Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (УТВ. МПС РФ 14.03.2003 N ЦЭ-936)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       Проверку рабочим током и напряжением устройств РЗА  необходимо
   проводить в следующей последовательности:
       1) проверка  исправности  и  правильности  подключения   цепей
   напряжения измерением на ряде выводов линейных и фазных напряжений
   и напряжения  нулевой  последовательности  и  проверкой  фазировки
   цепей напряжения проверяемого присоединения;
       2) проверка исправности  токовых  цепей  измерением  вторичных
   токов  нагрузки  в  фазах и в нулевом проводе,  а для направленных
   защит проводится снятие векторной диаграммы;
       3) проверка  правильности  работы и небалансов фильтров тока и
   напряжения прямой, обратной и нулевой последовательностей;
       4) проверка правильности включения реле направления мощности и
   реле сопротивления;
       5) проверка правильности сборки токовых цепей дифференциальных
   защит измерением токов (напряжений) небаланса.
       7.15.9. При подготовке устройств РЗА к включению проводится:
       повторный осмотр реле,  режим  работы  которых  изменялся  при
   проверке рабочим током и напряжением;
       проверка положения флажков  указательных  реле,  испытательных
   блоков,  накладок,  рубильников,  кнопок, сигнальных ламп, а также
   перемычек на рядах выводов;
       запись в   журнале  релейной  защиты  о  результатах  проверки
   устройств РЗА,  состоянии проверенных устройств  и  о  возможности
   включения их в работу;
       заполнение паспортов-протоколов устройств РЗА.
       7.16. Проверка  устройств  РЗА  при  новом включении (наладка)
   проводится   в  соответствии  с   Приложением  N  3   к  настоящей
   Инструкции.
       По результатам  проверки выдаются паспорта-протоколы устройств
   РЗА.
       7.17. Технические  указания  по ведению документации устройств
   РЗА.
       7.17.1. Расчет   уставок   всех   видов   защит  и  автоматики
   проводится работниками  специализированных  проектных  организаций
   федерального железнодорожного транспорта.
       7.17.2. В   процессе   эксплуатации   допускается    проводить
   перерасчет   уставок   защит   фидеров   контактной   сети,  линий
   автоблокировок  (АБ),  продольного  электроснабжения  (ПЭ),   "два
   провода  -  рельс" (ДПР) и железнодорожных потребителей персоналом
   дистанции электроснабжения железной дороги.
       Уставки защит    фидеров   контактной   сети   постоянного   и
   переменного тока,  фидеров  АБ,  ПЭ  и  ДПР  утверждаются  службой
   электроснабжения железной дороги.
       7.17.3. Режим  работы  устройств  автоматики  определяется   и
   утверждается    ответственным    за   электрохозяйство   дистанции
   электроснабжения железной дороги.
       7.17.4. Фидеры   основного   питания  устройств  сигнализации,
   централизации,  блокировки (СЦБ) должны  быть  оборудованы  АПВ  и
   автоматическим включением резерва (АВР), резервного питания - АПВ.
       При периодических опробованиях защит этих фидеров одновременно
   должна проверяться работоспособность устройств АПВ и АВР с замером
   времени перехода устройств СЦБ с основного на  резервное  питание,
   которое не должно превышать 1,3 секунды.
       7.17.5. На  каждой  тяговой  подстанции  должна   быть   карта
   положений накладок и испытательных блоков,  по которой оперативным
   персоналом  при   приеме-сдаче   смены   проверяется   фактическое
   положение накладок и блоков.
       7.17.6. Время отключения тока короткого замыкания защитой  без
   выдержки  времени  не должно превышать 90 мс на линиях постоянного
   тока и 140 мс на линиях переменного тока.
       7.17.7. При  проверке защиты от замыкания на землю в РУ-3,3 кВ
   от нагрузочного устройства измеряется распределение тока по реле и
   вычисляется  ток  утечки  с  внутреннего  контура  помимо реле при
   имитации  короткого  замыкания  в  трех  различных  точках  РУ  (в
   середине и по краям РУ).
       Разность тока нагрузочного устройства и суммарного  тока  двух
   реле  (ток  утечки)  не  должна  превышать  10%,  в исключительных
   случаях, по разрешению службы электроснабжения железной дороги, не
   более 30%.
       Уставка каждого реле земляной защиты должна быть 150 - 200 А.
       Для предотвращения  ложной  работы  реле  земляной  защиты  от
   перетекания блуждающих токов  необходимо  объединить  общей  шиной
   точки подключения реле к внешнему контуру.
       7.17.8. Работа в цепях РЗА без выверенных исполнительных  схем
   запрещается.  Изменения  и дополнения вносятся в схемы первичной и
   вторичной  коммутации,  однолинейные  схемы   электроустановки   в
   соответствии с настоящей Инструкцией.
       Выверка исполнительных схем проводится при новом  включении  и
   профилактическом восстановлении устройств РЗА,  что подтверждается
   подписью на схеме руководителя бригады  РЗА  ремонтно-ревизионного
   участка (РРУ).
       7.17.9. Оперативные цепи защит от замыкания на землю в  РУ-3,3
   кВ присоединяются через отдельные предохранители непосредственно к
   шинам аккумуляторной батареи до главных предохранителей.
       7.17.10. На  каждой  тяговой  подстанции  должен  быть заведен
   журнал  релейной  защиты,  в   котором   записываются   результаты
   осмотров, опробований, профилактического контроля и восстановления
   устройств РЗА.
       На каждое   присоединение   тяговой   подстанции  должен  быть
   паспорт-протокол РЗА.
       7.17.11. В  бригадах  РЗА  РРУ должна быть рабочая тетрадь,  в
   которой  последовательно  ведутся  записи  выполняемых   работ   и
   результаты   замеров,   проверок,   испытаний  устройств  РЗА,  на
   основании которых даются заключения в журнале  релейной  защиты  о
   работоспособности РЗА и заполняются паспорта-протоколы.
       7.17.12. Регистрация  результатов   при   ТО   устройств   РЗА
   проводится  в  паспортах-протоколах  устройств,  присоединений и в
   журналах релейной защиты.
       Паспорт-протокол РЗА   устройства,  присоединения  включает  в
   себя:
       общую часть,  содержащую  паспортные  данные реле,  элементов,
   устройств;
       уставки защиты;
       протоколы проверок и  испытаний  каждого  реле,  элемента  или
   устройства, произведенных при новом включении;
       отдельные листы  регистрации  результатов  первого  и  каждого
   последующего профилактического контроля РЗА;
       отдельные листы  регистрации   результатов   профилактического
   восстановления.
       При профилактическом     восстановлении     устройств      РЗА
   эксплуатационный   персонал   выполняет  работы  и  сравнивает  их
   результаты  с  результатами  предыдущих  проверок,  отраженных   в
   паспортах-протоколах,  с  учетом  допустимых значений максимальных
   отклонений уставок  устройств  РЗА.  Результаты  профилактического
   восстановления,  наличие  или  отсутствие  изменений фиксируются в
   паспорте-протоколе  РЗА  устройства,   присоединения   и   журнале
   релейной  защиты  тяговой  подстанции  железной  дороги или района
   электроснабжения железной дороги.
       7.17.13. При  отсутствии протоколов нового включения устройств
   РЗА  за  основу  принимаются  результаты  (протоколы)   последнего
   профилактического восстановления.
       7.17.14. При отсутствии протоколов  нового  включения  бригада
   РЗА  проводит  проверку  устройств  РЗА по полной программе нового
   включения.
       7.17.15. Журнал  релейной  защиты  должен  быть  пронумерован,
   прошнурован,  скреплен печатью дистанции электроснабжения железной
   дороги   и   храниться   на   тяговой   подстанции  или  в  районе
   электроснабжения  железной  дороги.   Копии   паспортов-протоколов
   хранятся в РРУ.
       В журнале релейной защиты фиксируются:
       записи о результатах проверки, состоянии проверенных устройств
   и готовности включения их в работу при новом включении;
       записи о    результатах    профилактического   восстановления,
   выявленных  отклонениях   параметров   уставок   срабатывания   от
   заданных,   изменениях   или  замене  элементов  устройств  РЗА  и
   возможности включения устройств РЗА в работу;
       записи о результатах профилактического контроля в соответствии
   с   пунктом  7.14   настоящей Инструкции,  в том числе с указанием
   величины измеренного  сопротивления  после  испытания  напряжением
   1000 В, 50 Гц изоляции:
       а) относительно земли;
       б) между  отдельными  группами электрически не связанных цепей
   вторичных  соединений  (тока,   напряжения,   оперативного   тока,
   сигнализации);
       в) между жилами кабеля газовой защиты;
       г) между  жилами  кабеля  от трансформатора напряжения (ТН) до
   автоматов или предохранителей;
       записи о величине первичного тока нагрузочного приспособления,
   вызвавшего  срабатывание  защиты  на  отключение   коммутационного
   оборудования, и возможности включения устройств РЗА в работу;
       записи о  результатах  проведения  периодического  осмотра   и
   опробование устройств РЗА;
       записи о проведении внеочередных и послеаварийных проверок.
       Результаты проверок,     изменений     уставок     подписывает
   руководитель  бригады  РЗА  РРУ.  Начальник   тяговой   подстанции
   железной  дороги  знакомится  с  этими  записями  и организовывает
   ознакомление под роспись всего причастного персонала.
   
          VIII. Выполнение работ по техническому обслуживанию
                    и ремонту устройств телемеханики
   
       8.1. При   техническом   обслуживании  устройств  телемеханики
   проводятся:
       проверка при новом включении (наладка);
       технические осмотры;
       опробование;
       профилактический контроль;
       профилактическое восстановление.
       8.2. Проверка  устройств  телемеханики  при  новом   включении
   проводится   при   вводе  новой  системы  телемеханики  персоналом
   специализированной     наладочной     организации     федерального
   железнодорожного    транспорта    или    бригадой    телемехаников
   ремонтно-ревизионного участка дистанции электроснабжения  железной
   дороги на основании инструкции завода-изготовителя.
       8.3. При   техническом    осмотре    устройств    телемеханики
   проверяются:
       наличие основного   и   резервного   напряжения   на    стойке
   телемеханики;
       переход стойки на резервное питание и обратно;
       нагрев блоков на стойке.
       8.4. При опробовании устройств телемеханики выполняются:
       проверка работы  телеуправления  (ТУ)  с диспетчерского пункта
   (энергодиспетчером или персоналом  группы  телемеханики)  посылкой
   двух или трех подтверждающих команд на все контролируемые пункты;
       проверка работы телесигнализации (ТС) на диспетчерском  пункте
   квитированием двух или трех ключей телесигнализации.
       8.5. При  проведении  работ  по   профилактическому   контролю
   устройств телемеханики выполняются:
       внешний осмотр;
       проверка предохранителей   основного   и  резервного  питания,
   соответствие их номинальным значениям уставок;
       проверка разъемных соединений всех блоков;
       проверка монтажных соединений  жгутов  и  разъемов,  прочность
   пайки;
       контроль целостности заземления экранированных проводов;
       чистка контактов;
       осмотр модулей;
       удаление пыли,  затяжка  крепежных  деталей,  осмотр крепления
   трансформаторов, дросселей, конденсаторов в блоке питания;
       измерение уровней    напряжений   поверенным   комбинированным
   прибором;
       проверка действия    автоматических    устройств   подключения
   резервного  питания  и  контроль  за  работой  устройств,  которые
   выполняются  при  временном отключении основного питания устройств
   телемеханики и наблюдении за значением и допустимыми  отклонениями
   напряжения резервного питания;
       чистка контактов выходных реле телемеханики;
       проверка работы   ТУ  и  ТС  подачей  команд  на  включение  и
   отключение управляемых объектов с диспетчерского пункта.
       8.6. Профилактическое  восстановление  устройств  телемеханики
   позволяет предотвратить вероятные повреждения элементов  устройств
   телемеханики,    провести    оценку    статистических   данных   о
   неисправностях элементов в условиях эксплуатации, проанализировать
   причины и характер возникающих повреждений.
       8.7. При     профилактическом     восстановлении     устройств
   телемеханики выполняются:
       проверка всех креплений;
       контроль исправности    переключателей,   тумблеров,   кнопок,
   арматуры предохранителей;
       проверка наличия и целостности защитных заземлений;
       испытания изоляции цепей стоек, панелей и блоков;
       проверка отсутствия потенциала на корпусе блока, стойки;
       профилактические испытания и измерения параметров диодов;
       контроль исправности    блока    питания,    предусматривающий
   измерения всех напряжений и профилактические испытания  элементов,
   и  проверку  пульсации  выпрямленного  напряжения  и  стабилизации
   напряжения на выходе при изменении напряжения на входе в диапазоне
   170 - 250 В;
       проверка исполнительных  электромеханических  реле   в   блоке
   стойки телемеханики,  в процессе которой проводят очистку от пыли,
   проверку механического состояния,  измерение  контактных  нажатий,
   измерение    сопротивления   изоляции,   измерение   электрических
   характеристик реле,  совместную проверку действия защитно-приемной
   аппаратуры телеуправления,  проверку целостности стеклянных колб и
   измерение тока срабатывания герконовых реле;
       ревизия выходных  реле  объектов ТУ с проверкой и регулировкой
   тока срабатывания и контактов;
       испытание изоляции    цепей    телемеханики   мегомметром   на
   напряжение 1000 В;
       испытание аппаратуры в граничных режимах питания;
       измерение и регулировку уровней сигналов в каналах связи;
       проверка совместной   работы   аппаратуры   диспетчерского   и
   контролируемого пунктов.
       8.8. Восстановление   устройств   телемеханики  до  исправного
   состояния предусматривает оперативный поиск и точное  установление
   места,   характера   и  причины  повреждения,  ремонт  или  замену
   поврежденного модуля,  блока на исправный, послеаварийную проверку
   действия устройства.
       8.9. Виды и периодичность технического обслуживания  устройств
   телемеханики приведены в таблице 17 настоящей Инструкции.
   
                                                           Таблица 17
   
                          ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ
            ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТРОЙСТВ ТЕЛЕМЕХАНИКИ
   
   ----T-----------------------------------------T------------------¬
   ¦ N ¦           Вид техобслуживания           ¦   Периодичность  ¦
   ¦п/п¦                                         ¦                  ¦
   +---+-----------------------------------------+------------------+
   ¦1  ¦Осмотр диспетчерского пункта             ¦ежедневно         ¦
   +---+-----------------------------------------+------------------+
   ¦2  ¦Опробование с диспетчерского пункта      ¦ежедневно         ¦
   +---+-----------------------------------------+------------------+
   ¦3  ¦Профилактический контроль                ¦1 раз в год       ¦
   +---+-----------------------------------------+------------------+
   ¦4  ¦Профилактическое восстановление          ¦1 раз в 3 года    ¦
   L---+-----------------------------------------+-------------------
   
       Примечание. Периодичность  технического обслуживания устройств
   телемеханики может быть изменена ответственным за электрохозяйство
   дистанции  электроснабжения  железной дороги на основании указаний
   завода-изготовителя.
   
       8.10. Периодичность осмотров  частотных  каналов  телемеханики
   определяется  локальными  инструкциями  дистанции электроснабжения
   железной дороги по  ТО  (в  зависимости  от  вида  системы,  срока
   службы, наличия диагностических приборов, систем).
       8.11. Работниками      группы      телемеханики      дистанций
   электроснабжения железной дороги совместно с работниками дистанции
   сигнализации  и  связи  составляются  структурные  схемы   уровней
   сигналов (ТУ, ТС, телеблокировки).
       8.12. При   нарушении   работы   каналов   связи   ТУ   -   ТС
   энергодиспетчер  уведомляет  о  повреждении  диспетчера  дистанции
   сигнализации  и  связи.   Работники   дистанций   электроснабжения
   совместно  с  работниками  дистанции сигнализации и связи проводят
   соответствующее расследование и устранение повреждений.
       8.13. Дополнительное    опробование   устройств   телемеханики
   проводится  энергодиспетчером  накануне  отключений,  связанных  с
   предоставлением продолжительных "окон" в движении поездов.
   
           IX. Выполнение работ по техническому обслуживанию
         и ремонту электроустановок собственных нужд подстанции
   
       9.1. Распределительные устройства электроустановок собственных
   нужд подстанции
       9.1.1. При  осмотре  РУ  напряжением  до  1000  В  проверяются
   состояние аппаратов,  контактных соединений, изоляторов, кабельных
   заделок,  предохранителей,  заземлений,  отсутствие  замыканий  на
   землю в цепях постоянного и переменного тока.
       9.1.2. Ремонт  по  техническому  состоянию отдельных аппаратов
   или  их  присоединений  к  шинам  выполняется  в  объеме  текущего
   ремонта.
       9.1.3. При текущем ремонте выполняются:
       очистка аппаратуры, изоляторов, предохранителей от пыли;
       восстановление надписей, бирок кабелей;
       зачистка и шлифовка подгоревших контактов или их замена;
       подтяжка контактных соединений.
       9.1.4. При испытаниях выполняются:
       замер сопротивления  изоляции  шин  и  каждого   присоединения
   мегомметром  на  напряжение 1000 В.  Сопротивление изоляции должно
   быть не менее 0,5 МОм;
       испытание изоляции  напряжением  переменного  тока  1000  В  в
   течение 1 минуты или мегомметром на напряжение 2500 В;
       проверка действия   максимальных  и  минимальных  расцепителей
   автоматических выключателей;
       проверка работы    контакторов,   пускателей   на   пониженном
   напряжении оперативного тока (включение - 90%,  отключение  -  80%
   Uном);
       замер сопротивления  петли  "фаза-ноль"  или  тока   короткого
   замыкания для сетей с заземленной нейтралью.
       9.1.5. При  капитальном  ремонте,  кроме  работ,  указанных  в
   подпункте 9.1.3 настоящей Инструкции, выполняются:
       разборка с   заменой  отдельных  аппаратов  или  их  дефектных
   деталей;
       испытания в  соответствии  с   подпунктом   9.1.4    настоящей
   Инструкции.
       9.2. Аккумуляторные батареи электроустановок собственных нужд
       9.2.1. При осмотре аккумуляторных батарей (АБ) проверяются:
       целостность банок, уровень электролита, высота осадка (шлама);
       состояние помещения, стеллажей, наличие необходимых приборов и
   принадлежностей;
       напряжение и плотность электролита в контрольных элементах.
       9.2.2. Ремонт    по    техническому    состоянию     отдельных
   аккумуляторных банок выполняется в объеме ТР.
       9.2.3. При ТР выполняются:
       проверка качества электролита,  состояние пластин с их заменой
   (при необходимости);
       замена сепараторов при необходимости и удаление шлама;
       очистка окислившихся поверхностей и смазка их вазелином.
       9.2.4. При испытаниях АБ выполняются:
       замер напряжения,   плотности   и   температуры    электролита
   элементов;
       химический анализ электролита;
       измерение сопротивления изоляции батареи;
       проверка емкости отформованной батареи.
       9.2.5. Капитальный  ремонт  АБ  с полной или частичной заменой
   основных деталей проводится по результатам испытаний  и  состоянию
   АБ.
       9.2.6. АБ должны обеспечивать на  шинах  оперативного  тока  в
   нормальных   эксплуатационных   условиях  напряжение  на  5%  выше
   номинального  напряжения  низковольтных   аппаратов.   Подзарядное
   устройство  должно  обеспечивать  стабилизацию  этого напряжения в
   пределах, указанных изготовителями АБ.
       9.2.7. Устройство   контроля   за   состоянием   изоляции  шин
   постоянного  тока  должно  действовать  на  сигнал  при   снижении
   сопротивления  изоляции одного из полюсов до 20 кОм в сети 220 В и
   10 кОм в сети 110 В.  При замыкании на землю необходимо немедленно
   принимать меры к поиску и устранению повреждения.
       9.2.8. Температура в помещении с аккумуляторными  батареями  в
   холодное время на уровне расположения аккумуляторов должна быть не
   ниже 10 -С.  Для тяговых подстанций железных дорог без постоянного
   дежурного    персонала    должно   осуществляться   автоматическое
   поддержание заданной температуры.  Если батареи выбраны только при
   расчете  на включение и отключение выключателей,  то нижний предел
   температуры должен быть не ниже 0 -С.
       9.2.9. В процессе обслуживания кислотной АБ анализ электролита
   проводится не реже одного раза в  3  года  по  пробам,  взятым  из
   контрольных  элементов.  При контрольном разряде пробы электролита
   отбирают в конце разряда. Для доливки применяется дистиллированная
   вода, проверенная на отсутствие хлора и железа.
       9.2.10. Кислотные АБ,  работающие  по  методу  "заряд-разряд",
   подвергаются  уравнительному  заряду  (перезаряду)  один  раз  в 3
   месяца  напряжением  2,3  -  2,35  В  на  элемент  до   достижения
   установившегося  значения  плотности электролита во всех элементах
   1,2 -  1,21  г/куб.  см.  Продолжительность  дозаряда  зависит  от
   состояния батарей, но должна составлять не менее 6 часов. За время
   уравнительного  заряда  необходимо  сообщить  батарее   не   менее
   трехкратной номинальной емкости.
       Заряд и   разряд   батареи   допускается   током    не    выше
   максимального,  гарантированного для АБ. Температура электролита в
   конце заряда должна быть не выше 40 -С. Проверка работоспособности
   батареи  по  падению напряжения при толчковых токах проводится при
   разряде длительностью не более чем 5  секунд  с  максимальным  для
   подстанции  рабочим  током.  При  этом  напряжение  на элементе не
   должно снижаться более чем на 0,4 В по сравнению с предыдущим  (до
   толчка) режимом.
       9.2.11. Перед началом заряда АБ  включается  приточно-вытяжная
   вентиляция, которая отключается после полного удаления газа, но не
   ранее чем через 1,5 часа после окончания  заряда.  При  работе  по
   методу  постоянного  подзаряда  действие  вентиляции  определяется
   локальной инструкцией дистанции электроснабжения железной дороги.
       9.2.12. Эксплуатация   кислотной   АБ,  работающей  по  методу
   постоянного подзаряда, осуществляется без тренировочных разрядов и
   уравнительных перезарядов. Дозаряд батареи проводится один раз в 3
   месяца напряжением 2,3 В на элемент до достижения  установившегося
   значения плотности электролита во всех элементах 1,2 - 1,21 г/куб.
   см.
       9.2.13. Напряжение  в  конце разряда (через 3 - 10 часов после
   заряда) не должно снижаться до уровня менее 1,8 В на элемент.
       9.2.14. Расстояние  между поверхностью осадка (шлама) и нижним
   краем положительной пластины должно быть не менее 10 мм.
       9.2.15. Герметизированные  кислотные  и  щелочные АБ,  а также
   конденсаторные   накопители   электроэнергии   обслуживаются    по
   инструкциям заводов-изготовителей.
       9.3. Электродвигатели и генераторы
       9.3.1. При    осмотре    электродвигателей    и    генераторов
   проверяются:
       отсутствие вибрации и шума;
       отсутствие повышенного нагрева корпуса и подшипников;
       исправность заземления;
       исправность щеточного узла (при наличии) и вентиляции.
       9.3.2. Ремонт  по  техническому состоянию выполняется в объеме
   ТР.
       9.3.3. При ТР выполняются:
       чистка и продувка обмоток;
       проверка состояния подшипников и замена смазки;
       замена щеток (при необходимости).
       9.3.4. При   испытаниях   электродвигателей   и    генераторов
   выполняются:
       измерение сопротивления  изоляции   обмоток   мегомметром   на
   напряжение 1000 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5
   МОм;
       измерение неравномерности  воздушного  зазора между статором и
   ротором.
       9.3.5. Капитальный  ремонт двигателей и генераторов проводится
   по их техническому состоянию и результатам испытаний.
       9.4. Электрическое освещение и отопление подстанции
       9.4.1. При осмотре освещения и отопления проверяются:
       состояние проводки;
       исправность выключателей, предохранителей;
       состояние заземления, зануления.
       9.4.2. Ремонт    по    техническому    состоянию    отдельного
   оборудования выполняется в объеме ТР.
       9.4.3. При ТР выполняются:
       очистка от пыли коммутационной и защитной аппаратуры,  щитков,
   сборок распаячных коробок, электропечей и светильников;
       зачистка контактов электрических выключателей, переключателей,
   предохранителей;
       замена изоляторов,  роликов,  участков проводки с поврежденной
   изоляцией;
       проверка исправности аварийного освещения.
       9.4.4. При испытаниях цепей освещения и отопления выполняются:
       измерение сопротивления  изоляции  мегомметром  на  напряжение
   1000 В;
       испытание изоляции  повышенным  напряжением или мегомметром на
   напряжение 2500 В;
       замер освещенности   в  контрольных  точках  и  уровень  общей
   освещенности помещения.
       9.4.5. При   капитальном  ремонте  выполняется  полная  замена
   оборудования и проводки  освещения  и  отопления.  Основанием  для
   капитального ремонта служат их состояние и результаты испытаний.
   
            X. Выполнение работ по техническому обслуживанию
              и ремонту устройств защиты от перенапряжений
   
       10.1. Положения   настоящего   раздела   распространяются   на
   устройства защиты тяговых подстанций от перенапряжений: разрядники
   вентильные   и  трубчатые,  ограничители  перенапряжения  (ОПН)  и
   разрядные устройства.
       10.2. При  осмотрах  вентильных  разрядников  и  ограничителей
   перенапряжения проверяются:
       внешнее состояние     (отсутствие     загрязнений,     видимых
   повреждений);
       исправность подводящих шин и заземлений;
       целость предохранителей;
       состояние указателей срабатывания и показания их счетчиков.
       10.3. При осмотрах трубчатых разрядников с земли проверяются:
       положение разрядника  на  опоре  и величина внешнего искрового
   промежутка;
       положение указателя  срабатывания  на  каждой  фазе  (если  он
   имеется);
       состояние поверхности  изолирующей  части  разрядника (наличие
   ожогов и оплавлений от электрической дуги, загрязнения);
   
       <...>
   
       устранение выявленных дефектов и неисправностей;
       регулировка внешнего искрового промежутка;
       проверка расположения зон выхлопа.
       10.9. При ТР разрядных устройств проводятся:
       протирка изоляторов и элементов разрядного устройства;
       проверка контактных соединений;
       проверка действия защиты от пробоя тиристоров;
       измерение сопротивления изоляции.
       10.10. При  межремонтных  испытаниях  вентильных разрядников и
   ОПН выполняются:
       измерение сопротивления элемента разрядника;
       измерение сопротивления имитатора;
       измерение сопротивления    изоляции    изолирующих   оснований
   разрядников с регистраторами срабатывания;
       измерение тока проводимости;
       измерение пробивных напряжений при промышленной частоте только
   у разрядников, не имеющих шунтирующих сопротивлений.
       10.11. При  межремонтных  испытаниях   трубчатых   разрядников
   выполняются:
       проверка состояния поверхности разрядника;
       измерение внешнего искрового промежутка;
       проверка расположения зон выхлопа.
       10.12. При   межремонтных   испытаниях   разрядных   устройств
   выполняются:
       проверка целостности диодов и тиристоров;
       проверка действия защиты от пробоя тиристоров;
       измерение сопротивления изоляции;
       испытание повышенным напряжением промышленной частоты;
       измерение напряжения открытия тиристоров каждой ветви.
       10.13. Объем   капитального  ремонта  вентильных  разрядников,
   ограничителей перенапряжений,  трубчатых разрядников  и  разрядных
   устройств определяется их состоянием и результатами испытаний,  на
   основании  которых  устанавливается  целесообразность   выполнения
   капитального ремонта или их замены.
       После завершения капитальных  ремонтов  выполняются  следующие
   испытания:
       а) для вентильных разрядников и ОПН  в  объемах,  указанных  в
   пункте 10.10 настоящей Инструкции.  Ремонт со вскрытием вентильных
   разрядников   и   ОПН   должен  проводиться  в  специализированных
   мастерских;
       б) для трубчатых разрядников:
       измерение внутреннего диаметра канала разрядника;
       измерение внутреннего искрового промежутка;
       в) для разрядных устройств в объемах, указанных в пункте 10.12
   настоящей Инструкции.
       10.14. Разрядники типа РМБВ, РМВУ и РВКУ к фидерам постоянного
   тока 3,3 кВ подключаются через роговый разрядник,  используемый  в
                                                       +2
   качестве предохранителя. Расстояние между  рогами 30   мм. Диаметр
   плавкой вставки из медной проволоки 0,4 - 0,6 мм.
       Разрядник типа РВКУ-3,3Б01 и ОПН  подключается  через  плавкую
   вставку, состоящую из двух медных проволок диаметром 0,68 - 0,7 мм
   каждая (применяющихся в проводах МГ-50, МГ-70, МГ-95).
       10.15. Сопротивление  разрядника  или  его  элемента,  ОПН  на
   напряжение 3,3 кВ и выше измеряется мегомметром на напряжение 2500
   В,  а  на напряжение до 3 кВ мегомметром на напряжение 1000 В.  Их
   сопротивление  не  должно  отличаться  более   чем   на   30%   от
   результатов,  приведенных  в  паспорте или полученных в результате
   предыдущих измерений в эксплуатации.
       У имитатора  сопротивление изоляции проверяется мегомметром на
   напряжение 1000 В. Сопротивление должно отличаться не более чем на
   50% от результатов предыдущих измерений.
       Измерение сопротивления основания  проводится  мегомметром  на
   напряжение 1000 - 2500 В. Его величина должна быть не менее 1 МОм.
       10.16. Испытания   вентильных   разрядников   и   ОПН   должны
   проводиться при положительных температурах окружающего воздуха.
       При испытаниях внутри  помещений  для  получения  определенных
   температурных  режимов  разрядники  и  ОПН должны быть выдержаны в
   помещении не менее 4 часов в летний период и не менее 10  часов  в
   зимний.
       Если измерение  тока  проводимости  (утечка)  проводится   при
   температурах,   резко  отличающихся  от  20  -С,  то  в  результат
   измерения следует вносить поправку - уменьшать измеренное значение
   тока утечки на 0,3% на каждый градус повышения температуры выше 20
   -С и увеличивать на 0,3%  на каждый градус  понижения  температуры
   ниже 20 -С.
       Для уменьшения   пульсации   выпрямленного   напряжения    при
   измерении  тока  утечки  вентильных разрядников должны применяться
   эталонные сглаживающие конденсаторы, величина их емкости указана в
   инструкциях завода-изготовителя.
       Значения допустимых токов проводимости и пробивные  напряжения
   вентильных разрядников указаны в таблице 18 настоящей Инструкции.
       Величина токов проводимости ОПН,  замеренная микроамперметром,
   не должна отличаться более  чем  на  20%  от  значений,  указанных
   заводом-изготовителем в паспорте.
       10.17. Измерение  пробивных  напряжений  проводится  только  у
   вентильных разрядников, не имеющих шунтирующих сопротивлений.
       Оценка состояния  разрядника  проводится  путем  сопоставления
   измеренных  значений  пробивных напряжений с предельно допустимыми
   значениями,  приведенными в паспорте разрядника или в  таблице  18
   настоящей  Инструкции  допустимых  токов  проводимости и пробивных
   напряжений вентильного разрядника.
   
                                                           Таблица 18
   
                      ДОПУСТИМЫЕ ТОКИ ПРОВОДИМОСТИ
             И ПРОБИВНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫХ РАЗРЯДНИКОВ
   
   -----------------T----------------T-------------T----------------¬
   ¦ Тип разрядника ¦Значение испыта-¦     Ток     ¦Пробивное напря-¦
   ¦  или элемента  ¦тельного выпрям-¦проводимости ¦жение промышлен-¦
   ¦                ¦ленного напряже-¦(утечки), мкА¦ной частоты, кВ ¦
   ¦                ¦ния, кВ         ¦             ¦                ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦       1        ¦        2       ¦      3      ¦       4        ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВП-6,  РВО-6   ¦6,0             ¦6,0          ¦16,0 - 19,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВП-10, РВО-10  ¦10,0            ¦6,0          ¦26,0 - 30,5     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВО-35          ¦42,0            ¦70 - 130     ¦78,0 - 98,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-15          ¦16,0            ¦450 - 620    ¦38,0 - 48,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-15 <*>      ¦16,0            ¦200 - 340    ¦38,0 - 48,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-20          ¦20,0            ¦450 - 620    ¦49,0 - 60,5     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-20 <*>      ¦20,0            ¦200 - 340    ¦49,0 - 60,5     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-33          ¦32,0            ¦450 - 620    ¦78,0 - 98,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-35          ¦32,0            ¦450 - 620    ¦78,0 - 98,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВС-35 <*>      ¦32,0            ¦200 - 340    ¦78,0 - 98,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВМ-6           ¦6,0             ¦120 - 220    ¦26,0 - 30,5     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВМ-10          ¦10,0            ¦200 - 280    ¦25,0 - 30,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВМ-15          ¦15,0            ¦500 - 700    ¦35,0 - 43,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВМ-20          ¦24,0            ¦500 - 700    ¦47,0 - 56,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РМВУ-3,3        ¦4,0             ¦70 - 130     ¦10,5 - 13,0     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РМБВ-3,3        ¦4,0             ¦350 - 620    ¦10,0 - 11,5     ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВПК-3,3        ¦4,0             ¦5            ¦7,5 - 8,5       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВВМ-3          ¦4,0             ¦400 - 620    ¦7,5 - 9,5       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВКУ-3,3АО1     ¦4,0             ¦170 - 220    ¦5,3 - 6,0       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВКУ-3,3А101    ¦4,0             ¦170 - 220    ¦5,0 - 6,0       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВКУ-3,3БО1     ¦4,0             ¦170 - 220    ¦6,0 - 7,1       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВКУ-1,65ГО1    ¦2,0             ¦не более 6   ¦4,0 - 4,6       ¦
   +----------------+----------------+-------------+----------------+
   ¦РВКУ-1,65ДО1    ¦2,0             ¦не более 6   ¦3,4 - 4,0       ¦
   L----------------+----------------+-------------+-----------------
   
       --------------------------------
       <*> Разрядники  для  сетей   с   изолированной   нейтралью   и
   компенсацией емкостного тока замыкания на землю,  выпущенные после
   1975 г.
   
       10.18. Вентильные   разрядники    и    ОПН    бракуются    при
   неудовлетворительном  внешнем  состоянии (сколы и глубокие трещины
   защитных  рубашек,  разрушении  армировочных  швов,  открытые  или
   смещенные предохранительные клапаны) или по результатам испытаний.
       10.19. Трубчатые разрядники бракуются при неудовлетворительном
   состоянии   поверхности  изолирующей  трубки  или  при  увеличении
   внутреннего диаметра канала дугогасящей трубки более чем на 40% от
   первоначального значения.
       10.20. Сопротивление    изоляции     разрядного     устройства
   проверяется  между  закороченными  выводами  и корпусом устройства
   мегомметром на напряжение 2500 В.  Сопротивление  должно  быть  не
   менее 50 МОм.
       Испытательное напряжение 12 кВ переменного  тока  промышленной
   частоты  в течение одной минуты прикладывается между закороченными
   выводами и корпусом устройства.
       10.21. Напряжение  открытия  тиристоров  проводится  на каждой
   ветви разрядного устройства и должно быть в диапазоне 0,9 - 1,0 кВ
   при температуре окружающей среды 20 +/- 10 -С.
   
           XI. Выполнение работ по техническому обслуживанию
                    и ремонту заземляющих устройств
   
       11.1. На   каждое   находящееся   в  эксплуатации  заземляющее
   устройство  должен  быть  составлен  паспорт,   содержащий   схему
   заземления,  основные  технические данные,  сведения о результатах
   проверки  его  состояния,   характере   проведенных   ремонтов   и
   изменениях, внесенных в данное устройство.
       11.2. Порядок  заземления  электроустановок  и  конструктивное
   выполнение  заземляющих  устройств  приведены  в   Инструкции   по
   заземлению   устройств   электроснабжения  на  электрифицированных
   железных дорогах,  утвержденной МПС России  от  10  июня  1993  г.
   N ЦЭ-191.
       11.3. При осмотре заземляющего устройства проверяются:
       отсутствие коррозии  и  механических  повреждений  заземляющей
   проводки;
       состояние стыковых соединений (особенно болтовых);
       отсутствие нагрева заземляющих проводников;
       состояние пробивных   предохранителей   в    электроустановках
   напряжением до 1 кВ;  искровых промежутков, короткозамыкателей или
   диодно-шунтовых заземлителей в цепи отсоса  постоянного  тока  3,3
   кВ;
       состояние отличительной окраски.
       11.4. Ремонт   по   техническому   состоянию   проводится   по
   результатам осмотров и выявлении неисправностей.
       11.5. При ТР заземляющего устройства выполняются:
       определение степени  воздействия   коррозии   на   заземляющие
   проводники;
       проверка отсутствия нагрева рабочих заземлений;
       проверка стыковых  соединений  с затяжкой болтов в ослабленных
   болтовых соединениях;
       замена неисправных элементов заземляющей проводки;
       обновление отличительной окраски;
       проверка коррозионного    состояния   элементов   заземляющего
   устройства, находящихся в земле;
       измерение сопротивления заземляющего устройства;
       измерение удельного сопротивления грунта;
       проверка наличия   цепи  между  заземлителями  и  заземляемыми
   элементами;
       проверка состояния       пробивных      предохранителей      в
   электроустановках  напряжением  до  1  кВ,  искровых  промежутков,
   короткозамыкателей  (ПКЗ-73)  или  дренажно-шунтовых  заземлителей
   (ПДШЗ) в цепи отсоса 3,3 кВ.
       11.6. При межремонтных испытаниях выполняются:
       проверка напряжения    прикосновения   (в   электроустановках,
   выполненных по нормам на напряжение прикосновения);
       проверка коррозионного    состояния   элементов   заземляющего
   устройства, находящихся в земле;
       проверка сопротивления заземляющего устройства;
       измерение удельного сопротивления грунта;
       проверка цепи  фаза-ноль  в электроустановках напряжением до 1
   кВ с глухозаземленной нейтралью.
       11.7. Объем  капитального  ремонта  определяется  по состоянию
   заземляющих устройств и результатам испытаний.  После капитального
   ремонта проводятся испытания,  указанные  в пункте  11.6 настоящей
   Инструкции,   проверка   наличия   цепи   между   заземлителями  и
   заземляемыми элементами  и  состояния  пробивных  предохранителей,
   искровых промежутков, ПКЗ-73 и ПДШЗ.
       11.8. При   проверке   коррозионного    состояния    элементов
   заземляющего  устройства,  находящихся в земле,  проверка в первую
   очередь проводится вблизи нейтралей силовых трансформаторов,  мест
   заземления    короткозамыкателей,    разрядников,    ограничителей
   перенапряжений,  в  местах  выхода  из  зданий  и  в  местах,  где
   заземлители  наиболее  подвержены  коррозии  (контрольные  точки).
   Взятые на учет контрольные точки проверяются не реже одного раза в
   5 лет.
       11.9. После вскрытия грунта качество неразъемных соединений  и
   целость  элементов проверяется визуально и простукиванием молотка.
   Оценка степени коррозионного  износа  проводится  выборочно  путем
   измерения  характерных  размеров заземлителя штангенциркулем после
   удаления с его поверхности продуктов коррозии. Элемент заземлителя
   должен  быть  заменен,  если  коррозией  разрушено  более 50%  его
   сечения.
       11.10. При   проверке   наличия  цепи  между  заземлителями  и
   заземляемыми   элементами   контактные   соединения    проверяются
   осмотром,  простукиванием  молотка,  а также измерением переходных
   сопротивлений   мостами,    микроамперметрами    и    по    методу
   амперметр-вольтметра.    При   массовых   измерениях   применяются
   измерители сопротивлений МС-07, МС-08, а также приборы ЭКО-200 или
   ЭКЗ-01. Значение сопротивления контактов не нормируется.
       11.11. Измерение   напряжения   прикосновения   проводится   в
   контрольных точках, в которых эти величины определены расчетом при
   проектировании.   Под   длительностью    воздействия    напряжения
   понимается суммарное время действия релейной защиты и собственного
   времени отключения выключателя.
       11.12. Проверка  состояния  пробивных предохранителей искровых
   промежутков заключается  в  проверке  целости  изоляции  резьбовых
   соединений и крепления, качества заземления, состояния поверхности
   электродов   и   слюдяных   прокладок.   У   собранных   пробивных
   предохранителей  и  искровых промежутков проверяются сопротивление
   изоляции и пробивные напряжения.
       11.13. Измерение удельного сопротивления грунта проводится при
   необходимости определения сопротивления заземляющего устройства.
       11.14. Измерение   сопротивления   заземляющих   устройств   и
   удельного  сопротивления  грунта  должны  проводиться  в   периоды
   наименьшей проводимости почвы.
       11.15. Сопротивление  заземляющего   устройства   определяется
   умножением   измеренного  значения  на  поправочные  коэффициенты.
   Поправочные коэффициенты для средней полосы  Российской  Федерации
   приведены в таблице 40 приложения 1.1  к   Правилам   эксплуатации
   электроустановок   потребителей.  Для  других  районов  Российской
   Федерации следует руководствоваться  поправочными  коэффициентами,
   установленными    региональными    управлениями   государственного
   энергетического надзора Минэнерго России.
       11.16. Внеочередные    проверки    сопротивления   заземляющих
   устройств проводятся после их ремонта или реконструкции.
       11.17. При   профилактических   испытаниях   короткозамыкателя
   ПКЗ-73 выполняются:
       замер сопротивления  изоляции  между  корпусом  и  неподвижным
   контактом мегомметра на напряжение 2500 В,  которое должно быть не
   менее 10 МОм,  и мегомметром на напряжение 1000 В между корпусом и
   цепями управления, которое должно быть также не менее 10 МОм;
       испытание напряжением   8  кВ  переменного  тока  промышленной
   частоты в течение  одной  минуты,  приложенным  между  корпусом  и
   неподвижным контактом, 2 кВ - между корпусом и вторичными цепями.
       11.18. Проверка  и  испытание  дренажно-шунтовых  заземлителей
   типа    ПДШЗ    выполняются    в   соответствии   с   инструкциями
   завода-изготовителя.
       11.19. Для   контроля   за  состоянием  пробивных  и  искровых
   промежутков на тяговых  подстанциях  железных  дорог  должны  быть
   смонтированы    схемы    непрерывного   автоматического   контроля
   (сигнализация) за их повреждениями.
   
           XII. Выполнение работ по техническому обслуживанию
               и ремонту средств электрических измерений
   
       12.1. На дистанциях электроснабжения  железной  дороги  должен

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное