Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 25.04.2000 N ЦП-751)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       приказ  о  создании  на  отделении  железной  дороги  постоянно
   действующего оперативного штаба по подготовке хозяйств и  кадров  к
   работе в зимних условиях;
       график  заслушивания руководителей отделов  отделения  железной
   дороги и предприятий о ходе подготовки к зиме;
       оперативные  планы  снегоборьбы  по  станциям  и  перегонам  по
   отделению железной дороги;
       карту отделения железной дороги с нанесенными на ней заносимыми
   снегом участками на перегонах и станциях и степени их заносимости;
       ведомость  и  план-схему расстановки по  местам  приписки  всех
   снегоочистителей, снегоуборочных поездов, стругов и других машин  с
   указанием   обслуживаемого  ими  перегона  или  района   и   списка
   закрепленных   за  снегоочистительной  и  снегоуборочной   техникой
   бригад.   На   план-схеме  также  должны  быть  нанесены   средства
   пневмоочистки  и  электрообогрева  стрелок  по  станциям  отделения
   железной дороги;
       перечень   малозаносимых  станций,  на  которых  диспетчеры   и
   дежурные  по  отделениям  дороги  не  должны  допускать  длительных
   стоянок и накопления вагонов;
       график   оборота  снегоочистителей  по  направлениям  отделения
   железной  дороги, определяющий фактическое время  нахождения  их  в
   пути с момента выхода с пункта приписки до обратного возвращения;
       графики  работы  снегоуборочных поездов, в  которых  определена
   очередность  механизированной уборки на узлах и станциях,  а  также
   по стрелочным горловинам и путям каждого парка;
       графики  времени  прибытия снегоуборочной техники  на  станцию,
   продолжительности  их  работы  и  времени  отправления  на   другую
   станцию;
       план формирования снеговых поездов по станциям;
       приказ  начальника  отделения железной  дороги  об  организации
   снегоборьбы  и  закреплении территории станции, включающий  в  себя
   план  формирования  по  крупным узлам  и  станциям  бригад  второй,
   третьей очередей;
       план  закрепления  станций (парков, горловин)  на  весь  зимний
   период  за  предприятиями  железной  дороги,  руководители  которых
   должны  выделять людей для своевременной и полной  уборки  снега  с
   пути  и  стрелочных  переводов  для  обеспечения  работоспособности
   закрепленного участка;
       справку о "первозимниках" и график их обучения;
       план  обеспечения отделения железной дороги (по дистанциям пути
   и     околоткам)    работниками    и    транспортными    средствами
   территориальных  организаций,  с распределением  их  по  территории
   отделения железной дороги;
       ведомость   наличия   неснижаемого  запаса  узлов,   агрегатов,
   запасных  частей  для  снегоуборочных поездов,  снегоочистителей  и
   стационарных устройств для очистки стрелок от снега;
       ведомость обеспеченности дистанций пути спецодеждой;
       ведомость  наличия на участковых материальных  складах  запасов
   деревянных,  совковых  лопат и другого инструмента  для  борьбы  со
   снежными  заносами, а также резерва переносных щитов на  дистанциях
   пути с указанием мест их хранения;
       план размещения пунктов неснижаемого запаса продуктов питания и
   пунктов  организации  горячего питания и обогрева  для  работников,
   занятых на снегоочистительных и снегоуборочных работах.
       5.6.1.   При   безотделенческой   структуре   железной   дороги
   документы,  указанные  в  пункте 5.6 настоящей  Инструкции,  должны
   быть   разработаны   и  утверждены  в  установленном   порядке   на
   закрепленных  территориях в соответствии с  пунктом  3.7  настоящей
   Инструкции,    а   также   для   линейно-станционных   объединений,
   территориальных    представительств   и    дирекций,    выполняющих
   хозяйственные  функции отделений железных дорог, в  соответствии  с
   пунктом 3.8 настоящей Инструкции.
       5.7. Начальник отдела пути отделения железной дороги:
       осуществляет руководство снегоуборочными работами и контроль за
   их организацией;
       принимает  необходимые оперативные меры к бесперебойной  работе
   снегоуборочной    и   снегоочистительной   техники,    следит    за
   своевременным  предоставлением локомотивов и  путей,  не  допускает
   непроизводительных  простоев  снегоочистителей   и   снегоуборочных
   поездов  по  причинам их неисправности и длительного  нахождения  в
   ремонте;
       осуществляет контроль за бесперебойной работой пневмообдувочных
   устройств  и  электрообогрева стрелок  и  за  организацией  очистки
   стрелочных переводов от снега другими средствами;
       следит  за  формированием бригад первой и  второй  очередей,  а
   также   за   выделением   работников  сторонними   территориальными
   организациями согласно заключенным договорам;
       разрабатывает  и  представляет руководству  отделения  железной
   дороги  план  по закреплению стрелочных переводов за  предприятиями
   железной  дороги,  вызову  бригад  второй  очереди,  их  подмене  и
   расстановке по конкретным стрелочным районам станции.
       5.8.  Начальник  отдела движения отделения  железной  дороги  и
   работники диспетчерского аппарата:
       в  период сильных снегопадов и метелей, когда создается  угроза
   образования   снежных   заносов,   по   заявкам   дистанций    пути
   незамедлительно     выделяют    закрепленные     локомотивы     под
   снегоочистители и снегоуборочные поезда;
       устанавливают    диспетчерский   контроль   за    своевременным
   отправлением  и  проследованием  по  графику  снегоочистительной  и
   снегоуборочной  техники  и  освобождением  на  станциях  путей   от
   подвижного состава для их механизированной очистки;
       не допускают длительных стоянок поездов и накопления вагонов на
   снегозаносимых   станциях   (перечень  таких   станций   утверждает
   начальник отделения железной дороги);
       совместно  с  начальником отдела пути осуществляют контроль  за
   выполнением  оперативного  плана снегоуборочных  работ  на  крупных
   станциях  и  узлах,  соблюдением  графика  освобождения   путей   и
   графиков работы снегоуборочных поездов, обращая особое внимание  на
   их  продвижение к местам выгрузки и обратное возвращение к  пунктам
   уборки и погрузки снега.
       5.9. Начальник локомотивного отдела отделения железной дороги и
   начальник локомотивного депо обеспечивают:
       своевременное   закрепление   и   выделение   локомотивов   под
   снегоочистители  по  заявкам дистанции пути, а также  выделение  на
   весь   период   снегопадов  и  метелей  локомотивов,  оборудованных
   радиосвязью, под снегоуборочные поезда;
       обеспечение  своевременной экипировки выделенного локомотива  и
   сменной   бригады,   в   соответствии  с   утвержденным   графиком.
   Выделенные  локомотивы  могут заменяться при необходимости  другими
   только  на  время прохождения технического обслуживания и  текущего
   ремонта (ТО-3,ТР-1);
       своевременную     и     качественную    подготовку     роторных
   снегоочистителей;
       закладку  и  пополнение  неснижаемого  запаса  горюче-смазочных
   материалов  из  расчета на один снегоуборочный поезд:  авиамасла  -
   0,3 тонны; дизельного топлива - 10 тонн.
       5.10.  Начальник  вагонного отдела и начальник  вагонного  депо
   после  предъявления снегоочистительной и снегоуборочной  техники  к
   техническому  осмотру  обеспечивают ремонт  и  исправность  ходовых
   частей, автосцепки и тормозного оборудования.
       5.11.  Начальники  локомотивного и вагонного отделов  отделения
   железной дороги, начальники локомотивных и вагонных депо:
       в  зимний  период  силами и средствами депо  производят  ремонт
   снегоуборочных машин ранее всех других ремонтных работ;
       по  заявкам  начальников дистанций пути немедленно представляют
   стойла  для выполнения аварийных работ и профилактического  ремонта
   снегоуборочных поездов и снегоочистителей;
       в зимний период организуют ремонт подвижного состава на путях и
   своевременную  уборку этих путей таким образом,  чтобы  исключалась
   их   захламленность   деталями   подвижного   состава   и   другими
   предметами, препятствующими работе снегоуборочных поездов.
       5.12.  Начальник отдела сигнализации и связи отделения железной
   дороги и начальник дистанции сигнализации и связи обеспечивают:
       содержание  и  ограждение вешками напольных  устройств  СЦБ  на
   перегонах  и  станциях  в соответствии с требованиями  пункта  2.10
   ГОСТа  9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного  состава
   железных   дорог  колеи  1520  (1524)  мм"  для  создания   условий
   механизации снегоуборочных и других путевых работ;
       телефонную  связь  со  снегозаносимыми  местами,  бесперебойную
   работу  линейно-путевой  связи  и  предоставление  работникам  пути
   внеочередной связи для оперативного руководства работой  по  борьбе
   со снежными заносами;
       исправную  работу радиостанций, установленных на снегоуборочной
   и  снегоочистительной  технике, а также на  локомотивах,  постоянно
   закрепленных за ними;
       осуществляют периодическую проверку их действия;
       содержание и ремонт кабельного хозяйства пусковых и управляющих
   устройств   автоматической   пневмоочистки   стрелок   и    питания
   электроэнергией.
       5.13.   Начальник  отдела  материально-технического   снабжения
   отделения железной дороги обеспечивает:
       своевременную  закладку  и  поставку дистанциям  пути  запасных
   частей,  узлов  и  агрегатов,  троса и антифриза  (необходимых  для
   выполнения  аварийного и профилактического ремонтов  снегоуборочной
   техники),   инструмента,  инвентаря,  круглого  леса,   щитопланки,
   потребной  спецодежды  и  других  материалов  согласно  заявкам,  в
   соответствии с нормами, установленными МПС России.
       5.14.  Начальник  отдела рабочего снабжения отделения  железной
   дороги:
       производит  закладку неснижаемого запаса продуктов  в  пунктах,
   где  имеются магазины отдела рабочего снабжения отделения  железной
   дороги  со  складскими  помещениями  в  размерах,  согласованных  с
   начальниками дистанций пути;
       организует горячее питание рабочих, занятых на ручной очистке и
   уборке и очистке пути от снега;
       организует  доставку  из  ближайших столовых  отделов  рабочего
   снабжения  горячего  питания к местам работ  бригад,  обслуживающих
   снегоуборочную  и  снегоочистительную  технику  и   работающих   на
   очистке  и  уборке путей от снега. Транспортные средства и  рабочих
   для  погрузки,  разгрузки и доставки горячего питания предоставляет
   дистанция пути.
       5.15.  Начальник  центра санитарно-эпидемиологического  надзора
   железной дороги:
       устанавливает  санитарный контроль за  местами  сбора  рабочих,
   общежитиями, пунктами обогрева и приема пищи;
       проводит  инструктаж  работников, занятых  на  снегоборьбе,  по
   правилам   оказания  первой  помощи  при  обморожении  и   по   его
   профилактике;
       выделяет  медицинских  работников для обслуживания  и  оказания
   медицинской  помощи  персоналу,  задействованному  на  работах   по
   борьбе со снежными заносами.
       5.16.  Начальник дистанции пути совместно с начальником станции
   разрабатывают,  ежегодно корректируют и устанавливают  контроль  за
   выполнением оперативного плана по снегоборьбе на дистанции пути.
       5.17.   Начальник   дистанции  пути  осуществляет   руководство
   работами   по   снегоборьбе  в  пределах   дистанции   пути   через
   руководящих  работников  дистанции и  дорожных  мастеров,  а  также
   через  передаваемых в его распоряжение ответственных представителей
   путевых  машинных  станций  и других прикрепленных  территориальных
   организаций.
       5.18. Начальник дистанции пути обеспечивает:
       назначение   приказом  по  дистанции  пути  дорожных   мастеров
   руководителями работ на снегоочистителях и снегоуборочных машинах;
       качественный   ремонт   и   содержание  пневмоочистительной   и
   электрообогревательной  арматуры,  установленной  для  очистки   от
   снега  и  льда  централизованных стрелочных переводов, закрепленных
   за дистанцией пути;
       исправное  содержание  и  эксплуатацию пневморазводящей  линии,
   воздухоразборных  колонок,  переносных  шлангов  и   на   стрелках,
   контролирует   повседневную   готовность   пневмоочистительных    и
   электрообогревательных устройств на стрелочных переводах;
       организацию   постоянно  действующих  на  весь  зимний   период
   оперативно-наладочных   бригад   по   содержанию    в    постоянной
   исправности    снегоуборочной   техники,   пневмоочистительных    и
   электрообогревательных устройств;
       меры  по  созданию безопасных условий труда работников, занятых
   на очистке стрелочных переводов от снега;
       проверку   средств  стационарной  громкоговорящей   радиосвязи,
   используемой  для  оповещения  о приближении  поезда  и  маневровом
   передвижении  локомотивов  по  горловине  станции  или  стрелочному
   району,  и,  при  необходимости,  принимает  меры  по  установлению
   дополнительных    громкоговорителей,   а    также    сигнализаторов
   оповещения о приближении поездов;
       проверку  состояния  освещения по  каждой  станции,  горловине,
   стрелочному  району.  В  необходимых  случаях  принимает  меры   по
   установке дополнительных точек освещения.
       5.19. Начальник дистанции пути в зимнее время обеспечивает:
       исправное состояние снегоочистителей и снегоуборочных  поездов,
   находящихся на балансе дистанции пути, укомплектование  этих  машин
   запасными частями, инструментом и сигнальными приборами;
       укомплектование  квалифицированными кадрами снегоочистителей  и
   снегоуборочных   поездов   для   обеспечения   их   круглосуточной,
   трехсменной работы в зимних условиях.
       5.20. Начальник дистанции пути обязан:
       организовывать  проверку выполнения плана основных  мероприятий
   по   подготовке  хозяйства  дистанции  пути  к  работе   в   зимний
   эксплуатационный период;
       организовать  проведение  технической  учебы  с  руководителями
   работ по борьбе со снежными заносами, с бригадами снегоуборочной  и
   снегоочистительной техники и с "первозимниками";
       с  момента наступления снегопада и метели принять меры согласно
   Оперативному  плану по очистке и уборке снега с путей и  стрелочных
   переводов  для обеспечения безопасности и бесперебойности  движения
   поездов,   маневровой   работы   и  безопасности   людей,   занятых
   снегоуборочными работами;
       установить   круглосуточное  дежурство  руководящих  работников
   дистанции пути;
       обеспечить   своевременную  подачу  заявок  на   локомотивы   и
   организовать     бесперебойную     работу     снегоуборочной      и
   снегоочистительной техники;
       обеспечить контроль за своевременным предоставлением путей  для
   работы  снегоочистителей и снегоуборочных поездов и следить  за  их
   исполненным графиком работы по очистке и уборке пути от снега;
       обеспечить  качественную  очистку путей  и  очистку  стрелочных
   переводов   от   снега   после  прохода  по  стрелочным   переводам
   снегоуборочной техники в установленное графиком время;
       своевременно  вводить  в  действие имеющиеся  пневматические  и
   тепловые устройства очистки стрелок от снега;
       организовать  вызов  и  расстановку  по  местам  работы  бригад
   рабочих первой и второй очередей;
       обеспечить  прием  и расстановку рабочей силы  на  закрепленных
   территориях   и  размещение  транспортных  средств  территориальных
   организаций  и провести с работниками бригад инструктаж  по  охране
   труда;
       установить  контроль  за  состоянием и работой  щитовой  линии,
   обеспечивать    с    помощью   дорожных   мастеров    своевременную
   перестановку заработанных переносных решетчатых щитов  и  расчистку
   образовавшихся снежных переметов на перегонах и станциях;
       систематически   докладывать  начальникам  отделения   железной
   дороги, отдела пути и службы пути о положении на дистанции  пути  и
   принимаемых мерах по устранению недостатков и затруднений.
       5.21.  Дорожный мастер (начальник участка), начальник дистанции
   пути  и  его  заместитель  в  случае образования  снежных  заносов,
   угрожающих  безопасности движения, обязаны в установленном  порядке
   закрыть перегон для движения поездов и принять оперативные меры  по
   ликвидации снежных заносов и восстановлению движения.
       5.22. Начальник станции:
       осуществляет оперативное руководство снегоуборочными  поездами,
   снегоочистителями  и стругами и обеспечивает своевременную  очистку
   и уборку снега на станционных путях;
       в  период  метелей  и  снегопадов устанавливает  круглосуточное
   дежурство  руководящих работников станции и совместно с работниками
   дистанции  пути,  локомотивных и вагонных депо  принимает  меры  по
   быстрейшей   очистке   и   уборке  снега  со   станционных   путей,
   эффективному  использованию  снегоуборочной  техники  и  выполнению
   заданной нормы рейсов снегоуборочных поездов;
       обеспечивает в соответствии с оперативным планом предоставление
   станционных  путей  и  стрелочных горловин для механизированной  их
   уборки от снега, своевременный пропуск машин на участок работы;
       совместно с начальником дистанции пути разрабатывает и  доводит
   до  сведения причастных работников станции и дистанции пути сменный
   план снегоуборочных работ и контролирует его выполнение;
       в  соответствии  с  оперативным планом по  борьбе  со  снежными
   заносами  дает  задание руководителям смен (дежурному  по  станции,
   станционному  и маневровому диспетчерам) на очистку и уборку  путей
   от   снега.   При  этом  указываются  фронт  сменной   работы   для
   снегоочистителей, количество рейсов и районы станций, убираемые  от
   снега,  для снегоуборочных и снеговых поездов. Руководитель  смены,
   получив  это задание, организует четкое его выполнение.  Для  этого
   он  доводит  сменный план действия до сведения каждого исполнителя,
   давая  конкретное указание дежурным по паркам, сортировочным горкам
   по  организации механизированной очистки и уборки путей  от  снега.
   При  изменении  поездной  ситуации маневровый  диспетчер  с  ведома
   начальников  станции  и  дистанции пути корректирует  сменный  план
   снегоуборки   и   доводит   его  до  исполнителей.   Для   контроля
   исполненной  работы  на  диспетчерском графике  станции  отражается
   работа снегоочистителей, снегоуборочных и снеговых поездов;
       при  анализе работы за смену совместно с начальником  дистанции
   пути    (старшим   дорожным   мастером   или   дорожным   мастером)
   рассматривает фактическое выполнение плана снегоуборочных работ  за
   прошедшую смену с отчетом работников станции и других служб и  дает
   оценку  смене,  исходя из заданной и фактически  очищенной  площади
   станционных путей и стрелочных горловин, а также ставит  задачи  на
   перспективу;
       следит   за   соблюдением  габарита  при  выгрузке  грузов   на
   станционных и подъездных путях;
       осуществляет  контроль за соблюдением техники безопасности  при
   выполнении снегоочистительных и снегоуборочных работ.
       5.23. Между подразделениями железной дороги при очистке, уборке
   снега  и  сколке  льда  существует  распределение  обязанностей  на
   закрепленных за ними территориях железной дороги.
       5.23.1.  Начальник  дистанции пути  отвечает  за  своевременное
   выполнение  работ  по очистке от снега главных  путей,  станционных
   путей  и  стрелочных переводов (кроме путей и стрелочных переводов,
   находящихся  на  балансе  других  предприятий,  а  также  путей   и
   стрелочных   переводов,   закрепленных  за  другими   предприятиями
   согласно  приказу по отделению железной дороги), пешеходных  мостов
   и  тоннелей,  находящихся  на  балансе дистанции  пути,  подъездных
   путей,  принадлежащих  железной дороге, за исключением  участков  в
   пределах  территорий, закрепленных за другими  организациями,  и  у
   фронтов их погрузки и выгрузки.
       5.23.2.  Начальник дирекции по обслуживанию пассажиров отвечает
   за  выполнение работ по очистке от снега, льда и мусора перронов  и
   пассажирских  платформ,  находящихся на балансе  этой  дирекции  по
   обслуживанию  пассажиров, а также других технических  элементов  на
   станции, закрепленных за дирекцией.
       5.23.3.  Начальник  станции отвечает  за  выполнение  работ  по
   очистке  от снега, льда и мусора перронов, пассажирских и  грузовых
   платформ,  находящихся  на  балансе станции,  стрелочных  переводов
   нецентрализованного управления, обслуживаемых дежурными  стрелочных
   постов,  находящимися в штате станций, а также  других  технических
   элементов на станции, закрепленных за станцией.
       5.23.4.  Начальники вагонных депо и вагонных участков, дирекций
   международных и туристических перевозок:
       отвечают   за   уборку   мешающих  работе  снегоочистителей   и
   снегоуборочных  машин  деталей  подвижного  состава   с   путей   и
   междупутий  вагонных депо (участков), путей ремонта,  экипировки  и
   отстоя вагонов и других закрепленных за ними путей и междупутий;
       обеспечивают  разработку  и осуществление  мер  по  недопущению
   утечки воды на станциях при заправке пассажирских вагонов на  путях
   экипировки, отстоя вагонов и других путях, где происходит  заправка
   пассажирских  вагонов водой, и организует уборку  снега,  сколку  и
   уборку льда на этих путях.
       5.23.5.   Начальник  локомотивного  депо  (отдел  локомотивного
   хозяйства) отвечает:
       за  очистку  от  мусора и грязи смотровых  канав  и  поворотных
   кругов;
       за  уборку деталей локомотивного подвижного состава, обтирочных
   отходов,  остатков  топлива  с закрепленных  за  локомотивным  депо
   путей;
       за  уборку  от  снега  и  сколку  льда  с  междупутий  и  путей
   экипировки,   складов  топлива,  поворотных  треугольников,   путей
   отстоя,  запаса локомотивов МПС России, мотор-вагонного  подвижного
   состава  и  тракционных путей, а также других технических элементов
   на   станции,  закрепленных  за  предприятием  согласно   ведомости
   закрепления.
       5.23.6.  Грузоотправители и грузополучатели, имеющие  склады  и
   погрузо-разгрузочные  площадки на подъездных  путях,  принадлежащих
   железной  дороге, обеспечивают очистку от мусора, снега и  льда,  а
   также  освещение  закрепленных за ними подъездных путей  и  фронтов
   погрузки и выгрузки.
       5.23.7.  Начальник дистанции сигнализации и связи  отвечает  за
   очистку  от  снега  вагонных замедлителей  механизированных  горок,
   батарейных  колодцев,  путевых  коробок,  групповых  муфт,  путевых
   дросселей  аппаратуры  для  бесконтактного  обнаружения  перегретых
   букс  в поездах и напольных устройств сигнализации централизации  и
   блокировки,  а  также  других  технических  элементов  на  станции,
   закрепленных за дистанцией.
       5.23.8.  Начальник дистанции электрификации и  электроснабжения
   отвечает  за  очистку подъездных путей тяговых подстанций,  районов
   контактной  сети, других объектов энергоснабжения,  находящихся  на
   балансе дистанции электрификации и энергоснабжения, а также  других
   технических  элементов  на  станции, закрепленных  за  предприятием
   согласно ведомости закрепления.
       5.23.9.   В  пределах  территорий  предприятий  и  организаций,
   входящих  в систему МПС России, очистка от мусора, снега, сколка  и
   уборка   льда   со   стрелочных  переводов  и   подъездных   путей,
   расположенных  на  этих  предприятиях, по  фронтам  их  погрузки  и
   выгрузки,   а  также  других  технических  элементов  на   станции,
   закрепленных   за  предприятиями  согласно  ведомости  закрепления,
   производятся   силами   и   средствами  указанных   предприятий   и
   организаций.
       5.23.10. Содержание в чистоте (в том числе уборка снега, сколка
   и  уборка льда) деповских путей, путей экипировки, ремонта,  отстоя
   и  запаса  подвижного  состава,  промывки,  очистки  и  дезинфекции
   вагонов,    путей    тяговых   подстанций   и    других    объектов
   энергоснабжения,  путей  на  базах,  складах  и   грузовых   дворах
   осуществляется организациями, за которыми закреплены эти пути.
       5.23.11.  Всеми хозяйствами при выполнении работ  по  уборке  с
   пути  и  междупутий  деталей,  элементов  верхнего  строения  пути,
   мусора  и  других  засорителей  материалы  должны  быть  убраны  за
   габарит подвижного состава.
   
                 6. ОЧИСТКА ПУТИ ОТ СНЕГА НА ПЕРЕГОНАХ
   
       6.1. Организация и технология работы плужных снегоочистителей и
   стругов-снегоочистителей
   
       6.1.1. Очистка пути от снега на перегонах должна производиться,
   как  правило, снегоочистителями. Ручная очистка допускается  в  тех
   местах,  где нельзя пропустить снегоочиститель в рабочем  состоянии
   (настилы  переездов  и подходы к ним, стрелки  примыкания,  участки
   пути  на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у  других
   препятствий),   а   также   во   всех   случаях,   когда    пропуск
   снегоочистителя задерживается.
       Технические   характеристики   снегоочистителей   приведены   в
   Приложении 5 к настоящей Инструкции.
       6.1.2.  Начало работы снегоочистителей устанавливается приказом
   начальника  отделения железной дороги в адреса начальников  отделов
   движения,  локомотивного  хозяйства и пути,  начальников  дистанции
   пути,  локомотивного депо и всех начальников станций  по  маршрутам
   работы снегоочистителей.
       6.1.3.  Снегоочиститель  направляют  на  работу  по  требованию
   начальника   дистанции   пути,   его  заместителя,   ответственного
   дежурного  по  дистанции, старшего дорожного мастера или  дорожного
   мастера  дистанции  пути.  Дежурный по отделению  железной  дороги,
   получив   требование,   принимает  меры  к   срочному   отправлению
   снегоочистителя   на   участок.   Снегоочиститель    сопровождается
   руководителем  работ  от  дистанции  пути  по  должности  не   ниже
   дорожного мастера.
       6.1.4. Плужные цельнометаллические снегоочистители типов СДП  и
   СДП-М,  имеющие удлиненную базу и дальний отброс снега  за  пределы
   пути,  могут  работать по схеме снегоочиститель  -  электровоз  или
   снегоочиститель - тепловоз без прикрытия, <...>
       Эффективным  способом  очистки пути от  снега  является  работа
   снегоочистителей "челноком". В этом случае формируется  сплотка  из
   двух  снегоочистителей и установленного между ними локомотива.  При
   таком  способе  работы исключается потеря времени  на  перестановку
   локомотива.
       6.1.5.  Очистку  путей  на трехпутных  участках  с  нормальными
   междупутьями  (первым  4,1  м и последующим  5,0  м)  целесообразно
   производить  двумя  двухпутными снегоочистителями.  При  проходе  в
   одну  сторону оба снегоочистителя должны идти в рабочем  состоянии:
   один  впереди  по среднему пути, сбрасывая снег в сторону  крайнего
   пути,  а  другой  за ним вслед, на расстоянии не менее  1,0  км  по
   крайнему  пути,  сбрасывая  снег под  откос  насыпи  или  на  откос
   выемки.
       В обратную сторону снегоочистители возвращаются так же: один по
   среднему,  другой по крайнему пути, очищая полностью  все  пути  от
   снега.
       6.1.6.  Очистку  путей  от  снега на четырехпутных  участках  с
   нормальными  междупутьями целесообразно выполнять двумя двухпутными
   снегоочистителями.  При  первом  проходе  снегоочистители  идут   в
   рабочем  состоянии  вслед один за другим и  очищают  путь  способом
   перевалки   снега   с  одного  пути  на  другой.  При   возвращении
   снегоочистители  очищают два пути другой стороны  (приложение  4  к
   настоящей Инструкции, рисунок 4.4).
       6.1.7.   При   образовании  снежных  заносов  на   перегоне   в
   полувыемке, расположенной на косогоре, в прямом или кривом  участке
   пути, их расчистку необходимо вести в следующем порядке:
       на  однопутном участке - двухпутным снегоочистителем, направляя
   его  с той стороны перегона, с которой снег может быть выброшен под
   откос косогора;
       на  двухпутном  участке - двумя двухпутными  снегоочистителями,
   движущимися  по  обоим  путям  последовательно  один   за   другим,
   расстояние между ними должно быть не менее 1,0 км.
       Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с  которой
   снег  может быть переброшен за один заезд с одного на другой  путь,
   а  затем  под  откос косогора (приложение 4 к настоящей Инструкции,
   рисунок 4.5).
       6.1.8.     При     работе    плужных    снегоочистителей     на
   электрифицированных  участках напряжение с контактного  провода  не
   снимается.  Если  расстояние от оси пути до внутреннего  края  опор
   контактной  сети  менее  3,1  м,  то  необходимо  соблюдать  особую
   осторожность. При наличии таких опор работать с открытыми  крыльями
   запрещается,  так  как в момент открытия или закрытия  крыльев  они
   могут задеть за опоры. В этих случаях крылья должны быть закрыты  и
   зафиксированы транспортными запорами.
       Участки  пути, где имеются опоры контактной сети,  должны  быть
   указаны   в   перечне  опасных  мест  участка,   закрепленного   за
   снегоочистителем, и ограждены.
       Кроме  этого,  работать с раскрытым угловым крылом  разрешается
   только на тех участках, где расстояние от внутреннего края опор  до
   оси пути со стороны углового крыла не менее 3,3 м.
       Если  на участках пути, обслуживаемых снегоочистителем, имеются
   опоры, расположенные на расстоянии менее 3,3 м от оси пути, то  для
   возможности  работы  угловым крылом снегоочистителей  СДП  и  СДП-М
   необходимо  на  этих снегоочистителях произвести обрезку  подъемных
   подкрылков  и  козырьков по чертежам, приложенным к  Инструкции  по
   эксплуатации снегоочистителей двухпутных плужных СДП и СДП-М.
   
       6.2. Организация и технология работы роторных снегоочистителей
   
       6.2.1. Работой по очистке пути роторным электроснегоочистителем
   руководит старший дорожный мастер или дорожный мастер.
       Направление  на  работу роторного снегоочистителя  производится
   начальником   отделения  железной  дороги  по   заявке   начальника
   дистанции  пути, на участке которого имеется надобность в расчистке
   образовавшихся  глубоких снежных заносов  или  в  разделке  откосов
   снежной траншеи.
       При   очистке  пути  роторным  снегоочистителем  на  двухпутном
   участке,  когда  второй путь расчищен, поезда, следующие  по  этому
   расчищенному   пути,  пропускаются  со  скоростью,  устанавливаемой
   руководителем работ, в необходимых случаях с проводником.  Об  этом
   должно  быть указано в предупреждении, выдаваемом машинисту поезда.
   Место  работ  роторного  снегоочистителя ограждается  по  соседнему
   пути  сигналами  остановки. К проходу поезда работа снегоочистителя
   прекращается    и    крылья    закрываются.    При    работе     на
   электрифицированном   участке  напряжение  с  контактного   провода
   должно  быть  снято.  В зависимости от глубины  и  плотности  снега
   работа  электроснегоочистителя по расчистке снежного  заноса  может
   происходить за один или два прохода. При глубине снега  до  1  м  и
   незначительной  плотности  расчистку  снега  производят   за   один
   проход, то есть с раскрытыми крыльями. При глубине снега более 1  м
   расчистку  осуществляют за два прохода: первый проход с  раскрытыми
   вертикальными подкрылками и закрытыми крыльями, второй проход -  по
   разделке траншеи - с открытыми крыльями.
       Технические характеристики роторных снегоочистителей  приведены
   в Приложении 5 к настоящей Инструкции.
       6.2.2.  При  работе электроснегоочистителя в сцепе с тепловозом
   руководитель работ должен:
       подать   команду  машинисту  электроснегоочистителя  на  запуск
   рабочих  органов, предварительно убедившись в отсутствии около  них
   людей;
       перед  троганием  электроснегоочистителя предварительно  подать
   звуковой сигнал;
       осуществлять  контроль  за правильностью  выполнения  работ  по
   очистке и уборке путей от снега и передвижению сцепа;
       не  допускать  присутствия посторонних лиц в кабине  управления
   электроснегоочистителя во время работы;
       пользоваться   аварийным  выключателем   только   при   крайней
   необходимости.
   
       6.3.  Организация  и  технология  работы  по  очистке  пути  на
   перегонах вручную
   
       6.3.1.  На  наиболее  заносимых и трудных по  профилю  участках
   пути,   где   в   период  метели  предусматривается  круглосуточное
   дежурство  рабочих  бригад для расчистки снежных переметов,  должна
   быть  установлена  временная телефонная связь с  дорожным  мастером
   или  бригадиром  пути.  Для  дежурных рабочих  бригад  должен  быть
   установлен  график работ и предоставлено помещение для  обогрева  и
   приема пищи.
       6.3.2.  В  случае  остановки поезда на перегоне  из-за  снежных
   заносов  и  невозможности  выехать на свободный  от  снега  участок
   пути,   машинист   должен  затребовать  помощь  и   действовать   в
   соответствии   с   требованиями  пунктов  16.43  -   16.49   Правил
   технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
       Очистку  пути,  на  котором находится состав,  при  образовании
   глубоких  заносов следует производить по частям.  По  мере  очистки
   пути  от  снега вагоны следует поочередно выводить на очищенное  от
   снега   место.  Освобожденный  от  заноса  состав  по  частям   или
   полностью   выводится  на  раздельный  пункт  для  формирования   и
   дальнейшего следования по назначению.
       После  уборки  состава  с занесенного участка  пути  необходимо
   немедленно  закончить  разделку  стенок  снежной  траншеи  с  таким
   расчетом,  чтобы  следование поездов и работа  снегоочистителя  при
   последующей очистке пути могли выполняться беспрепятственно.
       6.3.4.  Работы  по  очистке пути от снега и льда  на  перегонах
   должны   осуществляться  в  соответствии  с   Типовыми   технически
   обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.
   
         7. ОЧИСТКА ПУТЕЙ ОТ СНЕГА И УБОРКА СНЕГА НА СТАНЦИЯХ
   
       7.1. Организация и технология очистки путей снегоочистителями и
   уборки снега на станциях снегоуборочными поездами
   
       7.1.1.   Наиболее  уязвимыми  местами  на  станции   в   период
   снегопадов   и   метелей   являются  горловины,   где   расположены
   централизованные   стрелочные  переводы,   а   также   горочные   и
   подгорочные пути.
       7.1.2.  Все станционные пути по времени их очистки и уборки  от
   снега делятся на три очереди.
       К  первой  очереди  относятся главные, горочные,  сортировочные
   пути  и маневровые вытяжки, приемоотправочные пути с расположенными
   на  них  стрелочными  переводами, пути стоянок восстановительных  и
   пожарных  поездов,  снегоочистителей и  снегоуборочных  поездов,  а
   также   пути,   ведущие  к  складам  топлива  и  дежурным   пунктам
   контактной  сети.  Эти  пути  и  расположенные  на  них  стрелочные
   переводы   необходимо   очищать  от  снега  снегоочистительными   и
   снегоуборочными  машинами немедленно с момента начала  снегопада  и
   метели.
       Ко  второй очереди относятся пакгаузные и погрузочные  пути,  а
   также  деповские пути (экипировочные и другие), пути к материальным
   складам  и  мастерским,  которые очищаются по  заявкам  начальников
   предприятий, на балансе которых находятся эти пути.
       К третьей очереди относятся все прочие пути.
       7.1.3. Начало работы снегоуборочных поездов на закрепленных  за
   ними   станциях   устанавливается   телеграммой   (телефонограммой)
   начальника,  заместителя  начальника или  ответственного  дежурного
   дистанции пути, которая адресуется дежурному по отделению  железной
   дороги.
       Дежурный  по  отделению  железной  дороги,  получив  телеграмму
   (телефонограмму)   о   начале   работы   снегоуборочных    поездов,
   осуществляет контроль за их работой через поездных диспетчеров.
       7.1.4.  Уборка  снега  на сортировочных, участковых  и  крупных
   пассажирских  станциях  осуществляется  снегоуборочными   поездами.
   Рабочая   скорость  снегоуборочного  поезда  -  в  зависимости   от
   количества  снега  -  от  5  до 10 км/ч. Работой  по  уборке  снега
   снегоуборочными  поездами руководит работник по должности  не  ниже
   бригадира  пути. При особо сильных снегопадах возможно  комплексное
   использование снегоуборочных поездов, снегоочистителей  и  стругов.
   Технические  характеристики  снегоуборочных  поездов  приведены   в
   Приложении 6 к настоящей Инструкции.
       7.1.5.  Собранный  снегоочистителями  при  очистке  станционных
   путей  снег на междупутьях в соответствии с пунктом 4.7.5 настоящей
   Инструкции  при максимальных расчетных снегоотложениях должен  быть
   убран  снегоуборочными  поездами  в  течение  шести  суток,  а  при
   средних  снегоотложениях должен быть убран в соответствии с пунктом
   4.7.6  настоящей Инструкции в течение трех суток, с тем, чтобы  при
   возобновлении  метели  собранные валы не способствовали  задержанию
   снега.
       7.1.6.  По  окончании работ по уборке снега  на  сортировочных,
   участковых и крупных пассажирских станциях снегоуборочные поезда  в
   соответствии с оперативным планом направляются для уборки снега  на
   промежуточные станции.
       7.1.7.    Снегоуборочные   поезда   должны   быть   оборудованы
   радиосвязью  с  дежурным по станции или маневровым  диспетчером,  а
   также  с  машинистом локомотива. Между машинистами  снегоуборочного
   поезда  и  локомотива  радиосвязь  должна  быть  постоянной.  Между
   машинистом   головной  машины  и  помощником  машиниста   концевого
   полувагона   должна   быть  установлена   аппаратура   радио-   или
   телефонной  связи  и  поддерживаться по ней постоянная  радио-  или
   телефонная   связь.   На   участках,  не   оборудованных   поездной
   радиосвязью,   снегоуборочные  поезда   должны   иметь   телефонный
   аппарат.   Руководитель   работ  должен  быть   обеспечен   носимой
   радиостанцией для связи с дежурным по станции.
       7.1.8.  Очистка путей от снега на промежуточных станциях  также
   производится    снегоочистителями   и   стругами.   Снегоочиститель
   сопровождается руководителем работ от дистанции пути  по  должности
   не  ниже  мастера. Рабочая скорость снегоочистителя при  работе  на
   станции  должна  быть  до 40 км/ч, струга  -  от  10  до  15  км/ч,
   снегоуборочного поезда - в зависимости от количества снега -  от  5
   до 10 км/ч.
       7.1.9.  Для  руководства  работой снегоочистителей,  стругов  и
   снегоуборочных поездов должны быть выделены руководители  работ  от
   дистанции  пути,  диспетчерский  персонал  от  станции,   а   также
   обязательно  привлечены работники хозяйства сигнализации  и  связи.
   Руководители  работ  от  дистанции  пути  осуществляют  техническое
   руководство   снегоуборкой,  диспетчерский  персонал   и   дежурный
   персонал   обеспечивают  передвижение  снегоочистителей,   стругов,
   снегоуборочных  и снеговых поездов на станции, работники  дистанции
   сигнализации  и связи при очистке и уборке путей станции  от  снега
   должны  следить, чтобы рабочие органы машин не повредили  напольные
   устройства СЦБ.
       Руководитель  при  работе  со  снегоочистителями,  стругами   и
   снегоуборочными поездами обязан:
       следить  за  тем, чтобы обслуживаемый им участок  парковых  или
   станционных путей был освобожден от посторонних предметов;
       руководить работами по очистке путей и уборке снега;
       заранее  ознакомить машиниста локомотива, а также  руководителя
   бригады    снегоочистителя,   машиниста    струга    и    машиниста
   снегоуборочного поезда с технологическим планом и графиком  очистки
   путей.
       7.1.10. На крупных железнодорожных узлах и станциях при  работе
   снегоочистителя,  снегоуборочных и снеговых  поездов  распоряжением
   начальника   станции  выделяется  один  из  его  заместителей   или
   свободный   от   дежурства   диспетчер   сменных   командиров   для
   руководства    работами    по   уборке    снега    и    обеспечения
   беспрепятственного продвижения снегоочистителей,  снегоуборочных  и
   снеговых  поездов  по  путям  и  паркам  станции  и  своевременного
   освобождения путей в соответствии с оперативным планом  по  очистке
   и уборке станционных путей от снега.
       7.1.11.   В   период  снегопадов  и  метелей,  когда  создаются
   затруднения   в   работе   крупных   станций   и   узлов,   работой
   снегоуборочных  поездов  непосредственно руководят:  от  станции  -
   начальник  станции  или  его  заместитель,  от  дистанции  пути   -
   начальник  дистанции  пути, его заместитель  или  старший  дорожный
   мастер (начальник участка).
       7.1.12.  В  сортировочном  парке в  первую  очередь  очищают  и
   убирают  снег  с  горочной  горловины  и  сортировочных  путей   на
   расстоянии  150 - 200 м от башмакосбрасывателей (третьей  тормозной
   позиции)  вглубь  парка.  Такую уборку  снега  наиболее  эффективно
   выполнять   двумя   снегоуборочными  поездами.  При   этом   первый
   снегоуборочный поезд должен быть направлен в сторону горки,  а  его
   локомотив   -  в  сторону  парка  приема.  При  таком  расположении
   уменьшается   число   заездов   на  путь   и   улучшаются   условия
   производства  маневровой работы на подгорочных  путях.  По  команде
   дежурного   по   горке   или   по   сигналу   руководителя    работ
   снегоуборочный  поезд  подается с горки на  очищаемый  путь;  после
   проследования  стрелочных переводов включаются  боковые  щетки  для
   забора   снега   с   междупутья  вовнутрь   колеи;   локомотив   со
   снегоуборочным  поездом по сигналу руководителя  работ  движется  в
   глубину  парка, осаживая после прицепки находящиеся на пути вагоны,
   пока  голова  снегоуборочного поезда не пройдет  150  -  200  м  за
   башмакосбрасыватель.  По сигналу руководителя работ  осуществляется
   отцепка  осаживаемых  вагонов,  и  машина  в  рабочем  состоянии  с
   включенными   рабочими  органами  движется  в  сторону   горки   до
   предельного  столбика. При отсутствии роспуска  вагонов  на  данный
   пучок  путей  по  команде дежурного по горке  снегоуборочный  поезд
   продолжает  двигаться  за разделительную стрелку  и  переезжает  на
   следующий  путь;  цикл повторяется до тех пор, пока  не  заполнится
   снегом весь состав.
       По   окончании  уборки  снега  с  участков  тормозных   позиций
   приступает  к  работе второй снегоуборочный поезд, который  убирает
   снег  на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций.
   Заезд  второго  снегоуборочного поезда для уборки  снега  на  путях
   сортировочного  парка  производится  со  стороны  горловины   парка
   формирования.  При  этом второй снегоуборочный  поезд  направлен  в
   сторону  горки.  Если на пути имеются отдельно стоящие  вагоны,  по
   указанию   маневрового  диспетчера  или  дежурного  по  горке   они
   прицепляются к локомотиву и осаживаются на горку до тех  пор,  пока
   головная машина не встанет на начало очистки пути в сторону  парка.
   Затем  снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в  сторону
   горловины парка формирования и осуществляет очистку пути от  снега.
   Вагоны  подтягиваются  к  предельному  столбику  этой  горловины  и
   отцепляются.  При  большой группе вагонов на сортировочном  пути  в
   помощь   локомотиву  снегоуборочного  поезда  выделяется   горочный
   локомотив.  После  очистки  одного или нескольких  путей  парка  до
   полной  нагрузки поезда снегом поезд отправляется под  выгрузку,  а
   затем  возвращается  к  фронту уборки снега.  Цикл  повторяется  до
   полной уборки снега с путей парка.
       7.1.13.  Для  уборки снега с путей парка приема  снегоуборочный
   поезд,  сформированный  по  схеме: локомотив,  концевой  полувагон,
   промежуточные  полувагоны,  головная  машина,  а  вслед  за  ним  и
   горочный  локомотив по команде дежурного по парку передвигаются  по
   свободному  пути  в  противоположную от горки  горловину.  Горочный
   локомотив,  возвращаясь, заезжает под состав, подлежащий  роспуску,
   и  убирает  его  на  путь  надвига, а  снегоуборочный  поезд  вслед
   производит  уборку  снега  с  освобожденного  пути.  По   окончании
   очистки  пути  снегоуборочный поезд по этому же  пути  возвращается
   обратно   и  заезжает  на  следующий  путь,  с  которого   горочный
   локомотив  в  том  же  порядке  убирает  состав  (приложение  4   к
   настоящей Инструкции, рисунок 4.6).
       7.1.14.  В  парке отправления уборка пути от снега  выполняется
   снегоуборочным  поездом вслед уходящему на участок  сформированному
   составу.  По отправлении этого состава дежурный по станции  (парку)
   разрешает заезд снегоуборочного поезда на освободившийся  путь  для
   уборки его от снега.
       7.1.15.   Очистка  пути  от  снега  на  станции   также   может
   выполняться  перевалкой  снега стругом в сторону  крайнего  пути  и
   далее под откос.
       Перевалка снега стругом под откос производится в обе стороны от
   середины парка. Если нет возможности сбрасывать снег под откос,  то
   его  следует  собирать в валы на выделенных путях и  междупутьях  с
   немедленной  уборкой  снегоуборочным  поездом  с  тем,  чтобы   при
   возобновлении   метели   образовавшиеся  валы   не   способствовали
   задержанию снега.
       При этом образовавшиеся валы снега на междупутьях путей осмотра
   и ремонта вагонов в поездах подлежат уборке в первую очередь.
       Для   перевалки   снега   стругом   требуется   последовательно
   освобождать  на  20  - 30 минут, с закрытием для движения  поездов,
   два  соседних  пути  (первый  путь  занимается  стругом,  а  второй
   перекрывается его крылом).
       После каждого рабочего прохода крыло и нож струга приводятся  в
   транспортное положение для перехода на следующий путь.
       При очистке пути стругом, при помощи опущенной носовой части  и
   одного  раскрытого крыла, очищаются сразу один путь и междупутье  с
   перевалкой снега на второе междупутье. После этого струг  переходит
   на  второй путь и таким же образом очищает снег со второго  пути  и
   междупутья, переваливая его через третий путь на третье  междупутье
   и так далее.
       Рациональная последовательность занятия путей стругом приведена
   в приложении 4 к настоящей Инструкции на рисунке 4.7.
       7.1.16.  В  парках  приема  и  отправления  поездов  во   время
   производства  снегоуборочных работ пути должны заниматься  поездами
   и    составами   в   соответствии   с   технологическим   процессом
   механизированной  очистки и уборки снега с путей  станции  с  таким
   расчетом,    чтобы    была    возможность    организовать    работу
   снегоочистителей   и  снегоуборочных  поездов  без   дополнительных
   маневров по перестановке составов.
       7.1.17.  При  наличии  в  парке приема  поездов  только  одного
   свободного пути очистка не может осуществляться способом  перевалки
   снега.  Струг-снегоочиститель  при этом  ходит  последовательно  по
   свободному  пути  и  переваливает снег на  соседний  путь  по  мере
   освобождения   от   состава   вагонов,  надвигающихся   на   горку.
   Применение   такого   способа  работы  возможно   также   в   парке
   отправления.
   
       7.2.  Организация и технология очистки путей и уборки  снега  и
   льда на станциях с применением ручного труда
   
       7.2.1.  Снеговые  поезда для вывозки снега за  пределы  станции
   формируются из десяти - пятнадцати платформ с вагоном для  обогрева
   рабочих.
       Формирование   снеговых   поездов  производится   по   указанию
   начальника  отделения  железной  дороги  и  начальника  станции  по
   заявке начальника дистанции пути.
       В  местах, где вывозка снега поездами невозможна (например,  на
   коротких  путях не удается разместить десять - пятнадцать  платформ
   снегового  поезда) и имеются площадки между ними, может применяться
   вывозка снега автомобилями.
       Погрузкой  снега на снеговые поезда и выгрузкой снега руководит
   дорожный мастер или бригадир пути.
       7.2.2.  При  ручной  очистке  пути  снег  внутри  колеи  должен
   очищаться  не  менее  чем  на  <...> м ниже  уровня  верха  головки
   рельса, а снаружи колеи - в уровень с верхом головки рельса.
       7.2.3.  На  подгорочных  путях  в  районах  торможения  вагонов
   башмаками очистка пути от снега производится с обеих сторон  рельса
   ниже уровня верха головки рельса на 50 мм.
       7.2.4. Сколка и очистка станционного пути от льда, как правило,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное