкасаются между собой.
          При  осмотре  необходимо пальпировать подчелюстные, передние
     и  задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на
     голосовую  функцию  -  звучность  голоса.  Осматриваются слуховые
     проходы (наличие выделений).
          Исследование  органов  кровообращения начинают с определения
     частоты   сокращений,   наполнения   пульса,  ритма,  напряжения.
     Перкуссией  и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный
     и   сердечный  толчок.  При  аускультации  отмечают  звучность  и
     чистоту  тонов.  В  случаях  выявления  сердечных  шумов проводят
     исследования    в    различных    положениях   (стоя,   лежа)   и
     функциональные   пробы   с   дозированной  физической  нагрузкой.
     Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости.
          Оценка  результатов  ортостатической  пробы: учащение пульса
     за  1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний,
     более 20 - ниже среднего результат.
          Оценка  результатов  пробы  с  20 приседаниями за 30 секунд:
     время  восстановления  пульса к исходному уровню: менее 3-х минут
     -  хороший  результат,  от  3-х до 4-х минут - средний, более 4-х
     минут - ниже среднего результат.
          В   процессе   исследования   органов  пищеварения  выясняют
     состояние  аппетита,  характер  стула, наличие и характер болей в
     животе,  связь  их  с  приемом пищи (до или после еды) и наличием
     диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги).
          Осмотр   начинают   с   полости   рта:   отмечают  состояние
     слизистых,  обложенность  языка,  десен,  верхнего  неба,  зубов.
     Выявляются  симптомы  хронической  интоксикации (бледность кожных
     покровов, орбитальные тени).
          Пальпаторно  определяют  состояние (напряжение) мышц живота,
     наличие   и   локализацию   болевых   точек   (эпигастральная   и
     пилородуоденальной  областей,  точка  желчного  пузыря  в  правом
     подреберье, левое подреберье, область сигмы).
          Устанавливают  размеры  печени и селезенки, их консистенцию,
     чувствительность,  симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера,
     Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон.
          При  оценке  состояния  мочевыделительной  системы  выявляют
     наличие   в  анамнезе  частых  простудных  заболеваний  и  ангин,
     бессимптомных       повышений       температуры,      отягощенной
     наследственности   по   почечной   патологии,  в  том  числе  при
     беременности у матери.
          Уточняют  жалобы  на  частые  и  болезненные мочеиспускания,
     задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице.
          При  осмотре  обращают  внимание  на  цвет  кожных  покровов
     (бледность),  отеки,  повышение  АД, наличие вагинитов у девочек,
     положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи.
          При  осмотре  девочек  5-10  классов особое внимание уделяют
     гинекологическому   анамнезу,  жалобам.  Наличие  отклонений  или
     нарушений  в  темпах  полового  развития,  менструальной функции,
     состоянии  половых органов требуют направления в гинекологический
     кабинет для детей и подростков.
     
                         Дополнительная информация
     
          При  осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в
     анкетном   скрининг-тесте,*   данные   лабораторных  исследований
     крови,  мочи,  кала,  показатели  АД.  При  отсутствии  в бригаде
     гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр.
          При  осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение,
     конституцию,  питание,  выражение лица, состояние кожных покровов
     и слизистых оболочек.
          При  изучении  состояния кожи обращается внимание на наличие
     в  анамнезе  экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и
     лекарства,    нарушений    пигментного   обмена,   а   также   на
     наследственную  отягощенность  по  кожным, обменным и эндокринным
     заболеваниям.
          При  осмотре обращается внимание на патологические изменения
     кожных   покровов,   волос,   ногтей.   Описывается  локализация,
     характер  и размеры сыпи или других изменений, их связь с приемом
     пищи или лекарств, состояние лимфатических узлов.
          При  оценке состояния дыхательной системы выявляют наличие в
     анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша.
          Уточняют  жалобы  на  кашель,  одышку, изменение голоса. При
     объективном    обследовании    определяют    состояние    верхних
     дыхательных  путей  (носа,  гортани), характер перкуторного звука
     над  легкими,  состояние  дыхания  и  наличие хрипов в легких при
     аускультации.
          Проверить   дыхательную   функцию   носа   можно  с  помощью
     небольшого  кусочка  ваты,  поднесенного сначала к одной, затем к
     другой  ноздре  ребенка.  При  свободном  носовом  дыхании  ватка
     быстро   отклоняется   в   сторону   (наиболее   частой  причиной
     затрудненного   носового   дыхания   у   детей   является  ринит,
     аденоидные вегетации, искривление носовой перегородки).
          При  исследовании  состояния  эндокринной  системы  обращают
     внимание   на   внешний   вид   исследуемого  (пропорциональность
     телосложения,  длина  и  масса  тела, состояние подкожно-жирового
     слоя),  отмечают степень развития вторичных половых признаков: Ах
     -  оволосение  в  подмышечных  впадинах,  Р  -  развитие волос на
     лобке,  Ма  -  развитие  грудных  желез,  Ме  - возраст появления
     менструаций.
          1.  Стадии  развития  волосяного  покрова  на  лобке:  Р0  -
     отсутствие  волос;  Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в
     центре  лобка,  густые, длинные; Р3 - волосы на всем треугольнике
     лобка,  густые, длинные ; Р4 - волосы на всем треугольнике лобка,
     густые,  длинные,  распространяющиеся  на  внутреннюю поверхность
     бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).
          2.   Стадии   развития   волосяного  покрова  в  подмышечных
     впадинах;  Ах0 - отсутствие волос; Ах1 - единичные волосы; Ах 2 -
     волосы  в  центре  впадины, хорошо выражены; Ах3 - волосы по всей
     подмышечной области, густые.
          3.  Стадии  развития грудных желез: Ма - детская стадия; Ма1
     -   сосок   приподнят   над   околососковом  кружком,  железы  не
     выделяются;  Ма2 - околососковый кружок увеличен, вместе с соском
     образует  конус,  железы  несколько  выделяются;  Ма3  -  сосок и
     околососковый  кружок  сохраняют форму конуса, железы поднимаются
     на  большом  участке;  Ма4  - женская стадия: сосок приподнят над
     околососковым   кружком,   железы   принимают  размеры  и  форму,
     свойственные взрослой женщине.
          Степень  полового  созревания обозначают формулой, в которой
     фиксируются   стадии   развития   всех   указанных   компонентов.
     Например,  Ах1Р2  у  мальчиков  или  Ма1Ах1Р2  у  девочек  и т.д.
     Возрастные  нормативы  развития  вторичных  половых  признаков  у
     детей  приведены  в  таблице.  С  11-летнего возраста у девочек к
     формуле  полового  созревания  добавляются данные о наличии (Ме+,
     Ме-) регул.
     
     
               Основные показания для направления педиатром
                ребенка на консультацию к врачу-специалисту
     ___________________________________________________________________------
      NN  Врач-специалист                   Основные показания
     п/п
     ___________________________________________________________________------
      1         2                                   3
     ___________________________________________________________________------
     
       1. Эндокринолог   1. Наличие сведений   об   эндокринных   заболеваниях
                            (сахарный диабет, тиреотоксикоз, ожирение и др.) у
                            ближайших родственников.
                         2. Жалобы на  повышенную  жажду,  диурез,  сухость во
                            рту, значительную потерю в весе при нормальном или
                            даже повышенном        аппетите,        чрезмерную
                            раздражительность, беспокойство.
                         3. Наличие клинических      проявлений      различных
                            эндокринных расстройств: гиперпигментация на коже,
                            слизистой оболочке     рта,    конъюктиве    глаз;
                            гипертрихоз, гирсутизм,  наличие полос растяжения,
                            экзофтальм, избыточная  масса тела (более,  чем на
                            16%), истощение, крипторхизм, высокое артериальное
                            давление, наличие сахара в моче.
     
       2. Гинеколог      1. Наличие в   анамнезе   сведений  об  отставании  в
                            физическом и     половом     развитии,     высоком
                            инфекционном индексе, отсутствии менструаций после
                            13 лет, появлении вторичных половых признаков до 9
                            лет.
                         2. Жалобы на   боли   в   животе,   соматически    не
                            обусловленные, на    болезненные,    нерегулярные,
                            длительные (более 8 дней),  обильные  менструации,
                            гнойные выделения из половых путей,  зуд в области
                            половых органов.
                         3. Наличие отставания  в  развитии  вторичных половых
                            признаков, патологическое  оволосение;  опухоли  в
                            животе; лейкоцитурия.
     
       3. Невропатолог   1. Наличие в  анамнезе  травм  черепа,  в том числе и
              и             родовых, инфекционных заболеваний нервной  системы
           психиатр         (менингиты, менингоэнцефалиты),         судорожных
                            синдромов при заболеваниях,  обморочных состояний,
                            ночного недержания мочи.
                         2. Жалобы на  стойкие  головные  боли  у  соматически
                            здорового школьника,    головокружение,   тошноты,
                            рвота, обморочные  состояния,  нарушения   формулы
                            сна, снохождение,     сноговорение,     бессоница,
                            раздражительность, плаксивость,      беспокойство,
                            рассеянность, снижение памяти.
                         3. Наличие клинических    проявлений     психонервных
                            расстройств: асимметрия   лица,  параличи,  парезы
                            конечностей, миотонии,  мышечные атрофии, признаки
                            болезни Дауна,  расстройства  вегетативной нервной
                            системы (лабильность      пульса,      акроцианоз,
                            гипергидроз), нарушения   артериального  давления,
                            насильственные движения,  умственная   отсталость,
                            неправильные формы  поведения  (психопатоподобные,
                            выраженная двигательная расторможенность)
     
       4. Отоларинголог  1. Наличие в  анамнезе  частых  острых  респираторных
                            заболеваний, ангин, отитов, носовых кровотечений.
                         2. Жалобы на  снижение  слуха,  затрудненное  носовое                            дыхание, упорные  головные  боли  в  лобной части,
                            головокружения, повышенную            возбудимость
                            вестибулярного анализатора      ("укачивание     в
                            транспорте").
                         3. Наличие снижения остроты слуха, гипертрофии небных
                            миндалин, увеличения и болезненности  подчелюстных
                            и шейных  лимфоузлов,  аденоидного  типа выражение
                            лица, гнойные выделения из носа и уха.
     
       5. Хирург         1. Наличие в анамнезе локальных болей в позвоночнике,
                            в коленном,  тазобедренном суставах (туберкулезный
                            гонит, коксит), выпадение прямой кишки.
                         2. Жалобы на   часто  повторяющиеся  приступы  острых
                            болей в животе,  постоянные запоры, примеси свежей
                            крови в   кале,   затрудненное   мочеиспускание  с
                            резями, быстрая утомляемость нижних конечностей  в
                            сочетании с непереносимостью физических нагрузок.
                         3. Наличие диспропорции телосложения  (резко  развита
                            верхняя половина   туловища),   венозного  рисунка
                            живота, варикозного    расширения    вен    нижних
                            конечностей, расширения пупочного,  паховых колец,
                            грыжевых выпячиваний в области белой линии живота,
                            крипторхизма.
     
       6. Ортопед        1. Наличие в  анамнезе  переломов костей с нарушением
                            функции, повторных переломов,  остаточных  явлений
                            перенесенного полиомелита, родовой травмы.
                         2. Жалобы на упорные боли  в  конечностях,  суставах,
                            позвоночнике.
                         3. Наличие при  объективном  исследовании  деформаций
                            конечностей, грудной     клетки,     позвоночника,
                            нарушений осанки,  плоскостопия   (площадь   опоры
                            более трети    поверхности   подошвы),   нарушения
                            функции крупных и мелких суставов.
     
       7. Кардиоревма-   1. Наличие в   анамнезе   частых   ангин,    высокого
          толог             инфекционного индекса,  функциональных изменений в
                            сердце, подозрения    о    врожденных     пороках,
                            ревматизме. Наследственная     отягощенность    по
                            гипертонии, ишемической      болезни       сердца,
                            заболеваниям суставов.
                         2. Жалобы на  боли  в   области   сердца,   суставов,
                            изменения конфигурации суставов,  одышку,  быструю
                            утомляемость при     незначительной     физической
                            нагрузке, сердцебиение.
                         3. Наличие клинических    проявление     кардиопатий,
                            глухость сердечных   тонов,   аритмия,   тахи-   и
                            брадикардия, различные шумы, артериальная гипер- и
                            гипотония.
     
       8. Гасторэнте-    1. Наличие в    анамнезе    сведений    о   патологии
          ролог             беременности и родов,  смешанном или искусственном
                            вскармливании; наличии   отклонений   со   стороны
                            пищеварительной системы   в    раннем    возрасте.
                            Наследственная               отягощенность      по
                            гастроэнтерологической патологии.
                         2. Жалобы на    повторяющиеся   боли   в   животе   и
                            диспепсические явления;   нарушения   аппетита   и
                            стула;
                         3. Наличие болезненности   при   пальпации   основных                            областей живота                   (эпигастральной,
                            пилородуоденальной, правого  подреберья  и   др.),
                            симптомов раздражения желчного пузыря.
     
       9. Нефролог       1. Наличие в     анамнезе     частых    респираторных
                            заболеваний и   ангин;   бессимптомных   повышений
                            температуры. Наличие    почечной    патологии    у
                            родственников, в   том   числе   у   матери    при
                            беременности.
                         2. Жалобы на  частые  и  болезненные  мочеиспускания,
                            задержки и   недержания  мочи;  боли  в  животе  и
                            пояснице.
                         3. Наличие при  объективном исследовании вагинитов (у
                            девочек), повышенного  АД,  стеков,  положительных
                            симптомов Пастернацкого,   изменений   в  анализах
                            мочи.
     
       10. Офтальмолог   1. Наличие в   анамнезе   заболеваний   поджелудочной
                            железы, почек,    ревматизма,    болезней   крови,
                            менингита, энцефалита,                арахосидита,
                            черепно-мозговой травмы.  Глубокая  недоношенность
                            (вес при  рождении  900-1500  г).   Наследственная
                            отягощенность по   заболеваниям   органа   зрения:
                            миопия, астигматизм, гиперметропия и др.
                         2.      Жалобы на плохое зрение вдаль,  прищуривание,
                            зрительную утомляемость   при    работе    вблизи,
                            ухудшение зрения в сумерках,  светобоязнь,  боли в
                            глазах, слезотечение.
                         3.      Наличие при   внешнем  осмотре  изменений  со
                            стороны век  (колобома,  опущение  верхнего  века,
                            выворот нижнего  века,  неправильный рост ресниц),
                            асимметричное   расположение    глазных     яблок,
                            воспалительные заболевания       (слизисто-гнойное
                            отделяемое, покраснение, зуд и т.д.).
     
       11. Аллерголог    1.      Наличие в   анамнезе  экссудативного диатеза,
                            ложного крупа,  ОРЗ с  астматическим  компонентом,
                            реакции на  прививки  и лекарства.  Наследственная
                            отягощенность по  бронхиальной  астме,  поллинозу,
                            нейродермиту.
                         2.      Жалобы на   кожные    проявления    аллергии;
                            приступы затрудненного      дыхания,      чихания,
                            слезотечения.
                         3.      Клинические проявления       кожной       или
                            респираторной аллергии  (сыпь:  кашель,   насморк,
                            явления конъюктивита,    наличие    свистящих    и
                            проводных хрипов в легких)
     
       12. Дерматолог    1.      Наличие в  анамнезе  экссудативного  диатеза,
                            реакции на   прививки   и   лекарства,   нарушений
                            пигментного обмена.  Наследственная  отягощенность
                            по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям.
                         2.      Жалобы на   патологические  изменения  кожных
                            покровов, волос, ногтей.
                         3.      Наличие воспалительных,  пигментных  и других
                            изменений кожи;  нарушение роста и развития ногтей
                            и волос.
     
       13. Пульмонолог   1.      Наличие в    анамнезе    частых    простудных
                            заболеваний, врожденного  стидора,  астматического                            синдрома.
                         2.      Жалобы на кашель, одышку, боли в груди.
                         3.      Клинические проявления   легочной   патологии
                            (изменения характера дыхания,  перкуторного звука,
                            наличие хрипов при аускультации).
     
                 III. Обязательный специализированный этап
             профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет
     
     
                           Осмотр отоларинголога
     
     ___________________________________________________________________------
     NN       Вид деятельности   Затрата             Дополнительные
     п/п                         времени             обследования
                                 на обсле-           по  показаниям
                                 дование
                                 I ребенка
     ___________________________________________________________________------
     
      1. Сбор анамнеза              1 мин.      Рентгеновский           снимок
     --------------------------------------     придаточных пазух носа.
      2. Передняя риноскопия  и    30 сек.      Рентгеновский снимок  височных
         проверка   дыхательной                 костей в 2-х проекциях.
         функции носа.                          Инфрокрасная термография.
     --------------------------------------     Тональная аудиометрия.
      3. Задняя риноскопия.         2 мин.      Исследование    вестибулярного
     --------------------------------------     аппарата.
      4. Фарингоскопия             30 сек.      Пальпаторное      обследование
     --------------------------------------     носоглотки.
      5. Обратная ларингоскопия     2 мин.      Прямая ларингоскопия*
     --------------------------------------     Бронхоскопия.*
      6. Пальпация шейных  лим-    30 сек.      Эзофагоскопия.*
         фоузлов (подчелюстных,                 Консультация        сурдолога,
         передних и задних шей-                 фониатра,
         ных, заушных)                          аллерголога, ревматолога,
     --------------------------------------     стоматолога.
      7. Отоскопия                 30 сек.      Клинический анализ      крови;
     --------------------------------------     анализ крови                на
      8. Исследование слуха         2 мин.      гемморагический        синдром
     --------------------------------------     (свертываемость,         время
      9. Оформление документации    1 мин.      кровотворения, тромбоциты).
     --------------------------------------     Анализ мочи.
                                   10 мин.      ЭКГ.
                                                Анализ отделяемого   из  носа,
                                                придаточных пазух, уха
     
     
     
                         Дополнительная информация
     
     ___________________________________________________________________------
     NN   Наименование  откло-           Необходимый объем обследований
     п/п  нений  и заболеваний
     ___________________________________________________________________------
      1. Хронический тонзилит
         --------------------
         компенсированный        обследование носоглотки  (задняя  риноскопия,
                                 пальцевое обследование или рентгенография).
                                 Консультация стоматолога,
                                 по показаниям -ревматолога.
                                 Клинический анализ крови и мочи.
     
         декомпенсированный      обследование носоглотки  (задняя  риноскопия,
                                 пальцевое или рентгенография).
                                 Консультация стоматолога,        ревматолога,
                                 аллерголога.
                                 Клинический анализ крови, мочи. ЭКГ.
     
      2. Гипертрофия     небных  обследование носоглотки  (задняя  риноскопия,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное