Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (УТВ. МПС РФ ОТ 27.12.1994 N ЦМ-309)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   Главного  санитарного  врача  Российской  Федерации  на  условиях,
   изложенных в этом разрешении.
       2.2.15. Люминал А,  гептил,  продукт Т-185,  диран А,  а также
   порожняя  тара из-под этих грузов допускаются к перевозке только в
   специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя).
       Вагоны для  перевозки  этих  грузов  как  в  груженом,  так  и
   порожнем  состоянии  должны  следовать  в  сопровождении   бригады
   специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
       Указанные грузы    перевозятся    в    специальных    емкостях
   грузоотправителя (грузополучателя).
       2.2.16. Пластификатор "Синтин" допускается к перевозке  только
   в  специализированных  вагонах  грузоотправителя (грузополучателя)
   или арендованных ими.
       2.2.17. Пестициды,  отнесенные к классу 3 опасности, перевозят
   на условиях, установленных в п. 2.2.47.

            Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества,
           самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие
            воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

       2.2.18. Вещества  и материалы данного класса способны во время
   перевозки легко загораться от внешних  источников  зажигания,  при
   взаимодействии  с  водой  или влагой воздуха,  от самопроизвольных
   химических реакций, а также при нагревании.
       Грузы класса  4  разделяются   на   три   подкласса:   4.1   -
   легковоспламеняющиеся  твердые  вещества;  4.2 - самовозгорающиеся
   вещества;  4.3 - вещества,  выделяющие воспламеняющиеся  газы  при
   взаимодействии с водой. Для каждого из подклассов установлены свои
   знаки опасности.

          Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества

       2.2.19. К подклассу 4.1 относятся:
       - легковоспламеняющиеся   твердые   вещества   и    материалы,
   способные воспламеняться от кратковременного (до 30 с) воздействия
   источника зажигания с низкой энергией (пламя свечи, искра, тлеющая
   сигарета и т.п.);
       - саморазлагающиеся  вещества,  склонные  к   экзотермическому
   разложению без доступа воздуха,  температура разложения которых не
   более 65 град. C;
       - твердые вещества и изделия, воспламеняющиеся от трения.
       2.2.20. Взрывоопасные легковоспламеняющиеся  твердые  вещества
   (классификационные шифры 4152,  4153, 4172) должны предъявляться к
   перевозке только в герметичной таре.
       2.2.21. Кинофильмы,  кинопленка  и фотопленка при перевозке по
   железным дорогам должны быть упакованы следующим  образом:  каждый
   рулон   пленки   помещают  в  коробку  из  белой  жести  с  плотно
   закрывающейся крышкой.
       Коробки плотно  укладывают в железные ящики с крышками.  Ящики
   должны быть опломбированы грузоотправителем.
       При предъявлении   к   перевозке  неогнеопасных  (ацетатной  и
   триацетатной)  пленок  и  узкопленочных  кинофильмов   отправители
   обязаны  указать  это  в  накладной.  На  таре  должна быть четкая
   надпись "Кинопленка" или "Фотопленка", "Не огнеопасно".
       Старая использованная пленка перевозится в железных ящиках или
   металлических бочках.
       2.2.22. Изделия   из   целлулоида   разрешается  перевозить  в
   универсальных контейнерах в потребительской таре.
       Спички безопасные  допускается  перевозить  мелкими отправками
   только в фанерных ящиках в пакетированном виде.
       2.2.23. Сера  в  универсальных  контейнерах  и  крытых вагонах
   перевозится в транспортной таре согласно требованиям Приложения 7.
       2.2.24. Легковоспламеняющиеся  материалы  с  классификационным
   шифром 4113:  вата хлопковая,  волокно хлопковое,  джут - волокно,
   лен  чесаный,  луб сухой,  очесы хлопчатобумажные,  пакля,  пенька
   чесаная,  полова,  сено  прессованное,   солома   прессованная   -
   перевозятся с соблюдением порядка, предусмотренного Приложением 7.

                Подкласс 4.2. Самовозгорающиеся вещества

       2.2.25. К   подклассу   4.2   относятся:  пирофорные  вещества
   (вещества,  быстровоспламеняющиеся на воздухе);  другие вещества и
   материалы, способные самопроизвольно нагреваться до возгорания.
       Способность к воспламенению  некоторых  веществ  увеличивается
   при увлажнении и при взаимодействии с влагой воздуха.
       2.2.26. Материалы  животного  и  растительного   происхождения
   (классификационные  шифры  4212,  4213) должны перевозиться только
   повагонными отправками и в контейнерах.  При перевозке жмыхов  без
   тары вагоны перед погрузкой должны быть тщательно очищены, промыты
   и просушены.
       Грузоотправители должны  принять меры для предохранения грузов
   от увлажнения. Температура жмыхов при погрузке не должна превышать
   30 град. C.
       При перевозке копры,  линта  хлопкового,  волокнистых  отходов
   хлопкоочистительных  заводов,  хлопка  - сырца без тары вагоны или
   контейнеры   должны   быть   подготовлены   согласно   требованиям
   Приложения 7.
       2.2.27. Желтый  фосфор,  а  также  порожняя  тара  из-под него
   допускаются   к   перевозке   только   в    собственных    вагонах
   грузоотправителя  (грузополучателя)  или арендованных ими.  Вагоны
   для перевозки желтого фосфора должны быть окрашены в желтый  цвет.
   В центре двери,  над знаком опасности должна быть нанесена надпись
   "Желтый фосфор".
       Желтый фосфор   грузоотправитель    обязан    упаковывать    в
   стандартные    металлические    герметичные   бочки   или   банки,
   предварительно наполненные  водой,  а  при  температуре  наружного
   воздуха ниже 0 град.  C в  районах  маршрута  следования  груза  -
   незамерзающим раствором кальция хлорида.
       Бочки с фосфором должны быть опломбированы.  Банки должны быть
   запаяны и дополнительно упакованы в  плотные  деревянные  ящики  с
   крышками.
       Бочки с фосфором размещают в вагоне в один ярус и  обязательно
   пробками вверх.

          Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся
                    газы при взаимодействии с водой

       2.2.28. Опасность веществ данного подкласса заключается в том,
   что  они при взаимодействии с водой,  водными растворами,  а также
   влагой воздуха выделяют воспламеняющиеся газы и тепло, которого во
   многих случаях достаточно для воспламенения газов.
       2.2.29. Катализатор ЦН и порожняя тара из-под него перевозятся
   только     в     специализированных     изотермических     вагонах
   грузоотправителя.
       Вагоны для  перевозки  этих  грузов  как  в груженом,  так и в
   порожнем  состоянии  должны  следовать  в  сопровождении   бригады
   специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
       2.2.30. Силанхлориды (классификационный шифр  4361),  а  также
   порожняя тара из-под них должны перевозиться только в  собственных
   вагонах  грузоотправителя  (грузополучателя) или арендованных ими.
   Вагоны  для   перевозки   этих   грузов   должны   быть   окрашены
   грузоотправителем в желтый цвет.
       Указанные грузы   перевозят   в   стандартных   герметичных  и
   опломбированных бочках.  Бочки должны размещаться в вагонах только
   в один ярус пробками вверх.

         Класс 5. Окисляющие вещества и органические пероксиды

       2.2.31. Вещества   данного   класса   выделяют   кислород,   в
   результате  чего  они  вызывают  самовозгорание  горючих  веществ,
   способствуют  их  горению,  увеличивают  интенсивность  пожара или
   образуют с другими веществами взрывчатые смеси.
       Грузы класса 5 разделяются на два подкласса:  5.1 - окисляющие
   вещества и 5.2 - органические пероксиды,  для каждого  из  которых
   установлены свои знаки опасности.

                   Подкласс 5.1. Окисляющие вещества

       2.2.32. Основная опасность веществ подкласса 5.1 заключается в
   том,  что они образуют воспламеняющиеся  или  взрывчатые  смеси  с
   горючими  материалами,  особенно если последние находятся в рыхлом
   состоянии  (древесные  опилки,  ветошь,  солома,   щепа,   порошки
   металлов, сера и др.).
       2.2.33. Запрещается  совместная  перевозка   различных   марок
   аммиачной  селитры  друг  с другом и другими опасными и неопасными
   грузами.
       2.2.34. Вагоны  для перевозки грузов подкласса 5.1 должны быть
   тщательно очищены от остатков перевозимых грузов, пыли или промыты
   и не иметь следов минеральных и растительных масел.
       2.2.35. Аммония  перхлорат,  анозит,  а  также  порожняя  тара
   из-под них допускаются к перевозке только  в  собственных  вагонах
   грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных ими.  Водорода
   пероксид  концентрации  свыше  60%  допускается  к   перевозке   в
   специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя).
       Перевозки аммония перхлората,  анозита  и  водорода  пероксида
   концентрации   свыше   60%   и   порожних   вагонов   из-под   них
   осуществляются  только  в   сопровождении   бригады   специалистов
   грузоотправителя (грузополучателя).
       2.2.36. Гидропероксид  третичного  бутила,  а  также  пероксид
   фракции жирных кислот в масляном растворе допускаются к  перевозке
   только     в    собственных    крытых    изотермических    вагонах
   грузоотправителя  (грузополучателя)  в  летний   период   года   с
   регулированием  температуры  или  в  арендованных  ими  вагонах  в
   холодный период года,  если  температура  окружающего  воздуха  по
   маршруту следования ниже регулируемой.  Перевозка указанных грузов
   осуществляется только в сопровождении проводников грузоотправителя
   (грузополучателя).

                  Подкласс 5.2. Органические пероксиды

       2.2.37. Вещества  подкласса  5.2  в  большинстве своем горючи,
   действуют  как  окислители   и,   кроме   того,   способны   легко
   воспламеняться,  самопроизвольно  разлагаться со взрывом,  выделяя
   при этом большое количество тепла и газов, чувствительны к удару и
   трению.   Попадание  пероксидных  соединений,  особенно  жидких  и
   пастообразных,  в глаза вызывает сильные необратимые поражения,  а
   при попадании на кожу - ожоги.
       2.2.38. Органические   пероксиды,   требующие    регулирования
   температуры  (классификационные  шифры 5211,  5212,  5221,  5222),
   упаковывают  в  специальные  емкости,   оборудованные   воздушными
   клапанами.
       Остальные грузы   подкласса   5.2   должны   перевозиться    в
   герметичной таре.
       2.2.39. На упаковку с органическими  пероксидами,  едкими  для
   глаз  (классификационные  шифры  5251,  5252,  5271),  должна быть
   нанесена дополнительная надпись "Берегись ожога глаз".
       2.2.40. Запрещается    совместная    перевозка    органических
   пероксидов со всеми опасными и неопасными грузами.
       Органические пероксиды,  требующие  регулирования  температуры
   (классификационные  шифры  5211,   5212,   5221,   5222),   должны
   перевозиться    в    специализированных   изотермических   вагонах
   грузоотправителя или грузополучателя.
       Остальные грузы  подкласса  5.2,  а также порожняя тара из-под
   этих   грузов   перевозятся   только   в    собственных    вагонах
   грузоотправителя  (грузополучателя)  или арендованных ими.  Вагоны
   для перевозки этих грузов должны быть окрашены грузоотправителем в
   серый цвет.
       Вагоны для перевозки органических пероксидов как  в  груженом,
   так  и  в  порожнем  состоянии  должны  следовать  в сопровождении
   бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

               Класс 6. Ядовитые и инфекционные вещества

       2.2.41. Вещества  данного  класса способны вызывать отравления
   или заболевания при попадании внутрь,  контакте с  кожей  или  при
   вдыхании.  Опасные грузы класса 6 разделяются на два подкласса.  К
   подклассу 6.1 относятся  ядовитые  вещества,  к  подклассу  6.2  -
   инфекционные.   Грузы   подкласса  6.2  в  настоящих  Правилах  не
   рассматриваются.

                    Подкласс 6.1. Ядовитые вещества

       2.2.42. Основной  опасностью грузов подкласса 6.1 является то,
   что при  неосторожном  обращении  они  могут  вызвать  отравление,
   заболевание и даже смерть людей или животных.  Жидкости,  особенно
   легколетучие,  представляют наибольшую опасность при  вдыхании  их
   паров. Все вещества подкласса 6.1 опасны при проглатывании, многие
   из них  оказывают  вредное  воздействие  при  попадании  на  кожу.
   Твердые вещества особенно опасны в виде пыли.
       2.2.43. Пек и  антрацен  перевозят  в  деревянных  бочках  или
   ящиках.  Перевозка  пека  каменноугольного  и  нефтяного  без тары
   допускается  только  на  открытом  подвижном  составе.   Погрузка,
   выгрузка  и  хранение  пека  без тары на местах общего пользования
   запрещаются.
       2.2.44. Жидкость   этиловая,   ацетонциангидрин   и    мышьяка
   (III)оксид являются сильными ядами.  Они особенно опасны тем,  что
   их отравляющее действие проявляется не сразу и  на  первой  стадии
   отравления незаметно для пострадавшего.
       Перевозка этих грузов и порожней тары из-под них разрешается в
   собственных   вагонах   грузоотправителя   (грузополучателя)   или
   арендованных ими.  Вагоны должны быть окрашены грузоотправителем в
   желтый  цвет.  На  дверях  вагонов для перевозки этиловой жидкости
   (под знаком опасности) наносится надпись:  "Вагон загружать только
   этиловой жидкостью".
       Указанные грузы  должны перевозиться в стандартных герметичных
   и опломбированных бочках.
       Бочки с этиловой жидкостью и  ацетонциангидрином  размещают  в
   один ярус пробками вверх.
       Этиловую жидкость    и    мышьяка     (III)оксид     (ангидрид
   мышьяковистый)   перевозят   только  в  сопровождении  проводников
   грузоотправителя (грузополучателя).
       2.2.45. Амидол,  акванит,  цианиды, а также кислота синильная,
   цинхонин,   стрихнин,   ртути  дихлорид,  киноварь  натуральная  и
   порожняя тара  из-под этих грузов допускаются к перевозке только в
   специализированных      крытых      вагонах       грузоотправителя
   (грузополучателя).
       Груженые и  порожние  вагоны  должны следовать в сопровождении
   бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
       Амидол должен     перевозиться    в    герметичных    емкостях
   грузоотправителя  (грузополучателя)  под  азотной  подушкой.   Его
   разрешается перевозить на платформах, специально оборудованных для
   размещения и крепления емкостей с этим продуктом.
       2.2.46. Энит, пронит, а также порожняя тара из-под этих грузов
   должны  перевозиться  в  специально  оборудованных  крытых вагонах
   грузоотправителя (грузополучателя).  Допускается перевозка энита и
   пронита в специализированных контейнерах (емкостях).
       Груженые вагоны,  а  также  порожняя тара и специализированные
   контейнеры (емкости) при  наличии  в  них  остатков  груза  должны
   транспортироваться  в  сопровождении  проводников грузоотправителя
   (грузополучателя).
       2.2.47. Пестициды для сельского хозяйства,  а  также  порожняя
   тара  из-под этих грузов должны перевозиться в собственных вагонах
   грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных ими.
       Вагоны должны быть окрашены грузоотправителем в  желтый  цвет.
   На   дверях,   над   знаком   опасности,   должна   быть  нанесена
   предупредительная  надпись:  "Пестициды",  под  знаком   опасности
   надпись: "Другими грузами не загружать".

              Класс 8. Едкие и (или) коррозионные вещества

       2.2.48. Основной  опасностью  веществ  класса  8  является  их
   способность повреждать живую ткань  и  действовать  разрушающе  на
   различные материалы. Пары и пыль этих веществ, попадая в организм,
   могут вызвать отравление.  Ряд грузов класса 8 обладает окисляющим
   действием,  т.е.  может  вызвать  воспламенение  горючих веществ и
   материалов.
       2.2.49. Запрещается  применять  для  упаковки  едких  веществ,
   способных      образовывать       самовоспламеняющиеся       смеси
   (классификационные  шифры 8151,  8152,  8121,  8321,  8221,  8251,
   8352),  сено,  солому,  древесную стружку и другие  материалы,  не
   пропитанные огнезащитным составом.
       2.2.50. Амил,  амилин и меланж,  а также порожняя тара  из-под
   этих  грузов  допускаются  к перевозке только в специализированных
   вагонах грузоотправителя (грузополучателя).
       Вагоны для  перевозки  этих  грузов  как  в груженом,  так и в
   порожнем  состоянии  должны  следовать  в  сопровождении   бригады
   специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
       Указанные грузы    перевозят    в     специальных     емкостях
   грузоотправителя (грузополучателя).
       2.2.51. Ртуть  в  герметично  закрытых  стальных  баллонах   и
   порожняя тара  из-под  нее  перевозятся   мелкими   отправками   в
   специальных   ящичных   поддонах   за   пломбами  грузоотправителя
   (грузополучателя).

                    Класс 9. Прочие опасные вещества

       2.2.52. Опасные   грузы   класса   9   подразделяются  на  два
   подкласса.  К подклассу  9.1  относятся  грузы,  не  отнесенные  к
   классам 1 - 8.  К подклассу 9.2 относятся грузы, обладающие видами
   опасности, проявление которых представляет опасность только при их
   транспортировании навалом водным транспортом.  Грузы подкласса 9.2
   в настоящих Правилах не рассматриваются.

               Подкласс 9.1. Опасные грузы, не отнесенные
                            к классам 1 - 8

       2.2.53. Опасностью веществ подкласса 9.1 является  способность
   воспламеняться  при  определенных условиях (повышенная температура
   окружающего   воздуха,   попадание   грузов   в    зону    пожара,
   продолжительное   воздействие   источников   зажигания   и   др.),
   становиться коррозионными для стали,  алюминия и  других  металлов
   при   увлажнении,  вызывать  раздражение  и  ожоги  влажной  кожи,
   оказывать  вредное  воздействие  на  организм   при   неправильном
   обращении  с  ними  (работа  без  индивидуальных  средств  защиты,
   хранение с продуктами питания и т.п.),  выделять ядовитые газы при
   попадании в огонь.
       2.2.54. Сосуды  с  аэрозолями  (классификационный  шифр  9113)
   должны быть снабжены защитными колпачками, предохраняющими клапаны
   от случайного срабатывания.
       Стеклянные сосуды  с  аэрозолями  для  предохранения от ударов
   дополнительно упаковывают в футляры в соответствии с  действующими
   стандартами и техническими условиями.

                                Глава 3

                   ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ КЛАССА 1
                         (ВЗРЫВЧАТЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

                          3.1. Общие положения

       3.1.1. К   взрывчатым   материалам   (далее  -  ВМ)  относятся
   взрывчатые  вещества,  способные  к  химическому  превращению  при
   внешних   механических,   электрических,   термических   и  других
   воздействиях;  пиротехнические  вещества   и   составы;   изделия,
   содержащие  одно  или  несколько  взрывчатых  или  пиротехнических
   веществ.
       3.1.2. К перевозке по железным дорогам допускаются  только  те
   ВМ, которые  поименованы  в  Перечне  (см.  Приложение  10,  табл.
   П.10.1, П.10.2).
       3.1.3. Изменения и дополнения в Правила и Перечень вносятся  и
   публикуются МПС России в соответствии со  ст.  6  Устава  железных
   дорог по представлениям министерств,  ведомств - разработчиков или
   изготовителей продукции,  согласованным  с  Министерством  обороны
   Российской  Федерации,  Министерством  внутренних  дел  Российской
   Федерации,  Федеральной службой безопасности Российской Федерации,
   МПС России. Представления должны содержать: характеристики опасных
   свойств новых ВМ  (Приложение  14),  проекты  аварийных  карточек,
   проекты  изменений и дополнений в Правила и Перечень,  необходимые
   обоснования  с  приложением  актов  испытаний   и   нормативно   -
   технической  документации,  а  также  другие  сведения о требуемых
   условиях перевозок и мерах безопасности.
       3.1.4. Конкретному  ВМ  разработчик присваивает наименование и
   номер в соответствии с Рекомендациями по перевозке опасных  грузов
   Экономического  и  Социального  Совета ООН (далее - Рекомендациями
   ООН) и по согласованию с МПС России условный номер ВМ, указываемые
   в нормативной документации на ВМ (стандартах, технических условиях
   на  ВМ).  Определение  соответствия  наименования,  номера  ООН  и
   условного  номера  ВМ,  предъявляемого  к перевозке,  производится
   грузоотправителем и железной дорогой не проверяется.
       3.1.5. На каждый ВМ или группу ВМ министерство  (ведомство)  -
   разработчик разрабатывает аварийные карточки,  в которых указывает
   свойства ВМ,  их пожаро- и взрывоопасность,  опасность  для  жизни
   людей,  конкретные меры безопасности и предосторожности,  действия
   при возникновении  аварийной  ситуации  и  порядок  ликвидации  ее
   последствий.
       Аварийные карточки   на    ВМ    утверждаются    министерством
   (ведомством) - изготовителем (грузоотправителем),  согласовываются
   с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
   чрезвычайных  ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
   и МПС России и публикуются МПС России в  Правилах  безопасности  и
   порядке  ликвидации  аварийных  ситуаций  с  опасными  грузами при
   перевозке их по железным дорогам.
       Каждой аварийной  карточке  на  ВМ  в МПС России присваивается
   номер, который указан в табл. П.10.1 и П.10.2.
       Форма аварийной карточки указана в Приложении 13.
       Включение новых ВМ в Перечень и предъявление  их  к  перевозке
   без   разработанных   и   утвержденных   аварийных   карточек   не
   допускается.
       3.1.6. Перевозка   ВМ   по  железным  дорогам  производится  в
   специализированных   вагонах    и    контейнерах,    принадлежащих
   грузоотправителям  (грузополучателям),  или  арендованных  ими,  а
   также в вагонах парка МПС России согласно Приложению 10.
       3.1.7. Род подвижного состава, в котором допускается перевозка
   ВМ,  указан в табл.  П.10.1 и П.10.2. В случаях, предусмотренных в
   Приложении 10,  для перевозок отдельных ВМ  должны  использоваться
   только вагоны специальной конструкции и окраски.
       3.1.8. На     открытом     подвижном    составе    ВМ    могут
   транспортироваться в  случае,  если  возможность  такой  перевозки
   предусмотрена технической документацией на продукцию и Приложением
   10.
       Грузоотправитель имеет право использовать для перевозки крытые
   вагоны   вместо   открытого   подвижного   состава   при   условии
   обязательной  разработки  и  согласования  в установленном порядке
   способа размещения и крепления ВМ в крытом вагоне.
       3.1.9. Специализированные вагоны,  принадлежащие предприятиям,
   организациям,  учреждениям и  предназначенные  для  перевозки  ВМ,
   размещения  специалистов  и  охраны,  допускаются  к  обращению по
   железнодорожным  путям,  входящим  в  общую  сеть  железных  дорог
   России,  в  соответствии  с Инструкцией "О порядке курсирования по
   железнодорожным путям общего  пользования  вагонов,  принадлежащих
   предприятиям и организациям министерств и ведомств",  утверждаемой
   МПС России.
       Вагоны должны  иметь  специальное  оборудование  для крепления
   грузов  в   соответствии   с   разработанными   грузоотправителями
   требованиями.  Перевозка  в  этих  вагонах  каких  - либо попутных
   грузов запрещается.
       Возврат таких  вагонов  в порожнем состоянии осуществляется по
   полным     перевозочным     документам     с      опломбированными
   грузоотправителем дверями и закрутками на дверях и люках.
       Конструкция и  параметры  специализированных  контейнеров  для
   перевозки  ВМ  должны  соответствовать  требованиям стандартов или
   технических условий на  определенную  продукцию,  согласованных  в
   установленном порядке.
       Пригодность контейнеров  к  перевозке  конкретного  ВМ  как  в
   техническом,   так   и   в   коммерческом  отношении  определяется
   грузоотправителем.  Ответственность   за   техническое   состояние
   специализированных контейнеров несет владелец этих контейнеров.
       3.1.10. Перевозка   ВМ   в   специализированных    контейнерах
   осуществляется  с  погрузкой  контейнеров  в  вагон только полными
   комплектами.  Такие контейнеры при перевозке на открытом подвижном
   составе должны иметь внутренний объем не менее 5 куб. м.
       ВМ в специализированных контейнерах,  тип и параметры  которых
   не  соответствуют  типу и параметрам универсальных контейнеров МПС
   России,  для  обеспечения  безопасности  могут   предъявляться   к
   перевозке  на  открытом  подвижном  составе  лишь  в сопровождении
   специалистов или охраны грузоотправителя.
       3.1.11. ВМ  могут  транспортироваться  по  железным  дорогам в
   грузовых поездах или в  соответствии  с  предписаниями  параграфов
   3.6, 3.7 и Приложения 10 специальными поездами.
       3.1.12. Возможность  совместной перевозки в одном вагоне или в
   разных  контейнерах,  загруженных  в  один  вагон,  различных   ВМ
   определяется отправителем в соответствии с Приложением 1 и указана
   в табл.  П.10.1 и П.10.2.  Совместная перевозка в одном контейнере
   ВМ с разными условными номерами, кроме ВМ, входящих в комплект, не
   допускается.
       Запрещается совместная перевозка  ВМ  в  одном  вагоне  или  в
   разных  контейнерах,  загруженных  в  один  вагон,  со  следующими
   грузами:
       - с опасными грузами других классов;
       - со   всеми    неопасными    жидкими    грузами,    смазками,
   нефтепродуктами, независимо от упаковки.
       3.1.13. Разрешается  перевозка  мелких  партий  ВМ  от  одного
   грузоотправителя нескольким грузополучателям с частичной выгрузкой
   и  догрузкой   в   пути   следования.   Такая   перевозка   должна
   производиться с соблюдением следующих условий:
       а) в один вагон могут быть загружены ВМ назначением на одну  и
   более железных дорог, если станции назначения грузов расположены в
   попутном направлении.  Догрузка такого вагона  в  пути  следования
   может  осуществляться  лишь  в  местах  выгрузки  партий ВМ только
   назначением на те станции,  на которые следуют оставшиеся в вагоне
   ВМ и только грузами, совместимыми с перевозимыми ВМ;
       б) при погрузке грузоотправитель обязан разместить ВМ в  таком
   порядке, чтобы была обеспечена равномерная загрузка вагона на всем
   пути следования.  При  этом  междверное  пространство  загружается
   партиями, которые должны быть выгружены в первую очередь;
       в) ВМ в вагоне должны быть уложены  и  закреплены  так,  чтобы
   имелась  возможность  проверки маркировки и количества мест каждой
   партии без перекладки грузовых  мест,  а  выгрузка  каждой  партии
   могла  производиться без перемещения других партий и без нарушения
   их крепления в вагоне;
       г) погрузка,  выгрузка  и  догрузка  ВМ  должны  производиться
   только  на  подъездных   путях,   принадлежащих   или   арендуемых
   грузополучателем, кроме случаев, указанных в п. 3.5.2;
       д) мелкие  партии  ВМ,  перевозимые  таким  способом,   должны
   сопровождаться  и охраняться на всем пути следования специалистами
   -   раздатчиками   грузоотправителя,   на   которых    возлагается
   обязанность     непосредственно     выдавать     (принимать)    ВМ
   грузополучателям  (грузоотправителям).  После  частичной  выгрузки
   (погрузки)  вагон пломбируется указанными специалистами,  для чего
   грузоотправитель обязан снабдить их устройствами для пломбирования
   (пломбами,   запорно   -  пломбировочными  устройствами,  тисками,
   съемниками и т.п.).
       3.1.14. Перевозка  ВМ  в  прямом  смешанном  железнодорожно  -
   водном,  в прямом железнодорожном сообщении с участием линий узкой
   колеи, в прямом международном железнодорожном сообщении на экспорт
   (кроме   грузов,   поименованных   в   табл.  П.10.1,  а  также  в
   универсальных контейнерах парка МПС России,  мелкими отправками  в
   вагонах   (за   исключением   случаев   перевозки  мелких  партий,
   упомянутых в п. 3.1.13) не допускается.
       3.1.15. Перечень  станций  строящихся  линий  железных  дорог,
   открытых для приема и выдачи ВМ,  до сдачи этих линий в постоянную
   эксплуатацию    определяется    и    объявляется     организацией,
   осуществляющей строительство,  в порядке,  установленном Правилами
   перевозок  грузов,  пассажиров,  багажа  и  почты  по   строящимся
   железным дорогам.
       3.1.16. ВМ  должны  загружаться  в  железнодорожный  подвижной
   состав,     специализированные     контейнеры     грузоотправителя
   (грузополучателя)  не  более  их   грузоподъемности   со   строгим
   соблюдением   технических  норм  их  загрузки,  разрабатываемых  и
   утверждаемых в установленном порядке.
       Схемы размещения  и  крепления  ВМ в вагонах и контейнерах,  а
   также   контейнеров   на   подвижном    составе    разрабатываются
   грузоотправителями   в   соответствии   с  Техническими  условиями
   погрузки и  крепления  грузов  (гл.  1  раздела  1,  раздел  III),
   согласовываются   с   главным   инженером   отделения   дороги   и
   утверждаются вышестоящей организацией грузоотправителя.
       3.1.17. Руководители   предприятий,   учреждений,  организаций
   грузоотправителей   (грузополучателей)   обязаны    систематически
   инструктировать работников, причастных к перевозкам ВМ по кругу их
   обязанностей,  и контролировать выполнение ими  настоящих  Правил.
   Периодичность     инструктажа     устанавливается    руководителем
   предприятия.
       3.1.18. Начальники  военных  сообщений  на  дорогах  и военные
   коменданты железнодорожных участков и станций должны  осуществлять
   постоянный  контроль за ходом выполнения перевозок ВМ Министерства
   обороны Российской Федерации (МО  России),  а  начальники  отделов
   (отделений)  спецперевозок  Министерства внутренних дел Российской
   Федерации (МВД России)  на  железных  дорогах  (далее  -  ОСП  МВД
   России)   -   перевозок   ВМ   МВД  России  и  Федеральной  службы
   безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
       Контроль за  перевозками грузов других министерств,  ведомств,
   организаций,  охраняемых караулами внутренних  войск  МВД  России,
   осуществляют ОСП МВД России и военные комендатуры внутренних войск
   МВД России.  Должностные лица органов железнодорожного  транспорта
   обязаны своевременно представлять им необходимую информацию.
       3.1.19. Начальники  отделений  дорог,  главные   ревизоры   по
   безопасности   движения   поездов,   начальники   служб  (отделов)
   перевозок, грузового, локомотивного и вагонного хозяйств отделений
   дорог,   локомотивных   и   вагонных  депо,  отрядов  (отделов)  и
   подразделений   военизированной   охраны   МПС   России    обязаны
   систематически инструктировать соответствующих работников железных
   дорог,  связанных с перевозками ВМ по  кругу  их  обязанностей,  и
   контролировать выполнение ими настоящих Правил.
       3.1.20. Грузоотправители,  грузополучатели и  железные  дороги
   несут     ответственность    в    соответствии    с    действующим
   законодательством и Уставом железных дорог в части,  относящейся к
   их  компетенции,  за  выполнение  требований настоящих Правил и за
   последствия,  вызванные невыполнением или ненадлежащим выполнением
   настоящих Правил.
       3.1.21. Перевозка  ВМ  с  использованием   паромных   переправ
   производится    в    соответствии   с   нормативными   документами
   соответствующего железнодорожно - паромного сообщения и настоящими
   Правилами.
       3.1.22. Упаковка  ВМ  и  режимы  ее   испытаний,   имитирующих
   воздействие   транспортных  факторов,  устанавливаются  на  основе
   требований государственных,  отраслевых стандартов  и  технических
   условий на упаковку, согласованных с МПС России.
       3.1.23. ВМ,  изготовленные  до  01.01.91,   транспортируют   с
   арсеналов, баз и складов Роскомрезерва, МО, МВД и ФСБ России в той
   упаковке и с той маркировкой,  которые были на момент поставки, за
   исключением случаев перевозки ВМ за пределы Российской Федерации.

                   3.2. Подготовка груза к перевозке.
                          Упаковка. Маркировка

       3.2.1. До предъявления  к  перевозке  грузоотправитель  обязан
   убедиться  в  том,  что ВМ соответствует стандарту или техническим
   условиям на него.
       Упаковка ВМ  должна быть прочной,  исправной,  соответствовать
   стандарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность.
       Этим же   требованиям  должны  отвечать  транспортные  пакеты,
   сформированные из отдельных грузовых мест.
       Находящиеся в  таре  ВМ  должны  быть  уложены  и закреплены в
   соответствии с требованиями ГОСТ,  ОСТ и ТУ,  чтобы исключалось их
   перемещение  внутри  упаковки,  а  грузовых  мест - в транспортном
   пакете.
       При подготовке  к отправлению ВМ запрещается соединять в одном
   грузовом месте (таре),  а также в транспортном  пакете  ВМ  разных
   наименований, кроме случаев перевозки их в комплекте.
       Запрещается совместная  упаковка  таких ВМ с каким-либо другим
   грузом, в том числе и неопасным.
       Метод упаковки  для  конкретного  ВМ  указан в табл.  П.10.1 и
   П.10.2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11.
       3.2.2. Каждая    грузовая    единица   маркируется,   согласно
   нормативно  -  технической  документации  на  конкретный  вид  ВМ,
   транспортной  маркировкой  по ГОСТ 14192-77,  а также должна иметь
   маркировку,  характеризующую вид  и  степень  опасности  (далее  -
   транспортную опасность) ВМ.
       Маркировка, характеризующая транспортную опасность,  наносится
   в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку,  транспортный пакет, а
   также на контейнер или железнодорожное транспортное средство.  Для
   грузов,  перечисленных в табл.  П.10.2, она должна содержать (рис.
   1, а): <*>
       - знак опасности, основной и дополнительный;
       - условный номер.
       --------------------------------
       <*> Рисунки не приводятся.

       Для ВМ,  поименованных в табл.  П.10.1,  указанная  маркировка
   должна содержать (рис. 1, б):
       знак опасности;
       транспортное наименование груза;
       номер ООН.
       При экспортной  отправке  ВМ  маркировка  должна производиться
   согласно заказу - наряду, выдаваемому внешнеторговой организацией,
   или  условиям  контракта,  ГОСТ  19433-88  и  настоящим Правилам и
   должна   соответствовать   требованиям   нормативных    документов
   соответствующего сообщения.
       Допускается не    наносить     маркировку,     характеризующую
   транспортную  опасность  ВМ,  на  транспортный пакет,  если на его
   боковой и торцевой поверхностях четко видна маркировка, нанесенная
   на упаковку.
       Тара, средства пакетирования или транспортные средства  из-под
   ВМ должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность
   этого ВМ.
       Допускается маркировку, характеризующую транспортную опасность
   ВМ,  наносить на крышку  упаковки,  если  она  не  размещается  на
   боковой  и  торцевой  стенках.  В  этом случае в междверном проеме
   вагона  вывешивается  таблица   с   маркировкой,   характеризующей
   транспортную опасность перевозимого ВМ.
       На решетчатой цилиндрической таре  указанную  выше  маркировку
   наносят на свободную от маркировки торцевую поверхность.
       При транспортировании ВМ, упакованных в футляры, установленные
   на поддоны,  знак опасности и условный номер наносят на футляры, а
   манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 - на поддоны.
       3.2.3. Знаки   опасности   в   зависимости  от  подклассов  ВМ
   выполняются в соответствии с рис.  2 (см. также рис. П.6.1 и П.6.2
   на  форзаце в начале книги).  Цвет фона указанных знаков опасности
   оранжевый. Высота цифр 1.4, 1.5, 1.6 составляет 30 мм, толщина - 5
   мм. Надпись "Взрывается" при международных перевозках наносится на
   английском, французском или испанском языке.
       Знаки опасности должны иметь форму квадрата,  поставленного на
   угол.  Размер  стороны  квадрата  должен  составлять  для   знаков
   опасности,  наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет, - не
   менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до  50
   мм,  если  не  позволяют  габаритные  размеры  упаковки,  а вместо
   надписи "Взрывается" допускается сокращенная надпись  "Взрыв"),  а
   на контейнер, железнодорожное транспортное средство - не менее 250
   мм.
       Рамка, наносимая   черным   цветом,  должна  располагаться  на
   расстоянии 5 мм от кромки знака,  наносимого на упаковку  и  (или)
   транспортный  пакет,  и  15  мм  от  кромки  знака,  наносимого на
   контейнер или железнодорожное транспортное средство.
       Условный номер  ВМ  наносится  в  равностороннем треугольнике,
   расположенном под знаком опасности (см.  рис. 1, а). Длина стороны
   треугольника должна быть не менее 50,  80 или 150 мм при нанесении
   его на грузовую  единицу  и  не  менее  250  мм  -  при  нанесении
   условного  номера  на  контейнер  и  железнодорожное  транспортное
   средство.
       Рамка, наносимая   черным   цветом,  должна  располагаться  на
   расстоянии 5 мм от кромки треугольника при стороне 50 или 80 мм  и
   15 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм.
       Высота цифр условного номера ВМ должна быть 50 мм при  стороне
   треугольника 150 или 200 мм.  При небольших размерах грузовых мест
   размер  стороны  треугольника  условного  номера  ВМ   допускается
   уменьшать  до  25 мм,  а высоту цифр,  определяющих условный номер
   груза, - до 10 мм.
       3.2.4. Маркировка,   характеризующая   транспортную  опасность
   груза, наносится на:
       - упаковку  и  (или)  транспортный пакет - на контрастном фоне
   или ярлыке рядом  с  манипуляционными  знаками  по  ГОСТ  14192-77
   (раздел 3 Правил перевозок грузов);
       - контейнер - на  дверь,  боковые  стенки  и,  если  позволяет
   конструкция, на крышу;
       - железнодорожное  транспортное  средство  -  в  центре  обеих
   дверей   так,  чтобы  она  была  видна  персоналу  при  проведении
   погрузочно    -    разгрузочных,    маневровых,     аварийно     -
   восстановительных работ.
       Допускается совмещение       маркировки,       характеризующей
   транспортную опасность,  с транспортной маркировкой и маркировкой,
   характеризующей продукцию, на одном ярлыке. При этом размер ярлыка
   возрастет на величину, кратную числу знаков.
       Способы и материалы для нанесения  маркировки  используются  в
   соответствии с ГОСТ 14192-77.
       На крупногабаритную   тару,   контейнер   и    железнодорожное
   транспортное   средство   должен  быть  прикреплен  съемный  ярлык
   опасности с нанесением на него знака опасности,  с указанием в нем
   номера  аварийной  карточки  и  условного номера ВМ в треугольнике
   (рис.  3,  а) или номера ООН в прямоугольнике (рис. 3, б), который
   после   разгрузки   удаляется  грузополучателем.  Место  крепления
   съемного ярлыка - согласно Приложению 6.

                 3.3. Заявки на перевозку и оформление
                        перевозочных документов

       3.3.1. Грузополучатель  не  позднее  чем  за три дня до начала
   декады обязан подать начальнику отделения дороги через  начальника
   станции,  а  грузоотправители  МО  России  -  военному  коменданту
   железнодорожного участка и станции декадную заявку на  погрузку  с
   разбивкой по дням декады по форме Приложения 15.  Грузоотправители
   МВД и ФСБ России представляют заявки в ОСП МВД России.
       3.3.2. Уведомление  о   подаче   вагонов   под   погрузку   ВМ
   производится в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.
       О подаче  подвижного  состава  под  погрузку  ВМ  Министерства
   обороны   Российской  Федерации  железнодорожная  станция  обязана
   уведомить также военного  коменданта  железнодорожного  участка  и
   станции, а по грузам МВД и ФСБ России - ОСП МВД России.
       3.3.3. Грузоотправитель  не  позднее  чем  за  24  ч до начала
   погрузки  должен  предъявить  станции  отправления  накладную  или
   комплект перевозочных документов на ВМ, заполненные в соответствии
   с Правилами перевозок грузов (раздел 6) и настоящими Правилами.
       При перевозке  ВМ  повагонными  отправками  и мелкими партиями
   составляется накладная   формы  ГУ-27  или  комплект  перевозочных
   документов на каждый вагон и партию отдельно.
       При отправлении ВМ воинскими транспортами,  а  также  группами
   вагонов  в  сопровождении специалистов или охраны грузоотправителя
   (грузополучателя) составляется  одна накладная формы ГУ-27 на весь
   транспорт или группу  вагонов,  сопровождаемых  специалистами  или
   охраной.
       3.3.4. Разрешение  на  погрузку ВМ и на завоз их на специально
   выделенные места станций  (для  грузов  МО,  МВД  и  ФСБ  России),
   включенных  в  Перечень  железнодорожных  станций (Приложение 16),
   дается начальником станции,  а при его отсутствии  -  заместителем
   начальника  станции.  О  разрешении на погрузку делается отметка в
   соответствующей графе накладной с указанием даты погрузки, времени
   завоза,  начала  и окончания погрузочных операций.  При этом время
   завоза грузов МО России согласовывается и  с  военным  комендантом
   железнодорожного участка и станции,  а грузов МВД и ФСБ России - с
   ОСП МВД России.
       3.3.5. При оформлении перевозочных документов на перевозку  ВМ
   в  графе  "Наименование  груза"  накладной грузоотправитель должен
   указать  условный  номер  этого  груза   по   форме:   "Взрывчатый
   материал...,   классификационный   шифр   груза,  номер  аварийной
   карточки"  согласно  табл.  П.10.2.  В  случаях,  когда  перевозка
   осуществляется  согласно  табл.  П.10.1,  в этой графе указывается
   номер  ООН,  транспортное  наименование  груза,  классификационный
   шифр, номер аварийной карточки.
       При заполнении  накладной  на  перевозку ВМ в верхней части ее
   лицевой  стороны  грузоотправитель  обязан   проставить   штемпели
   красного цвета:  "ВМ",  "Прикрытие" - в соответствии с п. 3.6.8, а
   также штемпели:
       а) "Не  спускать  с  горки"  -  при наличии этого требования в
   табл. П.10.1 и П.10.2;
       б) "Выключить тормоз" - для вагонов с ВМ,  перевозка которых в
   соответствии  с  настоящими  Правилами  должна  осуществляться   с
   выключенными автотормозами, а также при совместной перевозке таких
   ВМ  в  одном  вагоне   с   грузами,   не   требующими   выключения
   автотормозов;
       в) "Секция.  Не расцеплять"  -  при  перевозке  ВМ  в  секциях
   (схемах) согласно п. 3.6.4;
       г) "В  сопровождении  специалиста",   "Охрана   МО",   "Охрана
   грузоотправителя",    "Охрана   МВД"   -   при   перевозке   груза
   соответственно в  сопровождении  специалиста,  воинского  караула,
   наряда  военизированной  охраны грузоотправителя (грузополучателя)
   или МВД России.  При следовании груза одновременно в сопровождении
   специалистов   и   воинского   караула  (охраны  грузоотправителя)
   проставляются оба штемпеля.
       В графе "Наименование груза"  накладной  должны  быть  указаны
   фамилия,  имя, отчество начальника караула, наряда военизированной
   охраны грузоотправителя (грузополучателя) или МВД  России,  а  при
   сопровождении ВМ специалистом указывается,  кроме того,  номер его
   паспорта  или  другого,  выданного  взамен  паспорта,   документа,
   удостоверяющего личность, и командировочного удостоверения;
       д) "Охрана ж.-д." - для ВМ, перевозка которых в соответствии с
   п.  3.9.3  должна  осуществляться  в сопровождении военизированной
   охраны МПС России;
       е) При перевозке ВМ условных номеров 119,  126, 137, 141, 179,
   182   на   всех   перевозочных  документах  вместо  штемпеля  "ВМ"
   грузоотправитель обязан поставить штемпель красного цвета:  "Особо
   опасно", ВМ N ...".
       На основании отметок и штемпелей,  проставленных  в  накладной
   грузоотправителем,   работники   станции  проставляют  аналогичные
   отметки и штемпели в перевозочные документы,  оформляемые железной
   дорогой.
       При перевозке мелких партий ВМ  в  одном  вагоне  с  частичной
   выгрузкой   его   в   пути  следования  штемпели,  предусмотренные
   настоящим  пунктом  Правил,  проставляются  на  каждой   накладной
   соответственно   грузу,   предъявляемому  к  транспортированию  по
   данному документу.
       При наличии  приборов  печного отопления в вагонах с караулами
   или  специалистами,   сопровождающими   ВМ,   грузоотправитель   в
   накладной  в  графе  "Наименование груза" или в графе "Примечание"
   при заполнении  накладной  формы  ГУ-27е  (против соответствующего
   номера вагона) обязан сделать отметку: "С печным отоплением".
       При перевозке ВМ с перегрузкой в пути  следования  из  вагонов
   одной   колеи   в   вагоны  другой  колеи  перевозочные  документы
   составляются грузоотправителем только до  пункта  перегрузки,  где
   предъявляются  новые накладные на перевозку ВМ до конечной станции
   назначения.
       3.3.6. Грузоотправители     или     работники     организаций,
   ответственные за погрузку,  размещение и крепление ВМ на подвижном
   составе,  обязаны  сделать  запись  в  графе  1  оборотной стороны
   накладной,  заверив ее своей  подписью  с  указанием  должности  и
   фамилии в порядке,  установленном в гл.  1 раздела I и разделе III
   Технических условий погрузки и крепления грузов.
       К накладной должна быть приложена декларация.

                               Декларация

       Настоящим удостоверяю,    что    содержимое    партии   груза,
   предъявляемое к перевозке  по  данной  накладной,  в  полной  мере
   соответствует  указанным в ней:  наименованию,  массе,  надлежащим
   образом классифицировано, упаковано, маркировано, снабжено знаками
   опасности,  размещено, закреплено и во всех отношениях находится в
   должном состоянии  для  перевозки  железнодорожным  транспортом  в
   соответствии с Правилами перевозок ВМ.
       Декларация подписывается   ответственными   за   погрузку   ВМ
   представителями грузоотправителя.
       3.3.7. При перевозке ВМ транспортами, а также группами вагонов
   в   сопровождении   специалистов   или   охраны   грузоотправителя
   (грузополучателя) станция отправления составляет вагонный  лист  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное