Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.01.2007 N 54 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2007 2011 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
   перевооружение   системы  учета  и  контроля  производства  оружия,
   боеприпасов,  взрывчатых  материалов"  ("Антитеррор"  2004  -  2008
   годы),  а  также  ряда  крупных инвестиционных проектов предприятий
   оборонного комплекса.
   Оценка экономической эффективности Программы включает в себя:
       оценку    эффективности   Программы   на   основе   определения
   показателей  коммерческой  эффективности путем сопоставления чистой
   прибыли  и  амортизационных  отчислений,  остающихся в распоряжении
   предприятий,   с  суммарными  затратами  на  реализацию  Программы,
   осуществляемыми    за    счет    использования    всех   источников
   финансирования (бюджетные и внебюджетные);
       оценку    эффективности    участия   в   реализации   Программы
   государства    на    основе   определения   показателей   бюджетной
   эффективности  путем  сопоставления  расхода  средств  федерального
   бюджета  с  доходами,  поступающими  в  бюджеты всех уровней в виде
   налогов.
       Расчеты  выполнены  в  ценах каждого года (с учетом инфляции) с
   последующим  дисконтированием  затрат  и  результатов к показателям
   начала  расчетного  (программного)  периода  (2007 - 2011 годы), то
   есть к показателям 2006 года.
       В   расчетах   применялись  налоги  и  ставки  налогообложения,
   действующие на момент проведения расчета.
   
                  Показатели коммерческой эффективности
   
       Чистый   дисконтированный  доход  является  одним  из  основных
   показателей  эффективности  и  характеризует интегральный эффект от
   реализации  Программы.  Чистый  дисконтированный доход определяется
   как   сальдо   суммарного   денежного   потока  от  операционной  и
   инвестиционной  деятельности  предприятий  с учетом дисконтирования
   за расчетный период по формуле:
   
                               м
                        ЧДД = SUM фи  x альфа ,
                              m=1   m        m
   
       где:
       фи  - сальдо  суммарного  денежного потока от инвестициоонной и
         m
   операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
       m - порядковый номер шага расчета (от 1 до м);
       альфа  -  коэффициент  дисконтирования на m-м шаге  расччетного
            m
   периода.
       Чистый   дисконтированный   доход  характеризуется  превышением
   суммарных   денежных  притоков  от  инвестиционной  и  операционной
   деятельности  предприятий  над  суммарными  денежными  оттоками  за
   расчетный период с учетом дисконтирования.
       Эффективность   Программы   оценивается  в  течение  расчетного
   периода, от начала реализации Программы до ее завершения.
       За  начальный год расчетного периода принимается 2007 год - 1-й
   год  осуществления  затрат,  за  последний год расчетного периода -
   2011 год - год завершения реализации Программы.
       За  расчетный  год  принимается  фиксированный момент времени -
   начальный  год  расчетного  периода  или  год проведения расчета. В
   данном  случае  за  расчетный  год  принят год проведения расчета -
   2006 год.
       Расчетный  период  (2007  -  2011  годы) измеряется количеством
   шагов расчета.
       За   шаг  расчета  принимается  минимальный  интервал  времени,
   принятый  разработчиком  (год,  полугодие,  квартал,  месяц). Номер
   шага  обозначается  числами  -  1,  2,  3  и  т.д. За начальный шаг
   принимается 1-й шаг. В данном случае за шаг принят 1 год.
       Соизмерение  разновременных  затрат и результатов (учет фактора
   времени)  производится  путем  их  приведения  (дисконтирования)  к
   расчетному шагу.
       Приведение  размера  будущих  денежных  ресурсов  (инвесстиций,
   Производственных    издержек,   прибыли  и  т.д.)  к   показзателям
   расчетного  года  расчетного  периода производится путем умнножения
   затрат  и  результатов  на  коэффициент  дисконтирования, вееличина
   которого  альфа    определяется  по  классической формуле  ссложных
                  (m)
   процентов:
   
                                     1
                         альфа  = --------,
                              m          m
                                  (1 + E)
   
   где:
   E - годовая норма дисконтирования;
       m  -  порядковый  номер  шага  расчетного  периода от 1 до m-го
   шага, а именно:
   1 - базовый (начальный) шаг (год);
   2 - 1-й шаг, следующий за базовым шагом;
   3 - 2-й шаг, следующий за 1-м шагом, и т.д.
       Под   годовой   нормой  дисконтирования  понимается  минимально
   допустимая  для  инвестора  величина  дохода  в  расчете на единицу
   капитала,   вложенного  в  реализацию  Программы  с  учетом  уровня
   инфляции.
       При    отсутствии    утвержденных    норм   дисконтирования   и
   обоснованных   требований   инвесторов   за  норму  дисконтирования
   рекомендуется  принимать процентную ставку за банковский кредит, то
   есть   ставку   рефинансирования   Центрального   банка  Российской
   Федерации,  действующую на момент проведения расчета (13 процентов)
   с  учетом  фактора  риска  в  размере  2  процентов,  то  есть  для
   настоящего  расчета  норма  дисконтирования  принята  в  размере 15
   процентов.
       В   свою   очередь,   сальдо  суммарного  денежного  потока  от
   инвестиционной  и  операционной деятельности на m-м шаге расчетного
   периода определяется по формуле:
   
                                   и     о
                          фи  = (фи  + фи  ),
                            m      m     m
   
       где:
         и
       фи   - сальдо  суммарного  денежного  потока от инвестицционной
         m
   деятельности на m-м шаге расчетного периода;
         о
       фи   - сальдо  суммарного  денежного  потока  от  операцционной
         m
   деятельности на m-м шаге расчетного периода.
       Сальдо    суммарного   денежного   потока   от   инвестиционной
   деятельности  на  m-м  шаге  расчетного  периода  определяется  как
   разность  между  затратами на реализацию Программы, осуществляемыми
   за  счет  использования  всех  источников финансирования (отток), и
   затратами  на  реализацию активов (приток), которые в данном случае
   равны 0.
       Сальдо    суммарного    денежного    потока   от   операционной
   деятельности  на  m-м  шаге  расчетного  периода  определяется  как
   разность   между   объемом   продаж   (приток)  и  суммой  издержек
   производства    реализуемой    продукции    (без    амортизационных
   отчислений),  налога  на  имущество  и налога на прибыль (отток). В
   итоге   образуется   сумма   чистой   прибыли   и   амортизационных
   отчислений, остающаяся у предприятий (чистый доход предприятий).
       Внутренняя    норма   доходности   представляет   собой   норму
   дисконтирования,  при  которой  величина  чистого дисконтированного
   дохода равна 0.
       Внутренняя    норма    доходности    характеризует   предельную
   (граничную)  норму дисконтирования, отделяющую эффективные варианты
   реализации    Программы   от   неэффективных,   а   также   степень
   устойчивости  Программы. Внутренняя норма доходности сравнивается с
   нормой   дисконтирования,   принятой   для   расчета.   Чем  больше
   внутренняя   норма   доходности,   тем   эффективнее  и  устойчивее
   Программа.  Показатель  внутренней  нормы  доходности  определяется
   исходя  из  условия,  что  чистый дисконтированный доход равен 0, и
   решение   уравнения   относительно   внутренней   нормы  доходности
   осуществляется по формуле:
   
                           м             1
                    ЧДД = SUM фи  x ---------- = 0,
                          m=1   m            m
                                    (1 + ВНД)
   
       где:
       фи  - сальдо  суммарного  денежного потока от инвестициоонной и
         m
   операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
   m - порядковый номер шага расчета (от 1 до м).
       Для   определения   показателя   внутренней   нормы  доходности
   используется финансовая функция "ВНДОХ", встроенная в "Excel".
       Срок  окупаемости  инвестиций  или период возврата - это период
   от  начального  шага,  в  течение  которого чистый дисконтированный
   доход  становится  неотрицательным,  или  период,  в конце которого
   суммарная    величина    дисконтированных    инвестиций   полностью
   возмещается  суммарными  дисконтированными  доходами (суммой чистой
   прибыли   и   амортизационных   отчислений)  вследствие  реализации
   Программы.
       За    начальный    шаг    принимается   начало   инвестиционной
   деятельности  в  календарном  исчислении, то есть 2007 год - начало
   1-го шага расчетного периода.
       Срок   окупаемости   определяется   по  данным  расчета  сальдо
   суммарного   денежного  потока  от  инвестиционной  и  операционной
   деятельности с учетом дисконтирования.
       Часть   срока   окупаемости   определяется  количеством  шагов,
   имеющих   отрицательное  значение  сальдо.  Дробная  часть  периода
   возврата,  прибавляемая  к  указанной  части,  определяется методом
   интерполяции.
       Программа  может  быть принята к рассмотрению при условии, если
   срок   окупаемости   меньше   расчетного   периода,   принятого   в
   технико-экономическом  обосновании Программы равным 5 годам (2007 -
   2011 годы).
       Индекс   доходности   инвестиций   определяется  как  отношение
   дисконтированной  величины  сальдо от операционной деятельности, то
   есть   от   чистого   дохода   предприятий   (чистая  прибыль  плюс
   амортизационные     отчисления)     за    расчетный    период,    к
   дисконтированной    величине   затрат,   осуществляемых   за   счет
   использования всех источников финансирования за тот же период.
       Если   индекс   доходности   инвестиций  больше  1,  реализация
   Программы  будет  эффективной,  если  меньше 1 - неэффективной. При
   чистом  дисконтированном  доходе, равном 0, индекс доходности равен
   1.
   
                   Показатели бюджетной эффективности
   
       Бюджетная   эффективность   характеризуется   такими  основными
   показателями,  как  бюджетный  эффект,  доля бюджетных ассигнований
   (коэффициент   участия  государства),  срок  окупаемости  и  индекс
   доходности средств федерального бюджета.
       Бюджетный  эффект  представляет собой превышение доходной части
   бюджета   над   его   расходной   частью  в  результате  реализации
   Программы.
   Бюджетный эффект за расчетный период определяется по формуле:
   
                             м
                       БЭ = SUM ДЕЛЬТА  x альфа ,
                            m=1       m        m
   
       где:
       ДЕЛЬТА   - превышение доходной части бюджета над его рассходной
             m
   частью на m-м шаге расчетного периода;
       альфа   -  коэффициент  дисконтирования на m-м шаге расччетного
            m
   периода;
   m - порядковый номер шага расчета (от 1 до м).
       В  состав  расходов бюджета включаются средства, выделяемые для
   прямого бюджетного финансирования Программы.
       В  состав  доходов  бюджета и приравненных к ним поступлений во
   внебюджетные фонды включаются:
       налог   на   имущество  в  размере  2  процентов  среднегодовой
   стоимости    основных    промышленно-производственных   фондов   по
   остаточной стоимости;
       налог  на  прибыль  в  размере  24  процентов  налогооблагаемой
   прибыли (прибыли от реализации за вычетом налога на имущество);
       налог  на  добавленную  стоимость в размере 18 процентов объема
   реализованной продукции;
   подоходный налог в размере 13 процентов фонда оплаты труда;
       единый  социальный  налог  в  размере 26 процентов фонда оплаты
   труда.
       Доходная   часть   бюджета   корректируется  в  зависимости  от
   коэффициента участия государства в Программе.
       Коэффициент  участия  государства  является  важным показателем
   бюджетной    эффективности    и    определяется    как    отношение
   дисконтированной    величины    средств    федерального    бюджета,
   предусмотренных  на  реализацию  Программы  за  расчетный период, к
   дисконтированной  величине суммарных затрат, осуществляемых за счет
   использования  из  всех источников финансирования за тот же период.
   Показатель  характеризует степень финансового участия государства в
   реализации  Программы  и учитывается при расчете бюджетного эффекта
   и  других показателей бюджетной эффективности. Предпочтение следует
   отдавать   вариантам   программ,   имеющим   наименьший  показатель
   коэффициента  участия  государства,  так  как  для реализации таких
   программ требуется меньше бюджетных средств.
       Срок  окупаемости  или  период  возврата  средств  федерального
   бюджета  -  это  период  от  начального  шага,  в  течение которого
   бюджетный  эффект  становится  неотрицательным, или период, в конце
   которого  суммарная  величина дисконтированных средств федерального
   бюджета    полностью   возмещается   суммарными   дисконтированными
   доходами  бюджета  (налоговыми поступлениями) вследствие реализации
   Программы.
       Индекс     доходности     средств     федерального     бюджета,
   предусмотренных   на   реализацию   Программы,   определяется   как
   отношение  дисконтированной величины доходов бюджета, полученных от
   реализации   Программы  за  расчетный  период,  к  дисконтированной
   величине расходов бюджета за тот же период.
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                             от 29 января 2007 г. N 54
   
                              ПОДПРОГРАММА
                "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ"
            НА 2007 - 2011 ГОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                   "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
                           НА 2007 - 2011 ГОДЫ
   
                                 ПАСПОРТ
          подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы"
            на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы
                   "Национальная технологическая база"
                           на 2007 - 2011 годы
   
   Наименование             - подпрограмма "Развитие электронноой
   подпрограммы               компонентной базы" на 2007 - 2011
                              годы федеральной целевой программмы
                              "Национальная технологическая базза"
                              на 2007 - 2011 годы
   
   Дата принятия решения    - распоряжение Правительства
   о разработке               Российской Федерации от 18 декабрря
   подпрограммы               2006 г. N 1761-р
   
   Государственные          - Федеральное агентство по
   заказчики подпрограммы     промышленности, Федеральное агенттство
                              по атомной энергии, Федеральное
                              космическое агентство, Федеральноое
                              агентство по науке и инновациям,
                              Федеральное агентство по образоваанию
   
   Государственный          - Министерство промышленности и
   заказчик - координатор     энергетики Российской Федерации
   подпрограммы
   
   Основные разработчики    - Министерство промышленности и
   подпрограммы               энергетики Российской Федерации,
                              Министерство обороны Российской
                              Федерации, Федеральное агентство  по
                              промышленности, Федеральное агенттство
                              по науке и инновациям, Федеральноое
                              космическое агентство, Федеральноое
                              агентство по образованию
   
   Цель и задачи            - цель подпрограммы - развитие
   подпрограммы               национального научно-технологичесского
                              и производственного базиса для
                              разработки и производства
                              конкурентоспособной наукоемкой
                              электронной компонентной базы для
                              решения приоритетных задач социалльно-
                              экономического развития и обеспеччения
                              национальной безопасности России.
                              Задачи подпрограммы:
                              разработка базовых технологий и
                              базовых конструкций электронных
                              компонентов и приборов
                              (сверхвысокочастотная электроникаа,
                              радиационно стойкая электронная
                              компонентная база, микросистемная
                              техника, микроэлектроника,
                              радиоэлектронные компоненты и
                              приборы, материалы);
                              опережающее развитие систем
                              автоматизированного проектированиия
                              сложных электронных компонентов и
                              систем для достижения мирового урровня;
                              техническое перевооружение российйской
                              электронной промышленности на осннове
                              передовых технологий;
                              создание научно-технического задеела
                              по перспективным технологиям и
                              конструкциям электронных компоненнтов;
                              обеспечение российских разработок
                              радиоэлектронных средств и
                              стратегически значимых систем
                              российской электронной компонентнной
                              базой высокого технического уровння;
                              активизация инновационных процесссов,
                              освоение новых технологий электроонных
                              компонентов
   
   Важнейшие целевые        - основным целевым индикатором
   индикаторы и               реализации подпрограммы является
   показатели                 уровень разработанных и освоенных
                              микроэлектронных технологий по
                              выпуску электронной компонентной  базы.
                              Ожидается, что в 2007 году на
                              предприятиях микроэлектроники буддет
                              освоен технологический уровень 0,,18
                              мкм, что обеспечит создание
                              производственно-технологической ббазы
                              для выпуска современной электроннной
                              компонентной базы, соответствующеей
                              потребностям российских
                              производителей аппаратуры и систеем. В
                              2011 году планируется достижение
                              уровня технологии 0,09 мкм, что
                              существенно сократит отставание
                              российской электроники от мировойй.
                              Основным показателем успешной
                              реализации подпрограммы принято
                              увеличение объемов продаж электроонной
                              продукции. Ожидается, что в 2011  году
                              значение этого показателя составиит
                              около 45 млрд. рублей, темпы ростта
                              объемов производства электронной
                              компонентной базы будут сопоставиимы с
                              мировыми показателями
   
   Срок и этапы             - 2007 - 2011 годы:
   реализации                 I этап - 2007 - 2009 годы;
   подпрограммы               II этап - 2008 - 2011 годы
   
   Объемы и источники       - всего по подпрограмме на 2007 - 22011
   финансирования             годы - 38460 млн. рублей (в ценах
   подпрограммы               соответствующих лет), в том числее:
                                  а) за счет средств федеральноого
                              бюджета - 23200 млн. рублей, из нних
                              на научно-исследовательские и опыытно-
                              конструкторские работы - 15880 мллн.
                              рублей, на капитальные вложения -
                              7320 млн. рублей;
                                  б) за счет средств внебюджетнных
                              источников - 15260 млн. рублей.
                              Всего по подпрограмме на 2007 годд за
                              счет средств федерального бюджета
                              предусматривается 3800 млн. рублеей,
                              из них на научно-исследовательскиие и
                              опытно-конструкторские работы - 22600
                              млн. рублей, на капитальные вложеения
                              - 1200 млн. рублей
   
   Ожидаемые конечные       - выполнение подпрограммы в полном
   результаты реализации      объеме позволит:
   подпрограммы и             создать современную инфраструктурру
   показатели социально-      разработки и производства
   экономической              перспективной электронной
   эффективности              компонентной базы, необходимой длля
                              выпуска высокотехнологичной
                              наукоемкой продукции мирового уроовня
                              в области важнейших технических
                              систем (воздушный, морской и назеемный
                              транспорт, ракетно-космическая
                              техника, машиностроительное,
                              энергетическое оборудование,
                              вычислительная техника, системы
                              управления, навигации, связи и
                              информатики, медицинская техника,
                              образование, экологический контрооль),
                              обеспечивающей в целом
                              технологическую безопасность Росссии;
                              расширить возможности для
                              равноправного международного
                              сотрудничества в сфере высоких
                              технологий;
                              решить задачи социально-
                              экономического развития за счет
                              увеличения доли высокотехнологичнных
                              продукции и услуг в структуре
                              экономики;
                              сохранить и создать новые рабочие
                              места в организациях
                              высокотехнологичных отраслей
                              промышленности;
                              уменьшить материало- и энергоемкоость
                              производства, снизить экологическкую
                              нагрузку, улучшить условия труда;
                              сформировать научные и
                              технологические предпосылки для
                              кардинального изменения структуры
                              экспорта в пользу наукоемкой
                              продукции с увеличением ее доли вв 2 -
                              2,5 раза за счет резкого повышениия
                              потребительских свойств,
                              конкурентоспособности выпускаемой
                              продукции, закрепления традиционнных и
                              освоения новых сегментов мирового
                              рынка;
                              обеспечить налоговые поступления  в
                              бюджет от организаций - исполнитеелей
                              и пользователей результатами
                              подпрограммы в размере 65343,9 мллн.
                              рублей, что превысит размер
                              инвестиций и создаст бюджетный эфффект
                              в размере 46343,1 млн. рублей;
                              обеспечить индекс доходности
                              (рентабельность) бюджетных
                              ассигнований в размере 1,78, а сррок
                              окупаемости бюджетных ассигнованиий
                              (период возврата) - 1 год, что
                              свидетельствует о высокой
                              эффективности подпрограммы
   
                       I. Характеристика проблемы,
               на решение которой направлена подпрограмма
   
       Подпрограмма  "Развитие  электронной компонентной базы" на 2007
   -   2011   годы   федеральной   целевой   программы   "Национальная
   технологическая  база"  на  2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма)
   разработана    в   соответствии   с   распоряжением   Правительства
   Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р.
       Подпрограмма  разработана  с  учетом  положений  Основ политики
   Российской  Федерации  в  области  развития  науки  и технологий на
   период   до   2010  года  и  дальнейшую  перспективу,  утвержденных
   Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.
       Основной    проблемой,    на    решение    которой   направлена
   подпрограмма,   является   обеспечение   создания   и  производства
   радиоэлектронных   средств   и   стратегически  значимых  систем  с
   использованием  российской  электронной  компонентной  базы  нового
   технического     уровня    на    основе    коренной    модернизации
   производственно-технологической  базы  электронной промышленности и
   сокращения   технологического  разрыва  с  мировым  технологическим
   уровнем,  повышения  технико-экономических показателей и расширения
   объемов   производства   массовой  электронной  компонентной  базы,
   опережающего    развития    вертикально    интегрированных   систем
   автоматизированного  проектирования электронной компонентной базы и
   аппаратуры.
       Подпрограмма  учитывает,  что  проблемы экономического развития
   Российской  Федерации  в  ближайшее  десятилетие будут определяться
   способностью    государственного    обеспечения    ресурсами    для
   ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики.
       Привлечение  инвестиций  в  экономику  с их точной адресацией и
   учетом  взаимодействия  связанных  с  развитием  высоких технологий
   секторов   экономики   рассматривается   Правительством  Российской
   Федерации   в   качестве  важнейшего  фактора  создания  российской
   конкурентоспособной   технологической   базы  нового  производства,
   формирующей   перспективу   общего   роста   экономики   Российской
   Федерации.
       Приоритетами  государственной  инвестиционной  политики  в этих
   условиях   являются  ускоренное  инвестиционное  развитие  секторов
   "новой   экономики",   прежде  всего  становление  инновационных  и
   информационных   отраслей,   формирование  нового  технологического
   уровня    промышленности    и    решение    на   его   базе   задач
   социально-экономического развития государства.
       Все  это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе
   задачу  предотвращения  увеличения  технологического  разрыва между
   Российской  Федерацией  и развитыми государствами, а в долгосрочной
   перспективе  -  задачу  упрочения  позиции  России  как  одного  из
   лидеров мирового развития.
       Ускорение   социально-экономического   развития  общества,  его
   информационное  обеспечение  и  повышение интеллектуального уровня,
   дальнейший  рост  эффективности труда и комфортности быта, экономия
   природных    и    энергетических   ресурсов,   коренное   улучшение
   технико-экономических  и  экологических  показателей практически во
   всех  отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса,
   модернизация  базы  научных  исследований,  медицины,  образования,
   развитие    космических    исследований    и    разработка   систем
   телекоммуникации основаны на широком применении электроники.
       Основополагающими    факторами    расширения   производства   и
   использования    современной    радиоэлектронной    аппаратуры    и
   информационно-коммуникационных     систем    являются    динамичный
   научно-технический  и производственный процесс развития электронных
   технологий  и организация массового выпуска необходимых электронных
   компонентов.
       В   настоящее  время  доля  электроники  в  стоимости  бытовых,
   промышленных  и  оборонных  изделий  и  систем  составляет  50 - 80
   процентов.      Степень     совершенства     этих     изделий     и
   технико-экономические   показатели   производства   определяются  в
   первую   очередь   техническим   уровнем  используемой  электронной
   компонентной базы.
       Повышение  технических характеристик и функциональной сложности
   электронной  компонентной  базы  приводит к значительному улучшению
   технико-экономических    показателей   и   надежности   создаваемой
   радиоэлектронной  аппаратуры,  снижает  число  сборочных операций и
   количество  используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции
   при улучшении ее технических характеристик.
       Мировой  рынок  микроэлектронной техники (основной составляющей
   электронной  промышленности)  в  2005  году достиг объема 228 млрд.
   долларов  США и имеет устойчивые показатели роста 10 - 15 процентов
   в  год,  что  почти  в  5  раз  превышает  мировые общепромышленные
   показатели.
       Электроника  используется ведущими мировыми державами как рычаг
   удержания   мирового  технического,  финансового,  политического  и
   военного    господства.    Развивающиеся    страны    рассматривают
   государственную  поддержку  электронной промышленности как наиболее
   эффективный способ подъема экономики и вхождения в мировой рынок.
       Мировой    опыт   также   показывает,   что   совершенствование
   электронной   продукции   и  наращивание  объемов  ее  производства
   ведутся,    главным    образом,    на   основе   комплексно-целевых
   научно-технических  программ, инициируемых правительствами развитых
   и  развивающихся  стран  и финансируемых до 50 процентов из средств
   государственного    бюджета.   Ежегодно   на   программы   развития
   электроники  в  мире выделяется более 12 млрд. долларов США, а если
   учесть,  что  фирмы  расходуют  до  10  процентов от объемов продаж
   изделий      электроники      на     научно-исследовательские     и
   опытно-конструкторские  работы,  то эта сумма вырастает до 30 млрд.
   долларов США.
       Объем   капитальных   вложений   в   полупроводниковую  отрасль
   (включая  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
   в 2005 году в мире составил 47 млрд. долларов США.
       Наряду   с   прямым   финансированием   программ  правительства
   заинтересованных   в   развитии  электроники  государств  оказывают
   косвенную   поддержку   новых   производств   путем  предоставления
   налоговых   льгот,   льготных  кредитов  на  закупку  технологий  и
   специального    технологического    оборудования,   государственных
   гарантий  инвесторам,  уменьшения  срока  амортизации  специального
   технологического   оборудования   и  защиты  внутреннего  рынка  от
   импорта.
       В  сложившейся  ситуации единственным способом решения проблемы
   развития  электронной  компонентной  базы  в  Российской  Федерации
   является   программно-целевой   метод,  обеспечивающий  необходимый
   уровень  адресной поддержки развития технологий и новых производств
   электронной  компонентной  базы,  которая, в свою очередь, призвана
   обеспечить      повышение      конкурентоспособности     экономики,
   инвестиционных  программ  и  проектов  в  секторах  с высокой долей
   участия  государства,  прежде всего проектов оборонно-промышленного
   комплекса.
       Таким  образом, реализация подпрограммы полностью соответствует
   приоритетам  государственной  политики  по  созданию  стратегически
   важных  для  страны  инфраструктурных  объектов, от которых зависит
   устойчивое  функционирование  всей  экономики  страны  и  ее  сфер,
   способствующих   инновационно-технологическому   прорыву,   решение
   задач  социально-экономической  политики  государства,  развитие  и
   безопасное    функционирование    технически   сложных   систем   и
   экологическая безопасность.
   Подпрограмма разрабатывалась с учетом следующих критериев:
       соответствие   основным   направлениям  социально-экономической
   политики,  так  как развитие электронной компонентной базы позволит
   решить  вопрос  создания  основы  для  развития  передовых отраслей
   промышленного   производства,   обеспечит   укрепление   экономики,
   расширит  сферы  применения  средств телекоммуникаций, информатики,
   улучшит  условия  труда  и  быта  населения,  будет  способствовать
   повышению  его  образовательного и интеллектуального уровня, уровня
   медицинского   обслуживания   и  социального  обеспечения,  улучшит
   экологию;
       межотраслевой  и  межведомственный характер проблемы, поскольку
   электронная  компонентная  база  является  основой для разработки и
   производства    радиоэлектронной   аппаратуры,   систем   связи   и
   телекоммуникации,  систем  управления  в промышленности, социальной
   сфере,  торговле и транспорте, связана с технологиями и материалами
   двойного   назначения,   дает   возможность  применения  изделий  в
   экстремальных   условиях  эксплуатации  (космическое  пространство,
   земные  недра,  мониторинг  обстановки  вблизи источников излучений
   ядерных  объектов, физические эксперименты, стихийные бедствия) и в
   специальной    технике   (системы   антитеррора   и   контроля   за
   перемещением   наркотиков,   системы   экологического  мониторинга,
   системы    раннего    предупреждения   и   ликвидации   последствий
   техногенных катастроф);
       значительный      мультипликативный      эффект,      поскольку
   совершенствование  технологий  и конструкций обеспечивает не только
   повышение  функциональных  и  технических характеристик электронной
   компонентной  базы  и  создаваемой  на  ее  основе аппаратуры, но и
   резко  снижает  затраты  на  проектирование  и  выпуск аппаратуры и
   систем.  Это  объясняется  тем,  что  этапы  проектирования систем,
   выполняющих  сложные  функции,  переносятся  на этап проектирования
   специализированных  больших  интегральных  схем,  а  основной объем
   сборочных  операций  при  выпуске аппаратуры заменяется на процессы
   интеграции    элементов   при   изготовлении   сложнофункциональной
   электронной  компонентной  базы,  которая  выполняет  роль блоков и
   узлов  аппаратуры  или  полностью  реализует  функции  аппаратуры в
   составе   одной   сверхбольшой   интегральной   схемы  "система  на
   кристалле"  (однокристальный  телевизор,  однокристальный телефон).
   При  использовании  аппаратуры  и  систем  с  высокими техническими
   показателями  достигается  значительный  эффект  в  части повышения
   производительности,   точности  и  надежности  выполнения  функций,
   энергосбережения, экономии материалов, улучшения условий труда;
       количественно    определенный    результат,    который    будет
   определяться  по каждому инвестиционному проекту в виде достигнутых
   мощностей    производства,    показателей   технического   качества
   выпускаемой  продукции,  социально значимых показателей (количество
   дополнительных  рабочих  мест,  улучшение  условий  труда, снижение
   экологической    нагрузки),    технико-экономических    показателей
   производства   (снижение   энергопотребления,   повышение  процента
   выхода  годных  изделий),  расширения объема экспортных поставок, а
   также размера поступлений в бюджет в виде налогов;
       увязка  расходов  с возможностями бюджета в течение всего срока
   реализации   подпрограммы   путем  финансирования  подпрограммы  по
   итогам      выполнения     плана     научно-исследовательских     и
   опытно-конструкторских   работ   за   предыдущий   год   на  основе
   ежегодного   открытого   конкурса   проектов,   который   позволяет
   оптимизировать   состав   участников   подпрограммы   и  обеспечить
   максимально   возможное   выполнение  программных  мероприятий  при
   заданном объеме финансирования;
       преобладание    расходов    на    научно-исследовательские    и
   опытно-конструкторские    работы    над    расходами   капитального
   характера,   включая   приобретение   оборудования,   в   структуре
   финансирования    подпрограммы    (60    процентов    расходов   на
   научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские   работы,  40
   процентов  -  на капитальные вложения), которое позволит достигнуть
   максимально   возможного   практического   эффекта   от  реализации
   подпрограммы  в  целом.  Каждый  инвестиционный проект подпрограммы
   сопровождается      соответствующим      мероприятием     (комплекс
   научно-исследовательских    и   опытно-конструкторских   работ   по
   разработке   автоматизированных   систем   проектирования,  базовых
   технологий  и  базовых  конструкций  электронной компонентной базы,
   необходимых материалов);
       невозможность       решения       проблемы      межотраслевого,
   межведомственного   характера  другими  способами  и  необходимость
   принятия решений на уровне Правительства Российской Федерации.
       Необходимость   участия   Правительства   Российской  Федерации
   обусловлена  в первую очередь государственной важностью этой задачи
   и    ее   стратегическим   значением   для   подъема   производства
   промышленного  комплекса,  а  также  широким  кругом  использования
   электронной     компонентной     базы     для     решения     задач
   социально-экономического развития страны.
       Иностранные  инвесторы, пытаясь сохранить сложившееся положение
   на  мировом  и  российском  рынке электронной компонентной базы, не
   предполагают   участвовать   в   развитии   российских  электронных
   предприятий,   а   внутренние  инвесторы  реализуют,  как  правило,
   краткосрочные   проекты   и   не   готовы   вкладывать  средства  в
   высокотехнологичные длительные проекты.
       Современное  состояние  производства  электронной  компонентной
   базы   таково,   что  реализация  подпрограммы  является  последней
   возможностью    восстановления    электроники    и    от    полноты
   государственной  поддержки  зависит  судьба  высоких  технологий  в
   России.
       Важным  обстоятельством  является  то,  что  в ближайшие годы в
   Российской  Федерации  открываются  новые  рыночные  ниши,  еще  не
   занятые  иностранным  производителем,  что  формирует потребность и
   создает  реальные  условия для быстрого развития производства новых
   видов электронной компонентной базы.
   
               Обеспечение создания и производства средств
                      радиочастотной идентификации
   
       Одним   из   важнейших  направлений  применения  радиочастотной
   идентификации   является   электронный   паспорт.   Работы  в  этом
   направлении  активно  ведутся  в  настоящее  время  и  в Российской
   Федерации.  По  экспертным  оценкам,  для  обеспечения электронными
   паспортами   населения   в   количестве   около  150  млн.  человек
   потребуется  не  менее  100  млн. микросхем, затем ежегодно 30 - 50
   млн.  микросхем  в связи с пополнением состава взрослого населения,
   необходимостью    замены    паспортов    по   семейным   и   другим
   обстоятельствам,  плановым  обновлением паспортов один раз в 5 лет,
   а  также переводом на эту же технологию водительских удостоверений,
   смарт-карт платежных систем, карт доступа к мобильной связи.
       С  использованием  средств  радиочастотной  идентификации можно
   выпускать  менее  сложные  микросхемы,  например, электронные метки
   для  товаров  и  грузов  (потребность  в  них  в  2007  году  может
   достигнуть  250 - 400 млн. штук). Большая потребность в микросхемах
   возникнет  и  при  формировании  инфраструктуры  пользователей.  По
   экспертным  оценкам,  объем данного сегмента рынка микроэлектронных
   изделий составляет 6 - 8 млрд. рублей в год.
       Принципиально  важным  является  решение об обязательном выборе
   российского  разработчика и изготовителя микросхем для электронного
   паспорта,  что,  с  одной  стороны,  придаст новый импульс развитию
   электронной   промышленности,   с  другой  -  будет  направлено  на
   обеспечение  безопасности государства. Проект создания электронного
   паспорта  должен находиться под контролем государства и его следует
   рассматривать   как   основной   проект-катализатор   для   подъема
   электронной промышленности в целом.
   
               Обеспечение создания и производства средств
                   координатно-временного обеспечения
   
       В  настоящее  время  основными  и  наиболее  точными средствами
   навигационного    обеспечения   различных   потребителей   являются
   глобальные  навигационные  спутниковые системы "ГЛОНАСС" (Россия) и
   GPS   (США).   В   Европе   разворачивается  навигационная  система
   "Галилео".
       Объем  российского  рынка  навигационной  аппаратуры составляет
   около  5  процентов  общего мирового рынка, что соответствует около
   50   млн.   навигационных   приборов.   Сохранение   за  российским
   производителем   не   менее   50   процентов   рынка  навигационной
   аппаратуры  соответствует  объему  выпуска электронной компонентной
   базы на 1,5 - 1,8 млрд. рублей в год.
   
               Обеспечение создания и производства техники
                        для цифрового телевидения
   
       Правительством   Российской   Федерации   принято   решение   о
   внедрении  европейской  системы  цифрового  телевизионного вещания,
   что  позволяет  рассчитывать  на  широкое использование российского
   высокотехнологичного  оборудования и исключить "захват" российского
   рынка  телевидения  иностранными  фирмами,  как  это  произошло при
   внедрении мобильной радиосвязи.
       По  оценкам, объем рынка аппаратуры для цифрового телевидения к
   2015  году составит около 600 млрд. рублей, при этом уже сегодня не
   менее  60  процентов  аппаратуры  может  производиться  российскими
   организациями.
       Следует  учитывать,  что  дополнительную  потребность  при этом
   создает  производство  приставок к обычным (аналоговым) телевизорам
   для  приема  ими цифрового телевизионного сигнала. Учитывая большое
   количество  аналоговых  телевизоров,  находящихся  в  пользовании у
   населения  (не  менее  80  млн.  аппаратов),  данный  сегмент рынка
   представляется весьма существенным.
       Кроме  того,  следует  учитывать  систему платного абонентского
   телевидения,    в    которой    используются   специальные   схемы,
   обеспечивающие  возможность платного просмотра. В целом, совокупный
   объем  рынка  электронной  компонентной базы по данному направлению
   составит 5 - 8 млрд. рублей в год.
   
                   Обеспечение создания и производства
                 современного медицинского оборудования,
                       в том числе мобильного типа
   
       В  настоящее время совокупный объем рынка медицинской техники в
   России  составляет  40  -  45  млрд.  рублей, из них около 30 млрд.
   рублей  -  импортные  изделия,  причем  значительную долю импортных
   изделий  составляют  изделия  с применением современной электронной
   компонентной базы (более 42 процентов).
       Приоритетным  направлением  развития следует считать разработку
   и   освоение   производства   автономных   миниатюрных  электронных
   медицинских   систем,  приборов  и  оборудования,  рассчитанных  на
   мобильное использование.
       Средняя  стоимость  изделий медицинской техники мобильного типа
   с  учетом  покупательной  способности  населения  страны  не должна
   превышать  50  долларов  США.  Общий объем рынка оборудования этого
   типа   прогнозируется   на   уровне  5  млн.  единиц  в  год.  Доля
   электронной  компонентной  базы  в  стоимости  такого  оборудования
   составляет  не менее 80 процентов. Таким образом, общий объем рынка
   электронной   компонентной   базы   для  медицинского  оборудования
   мобильного типа может составить 7,2 млрд. рублей в год.
       С   учетом   высокой   стоимости  сложного  диагностического  и
   терапевтического  импортного  медицинского  оборудования  одним  из
   путей  снижения  его  стоимости  должно стать производство в России
   аналогичного    оборудования    на   основе   широкого   применения
   отечественной   электронной  компонентной  базы.  Доля  электронной
   компонентной   базы   в   общей   стоимости   только  стационарного
   оборудования  доходит  до  20 процентов, поэтому можно рассчитывать
   на  сбыт электронной компонентной базы в пределах 1,4 млрд. рублей,
   исходя  из  общего  объема  рынка такого оборудования в размере 7,2
   млрд. рублей в год.
       В  перспективе  совокупный объем рынка электронной компонентной
   базы  для медицинского оборудования может достигнуть 8 млрд. рублей
   в год.
   
                   Современные технологии образования
   
       В  области  образования  необходимо в первую очередь обеспечить
   равный    доступ   всех   обучающихся   к   источникам   информации
   современного  типа на основе использования мультимедийных систем. В
   связи  с  этим  необходимо  обеспечить  устойчивый высокоскоростной

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное