Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.12.2017
USD
59.23
EUR
69.8
CNY
8.95
JPY
0.52
GBP
79.21
TRY
15.48
PLN
16.62
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (УТВ. МПС РФ 14.03.2003 N ЦЭ-936)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утверждаю
                                                 Заместитель Министра
                                                      путей сообщения
                                                 Российской Федерации
                                                         А.В.ХРАПАТЫЙ
                                            14 марта 2003 г. N ЦЭ-936
   
                               ИНСТРУКЦИЯ
          ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ
                 ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ
                             ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
   
                           I. Общие положения
   
       1.1. Настоящая  Инструкция  устанавливает  порядок  выполнения
   работ  по  техническому  обслуживанию  и  ремонту  оборудования  и
   аппаратуры,  используемых  в устройствах тягового электроснабжения
   электрифицированных  железных   дорог,   и   распространяется   на
   действующие стационарные, передвижные и резервные электроустановки
   с первичным питающим напряжением до 220 кВ включительно.
       Настоящая Инструкция   устанавливает   виды,   объемы,  нормы,
   периодичность   технического   обслуживания   (ТО)    и    ремонта
   оборудования электроустановок.
       При отсутствии   в   настоящей   Инструкции    требований    о
   периодичности    и    объемах    ТО    или   норм   на   испытания
   электрооборудования    следует    руководствоваться     указаниями
   завода-изготовителя,    а    по   окончании   гарантийного   срока
   эксплуатации  электрооборудования  -  письменными   распоряжениями
   ответственного   за  электрохозяйство  дистанции  электроснабжения
   железной дороги.
       1.2. Лица,  ответственные  за  эксплуатацию  электроустановки,
   границы обслуживания и ответственности  между  персоналом  тяговой
   подстанции  (ЭЧЭ),  ремонтно-ревизионного  участка  (РРУ),  района
   контактной  сети  (ЭЧК),   района   электроснабжения   (ЭЧС)   при
   эксплуатации   электроустановок   устанавливаются  и  утверждаются
   начальником   дистанции    электроснабжения    железной    дороги.
   Обязанности     лиц,     ответственных     за    электрохозяйство,
   устанавливаются   должностными   инструкциями,   которые    должны
   соответствовать положениям  Правил  эксплуатации  электроустановок
   потребителей,  утвержденных  Главгосэнергонадзором России 31 марта
   1992 года.
       1.3. На   каждой   электроустановке  должна  быть  техническая
   документация,   предусмотренная   положениями  главы  1.8   Правил
   эксплуатации электроустановок потребителей.
       1.4. Оперативное  техническое  обслуживание тяговых подстанций
   осуществляется  в  соответствии  с  Инструкцией  по   оперативному
   обслуживанию   тяговых   подстанций  электрифицированных  железных
   дорог, утвержденной МПС СССР 18 ноября 1991 г. N ЦЭ-4874.
       Порядок оперативного    технического    обслуживания   тяговых
   подстанций без дежурного  персонала,  линейных  устройств,  постов
   секционирования  (ПС),  пунктов  параллельного  соединения  (ППС),
   автотрансформаторных пунктов питания (АТП),  пунктов подготовки  к
   рейсу    пассажирских   поездов   (ППП),   передвижных   установок
   устанавливается локальными инструкциями дистанций электроснабжения
   железных     дорог,     утверждаемыми     начальником    дистанции
   электроснабжения железной дороги.
       1.5. При   техническом  обслуживании  тяговых  подстанций  без
   дежурного  персонала  основными  методами  контроля   технического
   состояния   электроустановки   являются   осмотры   и  опробование
   коммутационной аппаратуры и резервного оборудования, периодичность
   которых   устанавливается   начальником   службы  электроснабжения
   железной дороги.
       1.6. Каждая   электроустановка   должна   быть  укомплектована
   противопожарным оборудованием и  средствами  защиты,  необходимыми
   приспособлениями для безопасного выполнения работ и средствами для
   оказания первой доврачебной медицинской помощи.  Перечень защитных
   средств  для  каждой  электроустановки  установлен  Инструкцией по
   технике безопасности при эксплуатации тяговых подстанций и пунктов
   электропитания   и  секционирования  электрифицированных  железных
   дорог, утвержденной МПС России 17 октября 1996 г. N ЦЭ-402.
       1.7. Распределительные  устройства  напряжением  выше  1000  В
   должны быть оборудованы:
       блокировкой от  ошибочных  действий  персонала при операциях с
   разъединителями,  отделителями,  заземляющими  ножами,   выкатными
   тележками комплектных распределительных устройств (РУ);
       блокировкой ограждений,       лестниц,        дверей        от
   несанкционированного   доступа  персонала  к  токоведущим  частям,
   находящимся под напряжением.
       Электромагнитные блокировочные    устройства    должны    быть
   постоянно опломбированы.
       1.8. Электромагнитные  и  механические  блокировки должны быть
   приняты  в  эксплуатацию  комиссией   дистанции   электроснабжения
   железной  дороги под председательством главного инженера дистанции
   электроснабжения  железной  дороги  и  ежегодно  проверяться   при
   проведении  технической  ревизии.  Порядок  действий  оперативного
   персонала   при   неисправностях    электромагнитных    блокировок
   предусмотрен  Инструкцией по технике безопасности при эксплуатации
   тяговых подстанций  и  пунктов  электропитания  и  секционирования
   электрифицированных  железных  дорог и Инструкцией по оперативному
   обслуживанию  тяговых  подстанций   электрифицированных   железных
   дорог, а механических блокировок - локальными инструкциями.
       1.9. Здания тяговых подстанций  и  закрытых  распределительных
   устройств  должны  быть  оборудованы  противопожарной  и  охранной
   сигнализацией.
       1.10. Эксплуатация   фундаментов,   опор,  металлоконструкций,
   прожекторных   мачт   на   тяговых    подстанциях    и    линейных
   электроустановках  осуществляется  в  порядке,  установленном  МПС
   России.
       1.11. Приемка в эксплуатацию электроустановок осуществляется в
   соответствии   с  требованиями  главы  1.3   Правил   эксплуатации
   электроустановок     потребителей     и     Правил      устройства
   электроустановок.
       1.12. При  эксплуатации   тягового   электроснабжения   должны
   приниматься  меры  для  предупреждения или ограничения прямого или
   косвенного воздействия на окружающую среду  выбросов  загрязняющих
   веществ   в   окружающую   атмосферу   и   сбросов   сточных  вод,
   трансформаторного  масла  в  водные  объекты,  снижения  звукового
   давления.
       1.13. Техническое     обслуживание     и     виды      ремонта
   электроустановок.
       1.13.1. Настоящая  Инструкция  регламентирует  следующие  виды
   технического обслуживания и ремонта:
       осмотр;
       ремонт по техническому состоянию;
       текущий ремонт;
       межремонтные испытания;
       капитальный ремонт.
       ТО устройств   релейной   защиты,  автоматики  и  телемеханики
   осуществляется в соответствии с   разделами  7   и   8   настоящей
   Инструкции.
       1.13.2. Для  каждой  электроустановки  должен  быть  составлен
   годовой    график    планово-предупредительного   ремонта   (ППР),
   утверждаемый   ответственным   за    электрохозяйство    дистанции
   электроснабжения   железной   дороги,   с   указанием  всех  работ
   независимо от исполнителя,  предусматривающий все необходимые виды
   ТО   и  текущего  ремонта  (ТР),  в  соответствии  с  требованиями
   нормативно-технической документации.
       На основании  этого  графика ответственные за электрохозяйство
   подразделений   дистанции   электроснабжения    железной    дороги
   составляют  месячные  планы  работ  и  утверждают  их у начальника
   дистанции электроснабжения железной дороги или его заместителя.
       1.13.3. Изменение   периодичности   ТО   и  ТР,  установленной
   настоящей Инструкцией, ответственный за электрохозяйство дистанции
   электроснабжения   может   провести  по  согласованию  со  службой
   электроснабжения железной дороги при  соответствующем  техническом
   обосновании и при:
       отсутствии отрицательной   динамики   результатов   испытаний,
   измерений,  в  сравнении  с  предыдущими  результатами  испытаний,
   измерений после капитального ремонта;
       для тяговых  подстанций  слабозагруженных участков,  небольшом
   ежемесячном  количестве   отключений   выключателей,   отсутствием
   загрязнения;
       учете срока эксплуатации и состояния оборудования, в том числе
   после капитального ремонта.
       1.13.4. Результаты  всех  работ  по  ТО   и   ТР   оформляются
   протоколами,   в  которых  должны  быть  отражены  все  результаты
   измерений и испытаний,  предусмотренные  настоящей  Инструкцией  и
   нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок
   потребителей,  приведенными в приложении 1 к Правилам эксплуатации
   электроустановок потребителей.
       1.13.5. При    неудовлетворительных   результатах   испытаний,
   измерений   ответственный   за   электрохозяйство    подразделения
   дистанции  электроснабжения  или ответственный за электрохозяйство
   дистанции  электроснабжения  устанавливает  исполнителей  и  сроки
   выполнения ремонта неисправного оборудования.
       1.13.6. Осмотры без отключения электроустановок планируются  в
   составе  ППР  как  самостоятельная составная часть ТО.  Результаты
   осмотра записываются в книгу осмотров и неисправностей.
       Сроки устранения  замечаний  устанавливаются  ответственным за
   электрохозяйство подразделения дистанции электроснабжения железной
   дороги с учетом сроков ремонта оборудования.
       1.13.7. Ремонт   оборудования   по   техническому    состоянию
   выполняется  в  случае  выявленных  при  осмотрах  неисправностей,
   угрожающих нормальной работе оборудования,  после отказов в работе
   оборудования  и  устройств  релейной  защиты  и  автоматики (РЗА),
   повреждениях  оборудования  аварийными  токами,   атмосферными   и
   коммутационными    воздействиями,    а    также    при   выработке
   установленного механического и коммутационного ресурса.
       1.13.8. ТР   путем   чистки,   проверки,  замены  или  ремонта
   быстроизнашиваемых частей обеспечивает поддержание оборудования  в
   работоспособном   состоянии   в  период  до  очередного  планового
   ремонта.
       1.13.9. Межремонтные   испытания   выявляют   скрытые  дефекты
   оборудования в период между двумя капитальными ремонтами.
       1.13.10. Основное  электрооборудование,  прошедшее капитальный
   ремонт,  подлежит испытаниям под нагрузкой в течение 24 часов. При
   обнаружении  дефектов  капитальный ремонт не считается законченным
   до их устранения  и  вторичной  проверки  под  нагрузкой  также  в
   течение 24 часов.
       1.13.11. Изменения в схемах первичной и  вторичной  коммутации
   понизительных  и тяговых трансформаторов,  фидеров контактной сети
   постоянного и переменного тока  допускаются  только  с  разрешения
   начальника  службы электроснабжения железной дороги,  на остальных
   присоединениях    -    с    разрешения    начальника     дистанции
   электроснабжения  или ответственного за электрохозяйство дистанции
   электроснабжения железной дороги.
       1.14. Изменения  однолинейных  схем,  сделанные при ремонтах и
   модернизации оборудования, заносятся в паспорт тяговой подстанции.
   Изменения, внесенные в схемы вторичной коммутации релейной защиты,
   управления  и   автоматики,   отражаются   во   всех   экземплярах
   принципиальных  и  монтажных  схем,  при  этом  делается  запись в
   журнале релейной защиты подстанции  и  информируется  начальник  и
   обслуживающий персонал подстанции.
       1.15. При  повреждении  или  отказах  в  работе   оборудования
   проводится  расследование  с  составлением  акта  о повреждении на
   тяговой   подстанции.   Лицо,   ответственное   за    эксплуатацию
   электроустановки подразделения дистанции электроснабжения железной
   дороги,  в трехдневный срок составляет акт повреждения и  передает
   его  в  дистанцию  электроснабжения.  После  разбора обстоятельств
   повреждения,   анализа   правильности   работы   устройств    РЗА,
   автоматики,  действий оперативного персонала, определения виновных
   лиц,  разработки мер по недопущению подобных повреждений материалы
   вместе  с  актом  направляют  в  службу  электроснабжения железной
   дороги.
       Классификация повреждений проводится в порядке,  установленном
   МПС России.
       1.16. ТО и ремонт оборудования,  находящегося на консервации в
   резерве,  не введенного или выведенного из  работы,  проводится  в
   объемах и в сроки, установленные ответственным за электрохозяйство
   дистанции электроснабжения.
       1.17. Для   коммутационного   оборудования,  устройств  РЗА  и
   телемеханики   ответственный   за    электрохозяйство    дистанции
   электроснабжения   железной   дороги  устанавливает  периодичность
   опробования их работы с учетом отключений от защит или оперативных
   переключений.
   
           II. Выполнение работ по техническому обслуживанию
          и ремонту электрических распределительных устройств
                        напряжением выше 1000 В
   
       2.1. Распределительные устройства
       При осмотрах распределительных  устройств  (РУ)  и  подстанций
   проверяются:
       соответствие собранной  схемы  нормально   установленной   для
   каждого РУ;
       состояние помещений РУ электроустановок,  исправность  окон  и
   дверей,  отсутствие  течей  в  кровле  и междуэтажных перекрытиях,
   наличие и исправность замков;
       исправность отопления,  вентиляции,  освещения  помещений РУ и
   сети заземления электрооборудования;
       состояние кабельных каналов;
       состояние оборудования,   ошиновки,   контактных   соединений,
   кабельных муфт;
       состояние изоляции (запыленность, наличие трещин, разрядов);
       уровень, температура  и  давление  масла,  отсутствие  течи  в
   аппаратах;
       отсутствие течи  в конденсаторах сглаживающих и компенсирующих
   устройств;
       наличие пломб у счетчиков и реле;
       исправность системы     общеподстанционной     и      охранной
   сигнализации;
       наличие и состояние средств пожаротушения.
       Осмотры РУ проводятся в сроки,  установленные в Приложении N 1
   к настоящей Инструкции.
       2.2. Сборные и соединительные шины
       2.2.1. При осмотре сборных и соединительных шин проверяются:
       общее состояние шин;
       положение сигнализатора  превышения  температуры  в контактных
   соединениях.
       2.2.2. Ремонт  сборных  и  соединительных  шин по техническому
   состоянию проводится при обнаружении повреждений.
       2.2.3. ТР  сборных  и  соединительных  шин  проводится по мере
   необходимости.
       При ТР выполняются:
       удаление пыли;
       контроль затяжки   болтов  контактных  соединений  и  в  узлах
   крепления;
       проверка и восстановление термопленочных индикаторов;
       устранение обнаруженных дефектов и неисправностей.
       2.2.4. При  межремонтных  испытаниях  сборных и соединительных
   шин проводятся:
       проверка нагрева  болтовых  контактных  соединений  сборных  и
   соединительных шин закрытых распределительных устройств;
       измерение переходного    сопротивления   болтовых   контактных
   соединений.
       2.2.5. Объем капитального ремонта сборных и соединительных шин
   определяется состоянием объектов и результатами испытаний.
       После капитального ремонта, кроме проверки нагрева и измерения
   переходного   сопротивления   болтовых   контактных    соединений,
   выполняется  проверка  качества  выполнения  болтовых,  сварных  и
   опрессованных контактных соединений.
       2.2.6. Проверка   нагрева   болтовых   контактных   соединений
   проводится при наибольшем токе нагрузки с помощью стационарных или
   переносных термоиндикаторов и средств инфракрасной техники.
       2.2.7. Измерение переходного сопротивления болтовых контактных
   соединений проводится у шин на ток 1000 А и более,  за которыми не
   установлен  термоиндикаторный  контроль,  а  также  у   контактных
   соединений  открытых  РУ  напряжением 35 кВ и выше.  Сопротивление
   участка шин в месте контактного  соединения  не  должно  превышать
   сопротивление участка шин такой же длины и сечения более чем в 1,2
   раза.
       2.2.8. Контактные  опрессованные  соединения  не  должны иметь
   трещин, несимметричного расположения стального стержня.
       Швы сварных  соединений  жестких  шин  не должны иметь трещин,
   прожогов, кратеров, непроваров длиной более 10% длины шва.
       2.3. Подвесные и опорные изоляторы
       2.3.1. При   осмотрах   подвесных   и    опорных    изоляторов
   проверяется:
       состояние изоляторов   (наличие   сколов,    трещин,    следов
   перекрытий, разрядов).
       2.3.2. Ремонт по техническому состоянию  подвесных  и  опорных
   изоляторов проводится при обнаружении повреждений.
       2.3.3. ТР подвесных и опорных изоляторов  проводится  по  мере
   необходимости.
       При ТР выполняются:
       удаление пыли с поверхности изоляторов;
       очистка загрязненных изоляторов;
       проверка исправности узлов крепления;
       проверка отсутствия сколов и трещин фарфора изоляторов;
       состояние армировки изоляторов;
       устранение мелких дефектов  и  неисправностей  (восстановление
   эмалевых покрытий, цементных швов).
       2.3.4. При   межремонтных   испытаниях   подвесных  и  опорных
   изоляторов проводятся:
       измерение сопротивления    изоляции    подвесных   и   опорных
   многоэлементных изоляторов;
       испытание повышенным напряжением промышленной частоты:
       а) одноэлементных опорных изоляторов;
       б) многоэлементных опорных изоляторов;
       контроль многоэлементных изоляторов  с  помощью  измерительной
   штанги или других средств диагностики.
       2.3.5. Объем  капитального   ремонта   подвесных   и   опорных
   изоляторов   определяется   состоянием   объектов  и  результатами
   испытаний.
       После капитального  ремонта  проводятся   испытания   согласно
   подпункту 2.3.4 настоящей Инструкции.
       2.3.6. Измерение сопротивления изоляции изоляторов  проводится
   мегомметром на напряжение 2500 В. Сопротивление каждого подвесного
   изолятора или каждого элемента многоэлементного  изолятора  должно
   быть не менее 300 МОм.
       2.3.7. Испытание   изоляторов   мегомметром   и   с    помощью
   измерительной   штанги   должно   проводиться   при  положительной
   температуре окружающего воздуха.
       2.3.8. Вновь   устанавливаемые   многоэлементные  и  подвесные
   изоляторы  должны  испытываться  повышенным  напряжением  50   кВ,
   прикладываемым к каждому элементу изолятора.
       2.3.9. Испытания     изоляторов     повышенным     напряжением
   промышленной частоты проводятся в течение одной минуты.
       2.3.10. Нормы испытательного напряжения промышленной  частоты,
   распределения  напряжения  на  элементах  многоэлементных  опорных
   изоляторов  и изоляторах гирлянд приведены в таблицах 18,  19 и 20
   приложения   1.1   к   Правилам   эксплуатации    электроустановок
   потребителей.
       2.4. Вводы и проходные изоляторы
       2.4.1. При осмотре вводов и проходных изоляторов проверяется:
       отсутствие механических повреждений;
       отсутствие искрений и потрескиваний;
       уровень и давление масла в маслонаполненных вводах;
       отсутствие течей масла;
       цвет индикаторного силикагеля.
       2.4.2. Ремонт  по  техническому  состоянию  вводов и проходных
   изоляторов проводится при обнаружении повреждений.
       2.4.3. При ТР вводов и проходных изоляторов выполняются:
       проверка состояния армировки;
       очистка поверхности фарфора от пыли;
       проверка уплотнений и отсутствие течей масла;
       проверка контактных соединений;
       проверка давления в герметичных вводах;
       доливка трансформаторного масла;
       проверка цвета силикагеля в воздухоосушителе;
       устранение мелких дефектов и неисправностей.
       2.4.4. При   межремонтных   испытаниях   вводов   и  проходных
   изоляторов проводятся:
       измерение сопротивления изоляции;
       измерение тангенса угла диэлектрических потерь tg дельта;
       испытание повышенным напряжением промышленной частоты вводов и
   проходных изоляторов до 35 кВ включительно;
       испытание масла из маслонаполненных вводов.
       2.4.5. Объем   капитального   ремонта   вводов   и   проходных
   изоляторов   определяется   состоянием   объектов  и  результатами
   испытаний.
       После капитального  ремонта  проводят  испытания,  указанные в
   подпункте  2.4.4  настоящей Инструкции,  а также проверка качества
   уплотнений маслонаполненных вводов.
       2.4.6. Измерение    сопротивления    изоляции   проводится   у
   измерительной  и  последней  обкладки  вводов  с  бумажно-масляной
   изоляцией   относительно   соединительной  втулки  мегомметром  на
   напряжение 1000 - 2500 В, которое должно быть не менее 500 МОм.
       2.4.7. Измерение   тангенса   угла   диэлектрических    потерь
   tg дельта проводится у вводов и проходных  изоляторов  с  основной
   бумажно-масляной изоляцией.
       Максимально допустимые tg дельта основной изоляции и  изоляции
   измерительных  конденсаторов вводов и проходных изоляторов указаны
   в   таблице   21   приложения   1.1   к    Правилам   эксплуатации
   электроустановок   потребителей.   Определение    тангенса    угла
   диэлектрических  потерь  вводов  измерения  должно проводиться при
   напряжении  10  кВ  между  токоведущим  стержнем  и  измерительным
   выводом, а также при напряжении 2,5 кВ между измерительным выводом
   и соединительной втулкой.
       2.4.8. Для заливки трансформаторного масла во вводы,  после их
   ремонта,  должно применяться масло с диэлектрической прочностью не
   менее  50 кВ и тангенсом угла диэлектрических потерь не более 0,3%
   при температуре 20 -С.
       2.4.9. Проверка     качества     уплотнений    проводится    у
   маслонаполненных  изоляторов  с  бумажно-масляной   изоляцией   на
   напряжение 110 кВ и выше.
       2.4.10. Дежурный  персонал  подстанции  должен  иметь  графики
   зависимости давления масла от температуры в герметичных вводах.
       2.5. Разъединители, отделители, короткозамыкатели
       2.5.1. При   осмотрах   разъединителей,  короткозамыкателей  и
   отделителей проверяется состояние:
       изоляторов;
       контактов;
       приводов;
       поддерживающих конструкций;
       заземлений.
       2.5.2. Ремонт разъединителей, короткозамыкателей и отделителей
   по техническому состоянию проводится при обнаружении повреждений.
       2.5.3. При текущем ремонте разъединителей,  короткозамыкателей
   и отделителей выполняются:
       чистка изоляторов;
       проверка и подтяжка болтовых контактов;
       смена изоляторов с нарушенной армировкой или трещинами;
       чистка, шлифовка и смазка контактов;
       чистка и смазка трущихся частей;
       чистка привода и смазка трущихся частей;
       устранение дефектов и неисправностей;
       проверка работы электроподогрева приводов;
       измерение сопротивления  изоляции  вторичных  цепей,   обмоток
   включающих и отключающих катушек.
       2.5.4. При     межремонтных     испытаниях     разъединителей,
   короткозамыкателей    и   отделителей   контроль   многоэлементных
   изоляторов выполняется с помощью измерительной штанги  или  других
   средств диагностики.
       2.5.5. При      капитальном      ремонте       разъединителей,
   короткозамыкателей и отделителей проводится:
       полная разборка   всех   узлов   разъединителя,    отделителя,
   короткозамыкателя и их приводов;
       очистка от старой смазки, промывка всех деталей и узлов;
       осмотр изоляторов, восстановление цементных швов армировки;
       смазка трущихся  поверхностей   разъединителей,   отделителей,
   короткозамыкателей и их приводов;
       регулировка на    одновременность    включения    трехполюсных
   разъединителей и отделителей.
       При капитальном ремонте разъединителей,  короткозамыкателей  и
   отделителей проводятся испытания:
       1) измерение сопротивления изоляции:
       поводков и тяг, выполненных из органических материалов;
       многоэлементных изоляторов;
       вторичных цепей, обмоток включающих и отключающих катушек;
       2) испытание повышенным напряжением промышленной частоты:
       изоляции разъединителей, отделителей, короткозамыкателей;
       изоляции вторичных цепей и обмоток  включающих  и  отключающих
   катушек;
       3) контроль многоэлементных изоляторов с  помощью  штанги  или
   других средств диагностики;
       4) измерение сопротивления постоянному току:
       контактов;
       обмоток включающих и отключающих катушек;
       5) измерение  усилия вытягивания ножа из неподвижного контакта
   разъединителя или отделителя;
       6) проверка   работы   разъединителя,   короткозамыкателя  или
   отделителя, имеющего электрический и ручной привод;
       7) определение     времени     движения    подвижных    частей
   короткозамыкателей и отделителей.
       2.5.6. Измерение   сопротивления  постоянному  току  контактов
   проводится у разъединителей и отделителей на напряжение  35  кВ  и
   выше, а также у разъединителей на 600 А и более всех напряжений.
       Сопротивление должно  быть   не   более   150%   от   исходных
   (заводских)   данных   или  значений,  приведенных  в  таблице  24
   приложения   1.1   к    Правилам    эксплуатации  электроустановок
   потребителей.
       Сопротивление обмоток  включающих и отключающих катушек должно
   соответствовать заводским данным.
       2.5.7. Усилие   вытягивания   ножа  из  неподвижного  контакта
   следует проводить у разъединителей или отделителей, работающих при
   токах  более 90%  номинального значения,  и должно соответствовать
   данным   таблицы  25  приложения  1.1  к   Правилам   эксплуатации
   электроустановок потребителей.
       2.5.8. Проверка   работы  разъединителя,  короткозамыкателя  и
   отделителя,  имеющего электрический привод,  проводится путем 3  -
   5-кратного  включения  и  отключения  при  номинальном  напряжении
   оперативного тока.
       Минимальное напряжение срабатывания катушек отключения привода
   разъединителя,  отделителя и катушек  включения  короткозамыкателя
   должно  быть не менее 35%  номинального,  а напряжение их надежной
   работы - не более 65% номинального.
       2.5.9. Время   движения   подвижных   частей   определяется  у
   короткозамыкателей при включении, отделителей - при отключении.
       Время движения   подвижных  частей  не  должно  отличаться  от
   значений,  приведенных  в  таблице  26  приложения  1.1 к Правилам
   эксплуатации электроустановок потребителей, более чем на +/- 10%.
       2.5.10. Для    опорно-стержневых    изоляторов   электрическое
   испытание не обязательно.
       2.6. Выключатели масляные, вакуумные, элегазовые
       2.6.1. При осмотрах выключателей проверяются:
       наличие элегаза    течеискателем   в   помещениях   элегазовых
   распределительных устройств;
       показания приборов   контроля  давления  элегаза  или  целость
   мембран у герметичных (неразборных) элегазовых выключателей;
       внешнее состояние выключателя и его привода;
       отсутствие загрязнений,  видимых  сколов,  трещин   и   следов
   перекрытия изоляции;
       уровень и отсутствие течи масла;
       исправность заземлений;
       работа подогрева  выключателя  и  привода  в   период   низких
   температур;
       показания счетчика числа аварийных отключений.
       2.6.2. Ремонт    выключателей    по   техническому   состоянию
   выполняется:
       после отказа в работе;
       при обнаружении течи масла из баков выключателя;
       у маломасляных  выключателей  при  обнаружении  течи  масла из
   трещин или заделки фарфора;
       при нарушении герметичности элегазовых выключателей;
       после выработки  механического  или  коммутационного   ресурса
   (таблицы 1, 2, 3, 4 настоящей Инструкции).
       Объем работ  и испытаний определяется характером неисправности
   или повреждения.
   
                                                            Таблица 1
   
               МЕХАНИЧЕСКИЙ РЕСУРС МАСЛЯНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
   
   ----T-------------------------T----------------------------------¬
   ¦ N ¦     Тип выключателя     ¦        Количество циклов         ¦
   ¦п/п¦                         ¦    "включено-отключено" (ВО)     ¦
   +---+-------------------------+----------------------------------+
   ¦1  ¦ВМТ-220, ВМТ-110         ¦               5300               ¦
   ¦2  ¦МКП-110                  ¦                500               ¦
   ¦3  ¦ВМК и ВМУЭ 27,5; 35      ¦               2000               ¦
   ¦4  ¦ВМП-10                   ¦               2500               ¦
   ¦5  ¦ВМГ-10, ВКЭ-10           ¦               2000               ¦
   ¦6  ¦ВМПЭ-10                  ¦                500               ¦
   L---+-------------------------+-----------------------------------
   
                                                            Таблица 2
   
              КОММУТАЦИОННЫЙ РЕСУРС МАСЛЯНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
   
   ----T---------------------T--------------------------T-----------¬
   ¦ N ¦   Тип выключателя   ¦     Коммутируемый ток    ¦Количество ¦
   ¦п/п¦                     ¦                          ¦ операций  ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦ 1 ¦          2          ¦             3            ¦     4     ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦1  ¦У-220                ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦7          ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦13         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦100        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦2  ¦ВМТ-220, ВМТ-110     ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦8          ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦18         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦400        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦3  ¦МКП-110              ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦10         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦14         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦140        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦4  ¦ВМУЭ-35              ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦8          ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦12         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦300        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦5  ¦ВМК-35               ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦10         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦15         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦250        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦6  ¦МКП-35, ВМД-35       ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦10         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦15         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = 0,41Iном              ¦20         ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦7  ¦ВМУЭ-27,5            ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦12         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦21         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = Iном                  ¦300        ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦8  ¦ВМК-27,5             ¦I = 3,5 кА                ¦15         ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦9  ¦ВМО-35               ¦I = 3,5 кА                ¦30         ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦10 ¦ВМПЭ-10-31,5,        ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦12         ¦
   ¦   ¦ВКЭ-10-31,5          ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦7          ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦11 ¦ВМГ-10, ВМГ-133,     ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦6          ¦
   ¦   ¦ВМП-10               ¦I = (0,4 - 0,6) Iо.ном    ¦10         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,2 - 0,4) Iо.ном    ¦15         ¦
   ¦   ¦                     ¦I = (0,1 - 0,2) Iо.ном    ¦30         ¦
   +---+---------------------+--------------------------+-----------+
   ¦12 ¦ВМПЭ-10-20,          ¦I = (0,6 - 1) Iо.ном      ¦10         ¦
   ¦   ¦ВКЭ-10-20            ¦I = (0,3 - 0,6) Iо.ном    ¦17         ¦
   L---+---------------------+--------------------------+------------
   
       Примечания. 1. Iо.ном - номинальный ток отключения, кА.
       2. Коммутационный ресурс для часто переключаемых  выключателей
   преобразовательных   агрегатов   определяется   числом  коммутаций
   рабочего тока и составляет для металлокерамических контактов  1000
   операций, для медных контактов - 250 операций.
       При наличии  сумматоров   -   фиксаторов   отключаемых   токов
   коммутационный   ресурс   определяется   по  допустимому  значению
   суммарного коммутируемого тока (таблица 3 настоящей Инструкции).
   
                                                            Таблица 3
   
              КОММУТАЦИОННЫЙ РЕСУРС МАСЛЯНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
                   ПО СУММАРНОМУ КОММУТИРУЕМОМУ ТОКУ
   
   ----T--------------------------T---------------------------------¬
   ¦ N ¦     Тип выключателя      ¦ Суммарный коммутируемый ток, кА ¦
   ¦п/п¦                          ¦                                 ¦
   +---+--------------------------+---------------------------------+
   ¦1  ¦ВМТ-220, ВМТ-110          ¦190                              ¦
   ¦2  ¦МКП-110                   ¦200                              ¦
   ¦3  ¦ВМУЭ-35, ВМУЭ-27,5        ¦200                              ¦
   ¦4  ¦ВМО-35                    ¦100                              ¦
   ¦5  ¦ВМК-35, ВМК-27,5          ¦80                               ¦
   ¦6  ¦ВМП-10, ВМГ-10            ¦120                              ¦
   ¦7  ¦ВМПЭ-10                   ¦150                              ¦
   L---+--------------------------+----------------------------------
   
                                                            Таблица 4
   
                  МЕХАНИЧЕСКИЙ И КОММУТАЦИОННЫЙ РЕСУРС
                         ВАКУУМНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
   
   -----T----------------T--------------T---------------------------¬
   ¦ N  ¦Тип выключателя ¦ Механический ¦      Коммутационная       ¦
   ¦п/п ¦                ¦ресурс циклов ¦      износостойкость      ¦
   ¦    ¦                ¦              +---------------T-----------+
   ¦    ¦                ¦              ¦ коммутируемый ¦допустимое ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦      ток      ¦количество ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦               ¦циклов     ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦               ¦("включено-¦
   ¦    ¦                ¦              ¦               ¦отключено")¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦ 1  ¦       2        ¦       3      ¦       4       ¦     5     ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦1   ¦ВВЛ-35-16/630   ¦20000         ¦I = Iо.ном     ¦20000      ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = Iном       ¦50         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦2   ¦ВВФ-27,5/1250   ¦20000         ¦I = Iо.ном     ¦10000      ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = Iном       ¦30         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦3   ¦ВВК-27,5/1250   ¦20000         ¦I = Iном       ¦20000      ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = 1,3Iном    ¦1500       ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = 8Iном      ¦300        ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = Iо.ном     ¦45         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦4   ¦ВВВ-10-2/320    ¦50000         ¦I = Iо.ном     ¦50000      ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = 0,45Iо.ном ¦500        ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = Iном       ¦10         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦5   ¦ВВТЭ-10-10/630  ¦20000         ¦I = Iном       ¦50         ¦
   ¦    ¦ВВТП-1 0-10/630 ¦              ¦I = 0,6Iо.ном  ¦30         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦6   ¦ВВТЭ-10-20/630  ¦20000         ¦I = Iном       ¦20000      ¦
   ¦    ¦1000            ¦              ¦I = Iо.ном     ¦50         ¦
   ¦    ¦ВВТП-10-20/630  ¦              ¦               ¦           ¦
   ¦    ¦1000            ¦              ¦I = 0,5Iо.ном  ¦30         ¦
   +----+----------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦7   ¦ВВТЭ-10-12,5/630¦ 40000        ¦I = Iном       ¦40000      ¦
   ¦    ¦                ¦              ¦I = Iном       ¦20000      ¦
   L----+----------------+--------------+---------------+------------
   
       2.6.3. При текущем ремонте выключателей выполняются:
       внешний осмотр выключателя и привода;
       протирка изоляторов и наружных частей выключателей;
       проверка исправности маслоуказательных устройств;
       проверка герметичности элегазовых выключателей течеискателем;
       проверка надежности контактных и механических соединений;
       проверка исправности масляного и пружинного буферов привода;
       замена смазки в доступных местах;
       доливка или    замена     трансформаторного     масла     (при
   необходимости);
       измерение сопротивления изоляции  вторичных  цепей  и  обмоток
   включающей  и  отключающей  катушек  мегомметром  1000 В,  которое
   должно быть не ниже 1 МОм;
       проверка времени   движения   подвижных   частей  выключателя,
   которое не должно отличаться от паспортного более чем на +/- 10%;
       опробование трехкратным включением и отключением.
       При текущем ремонте масляных выключателей  типа  ВМК  и  ВМУЭ,
   кроме указанных выше работ, выполняются:
       осмотр и чистка внутренних частей выключателя;
       зачистка или замена контактов;
       протирка изолирующих тяг  и  внутренних  поверхностей  опорных
   покрышек;
       испытание электрической  прочности  тяг  напряжением   80   кВ
   переменного  тока  в  течение  1  минуты  (при этом не должно быть
   перекрытий и нагрева тяги);
       промывка основания выключателя маслом 2 - 3 раза;
       заливка выключателя сухим маслом.
       2.6.4. При межремонтных испытаниях выключателей,  кроме работ,
   проводимых при текущем ремонте, выполняются:
       измерение хода  подвижной  части,  вжима или нажатия контактов
   при включении,  проверка одновременности  замыкания  и  размыкания
   контактов, износа контактов;
       проверка действия   механизма   свободного   расцепления   при
   включенном   положении   привода  в  двух-трех  промежуточных  его
   положениях и на границе зоны действия;
       испытание трансформаторного   масла   из  баков  выключателей,
   которое должно отвечать следующим требованиям:
       а) не   содержать   механических   примесей   по   визуальному
   определению;
       б) содержать взвешенный уголь не более 1 балла;
       в) иметь кислотное число не более 0,25 мг КОН;
       г) иметь снижение температуры вспышки не более 5 -С;
       д) иметь   наименьшее   пробивное   напряжение   20   кВ   для
   выключателей до 15 кВ,  25 кВ для выключателей от 15 до 35 кВ,  35
   кВ для выключателей от 60 до 220 кВ;
       испытание встроенных     трансформаторов    тока,    измерение
   сопротивления изоляции, испытание изоляции повышенным напряжением,
   определение погрешности.
       2.6.5. При капитальном ремонте выключателей проводятся:
       разборка и ремонт всех узлов выключателя и привода;
       проверка состояния пружин,  болтов,  гаек,  шплинтов,  крышки,
   баков,   предохранительных   клапанов,   подъемных   и   выхлопных
   устройств;
       осмотр и очистка внутренних частей выключателей;
       зачистка подвижного    и    неподвижного    контактов,     при
   необходимости их замена;
       замена камер и их деталей;
       ремонт сигнальных и блокировочных контактов;
       замена резиновых уплотнений;
       обновление лакокрасочных покрытий;
       заливка выключателя сухим трансформаторным маслом;
       регулировка выключателя и привода.
       При капитальном ремонте выключателей  проводятся  испытания  в
   объеме межремонтных и дополнительно:
       измерение сопротивления  изоляции  подвижных  и   направляющих
   частей,  выполненных  из  органических материалов,  мегомметром на
   напряжение 2500 В,  которое должно  быть  не  менее  300  МОм  для
   выключателей  на  номинальное  напряжение 3 - 10 кВ,  1000 МОм для
   выключателей 15 - 150 кВ, 3000 МОм для выключателей 220 кВ;
       оценка состояния  внутрибаковой  изоляции выключателей 35 кВ и
   дугогасительных  устройств,  которая  подлежит  сушке,   если   ее
   исключение снижает tg дельта вводов более чем на 5%;
       испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты
   в течение 1 минуты (таблица 5 настоящей Инструкции);
       испытание изоляции  вторичных  цепей  и  обмоток  включающей и
   отключающей катушек напряжением  1000  В  промышленной  частоты  в
   течение одной минуты;
       проверка срабатывания при пониженном  напряжении:  минимальное
   напряжение  срабатывания  катушек  отключения должно быть не менее
   35%  номинального,  напряжение их надежной работы - не более  65%,
   напряжение  надежной  работы  контакторов включения - не более 80%
   номинального;
       испытание выключателя   3   -   5-кратным   опробованием   при
   напряжениях на зажимах катушек 110, 100, 90 и 80% номинального.
   
                                                            Таблица 5
   
             ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ
                            ДЛЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦  Класс изоляции, кВ  ¦      Испытательное напряжение, кВ       ¦
   ¦                      +--------------------T--------------------+
   ¦                      ¦ фарфоровая изоляция¦другие виды изоляции¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦          3           ¦         24         ¦         22         ¦
   ¦          6           ¦         32         ¦         29         ¦
   ¦         10           ¦         42         ¦         38         ¦
   ¦         15           ¦         55         ¦         50         ¦
   ¦         20           ¦         65         ¦         59         ¦
   ¦         27,5         ¦         72         ¦          -         ¦
   ¦         35           ¦         95         ¦         86         ¦
   L----------------------+--------------------+---------------------
   
       2.6.6. ТО     выключателей,     произведенных     иностранными
   организациями,   выключателей   новых  типов  и  выключателей,  не
   указанных в настоящей  Инструкции,  проводится  в  соответствии  с
   инструкциями заводов-изготовителей.
       При отсутствии    указаний    о     допустимых     отклонениях
   контролируемых параметров они принимаются, как правило, в пределах
   +/- 10%.
       2.6.7. Электроподогрев приводов и полюсов (баков) выключателей
   должен  автоматически   включаться   при   понижении   температуры
   окружающего  воздуха  ниже  указанной в инструкции по эксплуатации
   выключателя, но обязательно при температуре ниже минус 25 -С.
       2.6.8. Перед  вводом  вакуумного  выключателя  в  эксплуатацию
   проводится  тренировка  дугогасительных  вакуумных   камер   путем
   постепенного   повышения  напряжения  от  нуля  до  испытательного
   напряжения.  При возникновении пробоев в  камере,  при  напряжении
   менее  испытательного,  делается выдержка до прекращения пробоев и
   только после этого повышается напряжение до испытательного.
       2.6.9. Испытание повышенным напряжением вакуумных выключателей
   проводится приложением испытательного напряжения двумя  степенями:
   до  1/3  от  испытательного напряжения - толчком и далее плавно со
   скоростью 1 кВ в секунду.  После выдержки заданного испытательного
   напряжения  в  течение одной минуты за время около 5 секунд плавно
   снижается  напряжение  до  значения,  равного  1/3  или  менее  от
   испытательного,  после  чего напряжение может быть отключено.  При
   этом  не  должно  наблюдаться  пробоя  или  повреждения   изоляции
   (возникновение слабой кистевой короны в воздухе допускается).
       2.6.10. Предварительная     проверка     износа      контактов
   дугогасительных   камер   вакуумных   выключателей  типа  ВВФ-27,5
   проводится  визуально  через  смотровые  лючки,  расположенные  на
   уровне траверсы и специальной гайки.
       При уменьшении хода траверсы относительно головки  специальной
   гайки  любой  из  камер  более  чем  на 2 мм проводится тщательное
   измерение износа контактов при снятых фарфоровых покрышках.
       2.6.11. Для    разборных    элегазовых   выключателей   должна

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное