Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (УТВ. МПС РФ ОТ 27.12.1994 N ЦМ-309)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   (грузополучателя) станция отправления составляет вагонный  лист  и
   дорожную ведомость  формы  ГУ-29а  в  соответствии   с   Правилами
   перевозок   грузов  (раздел  6).  Работники  станции,  оформляющие
   перевозочные  документы,  проставляют  в   соответствующие   графы
   вагонного  листа  и оборотной стороны дорожной ведомости указанные
   грузоотправителем в накладной штемпели и отметки,  предусмотренные
   в п. 3.3.5 настоящих Правил.
       При этом штемпель "ВМ",  а также штемпели,  предусмотренные п.
   3.3.5,  и отметки о способах тушения загоревшихся ВМ проставляются
   в графе  "Штемпели  о  категории  опасности"  дорожной  ведомости.
   Штемпели "Не спускать с горки" и "Секция.  Не расцеплять", а также
   отметку "С печным отоплением"  проставляют  в  графе  "Примечание"
   перечня вагонов, следующих по данной дорожной ведомости.
       При перевозке в соответствии с п.  3.1.13 мелких партий  ВМ  с
   частичной  выгрузкой  их  в пути следования перевозочные документы
   станцией приема  ВМ  к  перевозке,  а  в  последующем  -  станцией
   частичной выгрузки ВМ помещаются в пакет,  склеиваемый из дорожной
   ведомости на груз,  следующий на первую по пути следования станцию
   назначения  груза.  На  оборотную  сторону этой дорожной ведомости
   переносятся штемпели и отметки,  проставленные грузоотправителем в
   соответствии с п. 3.3.5. На дорожные ведомости на грузы, следующие
   в  этом  вагоне  до других станций назначения,  штемпели и отметки
   переносятся только в том случае,  когда ведомости используются для
   конвертования документов. Вагонный лист остается на первой станции
   частичной выгрузки ВМ, которая после выгрузки (погрузки) ВМ должна
   составить новый вагонный лист.
       3.3.8. Начальник   станции,  его  заместитель  или  заведующий
   товарной конторой должны проверить в  каждом  случае  правильность
   оформления   перевозочных   документов   (накладной,   декларации,
   дорожной ведомости и вагонного листа)  на  ВМ  и  соответствие  их
   настоящим Правилам.

             3.4. Подготовка и подача вагонов под погрузку

       3.4.1. Погрузка ВМ должна производиться в исправные  и  чистые
   вагоны,  которым  до очередного периодического ремонта остается не
   менее  15  сут.,  оборудованные  роликовыми  колесными  парами   и
   композиционными тормозными колодками, имеющими толщину не менее 30
   мм.
       Допускается использовать  для  перевозки  ВМ  вагоны,  имеющие
   переходные   площадки  или  стояночные  ручные  тормоза  в  случае
   сопровождения их военизированной охраной МПС России.
       3.4.2. При  перевозке  ВМ с последующей перестановкой на колею
   1435  мм  железная  дорога  по  заявке  грузоотправителя   обязана
   предоставить вагоны, годные для перестановки.
       3.4.3. Запрещается  погрузка  ВМ  в  вагоны  без  технического
   осмотра,  а также без осмотра в коммерческом отношении и признания
   их   годными   под   перевозку   этих   грузов.   Осмотр   вагонов
   осуществляется в порожнем состоянии в день начала погрузки.
       Техническое обслуживание  вагонов  МПС  России  и  определение
   пригодности  их  в техническом отношении под перевозку этих грузов
   осуществляется  в  установленном  порядке  работниками   вагонного
   хозяйства железных дорог.
       Технический осмотр  и  определение пригодности ходовых частей,
   колесных пар,  буксового узла,  рамы вагона,  тормозных и ударно -
   тяговых     устройств     подвижного    состава,    принадлежащего
   грузоотправителям  (грузополучателям)   или   арендованного   ими,
   производятся  работниками  вагонного  хозяйства  железных дорог по
   заявке грузоотправителя,  подаваемой начальнику станции  письменно
   или регистрируемой телефонограммой.
       Техническое состояние  и  пригодность под перевозку ВМ кузовов
   этих вагонов (пола,  обшивки стен,  крыши,  дверей, крышек люков),
   плотность  прилегания  крышек,  а  также чистоту и состояние всего
   наружного и внутреннего оборудования определяет грузоотправитель.
       3.4.4. Учет   предъявления  к  техническому  осмотру  вагонов,
   подаваемых под погрузку ВМ,  в том числе и вагонов,  принадлежащих
   грузоотправителям   (грузополучателям)   или   арендованных   ими,
   производится в отдельной книге формы ВУ-14.
       Об осмотре  вагонов и определении пригодности их в техническом
   отношении для перевозки ВМ работники, производившие осмотр, должны
   сделать   в   этой   книге   соответствующие  записи  с  указанием
   дополнительных данных о включении или выключении  автотормозов,  а
   также  данных  о  дате и месте последнего периодического ремонта и
   удостоверить эти записи своей подписью.
       3.4.5. Пригодность  вагонов  для  перевозки  ВМ в коммерческом
   отношении определяется грузоотправителем.
       Очистка и    промывка   подвижного   состава,   принадлежащего
   грузоотправителям  (грузополучателям)  или  арендованного  ими,  а
   также  вагонов  МПС  России после выгрузки производится средствами
   грузополучателя (грузоотправителя) ВМ.
       3.4.6. Перед  погрузкой  ВМ  грузоотправитель  обязан заделать
   щели и просветы в дверных  и  люковых  проемах  крытых  вагонов  в
   порядке, предусмотренном в Приложении 8. Боковые и потолочные люки
   таких вагонов предварительно  плотно  закрываются  и  закрепляются
   изнутри проволокой и бруском в соответствии с требованиями раздела
   III Технических условий погрузки и крепления грузов.
       3.4.7. При перевозке ВМ  автотормоза  у  вагонов  должны  быть
   выключены, если такое указание имеется в Перечне (см. примечания к
   табл. П.10.1 и П.10.2). Перед подачей вагонов под погрузку этих ВМ
   осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран,  закрепить
   его в таком положении проволокой и опломбировать.
       Выключение автотормозов у указанных вагонов после их  загрузки
   производится   на   сдаточном   пути   в   порядке,  установленном
   инструкцией по обслуживанию подъездного пути.
       На станциях,  где согласно техническо - распорядительному акту
   станции (далее  -  ТРА  станции)  маневры  производятся  только  с
   включенными  тормозами,  у  отправляемых  со  станции вагонов с ВМ
   тормоза выключаются после их  постановки  в  состав  отправляемого
   поезда и включения тормозов в этом поезде.  У прибывших на станцию
   вагонов тормоза должны быть включены до их отцепки от поезда.
       3.4.8. Порядок  выключения автотормозов,  извещения работников
   службы вагонного хозяйства о необходимости их выключения,  а также
   дополнительные   меры  безопасности  при  производстве  маневровой
   работы  с  такими  вагонами  на  подъездных  путях,  обслуживаемых
   локомотивами железной дороги, устанавливается местной инструкцией,
   разрабатываемой  в  соответствии  с  п.  3.6.18   и   утверждаемой
   начальником отделения дороги.
       3.4.9. Порядок подготовки и технического обслуживания вагонов,
   подаваемых  под  погрузку  ВМ на станциях,  на которых осмотрщиков
   вагонов не имеется,  а также  при  выполнении  сдвоенных  операций
   устанавливается начальником дороги по каждому пункту погрузки ВМ.
       3.4.10. При     перевозке     ВМ     в     цельнометаллическом
   специализированном   вагоне   грузоотправителя  (грузополучателя),
   имеющем помещение для сопровождающих и воинского караула (наряда),
   разрешается  следование  их  в  этом  вагоне  независимо  от  вида
   загруженного  в  него  ВМ.   Указанное   помещение   должно   быть
   оборудовано   приборами  отопления,  исключающими  выброс  искр  в
   атмосферу и обеспечивающими  автоматическое  выключение  приборов,
   имеющих  электрическое  отопление  при  их неисправности,  а также
   снабжено  средствами  пожаротушения   по   нормам,   установленным
   грузоотправителем    (грузополучателем).    Конструкция   приборов
   отопления  и  место  их  установки  должны  быть   согласованы   с
   Управлением военизированной охраны и Главным управлением вагонного
   хозяйства МПС России.  При этом предусмотренная п. 3.3.5 отметка в
   перевозочных  документах  о  наличии в вагоне печного отопления не
   производится.
       Грузоотправитель обязан  проверить  перед  погрузкой наличие и
   исправность указанных приборов и средств.
       Электрооборудование специализированных  вагонов  для перевозки
   ВМ должно быть во взрывобезопасном исполнении.
       Следование воинских   караулов   (нарядов)   и  сопровождающих
   специалистов  в  вагоне,  загруженном  ВМ,  не  допускается.   Для
   размещения  специалистов,  воинских  караулов  (нарядов)  и охраны
   грузоотправителя при таких  перевозках  железной  дорогой  в  счет
   плана  грузоотправителя предоставляется крытый четырехосный вагон,
   по  возможности  с  переходной  площадкой.  Такие  вагоны   должны
   оборудоваться железной дорогой:
       - для размещения воинских  караулов  (нарядов)  МО,  МВД,  ФСБ
   России  -  по нормам,  установленным "Инструкцией по изготовлению,
   эксплуатации,  учету и хранению съемного воинского оборудования на
   железных дорогах", утверждаемой МПС России;
       - для  размещения  специалистов  или  охраны  грузоотправителя
   (грузополучателя),  а  также  нарядов  милиции  -  печью  и печным
   оборудованием в  отопительный  период  года.  Начало  и  окончание
   отопительного периода устанавливаются МПС России.
       Для размещения  охраны  и  сопровождающих  специалистов  могут
   использоваться      вагоны,     принадлежащие     грузоотправителю
   (грузополучателю)   и   оборудуемые    им,    освидетельствованные
   санэпидстанцией   о   пригодности   перевозки  людей  и  служебных
   животных,    или    цельнометаллический    пассажирский     вагон,
   оборудованный грузоотправителем (грузополучателем).
       3.4.11. Грузоотправители при отгрузке ВМ в специализированных,
   собственных  или  находящихся в аренде вагонах,  контейнерах перед
   каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного
   депо   свидетельства   о   технической   исправности   вагонов   и
   контейнеров,  включая их оборудование,  гарантирующее безопасность
   перевозки конкретного взрывчатого материала.
       Номер свидетельства работники вагонного хозяйства  проставляют
   в книге ВУ-14, а грузоотправитель на оборотной стороне накладной в
   графе   4  должен  произвести  отметку:  "Вагон  в  техническом  и
   коммерческом отношении и оборудование его исправны и соответствуют
   установленным требованиям".
       Форма свидетельства следующая:

                             СВИДЕТЕЛЬСТВО
          о техническом состоянии кузова вагона для перевозки
                         взрывчатых материалов

       Настоящее свидетельство   подтверждает,  что  вагон  .....  по
   техническому  состоянию  кузова  вагона   (включая   оборудование)
   гарантирует безопасную перевозку .................................
                                    (наименование перевозимого груза)
       Срок действия свидетельства до ...............................

       Место печати

                                               Начальник службы, цеха
                              (ответственный за обслуживание вагонов)

       3.4.12. При составлении актов технического  осмотра  на  новые
   собственные  специализированные  вагоны  для  ВМ  и  признании  их
   годными для эксплуатации на путях МПС  России  работники  вагонной
   службы проверяют наличие сертификата на соответствие конструкции и
   технического исполнения вагона.

             3.5. Завоз, погрузка, выгрузка и перегрузка ВМ

       3.5.1. Погрузка (выгрузка) ВМ должна производиться  только  на
   железнодорожных подъездных путях,  принадлежащих грузоотправителям
   (грузополучателям) или арендованных ими и имеющих  соответствующие
   склады   и   другие   обустройства,  обеспечивающие  своевременную
   погрузку или выгрузку указанных грузов и безопасность работ.
       Требования настоящего пункта не распространяются на перегрузку
   ВМ на пограничных станциях и станциях перехода дорог колеи 1520 мм
   и узкой колеи.
       3.5.2. Погрузка и выгрузка  ВМ,  принадлежащих  МО,  МВД,  ФСБ
   России (кроме грузов под условными номерами 101,  115,  119,  121,
   125,  126,  128, 130, 133, 134, 137, 141, 143, 148, 150, 154, 155,
   156,  167,  168,  176,  179,  180,  182,  199,  301,  320),  может
   производиться также на специально  выделенных  открытых  площадках
   железнодорожных станций,  перечень которых публикует МПС России по
   представлениям начальников железных дорог.
       Общие требования к местам и механизмам для погрузки,  выгрузки
   и перегрузки ВМ изложены в Приложении 12.
       3.5.3. Погрузка  и  выгрузка  вагонов с ВМ на подъездных путях
   предприятий,  учреждений,  организаций,  а  также  на   специально
   выделенных открытых площадках железнодорожных станций производится
   круглосуточно     силами     и     средствами     грузоотправителя
   (грузополучателя)  в  соответствии  с требованиями,  изложенными в
   Приложении 12.
       Порядок подачи   и   уборки   вагонов   на   подъездные   пути
   предприятий,  учреждений, организаций устанавливается договором на
   эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, а при обслуживании
   его локомотивом железной дороги - договором  на  подачу  и  уборку
   вагонов.
       3.5.4. Погрузка  и  выгрузка  ВМ  должны   производиться   под
   руководством  специально  выделенного ответственного представителя
   грузоотправителя или грузополучателя в  присутствии  представителя
   пожарной охраны отделения дороги.
       При этом   указанный   представитель   грузоотправителя    или
   грузополучателя  обеспечивает  организацию  завоза  и вывоза ВМ со
   специально выделенных открытых площадок  железнодорожных  станций;
   правильность   погрузки,  размещения  и  крепления  ВМ  в  вагонах
   согласно  утвержденным  способам  (схемам),  местным  или  сетевым
   Техническим   условиям   погрузки  и  крепления  грузов,  а  также
   правильность  специального  укрытия  ВМ  на   открытом   подвижном
   составе;  выполнение  условий  совместной погрузки ВМ и соблюдение
   мер безопасности при погрузочно - разгрузочных работах;  охрану ВМ
   до момента передачи груженого вагона железной дороге или с момента
   приема от дороги вагона, прибывшего под выгрузку.
       При погрузке  и  выгрузке  на  специально  выделенных открытых
   площадках железнодорожных станций вагонов с ВМ,  принадлежащих МО,
   ФСБ,  МВД  России,  грузоотправители  (грузополучатели)  до начала
   работ обязаны сообщить  начальнику  станции  фамилию  и  должность
   лица,  ответственного  за  обеспечение  безопасности  производства
   работ.
       3.5.5. Грузоотправитель  обязан  заблаговременно подготовить к
   перевозке ВМ специальное оборудование вагонов,  а также  материалы
   для   крепления   ВМ   и   подготовки  вагонов  (доски,  стойки  и
   перегородки,  щиты, решетки, мягкий подстилочный материал, войлок,
   брезент, крафт - бумагу, клей и др.).
       3.5.6. До сдачи ВМ к отправлению,  а также в процессе погрузки
   ВМ    все    грузовые   места   должны   тщательно   осматриваться
   грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества
   тары,  наличия  маркировки  и  правильности  указания  на  ВМ  и в
   перевозочных документах условного номера ВМ (номера ООН)  и  массы
   груза, целости пломб и печатей, если груз опломбирован.
       Все обнаруженные дефекты и неисправности,  а также повреждения
   тары  в  процессе  погрузки,  выгрузки  должны  быть  устранены  в
   специально отведенных местах в возможно короткий срок.
       Если при   погрузке  ВМ,  указанных  в  п.  3.5.2,  выявляются
   грузовые  места,  дефекты  которых  не  могут  быть  устранены  до
   погрузки,  а также в случае россыпи, розлива, они не допускаются к
   перевозке и должны быть немедленно  вывезены  грузоотправителем  с
   территории  станции,  в  соответствии  с  предписаниями  аварийной
   карточки на ВМ.
       3.5.7. Завоз   ВМ  к  месту  погрузки  производится  в  сроки,
   установленные  начальником  станции   или   его   заместителем   в
   соответствии с п. 3.3.4.
       До завоза   ВМ   на   станцию   ответственный    представитель
   грузоотправителя,  выделенный  согласно  п.  3.5.4 для руководства
   указанными работами,  должен получить от начальника станции, а при
   его  отсутствии  от заместителя начальника станции подтверждение о
   возможности и точном времени завоза ВМ в указанные сроки.
       Такое подтверждение  начальником  станции или его заместителем
   может быть дано при условии  обязательного  обеспечения  подвижным
   составом всей намеченной к отправлению партии груза.
       Завоз груза на станцию ранее указанного времени запрещается.
       До завоза  ВМ к месту погрузки грузоотправитель обязан заранее
   доставить  необходимые  при  погрузке  инструменты   и   материалы
   согласно  требованиям  п.  3.5.5,  а также средства для ликвидации
   последствий в  случае  повреждения  грузовых  мест  или  аварийных
   ситуаций.
       При завозе ВМ на  станцию  по  частям  одновременно  с  первой
   партией  груза  должны  прибыть также рабочие - грузчики (воинская
   команда).
       3.5.8. Вагоны,  загруженные  ВМ  не  до полной вместимости или
   грузоподъемности,     могут     догружаться      неопасными      и
   нелегковоспламеняющимися   грузами   (кроме  ВМ,  указанных  в  п.
   3.1.12), следующими в адрес того же грузополучателя.
       После погрузки   ВМ   прочно  закрепляются  в  соответствии  с
   действующими сетевыми  или  местными  техническими  условиями  или
   чертежами  (схемами)  (в  случае,  если  погрузка не предусмотрена
   Техническими условиями погрузки и крепления грузов), утвержденными
   в установленном порядке.
       Схемы размещения и крепления  ВМ  должны  учитывать  следующие
   общие положения:
       а) грузовые места размещают  равномерно  по  всей  поверхности
   пола, вплотную друг к другу;
       б) ящики  размещают  крышками  вверх,  бочки   устанавливаются
   пробками вверх;
       в) боеприпасы укладывают  в  вагоне  продольной  осью  изделий
   поперек  вагона;  боеприпасы,  которые по своим габаритам не могут
   быть  уложены  продольной   осью   поперек   вагона,   разрешается
   укладывать продольной осью вдоль вагона;
       г) места   с   наиболее   чувствительными    к    механическим
   воздействиям грузами должны располагаться так, чтобы их можно было
   загрузить в последнюю и выгрузить в первую очередь;
       д) необходимо   максимальное   использование   вместимости   и
   грузоподъемности  вагона,  если  нет  ограничений  в   нормативной
   документации (НД);
       е) при  перевозке  ВМ  по  железной  дороге  с  использованием
   паромных  переправ  дверные  проемы  в  крытых  вагонах  на высоту
   штабелей должны быть ограждены деревянными дверными щитами.
       При наличии  в  технической документации на ВМ особых указаний
   по  количеству  и  способу  размещения  ВМ  при  разработке   схем
   необходимо руководствоваться этими указаниями.
       Особое внимание  надлежит  обращать  на  надежность  крепления
   верхних  рядов ВМ во избежание сдвига и падения отдельных мест при
   перевозке,  а также на прочность  крепления  ВМ,  перевозимого  на
   открытом  подвижном составе.  Крепление ВМ в вагоне производится с
   большой осторожностью, с помощью инструментов, не дающих искры при
   работе  (латунных,  медных,  бронзовых  и  т.п.);  не  допускаются
   толчки, удары и давление на тару.
       3.5.9. После   погрузки   двери  вагонов  плотно  закрываются,
   дверные   накладки   фиксируются   запорно    -    пломбировочными
   устройствами или укрепляются проволочными закрутками с плашками, и
   вагон пломбируется пломбами грузоотправителя.
       Вагон может   быть   опломбирован   только   после  того,  как
   ответственный  руководитель  погрузки  удостоверится  в  том,  что
   погрузка  произведена  согласно  Техническим  условиям  погрузки и
   крепления грузов правильно и ВМ надежно закреплены.  При погрузке,
   выгрузке,  опломбировании вагонов,  снятии с них пломб обязательно
   присутствие специалиста,  сопровождающего  транспорт,  если  такое
   сопровождение предусмотрено настоящими Правилами.
       3.5.10. О прибытии ВМ на станцию назначения,  а также о подаче
   вагонов  с  ВМ  под  выгрузку  на  подъездные  пути или специально
   выделенные  места   станция   назначения   немедленно   уведомляет
   грузополучателя в установленном начальником станции порядке.
       Грузополучатель обязан  принять  вагоны  с  ВМ  не позднее чем
   через 2 ч с момента прибытия их на станцию.
       О прибытии вагонов с ВМ,  принадлежащими МО России,  и  об  их
   подаче  под  выгрузку  начальник  станции  в установленном порядке
   должен    поставить    в    известность    военного     коменданта
   железнодорожного участка и станции, а по грузам МВД и ФСБ России -
   ОСП МВД России.
       3.5.11. Грузополучатель обязан:
       а) иметь постоянную связь с начальником  или  соответствующими
   работниками  станции,  по грузам МО,  МВД и ФСБ России - с военным
   комендантом железнодорожного участка и станции и ОСП  МВД  России,
   соответственно   знать  количество  ВМ,  следующих  в  его  адрес,
   заблаговременно  подготовить  место  и  средства  для  выгрузки  и
   назначить ответственного за прием ВМ;
       б) к  моменту  подачи  вагонов  под выгрузку выслать рабочих -
   грузчиков  (воинскую  команду)   с   ответственным   руководителем
   выгрузки,  которые  должны  обеспечить выгрузку ВМ в установленные
   сроки и их охрану;
       в) вывезти ВМ со станции в  течение  12  ч  с  момента  подачи
   вагонов под выгрузку;
       г) при частичной выгрузке  оставшаяся  часть  ВМ  должна  быть
   надежно  закреплена  от  развала  в освободившееся пространство по
   ярусам и по всей высоте погрузки одновременно щитами и  распорными
   брусками согласно требованиям гл.  1 раздела I Технических условий
   погрузки и крепления грузов.
       3.5.12. Начальник станции,  а по грузам МО  России  и  военный
   комендант  железнодорожного  участка  и станции обязаны следить за
   своевременной погрузкой, выгрузкой и вывозом ВМ.
       3.5.13. Количество  вагонов,  подаваемых  под   погрузку   или
   выгрузку   на  специально  выделенные  места  станций,  не  должно
   превышать  вместимости  пути  или  фронта   погрузки   (выгрузки).
   Остальные  вагоны  с ВМ из состава транспорта должны находиться на
   путях, предусмотренных ТРА станции с учетом требований, изложенных
   в Приложении 12 (п. 1).
       Если путевые   устройства   станции   допускают    возможность
   производства указанных работ в двух и более пунктах,  то погрузка,
   выгрузка  или  перегрузка  могут  производиться  в  этих   пунктах
   одновременно   при  условии  расположения  их  друг  от  друга  на
   расстоянии не менее 125 м.
       3.5.14. При  перегрузке  ВМ  из  вагонов  одной колеи в вагоны
   другой колеи разрешается перегружать одновременно  весь  транспорт
   (группу   вагонов)   на  одном  перегрузочном  месте  при  условии
   производства этих работ на специальных путях,  удаленных от  жилых
   строений,  станционных  зданий  и  других  сооружений,  а также от
   главных и станционных путей на расстояние не менее чем 200 м.
       3.5.15. Перегрузка  ВМ  из вагонов одной колеи в вагоны другой
   колеи производится грузоотправителями (грузополучателями).
       3.5.16. К   погрузочно   -  разгрузочным  работам  допускаются
   специально обученные и прошедшие  медицинское  освидетельствование
   лица - представители грузоотправителя (грузополучателя).
       Перед началом погрузки,  выгрузки  лица,  назначенные  для  ее
   выполнения,    должны    быть   проинструктированы   и   проверены
   руководителем работ в знании правил техники безопасности.
       При производстве   погрузочно   -  разгрузочных  работ  должны
   соблюдаться условия и  меры  пожарной  безопасности,  указанные  в
   параграфе 3.11 настоящих Правил и других нормативных документах.

             3.6. Формирование поездов и маневровая работа

       3.6.1. ВМ  перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами,
   группами  вагонов  и  маршрутами  с  постановкой  соответствующего
   прикрытия,  сформированных  в  пределах  норм  по  весу  и  длине,
   предусмотренных графиком движения  поездов.  Разрешается  включать
   вагоны с ВМ в тяжеловесные поезда.
       ВМ с условными номерами 119,  126,  137,  141,  179, 182, 350,
   351,  352,  360,  361,  362,  363,  365 должны перевозиться только
   специальными  поездами.  Порядок  пропуска   специальных   поездов
   устанавливается МПС России.
       Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с ВМ могут
   следовать  со  всеми  грузовыми  поездами  в соответствии с планом
   формирования.  Такие вагоны с промежуточных станций  на  ближайшие
   участковые  или  сортировочные  станции  и  в обратном направлении
   могут следовать со сборными, вывозными поездами или диспетчерскими
   локомотивами,  а между станциями узла и предузловыми станциями - с
   передаточными и вывозными поездами.
       Сборный поезд,  в состав которого включены вагоны с ВМ, должен
   обслуживаться   составительской   или    кондукторской    бригадой
   (сопровождающей  поезд,  работающей с диспетчерским локомотивом на
   участке или находящейся в штате промежуточной станции).
       Запрещается перевозка ВМ в поездах:
       - пассажирских   и   почтово   -   багажных  (кроме  перевозок
   табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд
   МО, ФСБ и МВД России и нарядов военизированной охраны МПС России);
       - людских, а также имеющих в составе (кроме воинских эшелонов)
   отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов,  занятых личным составом
   эшелона);
       - соединенных;
       - с  негабаритными  грузами верхней третьей,  нижней третьей и
   больших   степеней,   боковой   четвертой   и   больших   степеней
   негабаритности;
       - имеющих  длину  более вместимости приемо - отправочных путей
   на участках следования таких поездов.
       Не допускается  постановка  вагонов  с  ВМ  в  поезда  ближних
   назначений,  если  по плану формирования для отправки этих вагонов
   предусмотрены более дальние поезда.
       Дежурные по отделению, станционные и маневровые диспетчеры при
   планировании  поездной  работы  обязаны  специально  рассматривать
   возможность  первоочередного  отправления  поступающих  на станцию
   вагонов с ВМ меньшим количеством поездов.
       На отдельных  направлениях  перевозки  ВМ могут осуществляться
   согласованными  поездами.  Указанные  поезда   устанавливаются   в
   графике  движения  при  перевозке  по  одной  дороге - начальником
   железной дороги,  по двум и более дорогам  -  Главным  управлением
   перевозок МПС России.
       3.6.2. Вагоны   с   ВМ,   подлежащие   сопровождению  нарядами
   военизированной охраны МПС России, ставятся в поезд одной группой,
   при  этом вагоны одного назначения не должны разъединяться на всем
   пути следования.  Наряд охраны должен  находиться  от  охраняемого
   вагона или группы вагонов не далее пяти вагонов.
       Для проезда  наряда  охраны  может  использоваться  переходная
   площадка,  специально  выделенный  и   оборудованный   вагон   или
   нерабочая  кабина  локомотива  поезда.  В последнем случае стрелок
   должен  быть  предварительно  проинструктирован  машинистом  этого
   локомотива о порядке проезда на локомотиве.
       3.6.3. Вагоны  с  ВМ,  подлежащие  перевозке  с   выключенными
   автотормозами, ставятся в поезд в порядке, установленном Правилами
   технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
       При перевозке  таких  грузов  воинскими  транспортами  (группа
   вагонов),  охраняемыми караулами МО, ФСБ и МВД России, соблюдаются
   те  же  условия  постановки  их в поезда,  при этом между группами
   разрешается ставить не более  одного  вагона,  не  относящегося  к
   транспорту.
       При сопровождении вагонов с  ВМ  специалистами  или  воинскими
   караулами грузоотправителя (грузополучателя) охраняемые ими вагоны
   ставятся в поезд одной группой.  Прикрытие этих  вагонов  друг  от
   друга или от других вагонов поезда может осуществляться вагонами с
   неопасными грузами или порожними вагонами.
       В тех   случаях,   когда   прикрытие  вагонов  друг  от  друга
   осуществляется порожними  вагонами  от  места  погрузки  до  места
   назначения,    то    номера   порожних   вагонов   вписываются   в
   железнодорожную накладную   формы   ГУ-27  с  оплатой  их  пробега
   грузоотправителем (грузополучателем).
       При несогласии грузоотправителя с  использованием  в  качестве
   прикрытия  порожних вагонов и соответствующей оплатой за их пробег
   вагоны с ВМ остаются на подъездном пути до накопления  на  станции
   груженых  вагонов,  которые  могут  быть  использованы  в качестве
   прикрытия вагонов с ВМ.
       3.6.4. В   составы   поездов,   в   которых  следуют  воинские
   транспорты с ВМ,  могут ставиться вагоны с ВМ,  не  относящиеся  к
   указанным транспортам.
       Секции специального   подвижного   состава    и    транспорты,
   сформированные  по  определенным  технологическим схемам (сцепам),
   предусмотренным  в  нормативно  -  технической   документации   на
   перевозимые ВМ,  расцеплять на всем пути следования без разрешения
   сопровождающих ВМ специалистов или  начальника  воинского  караула
   запрещается.
       Необходимость прикрытия    между    вагонами    для    проезда
   специалистов  и  караула  и вагонами с ВМ в составе таких секций и
   схем  (сцепов)  решается  грузоотправителем   на   основании   НД.
   Постановка  такого  прикрытия в рефрижераторных секциях и в схемах
   (сцепах), если это предусмотрено НД, не требуется.
       Основанием для   выполнения  перевозки  железной  дорогой  без
   постановки  вагонов  прикрытия  является  штемпель   в   накладной
   "Секция. Не расцеплять".
       3.6.5. Платформы и полувагоны  с  автомашинами,  автопоездами,
   автоцистернами и другими специальными емкостями, а также открытыми
   бронетранспортерами,  в  которые   погружены   ВМ,   принадлежащие
   эшелону,  при  следовании в поезде должны иметь прикрытие согласно
   пп. 3.6.6 - 3.6.8.
       Платформы и полувагоны с танками,  самоходными артиллерийскими
   установками,     артиллерийскими      тягачами      и      крытыми
   бронетранспортерами,   снабженными  боекомплектами,  принадлежащие
   эшелону, могут следовать в поезде без прикрытия.
       Вагоны с  проводниками,  специалистами,  караулами  (нарядами)
   охраны,  выделенными для  сопровождения  и  охраны  грузов,  могут
   ставиться в поезд как впереди, так и сзади вагонов с ВМ.
       Вагоны с   легковоспламеняющимися   жидкостями   на    станции
   формирования  ставятся  в поезд за вагонами с ВМ (считая от головы
   поезда).
       3.6.6. Вагоны  с  ВМ  при  наличии  в  перевозочных документах
   штемпеля  "Прикрытие"  при  постановке  в  поезда  и  производстве
   маневровой  работы  должны  иметь  прикрытие  не менее минимальных
   норм, указанных в табл. 1.
       3.6.7. В  качестве  прикрытия  в  поездах,  в  которых следуют
   вагоны с ВМ,  должны ставиться вагоны  с  неопасными  грузами  или
   порожние вагоны и цистерны из-под неопасных грузов.
       Порожние или груженые платформы (в том числе указанные в табл.
   1), а также транспортеры могут использоваться в качестве прикрытия
   с постановкой не ближе второго вагона от вагонов с ВМ.
       3.6.8. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ
   с другими опасными грузами,  принадлежащими эшелону, с постановкой
   между  ними  прикрытия  -  не менее одного вагона,  который должен
   удовлетворять требованиям, указанным в п. 3.6.7.
       3.6.9. Маневровый   локомотив,   выдаваемый   на  станцию  для
   производства  маневровой  работы  с  вагонами,  загруженными   ВМ,
   обязательно  должен  быть  оборудован  радиосвязью,  а составитель
   поездов - иметь исправную носимую радиостанцию.
       3.6.10. Дежурный по станции, маневровый диспетчер или дежурный
   по горке  при  необходимости  производства  маневров  с  вагонами,
   загруженными   ВМ,   обязан   поставить   об  этом  в  известность
   составителя поездов,  а последний - своего помощника  и  машиниста
   локомотива   в   порядке   и  средствами,  установленными  местной
   инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.

                                                            Таблица 1

                      МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИКРЫТИЯ
          В ПОЕЗДАХ И ПРИ МАНЕВРАХ ДЛЯ ВАГОНОВ, ЗАГРУЖЕННЫХ ВМ

   --------------------------------------T--------------------------¬
   ¦        Условия, при которых         ¦  Число вагонов прикрытия ¦
   ¦        требуется прикрытие          +-------------T------------+
   ¦                                     ¦для ВМ с ус- ¦ для прочих ¦
   ¦                                     ¦ловными номе-¦     ВМ     ¦
   ¦                                     ¦рами, указан-¦            ¦
   ¦                                     ¦ными в       ¦            ¦
   ¦                                     ¦п. 3.9.2     ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От ведущего локомотива:              ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦всех крытых специализированных ваго- ¦      3      ¦      3     ¦
   ¦нов с ВМ (независимо от вида тяги и  ¦             ¦            ¦
   ¦топлива)                             ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦    платформ и полувагонов с ВМ от:  ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦    паровоза на твердом топливе      ¦      5      ¦      5     ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦    других видов локомотивов         ¦      3      ¦      3     ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От хвоста поезда с учетом последнего ¦      3      ¦      3     ¦
   ¦вагона, в том числе при подталкивании¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От вагонов, занятых личным составом  ¦      3      ¦      3     ¦
   ¦эшелона                              ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От подвижного состава (вагонов, локо-¦      3      ¦      1     ¦
   ¦мотивов в недействующем состоянии,   ¦             ¦            ¦
   ¦кранов и других механизмов на желез- ¦             ¦            ¦
   ¦нодорожном ходу) с проводниками,     ¦             ¦            ¦
   ¦специально выделенными работниками   ¦             ¦            ¦
   ¦для сопровождения грузов, караулами, ¦             ¦            ¦
   ¦нарядами охраны                      ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От вагонов с опасными грузами (кроме ¦      3      ¦      3     ¦
   ¦вагонов с опасными грузами классов   ¦             ¦            ¦
   ¦2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1)          ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От вагонов с опасными грузами классов¦ Запрещается ¦      3     ¦
   ¦2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1           ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От порожних цистерн, предназначенных ¦      1      ¦      1     ¦
   ¦для перевозки опасных грузов         ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От вагонов с ВМ с условными номерами,¦      3      ¦      3     ¦
   ¦указанными в п. 3.9.2                ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От вагонов с прочими ВМ              ¦      3      ¦      0     ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От платформ и полувагонов с лесомате-¦      1      ¦      1     ¦
   ¦риалами, стальными и железобетонными ¦             ¦            ¦
   ¦балками, рельсами, трубами и тому по-¦             ¦            ¦
   ¦добными грузами, погруженными с выхо-¦             ¦            ¦
   ¦дом за пределы концевой балки и      ¦             ¦            ¦
   ¦транспортеров                        ¦             ¦            ¦
   +-------------------------------------+-------------+------------+
   ¦От паровоза на твердом топливе, теп- ¦      1      ¦      1     ¦
   ¦ловоза (паровоза) при маневрах и при ¦             ¦            ¦
   ¦подаче (уборке) вагонов с ВМ на      ¦             ¦            ¦
   ¦подъездные пути                      ¦             ¦            ¦
   L-------------------------------------+-------------+-------------

       Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из
   состава воинского  транспорта  имеется  штемпель  "Не  спускать  с
   горки",  то  маневры  с  ними должны производиться осаживанием или
   "съемом" локомотивом со стороны подгорочного парка  с  соблюдением
   норм  прикрытия  с  особой  осторожностью,  без  толчков  и резких
   остановок.  Скорость соударения вагонов с ВМ при  их  сцеплении  с
   другими  вагонами  или  с  локомотивом не должна превышать 3 км/ч.
   Пропуск   этих   вагонов   через   сортировочную   горку    должен
   производиться только с локомотивом.
       После постановки  на  сортировочные  пути  эти  вагоны  должны
   немедленно  ограждаться  со  стороны горки,  полугорки или вытяжки
   двумя охранными тормозными башмаками,  укладываемыми на оба рельса
   через 25 м друг от друга таким образом,  чтобы общее расстояние от
   ограждаемых вагонов с ВМ  до  тормозного  башмака,  расположенного
   первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м.
       Последующие отцепы,  направляемые на  эти  пути,  должны  быть
   остановлены  до  места  расположения охранных тормозных башмаков с
   накоплением  группы,  состоящей  не  менее  чем  из  10   вагонов.
   Нормальный  режим роспуска вагонов или их направление при маневрах
   толчками может восстанавливаться только в том случае,  если вагоны
   с  ВМ  (или  вагоны  транспорта)  прикрыты  этой  группой вагонов,
   предварительно соединенной с ними. Если расстояние от вагонов с ВМ
   или  вагонов  транспорта  до  конца  парковой тормозной позиции со
   стороны горки,  полугорки или вытяжки менее 50 м,  то  последующие
   отцепы   на   эти  пути  должны  направляться  только  посредством
   осаживания.
       3.6.11. Вагоны  с  ВМ,  не  имеющие  в перевозочных документах
   штемпель  "Не  спускать  с  горки",  допускаются  к   роспуску   с
   сортировочных  горок  и  производству маневров толчками.  Скорость
   соударения таких вагонов  при  сцеплении  с  другими  вагонами  не
   должна превышать 5 км/ч.
       В процессе    роспуска    дежурный    по    горке    (оператор
   распорядительного   поста)   или   горочный   составитель   должен
   информировать  операторов  исполнительных  постов,  регулировщиков
   скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах с
   вагонами,  загруженными ВМ. Все работники, участвующие в роспуске,
   при  спуске  с  горки  таких отцепов,  а также при пропуске любого
   отцепа на пути,  где имеются вагоны с  ВМ,  должны  быть  особенно
   внимательными,  обеспечивать  безопасность  роспуска и сохранность
   подвижного состава.
       Скорость надвига,   а   также  сила  торможения  на  тормозных
   позициях  должны  регулироваться  с  учетом  создания  необходимых
   интервалов  между отцепами и безусловного соблюдения установленных
   скоростей при соударении этих вагонов с другими.  Такой же порядок
   и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при
   производстве маневров толчками.
       3.6.12. Перед   началом   производства  маневров  с  вагонами,
   загруженными ВМ,  специалисты и команды,  сопровождающие  груз,  а
   также  начальник  караула  и  стрелок  военизированной  охраны МПС
   России должны предупреждаться  работником  станции  о  предстоящих
   маневрах  в  соответствии с местной инструкцией о порядке работы с
   вагонами, загруженными ВМ.
       3.6.13. Не    допускается   передача   машинистом   управления
   локомотивом  помощнику  машиниста  при  производстве  маневров   с
   вагонами, загруженными ВМ.
       3.6.14. Места  стоянки,  порядок  закрепления   и   ограждения
   вагонов  с  ВМ  вне  поездов,  кроме  случаев  нахождения  их  под
   накоплением на сортировочных путях,  устанавливаются ТРА станции в
   соответствии  с  требованиями  Инструкции  по  движению  поездов и
   маневровой  работе  на  железных  дорогах  Российской   Федерации,
   Инструкции   по   сигнализации   на  железных  дорогах  Российской
   Федерации и местной инструкции, предусмотренной п. 3.6.18.
       Вагоны с нарядами охраны или со специалистами грузоотправителя
   (грузополучателя)  ставятся  на  том  же  или  смежном   пути   на
   расстоянии не более 50 м от сопровождаемых ими вагонов с ВМ.
       Закрепление вагонов на станционных и погрузочно -  выгрузочных
   путях  производится  в  порядке  и  по  нормам,  установленным ТРА
   станции.
       3.6.15. Подача,  уборка  вагонов  с  ВМ  на  подъездных  путях
   арсеналов,  баз и складов производится,  как правило,  тепловозами
   или паровозами на жидком топливе.
       Там, где подача,  уборка вагонов  производится  паровозами  на
   твердом  топливе,  они  должны  быть оборудованы искрогасительными
   устройствами и,  кроме того,  при  выполнении  этих  работ  должны
   соблюдаться меры пожарной безопасности,  установленные для каждого
   объекта комиссионным порядком.
       Перед подачей  вагонов  под  погрузку  ВМ маневровый диспетчер
   (дежурный по станции) в порядке, установленном местной инструкцией
   о порядке работы с вагонами,  загруженными ВМ,  обязан убедиться в
   том,  что  вагоны  осмотрены  и  признаны  годными  в  техническом
   отношении для перевозки таких грузов.
       Вагоны с ВМ при подаче (уборке) на подъездные пути предприятий
   и  организаций  должны  иметь  прикрытие в соответствии с нормами,
   установленными п. 3.6.6.
       В местных   инструкциях   по  обслуживанию  подъездных  путей,
   принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть
   определены  маршруты  подачи  и  уборки  таких  вагонов,  скорости
   передвижения маневровых составов с ними,  порядок следования через
   переезды и охраны маршрутов,  а также другие меры, необходимые для
   обеспечения безопасности, в зависимости от местных условий.
       3.6.16. В натурном листе на поезд,  в составе которого имеются
   вагоны с ВМ,  оператор станционного  технологического  центра  или
   дежурный по станции в графе "Особые отметки" против номера каждого
   вагона с таким грузом на основании перевозочных документов  обязан
   сделать   отметки,   установленные   Инструкцией   по  составлению
   натурного листа поезда формы ДУ-1.
       3.6.17. Запрещается  производить  на  вагонах  с ВМ какие-либо
   меловые отметки и надписи о станции погрузки и выгрузки, а также о
   характере груза.
       3.6.18. На всех сортировочных и участковых станциях,  станциях
   погрузки, выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи
   на  другую,  а  также  на  других  станциях,  где  по   усмотрению
   начальника отделения дороги это необходимо,  в качестве приложений
   к ТРА станций должна разрабатываться местная инструкция о  порядке
   работы  с  вагонами,  загруженными  ВМ,  утверждаемая  начальником
   отделения железной дороги.
       В этой  инструкции  должны регламентироваться с учетом местных
   условий следующие вопросы:
       - порядок оповещения работников станций,  пунктов технического
   обслуживания и коммерческого осмотра вагонов,  локомотивных  депо,
   подразделений  военизированной  охраны  МПС России,  специалистов,
   караулов,  нарядов охраны и команд,  сопровождающих  и  охраняющих
   грузы,  о  предстоящем приеме и отправлении поездов,  производстве
   маневров и других операций с вагонами, загруженными ВМ;
       - порядок приема, сквозного пропуска, подготовки к отправлению
   и отправления поездов,  а также производства маневровой  работы  с
   вагонами, загруженными ВМ;
       - порядок документирования выдачи  на  маневры  локомотивов  с
   исправными искрогасительными и искроулавливающими устройствами;
       - порядок выключения автотормозов при производстве  маневровой
   работы;
       - порядок выполнения операций по техническому  обслуживанию  и
   коммерческому осмотру поездов и вагонов, загруженных ВМ;
       - порядок учета нахождения  на  станции  вагонов  с  ВМ  и  их
   идентификация, при необходимости с аварийными карточками;
       - меры безопасности  при  экстремальных  погодных  условиях  и
   осложнениях   работы  (туман,  метель,  ливень,  ураганный  ветер,
   снежные заносы, отказ технических средств и т.д.);
       - порядок   информации   работников  станции  о  возникновении
   аварийных ситуаций и их действиях;
       - условное обозначение вагонов с ВМ в технических документах;
       - подача устных команд при производстве  маневровой  работы  и
   другие необходимые сведения;
       - порядок  производства  маневров   с   вагонами   с   ВМ   на
   сортировочных  горках в случаях разрешения или запрещения роспуска
   с горок;
       - место отстоя вагонов с ВМ,  находящимися вне поездов или под
   накоплением;
       - письменные наряды на производство работ с ВМ;
       - другие  местные   особенности,   устанавливаемые   железными
   дорогами.
       3.6.19. По  не  указанным  в   настоящих   Правилах   вопросам
   формирования поездов и маневровой работы следует руководствоваться
   Правилами  технической  эксплуатации  железных  дорог   Российской
   Федерации,  Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на
   железных  дорогах  Российской  Федерации  и  другими  нормативными
   документами.

                      3.7. Следование поездов с ВМ

       3.7.1. Поезда,  в  составе  которых  имеются вагоны с ВМ,  при
   следовании по участкам должны находиться  под  особым  наблюдением
   поездного диспетчера,  дежурных по станции, а поезда с грузами МО,
   МВД и ФСБ России  -  также  военных  комендантов  железнодорожного
   участка и станции и ОСП МВД России, которые обязаны принимать меры
   по своевременному и безопасному следованию этих поездов.
       О всех  задержках  и  аварийных  ситуациях  с  такими поездами
   поездной  диспетчер  должен  сообщать  дежурному  по  отделению  и
   совместно  с  ним  незамедлительно  принимать  меры  к  быстрейшей
   ликвидации последствий и продвижению задержанных поездов.
       Дежурный по  отделению  сообщает  о   случившемся   начальнику
   отделения  дороги,  сменному  заместителю  начальника оперативно -
   распорядительного отдела  службы  перевозок  управления  дороги  и
   военному  коменданту  железнодорожного участка и станции,  ОСП МВД
   России, а также региональным органам Госгортехнадзора.
       3.7.2. При выдаче под  поезда  с  ВМ  локомотивов  на  твердом
   топливе  дежурный  по  депо  производит  особо тщательную проверку
   исправности искрогасительных приборов,  а  также  наличие  средств
   пожаротушения, о чем делается отметка в журнале формы ТУ-152.
       3.7.3. Машинист   поездного   локомотива    после    получения
   перевозочных документов,  до отправления поезда со станции, должен
   убедиться по натурному листу в наличии и расположении вагонов с ВМ
   в  составе  поезда.  Если  в поезде имеется главный кондуктор,  то
   обязанность сообщить машинисту о наличии таких вагонов в поезде по
   данным натурного листа возлагается на него.
       О наличии вагонов с ВМ в составе поезда  дежурный  по  станции
   формирования   (подготовки  к  отправлению)  этого  поезда  должен
   заблаговременно сообщить поездному диспетчеру.
       3.7.4. При  наличии  в  поезде  вагонов  с  ВМ к номеру поезда
   добавляются буквы "ВМ".  Номер поезда с указанными буквами  должен
   проставляться в журнале движения поездов,  на графике исполненного
   движения  у  поездного  диспетчера,  в   письменных   разрешениях,
   выдаваемых  машинисту  локомотива,  в  натурных  листах  и  других
   документах, связанных с приемом и отправлением поездов.
       При подаче   сообщений   на   соседнюю   станцию  и  поездному
   диспетчеру о  таких  поездах  дежурный  по  станции  должен  также
   назвать номер поезда с добавлением букв "ВМ".
       3.7.5. Перед отправлением с участковых и сортировочных станций
   поезда, в составе которого имеются вагоны с ВМ, поездной диспетчер
   обязан уведомить об этом станции следования и диспетчеров соседних

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное