Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2007 г. N 54
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
НА 2007 - 2011 ГОДЫ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при
формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год
включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего Постановления,
в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2007 г. N 54
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
НА 2007 - 2011 ГОДЫ
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Национальная технологическая базаа" на
2007 - 2011 годы
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российсской
о разработке Программы Федерации от 18 декабря 2006 г. N
1761-р
Государственные - Федеральное агентство по
заказчики Программы промышленности, Федеральное агентсство
по атомной энергии,
Федеральное агентство по науке и
инновациям,
Федеральное агентство по образованнию,
Федеральное космическое агентство,
Российская академия наук,
Сибирское отделение Российской
академии наук
Государственный - Министерство промышленности и
заказчик - координатор энергетики Российской Федерации
Программы и
подпрограммы
Основные разработчики - Министерство промышленности и
Программы энергетики Российской Федерации,
Федеральное агентство по
промышленности,
Федеральное агентство по атомной
энергии,
Федеральное агентство по науке и
инновациям,
Федеральное космическое агентство,
Российская академия наук
Цель и задачи - цель Программы - обеспечение
Программы технологического развития
отечественной промышленности на осснове
создания и внедрения прорывных,
ресурсосберегающих, экологически
безопасных промышленных технологийй для
производства конкурентоспособной
наукоемкой продукции.
Задачи Программы:
создание новых передовых технологиий и
оборудования, необходимого для их
реализации, на уровне
экспериментальных линий,
демонстрационных установок и (или)
опытных образцов, подтверждающих
готовность технологических решенийй к
промышленной реализации;
разработка программ (планов) внедррения
разработанных технологий в
производство с оценкой необходимых
затрат и источников их финансироваания;
активизация процессов коммерциализзации
новых технологий;
создание перспективного научно-
технологического задела для разрабботки
наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения
экологической ситуации в стране
Важнейшие целевые - количество переданных в производсттво
индикаторы и технологий, обеспечивающих
показатели конкурентоспособность конечного
продукта, -
215 - 246 (здесь и далее - за весь
период действия Программы без учетта
подпрограммы);
количество патентов и других
документов, удостоверяющих новизну
технологических решений и закрепляяющих
права на объекты интеллектуальной
собственности, полученные в ходе
выполнения Программы, в том числе
права Российской Федерации, - 206 -
241;
количество разработанных технологиий,
соответствующих мировому уровню илли
превышающих его, - 195 - 233
Сроки и этапы - Программа выполняется в 2007 - 20111
реализации годах в два этапа:
Программы I этап (2007 - 2009 годы) - выполннение
быстрореализуемых проектов,
базирующихся на уже имеющемся науччно-
техническом заделе;
II этап (2008 - 2011 годы) -
выполнение сложных комплексных
проектов по созданию перспективных
прорывных технологий,
реализуемых в новых поколениях
наукоемкой продукции и ориентироваанных
на недопущение технологического
отставания от передовых стран
Подпрограмма - подпрограмма "Развитие электронной
компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
Объемы и источники - всего по Программе (с подпрограммоой) -
финансирования 99458 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе:
а) за счет средств федерального
бюджета - 49549 млн. рублей, из нних:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
35929 млн. рублей;
на капитальные вложения - 136220
млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных
источников - 49909 млн. рублей.
Всего на 2007 год - 11200 млн. рубблей,
в том числе:
а) за счет средств федерального
бюджета - 6300 млн. рублей, из ниих:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
5100 млн. рублей;
на государственные капитальные
вложения - 1200 млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных
источников - 4900 млн. рублей.
Всего по подпрограмме - за счет
средств федерального бюджета - 232200
млн. рублей (в ценах соответствующщих
лет), из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
15880 млн. рублей;
на капитальные вложения - 7320
млн. рублей.
Всего по подпрограмме на 2007 год -
3800 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
2600 млн. рублей;
на капитальные вложения - 1200
млн. рублей
Ожидаемые конечные - выполнение Программы в полном объееме
результаты реализации позволит:
Программы и показатели создать промышленно-технологическиие
социально- основы для производства нового
экономической поколения конкурентоспособной
эффективности наукоемкой продукции мирового уроввня в
области важнейших технических систтем
(авиационной и морской техники,
машиностроительного и энергетическкого
оборудования, информационно-
управляющих систем), электронной
компонентной базы, специальных
материалов и другой
высокотехнологической продукции, ччто в
целом обеспечит технологические
аспекты безопасности страны и разввитие
ее экономики;
сформировать технологические
предпосылки для повышения темпов
экономического роста за счет
увеличения в структуре экономики ддоли
продукции с высоким уровнем
добавленной стоимости;
обеспечить сохранение и создание нновых
рабочих мест в организациях
высокотехнологичных отраслей
промышленности;
сократить общее технологическое
отставание России от передовых стрран с
сохранением и развитием приоритетнного
положения отечественных разработокк по
ряду важных технологических
направлений;
расширить возможности для
равноправного международного
сотрудничества в сфере высоких
технологий;
создать эффективные средства защитты
населения от опасных
быстрораспространяющихся инфекций и
биотерроризма, а также сформироватть
технологические основы развития и
совершенствования систем защиты
предприятий, населения и территориий
России от поражения токсическими
веществами в результате возможных
террористических актов, техногенныых и
природных аварий и катастроф;
обеспечить технологические возможнности
для улучшения экологической обстанновки
за счет применения высокоэффективнных
методов и средств контроля и
нейтрализации вредных выбросов
в окружающую среду;
обеспечить в 2007 - 2011 годах
поступление в федеральный бюджет
налогов в размере 70848,7 млн. рубблей,
что превысит размер бюджетных расхходов
за тот же период и создаст бюджетнный
эффект в размере 38388,1 млн. рубллей;
обеспечить индекс доходности
(рентабельность) бюджетных
ассигнований 2,18, а окупаемость
бюджетных ассигнований (период
возврата) в течение 1,5 года
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая
база" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
18 декабря 2006 г. N 1761-р.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа,
является недостаточная конкурентоспособность отечественной
наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее
технологического развития от уровня передовых стран.
Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную
историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь
значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей
промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами
происходило физическое и моральное старение активной части
основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и
внедрению в производство новых высокоэффективных технологий,
необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной
продукции, практически не финансировались.
Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности
промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий
привело к тому, что технологическое отставание отечественной
промышленности достигло критического уровня.
Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х
годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда
федеральных целевых программ технологической направленности. Среди
этих программ особое место занимала федеральная целевая программа
"Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы,
непосредственно ориентированная на разработку критических базовых
технологий, необходимых для создания и производства
конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до
настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.
Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная
значимость требуют применения адекватных методов и механизмов,
обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время
существует единственный достаточно отработанный и эффективный
механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа,
позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях
и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.
В Основах политики Российской Федерации в области развития
науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним
из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий
была определена федеральная целевая программа "Национальная
технологическая база" на 2002 - 2006 годы.
Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной
целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 -
2006 годы позволяет утверждать, что эта Программа достаточно
успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна
необходимость ее развития в виде новой Программы, что обусловлено
следующим:
развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно
обновляющимся процессом;
вследствие ряда объективных причин, связанных главным образом
с недостаточным финансированием и ограниченным периодом реализации
федеральной целевой программы "Национальная технологическая база"
на 2002 - 2006 годы, не удалось решить такую важную задачу,
поставленную Президентом Российской Федерации, как обеспечение
технологической независимости и информационной безопасности
Российской Федерации в области развития электронной компонентной
базы, используемой в стратегически значимых системах. Решение этой
задачи в полном объеме должно стать одним из главных приоритетов
Программы;
в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые
тенденции и направления технологического развития, которые либо
вообще не были учтены в действовавшей Программе, либо были
затронуты в ней лишь фрагментарно;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с
предстоящим присоединением России к Всемирной торговой
организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной
руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста
валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных
процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых
передовых технологий, которые могли бы составить технологическую
основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой
продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках
специально ориентированной на эти цели Федеральной целевой
программы.
Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно
связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития
Российской Федерации и направлены на решение следующих системных
задач:
преодоление технологического отставания России от ведущих
стран мира, недостаточной инновационной активности российских
компаний, повышение уровня значительной части научно-технических
разработок;
развитие высокотехнологических секторов российской экономики в
целях обеспечения национальной безопасности и
конкурентоспособности отечественных товаров;
создание условий для многократного увеличения объемов выпуска
наукоемкой продукции;
замещение импортной продукции и переход на этой основе в
стадию стабильного роста инновационно активного промышленного
производства;
обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на
увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции
и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих
отраслях;
закрепление конкурентных позиций отечественных
товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий
на внутреннем и внешнем рынках.
Переход к инновационному пути развития страны на основе
избранных приоритетов определен в качестве главной цели
государственной научно-технологической политики в утвержденных
Президентом Российской Федерации Основах политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010
года и дальнейшую перспективу.
Программа направлена на создание технологического фундамента
инновационного развития и удовлетворение потребностей
отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых
технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и
конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна
стать катализатором коммерциализации результатов
научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации
предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет
введения результатов научно-технической деятельности в
хозяйственный оборот.
В этих целях мероприятия Программы ориентированы на
технологическое обеспечение реализации следующих крупных
комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа
задач социально-экономического развития страны, обеспечения
национальной безопасности и потребностей бизнеса:
освоение водородной энергетики;
переход к промышленному производству и управлению
материальными потоками на основе электронного документооборота и
радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
создание перспективной отечественной транспортной техники с
использованием международной кооперации;
обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма
и поражения токсичными веществами;
создание нового поколения морской техники, функционирующей в
экстремальных природных условиях;
создание перспективных электронных технических систем
различного назначения на основе применения отечественной
электронной компонентной базы.
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов
будет осуществляться на основе принципов частно-государственного
партнерства.
При этом Программа предусматривает разработку и практическое
внедрение критических базовых технологий, необходимых для
реализации этих проектов, а также для создания и производства
конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание
и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:
технологии новых материалов;
общемашиностроительные технологии;
базовые технологии энергетики;
технологии перспективных двигательных установок;
химические технологии и катализ;
технологии морской техники, функционирующей в экстремальных
природных условиях;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности,
диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
Кроме того, предусматривается выполнение подпрограммы
"Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы,
входящей в состав Программы (далее - подпрограмма).
Необходимость разработки подпрограммы в области электронной
компонентной базы диктуется высокой значимостью этого направления
для технологической инфраструктуры страны, значительным объемом
бюджетного финансирования, комплексностью решаемых проблем, что
требует реализации значительного числа взаимосвязанных программных
мероприятий, четкой координации и управления в рамках отдельной
подпрограммы.
Протоколом совещания Совета Безопасности Российской Федерации
от 1 апреля 2006 г., утвержденным Президентом Российской
Федерации, предусматривается разработка подпрограммы в составе
Программы.
Мероприятия Программы и подпрограммы сформированы с учетом
необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы
результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним
направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по
другим направлениям, предусмотренным Программой и подпрограммой.
Инновационный процесс включает в себя:
фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы
("пробирочные" технологии);
разработку промышленных технологий;
разработку и производство инновационного продукта.
Программа реализует второй этап инновационной цепочки -
разработку технологий, предназначенных для непосредственного
использования в промышленности.
Последующие этапы инновационного процесса являются сферой
деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка
конкретных разработок осуществляется через ведомственные
(отраслевые) программы, использующие результаты реализации
федеральной целевой программы "Национальная технологическая база"
на 2002 - 2006 годы.
Конечным продуктом Программы являются промышленные технологии,
предназначенные для применения в коммерческих проектах, связанных
с производством конкретного инновационного продукта.
Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы
исключить возможное дублирование других программ технологической
направленности.
Реализация Программы будет осуществляться на основе следующих
принципов:
комплексность решения наиболее актуальных проблем
научно-технического и технологического развития страны;
сосредоточение основных усилий на развитии базовых технологий,
имеющих межотраслевое и многоотраслевое значение для повышения
технологического уровня и конкурентоспособности отечественной
промышленности;
непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе
кооперации исполнителей, - от фундаментальных исследований и
разработки экспериментальных критических технологий до
опытно-конструкторской разработки промышленных технологий,
предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового
поколения;
гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках
Программы, возможность межотраслевого перераспределения бюджетных
средств и их концентрация на приоритетных направлениях для
обеспечения наибольшей эффективности Программы;
обеспечение эффективного управления реализацией Программы и
контроля за целевым использованием выделенных средств;
конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы;
создание условий для продуктивного сотрудничества государства
и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических
интересов и соблюдении взаимных обязательств.
В Программе используются понятия, которые означают следующее:
"технология" - совокупность научно-технических знаний,
процессов, материалов и оборудования, которые могут быть
использованы при разработке, производстве или эксплуатации
продукции;
"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания
широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с
каким-либо видом конкретных технических систем;
"критическая технология" - технология, разработка и
использование которой обеспечивают интересы государства в сфере
национальной безопасности, экономического и социального развития;
"национальная технологическая база" - совокупность технологий,
важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального
потенциала их персонала в приоритетных областях науки, техники и
промышленности, обеспечивающая безопасность и инновационное
развитие страны.
II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
а также целевые индикаторы и показатели Программы
Целью Программы является обеспечение технологического развития
отечественной промышленности на основе создания и внедрения
прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных
промышленных технологий для производства конкурентоспособной
наукоемкой продукции.
Для реализации указанной цели будут решены следующие
краткосрочные и долгосрочные задачи:
создание новых передовых технологий и оборудования,
необходимого для их реализации, на уровне пилотных линий,
демонстрационных установок и (или) опытных образцов,
подтверждающих готовность технологических решений к промышленной
реализации;
разработка программ (планов) внедрения разработанных
технологий в производство с оценкой необходимых затрат и
источников их покрытия;
активизация процессов коммерциализации новых технологий, в том
числе путем введения в хозяйственный оборот прав на эти технологии
как на результаты научно-технической деятельности;
организация межотраслевой кооперации и обмена информацией,
получение синергетического эффекта;
создание перспективного научно-технологического задела для
разработки наукоемкой продукции следующих поколений;
решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.
Выполнение Программы планируется осуществить в 2007 - 2011
годах. Планировать реализацию Программы на более длительный срок
нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и
изменения приоритетов в области развития высоких технологий.
Программа реализуется в 2 этапа:
I этап (2007 - 2009 годы) - выполнение быстрореализуемых
проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе;
II этап (2008 - 2011 годы) - выполнение сложных комплексных
проектов по созданию перспективных прорывных технологий,
реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и
ориентированных на недопущение технологического отставания от
передовых стран или закрепление приоритета отечественных
разработок по основным стратегически важным направлениям.
В качестве целевых индикаторов и показателей реализации
Программы выбраны:
количество переданных в производство технологий,
обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;
количество патентов и других документов, удостоверяющих
новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты
интеллектуальной собственности, полученные в ходе выполнения
Программы, в том числе права Российской Федерации;
количество разработанных технологий, соответствующих мировому
уровню или превышающих его.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы (без
подпрограммы) представлены в приложении N 1.
Достижение цели Программы осуществляется путем
скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных
программных мероприятий. В результате общий эффект от реализации
Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее
отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет
собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат,
и не может быть выполнено посредством разовых или краткосрочных
действий. Указанное обстоятельство требует специальной организации
процедур реализации программных мероприятий в рамках единой
системы программно-целевого планирования, начиная с
взаимосогласованного формирования требований к технологиям и
заканчивая оптимальным распределением ресурсов.
Эта задача возлагается на органы управления Программой.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают проведение работ по
развитию значительного числа критических технологий, включенных в
утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г.
Перечень критических технологий Российской Федерации. Основу
программных мероприятий составляют 8 базовых технологических
направлений. Мероприятия Программы по каждому из этих направлений
представлены в приложении N 2.
1. Технологии новых материалов
В рамках данного базового технологического направления
предусматривается разработка следующих комплексных проектов:
1) технологии металлов и сплавов, сварки и наплавки.
Будут разработаны новые технологии получения конструкционных
металлов и сплавов на основе новейших достижений металлургии и
металловедения, обладающих высоким уровнем эксплуатационных
свойств, которые обеспечат приоритетное развитие базовых отраслей
промышленности России (в том числе авиакосмической промышленности,
судостроения, топливно-энергетического комплекса) и создание
конкурентоспособных образцов новой техники различного назначения.
Новые технологии обеспечат создание:
высокопрочных экономнолегированных хорошо свариваемых сталей
для строительных и судостроительных конструкций, железнодорожного
транспорта, грузоподъемного оборудования, военной и специальной
техники;
хладостойких (в том числе при сверхнизких температурах)
низколегированных хорошо свариваемых сталей различного уровня
прочности для газо- и нефтедобывающих морских платформ, подводных
и наземных трубопроводов высокого давления;
коррозионно-стойких азотсодержащих сталей для химической и
целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, медицины, военной
и специальной техники;
сталей, плакированных нержавеющей коррозионно-стойкой сталью,
а также двухслойных высокопрочных сталей с плакировкой из стали с
высоким сопротивлением коррозионно-механическому разрушению для
ледостойких морских буровых платформ, судов ледового плавания,
военной и специальной техники;
теплоустойчивых, жаростойких, малоактивируемых радиационно
стойких сталей и сплавов для энергетического и атомного
машиностроения;
сплавов на основе цветных металлов для высокопрочного
наземного, воздушного и морского транспорта, обладающих
повышенными эксплуатационными качествами;
2) технологии аморфных, квазикристаллических материалов,
интерметаллидов, функционально-градиентных покрытий и
перспективных функциональных материалов.
Материалы с аморфной, квазикристаллической и интерметаллидной
структурой и функционально-градиентные покрытия обеспечат
принципиально новый уровень свойств по сравнению с
кристаллическими аналогами. Это позволит создавать
конкурентоспособные изделия различного назначения, работающие в
экстремальных условиях эксплуатации, в том числе:
системы комплексной защиты конструкций, приборов, силовых
сетей и персонала от магнитного, электромагнитного и
рентгеновского излучения, вибрации, температурных, механических и
коррозионных воздействий, воздействия агрессивных сред;
устройства для записи и хранения информации;
элементы систем управления особо точной техникой;
эффективные устройства для накопления и безопасного хранения
водорода для транспортных систем и энергетических установок;
системы очистки, дезактивации и опреснения воды;
теплообменные модули энергетических установок с предельными
теплофизическими характеристиками;
особо чувствительные сенсорные устройства для измерения
физических полей;
изделия медицинской техники;
функциональные материалы и многослойные структуры на основе
материалов с фотонной запрещенной зоной, бактериородопсина,
синтетических органических и неорганических фотопреобразующих,
фотохромных и светоизлучающих материалов для создания
перспективной оптоэлектронной техники, оптических носителей
информации, хемососенсоров, регуляторов химических реакций
различного типа, компонентов интегральной оптики, а также для
применения в перспективных информационных системах и в системах
защиты ценных бумаг;
3) технологии полимеро-, керамо- и металломатричных композитов
и технологии создания на их основе многофункциональных
высокопрочных конструкционных материалов.
В рамках реализации этого комплексного проекта
предусматривается:
разработка полимеро-, керамо- и металломатричных, а также
древесно-полимерных композитов, в том числе "интеллектуальных"
полимерных композиционных материалов и "интеллектуальных"
конструкций для теплонапряженных элементов двигательных установок,
пар трения, обеспечит создание многофункциональных конструкционных
материалов, обладающих комплексом свойств, недостижимых при
использовании традиционных материалов. Особого эффекта следует
ожидать при создании конструкций, работающих в экстремальных
условиях и входящих в изделия авиационной и ракетно-космической
техники, кораблестроения, гидротурбостроения, насосостроения,
двигателестроения, тяжелого и транспортного машиностроения,
строительной индустрии;
разработка высокопрочных размерно-стабильных антифрикционных
углестеклопластиков и подшипников скольжения из них,
металлополимерных композиционных материалов для ледостойких
систем, электрохимической катодной защиты от коррозии
металлических конструкций, полимерных и металлополимерных
полифункциональных слоисто-армированных и объемно-армированных
композитов для корпусных и фундаментных конструкций,
керамоматричных композитов для гибридных и керамических
подшипников качения, работающих при температурах свыше 2000 -C,
древесно-полимерных композитов в целях создания
конкурентоспособной на мировом рынке продукции, функционирующей в
экстремальных условиях эксплуатации, в том числе:
немагнитных радиозащищенных корпусов глиссирующих судов и
кораблей нового поколения, экранопланов, морских сооружений для
шельфовой добычи углеводородного сырья, крупногабаритных надстроек
и башенно-мачтовых конструкций сложной формы, рамных фундаментов
для виброактивного оборудования;
экологически чистых, размерно-стабильных, высокоскоростных и
тяжелонагруженных узлов трения скольжения из антифрикционных
углестеклопластиков, работающих при смазке водой и агрессивными
жидкостями, рулевых, выдвижных и дэйдвудных устройств судов,
надводных и подводных кораблей различных классов и назначения, а
также подшипников и торцевых уплотнений вала насосов атомных
ледоколов, центробежных насосов поддержания пластового давления
нефтегазодобывающих систем, подшипников скольжения направляющих
аппаратов гидротурбин, узлов трения скольжения повышенной
надежности грузоподъемных машин, шагающих экскаваторов, дробилок
щебня и других механизмов, работающих в диапазоне температур от
криогенных до 140 -C;
ударовиброзащитных полимерных композиционных материалов для
защитных экранов, корпусов, обтекателей гидро- и радиолокационных
комплексов двойного назначения и блоков положительной плавучести
для обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов
геолого-разведочного, спасательного и военного назначения;
узлов трения качения и скольжения из керамоматричных
композитов, работающих при температурах свыше 2000 -C в составе
двигателей нового поколения;
ледостойких систем электрохимической защиты от коррозии
металлоемких корпусов атомных ледоколов и судов ледового плавания,
плавучих и стационарных ледостойких морских буровых платформ для
добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе арктических
морей России и перспективных объектов Военно-Морского Флота
различного назначения;
высокопрочных, легких, экологически безопасных, водостойких
конструкций на основе древесно-полимерных композиционных
материалов для судостроения, железнодорожного транспорта,
домостроения;
разработка высокотемпературных керамических композиционных
материалов, обеспечивающих работоспособность, ресурс и надежность
эксплуатации в условиях окислительных сред и продуктов сгорания
топлива элементов теплонагруженных конструкций при температурах
эксплуатации на 300 - 400 -C выше существующих;
разработка металлических композиционных материалов для рабочих
температур до 1600 -C за счет армирования матриц на основе
интерметаллидов Ti, Ni, Nb тугоплавкими оксидными волокнами,
композиционных материалов на основе оксидалюминиевой керамики с
рабочей температурой до 1350 -C и диоксидциркониевой керамики с
рабочей температурой до 2000 -C, работоспособных в окислительных и
реакционных средах, повышающих экономическую эффективность
изготовления изделий на их основе;
разработка экономичных конструкционных и функциональных
изотропных металлических композиционных материалов на алюминиевой,
титановой, медной, магниевой матрице, армированной порошками
(нанопорошками, нановолокнами) высокопрочных соединений и
квазикристаллами с повышенными характеристиками прочности, модуля
упругости, твердости и расширенным набором триботехнических
свойств, позволяющих повысить экологичность широкого класса
двигательных установок, снизить шум и эмиссию двигателей на 25 -
30 процентов;
разработка экологически безопасных полимерных композиционных
материалов на основе жгутовых, тканых угле-, стекло-,
органогибридных наполнителей, отвечающих новым техническим
требованиям, в том числе в части функций адаптации,
самодиагностики и расширения диапазона рабочих температур, и
обеспечивающих при изготовлении трехслойных сотовых и монолитных
конструкций уменьшение веса конструкции на 30 - 50 процентов по
сравнению с чисто металлическими, снижение трудоемкости
производства изделий в 1,5 раза, влагопоглощения на 15 - 20
процентов, повышение их герметичности, ресурса, надежности и
экономической эффективности применения полимерных композиционных
материалов в 1,5 - 2 раза.
Ожидаемый объем продаж к 2010 - 2011 годам функциональных
материалов с принципиально новыми свойствами составит 1,1 млрд.
рублей в год, композитов и керамических материалов - 500 млн.
рублей в год, неметаллических материалов и покрытий - 330 млн.
рублей в год.
2. Общемашиностроительные технологии
В рамках данного базового технологического направления
предусматривается разработка следующих комплексных проектов:
1) разработка технологий и автоматизированного оборудования
для изготовления конструкций из композиционных материалов.
Будут созданы отечественные технологии, оборудование,
современное опытное производство изделий из композиционных
материалов с объемом производства на первом этапе до 1800 млн.
рублей с последующим увеличением до 12600 млн. рублей в год.
Разработка новых технологий позволит создать
конкурентоспособное высокоэффективное оборудование для
изготовления конструкций из композиционных материалов при снижении
веса конструкций авиационной, морской и наземной транспортной
техники на 25 - 30 процентов и снижении стоимости элементов
конструкций транспортной техники на 30 - 40 процентов.
Такое снижение веса и стоимости конструкций позволит повысить
экономическую эффективность эксплуатации самолетов гражданской
авиации не менее чем на 15 - 20 процентов.
По мере осуществления экспериментальных отработок новые
технологии будут внедряться на серийных образцах космической,
авиационной, судостроительной и другой техники;
2) создание типоряда термопластоавтоматов нового поколения для
различных отраслей промышленности (атомной, авиационной,
космической, оборонной и других).
Будут созданы термопластоавтоматы нового поколения
производительностью в 1,5 - 2 раза выше существующих;
3) разработка технологий изготовления дисков и валов из
жаропрочных сплавов нового поколения, производимых методом
порошковой металлургии.
Реализация разработанных технологий обеспечит снижение
трудоемкости изготовления продукции на 40 - 70 процентов и рост
производительности обработки в 3 - 10 раз;
4) разработка ресурсосберегающих технологий и создание
высокоскоростного, интегрированного оборудования для
многокоординатной механообработки и оборудования для обработки
металлов давлением.
Разработанные технологии позволят создать новое
интегрированное оборудование на базе механотронных модулей для
высокопроизводительной и высокоскоростной механической обработки
деталей сложной формы, обеспечивающее повышение производительности
в 3 - 10 раз, точности обработки в 3 - 5 раз и высокое качество
изготовления деталей.
Указанные технологии будут применяться в производстве
высокотехнологичной продукции (авиационной, ракетно-космической,
морской техники, оборудования для топливно-энергетического
комплекса, нефтедобычи, гидротурбостроения);
5) разработка технологической базы машиностроения на основе
применения методов адаптивного прецизионного позиционирования
инструмента на базе измерений в нанометровом диапазоне.
Реализация проекта позволит на 1 - 2 порядка повысить тоочность
|