Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА В МОРСКИХ ПОРТАХ. ПОТ РО-152-31.82.03-96 (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНТРАНСА РФ ОТ 09.01.1996 N 2)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
       (03)  выгрузка  леса  и снятие "шапки" с платформ и полувагонов
   разрешается  только  после освобождения груза от крепежных стяжек и
   материалов и принятия мер по предотвращению падения бревен.
       13.9.25.    Складирование    круглого    леса   производить   в
   соответствии с Приложением 3.
       Допускается  складирование  короткомерного леса длиной до 1,0 м
   и   дров   "навалом"   и  "конусом"  с  помощью  лесного  грейфера.
   Нахождение людей на таких штабелях запрещается.
       13.9.26.   При  перегрузке  лесных  грузов  с  помощью  лесного
   грейфера  нахождение  людей  на штабеле, в проходах, проездах между
   штабелями и в зоне перемещения груза запрещается.
       13.9.27.  Укладка  леса  грейферами  в  штабели  без  прокладок
   проводится  при  условии,  что штабель размещается между достаточно
   прочными  подпорными стойками, а высота штабеля не превышает высоту
   подпорных   устройств.   Разборка   таких   штабелей   вручную   не
   допускается.
       13.9.28.   При   перегрузке   круглого  леса  с  использованием
   торцевальной машины необходимо выполнять следующие требования:
       (01)   управление   работой  торцевальной  машины  должно  быть
   дистанционным;
       (02)  для  управления  работой  торцевальной машины назначается
   портовый   рабочий,  имеющий  удостоверение  на  право  управления,
   удостоверение   сигнальщика   и   II   квалификационную  группу  по
   электробезопасности;
       (03)   работа  по  торцеванию  леса  должна  производиться  без
   применения ручного труда.
       13.9.29.   Выгрузка   "шапок"  полувагонов  и  платформ  должна
   производиться  двумя  стропами  в  "люльку"; снятие стяжек и других
   крепежных материалов "шапки" производится на причале (складе).
       13.9.30.   При   необходимости   расформирования   "шапок"   на
   полувагоне   или   платформе  перед  выгрузкой  следует  произвести
   раскрепление  "шапки",  снятие крепежных материалов, принимая меры,
   предупреждающие возможный развод (раскатывание) бревен.
       13.9.31.   Выгрузка   короткомерного  леса  через  люки  крытых
   вагонов запрещается.
       13.9.32.  Перегрузка  балансов  при  помощи автопогрузчиков без
   предварительного   их   пакетирования  или  применения  специальных
   захватов запрещается.
       При  перегрузке автопогрузчиком пакетов с короткомерным круглым
   лесом  подъем  и  перемещение  пакетов  с  нарушенной  обвязкой  не
   допускаются.
       13.9.33.  Конструкция  мерных  станков  для пропсов, балансов и
   другого  леса  должна обеспечивать свободное навешивание стропов на
   пакет ("подъем").
       13.9.34.   При  работах,  связанных  с  передвижением  портовых
   рабочих  по  мокрому  и  скользкому  лесу,  необходимо пользоваться
   специальной     обувью     или    специальными    приспособлениями,
   предупреждающими скольжение ног.
       13.9.35.  Шпалы  и другие лесоматериалы, обработанные креозотом
   или  другими  антисептиками,  должны  поступать  и  перегружаться в
   порту только в пакетированном виде.
   
       13.10. Фанера в пачках
   
       13.10.1.  Перегрузка  фанеры  в  пачках  должна производиться с
   помощью специальных грузозахватных приспособлений.
       13.10.2.  Применяемые  распорные  шашки  между  пачками  фанеры
   должны  быть  одинаковыми  по  высоте.  Запрещается сбрасывать их в
   трюм  или  оставлять  на  пачках  фанеры  во  время  их перемещения
   краном.
   
       13.11. Металлы
   
       13.11.1.  Погрузка  (выгрузка)  чугуна  в  чушках  на  судно  с
   использованием    электромагнитов    запрещена.    Загрузка   судов
   осуществляется  с  помощью  грейферов  или  ковшей  с односторонним
   надежно   действующим  самоотцепом.  Загрузка  и  разгрузка  ковшей
   должна быть механизирована.
       13.11.2.  Штивка  чугуна  в  трюме судна должна производиться с
   помощью  штивующих  ковшей,  электромагнитов  или  других  средств,
   исключающих использование ручного труда.
       13.11.3.  При  выполнении отдельных ручных работ при перегрузке
   металлов   и   сплавов   в  чушках  рабочие  должны  обеспечиваться
   сеточными  очками,  прочными  рукавицами  и обувью с жестким носком
   для защиты пальцев ног от ушибов.
       13.11.4.   Запрещается   поддерживать   пакет   или  поправлять
   (подравнивать)  сместившиеся  чушки в пакете при транспортировании,
   а  также  находиться в непосредственной близости от пакета в момент
   его опускания и подъема перегрузочной машиной.
       13.11.5.  Перегрузка  проката  и  труб  длиной свыше 8 м должна
   производиться  в  соответствии с требованиями п. п. 13.1.1 - 13.1.6
   настоящих Правил.
       13.11.6.   При   выгрузке   длинномерного   проката  и  труб  с
   железнодорожных   платформ   и   полувагонов   застропленный  пакет
   разрешатся   поднимать  краном  только  после  того,  как  портовые
   рабочие  сойдут  с платформы (полувагона) и возьмут в руки оттяжки.
   Допускается применение багров.
       13.11.7.  При  перемещении  металла  в  связках краном портовые
   рабочие,   разворачивающие   пакет   с   помощью   оттяжек,  должны
   находиться вне зоны движения груза.
       13.11.8.  Перегрузка  листового  проката должна производиться с
   применением специальных грузозахватных приспособлений.
       13.11.9.  Строповка  пакетов  и  пачек  за  обвязочные  пояса и
   другие  приспособления  для  строповки разрешается в соответствии с
   п.  4.11.1.8  настоящих  Правил. Об этом должно быть записано в РТК
   или ВТИП.
       13.11.10.  Трубы  диаметром  до  700  мм, прокат россыпью или в
   (пакетах)    следует    выгружать    специальными   грузозахватными
   приспособлениями  или  стальными  стропами  с роликовыми скобами со
   строповкой способом "в удав".
       13.11.11.  Перегрузка  труб большого диаметра от 701 мм и свыше
   должна  производиться  с  использованием специальных грузозахватных
   приспособлений.
       13.11.12.  Перегрузка  длинномерных  труб  и  проката,  имеющих
   габаритные  размеры,  близкие к размерам люка, должна производиться
   высококвалифицированными  крановщиками со стажем работы на кране не
   менее  2-х  лет  по  командам  сигнальщиков,  имеющих  квалификацию
   докера-механизатора не ниже III класса.
       Перемещение   груза  краном  в  районе  комингса  люка  следует
   осуществлять  на  минимальной  скорости.  При этом расстояние между
   перемещаемым грузом и комингсом люка должно быть не менее 1 м.
       При  невозможности  выполнить  эти условия перегрузку указанных
   грузов  необходимо  производить  в  соответствии  с требованиями п.
   13.1.4 настоящих Правил.
       13.11.13.  Перегрузку  труб  большого  диаметра (свыше 1200 мм)
   следует    производить    с    помощью    автоматических   крановых
   грузозахватов.
       Использование   торцевых   крановых   грузозахватов   с  ручной
   строповкой  допускается  только  при  выгрузке  (погрузке)  труб из
   грузовых   помещений   судов,   при   рейдовой   перегрузке   и  из
   полувагонов,    когда   применение   автоматических   грузозахватов
   невозможно из-за их конструктивных особенностей.
       13.11.14.  Перегрузка  фигурных  труб неправильной формы должна
   производиться   стальными   стропами   с   роликовыми  скобами  или
   специальными   грузозахватными   приспособлениями,  обеспечивающими
   надежность    захвата    труб   и   безопасность   их   перемещения
   перегрузочными машинами.
       13.11.15.  Способы  перегрузки  и  складирования  труб большого
   диаметра  в  каждом  конкретном случае должны определяться рабочими
   технологическими  картами  для  данного  варианта работ с указанием
   мер безопасности.
       13.11.16.   Расформирование   штабеля  труб  большого  диаметра
   следует   производить   поярусно   с   углублением  в  одну  трубу.
   Запрещается  выгружать  трубы нижележащего ряда (яруса) при наличии
   труб в вышележащем ряде (ярусе).
       13.11.17.     При     выгрузке    последнего    ряда    (яруса)
   непакетированных  труб  из трюма судна трубы, остающиеся на пайоле,
   должны  быть  надежно  подклинены  с  помощью штатных устройств. Не
   допускается для подклинивания использовать случайные предметы.
       13.11.18.  Запрещается  нахождение  людей между незакрепленными
   трубами,  а также между трубами и бортом судна (стенкой, переборкой
   и другими предметами).
   
       13.12. Навалочные грузы и зерно
   
       13.12.1.  Выборка  груза  подкопом  не  допускается.  В  случае
   образования  на  поверхности  штабеля  твердой  корки  груз следует
   разрыхлять.  Способы  и  методы  безопасного  рыхления груза должны
   быть указаны в РТК.
       13.12.2.  Перегрузка  навалочных  грузов  должна  производиться
   только механизированным способом.
       13.12.3.  При выгрузке сыпучих грузов из крытых вагонов снимать
   закладной щит следует вдвоем.
       13.12.4.   При   погрузке  судов  пылящими  грузами  раскрывать
   груженый грейфер над люками на высоте более 2,0 м запрещается.
       13.12.5.  При  выгрузке  зерна,  обработанного фумигантом, вход
   людей  в  грузовые  помещения  судна  допускается  после заключения
   токсикологической  лаборатории санитарно-эпидемиологической станции
   либо  лаборатории  фумигационного отряда с разрешения администрации
   судна  и обеспечения принудительной вентиляции с подачей не менее 5
   воздухообменов в час.
       13.12.6.  Допуск  портовых  рабочих  в  грузовые  помещения при
   возобновлении   погрузочно-разгрузочных   работ   после   перерывов
   длительностью  более 8 часов может быть разрешен после лабораторной
   проверки  воздушной  среды  помещений  на  наличие  и  концентрацию
   вредных газов.
       13.12.7.    Портовые    рабочие,    занятые    на    перегрузке
   фумигированного    зерна,   должны   быть   обеспечены   средствами
   индивидуальной  защиты.  В  местах  производства  работ запрещается
   курить, пить воду и принимать пищу.
       13.12.8.  Для  обеспечения безопасного спуска (подъема) людей в
   трюма   выгрузка   и   штивка   груза   в   первую  очередь  должна
   производиться со стороны штатных судовых трапов.
       13.12.9.   Нахождение   людей   на  откосе  осыпающегося  груза
   запрещается.  При  зачистке  бортов  и  переборок  судна  от  груза
   необходимо  принять  меры  по  предотвращению  возможности  падения
   людей с откоса и засыпания их грузом.
       13.12.10.   Нахождение   людей  в  трюме  при  работе  крана  с
   грейфером  запрещается. Вход в трюм должен быть закрыт и установлен
   запрещающий   знак   "Воспрещается   вход   (проход)".   Исключение
   составляет  работа  грейфера  при  зачистке  трюма.  Порядок работы
   определяется РТК.
       13.12.11.  Одновременная  работа грейфера и штивующей машины, а
   также  штивующей  машины  (штивующего  устройства,  навешенного  на
   кран) и людей запрещается.
       13.12.12.  Не  допускается  забрасывание грейферов под палубы и
   твиндеки;  грузовые  канаты при работе грейфера должны находиться в
   вертикальном положении.
       13.12.13.  Разворот в нужном направлении штивующего устройства,
   навешиваемого  на  портальный  кран, производится портовым рабочим,
   находящимся  на  верхней  палубе, с помощью оттяжки, закрепленной к
   штивующему устройству.
       13.12.14.  Перед  возобновлением  работы крана штивующая машина
   должна   быть   убрана   из  трюма  на  причал  или  установлена  в
   подпалубном  пространстве,  а  водитель  должен  выйти  из трюма на
   палубу.
       13.12.15.  При  погрузке  навалочных  грузов по ссыпным трубам,
   лоткам  и  тому подобным устройствам, а также при работе бросателей
   (триммеров) пребывание людей в трюмах запрещается.
       Нахождение  людей  против загребающих устройств штивуюших машин
   во время их работы запрещается.
       13.12.16.  Начинать  подачу  зерна  в  трюм следует по указанию
   сигнальщика   после   удаления   людей   из   трюма.  Количество  и
   последовательность  подачи  зерна  в  трюм судна определяются перед
   началом погрузки с учетом способа и объема штивки.
       13.12.17.  Устройство шифтингов в трюмах судов производится под
   руководством  и  контролем  судовой  администрации в соответствии с
   планом  загрузки  судна  и  Правилами  перевозки  зерновых и других
   сыпучих грузов на морских судах.
       13.12.18.  Ответственность за безопасность труда при устройстве
   шифтингов  возлагается  на  производителя  работ,  производящего их
   сборку.
       13.12.19.   Рабочий,   управляющий  перегрузочной  машиной  при
   перегрузке  навалочных  грузов, должен располагаться по возможности
   с наветренной стороны.
       13.12.20.  Переход  людей  по  сыпучему грузу, имеющему большую
   текучесть   и   способность   засасывания   (льняное  семя,  просо,
   апатитовый  концентрат  и  т.п.),  может  быть  разрешен только при
   условии  устройства  на  нем специальных трапов и настилов из досок
   на   всем   пути   передвижения.   При   этом   люди  должны  иметь
   предохранительный  пояс  со  страховочным  канатом, закрепленным на
   палубе,  а  у  комингса  люка  должны  выставляться наблюдающие для
   немедленного оказания помощи находящимся в трюме.
       13.12.21.  Производство взрывных работ для рыхления слежавшихся
   насыпных   грузов   (соли   и   т.п.)   разрешается   только  после
   соответствующей  подготовки  и выполнения требований "Единых правил
   безопасности при взрывных работах".
   
       13.13. Строительные материалы
   
       13.13.1.  Способ  укладки  кирпича на поддонах должен исключать
   возможность  его  падения  при  перемещении  пакетов перегрузочными
   машинами.
       13.13.2.  Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается
   производить  при  погрузке  и  разгрузке  (на  землю) автомашин при
   условии  удаления людей из зоны перемещения груза. Хранение кирпича
   на складе следует осуществлять на поддонах.
       13.13.3.      Перегрузка     камня     должна     производиться
   механизированным  способом.  При  перегрузке камня с помощью ковшей
   последние  должны  быть оборудованы односторонними самоотцепами или
   приспособлениями, обеспечивающими полное высыпание груза.
       13.13.4.   Присутствие   людей   в   зонах   перегрузки   камня
   запрещается.
       13.13.5.   Загрузка   камня   в   ковши   должна  производиться
   механизированным  способом.  Ковши следует загружать таким образом,
   чтобы  исключалась  возможность  падения  камней  при  перемещении.
   Навалка камня вручную запрещается.
       13.13.6.  Перегрузка  строительных  материалов  в таре (бочках,
   ящиках,   мешках)   или   пакетах  должна  производиться  с  учетом
   выполнения  требований безопасности при переработке соответствующей
   категории грузов, изложенных в настоящих Правилах.
       13.13.7.    Перегрузку    и    складирование   крупногабаритных
   железобетонных  конструкций  следует  производить  в соответствии с
   требованиями раздела 13.1 настоящих Правил.
       13.13.8.  Способы  строповки  должны  во всех случаях исключать
   возможность падения конструкций или их излома.
       13.13.9.  При  перемещении  железобетонных  конструкций, блоков
   мрамора  и  гранита  необходимо  принимать  меры, препятствующие их
   раскачиванию,  вращению.  Зона  перемещения конструкций должна быть
   обозначена хорошо видимыми предупредительными знаками.
   
       13.14. Животные, птицы и сырые животные продукты
   
       13.14.1.   Порты,   в   которых   производится  систематическая
   погрузка    или    выгрузка   животных   и   птиц,   должны   иметь
   соответствующее   оборудование   (причал,  скотозагоны,  изоляторы,
   навесы  и  водопой),  а также помещение для ветеринарного надзора и
   проводников.
       13.14.2.  Администрация  порта  обязана извещать представителей
   ветсаннадзора  о  предстоящей  погрузке  или выгрузке животных. При
   перегрузочных   работах   следует   руководствоваться  требованиями
   сборника   4-М  "Общие  и  специальные  правила  перевозки  грузов"
   (раздел  47  "Правила  морской  перевозки  животных,  птиц  и сырых
   животных продуктов").
       13.14.3.  Перегрузка  скота  и  зверей должна производиться под
   наблюдением  проводников  клиента  или  специально  обученных  лиц,
   имеющих знания и опыт по уходу за животными.
       Перегрузочные  средства  и  приспособления (платформы, вагонные
   мостики,  сходни,  носилки  и  т.п.)  должны  быть  чистыми, сходни
   должны иметь ограждения со сплошной зашивкой.
       13.14.4.   При   выявлении  у  животных  признаков  заболеваний
   необходимо   об   этом   поставить   в   известность  представителя
   санитарной инспекции.
       13.14.5.  Перегрузку  животного  сырья  следует  производить  с
   соблюдением  профилактических  мероприятий,  не  создавая  пыли  на
   судне и на складе. Бросать тюки и пачки кожсырья запрещается.
       13.14.6.  Место,  где  находились  грузы,  все проходы и трапы,
   мостики  и  спуски  после  работы  с животным сырьем, а также после
   перегрузки  животных  следует  тщательно  убрать  с  помощью мокрых
   стружек и опилок или с водой, не поднимая при этом пыли.
       13.14.7.   Все   перегрузочные   работы   с   сырыми  животными
   продуктами  должны  производиться  в  установленных  для  этой цели
   средствах   индивидуальной  защиты,  работа  в  которых  с  другими
   грузами запрещается.
       13.14.8.  Для  хранения указанных средств индивидуальной защиты
   в портах должны быть отведены особые места.
   
       13.15. Мороженное мясо в тушах
   
       13.15.1.  Перегрузка  мяса  в  тушах,  не  имеющих  специальных
   устройств   для   строповки,   должна   производиться   с   помощью
   специальных  ковшей  или  грузовых  сеток.  Перегрузка туш, имеющих
   специальные  приспособления  для  строповки, должна производиться с
   помощью крановой подвески с гачками.
       13.15.2.  При  массе грузовых мест более 50 кг для формирования
   подъема  следует  использовать  судовой  кран  (стрелы), оснащенный
   многостропной  подвеской.  Застропка  отдельных  туш производится с
   помощью кольцевых стропов способом "в удав".
       13.15.3.  Выгрузка  мяса  должна производиться послойно по всей
   площади трюма с углублением не более 1,5 метра.
       13.15.4.   Перед   началом  расформирования  слоя  туш  следует
   проверить  состояние  укладки  груза  и при обнаружении неустойчиво
   лежащих туш поправить их с помощью крючков (шестов).
       13.15.5.  Загрузка  ковша  должна производиться плотными рядами
   туш, исключающих их выпадение.
       13.15.6.  Выгрузка  мяса  из  подпалубного  пространства должна
   производиться  уступообразно.  При  снятии туш верхнего слоя должна
   обеспечиваться  устойчивость  соседних туш, в противном случае туши
   необходимо  стаскивать  на нижележащий слой с помощью крючка длиной
   не менее 1,0 м, находясь сбоку от стаскиваемой туши.
       В  местах  нахождения  докеров  и формирования "подъема" должны
   быть уложены фальшпайолы.
       13.15.7.  При  отсутствии  грузовых  рамп  при  погрузке  туш в
   вагоны или автотранспорт необходимо применять грузовые столы.
       13.15.8.  Укладку  туш  в  вагоне  следует производить плотными
   рядами, исключающими их самопроизвольное скольжение.
       13.15.9.  Докеры трюмного и вагонного звеньев должны быть одеты
   в  чистую  теплую  спецодежду  и халаты, на обувь надеваются бахилы
   (брезентовые чулки).
   
            14. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ РАБОТАХ В ПОРТАХ
   
       14.1.  В  местах  производства  работ должны находиться аптечки
   для  оказания первой помощи пострадавшим, защищенные от попадания в
   них  пыли,  влаги  и  т.д.  Количество  аптечек,  их  комплектность
   устанавливается     руководителем    предприятия    (подразделения)
   совместно   с   медицинским   работником,   обслуживающим  порт  на
   основании  "Типового  руководства  по  комплектации  аптечек первой
   медицинской помощи" (Приложение 10).
       14.2.  В  аптечке первой помощи должна находиться инструкция по
   ее применению.
       14.3.  Аптечки  первой  помощи пополняются после каждого случая
   пользования ими.
       14.4.   Комплектность   и   состояние   аптечек  первой  помощи
   проверяется  не реже одного раза в месяц службой охраны труда порта
   совместно с медицинским работником, обслуживающим порт.
       14.5.  При  выполнении  работ  на  берегу 25-ю и более рабочими
   один  из  них должен быть обучен оказанию первой медицинской помощи
   и иметь удостоверение, выданное медицинским учреждением.
       При  выполнении  работ  на  неошвартованном  у берега судне это
   требование  распространяется  при  наличии  на  нем  10-ти  и более
   рабочих.
       14.6.   В  портах  со  списочной  численностью  от  50  до  300
   работающих,  кроме  аптечек  первой медицинской помощи, оборудуются
   медицинские  пункты,  при списочной численности более 300 человек -
   фельдшерские здравпункты.
       14.7.  Лица,  занятые  на работах с вредными и неблагоприятными
   производственными  факторами, должны проходить предварительные (при
   поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
       14.8.   Перечень   работ   и  неблагоприятных  производственных
   факторов,  при  которых обязательны медицинские осмотры трудящихся,
   а    также    периодичность    этих    осмотров    регламентируется
   соответствующим    приказом    Министерства    здравоохранения    и
   медицинской промышленности Российской Федерации.
   
   
   
   
   
                                                            Приложения
                                                  к настоящим Правилам
   
                                                          Приложение 1
                                                  к настоящим Правилам
                                                          (справочное)
   
                          ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦     Термин                          Определение                ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦1. Безопасное         Наименьшее допустимое расстояние между ра-¦
   ¦расстояние            ботающим и источником опасности, необходи-¦
   ¦                      мое для обеспечения безопасности работаю- ¦
   ¦                      щего (ГОСТ 12.0.002-80).                  ¦
   ¦2. Безопасность       Состояние условий труда, при котором ис-  ¦
   ¦труда                 ключено воздействие на работающих опасных ¦
   ¦                      и вредных производственных факторов       ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.0.002-80).                       ¦
   ¦3. Вредное            Вещество, которое при контакте с организ- ¦
   ¦вещество              мом человека в случае нарушения требований¦
   ¦                      безопасности может вызвать производствен- ¦
   ¦                      ные травмы, профессиональные заболевания  ¦
   ¦                      или отклонения в состоянии здоровья, обна-¦
   ¦                      руживаемые современными методами как в    ¦
   ¦                      процессе работы, так и в отдельные сроки  ¦
   ¦                      жизни настоящего и последующего поколений ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.1.007-76).                       ¦
   ¦4. Вредные вещества   Вещества, обладающие одинаковым механизмом¦
   ¦однонаправленного     действия на человека. Заключение об одно- ¦
   ¦действия              направленности действия веществ определя- ¦
   ¦                      ется органами государственного санитарного¦
   ¦                      надзора (ГОСТ 12.1.005-88).               ¦
   ¦5. Вредный            Производственный фактор, воздействие кото-¦
   ¦производственный      рого на работающего в определенных услови-¦
   ¦фактор                ях приводит к заболеванию или снижению ра-¦
   ¦                      ботоспособности (ГОСТ 12.0.002-80).       ¦
   ¦6. Грузоподъемные     Неподвижные или подвижные механизмы для   ¦
   ¦механизмы             обработки грузов, включая расположенные на¦
   ¦                      берегу механические платформы, которые ис-¦
   ¦                      пользуются на берегу или на борту судна   ¦
   ¦                      для поднятия или опускания грузов или их  ¦
   ¦                      переноса с одного места на другое в под-  ¦
   ¦                      вешенном или поддерживаемом состоянии.    ¦
   ¦7. Грузоподъемное     Приспособление, посредством которого груз ¦
   ¦приспособление        может крепиться к грузоподъемному механиз-¦
   ¦                      му, но которое не является неотъемлемой   ¦
   ¦                      частью этого механизма или груза.         ¦
   ¦8. Длинномерные       Грузы в таре или без упаковки, длина от-  ¦
   ¦грузы                 дельного места которых составляет 8 м и   ¦
   ¦                      более.                                    ¦
   ¦9. Доступ             Свободный вход в трюма, другие помещения  ¦
   ¦                      судна и выход из этих помещений.          ¦
   ¦10. Знаки             Знаки, предназначенные для предупреждения ¦
   ¦безопасности труда    работающих о возможной опасности, о необ- ¦
   ¦                      ходимости применения соответствующих      ¦
   ¦                      средств защиты, а также разрешающие или   ¦
   ¦                      запрещающие определенные действия работаю-¦
   ¦                      щих (ГОСТ 12.0.002-80).                   ¦
   ¦11. Зона острого      Отношение средней смертельной концентрации¦
   ¦действия              вредного вещества к минимальной (порого-  ¦
   ¦                      вой) концентрации, вызывающей изменение   ¦
   ¦                      биологических показателей на уровне це-   ¦
   ¦                      лостного организма, выходящих за пределы  ¦
   ¦                      приспособительных физиологических реакций.¦
   ¦12. Зона хронического Отношение минимальной (пороговой) концент-¦
   ¦действия              рации, вызывающей изменение биологических ¦
   ¦                      показателей на уровне целостного организ- ¦
   ¦                      ма, выходящих за пределы приспособительных¦
   ¦                      физиологических реакций, к минимальной    ¦
   ¦                      (пороговой) концентрации, вызывающей вред-¦
   ¦                      ное действие в хроническом эксперименте по¦
   ¦                      4 час. пять раз в неделю на протяжении не ¦
   ¦                      менее четырех месяцев.                    ¦
   ¦13. Компетентное лицо Лицо, обладающее знаниями и опытом, необ- ¦
   ¦                      ходимыми для выполнения одной или несколь-¦
   ¦                      ких конкретных задач, признанное компетен-¦
   ¦                      тными органами.                           ¦
   ¦14. Компетентный      Министерство, государственное учреждение  ¦
   ¦орган власти          или администрация, наделенная полномочиями¦
   ¦                      издавать правила, распоряжения или инст-  ¦
   ¦                      рукции, имеющие силу закона.              ¦
   ¦15. Крупногабаритные  Грузы, объем отдельного места которых пре-¦
   ¦грузы                 вышает 18 куб. м.                         ¦
   ¦16. Машины            Конвейеры, элеваторы, устройства пневмати-¦
   ¦непрерывного          ческого и гидравлического транспорта и по-¦
   ¦транспорта            добные им транспортирующие машины.        ¦
   ¦17. Опасные грузы     Вещества и предметы, которые вследствие их¦
   ¦                      специфических свойств могут при транспор- ¦
   ¦                      тировке, выполнении погрузочно-разгрузоч- ¦
   ¦                      ных работ и хранении послужить причиной   ¦
   ¦                      взрыва, пожара или повреждения транспорт- ¦
   ¦                      ных средств, складов, устройств, зданий и ¦
   ¦                      сооружений, а также гибели, увечья, отрав-¦
   ¦                      ления, ожогов, облучения или заболевания  ¦
   ¦                      людей и животных (ГОСТ 19433-88).         ¦
   ¦18. Опасная зона      Пространство, в котором возможно воздейст-¦
   ¦                      вие на работающего опасного и (или) вред- ¦
   ¦                      ного производственных факторов            ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.0.002-80).                       ¦
   ¦19. Опасная зона      Площадь, образуемая проекцией перемещаемо-¦
   ¦работы крана          го краном груза и ограниченная траекторией¦
   ¦                      движения его наружных точек. Граница опас-¦
   ¦                      ной зоны определяется расстоянием по гори-¦
   ¦                      зонтали от места возможного падения груза ¦
   ¦                      при его перемещении. Это расстояние при   ¦
   ¦                      максимальной высоте подъема груза до 20 м ¦
   ¦                      должно быть не менее 7 м, а при высоте    ¦
   ¦                      подъема свыше 20 м - не менее 10 м.       ¦
   ¦20. Опасный произ-    Производственный фактор, воздействие кото-¦
   ¦водственный фактор    рого на работающего в определенных услови-¦
   ¦                      ях приводит к травме или другому внезапно-¦
   ¦                      му резкому ухудшению здоровья             ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.0.002-80).                       ¦
   ¦21. Ориентировочный   Гигиенический уровень вредных веществ,    ¦
   ¦безопасный уровень    временно установленный на основе расчета  ¦
   ¦воздействия вредных   по физико-химическим свойствам            ¦
   ¦веществ (ОБУВ         (ГОСТ 12.0.002-80).                       ¦
   ¦вредных веществ)                                                ¦
   ¦22. Ответственное     Лицо, назначенное администрацией порта,   ¦
   ¦лицо                  предпринимателем, капитаном судна в зави- ¦
   ¦                      симости от обстоятельств, в качестве от-  ¦
   ¦                      ветственного за выполнение одной или нес- ¦
   ¦                      кольких конкретных задач и которое облада-¦
   ¦                      ет достаточными знаниями, опытом и необхо-¦
   ¦                      димым авторитетом для их выполнения.      ¦
   ¦23. Охрана труда      Система законодательных актов, социально- ¦
   ¦                      экономических, организационных, техничес- ¦
   ¦                      ких, гигиенических и лечебно-профилакти-  ¦
   ¦                      ческих мероприятий и средств, обеспечиваю-¦
   ¦                      щих безопасность, сохранение здоровья и   ¦
   ¦                      работоспособности человека в процессе тру-¦
   ¦                      да (ГОСТ 12.0.002-80).                    ¦
   ¦24. Перегрузочные     Краны всех типов, перегружатели всех типов¦
   ¦машины                (контейнерные, зерновые и др.), авто- и   ¦
   ¦                      электропогрузчики, ковшовые погрузчики,   ¦
   ¦                      погрузчики с отвальным конвейером, вагон- ¦
   ¦                      ные и трюмные машины, конвейеры, грузовые ¦
   ¦                      лифты, тягачи, тракторы, прицепы (трейле- ¦
   ¦                      ры), низкорамные полуприцепы (роллтрейле- ¦
   ¦                      ры), передвижные пневмоустановки и другие ¦
   ¦                      машины со всеми видами сменных грузозах-  ¦
   ¦                      ватных органов для производства погрузоч- ¦
   ¦                      но-разгрузочных работ (исключая авто-     ¦
   ¦                      транспорт).                               ¦
   ¦25. Портовые работы   Работы (или связанные с ней служебные обя-¦
   ¦                      занности), выполняемые на берегу и на бор-¦
   ¦                      ту судна при загрузке или разгрузке любого¦
   ¦                      судна, за исключением военных кораблей, в ¦
   ¦                      морском или речном порту, гавани, на при- ¦
   ¦                      чале, верфи, пирсе или другом подобном    ¦
   ¦                      месте.                                    ¦
   ¦26. Портовый рабочий  Лицо, занятое на портовых работах.        ¦
   ¦27. Предельно         Концентрации, которые при ежедневной (кро-¦
   ¦допустимые            ме выходных дней) работе в течение 8 час. ¦
   ¦концентрации вредных  или при другой продолжительности, но не   ¦
   ¦веществ в воздухе     более 41 часа в неделю, в течение всего   ¦
   ¦рабочей зоны (ПДК)    рабочего стажа не могут вызвать заболева- ¦
   ¦                      ний или отклонений в состоянии здоровья,  ¦
   ¦                      обнаруживаемых современными методами ис-  ¦
   ¦                      следований в процессе работы или в отдель-¦
   ¦                      ные сроки жизни настоящего и последующих  ¦
   ¦                      поколений (ГОСТ 12.1.005-88).             ¦
   ¦28. Предельно         Уровень производственного фактора, воздей-¦
   ¦допустимый уровень    ствие которого при работе установленной   ¦
   ¦производственного     продолжительности в течение всего трудово-¦
   ¦фактора (ПДУ)         го стажа не приводит к травме, заболеванию¦
   ¦                      или отклонению в состоянии здоровья в про-¦
   ¦                      цессе работы или в отдельные сроки жизни  ¦
   ¦                      настоящего и последующего поколений       ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.0.002-80).                       ¦
   ¦29. Производитель     Инженерно-технические работники (стивидо- ¦
   ¦работ                 ры, прорабы, мастера, сменные начальники  ¦
   ¦                      складов и т.п.), а также бригадиры (звень-¦
   ¦                      евые) - стивидоры, обеспечивающие органи- ¦
   ¦                      зацию и ведение работ с использованием    ¦
   ¦                      грузоподъемных машин, имеющие удостовере- ¦
   ¦                      ние лица, ответственного за безопасное    ¦
   ¦                      производство работ по перемещению грузов  ¦
   ¦                      кранами.                                  ¦
   ¦30. Производственный  Основное производственное подразделение   ¦
   ¦перегрузочный         морского торгового порта, выполняющее пог-¦
   ¦комплекс (ППК)        рузочно-разгрузочные работы и все опера-  ¦
   ¦                      ции, связанные с перегрузкой грузов и об- ¦
   ¦                      работкой транспортных средств. Производст-¦
   ¦                      венный перегрузочный комплекс представляет¦
   ¦                      собой группу специализированных по направ-¦
   ¦                      лениям перевозок или по родам грузов, при-¦
   ¦                      чалов (может быть и один причал) с необхо-¦
   ¦                      димым для круглосуточной обработки судов и¦
   ¦                      вагонов количеством соответствующего      ¦
   ¦                      подъемно-транспортного оборудования, скла-¦
   ¦                      дов и других производственных мощностей и ¦
   ¦                      трудовых ресурсов.                        ¦
   ¦31. Рабочая зона      Пространство, ограниченное на высоте 2 м  ¦
   ¦                      над уровнем пола или площадки, на которых ¦
   ¦                      находятся места постоянного или непостоян-¦
   ¦                      ного (временного) пребывания работающего  ¦
   ¦                      (ГОСТ 12.1.005-88).                       ¦
   ¦32. Рабочая зона      Пространство, в котором совершаются рабо- ¦
   ¦перегрузочной         чие и холостые движения машины и ее сос-  ¦
   ¦машины                тавляющих частей, включая грузозахватный  ¦
   ¦                      орган.                                    ¦
   ¦33. Рабочее место     Зона постоянного или временного пребывания¦
   ¦                      работающих, оснащенная необходимыми техни-¦
   ¦                      ческими средствами, в которой совершается ¦
   ¦                      трудовая деятельность исполнителя или     ¦
   ¦                      группы исполнителей, совместно выполняющих¦
   ¦                      одну работу или операцию.                 ¦
   ¦34. Сменные грузо-    Крюк, грейфер, спредер, грузоподъемный    ¦
   ¦захватные органы      электромагнит, вилы погрузчика, грузозах- ¦
   ¦                      ватные устройства погрузчика с гидравли-  ¦
   ¦                      ческим (пневматическим) приводом, а также ¦
   ¦                      другие грузозахватные устройства, соеди-  ¦
   ¦                      ненные с грузовыми канатами (цепями) или  ¦
   ¦                      подъемным устройством грузоподъемной маши-¦
   ¦                      ны.                                       ¦
   ¦35. Специализирован-  Совокупность технических средств и инже-  ¦
   ¦ный перегрузочный     нерных сооружений (причалов, складов и    ¦
   ¦комплекс              др.), специального подъемно-транспортного ¦
   ¦                      и иного оборудования, предназначенных для ¦
   ¦                      перегрузки конкретных однородных грузов   ¦
   ¦                      (лесных, навалочно-насыпных, контейнеров и¦
   ¦                      т.п.) и (или) обработки специализированных¦
   ¦                      судов (контейнеровозов, с вертикальным и  ¦
   ¦                      горизонтальным способом погрузки-выгрузки,¦
   ¦                      судов лихтеровозной системы и т.п.).      ¦
   ¦36. Средство          Средство, предназначенное для защиты одно-¦
   ¦индивидуальной        го работающего (ГОСТ 12.0.002-80).        ¦
   ¦защиты                                                          ¦
   ¦37. Средства          Все типы поддонов, пакетирующие стропы    ¦
   ¦укрупнения            внутрипортового обращения и находящиеся на¦
   ¦грузовых мест         балансе портов, а также многооборотные и  ¦
   ¦                      разовые, принадлежащие грузоотправителям, ¦
   ¦                      судовладельцам и другим участникам транс- ¦
   ¦                      портного процесса.                        ¦
   ¦38. Съемные грузо-    Универсальные стропы, ковши, сетки, рамы, ¦
   ¦захватные приспо-     канатные и цепные стропы с крюками, скоба-¦
   ¦собления              ми, карабинами и т.п., контейнерные захва-¦
   ¦                      ты для труб и другие грузозахватные уст-  ¦
   ¦                      ройства, не относящиеся к сменным грузо-  ¦
   ¦                      захватным органам.                        ¦
   ¦39. Требования        Требования, установленные законодательными¦
   ¦безопасности труда    актами, нормативно-технической документа- ¦
   ¦                      цией, правилами и инструкциями, выполнение¦
   ¦                      которых обеспечивает безопасность работаю-¦
   ¦                      щих (ГОСТ 12.0.002-80).                   ¦
   ¦40. Тяжеловесные      Грузы массой отдельного места более 10 т, ¦
   ¦грузы                 а также грузы, превышающие грузоподъем-   ¦
   ¦                      ность применяемого в перегрузочном процес-¦
   ¦                      се грузоподъемного устройства.            ¦
   ¦41. Уполномоченное    Лицо, уполномоченное администрацией порта,¦
   ¦лицо                  предпринимателем, капитаном судна или от- ¦
   ¦                      ветственным лицом для выполнения опреде-  ¦
   ¦                      ленной задачи или задач и обладающее необ-¦
   ¦                      ходимыми техническими знаниями и опытом.  ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
                                                  к настоящим Правилам
                                                          (справочное)
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
            ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, УЧТЕННЫХ В ПРАВИЛАХ,
                    ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 1996 Г.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦  Обозначение                      Наименование                 ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦ГОСТ 8.002-86           Государственный надзор и ведомственный  ¦
   ¦                        контроль за средствами измерений.       ¦
   ¦ГОСТ 8.513-84           Проверка средств измерений.             ¦
   ¦ГОСТ 12.0.002-80        ССБТ. Термины и определения.            ¦
   ¦ГОСТ 12.0.004-90        Организация обучения безопасности труда.¦
   ¦                        Общие положения.                        ¦
   ¦ГОСТ 12.0.005-84        ССБТ. Метрологическое обеспечение в об- ¦
   ¦                        ласти безопасности труда. Основные поло-¦
   ¦                        жения.                                  ¦
   ¦ГОСТ 12.1.005-88        ССБТ. Общие санитарно-гигиенические     ¦
   ¦                        требования к воздуху рабочей зоны.      ¦
   ¦ГОСТ 12.1.007-76        ССБТ. Вредные вещества. Классификация и ¦
   ¦                        общие требования безопасности.          ¦
   ¦ГОСТ 12.1.014-84        ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измере-¦
   ¦                        ний концентраций вредных веществ индика-¦
   ¦                        торными трубками.                       ¦
   ¦ГОСТ 12.1.016-79        ССБТ. Воздух рабочей зоны. Требования к ¦
   ¦                        методикам измерения концентраций вредных¦
   ¦                        веществ.                                ¦
   ¦ГОСТ 12.2.013.0-91      Машины ручные электрические. Общие тре- ¦
   ¦                        бования безопасности и методы испытаний.¦
   ¦ГОСТ 12.2.022-80        ССБТ. Конвейеры. Общие требования       ¦
   ¦                        безопасности.                           ¦
   ¦ГОСТ 12.3.009-76        Работы погрузочно-разгрузочные. Общие   ¦
   ¦                        требования безопасности.                ¦
   ¦ГОСТ 12.4.026-76        ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопас- ¦
   ¦                        ности.                                  ¦
   ¦ГОСТ 12.4.089-86        ССБТ. Строительство. Пояса предохраните-¦
   ¦                        льные. Общие технические требования.    ¦
   ¦ГОСТ 17.2.3.01-86       Охрана природы. Атмосфера. Правила конт-¦
   ¦                        роля качества воздуха населенных пунк-  ¦
   ¦                        тов.                                    ¦
   ¦ГОСТ 17.2.4.02-81       Охрана природы. Атмосфера. Общие требо- ¦
   ¦                        вания к методам определения загрязняющих¦
   ¦                        веществ.                                ¦
   ¦ГОСТ 30055-93           Канаты из полимерных материалов и комби-¦
   ¦                        нированные. Технические условия.        ¦
   ¦ГОСТ 3241-91            Канаты стальные. Технические условия.   ¦
   ¦ГОСТ 9078-84            Поддоны плоские. Общие технические усло-¦
   ¦                        вия.                                    ¦
   ¦ГОСТ 9557-87            Поддон плоский деревянный, размером     ¦
   ¦                        800 х 1200 мм. Технические условия.     ¦
   ¦ГОСТ 9570-84            Поддоны ящичные и стоечные. Общие техни-¦
   ¦                        ческие условия.                         ¦
   ¦ГОСТ 10807-78           Знаки дорожные. Общие технические усло- ¦
   ¦                        вия.                                    ¦
   ¦ГОСТ 13508-74           Разметка дорожная.                      ¦
   ¦ГОСТ 18477-79           Контейнеры универсальные. Типы, основные¦
   ¦                        параметры и размеры.                    ¦
   ¦ГОСТ 19433-88           Грузы опасные. Классификация и маркиров-¦
   ¦                        ка.                                     ¦
   ¦ГОСТ 21391-84           Средства пакетирования. Термины и опре- ¦
   ¦                        деления.                                ¦
   ¦ГОСТ 21650-76           Средства скрепления тарно-штучных грузов¦
   ¦                        в транспортных пакетах. Общие требова-  ¦
   ¦                        ния.                                    ¦
   ¦ГОСТ 24258-88           Средства подмащивания. Общие технические¦
   ¦                        условия.                                ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 3
                                                  к настоящим Правилам
                                                        (обязательное)
   
          НОРМЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫСОТ СКЛАДИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУЗОВ
        И СПОСОБЫ ИХ ШТАБЕЛИРОВАНИЯ НА СКЛАДСКИХ ПЛОЩАДКАХ ПОРТОВ
   
   ------------------T------------------------T-----------------------------------------¬
   ¦    Род груза    ¦  Высота складирования  ¦          Способы штабелирования         ¦
   ¦                 +-----------T------------+                                         ¦
   ¦                 ¦При подаче ¦При укладке ¦                                         ¦
   ¦                 ¦груза меха-¦груза в     ¦                                         ¦
   ¦                 ¦низмами и  ¦штабель и   ¦                                         ¦
   ¦                 ¦нахождении ¦разборке его¦                                         ¦
   ¦                 ¦людей на   ¦механизиро- ¦                                         ¦
   ¦                 ¦штабеле    ¦ванным спо- ¦                                         ¦
   ¦                 ¦           ¦собом без   ¦                                         ¦
   ¦                 ¦           ¦нахождения  ¦                                         ¦
   ¦                 ¦           ¦людей на    ¦                                         ¦
   ¦                 ¦           ¦штабеле     ¦                                         ¦
   +-----------------+-----------+------------+-----------------------------------------+
   ¦1. ГРУЗЫ В МЕШКАХ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦1.1. Сахар-сырец ¦До 24 рядов¦-           ¦При поштучном способе формирования штабе-¦
   ¦в мешках (поштуч-¦           ¦            ¦ля крайние по периметру штабеля мешки    ¦
   ¦но)              ¦           ¦            ¦укладываются клеткой (пятериком). Внутри ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦штабеля мешки четного ряда складируются  ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦вдоль штабеля, мешки нечетного ряда - по-¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦перек штабеля. Через каждые 6 рядов по   ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦высоте по периметру штабеля следует де-  ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦лать уступ шириной не менее 1,3 м. При   ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦складировании на открытых площадках пос- ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦ледние 3 ряда мешков в штабеле укладыва- ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦ются в виде усеченной пирамиды с уступом ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦в 0,5 мешка.                             ¦
   ¦1.2. Сахар-сырец ¦6 ярусов   ¦4 яруса     ¦Пакеты на поддонах устанавливаются в шта-¦
   ¦пакетированный на¦пакетов при¦пакетов     ¦бель устойчиво друг на друга вертикальны-¦
   ¦поддонах         ¦формирова- ¦на поддонах ¦ми рядами. После третьего пакета по высо-¦
   ¦                 ¦нии краном ¦            ¦те в штабеле делается уступ шириной в 1  ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦пакет со стороны по направлению штабели- ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦рования и в 0,5 пакета с двух других его ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦сторон.                                  ¦
   ¦1.3. Сахар-песок ¦-          ¦4 яруса     ¦Пакеты на поддонах устанавливаются в     ¦
   ¦                 ¦           ¦пакетов     ¦штабель устойчиво друг на друга вертика- ¦
   ¦                 ¦           ¦на поддонах ¦льными рядами. После третьего пакета по  ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦высоте в штабеле делается уступ шириной в¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦1 пакет со стороны по направлению штабе- ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦лирования и в 0,5 пакета с двух других   ¦
   ¦                 ¦           ¦            ¦его сторон.                              ¦
   ¦1.4. Хлебофураж- ¦4 яруса    ¦То же       ¦То же.                                   ¦
   ¦ные грузы (мука  ¦пакетов    ¦            ¦                                         ¦
   ¦всех сортов,     ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦крупа, рис, ком- ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦бикорма, солод,  ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦зерно, горох,    ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦фасоль, бобы и   ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦какао-бобы)      ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦1.5. Соль        ¦То же      ¦То же       ¦То же.                                   ¦
   ¦1.6. Цемент в    ¦То же      ¦То же       ¦То же.                                   ¦
   ¦бумажных и льно- ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦джтокенафных меш-¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦ках              ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦1.7. Прочие грузы¦То же      ¦То же       ¦То же.                                   ¦
   ¦в джутовых, бу-  ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦мажных мешках и в¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦мешках в термоу- ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦садочной пленке  ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦1.8. Цемент, кар-¦То же      ¦То же       ¦То же.                                   ¦
   ¦бамид, асбест в  ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦термоусадочной   ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦пленке           ¦           ¦            ¦                                         ¦
   ¦1.9. Тапиока,    ¦3 яруса    ¦3 яруса     ¦То же.                                   ¦
   ¦рыбная мука, кар-¦пакетов    ¦пакетов на  ¦                                         ¦
   ¦бамид в мешках   ¦на поддонах¦поддонах    ¦                                         ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное