Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 22.11.95 N 324 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВМЕСТЕ С "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ ДИСПАНСЕРЕ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ВРАЧЕ ФТИЗИАТРЕ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ НАУЧНО ОРГАНИЗАЦИОННОМ ДИСПАНСЕРНОМ ЦЕНТРЕ РОССИЙСКОГО НИИ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РОССИИ")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1



 Утратил силу- ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 14.07.2003 N 312

   
               МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
                  ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 22 ноября 1995 г. N 324
   
            О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
                     НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Туберкулез в   России   становится   актуальнейшей   медико  -
   социальной  проблемой.  По  сравнению  с  1991  г.  заболеваемость
   туберкулезом  в  1994  г.  увеличилась  на  42,1%,  составив 48,3;
   смертность за этот же период выросла на 77,8%  и составила 14,4 на
   100 тыс. населения.
       Высокая распространенность заболевания среди населения  России
   способствует ежегодному инфицированию более 1% детей, что в 10 раз
   выше, чем в развитых странах.
       Распространенность патологии  в  разрезе  отдельных территорий
   весьма вариабельна.  Если в Мурманской области контингенты больных
   туберкулезом  составляют  96,5,  то в Республике Калмыкия - Хальмг
   Тангч - 366,8, а в Республике Тува - 472,9 на 100 тыс. населения.
       Заболеваемость сельских   жителей   на  14  -  20%  выше,  чем
   городского населения,  а малочисленных народов Севера в  несколько
   раз превосходит средний российский уровень.
       Крайне неблагополучная    эпидемиологическая    ситуация    по
   туберкулезу  продолжает  оставаться  в  исправительно  -  трудовых
   учреждениях системы МВД РФ,  где заболеваемость,  болезненность  и
   смертность  от  туберкулеза  у  осужденных  в  33  раза  превышает
   аналогичные показатели среди всего населения.
       Растет заболеваемость среди персонала фтизиатрической  службы,
   показатель которой в 6 - 8 раз выше, чем в среднем по России.
       Обострению проблемы способствует и сокращение объема работы по
   профилактике  и  раннему  выявлению туберкулеза.  По  сравнению  с
   1986 г.  в 1994 г. охват профилактическими осмотрами на туберкулез
   сократился на 24,9%,  а численность выявленных при этом больных  -
   на 27,9%.  Растет доля больных туберкулезом с запущенными формами,
   диагностированных  по  обращаемости,  что  увеличивает   стоимость
   лечения на 64%, а выход на инвалидность - в 2 раза.
       В 1994 г.  из общежитий и коммунальных квартир  было  выведено
   только 21,7% бактериовыделителей (в 1987 г. - 57,2%).
       За последние годы снизилась эффективность лечения. Клиническое
   излечение от туберкулеза органов  дыхания  сократилось  на  21,1%,
   внелегочных форм  -  на  11,7%.  Показатель  летальности  больных,
   состоящих на диспансерном учете, за 5 лет вырос на 86,5%.
       Снижение эффективности лечения обусловлено рядом причин. Часть
   больных   отказывается   от   лечения   в   условиях   стационара.
   Недостаточно  уделяется  внимание  амбулаторному  и  санаторно   -
   курортному этапам лечения.
       Научный прогноз заболеваемости туберкулезом показывает,  что в
   ближайшие годы она сохранится на высоком уровне.
       С целью повышения  эффективности  противотуберкулезной  помощи
   населению утверждаю:
       1. Положение о противотуберкулезном диспансере (Приложение 1).
       2. Положение о враче - фтизиатре (Приложение 2).
       3. Положение  о  Республиканском  научно   -   организационном
   диспансерном    центре    Российского    НИИ   фтизиопульмонологии
   Минздравмедпрома России (Приложение 3).
       4. Методические указания "Система централизованного управления
   диспансерным наблюдением  больных туберкулезом (на уровне головных
   противотуберкулезных учреждений   административных    территорий)"
   (Приложение 4).
       5. Методические  указания  по группировке контингентов больных
   противотуберкулезных диспансерных учреждений (Приложение 5).
       6. Методические указания по патологоанатомической  диагностике
   основных  форм  туберкулеза  и заполнению врачебных свидетельств о
   смерти (Приложение 6).
       7. Клиническая классификация туберкулеза (Приложение 7).
       8. Инструкция    по   применению   клинической   классификации
   туберкулеза (Приложение 8).
       9. Инструкция    по     применению       туберкулиновых   проб
   (Приложение 9).
       10. Инструкция  по  применению  вакцины  туберкулезной  (БЦЖ и
   БЦЖ-М) сухой для внутрикожного введения при массовой вакцинации  и
   ревакцинации против туберкулеза (Приложение 10).
       11. Образец справки к инструкции  по  применению  вакцины  БЦЖ
   (Приложение 10а).
       12. Перечень административных территорий по зонам курации  НИИ
   фтизиопульмонологии и туберкулеза (Приложение 11).
       Приказываю:
       1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
   Российской Федерации:
       1.1. Разработать    территориальные    программы    борьбы   с
   туберкулезом.
       1.2. При     формировании     бюджета     противотуберкулезных
   (туберкулезных)  учреждений  учитывать  средства,   обеспечивающие
   проведение   диагностики   и   лечения  сопутствующих  туберкулезу
   заболеваний.
       1.3. Внедрить   систему    централизованного    контроля    за
   противотуберкулезными мероприятиями.
       1.4. Повысить  качество  работы   по   раннему   выявлению   и
   диагностике туберкулеза:
       1.4.1. Обязать ЛПУ общей лечебной сети организовать  ежегодное
   обследование лиц, отнесенных ко всем группам риска по туберкулезу.
       1.4.2. Организовать  ежегодное   обследование   на   выявление
   микобактерий  туберкулеза  у   всех  лиц,  длительно  кашляющих  и
   выделяющих мокроту.
       1.4.3. Повсеместно       внедрять      туберкулинодиагностику,
   бактериологические иммуноферментные  и  другие  нелучевые   методы
   обследования населения на туберкулез.
       1.5. Повысить эффективность лечения больных туберкулезом,  для
   чего:
       1.5.1. Предусмотреть  в  обязательном порядке включение в цену
   медицинских услуг клинического минимума для обследования  больных,
   подозрительных   на   туберкулез,   в   непрофильных   лечебно   -
   профилактических учреждениях.
       1.5.2. Организовать   во   всех   республиканских,    краевых,
   областных и  окружных  противотуберкулезных  диспансерах отделения
   для лечения больных с внелегочными локализациями туберкулеза.
       1.5.3. Создать  дневные стационары  и обеспечить амбулаторно -
   контролируемую терапию больных туберкулезом.
       1.5.4. При неэффективности терапевтического лечения больных  с
   деструктивными   формами   туберкулеза  внедрять  методы  местного
   (интракавернозного)   воздействия   с   применением    современных
   технологий.
       1.6. Обеспечить подготовку выпускников медицинских  институтов
   в интернатуре по специальности "врач - фтизиатр".
       1.7. Придать   статус   территорий,   отрабатывающих    модель
   противотуберкулезной   помощи   населению   в  новых  социально  -
   экономических  условиях  (в  зависимости  от  уровня   организации
   противотуберкулезной  помощи,  радиационного загрязнения,  степени
   миграционного  притока  населения  и  пр.),  следующим   субъектам
   Российской Федерации:
       Республика Алтай,  Республика Татарстан,  Республика  Карелия,
   Краснодарский   край,   Ставропольский   край,  Брянская  область,
   Воронежская  область,  Калужская  область,   Московская   область,
   Новгородская   область,  Пензенская  область,  Рязанская  область,
   Самарская область, Смоленская область, Ямало - Ненецкий АО.
       1.8. Обсуждать   ежегодно   на  коллегиях  органов  управления
   здравоохранением субъектов Российской Федерации работу по оказанию
   противотуберкулезной помощи населению.
       2. Управлению   организации   медицинской   помощи   населению
   (Деменков  А.Н.),  Управлению  охраны  здоровья  матери  и ребенка
   (Зелинская Д.И.):
       2.1. Усилить   контроль  за  проведением  противотуберкулезных
   мероприятий в Российской Федерации.
       2.2. Организовать       ежегодные      проверки      состояния
   противотуберкулезной помощи населению в  3  -  5  административных
   территориях с последующим обсуждением в Минздравмедпроме России.
       2.3. Пересмотреть   нормативные   документы,  регламентирующие
   деятельность фтизиатрической службы. Срок - IV кв. 1997 г.
       3. Управлению  перспективного  планирования и законодательства
   (Вербицкий М.И.)  совместно   с   заинтересованными   управлениями
   завершить работу   по   подготовке   проекта   закона   Российской
   Федерации: "О противотуберкулезной помощи и гарантиях прав граждан
   при ее оказании". Срок - III кв. 1996 г.
       4. Управлению   обеспечения   лекарственными   средствами    и
   медицинской техникой (Саповский М.М.):
       4.1. Разработать  систему  обеспечения  фтизиатрической службы
   России противотуберкулезными  препаратами,  вакциной  БЦЖ,  БЦЖ-М,
   туберкулином,  питательными  средами  для выращивания микобактерий
   туберкулеза,  флюорографической  техникой  и  другим   медицинским
   оборудованием. Срок - III кв. 1996 г.
       5. Управлению санаторно - курортной и  реабилитационой  помощи
   (Течиев Г.А.):
       5.1. Совместно   с   Министерством   образования    Российской
   Федерации   пересмотреть   положение   о   санаторно  -  курортных
   учреждениях для  детей  и  подростков,  больных  и  инфицированных
   туберкулезом,  расширив  показания  для  пребывания  в  них детей,
   наблюдаемых   в   противотуберкулезных   диспансерах    Российской
   Федерации. Срок - III кв. 1996 г.
       5.2. Рассмотреть   вопрос   об   организации   отделений   для
   работников противотуберкулезных учреждений на  базе  туберкулезных
   санаториев федерального  подчинения  ("Плес"  -  Ивановская  обл.,
   "Лесное" - Самарская обл., "Выборг-7" - Ленинградская обл.).
       6. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) пересмотреть  и
   утвердить   программу   подготовки  по  фтизиатрии  для  студентов
   медицинских  институтов,   программу   последипломной   подготовки
   фтизиатров,  а  также  предусмотреть включение вопросов фтизиатрии
   при пересмотре  типовых  программ  повышения  квалификации  врачей
   основных   клинических   специальностей   и   средних  медицинских
   работников. Срок - III кв. 1996 г.
       7. Управлению медицинской статистики и вычислительной  техники
   (Погорелова  Э.И.),    Российскому      НИИ    фтизиопульмонологии
   (Приймак А.А.):
       7.1. Внести    необходимые    дополнения    и    изменения   в
   статистическую отчетность по туберкулезу. Срок - II кв. 1996 г.
       7.2. Подготовить   новую  инструкцию  о  регистрации  и  учете
   впервые выявленных больных туберкулезом. Срок - II кв. 1996 г.
       8. Управлению  научных исследований (Нифантьев О.Е.) совместно
   с Главным фтизиатром Минздравмедпрома РФ (Приймак А.А.):
       8.1. Определить  приоритетные   научно   -   исследовательские
   работы,        обеспечивающие        повышение       эффективности
   противотуберкулезной помощи населению. Срок - IV кв. 1996 г.
       8.2. Разработать положение о курации профильных НИИ Российским
   НИИ фтизиопульмонологии (головным) по отраслевой научной программе
   1996 - 2000 гг. Срок - I кв. 1996 г.
       9. Планово   -   финансовому   управлению   (Туранова   Н.В.),
   Управлению  кадров  (Торопцев  А.И.),  Управлению профилактической
   медицины  (Евдаков  В.А.)  рассмотреть  вопрос  об  усилении   мер
   профессиональной  и  социальной  защиты работников фтизиатрической
   службы (Срок - II кв. 1996 г.).
       10. Главному фтизиатру Минздравмедпрома России (Приймак А.А.):
       10.1. Подготовить информационное письмо об  эпидемиологической
   обстановке   туберкулеза   в   Российской   Федерации  и  основных
   направлениях  работ  по   оказанию   противотуберкулезной   помощи
   населению.
       10.2 Проводить систематический анализ  эпидемической  ситуации
   по туберкулезу в местах лишения свободы, разрабатывать мероприятия
   по     оптимизации     системы   противотуберкулезной     помощи в
   исправительно - трудовых учреждениях МВД России.
       11. Директорам   научно   -    исследовательских    институтов
   фтизиопульмонологии  (Приймак А.А.,  Васильев А.В.,  Соколов В.А.,
   Краснов  В.А.,  Егоров  Б.А.)   и   директору   Центрального   НИИ
   туберкулеза РАМН (Хоменко А.Г., по согласованию):
       11.1. Оказать  помощь  противотуберкулезным   учреждениям   во
   внедрении   системы   централизованного   контроля   и  управления
   противотуберкулезными    мероприятиями    на    уровне    головных
   противотуберкулезных    учреждений    административных территорий.
   Срок - постоянно.
       11.2. Продолжить  научные   разработки   по   актуальным   для
   здравоохранения темам:
       Разработка новых принципов пропаганды здорового образа жизни и
   профилактики туберкулеза.
       Разработка новых    высокочувствительных    методов   быстрого
   определения   возбудителя   туберкулеза,   видовой   идентификации
   микобактерий  и  ускоренных  методов  определения их лекарственной
   устойчивости.
       Разработка и  испытание новых противотуберкулезных препаратов,
   новых технологий терапии туберкулеза.
       Разработка новых моделей лечебно - диагностической аппаратуры,
   в частности, малодозного флюорографа.
       Совершенствование системы   организации   противотуберкулезной
   помощи  населению  с  учетом  изменяющейся  эпидемиологической   и
   социально - экономической ситуации в России.
       Разработка групп  населения  с  повышенным  риском заболевания
   туберкулезом в современных условиях.
       Разработка алгоритмов   диагностики  туберкулеза  в  различных
   группах риска.
       Разработка и  совершенствование методов изучения биологической
   изменчивости и  систематики  возбудителя   туберкулеза   в   новых
   экологических условиях.
       Определение возможности излечения больных туберкулезом  легких
   в амбулаторных условиях.
       Изучение иммуногенетических основ  возникновения,  развития  и
   заживления туберкулезного процесса.
       12. Считать    утратившим     силу     Приказ     Министерства
   здравоохранения РСФСР  от  10.08.87 N 556-ДСП "О состоянии и мерах
   по усилению профилактики заболеваний туберкулезом В РСФСР".
       13. Считать не действующим на территории Российской  Федерации
   Приказ  Министерства  здравоохранения  СССР  от  05.07.88 N 527 "О
   совершенствовании противотуберкулезной помощи в стране".
       Разрешаю:
       14. Размножить  настоящий  Приказ  в  необходимом   количестве
   экземпляров.
       15. Контроль за выполнением настоящего  Приказа  возложить  на
   первого заместителя министра Царегородцева А.Д.
   
                                                              Министр
                                                           Э.А.НЕЧАЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                    к Приказу Минздравмедпрома России
                                           от 22 ноября 1995 г. N 324
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                   О ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ ДИСПАНСЕРЕ
   
       1. Противотуберкулезный диспансер республиканского,  краевого,
   окружного,  областного,  городского, районного подчинения является
   специализированным  учреждением  здравоохранения,  организующим  и
   осуществляющим   противотуберкулезную    помощь    населению    на
   территории, определенной вышестоящими органами здравоохранения.
       2. Противотуберкулезный диспансер является юридическим  лицом,
   получившим   разрешение   государственных   учреждений   на  право
   деятельности,  имеет круглую печать,  штамп с обозначением  своего
   полного наименования, имеет право приобретать имущество, заключать
   договора,  выдавать обязательства,  предъявлять иски и выступать в
   судебных    арбитражных   учреждениях.   Диспансер   может   иметь
   спецсредства в соответствии с действующим законодательством.
       3. При   ПТД  могут  организовываться  центры:  по  лечению  и
   реабилитации   больных   с   посттуберкулезными   изменениями    и
   дыхательной недостаточностью;  по оздоровлению детей и подростков;
   по  диагностике  и  реабилитации  больных   внелегочными   формами
   туберкулеза;    по   оказанию   медицинской   помощи   больным   с
   гранулематозными и неспецифическими заболеваниями легких и др.
       4. Противотуберкулезный   диспансер  может  входить  в  состав
   научно - учебно - лечебных объединений,  создаваемых на территории
   для     оказания     высококвалифицированной    специализированной
   медицинской  помощи  населению  по   туберкулезу   и   по   другим
   заболеваниям  органов  дыхания,  проведения  научных исследований,
   актуальных для данной территории.
       5. Диспансер ведет учет и представляет отчетность в порядке, в
   сроки  и  по  формам,   утвержденным   Минздравмедпромом   РФ   по
   согласованию с Госкомстатом РФ.
       6. Противотуберкулезные  диспансерные   отделения   (кабинеты)
   организуются   в   составе   городских   (районных)  поликлиник  и
   туберкулезных  больниц,  подчиняются  главному  врачу  учреждения,
   структурным  подразделением  которого  являются,  и  работают  под
   организационно   -    методическим    руководством    вышестоящего
   противотуберкулезного учреждения.
       7. Штаты  диспансера  и  диспансерных  отделений   (кабинетов)
   устанавливаются по действующим штатным нормативам.
       8. В  своей  деятельности  противотуберкулезный  диспансер   и
   диспансерные   отделения   (кабинеты)   руководствуются  настоящим
   Положением,  приказами, соответствующими инструкциями и указаниями
   органов здравоохранения.
       9. Противотуберкулезные  диспансеры   городского   (районного)
   подчинения  и диспансерные отделения (кабинеты) проводят работу по
   участковому принципу.
       В крупных  городах  (с населением более 500 тыс.  человек) при
   наличии двух и  более  диспансеров  на  один  из  них  возлагается
   функция  организационно  - методического центра.  Для обслуживания
   населения  смежных  районов  может  быть  организован  межрайонный
   противотуберкулезный диспансер.
       Графики работы врачей  диспансеров  и  диспансерных  отделений
   составляются   главными   врачами   учреждений  здравоохранения  в
   зависимости от местных условий.
       10. Противотуберкулезное   диспансерное   отделение  (кабинет)
   работает   по   плану,   согласованному   с   противотуберкулезным
   диспансером и утвержденному руководителем учреждения,  структурным
   подразделением которого является.
       Задачи и  функции  противотуберкулезных диспансерных отделений
   (кабинетов) аналогичны  задачам  и  функциям  противотуберкулезных
   диспансеров городского (районного) подчинения.
       11. В структуре противотуберкулезного диспансера в зависимости
   от возложенных на него функций могут быть организованы:
       диспансерное отделение (для взрослых, для детей и подростков);
       стационар;
       санаторий - профилакторий;
       лечебно - трудовые мастерские;
       клинико - диагностическая и бактериологическая лаборатории;
       кабинеты: рентгеновский,  физиотерапевтический, функциональной
   диагностики, процедурный;       реабилитации       больных       с
   посттуберкулезными изменениями  и  неспецифическими  заболеваниями
   органов дыхания;  для  лечения больных туберкулезом и алкоголизмом
   (наркоманией);
       дневной стационар;
       дифференциально - диагностические и оздоровительные центры для
   детей и подростков (при головных ПТД);
       в областном  (республиканском,  краевом)  противотуберкулезном
   диспансере - эндоскопический и оргметодкабинеты.
       12. На противотуберкулезный диспансер  возлагаются  задачи  по
   профилактике, лечению  туберкулеза  и саркоидоза и диспансеризации
   состоящих на учете контингентов.
       13. В   соответствии   с   возложенными   на   него   задачами
   противотуберкулезный диспансер выполняет следующие функции:
       13.1. По профилактике туберкулеза:
       систематический анализ   эпидемиологической   обстановки    по
   туберкулезу и  эффективности  противотуберкулезных  мероприятий на
   территории обслуживания диспансера, в том числе в учреждениях  УИС
   МВД РФ;
       планирование совместно с центрами санэпиднадзора,  роддомами и
   другими   лечебно  -  профилактическими  учреждениями  вакцинации,
   ревакцинации БЦЖ и организационно -  методическое  руководство  по
   проведению этих мероприятий;
       госпитализация бактериовыделителей   в   стационары;  изоляция
   новорожденных  от  бактериовыделителей  на   период   формирования
   поствакцинного иммунитета;
       осуществление профилактических  мероприятий  в  отношении лиц,
   находящихся в семейном контакте с бактериовыделителями: регулярное
   диспансерное наблюдение  за  ними,  проведение  профилактических и
   оздоровительных мероприятий   в   очаге   туберкулезной   инфекции
   (ревакцинация, химиопрофилактика,   текущая  дезинфекция  и  пр.),
   направление детей в детские санатории,  а также детские санаторные
   учреждения системы Министерства народного образования;
       участие в    оздоровлении    рабочих    мест     больных     -
   бактериовыделителей на предприятиях; учет, диспансерное наблюдение
   за контактирующими    с    больными    лицами,    проведение    им
   оздоровительных мероприятий и, по показаниям - химиопрофилактики;
       проведение совместно     с     центрами     госсанэпиднадзора,
   учреждениями  и  организациями  системы   Минсельхозпрома   России
   (Департамент   ветеринарии  МСХП)  мероприятий  по  предупреждению
   заболевания туберкулезом работников животноводства и  птицеводства
   (формирование  угрожаемого  по  туберкулезу  контингента  из числа
   работников ферм,  диспансерное наблюдение  за  ними  и  проведение
   общеоздоровительных     мероприятий,    а    по    показаниям    -
   химиопрофилактики);
       13.2. По выявлению туберкулеза:
       помощь центрам госсанэпиднадзора  лечебно  -  профилактическим
   учреждениям,  промышленным предприятиям, учреждениям, организациям
   и  ассоциациям  в  планировании  массовых  обследований  населения
   (методами туберкулиновых проб,  флюорографических исследований,  а
   при обследованиях  нетранспортабельных  лиц  -  бактериологических
   исследований)  и  организационно  -  методическая  помощь  при  их
   проведении;
       помощь в  формировании  групп   "риска"   по   туберкулезу   в
   поликлиниках;
       консультации врачами  -  фтизиатрами  больных,  находящихся  в
   других лечебно - профилактических учреждениях;
       обследование направленных  в  диспансер  лиц  с подозрением на
   туберкулез;
       диагностика, лечение,   диспансерное  наблюдение  за  больными
   саркоидозом и другими гранулематозными заболеваниями;
       13.3. По лечению:
       госпитализация больных  в   стационары,   направление   их   в
   санатории;   организация   их   лечения  в  амбулаторных  условиях
   контролируемым методом;
       проведение экспертизы трудоспособности и направление на ВТЭК;
       проведение мероприятий по  комплексной  социально  -  трудовой
   реабилитации  больных  туберкулезом,  а  при наличии показаний - и
   перенесших туберкулез.
       13.4. По диспансеризации контингентов:
       учет и  регулярное  наблюдение  за диспансерными контингентами
   (своевременное их   привлечение   к   обследованию,   лечению    и
   химиопрофилактике).
       13.5. Систематическое повышение квалификации врачей и среднего
   медицинского персонала противотуберкулезного диспансера  и  других
   лечебно  -  профилактических  учреждений по вопросам профилактики,
   диагностики и лечения туберкулеза, подготовка вакцинаторов.
       14. Противотуберкулезный         диспансер        осуществляет
   организационно -   методическое    руководство    по    проведению
   противотуберкулезных     мероприятий,     опираясь    на    помощь
   исполнительной  власти,  администрации  предприятий,   учреждений,
   организаций, ассоциаций.
       15. Противотуберкулезный   диспансер   областного   (краевого,
   республиканского) подчинения осуществляет:
       организационно -           методическое            руководство
   противотуберкулезными       учреждениями       и       проведением
   противотуберкулезных     мероприятий     другими     лечебно     -
   профилактическими    учреждениями   через   городские   (районные)
   противотуберкулезные       диспансеры        и        диспансерные
   противотуберкулезные  кабинеты  больниц и поликлиник на территории
   области (края, республики);
       консультацию больных,   направленных  противотуберкулезными  и
   другими  лечебно  -  профилактическими   учреждениями,   а   также
   направление больных для консультации и лечения в НИИ туберкулеза и
   специализированные учреждения здравоохранения другого профиля;
       отбор и   направление   больных   туберкулезом  на  лечение  в
   санатории республиканского и местного подчинения;
       планирование выездов врачей - фтизиатров и других специалистов
   диспансера в   противотуберкулезные    и    другие    лечебно    -
   профилактические учреждения, учреждения образования (детские сады,
   школы, интернаты),  зоны обслуживания с целью проверки  работы  по
   борьбе с  туберкулезом  и оказания практической помощи;  обобщение
   отчетов врачей о работе, проведенной во время выездов;
       определение потребности    области    (края,   республики)   в
   больничных    и     санаторных     туберкулезных     койках,     в
   противотуберкулезных   препаратах   для   лечения  и  профилактики
   туберкулеза,  флюорографической и рентгеновской  пленке,  а  также
   совместно   с   центром   госсанэпиднадзора  -  в  вакцине  БЦЖ  и
   туберкулине;
       проведение занятий   для   подготовки  медицинских  кадров  по
   туберкулезу в области (крае, республике);
       сбор и   анализ  материалов  по  эпидемиологии  туберкулеза  в
   области  (крае,  республике);  на  их  основании  представляет  на
   обсуждение  научных  обществ и ассоциаций,  съездов,  конференций,
   совещаний врачей  -  фтизиатров  и  врачей  других  специальностей
   вопросы   профилактики,   диагностики,   лечения   туберкулеза   и
   организации борьбы с ним;
       пропаганду передового опыта работы по борьбе с туберкулезом;
       санитарно - просветительную работу.
       16. При диспансере может быть организован общественный  совет,
   действующий    на    основании   соответствующего   Положения   об
   общественном совете при лечебно - профилактическом учреждении.
   
                                                 Начальник Управления
                                              организации медицинской
                                                     помощи населению
                                                         А.Н.ДЕМЕНКОВ
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
                                    к Приказу Минздравмедпрома России
                                           от 22 ноября 1995 г. N 324
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                          О ВРАЧЕ - ФТИЗИАТРЕ
   
                           I. Общие положения
   
       1.1. Врач   -  фтизиатр  -  специалист  с  высшим  медицинским
   образованием,  имеющий право оказывать  многопрофильную  медико  -
   социальную   помощь  населению,  независимо  от  возраста  и  пола
   пациента.
       1.2. На  должность  врача  - фтизиатра назначается специалист,
   освоивший  программу  подготовки  в  соответствии  с  требованиями
   квалификационной характеристики и получивший сертификат.
       1.3. Подготовка врача - фтизиатра осуществляется  в  вузах  по
   специальности  "врач  - педиатр",  специализация по фтизиатрии - в
   институтах   усовершенствования   врачей   или    в    научно    -
   исследовательских  институтах  фтизиопульмонологии  и туберкулеза.
   Тематическое  усовершенствование   осуществляется   в   институтах
   (субординатура),  в клинической ординатуре на кафедрах туберкулеза
   мединститутов,   в    НИИ    туберкулеза    и    на    факультетах
   усовершенствования  врачей  с  применением  очных,  прерывистых  и
   выездных форм обучения.
       1.4. Врач   -   фтизиатр   осуществляет  свою  деятельность  в
   государственном учреждении здравоохранения  (в  тубкабинетах  ЦПБ,
   МСЧ,   городском,   сельском  и  межрайонном  противотуберкулезном
   диспансере,  туберкулезной   больнице,   санатории   для   больных
   туберкулезом);
       1.5. Врач  -  фтизиатр  может  работать  в  государственных  и
   муниципальных      учреждениях      здравоохранения,      соблюдая
   соподчиненность и подотчетность в установленном порядке в условиях
   централизованного управления противотуберкулезной службой.
       1.6. Контингенты обслуживания  больных  формируются  с  учетом
   права   свободного   выбора        врача      по территориальному,
   территориально - семейному,  производственно  -  цеховому  и  иным
   принципам, которые указаны в договоре.
       1.7. Врач  -  фтизиатр  осуществляет  амбулаторный   прием   и
   посещения   на   дому,   оказание  неотложной  помощи,  проведение
   комплекса   профилактических,   лечебно   -   диагностических    и
   реабилитационных   мероприятий,  содействие  в  решении  медико  -
   социальных   проблем   семьи   больного   туберкулезом,   вопросов
   трудоустройства.
       1.8. Врачу -  фтизиатру  непосредственно  подчиняется  средний
   медицинский персонал, имеющий специальную подготовку.
       1.9. Врач -  фтизиатр  руководствуется  настоящим  Положением,
   законодательными  и  нормативными документами Российской Федерации
   по вопросам охраны здоровья населения.
       1.10. Контроль за деятельностью врача - фтизиатра проводится в
   установленном порядке органами  здравоохранения  по  месту  работы
   врача.
       1.11. Назначение и увольнение врача - фтизиатра осуществляется
   в   соответствии   с  действующим  законодательством  и  условиями
   договора.
   
                   II. Обязанности врача - фтизиатра
   
       2. Основной  обязанностью  врача - фтизиатра является оказание
   медицинской помощи населению.
       2.1. Организация  выявления больных туберкулезом в учреждениях
   общей лечебной  сети   и   профилактических   противотуберкулезных
   мероприятий среди  населения  в условиях взаимодействия с центрами
   Госсанэпиднадзора, медслужбой  МВД  РФ   и   органами   управления
   здравоохранением.
       2.2. Проведение   санитарно  -  просветительной  работы  среди
   населения по пропаганде  здорового  образа  жизни,  предупреждению
   инфицирования и развития заболевания туберкулезом.
       2.3. Осуществление  динамического  наблюдения  за   состоянием
   здоровья  больных  туберкулезом,  контактирующих с ним лиц и лиц с
   повышенным риском заболевания туберкулезом,  состоящих на учете  в
   тубучреждениях,   с   проведением   необходимого   обследования  и
   оздоровления.
       2.4. Оказание   срочной   помощи   при   неотложных  и  острых
   состояниях, связанных с заболеванием туберкулезом.
       2.5. Своевременная   консультация   и  госпитализация  больных
   туберкулезом в установленном порядке.
       2.6. Проведение  диагностических,  лечебных и реабилитационных
   мероприятий.
       2.7. Выдача   листка   нетрудоспособности   в  соответствии  с
   Приказом МЗМП РФ N 5 от 13.01.95  "О  мерах  по  совершенствованию
   экспертизы  временной  нетрудоспособности"  и  направление  их  на
   медико - социальную экспертизу.
       2.8. Организация   медико   -   социальной  и  бытовой  помощи
   совместно с  органами  социальной  защиты  и  службами  милосердия
   одиноким,     престарелым,    инвалидам,    хроническим    больным
   туберкулезом.
       2.9. Оказание    консультативной    помощи    семье   больного
   туберкулезом по вопросам:
       иммунопрофилактики туберкулеза;
       подготовки детей к детским дошкольным учреждениям, школе;
       химиопрофилактика и противорецидивного лечения.
       2.10. Ведение   утвержденных   форм   учетной    и    отчетной
   документации.
       2.11. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.
   
                      III. Права врача - фтизиатра
   
       Врач - фтизиатр имеет право:
       3.1. Контролировать   работу   подчиненного   ему  среднего  и
   младшего медицинского персонала.
       3.2. Приобретать,  владеть,  пользоваться  и  распоряжаться на
   правах собственности или полного хозяйственного  ведения  движимым
   имуществом тубкабинета,      противотуберкулезного     диспансера,
   туберкулезного больничного или санаторного  учреждения  на  основе
   условий договора (контракта) с собственником имущества.
       3.3. Вносить  предложения  по  вопросам  улучшения  медико   -
   социальной помощи.
       3.4. Принимать участие в  совещаниях,  научно  -  практических
   конференциях   по  вопросам  лечебно  -  профилактической  помощи,
   состоять  членом   различных   общественных   и   профессиональных
   организаций,  чья  деятельность  не  противоречит  целям и задачам
   врача - фтизиатра.
       3.5. Проводить  в  установленном  порядке  экспертизу качества
   оказания медицинской помощи пациенту другими специалистами.
       3.6. Заявлять исковые требования в суде и арбитраже и отвечать
   по ним.
   
                 IV. Ответственность врача - фтизиатра
   
       Врач - фтизиатр несет ответственность в пределах своих прав за
   самостоятельно принимаемые решения. За противоправные действия или
   бездействие,  повлекшие  за  собой  ущерб  здоровью   или   смерть
   пациента, несет ответственность в установленном законом порядке.
   
                                                 Начальник Управления
                                              организации медицинской
                                                     помощи населению
                                                         А.Н.ДЕМЕНКОВ
   
                                                 Начальник Управления
                                                      охраны здоровья
                                                     матери и ребенка
                                                        Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 3
                                    к Приказу Минздравмедпрома России
                                           от 22 ноября 1995 г. N 324
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
               О РЕСПУБЛИКАНСКОМ НАУЧНО - ОРГАНИЗАЦИОННОМ
        ДИСПАНСЕРНОМ ЦЕНТРЕ РОССИЙСКОГО НИИ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ
                        МИНЗДРАВМЕДПРОМА РОССИИ
   
                           1. Общие положения
   
       1.1. Республиканский  научно  -  организационный  диспансерный
   центр  (РНОДЦ) является структурным подразделением Российского НИИ
   фтизиопульмонологии    Минздравмедпрома    РФ    и     подчиняется
   непосредственно   директору   института,  по  научным  вопросам  -
   заместителю директора по научной работе.
       1.2. РНОДЦ   является   головным  учреждением  по  организации
   специализированной фтизиатрической помощи населению  в  Российской
   Федерации.
       1.3. Финансирование  РНОД  центра  осуществляется  в  пределах
   ассигнований   по   смете  бюджета,  выделенного  Российскому  НИИ
   фтизиопульмонологии   Минздравмедпрома   России.    Кроме    того,
   предусматривается  дополнительная  оплата за счет Минздравмедпрома
   сотрудникам  института  за  выполнение  дополнительных   услуг   и
   проведение   специальных  мероприятий  (экспертная  оценка  работы
   отдельных  учреждений  и  противотуберкулезной  службы   различных
   административных  территорий  РФ;  инспекционные  и экспедиционные
   выезды в территории  и  учреждения;  пропаганда  здорового  образа
   жизни;   издание,   тиражирование   и   рассылка   методических  и
   инструктивных материалов,  переписка с другими НИИ  туберкулеза  и
   административными территориями).
   
                       2. Задачи и функции РНОДЦ
   
       Основная цель     и     назначение     РНОДЦ    -    улучшение
   эпидемиологической  обстановки  туберкулеза  в  России  на  основе
   разработки  новых  и  усовершенствования  известных  технологий  и
   направлений  организации  медицинского  обслуживания  населения  и
   организаций специализированной фтизиатрической помощи в России.
       Для достижения цели предусмотрены следующие задачи:
       2.1. Определить  и  контролировать  прогнозы  эпидситуации  по
   туберкулезу в России и ее административных территориях.
       2.2. Разрабатывать   новые   и   усовершенствовать   известные
   технологии и направления оказания  организационно  -  методической
   помощи учреждениям здравоохранения:
       по эпидемиологии и статистике туберкулеза;
       по предупреждению развития туберкулеза;
       по организации выявления больных туберкулезом;
       по организации лечения больных туберкулезом;
       по организации  диспансерного  наблюдения   контингентов   ПТД
   учреждений;
       по организации    санаторно    -    реабилитационной    помощи
   диспансерным контингентам.
       2.3. Координировать   и   направлять    работу    практических
   учреждений  (научно  - практических объединений,  республиканских,
   краевых,  областных и окружных противотуберкулезных диспансеров) и
   научно    -    организационных    отделов    НИИ   туберкулеза   и
   фтизиопульмонологии РФ,  кафедр туберкулеза и  фтизиопульмонологии
   медицинских    институтов    по   организации   специализированной
   фтизиатрической лечебной помощи населению РФ.
       2.4. Оказывать организационно - методическую, диагностическую,
   консультативную    и    лечебную    помощь    ТМО    "Фтизиатрия",
   республиканским,    областным,    городским   противотуберкулезным
   диспансерам.
   
                           3. Структура РНОДЦ
   
       В структуре   РНОД    центра    предусматриваются    следующие
   подразделения:
       3.1. Научно - организационный отдел
       Функциональные группы (отделения):
       эпидемиологии и медицинской статистики по туберкулезу;
       организации своевременного     выявления     и    профилактики
   туберкулеза;
       диспансерного наблюдения больных туберкулезом;
       организации противотуберкулезной помощи  больным  туберкулезом
   внелегочной локализации;
       организационно - методической работы;
       санаторно - реабилитационной помощи.
       3.2. Консультационное отделение.
       3.3. Подразделение клиники.
       3.4. Штаты определяются  приказом  директора  Российского  НИИ
   фтизиопульмонологии.
       3.5. Штатные  должности РНОД центра занимаются сотрудниками на
   конкурсной и контрактной основе.
   
                        4. Методы и объем работы
   
       Для достижения    цели   и   разрешения   поставленных   задач
   используются следующие методы:
       4.1. Систематическая  работа  по  экспертной  оценке различных
   разделов деятельности ПТС России при  выездах  в  административные
   территории и по данным медицинской статистики, в частности:
       - состояние эпидситуации по туберкулезу в территориях РФ;
       - организация  профилактической  работы,  в том числе в очагах
   туберкулезной инфекции;
       - организация выявления больных туберкулезом;
       - организация лечения больных туберкулезом и его результаты;
       - состояние   работы   с   контингентами  противотуберкулезных
   диспансерных учреждений;
       - результаты  санаторно - реабилитационной помощи контингентам
   противотуберкулезных учреждений.
       4.2. Составление и контроль за ходом выполнения программы НИР,
   организация апробации в условиях практического  здравоохранения  и
   разработки  новых  и  усовершенствования  известных  технологий  и
   направлений по различным разделам деятельности ПТС.
       4.3. Составление   и   реализация   программы  мероприятий  по
   координации работы практических учреждений (НПО,  республиканские,
   краевые  и  областные ПТД) и научно - организационных диспансерных
   отделов НИИ туберкулеза РФ.
       4.4. Формы работы:
       - ознакомление с работой при  выездах  в  противотуберкулезные
   учреждения;
       - анализ     эпидобстановки     и      уровня      организации
   противотуберкулезной  помощи  по  данным  официальной  медицинской
   статистики;
       - экспедиционные    бригадные    выезды   в   административные
   территории;
       - практическая  и консультативная помощь по различным разделам
   противотуберкулезной помощи населению;
       - организация   перекрестной   проверки  работы  практическими
   учреждениями;
       - семинары, конференции, совещания выездные и в  РНИИФП и др.
   
                5. Организационно - методическая работа
   
       5.1. Подготовка  материалов для Минздравмедпрома РФ,  справок,
   инструкций, проектов приказов, положений.
       5.2. Участие  в  работе коллегий и совещаний МЗМП РФ и местных
   органов здравоохранения по туберкулезу.
       5.3. Прием годовых отчетов по формам, содержащим информацию по
   туберкулезу,     от     территориальных     органов     управления
   здравоохранением с применением компьютеров и модемной связи.
       5.4. Подготовка   и   проведение   инструктивных    совещаний,
   тематических   семинаров,   школ   передового   опыта,   научно  -
   практических конференций  на  базе  НИИ  туберкулеза  и  на  базах
   практических учреждений.
       5.5. Подготовка    методических    рекомендаций,     указаний,
   информационных    писем,    инструкций   по   различным   разделам
   деятельности противотуберкулезной службы.
       5.6. Проведение   мероприятий   по   курации  административных
   территорий  РФ:   ПТС,   санаториев,   межобластных   центров   по
   внелегочному  туберкулезу,  по  лабораторной  работе,  по  лечению
   больных, а также по отдельным разделам противотуберкулезной помощи
   населению, в частности:
       - выделение зон курации для НИИ туберкулеза МЗМП РФ;
       - составление  целевых  программ  и контроль за их исполнением
   для курируемой административной территории;
       - выделение    ответственных    кураторов    (бригадиров)    и
   распределение их по территориям РФ;
       - для курации лечебно  -  профилактических  учреждений  и  ПТС
   территорий РФ  привлекаются все ведущие сотрудники (специалисты по
   профилю института).  Бригады кураторов формируются  бригадирами  в
   зависимости от цели и задачи, стоящих при выезде в территории;
       - бригадирами кураторов составляются справки, в которых дается
   экспертная оценка деятельности ПТС на  основе  проверки  состояния
   лечебно  -  профилактической  работы,  при  выездах  на места и по
   данным  официальной  медстатистики.   Разрабатываются   конкретные
   предложения  по  улучшению  противотуберкулезной помощи населению.
   Справки   представляются   в   Минздравмедпром   и   руководителям
   здравоохранения на местах.
       5.7. Организация  и  осуществление  экспедиционных  выездов  в
   административные территории с выполнением различных задач.
       5.8. Планирование  и   организация   подготовки   кадров   для
   противотуберкулезной   службы   административных  территорий,  НИИ
   туберкулеза,  кафедр туберкулеза  медицинских  институтов  РФ  (на
   циклах информации,  тематических семинарах и научно - практических
   конференциях, инструктивных совещаниях).
       5.9. Оказание    практической    помощи   противотуберкулезным
   учреждениям  по  разделам  диагностики,  лечения  и  диспансерному
   наблюдению больных туберкулезом.
       6. Пропаганда здорового образа жизни.
   
                                                 Начальник Управления

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное