Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 25.12.97 N 380 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 13
 
   ¦- клиническое  значение исследования содер-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦жания и функциональной активности  грануло-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦цитов, моноцитов крови, естественных килле-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ров и Тк-лимфоцитов;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- клиническое значение исследования  содер-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦жания и функциональной активности  неспеци-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦фических гуморальных факторов:  белков сис-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦темы комплемента,   лизоцима,   острофазных¦      ¦      ¦      ¦
   ¦белков;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- клиническое значение исследования  содер-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦жания и   функциональной   активности   Т-,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦В-лимфоцитов и их субпопуляций;            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- клиническое  значение исследования содер-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦жания иммуноглобулинов  разных  классов   и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦субклассов;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- механизмы  протективного  иммунитета  при¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦различных инфекционных заболеваниях;       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунотропность  инфекционных  агентов  и¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦инфекции иммунной системы;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунодиагностика инфекционных болезней; ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- лабораторно-клинические   исследования  в¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦прогнозировании характера течения  инфекци-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦онных заболеваний;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунитет при пересадке органов и тканей;¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- наследственные  (первичные) и приобретен-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ные (вторичные) иммунодефицитные состояния;¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- принципы лабораторной диагностики иммуно-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦дефицитов;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- антигенные системы  эритроцитов  человека¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦(АВО и др. системы);                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунологический конфликт матери и  плода¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦по антигенам клеток крови;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунные  и  аутоиммунные  гемолитические¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦анемии (прямая  и  непрямая  пробы Кумбса и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦др. методы);                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- антигены лейкоцитов человека;            ¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- антилейкоцитарные антитела и  их  роль  в¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦патологии (осложнения  при переливании кро-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ви, лейкопении, нейтропении новорожденных);¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- аллергические заболевания, иммунодиагнос-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тика аллергических реакций немедленного ти-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦па;                                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунодиагностика  аллергических  реакций¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦замедленного типа;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунодиагностика  системных  заболеваний¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦соединительной ткани;                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунодиагностика аутоиммунных  заболева-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ний эндокринной системы;                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунная система при опухолевых заболева-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ниях и их иммунодиагностика;               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменение иммунореактивности онкологичес-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦ких больных;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- неоплазмы иммунной системы;              ¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦- иммунодиагностика моноклональных гаммапа-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тий;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- иммунология  болезней  нервной  системы и¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦иммунологические методы  их исследования;  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организация работы иммунологических лабо-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦раторий;                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- современное  техническое оборудование для¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦выполнения тестов;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По медико-генетическим исследованиям:      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- предмет и задачи медицинской генетики;   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- понятие  о  наследственных болезнях и бо-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лезнях с   наследственной   предрасположен-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ностью;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- роль нуклеиновых кислот в хранении и реа-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лизации генетической информации;           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- генетический код:  основные характеристи-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ки, этапы расшифровки;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- генетика человека: молекулярные и цитоло-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦гические основы наследственности: роль ядра¦      ¦      ¦      ¦
   ¦и цитоплазмы,  хромосомы и хромосомный  на-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦бор, структурно-функциональная  организация¦      ¦      ¦      ¦
   ¦хромосом, структурные перестройки хромосом,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦их типы и хромосомный дисбаланс;           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- гены и признаки: законы передачи наследс-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦твенных признаков   (гомо-  и  гетерозигот-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ность), генотип и фенотип;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные типы наследования;              ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- иммуногенетические взаимоотношения макро-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦и микроорганизма;                          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменчивость:  мутационная  изменчивость,¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦классификация мутаций, мутагенные факторы; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- методы диагностики наследственных  болез-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ней: цитогенетические, морфологические, би-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦охимические, пренатальные;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- выявление  наследственной патологии ново-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦рожденных;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- медико-генетическое консультирование (ла-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦бораторное исследование,  определение гене-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тического риска).                          ¦      ¦      ¦      ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- современные методы обследования больного;¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- основы первичной реанимации;             ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- основы дозиметрии ионизирующих излучений;¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- основные  источники  облучения  человека,¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦основы радиационной безопасности,  гигиени-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ческого нормирования радиационного фактора;¦      ¦      ¦      ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦4. Умения:                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- оказать  помощь  на  догоспитальном этапе¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦при механической асфиксии, утоплении, пора-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦жении электрическим током;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- сформулировать лабораторный диагноз с вы-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦делением характерных  показателей и сопутс-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦твующих изменений;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть методом статистического анализа; ¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- владеть навыками проведения внутрилабора-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦торного и межлабораторного контроля качест-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ва лабораторных исследований;              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести анализ работы лаборатории, опре-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦делить способы ее улучшения;               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- на основе анализа статистических  показа-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦телей определить  перечень  организационных¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мероприятий и разработать меры по их выпол-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦нению для  улучшения  диагностического про-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦цесса;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организовать рабочее место для проведения¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦морфологических (цитологических),  биохими-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ческих, иммунологических,  генетических   и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦других исследований;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организовать работу среднего медицинского¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦персонала;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести лабораторное обследование  боль-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ных с  помощью экспресс-методов (при отрав-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лениях, массовых  поражениях,  катастрофах,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦авариях);                                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- отобрать материал  для  микроскопического¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследования;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить,  зафиксировать  и   окрасить¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦препарат для исследования клеточных элемен-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тов;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- отобрать и обработать биоматериал для би-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦охимического исследования;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- работать  с контрольным материалом (сыво-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦роткой, клеточной  суспензией,  мазками   и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦др.);                                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- оценить результаты исследования;         ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- оформить   документацию,  предусмотренную¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦директивными документами МЗ РФ;            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- работать на анализаторах, имеющихся в ла-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦боратории.                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По гематологическим исследованиям:         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать клеточные элементы пери-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ферической крови,  костного мозга, лимфати-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ческого узла;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести  морфологическую, цитохимическую¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦дифференциальную диагностику острых  лейко-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦зов;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести морфологическую,  дифференциаль-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ную диагностику хронических лейкозов;      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- характеризовать стадии хронических лейко-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦зов и динамику гематологических изменений; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести морфологическую дифференциальную¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦диагностику парапротеинемических  гемоблас-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тозов и их иммунохимическую идентификацию; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дифференцировать различные  формы  анемий¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦по лабораторным показателям;               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- интерпретировать  динамику   лабораторных¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦показателей в различные стадии болезни;    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- диагностировать агранулоцитоз по  гемато-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦логическим показателям;                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- интерпретировать   динамику  лабораторных¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦показателей периферической крови и костного¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мозга при агранулоцитозе;                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести  дифференциальную   лабораторную¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦диагностику геморрагических диатезов;      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- оценить изменения периферической крови  и¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦костного мозга при миелоидной дисплазии;   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дифференцировать LE-клетки;              ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- идентифицировать  лабораторные показатели¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦при гистиоцитозах.                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По общеклиническим исследованиям:          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать  клеточные и другие эле-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦менты в мокроте,  моче, желудочном и дуоде-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦нальном  содержимом,  ликворе,  экссудатах,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦транссудатах,  отделяемом половых  органов,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦коже,  волосах,  ногтях,  соскобах и другом¦      ¦      ¦      ¦
   ¦биоматериале;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- оценить лабораторные показатели при забо-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦леваниях  легких,  пищеварительной системы,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦органов мочевыделительной и половой  систе-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мы, поражениях серозных оболочек;          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определять клинико-диагностическое значе-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ние лабораторных показателей.              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По цитологическим исследованиям:           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- выявлять  клеточные  элементы  острого  и¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦хронического  воспалительного  процесса,  в¦      ¦      ¦      ¦
   ¦том числе гранулематозного, элементы грану-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ляционной ткани;                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дифференцировать пролиферацию,  гиперпла-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦зию, метаплазию и другие фоновые процессы; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- цитохимические исследования  цитологичес-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦кого материала (PAS-реакция,  липиды,  фер-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦менты);                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- отбор доставленного материала,  приготов-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ление и окраска препаратов для цитологичес-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦кого исследования  (пунктаты   из  опухолей¦      ¦      ¦      ¦
   ¦различной локализации,  транссудаты, экссу-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦даты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с¦      ¦      ¦      ¦
   ¦поверхности  эрозий,  язв, ран, свищей, ма-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦териал гинекологических    профилактических¦      ¦      ¦      ¦
   ¦осмотров, материал, полученный при эндоско-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦пических исследованиях и др.);             ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- микроскопическое исследование  материала,¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦полученного при  гинекологических профилак-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тических осмотрах (скрининг),              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По клинической биохимии:                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить биоматериал для исследования;¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- приготовить реактивы;                    ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- обработать химическую посуду;            ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- проводить доступную очистку вещества;    ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- строить калибровочные кривые;            ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- проводить биохимические исследования;    ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- работать на приборах,  которыми  оснащена¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лаборатория;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подобрать  соответствующие  реактивы  для¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦методов клинической биохимии,  адаптировать¦      ¦      ¦      ¦
   ¦реактивы для используемой аппаратуры;      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- производить необходимые расчеты;         ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- владеть методами исследования обмена бел-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ков,  углеводов, липидов, ферментов, гормо-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦нов, водно-минерального, кислотно-основного¦      ¦      ¦      ¦
   ¦состояния, системы гемостаза и др.;        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить последовательность биохимичес-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ких исследований;                          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить контроль качества  лабораторных¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследований;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть методами постановки ориентировоч-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ной и расширенной коагулограммы;           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить заменные  пробы  для  выявления¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦дефицита факторов;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудис-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦того, плазменного  гемостаза,  фибринолиза,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦антикоагулянтного звена.                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По паразитологическим исследованиям:       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дать  рекомендации   по  правилам  сбора,¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦доставки, сохранения материала для  парази-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тологических исследований;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить  препараты  тонкого  мазка  и¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦толстой капли с последующей окраской по Ро-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мановскому;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать до вида возбудителей ма-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лярийных паразитов в тонком мазке и толстой¦      ¦      ¦      ¦
   ¦капле крови  и определить интенсивность па-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦разитемии;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- исследовать пробы фекалий,  желчи, дуоде-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦нального содержимого,  мочи, мокроты с при-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦менением основных  паразитологических мето-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦дов, идентифицировать  в  них  возбудителей¦      ¦      ¦      ¦
   ¦гельминтозов, протозоозов;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- исследовать  биоматериалы  с  применением¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦специальных паразитологических методов (ок-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦раска фиксированных   препаратов   фекалий,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мокроты, ликвора) и идентифицировать возбу-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦дителей паразитозов;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать в исследуемом биоматери-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦але возбудителей тропических и редких пара-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦зитов;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать в биоматериале  возбуди-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦телей венерических заболеваний;            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- идентифицировать в биоматериале  возбуди-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦телей грибковых заболеваний;               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По иммунологическим исследованиям:         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить  групповую  и резус-принадлеж-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ность;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить исследование совместимости кро-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ви донора и реципиента при  гемотрансфузиях¦      ¦      ¦      ¦
   ¦и трансплантациях;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть навыками постановки методов опре-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦деления клеточного и гуморального иммуните-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦та;                                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить  иммунологическое  исследование¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦при бесплодии и патологии беременности, эн-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦докринных расстройствах   и   заболеваниях,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦острых и хронических интоксикациях и инфек-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦циях, при онкологических заболеваниях,  бо-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лезнях сердечно-сосудистой,   кроветворной,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦дыхательной, мочевыделительной систем,  ор-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ганов пищеварения, кожи;                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить  иммунологические  исследования¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦для диагностики болезней иммунной  системы:¦      ¦      ¦      ¦
   ¦врожденных и приобретенных иммунодефицитов,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦аутоиммунной патологии, аллергических забо-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦леваний.                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По медико-генетическим исследованиям:      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести диагностику по половому хромати-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ну;                                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить Х и У хромосомы;              ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- исследовать кариотип;                    ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- культивировать лимфоциты крови для хромо-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦сомного анализа;                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить  препараты  культуры лимфоци-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тов;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить хромосомные препараты;       ¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- провести различное специальное  окрашива-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ние препаратов;                            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести кариотипирование;               ¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- провести   индивидуальную   идентификацию¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦хромосом;                                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- анализировать  число и структуру аномалий¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦кариотипа;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть  полуколичественными методами ди-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦агностики наследственных болезней;         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть молекулярно-генетическими метода-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ми диагностики;                            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть физико-химическими методами диаг-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ностики наследственных болезней;           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- владеть методами пренатальной диагностики¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦наследственных болезней.                   ¦      ¦      ¦      ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦5. Манипуляции:                            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- реанимационные мероприятия (искусственное¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦дыхание, непрямой массаж сердца);          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- промывание желудка через зонд;           ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- фиксация  позвоночника,  конечностей  при¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦переломах, травмах;                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- остановка кровотечения;                  ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определение групповой принадлежности кро-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ви;                                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- взятие капиллярной крови для лабораторно-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦го анализа;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- взятие венозной крови для анализа.       ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   L-------------------------------------------+------+------+-------
   
                                                 Начальник Управления
                                              организации медицинской
                                                     помощи населению
                                                           А.И.ВЯЛКОВ
   
   
   
   
   
   
                                                        Приложение 20
                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                              приказ Минздрава России
                                                    от 25.12.97 N 380
   
                       АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
                        К МЕДИЦИНСКОМУ ТЕХНОЛОГУ
   
   --------------------------------------------T------T------T------¬
   ¦                                           ¦вторая¦первая¦высшая¦
   ¦                                           ¦катег.¦катег.¦катег.¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦1. Общие знания:                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы  законодательства Российской Феде-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦рации об охране здоровья граждан;          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организацию лабораторной службы в стране,¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ее задачи, структуру  и  перспективы разви-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тия;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- значение  лабораторных клинических иссле-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦дований для сохранения здоровья пациента  и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦диагностики заболеваний;                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы медицинской  статистики,  учета  и¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦анализа основных    клинико-диагностических¦      ¦      ¦      ¦
   ¦показателей;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные  требования к организации делоп-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦роизводства в клинико-диагностической лабо-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ратории;                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- современные методы лабораторной  диагнос-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тики;                                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- виды и принципы мониторинга качества  ла-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦бораторных исследований;                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- причины и условия возникновения преанали-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тических и  аналитических  погрешностей при¦      ¦      ¦      ¦
   ¦проведении лабораторного анализа;          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы  техники безопасности при работе в¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦клинико-диагностической лаборатории;       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- инструктивные   материалы  по  соблюдению¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦правил санитарно-противоэпидемического  ре-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦жима в клинико-диагностической лаборатории;¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- Устав и  Правила  внутреннего  распорядка¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лечебно-профилактического учреждения, долж-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ностные инструкции  клинико-диагностической¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лаборатории;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы медицины катастроф.               ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦2. Специальные знания:                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы анатомии и физиологии;            ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- структура и функции  органов  кроветворе-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ния, нервной ткани,  пищеварительной, дыха-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тельной, мочевыделительной,  половой и дру-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦гих систем,   строение и функции желез, се-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦розных оболочек, кожи;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- структура  и  функции клетки,  возрастные¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦особенности клеточного   состава   органов,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тканей и биожидкостей;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- сущность типовых патологических процессов¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦на клеточном, тканевом, системном уровнях; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- лабораторные показатели  функционирования¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦человеческого организма  в условиях нормы и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦возрастном аспекте;                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- общие закономерности возникновения,  раз-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦вития и течения патологических процессов  и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦основных заболеваний человека;             ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы функционирования  здорового  орга-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦низма и факторы риска;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные принципы взаимодействия организ-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ма человека с окружающей средой;           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- правила и способы получения  биоматериала¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦для лабораторных исследований;             ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы лабораторной диагностики  основных¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦заболеваний системы крови, системы дыхания,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦мочеполовой системы,  системы  пищеварения,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦печени и желчных путей, соединительной тка-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ни, онкологических заболеваний,  ВИЧ-инфек-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ций;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основы комплексного подхода к  лаборатор-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦ному обследованию больного;                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- правила приготовления реактивов;         ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- организация  внутри-  и  межлабораторного¦  +-  ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦контроля качества  лабораторных  исследова-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ний;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- правила подготовки пациента для различных¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лабораторных исследований;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- влияние биологических факторов,  терапии,¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦пищи и др. на результаты лабораторного ана-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лиза;                                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- значение и методы лабораторного обнаруже-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦ния лекарственных веществ, ядов, токсинов в¦      ¦      ¦      ¦
   ¦биожидкостях.                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По гематологическим исследованиям:         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- теорию кроветворения (кинетику клеток ге-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦мопоэза, функции,  место пребывания в орга-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦низме;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфологию клеток гемопоэза в норме;     ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- понятия эффективный,  неэффективный эрит-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦ропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- понятия эритроцитоз и эритропения, лейко-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦цитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоци-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦топения;                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменения  показателей гемограммы при ре-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦активных состояниях;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменения показателей миелограммы при ре-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦активных состояниях;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- причины  и лабораторные признаки внутрик-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦леточного и внутрисосудистого гемолиза;    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- особенности  изменения гемограммы при за-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦болеваниях органов кроветворения  (анемиях,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лейкозах, геморрагических  диатезах  и  др.¦      ¦      ¦      ¦
   ¦заболеваниях);                             ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- понятия о миелоидной дисплазии;          ¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦- изменения  миелограммы  при  заболеваниях¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦органов кроветворения;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные принципы цитохимического  анали-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦за, диагностическое значение;              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфологические  особенности  эритроцитов¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦при различных анемиях.                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По общеклиническим исследованиям:          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- значение  лабораторных  показателей   при¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследовании мокроты  (физические свойства,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦морфология форменных элементов)  для  диаг-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ностики заболеваний дыхательных путей;     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные методы и диагностическое  значе-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ние исследования физических, химических по-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦казателей мочи;                            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфология  клеточных  и других элементов¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦мочи;                                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- мочевые синдромы и их значение в диагнос-¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тике заболеваний органов мочевой системы;  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные  методы и диагностическое значе-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ние определения физических и химических по-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦казателей кала;                            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- форменные элементы кала, их выявление;   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- копрологические  синдромы и их значение в¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦диагностике заболеваний     пищеварительной¦      ¦      ¦      ¦
   ¦системы, печени, поджелудочной железы;     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменение  копрологического  анализа  при¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦наиболее частой патологии органов пищевари-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тельной системы;                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- физико-химический  и морфологический сос-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тав содержимого желудка  и  двенадцатиперс-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тной кишки;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изменения состава содержимого  желудка  и¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦двенадцатиперстной кишки  при различных за-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦болеваниях пищеварительной системы;        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- ликвор  и  выпотные жидкости - морфологи-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ческий состав,  физико-химические свойства,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лабораторные показатели    при   инфекцион-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦но-воспалительных процессах,  травмах, опу-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦холях и др.;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфология и клеточный состав отделяемого¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦женских и мужских половых органов;         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- лабораторная диагностика мужского беспло-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦дия;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- гормональное зеркало;                    ¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦- основные  характеристики  эпителия  кожи,¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦волос, ногтей и их изменения при  различных¦      ¦      ¦      ¦
   ¦патологических процессах.                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По цитологическим исследованиям:           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- правила взятия и обработки материала  для¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦цитологических исследований;               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфологическую  картину  воспалительного¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦процесса, грануломатозной  и грануляционной¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тканей;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные  признаки пролиферации,  диспла-¦  -   ¦  -   ¦  -   ¦
   ¦зии, метаплазии, фоновых процессов;        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- признаки реактивной гиперплазии, опухоле-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦вых поражений, метастазирования.           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По биохимическим исследованиям:            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- понятие о гомеостазе, биохимические меха-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦низмы сохранения (поддержания) гомеостаза; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- нормальная физиология обмена белков,  уг-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦леводов, липидов, ферментов, гормонов, вод-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦но-минерального, кислотно-основного состоя-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ния;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- причины и виды патологии обменных процес-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦сов в организме;                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- система гемостаза;                       ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- патобиохимические механизмы развития  ос-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦новных синдромов;                          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- лабораторные показатели нарушения  обмена¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦веществ при  наиболее  часто  встречающихся¦      ¦      ¦      ¦
   ¦заболеваниях;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные  методы  исследования обмена ве-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ществ, гормонов,  ферментов, системы гемос-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦таза и др.                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По паразитологическим исследованиям:       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные  морфологические  характеристики¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦гельминтов;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- морфологические различия видов гельминтов¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦и их яиц;                                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- паразиты малярии, виды, стадии развития; ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- морфология малярийных паразитов;         ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- простейшие - вид, стадии развития, морфо-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦логия;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- заболевания, вызванные простейшими;      ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- правила приготовления препаратов для исс-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ледования морфологии паразитов.            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По иммунологическим исследованиям:         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- учение об иммунитете, виды иммунитета;   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- иммунная   система,    иммунокомпетентные¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦клетки и их функции;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- антигены: виды, характеристика;          ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- иммуноглобулины  (антитела),  классифика-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ция, структура и функции;                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- взаимодействие антиген-антитело;         ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- неспецифические факторы иммунной реактив-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ности организма, фагоцитарная система, сис-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тема комплемента, интерфероны и др.;       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- молекулярные  и молекулярно-клеточные ос-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦новы иммунного ответа;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- трансплантационный иммунитет;            ¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦- возрастные особенности иммунного статуса;¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- иммунодефицитные состояния;              ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- иммунологическая система  при  инфекциях,¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦опухолях, лимфопролиферативных   процессах,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦заболеваниях соединительной ткани;         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- аллергия и атопические заболевания;      ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- методы оценки иммунного статуса;         ¦  -   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- методы исследования  неспецифической  ре-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦зистентности организма,  клеточного и гумо-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦рального иммунитета;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- изоантигены системы крови;               ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- изоиммунизация и  аутоиммунизация,  конф-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ликты матери и плода, иммунные и аутоиммун-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ные заболевания.                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По медико-генетическим исследованиям:      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- предмет и задачи медицинской генетики;   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- понятие о наследственных болезнях  и  бо-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лезнях с   наследственной   предрасположен-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ностью;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- генетика человека: молекулярные и цитоло-¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦гические основы наследственности;          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- гены и признаки;                         ¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦- изменчивость:  мутационная  изменчивость,¦  -   ¦  -   ¦  +   ¦
   ¦классификация мутаций, мутогенные факторы; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- метод диагностики  наследственных  болез-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ней: цитогенетические, морфологические, би-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦охимические, пренатальные.                 ¦      ¦      ¦      ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦3. Знания по смежным и  сопутствующим  дис-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦циплинам:                                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- основные принципы биомедицинской этики  и¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦деонтологии, этические  особенности поведе-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ния сотрудника клинико-диагностической  ла-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦боратории, основные  этические проблемы при¦      ¦      ¦      ¦
   ¦проведении клинических лабораторных  иссле-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦дований;                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- представление о биосфере как системе,  ее¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦свойствах,  динамике  и перспективах разви-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тия;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- механизмы функционирования природных эко-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦систем;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- принципы  формирования  здорового  образа¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦жизни и профилактики заболеваний  в  разные¦      ¦      ¦      ¦
   ¦возрастные периоды;                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- представление о гигиене как основе профи-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лактической медицины;                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- общие принципы фармакокинетики и фармако-¦  +-  ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦динамики основных лекарственных средств;   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- побочные  действия основных групп лекарс-¦  +-  ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦твенных средств  и  изменения   результатов¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лабораторных исследований;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- представление о видах катастроф,  их при-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦чинах и последствиях;                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- представление о наиболее распространенных¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦патологических процессах  в  организме  при¦      ¦      ¦      ¦
   ¦различных катастрофах;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- общие  принципы оказания неотложной помощ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦при несчастных случаях;                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- представление о типах ЭВМ,  основных опе-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦рационных системах,  текстовых  редакторах,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦базах данных.                              ¦      ¦      ¦      ¦
   +-------------------------------------------+------+------+------+
   ¦4. Умения:                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- взять биологический материал для  лабора-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦торного исследования;                      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организовать рабочее место для выполнения¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лабораторных исследований;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- организовать работу  младшего  (среднего)¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦персонала в клинико-диагностической лабора-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тории;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подготовить лабораторную посуду,  инстру-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ментарий и оборудование для проведения  ла-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦бораторного анализа;                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести стерилизацию лабораторной посуды¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦и инструментария;                          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести дезинфекцию биоматериала;       ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- прием, маркировка и регистрация поступив-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦шего в лабораторию биоматериала, хранение; ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- регистрировать проведенные исследования; ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- вести учетно-отчетную документацию;      ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- пользоваться лабораторной аппаратурой при¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦выполнении лабораторных исследований и под-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦готовительных мероприятий;                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- пользоваться методами статистической  об-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦работки исследований  для  оценки  качества¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лабораторных анализов;                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- проводить внутрилабораторный и межлабора-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦торный контроль качества лабораторных  исс-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ледований;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- на основании анализа статистических пока-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦зателей определить   причины   погрешностей¦      ¦      ¦      ¦
   ¦(преаналитические и аналитические) и разра-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ботать мероприятия для повышения точности и¦      ¦      ¦      ¦
   ¦надежности лабораторных исследований;      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- участвовать  в разработке и внедрении но-¦  -   ¦  +-  ¦  +   ¦
   ¦вых методов лабораторного анализа;         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- на основании результатов анализа дать ка-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦чественную и количественную оценку  объекта¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследований;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дифференцировать нормальные  и  патологи-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ческие показатели результатов лабораторного¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследования;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- по  результатам анализа выявлять признаки¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦типовых патологических процессов в  органах¦      ¦      ¦      ¦
   ¦и тканях;                                  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- строить калибровочные графики;           ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- приготовить,   зафиксировать  и  окрасить¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦препараты для исследования  клеточных  эле-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ментов;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- отобрать материал  для  микроскопического¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследования;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- адекватно оценивать ситуацию и  оказывать¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦первую помощь при несчастных случаях;      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- работать на ЭВМ на уровне пользователя;  ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- владеть техникой микроскопирования:  све-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦товая микроскопия,  поляризационная микрос-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦копия, фазово-контрастная микроскопия, флу-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦оресцентная микроскопия.                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По гематологическим исследованиям:         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- взять капиллярную кровь для лабораторного¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследования;                              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить гемоглобин;                   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить свободный гемоглобин плазмы;  ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать количество эритроцитов в крови¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить серповидность эритроцитов;    ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить гематокритную величину:       ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- рассчитать среднюю концентрацию  гемогло-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦бина в эритроците,  средний объем эритроци-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦тов;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- построить график  распределения эритроци-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тов по    величине     диаметра     (кривая¦      ¦      ¦      ¦
   ¦Прайс-Джонса);                             ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить  осмотическую   резистентность¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦эритроцитов;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подсчитать эритроциты с базофильной  зер-¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ностостью;                                 ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подсчитать ретикулоциты;                 ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать тромбоциты;                   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить скорость оседания эритроцитов;¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать количество лейкоцитов;        ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- приготовить, зафиксировать, окрасить маз-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ки  крови для подсчета лейкоцитарной форму-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лы;                                        ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подсчитать лейкоцитарную формулу;        ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- дифференцировать  нормальные,  морфологи-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦чески измененные  и  патологические  клетки¦      ¦      ¦      ¦
   ¦крови при подсчете лейкоцитарной формулы;  ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подсчитать миелокариоциты;               ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать мегакариоциты;                ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- дифференцировать клетки костного мозга;  ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать сидероциты и  сидеробласты  (в¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦мазках крови и костного мозга);            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить лейкоконцентрат;             ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- обнаружить    клетки   красной   волчанки¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦(LE-клетки);                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить  препараты крови для исследо-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦вания на малярийные паразиты;              ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- исследовать кровь на малярийные паразиты;¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- приготовить препараты для цитохимического¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦исследования клеток крови и костного мозга;¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить активность ферментов в клетках¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦крови;                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить липиды в клетках крови;       ¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить нейтральные мукополисахариды в¦  +-  ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦клетках крови и костного мозга;            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить вязкость крови.               ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦По общеклиническим исследованиям:          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследование мочи:                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить физические и химические свойс-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тва;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить   химические  показатели  мочи¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦(белок, глюкоза,  билирубин,  уробилиноиды,¦      ¦      ¦      ¦
   ¦кетоновые тела и др.);                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- провести пробу по Зимницкому;            ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подготовить  препараты для микроскопичес-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦кого исследования;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- микроскопическое исследование осадка;    ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- подсчитать количество форменных элементов¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦осадка;                                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследование желудочной секреции:          ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить физические и химические свойс-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тва;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- произвести химическое исследование  (кис-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦лотность, активность пепсина, молочную кис-¦      ¦      ¦      ¦
   ¦лоту);                                     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ - приготовить препараты для микроскопичес-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦кого исследования;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- микроскопическое исследование желудочного¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦содержимого;                               ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследование дуоденального содержимого:    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить   количество,  цвет,  прозрач-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ность, наличие хлопьев;                    ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- подготовить  препараты для микроскопичес-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦кого исследования;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- микроскопическое исследование;           ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦исследование кала:                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить физические и химические свойс-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тва;                                       ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- приготовить препараты для  микроскопичес-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦кого исследования;                         ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- микроскопическое исследование;           ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- обнаружить яйца гельминтов;              ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- обнаружить простейшие;                   ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ исследование спинномозговой жидкости:     ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- определить цвет,  прозрачность, фибриноз-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦ную пленку;                                ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- обнаружить и определить белок;           ¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦- определить количество форменных элементов¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦(цитоз);                                   ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦- дифференцировать клеточные элементы в на-¦  +   ¦  +   ¦  +   ¦
   ¦тивных и окрашенных препаратах;            ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                                           ¦      ¦      ¦      ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное