Стр. 2
(6,0 - 7,5 м) ¦КАвЗ-685 ¦ 250 ¦ 180 ¦ 180 ¦ 180 ¦ 180 ¦ 180
среднего класса ¦ЛАЗ-695Н, -695НГ ¦ 360 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 360 ¦ 200
(8,0 - 9,5 м) ¦ЛАЗ-697Н, -697Р ¦ 400 ¦ 220 ¦ 220 ¦ 220 ¦ 400 ¦ 220
большого класса ¦ЛиАЗ-677, -677М, ¦ 380 ¦ 200 ¦ 200 ¦ 210 ¦ 300 ¦ 200
(10,5 - 12,5 м) ¦-677Г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Грузовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
общетранспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
грузоподъемностью,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
т: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 0,3 до 1,0 ¦ИЖ-27151 (0,4 т) ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100
¦ -¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 1,0 до 3,0 ¦ЕрАЗ-762А, ¦ ¦ 160 ¦ 160 ¦ 160 ¦ 130 ¦ 160 ¦ 160
¦-762В ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦УАЗ-451М, >(1 т)¦ 180 ¦ 160 ¦ 160 ¦ 180 ¦ 180 ¦ 180
¦-451ДМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ГАЗ-52-04, ¦ 175 ¦ 100 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175
¦-52-07 (2,5 т), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦-52-27 (2,4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 3,0 до 5,0 ¦ГАЗ-53А, ¦ 250 ¦ 200 ¦ 250 ¦ 250 ¦ 250 ¦ 250
¦-53-07 (4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 5,0 до 8,0 ¦ЗИЛ-130, -138 ¦ 300 ¦ 200/250 ¦ 300 ¦ 300 ¦ 300 ¦ 300
¦(5/6 т <**>), ¦ ¦ <**> ¦ ¦ ¦ ¦
¦-138А (5,4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КАЗ-608, -608В ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150
¦Урал-377, ¦ 150 ¦ 125 ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150 ¦ 150
¦-377Н (7,5 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 8,0 и более ¦МАЗ-500А ¦ ¦ 250 ¦ 250 ¦ 200 ¦ 250 ¦ 250 ¦ 250
¦МАЗ-5335 > (8 т)¦ 320 ¦ 275 ¦ 275 ¦ 320 ¦ 320 ¦ 320
¦КамАЗ-5320 ¦ ¦ 300 ¦ - ¦ 300 ¦ 300 ¦ - ¦ 300
¦ -- ¦ ¦ <***> ¦ ¦ ¦ <***>¦
¦КрАЗ-257, ¦ 250 ¦ 225 ¦ 225 ¦ 250 ¦ 250 ¦ 250
¦-257Б1 (12 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Прицепы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
одноосные ¦Все модели ¦ 100 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
грузоподъем- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ностью до 3,0 т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
двухосные ¦ - " - ¦ 100 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
грузоподъем- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ностью от 3,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
до 8,0 т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
двухосные ¦ГКБ-8350 ¦ 200 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
грузоподъем- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ностью 8 т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
и более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Полуприцепы ¦КА3-717 (11,5 т) ¦ 100 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
грузоподъемностью ¦ -¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
8 т и более ¦МАЗ-5232В ¦ ¦ 190 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
¦ > ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦МАЗ-93801 ¦(13,5 т)¦ 300 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
¦ -- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦МАЗ-9397 (20 т) ¦ 320 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
-------------------+-------------------+--------+---------+---------+------+------+---------
--------------------------------
<*> Норма устанавливает величину пробега, после которого по
результатам оценки технического состояния подвижной состав и его
основные агрегаты могут быть направлены на капитальный ремонт.
<**> В знаменателе для автомобилей выпуска с 1980 г.
<***> Нормы пробега двигателя и заднего (среднего) моста
автомобилей КамАЗ до капитального ремонта приведены во второй
части Положения для этого семейства.
Таблица 2.4. Перечень основных агрегатов
автомобиля, их базовых и основных деталей
----------------T-----------------T-------------------------------
Агрегаты ¦ Базовые ¦ Основные детали
¦ (корпусные) ¦
¦ детали ¦
----------------+-----------------+-------------------------------
Двигатель с ¦Блок цилиндров ¦Головка цилиндров, коленчатый
картером ¦ ¦вал, маховик,
сцепления в ¦ ¦распределительный вал, картер
сборе ¦ ¦сцепления
¦ ¦
Коробка передач¦Картер коробки ¦Крышка картера верхняя,
¦передач ¦удлинитель коробки передач,
¦ ¦первичный, вторичный и
¦ ¦промежуточный валы
¦ ¦
Гидромеханичес-¦Картер ¦Корпус двойного фрикциона,
кая передача ¦механического ¦первичный, вторичный и
¦редуктора ¦промежуточный валы, турбинное
¦ ¦и насосное колеса, реактор
¦ ¦
Карданная ¦Труба (трубы) ¦Фланец-вилка, вилка скользящая
передача ¦карданного вала ¦
¦ ¦
Задний мост ¦Картер заднего ¦Кожух полуоси, картер
¦моста ¦редуктора, стакан подшипников,
¦ ¦чашки дифференциала, ступица
¦ ¦колеса, тормозной барабан или
¦ ¦диск, водило колесного
¦ ¦редуктора
¦ ¦
Передняя ось ¦Балка передней ¦Поворотная цапфа, ступица
¦оси или ¦колеса, шкворень, тормозной
¦поперечина при ¦барабан или диск
¦независимой ¦
¦подвеске ¦
¦ ¦
Рулевое ¦Картер рулевого ¦Вал сошки, червяк, рейка-
управление ¦механизма, картер¦поршень, винт шариковой гайки,
¦золотника ¦крышка корпуса насоса
¦гидроусилителя, ¦гидроусилителя, статор и ротор
¦корпус насоса ¦насоса гидроусилителя
¦гидроусилителя ¦
¦ ¦
Кабина ¦Каркас кабины или¦Дверь, крыло, облицовка
грузового и ¦кузова ¦радиатора, капот, крышка
кузов легкового¦ ¦багажника
автомобиля ¦ ¦
¦ ¦
Кузов автобуса ¦Каркас основания ¦Кожух пола, шпангоуты
¦ ¦
Платформа ¦Основание ¦Поперечины, балки
грузового ¦платформы ¦
автомобиля ¦ ¦
¦ ¦
Рама ¦Лонжероны ¦Поперечины, кронштейны рессор
¦ ¦
Подъемное ¦Корпус ¦Корпус насоса коробки отбора
устройство ¦гидравлического ¦мощности
платформы ¦подъемника, ¦
автомобиля- ¦картер коробки ¦
самосвала ¦отбора мощности ¦
----------------+-----------------+-------------------------------
Примечание. При ТР допускается одновременная замена
(комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу.
Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляются на
специализированные производства для восстановления в качестве
запасных частей и комплектования из них ремонтных комплектов.
Под ремонтными комплектами понимаются наборы агрегатов, узлов,
и деталей, необходимые для устранения неисправностей. Применение
ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери
рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих
деталей на рабочее место.
2.18.1. ТР должен обеспечивать безотказную работу
отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не
меньшем, чем до очередного ТО-2.
2.18.2. Нормативы трудоемкости ТР подвижного состава выпуска
после 1972 г. приведены в табл. 2.2.
2.19. Для сокращения времени простоя подвижного состава ТР
выполняется преимущественно агрегатным методом, при котором
производится замена неисправных или требующих капитального ремонта
агрегатов и узлов на исправные, взятые из оборотного фонда.
Примечание. Замену агрегатов на подвижном составе, для
которого предусмотрен полнокомплектный КР, следует производить с
учетом их остаточных ресурсов.
2.19.1. Нормативы количества оборотных агрегатов на
автотранспортных предприятиях приведены в табл. 2.5. Меньшие
значения количества оборотных агрегатов принимаются для подвижного
состава, не бывшего в КР и имеющего пробег с начала эксплуатации
не более 75% от установленных нормативных пробегов; при годовом
пробеге до 40 тыс. км для грузовых автомобилей и до 70 тыс. км -
для автобусов и легковых автомобилей-такси.
Большие значения количества оборотных агрегатов принимаются
для автомобилей, не бывших в капитальном ремонте, но имеющих
пробеги с начала эксплуатации более 75% от установленных
нормативных пробегов; для капитально отремонтированных автомобилей
или подвижного состава, у которого не менее трех основных
агрегатов (в любом их сочетании) заменены на капитально
отремонтированные; при годовом пробеге более 40 тыс. км для
грузовых автомобилей и более 70 тыс. км для автобусов и легковых
автомобилей-такси.
2.19.2. Предметный состав оборотного фонда определяется в
зависимости от типа подвижного состава, условий работы
автотранспортных предприятий, системы управления запасами и
включает следующие основные агрегаты и узлы в сборе: двигатель,
коробку передач, гидромеханическую передачу, задний мост, переднюю
ось, рулевое управление, подъемное устройство платформы, коробку
отбора мощности, а также узлы согласно прил. 8.
Таблица 2.5. Количество оборотных агрегатов
на 100 автомобилей
------------------T------------------T-----T-----T-----T------T------
Подвижной состав ¦ Марка, модели ¦Дви- ¦Ко- ¦Ось ¦Мост ¦Руле-
и его основной ¦подвижного состава¦га- ¦робка¦пе- ¦зад- ¦вой
параметр ¦(грузоподъемность)¦тель ¦пере-¦ред- ¦ний ¦меха-
¦ ¦ ¦дач ¦няя ¦(сред-¦низм
¦ ¦ ¦(ГМП)¦ ¦ний) ¦
------------------+------------------+-----+-----+-----+------+------
Легковые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
автомобили: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
малого класса ¦Москвич-2138, ¦3 - 4¦3 - 4¦3 - 4¦3 - 4 ¦3 - 4
(рабочий объем ¦ИЖ-2125, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
двигателя от ¦ВАЗ (кроме 2121) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1,2 до 1,8 л, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
сухая масса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
автомобиля от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
850 до 1150 кг)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
среднего класса¦ГАЗ-24-01, -24-07,¦6 - 8¦6 - 8¦4 - 6¦3 - 5 ¦3 - 4
(от 1,8 до 3,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
л, от 1150 до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1500 кг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Автобусы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
особо малого ¦РАФ-2203 ¦6 - 8¦6 - 8¦7 - 8¦6 - 8 ¦6 - 8
класса (длина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
до 5,0 м) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
малого класса ¦ПАЗ-672, КАвЗ-685 ¦6 - 8¦7 - 8¦6 - 8¦6 - 8 ¦7 - 8
(6,0 - 7,5 м) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
среднего класса¦ЛАЗ-695Н, -695НГ, ¦7 - 9¦7 - 9¦7 - 9¦7 - 9 ¦7 - 9
(8,0 - 9,5 м) ¦-697Н, -697Р ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
большого класса¦ЛиАЗ-677, -677М, ¦8 - 9¦8 - 9¦8 - 9¦8 - 9 ¦8 - 9
(10,5 - 12,0 м)¦-677Г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Грузовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
общетранспортного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
назначения грузо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
подъемностью, т: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 0,3 до 1,0 ¦ИЖ-27151 (0,4 т) ¦5 - 6¦4 - 5¦4 - 5¦4 - 5 ¦4 - 5
¦ -¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 1,0 до 3,0 ¦ЕрАЗ-762А, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦-762В >(1 т)¦6 - 7¦2 - 3¦2 - 3¦3 - 4 ¦2 - 3
¦УАЗ-451М, ¦ ¦5 - 6¦4 - 5¦3 - 4¦3 - 4 ¦2 - 3
¦-451ДМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ГАЗ-52-04, ¦6 - 7¦4 - 5¦4 - 5¦4 - 5 ¦4 - 5
¦-52-07 (2,5), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦-52-27 (2,4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 3,0 до 5,0 ¦ГАЗ-53А, ¦4 - 5¦4 - 5¦4 - 5¦3 - 5 ¦3 - 4
¦ -53-07 (4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 5,0 до 8,0 ¦КАЗ-608, -608В ¦4 - 5¦3 - 5¦3 - 5¦3 - 5 ¦3 - 5
¦ЗИЛ-130, ¦4 - 5¦3 - 5¦3 - 5¦3 - 5 ¦2 - 4
¦-138 (5/6 т) <*>, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦-138А (5,4 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Урал-377, ¦5 - 6¦4 - 5¦4 - 5¦4 - 5 ¦4 - 5
¦-377Н (7,5 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
от 8,0 и более ¦МАЗ-500А ¦ ¦3 - 4¦4 - 5¦3 - 4¦3 - 4 ¦3 - 4
¦МАЗ-5335 >(8 т)¦3 - 4¦4 - 5¦3 - 4¦3 - 4 ¦2 - 3
¦КамАЗ-5320 ¦ ¦ - ¦4 - 5¦4 - 5¦ - ¦4 - 5
¦ -- ¦<**> ¦ ¦ ¦ <**> ¦
¦КрАЗ-257, -257Б1 ¦3 - 4¦4 - 5¦3 - 4¦3 - 4 ¦3 - 4
¦(12 т) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
------------------+------------------+-----+-----+-----+------+------
--------------------------------
<*> В знаменателе для автомобилей выпуска с 1980 г.
<**> Нормы для двигателя и заднего (среднего) моста
автомобилей КамАЗ приведены во второй части Положения для этого
семейства.
2.19.3. Оборотный фонд создается и поддерживается за счет
поступления новых и отремонтированных агрегатов и узлов, в том
числе и оприходованных со списанных автомобилей. Ответственность
за содержание в исправном состоянии оборотного фонда несет
производственно-техническая служба.
2.20. Для автобусов, автомобилей-такси и других видов
подвижного состава, к которым предъявляются повышенные требования
безопасности движения, рекомендуется регламентирование части работ
ТР (планово-предупредительный ремонт) по предупреждению отказов
(прил. 9):
влияющих на безопасность движения (прил. 2);
стоимость устранения которых ниже стоимости выполнения ремонта
по потребности, включая убытки от простоев подвижного состава;
наиболее часто возникающих при использовании автомобиля в
конкретных условиях эксплуатации.
Часть операций текущего (планово-предупредительного) ремонта
малой трудоемкости может выполняться совместно с техническим
обслуживанием. Этот вид ремонта называется сопутствующим.
2.20.1. Перечни операций, периодичности и трудоемкости
планово-предупредительного ремонта приводятся во второй части
Положения по конкретному семейству подвижного состава.
2.20.2. Для обеспечения исправного состояния подвижного
состава с периодичностью 0,5 - 0,6 от пробега до КР проводится
текущий ремонт, включающий:
углубленный осмотр, контроль (диагностирование) технического
состояния элементов кузова, кабины, рамы и установленных на них
узлов;
проведение но результатам контроля (диагностирования)
необходимого ремонта: восстановление (замена) деталей и узлов,
достигших предельного состояния; герметизация сварных швов и
уплотнений; устранение вмятин и трещин на панелях и каркасе
кузова, кабины и рамы; удаление продуктов коррозии; восстановление
противокоррозионного покрытия кузова, кабины и рамы; окраска
кузова, кабины и рамы автомобиля.
В умеренно-холодном, холодном и очень холодном климатических
районах указанные работы выполняются перед наступлением холодного
времени года.
2.21. Общая продолжительность нахождения подвижного состава в
техническом обслуживании и ремонте не должна превышать нормативов,
приведенных в табл. 2.6. Исходя из необходимости увеличения
продолжительности работы автомобилей в течение суток,
автотранспортные предприятия должны выполнять большую часть работ
технического обслуживания и текущего ремонта в межсменное время.
2.22. Подвижной состав, не пригодный по своему техническому
состоянию к дальнейшей эксплуатации и прошедший установленный
амортизационный пробег (срок), подлежит списанию в установленном
порядке.
Примечание. Списание подвижного состава, не прошедшего
амортизационный пробег, производится в соответствии с инструкцией
о списании.
Таблица 2.6. Продолжительность простоя подвижного состава
(выпуска после 1972 г.) в техническом обслуживании
и ремонте (см. пп. 2.3, 2.25.3)
---------------------------T-------------T------------------------
Подвижной состав ¦Техническое ¦ Капитальный ремонт
¦обслуживание ¦ на специализированном
¦и текущий ¦ ремонтном предприятии,
¦ремонт на ¦ дней
¦автотранс- ¦
¦портном ¦
¦предприятии, ¦
¦дней/1000 км ¦
---------------------------+-------------+------------------------
Легковые автомобили ¦ 0,30 - 0,40 ¦ 18
Автобусы особо малого, ¦ 0,30 - 0,50 ¦ 20
малого и среднего классов ¦ ¦
Автобусы большого класса ¦ 0,50 - 0,55 ¦ 25
Грузовые автомобили ¦ ¦
грузоподъемностью, т: ¦ ¦
от 0,3 до 5,0 ¦ 0,40 - 0,50 ¦ 15
от 5,0 и более ¦ 0,50 - 0,55 ¦ 22
Прицепы и полуприцепы ¦ 0,10 - 0,15 ¦ -
---------------------------+-------------+------------------------
При списании подвижного состава агрегаты, узлы и детали,
годные к дальнейшему использованию, должны оприходоваться в
установленном порядке для пополнения оборотного фонда
автотранспортных предприятий, а подлежащие капитальному ремонту
(восстановлению) должны направляться на авторемонтные предприятия
для восстановления в качестве товарной продукции.
Корректирование нормативов
технического обслуживания и ремонта подвижного состава
2.23. При работе подвижного состава в условиях, отличающихся
от указанных в п. 2.3, производится корректирование нормативов с
учетом конкретных условий эксплуатации:
ресурсное (на общесоюзном, отраслевом и внутриотраслевом
уровнях) - для создания автотранспортным предприятиям сопоставимых
условий работы;
оперативное (на внутриотраслевом и хозяйственном уровнях) -
для обеспечения эффективного использования на АТП трудовых и
материальных ресурсов.
2.23.1. Корректирование производится путем изменения:
количественного значения нормативов технического обслуживания
ремонта;
перечня операций технического обслуживания;
соотношения между объемами работ технического обслуживания и
текущего ремонта за счет включения в техническое обслуживание
характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.
Таблица 2.7. Классификация условий эксплуатации
---------T--------------------------------------------------------
Кате- ¦ Условия движения
гория +-------------T---------------T--------------------------
условий ¦за пределами ¦в малых городах¦ в больших городах
эксплу- ¦пригородной ¦ (до 100 тыс. ¦ (более 100 тыс. жителей)
атации ¦зоны (более ¦ жителей) и в ¦
¦50 км от гра-¦ пригородной ¦
¦ницы города) ¦ зоне ¦
---------+-------------+---------------+--------------------------
I ¦Д - Р , ¦ - ¦ -
¦ 1 1 ¦ ¦
¦Р , Р ¦ ¦
¦ 2 3 ¦ ¦
---------+-------------+---------------+--------------------------
II ¦Д - Р ¦Д - Р , Р , ¦ -
¦ 1 4 ¦ 1 1 2 ¦
¦ ¦Р , Р ¦
¦ ¦ 3 4 ¦
¦Д - Р , Р , ¦Д - Р ¦
¦ 2 1 2 ¦ 2 1 ¦
¦Р , Р ¦ ¦
¦ 3 4 ¦ ¦
¦Д - Р , Р , ¦ ¦
¦ 3 1 2 ¦ ¦
¦Р ¦ ¦
¦ 3 ¦ ¦
---------+-------------+---------------+--------------------------
III ¦Д - Р ¦Д - Р ¦Д - Р , Р , Р , Р , Р
¦ 1 5 ¦ 1 5 ¦ 1 1 2 3 4 5
¦Д - Р ¦Д - Р , Р , Р ,¦Д - Р , Р , Р , Р
¦ 2 5 ¦ 2 2 3 4 ¦ 2 1 2 3 4
¦ ¦Р ¦
¦ ¦ 5 ¦
¦Д - Р Р ¦Д - Р , Р , ¦Д - Р , Р , Р
¦ 3 4, 5 ¦ 3 1 2 ¦ 3 1 2 3
¦ ¦Р , Р , Р ¦
¦ ¦ 3 4 5 ¦
¦Д - Р , Р , ¦Д - Р , Р , ¦Д - Р
¦ 4 1 2 ¦ 4 1 2 ¦ 4 1
¦Р , Р , Р ¦Р , Р , Р ¦
¦ 3 4 5 ¦ 3 4 5 ¦
---------+-------------+---------------+--------------------------
IV ¦Д - Р , Р , ¦Д - Р , Р , ¦Д - Р
¦ 5 1 2 ¦ 5 1 2 ¦ 2 5
¦Р , Р , Р ¦Р , Р , Р ¦Д - Р , Р
¦ 3 4 5 ¦ 3 4 5 ¦ 3 4 5
¦ ¦ ¦Д - Р , Р , Р , Р
¦ ¦ ¦ 4 2 3 4 5
¦ ¦ ¦Д - Р , Р , Р , Р , Р
¦ ¦ ¦ 5 1 2 3 4 5
---------+-------------+---------------+--------------------------
V ¦ Д - Р , Р , Р , Р , Р
¦ 6 1 2 3 4 5
---------+--------------------------------------------------------
Дорожные покрытия:
Д - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
1
Д - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные
2
битумом);
Д - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
3
Д - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень,
4
обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами;
5
лежневое и бревенчатое покрытия;
Д - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные
6
и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия
Тип рельефа местности
(определяется высотой над уровнем моря):
Р - равнинный (до 200 м);
1
Р - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
2
Р - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
3
Р - гористый (свыше 1000 до 2000 м);
4
Р - горный (свыше 2000 м).
5
2.23.2. Оперативное корректирование нормативов, связанное с
уточнением в конкретных условиях эксплуатации перечней операций
технического обслуживания, производится только после внедрения на
автотранспортном предприятии рекомендаций Положения и при наличии
достоверной информации о наработках на случай текущего ремонта, о
затратах на выполнение работ предупредительных и по потребности
(прил. 9). При этом используются результаты диагностирования
технического состояния автомобилей.
Таблица 2.8. Коэффициент корректирования нормативов
в зависимости от условий эксплуатации - K <*>
1
-----------------T------------------------------------------------
Категория усло- ¦ Нормативы
вий эксплуатации+------------T-----------T-----------T-----------
¦периодич- ¦удельная ¦пробег до ¦ расход
¦ность техни-¦трудоем- ¦капитально-¦ запасных
¦ческого об- ¦кость теку-¦го ремонта ¦ частей
¦служивания ¦щего ремон-¦<**> ¦ <***>
¦ ¦та ¦ ¦
-----------------+------------+-----------+-----------+-----------
I ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,00
II ¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 1,10
III ¦ 0,8 ¦ 1,2 ¦ 0,8 ¦ 1,25
IV ¦ 0,7 ¦ 1,4 ¦ 0,7 ¦ 1,40
V ¦ 0,6 ¦ 1,5 ¦ 0,6 ¦ 1,65
-----------------+------------+-----------+-----------+-----------
--------------------------------
<*> После определения скорректированной периодичности
технического облуживания проверяется ее кратность между видами
обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.
<**> При корректировании нормы пробега до капитального ремонта
двигателя коэффициент K принимается равным: 0,7 - для III
1
категории условий эксплуатации; 0,6 - для IV категории и 0,5 - для
V категории.
<***> Соответственно коэффициент K корректирования норм
1
расхода запасных частей для двигателя составляет: 1,4 - для III
категории условий эксплуатации; 1,65 - для IV категории и 2,0 -
для V категории.
Скорректированные нормативы технического обслуживания и
ремонта подлежат согласованию с вышестоящей организацией.
2.24. Корректирование нормативов технического обслуживания и
ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации
осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 2.7),
которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется
типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по
которой пролегает дорога, и условиями движения.
2.25. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и
ремонт подвижного состава, корректируются с помощью коэффициентов,
приведенных в табл. 2.8 - 2.12, в зависимости от:
условий эксплуатации автомобилей - K ;
1
модификации подвижного состава и организации его работы - K ;
2
природно-климатических условий - K ;
3
'
пробега с начала эксплуатации - K и K ;
4 4
размеров автотранспортного предприятия и количества
технологически совместимых групп подвижного состава - K .
5
2.25.1. Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0,
принимается для:
первой категории условий эксплуатации;
базовых моделей автомобилей.
Таблица 2.9. Коэффициент корректирования нормативов
в зависимости от модификации подвижного состава
и организации его работы - K
2
-------------------------------------T----------------------------
Модификация подвижного состава и ¦ Нормативы
организация его работы +--------T---------T---------
¦трудоем-¦пробег ¦ расход
¦кость ТО¦до капи- ¦запасных
¦и ТР ¦тального ¦ частей
¦ ¦ремонта ¦
-------------------------------------+--------+---------+---------
Базовый автомобиль ¦ 1,00 ¦ 1,00 ¦ 1,00
Седельные тягачи ¦ 1,10 ¦ 0,95 ¦ 1,05
Автомобили с одним прицепом ¦ 1,15 ¦ 0,90 ¦ 1,10
Автомобили с двумя прицепами ¦ 1,20 ¦ 0,85 ¦ 1,20
Автомобили-самосвалы при работе на ¦ 1,15 ¦ 0,85 ¦ 1,20
плечах свыше 5 км ¦ ¦ ¦
Автомобили-самосвалы с одним ¦ 1,20 ¦ 0,80 ¦ 1,25
прицепом или при работе на коротких ¦ ¦ ¦
плечах (до 5 км) ¦ ¦ ¦
Автомобили-самосвалы с двумя ¦ 1,25 ¦ 0,75 ¦ 1,30
прицепами ¦ ¦ ¦
Специализированный подвижной состав ¦ 1,10 - ¦ - ¦ -
(в зависимости от сложности ¦ 1,20 ¦ ¦
оборудования) <*> ¦ ¦ ¦
-------------------------------------+--------+---------+---------
--------------------------------
<*> Нормативы трудоемкости технического обслуживания и
текущего ремонта специализированного подвижного состава уточняются
во второй части Положения по конкретному семейству подвижного
состава.
Таблица 2.10. Коэффициент корректирования нормативов
в зависимости от природно-климатических условий -
' ''
K = K x K
3 3 3
---------------------------T--------------------------------------
Характеристика района ¦ Нормативы
+---------T-------T---------T----------
¦перио- ¦удель- ¦пробег ¦ расход
¦дичность ¦ная ¦до капи- ¦запасных
¦техни- ¦трудо- ¦тального ¦ частей
¦ческого ¦емкость¦ремонта ¦
¦обслужи- ¦текуще-¦ ¦
¦вания ¦го ре- ¦ ¦
¦ ¦монта ¦ ¦
---------------------------+---------+-------+---------+----------
'
Коэффициент K
3
Умеренный ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0
Умеренно теплый, умеренно ¦ 1,0 ¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 0,9
теплый влажный, теплый ¦ ¦ ¦ ¦
влажный ¦ ¦ ¦ ¦
Жаркий сухой, очень жаркий¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 1,1
сухой ¦ ¦ ¦ ¦
Умеренно холодный ¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 1,1
Холодный ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 0,8 ¦ 1,25
Очень холодный ¦ 0,8 ¦ 1,3 ¦ 0,7 ¦ 1,4
''
Коэффициент K
3
С высокой агрессивностью ¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 1,1
окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦
---------------------------+---------+-------+---------+----------
Примечания. 1. Корректирование нормативов производится для
серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены
специфические особенности работы в данных районах.
2. Районирование территории СССР по природно-климатическим
условиям приведено в прил. 11.
3. Для районов, не указанных в прил. 11, коэффициент
'
корректирования K равен 1,0.
3
4. Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном
использовании подвижного состава для перевозки химических грузов,
вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Таблица 2.11. Коэффициенты корректирования
нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (K )
4
и продолжительности простоя в техническом обслуживании
'
и ремонте (K ) в зависимости от пробега
4
с начала эксплуатации
------------------------T-----------------------------------------
Пробег с начала ¦ Автомобили
эксплуатации в долях от+-------------T-------------T-------------
нормативного пробега ¦ легковые ¦ автобусы ¦ грузовые
до КР +------T------+------T------+------T------
¦ ¦ ' ¦ ¦ ' ¦ ¦ '
¦ K ¦ K ¦ K ¦ K ¦ K ¦ K
¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4
------------------------+------+------+------+------+------+------
До 0,25 ¦ 0,4 ¦ 0,7 ¦ 0,5 ¦ 0,7 ¦ 0,4 ¦ 0,7
Свыше 0,25 до 0,50 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦ 0,8 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦ 0,7
-"- 0,50 -"- 0,75 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0
-"- 0,75 -"- 1,00 ¦ 1,4 ¦ 1,3 ¦ 1,3 ¦ 1,3 ¦ 1,2 ¦ 1,2
-"- 1,00 -"- 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,3 ¦ 1,3
-"- 1,25 -"- 1,50 ¦ 1,6 ¦ 1,4 ¦ 1,5 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,3
-"- 1,50 -"- 1,75 ¦ 2,0 ¦ 1,4 ¦ 1,8 ¦ 1,4 ¦ 1,6 ¦ 1,3
-"- 1,75 -"- 2,00 ¦ 2,2 ¦ 1,4 ¦ 2,1 ¦ 1,4 ¦ 1,9 ¦ 1,3
Свыше 2,00 ¦ 2,5 ¦ 1,4 ¦ 2,5 ¦ 1,4 ¦ 2,1 ¦ 1,3
------------------------+------+------+------+------+------+------
умеренного климатического района с умеренной агрессивностью
окружающей среды;
пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50 -
75% от пробега до капитального ремонта;
автотранспортных предприятий, на которых производятся
техническое обслуживание и ремонт 200 - 300 ед. подвижного
состава, составляющих три технологически совместимые группы (прил.
10).
Примечание. Для расчета отдельных нормативов технического
обслуживания и ремонта на общесоюзном и отраслевом уровнях
допускается применение в качестве исходных усредненных условий
эксплуатации с использованием коэффициентов корректирования,
приведенных в табл. 2.8, 2.9 и 2.10.
2.25.2. Результирующий коэффициент корректирования нормативов
получается перемножением отдельных коэффициентов:
периодичность ТО - K x K (см. табл. 2.8 и 2.10);
2 3
пробег до капитального ремонта - K x K x K (см. табл. 2.8 -
1 2 3
2.10);
трудоемкость ТО - K x K (см. табл. 2.9 и 2.12);
2 5
трудоемкость ТР - K x K x K x K x K (см. табл. 2.8 - 2.12);
1 2 3 4 5
расход запасных частей - K x K x K (см. табл. 2.8 - 2.10).
1 2 3
Примечание. Результирующие коэффициенты корректирования
нормативов периодичности технического обслуживания и пробега до КР
должны быть не менее 0,5.
Таблица 2.12. Коэффициент корректирования
нормативов трудоемкости технического обслуживания
и текущего ремонта в зависимости от количества
обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей
на автотранспортном предприятии и количества
технологически совместимых групп
подвижного состава - K
5
--------------------T---------------------------------------------
Количество ¦ Количество технологически совместимых групп
автомобилей, ¦ подвижного состава
обслуживаемых и +-------------------T-------------T-----------
ремонтируемых на ¦ менее 3 ¦ 3 ¦ более 3
автотранспортном ¦ ¦ ¦
предприятии ¦ ¦ ¦
--------------------+-------------------+-------------+-----------
До 100 ¦ 1,15 ¦ 1,20 ¦ 1,30
Свыше 100 до 200 ¦ 1,05 ¦ 1,10 ¦ 1,20
-"- 200 -"- 300 ¦ 0,95 ¦ 1,00 ¦ 1,10
-"- 300 -"- 600 ¦ 0,85 ¦ 0,90 ¦ 1,05
-"- 600 ¦ 0,80 ¦ 0,85 ¦ 0,95
--------------------+-------------------+-------------+-----------
Примечания. 1. Распределение подвижного состава по
технологически совместимым группам при производстве технического
обслуживания и текущего ремонта приведено в приложении 10.
2. Количество автомобилей в технологически совместимой группе
должно быть не менее 25.
2.25.3. Продолжительность простоя подвижного состава в
техническом обслуживании и ремонте корректируется путем умножения
'
нормативов, приведенных в табл. 2.6, на коэффициент K (табл.
4
2.11), зависящий от пробега с начала эксплуатации.
* * *
Примеры выбора и корректирования нормативов технического
обслуживания и ремонта подвижного состава приведены в прил. 12.
Организация технического обслуживания
и ремонта подвижного состава
2.26. Основой организации обеспечения в эксплуатации
работоспособности подвижного состава является применение:
нормативов технического обслуживания и ремонта, учитывающих
условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;
специализации, концентрации и кооперирования производства
технического обслуживания и ремонта, его подготовки и
материально-технического обеспечения в регионе <*>;
--------------------------------
<*> Под регионом понимается административная единица
территории, являющаяся зоной действия объединения автомобильного
транспорта.
централизации управления производством, трудовыми и
материальными ресурсами в регионе;
унификации и типизации технологических процессов и элементов
производственно-технической базы на основе применяемых форм
организации производства технического обслуживания и ремонта;
инструментальных методов контроля (диагностирования)
технического состояния подвижного состава при техническом
обслуживании и ремонте, а также оценке качества выполнения работ;
бригадной формы организации технического обслуживания и
ремонта с оплатой труда по конечному результату;
хозяйственного расчета между подразделениями, обеспечивающими
работоспособное состояние подвижного состава с одной стороны, и
службой эксплуатации - с другой;
принципов моральной и материальной заинтересованности и
персональной ответственности конкретных исполнителей за качество
выполнения технического обслуживания, ремонта (при соблюдении
установленных нормативов) и техническое состояние подвижного
состава;
показателей, обеспечивающих возможность оценки, анализа и
планирования работы как конкретной службы в целом, так и ее
подразделений, бригад, исполнителей;
производственно-технического учета, обеспечивающего получение
достоверной информации, необходимой для управления процессами
обеспечения работоспособного состояния подвижного состава;
анализа, оценки и планирования показателей обеспечения
работоспособного состояния подвижного состава с учетом имеющихся
ресурсов и условий работы автотранспортных предприятий, на основе
сопоставления фактических значений показателей с нормативными
(плановыми) показателями. При этом определяется долевое участие
подразделений, бригад и конкретных исполнителей в обеспечении
работоспособного состояния автомобилей.
2.27. Развитие производственно-технической базы и форм
организации производства технического обслуживания и ремонта
подвижного состава в регионе осуществляется в направлении
концентрации, специализации и кооперирования производства путем
создания на базе группы автотранспортных предприятий объединений
автомобильного транспорта. Объединения могут иметь в своем составе
специализированные производства и предприятия для
централизованного технического обслуживания и ремонта подвижного
состава, восстановления оборотного фонда агрегатов, узлов и
деталей.
Производственно-техническая база объединения должна
развиваться комплексно по всем ее элементам (зданиям, сооружениям,
оборудованию) в соответствии с принятыми в территориальном
объединении автотранспорта формами организации технического
обслуживания и ремонта.
2.28. Производственные структуры технической службы
объединения автотранспорта выбираются в зависимости от
экономически обоснованных уровней концентрации и специализации
производства.
2.28.1. Состав предприятий и специализированных производств
объединения автотранспорта определяется перечнем основных и
вспомогательных работ, выполняемых в процессе технического
обслуживания и ремонта, с учетом кооперативных связей по
выполнению этих работ (капитальный ремонт автомобилей, агрегатов,
узлов, восстановление деталей, производство и ремонт оборудования
|