Стр. 11
флуоресцентная микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в крови;
- определить серповидность эритроцитов;
- определить гематокритную величину;
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците,
среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем
эритроцитов;
- измерить диаметр эритроцитов;
- построить график распределения эритроцитов по величине
диаметра (кривая Прайс-Джонса);
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для
подсчета лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и
патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
- подсчитать миелокариоциты;
- подсчитать мегакариоциты;
- дифференцировать клетки костного мозга;
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и
костного мозга);
- приготовить лейкоконцентрат;
- обнаружить клетки красной волчанки (LЕ-клетки);
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные
паразиты;
- исследовать кровь на малярийные паразиты;
- определить фекальный гемоглобин;
- приготовить препараты для цитохимического исследования
клеток циркулирующей крови и костного мозга;
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей
крови и костного мозга; щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы,
альфа-нафтилацетатэстеразы, пероксидазы;
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках
циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- провести пробу по Зимницкому;
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование осадка;
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические
примеси;
- определить кислотность методом титрования;
- определить активность пепсина;
- определить наличие молочной кислоты;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование желудочного содержимого;
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой жидкости:
- определить физические и химические свойства;
- определить количество форменных элементов (цитоз);
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных
препаратах;
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах,
деление на слои;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения
микобактерий туберкулеза;
- обнаружить микобактерии туберкулеза;
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
- определить трихомонады и гонококки;
- обнаружить бледную спирохету;
- определить гормональный профиль;
- исследовать секрет простаты;
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для микроскопического исследования
эякулята;
- определить подвижность сперматозоидов;
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем
эякуляте;
- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");
- обнаружить фруктозу в эякуляте;
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из
кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические препараты;
- цитохимическое исследование цитологического материала:
PAS-реакция, выявление липидов, определение активности кислой
фосфатозы, определение активности щелочной фосфатазы, определение
активности пероксидазы, определение гемосидерина;
- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для
цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной
локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота,
соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал
гинекологических осмотров и др.);
- микроскопическое исследование материала, полученного при
гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По клинической биохимии:
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок,
белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды,
фракции лопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид,
сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови,
моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче
(аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы,
лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля:
17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях;
- определить ртуть в крови, моче и тканях;
- определить свинец в крови, моче и тканях;
- определить алкалоиды в биологических материалах;
- определить снотворные и седативные препараты в биологических
материалах;
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы;
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое);
- определить содержание фибриногена в плазме;
- определить толерантность плазмы к гепарину;
- определить время кровотечения;
- определить время свертывания крови;
- определить степень ретракции кровяного сгустка;
- аутокоагуляционный тест.
По паразитологическим исследованиям:
- идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в
кале.
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных
болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
- серологические исследования для диагностики сифилиса.
Серологические исследования для диагностики инфекционных
болезней:
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- пассивная агглютинация;
- торможение агглютинации;
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле);
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической
крови;
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов
- определить комплементарную активность сыворотки крови;
- определить С-реактивный белок;
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;
- определить антитела к ДНК;
- определить антинуклеарный фактор;
- определить циркулирующие иммунные комплексы;
- определить альфа-фетопротеин;
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке
крови;
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину;
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и
дифференцированной окраски;
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от
метода, применяемого в лаборатории).
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение N 17
УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава РФ
от 25.12.97 N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Специальность: "Лабораторная диагностика"
(базовый уровень образования)
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи;
- этические и правовые нормы отношения человека к человеку,
обществу, окружающей среде;
- основные требования к организации делопроизводства в
клинико-диагностической лаборатории;
- основы техники безопасности при работе в
клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил
санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической
лаборатории;
- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных
исследований;
- основные методы лабораторной диагностики;
- причины и условия возникновения преаналитических и
аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего распорядка
лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции
клинико-диагностической лаборатории.
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани,
пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других
систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности
клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- лабораторные показатели функционирования человеческого
организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике
заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с
окружающей средой;
- организация внутрилабораторного контроля качества
лабораторных исследований;
- общие закономерности возникновения, развития и течения
патологических процессов в организме.
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции,
место пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в норме;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения,
тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и
внутрисосудистого гемолиза;
- морфологические особенности эритроцитов при различных
анемиях.
По общеклиническим исследованиям:
- теория образования мочи, функции почек;
- основные методы и диагностическое значение исследования
физических, химических показателей мочи;
- морфология клеточных и других элементов мочи;
- изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся
заболеваниях почек и мочевыводящих путей;
- методы исследования функций желудка;
- способы получения желудочного содержимого;
- способы получения дуоденального содержимого;
- физико-химический и морфологический состав содержимого
желудка и двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной
кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое определение физических и
химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их выявление;
- копрологические синдромы и их значение в диагностике
заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа при наиболее частой
патологии органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты
(физические свойства, морфология форменных элементов) для
диагностики заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав,
физико-химические свойства, лабораторные показатели при
инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
- цель и методы исследования отделяемого женских и мужских
половых органов.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических
исследований;
- морфологическую картину воспалительного процесса,
грануломатозной и грануляционной тканей.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения
(поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов,
ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного
состояния;
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
- система гемостаза;
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при
наиболее часто встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов,
ферментов, системы гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии
паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и
функции;
- взаимодействие антиген- антитело;
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма,
фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях,
лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода,
иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с
наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы
наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация
мутаций, мутагенные факторы.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике
и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики
заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической
медицины;
- представление о видах катастроф и их последствиях для
здоровых людей;
- представление о наиболее распространенных патологических
процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных
случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах
коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах,
текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных
исследований;
- организовать работу младшего персонала в
клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и
оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию
биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении
лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- на основании результатов дать качественную и количественную
оценку исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели
результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых
патологических процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для
исследования клеточных элементов;
- отобрать материал для микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при
несчастных случаях;
- работать в ЭВМ на уровне пользователя;
- владеть техникой микроскопирования:
световая микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в крови;
- определить серповидность эритроцитов;
- определить гематокритную величину;
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для
подсчета лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- приготовить лейкоконцентрат;
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные
паразиты;
- приготовить препараты крови для цитохимического исследования
клеток циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- определить физические и химические свойства мочи;
- приготовить препараты и промикроскопировать осадок;
- идентифицировать клеточные и другие элементы в осадке;
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
- дифференцировать лабораторные исследования на уровне
нормапатологии;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические
примеси;
- определить активность пепсина;
- обнаружить молочную кислоту;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование (выявить отклонение от нормы);
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность фибринозную пленку;
- обнаружить и определить белок;
- определить количество форменных элементов (цитоз);
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить количество, характер, цвет, прозрачность,
относительную плотность;
- обнаружить и определить белок;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах,
деление на слои;
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения
микобактерий туберкулеза;
исследования отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для микроскопического исследования
эякулята;
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из
кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические препараты;
- цитохимическое исследование цитологического материала:
(PAS-реакция, липиды, ферменты);
- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для
цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной
локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота,
соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал
гинекологических осмотров и др.);
- микроскопическое исследование материала, полученного при
гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По клинической биохимии:
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок,
белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды,
фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид,
сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови,
моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче
(аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы,
лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля:
17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
показатели состояния гемостаза:
- активированное время рекальцификации плазмы;
- протромбиновое время (тромбопластиновое);
- содержание фибриногена в плазме крови;
- толерантность плазмы к гепарину;
- время кровотечения;
- время свертывания крови;
- степень ретракции кровяного сгустка.
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих;
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в
кале.
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных
болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
серологические исследования для диагностики сифилиса:
- серологические реакции;
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле).
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 18
УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВРАЧУ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ
ДИАГНОСТИКИ<*>
Для аттестации на соответствующую квалификационную категорию в
соответствии с требованиями специальности врач клинической
лабораторной диагностики должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
--------------------------------
<*> - Аттестационные требования являются основой для оценки
знаний и умений специалиста при проведении аттестационного
экзамена на квалификационную категорию. Для специалистов, имеющих
узкую специализацию и стаж работы по узкой специальности не менее
5 лет, экзамен может проводиться по соответствующей субдисциплине.
--------------------------------------------T------T------T------¬
¦ ¦вторая¦первая¦высшая¦
¦ ¦катег.¦катег.¦катег.¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦1. Общие знания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы законодательства Российской Феде-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦рации об охране здоровья граждан; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы законодательства о здравоохранении¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦и директивные документы, определяющие дея-¦ ¦ ¦ ¦
¦тельность органов и учреждений здравоохра-¦ ¦ ¦ ¦
¦нения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы медицинской статистики, учета и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦анализа основных клинико-диагностических¦ ¦ ¦ ¦
¦показателей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы медицинского страхования; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- основы анатомии и физиологии человека,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦особенности, связанные с полом и возрастом;¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы и клиническое значение лаборатор-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ных исследований в диагностике заболеваний;¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы первичной профилактики заболеваний¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦и санитарно-просветительной работы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы международной классификации болез-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ней; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- современные направления развития медици-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ны. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦2. Специальные знания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- нормативные документы, определяющие дея-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тельность лабораторной службы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- система организации лабораторной службы в¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦стране, задачи и ее структура; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организация работы лабораторий, обслужи-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦вающих отделения реанимации, службы крови,¦ ¦ ¦ ¦
¦кожно-венерологических, онкологических, ту-¦ ¦ ¦ ¦
¦беркулезных и др. диспансеров; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные принципы работы централизованной¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦лаборатории, в том числе медицинских диаг-¦ ¦ ¦ ¦
¦ностических центров; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- положение о сертификации клинико-диагнос-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тических лабораторий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы техники безопасности в клинико-ди-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦агностических лабораториях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о моделях, формах, уровнях¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦и способах коммуникации, типах ЭВМ, основ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ных операционных системах, базах данных и¦ ¦ ¦ ¦
¦т.д. ¦ ¦ ¦ ¦
¦- современные методы лабораторной диагнос-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- структура и функции органов кроветворения¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦нервной ткани, пищеварительной, дыхатель-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной, мочевыделительной, половой и др. сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦тем; строение и функция желез внутренней¦ ¦ ¦ ¦
¦секреции, серозных оболочек, опорно-двига-¦ ¦ ¦ ¦
¦тельного аппарата, кожи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- структура и функции клетки, возрастные¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦особенности клеточного состава органов,¦ ¦ ¦ ¦
¦тканей и биожидкостей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- краткие сведения по патологической анато-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мии заболеваний различных органов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- правила и способы получения биоматериала¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦для морфологических, биохимических, генети-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих, иммунологических, бактериологичес-¦ ¦ ¦ ¦
¦ких, серологических и других исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовление, фиксация и окраска препа-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ратов для морфологического исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- консервирование и хранение биоматериалов;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- этиология, патогенез, клиника и лабора-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦торная диагностика основных заболеваний¦ ¦ ¦ ¦
¦системы кровообращения, системы крови, сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦темы дыхания, мочеполовой системы, системы¦ ¦ ¦ ¦
¦пищеварения, печени и желчных путей, опор-¦ ¦ ¦ ¦
¦но-двигательной системы, соединительной¦ ¦ ¦ ¦
¦ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменение лабораторных показателей под¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦влиянием лечения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- влияние физической нагрузки, пищи, алко-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦голя, медицинских процедур и др. на резуль-¦ ¦ ¦ ¦
¦таты лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- патогенез, лабораторная диагностика неот-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ложных состояний (инфаркт миокарда, ин-¦ ¦ ¦ ¦
¦сульт, черепно-мозговая травма, "острый жи-¦ ¦ ¦ ¦
¦вот", внематочная беременность, гипоглике-¦ ¦ ¦ ¦
¦мическая и диабетическая кома, сепсис, ге-¦ ¦ ¦ ¦
¦моррагический, трансфузионный, анафилакти-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческий шок, острые аллергические реакции и¦ ¦ ¦ ¦
¦др.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы клиники и лабораторная диагностика¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦инфекционных и паразитарных болезней; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы клиники и ранней диагностики онко-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦логических заболеваний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- клиника и диагностика ВИЧ-инфекций; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- влияние биологических факторов (возраст,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезон-¦ ¦ ¦ ¦
¦ные вариации и др.) на результаты лабора-¦ ¦ ¦ ¦
¦торных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- принципы и методы лабораторного контроля¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦за концентрацией лекарственных средств в¦ ¦ ¦ ¦
¦организме больных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организация внутри- и межлабораторного¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦контроля качества. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По гематологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- теорию кроветворения (кинетику клеток ге-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мопоэза, функции, место пребывания в орга-¦ ¦ ¦ ¦
¦низме); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятие "эффективный", "неэффективный"¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦эритропоэз, нейтропоэз; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфология клеток гемопоэза в норме; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- понятие эритроцитоз и эритроцитопения,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и¦ ¦ ¦ ¦
¦тромбоцитопения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменение показателей гемограммы и мие-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лограммы при реактивных состояниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные клинические и лабораторные приз-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦наки внутриклеточного и внутрисосудистого¦ ¦ ¦ ¦
¦гемолиза, заболеваний, сопровождающихся ге-¦ ¦ ¦ ¦
¦молизом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятие об апоптозе, некрозе; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- особенности изменения гемограммы, миелог-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦раммы и лимфоцитограммы при заболеваниях¦ ¦ ¦ ¦
¦органов кроветворения (анемиях, лейкозах,¦ ¦ ¦ ¦
¦геморрагических диатезах, и др. заболевани-¦ ¦ ¦ ¦
¦ях); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятие о миелоидной дисплазии; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- основные и дополнительные лабораторные¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследования, необходимые в дифференциаль-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной диагностике заболеваний органов кровет-¦ ¦ ¦ ¦
¦ворения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные принципы цитохимического и имму-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦нологического анализа. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По общеклиническим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфологию клеточных и др. элементов в¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мокроте; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- особенности характера мокроты при различ-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ных процессах в легких; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения мокроты при различных инфекци-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦онно-воспалительных, аллергических, пара-¦ ¦ ¦ ¦
¦зитарных заболеваниях легких; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфология клеточных и др. элементов мо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦чи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- мочевые синдромы и их значение в диагнос-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тике заболеваний органов мочевой системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные методы определения физических и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦хим. показателей мочи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения анализа мочи при наиболее часто¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦встречающихся заболеваниях почек и мочевого¦ ¦ ¦ ¦
¦пузыря; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- элементы кала, копрограмма; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- копрологические синдромы и их значение в¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦диагностике заболеваний пищеварительной¦ ¦ ¦ ¦
¦системы, печени, поджелудочной железы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные методы определения физических и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦химических показателей кала; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения копрологического анализа при¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦наиболее частой патологии органов пищевари-¦ ¦ ¦ ¦
¦тельной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- физико-химический и морфологический сос-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тав содержимого желудка и двенадцатиперс-¦ ¦ ¦ ¦
¦тной кишки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения состава содержимого желудка и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦двенадцатиперстной кишки при различных за-¦ ¦ ¦ ¦
¦болеваниях пищеварительной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- ликвор и выпотные жидкости - морфологи-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ческий состав, физико-химические свойства,¦ ¦ ¦ ¦
¦лабораторные показатели при инфекцион-¦ ¦ ¦ ¦
¦но-воспалительных процессах, травме и др.; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфология и клеточный состав отделяемого¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦женских и мужских половых органов, цитог-¦ ¦ ¦ ¦
¦рамма при различных заболеваниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятие о бактериальных вагинозах; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- гормональная цитология; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- основные характеристики эпителия кожи,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦волос, ногтей и их изменение при различных¦ ¦ ¦ ¦
¦патологических процессах. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По цитологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- клетка ткани. Краткие сведения об особен-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ностях строения, функции и эмбриогенезе¦ ¦ ¦ ¦
¦различных тканей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- рост, развитие и клинические признаки¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦опухолей различных локализаций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- классификации опухолей; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- общее представление о методах лечения он-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кологических больных; ¦ ¦ ¦ ¦
|