Связь между ноу-хау и патентом

Политика >> 28.03.2023, 13:29

Изобретение, которое не было запатентовано из-за отсутствия необходимых требований (так называемое непатентуемое изобретение) или по выбору предприятия, может быть предметом "градации секретности", то есть как ноу-хау. К последнему относится и непатентуемое, а не только непатентуемое.

Предприниматель сам решает, защищать ли ему свое изобретение патентом или использовать его как ноу-хау. В первом случае эксклюзивность гарантируется на весь срок действия патента. Во втором — на изобретение накладывается условие сохранения секрета во времени.

Согласно одной из частей доктрины, ноу-хау является инструментом, защищающим практические знания, интегрированные и сопровождающие патент. Патентование представляет собой точку прибытия для исследований только после испытаний, анализа, расследования с результатами, которые могут подпадать под определение секретной информации. Поэтому заявка на патент может исключить данные, информацию и детали, которые могут чрезмерно ограничить сферу защиты патента, из формулы изобретения и из чертежей, относящихся к изобретению. Эти данные и сведения могут быть сохранены в тайне и играть важную роль в реализации изобретения.

Важное определение отношения между ноу-хау и патентом было дано в решении суда Турина в 2008 году. В этом решении судьи рассмотрели дело о патенте на процесс, в котором владелец жаловался на незаконное присвоение конкурентом разработанного им ноу-хау, существенного и необходимого для конкретного использования монополии и определяемого как "комплекс опыта, учений, знаний, приобретенных в ходе экспериментов над самим процессом". Это означает, что практические знания об изобретении, даже если они не запатентованы, были необходимы для его конкретной реализации наиболее эффективным способом и должны считаться юридически защищенными".

Плюсы/минусы патента и ноу-хау

При выборе способа защиты изобретения (патентной или ноу-хау) — предприниматель должен учесть все плюсы и минусы обоих способов. Ниже приведена таблица, в которой перечислены все их преимущества.

Патент:

  • Публикация без секретности;
  • Финансовые затраты;
  • Защита ограничена сроком действия патента;
  • Препятствие для получения последующих патентов;
  • Гарантированная защита на весь срок действия патента.

Ноу-хау

  • Нет публикуется (сохраняется в секрете);
  • Без дополнительных затрат;
  • Защита НЕ ограничена временем;
  • Не является препятствием для получения последующих патентов;
  • Требуется сохранение секретности, не защищено законом при разглашении.

Выбор защиты информации и данных патентом или коммерческой тайной зависит от промышленного сектора предпринимателя.

Производственный сектор, например, склонен к ноу-хау в отношении природы самой продукции и метода ее производства.

Защита в качестве коммерческой тайны предпочтительнее в секторе, где происходит быстрая смена изобретений, как, например, в секторе автогонок или мотоспорта.

В этих секторах сохранение максимальной секретности изобретения является жизненно важным, и эта секретность несовместима с патентом, поскольку ее публикация может принести пользу конкурентам. 

Предприниматель сам решает, защищать ли ему свое изобретение патентом или использовать его как ноу-хау. В первом случае эксклюзивность гарантируется на весь срок действия патента. Во втором – на изобретение накладывается условие сохранения секрета во времени.