Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 23.12.2002 N 27-08Н/62778 ОБ ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   утвержденный  постановлением  N  201,   налоговый   орган   вправе
   требовать  у  налогоплательщика,  заявляющего социальный налоговый
   вычет, следующие документы:
      - справку о доходах налогоплательщика по ф. N 2-НДФЛ;
      - рецептурные бланки с назначениями  лекарственных  средств  по
   форме  N  107/у  с  проставлением  штампа  "Для  налоговых органов
   Российской Федерации,  ИНН налогоплательщика",  выписанных лечащим
   врачом налогоплательщику  в  порядке,  предусмотренном приложением
   N 3 к приказу МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256;
      - платежные документы, подтверждающие оплату налогоплательщиком
   назначенных лекарственных средств (товарный и кассовый чеки);
      - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены
   лекарственные средства, назначенные его супругу (супруге);
      - копию   свидетельства   о  рождении  налогоплательщика,  если
   налогоплательщиком оплачены  лекарственные  средства,  назначенные
   его родителю (родителям);
      - копию свидетельства  о  рождении  ребенка  налогоплательщика,
   если    налогоплательщиком    оплачены   лекарственные   средства,
   назначенные его ребенку в возрасте до 18 лет.
   
      14. Вопрос: Какие  и  как  должны  быть  оформлены   документы,
   подаваемые   налогоплательщиком   для  предоставления  социального
   налогового вычета на обучение ребенка (по последним  изменениям  и
   дополнениям во вторую часть Налогового кодекса РФ)?
      Ответ: В соответствии  с  подпунктом  2  пункта  1  статьи  219
   Кодекса     социальный     налоговый     вычет     предоставляется
   налогоплательщику -  родителю в  сумме, уплаченной  им за обучение
   своих  детей  в  возрасте  до  24  лет на дневной форме обучения в
   образовательных учреждениях,  имеющих соответствующую  лицензию на
   оказание  образовательных   услуг.    Данный  вычет   может   быть
   предоставлен  в  размере  фактически  понесенных  расходов,  но не
   более   25000   рублей   на   основании   письменного    заявления
   налогоплательщика при предоставлении следующих документов:
      - копии    договора,    заключенного    между   образовательным
   учреждением и обучающимся, с указанием реквизитов лицензии;
      - справки о доходах родителя - налогоплательщика, претендующего
   на получение вычета;
      - копий   платежных   документов,   подтверждающих   фактически
   понесенные  расходы  по  оплате  обучения,  выписанных  на   лицо,
   претендующее на получение социального налогового вычета;
      - документ,  подтверждающий  степень   родства   обучаемого   и
   оплачивающего обучение (свидетельство о рождении ребенка).
   
      15. Вопрос: На    основании    чего      предоставляется    (не
   предоставляется) социальный налоговый вычет налогоплательщику  при
   перечислении   им   сумм   на   благотворительные   цели  учебному
   учреждению, где обучается его ребенок?
      Ответ: Социальный   налоговый  вычет  предоставляется  в  сумме
   доходов,  перечисляемых налогоплательщиком организациям,  частично
   или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, в
   размере  фактически  произведенных  расходов,  но  не   более   25
   процентов   суммы   дохода,  полученного  в  налоговом  периоде  и
   облагаемого налогом по ставке 13 процентов.
      Документами, подтверждающими фактические расходы, являются:
      - платежные документы,  подтверждающие внесение  (перечисление)
   денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели;
      - справки о доходах налогоплательщика по ф. N 2-НДФЛ;
      - документы,    подтверждающие    благотворительный    характер
   перечислений (соответствие критериям).
   
      16. Вопрос: Изменены   ли   перечни   медицинских    услуг    и
   дорогостоящих  видов  лечения в медицинских учреждениях Российской
   Федерации,  лекарственных средств,  оплата которых произведена  за
   счет   собственных   средств  налогоплательщика,  учитываемых  при
   определении суммы социального налогового вычета?
      Ответ: Нет, не изменены.
   
      17. Вопрос:  Приказом  МНС  от  27.09.2001  N БГ-3-04/370  была
   утверждена   форма   справки   для   предоставления    социального
   налогового вычета на обучение, позднее приказом МНС от  12.07.2002
   N БГ-3-04/357 первый приказ был отменен.  Необходимо ли  требовать
   справку на обучение в  случае, если гражданин подает  декларацию и
   заявляет социальный  налоговый вычет,  а расходы  были понесены  в
   период действия первого  приказа МНС, т.е.  в период с  27.09.2001
   по 12.07.2002?
      Ответ: Нет, не следует.
   
      18. Вопрос: Предоставляется ли физическому лицу в  соответствии
   с подп.  2 п.  1 ст.  219  социальный  налоговый  вычет  в  сумме,
   уплаченной  налогоплательщиком  -  родителем  за  обучение  своего
   ребенка, в случае, когда  в квитанции об оплате  обучения указаны:
   Ф.И.О.   ребенка,  подпись  родителя,  при  этом  доверенность  на
   внесение денежных  средств в  счет оплаты  за обучение, заверенная
   по месту работы родителя, в налоговый орган не представлена?
      Ответ: Одним  из  оснований  для   предоставления   социального
   налогового   вычета   родителю,    за   счет   средств    которого
   осуществляется  фактическая  оплата  обучения  ребенка,   является
   договор  на  оказание  образовательных  услуг,  заключенный  между
   образовательным  учреждением  и  ребенком,  в  котором  поименован
   родитель как законный представитель своего ребенка, имеющий  право
   полностью  оплачивать  расходы  по  его  обучению.   Если  подписи
   родителя на договоре и квитанции об оплате обучения совпадают,  то
   в  этом  случае  социальный  налоговый  вычет  родителю может быть
   предоставлен.  Наличие  доверенности на внесение  денежных средств
   родителем в данном случае не требуется.
   
      19. Вопрос: Согласно ст. 219 НК РФ физическим лицом в налоговый
   орган    были    представлены   все   необходимые   документы   на
   предоставление социального налогового вычета за свое  обучение,  а
   именно:
      - договор с образовательным учреждением;
      - копия лицензии;
      - платежные документы.
      Правомерно  ли  требование  налогового  органа о предоставлении
   приложения к договору и лицензии и в каком случае? Имеет ли  право
   налоговый  орган  отказать  или  изменить  срок  в  предоставлении
   льготы  физическому  лицу  только  из-за отсутствия вышеуказанного
   приложения?
      Ответ: В случае  если налогоплательщик претендует  на получение
   социального налогового  вычета по  суммам, уплаченным  им за  свое
   обучение, а эти суммы  указаны в приложении к  основному договору,
   являющемся  его  неотъемлемой  частью,  то  требование  налогового
   органа  в  представлении  такого  приложения является правомерным.
   При  непредставлении  такого  документа  налоговый  орган   вправе
   отказать  налогоплательщику  в   предоставлении  ему   социального
   налогового вычета.
   
                     Стандартные налоговые вычеты
   
      1. Вопрос: Налогоплательщику,  получившему доход за 2001 год  в
   сумме 20000 рублей по месту основной  работы,  были  предоставлены
   стандартные  налоговые  вычеты  за  12  месяцев  в  соответствии с
   подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса. В марте 2001 года данный
   налогоплательщик  получил  доход  от  продажи  автомашины  в сумме
   150000 рублей, находившейся в собственности менее трех лет.
      Следует ли  налоговому  органу  пересчитывать  с учетом дохода,
   полученного от продажи имущества,  количество месяцев,  за которые
   налогоплательщик имеет право на стандартные налоговые вычеты,  при
   подаче налогоплательщиком налоговой декларации?
      Ответ: В  соответствии  со  статьей  218  Кодекса   стандартный
   налоговый вычет в  размере 400 рублей  за каждый месяц  налогового
   периода  предоставляется  налогоплательщику  до  месяца, в котором
   его  доход,  исчисленный  нарастающим  итогом  с начала налогового
   периода  (в  отношении  которого  предусмотрена  налоговая ставка,
   установленная  пунктом  1   статьи  224  Кодекса)   работодателем,
   предоставляющим  данный  стандартный  налоговый  вычет,   превысил
   20000 рублей.
      Если  в  течение  налогового  периода  налогоплательщик получал
   доходы от нескольких источников и при этом только у одного из  них
   налогоплательщику  предоставлялись  стандартные  налоговые вычеты,
   то  налоговый  орган  не  должен  пересчитывать  данные  вычеты на
   основании сведений, полученных  от налоговых агентов,  поскольку в
   данном    случае    налоговые     агенты    и     налогоплательщик
   руководствовались   положениями   Налогового   кодекса  Российской
   Федерации, выполняли все возложенные на них обязанности.
      Положениями   статьи   218   Кодекса   возможность    пересчета
   стандартных   налоговых   вычетов   предусмотрена   по   окончании
   налогового  периода   при  подаче   налогоплательщиком   налоговой
   декларации в случае, если  такие вычеты налогоплательщику не  были
   предоставлены или предоставлены в меньшем размере.
   
      2. Вопрос: За   какие   месяцы   предоставляются    стандартные
   налоговые вычеты, если:
      - налогоплательщиком получен доход с июля по декабрь 2001 года,
   а  до  июля  согласно  трудовой  книжке  он  не состоял в трудовых
   отношениях с какой-либо организацией;
      - налогоплательщик   получил  вознаграждение  как  член  совета
   директоров в декабре 2001 года. Других доходов он не получал.
      Ответ: В  соответствии  с  подпунктом  3  пункта  1 статьи  218
   Кодекса  при  определении   размера  налоговой  базы,   подлежащей
   налогообложению  по  ставке  13%,  налогоплательщик имеет право на
   получение стандартного налогового вычета  в размере 400 рублей  за
   каждый месяц налогового периода, в котором его доход,  исчисленный
   нарастающим  итогом  с  начала  налогового  периода  (календарного
   года), не превысил 20000 рублей.
      Таким   образом,   налоговый   орган   по   месту    жительства
   налогоплательщика при подаче им декларации по налогу на доходы  за
   2001  год   обязан  предоставить   физическому  лицу   стандартный
   налоговый вычет за все 12 месяцев отчетного периода независимо  от
   того, сколько месяцев в году он получал доходы.
   
      3. Вопрос: Налогоплательщику в течение  2001  года   в  порядке
   пункта   3   статьи   218  Кодекса  организацией  -  работодателем
   производилось предоставление  стандартного  налогового  вычета  на
   него и его несовершеннолетнего ребенка. При расчете налоговой базы
   по налогам  на  доходы  за  2001  год  в  декларации   о   доходах
   налогоплательщик  учитывает  данный вычет на себя и своего ребенка
   без предоставления  в  налоговый  орган  заявления  и  документов,
   подтверждающих  право  на  вычет на ребенка (копия свидетельства о
   рождении).
      Имеет ли право налоговый орган предоставить указанный вычет при
   отсутствии данных документов?
      Ответ: Согласно  статье 88  Кодекса в  течение трех  месяцев со
   дня  представления  налогоплательщиком   налоговой  декларации   и
   документов, служащих  основанием для  исчисления и  уплаты налога,
   проводится  камеральная   проверка  уполномоченными   должностными
   лицами  налогового   органа  в   соответствии  с   их   служебными
   обязанностями.   При  этом  налоговый  орган  вправе истребовать у
   налогоплательщика все необходимые сведения, получить объяснения  и
   документы, подтверждающие правильность исчисления налога.
      Проверить правильность  расчета сумм  налоговых вычетов  (в том
   числе   стандартных),   на   которые   гражданин   имеет  право  в
   соответствии   с    действующим    налоговым    законодательством,
   невозможно без приложения к декларации соответствующих  документов
   (например,  копии  свидетельств  о  рождении  детей)  в   качестве
   основания для предоставления таких вычетов.
      Если    стандартные     налоговые    вычеты     предоставлялись
   налогоплательщику  в  течение  2001  года  налоговым  агентом,  то
   подавать заявление  в налоговый  орган о  полагающихся ему вычетах
   не требуется.
   
      4. Вопрос: Для   предоставления    стандартных    вычетов     у
   индивидуальных предпринимателей определяется среднемесячный доход.
      Пример:
      При подаче  налоговой  декларации  за 2001 год предпринимателем
   представлены документы, в соответствии с которыми он получал доход
   с февраля по июнь, с сентября по декабрь 2001 года.
      Необходимо ли определять среднемесячный  доход  или  помесячная
   разбивка должна быть произведена по месяцам фактического получения
   дохода, если:
      - расходы произведены в эти же месяцы;
      - расходы произведены с января по декабрь 2001 года.
      Ответ: У предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без
   образования    юридического    лица,    налогообложение    которых
   производится    налоговыми    органами,    доход,   полученный   в
   налогооблагаемом периоде, уменьшается на суммы расходов, связанных
   с   извлечением   этого  дохода.  Для  предоставления  стандартных
   налоговых вычетов у индивидуальных  предпринимателей  определяется
   среднемесячный доход по месяцам, в которых такой доход получен.
      В  случае  получения  предпринимателем  доходов  в  течение   9
   месяцев  и  понесения  им  расходов,  связанных  с  осуществлением
   деятельности,    в    течение     12    месяцев     среднемесячный
   налогооблагаемый  доход  рассчитывается  путем  деления   годового
   налогооблагаемого дохода на 9  месяцев.  То есть  заполнение полей
   пункта 1 ("Доход по месяцам нарастающим итогом") приложения "Е"  к
   налоговой декларации по итогам  2001 года производится по  месяцам
   фактического   получения    дохода,    указанным    индивидуальным
   предпринимателем при заполнении приложения "В".
   
                   Профессиональные налоговые вычеты
   
      1. Вопрос: Физическим  лицом  одновременно   с   декларацией  о
   доходах за 2001 год были представлены договор на оказание услуг  и
   заявление  на  получение  профессионального  налогового  вычета  в
   размере 20%  (создание научных  трудов и  разработок).   Однако по
   условиям   договора   физическое   лицо   (исполнитель)  обязуется
   обеспечить   квалифицированное   информационное   обслуживание  по
   медицинскому  исследовательскому  проекту,  а  компания (заказчик)
   обязуется оплатить эти услуги.   Правомерно ли считать выплаты  по
   такому  договору  авторскими  вознаграждениями?   Имеет  ли  право
   физическое   лицо   воспользоваться   профессиональным   налоговым
   вычетом в размере нормативных затрат?
      Ответ: В   соответствии   с   пунктом   3  статьи  221  Кодекса
   налогоплательщики,   получающие   авторские   вознаграждения    за
   создание,  исполнение  или  иное использование произведений науки,
   литературы и искусства,  имеют право на получение профессиональных
   налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально
   подтвержденных  расходов.  Если  эти   расходы   не   могут   быть
   подтверждены  документально,  они принимаются к вычету в размерах,
   установленных пунктом 3 названной статьи Кодекса.
      На основании пунктов 4,  5 статьи 6 Закона Российской Федерации
   от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"  (далее
   -  Закон)  авторское  право  не распространяется на идеи,  методы,
   процессы,  системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
   Авторское  право на произведение не связано с правом собственности
   на материальный объект,  в котором произведение выражено. Передача
   права  собственности  на  материальный  объект  или права владения
   материальным объектом сама по себе не влечет  передачи  каких-либо
   авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.
      В статье 7 Закона в перечне произведений,  являющихся объектами
   авторского  права,  оказание услуг по информационному обслуживанию
   отсутствует.
      Кроме того,   согласно  статье  9  Закона  авторское  право  на
   произведение науки,  литературы и искусства возникает в  силу  его
   создания.
      Договор  на  оказание  услуг  по  информационному  обслуживанию
   медицинского  проекта  между  физическим  лицом  и  компанией   не
   содержит признаков авторского  договора, и, следовательно,  доход,
   полученный в соответствии с этим договором, не является  авторским
   вознаграждением.   Нормативные  расходы  в  порядке,  определяемом
   пунктом 3 статьи 221, к данному виду дохода не применяются.
      Вместе   с   тем   согласно   пункту   2   статьи  221  Кодекса
   налогоплательщики,   получающие   доходы   от   выполнения   работ
   (оказания услуг)  по договорам  гражданско -  правового характера,
   имеют  право  на  получение  профессиональных  налоговых вычетов в
   сумме  фактически  произведенных  и  документально  подтвержденных
   расходов.
      В  случае  понесения  физическим  лицом  расходов  в  связи   с
   выполнением   работ   по   указанному   договору  профессиональный
   налоговый вычет может быть предоставлен ему налоговым органом  при
   условии документального подтверждения этих расходов.
   
      2. Вопрос:  Имеет  ли  право  индивидуальный   предприниматель,
   осуществляющий   на   основании   свидетельства   деятельность  по
   операциям с недвижимом  имуществом,  собственным  или  арендуемым,
   воспользоваться  по  окончании налогового периода профессиональным
   налоговым  вычетом  при  продаже  квартиры,  приобретенной  им  до
   регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя?
      Ответ: На основании пункта 1 статьи 23 Кодекса гражданин вправе
   заниматься   предпринимательской   деятельностью  без  образования
   юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального
   предпринимателя.
      В соответствии  со  статьей  227   Кодекса   физические   лица,
   зарегистрированные  в  установленном действующим законодательством
   порядке  и  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без
   образования  юридического  лица,  производят  исчисление  и уплату
   налога на доходы физических лиц по суммам доходов,  полученным  от
   такой деятельности.
      Согласно   пункту   1   статьи   221   Кодекса   индивидуальные
   предприниматели,  осуществляющие   деятельность  без   образования
   юридического  лица,  имеют  право  на  получение профессионального
   налогового   вычета   в    сумме   фактически   произведенных    и
   документально подтвержденных  расходов, непосредственно  связанных
   с извлечением доходов.
      Таким   образом,   полученный    предпринимателем   доход    от
   деятельности  по  указанному  в  свидетельстве  о  государственной
   регистрации предпринимателя виду  является доходом, полученным  от
   предпринимательской   деятельности,    налогообложение    которого
   осуществляется в соответствии с вышеизложенным порядком.
      При этом  полученный индивидуальным  предпринимателем доход  от
   продажи квартиры, приобретенной им  как физическим лицом, т.е.  до
   регистрации  его  в   качестве  индивидуального   предпринимателя,
   подлежит уменьшению на  сумму налогового вычета,  предусмотренного
   подпунктом  1  пункта   1  статьи  220   Кодекса,  т.е.  в   сумме
   документально   подтвержденных    расходов,   связанных    с    ее
   приобретением.
   
      3. Вопрос: Правомерно  ли  при  исчислении  налоговой  базы   у
   частных  нотариусов предоставлять профессиональный налоговый вычет
   в размере 20%  от общей суммы дохода,  полученного от нотариальной
   деятельности?
      Ответ: В  соответствии  с  пунктом   1   статьи   221   Кодекса
   предприниматели   без  образования  юридического  лица  и  частные
   нотариусы имеют  право  на  получение  профессиональных  налоговых
   вычетов  в  сумме  фактически  произведенных  ими  и документально
   подтвержденных расходов,  непосредственно связанных с  извлечением
   доходов.
      Кроме  того,  для  индивидуальных  предпринимателей, не имеющих
   возможности   документального   подтверждения   своих    расходов,
   связанных  с  предпринимательской  деятельностью,   вышеупомянутой
   статьей предусмотрено  принятие их  в размере  20% от  общей суммы
   доходов, полученной от предпринимательской деятельности.
      Частнопрактикующие нотариусы  права на  вычет в  размере 20% не
   имеют, поскольку статьями 1 и 6 Основ законодательства  Российской
   Федерации о  нотариате определено,  что нотариальная  деятельность
   не является предпринимательством  и не преследует  цели извлечения
   прибыли,  а   также  предусмотрены   ограничения  в   деятельности
   нотариуса,  в  соответствии  с  которыми  он  не вправе заниматься
   самостоятельной предпринимательской и никакой иной  деятельностью,
   кроме нотариальной, научной и преподавательской.
      Таким образом, несмотря на  то, что статьей 11  Кодекса понятия
   предприниматели  без  образования  юридического  лица  и   частные
   нотариусы  в  концептуальном  плане  объединены, в законодательном
   порядке они рассматриваются как два разных вида деятельности.
      Следовательно,  профессиональный  налоговый  вычет   нотариусам
   может быть предоставлен только в сумме фактически произведенных  и
   документально подтвержденных  расходов, непосредственно  связанных
   с извлечением доходов.
   
      4. Вопрос: Каков порядок налогообложения   дохода,  полученного
   физическим   лицом   от   сдачи   принадлежащего   ему   на  праве
   собственности имущества в аренду?  Имеет ли оно право на получение
   профессионального налогового вычета,  если арендная плата включает
   в себя компенсацию понесенных им затрат на содержание помещения?
      Ответ: Порядок  налогообложения доходов физических лиц от сдачи
   принадлежащего  им  на  праве  собственности  имущества  в  аренду
   определен подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 Кодекса.
      При этом  расходы,  производимые  собственником  сдаваемого   в
   аренду  имущества,  связанные  с  его содержанием,  учет которых в
   качестве расходов физического лица налоговым законодательством  не
   предусмотрен,  к  вычету  при исчислении налога на доход в составе
   затрат не принимаются.
      В соответствии с подпунктом 15 раздела 3 Порядка учета  доходов
   и   расходов   и   хозяйственных   операций   для   индивидуальных
   предпринимателей  (далее  -  Порядок),  утвержденного   совместным
   приказом   Министерства    финансов   Российской    Федерации    и
   Министерства  Российской   Федерации  по   налогам  и   сборам  от
   21.03.2001 N  24н/БГ-3-08/419, вступившего  в силу  с 1  июля 2001
   года,  под   расходами  понимаются   фактически  произведенные   и
   документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные  с
   извлечением  доходов,  право  на  вычет  которых  при   исчислении
   налоговой базы имеют  индивидуальные предприниматели на  основании
   подпункта 1 статьи 221 Кодекса.
      Кроме того,  статьей  210   Гражданского   кодекса   Российской
   Федерации  определено,  что  собственник  несет  бремя  содержания
   принадлежащего ему имущества,  если иное не предусмотрено  законом
   или договором.
      Таким образом,   произведенные   физическим   лицом    расходы,
   связанные   с   содержанием   сдаваемой  в  аренду  находящейся  в
   собственности части нежилого помещения, при декларировании дохода,
   полученного от сдачи данного имущества, к вычету не принимаются.
      Согласно пункту 2 статьи 616  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации  арендатор  обязан  поддерживать  имущество  в исправном
   состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы
   на  содержание  имущества,  если  иное  не установлено законом или
   договором аренды.
   
      5. Вопрос: В  случае  если  налоговый  агент   не   предоставил
   налогоплательщику  профессиональный  налоговый  вычет  по доходам,
   полученным в виде авторского вознаграждения, может ли такой  вычет
   предоставить налоговый  орган по  истечении налогового  периода по
   заявлению физического лица?
      Ответ: В     соответствии     со     статьей     221    Кодекса
   налогоплательщикам,   получившим   доходы   в    виде    авторских
   вознаграждений  начиная  с 01.01.2002,  профессиональные налоговые
   вычеты  предоставляются  на  основании  их  письменного  заявления
   только налоговыми агентами, определяемыми в соответствии с пунктом
   1 статьи 226 Кодекса.  При отсутствии налогового агента  (источник
   выплаты  дохода  находится  за рубежом) профессиональный налоговый
   вычет предоставляет налоговый орган на основании  соответствующего
   заявления налогоплательщика.
   
           Налогообложение доходов, полученных от реализации
                             ценных бумаг
   
      1. Вопрос: Какими   документами   должны    быть   подтверждены
   расходы,     связанные     с     приобретением     ценных    бумаг
   налогоплательщиком,     осуществляющим     деятельность      через
   профессиональных участников рынка ценных  бумаг, если за 1  сессию
   на бирже совершается несколько  десятков операций купли -  продажи
   ценных бумаг и,  как правило, у  владельца ценных бумаг  находится
   пакет, в котором большое количество различных акций?
      Ответ: Особенности  определения  налоговой  базы,  исчисления и
   уплаты  налога  на  доходы  по  операциям   с   ценными   бумагами
   установлены статьей 214.1 Кодекса.
      В соответствии с пунктом  3 статьи 214.1 Кодекса  имущественный
   налоговый вычет  или вычет  в размере  фактически произведенных  и
   документально     подтвержденных     расходов      предоставляется
   налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет  источником
   выплаты  дохода  (брокером,  доверительным  управляющим  или  иным
   лицом,  совершающим   операции  по   договору  поручения,    иному
   подобному договору в  пользу налогоплательщика) либо  по окончании
   налогового  периода  при  подаче  налоговой декларации в налоговый
   орган.
      Из   названной   нормы   Кодекса   следует,   что  предоставить
   соответствующие  налоговые  вычеты,  определить  налоговую  базу и
   произвести исчисление  и удержание  налога на  доходы с физических
   лиц  могут  брокеры,  доверительные  управляющие  или  иные  лица,
   совершающие  операции  по  договору  поручения, договору комиссии,
   иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
      На   такие   источники   выплаты   доходов   возлагается  также
   обязанность учета полученных физическим лицом денежных средств  от
   реализации  ценных  бумаг  и  учета  произведенных  им   расходов,
   связанных с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг.
      Когда расходы налогоплательщика  на приобретение, реализацию  и
   хранение ценных  бумаг не  могут быть  отнесены непосредственно  к
   расходам на приобретение,  реализацию и хранение  различных ценных
   бумаг,   указанные    расходы    распределяются    пропорционально
   стоимостной  оценке  ценных  бумаг,  на  долю  которых   относятся
   указанные расходы.
      При определении результата от реализации ценных бумаг одного  и
   того  же  эмитента,  приобретенных  по  разным  ценам,   отнесение
   фактически произведенных  и документально  подтвержденных расходов
   на    их    приобретение     может    производиться    в     любой
   последовательности,    устанавливаемой    по    согласованию     с
   налогоплательщиком,  в  том  числе  из  фактически   произведенных
   расходов  начиная  с  первых  (последних)  по времени приобретения
   ценных бумаг.
      Документами, подтверждающими  фактически произведенные  расходы
   по  приобретению  ценных  бумаг,  могут  являться  договор купли -
   продажи, выписка из системы ведения реестра, отчет брокера и др.
   
                  Налогообложение дохода по коду 3010
          (стоимость выигрышей, выплачиваемых организаторами
       лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр,
            в том числе с использованием игровых автоматов)
   
      1. Вопрос: В   инспекцию    обратилось   физическое   лицо    с
   заявлением на возврат налога  на доходы на основании  декларации о
   доходах  за  2001   год.   В   представленной  декларации   указан
   полученный доход по коду 3010 (стоимость выигрышей,  выплачиваемых
   организаторами  лотерей,  тотализаторов  и  других  основанных  на
   риске  игр,  в  том  числе  с  использованием  игровых автоматов).
   Налоговым агентом  исчислен и  удержан налог  на доходы  по ставке
   35%.  Налогоплательщик  считает,   что  полученный  в   результате
   участия  в  телевизионной  программе  "О,  счастливчик!"  доход не
   является выигрышем, основанным на риске, и, следовательно,  должен
   облагаться по ставке 13%.  Правомерно ли это утверждение?
      Ответ: Федеральным законом  от 31.07.98 N  142-ФЗ "О налоге  на
   игорный бизнес" определено понятие  азартной игры - основанное  на
   риске  и  заключенное  между  двумя  или  несколькими  лицами  как
   физическими,  так  и   юридическими  по  правилам,   установленным
   игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого  зависит
   от  обстоятельства,   на  наступление   которого  стороны    имеют
   возможность оказывать воздействие.
      Статьей  224  Кодекса  в  отношении  выигрышей,  полученных  от
   тотализаторов и  других основанных  на риске  игр (в  том числе  с
   использованием игровых  автоматов), установлена  ставка в  размере
   13 процентов.
      Поскольку  физическое  лицо  получило  доход  в виде выигрыша в
   телевизионной игре "О, счастливчик!", относящейся к типу  азартных
   игр,  а  налог  был  удержан  источником  выплаты  по  ставке   35
   процентов, инспекция обязана в соответствии со статьей 78  Кодекса
   оформить документы на  возврат налога на  основании представленной
   декларации и письменного заявления налогоплательщика.
   
        Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
                     (Федеральный закон N 222-ФЗ)
   
      1. Вопрос: Обязано  ли  должностное  лицо   налогового   органа
   проставить  отметку  на  копии  заявления  на  патент  по  просьбе
   налогоплательщика?
      Ответ: Согласно  статье 5  Федерального закона  от 29.12.1995 N
   222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и  отчетности
   для  субъектов  малого  предпринимательства"  (далее - Федеральный
   закон)   патент   на    право   применения   упрощенной    системы
   налогообложения,  учета  и  отчетности  выдается  субъектам малого
   предпринимательства  налоговыми  органами  по  месту постановки на
   налоговый учет на основании письменного заявления, подаваемого  не
   позднее  чем  за  один  месяц  до  начала очередного квартала, при
   соблюдении ими  отдельных условий  и ограничений,  предусмотренных
   данным Законом.
      На основании  статьи 5  Федерального закона  приказом ГНС  РФ N
   ВГ-3-02/5  от   24.01.1996  "Об   утверждении  форм    документов,
   необходимых  для  применения  упрощенной  системы налогообложения,
   учета  и   отчетности  субъектами   малого   предпринимательства",
   зарегистрированным  в  Минюсте  РФ  07.02.1996  N 1028, утверждена
   форма   заявления   на    выдачу   патента   для    индивидуальных
   предпринимателей  (форма  N  8).   Форма заявления предусматривает
   его обязательную регистрацию  должностным лицом налогового  органа
   (ставится дата подачи заявления, регистрационный номер, подпись  и
   расшифровка   подписи   должностного   лица).    Должностное  лицо
   налогового органа обязано по просьбе налогоплательщика  проставить
   отметку  (подпись  и  дата  представления)  на  копии заявления на
   выдачу патента о его принятии.
      Основание: письмо МНС России от 25.03.2002 N 22-2-16/431-Л 726.
   
      2. Вопрос: Каков порядок налогообложения доходов, полученных  в
   I  квартале  2001   года   по   сделкам   от   предпринимательской
   деятельности  индивидуальным  предпринимателем,  осуществлявшим  в
   2000 году  деятельность  по  упрощенной  системе  налогообложения,
   учета и отчетности на основании патента,  при условии,  что в 2001
   году деятельность не велась и патент не был получен?
      Ответ: С 01.01.2001 порядок налогообложения доходов, получаемых
   физическими лицами, определяется нормами главы 23 Кодекса.
      Статьей 208  данной  главы  Кодекса определен перечень доходов,
   подлежащих налогообложению,  в отношении которых статьями  218-221
   Кодекса установлены налоговые вычеты.
      Предприниматели, зарегистрированные       в       установленном
   законодательством   порядке  и  применяющие  традиционную  систему
   налогообложения, учета и отчетности, при исчислении налоговой базы
   имеют  право  на  получение  профессионального  налогового вычета,
   предусмотренного пунктом 1 статьи 221 Кодекса   в сумме фактически
   произведенных    и    документально    подтвержденных    расходов,
   непосредственно связанных с извлечением доходов.
      Согласно   пункту   2   статьи   54   Кодекса    индивидуальные
   предприниматели  исчисляют  налоговую   базу  по  итогам   каждого
   налогового периода  на основе  данных учета  доходов и  расходов и
   хозяйственных операций в соответствии  с Порядком учета доходов  и
   расходов    и    хозяйственных    операций    для   индивидуальных
   предпринимателей  (далее  -   Порядок),  утвержденным   совместным
   приказом   Министерства    финансов   Российской    Федерации    и
   Министерства  Российской   Федерации  по   налогам  и   сборам  от
   21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419, вступившим в силу с 01.07.2001.
      В соответствии с пунктом 15 раздела  3  Порядка  под  расходами
   понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные
   затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.
      Стоимость приобретенных   материальных  ресурсов  включается  в
   расходы  того  налогового  периода,  в  котором  фактически   были
   получены доходы от реализации товаров,  выполнения работ, оказания
   услуг.
      Согласно подпункту   1   пункта   1  статьи  223  Кодекса  дата
   фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода
   (при получении доходов в денежной форме).
      Таким образом, при получении дохода, в частности, в I  квартале
   2001   года   предприниматель,   осуществлявший   в   2000    году
   деятельность  на  основании  патента,  который  он  в 2001 году не
   получил,  исчисляет  и  уплачивает  сумму  налога в соответствии с
   вышеизложенным порядком и положениями статьи 227 Кодекса.
      При прекращении  индивидуальным  предпринимателем  деятельности
   налогообложение  полученного  им  (в  качестве  налогоплательщика)
   дохода осуществляется на основании статьи 228 Кодекса.
   
      3. Вопрос: Каков порядок   выдачи    патента    индивидуальному
   предпринимателю   на   очередной   отчетный   год   при    условии
   несвоевременного представления заявления на его выдачу?
      Ответ: Правовые   основы    применения    упрощенной    системы
   налогообложения,   учета   и   отчетности   для  субъектов  малого
   предпринимательства определяет  Федеральный  закон   от   29.12.95
   N 222-ФЗ   "Об   упрощенной   системе   налогообложения,  учета  и
   отчетности для  субъектов  малого  предпринимательства"  (далее  -
   Закон).
      В соответствии  с пунктами  1 и  4 статьи  5 Закона официальным
   документом,  удостоверяющим  право  применения  субъектами  малого
   предпринимательства  упрощенной  системы  налогообложения, учета и
   отчетности,   является   патент,   выдаваемый   сроком   на   один
   календарный   год   налоговыми   органами   по   месту  постановки
   индивидуальных  предпринимателей  на  налоговый  учет  на   основе
   письменного заявления,  подаваемого не  позднее чем  за один месяц
   до начала очередного квартала.
      По истечении срока действия патента налоговым органом, как  это
   установлено пунктом 6 статьи  5 Федерального закона от  29.12.95 N
   222-ФЗ, выдается патент на  очередной (годичный) срок действия  по
   заявлению   индивидуального   предпринимателя   в    установленном
   названным Федеральным законом  порядке с регистрацией  новой книги
   учета доходов и расходов.
      Возврат  к   принятой  ранее   системе,  т.е.   уплате  налога,
   осуществляется с начала очередного календарного года при  условии,
   если   индивидуальным   предпринимателем   подано  соответствующее
   заявление в налоговый орган  в срок не позднее  чем за 15 дней  до
   завершения календарного года.
      Учитывая,  что  данное  заявление   не  было  представлено,   а
   заявление на  выдачу патента  было представлено  в налоговый орган
   позже установленного Законом срока, переход на упрощенную  систему
   возможен только  при строгом  соблюдении условий,  предусмотренных
   вышеуказанным Федеральным законом.
      Представленное,  например,  в  январе  2002  года  заявление на
   выдачу  патента  дает  право  на  его получение на последующие три
   (II,  III,  IV)  квартала,  а  за I квартал необходимо представить
   налоговую  декларацию  о  сумме  фактически  полученного  в данном
   периоде дохода.
      При этом возврат уплаченной суммы платы за патент до или  после
   подачи  соответствующего   заявления  Законом   не   предусмотрен.
   Однако при  выдаче патента  на очередной  срок данная  сумма может
   быть учтена в счет предстоящей оплаты за него.
   
      4. Вопрос: Каков  порядок налогообложения  доходов,  полученных
   индивидуальным предпринимателем,  применяющим  упрощенную  систему
   налогообложения,  учета  и  отчетности,  за  пределами  Российской
   Федерации?   Будет   ли   данный   доход   являться   доходом   от
   предпринимательской   деятельности?  Подлежит  ни  налогообложению
   данный доход НСП и НДС?
      Ответ: Главой  23  Кодекса  определен  порядок  налогообложения
   доходов, получаемых физическими лицами.
      Согласно подпункту  9  пункта  3  статьи 208 Кодекса к доходам,
   полученным  от  источников  за  пределами  Российской   Федерации,
   относятся иные доходы,  получаемые налогоплательщиком в результате
   осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.
      В соответствии  со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения
   по налогу на доходы физических лиц  признается  доход,  полученный
   налогоплательщиками  - налоговыми резидентами Российской Федерации
   от источников в Российской Федерации  и  (или)  от  источников  за
   пределами Российской Федерации.
      Особенности исчисления   и   порядок   уплаты    в    отношении
   рассматриваемых доходов определены статьями 225 и 228 Кодекса.
      Налоговая база определяется в соответствии с положениями статьи
   210 Кодекса.
      Согласно пункту 1 статьи 23 Кодекса гражданин вправе заниматься
   предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического
   лица   с   момента   регистрации   в   качестве    индивидуального
   предпринимателя.
      При этом возникающее  двойное налогообложение устраняется  либо
   в    соответствии    с     правилами    внутреннего     налогового
   законодательства,   либо   согласно   положениям   соглашения   об
   избежании двойного  налогообложения, если  такое существует  между
   Россией и соответствующим иностранным государством.
      В соответствии   со   статьей   227  Кодекса  физические  лица,
   зарегистрированные в установленном  действующим  законодательством
   порядке  и  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без
   образования юридического  лица,  производят  исчисление  и  уплату
   налога  на доходы физических лиц по суммам доходов,  полученным от
   такой деятельности.
      Одновременно,  Федеральным  законом  от  29.12.95  N 222-ФЗ "Об
   упрощенной  системе  налогообложения,   учета  и  отчетности   для
   субъектов малого предпринимательства"  (далее - Закон)  определены
   правовые  основы   введения  и   применения  упрощенной    системы
   налогообложения,   учета   и   отчетности   для   физических  лиц,
   осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без образования
   юридического лица.
      Согласно  пункту   3  статьи   1  Закона   у  физических   лиц,
   подпадающих  под  действие  этого  Федерального  закона, стоимость
   патента   предусматривает   замену   уплаты   налога   на  доходы,
   полученные от  тех видов  деятельности, на  которые выдан  патент,
   независимо от валюты и источников получения этих доходов.
      Дополнительного налогообложения    дохода,    полученного    из
   источников за рубежом, не производится.
      В соответствии  с  пунктом  1  статьи 232 фактически уплаченные
   налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации  за
   пределами  России  в  соответствии с законодательством иностранных
   государств  суммы  налога  с  доходов,  полученных  за   пределами
   Российской   Федерации,  не  засчитываются  при  уплате  налога  в
   Российской Федерации,  если иное не предусмотрено  соответствующим
   договором об избежании двойного налогообложения.
      Таким образом,    полученный    предпринимателем    доход    от
   деятельности  по  указанному  в  патенте  виду не зависит от места
   осуществления им данной деятельности и от того,  в какой валюте он
   получен.
      Согласно статье 143 главы 21 "Налог на  добавленную  стоимость"
   Кодекса  индивидуальные  предприниматели  признаются плательщиками
   налога на добавленную стоимость,  в  том  числе  и  индивидуальные
   предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.
      В соответствии  с  пунктом  1  статьи  146   Кодекса   объектом
   обложения   налогом   на   добавленную  стоимость  (далее  -  НДС)
   признается  реализация  товаров  (работ,  услуг)   на   территории
   Российской Федерации.
      При этом следует иметь в виду, что подпунктом 3 пункта 1 статьи
   148  Кодекса  установлено,  что  местом  реализации  работ (услуг)
   организацией  или   индивидуальным   предпринимателем   признается
   территория    Российской   Федерации,   если   услуги   фактически
   оказываются на территории Российской Федерации в  сфере  культуры,
   искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта.
      Документами, подтверждающими место выполнения  работ  (оказания
   услуг)   за   пределами   территории   Российской   Федерации,   в
   соответствии с пунктом 4 статьи 148 Кодекса являются:
      1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
      2) документы,  подтверждающие факт выполнения  работ  (оказания
   услуг).
      Таким образом, в случае  если местом реализации услуг  не будет
   являться территория Российской Федерации, объекта  налогообложения
   по налогу на добавленную стоимость не возникает.
      Дать более подробный ответ по данному вопросу определения места
   реализации  работ  (услуг)  можно  только  в  случае  оценки  всех
   обстоятельств,   которые   должны   подтверждаться   при   наличии
   соответствующих договоров,  заключенных с иностранным  юридическим
   лицом, а также других документов.
      При исчислении налога с продаж с 1  января  2002  года  следует
   руководствоваться  Федеральным  законом  от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О
   внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  и статью 20 Закона Российской Федерации "Об
   основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом города
   Москвы от 09.11.2001 N 57 "О налоге с продаж".
      Согласно статье 348 Кодекса налогоплательщиками налога с продаж
   признаются  организации и индивидуальные предприниматели.  В то же
   время установлено, что налогоплательщиками они признаются только в
   том   случае,  если  они  реализуют  товары  (работы,  услуги)  на
   территории  того  субъекта   Российской   Федерации,   в   котором
   установлен налог с продаж.
      На основании  статьи  349  Кодекса   объектом   налогообложения
   признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ,
   услуг) на территории субъекта Российской Федерации и только в  том
   случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а
   также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
      Таким образом,    в    случае   оказания   услуг   иностранному
   юридическому  лицу  за  пределами  Российской  Федерации   объекта
   налогообложения налогом с продаж не возникает.
   
      5. Вопрос: Обязан   ли    предприниматель    без    образования
   юридического лица,  работавший в 2001 году по  упрощенной  системе
   налогообложения,  учета  и  отчетности,  представлять в  налоговую
   инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц за  данный
   налоговый период?
      Ответ: Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об  упрощенной
   системе налогообложения, учета  и отчетности для  субъектов малого
   предпринимательства" (далее  - Закон)  определены правовые  основы
   введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета  и
   отчетности для физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую
   деятельность без образования юридического лица.
      Согласно  пункту  3  статьи  1  Закона  применение   упрощенной
   системы  налогообложения,  учета   и  отчетности   индивидуальными
   предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на  доходы,
   полученные  от  осуществляемой  предпринимательской  деятельности,
   уплатой стоимости патента.
      В декларации  по налогу  на доходы  физических лиц  за 2001 год
   (форма  3-НДФЛ),  прошедшей  регистрацию  в  Минюсте РФ (N 2484 от
   08.12.2000),  не  предусмотрен   лист  приложения  для   отражения
   доходов и расходов предпринимателя, работающего по патенту.
      Таким образом,  индивидуальные предприниматели,  осуществляющие
   предпринимательскую    деятельность    по    упрощенной    системе
   налогообложения,  учета  и  отчетности,  декларацию  по  налогу на
   доходы физических лиц за 2001 год не представляют.
      При   этом   следует    учитывать,   что   данная    декларация
   предпринимателем не представляется в случае, если деятельность  по
   вышеуказанной системе осуществляется с 01.01.2001.
      По  доходам,  полученным  от  осуществления предпринимательской
   деятельности  в  течение  2001  года  до  перехода  на  упрощенную
   систему  налогообложения,  учета  и  отчетности, предприниматель в
   соответствии с  пунктом 1  статьи 229  Кодекса обязан  представить
   налоговую декларацию за период времени, отработанный до  получения
   патента.
   
        Налогообложение индивидуальных предпринимателей и лиц,
                    занимающихся частной практикой
   
      1. Вопрос: Относятся ли к статье "Материальные затраты" расходы
   на   покупку   товаров   для  перепродажи  у  предпринимателя  без
   образования  юридического  лица  и   осуществляющего   торгово   -
   закупочную  деятельность  по  упрощенной  системе налогообложения,
   вводимой с 01.01.2003 (глава 26.2 Кодекса)?
      Ответ: В  соответствии со статьей 346.14 главы 26.2 "Упрощенная
   система налогообложения" объектом  налогообложения  индивидуальных
   предпринимателей,  перешедших  с  01.01.2003 на упрощенную систему
   налогообложения,  признаются  доходы,  уменьшенные   на   величину
   расходов.
      Перечень  расходов,  на  которые  организации  и индивидуальные
   предприниматели при применении упрощенной системы  налогообложения
   с 01.01.2003 уменьшают полученные доходы в случае, когда  объектом
   налогообложения   являются   доходы,   уменьшенные   на   величину
   расходов, приведен в  пункте 1 статьи  346.16 главы 26.2  Кодекса.
   Данный  перечень  расходов  является  исчерпывающим.   Расходы  по
   оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей  реализации
   (оптовая,  мелкооптовая  и  розничная  торговля),  не  включены  в
   вышеуказанный  перечень  расходов.   В  связи  с  вышеизложенным в
   случае,   когда   объектом   налогообложения   являются    доходы,
   уменьшенные  на  величину  расходов,  организации и индивидуальные
   предприниматели при  применении с  1 января  2003 года  упрощенной
   системы  налогообложения  не   вправе  уменьшать  при   исчислении
   налоговой  базы  сумму  полученных  доходов  на  расходы по оплате
   стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
   
      2. Вопрос: Что является валовым доходом у ПБОЮЛ,  занимающегося
   посреднической   деятельностью   либо   комиссионной    торговлей:

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное