Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПИСЬМО ГОССТРОЯ РФ ОТ 29.12.93 N 12-349 "О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   рекомендуется к применению  метод  определения  сметной  стоимости
   строительства на  базе  показателей  на отдельные виды работ (ПВР)
   (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146)(6).
       2.2.10. Базисно-индексный    метод    определения    стоимости
   строительства основан   на   использовании   системы   текущих   и
   прогнозных индексов  по  отношению  к  стоимости,  определенной  в
   базисном уровне или  в  текущем  уровне  предшествующего  периода.
   Приведение в  уровень  текущих (прогнозных) цен производится путем
   перемножения базисной стоимости по  строкам  сметы  и  каждому  из
   элементов технологической   структуры   капитальных   вложений  на
   соответствующий индекс  по  отрасли  (подотрасли),  виду  работ  с
   последующим суммированием    итогов    сметного    документа    по
   соответствующим графам.  Принципы  использования  данного   метода
   приведены в  Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от
   31.05.93 N 12-133)(5).
       2.2.11. Базисно-компенсационный   метод   -  это  суммирование
   стоимости, исчисленной  в   базисном   уровне   сметных   цен,   и
   определяемых расчетами  дополнительных затрат,  связанных с ростом
   цен и   тарифов   на   потребляемые   в   строительстве    ресурсы
   (материальные, технические,        энергетические,       трудовые,
   оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов
   в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и
   тарифов.
       2.2.12. Метод  применения  банков  данных  о  стоимости  ранее
   построенных или запроектированных  объектов  -  это  использование
   стоимостных данных   по   зданиям   и   сооружениям,   аналогичным
   проектируемому в данный момент.
       2.2.13. До  наступления  стабилизации экономической ситуации и
   завершения формирования   в   отрасли   соответствующих   рыночных
   структур из всех возможных методов определения сметной стоимости и
   свободных (договорных) цен на строительную продукцию  приоритетное
   значение имеют ресурсный и ресурсно-индексный.

                    2.3. Автоматизация выпуска смет

       2.3.1. В    условиях    функционирования    рыночной   системы
   ценообразования и  сметного  нормирования  в  еще   большей   мере
   возрастает роль  вычислительной  техники и программных средств для
   выпуска сметной  документации.  Это   обусловлено   необходимостью
   обработки больших       объемов      информации,      составляющих
   нормативно-справочную базу (НСБ) и параметрические  характеристики
   объектов, более  высокой  степенью детализации применяемых методов
   составления смет.
       При оснащении  организаций  вычислительной  техникой все более
   доминирующими являются персональные ЭВМ (ПЭВМ) типа IBM PC, дающие
   возможность непосредственного     доступа    пользователя    (т.е.
   сметчика-специалиста) к    процессам     обработки     информации,
   относительная простота   освоения   работы   на   компьютере   без
   специальной подготовки в области  программирования.  Использование
   ПЭВМ коренным  образом  меняет  технологию выпуска и применения на
   практике сметной   документации.   Центральным   звеном   процесса
   становится автоматизированное   рабочее  место  (АРМ)  специалиста
   сметно-экономической службы,  который имеет в  своем  распоряжении
   готовые программные  средства  - программно-методические комплексы
   (ПМК). На магнитных носителях ПЭВМ располагается  вся  необходимая
   информация: НСБ сметно-экономических нормативов, архив оперативной
   информации, программные  средства  по  ведению   базы   данных   и
   формированию смет,    техническая   документация   по   работе   с
   программным обеспечением   и    т.д.    Программное    обеспечение
   функционирует в   режиме   диалога   с  пользователем,  информация
   представляется (выводится на экран) в привычном таблично-текстовом
   виде, пользователь  имеет  в любой момент времени непосредственный
   доступ к  НСБ  и   практически   неограниченные   возможности   по
   корректировке и  актуализации обрабатываемой информации.  При этом
   значительно повышается качество формируемой документации.
       Функционирование АРМ  сметчика в сфере компьютерных сетей дает
   возможность принципиально   изменить   порядок   выдачи    сметной
   документации, т.е.  перейти  на  безбумажную  технологию  - выдачу
   информации на машинных носителях.
       2.3.2. В   распоряжении  участников  инвестиционного  процесса
   имеются следующие автоматизированные компьютерные системы  выпуска
   сметной   документации:  программно-методические  комплексы  (ПМК)
   "ПВР-93"  и  "ИНВЕСТОР"; программные  комплексы   (ПК):   "БАРС+",
   "Космос-3р",  "АРС-92", "РИК" (Ресурсно-Индексное Калькулирование)
   и др.
       Программные средства позволяют определять реальную стоимость в
   текущих ценах на любой момент времени.

       3. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
                            НА СТРОИТЕЛЬСТВО

                     3.1. Локальные сметные расчеты

                         3.1.1. Общие положения

       3.1.1.1. Локальные  сметные  расчеты (сметы) на отдельные виды
   строительных и монтажных работ,  а также на стоимость оборудования
   составляются исходя из следующих данных:
       параметров зданий,  сооружений,  их  частей  и  конструктивных
   элементов, принятых в проектных решениях;
       объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных
   работ и определяемых по проектным материалам;
       номенклатуры и количества оборудования,  мебели  и  инвентаря,
   принятых из  заказных спецификаций,  ведомостей и других проектных
   материалов;
       действующих сметных  нормативов  и  показателей на виды работ,
   конструктивные  элементы,   а   также   свободных   (рыночных)   и
   регулируемых   цен   и  тарифов  на  продукцию  производственно  -
   технического назначения и услуги (в т.ч. на оборудование, мебель и
   инвентарь). При этом приоритет имеют укрупненные сметные нормативы
   и стоимостные показатели.
       Локальные сметные расчеты составляются вместо локальных смет в
   тех случаях, когда объемы работ еще окончательно не определились и
   подлежат уточнению  при  разработке  РД  или  в том случае,  когда
   объемы работ,  характер и  методы  их  выполнения  не  могут  быть
   достаточно точно  определены  при  проектировании  и  уточняются в
   процессе строительства  (отдельные  виды  работ  и  конструктивные
   элементы подводной  части  гидротехнических  сооружений,  зданий и
   сооружений экспериментального   строительства,    реконструируемых
   зданий и  сооружений,  технологической  части  объектов  с  новыми
   видами производства, дноуглубительные и горнопроходческие работы и
   т.п. <*>.
       По мере  разработки  РД  на  соответствующую  часть   проекта,
   привязки типовых   проектов   к   местным  условиям  строительства
   стоимость, определенная локальными сметными расчетами,  уточняется
   в локальных  сметах.  Локальный  сметный расчет определяет сметный
   лимит по отдельному виду работ и затрат.
       -------------------------------
       <*> Перечень   таких   работ   устанавливается  министерствами
   (ведомствами) - заказчиками и администрациями субъектов Российской
   Федерации   в   соответствующих   ведомственных   и   региональных
   документах   по    проектированию    и    определению    стоимости
   строительства.

       3.1.1.2. Применительно    к   особенностям   отдельных   видов
   строительства, специализации    подрядных    строительно-монтажных
   организаций, структуре  проектной  документации  локальные сметные
   расчеты (сметы) составляются:
       а) ПО ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ:
       на строительные  работы,  специальные   строительные   работы,
   внутренние санитарно-технические         работы,        внутреннее
   электроосвещение, электросиловые   установки,    на    монтаж    и
   приобретение технологического   и   других   видов   оборудования,
   контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики,  слаботочных
   устройств (связь,     сигнализация     и    т.п.),    приобретение
   приспособлений, мебели, инвентаря и на другие работы;
       б) ПО ОБЩЕПЛОЩАДОЧНЫМ РАБОТАМ:
       на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей
   и дорог,  благоустройство территории,  малые архитектурные формы и
   другие.
       3.1.1.3. Допускается  составление  на  один и тот же вид работ
   двух и более локальных сметных расчетов (смет) при  проектировании
   сложных зданий   и   сооружений,   при   осуществлении  разработки
   технической документации для строительства несколькими  проектными
   организациями, а  также  при  формировании  сметной  стоимости  по
   пусковым комплексам.
       3.1.1.4. В  локальных  сметных  расчетах (сметах) производится
   группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам
   здания (сооружения),  видам работ и устройств. Порядок группировки
   должен соответствовать технологической последовательности работ  и
   учитывать специфические особенности отдельных видов строительства.
   Этот порядок должен  регламентироваться  отраслевыми  нормативными
   документами. При этом по зданиям и сооружениям может быть допущено
   разделение на  подземную  часть  (работы   "нулевого   цикла")   и
   надземную часть.
       Исходя из названных принципов  группировки  локальный  сметный
   расчет (смета) может иметь разделы:
       на строительные работы:  земляные работы;  фундаменты и  стены
   подземной части;  стены;  каркас;  перекрытия, перегородки; полы и
   основания; покрытия  и  кровли;  заполнение  проемов;  лестницы  и
   площадки; отделочные  работы;  разные работы (крыльца,  отмостки и
   прочее) и т.п.;
       на специальные    строительные    работы:    фундаменты    под
   оборудование; специальные основания;  каналы и приямки; обмуровку,
   футеровку и изоляцию; химические защитные покрытия и т.п.;
       на внутренние   санитарно-технические   работы:    водопровод,
   канализацию, отопление,  вентиляцию  и кондиционирование воздуха и
   т.п.;
       на установку     оборудования:     приобретение    и    монтаж
   технологического оборудования;   технологических    трубопроводов;
   металлических конструкций  (связанных с установкой оборудования) и
   т.п.
       По относительно простым объектам группировка сметной стоимости
   по разделам может не производиться.
       3.1.1.5. Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами
   (сметами), включает в себя прямые  затраты,  накладные  расходы  и
   сметную прибыль (плановые накопления).
       Прямые затраты  учитывают  стоимость  оплаты  труда   рабочих,
   материалов,   изделий,  конструкций  и  эксплуатации  строительных
   машин.
       Накладные расходы  учитывают   затраты   строительно-монтажных
   организаций, связанные с созданием общих условий производства, его
   обслуживанием, организацией и управлением.
       Сметная прибыль  (плановые  накопления)  -  это сумма средств,
   необходимая для    покрытия     отдельных     (общих)     расходов
   строительно-монтажных организаций,  не  относимых на себестоимость
   работ, и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости
   (цены) строительной продукции.
       Начисление указанных сумм при  составлении  локальных  сметных
   расчетов (смет)  без  деления  на  разделы  производится  в  конце
   расчета (сметы),  за итогом прямых затрат,  а при формировании  по
   разделам -  в  конце каждого раздела и в целом по сметному расчету
   (смете).
       3.1.1.6. Локальные  сметные расчеты (сметы) составляются,  как
   правило, по рекомендуемым Госстроем России формам,  приведенным  в
   Прил. 2.
       При использовании ресурсного  или  ресурсно-индексного  метода
   могут применяться следующие формы:
       при относительно небольшой номенклатуре ресурсных  показателей
   - Форма  N  4  (унифицированная),  по  которой делается выделение,
   суммирование и оценка этих показателей  в  соответствующем  уровне
   цен;
       при большой номенклатуре ресурсных показателей - Форма N 4а  и
   Форма N 5, на основе которых сначала в составе локальной ресурсной
   ведомости делается выделение и суммирование ресурсных показателей,
   а в   локальном   ресурсном   сметном  расчете  (смете)  -  оценка
   показателей.
       При этом  в инвесторской документации рекомендуется определять
   стоимость как в базисном уровне (графы 6 и 7), так и в текущем или
   прогнозном (графы  8  и 9).  Примеры составления локальных сметных
   расчетов (смет)  ресурсным  методом   приведены   в   Методических
   рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12)(4);
       при использовании укрупненных показателей  базисной  стоимости
   (УПБС ВР)  и сборников показателей стоимости на виды работ (ПВР) -
   Форма N 4-в совместно с другими  Формами  (N  1-исх,  N  2-исх,  N
   4-мат, N 4-мех,  N 3-св,  N 1-рк,  N 2-к), назначение и применение
   которых указано  в  Методических  рекомендациях  (письмо  Госстроя
   России от  04.06.93  N  12-146)(6)  и  Методических  рекомендациях
   (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275)(9).
       3.1.1.7. В  тех  случаях,  когда  в  соответствии с проектными
   данными осуществляются   разборка   конструкций    (металлических,
   железобетонных и других),  снос зданий и сооружений,  в результате
   которых намечается  получить  конструкции,  материалы  и  изделия,
   пригодные для  повторного  применения,  или  производится попутная
   строительству добыча отдельных материалов (камень,  щебень,  лес и
   др.), за итогом локальных смет на разборку,  снос (перенос) зданий
   и сооружений  и  другие  работы  справочно  приводятся  возвратные
   суммы, т.е.   суммы,  уменьшающие  размеры  выделяемых  заказчиком
   капитальных вложений,  не исключаемые из итога локального сметного
   расчета (сметы)  и  из объема выполненных работ.  Возвратные суммы
   показываются отдельной  строкой  под  названием   "В   том   числе
   возвратные суммы"  и  определяются  на  основе приводимых также за
   итогом расчета (сметы) номенклатуры и  количества  получаемых  для
   последующего использования конструкций,  материалов и изделий <*>.
   Стоимость  таких  конструкций,  материалов  и  изделий  в  составе
   возвратных  сумм  определяется  по  свободным  (рыночным) ценам за
   вычетом из этих сумм расходов по приведению  их  в  пригодное  для
   использования   состояние   и   доставке  в  места  складирования.
   Стоимость материалов,  получаемых в порядке попутной  добычи,  при
   невозможности  использования  их  на данном строительстве,  но при
   наличии  возможности  реализации  учитывается  по  действующим   в
   регионе ценам.
       В случае   невозможности   (подтвержденной    соответствующими
   документами) использования  или  реализации материалов от разборки
   или попутной  добычи  их  стоимость   в   возвратных   суммах   не
   учитывается.
       -------------------------------
       <*> Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных
   суммах,  следует  отличать   от   так   называемых   оборачиваемых
   материалов   (опалубка,   крепление   и   т.п.),   применяемых   в
   соответствии с технологией строительного производства по нескольку
   раз   при   выполнении   отдельных   видов   строительных   работ.
   Неоднократная  их  оборачиваемость  учтена  в  сметных  нормах   и
   составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции
   и виды работ.

       3.1.1.8. Данные о стоимости оборудования,  мебели и  инвентаря
   включаются в локальные сметные расчеты (сметы) согласно положению,
   предусмотренному в подразделе 3.4. настоящего раздела Порядка.
       При использовании  оборудования,  которое  числится в основных
   фондах и  намечается  к  демонтажу   и   переносу   в   строящееся
   (реконструируемое) здание       в      пределах      расширяемого,
   реконструируемого или  технически  перевооружаемого   действующего
   предприятия, в     локальных     сметных     расчетах     (сметах)
   предусматриваются только средства на демонтаж и  повторный  монтаж
   этого оборудования,  а  за итогом сметы справочно показывается его
   балансовая стоимость,  учитываемая в общем  лимите  стоимости  для
   определения технико-экономических показателей проекта.
       3.1.1.9. При составлении локальных сметных расчетов (смет)  на
   работы, осуществляемые   в   ходе   реконструкции,   расширения  и
   технического перевооружения  действующих  предприятий,  зданий   и
   сооружений, применяются  в  основном  сметные нормативы,  которыми
   учтены усложняющие факторы и условия производства таких работ:
       сборник 46  "Работы  при  реконструкции  зданий  и сооружений"
   (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91);
       сборники с 51 по 69 на ремонтно-строительные работы;
       индивидуальные сметные    нормы    (расценки,    калькуляции),
   учитывающие конкретные условия производства работ.
       При применении других сборников СНиР-91 и расценок  на  монтаж
   оборудования усложняющие    факторы    и    условия    учитываются
   дополнительно с помощью коэффициентов,  приведенных в  Прил.  4  к
   Общим положениям   по   применению  сметных  норм  и  расценок  на
   строительные работы (СНиП 4.02-91,  СНиП 4.05-91) и в  технической
   части (п.  2.1)  Общих  положений по применению расценок на монтаж
   оборудования (СНиП 4.06-91),  а  при  использовании  иных  сметных
   нормативов -   в  порядке,  предусмотренном  техническими  частями
   соответствующих сборников сметных нормативов.
       При использовании  нормативной базы,  введенной в действие с 1
   января 1984 г.  (в т.ч.  ЭСН-84,  ЕРЕР-84,  РМО-84 и  др.),  могут
   применяться к   сметной   стоимости  строительно-монтажных  работ,
   определенной в базисном  уровне,  установленные  ранее  повышающие
   коэффициенты.
       3.1.1.10. Локальные сметные расчеты (сметы) могут составляться
   и обычным методом,  т.е. на основе объемов работ и текущих сметных
   цен на отдельные виды  работ,  для  чего  могут  быть  разработаны
   региональные (построечные  или фирменные) каталоги текущих сметных
   цен по видам работ  по  удобной  для  пользователей  форме.  Такой
   подход рекомендуется  для  специализированных  (в  т.ч.  линейных)
   строек, где  сметные  цены  формировались  и   ранее   на   основе
   индивидуальных транспортных схем.
       Для строительства,  осуществляемого  в   конкретном   регионе,
   целесообразно применять  уже  проработанный  для  рыночных условий
   метод ПВР  и  УПБС  ВР,  где  применяются  каталог  базовых   цен,
   разработанный единовременно по форме N 1-б, и региональный каталог
   цен на отдельные виды работ, который составляется по форме N 1-рк,
   а затем   на   компьютерной  основе  поквартально  или  ежемесячно
   уточняется по результатам регистрации уровня цен на ресурсы. Более
   подробно этот  подход освещен в Методических рекомендациях (письмо
   от 05.11.93 N 12-275)(9).

           3.1.2. Применение ресурсного и ресурсно-индексного
                                 методов

       3.1.2.1. При   применении   ресурсного   (ресурсно-индексного)
   метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат  в
   локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные
   показатели:
       данные о трудоемкости работ (чел.-ч.) для определения размеров
   оплаты труда  рабочих,  выполняющих   соответствующие   работы   и
   обслуживающих строительные машины;
       данные о времени использования строительных машин (маш.-ч);
       данные о  расходе материалов,  изделий (деталей) и конструкций
   (в принятых физических  единицах  измерения:  куб. м,  кв. м,  т и
   пр.).
       В составе последних данных выделяются такие данные, как:
       расход ресурсов   на   транспортировку   материалов,   изделий
   (деталей) и  конструкций  от  поставщика  до  приобъектного склада
   подрядчика;
       масса строительных    материалов,    изделий    (деталей)    и
   конструкций.
       3.1.2.2. Для  выделения   ресурсных   показателей   могут   на
   равноправной основе использоваться:
       а) проектные материалы (в составе проектов,  РД)  о  потребных
   ресурсах:
       ведомости потребности  материалов  (ВМ)  и  сводные  ведомости
   потребности материалов    (СВМ),    составляемые    раздельно   на
   конструкции, изделия  и  детали  (спецификации)  и  на   остальные
   строительные материалы, необходимые для производства строительных,
   специальных строительных и монтажных работ;
       данные о   затратах  труда  рабочих  и  времени  использования
   строительных машин,  приводимые  в  разделе  проекта  "Организация
   строительства" (в  проекте  организации  строительства  -  ПОС,  в
   проекте организации работ - ПОР или в проекте производства работ -
   ППР);
       б) общие производственные нормы  расхода  материалов  (ОПНРМ),
   применение которых   предусматривается   различными   программными
   комплексами, а  также  ведомственные  и  местные  производственные
   нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и
   заказчиков;
       в) сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:
       сборники СНиР-91 на строительные работы  (СНиП  4.02-91,  СНиП
   4.05-91);
       сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и
   на специальные строительные работы;
       сборники укрупненных ресурсных  нормативов  и  показателей  на
   объекты производственного    назначения    (УРН,   УПР   и   пр.),
   разрабатываемые по отдельным  видам  строительства  (транспортное,
   энергетическое и  т.п.)  с  учетом  в  них  отраслевой специфики и
   применяемые на любой стадии  разработки  технической  документации
   для строительства;
       г) собственная нормативная база пользователя.
       Ресурсные показатели,   полученные  из  различных  источников,
   могут сопоставляться,  и выбранный вариант, наиболее приемлемый по
   мнению пользователя,   применяется  в  ресурсном  сметном  расчете
   (смете) для определения стоимости работ.
       3.1.2.3. Суммарные  ресурсные  показатели в составе локального
   сметного расчета (сметы) оцениваются с целью  определения  сметных
   прямых затрат.  В зависимости от выбора пользователя это  делается
   либо по итогу объекта в целом,  либо по объекту в целом и также по
   соответствующим разделам  сметы.  Оценку рекомендуется производить
   как в базисном, так и в текущем (прогнозном) уровне.
       Если отслеживание  и фиксация текущих сметных цен производится
   по полной  номенклатуре  материалов,  изделий  и  конструкций,  то
   обеспечивается применение   ресурсного   метода.   Если  же  такое
   отслеживание производится   по   материалам-представителям   (т.е.
   основным материалам,  цены  на  которые  в решающей мере влияют на
   общую стоимость строительной продукции), а по остальным материалам
   это осуществляется через индексацию,  то обеспечивается применение
   ресурсно-индексного метода.
       3.1.2.4. Применение  ресурсного  (ресурсно-индексного)  метода
   возможно как  в  предпроектных  проработках  и  составе  проектных
   материалов (с    применением   сборников   укрупненных   ресурсных
   нормативов и показателей), так и в составе рабочей документации (с
   применением любой    имеющейся    в   распоряжении   пользователей
   нормативной базы).

       3.1.3. Порядок определения сметных затрат по оплате труда

       3.1.3.1. Согласно  действующему законодательству <*> подрядчик
   и  заказчик  вправе  самостоятельно  по   согласованным   расчетам
   определять  в  составе  свободных (договорных) цен на строительную
   продукцию  (работы,  услуги)  размер  средств  на   оплату   труда
   работников,  занятых в основной деятельности,  с отнесением затрат
   по оплате  труда  на  себестоимость  продукции  (работ,  услуг)  в
   соответствии    с    Положением,    утвержденным    Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 <**> с учетом
   установленной  законодательством  нормируемой величины расходов по
   оплате труда работников предприятий и организаций.
       -------------------------------
       <*> Закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности
   в  Российской  Федерации"  от 26.06.91 N 1488-1,  Закон Российской
   Федерации "О предприятиях и предпринимательской  деятельности"  от
   25.12.90 N 445-1.
       <**> Для отрасли "Строительство" Госстрой  России  письмом  от
   30.11.93 N   7-14/187   ввел   в   действие   по   согласованию  с
   Минэкономикой России  и  Минфином  России  "Типовые   методические
   рекомендации по  планированию  и  учету себестоимости строительных
   работ".

       3.1.3.2. Порядок  составления  расчетов  размера  средств   на
   оплату труда  для  учета в сметах и в свободных (договорных) ценах
   на строительную  продукцию  (работы,  услуги)  зависит  от  метода
   определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, наличия
   исходной информации     в     конкретной     строительно-монтажной
   организации, а   также   статистических  данных.  Рекомендации  по
   составлению таких расчетов приведены в Прил. 5.
       3.1.3.3. При  любом из применяемых методов составления расчета
   полученные результаты могут уточняться или  индексироваться,  если
   за время  строительства  (выполнения  работ) имеют место повышение
   цен на применяемые трудовые ресурсы и увеличение заработной платы.
   Указанные уточнения или индексация размера средств на оплату труда
   производятся независимо от источника финансирования строительства.

               3.1.4. Порядок определения сметных затрат
                   на эксплуатацию строительных машин

       3.1.4.1. В  составе  локальных сметных расчетов (смет) затраты
   на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о
   времени использования  (нормативная потребность) необходимых машин
   (в маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.
       3.1.4.2. Нормативная  потребность в строительных машинах может
   определяться:
       либо на  основе выделения и суммирования в локальной ресурсной
   ведомости или  в  локальном  ресурсном  сметном  расчете   (смете)
   ресурсных показателей  на  машины,  применяемые  на  объекте  (при
   выполнении работы),  с  сопоставлением  полученных  результатов  с
   данными ПОС,  согласованного  с  подрядчиком,  или  ППР  и выбором
   наиболее приемлемого для пользователя варианта;
       либо сразу  по данным ПОС,  согласованного с подрядчиком,  или
   ППР.
       Порядок выделения  и  суммирования  ресурсных  показателей  по
   строительным машинам приведен в Методических рекомендациях (письмо
   Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12)(4).
       Порядок корректировки затрат машинного времени  на  выполнение
   определенного вида  работ  (при  применении  метода ПВР и УПБС ВР)
   приведен соответственно  в  разделе  7  Методических  рекомендаций
   (письмо Госстроя  России  от  04.06.93 N 12-146) (6) и в разделе 6
   Методических  рекомендаций  (письмо  Госстроя России  от  05.11.93
   N 12-275)(9).
       3.1.4.3. Оценка итоговых данных о потребности  в  строительных
   машинах осуществляется:
       в базисном уровне - по Сборнику сметных  норм  и  расценок  на
   эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
       в текущем (прогнозном) уровне - на основе информации о текущих
   (прогнозных) ценах    на   эксплуатацию   строительных   машин   с
   составлением ведомости  по  Форме  N  4-мех,   предусмотренной   в
   Методических  рекомендациях  (письма  Госстроя  России от 04.06.93
   N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).
       3.1.4.4. Информация    о   текущих   ценах   на   эксплуатацию
   строительных машин    может    быть    получена    от    подрядных
   строительно-монтажных организаций,       трестов      (управлений)
   механизации или  каких-либо  других  организаций,  в  распоряжении
   которых находится   строительная  техника.  Эта  информация  может
   представляться по Форме N 2-исх,  предусмотренной  в  Методических
   рекомендациях (письма  Госстроя  России  от 04.06.93 N 12-146 и от
   05.11.93 N 12-275) (6 и 9).
       Для определения  стоимости  1 маш.-ч эксплуатации строительных
   машин расчетным  путем  могут  быть   использованы   рекомендации,
   приведенные в Прил. 6.
       3.1.4.5. Текущий уровень сметных цен  на  соответствующий  вид
   строительных машин  может  быть  определен  и  на основе базисного
   уровня цен,  приведенных в Сборнике сметных  норм  и  расценок  на
   эксплуатацию строительных   машин   (СНиП   4.03-91),  и  индексов
   изменения стоимости  машин,  рассчитанных  исходя   из   имеющейся
   информации о  текущих ценах на эксплуатацию машин.  При этом может
   быть использован как прямой счет (путем  калькулирования),  так  и
   метод унифицированных  ресурсно-технологических моделей (РТМ) (см.
   Прил. 1) по соответствующим группам машин,  в  которых  приводятся
   данные о  потребности в материальных ресурсах (топливо,  смазочные
   материалы, электроэнергия,  запчасти,  амортизация,  затраты труда
   машинистов, а   также   рабочих,   занятых   на   обслуживании   и
   перебазировании машин,   и   другие   статьи   затрат),   базисная
   стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем
   цен на эти ресурсы.
       3.1.4.6. Подрядным  организациям,  имеющим  на  своем  балансе
   строительные машины,  а также получающим их для работы  из  других
   организаций, рекомендуется   вести   на   компьютерной   основе  и
   постоянно поддерживать  в  рабочем  состоянии  ведомости  исходных
   данных о стоимости эксплуатации строительных машин.  Эта ведомость
   может вестись по форме таблицы СНиП 4.03-91, но по каждой машине в
   ней целесообразно  приводить  стоимость  по элементам затрат как в
   базисном, так и в текущем уровне цен, а также иметь строку текущих
   индексов по  составляющим  элементам  и  в целом на эксплуатацию 1
   маш.-ч машины.
       Аналогичные ведомости  рекомендуется вести и в соответствующем
   регионе силами  РЦЦС,   которые   могут   передавать   необходимую
   информацию пользователям на договорной, хозрасчетной основе.

              3.1.5. Порядок определения сметной стоимости
                         материальных ресурсов

       3.1.5.1. В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость
   материальных  ресурсов определяется исходя из данных о нормативной
   потребности  материалов,  изделий  (деталей)  и   конструкций   (в
   принятых  физических   единицах  измерения:  куб. м,  кв. м,  т  и
   пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.
       3.1.5.2. Нормативная    потребность  в  материальных  ресурсах
   может определяться:
       на основе  выделения  и  суммирования  в  локальных  ресурсных
   ведомостях или в локальных  ресурсных  сметных  расчетах  (сметах)
   ресурсных показателей    на    материалы,   изделия   (детали)   и
   конструкции, используемые  при  сооружении   объекта   (выполнения
   работ), с  сопоставлением  полученных  результатов  с  данными  из
   проектных материалов  (ведомости  потребности  материалов  -   ВМ,
   сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого
   для пользователей варианта;
       по проектным  материалам (проекту или РД):  ВМ и СВМ,  а также
   спецификации в составе РД.
       Порядок выделения  и  суммирования  ресурсных  показателей  по
   материальным ресурсам  приведен   в   Методических   рекомендациях
   (письмо Минстроя России от 10.01.92 N БФ-926/12) (4).
       Расход материальных ресурсов может быть также определен исходя
   из  приведенного  расхода  материалов - представителей (ресурсов -
   представителей), как это предусмотрено при применении метода ПВР и
   УПБС ВР.   Применение   этого   метода  приведено  в  Методических
   рекомендациях (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146) (6)  и
   в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 05.11.93 N
   12-275) (9).
       3.1.5.3. Оценка  итоговых  данных  о нормативной потребности в
   материальных ресурсах осуществляется:
       в базисном  уровне  -  по  Сборнику  сметных цен на материалы,
   изделия и конструкции  (СНиП  4.04-91)  и  региональным  сборникам
   (каталогам) сметных  цен,  разработанным  на местах (в регионах) в
   связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены
   в строительстве;
       в текущем  уровне  -  по  фактической  стоимости   материалов,
   изделий  и  конструкций  (с учетом транспортных и заготовительно -
   складских расходов) с составлением ведомости  по  Форме  N  4-мат,
   предусмотренной в   Методических  рекомендациях  (письма  Госстроя
   России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).
       3.1.5.4. Определение  текущих  цен  на материальные ресурсы по
   конкретной стройке  осуществляется  на  основе  исходных   данных,
   получаемых от   подрядной   организации.   Эта   информация  может
   представляться по  Форме  N  1-исх,  приведенной  в   Методических
   рекомендациях (письма  Госстроя  России  от 04.06.93 N 12-146 и от
   05.11.93 N 12-275) (6 и 9).
       Стоимость материальных  ресурсов  отечественного  производства
   определяется в соответствии  с  "Временным  положением  о  порядке
   применения свободных   (рыночных)   цен  и  тарифов  на  продукцию
   производственно-технического назначения,     товары      народного
   потребления и   услуги"  и  "Указаниями  о  переоценке  и  порядке
   формирования и применения реализуемых  оптовых  цен  на  продукцию
   производственно-технического назначения,    тарифов    на   услуги
   транспорта и  связи",  утвержденными  Министерством  экономики   и
   финансов РСФСР 23.12.91 соответственно N Р-339 и N Р-338.
       Стоимость материальных   ресурсов   импортного    производства
   определяется:
       по закупкам,  осуществляемым  за  счет  собственных   валютных
   средств организаций, предприятий и объединений, - в соответствии с
   положениями, приведенными в письме Комитета цен  при  Минэкономики
   России от  09.06.92  N  01-17/304-06  "Порядок  определения цен на
   импортные товары,  закупаемые   организациями,   предприятиями   и
   объединениями за   счет   собственных   валютных  средств  или  по
   товарообмену" (кроме п.  4),  с  учетом  последующих  изменений  и
   дополнений;
       по закупкам,  осуществляемым за счет централизованных валютных
   средств, и  кредитным  закупкам  -  в  соответствии с положениями,
   приведенными в письме от 14.08.92 Комитета  цен  при  Минэкономики
   России (N   01-17/572-06)   и   Минфина  России  (N  74)  "Порядок
   формирования свободных отпускных (оптовых) цен  внутреннего  рынка
   на импортные    товары    (продукцию),    закупаемые    за    счет
   централизованных валютных средств и кредитных ресурсов";
       по закупкам, осуществляемым в государствах - участниках СНГ на
   клиринговой  или  взаимосвязанной  основе,  -  в  соответствии   с
   "Порядком  определения  цен внутреннего рынка России на продукцию,
   закупаемую АО "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт"  в
   государствах  -  участниках СНГ на клиринговой или взаимосвязанной
   основе    в   1993   году",  утвержденным    Роскомцен    06.04.93
   N 01-17/515-04, с учетом последующих изменений и дополнений.
       3.1.5.5. Форма  калькуляции  стоимости   (ведомости)   текущих
   сметных цен   на  материалы,  изделия  и  конструкции  может  быть
   различной. Рекомендуется  ее  составлять   по   элементам   затрат
   (отпускная цена;  заготовительно-складские  расходы;  транспортные
   расходы и др.).
       3.1.5.6. Текущий  уровень  сметных цен на материальные ресурсы
   может быть определен и на основе  базисного  уровня  сметных  цен,
   приведенных в   Сборнике  сметных  цен  на  материалы,  изделия  и
   конструкции (СНиП 4.04-91) и  региональных  сборниках  (каталогах)
   сметных цен,    и   индексов   изменения   стоимости   материалов,
   рассчитанных исходя из имеющейся информации  о  текущих  ценах  на
   материальные ресурсы.    При    этом   прямое   отслеживание   цен
   рекомендуется вести   по   материалам    -    представителям    по
   унифицированной номенклатуре,  приведенной в прил. 4 (форма N 4) к
   Методическим   рекомендациям (письмо  Госстроя России от  04.06.93
   N 12-146) (6) и в Прил.2 (Форма N 4) к Методическим  рекомендациям
   (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275) (9),  а по остальным
   материалам,   примыкающим   к   соответствующему    материалу    -
   представителю,   -  применять  текущий  индекс,  рассчитанный  для
   материала - представителя по  отношению  к  его  цене  в  базисном
   уровне  (т.е.  на  01.01.91)  или  в  текущем  уровне  предыдущего
   периода.
       3.1.5.7. Подрядным     строительно-монтажным      организациям
   рекомендуется вести   на   компьютерной   основе   отслеживание  и
   формирование текущих  сметных  цен   на   материалы,   изделия   и
   конструкции с  составлением  ведомости  по удобной для них форме в
   зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной
   схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с
   промежуточным складированием.  Во   втором   случае   транспортные
   расходы могут быть разделены по двум графам:  в одной показываются
   расходы от завода - изготовителя до склада подрядчика,  в другой -
   от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.
       3.1.5.8. На основе данных подрядных      строительно-монтажных
   организаций и  данных  статотчетности  о  ценах  на  приобретенные
   строительные материалы,  детали и  конструкции  в  каждом  регионе
   (республике в  составе  Российской Федерации,  крае,  области) для
   составления инвесторских   смет    рекомендуется    силами    РЦЦС
   разработать и   постоянно  поддерживать  в  рабочем  состоянии  на
   компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен  на
   материалы, изделия   и   конструкции   по   форме,   удобной   для
   пользователей.
       В аналогичном  порядке  могут составляться указанные ведомости
   для специализированного  строительства  и  для  построечных   цен,
   формируемых для отдельных крупных строек.

             3.1.6. Порядок определения накладных расходов

       3.1.6.1. Начисление   накладных   расходов  осуществляется  по
   нормам накладных  расходов,  применяемым   согласно   Методическим
   рекомендациям (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248) (7).
       3.1.6.2. Нормы накладных расходов рекомендуется  определять  в
   соответствии с   Методическими   рекомендациями  (письмо  Минстроя
   России от 30.10.92 N БФ-907/12) (2) с учетом Перечня статей затрат
   накладных расходов, приведенного в Прил. 7.

          3.1.7. Порядок определения величины сметной прибыли

       Сметная прибыль   определяется   в   сметной   документации  в
   соответствии с  Методическими  рекомендациями   (письмо   Минстроя
   России от 30.10.92 N БФ-906/12) (1).

                 3.2. Объектные сметные расчеты (сметы)

       3.2.1. Объектные сметные расчеты (сметы) составляются по Форме
   N 3 (см.  Прил.  2 к настоящему Порядку), на объекты в целом путем
   суммирования данных   локальных   сметных   расчетов   (смет),   с
   группировкой работ и  затрат  по  соответствующим  графам  сметной
   стоимости "строительных работ",  "монтажных работ", "оборудования,
   мебели и инвентаря",  "прочих затрат".  Они составляются  в  одном
   уровне цен:  в  базисном  либо  в текущем (прогнозном).  Объектный
   сметный расчет  определяет,  как   правило,   сметный   лимит   по
   соответствующему объекту  в  составе проекта,  а объектная смета -
   стоимость объекта в составе РД.
       С целью определения полной стоимости объекта,  необходимой для
   расчетов за выполненные работы между заказчиком и  подрядчиком,  в
   конце объектной  сметы к стоимости строительных и монтажных работ,
   определенной в  текущем  уровне  цен,   дополнительно   включаются
   следующие средства на покрытие лимитированных затрат:
       на удорожание работ,  выполняемых в  зимнее  время,  и  другие
   подобные затраты,  включаемые  в  сметную  стоимость строительно -
   монтажных работ и предусматриваемые в составе главы "Прочие работы
   и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства,  - в
   соответствующем проценте для каждого вида  работ  или  затрат,  от
   итога строительно-монтажных  работ  по  всем  локальным  сметам  в
   соответствии с  Методическими  рекомендациями   (письмо   Минстроя
   России от 03.11.92 N БФ-925/12)(3);
       резерв средств   на   непредвиденные   работы    и    затраты,
   предусмотренный в сводном сметном расчете стоимости строительства,
   в части,  предназначенной для возмещения затрат подрядчика, размер
   которой определяется    по   согласованию   между   заказчиком   и
   подрядчиком. Резерв включается лишь в том  случае,  когда  расчеты
   осуществляются исходя   из   твердой   (окончательной)   свободной
   (договорной) цены на строительную продукцию.
       3.2.2. Если  стоимость  объекта может быть определена по одной
   локальной смете, то объектная смета не составляется. В этом случае
   роль объектной  сметы  выполняет локальная смета,  в конце которой
   включаются средства на покрытие лимитированных  затрат  в  том  же
   порядке, что и для объектных смет.  При совпадении понятий объекта
   и стройки  в  сводный  сметный  расчет   стоимости   строительства
   включаются также данные из локальных смет.
       В случаях,  предусмотренных  п.  3.1.1.3  настоящего  Порядка,
   когда на  один  и  тот  же  вид  работ  составляются два или более
   локальных сметных  расчета  (сметы),  все  эти   расчеты   (сметы)
   объединяются в объектном сметном расчете (смете) в одну строку под
   общим названием.
       3.2.3. В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге
   приводятся  показатели  единичной  стоимости  на  1 куб. м объема,
   1 кв. м площади  зданий  и  сооружений, 1 м протяженности  сетей и
   т.п.
       3.2.4. За итогом объектного сметного расчета (сметы) справочно
   показываются возвратные суммы,  которые являются итогом возвратных
   сумм, определенных во всех относящихся к этому  объекту  локальных
   сметных расчетах (сметах).
       3.2.5. При  размещении  в   жилых   зданиях   встроенных   или
   пристроенных предприятий   (организаций)  торговли,  общественного
   питания и  коммунально-бытового  обслуживания  объектные   сметные
   расчеты (сметы)   составляются   отдельно   для   жилых  зданий  и
   предприятий (организаций).    Распределение    стоимости     общих
   конструкций и  устройств  между  жилой  частью здания и встроенным
   (пристроенным) помещением  производится  в   ранее   действовавшем
   порядке.
       Допускается также составление одного сметного расчета (сметы),
   но с  выделением  за  ее  итогом  стоимости  жилой  части здания и
   встроенных и пристроенных помещений.
       3.2.6. Объектные сметные расчеты составляются,  как правило, с
   использованием укрупненных  сметных  нормативов  (показателей),  а
   также стоимостных показателей по объектам - аналогам.
       Выбор аналога должен  обеспечивать  максимальное  соответствие
   характеристик проектируемого   объекта  и  объекта  -  аналога  по
   производственно-технологическому или функциональному назначению  и
   по конструктивно-планировочной  схеме.  С этой целью анализируется
   сходство объекта  -  аналога  с  будущим  объектом,   вносятся   в
   стоимостные показатели  объекта  -  аналога требуемые коррективы в
   зависимости от изменения  конструктивных  и  объемно-планировочных
   решений, учитываются   особенности,   зависящие   от   намечаемого
   технологического процесса,  а также отдельно делаются поправки  по
   уровню стоимости для района строительства.
       Выбор единицы измерения при составлении  сметных  расчетов  по
   данным смет к рабочим чертежам аналогичных объектов производится в
   зависимости от типа здания (сооружения) или  вида  конструктивного
   элемента (вида работ).
       Единица измерения,  к которой приводится стоимость  объекта  -
   аналога, должна  наиболее  достоверно  отражать  конструктивные  и
   объемно-планировочные особенности объекта.

               3.3. Порядок составление сметных расчетов
                        на отдельные виды затрат

       3.3.1. Сметные  расчеты на отдельные виды затрат,  необходимые
   для определения сметного лимита,  если эти виды затрат не учтены в
   сметных нормативах, составляются в том же порядке, что и локальные
   сметные расчеты.  При этом используются  формы  локальных  сметных
   расчетов (смет), но с заполнением необходимых граф.
       3.3.2. При  наличии  нормативов,  выраженных  в  процентах  от
   полной сметной  стоимости  или  сметной  стоимости  строительно  -
   монтажных работ,  сметные расчеты не составляются. В этом случае в
   главы сводных сметных расчетов стоимости строительства "Подготовка
   территории строительства",  "Прочие работы и затраты", "Подготовка
   эксплуатационных кадров"  отдельной  строкой  включаются  средства
   исходя из имеющегося норматива.

            3.4. Порядок определения стоимости оборудования,
          мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

                         3.4.1. Общие положения

       3.4.1.1. При   составлении  сметных  расчетов  и  смет  в  них
   раздельно определяется стоимость:
       оборудования, предназначенного для производственных нужд;
       инструмента и инвентаря производственных зданий;
       оборудования и  инвентаря,  предназначенных для общественных и
   административных зданий.
       3.4.1.2. В   сметных   расчетах   и  сметах  на  строительство
   предприятий, зданий    и    сооружений    учитывается    стоимость
   предусмотренного проектом    оборудования   (монтируемого   и   не
   требующего монтажа),     предназначенного     для      обеспечения
   функционирования предприятия,     здания     и     сооружения    и
   подразделяемого по своему назначению на:
       технологическое, энергетическое,        подъемно-транспортное,
   насосно-компрессорное и другое;
       приборы, средства контроля, автоматики, связи;
       инженерное оборудование зданий и сооружений;
       транспортные средства,    включая    принимаемый   на   баланс
   застройщика подвижной   состав    для    перевозки    грузов    по
   железнодорожным путям,    предусмотренным    проектом,   а   также
   специальный железнодорожный подвижной состав,  не передаваемый  на
   баланс МПС   России,   и  другие  виды  транспортных  средств  для
   перевозки массовых и немассовых грузов;
       машины по уборке территорий цехов;
       оборудование средств пожаротушения;
       оборудование вычислительных центров,  лабораторий,  мастерских
   различного назначения, медицинских кабинетов;
       оборудование для  первоначального  оснащения  вновь вводимых в
   действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения,
   культуры, здравоохранения, торговли.
       3.4.1.3. Сметная  стоимость оборудования определяется по ценам
   франко-приобъектный   склад   строительства   или    франко-место,
   определенное   договором  подряда,  для  передачи  оборудования  в
   монтаж.
       Указанные цены  складываются из цены приобретения оборудования
   у поставщика (организации -  посредника),  транспортных  расходов,
   заготовительно-складских расходов,   принимаемых  при  составлении

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное