Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРЕЗИДЕНТ РФ УКАЗ ОТ 09.08.94 N 1668 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   9 августа 1994 года                                         N 1668
   ------------------------------------------------------------------
   
                                  УКАЗ
   
                    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                  О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ
   
        (с изм., согл. Указа Президента РФ от 13.06.1996 N 881)
   
       В  целях  реализации  государственной  миграционной  политики,
   направленной на регулирование миграционных процессов в  Российской
   Федерации,   защиту  прав  беженцев  и  вынужденных  переселенцев,
   преодоление    негативных    последствий    стихийной    миграции,
   постановляю:
       1. Одобрить прилагаемую Федеральную миграционную программу.
       2. Правительству Российской Федерации:
       обеспечить осуществление мероприятий Федеральной  миграционной
   программы   в  пределах  средств,  предусмотренных  в  федеральном
   бюджете  на  1994  год  для  финансирования  федеральных  программ
   миграции и переселения,  и контроль за целевым использованием этих
   средств;
       утверждать и корректировать по мере необходимости  Федеральную
   миграционную программу;
   (абзац в ред. Указа Президента РФ от 13.06.1996 N 881)
       организовать дальнейшую научную  разработку  проблем  развития
   миграционных процессов.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   9 августа 1994 года
   N 1668
   
   
   
   
   
   
                                                             Одобрена
                                                    Указом Президента
                                                 Российской Федерации
                                          от 9 августа 1994 г. N 1668
   
                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
   
            1. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
   
       1.1. Основания разработки Федеральной миграционной программы
   
       Федеральная миграционная    программа   (далее   именуется   -
   Программа) подготовлена в  соответствии  с  постановлением  Совета
   Министров  -  Правительства  Российской  Федерации  от  18  января
   1993 г. N 32, определившим меры по выполнению задач  экономической
   реформы.
       Программа разработана  Федеральной миграционной службой России
   (ФМС  России)  с  участием  ее  территориальных  органов,   других
   федеральных  органов  исполнительной власти,  посольств Российской
   Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР,  научных
   учреждений  и  общественных  объединений,  занимающихся проблемами
   миграции <*>.
       --------------------------------
       <*> Характеристика миграционных потоков,  основные  понятия  и
   термины,   употребляемые   в   настоящей  Программе,  приведены  в
   Приложении N 1.
   
       Концепция Программы  и  сфера   ее   действия   определены   и
   разработаны  в  соответствии  с  задачами  по  реализации  законов
   Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных  переселенцах",
   а  также  с  учетом присоединения Российской Федерации к Конвенции
   ООН 1951 года и Протоколу к  ней  1967  года,  касающихся  статуса
   беженцев,   которые   заложили   основы   правового  регулирования
   вынужденной миграции и определили новые подходы к решению проблемы
   лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации.
   
       1.2. Цели, принципы и задачи миграционной политики
   
       Первоочередной целью   государственной  миграционной  политики
   является   регулирование   миграционных    потоков,    преодоление
   негативных  последствий стихийно развивающихся процессов миграции,
   создание условий для беспрепятственной реализации прав  мигрантов,
   а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на
   территории Российской Федерации.
       Основными задачами миграционной политики являются:
       защита прав и интересов мигрантов;
       соблюдение государственных     интересов     при    реализации
   миграционных программ и мероприятий,  организация  иммиграционного
   контроля;
       регулирование   миграционных  потоков  с  учетом   социально -
   экономического   развития   принимающего   региона,   национальной
   совместимости,  специфики  психологии  мигрантов  и  климатических
   особенностей мест расселения;
       создание условий приема и размещения мигрантов,  стимулирующих
   их   активное   участие   в  процессе  адаптации  к  существующему
   социально-экономическому положению.
       Исходя из  поставленных  задач,  государственная  миграционная
   политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со
   следующими основополагающими принципами:
       выбор мигрантами  мест  проживания   и   видов   занятости   в
   соответствии  с федеральной и региональными программами миграции и
   согласно действующему законодательству Российской Федерации;
       недопустимость дискриминации   мигрантов   по  признаку  расы,
   вероисповедания,  гражданства,  пола,  возраста,  принадлежности к
   определенной социальной группе или политическим убеждениям;
       личное участие  мигрантов  в  обустройстве  на   новом   месте
   жительства   при   государственной   поддержке   их  инициативы  и
   самодеятельности;
       применение квот в приеме беженцев;
       запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев  в
   страны,   откуда   они  прибыли,  кроме  случаев,  предусмотренных
   законодательными актами.
       Реализация государственной   миграционной   политики   требует
   решения  на  межведомственном  уровне  новых  задач,  связанных  с
   существенным  расширением сферы регулирования миграционных потоков
   в Российской Федерации,  таких,  как  внешняя  трудовая  миграция,
   организация   иммиграционного  контроля  и  пресечение  незаконной
   миграции.
       В связи   с   этим  следует  определить  формы  взаимодействия
   федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной
   власти  субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции,
   определить круг обязанностей и степень их ответственности в работе
   с мигрантами.
   
       1.3. Характеристика миграционных потоков
   
       Регулирование процессов   миграции  на  территории  Российской
   Федерации, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных
   миграционных потоков:
       вынужденная миграция;
       внешняя миграция;
       внешняя трудовая миграция;
       незаконная миграция;
       внутренняя (социально-экономическая) миграция.
   
       1.3.1. Вынужденная миграция
   
       Субъектами вынужденной миграции являются лица,  ищущие убежища
   на территории Российской Федерации. Правовые основы предоставления
   убежища,  определения  статуса  и  оказания  помощи   этим   лицам
   регулируются   законами   Российской   Федерации   "О   беженцах",
   "О вынужденных   переселенцах"   и   "О   гражданстве   Российской
   Федерации".
       Незащищенность основных  прав  и  свобод  граждан,   создающая
   возможность   дискриминации   лиц   некоренной  национальности  по
   признаку    расы,    вероисповедания,    языка,     способствовала
   возникновению  проблемы вынужденной миграции на территории бывшего
   Союза ССР.
       Прогнозные оценки  позволяют  предположить,  что  миграционные
   потоки в Россию со временем будут возрастать  и  состоять  главным
   образом   из  вынужденных  переселенцев.  Предполагается  миграция
   примерно 400 тыс.  россиян из Закавказья и  2,9  млн.  из  Средней
   Азии,  переселенцев   с   Северного    Кавказа   ожидается   около
   600  тыс.   человек,    из   государств   Балтии   может   выехать
   120 - 150 тыс. человек.
       В результате приток  на  территорию  России  из  государств  -
   республик  бывшего  Союза  ССР  может  составить  по  минимальному
   варианту прогнозов свыше 800  тыс.  человек,  ищущих  убежища,  по
   среднему варианту - 2 - 3 млн. человек, по максимальному - от 4 до
   6 млн. человек в течение 1994 - 1996 годов.
       В связи   с   ограниченными   экономическими   и   финансовыми
   возможностями государства,  мероприятия  Программы  и  необходимые
   средства рассчитаны на ежегодный приток не более 400 тыс. беженцев
   и  вынужденных   переселенцев.   В   случае   увеличения   притока
   вынужденных   мигрантов   потребуются  дополнительные  средства  к
   предусмотренным Программой.
       Основными принципами   при   реализации   мер   по   приему  и
   обустройству  беженцев   и   вынужденных   переселенцев   являются
   разделение этих категорий,  выделение в первую очередь необходимых
   средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая
   поддержка беженцев.
       Это предполагает  различие  в   работе   с   ищущими   убежища
   гражданами  бывшего  Союза  ССР и лицами,  не имевшими гражданства
   СССР.  При этом обязательства государств - республик бывшего Союза
   ССР,  включая  Россию,  перед  гражданами бывшего Союза ССР должны
   строиться на принципах  общей  (солидарной)  ответственности  этих
   стран за создавшуюся ситуацию.
       Кроме того,  прием  лиц,  ищущих  убежища,  и   предоставление
   статуса беженца должны отвечать интересам безопасности государства
   и соответствовать в целом общепринятым международным нормам.
       Регулирование миграционных   потоков  беженцев  и  вынужденных
   переселенцев в рамках региональных программ будет производиться  с
   учетом  территориального распределения таких категорий вынужденных
   мигрантов, как:
       семьи военнослужащих,    выполняющих    задачи    по    защите
   конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения  и
   при  вооруженных  конфликтах,  а  также граждан,  высвобождаемых в
   связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
       население зон  экологических  бедствий,  в том числе граждане,
   пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, и ряд других
   граждан,  переселение  и  обустройство  которых  осуществляется  в
   рамках иных федеральных, региональных и ведомственных программ.
   
       1.3.2. Внешняя миграция
   
       Внешняя миграция   России   представлена    двумя    потоками:
   эмиграцией и иммиграцией и ее соответствующими субъектами.
       Эмиграция в  настоящее  время  не  носит  острого  проблемного
   характера,  как  это имело место,  когда она долго сдерживалась по
   политическим  мотивам.  Пик  эмиграции  пришелся  на  1990  год  и
   составил  103,6  тыс.  человек  (до  середины  80-х годов ежегодно
   выезжало  до  3  тыс.  человек).  В  последние   годы   количество
   выезжающих  с территории Российской Федерации эмигрантов несколько
   снизилось и колеблется от 60 до 80 тыс. человек ежегодно.
       Социальную структуру    эмиграции    в   основном   составляют
   представители интеллигенции,  высококвалифицированные специалисты,
   студенчество;  национальную  -  евреи,  армяне,  этнические немцы,
   греки, некоторые другие национальности.
       При существующей   за   рубежом  системе  квотирования  приема
   иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более
   0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет
   обусловливаться степенью экономического  и  социального  развития,
   этнической  напряженности внутри России и на ее границах,  а также
   политикой стран,  принимающих российских эмигрантов и ужесточивших
   требования  их  приема  в  последние  годы.  При этом формирование
   потока  эмигрантов  из  России   будет   иметь   явно   выраженную
   географическую и национальную направленность и приходиться,  как и
   прежде,  на  государства  традиционной  эмиграции  (США,  Израиль,
   Германия),  иные  страны  (Канада,  Греция,  Австралия),  а  также
   страны,  находящиеся  в   новых   географических   районах   (ЮАР,
   Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной
   и этнической структуры.
       Неблагоприятный характер  для миграционных процессов в России,
   состояния ее рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом
   определяется   экономическим  положением  России   и  государств -
   республик    бывшего    Союза    ССР,    степенью     стабильности
   внутриполитической  обстановки  в  них и в ряде других иностранных
   государств.  Из-за  неуправляемой  и  неконтролируемой  иммиграции
   происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной
   люмпенизированной с криминогенными тенденциями  рабочей  силой  из
   соседних стран, особенно Среднеазиатского региона.
       Нежелание других  государств  принять  транзитных  иммигрантов
   способствует накоплению их на территории Российской Федерации, что
   создает очаги социальной напряженности.
       В   настоящее    время     в    России     находится     свыше
   500 тыс.  иностранцев <*>,  чей статус  на  территории  Российской
   Федерации   необходимо   определить.   По   экспертной  оценке,  в
   современных условиях приток  иностранцев,  ищущих  убежища,  может
   составить более 100 тыс. человек в год.
       ---------------------------------
       <*> Иностранцы  -  граждане  иностранных государств и лица без
   гражданства.
   
       В области внешней миграции  должно  быть  обеспечено  создание
   условий   для   сохранения   национальной  высококвалифицированной
   рабочей силы путем минимизации оттока российских граждан за  рубеж
   на  постоянное  жительство  и  одновременно  развитие  условий для
   прибытия в Российскую Федерацию иностранцев,  деятельность которых
   отвечала бы интересам России.
   
       1.3.3. Незаконная миграция
   
       Проблема незаконного  въезда  и  выезда  иностранцев и граждан
   Российской Федерации  приобретает  острый  характер.  К  субъектам
   незаконной    миграции   относятся   эмигранты   неконтролируемые,
   эмигранты нелегальные, иммигранты незаконные.
       В условиях существования "прозрачных" границ с государствами -
   республиками бывшего Союза ССР, ослабления контроля за транзитными
   пассажирами,  возросло  число  иностранцев,  въезжающих в страну с
   нарушением установленных правил  или  пытающихся  использовать  ее
   территорию для въезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущих убежища в
   России и  за  ее  пределами,  к  этой  категории  относятся  лица,
   прибывающие  в  страну  для  ведения  нелегальной профессиональной
   деятельности,  в том числе незаконного характера, включая торговлю
   оружием  и  наркотиками,  переправку  рабочей  силы  в  зарубежные
   страны.  Проблема неконтролируемого въезда  иностранцев  негативно
   влияет   на   состояние   криминогенной   обстановки   в   крупных
   административных   и   промышленных   центрах,    наносит    ущерб
   безопасности  страны,  вызывает  в  ряде  ее  регионов  осложнение
   социально-экономической обстановки.
       В целях   обеспечения  регулирования  миграционных  потоков  и
   предупреждения  незаконного  въезда  иностранцев   на   территорию
   Российской Федерации вводится система иммиграционного контроля.
   
       1.3.4. Внешняя трудовая миграция
   
       Реформы в  политической  и экономической сфере создали условия
   для вхождения России в  международный  рынок  труда,  что  требует
   соблюдения государственных интересов Российской Федерации, влияния
   государства на  структуру  эмиграционно-иммиграционных  потоков  в
   целях   сохранения   профессионально-квалификационного  потенциала
   страны.
       Процесс внешней  трудовой  миграции  россиян сопряжен сейчас с
   рядом негативных последствий в  связи  с  нерешенностью  комплекса
   организационных,  правовых,  экономических и иных вопросов.  Среди
   них - усиление оттока за рубеж носителей  дефицитных  профессий  и
   как  следствие  -  несбалансированность национального рынка труда,
   рост   масштабов   незаконной   трудовой   миграции,    социальная
   незащищенность  россиян,  работающих  за рубежом,  потеря валютных
   поступлений  от  российских  граждан,  работающих   за   границей,
   недоиспользование   возможностей  внешней  трудовой  миграции  для
   формирования    перспективной     профессионально-квалификационной
   структуры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы
   в условиях рыночной экономики.
       Значительная часть   организаций,   занимающихся  направлением
   российской рабочей силы за рубеж,  не имеет разрешений на этот вид
   деятельности,   что   приводит   к   ущемлению   прав   российских
   трудящихся - мигрантов.
       Осложнение общественно-политической  и социально-экономической
   ситуации в России будет толкать российских граждан на поиск работы
   за  границей.  По  экспертным  оценкам,  число российских граждан,
   желающих выехать на временную работу за границу,  может  составить
   от 2 до 5 млн. человек в год.
       В области   внешней   трудовой   миграции   важно   обеспечить
   содействие  повышению социального статуса мигрирующих работников и
   членов их семей при условии удовлетворения национальных  интересов
   стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
       В связи с этим в рамках государственного регулирования внешней
   трудовой миграции необходимо:
       обеспечить защиту прав российских трудящихся - мигрантов;
       смягчить ситуацию   на   внутреннем   рынке   труда   за  счет
   трудоустройства российских граждан за границей;
       надежно защитить  российский  рынок труда от неконтролируемого
   притока иностранной рабочей силы;
       обеспечить поступление  валютных  средств  за  счет  переводов
   трудящихся - мигрантов и эффективное использование этих средств.
       В этих  целях  вводится  на  территории  Российской  Федерации
   система  квотирования  привлекаемой  иностранной   рабочей   силы,
   лицензирование  деятельности  организаций,  специализирующихся  на
   международном трудовом обмене.
   
       1.3.5. Внутренняя социально-экономическая миграция
   
       Социально-экономическая миграция является  важным  компонентом
   развития   общей   миграционной   ситуации  в  стране.  По  данным
   Госкомстата России  только  за  1990  -  1992  годы  общие  объемы
   внутренней   миграции   составили   более  11  млн.  человек.  Она
   складывается     преимущественно     из     межрегионального     и
   сельско-городского потоков.
   
                        МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ
   
       В настоящее   время   в  межрегиональной  миграции  происходит
   переориентация   потоков   мигрантов   в   места   первоначального
   проживания,  и  прежде  всего  в  старообжитые районы страны.  Это
   обусловлено такими факторами,  как отсутствие высоких заработков и
   льгот  в  новых,  малообжитых  регионах прежнего места жительства,
   прекращение  финансирования  ряда   государственных   программ   и
   связанное   с   этим  свертывание  производственного  и  жилищного
   строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
       Особенно интенсивно  такого  рода миграционные потоки охватили
   территории Севера,  Сибири и Дальнего Востока.  В  ближайшие  годы
   возвратная  миграция  приобретет  еще  более  массовый характер  и
   будет в основном зависеть от ситуации на российском рынке труда  и
   изменений    условий    жизни    населения    России    и   других
   государств - участников СНГ.
   
                       СЕЛЬСКО-ГОРОДСКАЯ МИГРАЦИЯ
   
       Сельско-городской обмен при сохранении проблемного характера в
   перспективе может стабилизироваться под влиянием нового  комплекса
   факторов,  вытекающих из реализации социально-экономических реформ
   в аграрном секторе и сельской  местности  в  целом.  Сдерживающими
   факторами дальнейшего оттока сельского населения в города являются
   развитие  на  селе  новых  форм  собственности  и  хозяйствования,
   земельная реформа и активизация других приватизационных процессов,
   а также активизация факторов,  противодействующих притоку сельских
   жителей   в   города   (безработица,   неразвитость  рынка  жилья,
   напряженность  с  продовольственным  обеспечением).  Те  же  самые
   факторы  будут  способствовать  миграции горожан в село.  Вместе с
   тем,  городские   поселения,   особенно   крупные,   не   потеряют
   привлекательности для селян. В результате уже в 90-е годы масштабы
   миграции сельского населения в города  могут  сократиться,  однако
   встречный  поток  из  города  по-прежнему  останется  во много раз
   меньше.  В 1992 году отрицательное сальдо миграции между  селом  и
   городом  составило 113 тыс.  человек.  Вместе с тем,  приоритетное
   расселение вынужденных мигрантов  в  сельской  местности  является
   основным  фактором относительного уменьшения отрицательного сальдо
   миграции в сравнении с предыдущими годами.
       Экономический кризис в России,  производственная дезинтеграция
   и  обусловленный  ею  спад промышленного производства активизируют
   перемещение  капитала  в  крупные  города.  Наметились   тенденции
   концентрации  определенных  групп  мигрантов и развития их деловой
   активности  в  городах  с  многомиллионным   населением.   Обладая
   многопрофильным   промышленным   комплексом   и   более   развитой
   социальной инфраструктурой,  они  "оттягивают"  на  себя  растущую
   безработицу    в    небольших    городах    и    являются    более
   конкурентоспособными,   предоставляя   широкие   возможности   для
   прибыльного  вложения капитала и осуществления предпринимательской
   деятельности.  Одновременно  удорожание  жизни  в  таких   городах
   становится фактором    оттока    их   коренных   жителей.   Отмена
   административных ограничений на проживание  может  превратить  эти
   города в центры социальной напряженности со специфическим составом
   населения.
       Основу миграционной политики применительно к межрегиональной и
   сельско-городской  миграции  в  России  составит   комплекс   мер,
   нацеленных  на  решение  проблемы  стабилизации  и организованного
   привлечения  населения  к  возрождению  малообжитых  районов,  сел
   (особенно  Нечерноземья)  и  аграрного  сектора на базе новых форм
   собственности и хозяйствования.
   
                  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ
   
       Решение практических  вопросов,  связанных  с  восстановлением
   законных  прав репрессированных народов,  осуществляется на основе
   Закона  Российской  Федерации  "О  реабилитации   репрессированных
   народов".
       В рамках реализации Федеральной миграционной  программы  будет
   осуществляться  координация перемещения репрессированных народов с
   целью  исключения  наложения  миграционных  потоков   и   оказания
   содействия    в    обустройстве    в    случаях,   предусмотренных
   законодательством   Российской   Федерации.   В   связи   с   этим
   предусматривается      разработка      механизмов      возвращения
   репрессированных народов в места их исторического проживания.
       В отношении  народностей,  проживавших в Российской Федерации,
   решение   проблем   восстановления   исторической   справедливости
   осуществляется  в  основном  при  участии  государств  - республик
   бывшего  Союза  ССР  там,  где  это  затрагивает  общие  интересы.
   Проблемы в отношении народов,  имеющих другую историческую родину,
   необходимо решать совместно с государствами,  участвовавшими в  их
   перемещениях.
   
           2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И
                         МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
   
       2.1. Основные направления
   
       Реализация государственной миграционной политики  предполагает
   деятельность органов государственной власти Российской Федерации в
   рамках Федеральной миграционной программы  по  следующим  основным
   направлениям.
       1. Подготовка      предложений      по       совершенствованию
   законодательства  в  области  миграции,  создание  правовой  базы,
   определяющей основные взаимные  права  и  обязанности  мигранта  и
   государства.
       Действующая в Российской  Федерации  законодательная  база  не
   позволяет   осуществить   в   полной   мере  правовое  обеспечение
   миграционных  процессов.   Вследствие   этого   будет   продолжена
   разработка законодательных и иных нормативных актов,  определяющих
   правовое положение различных категорий мигрантов и  взаимодействие
   субъектов  миграционных  правоотношений.  Основой  этих разработок
   будет  являться  разрабатываемый  ФМС   России  Федеральный  закон
   "О миграции в Российской Федерации".
       2. Защита  прав  мигрантов  в   соответствии   с   действующим
   законодательством и нормами международного права.
       Для осуществления мер  по  защите  прав  мигрантов  необходимо
   стимулировать   заинтересованность   и   повысить  ответственность
   органов    государственной    власти     Российской     Федерации,
   неправительственных    организаций   и   предприятий   всех   форм
   собственности за обеспечение прав мигрантов в новых  экономических
   условиях.
       Путем     заключения    межгосударственных    соглашений     с
   государствами -  республиками  бывшего  Союза  ССР  по  проблемам,
   связанным   с   регулированием   миграционных  процессов,  следует
   добиться решения вопросов соблюдения прав человека и экономических
   интересов мигрантов, компенсаций за оставляемое ими жилье и другое
   имущество.  При  этом  вопросы   осуществления   экономической   и
   кредитно-финансовой  политики  в  отношении государств - республик
   бывшего Союза ССР  надо  увязывать  с  защитой  прав  и  интересов
   соотечественников.
       Эффективную защиту прав и законных интересов соотечественников
   за  рубежом  предполагается  осуществлять  при  участии   диаспор,
   этнически связанных с Россией.
       3. Организация   иммиграционного    контроля,    регулирование
   миграционных потоков.
       Контроль и распределение потоков внешней миграции предполагают
   создание  специальных  служб  иммиграционного  контроля на пунктах
   пропуска  через  государственную   границу   и   мест   временного
   содержания иностранцев,  ищущих убежища,  что будет способствовать
   пресечению случаев незаконной миграции.
       Контроль и  распределение  потоков  внутренней  миграции будут
   осуществляться территориальными органами ФМС России,  что позволит
   своевременно  определять  очаги социальной напряженности и вносить
   изменения   в   межрегиональные    и    региональные    программы,
   перераспределяющие миграционные потоки по территориям.
       4. Прием,  временное   размещение   беженцев   и   вынужденных
   переселенцев,  организация расселения, оказание помощи, содействие
   в  трудоустройстве  и  обустройстве  на  новом  постоянном   месте
   жительства.
       Мероприятия по  оказанию   помощи   беженцам   и   вынужденным
   переселенцам ориентированы на:
       полную    поддержку     социально    незащищенной    категории
   мигрантов <*> со стороны государства;
       оказание помощи  семьям  мигрантов  при  их   непосредственном
   участии в своем обустройстве.
       --------------------------------
       <*> Социально  незащищенная  категория  мигрантов  -  одинокие
   пенсионеры и одинокие инвалиды, матери - одиночки с детьми до трех
   лет, дети - сироты,  многодетные  семьи  с тремя и более детьми до
   18 лет.
   
       Реализация задач по приему, размещению и обустройству на новом
   месте   жительства   беженцев  и  вынужденных  переселенцев  будет
   осуществляться в тесном взаимодействии с  органами  исполнительной
   власти  субъектов  Российской  Федерации по вопросам,  связанным с
   выделением земельных участков,  строительством пунктов  первичного
   приема,   центров  временного  размещения,  компактных  поселений,
   созданием новых рабочих мест и реализацией адаптационных программ.
       Развитие сети   пунктов  первичного  приема,  мест  временного
   содержания позволит  ослабить  интенсивность  потока  лиц,  ищущих
   убежища,   в   крупные  административные  центры  и  нормализовать
   криминогенную и эпидемиологическую обстановку.
       5. Разработка  предложений  по реализации внешней и внутренней
   политики России, влияющих на миграционные процессы.
       В условиях   обострения   межнациональных   отношений  в  ряде
   государств - республик бывшего  Союза  ССР,  возникновения  очагов
   этнических  конфликтов  в  России  и  увеличения  вследствие этого
   вероятности массовых перемещений населения требуется особый подход
   к  выработке  внешней  и  внутренней  политики  России.  Изменение
   подходов обусловлено также присоединением Российской  Федерации  к
   Конвенции  ООН  1951 года и Протоколу к ней 1967 года,  касающихся
   статуса   беженцев,   принятием   законов   Российской   Федерации
   "О беженцах"  и  "О вынужденных переселенцах".  Для предотвращения
   возникновения   кризисных   ситуаций,   связанных   с   проблемами
   вынужденной   миграции,  необходимо  своевременное  информирование
   соответствующих  федеральных  органов  исполнительной  власти   об
   изменениях   в   общеполитической   и  миграционной  обстановке  и
   предложениях по гармонизации внутренней и внешней политики России.
       6. Прогнозирование   миграционных   процессов  и  формирование
   государственной   миграционной   политики   с   учетом   изменения
   общеполитической и экономической ситуации.
       Стереотип возникновения  конфликтных   ситуаций   за   рубежом
   позволяет   с   достаточной   степенью  вероятности  разрабатывать
   ситуационные  модели  миграционного  поведения   в   экстремальных
   условиях.
       Координационная деятельность   ФМС   России   по   научным   и
   практическим разработкам,  связанным с анализом и прогнозированием
   развития миграционных  процессов, будет  осуществляться  на  новой
   методологической основе  с  использованием  единой информационно -
   справочной системы в области миграции.
       7. Разработка   региональных   и  межрегиональных  программ  и
   организация их выполнения.
       Необходимость единого  подхода  в  реализации  государственной
   миграционной политики,  включая учет  демографической  ситуации  и
   состояния   рынка  труда  регионов,  возможность  территориального
   перераспределения   миграционных   потоков   требуют    разработки
   межрегиональных  и  региональных  программ на основе рационального
   расселения мигрантов на территории России,  что снизит нагрузку на
   региональные   рынки  жилья,  труда  и  потребления.  Региональные
   программы должны сочетать в  себе  интересы  всех  слоев  и  групп
   населения.
       8. Распределение средств,  выделяемых из федерального  бюджета
   на  решение  проблем  миграции,  и  контроль за их использованием.
   Определение альтернативных источников финансирования.
       Определение и   оценка   источников  финансирования  программ,
   разработка расчетов текущих затрат и  объемов  капиталовложений  с
   учетом   развития   инфраструктуры  и  социальной  сферы  регионов
   позволит осуществлять перераспределение финансовых средств, исходя
   из  приоритетов  и  сроков  выполнения  программ,  а также усилить
   контроль  за  их  использованием.  Одновременно  предусматривается
   стимулирование  создания  инвестиционных  фондов,  международных и
   российских банков,  системы кредитования и страхования  мигрантов,
   разработка механизма привлечения средств внебюджетных фондов.
       9. Разработка  механизмов  взаимодействия  между  федеральными
   органами  исполнительной  власти  и органами исполнительной власти
   субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.
       Создание единой    системы    взаимодействия    в   управлении
   миграционными процессами исключит возможность дублирования функций
   и позволит эффективно осуществлять программные мероприятия.
       10. Взаимодействие с российскими, международными и зарубежными
   правительственными     и    неправительственными    организациями,
   ассоциациями и фирмами с  целью  оказания  практической  помощи  и
   привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем.
   
       2.2. Правовое обеспечение программы
   
       Развитие новых социально-экономических отношений на территории
   Российской   Федерации   требует    кардинальных    изменений    в
   законодательстве  России.  Действующая  в настоящее время правовая
   база не позволяет успешно осуществить системный подход к  проблеме
   миграции.
       Законы Российской Федерации  "О  беженцах"  и  "О  вынужденных
   переселенцах"  определяют  только  две категории лиц,  совершающих
   вынужденную миграцию, и не охватывают всех миграционных потоков.
       Дальнейшая разработка законодательства, регулирующего проблемы
   миграции, должна быть направлена на достижение следующих целей:
       управление миграционными  процессами  в  Российской Федерации,
   включая   регулирование   въезда   и   выезда   мигрантов    путем
   осуществления иммиграционного контроля,  стабилизации миграционных
   потоков;
       защита прав  и  интересов  граждан  России  вне зависимости от
   места  (государства)  проживания  либо  пребывания,  в  том  числе
   трудящихся - мигрантов;
       содействие в социально-экономической  адаптации  и  интеграции
   мигрантов на территории Российской Федерации.
       Предполагается развитие   договорных   отношений   в   области
   миграции  федеральных  органов  исполнительной  власти  с органами
   исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
   между ними.
       Взаимоотношения между субъектами Российской  Федерации,  кроме
   договорных   отношений,   могут   регулироваться   путем  создания
   межрегиональных программ.
       В условиях развития института частной собственности на землю и
   установления новых отношений в  землепользовании  и  землевладении
   требуется   создание  целевого  земельного  фонда  для  расселения
   вынужденных мигрантов и их обустройства.
       Необходимо активнее   использовать   возможности    Российской
   Федерации  как  субъекта  международного  права.  Следует провести
   анализ международных актов,  касающихся как основных прав и свобод
   граждан,  так  и  проблем  беженцев,  для выработки рекомендаций о
   возможности присоединения Российской Федерации к  этим  документам
   на основе соблюдения национальных интересов.
       Во внешнеполитической     деятельности    в    отношениях    с
   государствами - республиками бывшего Союза ССР  следует  проводить
   линию,  стимулирующую  ратификацию ими международных документов по
   правам   человека,   дифференцируя   взаимоотношения    с    этими
   государствами (политические,  экономические,  культурные и т.д.) с
   учетом данного  обстоятельства.  При  этом  необходимо  добиваться
   получения  от  этих  государств признания двойного гражданства,  а
   также гарантий компенсации вынужденным  мигрантам  за  оставляемое
   жилье и другое имущество.
       Необходима   разработка    и    систематизация    нормативно -
   терминологического   аппарата,   что   позволит   классифицировать
   миграционные потоки,  определит меры по их регулированию  и  будет
   способствовать   соблюдению   интересов   как   человека,   так  и
   государства.
       Правовое регулирование   проблем   миграции   на  основе  норм
   международного права предполагает:
       для  ситуации,  когда  Россия  войдет  в  состав  Европейского
   Союза, - присоединение  к  Конвенции  1950  года  по  защите  прав
   человека  и  основных  свобод  и  Протоколов  к  ней,  в том числе
   признающих юрисдикцию Комиссии и Суда по правам человека;
       для ситуации  с  государствами  - участниками СНГ - заключение
   между   государствами   -    участниками    СНГ    соответствующей
   многосторонней  конвенции,  в том числе фиксация в ней положения о
   создании суда,  призванного разрешать межгосударственные споры,  в
   том числе по вопросам защиты прав человека;
       для ситуации  с  другими  государствами  -  заключение   между
   Российской Федерацией и этими государствами двусторонних договоров
   о защите прав и основных свобод человека, национальных меньшинств,
   соотечественников  и о создании комиссий по наблюдению за ходом их
   выполнения,  уполномоченных принимать  решения,  обязательные  для
   выполнения сторонами.
       Увеличение потоков вынужденной миграции  в  бывшем  Союзе  ССР
   потребовало  создания единого Кодекса правил обращения с беженцами
   и  вынужденными   переселенцами,   проживавшими   ранее   на   его
   территории.
       В ходе разработки настоящей Программы в 1993 году  ФМС  России
   подготовлены    и    вступили   в   действие   нормативные   акты,
   регламентирующие работу с вынужденными переселенцами.
   
             МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ
   
   ----------------------------------T------T------T----------------¬
   ¦    Содержание мероприятий       ¦ 1994 ¦ 1995 ¦  Ответственные ¦
   ¦                                 ¦  год ¦  год ¦   исполнители  ¦
   +---------------------------------+------+------+----------------+
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Провести анализ международных    ¦ <*>  ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦правовых актов в области миграции¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦и подготовить предложения по     ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦целесообразности присоединения   ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦к ним Российской Федерации       ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Подготовить предложения по       ¦ <*>  ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦изменению и дополнению           ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦законодательства Российской      ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦Федерации в части, касающейся    ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦проблем миграции, защите прав    ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦и свобод мигрантов               ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Подготовить проекты федеральных  ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦законов:                         ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О миграции в Российской         ¦ <*>  ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦Федерации"                       ¦      ¦      ¦Минтруд России  ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФСЗ России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦МВД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"Об эмиграции и иммиграции"      ¦ <*>  ¦ <*>  ¦ФМС России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФПС - Главкомат ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФСК России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦МВД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"Об убежище на территории        ¦      ¦ <*>  ¦ФМС России      ¦
   ¦Российской Федерации"            ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФСК России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦МВД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О въезде, выезде и пребывании   ¦      ¦ <*>  ¦МИД России      ¦
   ¦на территории Российской         ¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦Федерации иностранных            ¦      ¦      ¦ФПС - Главкомат ¦
   ¦граждан и лиц без                ¦      ¦      ¦ФСК России      ¦
   ¦гражданства"                     ¦      ¦      ¦МВД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О правовом положении иностранных¦ <*>  ¦ <*>  ¦    -"-         ¦
   ¦граждан на территории Российской ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Федерации"                       ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О социальной защите             ¦      ¦ <*>  ¦ФМС России      ¦
   ¦трудящихся - мигрантов"          ¦      ¦      ¦Минсоцзащиты    ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦России          ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минтруд России  ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минсотрудничест-¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦во России       ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О вакцинопрофилактике"          ¦      ¦ <*>  ¦Госкомсанэпид-  ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦надзор России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минздравмедпром ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦России          ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦"О санитарной охране             ¦      ¦ <*>  ¦Госкомсанэпид-  ¦
   ¦территории Российской            ¦      ¦      ¦надзор России   ¦
   ¦Федерации"                       ¦      ¦      ¦Минздравмед-    ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦пром России     ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Подготовить проекты              ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦следующих нормативных актов:     ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Соглашения между федеральными    ¦ <*>  ¦ <*>  ¦ФМС России      ¦
   ¦органами исполнительной власти   ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦и органами исполнительной власти ¦      ¦      ¦Минэкономики    ¦
   ¦субъектов Российской Федерации   ¦      ¦      ¦России          ¦
   ¦о расселении лиц, ищущих убежища ¦      ¦      ¦МИД России      ¦
   ¦в России                         ¦      ¦      ¦Минсотрудничест-¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦во России       ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Постановление Правительства      ¦      ¦ <*>  ¦Роскомзем       ¦
   ¦Российской Федерации "О порядке  ¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦формирования целевого земельного ¦      ¦      ¦Минэкономики    ¦
   ¦фонда для расселения беженцев    ¦      ¦      ¦России          ¦
   ¦и вынужденных переселенцев       ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦и режиме его использования"      ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Постановление Правительства      ¦ <*>  ¦      ¦Роскомзем       ¦
   ¦Российской Федерации "О порядке  ¦      ¦      ¦Минфин России   ¦
   ¦использования средств специально-¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦го денежного фонда "Земля"       ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦                                 ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦Постановление Правительства      ¦      ¦ <*>  ¦МЧС России      ¦
   ¦Российской Федерации "О порядке  ¦      ¦      ¦Миннац России   ¦
   ¦взаимодействия федеральных       ¦      ¦      ¦ФМС России      ¦
   ¦органов исполнительной власти    ¦      ¦      ¦МВД России      ¦
   ¦и органов исполнительной власти  ¦      ¦      ¦Минюст России   ¦
   ¦субъектов Российской Федерации   ¦      ¦      ¦                ¦
   ¦при эвакуации населения в услови-¦      ¦      ¦                ¦
   ¦ях чрезвычайной ситуации"        ¦      ¦      ¦                ¦
   L---------------------------------+------+------+-----------------
       Примечание. Звездочки <*> означают год выполнения мероприятия.
   
       2.3. Вынужденная миграция
   
       Для решения  проблемы вынужденных мигрантов требуется создание
   системы мер, среди которых необходимо выделить следующие:
       1. Разработка комплексного подхода к созданию условий приема и
   размещения  вынужденных  мигрантов  в  соответствии  с их статусом
   (стимулирование    самообеспечения    беженцев    и    вынужденных
   переселенцев,   с   одной   стороны,   и   экономическое  развитие
   принимающего региона - с другой).
       Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами
   исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации необходимо
   определить  перспективу  развития  принимающих  регионов,  которая
   наряду   со   стимулированием   участия   беженцев  и  вынужденных
   переселенцев в собственном обустройстве  предусматривает  комплекс
   мер,  позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение
   отдельных территорий и страны в целом.
       2. Разработка   и   реализация   программ   помощи   социально
   незащищенным категориям вынужденных мигрантов.
       Реализация принципов  миграционной  политики  требует создания
   комплекса специальных  мер  по  приему  и  обустройству  социально
   незащищенных  категорий  вынужденных  мигрантов  и  может включать
   следующие основные направления:
       предоставление пособий и безвозмездных ссуд;
       предоставление жилой площади  для  постоянного  расселения  из
   специально  создаваемого  государственного  жилищного  фонда,  а в
   случае необходимости выделение мигрантам  земельных  участков  под
   жилищное строительство;
       предоставление мест  в  стационарных  учреждениях  социального
   обслуживания (дома   -  интернаты  для  престарелых  и  инвалидов,
   детские дома - интернаты);
       обеспечение социально-бытовым   обслуживанием   через   службы
   срочной социальной  помощи,  отделения  надомного  обслуживания  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное