Стр. 9
лабораторной службы;
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и
ее структура;
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том
числе медицинских диагностических центров;
- современные методы лабораторной диагностики;
- положение об аккредитации клинико-диагностических
лабораторий;
- основы техники безопасности в клинико-диагностических
лабораториях.
По общим требованиям специальности:
- срочная и плановая лабораторная диагностика заболеваний;
- лабораторный контроль за течением и восстановлением
трудоспособности;
- лабораторный контроль за действием лекарственных препаратов;
- лабораторные исследования при диспансеризации;
- консультативная помощь врачам-лаборантам, врачам других
клинических специальностей;
- профессиональная помощь лаборантам;
- организация лабораторных исследований в соответствии с
характером лечебного учреждения;
- планирование методических программ клинико-диагностических
лабораторий и диагностических лабораторных исследований в
соответствии с инструктивной и нормативной документацией;
- оценка и интерпретация результатов исследования;
- работа по внедрению новых методов исследования и
оборудования;
- участие в обучении и повышении квалификации специалистов со
средним медицинским образованием;
- участие в работе по оптимизации лабораторно-диагностических
методов и повышении значимости лабораторных исследований в
диагностике заболеваний;
- проведение экспертной оценки (экспертизы) правильности
назначения и интерпретации анализов;
- проведение ежегодного анализа работы лаборатории с учетом
профиля лечебного учреждения.
По общим вопросам лабораторной диагностики:
- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и
других систем; строение и функция желез, серозных оболочек,
опорно-двигательного аппарата, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;
- правила и способы получения биологического материала для
морфологических, биохимических, генетических, иммунологических,
бактериологических, серологических и других исследований;
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для
морфологического исследования;
- консервирование, хранение, обезвреживание и доставка
биологических материалов;
- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика
основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения,
системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени
и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной
ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;
- влияние терапии на лабораторные показатели;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на
результаты лабораторных исследований;
- основы клиники и ранней диагностики онкологических
заболеваний;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года,
дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных
исследований.
По контролю качества лабораторных исследований:
- организация контроля качества (КК), порядок проведения,
основные требования, предъявляемые к проведению КК;
- возможные источники погрешностей при лабораторных
исследованиях;
- классификация ошибок, внелабораторные погрешности,
внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки
грубые, случайные, систематические;
- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Методы КК (контроль
воспроизводимости, контроль правильности), основные статистические
показатели;
- порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение
контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;
- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и
коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и
неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии,
общеклиническим методам исследования, цитологии, микробиологии.
Требования, предъявляемые к контрольным материалам;
- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка
работы лабораторий.
По биохимическим исследованиям:
взятие биоматериала:
- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов,
правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;
методы клинической биохимии:
- физико-химические и биохимические методы;
- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др.
спектральных методов, потенциометрии с использованием
ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;
- принципы работы автоматизированных аналитических систем;
- основные принципы иммуноферментного анализа;
обмен белков:
- биосинтез и структура белка, функция белков;
- физико-химические свойства белков;
- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков,
особенности метаболизма отдельных аминокислот;
- образование конечных продуктов обмена белков, образование
аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс,
клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного
азота и других азотсодержащих продуктов;
- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бета-,
гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-,
диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния,
клиникодиагностическое определение отдельных белков плазмы крови;
ферменты:
- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность
процесса катализа;
- принципы международной классификации ферментов;
- регуляция ферментативной активности;
- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные
энзимопатии;
- клинико-диагностическое значение определения активности
ферментов и их изоформ в биологических жидкостях при патологии;
- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы,
печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др.
патологии;
- общие принципы определения активности ферментов;
обмен углеводов:
- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы:
переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;
- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл,
окислительное фосфорилирование, образование и расход энергии АТФ;
- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии.
Клинико-диагностическое значение определения глюкозы в крови и
моче;
- регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы.
Гликозаминогликаны;
- патохимические основы и диагностика сахарного диабета.
Характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете.
Клинико-лабораторные показатели при сахарном диабете.
Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки.
Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете;
обмен липидов:
- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды,
холестерин и его эфиры, фосфолипиды;
- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование,
переваривание, всасывание липидов;
- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;
- патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при
заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы,
печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой
гепатоз;
- липопротеиды: структура и функция липопротеидов.
Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения
спектра липопротеидов при различных заболеваниях;
- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий.
Семейные гиперлипопротеидемии. Дислипопротеидемии при
заболеваниях внутренних органов: диабет, нефротический синдром,
заболевания щитовидной железы, панкреатит, алкоголизм;
- атеросклероз;
гормоны:
- гормоны: химическая природа и биологическое действие.
Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные
посредники гормонов;
- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы,
щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых
желез;
- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и
гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и
гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный
гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной
железы. Этиология и патогенез инсулинозависимого и
инсулинонезависимого сахарного диабета. Гипо- и гиперфункция
мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома, клинические
симптомы;
- Гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Дифференциальная
диагностика первичного и вторичного гиперальдостеронизма. Острая и
хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы
определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов и их
клинико-диагностическое значение. Гипо- и гиперфункция половых
желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой.
Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и
радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального
профиля больных;
водно-минеральный обмен:
- водный обмен, регуляция водного обмена;
- патология водного обмена, клинико-диагностическое значение
определения водных пространств при сердечно-сосудистых
заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта,
эндокринной, мышечной систем;
- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;
- распределение в организме, регуляция обмена ионов.
Клинико-диагностическое значение определения минеральных веществ:
натрия, калия, кальция, магния, фосфора, хлора и микроэлементов;
- концентрация и активность ионов, общее содержание и
ионизированный Са и Mg;
- особенности обмена железа, содержание его в организме,
процессы всасывания;
- транспортные и депонированные формы железа, роль
трансферрина, ферритина, гемосидерина;
- механизмы развития железодефицитной анемии. Лабораторная
диагностика абсолютного и относительного дефицита железа.
Гемохроматоз, лабораторная диагностика;
кислотно-основное состояние (КОС):
- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;
- физиологические системы регуляции КОС;
- показатели КОС в норме и патологии, клинико-диагностическое
значение определяемых показателей;
- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений:
респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей.
Особенности КОС при заболеваниях легких, почек и др. органов и
систем;
обмен гемоглобина:
- порфирины: структура, функция, биологическая роль;
- нарушение обмена порфиринов, порфирии, порфинурии,
лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;
- образование желчных пигментов, конъюгированный и
неконъюгированный билирубин;
- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;
- патология обмена желчных пигментов, клинико-диагностическое
значение показателей обмена желчных пигментов,
лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;
коагулология:
- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы
свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в
свертывании крови;
- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их
биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных
факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;
- антикоагулянты, гепарин, фибринолитическая система и ее
биологическая функция;
- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;
- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой
стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой
систем, системы комплемента;
- нарушения системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии,
тромбоцитопении, тромбозы;
- особенности гемостатической терапии, контроль за
антикоагулянтной терапией;
- ДВС-синдром, тромбоэмболитические состояния;
- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, при
гипокоагуляции. Клинико-диагностическое значение коагулограмм.
По гематологическим исследованиям:
- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция
гемопоэза;
- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;
- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов.
Эритроцитозы. Эритроцитопении. Эритроцитопатии;
- обмен гемоглобина, обмен витамина В 12, фолиевой кислоты;
- лейкопоэз. Морфологическая и функциональная характеристика
лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика
лейкоцитов, роль гликогена, липидов, миелопероксидазы и других
ферментов в дифференциальной диагностике клеток лейкопоэза.
Показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза.
Патогенез эритроцитопатии;
- клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;
- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и
аутоиммунные гемолитические анемии;
- клинико-лабораторные показатели периферической крови и
костного мозга и дополнительных лабораторных исследований;
- болезнь Маркьяфавы-Микеле, патогенез, морфологические,
биохимические, иммунологические исследования крови, костного
мозга;
- лабораторные показатели гемолитического криза,
компенсированного и декомпенсированного гемолиза.
Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в
дифференциальной диагностике гемолитических анемий;
- апластические анемии, этиология, патогенез.
Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика
гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;
- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и
патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного
мозга. Динамика гематологических изменений в разных стадиях
заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с
острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;
- геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении,
геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация.
Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга,
коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо-
и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических
диатезов;
- изменение крови и костного мозга при различных
патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при
инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях,
туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических
заболеваниях;
- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни.
Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода
выраженных явлений, периода восстановления.
По общеклиническим исследованиям:
- строение и функции органов дыхания. Способы сбора мокроты,
получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого,
приготовление препаратов для лабораторного исследования.
Заболевания органов дыхания. Исследование физических, химических
свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое
исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе,
воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах,
гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое значение
результатов исследования;
- строение и функция органов пищеварения. Способы получения
для использования желудочного сока, дуоденального содержимого,
кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного
зондирования. Заболевания органов пищеварительной системы.
Патогенез. Классификация заболеваний желудка и двенадцатиперстной
кишки, тонкой и толстой кишок, печени и желчного пузыря. Основные
функции желудка (кислотообразующая, фермент- и белковообразующая).
Клинико-диагностическое значение фракционного дуоденального
зондирования. Исследование дуоденального содержимого для
определения желчеобразовательной функции. Физические и химические
свойства желчи, значение микроскопического исследования;
- копрологическое исследование, условия получения материала,
основные копрологические синдромы. Физические и химические
свойства кала. Клинико-диагностическое значение микроскопического
исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений,
препаратов для микроскопического исследования, проведения
микрохимических реакций для дифференциальной диагностики
расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и
нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично
расщепленного крахмала и йодофильной флоры;
- строение и функция отделов мочевыделительной и
мочеобразовательной системы. Получение материала для исследования
органов мочевыделительной системы. Заболевания органов
мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез,
классификация);
- физические свойства мочи, химические исследования мочи.
Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое
значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче
глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение
кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;
- клиническое значение билирубинурии, принцип методов
обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия
желчных кислот в моче, принципы методов их обнаружения.
Клиническое значение наличия уробилиновых тел в моче, принцип
методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии,
гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов и клиническое
значение индиканурии, меланурии, бактериурии;
- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для
центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей,
эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры,
строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей.
Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндрурии,
почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия,
солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при
применении количественного исследования клеточных элементов мочи и
цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;
- строение и функции центральной нервной системы (оболочек
мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала при
заболеваниях ЦНС. Заболевания центральной нервной системы.
Определение физических и химических свойств спинномозговой
жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое
исследование ликвора;
- строение и функции серозных оболочек: синовиальной,
перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных
полостей. Поражение серозных оболочек. Определение свойств
выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология
клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах.
Клинико-диагностическое значение исследования;
- строение и функции женских половых органов. Получение
материала при заболевании женских половых органов методом
аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища.
Заболевания половых органов. Определение в вагинальном отделяемом
степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков,
элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов
исследования;
- строение и функции мужских половых органов. Получение
материала при заболеваниях мужских половых органов.
Морфологическое исследование клеточного состава сока
предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение
результатов исследования.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- особенности дифференциальной диагностики различных видов
гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, вид, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- дифференциальная диагностика паразитов.
По цитологическим исследованиям:
- морфологическая картина воспалительного процесса,
гранулематозной и грануляционной тканей;
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии,
фоновых процессов;
- особенности предраковых состояний, реактивной гиперплазии,
опухолевых поражений, метастазирования;
- особенности и возможности дифференцировки опухолей разной
локализации.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности
организма;
- фагоцитарная система;
- естественные киллерные клетки;
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
- структура и функция лимфоидной системы;
- Т- и В-клеточная система иммунитета;
- антигены и иммуногены;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- иммунная система при инфекциях;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы:
- исследование антиген-неспецифического клеточного и
гуморального иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и
продуктов их жизнедеятельности;
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с
наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы
наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация
мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней:
цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания смежных дисциплин:
- современные методы обследования больного;
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в
военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и
катастрофах;
- основы первичной реанимации;
- основные источники облучения человека, основы радиационной
безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.
4. Умения:
По общим вопросам диагностической работы:
- оказывать помощь на догоспитальном этапе при механической
асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;
- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный
диагноз, использовав клинические и дополнительные методы
исследований;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее
улучшения;
- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с
клиническим и паталогоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и
разработать мероприятия по улучшению качества диагностической
работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических
(цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и
других исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью
экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях,
катастрофах, авариях);
- работать с контрольным материалом - сывороткой крови,
клеточной суспензией, мазками и др.;
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение
(поставить лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования
больного;
- оформить документацию, предусмотренную нормативными
документами МЗ РФ;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов,
собрать мочу для исследования;
- приготовить реактивы;
- обработать химическую посуду;
- построить калибровочные кривые;
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория
(фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести
электрофорез белков и др.);
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической
биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
- производить необходимые расчеты;
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов,
ферментов, гормонов, изменения водно-минерального,
кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
- определить последовательность биохимических исследований;
- оценить результаты биохимических исследований;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- составить программу лабораторной диагностики и
дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых
состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт
миокарда и др.);
- определить клинико-диагностическое значение результатов
биохимических исследований;
- владеть методами ориентировочной и расширенной
коагулограммы;
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного
гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;
- диагностировать коагулопатии;
- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза
при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других
органов;
- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами,
гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими
средствами и другими препаратами;
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных
показателей.
По гематологическим исследованиям:
- взять материал для химического и микроскопического
исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические
препараты;
- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты,
сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов.
Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз,
пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в
эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота.
Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую
субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды
лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы.
Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного
мозга;
- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов
(микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты,
мишеневидные эритроциты), подсчитать миелограмму, оценить
результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и
хронических лейкозах, оценить полученные результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях,
оценить полученные результаты;
- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов
мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в
крови. Оценить показатели гемопоэза;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и
хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;
- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой
болезни, оценить полученные результаты;
- определить критерии эффективности лечения гематологических
заболеваний;
- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику
лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при
агранулоцитозе.
По общеклиническим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты,
обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и
микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных
препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий
туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;
- описать свойства желудочного сока, определить наличие
свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока,
определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить
полученные результаты:
- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и
окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры.
Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки дуоденального содержимого,
определить количество выделившейся желчи в разные фазы при
фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную
плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное
содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать
клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной
системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для
дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить
лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные
результаты;
- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь),
выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию
кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое
воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные
результаты;
- описать патологические признаки мочи, определить
относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество
белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество
глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин,
желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан,
дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для
микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные
элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере
количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в
осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах -
туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические
признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные
элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты.
Оценить полученные результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические
признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта,
определить количество белка, микроскопировать нативные препараты,
дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах.
Оценить полученные результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические
признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные
препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов.
Определить флору. Оценить полученные результаты.
По цитологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический
воспалительный процесс;
- выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию;
- дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию,
фоновые процессы;
- диагностировать предраковые состояния, гиперплазию
(реактивную и опухолевую), опухоли;
- определять по возможности цитологическую форму и степень
дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника,
печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичка, тела и шейки
матки, щитовидной железы, молочной железы, предстательной железы,
мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных
оболочек, костного мозга.
По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- идентифицировать в различном биологическом материале яйца
гельминтов, простейшие;
- дифференцировать вида малярийных паразитов в толстой капле и
мазках периферической крови;
- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний:
бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гонококков,
трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых
заболеваний;
- интерпретировать результаты исследований биологического
материала, составить программу обследования.
По иммунологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- определить группу крови и резус-фактор;
- проводить исследование совместимости крови донора и
реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;
- определить иммунный статус организма;
- определить клеточный и гуморальный иммунитет;
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и
патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях,
острых и хронических интоксикациях и инфекциях.
По медико-генетическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- провести диагностику по половому хроматину;
- определить Х и У хромосомы;
- исследовать кариотип;
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
- приготовить препараты культуры лимфоцитов.
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой
массаж сердца);
- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;
- катетеризация мочевого пузыря;
- остановка кровотечения;
- определение групповой принадлежности крови;
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа;
- взятие венозной крови для анализа.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение N 15
УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава РФ
от 25.12.97 N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ
ОБРАЗОВАНИЕМ
В соответствии с требованиями специальности специалист с
высшим биологическим образованием должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
1. Общие знания:
- законодательные акты о здравоохранении и нормативные
документы, определяющие деятельность органов и учреждений
здравоохранения, правовые вопросы;
- основы медицинского страхования и деятельности
клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в
диагностике заболеваний;
- основы первичной профилактики заболеваний и
санитарно-просветительной работы;
- основы Международной и отечественной классификации болезней
(МКБ, ОКБ);
- современные направления развития медицины.
2. Специальные знания:
По общим вопросам работы в клинико-диагностической
лаборатории:
- директивные документы, определяющие деятельность
лабораторной службы;
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и
ее структура;
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том
числе медицинских диагностических центров;
- положение об аккредитации клинико-диагностических
лабораторий;
- основы техники безопасности в клинико-диагностических
лабораториях;
- современные методы лабораторной диагностики;
- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и
других систем; строение и функция желез, серозных оболочек,
опорно-двигательного аппарата, кожи;
- структура и функция клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;
- правила и способы получения биологического материала для
морфологических, биохимических, генетических, иммунологических,
бактериологических, серологических и других исследований;
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для
морфологического исследования;
- консервирование, хранение и обезвреживание биологических
материалов;
- лабораторная диагностика основных заболеваний системы
кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы,
печени и желчных путей, опорно-двигательной системы,
соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на
результаты лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года,
дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных
исследований;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию
больного;
- проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом
профиля лечебного учреждения.
По контролю качества лабораторных исследований:
- организация контроля качества (КК), порядок проведения,
основные требования, предъявляемые к проведению КК;
- возможные источники погрешностей при лабораторных
исследованиях;
- классификация ошибок, внелабораторные погрешности,
внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки
грубые, случайные, систематические;
- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Построение
контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;
- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и
коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и
неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии,
общеклинических методов исследования, цитологии, микробиологии.
Требования, предъявляемые к контрольным материалам.
По биохимическим исследованиям:
взятие биоматериала:
- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов,
правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;
биохимические методы:
- физико-химические и биохимические методы;
- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др.
спектральных методов, потенциометрии с использованием
ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;
- принципы работы автоматизированных аналитических систем;
- основные принципы иммуноферментного анализа;
обмен белков:
- биосинтез и структура белка, функция белков;
- физико-химические свойства белков;
- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков,
особенности метаболизма отдельных аминокислот;
- образование конечных продуктов обмена белков, образование
аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс,
клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного
азота и других азотсодержащих продуктов;
- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бета-,
гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-,
диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния,
клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;
ферменты:
- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность
процесса катализа;
- принципы международной классификации ферментов;
- регуляция ферментативной активности;
- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные
энзимопатии;
|