Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
01.07.2017
USD
59.39
EUR
67.81
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
77.19
TRY
16.87
PLN
16.02
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 22.04.98 N 2405-II ГД О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   (фермерского)    хозяйства,    личного    подсобного    хозяйства,
   садоводства,   животноводства,   огородничества,   индивидуального
   жилищного, дачного и гаражного строительства.
       Законами субъектов   Российской   Федерации   и   нормативными
   правовыми  актами  органов  местного  самоуправления  определяются
   минимальные нормы земельных участков,  ниже которых их  деление  в
   целях   выделения   земельного   участка  из  общего  владения  не
   допускается (неделимые по закону земельные участки).
       4. Земельный участок может находиться на общем праве  владения
   с  определением  доли каждого из владельцев (долевое владение) или
   без определения долей (совместное владение).
       Общее совместное  владение  земельным  участком на любом праве
   допускается  для  супругов,  семейных  крестьянских   (фермерских)
   хозяйств и личных подсобных хозяйств.
       5. Земельный участок,  безвозмездно предоставленный  в  период
   брака   одному   из  супругов  в  собственность  при  приватизации
   приусадебных, садовых, дачных, личных подсобных, гаражных участков
   или  приобретенный  им  в  результате сделок с землей либо по иным
   основаниям,   предусмотренным   законом,    является    совместной
   собственностью супругов,  если договором между ними не установлено
   иное.
       6. Владение,  пользование  и  распоряжение земельным участком,
   находящимся  в  общей  собственности  или  на  ином  общем  праве,
   осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
       7. Права нескольких граждан и (или) юридических лиц  на  часть
   общего земельного участка фиксируются дробным числом согласно доле
   в  праве  на  земельный  участок,   определяемой   пропорционально
   первоначальной доле в недвижимости, которая находится на земельном
   участке,  либо по соглашению  сторон,  либо  на  других  условиях,
   предусмотренных законами.
       Пристройка, надстройка  части  здания,  строения,  сооружения,
   принадлежащей   одному   из  собственников,  не  влекут  за  собой
   увеличения его доли в общем земельном участке без согласия  других
   совладельцев.

       Статья 53. Обременения земельного участка

       1. Земельный  участок,  предоставленный  из  государственных и
   муниципальных земель или приобретенный по другим основаниям, может
   быть обременен следующими обязательствами:
       1) запретом на продажу или иное отчуждение определенным  лицам
   либо  разрешением на отчуждение определенным лицам бессрочно или в
   течение установленного срока;
       2) запретом на сдачу в аренду или субаренду;
       3) правом на преимущественную покупку по  объявленной  цене  в
   случае его продажи;
       4) передачей по  наследству  только  определенным  наследникам
   (для сельскохозяйственных земель);
       5) условием  начать  и  завершить   застройку   или   освоение
   земельного    участка    в   течение   установленных   сроков   по
   согласованному в определенном порядке проекту;
       6) запретом   на   изменение   внешнего   вида   недвижимости,
   реконструкцию  или   снос   здания,   строения,   сооружения   без
   согласования в установленном порядке;
       7) условием осуществить строительство,  ремонт или  содержание
   дороги, участка дороги;
       8) запретом  на  отдельные   виды   деятельности   или   формы
   поведения;
       9) запретом на  изменение  целевого  использования  земельного
   участка;
       10) условием   соблюдать   природоохранные   требования    или
   выполнять определенные работы,  в том числе охранять животный мир,
   сохранять почвенный покров,  редкие растения,  памятники  природы,
   истории   и   культуры,   археологические  объекты,  имеющиеся  на
   земельном участке;
       11) условием  предоставлять  право  охоты,  ловли рыбы,  сбора
   дикорастущих растений на своем земельном участке  в  установленное
   время и в установленном порядке;
       12) условием сохранить  естественную  среду  обитания  и  пути
   миграции диких животных;
       13) иными обязательствами, ограничениями или условиями.
       2. Обременения      земельного     участка     устанавливаются
   непосредственно законодательством, договорами или решением суда.
       3. Обременения  земельного  участка  включаются в его правовой
   статус,  подлежат государственной регистрации  и  сохраняются  при
   переходе земельного участка к другому лицу.

       Статья 54. Сервитут на земельный участок

       1. Сервитут   на   земельный  участок  -  право  ограниченного
   пользования одним или несколькими соседними земельными участками.
       Сервитут может    устанавливаться    по    соглашению    между
   собственниками земельных участков или решением суда.
       2. Собственник  земельного  участка  вправе  требовать,  в том
   числе   в   судебном   порядке,   предоставления   сервитута   для
   обслуживания своего земельного участка.
       3. Могут устанавливаться сервитуты:
       1) прохода или проезда через земельный участок;
       2) использования земельного участка для  прокладки  и  ремонта
   коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других
   линий и сетей;
       3) проведения дренажных работ на земельном участке;
       4) забора воды и водопоя на земельном участке;
       5) прогона скота через земельный участок;
       6) сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в  периоды,
   соответствующие местным условиям и обычаям;
       7) временного пользования земельным участком для  производства
   изыскательских, исследовательских и других работ;
       8) ремонтно - строительной полосы на земельном участке;
       9) возведения   здания,   строения,  сооружения  на  земельном
   участке  с  опорой  на  соседний  земельный  участок  или  здания,
   строения,   сооружения,   нависающих   над  соседним  участком  на
   определенной высоте;
       10) возведения   здания,   строения,  сооружения  определенной
   высоты на соседнем земельном участке;
       11) создания на земельном участке защитных лесных насаждений и
   иных природоохранных объектов;
       12) иные сервитуты.
       4. Сервитут   должен   осуществляться    способом,    наименее
   обременительным  для  земельного участка,  в отношении которого он
   установлен.
       Собственник земельного   участка,   обремененного  сервитутом,
   вправе требовать соразмерную плату от  лиц,  в  интересах  которых
   установлен  сервитут,  если  иное  не  предусмотрено  законом.  За
   сервитуты,  установленные  в  пользу   сельских   жителей   и   их
   объединений, плата не взимается.
       5. Сервитут может  устанавливаться  на  земельный  участок  на
   любом праве и может быть временным или постоянным.
       Сервитуты подлежат государственной регистрации.
       6. Сервитут  сохраняется  при  переходе  земельного  участка к
   другому лицу.
       По требованию  собственника земельного участка,  обремененного
   сервитутом,  сервитут  может  быть   прекращен   ввиду   отпадения
   оснований, по  которым он был установлен.  В случае если земельный
   участок   в   результате   обременения   сервитутом    не    может
   использоваться  в  соответствии  с  целевым назначением земельного
   участка,  собственник  вправе  требовать   по   суду   прекращения
   сервитута.

       Статья 55. Основания  для  возникновения  прав   на  земельные
   участки

       1. Права  граждан  и  юридических лиц на земельные участки,  а
   также обязанности по их использованию возникают на основании:
       1) постановлений  органов  государственной  власти  и  решений
   органов местного самоуправления и договоров с ними;
       2) договоров  и  иных  сделок  с  землей  между  гражданами  и
   юридическими лицами;
       3) приобретательной     давности,    за    исключением    прав
   собственности  на   земельные   участки   из   государственных   и
   муниципальных земель;
       4) решения суда, установившего право на земельный участок;
       5) иных  действий граждан,  а также событий,  с которыми закон
   или иной нормативный правовой акт связывает возникновение прав  на
   земельные участки и обязанностей по их использованию.
       2. Возврат земельных участков гражданам Российской Федерации и
   юридическим лицам Российской Федерации,  у которых они были изъяты
   до 1991 года,  не допускается.  Они  вправе  приобрести  земельные
   участки  на  общих  основаниях или особых условиях,  установленных
   федеральными законами.

              Глава XII. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
               ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

       Статья 56. Компетенция   органов  государственной   власти   и
   органов  местного  самоуправления  по   предоставлению   земельных
   участков из государственных и муниципальных земель

       1. Гражданам    и    юридическим   лицам   земельные   участки
   предоставляются из муниципальных земель по решению органа местного
   самоуправления; из   государственных   земель,    находящихся    в
   собственности  субъекта  Российской  Федерации,  по  постановлению
   уполномоченного органа государственной власти субъекта  Российской
   Федерации;  из  земель,  находящихся  в  собственности  Российской
   Федерации, по постановлению Правительства Российской Федерации.
       2. Земельные участки  предоставляются  посредством  изъятия  и
   отвода   на   основании   землеустроительной  и  градостроительной
   документации в порядке,  установленном  Правительством  Российской
   Федерации,  законами субъектов Российской Федерации и нормативными
   правовыми актами органов местного самоуправления.
       3. Указанные   органы   обязаны   информировать  население  об
   имеющихся свободных и о готовящихся к освоению земельных  участках
   и  ежегодно  публиковать в средствах массовой информации отчеты об
   использовании земель.

       Статья 57. Общие  правила  предоставления  земельных  участков
   гражданам и юридическим лицам

       1. Граждане    и    юридические   лица,   заинтересованные   в
   предоставлении   земельных   участков   из    государственных    и
   муниципальных  земель,  подают  заявления  в органы исполнительной
   власти  или  органы  местного  самоуправления,  обладающие  правом
   предоставления соответствующих земельных участков.
       В заявлении должны быть указаны цель  использования земельного
   участка,  его  местоположение  и предполагаемые размеры,  желаемое
   право владения, наличие (отсутствие) другого земельного участка.
       Подготовку материалов  о  предварительном  согласовании  места
   размещения  объекта,  об  изъятии  и  о  предоставлении  земельных
   участков   осуществляют   соответствующие  территориальные  органы
   федерального органа исполнительной власти по управлению земельными
   ресурсами совместно с органами архитектуры и градостроительства  и
   иными  специально  уполномоченными органами государственной власти
   по контролю за использованием и охраной земель.
       2. Если  в  заявлении   испрашивается   конкретный   земельный
   участок,   соответствующий   уполномоченный  орган  исполнительной
   власти или орган местного  самоуправления  определяет  необходимые
   согласования,   выясняет   права   и  преимущества  других  лиц  и
   владельцев   соседних   земельных   участков,   возможность    его
   использования  по заявленному целевому назначению в соответствии с
   территориальным планированием использования земель и  зонированием
   земель и при положительном решении вопроса вырабатывает договорные
   условия передачи (продажи) земельного участка.
       3. Если    заявитель   испрашивает   земельный   участок   без
   конкретного указания его  местоположения,  предлагаются  возможные
   варианты.
       Делопроизводство по заявлению ведется  до  тех  пор,  пока  не
   будет  подобран  удовлетворяющий требованиям земельный участок или
   комиссия по выбору земельного участка не  придет  к  заключению  о
   невозможности предоставления в данной местности земельного участка
   для заявленной цели.
       4. Заявитель    согласовывает   необходимые   условия   отвода
   земельного участка своими силами и за свой счет.
       5. Принятое  постановление  органа  исполнительной  власти или
   решение   органа   местного   самоуправления   о   предварительном
   согласовании  места  размещения  объекта  является  основанием для
   разработки проектной документации.  После  утверждения  проекта  и
   включения  объекта  в план строительства принимается постановление
   или  решение  об  изъятии  и   о   предоставлении   предварительно
   согласованного  земельного  участка.  Предварительное согласование
   места размещения объекта не проводится  в  случаях  предоставления
   земель для сельскохозяйственного производства,  лесного хозяйства,
   строительства объектов в городах,  поселках и сельских  населенных
   пунктах  в  соответствии  с их генеральными планами и проектами их
   планировки  и  застройки,  а  также  при   предоставлении   земель
   гражданам.
       6. Отказ  в  предоставлении  земельного  участка   оформляется
   постановлением  соответствующего  органа исполнительной власти или
   решением органа местного самоуправления и должен быть мотивирован.
   Копия  постановления  или  решения об отказе вручается заявителю в
   семидневный срок после вынесения постановления или решения.
       7. Сроки  рассмотрения  заявлений  граждан и юридических лиц о
   предоставлении  земельных  участков,  в   том   числе   сроки   их
   согласования,   устанавливаются  органами  государственной  власти
   субъектов   Российской    Федерации    или    органами    местного
   самоуправления.
       Срок рассмотрения отсчитывается со дня предъявления заявителем
   всех необходимых документов о выборе земельного участка.

       Статья 58. Условия предоставления земельных участков

       1. Предоставление    земельных    участков   в   собственность
   юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется
   за плату.
       2. Предоставление земельных участков в собственность гражданам
   осуществляется за плату или бесплатно.
       Предоставление земельных участков  в  собственность  гражданам
   может осуществляться бесплатно в соответствии с законами субъектов
   Российской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  органов
   местного самоуправления для:
       1) индивидуального   жилищного   строительства    и    личного
   подсобного хозяйства постоянным сельским жителям;
       2) коллективного  садоводства  и  животноводства  -  земельные
   участки,   предоставленные   до   1  января  1992  года,  и  вновь
   предоставляемые для этих  целей  несельскохозяйственные  угодья  и
   нарушенные земли;
       3) дачно -  строительных  кооперативов  -  земельные  участки,
   предоставленные до 1 января 1992 года;
       4) иных  целей,  предусмотренных   федеральными   законами   и
   законами субъектов Российской Федерации.
       3. Повторное  бесплатное  предоставление  земельных   участков
   гражданам  для целей,  предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи,
   не допускается.

       Статья 59. Нормы предоставления земельных участков

       1. Предельные   (максимальные   и   минимальные)   размеры   и
   количество  земельных  участков,  которые  передаются гражданам из
   земель,   находящихся   в   государственной   или    муниципальной
   собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в
   расчете на хозяйство (с учетом числа его членов,  специализации  и
   оптимальных      размеров),      садоводства,      огородничества,
   животноводства,  дачного  строительства  в   расчете   на   семью,
   устанавливаются  законами  субъектов  Российской Федерации,  а для
   личного   подсобного   хозяйства   и   индивидуального   жилищного
   строительства  -  нормативными  правовыми  актами органов местного
   самоуправления.
       2. Предельные   размеры  земельных  участков,  предоставляемых
   гражданам  в  собственность  бесплатно,  устанавливаются  законами
   субъектов Российской Федерации.
       3. Предельные размеры обособленных водных объектов  (замкнутых
   водоемов  искусственного  происхождения  и  водоемов,  не  имеющих
   гидравлической связи с поверхностными  водоемами),  которые  могут
   находиться   в  частной  собственности,  устанавливаются  законами
   субъектов Российской Федерации.
       4. Для иных не запрещенных законом  целей  предельные  размеры
   земельных  участков  устанавливаются по утвержденным нормам отвода
   земель  для  этих  видов  деятельности  или   в   соответствии   с
   градостроительной и проектной документацией.
       5. Предельные  размеры  земельных  участков,  которыми владеют
   граждане на праве собственности или другом  праве,  независимо  от
   оснований  для  их  приобретения  устанавливаются соответствующими
   законами  субъектов   Российской   Федерации   либо   нормативными
   правовыми актами органов местного самоуправления.

       Статья 60. Особенности  предоставления  земельных  участков из
   государственных и муниципальных земель для застройки

       1. В     соответствии    с    территориальным    планированием
   использования земель и потребностями  развития  территории  органы
   исполнительной   власти   и   органы  местного  самоуправления  по
   собственной  инициативе   объявляют   конкурсы   и   аукционы   по
   предоставлению  незанятых  земельных  участков  под  застройку  из
   государственных  или  муниципальных  земель   либо   строительного
   подряда для промышленных,  транспортных, коммерческих и иных целей
   за  счет  средств   федерального   бюджета,   бюджетов   субъектов
   Российской Федерации, местных бюджетов или средств застройщиков.
       При этом сообщается,  на каком праве предоставляется земельный
   участок.
       2. Конкурсы и аукционы по предоставлению  незанятых  земельных
   участков под застройку объявляются в средствах массовой информации
   не менее чем за три месяца до их проведения.
       3. Аукцион  по предоставлению незанятых земельных участков под
   застройку  может  быть  объявлен   после   получения   необходимых
   документов  об  отводе  земельного  участка  для  указанной  цели,
   определения основных показателей застройки.
       4. Конкурс  по предоставлению незанятых земельных участков под
   застройку проводится посредством  выбора  предложений  заявителей,
   оптимально отвечающих требованиям устроителя конкурса.
       5. Конкурсы и аукционы по предоставлению  незанятых  земельных
   участков  под  застройку  проводятся  в соответствии с гражданским
   законодательством.
       6. С  победителем  конкурса  или  аукциона  не  ранее  чем  по
   истечении месячного срока  заключается  договор  о  предоставлении
   (продаже)  земельного участка на праве собственности,  постоянного
   (бессрочного) пользования,  пожизненного наследуемого владения или
   аренды  с  определением  всех  обременений,  прав  и  обязанностей
   застройщика,   в   том   числе   порядка   утверждения   проектной
   документации, сроков начала и окончания строительства, минимальной
   стоимости  строительства,   порядка   расторжения   договора   при
   невыполнении обязательств и других условий.
       7. Итоги конкурса или аукциона должны быть объявлены  публично
   в  средствах  массовой  информации  не позднее чем через семь дней
   после завершения конкурса или аукциона.
       Решение конкурсной   или   аукционной   комиссии   может  быть
   обжаловано   в   суд   в   месячный   срок   и   признано    судом
   недействительным,  если  нарушены  правила проведения конкурса или
   аукциона,  в том числе если ограничено число участников вследствие
   действий должностных лиц органов исполнительной власти или органов
   местного самоуправления либо других участников.
       8. В  случае  продажи  земельного  участка в собственность под
   застройку его начальная цена не может быть ниже нормативной цены.
       9. В  случае,  если на конкурс или аукцион явился единственный
   претендент,  конкурс  или  аукцион  считается  несостоявшимся,   а
   претенденту  по  истечении  месяца  земельный  участок  может быть
   предоставлен на общих основаниях.

       Статья 61. Условия  предоставления  земельных   участков   под
   застройку  в  случае   необходимости   сноса   зданий,   строений,
   сооружений и изъятия земельных участков

       1. Органы   исполнительной   власти    и    органы    местного
   самоуправления    могут    объявить   конкурс   или   аукцион   по
   предоставлению  незанятых  земельных  участков  под  застройку  не
   ранее,  чем  будет  утверждена,  объявлена  и  зарегистрирована  в
   государственном земельном   кадастре   зона  отчуждения  земельных
   участков  и  другой  недвижимости,  на  каком  бы  праве  владения
   земельные участки ни находились у граждан и юридических лиц,  и не
   ранее выкупа их недвижимости.
       2. Средства на финансирование  отчуждения  земельных  участков
   утверждаются представительным и законодательным органом Российской
   Федерации  для  государственных  и  общественных  нужд  Российской
   Федерации; законодательными (представительными) органами субъектов
   Российской  Федерации  для  государственных  и  общественных  нужд
   субъектов  Российской  Федерации;  органом представительной власти
   местного самоуправления для муниципальных нужд при  условии,  если
   зона  отчуждения  предусмотрена  в генеральном плане поселения или
   плане застройки,  согласованных  или  откорректированных  органами
   исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации,   и
   финансирование отчуждения осуществляется за счет средств  местного
   бюджета или специально выделенных для этого средств.
       3. Зона отчуждения земельных участков должна быть объявлена не
   позднее   чем  за  год  до  изъятия  земельных  участков,  которое
   производится по основаниям  и  в  порядке,  которые  предусмотрены
   статьей  119 настоящего Кодекса.  Изъятие земельного участка ранее
   чем за год допускается с согласия его владельца.

       Статья 62. Застройка земельного участка

       1. Граждане и юридические лица, получившие земельные участки в
   собственность,   пожизненное   наследуемое   владение,  постоянное
   (бессрочное)   пользование,   аренду    из    государственных    и
   муниципальных  земель  или  в  результате  сделок с недвижимостью,
   вправе  осуществлять   строительство,   снос   или   реконструкцию
   приобретенных  ими зданий,  строений,  сооружений в соответствии с
   градостроительным,  жилищным законодательством,  законодательством
   об    охране    природы    и   культурного   наследия   и   другим
   законодательством при условии выполнения обязательств  обременения
   земельных участков.
       2. Право начала строительства наступает после  согласования  и
   утверждения   в   установленном  порядке  его  проекта,  получения
   разрешения на строительство от органов исполнительной  власти  или
   органов  местного  самоуправления  в зависимости от принадлежности
   земель.
       3. На    земельных   участках,   предоставленных   в   срочное
   пользование,  допускаются  временные  постройки,   подлежащие   по
   истечении срока сносу за счет средств владельца.

       Статья 63. Особенности  предоставления земельных участков  для
   индивидуального жилищного строительства

       Заявления граждан  о  предоставлении  земельных  участков  для
   индивидуального   жилищного  строительства  подлежат  специальному
   учету и удовлетворяются по мере подготовки земельных участков  для
   отвода.
       Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и
   органы  местного  самоуправления обязаны содействовать гражданам в
   организации кооперативов застройщиков.

       Статья 64. Особенности   предоставления   земельных   участков
   садоводческим, животноводческим, огородническим, жилищным, дачным,
   гаражным кооперативам граждан

       1. При поступлении заявлений граждан о постановке на  учет  по
   выделению  земельных  участков  для  садоводства,  животноводства,
   огородничества,  индивидуального жилищного,  дачного  и  гаражного
   строительства  уполномоченный  орган  местного   самоуправления по
   месту  жительства  граждан  обязан  через  соответствующие  органы
   местного самоуправления по месту нахождения земельных участков или
   органы  исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации
   оказывать  содействие  в  организации  кооперативов и выделении им
   земельных участков.
       2. Земельный  участок  первоначально  выделяется кооперативу в
   срочное  пользование.   После   утверждения   проекта   внутренней
   планировки и застройки,  вынесения в натуру земельного участка или
   по окончании  строительства  за  членами  кооператива  оформляются
   конкретные земельные участки в собственность или на ином праве.
       Земли общего пользования (дороги,  проезды, площадки, охранные
   зоны и другие) предоставляются кооперативу как юридическому лицу в
   собственность или на ином праве.
       3. Земельный    участок    гаражному   или   животноводческому
   кооперативу в соответствии с его уставом может быть предоставлен в
   собственность с определением паев его членов.
       4. Предоставление     земельного      участка      кооперативу
   осуществляется    после    утверждения   списка   его   членов   и
   государственной регистрации кооператива в установленном порядке.
       5. Планировка    земельных    участков    вновь    создаваемых
   садоводческих  и  дачных   кооперативов   должна   проводиться   в
   соответствии с требованиями, установленными для поселений.

       Статья 65. Особенности   приобретения     прав     на    землю
   приватизированным предприятием

       1. Собственник  предприятия,  приватизированного  в   порядке,
   установленном  законодательством  о приватизации государственных и
   муниципальных предприятий (гражданин или юридическое лицо), обязан
   в  шестимесячный  срок  со  дня  вступления  в  права собственника
   оформить право владения фактически занимаемым земельным участком.
       2. Условия,   на  которых  предоставляется  земельный  участок
   (право собственности,  постоянного (бессрочного)  пользования  или
   аренды,   наличие   сервитутов  и  обременений),  определяются  на
   основании  настоящего  Кодекса,   законов   субъектов   Российской
   Федерации   и   нормативных   правовых   актов   органов  местного
   самоуправления.
       3. Право  на  земельный участок приватизированного предприятия
   оформляется после инвентаризации земельного участка.
       В оформлении    неиспользуемых   и   незастроенных   земельных
   участков,   за   исключением   резервных    земельных    участков,
   предназначенных   для   развития  приватизированного  предприятия,
   должно быть отказано.

       Статья 66. Придомовые  земельные участки многоквартирных жилых
   домов

       1. Придомовые  земельные  участки многоквартирных жилых домов,
   находящихся  в  государственной  или  муниципальной  собственности
   (либо  частично  приватизированных),  являются государственной или
   муниципальной  собственностью  и  предоставляются   в   постоянное
   (бессрочное)  пользование организациям,  осуществляющим управление
   указанными домами.
       2. При  создании  единого комплекса имущества в жилищной сфере
   при приватизации всех жилых и нежилых помещений и образовании  при
   этом   жилищного   товарищества   придомовые   земельные   участки
   передаются  данному   товариществу   в   постоянное   (бессрочное)
   пользование   или  аренду  в  соответствии  с  законами  субъектов
   Российской Федерации.
       3. Порядок   пользования   придомовыми   земельными  участками
   многоквартирных  жилых  домов  определяется   законами   субъектов
   Российской   Федерации,   нормативными  правовыми  актами  органов
   местного самоуправления, а также уставом жилищного товарищества.

       Статья 67. Предоставление  земельных  участков   под   линиями
   электропередач  и  в  санитарно  -  защитных  зонах   промышленных
   предприятий

       1. Запрещается новое  предоставление  земельных  участков  под
   линиями электропередач и в санитарно - защитных зонах промышленных
   предприятий для организации садоводческих кооперативов.
       Земельные участки  под  линиями электропередач и в санитарно -
   защитных  зонах  промышленных  предприятий  могут  предоставляться
   только для огородов и сенокосов по согласованию с их владельцами.
       2. В   многолесной   зоне   Российской  Федерации  разрешается
   увеличение   до   установленных   размеров   земельных    участков
   садоводческих    кооперативов,   ранее   созданных   под   линиями
   электропередач,  за  счет  прилегающих  лесных  участков  в  целях
   уменьшения   негативного   воздействия   линий  электропередач  на
   здоровье человека.

       Статья 68. Пользование землями  при проведении  изыскательских
   работ

       1. Предприятия,   учреждения   и  организации,  осуществляющие
   изыскательские работы,  проводят их на всех землях  независимо  от
   целевого  назначения на основании принятых в установленном порядке
   решений  о  проведении  этих  работ  и  договоров,  заключаемых  с
   собственником,    владельцем,    пользователем   или   арендатором
   земельного участка.  Земельные участки, необходимые для проведения
   изыскательских работ, не изымаются.
       2. В  договорах  определяются сроки проведения работ и размеры
   платежей  за  использование  земельных  участков,  обязанности  по
   возмещению убытков и приведению земель в состояние,  пригодное для
   использования по целевому назначению.
       В случае не достижения соглашения спор рассматривается в суде.
       3. Предприятия,   учреждения   и  организации,  осуществляющие
   изыскательские  работы,  после  приведения  земельных  участков  в
   состояние,  пригодное  для  использования  по целевому назначению,
   сдают  их  по  акту  собственникам,  владельцам,  пользователям  и
   арендаторам земельных участков.
       4. Приведение земельных участков в  состояние,  пригодное  для
   использования  по  целевому назначению,  производится в ходе работ
   или в сроки, предусмотренные договорами.
       5. Предприятия,   учреждения   и  организации,  осуществляющие
   изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют
   занятия  земельных участков или их частей под временные постройки,
   размещение оборудования,  техники,  складов и  прочих  сооружений,
   ограничивающих полностью или частично использование этих земельных
   участков    собственниками,    владельцами,    пользователями    и
   арендаторами,   выплачивают  соответственно  земельный  налог  или
   арендную плату  и  полностью возмещают собственникам,  владельцам,
   пользователям и арендаторам причиненные им убытки.

       Статья 69. Предоставление   земельного   участка    на   праве
   приобретательной давности

       1. Граждане и юридические лица  имеют  право  приобретательной
   давности    на   право   пользования   земельными   участками   из
   государственных или муниципальных земель,  которыми они владеют  и
   пользуются  непрерывно и открыто без юридического оформления ранее
   чем с 1 января 1991 года.
       Данное правило   распространяется  на  земельные  участки  для
   садоводства,   животноводства,   огородничества,   индивидуального
   жилищного, дачного и гаражного строительства.
       Это означает преимущественное право таких лиц  на  юридическое
   оформление    земельных   участков   в   постоянное   (бессрочное)
   пользование или аренду  в  случае  намечаемой  передачи  земельных
   участков другим лицам для тех же целей.
       В случае изъятия таких земельных участков для другого целевого
   назначения лицам,  имеющим право приобретательной давности, должны
   быть предоставлены взамен земельные участки или возмещены убытки.
       2. Граждане и юридические лица имеют преимущественное право на
   приобретение в собственность земельных участков из государственных
   и муниципальных земель,  которыми они непрерывно,  добросовестно и
   открыто  пользуются  более   пятнадцати   лет   без   юридического
   оформления  своих  прав,  если  на  данные  земельные  участки  не
   запрещается установление права частной собственности  и  если  они
   продаются   или  передаются  безвозмездно  для  того  же  целевого
   назначения.
       В других  случаях  приобретательная  давность на возникновение
   права собственности на  земельный  участок  из  государственных  и
   муниципальных земель не распространяется.
       Право приобретательной   давности   устанавливается   органами
   исполнительной  власти,  органами  местного  самоуправления  или в
   судебном порядке.
       3. Возникновение     права    собственности    на    основании
   приобретательной  давности  на  земельный  участок,  принадлежащий
   другому собственнику, регулируется гражданским законодательством.

       Статья 70. Установление   границ   земельного    участка    на
   местности. План земельного участка

       1. План земельного участка - топографический  план  земельного
   участка  (в  удобном  для  использования  масштабе),  на котором в
   границах  данного  земельного  участка   в   условных   знаках   и
   обозначениях,  применяемых  в землеустройстве,  показаны полностью
   вся ситуация и рельеф на момент последней съемки в соответствии  с
   последним по времени проектом землеустройства.
       2. Предварительное определение границ  земельного  участка  на
   местности  и  картах  осуществляется при выборе земельного участка
   для отвода до принятия постановления о его предоставлении.
       3. После  принятия  постановления  о предоставлении земельного
   участка с  соответствующим  территориальным  органом  федерального
   органа  исполнительной  власти  по управлению земельными ресурсами
   заключается  договор,  в  котором  определяются  порядок  и  сроки
   установления границ на местности.
       Установление границ   земельного    участка    на    местности
   производится  по  правилам,  предусмотренным федеральным законом о
   землеустройстве.
       4. Подготовка    плана    и   описание   земельного   участка,
   установление  межевых  знаков  осуществляются  за   счет   средств
   получателя  земельного участка,  если иное не установлено законами
   субъектов Российской Федерации.
       5. План  и  описание  земельного участка,  вынос его границ на
   местность выполняются организациями или гражданами, имеющими право
   на проведение  землеустроительных  работ,  и  после  проверки   на
   местности  утверждаются  соответствующим  территориальным  органом
   федерального органа исполнительной власти по управлению земельными
   ресурсами.   Утвержденный   план   земельного  участка  становится
   неотъемлемой частью документов,  удостоверяющих право на земельный
   участок.
       6. Подлинные  планы  земельных участков хранятся в кадастровом
   деле, копии выдаются на руки владельцу земельного участка.
       7. В  таком  же  порядке  производится установление границ при
   отчуждении части земельного участка.

       Статья 71. Документы о правах на земельные участки

       1. Документами,  удостоверяющими права на  земельный  участок,
   предоставляемый   из  государственных  или  муниципальных  земель,
   являются   свидетельство   о   праве   собственности   на   землю,
   свидетельство   о   праве   пожизненного   наследуемого  владения,
   свидетельство  о  праве  постоянного   (бессрочного)   пользования
   земельным   участком,   договор   аренды   или   договор  срочного
   пользования земельным участком.
       В этих    документах    указываются    право,    на    котором
   предоставляется    земельный    участок,    наличие    сервитутов,
   обременений,  целевое назначение, разрешенное использование, сроки
   освоения земельного участка.
       Документами, удостоверяющими  права,  возникающие в результате
   совершения  сделок  с  землей,   являются   зарегистрированные   в
   установленном    порядке   договоры,   прошедшие   государственную
   регистрацию.
       Формы указанных    свидетельств    и    примерных    договоров
   утверждаются Правительством Российской Федерации.
       2. Ранее  выданные  документы  о  праве на земельные участки в
   случае совершения сделок  об  отчуждении  недвижимости  сдаются  в
   органы государственной регистрации прав на земельный участок.
       3. Документы о праве на земельные участки,  выданные  органами
   местного самоуправления,  органами исполнительной власти субъектов
   Российской Федерации в пределах их полномочий,  признаются на всей
   территории Российской Федерации.

       Статья 72. Обязательность  государственной регистрации прав на
   земельные участки

       1. Права граждан, юридических лиц, государства и муниципальных
   образований  на  земельные  участки  в  целях их защиты и честного
   ведения дел подлежат государственной регистрации.
       2. Записи   о   правах   и   об   обязанностях  собственников,
   владельцев,  пользователей  и  арендаторов  земельных  участков  в
   документах    государственной   регистрации   являются   основными
   правоустанавливающими доказательствами в суде.
       3. Государственной    регистрации    подлежат    как   впервые
   возникающие  права  на  земельные  участки  при  их  получении  из
   государственных  и  муниципальных  земель,  так  и приобретенные в
   результате сделок с земельными участками и другой недвижимостью.
       4. Государство  не  гарантирует  защиту  и  неприкосновенность
   незарегистрированных прав на земельный участок.
       5. Порядок  государственной  регистрации  земельных участков и
   основания для отказа в такой регистрации устанавливаются законом о
   государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
   с ним.

       Статья 73. Момент возникновения права на земельный участок

       1. Право собственности и другие права  граждан  и  юридических
   лиц  на  земельные  участки,  передаваемые  из  государственных  и
   муниципальных  земель,  возникают  после  установления  границ  на
   местности,  составления  планов  и  описаний  земельных участков и
   государственной регистрации документов,  удостоверяющих  права  на
   земельные участки.
       2. При проведении землеустройства право собственности и другие
   права  на  земельные  участки  возникают  после  вступления в силу
   утвержденного плана землеустройства и государственной  регистрации
   земельных участков.

       Статья 74. Обжалование  решений  об  отказе  в  предоставлении
   земельных участков

       Постановления органов  исполнительной   власти   или   решения
   органов   местного   самоуправления  об  отказе  в  предоставлении
   земельных  участков  гражданам  и  юридическим  лицам  могут  быть
   обжалованы    в    суд.   Просрочка   в   рассмотрении   заявлений
   приравнивается к отказу в предоставлении земельных участков.
       При рассмотрении   дела   суд  имеет  право  вынести  решение,
   подтверждающее обоснованность отказа в  предоставлении  земельного
   участка  или  неправомерность  отказа.  Решение  суда  в последнем
   случае является  основанием  для  оформления  права  на  земельный
   участок и подлежит исполнению в установленном законом порядке.

                    Глава XIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
                СОБСТВЕННИКОВ, ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
                    И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

       Статья 75. Права  собственников,  владельцев,  пользователей и
   арендаторов земельных участков

       Собственники, владельцы,  пользователи и арендаторы  земельных
   участков осуществляют владение,  пользование и распоряжение ими по
   своему усмотрению любыми способами и в той мере, в какой владение,
   пользование   и   распоряжение  земельными  участками  допускаются
   настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

       Статья 76. Обязанности       собственников,        владельцев,
   пользователей и арендаторов земельных участков

       1. Собственники,    владельцы,   пользователи   и   арендаторы
   земельных   участков   несут   бремя   их   содержания   и   бремя
   ответственности за нарушение земельного законодательства.
       2. Собственники,   владельцы,   пользователи   и    арендаторы
   земельных участков обязаны:
       1) использовать полностью земельные участки в  соответствии  с
   их  целевым  назначением,  а  также  способами,  которые не должны
   наносить ущерб  земле  как  природному  объекту  и  хозяйственному
   объекту;
       2) не нарушать прав собственников, владельцев, пользователей и
   арендаторов соседних земельных участков;
       3) устанавливать и сохранять межевые,  геодезические и  другие
   специальные информационные знаки на земельных участках;
       4) повышать  плодородие  почв,  осуществлять  мероприятия   по
   использованию  и  охране  земель,  соблюдать  порядок  пользования
   лесами,  водными  и  другими  природными  объектами,  а  также  не
   допускать причинение ущерба окружающей природной среде;
       5) соблюдать установленные режимы использования земель;
       6) своевременно  приступать к использованию земельных участков
   в случаях,  если сроки освоения земельных  участков  предусмотрены
   законодательством,  нормативными правовыми актами органов местного
   самоуправления или договорами;
       7) своевременно производить платежи за земельные участки;
       8) осуществлять строительство,  благоустройство  и  содержание
   зданий,  строений, сооружений на земельных участках в соответствии
   с градостроительными,  строительными,  экологическими, санитарно -
   гигиеническими,   противопожарными    и    иными    установленными
   требованиями (нормами, правилами, нормативами);
       9) своевременно представлять в органы государственной власти и
   органы  местного  самоуправления  установленные  законодательством
   сведения об использовании земель;
       10) оказывать   содействие   должностным   лицам    специально
   уполномоченных  органов  государственной  власти  по  контролю  за
   использованием  и  охраной  земель  в  осуществлении   ими   своих
   полномочий в пределах компетенции;
       11) хранить  и  передавать  правопреемнику   планы   земельных
   участков, иные документы о праве на земельные участки.
       Иные обязанности  собственников, владельцев,  пользователей  и
   арендаторов  земельных  участков  могут  быть  установлены другими
   федеральными законами,  законами субъектов  Российской  Федерации,
   нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
       3. Собственники,   владельцы,   пользователи   и    арендаторы
   земельных  участков  в случае возникновения надобности в земельных
   участках для государственных и муниципальных нужд обязаны уступить
   государству  или муниципальному образованию свои земельные участки
   или их части при условии соблюдения гарантий  прав,  установленных
   статьей 123 настоящего Кодекса.
       4. Владельцы,  пользователи и арендаторы земельных участков  в
   случаях   невозможности   использовать   по   каким-либо  причинам
   земельные участки или  их  части  обязаны  сообщить  собственникам
   земельных  участков  о  сроках не использования земельных участков
   или  их частей.  Собственники земельных  участков  в  этом  случае
   вправе передать данные земельные участки или их части другим лицам
   на указанный срок.

       Статья 77. Сохранение  права   на   земельный   участок    при
   разрушении здания, строения, сооружения

       1. При  разрушении  здания,  строения,  сооружения от пожаров,
   стихийных бедствий и других обстоятельств  непреодолимой  силы,  а
   также  от  ветхости  право  на  земельный  участок  сохраняется за
   собственником,  владельцем,  пользователем земельного участка  при
   условии  начала  восстановления  в  установленном  порядке здания,
   строения, сооружения в течение трех лет.
       По истечении  указанного  срока  право  собственности или иное
   право на земельный участок прекращается по основаниям и в порядке,
   которые предусмотрены статьями 116, 117 настоящего Кодекса.
       Орган исполнительной власти или орган местного  самоуправления
   вправе  продлить  этот  срок,  а  в  случае  спора срок может быть
   продлен в судебном порядке.
       2. Условия  сохранения  права  аренды  на  земельный участок в
   случаях,  указанных в  пункте  1  настоящей  статьи,  определяются
   договором,  а  если  договором  они  не  предусмотрены,  действуют
   правила пункта 1 настоящей статьи.

       Статья 78. Осуществление прав на земельный участок

       1. Граждане и юридические лица осуществляют  принадлежащие  им
   права  на  земельные  участки  по своему усмотрению,  если иное не
   установлено земельным законодательством.
       2. Отказ  лица  от  осуществления  принадлежащих  ему  прав на
   земельный участок допускается,  если такой  отказ  не  затрагивает
   права  и  интересы  других  лиц  и  не  наносит  ущерб  окружающей
   природной среде.
       3. Отказ   граждан   и   юридических   лиц   от  осуществления
   принадлежащих им прав на земельные  участки  не  влечет  за  собой
   прекращения  их обязанностей,  установленных статьей 76 настоящего

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное