Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ГКАП РФ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1992-1993 ГГ.)" (ВМЕСТЕ С ПИСЬМОМ ГКАП РФ N ЛБ/184, МВД РФ N 1/209, МИНПРИРОДЫ РФ N 01-01/72-81, ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РФ N 01-20/1-11, ГОССТАНДАРТА РФ N 230-7/1, ГТК РФ N 01-13/56, РОСКОМТОРГА N 1-021/32-19, ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N НК/7-6, ПРОКУРАТУРЫ РФ N 1-ГП-2-93 ОТ 16.01.93)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   +          +--+государственного  +-+ Федеральные ¦ ¦ Прокуратура ¦
   ¦Минприрода¦  ¦управления,       ¦ ¦ и местные   +-+    Закон    ¦
   ¦России    ¦  ¦осуществляющие    ¦ ¦ судебные    ¦ ¦ "О прокура- ¦
   ¦ст. 40    ¦  ¦контроль за безо- ¦ ¦ органы      ¦ ¦     туре"   ¦
   ¦Закона    ¦  ¦пасностью товаров ¦ ¦             ¦ ¦             ¦
   ¦          ¦  ¦(работ, услуг)    ¦ ¦ст. 16 Закона¦ ¦             ¦
   ¦          ¦  ¦ ст. 40 Закона    ¦ ¦             ¦ ¦             ¦
   L---T-------  L---------T--------- ¦             ¦ ¦             ¦
       ¦                   ¦          ¦             ¦ ¦             ¦
   ----+-------------------+-¬        ¦             ¦ ¦             ¦
                             ¦        ¦             ¦ ¦             ¦
                             +--------+             +-+             ¦
   ---------------------------        ¦             ¦ ¦             ¦
                                      ¦             ¦ ¦             ¦
   -----------------------------------+             +-+             ¦
                                      ¦             ¦ ¦             ¦
                                      L-------------- L--------------
   
       В соответствии со ст.  39 упомянутого Закона ГКАП России и его
   территориальные  управления  осуществляют государственный контроль
   за соблюдением законодательства о защите  прав  потребителей.  Тем
   самым   ГКАП   России   определен   ведущим   федеральным  органом
   исполнительной  власти,  осуществляющим  контроль  за  соблюдением
   законодательства  о  защите  прав  потребителей.  Круг полномочий,
   которыми наделен Комитет,  включает  пресечение  монополистической
   деятельности    хозяйствующих    субъектов    и   недобросовестной
   конкуренции  на  рынке  потребительских  товаров  (работ,  услуг),
   направление предписаний изготовителям (исполнителям,  продавцам) о
   прекращении нарушений  прав  потребителей,  наложение  штрафов  за
   уклонение    от    исполнения   или   несвоевременное   исполнение
   предписания,    предъявление    к    продавцам     (изготовителям,
   исполнителям) исков в суды,  арбитражные суды в случае обнаружения
   нарушений   прав    потребителей,    заключение    соглашений    с
   изготовителями,  исполнителями, продавцами о соблюдении ими правил
   и обычаев делового оборота в интересах потребителей.
       ГКАП России  дает  также  официальные  разъяснения по вопросам
   применения законодательства Российской  Федерации  о  защите  прав
   потребителей.  Это  право  является  особенно  значимым,  так  как
   способствует  единообразному  пониманию   и   применению   Закона,
   существенно упрощает и ускоряет рассмотрение дел в судах,  а также
   способствует   внесудебному,   а   значит,   и   более    быстрому
   урегулированию претензий потребителей.
       Помимо ГКАП  России  и его территориальных органов защиту прав
   потребителей в части обеспечения безопасности и качества  товаров,
   соблюдения      правил     торговли,     пресечения     незаконной
   предпринимательской   деятельности,   производства    и    продажи
   фальсификатов осуществляют Госстандарт,  Госкомсанэпиднадзор, МВД,
   ГТК, Минприроды России, Госторгинспекция Роскомторга.
       Координацию этой работы осуществляет  Госстандарт  России  как
   национальный орган по сертификации. В этих целях он в соответствии
   со статьей 40  Закона  устанавливает  обязательные  требования  по
   безопасности   товаров   (работ,  услуг)  и  порядок  контроля  за
   соблюдением этих требований,  направляет предписания об устранении
   нарушений  требований  по  безопасности  товаров  (работ,  услуг),
   осуществляет  снятие  с  производства,   прекращение   выпуска   и
   реализации  товаров  (работ,  услуг),  не  отвечающих  требованиям
   безопасности,  отзыв их от потребителей, а также информирование об
   этом  потребителей;  предъявляет  иски в суды,  арбитражные суды к
   изготовителям (исполнителям,  продавцам) в  случае  нарушения  ими
   требований  по  безопасности.  Госстандарт России определяет также
   порядок сертификации товаров (работ, услуг), аккредитует органы по
   сертификации,  а  также  испытательные  лаборатории  (центры)  для
   проведения   соответствующих   испытаний,   предоставляет   другим
   юридическим  лицам  право  аккредитации,  осуществляет контроль за
   правильностью  проведения  сертификации  товаров  (работ,  услуг),
   ведет  государственный  реестр сертифицированных,  аккредитованных
   органов  по  сертификации,  испытательных  лабораторий  (центров),
   принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и
   международными  органами,  представляет  Российскую  Федерацию  во
   взаимоотношениях   с   зарубежными   странами   и   международными
   организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).
       Практика применения    законодательства    о    защите    прав
   потребителей   поставила   вопрос   о   координации   деятельности
   министерств и ведомств в этой сфере. В этих целях в январе 1993 г.
   ГКАП,  Минприроды,  Госкомсанэпиднадзор,  МВД,  Госстандарт,  ГТК,
   Роскомторг,  Прокуратура  Российской  Федерации  и  Верховный  Суд
   Российской Федерации подписали совместное письмо  о  согласованных
   действиях  по обеспечению государственной защиты прав потребителей
   товаров,  работ,  услуг.  Соглашение  направлено   на   проведение
   эффективной  практической  работы  по  защите  прав  потребителей,
   пресечение и предупреждение нарушений законных  прав  и  интересов
   потребителей.  Кроме того,  было заключено двустороннее соглашение
   между  ГКАП  России  и  Гострансинспекцией  Минтранса  России   по
   обеспечению государственной защиты прав потребителей работ и услуг
   в   транспортно-дорожном    комплексе    (Приложение    3).    Это
   способствовало  упорядочению и активизации совместной деятельности
   соответствующих  структур  на  местах.  Кроме  того,   аналогичные
   соглашения  были  заключены  в  ряде  регионов  (Хабаровский край,
   Липецкая, Пензенская, Нижегородская области и др.).
       В целях  повышения  эффективности реализации государственной и
   общественной  защиты  прав  потребителей,   обеспечения   делового
   сотрудничества  министерств  и ведомств,  общественных объединений
   потребителей,  привлечения к этой работе научных  организаций  был
   сформирован  Межведомственный координационный совет по защите прав
   потребителей при ГКАП России,  в основные задачи  которого  входит
   экспертиза  проектов  нормативных  актов  и программ,  связанных с
   этими  вопросами.  Совет   внес   большой   вклад   в   разработку
   законопроектов   "О   внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон
   Российской Федерации "О защите прав  потребителей",  "О  рекламе",
   проектов межправительственных соглашений со странами - членами СНГ
   по вопросам проведения  единой  политики  в  области  защиты  прав
   потребителей   и   др.  Функции  и  полномочия  Совета  определены
   Постановлением Правительства Российской Федерации  от  12  февраля
   1994   г.   N  110  "О  Межведомственном  совете  по  защите  прав
   потребителей".  Кроме того, в регионах в настоящее время действуют
   более  60  таких советов,  к работе в которых активно привлекается
   руководство региональных администраций (Приложение 4).
       Так, например,  в  Нижегородской области работа по защите прав
   потребителей   строится   на   основе   соглашения,   заключенного
   одиннадцатью  контрольными,  правоохранительными  территориальными
   органами   и   общественными   организациями.   Координацию   этой
   деятельности  осуществляет  областной совет по делам потребителей.
   Накопленная   практика   совместной   работы   позволила    совету
   разработать  и реализовывать Программу по защите прав потребителей
   Нижегородской  области  на  1994   г.   Программой   предусмотрена
   разработка   соответствующих   нормативных  документов  на  уровне
   области,  проведение комплекса  мер  по  контролю  за  соблюдением
   законодательства    о    защите    прав   потребителей,   созданию
   соответствующей      информационной      системы,       пропаганда
   законодательства   о   защите   прав   потребителей,   просвещение
   потребителей и др.
       Важнейшим направлением   совместной   работы   министерств   и
   ведомств является деятельность  по  совершенствованию  нормативной
   базы,   что   позволяет  установить  правовой  режим  деятельности
   исполнительных органов государственной власти в области реализации
   прав   граждан   и   обеспечивает  надлежащую  конкретизацию  норм
   гражданского законодательства.
       Вместе с   тем   следует   отметить,  что  процесс  разработки
   комплекса подзаконных актов нередко идет сложно и  медленно.  ГКАП
   России   неоднократно   входил  с  предложениями  в  Правительство
   Российской Федерации о принятии мер  по  выполнению  Постановления
   Верховного   Совета   Российской   Федерации  от 7 февраля 1992 г.
   N 2300/1-1  "О  введении   в действие Закона Российской  Федерации
   "О защите  прав потребителей".  Комитет ведет постоянную работу по
   этому  вопросу  с  отраслевыми   министерствами   и   ведомствами.
   Потребовалось  направить  более  10  правительственных  поручений,
   чтобы  активизировать  процесс   разработки   нормативных   актов,
   регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. Последним
   распоряжением Правительства Российской  Федерации  от  10  февраля
   1994 г.  N 188-р утвержден план подготовки 19 нормативных актов на
   1994 г.
       В перспективе,  по  мнению ГКАП России,  для реализации Закона
   Российской Федерации "О защите прав потребителей" понадобится  еще
   около 40 нормативных актов.
       Всего же  в   настоящее   время   утверждено   постановлениями
   Правительства   Российской   Федерации   14   нормативных   актов,
   регулирующих отношения в сфере  защиты  прав  потребителей.  Кроме
   этого,  ГКАП   России   дал заключения по 14 проектам правил,  еще
   8 проектов   правил   прошли    согласование    на    соответствие
   законодательству о защите прав потребителей (Приложение 5).
       Особенно сложно складывается положение дел с комплексом правил
   по  предоставлению  населению  различных видов транспортных услуг.
   Разработка их сдерживается отсутствием утвержденных Правительством
   Российской   Федерации   Воздушного  кодекса,  кодексов  торгового
   мореплавания и  речного  транспорта,  уставов  железнодорожного  и
   автомобильного   транспорта,   в   развитие  которых  должны  быть
   разработаны  и  представлены  на   утверждение   в   Правительство
   Российской  Федерации  правила  перевозок  пассажиров  и багажа на
   соответствующих видах транспорта.
       Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26.05.92
   N  359  было  поручено   министерствам   и   ведомствам   отменить
   ведомственные   нормативные   акты,   в   том   числе  инструкции,
   регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.  Оно до
   сих пор выполнено не в полной мере.
       Министерства и   ведомства,   осуществляющие    контроль    за
   соблюдением   законодательства   о   защите   прав   потребителей,
   обеспечением  безопасности  и  качества  товаров,  работ  и  услуг
   проводят большую практическую работу в этой сфере.
       В 1993 г.  в центральный аппарат ГКАП России  поступило  около
   200  заявлений  граждан на нарушение их прав.  Структура обращений
   граждан по содержанию вопросов приведена на рисунке 3. <*>
       --------------------------------
       <*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
   
       Территориальными управлениями    ГКАП   России   в   1993   г.
   рассмотрено  свыше  16  тысяч  заявлений   по   фактам   нарушения
   законодательства  о защите прав потребителей,  что в 7 раз больше,
   чем в 1992 г.  (рис. 4).   При  этом  в 1993 г. в  сопоставлении с
   1992 г. отмечается значительное снижение доли нарушений по статьям
   6 - 8 - право  потребителей  на  информацию  (30%  против  39%)  и
   увеличение  доли  нарушений  по  статье  5 - безопасность товаров,
   работ, услуг (8% и 16% соответственно) (рис. 5).
       В 1993 г.  около 70%  нарушений законодательства о защите прав
   потребителей  устранено  Комитетом  и  его   теруправлениями   без
   возбуждения дел и судебных разбирательств (1992 г. - около 60%).
       По каждому седьмому заявлению (2425 дел) было возбуждено дело.
   Среди  них:  30%  -  за  отказ  или  предоставление  недостоверной
   информации;
       15% -  за  нарушение  требований  безопасности товаров (работ,
   услуг);
       21% - за нарушение прав потребителей при продаже товара;
       11% - за нарушение прав потребителей при  выполнении  работ  и
   оказании услуг;
       10% - за ненадлежащее качество товара и
       13% - за прочие нарушения.
       По  результатам   рассмотрения   возбужденных   дел     выдано
   2160 предписаний   (89%   от   рассмотренных  дел)  об  устранении
   нарушений законодательства о  защите  прав  потребителей,  из  них
   исполнено на конец 1993 г.- 67% (приложение 6).
       Территориальными управлениями  выдано   23   постановления   о
   наложении  штрафов  на  хозяйствующие  субъекты  за  уклонение  от
   исполнения (несвоевременное исполнение) предписаний о  прекращении
   нарушений  прав  потребителей.  По  15 постановлениям (65%) штрафы
   уплачены в добровольном порядке.  Всего хозяйствующими  субъектами
   по  постановлениям  территориальных управлений выплачено в 1993 г.
   штрафов на сумму около 5 млн. рублей.
       Практика применения  штрафных санкций показывает,  что средний
   размер штрафа составляет немногим более 200 тыс.  рублей. Вместе с
   тем, предельная величина штрафа по действующему законодательству -
   1 млн.  рублей.  Необходимо увеличить размер штрафных санкций, так
   как  для  крупных  хозсубъектов  с  многомиллиардным хозяйственным
   оборотом штрафы в размере до 1 млн. рублей являются незначительной
   мерой.
       Возбуждено 608  административных  дел,  из  них  закончено   с
   привлечением  должностных  лиц  к административной ответственности
   64%.
       В результате    действий    территориальных    управлений    и
   центрального аппарата  ГКАП  России  по  контролю  за  соблюдением
   законодательства  о  защите  прав  потребителей  заменено товаров,
   исправлено работ, услуг, выплачено неустоек, возмещен материальный
   и  моральный  ущерб  на  многие  сотни миллионов рублей.  Данные о
   работе территориальных управлений Комитета за 1993 г.  приведены в
   приложениях 7 - 8.
       Анализ заявлений показал, что основными причинами, вызывающими
   обращения граждан,  являются производство и продажа некачественных
   товаров,  разрушение системы гарантийного обслуживания  населения,
   нарушение   связей  между  хозяйствующими  субъектами  в  пределах
   Российской  Федерации   и   стран   СНГ,   монопольное   положение
   хозяйствующих  субъектов на рынке услуг транспорта и связи.  Часты
   обращения  за  разъяснениями  по  применению   Закона   Российской
   Федерации  "О  защите  прав  потребителей"  граждан,  общественных
   объединений потребителей, а также хозяйствующих субъектов.
       Выполняя задачи  по  государственному  контролю за соблюдением
   законодательства  о  защите  прав  потребителей,  министерства   и
   ведомства,  их территориальные подразделения организуют и проводят
   комплексные  проверки  хозяйствующих   субъектов   по   соблюдению
   законодательства о защите прав потребителей.
       В 1992  -  1993  гг.  ГКАП  России  и   его   территориальными
   управлениями   были   проведены   целевые  проверки  хозяйствующих
   субъектов  по  обеспечению  гарантийного  обслуживания  населения,
   работы  ателье  индивидуального  пошива одежды,  соблюдению правил
   товарного  соседства,  изучению  практики   лицензирования   видов
   деятельности,     обеспечению    электробезопасности    городского
   транспорта,  оказанию  услуг   транспорта,   связи,   торговли   и
   общественного  питания,  посылочной торговли,  нотариальных услуг,
   жилищно-коммунальных, туристических и др.
       Многие из     этих     проверок    проведены    совместно    с
   заинтересованными министерствами и  ведомствами.  В  1994  г.  эта
   работа   продолжается.   Так,  в  целях  обеспечения  безопасности
   продуктов   питания,   профилактики    заболеваемости    населения
   территориальными     органами     Госкомсанэпиднадзора     России,
   Госстандарта России,  ГКАП России,  МВД  России,  Госторгинспекции
   Роскомторга,  Гострансинспекции, а  также  органами по защите прав
   потребителей    при    местных    администрациях,    общественными
   объединениями потребителей только в 1 квартале 1994 года проведено
   свыше   1300   проверок   хозсубъектов.   При   рассмотрении   дел
   территориальными  управлениями  ГКАП  России  за  этот  же  период
   выявлено 628 нарушений прав потребителей вследствие  ненадлежащего
   качества  и  нарушений  требований  безопасности  товаров  (работ,
   услуг).
       Право потребителей на качество и безопасность товаров, работ и
   услуг является  важнейшим.  В  условиях  децентрализации  импорта,
   расширения  негосударственных  секторов экономики,  неравномерного
   ассортиментного и стоимостного насыщения  потребительского  рынка,
   неподготовленности  ряда  новых  предпринимателей к добросовестной
   производственной и коммерческой деятельности проблема  обеспечения
   безопасности  и  качества  товаров  в  стране становится более чем
   актуальной.
       Особенно сложное   положение   складывается   с   обеспечением
   безопасности     продовольствия.      Результаты      мониторинга,
   осуществляемого  органами  государственного  контроля и надзора за
   безопасностью  и  качеством  товаров,  свидетельствуют  о  высоких
   уровнях   загрязненности   значительной  части  продуктов  питания
   токсичными химическими  соединениями,  биологическими  агентами  и
   микроорганизмами.
       В 1991 - 1993 гг. в Российской Федерации от 12 до 15% молочных
   продуктов,  рыбы и рыбной кулинарии,  от 7 до 10% мясопродуктов не
   соответствовали  требованиям  стандартов   по   бактериологическим
   показателям.      В     Архангельской,     Калужской     областях,
   Кабардино-Балкарской Республике и Республике Тува  эти  показатели
   были в 2 раза выше.
       В целом по  стране  от  1,5  до  10%  проб  пищевых  продуктов
   содержат тяжелые металлы, в том числе ртуть, свинец, кадмий, медь,
   цинк и другие,  из них от 2,5 до 5% - в концентрациях, превышающих
   предельно    допустимые.    Обострилась    проблема    загрязнения
   продовольствия    микотоксинами.    В   результате   использования
   некондиционного   сырья   возросла   загрязненность   плодоовощной
   продукции  патулином.  Остается  избыточным  содержание нитратов и
   тяжелых металлов в продукции  растениеводства.  Большую  опасность
   представляет наличие в отдельных видах продовольствия, в том числе
   детского питания, одновременно нескольких пестицидов.
       Другими причинами        неудовлетворительного        качества
   вырабатываемой в стране и реализуемой населению продукции являются
   слабая  материально-техническая   база   и   оснащенность   многих
   предприятий  пищевой  промышленности  и  торговли;  низкий уровень
   санитарной культуры и производственной  дисциплины;  использование
   некачественного сырья и компонентов;  ослабление производственного
   и  отраслевого  контроля,  стремление   производителей   сократить
   расходы на контроль за качеством продукции.
       Справочно. Почти половина  предприятий  молокоперерабатывающей
   промышленности  эксплуатируется  от  25  до  50  лет,  многие  без
   капитального  ремонта  и  реконструкции;  свыше   40%   не   имеют
   необходимого  холодильного оборудования,  около 30%  не обеспечены
   водой  гарантированного   качества.   В   Алтайском,   Приморском,
   Хабаровском    краях,    Владимирской,    Калужской,    Рязанской,
   Сахалинской,  Саратовской и ряде  других  областей  каждое  второе
   предприятие находится в неудовлетворительном санитарно-техническом
   состоянии. Аналогичная ситуация отмечается на предприятиях мясо- и
   птицеперерабатывающей промышленности.
       В результате  использования  средств  химизации,  ненадлежащим
   образом  проводимых  работ  по  обезвреживанию  токсичных отходов,
   выбросов  промышленных   предприятий   около   25%   исследованных
   Минприроды    России   образцов   почв   в   местах   производства
   сельскохозяйственной  продукции  содержат  токсичные  элементы   в
   концентрациях, превышающих предельно допустимые.
       По данным Госкомсанэпиднадзора России на  многих  предприятиях
   общественного  питания  и  торговли  имеют  место грубые нарушения
   технологии  приготовления  пищи,   правил   хранения   и   условий
   реализации  продуктов питания,  несоблюдение правил личной гигиены
   персонала.   С   развитием    частного    предпринимательства    и
   приватизацией предприятий ухудшилась обеспеченность производства и
   торговли специалистами,  осуществляющими контроль  за  соблюдением
   санитарно-противоэпидемического  режима,  технологии приготовления
   блюд и требований к их реализации.
       Анализ криминогенной   ситуации   на   потребительском   рынке
   свидетельствует  о  росте  количества  субъектов,  вовлеченных   в
   незаконную    предпринимательскую    деятельность,   связанную   с
   противоправным производством и  реализацией  продуктов.  Только  в
   октябре-декабре  1993  г.,  по выборочным данным МВД России,  в 34
   регионах Российской Федерации выявлено 89,7 тысяч административных
   правонарушений на потребительском рынке, возбуждено 2309 уголовных
   дел за различные нарушения  правил  торговли.  У  правонарушителей
   изъято  продовольственных  товаров на сумму около 5 млрд.  рублей.
   Вскрыто более 370 уголовно наказуемых фактов выпуска  или  продажи
   спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности
   для  жизни  и  здоровья  граждан.  Изъято  356,2  тысячи   бутылок
   фальсифицированной   водки,   90,3  тыс.  литров  спиртосодержащих
   жидкостей.
       На преодоление  правонарушений  в  сфере  незаконного  оборота
   спиртных   напитков   направлено    Постановление    Правительства
   Российской  Федерации  от  22  апреля  1994  г.  N 358 "О мерах по
   восстановлению   государственной   монополии   на    производство,
   хранение,  оптовую  и  розничную  продажу  алкогольной продукции".
   Однако его реализация затруднена,  так как медленно идет  создание
   федеральной системы защиты интересов граждан и государства в сфере
   оборота спиртных напитков.
       Нормы Уголовного       Кодекса      Российской      Федерации,
   предусматривающие ответственность за выпуск или  продажу  товаров,
   не отвечающих требованиям безопасности,  положения статьи 5 Закона
   Российской  Федерации  "О  защите   прав   потребителей"   требуют
   оперативной   разработки  соответствующих  показателей  и  методов
   определения  безопасности   продукции   для   жизни   и   здоровья
   потребителей.  Имеют  место  случаи,  когда  по причине отсутствия
   таких  показателей  в   ряде   нормативно-технических   документов
   уголовные  дела  в  судах  приходится прекращать.  Кроме того,  во
   многих районах и сельской  местности  отсутствуют  лаборатории  по
   производству   специальных  исследований  по  оценке  безопасности
   продукции. В результате органы следствия и дознания не в состоянии
   своевременно  принять  процессуального решения по материалам,  что
   позволяет преступникам использовать этот фактор для  уклонения  от
   ответственности.  В  скорейшем правовом оформлении нуждается также
   порядок  переработки  и  утилизации  (уничтожения)  некачественной
   продукции.
       В отличие  от  давно  сложившейся  системы   поставок,   когда
   внешнеторговой    деятельностью    занимались    лишь    несколько
   государственных организаций, а также Союзкоопвнешторг, в последние
   годы   значительный   объем  продовольствия  поступает  по  прямым
   контрактам  и  договорам  между  предприятиями,  в  том  числе  по
   бартеру,  а  также  в  порядке  индивидуального  завоза отдельными
   гражданами -     предпринимателями.    Только    в    1993    году
   зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасного
   по  своим  качественным  характеристикам,  и послужившего причиной
   тяжелых интоксикаций и заболеваний людей.
       Справочно. Так,  в ноябре 1993 года в Москве  зарегистрированы
   два семейных очага ботулизма с одним летальным исходом,  вызванные
   использованием в пищу мясных консервов итальянского  производства,
   выработанных с нарушением технологии.
       По результатам гигиенической экспертизы  Ростовским  областным
   центром  Санэпиднадзора  была  запрещена реализация крупной партии
   риса,  поступившего  из  Тайваня,  из-за  содержания  в  нем  ряда
   высокоопасных  пестицидов  в концентрациях,  превышающих предельно
   допустимые.
       Санэпидслужбой Приморского  края  и Амурской области в течение
   1993  года  не  были  допущены  к  реализации  более   60   партий
   продовольствия,  в  том  числе  детского ассортимента в связи с их
   недоброкачественностью,  повышенным  содержанием   токсикантов   и
   неудовлетворительными микробиологическими показателями.
       В рамках гуманитарной помощи в страну также поступают продукты
   детского питания, по своим характеристикам непригодные не только в
   питании детей, но и вообще для пищевых целей.
       В Саратовской  области  в  1993  году  была забракована партия
   детского  питания  "Бебител"  из  Венгрии  в  связи  с  измененной
   органолептикой и истекшими сроками реализации.
       В Краснодарском  крае  запрещена  реализация  большой   партии
   продуктов,  в том числе консервы для детского питания, поступившие
   из США,  также в связи  с  наличием  признаков  порчи,  нарушением
   герметичности банок,  истечением сроков их реализации. На консервы
   отсутствовали документы,  подтверждающие их  качество.  Вследствие
   высокой   микробной   обсемененности  браковались  крупные  партии
   детского питания из Финляндии, Голландии и других стран.
       Недостатки в    обеспечении    населения    доброкачественными
   продуктами питания приводят к возникновению  массовых  заболеваний
   острыми кишечными инфекциями (Приложение 9).
       Справочно. Только   в   1993   г.   в   Российской   Федерации
   зарегистрирована 71 вспышка дизентерии и  сальмонеллеза  с  числом
   пострадавших  более  6000  человек.  На протяжении последних лет в
   среднем в год регистрируется 50  -  70  массовых  случаев  пищевых
   отравлений  с  числом пострадавших 1600 - 2700 человек,  от 250 до
   460   групповых    заболеваний    ботулизмом    от    употребления
   недоброкачественных  продуктов  и,  прежде  всего,  грибов  и рыбы
   домашнего  приготовления.  Только  от  ботулизма ежегодно погибает
   60 - 70 человек.
       Не меньшую  озабоченность  специалистов  вызывает  практически
   неуправляемый поток  и  безудержная  реклама   табачных   изделий,
   алкогольной   продукции,   которые  не  должны  рекламироваться  в
   средствах массовой информации в соответствии с ч.  2 ст.  19 Основ
   законодательства   Российской   Федерации   "Об   охране  здоровья
   граждан".  Судебная палата по информационным спорам при Президенте
   Российской  Федерации,  рассмотрев  вопрос о рекламе,  опасной для
   жизни и здоровья, распространяемой средствами массовой информации,
   рекомендовала  обратить внимание Минздравмедпрома России,  органов
   прокуратуры  на  неиспользование  правовых  средств,  в частности,
   ст. 49 ГК РСФСР,  предусматривающей взыскание в доход  государства
   средств,  полученных  от  сделок,  совершенных с целью,  противной
   интересам  государства  и  общества,  для   устранения   нарушений
   упомянутого законодательного акта.
       Результаты проверок,   проводимые   территориальными  органами
   министерств и ведомств,  показывают, что зачастую продукты питания
   реализуются с просроченными сроками годности (реализации).
       Растет число  запретов  на  реализацию  продуктов  питания   в
   приграничных  районах.  Однако  организация  должного  надзора  за
   ввозом продукции на территорию Российской Федерации из стран СНГ и
   государств  Балтии  осложнена  недостатком надлежаще оборудованных
   контрольно-пропускных пунктов на государственных границах, в связи
   с чем часть продукции поступает бесконтрольно.
       Усиление конкуренции на рынке товаров длительного пользования,
   прежде    всего    за    счет    более    качественных   импортных
   непродовольственных     товаров,     заставляет      отечественных
   производителей   уделять   больше  внимания  вопросам  качества  и
   надежности соответствующей продукции, о чем свидетельствуют данные
   проверок Госторгинспекции Роскомторга за соответствующие годы:
   
                                                            Таблица 7
   
         ЗАБРАКОВКА ТОВАРОВ ГОСТОРГИНСПЕКЦИЕЙ В 1992 - 1993 ГГ.
   
                                   (в % от числа проверенных изделий)
    ------------------------T--------------------T------------------¬
    ¦Наименование товаров   ¦      1992 г.       ¦     1993 г.      ¦
    +-----------------------+--------------------+------------------+
    ¦ Мебель                ¦        26          ¦       26         ¦
    ¦ Радиоприемники        ¦        35          ¦       23         ¦
    ¦ Холодильники          ¦        39          ¦       15         ¦
    ¦ Стиральные машины     ¦        87          ¦       53         ¦
    ¦ Магнитофоны           ¦        46          ¦       14         ¦
    ¦ Велосипеды            ¦        47          ¦       46         ¦
    ¦ Электронагревательные ¦                    ¦                  ¦
    ¦ приборы               ¦        45          ¦       15         ¦
    L-----------------------+--------------------+-------------------
   
       Однако в   целом   уровень   забраковок  продукции  продолжает
   оставаться высоким.  В  1993  г.  браковались  практически  каждая
   вторая стиральная машина и велосипед, каждый пятый радиоприемник и
   товары   мебельного   ассортимента,   а   забраковка   телевизоров
   увеличилась в 1,5 раза.
       Значительный процент  забраковок  приходится   на   стиральные
   машины   марок   "Сибирь"  (г.  Омск),  "Волна"  (г.  Н.Новгород),
   "Волжанка" и  "Иволга"  (г.  Волгоград),  "Чайка"  (г.   Копейск),
   "Ивушка"   (г.  Воронеж),  ЗВИ  (г.  Москва);  холодильники  марок
   "Свияга"  и  "Мир"  (г.  Зеленодольск), "Орск  8"  (г.  Оренбург),
   "Полюс" (г.  Златоуст),  "Памир" (г.  Душанбе), "Чинар" (г. Баку),
   "Юрюзань"  (г.   Юрюзань),   "Апшерон"     (г.     Баку),   "Сино"
   (г. Самарканд),   "Норд"  (г.  Донецк),  "Океан"  (г.  Уссурийск);
   магнитофоны марок "Вега" (г.  Бердск),  "Русь 310" (г.  Рязань)  и
   "Романтик" (г. Н.Новгород).
       В целом за  1993  г.  Госторгинспекцией  проведено  64  тысячи
   проверок  по  контролю  качества  и безопасности товаров народного
   потребления.  При  этом  по  62%  проверок имели место забраковки.
   В  промышленности  процент  проверок  с забраковками составил  61%
   (в 1992  г.  68%),  в  оптовой  торговле - 54%  (в 1992 г. 73%), в
   розничной торговле - 58% (в 1992 г. 58%).
       Одной из  причин  продажи  некачественных   товаров   является
   отсутствие  в  большинстве  магазинов предпродажного обслуживания,
   включая проверки товаров.  По оценкам экспертов, в 1993 г. порядка
   70%   торговых  предприятий  не  проводили  должной  предпродажной
   подготовки.  Значительный процент покупателей при первом обращении
   с   претензией  к  хозяйствующим  субъектам  на  качество  товаров
   оставался неудовлетворенным.  Это заставляло население прибегать к
   защите  исполнительных  органов  государственной власти,  судебной
   системы, общественных объединений потребителей, а также органов по
   защите прав потребителей при местных администрациях.
       Проверки выявили снижение качества детских игрушек.  По данным
   Госторгинспекции   Роскомторга  количество  нестандартных  изделий
   увеличилось с   16,9%  в  1992  г.  до  69,2%  в  1993  г.  Анализ
   результатов проверок свидетельствует о том,  что главной  причиной
   выпуска  некачественных,  а  порой  и  опасных для здоровья детей,
   игрушек   является  отсутствие  должного   контроля   за   сырьем,
   нарушение    технологии   производства,   низкая   исполнительская
   дисциплина и др.  Несмотря на введение  обязательной  сертификации
   данной   группы  товаров,  по-прежнему  остается  высоким  процент
   забраковок по  нарушению  санитарно-гигиенических  правил  и  норм
   производства предприятиями - изготовителями.
       Среди товаров легкой промышленности низким  качеством  нередко
   отличаются  швейные  и  верхние  трикотажные изделия,  особенно из
   числа импортируемых гражданами - предпринимателями. Если в 1992 г.
   доля    забракованной    продукции    составляла   9,8%   и   8,3%
   соответственно,  то в 1993 г. эти показатели уже составили 23,8% и
   33,5%.  Продолжает оставаться неудовлетворительным качество обуви.
   В 1993 г. браковалась каждая седьмая пара.
       В целом следует критично отметить, что предпринимаемые меры по
   выявлению  недостатков  товаров,  работ  и  услуг  не  позволяют в
   должной степени отсеивать с рынка  недоброкачественную  продукцию.
   При  этом  среди основных причин сложившегося положения необходимо
   отметить следующие.
       1. Конкуренция   на   потребительском  рынке  только  начинает
   складываться,  многие ценовые и ассортиментные  ниши  в  структуре
   товарного предложения оказались незаполненными. Неравномерно также
   насыщение рынка товаров, работ и услуг в различных регионах.
       2. Население  и  торговля  нередко  не располагают необходимой
   информацией об изготовителях продукции и самой продукции.  В штате
   многих  коммерческих  предприятий,  особенно  созданных не на базе
   предприятий государственной и кооперативной торговли,  отсутствуют
   товароведы - бракеры.
       3. Система   государственного   контроля    и    надзора    за
   безопасностью  и  качеством  товаров оказалась неподготовленной по
   степени   технической   оснащенности,   финансовой   и    кадровой
   обеспеченности  к  децентрализации  импорта  и  резкому увеличению
   количества хозяйствующих  субъектов,  в  первую  очередь  за  счет
   негосударственного сектора экономики.
       Требуются коренные изменения в организации этой  деятельности,
   в   том   числе   за   счет   развития   конкуренции  и  поддержки
   добросовестных   предпринимателей,   упорядочения   и   укрепления
   действующих  систем  контроля  и надзора за безопасностью товаров,
   использования  сертификации  продукции,  введения   лицензирования
   отдельных   видов  деятельности,  укрепления  таможенной  системы,
   расширения информационного обеспечения и др.
       Следует расширить    круг   заинтересованных   министерств   и
   ведомств,  которые имеют право выдавать предписание  о  запрещении
   реализации  товаров  с  просроченным  сроком  годности,  а также о
   запрещении или приостановлении реализации товаров,  работ,  услуг,
   не   имеющих   сертификата  соответствия  либо  указания  о  сроке
   годности.
       Особенно актуальна  проблема  разработки  механизма контроля и
   организации  работ  по  уничтожению,  переработке  и  скармливанию
   животным  пищевых  продуктов,  запрещенных  органами  госнадзора к
   реализации.  Нередко после проведения соответствующих  проверок  и
   обнаружения  некачественной  продукции  предприниматели  стремятся
   направить  ее  в  другие  регионы  России,  либо   иные   торговые
   предприятия,  а  также  страны СНГ.  В настоящее время отсутствует
   нормативный акт,  регламентирующий контроль этих процедур,  в  том
   числе  уничтожение негодной к реализации продукции.  При доработке
   этого нормативного акта необходимо учесть следующее:
       - при   составлении   акта  на  уничтожение,  переработку  или
   скармливание  животным  недоброкачественной  пищевой  продукции  в
   состав комиссии должен входить представитель МВД России,  а также,
   в необходимых случаях, Госветинспекции Минсельхозпрода России;
       - все  расходы  по  уничтожению,  переработке  и  скармливанию
   животным продуктов питания,  запрещенных к реализации,  отнести за
   счет  предприятий,  выпускающих  и реализующих недоброкачественные
   пищевые продукты;
       - кроме   решения   процедурных  вопросов,  необходимо  внести
   положения по усилению ответственности органов Госкомсанэпиднадзора
   России,  Госветинспекции, Госторгинспекции Роскомторга за порядком
   уничтожения недоброкачественных продуктов питания,  запрещенных  к
   реализации.
       Положения инструкции санитарно-технического контроля консервов
   на  производственных  предприятиях,  оптовых  базах,  в  розничной
   торговле  и  на  предприятиях  общественного  питания,   а   также
   Санитарные Правила и Нормы 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения
   особо скоропортящихся  продуктов",  разрешающие  продлевать  сроки
   хранения  пищевых продуктов,  входят в противоречие с требованиями
   Закона  Российской  Федерации  "О защите прав потребителей" (ст. 5
   п. 3,  ст.  18  п.  2)  и  пунктом 1.13 ГОСТ Р-5010699 "Консервы и
   пресервы  из  рыбы  и  морепродуктов (упаковка  и  маркировка)"  и
   п. 2.1.4.  ГОСТ  13534-89  "Консервы  мясные  и   мясорастительные
   (упаковка,  маркировка и транспортирование)". Несмотря на прямой и
   однозначный запрет статьей 18 указанного Закона продажи товаров  с
   просроченным  сроком  годности,  нормами  соответствующих  ГОСТов,
   Госкомсанэпиднадзор   России   своей   ведомственной   инструкцией
   разрешает   после   лабораторных   исследований  продлевать  сроки
   хранения. Необходимо в срочном порядке решить на практике вопрос о
   недопустимости продления сроков реализации товаров,  в том числе и
   из госрезервов.
       Справочно. В   1993  г.  в  Россию  через  Приморскую  таможню
   поступило  из  Аргентины  значительное   количество   мяса   птицы
   производства  Венгрии,  Югославии  1986  -  1987  гг.,  которое  с
   разрешения  Приморской  СЭС  было  признано  условно  годным  (при
   нормативных  сроках  реализации  мороженой  птицы  14  месяцев)  и
   разрешено  к  реализации  через  систему  общественного   питания.
   Несмотря     на     такое    решение    территориального    органа
   Госкомсанэпиднадзора,  в Приморском крае реализация этой продукции
   Госторгинспекцией  Роскомторга  была запрещена.  Однако она успела
   частично проникнуть в другие регионы России. Дальнейшую реализацию
   удалось  предотвратить  в основном силами Приморского и Читинского
   территориальных управлений ГКАП России.
       Организация эффективного  контроля  также  сдерживается  из-за
   отсутствия  экспресс-методов  и  соответствующего оборудования для
   определения   физико-химических   свойств   и   микробиологических
   показателей  пищевого сырья и пищевых продуктов.  При обязательной
   сертификации    пищевых    продуктов     процедура     определения
   физико-химических   и   микробиологических   показателей  занимает
   достаточно длительный период времени,  что делает ее  бесполезной,
   особенно    для   скоропортящихся  продуктов.  Поэтому  необходима
   разработка  экспресс-методов  определения  хотя  бы  преобладающих
   загрязнителей пищевых продуктов (Приложение 10).
       В целях   усиления   контроля   за   состоянием   качества   и
   безопасности товаров,  работ и услуг, повышения ответственности за
   производимую и реализуемую продукцию,  а также для  предотвращения
   производства  опасных для жизни и здоровья людей пищевых продуктов
   необходимо  разработать  систему  дополнительных  мер  в   области
   стандартизации,    санитарного    нормирования    и   обязательной
   сертификации    сельскохозяйственной    и    пищевой    продукции.
   Одновременно   следует  подготовить  с  участием  заинтересованных
   министерств  и  ведомств  Программу  сертификации  почв,   кормов,
   химических  удобрений  и др.,  влияющих на качество и безопасность
   готовой сельскохозяйственной и пищевой продукции.  Кроме  того,  в
   скорейшем  нормативном  оформлении  нуждается  сертификация  сферы
   бытовых услуг.
       Перед исполнительными  органами  государственной  власти стоит
   задача не только  пресекать  нарушения  со  стороны  хозяйствующих
   субъектов   по   жалобам   потребителей,  но  и  предупреждать  их
   возникновение. В ряде регионов России, в основном дальневосточных,
   имеющих  границы  с  КНР,  территориальные  управления ГКАП России
   совместно  с центрами  стандартизации  и  метрологии  Госстандарта
   России,   управлениями  Госторгинспекции  Роскомторга  и  местными
   органами Госкомсанэпиднадзора России провели проверки предприятий,
   реализующих  винно-водочную  продукцию,  товары и продукты питания
   китайского производства на соответствие требованиям  безопасности.
   Продукция, не  соответствующая  этим  требованиям,  изымалась   из
   продажи.  В посольство КНР представлены предложения ГКАП России об
   упорядочении взаимодействия государственных служб  обеих  стран  в
   этом вопросе.
       Работа по    защите    прав    потребителей    в   территориях
   осуществляется в тесном взаимодействии с администрациями субъектов
   Российской  Федерации,  в  том  числе  на  основе принятых главами
   администраций соответствующих постановлений.
   
         2.2. Деятельность органов по защите прав потребителей
                       при местных администрациях
   
       Органы по  защите прав потребителей при местных администрациях
   создаются в соответствии со ст.  42  Закона  Российской  Федерации
   "О защите   прав   потребителей"  в  районах,  городах,  городских
   районах,  поселках,  селах.  Они  призваны  оказывать  оперативную
   помощь  в  восстановлении нарушенных прав непосредственно по месту
   жительства потребителей.
       В целях    обеспечения   единых   принципов   формирования   и
   практической деятельности органов по защите прав потребителей  при
   местной  администрации  ГКАП России были разработаны рекомендации,
   которые  с  соответствующим  поручением  Правительства  Российской
   Федерации   (ВШ-П43-32862   от  2  сентября  1992  г.)  направлены
   администрациям субъектов Российской Федерации.
       В соответствии  со  своей  компетенцией  органы по защите прав
   потребителей  при  местных  администрациях  рассматривают   жалобы
   населения, консультируют потребителей, контролируют изготовителей,
   исполнителей    и    продавцов,    информируют     соответствующие
   государственные  органы  о  поступлении  на  потребительский рынок
   недоброкачественных  товаров,  работ,  услуг,  при   необходимости
   предъявляют  иски  в  суды  по  своей  инициативе или по поручению
   потребителей.
       В настоящее  время  подразделения  по защите прав потребителей
   образованы  более  чем  в  40%  районных, городских администраций.
   В 14 регионах органы  по  защите  прав  потребителей  сформированы
   практически  по  всем  территориям  (Вологодская,   Новосибирская,
   Псковская,    Ивановская,    Тверская,    Московская,   Калужская,
   Костромская,   Орловская,   Липецкая,    Нижегородская    области,
   Краснодарский край и др.) (Приложение 11).
       Формирование этих служб не  везде  проходит  без  искажений  и
   нужными темпами.  Медленно решается данный вопрос в Архангельской,
   Кировской,  Томской,  Брянской,  Читинской, Камчатской, Тюменской,
   Челябинской    областях,   Алтайском   крае.   В   этих   регионах
   подразделения по защите прав потребителей сформированы  менее  чем
   при 20% районных, городских администраций.
       Результаты опроса специалистов территориальных управлений ГКАП
   России  показывают  наличие  объективных и субъективных трудностей
   при формировании органов по защите прав потребителей  при  местных
   администрациях. Главными причинами были названы:
       - отсутствие финансовых средств  у  местных  администраций  на
   содержании этих органов (50% опрошенных);
       - недооценка   руководством   ряда    местных    администраций
   необходимости создания таких подразделений (47%);
       - недостаток квалифицированных кадров (25%).
       34% теруправлений  Комитета  отметили,  что  в настоящее время
   органам по защите прав  потребителей  при  местных  администрациях
   часто  приходится  заниматься  несвойственными для них функциями и
   41% - скорее часто. И это при том, что более половины этих органов
   имеют численность 1 - 2 человека.
       В более  чем  50%  случаев  функции  органов  по  защите  прав
   потребителей  возлагаются  на подразделения местной администрации,
   занимающиеся   вопросами    торговли,    бытового    обслуживания,
   ценообразования, социально-экономическими, развития промышленности
   и др.
       Привязка таких    служб    к   отраслевым   подразделениям   с
   малосовместимыми   функциями   сужает   возможности   полноценного
   контроля за соблюдением Закона Российской Федерации "О защите прав
   потребителей",      затрудняет      осуществление      полномочий,
   предусмотренных ст. 42 Закона, в полном объеме.
       Вразрез с указанным Законом поступают  местные  администрации,
   когда обязанности органов по защите прав потребителей возлагают на
   территориальные   структуры   федеральных    органов    управления
   (Роскомторга,  Госкомсанэпиднадзора России и т.д.). В связи с тем,
   что  деятельность  этих  территориальных   структур   регулируется
   специальными   нормативными   актами,  выполнение  ими  полномочий
   органов по защите прав потребителей при местных администрациях  не
   имеет законной силы.  Так, например, в Краснодарском крае органами
   прокуратуры в ходе  проверок  выявлены  случаи  нарушения  Закона,
   связанные  с  превышением полномочий сотрудникам таких "смешанных"
   подразделений.
       По согласованию с администрациями краев,  областей, автономных
   образований,  территориальные управления ГКАП России  осуществляют
   координацию  деятельности  органов по защите прав потребителей при
   местных администрациях, обеспечивают их методическими материалами,
   оказывают  организационную  помощь  с выездами на места,  проводят
   систематическое   обучение   работников   местных   администраций,
   занимающихся   защитой   прав   потребителей.   Эта  работа  стала
   неотъемлемой частью деятельности всех территориальных  управлений.
   Абсолютное  большинство  теруправлений  ГКАП  России (83%) оценило
   совместную работу с  органами  по  защите  прав  потребителей  при
   местных администрациях как конструктивную.
       В течение  1993  г.  -  I  кв.  1994  г.  в  регионах   России
   проводились   совместные  семинары,  совещания  и  конференции  по
   вопросам  защиты   прав   потребителей   (Мурманская,   Орловская,
   Новосибирская, Иркутская, Тульская области, Алтайский, Хабаровский
   края, Кабардино-Балкарская Республика и др.). В ряде теруправлений
   ГКАП  России организованы стажировки для специалистов этих органов
   (Нижегородское,     Челябинское,     Костромское,      Приморское,
   Калининградское и др.).
       Органы по защите прав потребителей при местных администрациях,
   являясь  самой  разветвленной и многочисленной системой на местах,
   ведут большую практическую работу  по  реализации  государственной
   политики защиты прав потребителей.
       Справочно. Так,  в Тверской области такие органы образованы во
   всех  40  городах  и районах области.  За 1993 год ими рассмотрено
   более 3,0 тысяч жалоб и заявлений граждан по вопросам приобретения
   некачественных  товаров и неудовлетворительного обслуживания.  Все
   обращения рассмотрены в пользу потребителей.
       Службами по защите прав потребителей при местной администрации
   Ярославской области за прошлый год  выявлено  более  одной  тысячи
   нарушений законодательства о защите прав потребителей; большинство
   из них устранено в оперативном  порядке,  134  предпринимательские
   структуры оштрафованы почти на 16 млн.  рублей,  по четырем фактам
   предъявлены иски в судах.
       Органами по защите прав потребителей при местной администрации
   Кемеровской области за 1993 г.  возбуждено  62  иска  в  судах  по
   потребительским делам.
       В Краснодарском крае эти службы  провели  3,3  тысяч  проверок
   предприятий     торговли,    общественного    питания,    бытового
   обслуживания. По фактам нарушений приняты жесткие меры пресечения.
   Общая    сумма    штрафов,    наложенных    на    недобросовестных
   предпринимателей,  составила более 100 млн.  рублей.  Потребителям
   возвращено   около   13   млн.   рублей   в  качестве  компенсации
   материального ущерба.
       Отдача органов  по  защите  прав  потребителей  могла  бы быть
   значительно большей,  если бы они создавались как  самостоятельные
   подразделения  и занимались исключительно выполнением своих прямых
   обязанностей   и   были   полностью   укомплектованы.   Было    бы
   целесообразно  рассмотреть  практику  формирования  и  работы этих
   органов  на  заседании  Правительства   Российской   Федерации   с
   заслушиванием глав местных администраций.
   
            2.3. Практика судебной защиты прав потребителей
   
       В  соответствии   со   статьей  16 Закона Российской Федерации
   "О защите  прав  потребителей"  защита  прав  потребителей   может
   осуществляться  в  судебном  порядке.  Складывающаяся в Российской
   Федерации судебная практика по делам о  защите  прав  потребителей
   выявила ряд проблем,  связанных с применением норм процессуального
   и материального права.
       ГКАП России   совместно   с   территориальными   управлениями,
   Верховным судом Российской Федерации проведена работа по  сбору  и
   анализу судебной практики по делам о защите прав потребителей.
       В большинстве субъектов Российской Федерации в 1993  г.  имело
   место  рассмотрение  судами  дел  о  защите  прав  потребителей  в
   количестве от 2 (Коми-Пермяцкий автономный округ) до 117 (Липецкая
   область).  В республиках Адыгея,  Татарстан, Карачаево-Черкесской,
   Усть-Ордынском,  Бурятском   и   Корякском   автономных   округах,
   Камчатской   и   Рязанской   областях   судами   такие   дела   не
   рассматривались.
       К настоящему  времени  выявился  ряд проблем,  возникающих при
   судебном рассмотрении дел о защите прав потребителей. Часть из них
   имеет  общий  характер для всей системы судопроизводства:  большие

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное