Стр. 1
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2002 г. N 27-08н/62778
ОБ ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Москве направляет для практического применения в
работе ответы, подготовленные отделом налогообложения физических
лиц, на вопросы, поставленные инспекциями по административным
округам, по налогу на доходы, удерживаемому налоговыми агентами и
налоговыми органами.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.Я. Сосихина
Налоговые агенты
1. Вопрос: Просьба разъяснить порядок применения п. 9 ст. 217
Налогового кодекса Российской Федерации в отношении полной или
частичной компенсации стоимости путевки, выданной ребенку
работника организации, в случае если возраст ребенка превысил 16
лет.
Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 217 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от
налогообложения суммы полной или частичной компенсации стоимости
путевок, за исключением туристических, выплачиваемой
работодателями своим работникам и (или) членам их семей,
инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на
территории Российской Федерации санаторно - курортные и
оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной
компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16
лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно -
курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые: за счет
средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты
налога на доходы организаций; за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации к
членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители,
усыновленные).
Учитывая изложенное, суммы компенсации полной или частичной
стоимости путевок на санаторно - курортное лечение на территории
Российской Федерации, выплачиваемой работодателями детям (в том
числе достигшим возраста 16 лет) своих работников за счет средств
работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога
на прибыль, или за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации, не облагаются налогом на доходы физических
лиц.
2. Вопрос: Подлежат ли налогообложению суммы, выплаченные по
решению суда физическому лицу - эксперту за проведение
экспертизы?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса
учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в
денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение
которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной
выгоды.
Статьей 217 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень
доходов, не подлежащих налогообложению. Любые доходы, не
перечисленные в названной статье Кодекса в качестве не подлежащих
налогообложению, включаются в налоговую базу физических лиц.
Таким образом, вознаграждение эксперту за проведение
экспертизы, выплаченное по решению суда (порядок выплаты такого
вознаграждения установлен пунктом 12 постановления СМ РСФСР от
14.07.90 N 245 "Об утверждении Инструкции о порядке и размерах
возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их
вызовом в органы дознания, предварительного следствия,
прокуратуру или в суд" (с изменениями и дополнениями от
02.03.93), подлежит налогообложению у источника выплаты.
3. Вопрос: Подлежат ли обложению налогом на доходы физических
лиц в 2003 году суммы аннуитетов, полученные физическими лицами
по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни,
заключенным на срок более 5 лет, до вступления в действие
Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 213
Кодекса в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ при
определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в
виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих
страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного
страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в
течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в
том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением
страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти
застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.
Указанное положение вступает в действие с 1 января 2003 года.
Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы,
повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным
образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. То
есть на страховые выплаты в виде аннуитетов, полученные
застрахованными лицами до 1 января 2003 года по договорам
добровольного долгосрочного страхования жизни, вышеуказанное
положение статьи 213 Кодекса (в редакции Федерального закона от
29.05.2002 N 57-ФЗ) не распространяется.
Страховые выплаты в виде аннуитетов, выплачиваемые
застрахованным лицам после 1 января 2003 года, подлежат
налогообложению у источника выплаты независимо от даты заключения
договора добровольного долгосрочного страхования жизни.
4. Вопрос: Включается ли в налоговую базу физического лица
сумма оплаты страхового взноса по договорам медицинского
страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 213 Кодекса при
определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов,
если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций
или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование
работников производится работодателями в обязательном порядке в
соответствии с действующим законодательством, а также по договорам
добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение
вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или)
оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных
физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным
физическим лицам.
Таким образом, страховые взносы по договорам медицинского
страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц,
не подлежат налогообложению при отсутствии выплат застрахованным
лицам, под которыми следует понимать перечисление (выдачу)
денежных средств непосредственно физическим лицам.
5. Вопрос: Организация заключает договор купли - продажи доли
участия в ООО, по которому организация является покупателем, а
продавцом выступает физическое лицо - нерезидент. Стоимость доли
участия в ООО, являющейся предметом заключаемого договора,
превышает номинальную стоимость.
Являются ли в данном случае средства, полученные физическим
лицом по договору купли - продажи, доходом, подлежащим
налогообложению, и возлагается ли на организацию функция
налогового агента по удержанию налога на доходы физических лиц?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса для
физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный
налогоплательщиком от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса к доходам от
источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные
физическими лицами от реализации в Российской Федерации акций или
иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале
организаций.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 1
статьи 220 Кодекса, предоставляется физическим лицам,
признаваемым налоговыми резидентами Российской Федерации, только
при реализации имущества, находившегося в собственности
налогоплательщика.
Согласно статьям 93 и 94 Гражданского кодекса Российской
Федерации участнику предприятия принадлежит право на долю в
уставном капитале предприятия, и именно эта доля либо ее часть
может продаваться или иным образом отчуждаться участником при
выбытии его из предприятия.
Причитающиеся участникам предприятия доли в имуществе этого
предприятия не порождают их права собственности на это имущество,
поскольку в соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса
указанное имущество принадлежит на праве собственности данному
предприятию.
Доход, полученный физическими лицами от реализации доли
имущества, превышающей сумму первоначального взноса участника в
уставный капитал, подлежит налогообложению по ставке 13 процентов
у физических лиц - резидентов Российской Федерации, по ставке 30
процентов - у физических лиц, не являющихся резидентами
Российской Федерации.
6. Вопрос: Если налоговый агент выплатил доход индивидуальному
предпринимателю за приобретенный товар или выполненные работы, а
предприниматель не представил документы, подтверждающие его
государственную регистрацию в качестве предпринимателя, нужно ли
налоговому агенту подавать сведения о доходах предпринимателя в
налоговый орган?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса не
представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным
предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или
выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти
индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту
документы, подтверждающие их государственную регистрацию в
качестве предпринимателей без образования юридического лица и
постановку на учет в налоговых органах.
Таким образом, законодатель указал два условия, которые дают
право не представлять сведения о доходах, выплаченных
индивидуальным предпринимателям, а именно: предъявление
налоговому агенту документов, подтверждающих их государственную
регистрацию в качестве предпринимателей без образования
юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. В
противном случае сведения о доходах, выплаченных налоговыми
агентами таким лицам, представляются в налоговые органы по месту
учета в общеустановленном порядке.
7. Вопрос: Может ли налоговый орган привлечь организацию к
налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ
за непредставление сведений о доходах физических лиц по запросу
налогового органа либо отказ в представлении документов в ходе
выездной налоговой проверки?
Ответ: В случае непредставления сведений о доходах физических
лиц в установленный срок, а также непредставления сведений,
истребуемых должностными лицами налоговых органов в рамках
проведения налоговой проверки в порядке статьи 93 Кодекса,
налоговый агент подлежит привлечению к ответственности в
соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
8. Вопрос: За счет гранта, предоставленного Министерству в
1999-2000 гг., выплачивались вознаграждения по контрактам
физическим лицам - консультантам. Подоходный налог у источника
выплаты не удерживался. В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона РФ
"О подоходном налоге с физических лиц" Министерством
предоставлены в налоговую инспекцию по месту своего учета
сведения о таких доходах физических лиц, где графа "Сумма
подоходного налога, переданная на взыскание в налоговый орган" не
заполнена.
Начисляются ли при проведении выездной налоговой проверки
штрафные санкции от сумм неудержанного подоходного налога?
Ответ: Согласно статье 24 Кодекса налоговые агенты обязаны
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
соответствующие налоги. О невозможности удержать налог у
налогоплательщика налоговый агент обязан в течение одного месяца
письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и
перечислению налогов, за исключением случаев невозможности
удержания налога, в соответствии со статьей 123 Кодекса влечет
взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей
перечислению, независимо от того представлены сведения о
выплаченных доходах по форме N 3 или нет.
9. Вопрос: Должны ли налоговые агенты - благотворительные фонды
подавать сведения на физических лиц по доходам в виде материальной
помощи в случае, если сумма указанных доходов не превышает 2000
руб.?
Ответ: Да, должны. Не представляются сведения о доходах
физических лиц в случае, если доходы независимо от их размера
полностью освобождаются от уплаты налога на доходы физических
лиц. Пунктом 8 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от
налогообложения сумм единовременной материальной помощи,
оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи (в
денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в
установленном порядке российскими и иностранными
благотворительными организациями (фондами, объединениями),
включенными в перечни, утвержденные Правительством Российской
Федерации.
Однако до настоящего времени такой перечень Правительством
Российской Федерации не утвержден. Поэтому до утверждения
перечней благотворительные организации не могут предоставлять
льготу, в связи с чем оказываемая ими благотворительная помощь
облагается налогом на доходы физических лиц на общих основаниях,
следовательно, и сведения о доходах представляются в порядке,
указанном в статье 230 Кодекса.
10. Вопрос: Согласно пункту 31 статьи 217 части второй
Налогового кодекса к доходам, не подлежащим налогообложению,
относятся выплаты, производимые профсоюзными комитетами, включая
материальную помощь, за счет членских взносов, за исключением
вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
Такие доходы не учитываются при заполнении налоговой отчетности
по форме 2-НДФЛ. Есть ли верхний предел выплат, производимых
профсоюзами, в виде материальной помощи за счет членских взносов,
не подлежащих налогообложению?
Ответ: Таких ограничений в части выплат, производимых
профсоюзными комитетами членам профсоюза в виде материальной
помощи за счет членских взносов, не подлежащих налогообложению,
Налоговым кодексом не предусмотрено.
11. Вопрос: Просим уточнить перечень налоговых агентов, не
обязанных представлять сведения о доходах физических лиц за 2002
год.
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые
агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета
сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и
суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Следовательно, если налоговым агентом не выплачивался доход
физическим лицам и соответственно не производилось исчисление и
удержание налогов, то у этого налогового агента не возникает
обязанности по подаче сведений по форме 2-НДФЛ. Кроме того, если
организация, выдавшая заемные средства, не выступает в качестве
уполномоченного представителя налогоплательщика, то налог с
материальной выгоды за пользование заемными средствами исчисляет
и уплачивает сам налогоплательщик на основании налоговой
декларации, т.е. организация не производит налогообложение
указанного дохода. Следовательно, и обязанность по представлению
сведений о доходах физических лиц в этом случае у организации не
возникает.
12. Вопрос: Просим уточнить перечень доходов, о которых
налоговые агенты не обязаны сообщать.
Ответ: Доходы, которые в соответствии со статьей 217 Кодекса
полностью освобождены от налога на доходы физических лиц, в
Справке о доходах физических лиц не указываются.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса не
представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным
предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или
выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти
индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту
документы, подтверждающие их государственную регистрацию в
качестве предпринимателей без образования юридического лица и
постановку на учет в налоговых органах. Такими документами
являются: свидетельство о государственной регистрации
предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без
образования юридического лица, свидетельство о постановке на учет
в качестве предпринимателя без образования юридического лица или
патент на право применения упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности физическим лицом, занимающимся
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход.
Однако налоговые агенты в общеустановленном порядке представляют
в налоговые органы по месту своей регистрации сведения о доходах
формы 2-НДФЛ, выплаченных частным нотариусам, поскольку норма
пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса на них не
распространяется.
13. Вопрос: Организация приобрела у своего сотрудника
автомобиль и выплатила ему стоимость автомобиля по договору, при
этом не исчислила и не удержала налог на доходы по ставке 13%.
Как правильно отразить в форме 2-НДФЛ (в каком разделе формы и по
какому коду доходов) реализацию собственного имущества и
показать, что физическое лицо имеет задолженность перед налоговым
органом, а сумма налога передана на взыскание в налоговый орган,
если в разделе 2, п. 2.1 листа 1 формы 2-НДФЛ на магнитных
носителях отсутствует код дохода от реализации личного имущества?
Ответ: Пунктом 2 статьи 220 Кодекса предусмотрено, что при
реализации принадлежащего налогоплательщику имущества право на
получение имущественного налогового вычета предоставляется на
основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им
налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового
периода.
Следовательно, определить налоговую базу, произвести исчисление
налога сможет только налоговый орган, предоставляющий
имущественный налоговый вычет.
В этом случае налоговый агент - источник выплаты дохода обязан
согласно статье 230 Кодекса представить в налоговый орган только
сведения о доходе, выплаченном физическому лицу.
Код дохода выбирается из справочника 2 (приведенного в
приложении к формам 1-НДФЛ и 2-НДФЛ, Справочник "Виды доходов").
Доходы, полученные физическим лицом от реализации автомобиля
отражаются в Справке формы 2-НДФЛ по коду 1520 "Доходы,
полученные налогоплательщиком от реализации иного имущества
(кроме ценных бумаг)".
14. Вопрос: При заполнении справки о доходах физического лица
по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 30.10.2001 N
БГ-3-04/458, возникают следующие вопросы:
1. Обязательно ли указывать идентификационный номер
налогоплательщика (далее - ИНН), ведь встречаются физические лица,
которым ИНН еще не присвоен?
2. Как правильно заполнить документ, если неизвестно хотя бы
одно из указанных в форме 2-НДФЛ поле (серия и номер документа,
адрес места жительства, дата рождения и т.д.)?
Ответ:
1. Реквизит "ИНН физического лица" заполняется только в
справках о доходах физических лиц, получивших ИНН и имеющих
документ (свидетельство), подтверждающий постановку на учет в
налоговом органе.
2. Реквизиты: "Документ, удостоверяющий личность", "Дата
рождения" и "Адрес постоянного места жительства" могут не
заполняться при наличии заполненного реквизита "ИНН физического
лица". В случае отсутствия ИНН физического лица указанные
реквизиты являются обязательными при заполнении справки о доходах
физического лица по форме 2-НДФЛ.
15. Вопрос: Согласно пункту 8 статьи 214.1 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговая база по операциям купли - продажи
ценных бумаг и операций с финансовыми инструментами срочных
сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и
уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании
налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных
средств налогоплательщику до истечения очередного налогового
периода. Что в данном случае считать датой выплаты применительно
к брокерским организациям: день получения дохода от операций
купли - продажи ценных бумаг, вывод денежных средств с площадки,
перечисление средств на клиентский счет, снятие клиентом средств
со счета?
Ответ: В соответствии с пунктом 8 статьи 214.1 Кодекса
налоговая база по операциям купли - продажи ценных бумаг и
операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется
по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога
осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода
или при осуществлении им выплаты денежных средств
налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.
Под выплатой денежных средств в данном случае понимаются
выплата наличных денежных средств или перечисление денежных
средств с клиентского счета на банковский счет физического лица
или на счет третьего лица по требованию физического лица.
16. Вопрос: Подлежат ли налогообложению доходы физических лиц в
виде сумм, уплаченных работодателями - представительствами
иностранных компаний в Российской Федерации за лечение и
медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей
и детей, в случаях, перечисленных в абзаце 2 пункта 10 статьи 217
Кодекса, если представительство не осуществляет коммерческой
деятельности, а финансируется головным офисом либо не имеет
прибыли по иным причинам? Подлежат ли налогообложению доходы
физических лиц - сотрудников таких представительств, получаемые
ими в виде компенсационных выплат, связанных с возмещением их
расходов на повышение профессионального уровня, либо суммы,
перечисляемые работодателем на указанные цели непосредственно
учебному заведению?
Ответ: Согласно пункту 10 статьи 217 Кодекса суммы, уплаченные
работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога
на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание
своих работников, их супругов, их родителей и их детей при
условии наличия у медицинских учреждений соответствующих
лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические
расходы на лечение и медицинское обслуживание.
В пункте 10 вышеназванной статьи Кодекса речь идет о реальной
(фактической) уплате налога на прибыль. Поэтому если организация
не является плательщиком налога на прибыль, ее расходы по оплате
лечения и медицинского обслуживания своим работникам и (или)
членам их семей (в т.ч. и в случаях, перечисленных в абзаце 2
пункта 10 статьи 217 Кодекса) являются объектом налогообложения
налогом на доходы физических лиц.
Суммы возмещения представительством расходов физических лиц на
повышение их профессионального уровня, а также суммы денежных
средств, перечисляемых работодателями на указанные цели
непосредственно учебному заведению, подпадают под действие пункта
3 статьи 217 Кодекса, за исключением оплаты обучения, связанного
с повышением образовательного уровня физических лиц, т.е.
получением специального образования (среднего или высшего).
В случае оплаты работодателями за своего работника стоимости
обучения, связанного с повышением его образовательного уровня,
указанные выплаты учитываются у этого работника при определении
налоговой базы, облагаемой налогом на доходы физических лиц по
ставке 13 процентов.
17. Вопрос: При вступлении в действие главы 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации был ли отменен Закон
города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц"
в части льгот на продажу ценных бумаг через организации,
включенные в Перечень организаций, имеющих право предоставлять
указанную льготу? Каков прядок взыскания налога на доходы
физических лиц, если данная льгота предоставлена источником
выплаты?
Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 5
августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации" с вступлением
в действие с 1 января 2001 года положений части второй Кодекса
Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
отменен.
По мнению Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам, Закон города Москвы от 2 июля 1997 г. N 26 (в редакции
Законов от 24 марта 1999 г. N 10 и от 14 июня 2000 г. N 16)
противоречит положениям статьи 29 Федерального закона от 5
августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и
главы 23 Кодекса, в связи с чем не может применяться после 1
января 2001 года.
Кроме того, Московской городской Думой 30.10.2002 принят Закон
города Москвы N 57 "О признании утратившими силу законов города
Москвы о льготах по подоходному налогу с физических лиц", которым
Закон города Москвы N 26 признан утратившим силу в связи с
введением в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации.
В случае неудержания налога с доходов физических лиц,
полученных от реализации ценных бумаг через профессиональных
участников рынка ценных бумаг после 03.07.2001, налоговые агенты
привлекаются к налоговой ответственности в соответствии со
статьей 123 Кодекса. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 231
Кодекса суммы налога, не удержанные с физических лиц или
удержанные налоговыми агентами неполностью, взыскиваются ими с
физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по
налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 Кодекса.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную
сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с
момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно
сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности
удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В этом
случае налогоплательщик уплачивает налог на основании налогового
уведомления, вручаемого налоговым органом.
18. Вопрос: Физическое лицо, являясь нерезидентом Российской
Федерации, работает по договору в российской организации. С него
удерживается налог на доходы по ставке 30 процентов.
Вправе ли налоговый агент удерживать с нерезидента налог на
доходы физических лиц по ставке 13 процентов, если трудовой
договор заключен с начала года и на срок более одного года, а
также вправе ли налоговый агент сделать перерасчет налога по
истечении 183 дней, если физическое лицо продолжает работать в той
же организации?
Ответ: В соответствии со статьей 6.1 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации течение срока фактического
нахождения на территории Российской Федерации начинается на
следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия
на территорию Российской Федерации.
Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской
Федерации включается в количество дней фактического нахождения на
территории Российской Федерации.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию
Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного
контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел
разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в
Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно
пребывающие на территории Российской Федерации,
зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на
территории Российской Федерации и состоящие на начало налогового
периода в трудовых отношениях с организациями, предусматривающих
продолжительность работы в Российской Федерации в текущем
календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами
Российской Федерации на начало отчетного периода с последующим
уточнением статуса налогоплательщика.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
- на дату фактического завершения пребывания иностранного
гражданина (лица без гражданства) на территории Российской
Федерации в текущем календарном году;
- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное
местожительство за пределы Российской Федерации;
- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в
Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо
лица без гражданства.
В случае если доходы от выполнения трудовых обязанностей
иностранным физическим лицом до истечения 183 дней его пребывания
на территории РФ в календарном году облагались по ставке 30%, то
по истечении указанного срока организация вправе произвести
перерасчет налога по ставке 13% и зачесть переплату налога на
доходы физических лиц в счет предстоящих платежей или вернуть
налогоплательщику излишне удержанные с него суммы налога на
основании соответствующего заявления.
19. Вопрос: Является ли перечень доходов, полученных
налогоплательщиком в натуральной форме, приведенный в статье 211
Кодекса, исчерпывающим?
Ответ: Приведенный в статье 211 Кодекса перечень доходов,
получаемых физическими лицами в натуральной форме, не является
исчерпывающим, поскольку в тексте использованы слова "в
частности", т.е. даются примеры.
20. Вопрос: В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ
(далее - Кодекс) налоговый агент обязан исчислить, удержать из
доходов налогоплательщика при их фактической выплате и уплатить
сумму налога.
В случае неисполнения налоговым агентом обязанности по
удержанию сумм налога в каком порядке происходит удержание
недоимки по налогу на доходы физических лиц (налоговый орган
взыскивает с налогового агента, а тот, в свою очередь, с
физического лица либо налоговый орган взыскивает недоимку с
физического лица) и кто должен уплачивать пени?
Ответ: В соответствия со ст. 226 Кодекса налоговые агенты
обязаны исчислять и удерживать суммы налога на доходы с физических
лиц со всех доходов, выплачиваемых налогоплательщикам, исключая
доходы, налогообложение которых регулируется статьями 214.1, 227 и
228 Кодекса.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога
непосредственно из доходов физического лица при их фактической
выплате и перечислить в бюджет не позднее дня фактического
получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный
срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно. При
неисполнении налоговым агентом своих обязанностей с него
взыскивается сумма налога в том же порядке, что и с
налогоплательщика (статья 46 НК). Кроме того, в случае уплаты
причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налоговый агент
должен уплатить пени (статья 75 НК).
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и
(или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20
процентов от суммы, подлежащей перечислению (статья 123 НК).
Организация, допустившая неправильное исчисление налога,
должна на основании требования, полученного от налогового органа,
уплатить сумму недоплаты в той части, в которой у организации
имеется возможность удержать выявленные суммы (с обязательным
восполнением источника за счет физического лица) и штраф. В
случае неисполнения требования налоговый орган принимает решение
о взыскании налога и направляет в банк инкассовое поручение
(распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие
бюджеты необходимых денежных средств (в размере недоимки и
пеней). Взыскание налоговых санкций производится в судебном
порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при
невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму
налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента
возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать
налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью
удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо
известно, что период, в течение которого может быть удержана
сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Взыскание этой суммы производится на основании налогового
уведомления, вручаемого налоговым органом физическому лицу. При
этом штрафные санкции к налоговым агентам в этом случае
применяться не должны.
21. Вопрос: В соответствии со статьей 221 Налогового кодекса РФ
(далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 29.05.2002
N 57-ФЗ) налогоплательщики реализуют право на получение
профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного
заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента
налогоплательщики реализуют такое право путем подачи письменного
заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой
декларации по окончании налогового периода.
В том случае, если налоговый агент не предоставил вычет, может
ли налоговый орган по истечении налогового периода по заявлению
физического лица предоставить профессиональный налоговый вычет?
Ответ: Если в отчетном налоговом периоде налоговый агент -
источник выплаты дохода по каким-либо причинам не предоставил
профессиональный налоговый вычет физическому лицу, то по заявлению
последнего налоговый агент обязан это сделать с соблюдением
положений статей 78 и 231 Кодекса, поскольку налоговый орган не
вправе предоставлять профессиональный налоговый вычет в таких
случаях.
22. Вопрос: В ряде случаев выплаты заработной платы в
постоянном представительстве иностранной компании осуществляются
головным офисом этой компании из-за рубежа путем перевода
валютных денежных средств непосредственно на личные валютные
счета сотрудников, открытые как в Российской Федерации, так и за
ее пределами, минуя расчетные счета представительства. Исходя из
этого обстоятельства, а также из того, что согласно
представляемым документам сотрудники самостоятельно исполняют
обязанности по декларированию таких доходов и уплате налога,
представительства не считают необходимым исполнять обязанности
налогового агента согласно статье 226 Кодекса.
Должно ли в таких случаях постоянное представительство
исполнять обязанности налогового агента, действуя в соответствии
с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, учитывая тот факт, что пунктом 2
этой же статьи Кодекса сделано исключение в отношении доходов,
исчисление и уплата налога по которым осуществляется в
соответствии со статьей 228 Кодекса?
Ответ: В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208
Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных
обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение
действия в Российской Федерации относится к доходам от источников
в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса представительства
иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в
результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать
у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в
соответствии со статьей 224 Кодекса.
Учитывая изложенное, в случае если выплата заработной платы в
постоянном представительстве иностранной компании осуществляется
головным офисом этой компании из-за рубежа путем перевода
валютных денежных средств непосредственно на личные валютные
счета сотрудников, открытые как в Российской Федерации, так и за
ее пределами, минуя расчетные счета представительства, постоянное
представительство обязано исполнить свои обязанности налогового
агента в части положений, определяемых пунктом 5 статьи 226
Кодекса.
23. Вопрос: Пунктом 1 статьи 228 Кодекса установлено, что
исчисление и уплата налога в соответствии с указанной статьей
производят, в частности (подп. 3), физические лица - налоговые
резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за
пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.
Следует ли рассматривать доходы, получаемые физическими лицами
- налоговыми резидентами Российской Федерации за выполнение
трудовых обязанностей в Российской Федерации (работа в
представительствах иностранных компаний) при оплате труда
головным офисом в соответствии с заключенным между ними договором
(контрактом) путем перечисления из-за рубежа денежных средств на
личные счета таких лиц, открытые в Российской Федерации или за
рубежом, как доходы, не относящиеся к полученным от источников в
Российской Федерации, или такие доходы следует рассматривать как
полученные от источников в Российской Федерации исходя из
определения, данного в подп. 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса?
Ответ: Доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми
резидентами Российской Федерации за выполнение трудовых
обязанностей в Российской Федерации (работа в представительстве
иностранной компании) при оплате труда головным офисом в
соответствии с заключенным между ними договором (контрактом) путем
перечисления из-за рубежа денежных средств на личные счета таких
лиц следует рассматривать в соответствии с подпунктом 6 пункта 1
статьи 208 Кодекса как доходы, полученные от источников в
Российской Федерации.
24. Вопрос: В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой
получения дохода в виде оплаты труда признается последний день
месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые
обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Каким образом следует определять в рублях размер дохода,
выплачиваемого в виде заработной платы в иностранной валюте:
раньше последнего дня месяца либо несколько раз в месяц с учетом
возникающей в таких случаях разницы вследствие различных курсов
обмена валюты, действующих на даты выплаты доходов и дату,
определяемую статьей 223 Кодекса?
Ответ: Согласно пункту 5 статьи 210 Кодекса доходы
налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной
валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ,
установленному на дату фактического получения доходов. Датой
фактического получения дохода в виде оплаты труда согласно пункту
2 статьи 223 Кодекса признается последний день месяца, за который
налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые
обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Таким образом, при определении налоговой базы доход в виде
оплаты труда в иностранной валюте необходимо пересчитывать по
курсу Центробанка, установленному на последний день месяца, за
который он был начислен.
25. Вопрос: Представительством иностранной компании, не
осуществляющей коммерческой деятельности и финансируемой из-за
рубежа, оплачивается проезд (перелет) сотрудников головного офиса
компании из страны, в которой находится головной офис, в
Российскую Федерацию и обратно.
Обязано ли представительство в такой ситуации удерживать налог
на доходы физических лиц и каким образом это может быть
осуществлено, если непосредственно указанным лицам
представительством доход не выплачивается, т.е. происходит
перечисление средств компании - перевозчику (посреднику)?
Меняется ли что-либо в случаях, если представительством
осуществляется коммерческая деятельность или в случаях когда
осуществляется оплата перелетов (проезда) сотрудников головного
офиса еще и по территории Российской Федерации?
Ответ: Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации, в соответствии со статьей 207 Кодекса
признаются налогоплательщиками по любым доходам, полученным ими
от источников в Российской Федерации. Пунктом 9 статьи 208
Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской
Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в
результате осуществления им деятельности на территории Российской
Федерации.
Оплата названным физическим лицам стоимости авиа- и
железнодорожных билетов не может рассматриваться в качестве
компенсационной выплаты, так как они не состоят в трудовых
отношениях с российским представительством.
Стоимость оплаченных представительством билетов по проезду
нерезидентов рассматривается как доходы, полученные этими лицами
в натуральной форме от источников в Российской Федерации,
подлежащие налогообложению по ставке 30 процентов, если иное не
предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.
В последнем случае налогоплательщик во исполнение пункта 2 статьи
232 Кодекса обязан представить документ, подтверждающий, что он
является резидентом государства, с которым заключено соглашение.
26. Вопрос: Какие документы необходимо представить одинокому
родителю для получения стандартного налогового вычета на
содержание детей в размере 600 рублей, если он никогда не состоял
в зарегистрированном браке?
Ответ: Для получения стандартного налогового вычета на
содержание детей в размере 600 рублей одинокий родитель должен
представить свидетельство о рождении ребенка и паспорт, в котором
в разделе "Семейное положение" отсутствует отметка о регистрации
брака, либо иной документ, подтверждающий статус одинокого
родителя.
27. Вопрос: В каком порядке производится налогообложение
денежных средств, выплачиваемых физическим лицам - владельцам
паев паевых инвестиционных фондов при выкупе у них этих паев
управляющей компанией?
Ответ: В соответствии со статьей 214.1 Кодекса доходы,
полученные физическими лицами от продажи инвестиционных паев,
следует рассматривать как доходы, полученные от операций купли -
продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг, осуществляемых доверительным управляющим.
Определение налоговой базы, исчисление, удержание и уплата
налога при выкупе у физического лица инвестиционного пая
производятся доверительным управляющим на основании пунктов 7 и 8
статьи 214.1 Кодекса. При этом налогоплательщику на основании
заявления и представленных им документов предоставляется вычет в
размере фактически произведенных затрат на приобретение таких
паев.
Налогообложение доходов, полученных в виде
материальной выгоды
Порядок налогообложения доходов, полученных
в виде материальной выгоды
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000
N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая
Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым
законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее
в действие.
После вступления в силу с 01.01.2001 главы 23 "Налог на доходы
физических лиц" части второй Кодекса Закон Российской Федерации
от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"
утратил силу. Следовательно, с 01.01.2001 правоотношения,
возникшие как до, так и после 01.01.2001, регулируются нормами
вышеуказанной главы.
Статьей 210 Кодекса предусмотрено, что при определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, в том
числе и доходы в виде материальной выгоды.
|