Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.10.2017
USD
58.32
EUR
68.39
CNY
8.8
JPY
0.52
GBP
76.49
TRY
15.75
PLN
15.87
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ГКАП РФ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1992-1993 ГГ.)" (ВМЕСТЕ С ПИСЬМОМ ГКАП РФ N ЛБ/184, МВД РФ N 1/209, МИНПРИРОДЫ РФ N 01-01/72-81, ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РФ N 01-20/1-11, ГОССТАНДАРТА РФ N 230-7/1, ГТК РФ N 01-13/56, РОСКОМТОРГА N 1-021/32-19, ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N НК/7-6, ПРОКУРАТУРЫ РФ N 1-ГП-2-93 ОТ 16.01.93)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   деятельности,  проведенный ГКАП России с участием  территориальных
   управлений, свидетельствует о наличии в ней серьезных недостатков.
   Ряд   принимаемых   по   инициативе   министерств    и    ведомств
   правительственных постановлений,  актов региональных администраций
   о введении лицензирования отдельных видов деятельности зачастую не
   предусматривают   важнейшие   правовые   нормы,   необходимые  для
   регулирования процесса лицензирования,  что  позволяет  трактовать
   эти постановления с позиции ведомственных (местных) интересов. Это
   касается прежде всего конкретного перечня лицензионных требований,
   условий прекращения действия лицензии, либо ее досрочного изъятия,
   размера и  порядка  взимания  лицензионного  сбора,  использования
   поступающих средств,  ответственности органов, выдающих лицензии и
   др.
       Несмотря на  то,  что действующим законодательством полномочия
   лицензирования  не  предоставлены  администрациям  регионов,   ими
   развита  активная деятельность в этом направлении.  Многими из них
   приняты постановления,  устанавливающие  в  регионе  свой  порядок
   лицензирования, предусматривающие незаконное расширение применения
   лицензирования по ряду  отраслей  деятельности.  В  результате,  в
   нарушение статьи 71 Конституции Российской Федерации,  для одних и
   тех  же  видов  деятельности  в  различных  регионах   применяются
   различные   нормы   регулирования   процесса  лицензирования.  Это
   относится в первую очередь к сфере торговли,  где до  сих  пор  не
   разработан   единый  порядок  лицензирования  товаров,  облагаемых
   акцизами,  как это предусматривалось Указом Президента  Российской
   Федерации N 1311 от 29.10.92 "О мерах по защите прав покупателей и
   предотвращении спекуляции".
       Имеют место факты чрезмерного усложнения лицензионных условий,
   выдвижения  неправомерных  требований  со   стороны   лицензионных
   органов  о представлении им документов о деятельности предприятия,
   установления больших лицензионных сборов,  уплата которых делается
   обременительной  для вступающих на рынок новых предпринимательских
   структур,  особенно малых и средних предприятий.  К ним  относятся
   прежде  всего предприятия,  занимающиеся предоставлением услуг,  в
   том числе бытовых,  а также производством потребительских товаров.
   В  результате  такое  расширение  сферы  применения лицензирования
   создает  правовой   хаос,   тормозит   развитие   конкуренции   на
   потребительском   рынке,  приводит  к  повышению  цен  и  тарифов,
   осложняет деятельность по защите прав потребителей.
       Учитывая, что  правовая  и  организационная  неупорядоченность
   лицензионной  деятельности  превращают  ее  в  фактор   торможения
   процесса  развития предпринимательства,  рабочей группой в составе
   Минэкономики,  ГКАП России и др.  подготовлен проект Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  "О  лицензировании отдельных
   видов деятельности",  который в настоящее время согласовывается  в
   федеральных   и   региональных   органах   исполнительной  власти.
   Администрациям   регионов   в   декабре   1993    г.    направлена
   правительственная     телеграмма     об    ограничении    практики
   лицензирования до принятия указанного Постановления.
       Для того,  чтобы  лицензионная  деятельность стала действенной
   мерой  по  недопущению  проникновения  на  рынок  недобросовестных
   предпринимателей,  защиты прав потребителей,  нужна организация на
   местах практической работы не только по выдаче лицензий,  но и  по
   последующему   контролю  за  соблюдением  лицензионных  условий  с
   установлением конкретной ответственности лицензирующих  органов  и
   лицензиатов за свою деятельность.
   
        ГЛАВА IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
            И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
   
        4.1. Создание Межведомственной информационной системы по
                   вопросам защиты прав потребителей
   
       Государственный контроль  за  соблюдением  законодательства  о
   защите  прав   потребителей   требует   создания   соответствующей
   информационной, в том числе статистической, базы.
       Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа
   положения   дел   в   сфере  защиты  прав  потребителей,  принятия
   соответствующих оперативных  и  профилактических  мер,  подготовки
   федеральных и региональных программ по защите прав потребителей.
       В настоящее   время   информационное   взаимодействие    между
   министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей
   при   местных    администрациях    осуществляется    спорадически.
   Становлению единой информационной системы препятствуют техническая
   неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической
   методологии   сбора  и  обработки  информации  по  этим  вопросам.
   Ситуация усугубляется с удаленностью территорий,  низким качеством
   связи.
       Обеспечение оперативного учета и немедленного реагирования  на
   поступающие  от  потребителей  жалобы  и  заявления,  информацию о
   недоброкачественных товарах, является на сегодня одной из наиболее
   актуальных задач.
       Решить эти проблемы призвана  межведомственная  информационная
   система  по  вопросам  защиты  прав потребителей (МИС).  Цель ее -
   обеспечение    государственных    органов    управления,    других
   заинтересованных    организаций    и   населения   оперативной   и
   качественной    информацией,    направленной     на     реализацию
   законодательства о защите прав потребителей.
       Информационная система  должна  обеспечить  решение  следующих
   задач в сфере защиты прав потребителей:
       1. Анализ и  прогнозирование  ситуации  в  сфере  защиты  прав
   потребителей.
       2. Подготовка    государственных    докладов     Правительству
   Российской  Федерации о реализации государственной политики защиты
   прав потребителей.
       3. Разработка  предложений  Правительству Российской Федерации
   по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.
       4. Обмен информацией с заинтересованными организациями,  в том
   числе   зарубежными;   широкое    информирование    населения    и
   общественности.
       5. Разработка  рекомендаций,   методических   материалов   для
   территориальных  органов,  органов по защите прав потребителей при
   местных администрациях,  общественных организаций по  защите  прав
   потребителей.
       6. Оперативное оповещение всех  заинтересованных  организаций,
   граждан о случаях нарушения прав потребителей,  фактах поступления
   в продажу опасных для жизни и здоровья товаров.
       В настоящее  время на основе соглашения между министерствами и
   ведомствами  по  обеспечению  защиты  прав  потребителей   имеется
   возможность  комплексного  решения  задач  по  построению системы,
   разработаны  и  согласованы  перечни  показателей   статистической
   отчетности,  которые  должны  представляться  в  ГКАП  России  для
   формирования  информационных  банков  данных  по соблюдению Закона
   "О защите прав потребителей".
       Предстоит изменить и саму методологию  анализа  статистических
   данных,   перейти  от  сугубо  описательной  практики  фиксируемых
   нарушений к выявлению причин их возникновения.
       Исходя из  межведомственного характера контроля за реализацией
   законодательства  по  защите  прав  потребителей,   информационная
   система  должна быть спланирована как двухуровневая,  с выделением
   центрального аппарата ГКАП России в качестве головного  органа  на
   федеральном   уровне   и  территориальных  управлений  в  качестве
   головных органов на региональном уровне.
   
                            СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
                МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
                        ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ
                           ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (МИС)
   
            -------------------¬                  ----------------¬
            ¦                  ¦            ------+ Международные ¦
            ¦  Центральный     ¦            ¦     ¦ организации   ¦
            ¦  аппарат         +------------+     L----------------
            ¦  ГКАП России     ¦            ¦
            ¦                  ¦            ¦      ---------------¬
            ¦                  ¦            ¦      ¦ Единая       ¦
            L------T---T--------            +------+ федеральная  ¦
         -----------   L-----¬              ¦      ¦информационная¦
         ¦                   ¦              ¦      ¦ система      ¦
         ¦           --------+------¬       ¦      L---------------
         ¦           ¦              ¦       ¦      ---------------¬
         ¦           ¦ Министерства,¦       ¦      ¦ Общественные ¦
         ¦           ¦ ведомства    ¦       ¦      ¦ организации  ¦
         ¦           ¦              ¦       +------+по защите прав¦
         ¦           L--------T------       ¦      ¦ потребителей ¦
         ¦                    ¦             ¦      L---------------
         ¦                    ¦             ¦
   ------+---------¬ ---------+----------¬  ¦      ---------------¬
   ¦Территориальные¦ ¦Территориальные    ¦  ¦      ¦Органы по     ¦
   ¦управления     ¦ ¦органы министерств,¦  ¦      ¦защите прав   ¦
   ¦ГКАП России    ¦ ¦ведомств           ¦  L------+потребителей  ¦
   L---------------- L--------------------         ¦при местных   ¦
                                                   ¦администрациях¦
                                                   L---------------
   
       Система изначально должна отвечать требованиям,  позволяющим в
   дальнейшем   без значительных преобразований в структуре   перейти
   на полностью автоматизированный режим работы и быть  встроенной  в
   единую     федеральную    информационную    систему,    оперативно
   взаимодействовать    с    большим    количеством    пользователей;
   обеспечивать  структурную гибкость,  доступность для пользователей
   (учитывая   их   территориальную   удаленность);   программную   и
   аппаратную совместимость всех блоков системы.
       Она должна строиться по  принципу  открытых  систем,  отвечать
   требованиям  международных  стандартов.  Для  всех  узлов  системы
   необходимо  разработать  унифицированную  комплексную   технологию
   обработки информации,  включающую ввод и предварительную обработку
   данных  (формальный   и   логический   контроль),   их   хранение,
   восстановление,    дублирование   и   оперативное   предоставление
   информации пользователям.
       Информатизация работы  должна  рассматриваться  как  важнейшее
   средство   повышения   эффективности   работы   по   защите   прав
   потребителей.
       МИС должна  стать  составным  блоком   Федеральной   программы
   "Информатизация России".
       Решение задачи   информатизации   невозможно   без    развития
   соответствующей    компьютерно-коммуникационной    инфраструктуры,
   включая  организацию  приема  и  передачи  данных.  Параллельно  с
   решением   указанных   задач    необходимо   форсировать  создание
   информационных банков данных, в том числе региональных.
       В настоящее   время   даже   при   ограниченных   возможностях
   Антимонопольный комитет уже создал  банки  данных  об  органах  по
   защите прав потребителей при местных администрациях,  общественных
   объединениях  потребителей,  координационных  советах   по   делам
   потребителей,    реализации   законодательства   о   защите   прав
   потребителей.
       Создание МИС   будет   происходить   поэтапно   (по   пусковым
   комплексам):
       1 этап  -  формирование головного блока системы в ГКАП России,
   организация взаимодействия  с  регионами  в  лице  территориальных
   управлений. На этом же этапе проводится наращивание информационной
   базы системы и разработка прикладных задач;
       2 этап  -  отладка  и  расширение  области  действия системы с
   включением  интегральных  баз  данных  по  регионам.   Организация
   взаимодействия с информационными центрами министерств и ведомств;
       3 этап  -  подключение  к  другим  информационным  системам  и
   телекоммуникационным       сетям,       создание       предпосылок
   межгосударственного обмена информацией.
       Второй и    третий   этапы   формирования   МИС   предполагают
   использование совместимых  программных  и  аппаратных  средств,  а
   также     доступ    всех    участников    МИС    к    используемым
   телекоммуникационным сетям.
       Финансирование работ   может   осуществляться  за  счет  таких
   источников,  как  бюджетные  средства,  средства   министерств   и
   ведомств,    помощь   российских,   зарубежных   и   международных
   организаций.
       Необходимо также  создание  специального  учета  рассмотренных
   судами дел по защите прав потребителей.
       Единый государственный   учет  и  отчетность  по  направлениям
   законодательства о защите прав  потребителей,  разработка  условий
   использования  информации  контролирующими  и  правоохранительными
   субъектами и порядка направления сведений в органы внутренних  дел
   и  прокуратуры должны способствовать эффективному решению вопросов
   защиты прав потребителей.
   
           4.2. Совершенствование законодательной базы защиты
                           прав потребителей
   
       4.2.1. Подготовка  изменений  и  дополнений в Закон Российской
   Федерации "О защите прав  потребителей"  на  основе  практики  его
   применения
   
       Применение Закона  "О защите прав потребителей" показало,  что
   данный нормативный акт содержит положения,  позволяющие достаточно
   эффективно   формировать   государственную  политику  защиты  прав
   потребителей,  обеспечивать интересы потребителей и организовывать
   взаимодействие  государственных органов и общественных объединений
   по защите прав потребителей.  Вместе с тем,  учитывая,  что  Закон
   создавался  в  1991  г.,  ряд  его положений потребовал уточнения.
   Практика  применения  Закона  выявила  основные  направления   его
   совершенствования:
       1) уточнение ряда определений и общих положений Закона;
       2) урегулирование  отношений  потребителей и предпринимателей,
   связанных с инфляционными процессами;
       3) расширение  полномочий  органов по защите прав потребителей
   при местных администрациях;
       4) конкретизация     компетенции    и    полномочий    органов
   государственного   управления,    осуществляющих    контроль    за
   соблюдением  законодательства о защите прав потребителей,  в целях
   увеличения эффективности и согласованности этой деятельности.
       Такой выбор был сделан на основе анализа более 25 тысяч дел по
   заявлениям и жалобам потребителей, рассмотренных ГКАП России и его
   территориальными управлениями   за   1992  -  1993  гг.,  а  также
   обширного опыта работы органов по  защите  прав  потребителей  при
   местных администрациях, судебных органов, общественных организаций
   потребителей.  Разработка  изменений  и  дополнений  предусмотрена
   Планом   действий  Совета  Министров  -  Правительства  Российской
   Федерации на 1993 - 1994 гг. по реализации первого этапа Программы
   "Развития  реформ  и  стабилизации Российской экономики".  В целом
   законопроект  получил   одобрительные   оценки   и   направлен   в
   Правительство    Российской    Федерации   для   представления   в
   Государственную Думу.
       Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит укрепить
   правовые основы реализации государственной политики в сфере защиты
   прав потребителей.
   
       4.2.2. Совершенствование норм гражданского, административного,
   уголовного законодательства
   
       Законодательство о защите прав потребителей представляет собой
   комплексную  отрасль права,  включающую нормы нескольких отраслей.
   Основу составляют гражданско-правовые нормы,  и  это  естественно,
   поскольку   отношения   потребителя   и  предпринимателя  являются
   отношениями двух равных субъектов,  не  находящихся  в  отношениях
   власти и подчинения,  а,  следовательно,  регулируются гражданским
   правом.  Специфика этих отношений,  потребовавшая выделения норм в
   области   прав   потребителей  в  отдельную  комплексную  отрасль,
   заключается   в   необходимости   обеспечить   усиленную    защиту
   потребителей.    Однако    часть    отношений    потребителей    и
   предпринимателей регулируется не специальными,  а  общими  нормами
   гражданского    законодательства.    В   настоящее   время   нормы
   Гражданского Кодекса,  например,  устанавливают сокращенные  сроки
   давности  по  искам о недостатках проданных вещей,  что,  в случае
   применения этих норм судом,  не способствует соблюдению  интересов
   потребителей.   В   связи  с  этим  представляется  целесообразным
   исключить из гражданского  законодательства  норму  о  сокращенном
   сроке давности по искам о недостатках проданных вещей.
       В своей  практике  ГКАП  России  неоднократно  сталкивался   с
   ситуациями  оказания гражданам различных услуг в финансовой сфере,
   банковских,  страховых,  трастовых и  некоторых  иных  услуг.  Эта
   деятельность  регулируется  специальным  законодательством,  но  в
   процессе  оказания  такого  рода   услуг   между   гражданином   и
   предпринимателем складываются отношения, формально подпадающие под
   действие Закона "О  защите  прав  потребителей".  В  то  же  время
   специфика   этих   отношений,   характер   договора  не  позволяют
   однозначно применить  к  ним  указанный  Закон.  В  связи  с  этим
   необходима   разработка   законодательного  акта  по  защите  прав
   потребителей   таких   специфических   услуг,   как    финансовые,
   банковские,  страховые  и т.п.  Такой законодательный акт не будет
   противоречить    действующему    специальному    законодательству,
   регулирующему   указанные  виды  деятельности,  поскольку  предмет
   регулирования у этих нормативных актов  будет  разным.  Содержание
   деятельности  должно регулироваться специальным законодательством,
   а организационная сторона отношений - законодательством  о  защите
   прав потребителей.
       Являясь комплексной отраслью права,  законодательство о защите
   прав  потребителей включает в себя административно-правовые нормы,
   в   основном   касающиеся   ответственности.    Применительно    к
   административной   ответственности   следует  иметь  в  виду,  что
   определяющие ее нормы нуждаются в  конкретизации  с  точки  зрения
   состава административного правонарушения. В настоящее время Кодекс
   РСФСР об административных правонарушениях включает статьи, которые
   в ряде случаев неадекватны реальному положению вещей, поскольку не
   охватывают всех  существующих  ситуаций,  что  позволяет  избегать
   ответственности за нарушения в области торговли и обслуживания.
       Аналогичное замечание  следует  сделать  и  относительно  норм
   уголовного  законодательства.  ГКАП  России считает целесообразным
   рассмотреть  вопрос  о  внесении  изменений   или   дополнений   в
   административное    и   уголовное   законодательство,   касающихся
   ответственности за нарушения прав потребителей.
       Многие проблемы  применения  законодательства  возникают из-за
   отсутствия в КоАП РСФСР,  УК  РСФСР  скорректированного  на  новые
   экономические   условия   определения   должностного  лица  органа
   государственной власти и хозяйствующего субъекта.
   
       4.2.3. Перспективы развития  законодательства  о  защите  прав
   потребителей
   
       Работа по  совершенствованию  законодательства  о  защите прав
   потребителей должна вестись в следующих направлениях.
       1. Необходимо      заполнить     пробелы     в     действующем
   законодательстве,  приняв  такие  законы,   как   "О   независимой
   потребительской  экспертизе",  "О рекламе",  "О праве на получение
   льгот и преимуществ в  сфере  торгового,  бытового  и  иных  видов
   обслуживания"  и  др.  В  настоящее  время ведется разработка этих
   проектов.
       Потребитель на  рынке сертификационных услуг должен находиться
   в равном положении  по  отношению  к  продавцам,  изготовителям  и
   экспертам.  Закон о независимой потребительской экспертизе призван
   регулировать   отношения,   возникающие    между    потребителями,
   изготовителями,  продавцами  и независимыми экспертами по вопросам
   проверки,  объективной оценки  и  информирования  заинтересованной
   стороны о реальном состоянии подвергшейся экспертизе продукции.
       В соответствии с этим положением должна строиться и  структура
   Закона:  преамбула,  содержащая основные понятия,  употребляемые в
   разрабатываемом Законе;  условия  соблюдения  статуса  независимой
   стороны при проведении экспертизы;  функции независимой экспертизы
   (порядок финансирования независимой экспертизы).
       К числу основных (общих) положений могут быть отнесены статьи,
   определяющие порядок функционирования,  установление требований  к
   НПЭ  как  независимой  от  заинтересованных в результатах проверки
   сторон,  информирования о результатах экспертизы.  В Законе должны
   быть определены нормы, регулирующие статус независимой экспертизы,
   включая:  положение  об   ответственности   за   объективность   и
   достоверность  заключений  по  проверкам;  правовые последствия за
   искажение результатов оценок;  конкретные меры ответственности  за
   невыполнение   требований   к   порядку  проверок;  информирование
   населения и заинтересованных сторон.
       Кроме того,  в  Законе необходимо отразить право заказчиков на
   достоверные сведения по результатам экспертиз,  сроках  выполнения
   проверок, гарантии государственной защиты вследствие недостоверных
   сведений,  принимаемые меры по  рассматриваемым  жалобам,  включая
   жалобы на нарушение правил аккредитации органов и лабораторий.
       Предлагаемые положения и нормы  законопроекта  упорядочили  бы
   взаимоотношения  на  рынке  услуг  по  добровольной  сертификации,
   позволили  бы  персонифицировать   функции   по   государственному
   регулированию  этого рынка,  усилить ответственность за результаты
   анализа подвергаемой проверке продукции. Данный законопроект можно
   и   нужно   разрабатывать   в   сочетании   с   совершенствованием
   законодательства о стандартизации и сертификации.
       2. В   развитии   нуждается  законодательство,  обеспечивающее
   защиту потребителей от некачественных продуктов питания,  особенно
   импортного  производства,  которые  в  настоящее  время  наводнили
   Россию.
       В разрабатываемом   под   эгидой  Госкомсанэпиднадзора  России
   законопроекте "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должны
   содержаться  нормы  и положения по регулированию отношений на всех
   этапах  производства,  транспортировки,  хранения   и   реализации
   пищевых продуктов между изготовителями, получателями, продавцами и
   потребителями.
       Анализ международного   опыта  и  опыта  ведущих  экономически
   развитых  стран   свидетельствует,   что   создание   специального
   законодательства  о  качестве  и  безопасности  пищевых  продуктов
   является основополагающим в механизме реализации прав  граждан  на
   получение  безопасных  для  жизни и здоровья и полноценных пищевых
   продуктов,  а также получение достоверной  информации  о  составе,
   пищевой ценности и потребительских свойствах продуктов питания.
       Настоящий Закон  должен   обеспечить   действенность   системы
   обеспечения   качества   пищевых  продуктов,  куда  входят  нормы,
   регулирующие производство и реализацию  новых  пищевых  продуктов;
   обеспечение   качества   пищевых   продуктов;   этикетирование   и
   маркировку  пищевых  продуктов;  качество  импортируемых   пищевых
   продуктов;  требования  к  пищевому  сырью;  контроль  качества  и
   безопасности пищевых продуктов.
       3. Одним  из  перспективных  направлений работы по защите прав
   потребителей   должна    стать    гармонизация    соответствующего
   законодательства стран СНГ и других стран.
       Правовые системы,  законодательство всех государств не  должны
   развиваться изолированно друг от друга.  Реалии таковы, что в мире
   формируется новая нормативная макросистема,  включающая в себя все
   уровни и методы нормативно-правового регулирования. Если на уровне
   двух  государств  можно  идти  по  пути  заключения   двусторонних
   соглашений,  то во взаимоотношении между несколькими государствами
   нужно  идти  по  пути  сближения  национальных  законодательств  и
   унификации права через модельное законодательство.
       4. Ряд вопросов,  обеспечивающих защиту  прав  потребителей  в
   торговле,  должен  быть  урегулирован  в  рамках проекта
   кодекса Российской Федерации.
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       Оценивая результаты  работы  за  1992  -   1993   гг.,   можно
   констатировать,   что   в   основном   завершен   начальный   этап
   формирования государственной  системы  защиты  прав  потребителей.
   Набрало  силу  общественное  движение по защите прав потребителей.
   Укрепляются международные контакты в этой сфере.
       Практическая реализация    экономических   реформ,   насыщение
   потребительского   рынка,   становление    конкуренции    заложили
   материальные  основы  для  реализации  государственной  политики в
   данной области.  В стране развернута конкретная работа  по  защите
   прав  потребителей.  Сотни  тысяч  граждан  смогли обеспечить свои
   права,   обращаясь   за   защитой   в    органы    государственной
   исполнительной  власти,  органы  по  защите  прав потребителей при
   местных администрациях, в общественные объединения потребителей, к
   судебной власти.
       Закон Российской Федерации  "О  защите  прав  потребителей"  в
   целом  показал свою работоспособность.  Принят и введен в действие
   пакет  необходимых  подзаконных   нормативных   актов   -   правил
   торгового, бытового и иных видов обслуживания.
       Вместе с тем,  практика применения законодательства  о  защите
   прав     потребителей     показывает,     что     в    сложившихся
   социально-экономических условиях имеются реальные предпосылки  для
   дальнейшего  развития  и  совершенствования мер по защите законных
   интересов потребителей.
       В качестве  приоритетных  направлений  в  этой  работе следует
   выделить:
       1. В  части  разработки  законодательных  мер  по  обеспечению
   защиты прав потребителей:
       - просить    Правительство   Российской   Федерации   ускорить
   рассмотрение федеральных проектов:
       Закона "О  внесении  изменений и дополнений в Закон Российской
   Федерации "О защите прав потребителей" и  иные  нормативные  акты"
   (Кодекс  РСФСР  об  административных правонарушениях,  Закон РСФСР
   "О государственной пошлине");
       Закона  "О   внесении   изменений  и  дополнений в Закон РСФСР
   "О конкуренции и  ограничении  монополистической  деятельности  на
   товарных рынках";
       Торгового кодекса Российской Федерации;
       Постановления       Правительства     Российской     Федерации
   "О лицензировании отдельных видов деятельности";
       - ГКАП  России  совместно с заинтересованными министерствами и
   ведомствами ускорить доработку  и  представление  в  Правительство
   Российской   Федерации  проекты  федеральных  законов "О рекламе",
   "О льготах и преимуществах в  сфере  торгового,  бытового  и  иных
   видов обслуживания", "О независимой потребительской экспертизе";
       - Госстандарту   России    совместно    с    заинтересованными
   министерствами    и    ведомствами    ускорить   представление   в
   Правительство Российской  Федерации  законопроектов,  регулирующих
   вопросы  обеспечения  безопасности  товаров,  порядка сертификации
   продукции  и  услуг  в   Российской   Федерации,   в   том   числе
   поименованных в плане подготовки законопроектов по вопросам защиты
   прав  потребителей,   утвержденных   распоряжением   Правительства
   Российской Федерации от 12 июля 1993 г. N 1237-р;
       - Госкомсанэпиднадзору России  совместно  с  заинтересованными
   министерствами и ведомствами ускорить разработку и представление в
   Правительство  Российской  Федерации  проектов федеральных законов
   "О безопасности  пищевых  продуктов",  "О безопасности товаров для
   детей";
       - министерствам  и  ведомствам,  поименованным  в распоряжении
   Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г.  N 188-р,
   обеспечить   представление   в   Правительство   проектов   правил
   обслуживания населения в соответствии с установленными сроками.
       2. Придавая  особое  значение  правоприменительной  практике и
   учитывая роль гражданских судов  в  реализации  Закона  Российской
   Федерации  "О  защите  прав потребителей",  считать целесообразным
   просить Верховный Суд Российской Федерации:
       - осуществить  в 1994 - 1995 гг.  формирование банков данных и
   статистической отчетности на федеральном и региональном уровнях по
   соответствующей судебной практике;
       - ввести регулярный обмен информацией между органами  судебной
   власти  и  ГКАП  России  и  его  территориальными  управлениями по
   рассмотрению дел в судах;
       - провести в августе 1994 г. Пленум Верховного Суда Российской
   Федерации по практике применения законодательства  о  защите  прав
   потребителей;  рассмотреть  вопрос о проведении Пленума Верховного
   Суда Российской Федерации по практике применения Закона Российской
   Федерации  "О  внесении  изменений  и дополнений в законодательные
   акты Российской Федерации в связи с упорядочением  ответственности
   за незаконную торговлю".
       3. Необходимо  продолжить  практику   открытых   парламентских
   слушаний  по  вопросам  реализации государственной политики защиты
   прав потребителей и  общественной  деятельности  в  этой  сфере  с
   участием  представителей  заинтересованных министерств и ведомств,
   общественных объединений  потребителей,  органов  по  защите  прав
   потребителей при местных администрациях.
       4. С целью  проведения  согласованной  политики  государств  -
   членов  СНГ и других сопредельных государств в области защиты прав
   потребителей  продолжить  работу  по  заключению   соответствующих
   межправительственных соглашений.
       Представить в  установленном   порядке   на   Межпарламентскую
   ассамблею  разработанный  ГКАП  России  проект модельного Закона о
   защите   прав   потребителей,   что    позволит    гармонизировать
   соответствующие   национальные   законодательства  и  ускорить  их
   принятие там, где они в настоящее время отсутствуют.
       5. В  целях эффективной реализации требований законодательства
   о защите прав потребителей,  координации государственной  политики
   ГКАП России подготовить в Правительство Российской Федерации:
       - предложения по  совершенствованию  практики  формирования  и
   работы   органов   по   защите   прав   потребителей  при  местных
   администрациях:
       - совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами -
   предложения о мерах по обеспечению послепродажного ремонта сложной
   бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры.
       6. Формирование и реализация  государственной  конкурентной  и
   потребительской    политики   требует   адекватного   научного   и
   информационного обеспечения. С этой целью:
       - просить  Правительство  Российской Федерации решить вопрос о
   передаче в течение II полугодия 1994  г.  в  ведение  ГКАП  России
   научно-исследовательского института из числа существующих;
       - ГКАП России совместно с заинтересованными  министерствами  и
   ведомствами продолжить   в   1994   г.   работу   по  формированию
   межведомственной информационной системы по  вопросам  защиты  прав
   потребителей.   Важнейшим   ее   блоком  должна  стать  подсистема
   оперативного оповещения  о  фактах  производства,  поступления  на
   территорию  Российской  Федерации  недоброкачественной продукции с
   целью экстренного ее изъятия из оборота.
       7. В целях усиления правовой грамотности населения, расширения
   информированности    граждан,    общественности,     хозяйствующих
   субъектов,    для    единообразного    понимания    и   применения
   законодательства:
       - просить  Правительство  Российской Федерации принять решение
   об   организации   государственного    широкодоступного    издания
   кодифицированных  сборников  нормативных  актов по вопросам защиты
   прав потребителей;
       - ГКАП, Госкомвузу, Минобразованию России обеспечить в 1994 г.
   завершение  разработки  учебных  программ  по  законодательству  о
   защите  прав потребителей и практике его применения и внедрение их
   в учебный процесс;
       - ГКАП  России  продолжить работу по методическому обеспечению
   системы государственной защиты  прав  потребителей,  в  том  числе
   завершить   комплекс   работ   по   подготовке  и  распространению
   официальных разъяснений о применении Закона  Российской  Федерации
   "О  защите  прав потребителей" и практического комментария к этому
   Закону;
       - ГКАП  России,  министерствам  и  ведомствам,  контролирующим
   безопасность  и  качество  товаров,  работ  и  услуг,   продолжить
   соответствующую  просветительскую  и  информационную  работу через
   средства массовой информации и специальные издания.
       8. Для предотвращения нарушений российского законодательства о
   защите прав потребителей считать приоритетным в работе министерств
   и     ведомств,    осуществляющих    контроль    за    соблюдением
   законодательства о защите прав  потребителей,  органов  по  защите
   прав  потребителей при местных администрациях проведение комплекса
   профилактических мероприятий.
       Продолжить формирование  и развитие региональных систем защиты
   прав потребителей на основе соответствующих программ.
       9. Актуальным   является   вопрос   о   поддержке   на  местах
   общественных объединений потребителей, фондов защиты потребителей,
   учитывая  значимость  этого  общественного движения.  В частности,
   необходима  государственная  поддержка  усилий  общественности  по
   развитию  системы  независимой  потребительской экспертизы,  в том
   числе на основе деятельности региональных и  Национального  фондов
   защиты потребителей.
       Целесообразно рекомендовать       исполнительным       органам
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органам
   местного самоуправления оказывать всемерную поддержку общественным
   организациям потребителей, в том числе путем:
       - ассигнований из местных бюджетов на программные  мероприятия
   за  счет  отчислений  части  судебных  и административных штрафов,
   налагаемых  на  недобросовестных  хозяйствующих  субъектов  и   их
   должностных   лиц   по   делам   о   защите   прав   потребителей,
   инициированных этими обществами;
       - установления льготных условий аренды помещений;
       - привлечения к  участию  в  разработке  проектов  нормативных
   актов,  затрагивающих вопросы защиты прав потребителей, социальной
   поддержки населения, охраны природы и окружающей среды.
       Эффективная реализация   политики   защиты  прав  потребителей
   требует скоординированных действий органов государственной  власти
   Российской Федерации, соответствующих органов субъектов Федерации,
   местной  администрации,  общественных  объединений   потребителей.
   Новый  качественный  этап  в  деле  защиты прав потребителей будет
   связан с формированием полноценной конкурентной среды,  в условиях
   которой  многие из этих вопросов будут решаться в режиме рыночного
   саморегулирования.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
   
              РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               ПО РАЗМЕРУ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА
                          (ДАННЫЕ ГОСКОМСТАТА)
   
   ---------------------------T------------------T------------------¬
   ¦                          ¦      Январь      ¦    Июнь 1994 г.  ¦
   ¦                          ¦      1994 г.     ¦     (прогноз)    ¦
   ¦                          +----------T-------+----------T-------+
   ¦                          ¦ млн. чел.¦  в %  ¦ млн. чел.¦   в % ¦
   +--------------------------+----------+-------+----------+-------+
   ¦ Все население            ¦ 148,4    ¦ 100,0 ¦ 148,4    ¦ 100,0 ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦ в том числе со           ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦ среднедушевым денежным   ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦ доходом в месяц,         ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦ тысяч рублей:            ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦      до 20,0             ¦   6,0    ¦   4,0 ¦    -     ¦   -   ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦     20,1 - 40,0          ¦  28,2    ¦  19,0 ¦   1,1    ¦  0,7  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦     40,1 - 80,0          ¦  56,3    ¦  37,9 ¦  15,9    ¦ 10,7  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦     80,1 - 120,0         ¦  30,0    ¦  20,2 ¦  29,5    ¦ 19,9  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    120,1 - 160,0         ¦  14,5    ¦   9,7 ¦  28,9    ¦ 19,5  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    160,1 - 240,0         ¦  10,6    ¦   7,2 ¦  39,0    ¦ 26,3  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    240,1 - 320,0         ¦          ¦       ¦  18,7    ¦ 12,6  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    320,1 - 400,0         ¦   2,8    ¦   2,0 ¦   8,6    ¦  5,8  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    400,1 - 480,0         ¦          ¦       ¦   4,0    ¦  2,7  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    480,1 - 560,0         ¦          ¦       ¦   1,9    ¦  1,3  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    560,1 - 600,0         ¦          ¦       ¦   0,5    ¦  0,3  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   ¦    свыше 600,0           ¦          ¦       ¦   0,3    ¦  0,2  ¦
   ¦                          ¦          ¦       ¦          ¦       ¦
   L--------------------------+----------+-------+----------+--------
   
            ДИНАМИКА МИНИМАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА,
            БЮДЖЕТА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И СТОИМОСТИ НАБОРА
               19 ВАЖНЕЙШИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В 1993 ГОДУ
                       (РАСЧЕТЫ МИНТРУДА РОССИИ)
   
                                                         (в рублях)
   ------------T-----------------T-------------------T--------------¬
   ¦           ¦ Среднемесячный  ¦   Среднемесячный  ¦Среднемесячная¦
   ¦           ¦ минимальный     ¦бюджет прожиточного¦  стоимость   ¦
   ¦           ¦ потребительский ¦     минимума      ¦  набора из   ¦
   ¦           ¦ бюджет (МПБ)    ¦       (БПМ)       ¦ 19 продуктов ¦
   +-----------+-----------------+-------------------+--------------+
   ¦           ¦                 ¦                   ¦              ¦
   ¦I   квартал¦     17218,7     ¦       6790,7      ¦    6427,7    ¦
   ¦           ¦                 ¦                   ¦              ¦
   ¦II  квартал¦     31464,7     ¦      13099,7      ¦   10826,7    ¦
   ¦           ¦                 ¦                   ¦              ¦
   ¦III квартал¦     57597,3     ¦      24718,0      ¦   18399,0    ¦
   ¦           ¦                 ¦                   ¦              ¦
   ¦IV  квартал¦     97635,0     ¦      37131,7      ¦   29881,7    ¦
   ¦           ¦                 ¦                   ¦              ¦
   L-----------+-----------------+-------------------+---------------
   
                      ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ
                           ТОВАРОВ НАРОДНОГО
                              ПОТРЕБЛЕНИЯ
   
   -----------------T----T----T----T-----T------T-------------------¬
   ¦                ¦1991¦1992¦1993¦1993 ¦   I  ¦I полугодие 1994 г.¦
   ¦                ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г.  ¦ полу-¦ в % к I полугодию ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦в % к¦ годие¦                   ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦1991 ¦ 1994 +---------T---------+
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦ г.  ¦  г.  ¦ 1991 г. ¦ 1993 г. ¦
   +----------------+----+----+----+-----+------+---------+---------+
   ¦                Товары легкой промышленности                    ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦Ткани - всего,  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦млн. кв. м      ¦7619¦5090¦3732¦ 49  ¦ 1325 ¦   34    ¦   70    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Чулочно-носочные¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦изделия, млн.   ¦ 743¦ 625¦ 547¦ 74  ¦  189 ¦   50    ¦   69    ¦
   ¦пар             ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Трикотажные     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦изделия         ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦млн.,  штук     ¦ 677¦ 456¦ 340¦ 50  ¦  116 ¦   34    ¦   69    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Обувь, млн. пар ¦ 336¦ 220¦ 146¦ 43  ¦   37 ¦   23    ¦   47    ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦                 Товары культурно-бытового назначения           ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦Телевизоры,     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. штук       ¦4439¦3672¦3975¦ 90  ¦ 1351 ¦   60    ¦   66    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Холодильники и  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦морозильники,   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. штук       ¦3710¦3184¦3485¦ 94  ¦ 1396 ¦   75    ¦   81    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Машины          ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦стиральные,     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. штук       ¦5541¦4289¦3863¦ 70  ¦ 1145 ¦   42    ¦   53    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Электропылесосы,¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. штук       ¦4707¦4319¦3559¦ 76  ¦  864 ¦   37    ¦   40    ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦                    Продовольственные товары                    ¦
   ¦                                                                ¦
   ¦Мясо, включая   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦субпродукты     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦1 категории,    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. тонн       ¦5815¦4784¦3995¦ 69  ¦ 1164 ¦   47    ¦   77    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Масло животное, ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. тонн       ¦ 729¦ 762¦ 715¦ 98  ¦  225 ¦   61    ¦   64    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Сыры жирные     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦(включая брын-  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦зу), тыс. тонн  ¦ 394¦ 299¦ 310¦ 79  ¦  141 ¦   66    ¦   96    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Цельномолочная  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦продукция в     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦пересчете на    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦молоко,         ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦млн. тонн       ¦18, ¦ 9,8¦ 8,2¦ 44  ¦  3,3 ¦   34    ¦   81    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Сахар - песок,  ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦всего, тыс. тонн¦ 342¦3923¦3882¦113  ¦  643 ¦   50    ¦   51    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Мука, млн. тонн ¦ 0, ¦20,4¦17,2¦ 84  ¦   6  ¦   66    ¦   85    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Крупа, тыс. тонн¦267 ¦2011¦1757¦ 66  ¦  587 ¦   42    ¦   71    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Хлеб и          ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦хлебобулочные   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦изделия,        ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦млн. тонн       ¦18,8¦16,8¦15,1¦ 80  ¦  5,7 ¦   68    ¦   83    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Кондитерские    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦изделия,        ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. тонн       ¦2641¦1829¦1759¦ 67  ¦  706 ¦   50    ¦   81    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Макаронные      ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦изделия,        ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. тонн       ¦1115¦1102¦832 ¦ 75  ¦  314 ¦   55    ¦   70    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Масло           ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦растительное,   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦тыс. тонн       ¦1165¦ 994¦1137¦ 98  ¦  449 ¦   74    ¦   74    ¦
   ¦                ¦    ¦    ¦    ¦     ¦      ¦         ¦         ¦
   ¦Соль, тыс. тонн ¦4120¦3636¦2215¦ 54  ¦  742 ¦   46    ¦   70    ¦
   L----------------+----+----+----+-----+------+---------+----------
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
   
           АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ РЫНКА УСЛУГ
                     СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
                            1992 - 1993 ГОДЫ
   
   ----T--------------------------------------T-----------T---------¬
   ¦N N¦      Наименование показателей        ¦ 1992 год  ¦ 1993 год¦
   +---+--------------------------------------+-----------+---------+
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 1.¦Доходы от основной деятельности       ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦на душу населения, руб.               ¦  916,54   ¦10833,18 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 2.¦Объем реализации услуг связи          ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦населению в расчете на одного         ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦жителя, руб.                          ¦  165,39   ¦ 2153,58 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 3.¦Объем реализации услуг почтовой       ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦связи населению в расчете             ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦на одного жителя, руб.                ¦   47,66   ¦   89,81 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 4.¦Объем реализации услуг                ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦телеграфной связи населению           ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦в расчете на одного жителя, руб.      ¦    7,61   ¦  104,28 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 5.¦Объем реализации услуг связи          ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦междугородной телефонной связи        ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦населению в расчете                   ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦на одного жителя, руб.                ¦   51,31   ¦  890,55 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 6.¦Объем реализации услуг городской      ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦и сельской телефонной связи           ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦населению в расчете                   ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦на одного жителя, руб.                ¦   46,59   ¦  458,71 ¦
   ¦   ¦                                      ¦           ¦         ¦
   ¦ 7.¦Объем реализации услуг звукового      ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦проводного вещания населению          ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦в расчете на одного                   ¦           ¦         ¦
   ¦   ¦жителя, руб.                          ¦   11,78   ¦  106,26 ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное